Операция 1943 года по прорыву блокады Ленинграда получила название «Искра» (причем такое название предложил лично И. В. Сталин).
18 января – день прорыва блокады Ленинграда
Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. 12 января 1943 года с целью прорыва блокады Ленинграда началась стратегическая наступательная операция «Искра». Прорыв блокады Ленинграда стал первым в военной истории примером деблокирования крупного города одновременным ударом извне и изнутри. «Операцию по прорыву блокады назвали «Искра», — рассказывает военный историк Юрий Кнутов. По случаю 80-й годовщины снятия блокады Ленинграда рассказываем о ключевых этапах освободительной операции. Была полностью снята блокада Ленинграда, которая продолжалась 872 дня. Наступательная операция называлась "Январский гром".
"Январский гром": Ленинград был освобожден от блокады 76 лет назад
В день прорыва блокады Ленинграда в Политехе традиционно проходят торжественно-траурные мероприятия. Прорыв блокады Ленинграда имел решающее значение для исхода битвы за Ленинград. "Операция по прорыву блокады Ленинграда получила название "Искра". 18 января – 80 лет прорыву блокады Ленинграда.
Операция "Искра": основные события
- Прорыв блокады Ленинграда. 1943 год
- Сколько длилась блокада Ленинграда
- Снятие блокады Ленинграда: от «Январского грома» до салюта
- Начало блокады
- Зима 1941-42 гг.
Операция «Искра»: как проходил прорыв блокады Ленинграда
В ее ходе войска Ленинградского и Волховского фронтов уничтожили петергофско-стрельнинскую группировку фашистов и отбросили противника на 60-100 километров от Ленинграда. Но полностью освободить город не смогли. Немцы подготовили здесь несколько мощных укреплений, сосредоточили части 3-го танкового корпуса СС. Красной армии противостояла 18-я армия вермахта. Под Ленинградом находились 256 мощнейших артиллерийских орудий, которые постоянно обстреливали город и держали оборону. В операции "Январский гром" участвовали Ленинградский и Волховский фронты.
Они планировали нанести одновременно удары в районе Петергофа и Стрельни, Великого Новгорода. Затем войска окружают основные силы 18-й армии немцев и развивают наступление на Нарву, Псков и Идрицу. Через несколько дней после начала операции к наступлению должна была подключиться 67-я армия, которая освободит Мгу, Ульяновку, Тосно и вместе с Волховским фронтом восстановит контроль над другими населенными пунктами.
Прорыв - дело чести Бойцы Волховского фронта в наступлении во время прорыва блокады Ленинграда. Общий контроль операции от Ставки возлагался на Маршала Ворошилова и на тот момент еще генерала армии Жукова.
Кстати, звание маршала он получил в разгар «Искры». За группой Волховского фронта закреплялся главный удар в направлении поселка Синявино с прорывом фашистской обороны и соединением с Ленинградской группой. Последняя, в свою очередь, должна была наступать навстречу, прорывая оборону по линии Дубровка — Шлиссельбург. Все действия обеспечивались авиационной поддержкой воздушных войск, а артиллерийской — со стороны Ладожской военной флотилии совместно с Балтийским флотом. Общее число участников операции «Искра» составляло более 300 тысяч человек живой силы, до 5 тысяч орудий, более полутысячи танков и 800 самолётов.
Военно-автомобильный путь по озерному льду и перевалочные прибрежные базы прикрывались от вероятных ударов люфтваффе соединениями Ладожского ПВО. Особое внимание к подготовке в условиях повышенной секретности Схема операции «Искра». Все задействованные группировки были стопроцентно укомплектованы личным составом, необходимым количеством боевой техники, орудий и боеприпасов. Привлечённые инженерные войска возвели множество колонных путей и переправ, предназначавшихся для переброски подкреплений. В ходе подготовки особое внимание уделялось обучению военнослужащих.
Активно велась воздушная разведка с фотосъёмкой, что позволяло составлять максимально точные карты. При этом работа шла в условиях повышенной секретности. Рокировка частей производилась лишь в ночное время суток либо в плохих погодных условиях, что обеспечивало безопасность от возможного обнаружения советских группировок вражеской авиацией.
План Гитлера Стратегия фашистов заключалась в нанесении внезапного, молниеносного удара по направлениям, которые немцы выбрали в качестве приоритетных.
Три армейские группировки до конца осени должны были захватить Ленинград, Москву и Киев. Гитлер оценивал захват этих населенных пунктов как победу в войне. Фашистские военные аналитики планировали таким образом не только «обезглавить» советские войска, но и сломить моральный дух отступающих в тыл дивизий, подорвать советскую идеологию. Москва должна быть захвачена после побед на северном и южном направлении, перегруппировка и соединение армий Вермахта планировались на подступах к столице СССР.
Ленинград, по мнению Гитлера, являлся городом-символом власти советов, «колыбелью революции», именно поэтому он подлежал полному уничтожению вместе с мирным населением. В 1941 году город был важным стратегическим пунктом, на его территории располагалось множество машиностроительных и электротехнических заводов. За счет развития промышленности и науки Ленинград являлся местом концентрации высококвалифицированных инженерно-технических кадров. Большое количество учебных заведений выпускало специалистов для работы в различных отраслях народного хозяйства.
С другой стороны, город был территориально обособлен и находился на большом расстоянии от источников сырья и энергии. Гитлеру помогло и географическое положение Ленинграда: его близость к границам страны дала возможность быстрого окружения и блокады. Территория Финляндии служила плацдармом для базирования фашистской авиации на подготовительном этапе вторжения. В июне 1941 года финны вступают во Вторую мировую войну на стороне Гитлера.
Огромный на тот момент военный и торговый флот, базирующийся в Балтийском море, немцам было необходимо нейтрализовать и уничтожить, а выгодные морские пути использовать для собственных военных нужд. Окружение Оборона Ленинграда началась задолго до окружения города. Немцы наступали стремительно, в день танковые и моторизированные соединения проходили по 30 км вглубь территории СССР в северном направлении. Создание оборонительных рубежей велось на псковском и лужском направлении.
Советские войска отступали с большими потерями, теряя большое количество техники и оставляя врагу города и укрепленные районы. Псков был захвачен 9 июля, фашисты двигались в Ленинградскую область по наименее короткому пути. На несколько недель их наступление задержали лужские укрепрайоны. Они строились опытными инженерами и позволили советским войскам сдерживать натиск противника некоторое время.
Эта задержка сильно разозлила Гитлера и дала возможность частично подготовить Ленинград к нападению фашистов. Параллельно с немцами 29 июня 1941 года финская армия перешла границу СССР, Карельский перешеек был оккупирован на длительный срок. Участвовать в наступлении на город финны отказались, но перекрыли большое количество транспортных путей, связывающих город с «большой землей». Полное освобождение Ленинграда от блокады на данном направлении произошло только в 1944 году, летом.
После личного посещения Гитлером группы армий "Север" и перегруппировки войск фашисты сломили сопротивление лужского укрепрайона и начали массированное наступление. Новгород, Чудово были захвачены в августе 1941 года. Даты блокады Ленинграда, которые въелись в память многих советских людей, начинаются с сентября 1941 года. Захват фашистами Петрокрепости окончательно отрезает город от сухопутных путей связи со страной, это произошло 8 сентября.
Кольцо сомкнулось, но оборона Ленинграда продолжается. Блокада Попытка быстрого захвата Ленинграда провалена полностью. Гитлер не может оттянуть силы от окруженного города и перебросить на центральное направление - на Москву. Достаточно быстро фашисты оказались в пригороде, но, встретив мощное сопротивление, вынуждены были укрепляться и готовиться к затяжным боям.
Его основной задачей была оборона города, Сталин на тот момент признал ситуацию практически безнадежной и был готов «сдать» его немцам. Но при таком исходе вторая столица государства была бы полностью уничтожена вместе со всем населением, которое на тот момент составляло 3,1 миллиона человек. По воспоминаниям очевидцев, Жуков в эти сентябрьские дни был страшен, только его авторитет и железная воля остановили панику среди солдат, обороняющих город. Немцы были остановлены, но держали Ленинград в плотном кольце, которое не давало возможности снабжения мегаполиса.
Гитлер решил не рисковать своими солдатами, он понимал, что городские бои уничтожат большую часть северной армейской группировки. Он приказал начать массовое истребление жителей Ленинграда.
На участке наступления 136-й стрелковой дивизии играл духовой оркестр, исполнявший "Интернационал" на тот момент бывший гимном СССР. Первыми двигались штурмовые группы, состоявшие из саперов и пехотинцев. Немцы встретили наступавшие советские части ураганным огнем, однако остановить атакующих не смогли.
К концу первого дня наступления расстояние между наступавшими навстречу друг другу 67-й армией Ленфронта и 2-й ударной Волховского фронта составляло 8 км. Здесь в 9:30 утра 18 января встретились бойцы 1-го батальона 123-й стрелковой бригады Ленинградского фронта и бойцы 1-го батальона 1240-го полка 372-й стрелковой дивизии Волховского фронта. Ровно в полдень воины этих дивизий встретились также южнее этого Рабочего поселка. В два пополудни над Шлиссельбургом был поднят красный флаг. От вражеских войск было очищено все южное побережье Ладожского озера.
Вечером сообщение о прорыве блокады было зачитано в Ленинграде. Несмотря на поздний час, сразу после того, как по радио было передано внеочередное сообщение Совинформбюро о прорыве блокады, на ленинградских заводах состоялись митинги. Утром 19 января улицы Ленинграда были украшены флагами, даже незнакомые люди на улицах обнимались и поздравляли друг друга с важной победой. ЛенТАСС так описывал настроения жителей города-фронта в тот знаменательный день: "Радости нет предела. Люди обнимаются, целуются, жмут друг другу руки, поздравляют с прорывом блокады".
Ледовый тыл Кронштадта. О Малой Дороге жизни Развить успех и отбросить немецкие войска от Ленинграда в январе 1943 года Красной армии не удалось. До снятия блокады оставался еще целый год. Но прорыв блокады имел важнейшее значение для жизни города. В тот же день, когда было объявлено о прорыве блокады, Ленгорисполком начал готовить план первоочередных работ по восстановлению городского хозяйства, вечером 18 января Госкомитет обороны утвердил новый план строительства железнодорожной магистрали, которая через станцию Волховстрой должна была связать Ленинград прямым сообщением с востоком страны.
В тот же день в Шлиссельбург, только что освобожденный от немцев, прибыли инженеры-железнодорожники, которым к 8 февраля предстояло построить более 30 км дороги и два моста через Неву и Назию. В течение 17 суток через участок прорыва была проложена автомобильная дорога.
81 год началу прорыва Блокады Ленинграда в 1943 году
Один из них был захвачен и доставлен в Москву, где впоследствии выставлялся на территории ВДНХ в качестве трофея. Кто-то там впереди навалился на ДОТ, и земля на мгновенье застыла… Всё это было невозможно без героизма обычных солдат. Каждый из них делал невозможное. Младший сержант Тимофей Пирогов нёс сообщение в штаб полка, когда напоролся на группу солдат противника. Получив ранение, всё-таки сумел отбиться и передать донесение. Лёгкий танк Т-60 под командованием будущего Героя Советского Союза лейтенанта Дмитрия Осатюка переправился по тонкому льду Невы в числе первой наступающей волны. Боевая машина оказалась отрезанной от сил пехоты огнём немецкой артбатареи, но лейтенант вместе с остатками своего взвода смог уничтожить пушки врага и продолжить наступление. После чего помог выбить немецкую пехоту из района торфоразработок, но был подбит. Уже из горящего танка лейтенант смог спасти своего механика-водителя и оттащить его к подоспевшим бойцам стрелковой роты.
В районе деревни Марьино наступающие части обнаружили батарею немецких 305-мм орудий, которую прикрывала сеть укреплённых позиций с дотами во главе. Обычный рядовой связист Дмитрий Молодцов смог подползти и забросать дот гранатами, но когда цепь пехоты пошла на штурм, пулемёт заработал вновь. Спасая товарищей, боец лёг на амбразуру. И таких случаев были не единицы, не сотни.
Советское командование во главе с К. Мерецковым каких-то выдающихся полководческих дарований не проявило, как уступив противнику господство в воздухе, так и проиграв немцам контр-батарейную борьбу, большинство советской артиллерии так и осталось на исходных позициях наступления, в то время как немцы выдвигали даже тяжелые орудия почти вплотную к своим позициям. Все решения командования на уровне фронта в общем-то ограничились последовательным введением в бой всех трех эшелонов, по мере того как советские части перемалывались немецкой обороной. Еще автор контрапунктом давал описания десантной операции Ленинградского фронта, окончившиеся воссозданием Невского пятачка, где две дивизии и одна бригада потеряли больше восьми тысяч человек, то есть от них тоже мало что осталось... А качестве мемуаров от участников событий у нас есть три тома воспоминаний участников попыток прорыва блокады, собранных навсегда ушедшей от нас в марте этого года Изольдой Анатольевной Ивановой , врача-хирурга и одной из тех, кто стоял у истоков поискового движения Ленинградской области, одной из инициаторов первой Ленинградской Вахты Памяти, автора многих книг о войне.
И если исторические исследования смотрят на события немного отстраненно, то вот в этих записях сугубо "окопная правда", например обилие свидетельств вчерашних курсантов, ведь летом 1942-го года, когда судьба государства висели на волоске, иногда буквально за десяток дней до выпуска поднимали курсы лейтенантов и бросали под Сталинград или под Ленинград рядовыми, где выживал один из шести или десятка так и не ставших командирами юношей. Вообще, пережитое довлело над людьми до конца их дней, трудно оставаться спокойным, когда из бригады в 6. Или семеро из полка, вышедших из окружения, каждых один из вышедших помнит поименно. Ветераны как правило выхватывают из памяти какие-то отдельные эпизоды, человеческая память не держит день за днем отчаянных боев, но хранит моменты, когда был на волосок от гибели, когда около тебя приземлился тяжелый снаряд, в чью воронку на твердой земле помещается автомобиль, но тут — чвакнул в трясину и не взорвался... И напоследок — великолепная книга о забытом морском сражении в июле 1942 года: Схватка на острие ножа, или забытое сражение у острова Соммерс. После серии сражений за острова в восточной части Финского залива зимой-весной 1942 года советские войска потеряли позиции на Гогланде и оставили Большой Тютерс. Теперь финны могли наблюдать за советскими кораблями на выходе из Кронштадта и ставить минные заграждения чуть ли не у главной базы Балтфлота. В этих условиях командование базы во главе с опальным адмиралом Г. Левченко, разжалованным за Крым-41, решило провести "самостийную" десантную операцию по захвату островка Соммерс, лежавшего на расстоянии артиллерийского выстрела с Лавенсаари, нашей передовой позиции в Финском заливе.
Немецкое командование лихорадочно перебрасывало новые резервы в районы Мги, Келколово, Мустолово, Синявино. Коридор, разделявший войска Ленинградского и Волховского фронтов, стал совсем узким. А в конце дня передовые части 34-й лыжной бригады установили связь с 128-й стрелковой дивизией и 12-й лыжной бригадой 2-й ударной армии, которые, наконец, взяли Липки.
Таким образом, 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. Указатель на перекрестке дорог. Январь 1943 года.
Около полуночи 18 января радио передало о том, что блокада Ленинграда прорвана. На улицах и проспектах города было всеобщее ликование. Рано утром 19 января город-герой был украшен флагами.
Все его жители вышли на улицы, как это было в большие всенародные праздники. На многолюдных митингах ленинградцы выражали глубокую благодарность войскам Ленинградского и Волховского фронтов, прорвавшим блокаду. Ожесточенные бои продолжались до конца января, но, несмотря на ввод в бой новых частей, прорвать оборону противника не удалось.
Согласно немецким данным сводным отчетам штаба армии о потерях за январь 1943 года 18-я армия потеряла 22 619 человек. За первую половину месяца общие потери армии составили 6 406 человек из них 1543 — убитыми и пропавшими без вести , а в период с 16 по 31 января — 16 213 человек из них 4 569 — безвозвратно. За мужество и героизм проявленный в январских боях около 19 000 советских воинов были награждены орденами и медалями, 12 присвоено звание Героя Советского Союза.
Особенно отличившиеся части были преобразованы в гвардейские: 136-я командующий Н. Симоняк и 327-я командующий Н. Поляков стрелковые дивизии были преобразованы в 63-ю и 64-ю гвардейские стрелковые дивизии, а 61-я танковая бригада командующий В.
В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, автомобильная магистраль и мосты через Неву. Уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны.
Железный поток К началу операции «Искра» соотношение сил было следующим: Ленинградский и Волховский фронты смогли сконцентрировать примерно по 100 000 человек, немцы — около 40 000. Но при этом вермахт располагал мощной системой обороны, которая возводилась не один год, а нашим войскам предстояло форсировать Неву, преодолевая открытые пространства. И все же уже в первый день наступления Ленфронт добился колоссального успеха, с ходу преодолев крутой обледенелый берег Невы и захватив плацдарм шириной и глубиной в несколько километров и взяв в плен несколько сотен немцев — больше, чем за все время обороны Ленинграда с 1941 года. А вот дальше началось уже настоящее прогрызание вражеской обороны. Об упорстве немцев говорит хотя бы тот факт, что в один из первых дней сражения они израсходовали около 2000 тонн снарядов.
И это при том, что полосу нашего наступления можно обойти сегодня всего за 6-7 часов. Но «Искра» прожгла наконец стальное кольцо блокады. На этом месте сейчас проходит Мурманская трасса. А вторая — в Пятом рабочем поселке, где теперь установлен в честь этого всем известный памятный знак. Хотя неизвестно, кто был его автором». Об ожесточенности же сражения красноречивее всего свидетельствуют данные потерь. С 12 по 30 января наши войска потеряли около 100 000 человек, из которых 40 000 убитыми.
Оборона Ленинграда и прорыв блокады 18 января 1943 г.
Новгородско-Лужская наступательная операция началась 14 января 1944 года в 10:50 с плацдарма на Волхове. Несмотря на метель, затрудняющую действия артиллерии и авиации, силам Красной армии удалось подойти к городу и начать окружать противника. После боев 15-16 января советские войска продвинулись вперед. Увидев безвыходность положения, немцы оставили Новгород и отступили по единственному свободному пути в направлении поселка Батецкого. Чтобы окончательно освободить Ленинград, надо было перенести удар двух фронтов с юго-западного на юго-восточное направление. Войскам 42-й армии поставили задачу: наступая на Красногвардейск Гатчину , Пушкин и Тосно, выйти во фланг и тыл группировки противника, которая продолжала удерживать позиции в районе Ульяновки, Мги и Тосно.
Поняв, к чему все идет, немцы начали готовить отход. Через несколько часов была освобождена Мга, а вскоре восстановлен контроль над Кировской железной дорогой. Теперь необходимо было скорее освободить Красногвардейск 23 января 1944 года переименован в Гатчину , Пушкин и Слуцк 23 января переименован в Павловск. Советские бойцы устанавливают красный флаг на арке лицея в освобожденном Пушкине. Источник: Музей обороны и блокады Ленинграда 21 января дивизии 67-й армии обошли фашистов с запада и практически окружили их.
Одни из самых красивых дворцово-парковых комплексов в мире были варварски разрушены и разграблены.
Возили землю и на санках. Даже какую-то немецкую коляску на резиновом ходу приспособили для перевозки грунта. Сделали насыпь, а она стала оседать в болото. Пришлось сначала по торфу делать слани, а уж потом сыпать землю. Дня не хватало, люди работали ночью».
Позиции врага располагались всего в 4—6 километрах от трассы, и ежедневные обстрелы приводили к тому, что приходилось постоянно восстанавливать уже построенное полотно. С Синявинских высот, которые всё еще были заняты немцами, на строителей дороги наводили огонь батарей и авиацию. Тем не менее, уже к 5 февраля 33 километра главного пути, от Шлиссельбурга до Полян, были готовы принять составы с грузами и людьми. Строительство Дороги победы Два моста за два месяца Но для того, чтобы пробить железнодорожный путь к Ленинграду, необходимо было форсировать Неву в районе только что освобожденного Шлиссельбурга. Здесь полноводная река вытекает из Ладожского озера, и у истока Невы водные массы разгоняются до двух метров в секунду, что само по себе делает строительство на воде в этом месте чрезвычайно сложной задачей. Совсем недавно по толстому невскому льду прошли танки атакующих советских войск, но для движения провозов и вагонов нужен мост.
Причем такой, чтобы выдержал весенний ледоход и мог эксплуатироваться в летнее время. И навести его нужно было всего за несколько дней, опять же, под снарядами и бомбами противника. Решено было соорудить на вбитых в дно реки сваях низководный мост, без судопропускных пролетов. Причем, чтобы успешнее противостоять течению, нужно было выгнуть мост дугой по направлению к Ладоге, а также сделать подъем от правого берега к более высокому левому. Ширина Невы в выбранном месте стройки, у начала Староладожского канала, превышала 1 километр, глубина достигала 6,5 метров. Строительство железнодорожной эстакады Строительство моста началось 24 января 1943 года, его строили и военные, и гражданские, среди последних были в основном женщины.
О том, с какими сверхчеловеческими усилиями строился мост, рассказывается, в частности, в сборнике воспоминаний и документов «Был город-фронт, была блокада» Ленинград, 1984 г. У копровщиков, например, за один рабочий день полагается забивать 20 свай. Это норма мирного времени. Строя мост через Неву, копровщики забивали по 85 свай в сутки! Толовыми шашками саперы пробивали «окна» в ледовом панцире реки. Тут же бойцы копровых команд тащат к нему 20-метровую сваю.
На вбитые в дно сваи укладываются поперечины, на них — продольные брусья, и лишь на втором слое продольных брусьев укреплялись шпалы и рельсы». Для возведения моста надо было забить 2650 свай, переработать 3 тысячи кубометров леса. За 12 суток, на протяжении которых работы не прекращались ни днем, ни ночью, мост длиной 1300 метров был построен. Таким образом, железнодорожное сообщение между Ленинградом и остальной территорией СССР, не занятой фашистскими оккупантами, было восстановлено. По временному, крайне опасному полотну, по мосту, который изгибался зигзагами от течения и льдин, железнодорожные составы всё-таки могли двинуться в измученный город. Отметим, что руководил строительством железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны и свайно-ледовой переправы через Ладогу выдающийся инженер Иван Зубков.
До войны он возглавлял строительство первой линии Ленинградского метрополитена, которое удалось завершить только после войны, в 1950-е годы. Но Иван Зубков в Ленметрострой уже не вернулся — он погиб летом 1944 года в возрасте 39 лет. Иван Георгиевич Зубков, начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта, руководитель строительства Дороги победы 5 февраля Шлиссельбургская трасса была введена во временную эксплуатацию, а утром 7 февраля 1943 года, — после 17-месячного перерыва — в Ленинград, на Финляндский вокзал прибыл первый грузовой поезд с продовольствием.
Говоров и Волховского командующий генерал армии К. Мерецков фронтов. На Ленинградском фронте огненный смерч бушевал 2 часа 20 минут. На Волховском фронте во 2-й ударной армии артподготовка продолжалась 1 час 45 минут. В 11 часов 50 минут был дан последний залп гвардейских минометов, и на невский лед вышли стрелковые цепи дивизий первого эшелона Ленинградского фронта.
Наибольшего успеха в первый день добилась 136-я стрелковая дивизия командующий генерал-майор Н. Симоняк в районе деревни Марьино. Быстро форсировав Неву, части дивизии взломали передний край обороны противника и к исходу 12 января продвинулись на 3—4 километра. Удачно действовала в первый день наступления 268-я стрелковая дивизия. К исходу дня дивизия продвинулась до 3 километров и создала угрозу окружения городокского узла обороны и 8-й ГЭС. Не так благоприятно складывалась обстановка на флангах. Не подавленные огневые точки в полуподвалах здании и на пристанях вынудили ее подразделения залечь на льду Невы. Во 2-й ударной армии Волховского фронта наибольших успехов в первый день добились части 327-й стрелковой дивизии полковника H.
К полудню гора, часть города и железнодорожная станция были заняты. В ночь на 18 января командир 26-го немецкого армейского корпуса решил вывести оставшиеся войска из Шлиссельбурга и отвести их к Синявино. К этому времени между войсками Ленинградского и Волховского 14 фронтов оставался узкий, около 2 км, коридор. Немецко-фашистское командование понимало, что до полного окружения его шлиссельбургской группы войск остались считанные часы. Считанные сотни метров оставались до встречи с волховховчанами. В ночь на 19 января 1943г радио Ленинграда передало, что блокада прорвана. В день завершения прорыва блокады, 18 января 1943г, Государственный Комитет Обороны принял решение о форсированном строительстве железнодорожной ветки, которая связала бы Ленинград со страной. В короткий срок, всего за 18 дней, под непрерывными бомбёжками и артиллерийским обстрелом строители проложили железнодорожную линию Шлиссельбург - Поляна протяжённостью 33 км и возвели свайно-железнодорожную переправу через Неву у Шлиссельбурга, представлявшую собой дугу в 1300м. Утром 7 февраля жители героического города восторженно встретили первый железнодорожный состав, пришедший прямо с Большой земли.
С февраля по декабрь 1943г по вновь построенной железной дороге прошло 3104 поезда. Ленинградские заводы и фабрики получили сырьё и топливо, благодаря чему значительно расширился выпуск военной продукции. В войска Ленинградского фронта прибывало пополнение, вооружение, боевая техника, боеприпасы. Прорыв блокады Ленинграда — это была третья крупнейшая победа после Москвы и Сталинграда в Великой Отечественной войне. Теперь Ленинград накапливал силы для полного освобождения города от вражеской блокады. Ровно через год, 27 января 1944 года этот день пришел.
18 января - День прорыва блокады Ленинграда
Прорыв блокады Ленинграда — Операция «Искра» Великая Отечественная война Дата 12 — 30 января 1943 Место Южное побережье Ладожского озера Итог Прорыв Блокады Ленинграда Стороны СССР Германия Командующие Кирилл Мерецков Леонид Говоров Георг Линдеман. Подготовка наступательной операции под кодовым названием "Искра" по прорыву блокады велась задолго до ее начала. Прорыв блокады Ленинграда стал первым в военной истории примером деблокирования крупного города одновременным ударом извне и изнутри. О блокадном Ленинграде написано много книг, статей и мемуаров, снят ряд художественных фильмов. Прорыв блокады Ленинграда – это была третья крупнейшая победа после Москвы и Сталинграда в Великой Отечественной войне. Шаблон:Блокада Ленинграда 2 Операция «Искра» — наступательная операция советских войск во время Великой Отечественной войны.