Новости пустой стул техника в психологии

Что касается конкретно техники “пустого стула”, то основное влияние на нее оказали театр, философия экзистенциализма и юнгианская психология.

КРУТАЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ 9. ПУСТОЙ СТУЛ

Его задача — фокусировка внимания, возбуждение энергии. Эксперимент создает насыщение фигур эмоциональной энергией, обостряет композицию конфликта, если конфликт имеется, выявляет незавершенные действия. В то же время он должен быть достаточно поверхностным, чтобы не испугать и не "перегрузить" клиента. Провокативный диагностический эксперимент в начальной фазе сессии создает позитивный эмоциональный настрой у клиента и далее дает возможность раскрыть эмоции. Клиент понимает, что это его собственный опыт, а не рассказ о том, что могло бы быть. Эксперименты предлагает терапевт, ориентируясь на состояние клиента и на сообщенный им материал. Эксперимент в начале сессии, однако, может быть предложен клиенту, если он легко выходит на контакт с терапевтом и сам находится в фазе контактирования динамично выражает чувства, обозначает противоречие мнений или конфликт, демонстрирует прерывания по типу ретрофлексии или проекции. По содержанию в этом эксперименте мы присоединяемся к актуальности клиента и усиливаем те тенденции, которые уже выделены клиентом. Не стоит на этапе начала сессии делать эксперименты, которые конфронтируют с убеждениями клиента или требуют серьезной компетентности. По сути, мы собираем в композиции эксперимента те элементы, которые уже были представлены клиентом к моменту начала эксперимента.

Благодаря игровой и экспрессивной форме, которая предлагается экспериментом, элементы фона становятся более активными, и начинает формироваться фигура. Клиенту, благодаря такой организации фона, легче фокусировать внимание и легче обрабатывать такой упрощенный материал. Позиция терапевта отличается тем, что терапевт старается заранее предположить, какие реплики и движения мог бы сделать клиент во время эксперимента. Это условие может помочь терапевту избежать излишней глубины и сложности переживаний клиента, сохранив при этом свежесть чувства. Это может показаться парадоксом, но избыточная сложность в начале сессии может истощить силы клиента и лишить его доверия к происходящему. Потому в эксперименте стоит выбирать посильный для клиента фрагмент психологически значимого материала. Выбор места и способа проведения эксперимента и позиция терапевта Эксперимент в ходе сессии обычно предлагает терапевт. Этот шаг со стороны терапевта, то есть само по себе предложение эксперимента со стороны терапевта, — это внесение новой фигуры в ситуацию контакта. Эксперимент развивает энергию, поддерживает процесс дифференциации и фокусировки, дате место для целостности объединение тела, эмоций, ума.

Эти позитивные моменты не мешают пониманию обратной стороны эксперимента, как дополнительной формы организации контакта, по сравнению с встречей клиента и терапевта. В этом смысле часто в ходе сессии эксперимент — это форма конфронтации с прерыванием контакта, который демонстрирует клиент. В этом случае эксперимент может быть понят как вариант "тактики подавления". Название тактики подавления предложено Перлзом для того, чтобы обозначить открытые тактики конфронтации терапевта с прерываниями контакта со стороны клиента. Поэтому терапевт должен предлагать эксперимент однозначно, четко обозначать место начала и место завершения. Примеры популярных экспериментов: Метафорическая работа Терапевт предлагает клиенту перевести свой опыт из его персональной ситуации в метафорическое пространство. Такой перенос дает дополнительную экспрессию "решающей семантической машины". Это предложения со стороны терапевта типа: "поговори от имени руки! Обращение к воображаемой фигуре диалог с пустым стулом Этот эффект основан на сочетании направленного движения и произнесенного текста.

Монолог, произнесенный энергично, адресно и с выражением в адрес обозначенной в пространстве символом подушкой, предметом фигуры побуждает человека координировать свои переживания и делать фокусировку в высказывании, фокусировать интенцию. Возможно развитие темы в таком эксперименте как диалог между фигурами. Групповая скульптура Популярный групповой эксперимент, в котором клиент делает рассказ о свое ситуации, а затем создает из участников группы пространственный скульптурный портрет, отражающий динамическую семантику внутренних связей его ситуации. Как правило, в таком эксперименте клиент много раз переставляет участников и меняет места, за счет этого усиливая свое осознавание. Собака сверху и собака снизу Название эксперимента предложил Ф. Перлз, использовав популярную в Америке и мало понятную в России идиому. Несмотря на странность названия, этот эксперимент чудесно происходит в группе, когда ставятся два стула, и на них по очереди выходят участники. Большую роль играет пример предшествующих участников. Участники "болеют" и дают свои эмоции и разогревают тех, кто выходит на эти "ролевые" стулья.

С одного стула человек говорит от имени своей внутренней позиции по типу "надо делать", со второго стула человек говорит от имени своей внутренней позиции "естественного сопротивляющегося" персонажа. Преимущества работы в группе с этим экспериментом очевидны. Во-первых, участники привыкают к импровизации. Кроме того, легализируются некоторая часть чувств и высказываний. Участники группы привыкают к тому, чтобы заметить переключения энергии от одной из фигур к другой. Существенно, чтобы ведущий поддерживал энтузиазм каждой фигуры, и поддерживал, чтобы она говорила, о чем хочет! Полярности Эффект полярности сам по себе известен в опыте культурной практики. Введение контрастной пары к имеющимся в распоряжении клиента фигурам создает эффект оживления. Независимо от того, выбрана альтернативная человеческая роль, концепция или абстракция, в ситуации эксперимента обращение к полярности расширяет поле и насыщает фон.

Некоторый риск таких приемов состоит в том, что внимание клиента может рассеивается, и ему иногда приходится не так просто переключаться на новую фигуру. Популярны эксперименты, в которых полярности "встречаются" в споре, в драматическом движении, как могли бы встретиться два человека на диспуте. О полярностях рассказано и написано много. Не все любят эксперименты с полярностями. Количество вариантов пар бесконечно, начиная с "я добрый — я злой", "умный-глупый", "доброта-агрессивность", и завершая совершенными абстракциями. Есть мнения, что работа с полярностями эффектна, но запутывает клиента. Чаще всего эффект запутанности, однако, возникает в ситуации, если невнимательный терапевт начинает в качестве эксперимента с полюсами одной семантической оси, а заканчивается дело неожиданно для терапевта конфликтом ролей. А надо помнить, принять к сведению, что тактики поддержки экспериментов с внутренним конфликтом сильно отличаются от тактик поддержки экспериментов с полярностями. В целом, однако, стоит сказать, что использование спонтанно предложенных в ходе сессии полярностей для эксперимента оживляет ситуацию и дает дополнительный эмоциональный материал для работы.

Есть в нем что-то одиозное. Конечно, его трудно считать визитной карточкой современной гештальт-терапии, тем более что он по сути заимствован из психодрамы. И используется в рамках множества самых разных задач в практике всей современной терапии. Но у гештальт-терапевтов есть свои мотивы дружить с этим экспериментом. Как ни как эксперимент с расстановкой пустых стульев отражает пространственную диспозицию. То есть клиент обращается не просто в пустое пространство, а фокусирует, проецирует в физическое пространство те вектора, которые имеют место в эмоциональном пространстве человека. Когда он необходим? Конечно, в моменты, когда необходимо прояснение отношений с конкретными людьми, с ушедшим или с умершим человеком. И в тех случаях, когда конфронтация терапевта со слиянием у клиента затруднена, и человек переживает сложный конгломерат чувств, которые ему трудно дифференцировать.

Эффект разговора с пустым стулом с точки зрения гештальт-терапии прежде всего в том, что составление завершенного текста проясняет послание и делает переживание более стройным. В то же время не стоит сосредотачиваться на этом эксперименте как на теме "репетиции поведения". Эта игровая терапевтическая работа не специфична для гештальта. Авторы считают, что необходима обязательно встреча, конфронтация двух противоположностей, в результате которой будет развитие фигур и начало контакта. Классическая для аналитической традиции идея о том что необходимо развертывать во внешнем в физическом или фантазийном пространстве внутренний конфликт также естественно находит отражение в экспериментах с пустыми стульями. Литературный аналог этого метода легко найти в работах знаменитого писателя-фантаста Роберта Шекли "алхимический марьяж Алистера Кромптона" и другие рассказы. Партнерский диалог и встроенный эксперимент На примере популярного эксперимента "разговор от имени части тела" рассмотрим важную проблему, в которой обсуждается сочетание в одной коммуникации двух стилей установления контакта. Один из них — это вопрос о том, возможен ли в эксперименте эпизод работы с внутренней феноменологией в рамках партнерского диалога? И шире — насколько уместен эксперимент в ходе партнерского диалога?

В качестве исходной гипотезы предложим идею о том, что в рамках формы отчетливо построенного диалога при отчетливом распределении ответственности можно разместить любую форму эксперимента. Эксперимент — это совместное действие двух людей, которые понимают друг друга, которые готовы к сотрудничеству и которые искренне рады сделать усилие для организации изменений. Это акт совместного творчества. Который имеет свою форму, свою рамку начало и завершение и свою уникальную форму завершения. По сути дела, терапевт организовывает действие с экспериментом как проект с отдельной фигурой, и этот проект проходит пот всем четырем фазам цикла контакта. Предконтакт — обсуждение и мотивация клиента, выбор темы для эксперимента.

Как мы видели, Перлз испытывал давнее и стойкое влечение к театру. Возвращаясь к Морено и психодраме, следует отметить, что Перлз делал упор на инсценировке.

А ты вспомогательное лицо передвинься сюда, где был протагонист, и попытайся в точности быть им. А теперь вспомогательному лицу, которое теперь изображает протагониста будь добр, повтори последние слова протагониста». Показания: Когда вспомогательное лицо исполняет роль какого-то человека, хорошо известного протагонисту, то ему для достоверного изображения нужна дополнительная информация. Протагонист становится этим человеком и предоставляет недостающую информацию путем моделирования и демонстрации. Терапевту нужно получить больше информации о протагонисте. Многие протагонисты выдают больше информации о себе, пребывая не в своей роли, а в роли вспомогательного лица. Выходя из своей роли, протагонист как бы забывает о психологической защите. Устранение конфликта между близкими людьми, который должен быть разрешен путем улаживания и признания требований всех сторон. Противопоказания: Действие развивается открыто и осмысленно; Протагонист слишком встревожен или напуган личностью, чертами характера, поведением, изображаемым вспомогательным лицом садист, насильник, убийца и т. Таким образом, при обмене ролями протагонист играет в психодраме роль какой-либо другой ключевой фигуры, а вспомогательное «Я» берет на себя роль протагониста. Этот прием иногда используется для того, чтобы одни участники могли достичь эмпатического понимания затруднений, которые испытывают другие, то есть взглянуть на мир с их точки зрения, их глазами. Обмен ролями эффективно используется в работе с детьми и подростками как техника социализации и самоинтеграции. К примеру, дети охотно берут на себя роли родителей или взрослых, тем самым осваивая новый социальный опыт. Зеркало «Зеркало» является разновидностью техники, имитирующей поведение, и разработана специально для того, чтобы обеспечить протагониста живым зеркалом. В принципе эта техника выполняет ту же функцию, что и видеозапись. Техника зеркала осуществляется вспомогательным лицом, исполняющим роль протагониста в течение короткого времени, а протагонист наблюдает за ним, удалившись из пространства действия. Основной задачей вспомогательного лица выступает копирование поведения протагониста. Но иногда бывает необходимо преувеличить отдельные черты поведения протагониста, придать ей вычурности, гротескности. Обычно эта техника используется на закрытых терапевтических сеансах. Протагонисту: «Не могли бы Вы выйти из пространства действия и встать вот здесь, рядом со мной. Я хочу кого-нибудь попросить сыграть Вас в сцене; понаблюдайте за этой игрой. Можете хранить молчание, а можете делать замечания мне или вспомогательному лицу, когда захотите». Вспомогательному лицу: «Я бы хотел, чтобы в этой сцене ты исполнил роль протагониста. Веди себя точно так, как это делает протагонист, в том, что касается манер, жестов, интонаций голоса. Показания: Протагонист неохотно взаимодействует со вспомогательным лицом, погружен в себя, недостаточно разогрет или занимает позицию неучастия в сцене. Протагонист участвует в сцене, но явно мало проникается значением своих действий, их последствий, значением своего отношения и поведения. Приходится иметь дело с протагонистом, неспособным открыто общаться с другими людьми состояние депрессии, неадекватное поведение, одержимость фантазиями, нереальностью и т. Противопоказания: Протагонист очень чувствителен, обладает низкой самооценкой. Протагонист с суицидальными наклонностями или параноидальными проявлениями. Из вышеизложенных показаний к применению становится ясно, что данная техника направлена на преодоление сопротивления со стороны протагониста. Мотивационный аспект сопротивления связан с вопросом: «Чему сопротивление сопротивляется? Техника «Пустой стул» «Пустой» стул «высокий» стул. При использовании техники «пустого» стула клиент взаимодействует с антагонистом и даже обменивается с ним ролями, и, соответственно, в его роли взаимодействует с воображаемым самим собой. При использовании техники «высокого» стула обычный стул помещают на подставке так, чтобы клиент, сидящий на нем, возвышался над остальными сидящими. Это делается для того, чтобы придать клиенту-протагонисту ощущение силы, которая ему необходима, чтобы успешно справиться со своими противниками в психодраматическом действии или с другими людьми, которые обычно подавляют его в реальной жизни. Опыт «высокого» стула может помочь клиенту более успешно научиться справляться с угрожающей реальностью. Проигрывание возможных будущих жизненных ситуаций.

Особенно если дело касается детской обиды на родителей. Дети не могут выразить гнев, упреки и претензии в отношении взрослых. Они накапливаются в подсознании и формируют три основных типа сценариев: 1. Во взрослой жизни человек выбирает партнера, похожего на родителей, чтобы высказать ему все претензии своего детства. Но это не приносит удовлетворения, поскольку выяснять отношения приходится не с настоящими мамой и папой, а с их «заместителями». Человек подсознательно ищет для себя «идеального родителя», которого так не хватало в детстве. Например, девушка, выросшая без отца или с отцом-абьюзером, видит «заменителя» отца в мужчине, который рядом. Она превращается рядом с ним в маленькую капризную девочку, которая требует заботы и внимания, изводит ревностью и обижается, если не получает желаемого. Выросший ребенок собственным примером пытается показать, как быть хорошим родителем. Он строит «идеал» семьи и требует от окружающих соответствия благополучной картинке. Если в чем-то пазл не складывается, это вызывает гнев и фрустрацию. Чтобы заставить экс-партнера пожалеть о сделанном, они демонстрируют в соцсетях счастливую жизнь свободного человека или выкладывают фото с новыми пассиями. Но чаще всего — ищут похожего по характеру и типу темперамента нового партнера, чтобы дать себе «еще один шанс». Даже если расставание произошло из-за несовпадения взглядов и приоритетов. В качестве антисценария возможен отказ от серьезных отношений или подсознательный страх, который заставляет вечно оставаться на стадии конфетно-букетного периода. Как только появляется более тесная связь, человек разрывает союз и уходит. Несбывшиеся мечты Неважно, какая потребность оказалась неудовлетворенной — материальная или эмоциональная. Чувство обиды и несправедливости будет преследовать и заставлять наступать на одни и те же грабли.

Техника пустого стула

Рекомендуется использовать технику "пустого стула" неоднократно, несколько раз в неделю, чтобы установить контакт со страхом и постепенно обнаружить смысл, который он несет. Другой техникой является «пустой стул». Техника «Пустой стул». Это пример регрессивной техники. Психолог предлагает клиенту сесть на стул, а напротив себя на пустом стуле представить человека, с которым связан неприятный опыт. В этом видео мы поговорим про технику гештальт терапии, которая называется "Пустой Стул".

Как простить и отпустить человека. Техника «Пустой стул»

Задача терапевта — поддерживать аутентичное столкновение частей «Я» или «Я» и других и препятствовать преждевременному согласию или соглашательству. После того как борьба между двумя частями личности будет обострена до подходящего уровня, а чувства вербально и невербально выражены, энергия начнет рассеиваться, и наступит истинная интеграция или истинное разрешение. В процессе работы терапевт либо усиливает этот процесс, либо констатирует наличие тупика и необходимость дальнейшей работы для его преодоления 1. В некоторых случаях работа с персонажами стульев может строиться по принципам разрешения межличностных конфликтов, где после прояснения и выражения чувств необходимо выяснить их потребности и желания и преложить договориться. Терапевт при этом будет играть роль посредника.

По мнению основателей гештальтпсихологии, гештальтом считается любой целостный образ, составленный из разных частей. И мы «закрываем» его каждый раз, когда, например, узнаем того, кого давно знаем, даже не видя его лица. Или понимаем, что несколько стоящих друг за другом людей образуют очередь. Впоследствии гештальтпсихология развития не получила, хотя ее идеи до сих пор используются в других направлениях психологии, а принципы применяются в дизайне и искусстве. А вот понятие незакрытого гештальта пришло из другого направления — гештальттерапии.

Оно появилось в середине 20 века и почти не связано с гештальтпсихологией. Гештальттерапия — это именно практический подход: она не изучает, как устроена психика, а предлагает техники для работы с эмоциями пациента и улучшения его состояния. Но все же идея целостности нашла в ней отражение: один из ее принципов — холистический, то есть целостный подход, согласно которому невозможно рассматривать происходящие в психике процессы отдельно от личности человека и внешних обстоятельств.

Перлза в психологии предлагает посадить на пустой стул воображаемые или реальные объекты или людей, чтобы создать ситуацию диалога или конфронтации. Рассмотрим несколько вариантов, кого можно посадить на пустой стул. Внутренний критик Внутренний критик — это внутренний голос, который постоянно критикует и осуждает наши действия и мысли.

Посадив внутреннего критика на пустой стул, можно взглянуть на его доводы и увидеть их источник. Такой диалог поможет осознать и преодолеть негативные убеждения и ограничения, наложенные внутренним критиком. Родительская фигура На пустой стул можно посадить родительскую фигуру, которая может символизировать отца, мать или другого взрослого, играющего значимую роль в жизни человека. В процессе диалога с воображаемым родителем можно выразить свои чувства и обсудить проблемы, связанные с отношениями с родителем. Это позволяет осознать свои эмоции и взглянуть на отношения с родителем с новой перспективы. Важный человек На пустой стул можно посадить важного человека из своей жизни, с которым у вас есть нерешенные проблемы или незавершенный диалог.

Такая воображаемая встреча может помочь высказать свои мысли, переживания и эмоции в отношении этого человека, а также получить более глубокое понимание ситуации. Это может быть полезным для разрешения конфликтов и принятия дальнейших решений. Части личности На пустой стул можно посадить различные части личности, которые могут быть внутренними субличностями или представителями разных аспектов личности. Такая техника позволяет провести диалог между разными частями себя, чтобы лучше понять свои внутренние конфликты и стремления. Фантазийные объекты На пустой стул можно посадить фантазийные объекты или персонажей, чтобы провести диалог с ними или взаимодействовать с ними воображаемым образом. Это может быть полезным для развития творческого мышления, преодоления страхов или получения новых идей.

Заключение Техника «Пустой стул» Ф. Перлза предлагает широкие возможности для работы с различными воображаемыми или реальными объектами и людьми. Посадка на пустой стул позволяет создать ситуацию диалога или конфронтации, что способствует осознанию и преодолению проблем.

Чтобы субличность могла проявиться, нужно организовать особую, психотехническую коммуникацию, важным свойством которой является «свободный интерес». Рассаживание субличностей по стульям «субличностный анализ» потому и оказывается психотехническим действием часто очень эффективным , что в до-техническом состоянии они в человеке склеены, находятся в клинче, и между ними должен войти «рефери», разнять этот клинч, чтобы они могли начать взаимодействовать. Пока они в клинче, они так друг друга держат, что вроде их и нет, а есть единый «кластер»: и хочется, и колется, и не знаю, что решить, и не делаю ничего. Проявление субличностей требует рассаживания их по стульям в присутствии «рефери».

Технически говоря, терапевт должен договориться с клиентом, что сейчас мы его субличности усаживаем на отдельные стулья, и при этом мы не будем их критиковать, бить по голове, переделывать — по крайней мере для начала мы будем их выслушивать и выспрашивать здесь клиенту очень пригодятся приобретенные на «бейсике» навыки. Причем ведь субличности «там внутри» все время что-то друг с другом делают. И видимо что-то не то, что клиенту «самому», как целому, нужно. Чтобы их рассадить по стульям, чтобы устроить эту процедуру разделения субличностей, нужно обеспечить им гарантии неприкосновенности на переговорах, как в большой политике: Рейган приезжает к Горбачеву и встречается здесь с каким-то представителем московских диссидентов. Он, Рейган, договорился с Горбачевым, и их договоренность является гарантом того, что этому диссиденту дадут сказать то, что он хочет сказать, и потом его не тюкнут, потому что команда Рейгана за этим проследит. В обычном положении дела отношения между диссидентом и Горбачевым таковы, что если этот диссидент вылезет на поверхность, то Горбачев собирательный , хочет он этого или не хочет, обязан его тюкнуть. Приезжает Рейган, и устраивается коммуникация, когда этот говорит, а тот ему — по делу!

Главное, что мы должны сделать — сохранить субличность с ее интересом, чтобы не дать соседке, с которой она раньше была в клинче, снова ее затюкать или снова войти с ней в клинч. Мы должны посмотреть и дать увидеть клиенту , что эта субличность думает, какие у нее интересы, какие у нее опасения и т. Допустим, мы это сделали: посадили эти субличности, обеспечили их аутентичность, невыдуманность, наличие у каждой из них реального интереса. Мы обеспечили их безопасность, теперь эти субличности имеют возможность высказывать свои интересы, настаивать на своем. Но, как вы помните, и как мы все с вами знаем практически, это возможно только в тех условиях и как раз потому, что это чисто коммуникативная ситуация: действие приостановлено, все сидят и разговаривают. Горбачев с Рейганом могут договориться, что дадут слово диссиденту, как раз потому, что они дадут ему высказаться, но при этом не дадут ему возможности действовать, осуществлять реальную политику, — на это бы никто не пошел. Так что пока, за «круглым столом», у субличности не будет возможности действия, будет только возможность высказаться.

Что же дальше? Вот они сидят, высказываются, мы поняли, какие у них интересы. И что теперь с этими субличностями и их интересами делать? Автор: М. Опубликовано на личном сайте.

Эффект Зейгарник и незавершенный гештальт.

В статье расскажем, что такое техника «Пустого стула», какова ее суть, как ее проводить в психологии и каких результатов можно ожидать. это терапевтическая стратегия, используемая гештальт-психологами. Мы объясняем, из чего он состоит, его применения и преимущества. Техника "пустого стула" используется как для интеграции "частей" личности, так и для диссоциации с интроектами. В этом видео мы поговорим про технику гештальт терапии, которая называется "Пустой Стул". Техника "Пустого стула" поможет вам прояснить, исследовать и понять любую проблему психологического порядка, потихоньку подбираясь к её решению, получая возможность её закрыть, завершив незавершённый гештальт. При использовании техники «пустого» стула клиент взаимодействует с антагонистом и даже обменивается с ним ролями, и, соответственно, в его роли взаимодействует с воображаемым самим собой.

Что такое гештальт и зачем его закрывать

Что касается конкретно техники “пустого стула”, то основное влияние на нее оказали театр, философия экзистенциализма и юнгианская психология. Техника пустого стула, также называемая «техникой двух стульев» или просто «работой на стуле», представляет собой терапевтический метод, используемый в разговорной терапии. Когда понимаем, что клиенту нужна данная техника, то ставим перед ним пустой стул. методу, объединившему в себе искусство и науку.

Полезные гештальт-упражнения / Встреча 5 / Задание 5 / Техника "Пустого стула"

Когда понимаем, что клиенту нужна данная техника, то ставим перед ним пустой стул. Рекомендуется использовать технику "пустого стула" неоднократно, несколько раз в неделю, чтобы установить контакт со страхом и постепенно обнаружить смысл, который он несет. Техника «Пустой стул» Ф. Перлза в психологии и её особенности.

Что значит закрыть гештальт на самом деле

После соответствующих шагов, отмеченных терапевтом, результаты могут быть очень позитивными для личного развития, а внутри - для эмоционального. Это потому, что это позволяет эмоциональный контакт с ситуацией или отсутствующим человеком. Особенность этого контакта заключается в том, что в нем пациент всегда сохраняет контроль. Эта методика была разработана Фрицем Перлсом, психоневрологом и врачом-психоаналитиком, создателем гештальт-терапии. Он использовал его, когда предлагал короткие демонстрационные сессии для широкой аудитории профессионалов, которые хотели узнать о гештальт-подходе..

Тем не менее, также Якоб Леви Морено, основатель Psychodrama, придумал создание техники пустого стула. Ток, при котором использование этого инструмента тоже довольно часто. В обоих направлениях использование техники одинаково и имеет свои показания. Какова техника пустого стула??

Техника пустого стула превращает сеанс психотерапии в опытную встречу пациента. В дополнение к двум обычным стульям, используемым в наборе психотерапии, добавляется третий стул - пустой стул, на котором человек вынужден представить, что кто-то или что-то там сидит, а затем заняться этим так, как если бы он действительно присутствовал.. Вначале человек проецирует воображаемое в пустом кресле часть своей личности, отсутствующего человека, чувства или ситуацию, с которой у него возникает конфликт, чтобы освободить место для диалога. Впоследствии человек, следуя лозунгу психотерапевта, будет двигаться, чтобы занять пустую должность смены стула.

Этот "двухрельсовый монолог" поддерживает ход действия. Важно, чтобы впоследствии пустой стул был занят конкретным человеком, вспомогательным лицом, с кем бы протагонист мог общаться, как будто воображаемый "кто-то" действительно был здесь. В своей простейшей форме техника пустого стула использует один стул.

Но сцена может быть расширена, усложнена и в этом случае можно использовать несколько пустых стульев, представляющих несколько ролей. Например, могут быть поставлены два стула — один доброжелатель протагониста, другой — злопыхатель. Группа пустых стульев может представлять целый репертуар ролей муж, отец, поставщик, начальник, помощник, преподаватель, интеллектуальный компаньон, секретарь.

Характеристика методов и техник психологического консультирования: парадоксальная инструкция, фантазирование, техника интерпретации, техника конфронтации. Применение методики[править править вики-текст] Одним из примеров, приводимых автором метода, является случай с молодым врачом, испытывавшим сильный страх потоотделения. Как только молодой человек начинал бояться, что вспотеет, он тут же обильно потел.

Возникал порочный круг: страх вспотеть порождал еще более интенсивную реакцию потоотделения. Чтобы разорвать возникший порочный круг психотерапевт рекомендовал молодому врачу следующее: каждый раз, когда тот начинает потеть, намеренно стараться продемонстрировать окружающим, насколько хорошо он умеет это делать. Теперь как только он встречал кого-нибудь, кто вызывал у него предваряющую тревогу потоотделения, то говорил себе: «Раньше я потел только на кварту, а теперь напотею по меньшей мере на десять кварт!

Франкл утверждает, что парадоксальная интенция также может применяться при нарушения сна: «Страх бессонницы порождает экстенсивное стремление заснуть, которое в свою очередь делает пациента неспособным заснуть. Чтобы преодолеть этот специфический страх, я обычно советую пациенту не стремиться заснуть, но, наоборот, стараться как можно дольше бодрствовать. Иными словами, усиленное стремление заснуть, порождаемая боязнью не заснуть, должна быть заменена парадоксальной интенцией — стремлением не заснуть, вскоре за которым должен последовать сон».

По утверждениям автора метода, в конце концов симптом должен атрофироваться. Виктор Франкл настаивает на том, что возникший порочный круг разрывается не невротической сосредоточенностью на собственной личности жалость к себе, презрение и т. Парадоксальная интенция эффективна при лечении обсессивных, компульсивных и фобических состояний, особенно в случаях, которые связаны с антиципированной тревогой.

Вот вы находитесь напротив него. Выскажите ему все, что у вас накопилось внутри за это время, всё, что хотели бы ему сказать. Не сдерживайте ваши эмоции, необходимо их полностью прожить. После того, как все слова сказаны, эмоции пережиты, поменяйтесь с представляемым вами человеком ролями, пересядьте на пустой стул, посмотрите на себя со стороны и представьте, что бы он мог вам сказать в ответ, либо как отреагировал на сказанное вами. Если будет желание ответить, смело отвечайте. Проблема: Вы не можете принять часть своей личности, разобраться со своими чувствами по отношению к какой-либо ситуации, у вас есть какая-то цель, которую вы не можете достигнуть из-за конфликта с самим собой вы хотите ее достичь, но начиная идти к цели, бросаете все и перестаете верить в себя. Это также может быть неприятие со стороны общества, какие-то конфликты с окружающими или с самим собой.

Например: вы любите работать с людьми, чувствовать себя полезным, но в то же время вы по натуре интроверт человек, который предпочитает общению, находиться с самим собой наедине и вас "раздражает" эта работа. Представьте ту часть своей личности, которая любит работать с людьми, скажите, что именно вам нравится в работе?

Опытный терапевт, который руководит процессом и поддерживает доверительные отношения с пациентом. Применение техники «Пустой стул» может привести к следующим результатам: Проявление эмоциональной разгрузки и осознания своих эмоций. Изменение восприятия и понимания ситуации, позволяющие увидеть ее с разных углов и найти новые решения.

Полезные гештальт-упражнения / Встреча 5 / Задание 5 / Техника "Пустого стула"

Такие конфликты часто порождаются внутренним диалогом долга, требований общества, совести, с одной стороны, и желаний, эмоций, спонтанности, с другой. Разворачивание этого диалога вовне оказывает терапевтическое воздействие. Ради справедливости стоит отметить, что «пустой стул» был перенят из психодрамы Морено, а не возник в рамках гештальт-терапевтического подхода.

Я и только Я знаю, как должно быть; Я никому не доверяю, потому что они сделают плохо и я буду переделывать; Я самая красивая, и у меня все должны спрашивать совет. Если вы не согласны, то у вас вкуса нет. Алиса не могла принять, что дочь не такая, как она сама. Не видя в ней личность, она подавляла девочку, та защищалась. Более того, Алиса даже не пыталась понять дочь. Просто хотела заставить её стать своей копией. И не только её, а всех окружающих мечтала загнать в рамки своего видения мира.

Очень трудно жить в таким восприятии себя и остальных. Техника пустого стула На новой встрече с Элиной психолог предложила ей провести диалог между ней и мамой. Один для тебя, второй для мамы. Сначала садишься на свой и говоришь маме всё, что накипело. Все свои доводы. Потом ты должна пересесть на место мамы и отвечать за неё. Но прежде обдумай, что ты ей сказала. Мы всё время орём друг на друга. Какая тут логика?

Тогда Юля предложила Элине составить список её главных претензий к маме и записать. Список был готов уже через пять минут. Там было всё, что уже ранее озвучила девочка. Юля просмотрела его и предложила составить такой же от лица мамы. Элина задумалась. Юля видела, как девочка пыталась спокойно всё обдумать. И наконец, медленно, но верно второй список был готов. Письмо-терапия К новой встрече Юля попросила Элину написать письмо маме, основываясь на списке. Но маме не отдавать, а принести его сюда.

И еще одно, от лица мамы к самой Элине. Свое письмо Элина принесла через неделю. А вот письмо, которое она должна была написать себе самой от маминого лица, пока не получилось. Потому что ты худая, а я нет. Мне не идут такие модели, которые в обтяжку по фигуре. Нет, просто у неё такой стиль общения. Она не умеет иначе. А я сразу завожусь и ору в ответ. Но давай посмотрим.

У мамы свое видение мира. Да, оно отличается от твоего и сильно. Как думаешь, почему она так делает? В её понимании. Но я очень бурно реагирую. А я не хочу, чтобы мной командовали. Хочу, чтобы мы нормально говорили.

Можешь делать это регулярно например, два раза в неделю , а можешь только тогда, когда почувствуешь необходимость высказаться; Лучше писать ручкой на бумаге, но если очень нужно, а под рукой только телефон, можешь делать это в заметках; Важно соблюдать последовательность настоящего письма. То есть, сначала поздороваться, затем описать ситуацию, после высказать претензии, а потом завершить словами прощения; Писать терапевтические письма можно настолько часто, насколько тебе это необходимо. По сути, этот все та же техника «Пустой стул», только в более доступном и упрощенном варианте. В конечном итоге неотправленные письма помогут относиться к ситуации все легче, а ты, если захочешь, сможешь посмотреть, как менялось свое состояние, просто прочитав их. Визуализация положительной динамики — отличная мотивация двигаться дальше по этому пути. И здесь это тоже будет работать, поэтому обязательно попробуй. А если ты понимаешь, что мысли о прошлом тебя поглощают, ты стала зависима от человека и, кажется, не в состоянии справиться с происходящим сама, подумай о визите к психологу. Онлайн-платформы позволяют немного сэкономить, а уже после одного сеанса тебе может стать значительно легче. Источник Способ забыть человека со стулом Институт практической психологии Ольги Гаркавец запись закреплена Техника «пустого стула» — прием, часто используемый в гештальттерапии. Известно, что техника эта возникла под влиянием психодрамы Морено, которая произвела на Перлза большое впечатление. На нем размещается значимый человек, с которым клиент осуществляет диалог, причем это может быть даже умерший человек, с которым остались непроясненные отношения или что-то невысказанное. Экспериментальную игру, связанную с диалогом частей личности, терапевт предлагает тогда, когда у пациента имеются противоположные установки, борющиеся между собой, порождая внутриличностный конфликт. На стул можно «посадить» Любое качество, чувство клиента для того, чтобы понять, от чего оно защищает, чему хочет помочь, выявляются вторичные выгоды. Боли и психосоматические проявления также могут стать собеседниками, для поиска причин и вторичных выгод. Техника «Пустой стул» состоит в том, что клиенту предлагается на пустой стул перед собой посадить воображаемого собеседника. Затем организуется диалог между тем «я», которое сидит на первоначальном стуле, и посаженным на пустой стул «собеседником», причем роль этого собеседника исполняет, — пересаживаясь на пустой стул, — сам клиент. Так как обе роли или больше, если необходимо исполняет сам клиент, становится очевидным, что диалог ведут его собственные «части», даже если «собеседником» представляется человек. Оказывается, что каждая из этих «частей» может говорить, думать, чувствовать, иметь свою точку зрения, отличную от точки зрения других «частей». Эта ролевая техника достаточно популярна на только у гештальтистов. Работу с пустым стулом можно применять в индивидуальной и групповой работе. Подобный принцип работы можно использовать с метафорическими картами, когда клиент выбирает себя и «собеседника». Здесь хорошо подойдут портретные, сюжетные колоды, а также абстрактные для обозначения чувства, боли и т. Используете ли вы технику «пустого стула» в своей работе? Источник Цель: научиться признавать и выражать собственные эмоции и чувства, порожденные внутриличностными конфликтами и разрешать их. Техника стульев используется, когда участник выражает две или более противоборствующих тенденции в какой-либо межличностной ситуации. Стулья используются для того, чтобы представлять собой каждую из альтернатив. Участник принимает на себя разные роли, садясь на разные стулья, а тренер интервьюирует его в каждой из ролей. Эта техника может помочь участнику принять решение в значимой ситуации. Участник осуществляет диалог с собственными чувствами страха, гнева. Напротив стула, который занимает клиент горячий стул располагается пустой стул, на который сажают воображаемого собеседника чувство. Клиент поочередно меняет стулья, проигрывая диалог, по очереди воспроизводит реплики от имени одной, затем другой психологической позиции. Стулья позволяют дать выход эмоциям, их можно толкать, бить, обнимать, пинать. Тренер обычно стоит за стулом и задает вопросы, касающиеся данной ситуации, чтобы облегчить процесс проекции, задает вопросы по поводу происходящего, стимулируя групповую дискуссию. Участник на пустом стуле может представить сидящим значимого для себя партнера, то есть того, кому необходимо рассказать, какие чувства испытывает он по поводу трудностей и ссор, возникающих в их отношениях. Пустому стулу или нескольким стульям можно также придать роль или роли частей самого себя уверенный, застенчивый и т. Стулу легко говорить, что угодно и проецировать на него что угодно, и при этом на участников не воздействуют личностные характеристики живых партнеров. С какими трудностями вы столкнулись, выполняя данное упражнение?

Слово гештальт в переводе с немецкого языка буквально означает «целостность», «фигура», «образ». Гештальт-терапия направлена на достижение человеком гармонии с собой, своим организмом и окружающем миром, и заключается в сотворении целостного образа его личности. Основной целью гештальт-терапии является восстановление личностью естественного контакта с другими людьми, обретение им жизненной энергии. Теория гештальттерапии Базовая идея гештальттерапии заключается в способности нашей психики к саморегуляции, возможности человека приспосабливаться к окружающей среде, нести ответственность за свои действия, ожидания и намерения. Из этого вытекает главный принцип данного метода — стремление к расширению осознавания себя и мира. Только осознанный человек может эффективно развиваться и нести ответственность за свою жизнь. Фредерик Перзл назвал такое стремление «сознательное осознавание», подразумевая под этим термином проживание ситуации в настоящем моменте, здесь и сейчас. Человек должен сознательно присутствовать в этом проживании, забыв о своем уме, доверяя лишь собственным чувствам. Именно тогда терапевт сможет выделить из сознания пациента актуальные на данный момент проблемы, не распыляясь на несущественное. Гештальттераппия — основные положения Основными аспектами традиционной гештальт-терапии являются: 1. Концентрируясь на настоящем, человек полностью погружается в волнующую его ситуацию, она проживается им здесь и сейчас или, по терминологии Перзла, «здесь и как». При этом терапевт старается максимально задействовать сознание своего пациента, погрузить его в «сознательное осознавание» ситуации, меняя степень включенности сознания в зависимости от интенсивности переживаний. Как уже говорилось выше, в гештальттерапии рассматриваются только наиболее существенные для человека проблемы, волнующие его в данный момент.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий