Заключение картельного соглашения и участие в нем подтверждается также признаниями ряда ответчиков, поступившими в ФАС России по программе освобождения от ответственности. Компании подозревают в картельнoм соглашении.
ФАС выявила в 2023 году почти 3 тыс. картельных госзакупок на 174 млрд рублей
В случае подтверждения нарушений антимонопольного законодательства в результате расследования ФАС по этому делу компаниям грозит административное наказание в размере оборотных штрафов в соответствии КоАП РФ. Расследования в подобных делах со стороны ФАС могут проходить до года. Например, в 2020 году ФАС раскрыла картельный сговор в группе компаний «Труконф».
В Пензенской области по требованию прокуратуры антимонопольный орган проверяет факт сговора при проведении торгов на ремонт улично-дорожной сети на сумму около 400 млн руб. Внесены акты прокурорского реагирования в территориальные подразделения ФАС России и ФССП России из-за нарушения порядка рассмотрения антимонопольных и административных дел, а также принудительного исполнения назначенных наказаний Республика Коми, Камчатский край, Воронежская, Вологодская, Челябинская области. В отношении виновных лиц возбуждены административные производства. Обеспечение законности на данном направлении остается на постоянном контроле прокуроров.
По словам эксперта, данные меры соответствуют общему тренду — повышению эффективности использования и защите бюджетных средств, а это имеет особое значения на крупных и сверхкрупных торгах и позволит "добросовестным участникам рынка пользоваться своими конкурентными преимуществами".
Сбербанк улучшил прогноз роста ВВП России в 2023 году 3 августа 2023, 11:55 Управляющий партнер Key Consulting Group Анастасия Кучерена поделилась с агентством мнением, что принятие новых поправок об ужесточении наказания за ограничение конкуренции на торгах не только увеличит страх перед нарушением антимонопольного законодательства, но и "может подтолкнуть компании к устранению уже заключенных незаконных соглашений и договоров на ограничение конкуренции", что будет способствовать созданию более здоровой и конкурентоспособной рыночной среды. В ФАС пояснили, что законопроект призван повысить эффективность выявления и пресечения картельных соглашений.
Надбавки к фрахту в конечном итоге закладывались в цену товаров, того же смартфона. Вся страна переплачивала: бизнес, граждане.
Написал нам обычный гражданин не буду называть его , проанализировал ситуацию и сказал: смотрите, что делается. Мы с этого обращения начали расследование, изучили глобальный рынок океанских перевозок, сотрудничали с зарубежными органами. Это пошло на благо всей российской экономике, включая пользу конечным потребителям, которые переплачивали за товары. Список «отличившихся» регионов Если говорить о субъектах РФ, какие из них наиболее «отличились» в области картельных сговоров?
Какие меньше всего? Также могу назвать масштабные дела. Например, сговор бывшего губернатора Челябинской области с Миндортрансом и «Южуралмостом». Спрашивается, а куда делись остальные компании?
Обанкротились или ушли. Была убита целая отрасль такого большого региона. Еще мы рассмотрели дело о строительстве и реконструкции аэропорта, когда бывший губернатор хотел без торгов его отдать. В Дагестане были дела о фармацевтическом и дорожном картелях, сейчас выявлены дела по строительству дорог и социальных объектов.
Примеры можно долго перечислять. Я не назову регионы, где мы не нашли ничего, их практически нет, просто различен уровень картелизации. Но есть интересная тенденция. Те регионы, где были крупные картельные дела, особенно уголовные, буквально на следующий год в них экономия бюджета на госзакупках вырастала вдвое.
На мой взгляд, это показатель превентивного значения жестких мер — все начинают понимать, что сговариваться плохо. Как реагируют губернаторы и местные чиновники на вашу работу? Они не среагировали, и была реакция в отношении них. Сейчас каждый субъект РФ разработал свою дорожную карту и развивает региональную конкуренцию.
Поэтому пути два. Позитивный — развивать конкуренцию и улучшать экономику региона, и негативный — ограничивать конкуренцию и ждать мер государственного реагирования. Какие картельные сговоры обнаружить сложнее всего и почему? Сложны также сговоры на товарных рынках и любого рода сговоры с чиновниками.
Нам правоохранительные органы хорошо помогают в таких делах. ФАС сообщила о резком росте числа картельных дел в России. На ваш взгляд, с чем это связано? В 2018—2019 годах еще большее количество торгов перешло на электронные площадки, это повысило прозрачность торговых процедур и выявляемость картельных соглашений.
Но, по моим оценкам, этот рост не будет долговременным. Показателен фармацевтический рынок. Мы начали с 2015 года плотно заниматься картелями в сфере фармацевтики. Наши расследования охватили все регионы страны.
Многим компаниям назначены многомиллионные штрафы, возбуждены уголовные дела. И в 2019 году доля дел о фармацевтических картелях снизилась почти вдвое. Я считаю, это наши расследования достигли своего превентивного эффекта. Полномочия усилит закон Совет Федерации раскритиковал антикартельные законопроекты.
Сенаторы, в частности, указывают на нецелесообразность наделения ФАС полномочиями, которыми обладают фискальные и силовые ведомства. Сейчас ситуация сдвинулась с мертвой точки? Все понимают, что борьба с картелями важна и направлена на оздоровление экономики. Картель — это как раковая опухоль, которая разъедает экономику.
Но у депутатов есть опасения: не слишком ли много полномочий? Нам же нужен инвестклимат, хорошее развитие, а тут административное давление, на которое жалуется бизнес. Опасения высказывать нужно, мы перед вторым чтением проведем консультации с депутатами и бизнесом и разъясним, что это не новые полномочия, а ручная настройка того, что у нас уже есть. Что вы предлагаете?
Нет такого в законопроекте.
ФАС России выявила картель на 2,8 млрд рублей при реализации двух нацпроектов
Картельный сговор на 2,8 млрд руб. раскрыли при внедрении нацпроектов Демография и Образование, сообщила пресс-служба Федеральной антимонопольной службы. Ущерб, который картели наносят российской экономике, достигает 2% ВВП, поэтому такие соглашения представляют угрозу национальной безопасности2. рублей.В случае установления вины хозяйствующим субъектам грозят оборотные штрафы**.*по признакам нарушения п.2 ч.1 ст.11 Закона о защите конкуренции**ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ.
ФАС заподозрила две топливные компании из Краснодарского края в организации картеля
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выиграла дело о медицинском картеле, который спонсировал религиозную организацию Шри Пракаша Джи, объявившего себя святым. Пресечены картели в сферах ремонта автомобильных дорог, строительства, жилищно-коммунального хозяйства (Новгородская, Тамбовская, Самарская области и др.). Ущерб, который картели наносят российской экономике, достигает 2% ВВП, поэтому такие соглашения представляют угрозу национальной безопасности2. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России выявила в 2023 году 2,9 тыс. госзакупок на 174 млрд рублей, в которых были выявлены нарушения антимонопольного законодательства – картели на торгах и сговор с заказчиком, говорится в сообщении ФАС. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выиграла дело о медицинском картеле, который спонсировал религиозную организацию Шри Пракаша Джи, объявившего себя святым.
Да вы что все, сговорились, что ли? Что такое картельный сговор и почему его не любит ФАС
Конкурентоспособность той или иной юрисдикции зависит не только от размера налоговых ставок и объема государственных грантов. Не менее, а скорее более важна безопасность бизнеса, безопасность инвестиций, безопасность самих предпринимателей, — говорится в письме АПКИТ, фрагмент которого приводит РБК. В ассоциации заявили, что предприниматели теперь не могут спокойно сосредоточиться на цифровой трансформации страны, ощущают неуверенность в перспективах своего бизнеса в России и в том, что в стране может быть сформирована благоприятная бизнес-среда. Российские ИТ-компании предупредили о переносе бизнеса за рубеж из-за дела о картеле Из письма также следует, что ИТ-отрасль столкнулась с проверками, обысками и задержаниями по делам пятилетней и более давности, которые, по мнению участников АПКИТ, можно было расследовать в рамках административного или арбитражного процесса. В марте 2019 года против гендиректора этой компании — Всеволода Опанасенко было возбуждено уголовное дело из-за нарушений контракта на поставку компьютеров МВД. Если в рамках этих дел следователи действительно выявили нарушения, их необходимо расследовать, но при этом не нужно мешать руководителям дальше вести бизнес, подчеркнул Комлев. Документ подготовлен в рамках реализации межведомственной программы мер по выявлению и пресечению картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений на 2019-2023 гг. В документе содержатся положения, которые помогут выявить признаки цифровых картелей. Рекомендации касаются распространённых видов цифровых доказательств антиконкурентных соглашений. Федеральная антимонопольная служба России выпустила методические рекомендации по выявлению цифровых картелей По мнению ФАС, методические рекомендации помогут квалифицировать неправомерные действия.
Для подготовки рекомендаций ФАС обобщила практику по обнаружению антиконкурентных соглашений. Они формируются с помощью ПО. По мнению службы, сейчас это необходимо, так как цифровые технологии активно внедряются в работу бизнеса, в том числе в сферу госзакупок. Для оказания эффективного противодействия преступным организациям, использующим цифровые технологии, в структуре Федеральной антимонопольной службы было создано Управление по борьбе с картелями.
Картели и сговоры с заказчиком наблюдались в 72 регионах нашей страны. По данным пресс-службы ведомства, в течение 2023 года было возбуждено 287 дел о соглашениях, ограничивающих конкуренцию.
По ним вынесли 224 решения о нарушении антимонопольного законодательства. Ответчиками стали 307 хозяйствующих субъектов и 24 заказчика. Отмечается, что соглашения при процедуре торгов коснулись 2 911 закупок на общую сумму 174 млрд рублей.
Косвенные доказательства Перечень косвенных доказательств гораздо шире: отсутствие экономического обоснования действий участника рынка, создающего преимущества для другого участника действия себе в убыток ; заключение победителем торгов с проигравшим участником субподрядного договора; формальное или фактическое нахождение конкурирующих компаний или их документов по одному адресу; наличие финансовых взаимоотношений банковских расчетов между участниками торгов, например, заем денег; оформление сертификатов электронных цифровых подписей различными юридическими лицами на одно физическое лицо; использование разными организациями одного IP-адреса учетной записи при подаче заявок и участии в электронных торгах до недавнего времени было довольно распространенным явлением ; составление одним лицом компьютерным пользователем документов для участия в торгах нескольких компаний. Кроме того, цифровой кот выявляет подачу участниками торгов заявок, идентичных по содержанию или по форме, а также в одно время. Завершение процесса в ФАС Перед окончанием рассмотрения комиссия формирует заключение, фиксирующее: обстоятельства нарушения, установленные антимонопольным органом, доказательства, на которых основаны выводы комиссии. Заключение направляется участникам дела для ознакомления и по результатам можно представить пояснения, дополнительные доводы, возражения. Рассмотрение оканчивается вынесением решения, содержащего выводы об отсутствии или наличии: нарушений антимонопольного законодательства в действиях бездействии ответчика по делу; оснований для выдачи предписания с указанием действий, подлежащих выполнению; оснований для принятия антимонопольным органом других мер по пресечению и или устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства. Если ФАС приходит к выводу, что деятельность участников рынка не противоречит закону о конкуренции, дело на этом прекращается. Последствия участия в картельном сговоре В случае принятия решения о наличии нарушений картели антимонопольный орган делает следующее.
Выдает ответчикам по делу предписания об устранении нарушений и, когда в результате картельного сговора получен доход, — о перечислении его в полном объеме в федеральный бюджет. Лицо, переведшее назначенную сумму, не привлекается к административной ответственности. В случае неисполнения предписания «антикоррупционный доход» взыскивается по иску антимонопольного органа. В первом полугодии 2023 года Федеральная антимонопольная служба вынесла около 100 решений о нарушениях в 46 регионах, примерная сумма, подлежащая взысканию в бюджет, составила 42 млрд рублей. Наиболее картелизированными рынками оказались дорожное хозяйство, строительство, охранные услуги, фармацевтика и социальное питание. Направляет материалы должностному лицу УФАС России, уполномоченному возбуждать дела об административных правонарушениях. За создание картелей статьей 14. При выявлении признаков уголовного преступления статья 178 Уголовного кодекса материалы передаются в правоохранительные органы. Решение и предписание антимонопольной службы в течение трех месяцев можно обжаловать в арбитражном суде того региона, в котором они вынесены, и нередко удается добиться их отмены. Когда потерпевшие от правонарушения предъявляют в суд иск о возмещении убытков, участники картеля кроме прочего несут еще и гражданско-правовую ответственность если есть доказательства, что убытки возникли именно вследствие картельного сговора.
При этом вопрос о виновности в картели предрешен преюдициально, когда антимонопольным органом вынесено решение о картели, и оно оспорено, но не отменено арбитражным судом. В большинстве антимонопольных процессов прямые доказательства отсутствуют, решения выносятся на основании анализа совокупности косвенных доказательств и сопоставления их друг с другом. Иногда ФАС выносит обвинительные решения, основываясь на неоднозначных обстоятельствах, например, в отношении подрядчиков, которым приходится лавировать из-за ограниченности временного отрезка для выполнения работ и узости рынка. Бывает очень непросто понять, когда действия участников рынка вызваны целесообразностью, а когда — погоней за деньгами. Ярким примером этого служит ситуация, сложившаяся несколько лет назад в заваленном снегом Санкт-Петербурге. Снежный картель Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга ежегодно проводились электронные аукционы на содержание автомобильных дорог в зимний период. Лоты формировались с учетом различных нюансов —технологических процессов, административно-территориального деления города, плотности застройки, расположения снегоприемных пунктов и т. В таком укрупнении лотов ФАС усмотрела ограничение доступа на рынок и раздел рынка по территориальному принципу. Из-за небольшого количества городских компаний, специализирующихся на уборке снега, и располагающих необходимой техникой, им приходилось имитировать на этих торгах конкурентную борьбу, поэтому снижения цен не происходило, и ФАС сделала вывод о поддержании цен. В отношении комитета и шести снегоуборочных организаций Санкт-Петербургским УФАС было возбуждено дело о нарушении нескольких статей закона о конкуренции.
Антимонопольная служба проанализировала: многочисленные публикации в СМИ о некачественной уборке снега в городе и низкой степени экономии бюджетных средств при проведении торгов на содержание дорог; обращение депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга; а также сведения: из единой информационной системы в сфере закупок, с сайта налоговой службы, запрошенные у электронных торговых площадок.
Адрес редакции: 125124, РФ, г. Москва, ул. Правды, д. Почта: mosmed m24.
ФАС выявила картель на 2,8 млрд руб. в сфере строительства
ФАС России раскрыла картель ЧОПов при реализации нацпроекта “Здравоохранение” на 2 млрд рублей. заявил замруководителя ФАС России Андрей Цариковский. Юридическая фирма INTELLECT успешно оспорила в апелляционном суде существование картельного сговора на капремонт МКД. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила в четверг о раскрытии самого массового картеля в России на торгах для нужд МВД, ФСБ и Федеральной таможенной службы (ФТС) на сумму более 3,5 млрд руб. Заключение картельного соглашения и участие в нем подтверждается также признаниями ряда ответчиков, поступившими в ФАС России по программе освобождения от ответственности.