ГЦСИ Санкт-Петербург. После революции, квартира Римского-Корсакова стала коммунальной, расселили ее лишь в 1971 году для создания мемориального музея. #музейрк #римскийкорсаков Мемориальный музей-квартира Римского-Корсакова является на сегодняшний день единственным композиторским музеем в Санкт-Петербурге. После первой в истории музея реставрации интерьеров открылась мемориальная квартира Римского-Корсакова.
В Петербурге представили коллекцию писем Римского-Корсакова
Квартира Римского-Корсакова: история единственного композиторского музея Петербурга. Мемориальная часть музея-квартиры Римского-Корсакова состоит из четырех комнат: рабочего кабинета, гостиной, столовой и передней. Музей-квартира Римского-Корсакова — мемориальный музей, посвященный биографии и творческому пути великого русского композитора и истории его семьи. Музей-квартира Н.А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге. Именно в этой квартире композитор провел последние 15 лет жизни, а также создал 11 известных опер, среди которых «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Кащей бессмертный» и «Золотой петушок». В Санкт-Петербурге после капитального ремонта открыли музей-квартиру Римского-Корсакова.
«Первый русский университет». Президентская библиотека о Михаиле Ломоносове
Музей-квартира Римского-Корсакова 18 марта в 14:00 состоялось пресс-открытие Мемориального музея-квартиры Николая Римского-Корсакова в Петербурге после капитального ремонта — в день 175-летия композитора. Для посетителей музей-квартира откроется 20 марта. В администрации музея сообщили, что несмотря на трудности ремонта, удалось сохранить все детали интерьеров квартиры.
Здесь были созданы 11 из 15 опер, среди них: "Садко", "Царская невеста", "Сказка о царе Салтане", "Кащей бессмертный", "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", "Золотой петушок". После смерти композитора и его жены квартира надолго превратилась в коммунальную, но подлинные предметы и мебель бережно хранилась в семьях потомков композитора. Чайковского в Клину и Музеем-квартирой А. Скрябина в Москве. Мемориальную часть музея составили 4 комнаты - рабочий кабинет, гостиная, столовая и передняя.
Остальная часть квартиры была реконструирована для создания выставочного, концертного и экспозиционных залов.
Завершится юбилейный день гала-концертом в Оружейном зале Шереметевского дворца. Мемориальный музей-квартира Римского-Корсакова открылся в 1971 году.
В этой квартире на Загородном проспекте композитор жил с 1880-х годов до своей смерти в 1908-м. Сегодня это один из центров музыкальной жизни города. Здесь проходят научные симпозиумы, фестивали, концерты, в том числе с участием потомков Римского-Корсакова, есть детские программы.
С 2019 года в музее работает уникальный мультимедийный выставочный зал, где любой желающий может почувствовать себя дирижером, сочинить произведение и узнать о цветном слухе. Музей-квартира Римского-Корсакова является филиалом Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, история которого насчитывает более 100 лет, а фонды и коллекции хранят более полумиллиона экспонатов, в том числе крупнейшее в России собрание музыкальных инструментов, сценические костюмы, автографы выдающихся деятелей отечественной культуры XVIII-XXI веков.
Римского-Корсакова помогают Псковскому музею-заповеднику получить уникальный инструмент, принадлежащий потомкам композитора. Первоначально на коллег из Тихвина вышел житель Санкт-Петербурга, который предложил в дар пианино фирмы «Беккер» из квартиры родственников Римского-Корсакова.
Однако музейщики приняли решение перенаправить информацию о предмете в Псковский музей-заповедник с учетом недавно произошедшей трагедии. Сотрудники Псковского музея-заповедника связались с потомками композитора, живущими в Санкт-Петербурге, и выяснили, что подобным инструментом владела семья по линии старшего сына композитора Михаила Николаевича Римского-Корсакова. Сначала пианино находилось на даче Римских-Корсаковых в деревне Комарово Лужского района, а затем было перевезено в Ленинград.
В сгоревшей псковской усадьбе Римского-Корсакова появится пианино родственников композитора
Одни из персонажей выставки - куклы из спектакля "Дикий", созданные художником Анной Игнатьевой. Вы увидите театральные эскизы различных художников с познавательными комментариями о жизни птиц в природе, а звуки голосов различных видов птиц, представленных в экспозиции выставки, сопоставлены с их музыкальной интерпретацией. В период работы выставки, которая продлится до 19 мая 2024 года, пройдут тематические мастер-классы и концертные программы.
Много кадров, порой забавных и очень трогательных, сделано во дворе, причем сегодня можно точно, до метра, найти те самые точки, где стоял фотограф. При жизни композитора появились шестеро его внуков. На фото — очаровательные Вера и Гога. Правда, жили Вера и Гога в другой части города, их привозили на Загородный с Васильевского острова на извозчике или на трамвае. А вот старшая дочь композитора Софья была настолько привязана к семье, что не представляла своей жизни вдалеке от родителей, поэтому сняла квартиру двумя этажами выше. И ее дети — Ира и Лиля — были частыми гостями у Николая Андреевича. Их можно увидеть на многих фотографиях. Как рассказали в музее, Софья Николаевна прожила в этом доме до 1943 года: она умерла во время блокады.
Ее дочь, Людмила Лиля , была выслана из Ленинграда годом ранее — за отказ подписать ложный донос на свою подругу. Не доехав до места ссылки, Людмила умерла... Что же касается музея, то, оставаясь мемориальным, он меняется со временем. Несколько лет назад здесь появился мультимедийный зал, где каждый может испытать свои звуко-цветовые ассоциации, составить тембровую партитуру, потренироваться в аранжировке или почувствовать себя дирижером оркестра. В ближайших планах — наполнить музыкальным сопровождением лестницу, по которой идут посетители. Кстати, многих известных музыкантов, лауреатов многих конкурсов, мы помним, когда они еще буквально детьми выступали в наших стенах...
Поистине бесценной реликвией является рояль фирмы «Becker», приобретенный хозяином в 1902 г. На стенах гостиной портреты композиторов, Среди них - Мусоргский, Бородин и ближайший друг Николая Андреевича Глазунов. Рабочий день композитора начинался в 9 часов утра в этом кабинете. Здесь были созданы 11 опер, среди них «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Золотой петушок», около 50 романсов, автобиографический труд «Летопись моей музыкальной жизни». У Николая Андреевича был исключительный музыкальный слух и он всегда сочинял музыку за письменным столом без рояля. В часы работы стол был завален листами новых партитур, корректурами. В 12 часов Николай Андреевич вставал, наводил образцовый порядок, шел завтракать и уезжал в Консерваторию. После обеда он снова возвращался в кабинет, переписывал набело утренние черновики, писал письма, работал с либреттистами. И так до поздней ночи. За другим столом работала его жена Надежда Николаевна. Она правила корректуры, делала переложения для рояля партитур его опер. Обстановка кабинета воссоздана до мелочей. Все как было в последние годы жизни композитора: семейные портреты на столе Николая Андреевича, дорожные часы , завещанные ему матерью, майоликовая пепельница в виде дракона, настольная лампа. На самом почетном месте над столом — портрет М. Глинки, перед гением которого Римский-Корсаков преклонялся с юных лет. В старинном бюро хранились рукописи композитора.
Самую большую комнату — гостиную — разделили перегородкой. Комнату дочерей, примыкавшую к кабинету композитора, разгородили платяными шкафами... Впрочем, Надежда Николаевна не стала дожидаться «уплотнения»: она переехала к сыну Андрею. Признавалась, «грустно разрушать навсегда свое насиженное долгими годами гнездо», но иного выхода не было. Содержимое квартиры переместилось по разным адресам к детям композитора. После смерти Надежды Николаевны в мае 1919 года они приняли на себя все заботы о сохранении реликвий... Создание мемориального музея растянулось на несколько десятилетий. Первоначально его планировали открыть здесь в 1969 году, к 125-летию со дня рождения композитора. Но тогда не успели, поскольку капитальный ремонт дома оказался слишком сложным и длительным. От старого здания остались тогда лишь внешние стены, только в квартире Римских-Корсаковых удалось сохранить подлинные детали интерьера, включая изразцовые печи, мраморный камин в гостиной, оконные переплеты и двустворчатые двери. Тогда же обнаружили фрагменты обоев начала ХХ века, по которым они были полностью восстановлены. Музей открылся 27 декабря 1971 года. Придать жилищу мемориальный характер помогло то, что в свое время, еще при жизни композитора, в нем было сделано немало фотоснимков. Многие из них представлены на выставке, посвященной 50-летию музея.
Музей-квартира Римского-Корсакова
Портрет Римского Корсакова за работой над оперой Царская невеста. Фото афиши Музей-квартира Н.А. Римского-Корсакова. После революции, квартира Римского-Корсакова стала коммунальной, расселили ее лишь в 1971 году для создания мемориального музея.
Проклятие консерватории Римского-Корсакова в Петербурге: реконструкции, суды, пожары
Квартира Римского-Корсакова: история единственного композиторского музея Петербурга. Посетительница у музыкального интерактивного стенда, посвящённого творчеству композитора Н.А. Римского-Корсакова, в открывшемся после реставрации Мемориальном музее-квартире Н.А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге. Юбилей выдающегося музыканта был отмечен в Санкт-Петербурге с размахом: после реставрации вернулся к работе мемориальный музей, в Исаакиевском соборе открылась памятная выставка, а Мариинский театр подготовил фестиваль «Римский-Корсаков — 175».
В Мемориальном музее-квартире Римского-Корсакова откроется выставка "Музыка птиц"
Лебедевой переводы Шелли и стихотворения самого Бальмонта. Этот раз письменный стол Римского-Корсакова был, что говорится, завален всякого рода книгами вроде, например, сочинения Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» и проч.
Потомок великого композитора призналась, что среди множества подлинных вещей, окружавших ее с детства, в мемориальной квартире она чувствует себя как дома, но не забывает, что в гостях.
Между тем, чтобы вернуть полу исторический вид, специалистам пришлось с лупой всматриваться в старые фотографии. В итоге удалось воссоздать рисунок наборного паркета, который был при жизни Николая Андреевича.
В остальной части музея было организовано экспозиционное и концертное пространство. На сегодняшний день экспозиция музея состоит из 505 предметов. Мемориальная часть музея включает в себя несколько комнат: прихожую, рабочий кабинет композитора, гостиную и столовую. Стены оформлены фотопортретами членов знаменитого творческого объединения под названием «Могучая кучка», а на витринах можно увидеть рукописи с набросками незавершённой оперы «Стенька Разин» и другие личные вещи композитора. На столе в рабочем кабинете лежит рукопись оперы «Золотой Петушок».
Главным экспонатом комнаты для гостей является рояль, звучавший во время творческих встреч. Стены столовой украшают портреты предков знаменитого композитора, а на обеденном столе лежат его именные столовые приборы. В экспозиции музея можно увидеть документы, повествующие о работе Римского-Корсакова в должности композитора, дирижёра и преподавателя музыки в Бесплатной музыкальной школе и Музыкальной консерватории Санкт-Петербурга.
В одну экспозицию организаторы собрали материал о птицах, встречающихся в пространстве театральной сцены: птичьи стаи "Снегурочки", Царевна-Лебедь, Золотой петушок и птица Сирин из "Сказания о невидимом граде Китеже" Ри мского-Корсакова, а также пернатые персонажи из произведений других композиторов, в их числе Соловей и Жар-Птица из одноименных произведений Иг оря Стравинского, Ворон из балета "Снегурочка" на музыку Ал ександра Глазунова. Звуки голосов различных видов птиц, представленных в экспозиции, сопоставили с их музыкальной интерпретацией. В период работы выставки пройдут тематические мастер-классы и концертные программы.