В Президентской академии проходит стратегическая сессия, посвященная разработке региональных госпрограмм научно-технологического развития России. Президент России Владимир Путин утвердил новую стратегию научно-технологического развития страны.
Утверждена новая стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
28 февраля президент утвердил Стратегию научно-технологического развития страны до 2030 года. Стратегией определяются цель, основные задачи и приоритеты научно-технологического развития нашей страны, устанавливаются принципы, основные направления государственной политики в этой области и меры по ее реализации. Ключевые угрозы для технологического развития Российской Федерации в период с 2023 по 2030 год. Президент России Владимир Путин утвердил стратегию научно-технического развития РФ. трансформация науки и технологий в ключевой фактор развития России и обеспечения способности страны эффективно отвечать на большие вызовы. Вы можете отправить ссылку на эту статью – "Президент России Владимир Путин утвердил новую Стратегию научно-технологического развития Российской Федерации" – на любой email.
Университетская наука и новая СНТР РФ: главные вызовы и приоритеты
Также Путин утвердил стратегию развития Российского научного фонда на период до 2030 года. Соответственно целью научно-технологического развития государства — обозначено обеспечение независимости и конкурентоспособности государства, достижения национальных целей развития и реализации стратегических национальных приоритетов путем создания. В концепцию технологического развития России до 2030 года вошли 18 направлений, среди которых развитие ИИ, квантовых коммуникаций, водородной энергетики и перспективных материалов и веществ. Стратегию научно-технологического развития нужно менять. Приоритеты научно-технологического развития Российской Федерации, важнейшие направления научно-технологического развития государства, в рамках. И именно этой теме было посвящено очередное заседание Совета по приоритетному направлению Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.
Научно-технологическое развитие уходит в регионы: в Москве обсуждают разработку госпрограмм
Высокопродуктивное и экологически чистое агро- и аквахозяйство, создание безопасных и качественных продуктов питания. Противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и экстремизму, деструктивному иностранному информационно-психологическому воздействию, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства, укрепление обороноспособности и национальной безопасности страны в условиях роста гибридных угроз. Повышение связанности территории России за счет создания интеллектуальных транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем. Лидерство в формировании международных транспортно-логистических маршрутов, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики.
В рамках инициативы «Научно-популярный туризм» к этому же сроку будут разработаны 90 научно-популярных маршрутов, которые охватят более 40 регионов нашей страны», - отметил Дмитрий Чернышенко.
Учитывая результаты, достигнутые в ходе проведения в России в 2021 году Года науки и технологий, 25 апреля 2022 года президент Владимир Путин подписал указ «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий». Для проведения Десятилетия науки и технологий был создан координационный комитет, его сопредседателями стали вице-премьер Дмитрий Чернышенко и помощник президента Андрей Фурсенко. Скопировано Спасибо за участие в опросе. Ваш голос учтен.
В перспективных планах Совета — продолжение работы по поиску, экспертизе и активному содействию реализации комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла.
И этот документ нормативно закрепит понятие технологического суверенитета. Раньше каждый вкладывал в него то, что ему казалось важным. Для достижения технологической независимости Правительство РФ приняло решение о проведении второй волны отбора Передовых инженерных школ в сентябре 2023 года.
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
Всероссийская научно-практическая конференция «Научно-технологическое развитие Российской Федерации: проблемы и перспективы» 24-25 мая 2023 г. Целью научно-технологического развития является обеспечение независимости и конкурентоспособности государства, достижения национальных целей развития и реализации стратегических национальных приоритетов путем создания эффективной системы. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Стратегия научно-технологического развития России на период до 2035 года должна быть утверждена до 1 сентября 2016 года. Приоритетные направления Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (СНТР). В Президентской академии проходит стратегическая сессия, посвященная разработке региональных госпрограмм научно-технологического развития России. Президент РФ Владимир Путин поручил комиссии по Научно-технологическому развитию (НТР) представить до 15 июня проекты перечней приоритетных направлений НТР и важнейших наукоемких технологий, следует из опубликованного на сайте Кремля перечня поручений.
Научно-технологическое развитие уходит в регионы: в Москве обсуждают разработку госпрограмм
Электронный вестник. Февраль 2015 г. Указ Президента РФ от 07. Федеральная целевая программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014- 2020 гг. Скрыльникова, А. Глобальные технологические тренды. Информационный бюллетень. Мониторинг глобальных технологических трендов.
Институт статистических исследований и экономики знаний ВШЭ. Куракова, В. Зинов, Л. Цветкова и др. Национальная научно-технологическая политика «быстрого реагирования»: рекомендации для России: аналитический доклад. Петров, Н. Зинов, А.
Гуртов, Л.
И пока адресатов политики НТР это воодушевляет. Посмотрим на стратегию внимательно и попробуем оценить перспективы ее реализации при имеющихся ресурсах. Где же космос? В качестве приоритетов научно-технического развития на ближайшее десятилетие в стратегии обозначены девять направлений. Семь из них почти в неизменном виде перенесены из предыдущей версии документа.
Это ИИ для проектирования всевозможных систем и материалов; экологичная и ресурсосберегающая энергетика; персонализированная медицина и высокотехнологичное здравоохранение; высокопродуктивное и экологически чистое агро- и аквахозяйство; создание интеллектуальных транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем, повышающих связанность территории РФ; противодействие биогенным, техногенным, социокультурным угрозам и деструктивному иностранному воздействию; психология, социология и политология как оружие для ответов на «большие вызовы». И добавилось два новых пункта: оценка выбросов и поглощение климатически опасных веществ и активно лоббируемые Курчатовским институтом природоподобные технологии. Внутри этих направлений можно найти почти все тематики, которые ассоциируются с построением суверенитета, от микроэлектроники до материалов, высокоскоростных магистралей и тонкой химии. Не попали в «ВИП-список» только космические технологии — видимо, как и оборонные технологии, их решили не включать в общий, «приземленный» документ. При этом в стратегии четко сказано, что следовать мейнстриму Россия будет исключительно с учетом национальных интересов. Тренд на суверенитет Такой заход на суверенный курс, кстати, уже не является нашей эксклюзивной историей — сейчас это мировой тренд.
Он начал формироваться в период пандемии коронавируса, которая на время парализовала мировую логистику, привела к дефициту микросхем и обострению торговой войны между США и Китаем. Тогда в Америке был принят так называемый Закон о чипах CHIPS and Science Act , который предусматривает выделение беспрецедентных субсидий на строительство полупроводниковых заводов, и введены ограничения для китайских лидеров телекома. Напуганная этим «штормом» Германия тут же приняла свою «антиглобалистскую» стратегию высоких технологий, в которой заявила о намерении развивать собственную цифровую инфраструктуру, привлекать таланты из-за рубежа, внедрять гибкий подход к управлению инновациями. Вскоре глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен объявила о создании платформы стратегических технологий Европы и единого центра важнейших проектов так называемого портала суверенитета , пояснив, что для ЕС важно иметь технологическое преимущество, чтобы противостоять последствиям масштабных налоговых льгот и пакетов субсидий в Китае и Штатах. Суверенная стратегия принята и в КНР в ответ на американские рестрикции: там сделана ставка на расширение областей развития с опорой на собственные силы. При этом во всех странах осознают, что принимаемые меры чреваты издержками: падением экономической эффективности в краткосрочном периоде и возможным повышением цен и снижением качества товаров вследствие ослабления глобальной конкуренции.
Однако растущие риски экстерриториального влияния на национальные экономики вынуждают правительства менять приоритеты политики НТР. Российский суверенный путь в этом контексте выглядит наиболее сложным из-за высокой степени импортозависимости. ИИ в помощь инвесторам Спорным в стратегии представляется пункт о принципах финансирования сферы исследований и разработок.
Правительству Российской Федерации поручено предусматривать при формировании проектов федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период бюджетные ассигнования на реализацию настоящего Указа.
По его словам, современный прогноз научно-технологического развития России необходимо сделать продуманным и практическим материалом. В нём должна присутствовать синергия двух аспектов — стратегического документа и его практического применения. Кроме того, следует поставить максимально чёткие ориентиры, просчитать риски и постараться их нивелировать.
Науке скорректировали цели до 2035 года
Но о каком-либо системном эффекте принимаемых мер говорить пока рано. С 2010 года, когда Росстат начал собирать по ним статистику, этот показатель остался практически без изменений. Чтобы переломить эту стабильность, государству придется приложить сверхусилия. Наталья Иванова напоминает, что бизнес очень чувствителен к налоговым и кредитным льготам и применение отечественных аналогов зарубежных технологий должно быть простимулировано этими проверенными «бонусами» и, конечно, госзаказом. Кто готов В целом стратегия представляет собой весьма общий документ, который лишь намечает контуры будущих изменений. Ключевые инструменты для ее реализации — госпрограмма в области НТР; нацпроекты; стратегические инициативы, отраслевые стратегические планы, программные документы регионов и муниципалитетов, фондов и корпораций, институтов инновационного развития. Часть из них будет разработана заново, часть откорректирована в соответствии с новыми задачами. Заявлена также очередная реорганизация системы управления в области науки, технологий и технологического предпринимательства в условиях мобилизационного режима.
Перспектива этой масштабной перестройки всей научно-технологической бюрократии выглядит отнюдь не безобидной. Стратегия отвечает текущим вызовам государственного уровня, которые в целом соответствуют проблемам науки и образования, но у каждого субъекта научно-технической деятельности есть текущие финансовые, кадровые, организационные проблемы, которые могут находиться в другой плоскости. Связь этих вызовов разного уровня не всегда очевидна». По мнению основателя и СЕО Mirey Robotics Сергея Наташкина, проблемы с реализацией стратегии могут возникнуть именно на местах: регионы, которым в построении технологического суверенитета отводится одна из главных ролей, могут быть попросту не готовы к выполнению грандиозных задач государственного масштаба. Мы идем к тем же целям, что и в предыдущей редакции стратегии: интеграция научно-технологической сферы с социально-экономической системой страны, создание основы для устойчивого развития и технологического суверенитета, — но новым путем, с опорой на национальную науку, собственное производство и растущий внутренний спрос на инновации Многое в успехе очередной антикризисной миссии будет зависеть от того, как будут поставлены эти задачи. Стоит напомнить, что исполнение прежней, тоже во многом мобилизационной, стратегии 2016 года сопровождалось очень невнятным планом ее реализации, который фактически включал в себя только пункты общего содержания — например, «гармонизация инструментов стратегического планирования в сферах научной, научно-технической, инновационной и промышленной политики в соответствии с целями, задачами, приоритетами и механизмами Стратегии», «проведение комплексного анализа востребованности результатов исследований и разработок по приоритетам научно-технологического развития, полученных с использованием финансовой поддержки из средств федерального бюджета и эффективности такой поддержки и использование результатов такого анализа для оптимизации бюджетного планирования». Может, именно «выполнение» такого плана и потребовало принятия новой редакции стратегии?
Каким же должен быть этот документ, мобилизующий многочисленных участников процесса построения технологического суверенитета? Один из авторов нашего журнала много лет назад был главным конструктором нескольких разработок в области лазерного приборостроения и в этом качестве оказался причастен к выполнению одной грандиозной советской стратегии. Она была принята постановлением Политбюро ЦК КПСС — легендарной и неповоротливой советской бюрократией, однако была предельно конкретной и действительно мобилизующей. Начиналась эта стратегия с формулировки цели планетарного масштаба. Эта цель была разбита на подцели, которых нужно достигнуть, а каждая цель второго плана привязывалась к министерству, отвечающему за ее выполнение, и разбивалась на конкретные НИРЫ, ОКРЫ и производственные задания.
Из описания демографического перехода ушло упоминание пандемии, а инфекции оттуда переместились в список внешних угроз национальной безопасности, к которым добавилось определение «гибридные», а также такие разновидности угроз, как военные, террористические, информационные и биологические. Из предпоследнего в списке вызовов пункта о внешних угрозах убрали и упоминание о национальной и культурной идентичности, а также определение «обусловленные ростом международной конкуренции и конфликтности, глобальной и региональной нестабильностью». Но эти формулировки не исчезли из документа, а переместились в новый большой вызов, который в Стратегии от 2024 года вынесен на первое место. Из описания вызовов и приоритетов не до конца понятно, что именно с этим могли бы сделать российские ученые.
Вот как комментирует это решение Никита Марченков: «В сегодняшних геополитических условиях эффективный международный диалог возможно выстраивать только тогда, когда ты выступаешь с позиции высокоразвитого партнера. Если страна достигает в перспективной научной сфере значимого прорыва, становится первой, то не будет речи о санкциях в этой области, а ученых публикуют в зарубежных журналах». Приоритеты изменились По части приоритетов фокус смещается с конкурентоспособности на внешних рынках и инновационном развитии внутреннего на создание «отечественных наукоемких технологий». Пункт о «переходе к интеллектуальным производственным технологиям» немного расширился. Теперь планируется перейти к «технологиям проектирования и создания высокотехнологичной продукции, основанным на применении интеллектуальных производственных решений, роботизированных и высокопроизводительных вычислительных систем». К пункту о персонализированной медицине добавляется упоминание предиктивной и профилактической, а также использование генетических данных и технологий. Это вполне логично: болезни, как известно, легче предупреждать, чем лечить. Без генетических технологий, развитию которых посвящена ФНТП на 2019-2027 годы, и вовсе давно уже нельзя представить многие медицинские направления. Список угроз, которым нужно противодействовать, теперь расширяется «деструктивным иностранным информационно-психологическим воздействием».
В Стратегии 2024 года этот приоритет предусматривает еще и «укрепление обороноспособности и безопасности страны в условиях роста гибридных угроз». Приоритет «возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук» изменен на «возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом возрастающей актуальности синтетических дисциплин, созданных на стыке психологии, социологии, политологии, истории и научных исследований, связанных с этическими аспектами научно-технологического развития, изменениями социальных, политических и экономических отношений». Судя по всему, речь в новом пункте идет о междисциплинарных гуманитарных исследованиях. По словам Никиты Марченкова, Стратегия 2016 года признавала важность гуманитарных наук, особенно в контексте сохранения культурной идентичности. Но многие представители этих направлений были недовольны тем, что их области обозначены недостаточно явно. В описании нового приоритета им уделено дополнительное внимание. Однако направление, связанное с природой, тоже не исчезло совсем — наоборот, ему выделили новый приоритет: «переход к развитию природоподобных технологий, воспроизводящих системы и процессы живой природы в виде технологических процессов, интегрированных в природную среду и естественный природный ресурсооборот». Эти технологии в последние годы находятся в центре внимания. В 2023 их развитие было прописано в президентском указе, а головной организацией стал Курчатовский институт с его центром НБИКС-природоподобных технологий.
Кроме того, подробнее прописав климат и экологию в больших вызовах, нельзя было не выделить для этого направления и приоритет. Называется он «объективная оценка выбросов и поглощения климатически активных веществ, снижение их негативного воздействия на окружающую среду и климат, повышение возможности качественной адаптации экосистем, населения и отраслей экономики к климатическим изменениям».
Стратегия утверждена в целях комплексного решения стратегических задач развития научных исследований и технологических работ.
Правительство РФ обеспечит финансирование стратегии из бюджетных ассигнований, предусмотренных в программе «Научно-технологического развития Российской Федерации». Правительство должно обеспечивать финансирование прикладных научных исследований и других мероприятий в рамках приоритетов научно-технологического развития страны при формировании бюджета на 2025—2030 годы.
Противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и экстремизму, деструктивному иностранному информационно-психологическому воздействию, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства, укрепление обороноспособности и национальной безопасности страны в условиях роста гибридных угроз. Повышение связанности территории России за счет создания интеллектуальных транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем.
Лидерство в формировании международных транспортно-логистических маршрутов, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики. Эффективный ответ российского общества на большие вызовы с учетом возрастающей актуальности синтетических научных дисциплин, созданных на стыке психологии, социологии, политологии, истории и научных исследований, связанных с этическими аспектами научно-технологического развития, изменениями социальных, политических и экономических отношений.
Как в России собираются преодолеть невосприимчивость экономики к инновациям
эффективная организация и технологическое обновление научной, научно-технической и инновационной деятельности. Соответственно целью научно-технологического развития государства — обозначено обеспечение независимости и конкурентоспособности государства, достижения национальных целей развития и реализации стратегических национальных приоритетов путем создания. Также Путин утвердил стратегию развития Российского научного фонда на период до 2030 года. Президент считает нужным пересмотреть подходы к мероприятиям единой государственной программы в области научно-технологического развития, причем как в части выполнения НИОКР, так и в вопросах подготовки кадров. Стратегию научно-технологического развития нужно менять. (согласно Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ №642 от 1 декабря 2016 г.).