Исходя из описания этой вечной книги, отцом Соломона был второй царь Израиля – Давид. И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его (3 Цар 4, 34). Фильм с участием библеистов и историков рассказывает о великом и непревзойденном царе Израиля – Соломоне, которого в христианстве и исламе признают пророком. Знаменитая встреча царицы Савской с израильским царем Соломоном, как гласит 10 глава Третьей книги Царств, произошла около трех тысяч лет назад в Иерусалиме.
Археологи опровергли одну из известных библейских историй про царя Соломона
Значение имени По-еврейски имя царя звучит «Шломо». Оно переводится как «мирный», «богатый миром». Интересный факт Вторым именем Соломона было Иедидия — «возлюбленный Богом». Соломон мог бы остаться в тени истрии не только мира, но и еврейского государства. Он прославился благодаря Богу. Царь Израиля Слава нового правителя затмила славу первого царя Саула и даже Давида, многих фараонов, царей Ассирии, Вавилона, Персии и большинства других вождей земли. Библия и другие исторические источники О жизни и правлении Соломона подробно рассказывают 2, 3 и 4 книги Царств, 1 и 2 книги Паралипоменон. Книга Псалмов содержит мессианские пророчества, в которых Соломон предстаёт как прообраз Христа. Ещё одним источником информации о Соломоне являются труды иудейского историка I века нашей эры — Иосифа Флавия. В них содержатся как исторические, так и явно вымышленные сведения о легендарном царе.
Биография Появление Соломона на свет было сопряжено с чередой трагических событий. Но в целом его жизнь не была такой же напряжённой, как жизнь его отца. Происхождение Соломон родился в самой знатной семье Израиля. Отец и мать Отцом Соломона был легендарный победитель Голиафа — царь Давид. Матерью — Вирсавия, ставшая женой Давида после того, как тот вступил с нею в прелюбодеяние, а затем подстроил убийство её мужа Урии, одного из лучших своих воинов. Поэтому Соломон родился уже в браке. Библия говорит о том, что Вирсавия — внучка Ахиотфела, советника Давида и дочь Елиама, одного из 30 лучших воинов Давида. Среди других предков Соломона хананеянка Раав и моавитянка Руф Интересный факт У Давида было более 20 сыновей от разных жён. Соломон — десятый из них.
И Господь возлюбил его». Ведь перед ним было 9 старших претендентов. Однако Бог посчитал, что они не подходят по духовным и нравственным качествам. Царство Соломона начиналось на границе с Египтом и простиралось до сирийского Хаммата. Благодаря владычеству над сирийскими и заиорданскими землями царь контролировал торговые пути между такими центрами древней цивилизации, как Египет, Анатолия и Месопотамия, а также караванными путями, что связывали пальмирский оазис Тадмор и Аравию. Возможно, сын Давида также контролировал путь в южную Аравию и сухопутные пути между Красным и Средиземным морями. Почему же именно Соломон стал самым выдающимся царём Израиля? Писание говорит, что когда Соломон только стал царём, ему во сне явился сам Господь и спросил, чего он желает. Он пожелал мудрости.
Но не не той умозрительной мудрости, о которой говорят многие философы. Он хотел стать по-настоящему хорошим царём, при котором Израиль будет процветать. Иосиф Флавий Годы правления Вполне возможно, что Соломон вначале правил совместно с отцом, в 967-965 гг. Далее, приблизительно до 928 г. Богатства и сокровища Каждый год Соломон получал 666 талантов золота. По нынешним меркам это составляет примерно 20 тонн. Сегодня за это золото пришлось бы заплатить 82 400 000 000 рублей. И это не считая доходы от международной торговли и других источников дохода Соломона. У него было 700 жён и 300 наложниц.
Вероятнее всего, царь заключал династические браки для упрочения власти и женился не только по любви. Вскоре после восшествия на престол он стал зятем фараона. Этот исключительный случай в истории Египта говорит об огромном авторитете молодого правителя Израиля. Возможно, потомство Соломона исчисляется сотнями детей. Но в царских хрониках в 4 главе 3 Цар. Что известно о сыне Библия упоминает лишь одного сына Соломона — Ровоама. Царь Соломон и царица Савская Соломон быстро стал самым популярным человеком на земле. Встретиться с ним хотели многие могущественные правители, в том числе и царица Савская.
До сих пор, пока еврейский народ странствовал и воевал, обиталищем Всевышнего был шатёр — скиния, теперь пришло время построить храм, один на всех. Сегодня у нас есть возможность, конечно, построить в христианстве, в любой традиции, сколько угодно храмов в абсолютно любых местах. Тогда было важным подчеркнуть единство культа — Бог един. Существует только единое место, где ему поклоняются, единство культа означает в конечном счете единство веры: но есть только одно место, только один обряд, только одна группа священников и, значит, невозможно представить себе, что богов много, а, значит, что на путь язычества ставится некоторый заслон», — Андрей Десницкий библеист, институт востоковедения РАН Сегодня на месте первого храма — храма Соломона, на одном из холмов Иерусалима, стоит мечеть Эль-Акса. Дом Господень строили около 200 000 человек в течение семи лет. Опытных ремесленников и строителей Соломон выписывает из Финикии, в Израиле таких мастеров еще просто нет. От другого соседа, царя тирского Хирама, в Израиль доставляют самую ценную породу дерева — ливанский кедр. Плотники пилили их на доски и потом уже везли в Израиль. Большая часть храма изнутри была отделана кедром, поэтому он напоминал корабль. За Ливанский кедр с царем Тира Соломон расплачивается не золотом и не товарами, а землями, городами на морском побережье в районе современной Хайфы. Раз храм всегда связывался с именем Соломона, значит, скорее всего, именно он его и построил», — Гершон Галиль профессор Хайфа, Израиль. Как земная обитель Бога храм Соломона представляет собой модель Вселенной: на потолке видны звезды, на стенах — цветы и плоды, но, главное, в этом храме нет изображения Бога, в его святая святых стоит Ковчег Завета. Одна из функций царя — быть наместником Бога на Земле. Построив храм, Соломон как бы соединил свою власть с могуществом Бога. Дворец, где жил Соломон, и храм, где обитал Бог, вместе они показывали владычество Бога над страной и Соломона — над народом. После долгих лет строительства происходит освящение Дома Господня, особую роль в этом торжестве играет сам царь Соломон: он возносит пламенную молитву за весь мир и призывает Бога войти в храм и символически пребывать в нем. Он говорит довольно разные вещи, просит у Господа благословения этому дому, он просит пребывать его в этом доме, но одновременно, он говорит очень интересную вещь. Ведь храм — это символический дворец Бога, дворец, где живет Бог. Вот царь живет во дворце одном, а Бог живет во дворце другом, и этот второй дворец мы называем словом «храм». И в этой молитве как раз Соломон, с одной стороны, очень четко и внятно проговаривает, что даже в древности, наверное, всем было не ясно вот это различие между символическим присутствием и заключение Бога в некоторую внешнюю форму. Вот здесь у нас Бог есть, мы тут его держим, и вот никуда он отсюда не денется. Нет, так не бывает, Бог неописуем, непредсказуем и нельзя его посадить в какую-то золотую клетку», — Андрей Десницкий, библеист, институт востоковедения РАН. С этого самого момента Иерусалим становится священным городом, духовной столицей всего еврейского народа, становится столицей Востока. Святость Иерусалима, она создана людьми, Давид приносит туда Ковчег Завета и ставит здесь жертвенник, Соломон ставит здесь храм и говорит: «Сюда будут приходить на паломничество». И вдруг Иерусалим за два поколения становится тем, чем он является сегодня — местом, которое все хотят. Он вдруг оказывается духовным центром мира. Тут и евреи, которые приехали с многих стран, и христиане, которые прибыли на свою Пасху. Они все идут на Голгофу, а есть и мусульмане, которые идут на Храмовую гору. Это потоки, которые сталкиваются друг с другом, чуть не убивают друг друга, но так или иначе, все эти люди со всех концов света, они приехали сюда на молитву», — Марк Зеликман, научный сотрудник Иерусалимского института Храма.
Женщина, которая была матерью этого младенца, пришла в великое волнение от жалости к своему сыну. Она просила отдать его другой женщине, но не умерщвлять. Решение это по форме мало похоже на судопроизводство, но достигло цели лучше, чем формальное следствие, потому что было основано на глубоком и точном знании материнского сердца. Мудрость Соломона проявилась не только в суде и управлении народом, но и в многочисленных притчах. Священный писатель говорит, что он изрек три тысячи притчей. Познания царя были обширными: он говорил о деревьях, животных, птицах, пресмыкающихся, рыбах. И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его 3 Цар 4, 34. Мудрость царя запечатлелась в трех книгах, которые вошли в состав святой Библии: Притчи, Песнь песней и Екклесиаст.
Мудрость Соломона проявлялась и в постоянном стремлении распространить Тору в Стране, для чего он строил синагоги и школы. При всём том Соломон не отличался надменностью и, когда нужно было определить високосный год, он приглашал к себе семь учёных старцев, в присутствии которых хранил молчание Шмот Рабба, 15, 20. Таков взгляд на Соломона амораев, мудрецов Талмуда. Таннаи же, мудрецы Мишны, за исключением р. Йосе бен Халафта, изображают Соломона в менее привлекательном свете. Соломон, говорят они, имея много жён и постоянно увеличивая количество лошадей и сокровищ, нарушил запрет Торы Дварим 17, 16-17, ср. Он слишком уж полагался на свою мудрость, когда решил спор двух женщин о ребёнке без свидетельских показаний, за что получил порицание от бат-коль. Книга Коэлет, по мнению некоторых мудрецов, лишена святости и является «лишь мудростью Соломона» В. Диск Луны во время его царствования не уменьшался, а добро постоянно брало верх над злом. Власть над ангелами, демонами и животными придавала особый блеск его царствованию. Демоны доставляли ему драгоценные камни и воду из далёких стран для орошения его экзотических растений. Звери и птицы сами заходили в его кухню. Каждая из тысячи его жён готовила каждый день пир в чаянии, что царю будет угодно отобедать у неё. Царь птиц, орёл, подчинялся всем указаниям царя Соломона. С помощью магического перстня, на котором было выгравировано имя Всевышнего, Соломон выпытал у ангелов много тайн. Кроме того, Всевышний подарил ему летающий ковёр. Соломон перемещался на этом ковре, завтракая в Дамаске и ужиная в Мидии. Мудрого царя однажды пристыдил муравей, которого он во время одного из своих полётов поднял с земли, посадил на руку и спросил: есть ли на свете кто-либо более великий, чем он, Соломон. Муравей ответил, что считает себя более великим, т. Соломон разгневался, сбросил муравья и закричал: «Знаешь ли ты, кто я? Но муравей ответил: «Знаю, что ты сотворён из ничтожного зародыша Авот 3, 1 , поэтому ты не вправе слишком возноситься». Устройства трона царя Соломона подробно описывается во Втором Таргуме к книге Эстер 1. Согласно Второму Таргуму, на ступенях трона находилось 12 золотых львов и столько же золотых орлов по другой версии 72 и 72 один против другого. К трону вели шесть ступеней, на каждой из которых находились золотые изображения представителей царства животных, по два разных на каждой ступени, один напротив другого. На верхушке трона находилось изображение голубя с голубятником в когтях, что должно было символизировать владычество Израиля над язычниками. Там же был укреплён золотой подсвечник с четырнадцатью чашечками для свечей, на семи из которых были выгравированы имена Адама, Ноаха, Шема, Авраама, Ицхака, Яакова и Иова, а на семи других — имена Леви, Кеата, Амрама, Моше, Аарона, Эльдада и Хура по другой версии — Хаггая. Над подсвечником находился золотой кувшин с маслом, а ниже — золотая чаша, на которой были выгравированы имена Надава, Авигу, Эли и двух его сыновей. При помощи механического приспособления трон перемещался по желанию Соломона. Согласно Таргуму, все животные при помощи особого механизма протягивали лапы, когда Соломон поднимался на трон, чтобы царь мог на них опереться. Когда Соломон достигал шестой ступени, орлы поднимали его и усаживали на кресло. Затем большой орёл надевал ему венец на голову, а остальные орлы и львы поднимались наверх, чтобы образовать тень вокруг царя. Голубь спускался, брал из ковчега свиток Торы и клал его на колени Соломону. Когда царь, окружённый Сангедрином, приступал к разбору дела, колёса офаним начинали вертеться, а звери и птицы испускали крики, приводившие в трепет тех, кто намеревался дать ложные показания. В другом Мидраше рассказывается, что при шествии Соломона на трон животное, стоявшее на каждой ступени, поднимало его и передавало следующему. Ступени трона были усыпаны драгоценными камнями и кристаллами. После смерти Соломона египетский царь Шишак завладел его троном вместе с сокровищами Храма Млахим I, 14, 26. После смерти Санхерива, покорившего Египет, троном вновь завладел Хизкиягу. Затем трон последовательно доставался фараону Нехо после поражения царя Йошии , Невухаднецару и, наконец, Ахашверошу. Эти правители не были знакомы с устройством трона и потому не могли им пользоваться. Мидраши описывают также устройство «ипподрома» Соломона: он имел три фарсанга в длину и три в ширину; в середине его были вбиты два столба с клетками наверху, в которых были собраны разные звери и птицы. При постройке Храма Соломону помогали ангелы. Элемент чуда сказывался повсюду. Тяжёлые камни сами поднимались наверх и опускались на надлежащее место.
Содержание
- Кто такой Соломон в Библии?
- Израиль | Group on OK | Join, read, and chat on OK!
- Царь Соломон
- План Соломона или как мелкий племенной иудейский божок Вселенским богом стал...
- Кто такой царь Соломон?
- Новое на портале
Царь соломон
За помощь фараону, Соломон был награжден стратегически расположенным Гезером. Фараон Аменхотеп III, заявивший, что "издавна дочерей [египетских] царей не отдавали никому". На основании этого заявления многие ученые считают вымыслом рассказ из 3 Царств о браке Соломона и дочери фараона. А как насчет того, что фараон отдал свою дочь в жены Соломону?
Многие ученые в своем высокомерии и невежестве, рассматривали это сообщение как невозможное, приводя в качестве единственного аргумента слова Аменхотепа III ок. У нас есть четкое свидетельство такого изменения. В 3 Царств 11:19-20 мы находим, что фараон отдает свою сводную сестру в жены молодому идумейскому принцу Хададу - это происходит незадолго до царствования Соломона.
Таким образом, такая практика засвидетельствована в Библии дважды. У нас также есть и египетские данные о такой практике. В то время египтяне рассматривали Шешонка I еще как иностранца: в Фивах мы встречаем надпись с таким содержанием: "во второй год великого главы Ма, Шоше н ка", где написание имени будущего фараона содержит детерминатив "иностранец" детерминатив - это непроизносимый иероглифический знак, указывающий категорию следующего слова.
Отметим параллель с браком Соломона и дочери фараона: царская дочь отдана в жены иностранцу-семиту. Надпись о Шешонке I, как об иностранном правителе. Летописи из карнакского храма.
Но задолго до этого, Анксенамун, вдова Тутанхамона и внучка Аменхотепа III, того, кто утверждал, что фараоны не выдают своих дочерей замуж за иностранцев , чтобы не выходить замуж за простолюдина, предложила себя в жены хеттскому князю. В шестом веке до нашей эры, если верить Геродоту, египетские цари снова стали неохотно отдавать своих дочерей иностранцам. Характер и масштабы мини-империи Давида и Соломона также возможны только в один период времени, примерно с 1200 г.
До этого времени в Леванте доминировали две великие империи: Египет и хетты, а после этого периода усилилась мощь Ассирии, захватившей весь регион, но, в конечном итоге уступившей место еще более мощным империям, нео-вавилонской и персидской. Только в течение этих трех веков, когда жирные коты были далеко от дома, мыши смогли бы пойти в пляс. Нам известно еще о четырех мини-империях, возникших в этот период.
После падения империи хеттов на северо-востоке Табала возникло государство Бар-Бурруташ. Вторая мини-империя, Кархемис, сделала своими вассалами бывшие хеттские владения в Северной Сирии. Правители Кархемиса, как и Табала, осмелились называть себя великими царями, и украшали свои памятники характерной комбинацией символов: вверху - спиралью, обозначающей в хеттских иероглифах "великий", под ней - высокий треугольник, что означает "царь".
Однако после 920 г. Упоминание о государстве Арам-Сува, и о его падении от руки Давида, записано в 2 Царств 8 и 10. Четвертая мини-империя принадлежала Давиду и Соломону.
Такие мини-империи нельзя сравнить, как это делают некоторые ученые, с огромными царствами, такими как Ассирия, Вавилон или Персия. Мини-империи - это явление присущее определенному периоду - XII-X вв.
В прозе и поэзии перелагали эту священную книгу многие авторы. Но в литературном переложение «Песни Песней» нет и намека на духовный смысл, светские прозаики и поэты, к сожалению, использовали ее как обычный языческий миф. Наиболее возвышенным произведением современные богословы называют «Соломона и Суламиту» Гавриила Державина. Но и в его стихотворении нет духовного восприятия героев. Приведем его стихотворение в конце статьи. Соломонов грех К сожалению, самый великий царь Израиля не пошёл по пути своего отца Давида: не остался верным Богу до конца своих дней. Царь потерял мудрость и перенял религию язычников. Он строил капища для жён и сам участвовал в обрядах идолопоклонства.
Вероятно, он перестал читать и исследовать Закон Божий каждый день, так как думал, что ему, самому мудрому человеку, изучать Писание уже не нужно. Но Соломон продолжал оставаться несовершенным человеком. Его пример очень поучителен для нас. Может показаться, что некоторыми Божьими заповедями можно пренебречь без ущерба для духовности. Но, как сказал Христос, «верный в малом верен и во многом, а неверный в малом неверен во многом». Легко пренебречь изучением Божьего Закона из-за хобби, просмотра телевизора или семейных дел. Но если мы не взращиваем любовь к праведности и пренебрегаем «маленькими» заповедями, в сердце растёт любовь ко греху. Вы обязательно должны выбрать царя, которого изберёт Господь. Царём над вами пусть будет один из вас, не ставьте над собой царём чужестранца. И пусть у царя не будет слишком много жён, потому что это приведёт к тому, что он отвернётся от Господа, пусть он не обогащается серебром и золотом.
В начале своего правления пусть царь запишет для себя законы в книгу, пусть перепишет их из тех книг, которые хранятся у священников и левитов. Пусть держит эту книгу при себе и всю жизнь читает её, потому что царь должен научиться почитать Господа, Бога своего, и безоговорочно исполнять всё, что велит закон. И тогда царь не будет считать себя лучше своего народа, не отвернётся от закона, а будет в точности следовать ему, и тот царь и его потомки будут долго править Израильским царством». Например, А. Помыслы в сердце человеческом — глубокая вода, но и их умел вычерпывать мудрый царь. И не находил ее Соломон». Соломоново решение Первым, в чём проявились выдающиеся качества молодого царя, стала его удивительная проницательность и мудрость в разрешении личных конфликтов. Однажды к Соломону привели двух блудниц. Они не поделили новорождённого ребёнка. Каждая доказывала, что она мать, а вторая — наглая воровка.
Лука Джордано. Суд Соломона, 17 в. Соломон отдал приказ одному из своих воинов разрубить дитя и отдать по половине каждой из женщин. В тот момент, когда воин занёс меч, одна из блудниц остановила его и сказала, чтобы ребёнка отдали другой, лишь бы он был жив. Вторая женщина ответила, что будет лучше, если воин его убьёт. Так ребёнок вновь обрёл настоящую маму. Узнав о решении Соломона, народ возликовал. Такого мудрого царя у них ещё не было. Да и не только у них, но и у всех окружающих народов. Кольцо: что написано на нем в оригинале Ещё одна легенда гласит, что один из мудрецов дал совет Соломону надеть кольцо с надписью «Всё пройдёт».
Так царь получал вразумление во дни благословений. Однажды Соломон предался грусти от того, что не мог изменить обстоятельств. Тогда он снял кольцо и увидел надпись внутри: «Пройдёт и это». Так могло выглядеть соломоново кольцо, другие утверждают, что перстень был массивным с большим драгоценным камнем. Так могла выглядеть в оригинале надпись на нем. Хотя есть утверждения, что начертание было выполнено на древнем иврите внутри кольца всего тремя буквами, при повороте которого, каждый раз ей придавался новый смысл Оригинал надписи звучит на латыни так: с внешней стороны кольца: Omnia transeunt et id qouque — Всё проходит на его внутренней части: Etiam transeat — Тоже пройдёт «Все пройдет…» В самом Писании нет этой знаменитой фразы. Но есть нечто похожее: «Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.
Запомните мудрость Царя Соломона о том, каких людей ждет беда и проблемы на каждом шагу 12:40 09. Биография царя Соломона окутана тайнами и легендами. О его мудрости ходят легенды, сохранившиеся до наших дней. По одной из них, царь был не только самым справедливым и мудрыми среди людей, он в совершенстве владел языком зверей и другими не менее фантастическими навыками Царь Соломон обладал огромной мудростью, что позволило ему прожить героическую жизнь, сделав Израильское царство могучей и процветающей страной. За годы правления царя Соломона страна пришла к наивысшему расцвету в своей истории.
Ru В долине Тимна в Израиле археологи обнаружили руины древней сторожевой крепости времен царей Давида и Соломона, в том числе стойла для ослов, что указывает на высокоорганизованную систему защиты и значимость торговли с дальними поселениями. Крепость датирована примерно Х веком до н. Как он сообщает, в то время медь была редким и сложнодобываемым материалом, и противостояние за нее приводило к военным столкновениям.
Ошибки царя Соломона стали причиной гибели Израильского царства
Царица Савская — одна из самых таинственных и легендарных личностей в мировой истории. Мы почти ничего о ней не знаем — неизвестно даже ее имя, а вся дошедшая до наших дней информация в основном ограничивается лишь коротким упоминанием ее в Библии. Знаменитая встреча царицы Савской с израильским царем Соломоном, как гласит 10 глава Третьей книги Царств, произошла около трех тысяч лет назад в Иерусалиме. Из библейского текста не очень понятны истинные цели ее визита. Трудно поверить, чтобы правительница страны, находящейся на расстоянии в две тысячи километров от Израиля, рискнула бы отправиться в столь далекое и опасное путешествие только для того, чтобы «испытать загадками» Соломона. В Священном Писании лишь упоминается, что главным итогом встречи стало установление торговых отношений между двумя государствами.
Что это была за страна, которой управляла легендарная царица? Большинство современных ученых отождествляют ее с Сабой — одним из древнейших государств Ближнего Востока, находящимся на территории северо-западной части современного Йемена. Но почему тогда культ этой женщины сложился совершенно в другом месте — в Эфиопии? Соломоново кольцо и Ковчег Завета В отличие от скупого упоминания в Библии, в священной древнеэфиопской книге «Кебра нагаст» в переводе с языка геэз — «Книга о Славе Царей» посещение Израиля царицей Савской описано очень подробно. Там говорится, что визит Македы под таким именем она известна в Эфиопии длился целый месяц, в течение которого славившийся своей мудростью Соломон раскрывал ей все тайны мироздания.
Но философскими беседами итоги поездки не ограничились. Через девять месяцев и пять дней после отбытия из Иерусалима у царицы родился сын Менелик I, ставший впоследствии основателем династии эфиопских императоров последним из них был Хайле Селассие I, убитый в 1975 году. В возрасте 22 лет, взяв у матери кольцо Соломона, Менелик I отправился к отцу в Израиль. Если верить «Кебра нагаст», Соломон его принял радушно и предложил стать своим наследником, поскольку Менелик был его старшим сыном. Когда юноша отказался и решил вернуться на родину, заботливый отец отправил вместе с ним старших сыновей знатных израильских родов, а также подарил ему главную святыню своего народа — Ковчег Завета из Иерусалимского храма.
Трудно сказать, насколько это заявление обоснованно, но есть одна любопытная деталь: после того как Ковчег Завета оказался в Святая святых Иерусалимского храма, о нем сразу перестали упоминать. Более того, когда в 586 году до нашей эры вавилонский царь Навуходоносор разграбил и разрушил храм Соломона, Ковчега Завета там уже не было.
Раз храм всегда связывался с именем Соломона, значит, скорее всего, именно он его и построил», — Гершон Галиль профессор Хайфа, Израиль. Как земная обитель Бога храм Соломона представляет собой модель Вселенной: на потолке видны звезды, на стенах — цветы и плоды, но, главное, в этом храме нет изображения Бога, в его святая святых стоит Ковчег Завета. Одна из функций царя — быть наместником Бога на Земле. Построив храм, Соломон как бы соединил свою власть с могуществом Бога.
Дворец, где жил Соломон, и храм, где обитал Бог, вместе они показывали владычество Бога над страной и Соломона — над народом. После долгих лет строительства происходит освящение Дома Господня, особую роль в этом торжестве играет сам царь Соломон: он возносит пламенную молитву за весь мир и призывает Бога войти в храм и символически пребывать в нем. Он говорит довольно разные вещи, просит у Господа благословения этому дому, он просит пребывать его в этом доме, но одновременно, он говорит очень интересную вещь. Ведь храм — это символический дворец Бога, дворец, где живет Бог. Вот царь живет во дворце одном, а Бог живет во дворце другом, и этот второй дворец мы называем словом «храм». И в этой молитве как раз Соломон, с одной стороны, очень четко и внятно проговаривает, что даже в древности, наверное, всем было не ясно вот это различие между символическим присутствием и заключение Бога в некоторую внешнюю форму.
Вот здесь у нас Бог есть, мы тут его держим, и вот никуда он отсюда не денется. Нет, так не бывает, Бог неописуем, непредсказуем и нельзя его посадить в какую-то золотую клетку», — Андрей Десницкий, библеист, институт востоковедения РАН. С этого самого момента Иерусалим становится священным городом, духовной столицей всего еврейского народа, становится столицей Востока. Святость Иерусалима, она создана людьми, Давид приносит туда Ковчег Завета и ставит здесь жертвенник, Соломон ставит здесь храм и говорит: «Сюда будут приходить на паломничество». И вдруг Иерусалим за два поколения становится тем, чем он является сегодня — местом, которое все хотят. Он вдруг оказывается духовным центром мира.
Тут и евреи, которые приехали с многих стран, и христиане, которые прибыли на свою Пасху. Они все идут на Голгофу, а есть и мусульмане, которые идут на Храмовую гору. Это потоки, которые сталкиваются друг с другом, чуть не убивают друг друга, но так или иначе, все эти люди со всех концов света, они приехали сюда на молитву», — Марк Зеликман, научный сотрудник Иерусалимского института Храма. Строительство Храма в Иерусалиме — это деяние, адресованное, скорее не еврейскому народу, а всем людям, всему свету. Бог обретает, так сказать, местоположение, определенные координаты, и любой человек теперь знает, куда обращаться. Соломон возводит не только своего рода обиталище Бога, а, можно сказать, Центр Мира», — Ехиэль Фишзон, культуролог, Израиль.
Однако со временем Соломон, получивший когда-то божье благословение, забыл слова Бога о том, чтобы не развратил своё сердце материальными благами и женами. Правитель Израильского царства не сумел пройти испытание славой и богатством — великолепие его дома, украшенного изделиями из ценных пород дерева, минералами, самоцветами и золотом, чуть ли не затмевает возведенный до этого Храм. Жены Соломона В конце своих дней Соломон стал слишком развращен: сказано, что у него было 1000 жен и наложниц — это, вообще-то, было вполне обычно для царей того времени. Для восточных властителей тогда большой гарем был лишь одним из способов показать свое богатство. Они собирали предметы искусства, ювелирные драгоценности и точно так же они коллекционировали жен. И жены Соломона привозили с собой свои верования и традиции.
Они не были иудейками и не были монотеистами.
Мудрость не смогла спасти человека от восхищения своими успехами, так как кроме несметного состояния он был любим подданными и соседями. Царь не смог устоять перед искушением, создавая чудеса роскоши в своих покоях, что вызвало недовольство людей. Его характер стал жестким, бедняки не могли платить огромные налоги, а покоренные племена стали поднимать восстания, да и казна постепенно стала уменьшаться. Это не остановило человека, имевшего 700 супруг вместе с 300 наложницами, так что без религиозной подоплеки причин для разрушения страны было достаточно. После смерти Соломона его наследник Ровоам не хоте менять ситуацию в лучшую сторону, сделав жизнь подданных невыносимой. Тогда Израиль был разделен на отдельные части, потому что правители не смогли понять, что нужно сохранить единство территории.
Ученые не могут найти доказательств реального существования могучей страны, павшей из-за тщеславия и недальновидности своих лидеров. Сегодняшние раскопки радуют их многими интересными артефактами, но данная тема заводит экспертов в тупик. Некоторые коллеги считают, что не стоит искать следы огромных городов и храмов, потому что в то время Палестина только формировала будущие государства. Потому библейские герои могли быть вожаками племен, захватившими небольшое поселение. Оно было достаточно крупным на фоне остальных аналогов, но без масштабных построек, описанных в Библии. Если эта версия подтвердится, тогда можно понять поступки Соломона, не имеющего возможности изменить ход настоящих событий.
Происхождение Родился Соломон в 1011 году до нашей эры в Иерусалиме. Реальность существования Соломона подтверждена исключительно Библией, поэтому биографам очень трудно найти аргументы в пользу версии о его существовании, как исторической личности. Исходя из описания этой вечной книги, отцом Соломона был второй царь Израиля — Давид. Но Новый Завет гласит, что мессией из его рода был сам Иисус Христос. До того, как взойти на престол, Давид просто пас овец, но все знали его, как человека благонадежного и доброго, смелого и сильного. Во имя защиты своего стада он готов был идти на медведя или льва с голыми руками и победить врага. Именно ее невероятная внешность привлекла внимание прогуливавшегося по своим владениям Давида. Он был сражен красотой девушки наповал. Царь распорядился привести к нему приглянувшуюся красотку, несмотря на то, что она была замужем. Ее супруг — Урия Хеттеянин, в то время служил в армии того же Давида. Царь переспал с Вирсавией во дворце, и она забеременела. Чтобы иметь возможность жениться на красавице, коварный правитель отправил военачальнику Урии письмо, в котором приказал сделать так, чтобы он навеки остался на поле боя. В своем послании Давид распорядился поставить Урию там, где состоится самая серьезная битва, остальным воинам было велено отойти от него, чтобы его наверняка убили. После случившегося у Давида появилось много недоброжелателей. Нафан — пророк и автор Книги Царств, послал Давиду свои проклятия, он, по сути, обрек его в будущем на братоубийственную войну и конфликты. Давид и пророк Нафан Спустя некоторое время Давид уже раскаивался в том, что натворил, вымаливал у Бога прощение, стоя на коленях. Пророк Нафан сказал, что прощение Бога он выпросил, но полностью избежать наказания за пожелание смерти другому, ему не удастся, и что за одну овечку придется платить четыре цены. После этого Давиду пришлось пережить множество печальных моментов своей биографии. У него скончался младший сын, дочку Фламарь изнасиловал собственный брат Амнон, в свою очередь убитый родным братом. В положенное время у Давида и Вирсавии родился наследник. Родители дали ему имя Соломон Шломо , чем оказали влияние на всю его будущую жизнь. Шломо на иврите значит «мирный». На самом деле Соломон не приветствовал вооруженные конфликты, поэтому во время своего правления не имел многочисленного войска. Свое второе имя — Иедидиа, Соломон получил при рождении от пророка Нафана. Оно означает «любимец Бога», и было дано потому, что Всевышний оказал снисхождение Давиду, признавшемуся в совершении еще одного греха — прелюбодеяния, входящего в число семи смертных грехов. Вирсавия, дочь Елиама, вела благочестивый образ жизни, всегда была в тени своего именитого мужа-царя. Ее абсолютно не интересовала политика, делом всей ее жизни стало воспитание детей.
Святыня трех религий
Царь Соломон обладал огромной мудростью, что позволило ему прожить героическую жизнь, сделав Израильское царство могучей и процветающей страной. Соломоне, которого в христианстве и исламе признают пророком. третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в 965-928 до н. э., в период его наивысшего расцвета. Царь Соломон стал третьим царем Израиля. Принципиально торговля Соломона строилась на абсолютно уникальном местоположении земли Израиля, в чисто геополитическом отношении. Судя по описанию Божьей книги, Соломон является сыном второго царя Израиля Давида.
Царствование Соломона
Уже первые шаги нового царя оправдали мнение, составленное о нём царём Давидом и пророком Натаном: он оказался бесстрастным и прозорливым правителем. Между тем, Адония попросил царицу-мать добиться царского разрешения на его брак с Авишаг, рассчитывая на народное воззрение о том, что право на престол имеет тот из приближённых царя, которому достаётся его жена или наложница ср. Шмуэль II 3, 7 и далее; 16, 22. Соломон понял замысел Адонии и предал своего брата смертной казни. Так как Адонию поддерживали Йоав и Эвьятар, то последнего устранили от должности первосвященника и сослали в его имение в Анатот. Известие о гневе царя дошло до Йоава, и он укрылся в святилище. По повелению царя Соломона Бнаягу убил его, т. Шмот 21, 14. Впрочем, о других случаях применения царём Соломоном смертной казни нам неизвестно.
Кроме того, по отношению к Йоаву и Шими он лишь исполнил завещание отца там же, 2, 1-9. Укрепив свою власть, Соломон принялся за решение стоявших перед ним задач. Царство Давида было одним из значительных государств Азии. Соломону предстояло укрепить и сохранить это положение. Он поспешил вступить в дружественные отношения с могущественным Египтом; предпринятый фараоном поход в Эрец-Исраэль был направлен не против владений Соломона, а против ханаанейского Гезера. Вскоре Соломон женился на дочери фараона и получил покорённый Гезер в приданое там же, 9, 16; 3, 1. Это было ещё до постройки Храма, т. Обеспечив, таким образом, свою южную границу, царь Соломон возобновляет союз с северным соседом, финикийским царём Хирамом, с которым был в дружественных отношениях ещё царь Давид там же, 5, 15-26.
Вероятно, в целях сближения с соседними народами, царь Соломон взял себе в жёны моавитянок, аммонитянок, эдомитянок, сидонянок и хиттиек, которые, надо полагать, принадлежали к знатным родам этих народов там же, 11, 1 Цари приносили Соломону богатые дары: золото, серебро, одеяния, оружие, лошадей, мулов и т. Богатство Соломона было так велико, что «он сделал серебро в Иерусалиме равным камням, а кедры сделал равными сикоморам» там же, 10, 27. Царь Соломон любил лошадей. Он первый ввёл конницу и колесницы в еврейскую армию там же, 10, 26. На всех его предприятиях лежит печать широкого размаха, стремление к грандиозности. Это придавало блеск его царствованию, но, вместе с тем, ложилось тяжёлым бременем на население, главным образом, на колена Эфраима и Менаше. Эти колена, отличаясь по характеру и некоторым особенностям культурного развития от колена Йеуды, к которому принадлежал царский дом, всегда имели сепаратистские стремления. Царь Соломон думал принудительными работами подавить их строптивый дух, но результатов достиг прямо противоположных.
Правда, попытка эфраимита Йеровама поднять восстание ещё при жизни Соломона, закончилась неудачей. Мятеж был подавлен. Но после смерти царя Соломона его политика по отношению к «дому Йосефа» привела к отпадению десяти колен от династии Давида. Большое недовольство среди пророков и людей, верных Б-гу Израиля, вызывало его терпимое отношение к языческим культам, которые вводили его жёны-иноплеменницы. В Торе сообщается, что он построил на Масличной Горе капище для моавитского бога Кмоша и аммонитского бога Молоха. Тора связывает это «уклонение его сердца от Б-га Израиля» с его старческим возрастом. Тогда совершился перелом в его душе. Роскошь и многожёнство развратили его сердце; расслабленный физически и духовно, он поддался влиянию своих жён-язычниц и пошёл по их пути.
Это отпадение от Б-га было тем преступней, что Соломон, согласно Торе, дважды удостаивался Б-жественного откровения: первый раз ещё до строительства Храма, в Гивоне, куда он отправился совершить жертвоприношения, т. Ночью Всевышний явился Соломону во сне и предложил просить у Него всё, что царь ни пожелает. Соломон не просил ни богатства, ни славы, ни долголетия, ни побед над врагами. Он просил только даровать ему мудрость и умение управлять народом. Б-г обещал ему и мудрость, и богатство, и славу, и, если он будет исполнять заповеди, также долголетие там же, 3, 4 и далее. Второй раз Б-г явился ему по окончании строительства Храма и открыл царю, что внял его молитве при освящении Храма. Всевышний обещал, что примет этот Храм и династию Давида под Свою защиту, но если народ отпадёт от Него, то Храм будет отвергнут и народ изгнан из Страны. Когда сам Соломон ступил на путь идолопоклонства, Б-г возвестил ему, что отнимет у его сына власть над всем Израилем и отдаст другому, оставив дому Давида только власть над Иудеей там же, 11, 11-13.
Царь Соломон царствовал сорок лет. С атмосферой конца его царствования полностью гармонирует настрой книги Коэлет.
Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтён был, тогда как Он понёс на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» Исаия, гл. Ясно, что это «пророчество» о том же самом приходе Мессии, но по смыслу оно отрицает то, что было предвещено через Соломона примерно двумя столетиями ранее, чем «пророчествовал» Исаия. Спрашивается: что Бог за эти двести лет передумал и решил удовлетворить похоти неправоумствующих и позволить им оклеветать праведника и придать его позорной смерти, о чём и уведомляет их через Исаию? Либо всё же одно из пророчеств не от Бога, который есть, и потому ложно? Церкви имени Христа первый вопрос обошли молчанием, а на второй дали ответ в пользу истинности «пророчества» Исаии, не признав в отношении книги Премудрости Соломона ни боговдохновенности смысла этой книги, ни авторства Соломона. Объяснение причин такой недееспособности церковников[236] находим в той же Премудрости Соломона: «1. Любите справедливость, судьи земли, право мыслите о Господе, и в простоте сердца ищите Его, 2.
Ибо неправые умствования отдаляют от Бога, и испытание силы Его обличит безумных. В лукавую душу не войдёт премудрость и не будет обитать в теле, порабощённом греху, 5. Человеколюбивый дух — премудрость, но не оставит безнаказанным богохульствующего устами, потому что Бог есть свидетель внутренних чувств его и истинный зритель сердца его, и слышатель языка его. Дух Господа наполняет вселенную и, как всё объемлющий, знает всякое слово. Посему никто, говорящий неправду, не утаится, и не минет его обличающий суд. Ибо будет испытание помыслов нечестивого, и слова его взойдут к Господу в обличение беззаконий его; 10. Итак хранитесь от бесполезного ропота и берегитесь от злоречия языка, ибо и тайное слово не пройдёт даром, а клевещущие уста убивают душу. Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не привлекайте к себе погибели делами рук ваших. Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих,[237]14.
Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть: 16. Поскольку для иерархов «христианских» церквей и покорной им паствы Премудрость Соломона не «боговдохновенное» писание, то придётся обратиться к признаваемому ими «боговдохновенному» авторитету: «Когда же придёт Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» Иоанн, 16:13. Дух Святой — наставник от Бога на всякую истину. Разъяснение тому даёт апостол Павел: 1-е послание Коринфянам, 14:26—33; Ефесянам, 4:7 — 16. То есть, если за 2000 лет иерархии православных церквей не смогли прокомментировать взаимоисключающую разносмыслицу в пророчествах Соломона и Исаии в отношении одного и того же явления Христа среди людей, то это — явное знамение того, что Дух Святой — им не наставник на всякую истину, а обходит их стороной по причинам, названным в Премудрости Соломона. Вне зависимости от того, кто есть её первописатель, Премудрость Соломона выражает праведное мышление, порицая тем самым ветхонаветный канон, в который она не допущена, и с наветами которого на Бога не сочетается. Но и слова Христа о его предпочтении пророчеству Соломона попали в Новый Завет: не всё такого рода оказалось вычищено цензорами. О знамениях роду человеческому, лукавому и прелюбодейному, как передаёт Лука, Христос сказал однозначно, ссылаясь не на Исаию, а на Соломона выделено жирным нами : «Род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был знамением для Ниневитян,[238] так будет и Сын Человеческий для рода сего. Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот здесь больше Соломона.
Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы» Лука, 11:29—32. Утверждать после этого, мол Иисус следовал пророчеству Исаии, сам себя программируя на Голгофу — по меньшей мере глупо.
Обе святыни были отремонтированы к приезду высокого гостя. В связи с этим имеет смысл хотя бы кратко обобщить те вероисповедные моменты, которые сближают христиан и мусульман в их почитании Иисуса Христа и Божией Матери. Можно вспомнить о том, что сам Мухаммед велел сохранить в мекканской Каабе изображение Марии с Богомладенцем, которое оставалось там до пожара 68З года 42. Почитание Иисуса Христа сохранялось среди мусульман и во времена Средневековья, несмотря на резкое ухудшение их отношения к христианам, которое было связано с событиями крестовых походов. Сходные мысли выражал почти через четыре столетия и А. Норов при посещении иерусалимской мечети в 1835 году.
И снова можно привести сообщение средневекового арабского летописца, еще раз подтверждающего древность исламской традиции почитания Иисуса Христа. Насири-Хосроу ум. Она каменная и настолько велика, что в ней люди творят намаз. Я там сотворил намаз. Колыбель настолько прочно прикреплена к полу, что является неподвижной. В этой колыбели лежал Иисус, будучи ребенком, и разговаривал с людьми. В этой мечети колыбель заменяет михраб ниша, указывающая направление молитвы — а. Там есть еще другой михраб, михраб Захарии.
О мнимой колыбели Иисуса, сохраняемой мусульманами в течение многих столетий, сообщал и А. Описывая внутренний вид мечети аль-Акса, он особое внимание обратил на алтарную часть бывшей церкви Введения Богородицы во храм. На помосте первой ниши, которая на правой стороне, напечатлен на простом камне след одной стопы человеческой; а на помосте второй — след двух стоп. Первая, одинокая стопа, есть след Иисуса, перенесенный сюда с вершины горы Елеонской, где остался другой отпечаток Божественной стопы. Другие два следа оставлены на земле, как сказывают мусульмане, Пресвятой Девой Марией. В этом же плане о мечети аль-Акса пишет и Е. Такой же святыней для христиан является и мечеть Куббат-ас-Сахра, внутри которой недалеко от скалы есть спуск, где по преданию Богоматерь в сороковой день по рождении Христа, принесла двух голубей в очистительную жертву. Мечеть ас-Сахра построена византийскими зодчими.
И наконец, подводя итог сказанному, можно предоставить слово известному русскому публицисту В. Дорошевичу, который наиболее полно обобщил сообщения своих предшественников, относящиеся к рассматриваемой теме. Эта возвышенная площадка, всегда служившая для поклонения Богу, залита лучами Его славы. И память о Нем сохранилась здесь, как тихий луч заката долго еще дрожит на вершине горы» 53. Арабо-израильский конфликт в его религиозном аспекте В середине ХIХ века еврейское население Палестины было незначительным и насчитывало немногим более 11 тысяч человек. Как писал В. Они по-прежнему довольствовались молитвой у Стены Плача, в большом числе собираясь сюда вечером по пятницам. Хотя это положение конституции было призвано гарантировать религиозную веротерпимость, на практике это выполнялось далеко не всегда.
И воздвигнута между ними стена, у которой врата: внутренность ее — милосердие, а наружность — со стороны ее — наказание» 57,13. Такое истолкование, о котором упоминал еще в 1496 году главный судья ханбалитов 57 в Иерусалиме Муджираддин ал-Ханбали ум. Многовековое турецкое господство в Палестине было закончено. По соглашению с Россией, заключенному еще в 1916 году, англичане обязались установить в Палестине международное управление. Но, вступив в Палестину, они всеми силами старались удержать эту страну под своей властью 59. В это время мечеть Куббат-ас-Сахра находилась в плачевном состоянии. Поэтому в 1918 году член королевского института британских архитекторов Эрнст Т. Ричмонд был приглашен возглавить работы по реставрации мечети Скалы.
Необходимо было срочно уложить 26 тысяч новых изразцовых плиток на поверхность стен, чтобы спасти рассыпавшуюся основу орнаментальных украшений 60. В 1922 году Великобритания получила от Лиги Наций мандат на Палестину, выделившуюся в качестве отдельной территории при разделе Турецкой империи. Через несколько лет после этого в Иерусалиме возник конфликт между мусульманами и иудаистами из-за того, что представители местных властей дали разрешение Меджлис-исламу мусульманский религиозный совет пристроить к Стене Плача школу и другие помещения. В середине августа 1929 года арабы потребовали, чтобы вся Стена Плача была отдана в их непосредственное пользование. Евреи отказались сделать это. Спор обострился из-за того, что в эти дни еврейские и арабские общины Иерусалима отмечали свои религиозные праздники: 15 августа у евреев был день траура в память разрушения храма Соломона, а 17 августа мусульманами праздновался день рождения пророка Мухаммеда. На помощь последним явиласьвооруженная милиция и вступила с арабами в перестрелку, во время которой было убито и ранено более 100 человек. Арабско-мусульманские комитеты развернули широкую панисламистскую кампанию, призывая к священной войне в защиту Стены, которая тогда являлась вакуфом — священной собственностью мусульманской общины 61.
В свою очередь евреи предъявили свои требования — плакать и молиться у этой стены в Иерусалиме. Начались еврейские демонстрации, устроенные в арабских кварталах у Стены Плача и проходившие под антиарабскими лозунгами. В ответ на это исполком арабского палестинского конгресса устроил демонстрацию протеста, проходившую у той же Стены Плача. В годы второй мировой войны он жил в Германии, был офицером СС. В ней рассказывается о связях арабских националистов с нацистской Германией. С великим муфтием беседует фюрер, оба улыбаются — и Гитлер, и его гость. Но до этого оставалось еще целых 12 лет, а летом 1929 года события постепенно начали выходить за рамки арабо-еврейского конфликта, выливаясь в общенациональное движение, направленное против британского присутствия в Палестине. Борьба палестинского народа нашла отклик и сочувствие во многих арабских странах.
Тысячи феллахов и бедуинов из Трансиордании, Сирии, Синая направлялись на помощь палестинцам. Наличие беспорядков в стране в виде религиозных столкновений послужило предлогом для переброски английских войск в Палестину, и к началу 1929 года им удалось подавить восстание 65. Важной вехой в истории Иерусалима была принятая 29 ноября 1947 года резолюция ООН о разделе Палестины и о создании на ее территории двух государств — арабского и еврейского. В связи с тем, что иерусалимские святыни, связанные с историей трех религий, имеют исключительную ценность для сотен миллионов верующих, было решено, что Иерусалим должен быть интернационализирован и наделен особым статусом. Святые места , где говорилось следующее: а уже существующие права в отношении святых мест или зданий и мест, предназначаемых для религиозных целей, не подлежат отмене и не могут быть ограничены; б свободный доступ к святым местам или в здания и участки, предназначаемые для религиозных целей, и свободное отправление богослужения обеспечивают в соответствии с существующими правами при условии соблюдения требований в отношении поддержания общественного порядка и благопристойности; в святые места и здания и участки, предназначенные для религиозных целей, подлежат охранению. Не разрешаются никакие действия, которые могут нарушить их священный характер. Первая арабо-израильская война началась сразу же после провозглашения независимого Израиля. В результате арабо-израильской войны 1948—1949 гг.
Иерусалим был разделен демаркационной линией на 2 части: западная вошла в состав Израиля, восточная часть, включавшая Старый город с его святынями, — в состав Иордании. В своей политике Абдаллах опирался на Великобританию; одновременно он противился американскому проникновению в Иорданию и в результате англо-американских противоречий на Ближнем Востоке стал жертвой заговора. Таким образом, к повреждениям, имевшимся на мечети аль-Акса со времени войны 1948—49 гг. Между 1958 и 1964 гг. Реставрация мечети в основном была закончена. Но вскоре иерусалимские святыни подверглись новой угрозе разрушения, которая возникла с началом арабо-израильской войны 1967 года. В ночь на 5 июня 1967 года армия Израиля нанесла упреждающий удар по вооруженным силам трех арабских стран: Египта, Иордании и Сирии. Этому придавалось не только стратегическое, но и религиозное значение.
Израильские руководители торжественно отметили победу 1967 года, устроив выездное заседание правительственного кабинетав Иерусалиме с посещением Стены Плача. В августе 1969 года часть мечети аль-Акса была подожжена. Это преступление было совершено при неясных обстоятельствах. Обвиненный в поджоге с умышленной целью, этот австралиец вскоре был объявлен психически ненормальным и, после формального судебного разбирательства, был освобожден. Что касается арабской прессы, то она усматривала в этом деле аналогию с поджогом рейхстага в период прихода гитлеровцев к власти в Германии 76.
В войне с Адраазаром, царем сувским, Давид захватывает колесницы и коней колесничных, подрезывает жилы последним, но и оставляет из них для ста колесниц 2Цар. Потребность в них ощутилась, несомненно, с расширением границ израильского государства за пределы Палестины на народы, боевую силу коих составляли по преимуществу всадники и колесницы 2Цар. Соломон заводит у себя тысяча четыреста колесниц с принадлежащими к ним конями 291 и двенадцать тысяч коней для всадников 3Цар. К этой боевой силе, которую он может передвигать туда и сюда, по требованию нужды, он присоединяет значительное число укреплений, силу государства, так сказать, неподвижную. Он укрепляет стенами Иерусалим, восполняя тем укрепление его, сделанное Давидом и ставшее теперь недостаточным, и строит целый ряд крепостей в своей стране, которые должны охватывать ее наподобие пояса 3Цар. Вид сильной столицы и других крепостей в стране внушительно говорит о силе государства. А перечень укрепленных Соломоном городов показывает, что при укреплении их руководила им не одна страсть к грандиозным постройкам, но и действительное намерение укрепить страну: все они расположены на важных пунктах страны и почти все играют важную роль в военной её истории; достаточно указать на Мегиддо, лежавший в изреельской равнине, часто бывавшей театром военных действий в Палестине, на Гацор Асор, Нав. Но главное своё внимание Соломон обращает на возвеличение внешнего блеска преимущественно своей столицы и своего двора. Исполняя завет отца, но, быть может, превосходя его предначертания в богатстве и роскоши их исполнения, Соломон строит великолепный храм Иегове в Иерусалиме. О великолепии его можно судить уже по тем громадным заготовлениям, какие были сделаны для его построения Давидом 1Пар. К этим заготовлениям со стороны отца Соломон прибавляет много со своей стороны 3Цар. Храм Соломонов поражал впрочем, не столько величиною, сколько «своим изяществом и беспримерным богатством украшений и всей внутренней обстановки». Впрочем, «если вспомним, что он построен был на горе, что вершина этой горы, искусно обделанная и укрепленная исполинскими каменными постройками, имела вид тоже как бы здания, над которым, как венец, возвышалась изящная фигура святилища с его стройною может быть мраморною башнею, с величественными медными колоннами пред притвором и с балюстрадами дворов террасообразно опоясывавших его подножие, — то должны будем признать, что и храм Соломонов имел могущественный, поразительный вид». Кроме всего этого он разбил роскошные сады и рощи Еккл. Провел для города и садов водопроводы и пруды, остатки которых сохранились ещё и доныне в двух часах пути от Иерусалима в Етаме. Их было двести большого размера по шестисот сиклей весу около десяти фунтов и триста меньшего размера по триста сиклей весу 3Цар. Все сосуды для питья и еды во дворце были из золота; из серебра, говорится, ничего не было; потому что серебро во дни Соломоновы считалось ни за что 3Цар. Украшения из золота перемешивались с украшениями из драгоценной слоновой кости. Сады оживлялись и украшались присутствием обезьян, павлинов и, вероятно, других редкостных четвероногих и птиц. Сокровища Соломона умножались, по обычаю древности, дарами подвластных ему царей и разнообразились подарками царей независимых, приезжавших к нему в гости. Они состояли в сосудах, в одеждах, в оружии и благовониях ст. Кони и мулы, находившиеся тоже в числе подарков от царей, вероятно, были редкостные и употреблялись для выезда самим Соломоном, причем конечно были соответствующие остальной обстановке экипажи. Колесницы военные получались из Египта за шесть сот сиклей серебра каждая ст. И для торжественных царских выездов получались колесницы вероятно оттуда же за большие деньги. Пышность восточного царя немыслима без громадного количества женщин. Уже Давид не устоял против силы обычая и имел более семи жен и несколько наложниц. Соломон же, любитель пышности, дошел в этом отношении до чудовищной крайности: у него было семьсот жен и триста наложниц 3Цар. Все они были тщательно подобраны из людей, видных собою, богато и изящно одеты и размещены в особо устроенных для них жилищах. Они поразили видом своим царицу Савскую 3Цар. Для услаждения своего слуха и слуха своих гостей Соломон имел хоры певцов и певиц и массу музыкантов, игравших на разных инструментах Еккл. Многочисленный двор Соломонов потреблял громадное количество съестных припасов, простых и изысканных. Каждый день требовалось 30 коров лучшей пшеничной муки 73 четверти и 5 четвериков и 60 коров обыкновенной муки, 10 волов откормленных, 20 обыкновенных из стад и 100 овец. К этому присоединялись в более ограниченном количестве, как лакомства, олени, серны, дикие козы, и откормленные птицы» 3Цар. И нельзя отрицать того, что это могущество государства, этот необыкновенный блеск столицы и двора производили свое впечатление на соседние народы, возбуждая уважение к израильскому народу, благоговение к его царю и изумление пред ним. Цари иноземные приходят не только послушать мудрости Соломона, но и видеть его дела и богатство 3Цар. Счастливым образом с этим внешним блеском царства соединяется необыкновенная мудрость царя, или лучше эта последняя служит преимущественным основанием первого. Слух о необыкновенной мудрости Соломона распространяется гораздо шире, чем весть об его богатстве и роскоши, и привлекает еще более посетителей, свидетельствующих о своем уважении и благоговении и внешними подарками. И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости египтян. Он был мудрее всех людей... И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его 3Цар. Царь Соломон превосходил всех царей земли богатством и мудростию. И все цари на земле искали видеть Соломона, чтобы послушать мудрости его, которую вложил Бог в сердце его. И они подносили ему, каждый от себя, в дар: сосуды серебряные и сосуды золотые, и одежды и оружие, и благовония, коней и мулов, каждый год» 3Цар. Царствование Соломона, таким образом, одно из самых могущественных и блестящих царствований, и если не самое могущественное, то самое блестящее в Израиле. Повинности, наложенные Соломоном на народ для удовлетворения этим потребностям. Насколько тяжелы эти повинности? Но это могущество и этот блеск царствования, распространяющийся далеко вокруг, возбуждая всюду изумление, требуют, повторяем, большого напряжения сил и прежде всего со стороны самого господствующего народа. Могущество и блеск царства не могут быть созданы усилиями одного кого-либо, хотя бы и мудрейшего и могущественнейшего. Ему может принадлежать лишь организаторская и руководственная деятельность, а тяжелая работа выполнения должна лежать на других, и именно работа, прежде всего, строго регулированная и постоянная. В частности большое войско отвлекает большое число людей от семейного очага и обычных занятий и подвергает их всем беспокойствам подвижной жизни. Многочисленные постройки требуют множества рабочих рук и значительных расходов. Расходов же требует и пышность двора. Как удовлетворяет Соломон этим потребностям? Военную силу он берет из Израиля 3Цар. Рабочую силу он находит в живущих доселе среди Израиля ханаиеях. Еще Давид назначает пришельцев, находившихся в земле израильской, очевидно хананеев, в каменотесы, «чтобы обтесывать камни для построения дома Божия» 1Пар. Соломон берет из них для работ 153,600 человек, включая сюда и начальников из них же 3Цар. Он посылает их на Ливан. Можно думать, что именно работа вне пределов израильского государства, на которую неудобно было употребить хананеев, причина, по крайней мере, на первых порах, того, почему он прибегает к рабочей силе самих евреев. Как бы то ни было, Соломон делает со своей стороны все возможное для облегчения их работы и, быть может, примирения с нею. Эти 30,000 евреев работают не все целый год, a по очереди в количестве 10,000, так что один месяц работает один десяток тысяч, другой месяц — другой десяток тысяч и т. Этим они отличались от рабочих из хананеев, которые не имели этого преимущества. Ha основании обоих, указанных выше, различий, можно думать, что, по мысли священных писателей, не только «сыны израилевы в противоположность хананеям не мыслились лишенными по самому рождению прав свободного человека, прав даже на высшие и почетные должности», 299 но, что Соломон делал различие между теми и другими и в способе отправления ими и в самом характере назначаемых им работ. Определить с точностью, в чем именно состояло это различие, трудно. Но различие должно быть полагаемо. Доходы эти действительно велики. Дееписатель говорит, что Соломон получал ежегодно 302 в общем 666 талантов золота, и в этот счет не входили еще пошлины от мелких и крупных торговцев, подарки от царей или шейхов пограничных областей сирийско-аравийской пустыни, которые, не будучи формально подданными, старались обеспечить для себя благорасположение и покровительство со стороны Соломона, и наконец, те подати натурою, которые начальники 12-ти областей должны были доставлять для двора 3Цар. Но как ни велики его доходы, все-таки расходы его так громадны, что он терпит иногда недостаток в оборотном капитале и вынужден обращаться к займам и к уплате их даже с пожертвованием государственного достояния 3Цар. А так как города, уступленные Хираму в уплату долга, не понравились последнему и были им возвращены 3Цар. Как именно? Но несомненно, что, кроме вышеуказанной повинности — поставлять известное число людей для работ, народ израильский обязан был доставлять известное количество муки и мяса для царского двора, и ячменя и соломы для коней и мулов царских 3Цар. Трудно сказать, насколько тяжело ложатся на народ все эти повинности. Действительно ли они сами собою, своею собственною тяжестью давят народ и тем самым возбуждают его к недовольству против царя, или же причина этого недовольства не столько в них, в их тяжести, сколько в чем-либо другом? По взгляду священного дееписателя, насколько можно заключать о нем из описания царствования Соломона, указанные выше повинности не могут быть рассматриваемы, как меры слишком стеснительные и обременительные для народа. Можно даже заключать, что некоторые из них способствовали его благосостоянию. Так относительно воинской и рабочей повинностей, очевидно в похвалу Соломона, дееписатель замечает, что он, Соломон, не делал сынов израилевых работниками наравне с хананеями , но «они были его воинами, его слугами, его вельможами, его военачальниками и вождями его колесниц и его всадников» 3Цар. После описания другой повинности, которая отнимает у народа для царя часть его дохода и, по-видимому, может служить к обеднению его, дееписатель выставляет ее, напротив, некоторым образом, как меру, способствовавшую развитию народного благосостояния. Такие прямые выражения о благосостоянии и счастьи Израиля при Соломоне, вставленные в рассказ об одной из повинностей, в которых думают видеть гнет царствования Соломонова на народ, едва ли понятны при таком взгляде на эти повинности. Естественнее мысль о том, что по крайней мере та повинность, в рассказ о которой вставлены замечания о благосостоянии Израиля, так или иначе, более или менее способствовала этому благосостоянию. По крайней мере, нельзя отрицать того, что сам дееписатель, один из Израиля, смотрит на эту повинность именно с этой точки зрения. Начальники областей, обязанные в известные сроки доставлять содержание для двора, естественно должны были, насколько могли, заботиться об усилении производительности вверенных им округов, предпринимать и указывать разные меры для этого, заботиться о сбережении получаемого от земли и т. Все это само собою должно было влиять на улучшение экономического состояния жителей. Тяжелы или не тяжелы взносы в казну, мы не можем судить по тому, сколько они должны были взносить. Тягость взноса определяется не количеством его самого в себе, а отношением его таким или иным к производительности страны; судить же об этой последней мы не можем за неимением для этого данных. И если не желаем оставаться в полной относительно этого неопределенности, то должны доверять вышеприведенному взгляду священного писателя на отношение повинности к благосостоянию Израиля. Правда, эта цифра рабочих из евреев и это облегчение их работы относятся к первому времени построения храма. Обыкновенно предполагают, что с течением времени, когда страсть Соломона к постройкам разгоралась более и более, он, в привлечении рабочих к труду, позабыл уже различие между евреями и рабочими-хананеями и употреблял первых наравне с последними. Но и этот случай, нужно думать, впрочем, не единственный, не выходит из границ вышеуказанного различия в работах евреев и хананеев. Держась этого различия 2Пар. Главные причины народного недовольства и возмущения в конце царствования Соломона Но если так, если прямых налогов на народ не было, если другие повинности не лежали слишком тяжело на народе и некоторые из них способствовали даже улучшению благосостояния его, если между израильтянами и хананеями проводилось заметное различие, если вообще царствование Соломона «отличалось от предыдущих бурных времен продолжительным глубоким миром и поражало плодами этого мира — быстрым развитием благосостояния, процветанием торговли, искусств и громадным скоплением богатств в столице», то, как объяснить возмущение Иеровоама против Соломона, предполагающее, во всяком случае, недовольство народа против него, и затем прямую жалобу народа на тяжкое иго, которое наложил на него Соломон 3Цар. Объяснение заключается, по нашему мнению, прежде всего именно во внешнем мире государства, которого мира не могли нарушить и проявившиеся в конце царствования Соломона беспокойства на границах, и в благополучии народа до конца его царствования. Мы уже видели, как в прежнее время в более спокойные совне и счастливые внутри периоды истории Израиля проявлялось в нем большее разделение. Дух этого разделения не мог, судя уже по всей прошедшей истории, не проявиться и даже в более сильной степени и теперь, в самое спокойное и счастливое царствование. К тому же оно представляло и довольно поводов к этому именно для Израиля. В прежнее время спокойный совне, он всецело отдавался себе и жил так, как ему хотелось. К такой именно жизни только для себя клонились без сомнения симпатии народа и в это мирное время. Но теперешнее время, даже более мирное, чем какое-либо другое прежде, требовало от народа напряжения, постоянного бодрствования и притом по указу власти. А подчинение чужой воле без особенной, настоятельной и ясно сознаваемой нужды, как мы видели уже из характеристики семитов, не в духе евреев. Повинности тяжелы для еврейского народа не своею материальною тяжестью, а тяжело, необычно для него то, что и в мирное время он должен жить под контролем и даже состоять на службе в войске и особенно на работах. Независимый, свободный, даже повелитель других народов, он между тем сам как бы свой собственный раб или раб своего государя, несет его тяжкое иго. Свободные евреи, по-видимому, никак не могли помириться с теми подневольными работами, которые им приходилось выполнять по воле царя. В тоже время они должны были под наблюдением царских чиновников высчитывать свои достатки, чтобы известную часть из них отправить в Иерусалим к царю. Очень возможно, что и ближайшие к народу исполнители царской воли не всегда стояли на высоте своего призвания и еще более возбуждали недовольство народа. Таким образом и произошло то, что сами по себе не особенно тяжелые повинности Соломона ложились на народ, или лучше народ считал их тяжелым бременем, и они возбуждали его недовольство. О размерах недовольства народа против Соломона судить трудно. Но нельзя не заметить того, что возмущение выходит из колена Ефремова 3Цар. Величие дома Давидова из колена Иудина не могло ему нравиться. Ещё менее приятно ему усиливать его господство своими, так сказать, руками, укрепляя его столицу 3Цар. Неудивительно, что недовольство и возмущение появляются, прежде всего, в этом колене. Но именно выступление этого колена против Соломона всего менее может доказывать, будто царствование его стало невыносимо тяжелым для народа, будто он «озлобил против себя большую часть своих подданных». Но как было бы ошибочно от прежнего возмущения колена Иудина, а потом и всего Израиля против Давида заключать об его деспотизме, так, думаем, не вполне справедливо и от возмущения Иеровоама против Соломона и даже от отпадения десяти колен от дома Соломонова заключать к деспотизму Соломона, как причине того и другого. Правда, по смерти его израильтяне прямо высказывают жалобу на тяжкое иго и жестокую работу, которые наложил на них Соломон, и облегчение их ставят условием для признания Ровоама царем. Но «жалоба эта, справедливо говорит Бер, выходит из уст общества, возбужденного, носившегося с мыслию об отделении, ревнивого к Иуде»; «жалоба из таких уст и при таких обстоятельствах не может иметь значения верного истине, беспристрастного исторического свидетельства, если не будет других чисто исторических свидетельств». Бер прямо говорит, что таких свидетельств нет. Но думаем, что глубокая и сокровенная, но вместе и главная причина возмущения против Соломона и потом отпадения от Ровоама десяти колен не в деспотизме Соломона и в тяжелом иге, наложенном им на народ, — а опять-таки в присущем народу стремлении к разъединению, пробудившемся с новою силою, именно благодаря внешнему миру и внутреннему благосостоянию. Проявляется это стремление к концу царствования Соломона едва ли потому, что именно теперь оно царствование становится для народа тяжелее и тяжелее. Первые годы царствования его были тяжелее; в это время происходят главные его постройки и в это время народ более занят и увлечен, так сказать, деятельностию вместе с царем, но именно поэтому и не имеет, так сказать, времени думать о себе. Последние годы менее заняты; благополучие народа возрастает более и более; он останавливается на себе и спокойный извне возвращается к прежним сепаративным стремлениям. Пищи для последних всегда много и тем более во время Соломона. В этом отношении царствование Соломона представляет до некоторой степени сходство с царствованием Давида. И у Давида первые годы заняты, именно войною, и народ составляет в это время единое целое. Но окончились войны, наступил мир, и — начались смуты и разделения, хотя и прекратившиеся к концу его царствования. Так и у Соломона первые годы заняты постройками и другими внутренними реформами, народ всецело отдается водительству царя; но с окончанием главных построек деятельность его как бы ослабевает: идут поправки прежде сделанного, и в народе начинается смута, перешедшая и за пределы царствования Соломона. На усиление её именно к концу царствования влияют много и беспокойства на границах государства. Невнимание к ним со стороны царя должно само собою вызывать в народе недовольство против его излишних забот о роскоши своего двора. Внешний покой и внутреннее благосостояние народа дают свободу действия всегда присущему ему стремлению к разъединению, а обязательные повинности — работы и поставление содержания для двора дают обильную пищу этому стремлению, особенно в то время, когда Соломонова роскошь стала бить через край, а внешнее значение государства, одушевлявшее народ в деятельности по призыву царя, благодаря усилившимся на окраинах врагам, стало умаляться. Светлая сторона царствования Соломона в религиозно-культовом отношении В тесной связи с внешним покоем и внутренним благосостоянием Израиля стоит, как мы видели, и религиозно-нравственный, больший или меньший, упадок. То же самое повторяется и при Соломоне. И в религиозном отношении царствование Соломона представляет условия благоприятные для разъединения и разделения Израиля. В течение его и отчасти благодаря ему, ветхозаветная религия, со стороны своего культа, достигает высшей степени своего внешнего развития и блеска. По закону Моисееву должно быть одно место, где весь Израиль должен приносить свои жертвы своему Богу Втор. Долгое время представительницею этого единства была скиния собрания. Но со времени пленения ковчега завета филистимлянами такое её значение ослабело. Жертвы приносятся и вне неё 1Цар. При Давиде являются даже две скинии — старая Моисеева в Гаваоне и новая Давидова в Иерусалиме, и таким образом являются два религиозных центра. Храм Соломонов становится опять единственным, по крайней мере, по закону, религиозным центром народа, — и каким блестящим центром! В этом храме вступают в отправление своих обязанностей вновь организованные Давидом священство и левитство, — без храма вся их организация оставалась, так сказать, на бумаге. В храме иерусалимском находят свое полное применение и музыка и пение, введенные в богослужение Давидом. И дни наибольших священных праздников отмечаются особенными царскими жертвоприношениями 3Цар. Сам царь принимает во всем этом живое и деятельное участие, — и в построении храма, и в составлении песней для богослужения Пс. Небезучастен к этому и народ, напротив и он собирается, например, на праздник освящения храма, приносит многочисленные жертвы во время его и уходит с него, благословляя царя, радуясь и веселясь в сердце обо всем добром, что сделал Господь рабу своему, Давиду, и народу своему, Израилю 3Цар. Таким образом, как внешний блестящий представитель религиозного единства, храм Соломонов уже теперь начинает оказывать и свое внутренне-объединяющее значение ср. Уклонение и степень уклонения Соломона к культам богов своих жен Но Соломон не удерживается на той высоте своего религиозного состояния, на которой он стоял в первую половину своего царствования. Уже около половины последнего дух его начинает колебаться и принимать направление, недостойное божественного благоволения. Об этом можно заключать из бывшего ему в то время откровения; наряду с обетованием существования престола его во век, в случае хождения им путем Давида, в нем содержится и даже более угроза, в случае уклонения его к чужим богам 3Цар. С течением времени принятое теперь направление усиливается более и более и приводит Соломона к тому, что он не только дозволяет существование идолопоклонства в своем государстве, но и сам строит капища чужим богам, т. Священный писатель ставит это уклонение Соломона к чужим богам в прямую и непосредственную связь с увлечением его чужестранными женами; жены его склонили сердце его во время старости к чужим богам, из угождения им он строит капища их богам и из угождения им служит им богам , быть может, своим присутствием при идольских жертвах и, быть может, даже на идоложертвенных обедах своих жен 3Цар. Измена его своей религии состоит, в сущности, в равнодушии к ней и в соблазнительной терпимости по отношению к языческим религиям. Наряду с нею и даже прежде неё и именно в качестве некоторого подготовления к ней могли действовать и другие, коренившиеся в тогдашнем положении израильского государства вообще и царя его в частности. Причины противозаконной веротерпимости Соломона. Отношение израильского народа к этой веротерпимости Соломона По закону Моисея Израиль должен очистить вполне свою страну от прежних её жителей и вместе с ними истребить в ней и все предметы языческих культов: те и другие должны быть истреблены, дабы они не отклонили Израиля от служения Иегове Исх. Но этот же закон не исключает возможности существования среди Израиля «пришельцев», чужестранцев не из хананеев и амаликитян Исх. Причина допущения их в страну израильскую, нужно думать, в том, что другие менее развращены сравнительно с хананеями и потому не могут причинить особенного соблазна Израилю. В видах предупреждения последнего допущение их в страну Израиля обусловлено, впрочем, известными ограничениями. Ниоткуда не видно, чтобы они принуждаемы были принимать веру в Иегову, Бога Израилева; но они обязаны воздерживаться от всего того, что может оскорблять Бога Израиля, если даже это относится прямо к культу их собственного бога. Так они обязаны воздерживаться от кровавого служения Молоху Лев. Так обусловлены в своей религиозно-нравственной жизни пришельцы в среде Израиля, очевидно, в стране ханаанской, им занятой. Но Израиль может распространять свое господство и за пределы Ханаана.
Запомните мудрость Царя Соломона о том, каких людей ждет беда и проблемы на каждом шагу
Соломон: Американские консерваторы: США осталось безумствовать два года, Библейской версии всемирной истории объявлен «шах!», У потомственных либералов всё «в шоколоде»: дочурка экс-вице-премьера стала министром культуры. Принципиально торговля Соломона строилась на абсолютно уникальном местоположении земли Израиля, в чисто геополитическом отношении. Фараон (Соломона) Израиль теперь достиг вершины могущества, что дало возможность Соломону стать влиятельным монархом. Сын царя Давида, Соломон стал третьим правителем объединенного Израильского царства.
Минобороны Израиля заявило о поражении инфраструктуры «Хезболлы» в Ливане
В последние годы царствования Соломона северные области Израиля стали очагом непрерывных волнений. Ветхозаветный Царь Соломон, сын Царя Давида, Правитель Объединенного Израильского Царства (начало Х в. до н.э.). Тогда Соломон предложил разделить его на части, после чего настоящая мать была готова отдать свое чадо сопернице, чтобы сохранить ему жизнь. До сих пор они заинтригованы любовной связью царя Израиля с правительницей Сабы. утверждал царь Соломон.
Правление Соломона
- Кто такой царь Соломон?
- Правление Соломона
- Царь Соломон
- Царь Соломон - Радио ВЕРА
Царствование Соломона
Соломо́н — третий еврейский царь, правитель объединённого Израильского царства в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы). 287 К концу царствования Соломона, когда изменились отношения его к египетскому царю и внутренняя политика, Адер и Разон усиливают без сомнения свои нападения на израильское царство. Почему же именно Соломон стал самым выдающимся царём Израиля? Вирсавии, третий царь всех израильтян, помазанный на царство в 12 лет и царствовавший 40 лет. СОЛОМОН (евр. Шломо) (10 в. до н. э.), царь Израиля в 960-е гг. – ок. После смерти С. произошёл раскол Израильского Царства (в результате проводимой С. политики).