Перспективная модель ЕГЭ по русскому языку 2022 РУСТЬЮТОРС| ЕГЭ, ОГЭ по русскому языку. вернуться к странице. Обновлённые тесты ЕГЭ 2024 г. Последние записи: Актуальный список изложений ОГЭ, обновленный.
Сжатое изложение “Путевые заметки”
4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение. 5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой. Все изложения ОГЭ из открытого банка заданий ФИПИ, в том числе новые аудиозаписи и тексты изложений ОГЭ по русскому языку 2024 года. Поздравления. ДТП. Новости. Сериалы.
Изложения по русскому языку 9 класс ОГЭ 2024 аудиозапись и текст
Новости. Видеоигры. Все тексты и аудиозаписи изложений ОГЭ из открытого банка ФИПИ, а также готовые сжатые изложения по русскому языку 2024 года. РУСТЬЮТОРС| ЕГЭ, ОГЭ по русскому языку. 6 фев в 20:52. Пожаловаться. Актуальный список изложений ОГЭ, обновленный в соответствии с ОБЗ. Аудио изложение — это вид письменной работы, в котором необходимо описать содержание аудиозаписи. ИЗЛОЖЕНИЕ 2 «Лучше всего проявляет свою воспитанность человек». Тексты изложений ОГЭ 2024 по русскому языку 9 класс (исходный текст, сжатое изложение, аудиозапись и микротемы).
РУСТЬЮТОРС| ЕГЭ, ОГЭ по русскому языку
Текст для изложения: Путевые заметки Возвратившись в Архангельск, я отправился на лошадях по окрестным сёлам. Здесь начались мои исследования древней деревянной архитектуры, которая представляла главную цель моего путешествия по северным окраинам России. Благодаря находившемуся при мне фотоаппарату я сделал много фотографий древних церквей, различных старинных вещей. Но в этом путешествии мне довелось познакомиться не только с устройством домов и церквей. Передо мною развернулась целая картина народной жизни. В одно из сёл я приехал в праздничный день, тёплый и ясный. На празднике было много народа, красиво расположившегося отдельными группами: тут медленно вёлся хоровод девушек в жемчужных головных уборах, в парчовых и шёлковых платьях; там виднелись толпы парней с девушками, они медленно прохаживались, взявшись за руки, вперёд и назад, распевая громкие песни. Вдали чернели избы и стройными силуэтами поднимались верхушки старинных деревянных церквей.
Из Архангельска я отправился по окрестным сёлам, чтобы исследовать древнюю деревянную архитектуру северных окраин России, но мне довелось познакомиться ещё и с жизнью народа. Когда я приехал в одно из сёл в праздничный день, то увидел на улице много народа: нарядные девушки водили хороводы, прохаживались пары, веселились ребятишки. Особое значение празднику придавали скромность людей, их сердечное и уважительное отношение друг к другу.
Сжатое изложение: Возвратившись в Архангельск, я отправился по окрестным сёлам исследовать древнюю деревянную архитектуру, которая была главной целью моего путешествия по северным окраинам России. Но мне удалось познакомиться не только с устройством домов и церквей, но и с самой жизнью народа. В одно из сёл я приехал в праздничный день.
Здесь было много народа, красиво расположившегося отдельными группами. Вдали чернели избы и стройными силуэтами поднимались старинные церкви.
Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить: успеется, вся жизнь впереди! Что-то, конечно, удастся подправить, изменить, но далеко не всё. И неверные решения без последствий не останутся.
Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор, верит в себя и упорно достигает намеченных целей. Можно ли одной исчерпывающей формулой АудиоТекст Напишите сжатое изложение по заданному тексту. Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство — это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека.
В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории. Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.
Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам. Война была для детей жестокой АудиоТекст Напишите сжатое изложение по заданному тексту. Война была для детей жестокой и грубой школой.
Написать сжатое изложение. Как составить сжатое изложение. Как написать изложение текста. Оценка изложения.
Критерии оценки изложения. Критерии сочинения изложения ОГЭ. Оценка сочинений и изложений. Памятка по написанию изложения 9 класс. План написания сжатого изложения. Объем сжатого изложения. Памятка как писать сжатое изложение.
Изложение 7 класс русский язык. Краткое изложение 7 класс. План сжатого изложения 7 класс обыкновенная земля. Краткое изложение обыкновенная земля. Краткое изложение Мещерский край. Сжатое изложение обыкновенная земля. Сжать изложение.
Пример сжатого изложения. Сжатое изложение текст. План изложения по русскому ОГЭ. Написать краткое изложение. Способы написания изложения. Как писать изложение. Краткое изложение.
Изложение 9 класс по русскому. Неуверенность в себе изложение. Сжатое изложение неуверенность в себе. Сжатие текста неуверенность в себе. Неуверенность проблема древняя изложение. Объем изложения. Сжатые изложения.
Как писать сжатое изложение. Как писать краткое изложение. План как написать сжатое изложение. Приемы сжатия изложения. Приемы сжатия изложения ОГЭ. Сжатие текста изложения ОГЭ. Структура изложения 9 класс ОГЭ.
Оценивание изложения. Грамотность оценивание изложения и сочинения ОГЭ. Грамотность в сочинении ОГЭ. Оценка сочинения. Изложение хитрый заяц. Хитрый заяц изложение 5 класс. План изложения хитрый заяц.
Хитрый заяц текст. Изложение на тему. Изложения класс. Что такое изложение по русскому языку. Уровень сложности ОГЭ. Структура экзаменационной работы ОГЭ 9 класс. План составления изложения.
План изложения 9 класс. План сжатого изложения. План сжатия изложения. Изложение совесть. Сочинение на тему совесть. Выборочное изложение это.
Изложения ОГЭ из открытого банка заданий ФИПИ 2024
Именно в это время человек, как правило, выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию. Понятно, что такой выбор — дело ответственное. От него невозможно отмахнуться, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить: успеется, вся жизнь впереди! Что-то, конечно, удастся подправить, изменить, но далеко не всё. И неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор, верит в себя и упорно достигает намеченных целей. Можно ли одной исчерпывающей формулой АудиоТекст Напишите сжатое изложение по заданному тексту.
Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство — это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории. Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством.
И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.
Все ищут объяснений. Вернее, оправдания. Винят семью, коллектив, обстоятельства.
Не следует забывать о важнейшей части воспитания — самовоспитании. Ведь из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее — сознательное отношение к собственной жизни, своим планам и действиям. Если человек начинает находить в каждом деле препятствия, теряет уверенность в себе, значит, у него формируется заниженная самооценка. Не менее опасна и завышенная самооценка.
Изменения в КИМ 2024 года по сравнению с 2023 годом В целом структура и содержания экзаменационной модели КИМ не претерпели существенной трансформации. Изменения коснулись следующих аспектов экзаменационной работы. Внесены коррективы в критериальную систему оценивания задания 1 сжатое изложение : уменьшено на 1 количество баллов по критерию ИК2 «Сжатие исходного текста». Изменена нумерация задания на синтаксический анализ словосочетания это задание заняло позицию 9 в новой экзаменационной модели. Суть задания осталась неизменной. Единое задание на синтаксический анализ предложения в новой экзаменационной модели представлено двумя заданиями: на определение грамматической основы задание 2 и на собственно синтаксический анализ структуры предложения задание 3. Выполнение обоих заданий предполагается по одному микротексту.
Как написать изложение на ОГЭ. Готовые сжатые изложения. Изложение ОГЭ. План изложения ОГЭ. Изложение ОГЭ русский. Итоговое сочинение. Подготовка к итоговому сочинению. Памятка для написания итогового сочинения. Требования к итоговому сочинению. Схема написания изложения ОГЭ. План сжатого изложения 9 класс ОГЭ. План написания изложения ОГЭ. План написания сжатого изложения ОГЭ. Изложение пример. Изложение 9 класс. Текст для изложения 9 класс. Написание сжатого изложения. Сжатое изложение ОГЭ. Сжатое изложение ОГЭ план. Пример изложения ОГЭ. О правилах хорошего тона написано множество книг текст. Синие волны текст изложение. Изложение на тему интеллигентный человек. Изложение искусство ОГЭ. ОГЭ русский язык изложение как написать. Что такое изложение текста по русскому языку. Текст для изложения. Изложение по русскому языку 9 класс. Изложение изложение. Изложение человек соприкасается с искусством. Человек соприкасается с искусством каждый день сжатое изложение. Человек соприкасается с искусством. Изложение по теме человек соприкасается с искусством каждый день. Тексты изложения для огэюю. Текст ОГЭ по русскому. Текст изложения ОГЭ. Изложение русский язык 9 класс. Монолог Катерины. Текс для сдатого излодения. Сжатое изложение 9 класс. Структура изложения ОГЭ. Структура изложения ОГЭ по русскому языку. ОГЭ по русскому языку изложение. Сжатое изложение. Текст для сжатого изложения. Изложение одному человеку. Как написать план изложения. Сжатое изложение план. Изложение ОГЭ 2022. Как написать изложение на ОГЭ 9 класс по русскому языку 2022. ОГЭ русский язык изложение. Изложение примеры написания. Чек лист для подготовки к ОГЭ по русскому языку 2021. Чек лист ОГЭ русский 2022. Чек лист по русскому языку ОГЭ 2022. Чек лист тем по ОГЭ по русскому сочинение. Пример краткого изложения. Краткое изложение текста это. Универсальный рецепт изложение.
Тексты изложений ОГЭ 2024 по русскому языку 9 класс с аудиозаписями
И помните: творят добро возвышенные натуры. Из Интернета 10. Есть ценности, которые изменяются АудиоТекст Напишите сжатое изложение по заданному тексту. Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают, становясь пылью времени. Но как бы ни изменялось общество, всё равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур. Одной из таких вечных ценностей, безусловно, является дружба. Люди очень часто употребляют это слово в своём языке, тех или иных людей называют своими друзьями, но мало кто может сформулировать, что такое дружба, кто такой настоящий друг, каким он должен быть. Все определения дружбы сходны в одном: дружба — это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей, полном доверии и постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.
Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры, тогда они смогут дружить, даже если их отношение к определённым явлениям жизни разное. И тогда на настоящую дружбу не влияет время и расстояние. Люди могут разговаривать друг с другом лишь изредка, быть в разлуке в течение многих лет, но всё равно оставаться очень близкими друзьями. Подобное постоянство — отличительная черта настоящей дружбы. Из Интернета 11. Времена меняются АудиоТекстМикротемы Напишите сжатое изложение по заданному тексту. Времена меняются, приходят новые поколения, у которых, казалось бы, всё не такое, как у прежних: вкусы, интересы, жизненные цели.
Но трудноразрешимые личные вопросы между тем почему-то остаются неизменными. Нынешних подростков, как и их родителей в своё время, волнует всё то же: как обратить на себя внимание того, кто тебе нравится? Как отличить увлечение от настоящей любви? Юношеская мечта о любви — это, что бы ни говорили, прежде всего, мечта о взаимопонимании. Ведь подростку обязательно нужно реализовать себя в общении со сверстниками: проявить свою способность к сочувствию, сопереживанию. Да и просто показать свои качества и способности перед тем, кто настроен к нему доброжелательно, кто готов его понять. Любовь — это безусловное и безграничное доверие двоих друг к другу.
Доверие, которое раскрывает в каждом всё то лучшее, на что только способна личность. Настоящая любовь непременно включает в себя дружеские отношения, но не ограничивается ими. Она всегда больше дружбы, поскольку только в любви мы признаём за другим человеком полное право на всё то, что составляет наш мир. Семибратовой Жизненные представления у разных поколений различны, но, поскольку психология человека меняется медленно, трудноразрешимые вопросы о любви остаются прежними. Для подростка мечта о любви связана, прежде всего, с потребностью быть понятым сверстниками, проявить перед ними свои качества и способности. Любовь больше дружбы, она предполагает полное взаимное доверие, раскрывающее все лучшие свойства личности. Какой бы интересной ни была … жизнь ребёнка… АудиоТекст Напишите сжатое изложение по заданному тексту.
Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он драгоценных книг — он обделён. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год — разница невелика. В детстве счет времени ведется иначе, тут каждый день — открытия. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. Впечатления детства — самые яркие и прочные впечатления. Это фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд.
В детстве посеяны семена. Не все прорастут, не все расцветут. Но биография человеческой души — это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве. Последующая жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллионов поступков, определяющихся многими чертами характера и, в свою очередь формирующих этот характер. Но если проследить и найти связь явлений, то станет очевидным, что всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш, свое семечко. Михалкову 13.
Неуверенность в себе АудиоТекст Напишите сжатое изложение по заданному тексту. Неуверенность в себе — проблема древняя, однако она привлекла внимание медиков, педагогов и психологов сравнительно недавно — в середине XX века. Именно тогда стало понятно: всё усиливающаяся неуверенность в себе может стать причиной массы неприятностей — вплоть до серьёзных заболеваний, не говоря уже о житейских проблемах. А проблемы психологические? Ведь неуверенность в себе может послужить почвой постоянной зависимости от чужого мнения. Представим себе, как неудобно чувствует себя зависимый: чужие оценки кажутся ему гораздо более важными и значимыми, чем собственные; каждый свой поступок он видит прежде всего глазами окружающих. А главное, ему хочется одобрения ото всех, начиная с близких и заканчивая пассажирами в трамвае.
Такой человек становится нерешительным и не может правильно оценить жизненную ситуацию. Как же преодолеть неуверенность в себе? Одни учёные ищут ответ на этот вопрос, основываясь на физиологических процессах, другие опираются на психологию. Ясно одно: преодолеть неуверенность в себе можно лишь в случае, если человек способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты. Слово — мама АудиоТекст Напишите сжатое изложение по заданному тексту. Слово «мама» — особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости.
Его лепечет дитя в колыбели. С любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково. Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиг.
В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. И нужна нам в этот миг только она. Человек зовёт мать и верит, что она, где бы не была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь». Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о маме! К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своей маме. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час.
Ведь благодарные дети — лучший подарок для них. У каждого из нас были… игрушки АудиоТекст Напишите сжатое изложение по заданному тексту. У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанное с ними светлое и нежное воспоминание, которое он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка — это самое яркое воспоминание из детства каждого человека. В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные. Но несмотря на все появляющиеся новинки, такие как телефоны и компьютерная техника, игрушка всё-таки остается неповторимой и незаменимой в своем роде, ведь ничто так не учит и не развивает ребенка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт.
Игрушка — это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нем положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку, помня, что она принесёт в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а также систему ценностей и мировоззрение. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности. Источник Часть 1 ОГЭ по русскому языку в 9 классе включает в себя 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Проблема в том, что банк этот в дни подготовки к ОГЭ перегружен и выдает вместо аудиофайлов ошибки. Но вы можете скачать все аудио 2022 года с нашего сайта.
Всего из 35, а значит 35 вариантов изложений может быть на экзамене. Так же приводим тексты из этих аудиофайлов для написания изложений, микротемы и образцы сжатия текстов. Задание звучит следующим образом Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. При написании изложения пользуйтесь следующими рекомендациями 1. Определите тему текста.
Выделите основные микротемы в каждой части текста. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой. Универсального рецепта того… Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный, только тебе предназначенный путь в жизни, просто нет и быть не может. Москвину Сжатое изложение 1 Универсального рецепта по выбору правильного жизненного пути, предназначенного только тебе, просто нет и быть не может. Но большинство важнейших решений мы всё-таки принимаем в юности. Вторая половина второго десятилетия жизни — самый ответственный период.
Именно в это время человек выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию. Его нельзя отложить на потом. Неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех приходит к тем, кто упорно достигает намеченных целей. Всё дальше уходит Великая Отечественная война… Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом — фашизмом. Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории.
Важнейшей чертой минувшей войны был её всенародный характер, когда за общее дело на фронте, в тылу, в партизанских отрядах боролись все: от мала до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но отдавали себя без остатка, свой опыт и труд во имя грядущей победы, которая досталась нам очень дорогой ценой. Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное, менее значимое и яркое, а затем и существенное. К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить. Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство.
О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам. Быкову Микротемы 1. Как бы далеко ни уходила война, память о ней жива, ибо забыть о беспримерном подвиге народа нельзя. Память о четырёх тяжелейших годах в нашей истории не должна стереться. Для произведений искусства тема войны традиционна: тактичность и правдивость в изображении событий и героев военных лет являются их главными чертами.
В чём польза чтения? Верно ли утверждение, что читать полезно? Почему многие продолжают читать? Ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время. Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее. А ещё важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает чёткое и ясное мышление.
Убедиться в этом каждый может на собственном примере. Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение, и вы заметите, как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова. Читающий человек грамотнее говорит. Чтение серьёзных произведений заставляет нас постоянно думать, оно развивает логическое мышление. Не верите? А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например, «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойла. После прочтения вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее и вы поймёте, что читать полезно и выгодно.
Ещё полезно читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения люди порой начинают меняться в лучшую сторону. По материалам Интернета 1. Почему люди читают книги? Книги приносят пользу: они делают человека умнее и обогащают его внутренний мир. Книги способствуют нравственному воспитанию. Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка… Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он драгоценных книг — он обделён.
Михалкову 5. Что такое хорошая книга? Она должна быть увлекательной , интересной. После прочтения первых страниц не должно возникать желания поставить её на полку. Речь идёт о книгах, заставляющих задуматься, выразить эмоции. Книга должна быть написана богатым языком. Она должна нести глубокий смысл.
Оригинальные и необычные идеи тоже делают книгу полезной. Не стоит увлекаться каким-либо одним жанром, родом литературы. Увлечение только жанром фэнтези способно превратить молодых читателей в тех, кто знает дорогу в Авалон лучше, чем путь домой. Если вы не читали книг из школьной программы, следует начать именно с них. Классическая литература — это обязательная база для каждого человека. В ней есть разочарование и радость, любовь и боль, трагедия и комедия. Такие книги научат чуткости, помогут увидеть красоту мира, понять себя и людей.
Научно-популярная литература расширит кругозор, поможет определить свой путь в жизни, даст возможность саморазвития. Надеемся, что доводы в пользу чтения сделают книгу вашим лучшим другом. Микротемы 1. Хорошая книга должна быть интересной, написанной богатым языком и иметь глубокий смысл. Не стоит увлекаться одним жанром литературы. Классическая и научно-популярная литература оказывает огромное влияние на развитие чувств и формирование взглядов человека, поэтому её непременно нужно читать. Иметь семью и детей… Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно трудиться.
Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, который традиционно считался главой. Отца дети уважали и слушались.
Он не только поможет в беде, но и искренне порадуется в минуты счастья вместе с вами.
Но, к сожалению, подобные отношения постепенно сходят на нет. Бескорыстная дружба понемногу становится пережитком прошлого. Друзья сейчас для нас — это люди, способные помочь в том или ином вопросе, или те, с кем можно неплохо провести время.
На деле же, если у кого-то из якобы близких друзей случается кризис, друзья куда-то испаряются до тех пор, пока этот кризис не пройдёт. Эта ситуация знакома практически каждому. Одним словом, выгодная дружба стремительно вытесняет дружбу бескорыстную.
Изменена нумерация заданий по макротексту была 6—8, стала 10—12. Суть заданий осталась неизменной. Скорректирована формулировка сочинения-рассуждения 13. При оценивании выполнения заданий 13. Уменьшено на 1 количество баллов по критерию ФК1 «Фактическая точность письменной речи».
Кроме того, при проверке соблюдения орфографических норм не предусматривается понятия «однотипная ошибка».
Неправильное сокращение: «цел. Это касается только ключевых, тематических слов.
Например, текст посвящен красоте. Слово красота есть чуть ли не в каждом предложении. Достаточно будет написать это слово один раз.
Обязательно потренируйтесь в своем умении сокращать слова. В это время важно дописать сокращения и, если позволит память, вписать слова, которые вы сможете вспомнить. Здесь надо быть очень осторожными, пишите только то, в чем уверены.
Можете пометить в своем черновике галочками те места, в которых принципиально важно восстановить слова: там, где вы вообще не можете вспомнить слово, а оно важно для понимания предложения.
Персональный сайт учителя русского языка и литературы Васюк Татьяны Андреевны
Задача 12 65434 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. Если говорить по-научному, то дружба — это бескорыстные взаимоотношения между людьми, которые основываются на общих симпатиях, интересах и увлечениях. Настоящий друг всегда рядом, плохо ли нам, хорошо ли. Он никогда не попытается воспользоваться вашей слабостью в своих целях и всегда придёт на помощь, когда он так нужен.
Был кузнец Захар Панков мужиком сурового вида, носил густую бороду, волосы подвязывал тесьмой на лбу, как старинный оружейный мастер.
К нему даже из соседних районов люди приезжали с разными сложными заказами. Вот сломается какая-нибудь деталь в тракторе во время работы, а найти такую же они нигде не могут. Всякие другие детали есть, а именно такой нет. И тогда механики идут к кузнецу Панкову: «Выручай, Захар, надо бы что-то сделать! Возьмёт кузнец аккуратно в руки сломанную деталь, ни слова не скажет, только бережно завернёт её в тряпочку и положит в карман… И спрашивать было ничего не нужно — все знали, что если Захар Панков взял, то, значит, обязательно выручит. Помогал Захару молотобоец Ванюша… Но осенью призвали Ванюшу на военную службу, и совсем опустела кузница. Стоит она на краю посёлка посреди поля с распахнутыми воротами.
Без кузницы жители поселка чувствовали себя неуютно — так, как будто в их доме остановились часы. Да и для хозяйства им её не хватало — ничего починить нельзя. Очень сильно пожалели тогда жители посёлка, что в своё время не попросили Захара обучить какого-нибудь смышленого мальчишку, который бы перенял все его секреты, его мастерство… 300 слов По Е. Она грела их своим телом, облизывала каждого, а когда они чуть подросли, стала добывать для них еду. Однажды эту куницу выследили мальчишки. Она долго пряталась от них в лесу, прыгала с дерева на дерево, потом решила, что люди ушли, и вернулась к детёнышам. Мать-куница лизнула каждого из них в мордочку и, не почувствовав, что за ней по-прежнему продолжают следить, снова побежала в лес за кормом для детёнышей.
А добывать корм становилось всё трудней, и куница побежала сначала к болоту, потом за озеро… Когда она вернулась, детёнышей не было. Ни одного… Куница выронила из зубов добычу, запрыгнула на ель, опять спустилась вниз, потом снова поднялась вверх… Детёнышей не было… Пропали детёныши. К вечеру куница поняла, что её детёнышей унесли в деревню. Ночью она нашла дом, в который их унесли. Днём мальчишка вынес их в старой шапке на крыльцо, стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, гладя их по спинке. Пришли другие мальчишки, стали кормить детёнышей сырым мясом. Потом вышел хозяин дома и сказал: «Зачем мучаете зверушек?
Отнесите их туда, откуда забрали. Иначе они погибнут». Весь следующий день мать-куница пряталась в сарае и ждала мальчишек. Они появились на крыльце и о чём-то спорили. Один из них вынес старую шапку и сказал, что один погиб… В ту же ночь в этом селе какой-то хищный зверь убил множество цыплят и кур… И дальше то же самое стало происходить каждую ночь. И долго не могли узнать люди, кто это так жестоко уничтожает по ночам их домашних птиц. А это была мать-куница.
Она не знала, что мальчишке, взявшего её детенышей, взрослые приказали отнести их обратно в лес. Мальчишка отнёс детёнышей к лесному оврагу. Здесь и нашла их куница. Но мать-куница совсем перестала бояться людей и стала появляться у домов даже днём, охотясь за всем, что было ей под силу… До сих пор помнят жители села эту куницу, и строго велят ребятам не трогать детёнышей зверушек и птиц. Астафьеву Мы приближались к горным лугам, где летом пасся скот. Стадо телят и бычков вышло на старую, заваленную деревьями просеку. Бычки и телята, да и мы тоже, шли медленно и устало.
Я испугался, ведь чуть не наступил на гнездо. Оно было свито не на бугорке, а посреди просеки, под выступавшим из земли корнем, который закрывал его и с боков, и сверху. В этом гнезде, утеплённом мхом, лежали четыре яйца размером чуть поменьше куриных. Я потрогал одно яйцо пальцем — оно было тёплое, почти горячее… Капалуха, нервничая, отбежала в сторону. Крылья у неё так и были расставлены, и она задевала ими землю. На гнезде она сидела с расставленными крыльями, прикрывала своих будущих детей, сохраняла для них тепло. В таком положении и остались от неподвижности крылья птицы.
Она пыталась и не могла взлететь. Наконец взлетела на ветку ели, села над нашими головами. И тут оказалось, что у неё живот и грудь до самой шеи голые, без пуха и перьев! Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку… — по-взрослому сказал кто-то из ребят. И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув в нашу сторону шею.
И, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, расставила крылья и замерла. Но она не успокоилась и внимательно следила за всем, что происходило рядом. Сердце капалухи сильно билось, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю или две, а может быть, и всего через несколько дней появятся глухарята. Когда они вырастут, они вспомнят о матери, которая отдаёт детям всё, иногда даже свою жизнь. Разозлилась старуха Зима: задумала она всё живое уничтожить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они. Подула Зима холодом, сорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам.
Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думать, что делать. Собрались и полетели за высокие горы, за дальние моря, в тёплые страны. Остался воробей, да и тот под крышу залез. Поняла Зима, что птиц ей не догнать, накинулась на зверей. Засыпала снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее. Но не испугались звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгая, греется; а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют.
Злится Зима — до рыб она добирается: посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, по озёрам, по рекам мосты из льда строят. Замёрзли реки и озёра, да только сверху; а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее. Так стали морозы напирать на стены и двери, что брёвна лопаются. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над Зимою посмеиваются. Если кому-то надо за дровами в лес ехать — наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как начнет топором махать, даже пот выступает. По дорогам, обозы потянулись; от лошадей пар валит, извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подёргивают, морозцы похваливают.
Обиднее всего показалось Зиме, что даже малые ребятишки, и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на санках, в снежки играют, снежных баб лепят, горы строят. Щипнёт Зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, а мальчик схватит снегу, давай тереть — разгорится у него лицо, как огонь. Видит Зима, что никак ей не победить: заплакала со злости. Зимние слёзы закапали… Значит, весна недалеко. Ушинскому В мире есть много озёр — больших и маленьких, глубоких и мелких, суровых и красивых, но ни одно из них не может сравниться с Байкалом. Байкалу посвящено множество легенд.
Но есть среди них одна легенда, которую в тех краях, где находится Байкал и течёт река Ангара, знают все — и взрослые, и дети. Рассказывают, что жил когда-то богатырь по имени Байкал, и была у него дочь по имени Ангара. Также у Байкала было 336 сыновей, которых он воспитывал очень строго. Суровый отец заставлял сыновей постоянно трудиться. Они топили снега и ледники и гнали хрустальную воду в одну большую впадину в земле. Однажды рассказали Ангаре путешественники, что живёт за горами молодой красавец Енисей. Узнав о его красоте и силе, она полюбила его всем сердцем.
Но Байкал хотел выдать дочь замуж за старого Иркута. Ещё строже стал следить старик за дочерью: посели её в хрустальный дворец на дне подводного царства. Ангара плакала и просила богов помочь ей. Сжалились боги над пленницей и повелели ручьям и рекам размыть хрустальный дворец. Ангара вырвалась на свободу и побежала по узкому проходу в скалах. Проснулся старый Байкал и попытался вернуть Ангару назад. Но ему было не догнать молодую дочь!
Всё дальше убегала Ангара, и тогда рассерженный Байкал метнул в неё каменную глыбу, но не попал. Так и осталась с тех пор лежать эта глыба в месте, где река вытекает из озера. А старик в гневе всё бросал и бросал в дочь осколки скал, но каждый раз птицы предупреждали Ангару, чтобы она обернулась, и ни один осколок, брошенный отцом, не попал в девушку. Прибежала Ангара к Енисею, обняла его, и потекли они вместе к Студёному морю… В этой легенде очень многое — факты из жизни. Они собирают воду с территории, которая по площади примерно равна Франции. Вытекает же из озера могучая река Ангара, ширина которой — примерно километр. Это про неё люди говорят: «Разоряет дочка старика Байкала!
Муранову …Мы очень ждали, когда к нам в сад опять прилетят старые знакомые — скворцы, первые перелётные гости, вестники весны. Много сотен верст нужно им лететь… Сколько приключений и опасностей переживают они в пути: дожди, бури, хищные птицы, выстрелы охотников… Итак, мы дожидались скворцов. Подправили старые скворечники, покривившиеся от зимних ветров, подвесили новые. Воробьи решили, что эта работа делается для них, и сразу же, при первом тепле, заняли скворечники. Наконец, как-то вечером скворцы прилетели! Они сидели высоко на ветках тополей и в сравнении с воробьями казались непривычно большими. Мы стали их считать: один, два, пять, десять, пятнадцать… Два дня скворцы точно набирались сил и всё навещали и изучали прошлогодние знакомые места.
А потом началось выселение воробьев. Особенно бурных столкновений между скворцами и воробьями я при этом не замечал. Обыкновенно скворцы по два сидят высоко над скворечниками и о чём-то болтают между собою, а сами незаметно следят за воробьями. Воробью страшно и трудно. Чуть высунет свой острый хитрый нос из круглой дырочки — и назад. Наконец, голод, любопытство, а может быть, робость дают себя знать. Авось перехитрю.
Авось не заметят». И только успеет недалеко отлететь, как скворец мгновенно слетает вниз и уже у себя дома. И уже теперь пришёл конец воробьиному временному хозяйству. Скворцы стерегут гнездо поочерёдно: один сидит — другой летает по делам. Воробьям никогда до такой уловки не додуматься. Устроившись в гнезде, скворец начинает таскать туда всякие строительные материалы: мох, вату, перья, пух, тряпочки, солому, сухие травинки. Гнездо он устраивает очень глубоко для того, чтобы туда не пролезла лапой кошка или не просунула свой длинный хищный клюв ворона.
Скворец никогда весною не ищет своей пищи ни в воздухе, ни на лету. Его корм на земле и в земле. И знаете, сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? В тысячу раз больше собственного веса!.. Куприну Однажды лесник в лесу нашёл лисью нору, в которой был маленький лисёнок. Видно, лисица-мать остальных лисят перетащила в другое место. У лесника уже жил дома щенок.
Стали лисёнок и щенок расти вместе. Спят они и играют вместе. Лисёнок прыгал, как настоящая кошка. Прыгнет на скамейку, а со скамейки на стол, хвост поднимет кверху и смотрит вниз. А щенок полезет на скамейку и упадёт. Бегает вокруг стола целый час. А потом лисёнок спрыгнет вниз, и оба лягут спать.
Поспят, отдохнут и снова начнут гоняться друг за другом. Всё лето щенок и лисёнок прожили вместе, к осени оба выросли. Щенок стал гончей собакой, а лисёнок оделся в густую шубу. Лесник посадил лисёнка на цепь, чтобы он не убежал в лес. Ближе к зиме решил продать лису. А с собакой лесник ходил на охоту на зайцев. Вот однажды вышел лесник утром покормить лису, а у лисьей будки одна цепь и рваный ошейник.
Убежала лиса в лес. Подумал лесник, что теперь можно и на охоту сходить. Позвал он свою собаку, снял с полки ружьё, показал лисьи следы. Собака побежала по следу… Ушла она далеко в лес. И вот снова идёт. Лесник спрятался за ёлку на опушке, взвёл курки на ружье. И вот видит: выбежали из лесу двое.
Лиса и собака. Бегут они по снегу рядышком. Как настоящие приятели — плечо к плечу. Вместе кочки перескакивают, друг на друга смотрят и будто улыбаются. Ну как тут стрелять… Подбежали звери к леснику. Лиса прыгнула к нему на плечи, а пёс встал на задние лапы, упёрся в грудь хозяину и ловит лисий хвост. Спустил лесник курки на ружье и вернулся домой.
И так жила лиса у него в избе всю зиму — не на цепи, а просто так. А весной стала уходить в лес — мышей ловить. Ловила-ловила да и осталась в лесу совсем. А собака с тех пор не охотится на лисиц. Теперь все лисицы ей стали друзьями. Чарушину Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого кота.
Он обворовывал нас каждую ночь. Это был кот, потерявший всякую совесть, кот — бродяга и бандит. Звали мы его между собой Ворюгой. Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями для рыбалки. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей. Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить кота… Кот попался вечером.
Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на берёзу. Мы начали трясти березу… Он сорвался с берёзы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом в единственный узкий лаз. Выхода оттуда не было. Мы заложили лаз старой сетью и начали ждать. Но кот не выходил… Прошёл час, два, три… Пора было ложится спать, но он оставался под домом, и это действовало нам на нервы. Тогда был вызван Лёнька, сын деревенского сапожника. Лёнька славился бесстрашием и ловкостью.
Ему поручили вытащить из-под дома кота. Лёнька взял шёлковую леску, привязал к ней за хвост пойманную днём рыбку и закинул её через лаз в подполье. Кот вцепился зубами в рыбью голову. Лёнька потащил за леску. Кот отчаянно упирался, но Лёнька был сильнее, и, кроме того, кот не хотел выпускать вкусную рыбу. Через минуту голова кота с зажатой в зубах рыбкой показалась в отверстии лаза. Лёнька схватил кота за шиворот и поднял над землёй.
Кот прижал уши. Хвост он на всякий случай подобрал под себя. Это оказался тощий кот-беспризорник. Мы не сразу решили, что же нам с ним делать? Наказывать — бесполезно. У него с детства характер такой. Решили попробовать как следует его накормить.
Мы последовали этому совету, втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану. Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и стал мыться. После умывания он долго тёрся головой о пол. Это, очевидно, должно было означать веселье. Мы боялись, что он протрёт себе шерсть на затылке. Потом кот перевернулся на спину, растянулся у печки и мирно заснул.
С этого дня он у нас прижился и перестал воровать. Паустовскому Сейчас я понимаю, что это был пёс-чудак. Странный, необычный. Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу. Но тогда, в детстве, я постоянно сердился на него и был им очень недоволен. Во-первых, меня раздражала его кличка. Звали его Борожай.
Найдите на земле ещё одну собаку, которая имеет такое странное имя! Во-вторых, мой пёс был трусливым. Если кто-то из ребят делал вид, что нападает на него, мой Борожай низко приседал и быстро убегал куда-нибудь подальше. А мне в этот момент было очень стыдно. Вон у Толика настоящий пёс! Любому, кто с ним встречается, сразу становится страшно. В-третьих, мой Борожай играет с цыплятами… Это же позор — собака играет с цыплятами!
Они бегают по двору, ловят мух, и этот пёс с ними бегает. Видимо, думает, что он охотник! А когда кошка родила котят, то он от этих котят не отходил, как будто это его родные дети. Ляжет перед ними, щекочет их животики своим мохнатым хвостом, а те от удовольствия даже лапы поднимают! Но однажды случилось то, о чём до сих пор рассказывают в нашей деревне. У соседей загорелся сделанный из досок сарай. Коров они успели вывести из горящего сарая, а телёнок остался в самой дальней его части — не попасть туда!
А сарай уже весь в огне, и все понимают, что несчастный телёнок там погибнет. Всем его жалко, но ведь в огонь не полезешь. А Борожай бегал вокруг сарая, бегал, а потом вбежал в открытую дверь сарая, за которой всё было в дыму. Тут уже и мужики не выдержали, побежали, схватили топоры, заднюю стену сарая разломали и телёнка вытащили. Испуганного, но живого. Странный был пёс! Какая ещё собака в огонь полезет?!
Потом бывшие хозяева, у которых мой отец взял Борожая ещё щенком, мне рассказали, что по-настоящему его звали Поражай — от слова «поражать»! Оказывается, это мы имя собаки нечаянно перепутали! Вот и получилась странная кличка. Лоскутову Уже наступало утро, когда волчиха пробиралась к себе… Ей не давал покоя щенок, который бежал за ней. Она жила с волчатами в неглубокой яме. Теперь на дне её были старые листья и мох, тут же валялись кости и бычьи рога, которыми играли волчата. Они уже проснулись, и все трое, очень похожие друг на друга, стояли рядом на краю своей ямы и, заметив возвращающуюся мать, замахали хвостами.
Щенок остановился и попытался напугать их, ведь они были чужие. А волчата стали сосать материнское молоко, толкая её лапами в тощий живот, а она в это время грызла сухую лошадиную кость; её мучил голод, голова разболелась, и ей хотелось броситься на этого щенка и разорвать его в куски. Наконец, щенок понял, что его не боятся и даже не обращают на него внимания. Тогда он несмело, то приседая, то подпрыгивая, стал подходить к волчатам. Волчата замахали хвостами. Тогда щенок ударил лапой одного волчонка по большой голове. Волчонок тоже ударил его лапой по голове.
Щенок встал к нему боком, помахивая хвостом, а потом вдруг побежал и в итоге пробежал несколько кругов по обледеневшему снегу. Волчата погнались за ним, он упал на спину и задрал вверх ноги, а они втроем напали на него и стали кусать его, но не больно, а в шутку. Им всем было весело. А солнце грело уже по-весеннему; и даже тетеревам, которые то и дело перелетали через сосну, поваленную бурей, на этом солнце было радостно и весело. Обычно волчихи приучают своих детей к охоте, давая им поиграть добычей; и сейчас, когда волчата гонялись по снегу за щенком и боролись с ним, волчиха думала: «Пускай приучаются к охоте». Наигравшись, волчата пошли в яму и легли спать. Щенок подождал немного и потом тоже лёг спать на солнышке.
А проснувшись, они опять стали играть. Чехову Наш пароход приближался к Индии. Я сменился с вахты, устал и никак не мог заснуть: всё думал, как там будет… Главное — слоны! И вот мы в порту… И тут нам навстречу идёт слон. С ним четверо ребят — бегут рядом по дороге.
Друзья сейчас для нас — это люди, способные помочь в том или ином вопросе, или те, с кем можно неплохо провести время. На деле же, если у кого-то из якобы близких друзей случается кризис, друзья куда-то испаряются до тех пор, пока этот кризис не пройдёт. Эта ситуация знакома практически каждому. Одним словом, выгодная дружба стремительно вытесняет дружбу бескорыстную.
Мы должны помнить, что многие проблемы, кажущиеся грандиозными и пугающими, без особого труда можно решить, если рядом есть надёжные друзья. Дружба даёт уверенность в завтрашнем дне. Она делает человека смелее, свободнее и оптимистичнее, а жизнь его теплее, интереснее и многограннее.
Самостоятельный человек умеет отвечать за себя, за свои дела и поступки. Он сам планирует свою жизнь и оценивает себя, не полагаясь на чьё-то мнение.
Он понимает, что многое в жизни зависит от него самого. Быть взрослым значит отвечать за кого-то ещё. Но для этого тоже надо стать самостоятельным, уметь принимать решения. Взрослость зависит не от возраста, а от жизненного опыта, от стремления прожить жизнь без нянек. Сухомлинский: "Я вспоминал сотни ответов мальчишек...
Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал — добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца невозможна душевная красота человека. Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра.
Следование путём добра — путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом. Учить чувствовать и сочувствовать — это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых — это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу, школу воспитания добрых чувств.
Бондарев: "Можно ли одной исчерпывающей формулой... Нет, конечно. Искусство — это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории. Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории.
Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое. Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам. Человеческое общество как раз сформировалось и продолжает существовать, благодаря общему делу и помощи слабым, благодаря тому, что каждый из нас дополняет друг друга.
И как теперь мы можем поддерживать совершенно противоположную точку зрения, гласящую о том, что нет иных интересов, кроме наших собственных? И дело тут даже не в том, что это звучит эгоистично, дело в том, что именно в этом вопросе переплетаются личные и общественные интересы. Понимаете, насколько это глубже, чем кажется, ведь индивидуализм разрушает общество, а стало быть, и ослабляет каждого из нас. И только взаимная поддержка может сохранить и укрепить общество. И что же больше отвечает нашим общим интересам: взаимная выручка или примитивный эгоизм?
Здесь двух мнений быть не может. Мы должны помогать друг другу, если хотим все вместе жить хорошо и ни от кого не зависеть. И помогая людям в трудную минуту не надо ждать благодарности, надо просто помогать, не ища для себя выгоды, и тогда и тебе в ответ помогут, обязательно. Верно ли утверждение, что читать полезно? Почему многие продолжают читать?
Ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время. Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее. А ещё важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает чёткое и ясное мышление. Убедиться в этом каждый может на собственном примере.
Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение, и вы заметите, как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова. Читающий человек грамотнее говорит. Чтение серьёзных произведений заставляет нас постоянно думать, оно развивает логическое мышление. Не верите? А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например, «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойла.
После прочтения вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее и вы поймёте, что читать полезно и выгодно. Ещё полезно читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения люди порой начинают меняться в лучшую сторону. Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, который традиционно считался главой. Отца дети уважали и слушались.
Он занимался сельхозработами, строительством, заготовкой леса и дров. Всю тяжесть крестьянского труда с ним разделяли взрослые сыновья. Руководство домашним хозяйством было в руках жены и матери. Она ведала всем в доме: присматривала за скотом, заботилась о питании, об одежде. Все эти работы она делала не одна: даже дети, едва научившись ходить, понемногу, вместе с игрой, начинали делать что-то полезное.
Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь. Сварливость и неуживчивость считались наказанием судьбы и вызывали жалость к их носителям. Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром или промолчать. Любовь и согласие между родственниками давали начало любви за пределами дома. От человека, не любящего и не уважающего своих родных, трудно ждать уважения к другим людям.
Пожалуй, у каждого человека есть связанное с ними светлое и нежное воспоминание, которое он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка — это самое яркое воспоминание из детства каждого человека. В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные. Но несмотря на все появляющиеся новинки, такие как телефоны и компьютерная техника, игрушка всё-таки остается неповторимой и незаменимой в своем роде, ведь ничто так не учит и не развивает ребенка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт. Игрушка — это ключ к сознанию маленького человека.
Чтобы развить и укрепить в нем положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку, помня, что она принесёт в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а также систему ценностей и мировоззрение. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности. Быков: "Всё дальше уходит Великая Отечественная война... В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом немецким фашизмом. Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории.
Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное, менее значимое и яркое, а затем и существенное. К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить. Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает нашу литературу и искусство.
О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам - живым, но главным образом, погибшим. Культурным можно считать человека образованного, воспитанного, ответственного. Он уважает себя и окружающих.
Культурного человека отличает также творческий труд, стремление к высокому, умение быть благодарным, любовь к природе и Родине, сострадание и сочувствие к ближнему, доброжелательство. Культурный человек никогда не солжет, он сохранит самообладание и достоинства в любых жизненных ситуациях. Он имеет четко поставленную цель и добивается ее. Главная же цель такого человека увеличивать добро в мире, стремиться к тому, чтобы все люди были счастливы. Идеалом культурного человека является подлинная человечность.
В наше время люди уделяют слишком мало внимания культуре, а многие даже не задумываются об этом на протяжении всей жизни. Хорошо, если у человека процесс приобщения к культуре происходят с детства. Ребенок знакомится с традициями, переходящими из поколения в поколение, впитывает положительный опыт семьи и своей Родины, познаёт культурные ценности. Став взрослым, он сможет быть полезным обществу. Москвин: "Универсального рецепта того, как выбрать...
И окончательный выбор всегда остается за человеком. Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбираем друзей, учимся строить отношения с ровесниками, играть. Но большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы всё-таки принимаем в юности. Как считают учёные, вторая половина второго десятилетия жизни — самый ответственный период. Именно в это время человек, как правило, выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию.
Понятно, что такой выбор — дело ответственное. От него невозможно отмахнуться, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить: успеется, вся жизнь впереди! Что-то, конечно, удастся подправить, изменить, но далеко не всё. И неверные решения без последствий не останутся.
Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор, верит в себя и упорно достигает намеченных целей. Нагибин: "Мы часто говорим о сложностях... И самая большая проблема — это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином. Другая крайность — чрезмерная опека ребёнка родителями.
Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами. Мир изменяется, становится другим. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой. Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом.
В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности. Нравственность — это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же. Как же относиться к этому явлению?
Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни — прожить её счастливо.
И помните: творят добро возвышенные натуры. Во-первых, книга должна быть увлекательной и интересной. После прочтения первых страниц не должно возникать желания поставить её на полку. Речь идёт о книгах, заставляющих нас задуматься, выразить эмоции. Во-вторых, книга должна быть написана богатым языком.
В-третьих, она должна нести глубокий смысл. Оригинальные и необычные идеи тоже делают книгу полезной. Не стоит увлекаться каким-либо одним жанром или родом литературы. Так, увлечение только лишь жанром фэнтези способно превратить молодых читателей в гоблинов и эльфов, знающих дорогу в Эвалон гораздо лучше, чем путь домой. Если вы не читали книг из школьной программы или читали их в сокращённом виде, следует начать именно с них.
Классическая литература — это обязательная база для каждого человека. В великих произведениях есть разочарование и радость, любовь и боль, трагедия и комедия. Они научат вас быть чуткими, эмоциональными, помогут увидеть красоту мира, понять себя и людей. Естественно, читайте научно-популярную литературу. Она расширит ваш кругозор, сформирует знание о мире, поможет вам определить свой путь в жизни, даст возможность саморазвитию.
Надеемся, что эти доводы, приведённые в пользу чтения, сделают книгу вашим лучшим другом. Гроссман: "Что такое дружба? Как становятся друзьями?
ОГЭ 2024 37 текстов из ОБЗ ФИПИ для написания сжатого изложения
Для успешной подготовки к Рустьюторс ЕГЭ по русскому языку в 2024 году рекомендуется использовать разнообразные материалы, которые помогут закрепить и углубить знания по. Главная» Новости» Рустьюторс егэ русский язык 2024 варианты егэ. На носу ОГЭ по русскому языку, и уже известно, какие изложения будут в первом задании. Онлайн тестирование по официальным демонстрационным вариантам ФИПИ по Русскому Языку 2024. Тесты с подробным решением, ответами и проверкой. Возможность сформировать. Объем изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.