В жизни Есенина женщин было ничуть не меньше, чем у другого известного ловеласа Александра Пушкина.
Сергей Есенин
Рост Есенина Рост Сергея Есенина составлял 168 сантиметров. одна из самых ярких фигур русской литературы XX века. Возраст Есенина указан верно — 27 лет, Названный возраст Дункан — 38 лет, причем вторая цифра исправлена на 9 (т. е. 39). Краткая биография поэта Сергея Есенина, личная жизнь, жены и дети, творчество и фото, как умер литератор, и список произведений. В 1941 г. студент четвёртого курса Московского инженерно-строительного института Константин Есенин ни секунды не думая добровольцем ушёл на фронт. 24 декабря 1925 года Есенин покончил жизнь самоубийством в номере ленинградской гостиницы «Англетер».
Павел Есенин
После окончания школы, летом 1912 года, Сергей Есенин приехал в Москву: осенью он должен был поступать в Московский учительский институт. Евгений Степанович, эксгумация останков Есенина поможет установить точную причину его гибели? Новости Тайшет24 в Viber! собрал интересные факты из жизни крестьянского "бунтаря" и опросил современников об их отношении к творчеству Есенина и его влиянии на российскую реальность. Творчество Есенина отличалось тонкой передачей красоты и чувств, небывалой искренностью и любовью к Родине.
Игра в классики: 16 фактов о Сергее Есенине, которые тебя удивят
Девушка полюбила поэзию Есенина в университете, когда работала над дипломом. От греха подальше Есенин покидает Ростов. Волею судеб и исторических процессов голодным летом 1920 года наш город стал «культурной столицей». Согласно некоторым источникам, Есенин был достаточно высоким человеком, его рост составлял около 1 метра 80 сантиметров. Рост и развитие Есенина можно разделить на несколько основных этапов.
Кутежи, путешествия, 3000 женщин и жизнь с мужчиной: внезапные факты о Есенине
В 1914 году Есенин бросает работу и учёбу и, по словам Анны Изрядновой, весь отдаётся стихам. Если вы имеете в виду рост Есенина, то по данным литературоведов, историков, воспоминаниям современников, а также сына поэта, рост Сергея Есенина составлял 168. В 1941 г. студент четвёртого курса Московского инженерно-строительного института Константин Есенин ни секунды не думая добровольцем ушёл на фронт. Статный, хоть и невысокий (рост Есенина был всего 168 см). В 1987 году открыто об убийстве Есенина заявил писатель Василий Белов, маститый представитель «деревенской прозы». Может, самопозиционирование Есенина как «похабника и скандалиста», с одной стороны, и его внешность «лапочки», с другой, вызывает непримиримый диссонанс.
Суицид или убийство? Современные эксперты-почерковеды изучили предсмертную записку Есенина
Как Сделать Креативно 10 подписчиков Подписаться Автобиография Сергея Александровича Есенина прочитана выдающимся мастером художественного слова Рафаэлем Александровичем Клейнером - одним из ярких представителей искусства живого, "звучащего слова". Образцовая русская речь, многообразный исполнительский талант артиста, природный темперамент, бережное отношение к слову - всё это позволило создать Клейнеру ещё одну великолепную сольную программу уже в жанре "аудиокниги", и голосом, обладающим богатейшей палитрой речевых красок, точно и проникновенно донести до слушателей лирические откровения гениального русского поэта.
Свадьба происходила в здании гостиницы «Пассаж». От этого брака родились дочь Татьяна 1918—1992 , журналистка и писательница [17] , и сын Константин 1920—1986 — инженер-строитель, футбольный статистик и журналист.
В конце 1919 или в начале 1920 года Есенин покинул семью, а на руках беременной сыном Константином Зинаиды Райх осталась полуторагодовалая дочь Татьяна. Впоследствии Есенин неоднократно навещал своих детей, усыновлённых Мейерхольдом. В 1920 году Есенин живёт дома у своего литературного секретаря Галины Бениславской.
Их периодические личные отношения продолжались вплоть до женитьбы поэта на С. Толстой осенью 1925 года. В 1921 году Есенин с 13 мая по 3 июня гостил в Ташкенте у своего друга, ташкентского поэта Александра Ширяевца [18].
По приглашению директора Туркестанской публичной библиотеки 25 мая 1921 года Есенин выступил в помещении библиотеки на литературном вечере, устроенном его друзьями, перед слушателями «Студии искусств», которая существовала при библиотеке [19]. В этом поезде он и жил всё время своего пребывания в Ташкенте, затем в этом поезде совершил путешествие в Самарканд , Бухару и Полторацк современный Ашхабад. Есенин в 1924 году Осенью 1921 года в мастерской Г.
Якулова Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан [21] , на которой он женился 2 мая 1922 года. При этом Есенин не говорил по-английски, а Дункан едва изъяснялась по-русски. Несмотря на скандальный антураж пары, литературоведы полагают, что обоих сближали в том числе отношения творчества [22].
Тем не менее их брак был краток, и в августе 1923 года Есенин вернулся в Москву. Запись о рождении Георгия Сергеевича Есенина. Замоскворецкий сорок, церковь Воскресенская в Даниловской слободе 1915г.
В 1923 году у Есенина завязалось знакомство с актрисой Августой Миклашевской , которой он посвятил семь проникновенных стихотворений из цикла «Любовь хулигана». В одной из строк, очевидно, зашифровано имя актрисы: «Что ж так имя твоё звенит, Словно августовская прохлада? Осенью 1976 года, когда актрисе было уже 85, в беседе с литературоведами Августа Леонидовна призналась, что роман с Есениным был платоническим и с поэтом она даже не целовалась [25].
Толстого , в ту пору заведующей библиотекой Союза писателей. Этот брак также не принёс поэту счастья и вскоре распался. Неприкаянное одиночество стало одной из главных причин трагического конца Есенина.
После смерти поэта Толстая посвятила свою жизнь сбору, сохранению, описанию и подготовке в печать произведений Есенина, оставила мемуары о нём [27]. Смерть Гостиница Англетер слева 24 декабря 1925 года Есенин прибыл в Ленинград, поселившись в гостинице « Англетер » в номере 5. Устинов с супругой.
В момент смерти поэта дверь внутрь номера была наглухо заперта, её взламывали ломом. После взлома двери вошедшие друзья Есенина увидели страшную картину: весь номер был перевёрнут вверх дном, на шее лежавшего на диване поэта была подвешена петля, сделанная из разорванной простыни. На теле поэта были ссадины — на лице и на грудной клетке, пятна крови на полу, беспорядок в номере, скрещённые ноги и сведённая судорогой рука — вечером 28 декабря об этом свидетельствовало состояние друзей, увидевших его мёртвым.
Последнее стихотворение поэта, написанное 27 декабря — « До свиданья, друг мой, до свиданья… » [6] — по свидетельству Вольфа Эрлиха , было передано ему накануне: Есенин жаловался, что в номере нет чернил, и он вынужден был писать своей кровью [28]. Посмертное фото Есенина Похороны. Могила Сергея Есенина в 1983 г.
Надгробие С. Есенина на Ваганьковском кладбище Москвы в 2015 г. Рядом — могила матери поэта Вскрытие тела проводил судебно-медицинский эксперт А.
Гиляревский 29 декабря 1925 года. В результатах вскрытия отмечались незначительные повреждения на теле. В заключении А.
Гиляревский указал, что смерть Есенина наступила от асфиксии через повешение [29]. Согласно версии, которая является ныне общепринятой среди академических исследователей жизни Есенина, поэт в состоянии депрессии через неделю после окончания лечения в психоневрологической больнице покончил жизнь самоубийством через повешение. После гражданской панихиды в Союзе поэтов в Ленинграде тело Есенина 29 декабря было доставлено на поезде в Москву, где в Доме печати также было устроено прощание с участием родственников и друзей покойного.
Похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище 17 уч. В 1986 году на могиле поэта открыли памятник работы скульптора Анатолия Бичукова. Надгробие представляет собой фигуру Есенина, высеченную из массивной гранитной глыбы.
Рядом с памятником Есенину уложена небольшая надгробная плита его матери [31] [32]. Конспирологические версии об убийстве В 1970-е — 80-е годы возникли версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой самоубийства Есенина как правило, в организации убийства обвиняются сотрудники ОГПУ. Вклад в разработку этой версии внёс следователь Московского уголовного розыска, полковник в отставке Эдуард Хлысталов [33] [34].
Трагический конец Есенина точно и неопровержимо показан в книге Станислава Куняева и его сына Сергея, вышедшей в серии ЖЗЛ в 1997 году. Там по дням, по часам исследованы последние дни поэта. За ним велось наблюдение. Он даже, чтобы не оставаться одному в своем номере в гостинице, уходил к своим знакомым Устиновым. Когда Есенин чувствовал, что стесняет пару, ночевал в вестибюле, напротив номера Устиновых. Считали это чудачеством, как и то, что у Есенина был пистолет, подаренный ему на Кавказе.
Вопросов без ответов и по сей день много. Если Есенин хотел покончить с собой, то почему не выстрелил в себя? Почему в номере, куда вошли после гибели поэта, был ужасный беспорядок, просто погром? И куда подевался пистолет? Последним видел живого Есенина Вольф Эрлих, третьестепенный стихотворец. Есенин в накинутой на плечи шубе с меховым воротником то есть есть в номере было холодно сидел за столом, читал рукопись готовящегося к выходу в свет собрания сочинений.
А в официальной версии вмятина на черепе не от удара, а от трубы отопления, которая якобы была раскалена. Высота потолка 312 см , по мнению «экспертов», не помеха повешения на этой трубе. Было кресло, подставка для канделябра, вот Есенин якобы и соорудил себе это место казни, а то, что на подставке этой невозможно устоять, в расчет «экспертами» не бралось. Кроме того, в Ленинграде Есенин предполагал издавать журнал, деятельно готовился к этому. К чему бы это при таком настрое себя убивать? К тому же по пятам за Есениным ходил некто Блюмкин, чекист, бывший эсер.
Этот красноречивый факт Куняевы и другие исследователи обходят стороной. Блюмкин — любимец Троцкого. Это он убил немецкого посла Мирбаха без соответствующего на то разрешения начальства. И у него всегда были чистые бланки с подписью Троцкого: Блюмкин мог арестовать любого человека, кого бы только захотел. Однажды, в «Стойле Пегаса», где Блюмкин гулял с поэтами, в обществе которых он любил покрасоваться, чекист выхватил из кармана пачку таких бланков. Осип Мандельштам побледнел, но все же вырвал бланки из рук Блюмкина и стал топтать их ногами.
Троцкий ненавидел Россию и самого крупного русского поэта того времени. Хотел приручить Есенина, предлагал ему стать редактором журнала. Есенин отказался, понимая, в какую ловушку заманивает его Троцкий. Устинов, подручный Троцкого, был редактором «Красной газеты», выходившей в бронепоезде «главвоенмора». На поезде Троцкий разъезжал по фронтам с карательными акциями, устраивая «заградительные отряды», расстреливающие всех, кто пытался отступать. И вот газета Устинова первой дает сообщение о том, что Есенин повесился в «Англетере» и потом, вместе с другими чекистами, «заметает следы».
Но сделать это профессионально вся банда убийц не может. А, может быть, убийцы, уверенные в своей безнаказанности, не очень-то и хотели их прятать? Как выяснилось, «друг Эрлих», кому Есенин поручил подыскать жилье в Ленинграде, куда он бежит от преследований чекистов, тоже чекист. Ему Есенин отдал свое стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья». Стихотворение это после гибели Есенина пролежало два дня в пальто Эрлиха, лишь потом Эрлих о нем «вспомнил». Почему поэт написал это стихотворение, которое расценили как завещание перед самоубийством?
Может быть, потому, что чувствовал, что его убьют? О смерти он писал не раз — поэты особенно остро чувствуют кратковременность земной жизни. Почему кровью написал? Потому, что не было чернил, как он сказал. А, может, потому, что хотел оставить свидетельство потомкам — вот она, на листе, кровь поэта, пролитая безвинно? О жизни после смерти Есенин знал с детства — по беспрерывным молитвам матери, которую бесконечно и нежно любил.
Он хотел, чтобы потомки «не грустили и не печалили бровей», потому что все суетно в этой жизни, ничто не ново. Но есть и другая жизнь. В наши дни официальной считается все-таки версия самоубийства. Она подкреплена мнениями авторитетных и уважаемых людей. Поэтому можно допустить, что Есенина убили. А убили потому, что до восхищения красивый, до боли талантливый поэт, поэт с всенародной славой уже не был «попутчиком» власти.
Он переходил в прямые обвинители безбожной и безнравственной жизни. А значит, становился не только власти не нужен, но и вреден! То есть по понятиям правящих коммунистов, являлся врагом, которого надо уничтожить. И уничтожили — грубо, подло, мерзко.
Петербургский писатель В. Кузнецов в 2000 году издал книгу «Тайна гибели Есенина», в которой воссоздаёт реальные события 75-летней давности. Его расследование длилось почти десять лет. В своё время Кузнецов прочёл в московском журнале «Чудеса и приключения» статью, в которой майор запаса В. Тот, будучи уже старым и больным, неожиданно разоткровенничался и сказал: «Витёк, а ведь вот этой самой рукой я застрелил Сергея Есенина». Это, конечно, было похоже на бред сумасшедшего, но всё же, придя домой, он записал признание бывшего заключённого, а впоследствии и опубликовал его.
Анализ биографии Леонтьева полностью совпадает с фактами, о которых идёт речь в публикации Виктора Кузнецова. В публичной библиотеке Петербурга хранится оригинал фотографии Есенина, на которой видно пулевое отверстие над правым глазом и след от удара, очевидно рукояткой револьвера в лоб. По мнению Кузнецова, причиной поездки в Ленинград было желание поэта сбежать за границу и, вероятнее всего, в Великобританию. Но вначале под давлением родственников он лёг в психушку. Тем более Есенина там печатали. Смерть Есенина, по утверждению Кузнецова, прежде всего была выгодна Льву Троцкому. У них сложились очень сложные отношения. Как-то в хмельной компании поэт сказал: «Не поеду в Москву, пока там правит Лейба Бронштейн. Он не должен править». Эти слова были переданы Троцкому.
Именно Троцкий отверг ходатайство Луначарского о том, чтобы не было суда над Есениным. Суть вот в чём: когда поэт возвращался из Баку поездом вместе с четвёртой женой Софьей Толстой, они решили пообедать в ресторане. Но чекист не пустил его туда. Они повздорили. Эту ссору слышал Альфред Рога — дипкурьер из Таллина. В этом же поезде ехал друг Каменева, врач по профессии Левит. И Рога попросил его обследовать Есенина на предмет его психического здоровья.
Память Сергея Есенина почтили в Ростове-на-Дону
Здесь, напротив Камерного театра, в декабре 1925 года Москва прощалась с всенародно любимым поэтом. Со времён Пушкина не было таких похорон со стотысячными людскими толпами. На этом самом месте прежде стоял памятник Пушкину, перенесённый во время реконструкции улицы на другую её сторону. Анатолий Бичуков создал более трёх десятков скульптурных образов поэта. А ещё бичуковские портреты Есенина есть в Италии, на Кубе, во Вьетнаме. В октябре откроют новый памятник поэту Воплощённый в мраморе и бронзе Есенин продолжает победное шествие по городам и весям. Есенин бывал там в доме своей жены Зинаиды Райх. Автор — местный скульптор Виктор Басарев. На светло-сером мраморном пьедестале отлитый из металла Есенин застыл в раздумье, скрестив руки на груди. Любовь к поэту подвигла того же Анатолия Бичукова, лауреата Всероссийской есенинской премии, передать в дар городу свою работу.
Спонсорскую помощь в осуществлении культурной акции оказал актёр Сергей Безруков. Там когда-то крестили маленького мальчика Серёжу, которому суждено было снискать мировое признание и всенародную любовь. В октябре новый памятник поэту откроют в Петербурге: во дворе улицы Есенина, недалеко от Северного проспекта. У питерского автора скульптуры Альберта Маркина уже есть один памятник Есенину — в Таврическом саду. Он также был установлен к его 100-летию в 1995 году. В строгом костюме с бабочкой отдыхающий поэт присел на камень с кленовым листом в руке. Однако в нынешнем августе скульптуру из белого мрамора демонтировали на реставрацию после акта вандализма.
Уставшей от гражданской войны публике нужны зрелища.
Раз нет хлеба, а вечером — еще и света. Свет в домах рядовых горожан давали лишь в те ночи, когда происходили «изъятия излишков» у буржуазии. Иногда Есенин не приходит на заявленные им же поэтические вечера. Предпочитает посидеть в ресторане. Сидит с размахом — «Я памятник себе воздвиг из пробок, из пробок вылаканных вин! Публика негодует — как смел не прийти! Публику успокаивает администратор. Это серьезно.
Бочковую «Старую Баварию» — 10 рублей стакан — кроме как в Интимном театре в городе не найти. Да и выдают ее не всем. Только по предъявлению карточки ростовского Рабиса — профессионального Союза работников искусства. Гастроли Есенина и Мариенгофа по Дону заканчиваются неожиданно. Здесь по ночам монашки Снимают с Христа штаны». И далее: «Товарищи! Новочеркасские граждане! К вам едут люди, чтобы плюнуть вам в лицо...
Не только плюнуть, но еще, когда вы будете стирать с лица своего плевок, — вытащить из вашего кармана деньги. В Ростове, в театре имени Свердлова, появляется на стенах афиша. И в первый же вечер собирают 150 000 рублей народных денег в свой карман! Каким творчеством? Они — имажинисты. А в поэме главного имажиниста Мариенгофа «Магдалина» поется о том, что он придет к ней в чистых подштанниках и будет искать уюта в ее кружевных юбках, поется о слученной суке, о жеребцах, которые делают то, о чем постыдятся сказать... И это — в театре имени Свердлова! А когда Отдел Народного Образования хотел воспретить эту гнусность, он оказался бессилен...
Неужели же эти шарлатаны или сумасшедшие, или преступники — всерьез совершают по России какую-то культурно-просветительную командировку?! И неужели Советская власть Новочеркасска окажется бессильной? И наши граждане пойдут, чтобы им — гражданам — плюнули в лицо? И эта мерзость будет совершаться в театре — Ленина, Троцкого, Луначарского? От греха подальше Мариенгоф с Есениным покидают Дон. Братство кольца. Но вернемся к «Театральной мастерской». Как пишет в своих воспоминаниях знаменитый Евгений Шварц, основу театра, открытого в 1917-м, составляли «ростовские мальчики и девочки, знакомые еще с гимназических времен.
Сначала они собирались и обсуждали книги, читали рефераты о литературных событиях двух- трехлетней давности». Среди «ростовских мальчиков» был и Мартирос Сарьян, достаточно известный к тому времени художник. Революция застала 37-летнего Сарьяна в Ростове. Называлась компания юношейподростков «Зеленое кольцо» в честь модной в те годы пьесы Зинаиды Гиппиус о молодежи, попавшей в «щель истории» и не находившей себе места в жизни. В 1918-м к ростовчанам присоединились краснодарцы, переехавшие в Ростов. Среди них был и 22-летний Евгений Шварц. Ради театра Женя бросил юрфак Московского университета. Оказалось — к ужасу родителей — что их худой и нескладный сын способен на безрассудные поступки.
Ради любви он был готов броситься хоть в огонь, хоть в воду. В буквальном смысле. Его первая жена — актриса Гаянэ Халаджиева сценический псевдоним — Холодова , долго не замечала Шварца. Однажды, в конце ноября, поздно вечером, Женя и Гаянэ шли по берегу Дона. Он сказал, что может выполнить любой каприз возлюбленной. Шварц немедленно перескочил через парапет и прыгнул с набережной в реку, как был — в пальто, в шапке, в калошах. Гаянэ подняла крик и Женьку вытащили. Так Шварц стал женатым человеком.
Между тем, у театрального кружка а поначалу это был именно кружок не было ни помещения, ни денег на аренду зала и декорации. Но ради театра молодые люди были готовы даже на преступление. Однажды актер Павлик Боратынский «красивый, стройный, спокойный, почти мальчик» украл шубу у клиента своего отца — известного в городе адвоката. Театр был спасен, а Павлик получил индульгенцию на ужасную игру в спектаклях. Жизнь «Мастерской» стала налаживаться весной 1920 года, после ухода Деникина из Ростова. Евгений Шварц с компанией юных единомышленников захватил по его собственным словам особняк Черновой на углу Садовой и Халтуринского, ныне здесь московский банк. Дочь Черновой, ее муж и брат мужа, как ни странно, способствовали захвату — все они были театральными актерами. Старшему поколению, которое было в ужасе от произошедшего, выделили комнатку в глубине здания.
Сценой нового театра стал большой зал чернов-ского особняка. Более того, «Театральная мастерская» получила статус государственного театра! Всем этим переменам в их жизни актеры были обязаны своему директору по фамилии Горелик. Этот энергичный и властный юноша был заодно и секретарем ростовского Наробраза. Идеологом театра и заведующим Наробразом стал фельетонист «Кубанского края» Суховых. Для 22-летнего секретаря и 40-летнего заведующего не было преград.
Но об этом Сергей Есенин и не помышлял, видя суть своего призвания в писательской деятельности. Подростком он даже пытался издать в Рязани свой первый сборник «Больные думы», но книга так и не вышла в печать. В юности Сергей Есенин пошел против воли родителей, видящих его сельским учителем, и выбрал поэзию Переезд Сергея Есенина в Москву Окончив учительскую школу, 17-летний юноша решился на переезд в Москву. Там его ждало поступление в Московский учительский институт.
Но в те годы Сергей Есенин для себя твердо решил жить без посторонней помощи и не пошел учиться дальше, восстав против родительской воли. Тогда другу Григорию Панфилову он напишет, что «отвоевал свою свободу», пусть и ценой раздора с родственниками. В Москве молодому человеку приходилось нелегко. Чтобы заработать на жизнь, Сергей Есенин устроился поначалу работать в мясную лавку купца Крылова, где служил старшим приказчиком его отец. Позже его взяли в типографию помощником корректора. Это был хороший старт для знакомства с поэтами, входящими в Суриковский литературно-музыкальный кружок. Благодаря общению с талантливыми людьми он принял решение стать вольнослушателем на историко-философском отделении в Московском городском народном универсальном университете имени А. Занятия проходили по вечерам, и будущий писатель мог совмещать их с работой. Так биография Сергея Есенина выглядит кратко до его литературной деятельности и обретения популярности. Творчество Сергея Есенина Через некоторое время молодой поэт оставил университет и полностью посвятил себя написанию стихотворений.
В этот же период он увлекся идеями социал-демократической партии. Он раздавал политические листовки, выступал перед рабочими и агитировал их бороться за свои права. В сентябре 2013 года Сергей Есенин участвовал в общемосковской забастовке против гонений на пролетарскую печать. Расскажем подробнее о разных периодах творчества литератора. Некоторые из них он отправлял в журналы Петербурга, но так и не дождался ответа. Зато печатать молодого автора начали московские издания. Тогда Сергей Есенин написал стихотворение «Береза», которое опубликовал детский журнал «Мирок». Правда, оно было подписано псевдонимом Аристон. Он еще не был готов предстать перед публикой под своим именем. Здесь же вышли «Воробышки», «Пороша», «Село», «Пасхальный благовест».
А «Кузнец» появился в газете «Путь правды». В это время и сам автор этих произведений находился в Петрограде. Туда Сергей Есенин переехал, разочаровавшись в Москве, которая казалась ему литературной провинцией и бездушным городом. В тогдашней столице в марте 1915 года он встретился с Александром Блоком, который высоко оценил свежие и чистые, хотя и многословные стихи крестьянского поэта-самородка. Именно он поспособствовал знакомству молодого дарования с писателем Михаилом Мурашевым и поэтом Сергеем Городецким, а также его сотрудничеству с издателями. Из 60 принято 51». Лето 1915 года поэт провел в родной деревне, где подготовил рукопись сборника «Радуница». В него вошли стихотворения «Белая свитка и алый кушак... В то же время Сергей Есенин написал стихотворение «Черемуха», наделив природу и само дерево человеческими качествами и чувствами. Параллельно поэт собирал народные песни, сказки, частушки, загадки, страдания, канавушки, которые планировал объединить в отдельную книгу.
Так, в фольклорном стиле Сергей Есенина создал эпическое стихотворение «Лебедушка». Оно было написано в 1917 году и впервые опубликовано в журнале «Доброе утро». В нем автор хотел сказать, что нередко и людям, и животным приходится терять самое дорогое, терпеть боль, раны. Из этого состоит жизнь. Вернувшись в Петроград, Есенин вошел в группу «новокрестьянских» поэтов «Краса». Вместе с его участниками он начал выступать на открытых литературных вечерах. Это был первый публичный успех поэта. После распада «Красы» молодой автор перешел в «Страду». Хотя творчество Сергея Есенина было встречено очень тепло, особых доходов от выступлений не было. Он голодал, питаясь порой на две копейки.
При этом любое предложение помощи гордо отвергал. Вскоре после выхода «Радуницы», в январе 1916 года, поэта призвали на войну. Но влиятельные знакомые помогли получить назначение в Царскосельский военно-санитарный поезд. В ту пору Сергей Александрович Есенин будет часто выступать перед императрицей Александрой Федоровной и ее дочерьми. Однако писать стихи во славу царя или в духе патриотизма «гром победы, раздавайся» поэт категорически отказывался. Тогда было принято решение отправить бунтаря на фронт в дисциплинарный батальон. Только воевать литератору было не суждено — началась Февральская революция. Вслед за ней решения царского режима были отменены. В это время вышли поэмы Сергея Есенина «Товарищ», «Певущий зов», «Отчарь» и «Октоих», в которых обыгрывался образ революции. Их автор признавался, что первый период переворота встретил скорее стихийно, чем сознательно.
С куда большим воодушевлением он принял Октябрьскую революцию, даже пытался записаться в партию большевиков принят не был. Но при этом поэт тяжело переживал ломку крестьянского быта. Чуть позже печальные, ностальгические настроения легли в основу поэмы «Сорокоуст». Поначалу Сергей Есенин выступал в белой рубахе и лаптях, но сменил их на костюм, примкнув к имажинистам 1919 — 1923 годы На эти годы приходится активное участие поэта в московской группе имажинистов, которому способствовало знакомство с Анатолием Мариенгофом. Главная идея литературного направления заключалась в независимости образа от действительности и собственно смысла. Отныне образ деревенского парня в рубахе уходит в прошлое. Вскоре про Сергея Есенина заговорят в совершенно ином ключе. Публике явится хулиган и пьяница, которого, по его же словам, заслужил «сброд».
Виднейшими имажинистами помимо Есенина были А.
Мариенгоф, В. Шершеневич, Р. Этим манифестом поэт как бы отрёкся от своего посконного образа парня из народа, «пастушка». Отныне он — основатель новой поэзии, ровня великим. В революционных вихрях родились такие значимые произведения как «Пугачёв» и «Инония». Есенин погрузился в народную стихию, богоборчество, водоворот образов, но сквозь эту страстную лавину проступала горечь утраты. Растущий разрыв между «Русью уходящей» и «Новой Россией» придавали творчеству поэта трагический оттенок. Особенно явственно страх перед бездуховностью и насилием проступил в поэме 1921 года «Сорокоуст». Тема отчаяния усиливалась от неустроенной личной жизни поэта, от затяжных попоек, от разочарования революцией, но даже в самые мрачные свои дни Есенин оставался великим поэтом — подтверждение тому потрясающая лирика «Москвы кабацкой» и «Чёрного человека».
С мая 1922 по август 1923 гг. Есенин провёл в заграничном турне. Вояж по Европе и Америке в сопровождении Айседоры Дункан ознаменовался чередой скандалов. В США поэт сорвался и ушёл в запой, а так как там действовал «сухой закон», Есенин перебивался некачественными суррогатами. Незнание языка, пошатнувшееся здоровье, пьянство и постоянные недоразумения на этой почве наложили неизгладимый отпечаток на есенинское впечатление от Америки. В последние годы жизни Есенин много путешествовал по России. Несколько раз он побывал на Кавказе, регулярно посещал Ленинград, искал новые темы, новое вдохновение, но внутренний разлад приводил к регулярным срывам, дебошам и даже арестам. Сборники тех лет «Исповедь хулигана», «Стихи скандалиста», «Персидские мотивы» полностью отражают охватившие поэта чувства — тоску, обречённость, мысли о самоубийстве. Семья и личная жизнь Сергея Есенина Личная жизнь Сергея Есенина стала темой многих книг и телесериалов.
Красивый и обаятельный он притягивал женщин. Если не считать юношеских увлечений, его первой гражданской женой стала Анна Изряднова. Близкие отношения продолжались чуть больше года, их результатом стал родившийся в 1914 году сын Юрий Сергеевич Изряднов. Жизнь первенца поэта сложилась трагично, он погиб в 1937 году в самый разгар репрессий. Весной 1917 года Есенин познакомился с Зинаидой Райх, дочерью немецкого переселенца и обедневшей русской дворянки. Молодая, красивая и женственная Зина работала машинисткой в газете «Дело народа», где часто публиковался Есенин. Уже в августе они поженились. Впоследствии, когда многочисленные поклонники задавались вопросом, кого сильнее прочих любил Есенин, почти всегда звучал ответ — Зинаиду Райх. За четыре года брака у пары родились двое детей — Таня и Костя.
Татьяна Сергеевна Есенина стала журналисткой, инженер Константин Сергеевич Есенин известен, прежде всего, как футбольный историк.
Англетер - где погиб Сергей Есенин
На встрече с дольщиками и представителями регионального Минстроя компания пообещала уже в понедельник предоставить министерству планы по завершению строительства дома. Договорились о том, что застройщиком будет разработана «дорожная карта» со сроками реализации необходимых работ, которые связаны с достройкой дома. Нет окон, соответственно, это — остекление дома, установка котлов, ремонт подъездов, благоустройство территории. В общем, цикл достаточно большой ещё. Андрей Петраков, дольщик дома в Окском проезде. Сдать дом компания-застройщик теперь планирует до конца 2023 года за счёт привлечения собственных средств.
Далее последовало знакомство с другими литературными деятелями. Максим Горький писал: Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе. Его стихи начали хвалить, чрезмерно и неискренне, как умеют хвалить лицемеры и завистники. Маяковский был, конечно, литературным оппонентом Есенина, называл поэта «декоративным мужиком», а его стихи — «ожившим лампадным маслом». У них и у Пушкина только учусь. Про Маяковского что скажешь. Писать он умеет — это верно, а разве это стихи, поэзия? Не люблю я его.
Наиболее значительные произведения Есенина созданы в 1920-е годы. Здесь он поэт—философ, в своих стихах рассуждающий о вечных проблемах человеческого бытия и своей Родины. Но все отчетливей проступают в данных строках приметы другой — каторжной Руси, по которой бредут «люди в кандалах». Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет 1922-1925 отмечена стремлением к гармоническому мироощущению и осмыслению себя. Но больше стало в строках драматических оттенков, а эмоциональной доминантой лирики становятся осенние пейзажи, мотивы подведения итогов, прощания. Теперь решено. Без возврата Я покинул родные поля. Уж не будут листвою крылатой Надо мною звенеть тополя. Низкий дом без меня ссутулится, Старый пес мой давно издох. На московских изогнутых улицах Умереть, знать, судил мне Бог. Я люблю этот город вязевый, Пусть обрюзг он и пусть одрях.
Когда Сергей стал публиковать стихи, его довольно скоро заметили в творческих столичных кругах того времени. В 1917 году случилась революция, которая отразилась и на трудах гения. Он получил «второе дыхание». Есенин объездил всю Европу и Северную Америку, но всегда оставался преданным России. Он был восхищен жизнью модной заграницы, где «все прибрано и выглажено под утюг», но возмущался "властью доллара" и бездушностью Запада. Особенную страницу в жизни поэта занимают его отношения с женщинами. Высокий, атлетично сложенный и грамотный мужчина вызывал интерес и любовь как у кабацких простушек, так и у аристократичных дам. Он и сам понимал, что красив и привлекателен. Есенин всегда легко относился к случайным любовным связям. Большое внимание уделял своим волосам: всячески подчеркивал их пшеничный оттенок и регулярно посещал цирюльников. Любые комментарии о том, что его шевелюра потемнела, огорчали Есенина. Синеглазый блондин пользовался успехом у женщин и разбил не одно женское сердце. На недоверчивое «Вятка, не бреши! Ну, тридцать».
Самоубийство или убийство?
- «Ангел русской поэзии»: в Москве открыли памятник Есенину
- «Ангел русской поэзии»: в Москве открыли памятник Есенину
- Настоящий рост великих людей: ashudad — LiveJournal
- 125 фактов о Сергее Есенине и его жизни
- Есенин последнее фото
Сергей Есенин
В конце 80-х гг. Куда увезли гроб, он не знал». Официальная версия самоубийства лишь дымовая завеса, скрывающая неприятную правду. Родственники Сергея Есенина убеждены, что великий поэт земли русской был убит. Так считают родной сын Есенина, правнучка и внук. В роду Есениных много тех, кто погиб страшной трагической смертью, как их великий предок. Сразу после гибели Есенина драматург Борис Лавренёв написал, что поэт был убит. В «Красной газете» Лавренёв опубликовал статью «Казнённый дегенератами». Эксперименты проводились в присутствии прокурора-криминалиста Генеральной прокуратуры РФ.
Криминалисты рассчитали высоту потолка и установили, что она была не более 352 см. Провели следственный эксперимент. Статист с ростом Есенина привязал верёвку на окрашенную масляной краской трубу и безуспешно пытался сдернуть с вертикали веревку. Её свободно свисающий конец выдерживал весовую нагрузку более 100 кг. Однако есть и немало версий, утверждающих, что Есенин был убит. В 5-м номере гостиницы, где поселился поэт, его вначале жестоко избили, а уже потом в бессознательном состоянии подвесили в петлю. Очнувшись, Сергей ухватился рукой за трубу, но из петли не смог выбраться. Есть версия, согласно которой Есенина положили на диван, ударили рукояткой пистолета по лбу, где образовалась вмятина, затем завернули в ковер, пытались вытащить на балкон, чтобы спустить вниз и вывезти.
Отставной полковник МВД Эдуард Хлысталов в книге «Как убили Сергея Есенина» пишет, что привязать веревку на вертикально стоящую трубу невозможно: под весом тела она обязательно соскользнёт вниз. В подтверждение своих слов он вспоминает эксперимент, проведённый студентами Литературного института в «Англетере», когда гостиница была ещё цела: привязанная к вертикальной трубе верёвка рывком руки сдергивалась вниз. Больше всего версий породила запись в акте судебно-медицинского эксперта. Сам Гиляревский объяснял её перепадом давления в черепе во время удушения. Сторонники же теории убийства трактовали вдавление как удар рукояткой пистолета, утюгом, тупым тяжелым предметом «со страшной силой». Кузнецов считает: «По приезде в Ленинград его Есенина — Н. Смысл допросов заключался в том, что Есенина хотели завербовать в качестве секретного сотрудника ГПУ. Не думаю, что Троцкий давал приказ убить поэта, но так уж случилось...
Есенина хотели просто попугать или подкупить, предложив стать осведомителем в обмен на избавление от уголовного преследования. Такая вербовка сексотов обычная практика; у сотрудников органов существует даже план вербовки. На Санкт-Петербургском Книжном салоне в 2015 году мне довелось побеседовать с Николаем Астафьевым — автором книги «Трагедия в "Англетере": действующие лица и исполнители». Николай Астафьев доказывает, что «самоубийство» Сергея не было делом его собственных рук. Как это бывает, я хорошо знаю по личному опыту. Достаточно одного звонка «сверху», чтобы дело тебе «сшили» или, наоборот, закрыли за отсутствием состава преступления. Мне говорят: «не надо конспирологии». Но как быть, если материалы дела Сергея Есенина до сих пор под грифом «секретно».
Архивы обещают открыть в 2025 году. Вот тогда и посмотрим, кто был прав. Делать вывод, что поэт покончил с собой потому, что писал стихи о смерти, значит показывать не понимание личности поэта. О смерти не размышляет только примитивный человек, а пишет стихи о смерти почти каждый. Почему Есенин не написал прощальной записки, как это обычно бывает: "Ухожу из жизни добровольно. Навеки твой... Есть стихотворение, написанное за четыре дня до гибели. Вольф Эрлих утверждает, что Есенин отдал ему листок со стихотворением "До свиданья, друг мой до свиданья" 27 декабря.
Однако слова "милый друг ты у меня в груди" отнести к Вольфу Эрлиху вряд ли можно. Для спонтанного решения у самоубийцы должен быть сильный провоцирующий повод, почти аффект. Почему Есенин выбрал такой сложный вид самоубийства и не всегда гарантированный? Он мог застрелиться у него был пистолет , вскрыть вены, утопиться в Мойке? К сожалению, как и в самой книге, доводы Захара Прилепина в основном эмоционального порядка. Он даже не чурается обсценной лексики при отстаивании своей позиции. И это на культурном мероприятии в культурной столице России! Видимо, более убедительных аргументов у Захара нет.
А он время забыл обозначить и верёвку описать... Однако мы знаем, как чекисты умели убивать и скрывать следы своих преступлений. Об этом написал и Захар в романе «Обитель». Прилепин признаёт, что противоречия в акте Гиляревского всё-таки имеются. Но какой может быть пищевой потёк изо рта, если труп висел вверх головой, а горло было передавлено верёвкой? В акте Гиляревского говорится: «Кончик языка прикушен, в пищеводе следы пищевой смеси; в гортани и трохее — пенистая слизь…» Прилепин объясняет: «Вероятно, кто-то сердобольный вытер Есенину лицо за те шесть часов, пока Горбов оформлял свои протоколы. Никто наверняка не знал, что этого делать нельзя». Прилепин признаёт недостатки акта Гиляревского, но считает их несущественными.
Это при том, что "Часть акта Гиляревского была повреждена, и некоторое время её не могли восстановить". А после того как повреждённый акт "восстановили", появилась запись, что "кости черепа целы" и "мозг весит 1920 граммов" стр. Подтверждает это только одно — человек удавился! Удивляет, что это со "стопроцентной точностью" утверждает не криминалист, не следователь, а человек, закончивший вечернее отделение филологического факультета Нижегородского госуниверситета. В целом, аргументы Прилепина не для профессионалов! Слишком много в деле о «самоубийстве» Есенина нестыковок и противоречий, исправлений и подделок, чтобы считать это случайностью. Я по опыту знаю, как могут подделываться подобного рода акты и протоколы, особенно после «повреждения» и последующего «восстановления», — лично проходил через это!
Достаточно просто опубликовать без особых комментариев все оставшиеся документы следствия, медицинского следствия и мемуаристов, которые в те дни описывали, как происходило следствие и в каком состоянии, с кем встречался Есенин…» [38]. Версию об убийстве Есенина также отстаивал писатель Василий Белов [38].
В 1989—1994 годах под эгидой ИМЛИ имени Горького была создана и действовала Есенинская комиссия по выяснению обстоятельств смерти поэта под председательством советского и российского есениноведа Ю. Громов, главный судебно-медицинский эксперт Минздрава РФ В. Плаксин, завотделом внедрения новых технологий Бюро Главной судмедэкспертизы С. Абрамов, судебно-медицинский эксперт Бюро Главного управления здравоохранения Мособлисполкома А. Дегтярёв, завкафедрой судебной медицины Российского медицинского университета, доктор мед. Дедов, прокурор-криминалист Генпрокуратуры РФ В. Стешнева, проректор Литературного института, поэт В. Сорокин, другие судебно-медицинские эксперты, криминалисты и литераторы. Весь обширный документальный материал судебных и криминалистических экспертиз и следственных экспериментов, анализ множества документов, связанных со смертью Есенина, а в ряде случаев их восстановление представлен полностью в сборнике «Смерть Сергея Есенина», объём которого составляет более 400 страниц [39] [40].
Комиссия установила, что почти все версии об убийстве Есенина строились на критике центрального документа — акта вскрытия тела Есенина в морге Обуховской больницы 74-летним судмедэкспертом Александром Григорьевичем Гиляревским 1851—1930. Несмотря на отдельные замечания к акту Гиляревского, общий вывод комиссии гласит, что заключение прозектора о том, что «смерть Есенина последовала от асфиксии , произведённой сдавливанием дыхательных путей через повешение » [41] , — соответствует описательной части акта и полностью вытекает из неё. Комиссия установила, что акт Гиляревского был частично повреждён, а именно 7 нижних строчек на обеих сторонах листа. В результате судебно-трансологической экспертизы были восстановлены две существенные фразы: «Кости черепа целы» и «Мозг весит 1920 грамм». Свадковского на запрос председателя комиссии Ю. Высокое качество профессиональной работы прозектора Гиляревского при аутопсии тела Есенина в 1925 году по документам в 2007 году оценили также современные судмедэксперты Ю. Молин и В. Назаров в научной статье, опубликованной в журнале «История судебной медицины» [39] [42] [43]. Версии убийства Есенина считаются поздним вымыслом или малоубедительными [44] и другими биографами поэта, в частности, литературоведом Аллой Марченко [45].
Творчество Поэзия С первых поэтических сборников «Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918 выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919—1923 годах входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах « Кобыльи корабли » 1920 , « Москва кабацкая » 1924 , поэме « Чёрный человек » 1925. В поэме «Баллада о двадцати шести» 1924 , посвящённой бакинским комиссарам , сборнике «Русь Советская» 1925 , поэме « Анна Снегина » 1925 Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». Драматическая поэма «Пугачёв» 1921. После опубликованной Н. Бухариным в центральном партийном органе газете «Правда» статьи «Злые заметки» [46] , утверждавшей, что Есенин «представляет самые отрицательные черты русской деревни», и призывавшей дать по «классово чуждой» есенинщине «хорошенький залп», вокруг имени поэта развернулась широкая кампания травли. В результате длительное время книги поэта не издавались. Однако, это не предотвратило его признания народом.
На стихи Есенина повсеместно пелись песни, распространялись его переписанные от руки сборники [47]. Как заметил литературовед Д. Фельдман , «Злые заметки» не столько отражали литературную позицию Бухарина, сколько преследовали цель публично контратаковать литераторов, связанных с Троцким [48]. Многолетний соратник Троцкого Александр Воронский , попытавшийся вступить в дискуссию с Бухариным и «защитить память» Есенина, был снят с поста редактора журнала « Красная новь » [49]. Тематика произведений Из писем Есенина 1911—1913 годов вырисовывается сложная жизнь начинающего поэта, его духовное созревание. Всё это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910—1913 годов, когда им было написано свыше 60 стихотворений и поэм. Здесь выражены его любовь ко всему живому, к жизни, к Родине. На такой лад поэта особенно настраивает окружающая природа «Выткался на озере алый свет зари…», «Дымом половодье…», «Берёза», «Весенний вечер», «Ночь», «Восход солнца», «Поёт зима — аукает…», «Звёзды», «Темна ноченька, не спится…» и др. Портрет и автограф Есенина на паспарту , 1923 год С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции.
С января 1914 года стихи Есенина появляются в печати «Берёза», «Кузнец» и др. Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нём начинают занимать библейские образы и христианские мотивы. В 1913 году в письме Панфилову он пишет: «Гриша, в настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового». Позже поэт отмечал: «Рано посетили меня религиозные сомнения. В детстве у меня очень резкие переходы: то полоса молитвенная, то необычайного озорства, вплоть до богохульства. И потом и в творчестве моём были такие полосы». В марте 1915 года Есенин приезжает в Петроград , встречается с Блоком, который высоко оценил «свежие, чистые, голосистые», хотя и «многословные» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями. Из 60 принято 51». В том же году Есенин вошёл в группу «крестьянских» поэтов «Краса».
RU эксперт-почерковед Александр Третьяков, проводивший исследование. Вот что удалось узнать по сохранившемуся клочку бумаги: 1. Рукописный текст стихотворения выполнен самим Есениным Сергеем Александровичем. Текст исполнен под влиянием необычных внутренних и внешних факторов, «сбивающих» привычный процесс письма и носящих временный характер. В числе таких факторов наиболее вероятными являются необычное психофизиологическое состояние Есенина волнение, алкогольное опьянение и др. Предсмертное письмо Есенина характеризуется резко выраженным центростремительным направлением строк, что указывает на депрессивность и подавленность состояния, в котором он находился в момент писания. Запись действительно выполнена кровью.
Это подтвердило исследование, проведенное микроспектральным методом. Таким образом, почерковедческая экспертиза скорее подтвердила официальную версию и выводы судмедэкспертизы, проведенной еще в 1926 году. Почерк «рассказал» и о необычном психофизиологическом состоянии поэта, и о подавленном, депрессивном состоянии. Почерковеды также подтвердили, что рукопись сделана самим поэтом, а не подражателями.
Потому трудно сказать, что подарок Есенина своему товарищу мог бы как-нибудь помочь в раскрытии этого дела. Кто убил Есенина? Самоубийство в самом деле могло быть инсценировано. На это указывает ряд существенных нестыковок. Один из них заключается в том, что Есенин физически не имел возможности повеситься. Он был низкого роста 168 см , а высота потолка достигала почти четырёх метров. Следовательно, ему нужно было поставить под собой предмет хотя бы в два метра. А около трубы не стояло ни одной подходящей вещи, которая бы позволила завязать петлю и затем повеситься. Рядом находились только чемодан и небольшая тумба. Также не объяснены многочисленные гематомы и ссадины на теле поэта. На посмертной фотографии Есенина чётко виден большой вдавленный шрам, пересекающий переносицу. Посмертная маска Есенина. Отдельный вопрос — это раны на верхних конечностях. Возможно, он изначально пытался перерезать себе вены на руках. Тогда выходит, что эта попытка оказалась неудачной. А значит, ему пришлось с кровоточащими руками привязывать верёвку и двигать предметы. К слову, в официальных документах не указано, откуда взялась верёвка. Смог бы ли он это сделать, когда кровь обильно хлестала из рук? Есенин не во всём устраивал советскую власть. Сам Николай Бухарин , обладавший на тот момент немалой властью, отзывался нелестными словами о нём. Тогда за культурной жизнью страны осуществлялся строгий контроль.