Расширения участия страны в мировом хозяйстве называется. Ответ оставил Гость. Участие страны в Мировой экономике. Правильный ответ здесь, всего на вопрос ответили 1 раз: расширения участия страны в мировом хозяйстве называется. Заходи и смотри, ответил 1 человек: расширения участия страны в мировом хозяйстве называется — Знания Сайт. Расширение участия страны в мировом хозяйстве называется интернационализацией, которая измеряется рядом показателей: долей импорта в розничном товарообороте страны; долей иностранных товаров на внутреннем рынке.
Тема 3. Интернационализация производства и интеграционные процессы в мировом хозяйстве
Заходи и смотри, ответил 1 человек: расширения участия страны в мировом хозяйстве называется — Знания Сайт. Дан 1 ответ. Участие страны в Мировой экономике. Расширение участия страны в мировом хозяйстве называется интернационализация. Расширение участия страны в мировом хозяйстве называется интернационализацией, которая измеряется рядом показателей: долей импорта в розничном товарообороте страны; долей иностранных товаров на внутреннем рынке. Понятие «интернационализация хозяйственной жизни» означает участие страны в мировом хозяйстве. Сегодня прогресс любой страны неотделим от ее участия в мировом обмене материальными и духовными ценностями.
Расширение участия страны в мировом хозяйстве называется...
Уровень участия страны в мировом хозяйстве, то есть уровень интернационализации ее (национальной) экономики измеряется целым рядом показателей. Уровень участия страны в мировой экономике Термин «интернационализация хозяйственной жизни» означает усиление. Расширение участия страны в мировой экономике называется интернационализация. Лучший ответ на вопрос «Расширения участия страны в мировом хозяйстве называется» от пользователя АВРОРА ЗАМЯТНИНА в разделе Технология.
§ 28: Мировое хозяйство и международная торговля (обществознание, 8 класс)
Показателями участия страны в мировой экономике являются. Разъяснение: Расширение участия страны в мировом хозяйстве называется глобализацией. Ответы на вопрос Расширение участия страны в мировом хозяйстве называется. Мировое хозяйство — взаимосвязанные и взаимодействующие хозяйства разных государств, функционирующие по согласованным правилам. Размещено 4 года назад по предмету Экономика от али143. расширения участия страны в мировом хозяйстве называется. Ответ: Степень участия страны в международных экономических отношениях (МЭО) зависит от множества факторов, включая: 1. Размер экономики: чем больше экономика страны, тем больше возможностей для участия в МЭО.
Процесс вхождения всех стран в единое мировое хозяйство называется
Ответ на ваш вопрос находится у нас, Ответил 1 человек на вопрос: Расширения участия страны в мировом хозяйстве называется. Глобализация предполагает интеграцию страны в мировые процессы. Получите быстрый ответ на свой вопрос, уже ответил 1 человек: расширения участия страны в мировом хозяйстве называется — Знание Сайт. Ответил 1 человек на вопрос: Расширения участия страны в мировом хозяйстве называется.
Международная экономическая интеграция
Последствиями глобализации можно назвать следующие явления в мировой экономике. Разъяснение: Расширение участия страны в мировом хозяйстве называется глобализацией. Мировое хозяйство — взаимосвязанные и взаимодействующие хозяйства разных государств, функционирующие по согласованным правилам. Именно эта тенденция доминирует сейчас в мировом хозяйстве в целом: на фоне общего экономического роста увеличивается разрыв между развитыми и развивающимися странами. Как мировая экономика связана с экономикой отдельной страны. Развитие государства по многом связано с его участием в мировой экономике. Правильный ответ здесь, всего на вопрос ответили 1 раз: расширения участия страны в мировом хозяйстве называется.
Уровень участия стран в мировом хозяйстве
К ним относят хозяйственные структуры, которые включают «родительские» «материнские» компании и их зарубежные филиалы. Подавляющая часть «родительских» компаний размещается в развитых странах, намного меньше — в развивающихся и в странах с переходной экономикой. Привлекая ресурсы других стран, транснациональные корпорации получают возможность организовать в рамках всей планеты собственную сеть производства и сбыта продукции. Однако интересы транснациональных корпораций не всегда соответствуют интересам национальных экономик, поэтому их деятельность в некоторых случаях вызывает настороженное отношение со стороны национальных хозяйствующих субъектов и государств. В современной внешнеэкономической деятельности доминирует уже не внешняя торговля, а организация производства товаров и услуг непосредственно на зарубежных рынках. А мировой экспорт все чаще становится внутрифирменной торговлей между различными подразделениями транснациональных корпораций. Деятельность транснациональных корпораций все больше превращает мировое хозяйство в единый рынок товаров, услуг, рабочей силы и капитала. Подобный процесс называется глобализацией, которая, по сути, представляет собой более высокую стадию интернационализации. Мировые рынки многих товаров уже поделены транснациональными корпорациями в том смысле, что последние присутствуют на большинстве национальных рынков товаров и услуг.
В связи с этим ужесточается конкуренция между фирмами разных стран как на международном, так и на местных внутренних рынках. Глобализация осуществляется прежде всего через регионализацию. Под этим термином понимается такая ситуация, когда внешнеэкономические связи страны ориентированы на свой и соседние регионы. Не только национальные, но и транснациональные компании тяготеют в своей внешнеэкономической деятельности прежде всего к соседним странам. На базе регионализации идет международная экономическая интеграция, то есть срастание экономик соседних стран в единый региональный хозяйственный комплекс на основе глубоких и устойчивых экономических связей между их компаниями. Так возникают интеграционные объединения, призванные регулировать процессы экономического взаимодействия между странами данного региона. Такое положение является доминирующим, но не обязательным. Многие развивающиеся страны и государства с переходной экономикой в своих внешнеэкономических связях ориентируются на развитые страны, которые находятся совсем в другом регионе.
Меньше всего регионализация проявляется в международной торговле информацией, технологиями и знаниями, так как центры производства и экспорта знаний расположены преимущественно в ведущих развитых странах, но этот ресурс необходим сегодня всем. В отличие от информации международная миграция рабочей силы носит в подавляющем большинстве случаев региональный характер. На протяжении большей части XX в. Такой процесс получил название либерализации экономической деятельности. Различают внутриэкономическую и внешнеэкономическую либерализацию. В развитых странах внешнеэкономическая либерализация начала сменять внешнеэкономический протекционизм в 1950— 1960-е гг. Это проявилось в более свободном перемещении товаров, снижении таможенных пошлин. Либерализация коснулась также международного рынка капитала.
Россия нацелена на дальнейшее упрочение отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия с Китайской Народной Республикой и уделяет приоритетное внимание развитию обоюдовыгодного сотрудничества во всех сферах, оказанию взаимопомощи и укреплению координации на международной арене в интересах обеспечения безопасности, стабильности, устойчивого развития на глобальном и региональном уровнях как в Евразии, так и в других частях мира. Россия будет и далее наращивать особо привилегированное стратегическое партнерство с Республикой Индией в целях повышения уровня и расширения взаимодействия во всех сферах на взаимовыгодной основе и уделять особое внимание увеличению объемов двусторонних торговых, инвестиционных и технологических связей, обеспечению их устойчивости к деструктивным действиям недружественных государств и их объединений. Россия стремится к преобразованию Евразии в единое общеконтинентальное пространство мира, стабильности, взаимного доверия, развития и процветания. Азиатско-Тихоокеанский регион 55. Исламский мир 56. Все более востребованными и надежными партнерами России в вопросах обеспечения безопасности, стабильности, решения экономических проблем на глобальном и региональном уровнях становятся государства дружественной исламской цивилизации, перед которой в реалиях многополярного мира открываются широкие перспективы становления в качестве самостоятельного центра мирового развития.
Россия стремится укреплять всеобъемлющее взаимовыгодное сотрудничество с государствами - членами Организации исламского сотрудничества, уважая их общественно-политические уклады и традиционные духовно-нравственные ценности. В этих целях Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 развитию всеобъемлющего и доверительного взаимодействия с Исламской Республикой Иран, всесторонней поддержке Сирийской Арабской Республики, а также углублению многопланового обоюдовыгодного партнерства с Турецкой Республикой, Королевством Саудовская Аравия, Арабской Республикой Египет и другими государствами - членами Организации исламского сотрудничества с учетом степени их суверенности и конструктивности проводимой ими политики в отношении Российской Федерации; 2 формированию на Ближнем Востоке и в Северной Африке устойчивой всеобъемлющей архитектуры региональной безопасности и сотрудничества на основе объединения потенциалов всех государств и межгосударственных объединений регионов, включая Лигу арабских государств и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Африка 57. Россия солидарна с африканскими государствами в их стремлении к установлению более справедливого многополярного мира и устранению социально-экономического неравенства, усиливающегося из-за изощренной неоколониальной политики ряда развитых государств в отношении Африки. Латинская Америка и Карибский бассейн 58. Европейский регион 59.
Большинство государств Европы проводят агрессивную политику в отношении России, направленную на создание угроз безопасности и суверенитету Российской Федерации, получение односторонних экономических преимуществ, подрыв внутриполитической стабильности и размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей, создание препятствий для сотрудничества России с союзниками и партнерами. Объективными предпосылками для формирования новой модели сосуществования с европейскими государствами являются географическая близость, исторически сложившиеся глубокие культурно-гуманитарные и экономические связи народов и государств европейской части Евразии. Главным фактором, осложняющим нормализацию отношений России и государств Европы, является стратегический курс США и их отдельных союзников на проведение и углубление разделительных линий в Европейском регионе в целях ослабления и подрыва конкурентоспособности экономик России и государств Европы, ограничения суверенитета европейских государств, обеспечения глобального доминирования США. Осознание государствами Европы безальтернативности мирного сосуществования и взаимовыгодного равноправного сотрудничества с Россией, повышение уровня их внешнеполитической самостоятельности и переход к политике добрососедства с Российской Федерацией благоприятно скажутся на безопасности и благополучии Европейского региона, помогут европейским государствам занять достойное место в Большом Евразийском партнерстве и многополярном мире. США и другие англосаксонские государства 62. Курс России в отношении США носит комбинированный характер с учетом роли этого государства как одного из влиятельных суверенных центров мирового развития и в то же время главного вдохновителя, организатора и исполнителя агрессивной антироссийской политики коллективного Запада, источника основных рисков для безопасности Российской Федерации, международного мира, сбалансированного, справедливого и поступательного развития человечества.
Российская Федерация заинтересована в поддержании стратегического паритета, мирном сосуществовании с США и установлении баланса интересов между Россией и США с учетом их статуса крупнейших ядерных держав, особой ответственности за стратегическую стабильность и состояние международной безопасности в целом. Перспективы формирования такой модели российско-американских отношений зависят от степени готовности США к отказу от политики силового доминирования и пересмотру антироссийского курса в пользу взаимодействия с Россией на основе принципов суверенного равенства, обоюдной выгоды и уважения интересов друг друга. Отношения с другими англосаксонскими государствами Российская Федерация намерена выстраивать в зависимости от степени их готовности отказаться от недружественного курса в отношении России и уважать ее законные интересы. Антарктика 65. Россия заинтересована в сохранении Антарктики как демилитаризованного пространства мира, стабильности и равноправного сотрудничества, в поддержании экологической устойчивости и расширении своего присутствия в регионе. В этих целях Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание сохранению, эффективному выполнению и прогрессивному развитию системы Договора об Антарктике от 1 декабря 1959 г.
Формирование и реализация внешней политики Российской Федерации 66. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внешней политики государства, осуществляет руководство ею и как глава государства представляет Российскую Федерацию в международных отношениях. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в пределах своих полномочий проводят работу по законодательному обеспечению реализации внешнеполитического курса Российской Федерации и выполнения ее международных обязательств, а также способствуют выполнению задач парламентской дипломатии. Правительство Российской Федерации принимает меры по реализации внешней политики Российской Федерации и осуществлению международного сотрудничества. Государственный Совет Российской Федерации в пределах своей компетенции участвует в разработке стратегических задач и целей внешней политики Российской Федерации, оказывает содействие Президенту Российской Федерации по вопросам определения основных направлений внешней политики Российской Федерации. Совет Безопасности Российской Федерации осуществляет формирование основных направлений государственной внешней политики, прогнозирование, выявление, анализ, оценку угроз национальной безопасности и выработку мер по их нейтрализации, подготовку предложений Президенту Российской Федерации о применении специальных экономических мер в целях обеспечения национальной безопасности, рассмотрение вопросов международного сотрудничества в области обеспечения безопасности, координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации принятых Президентом Российской Федерации решений в области обеспечения национальных интересов и национальной безопасности, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внешних угроз.
Министерство иностранных дел Российской Федерации разрабатывает общую стратегию внешней политики Российской Федерации и представляет соответствующие предложения Президенту Российской Федерации, осуществляет реализацию внешнеполитического курса, координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в области международных отношений и международного сотрудничества, а также координацию международных связей субъектов Российской Федерации. Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству оказывает Министерству иностранных дел Российской Федерации содействие в проведении единой внешнеполитической линии в части, касающейся координации программ в сфере международного гуманитарного сотрудничества, а также в осуществлении государственной политики, направленной на оказание содействия международному развитию на двустороннем уровне. Иные федеральные органы исполнительной власти осуществляют международную деятельность в пределах своих полномочий в соответствии с принципом единства внешней политики Российской Федерации при координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации в пределах своих полномочий осуществляют международные и внешнеэкономические связи с учетом большого значения межрегионального и приграничного сотрудничества для развития отношений Российской Федерации с иностранными государствами. При подготовке и реализации внешнеполитических решений федеральные органы исполнительной власти взаимодействуют с палатами Федерального Собрания Российской Федерации, российскими политическими партиями, Общественной палатой Российской Федерации, некоммерческими организациями, культурно-гуманитарными объединениями, Русской православной церковью и другими религиозными организациями традиционных конфессий, представителями экспертного и научного сообщества, деловых кругов и средств массовой информации, способствуя их участию в международном сотрудничестве. Широкое вовлечение конструктивно настроенных общественных сил во внешнеполитический процесс способствует формированию общенационального согласия в отношении внешней политики Российской Федерации, содействует ее реализации, имеет важное значение для более эффективного решения различных вопросов международной повестки дня.
Обычно убийство морально и юридически осуждается. Современное российское уголовное право понимает под убийством только умышленное лишение жизни человека; в более старых российских законах, а также в праве других стран убийством может называться и 8 букв Марсельеза - Самая знаменитая песня Великой французской революции, ставшая сначала гимном революционеров, а затем и всей страны. Изначально Марсельеза называлась «Военный марш Рейнской армии». Марш был написан вечером 25 апреля 1792 года военным инженером Клодом Жозефом Руже де Лилем, спустя несколько дней после объявления революционной Францией войны «королю Богемии и Венгрии» 10 букв Чело - Как ни странно, но так называется сводчатое топочное отверстие в большой печи 4 буквы Резана - монета денежная единица древней Руси и соседних народов.
Резаны существовали примерно до XII века, когда окончательно иссяк поток серебрянных дирхемов из мусульманских стран. Вначале резаной называли половину арабского дирхема, то есть 1 резана была равна примерно 1, 8 грамм серебра 900-й пробы 6 букв Дао - Начало, при помощи которого управляется страна, долговечно и называется глубоким и прочным, вечно существующим... В древности назывался Раббат-Аммон, в эллинистическо-римскую эпоху 5 букв Экспорт - Продажа товаров произведенных в стране за рубежом называется 7 букв Америка - Страна, которую ругают, называя Пиндосией 7 букв предложено AI Сша - Страна, которую индейцы называют Куинзи 3 буквы предложено AI Риверсайд - Город в штате Калифорния, утверждение, что страна или город называются Ивальсом ошибочно 9 букв предложено AI Сеньория - В некоторых странах боярские владения назывались сеньориями 8 букв предложено AI Гонконг - Крупнейший остров Гонконга - густонаселенной страны, некоторые источники называют его Крупнейший город Гонконга - это важный финансовый центр Азии. Принимал самое активное участие в ходе проведения кампаний в Северной Африке, на Сицилии, во Франции и Германии с 1943 по 1945 годы.
Во время Второй мировой войны был главнокомандующим нового танкового корпуса, принявшего участие в военных действиях во Франции.
На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики — геоэкономики и её инфраструктуры, разрушения национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем. Основным следствием этого является мировое разделение труда , миграция и, как правило, концентрация в масштабах всей планеты капитала, рабочей силы , производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов. Взгляды на истоки глобализации являются дискуссионными. Историки рассматривают этот процесс как один из этапов развития капитализма.
Экономисты ведут отсчёт от транснационализации финансовых рынков. Политологи делают упор на распространение демократических организаций. Культурологи связывают проявление глобализации с вестернизацией культуры, включая американскую экономическую экспансию. Имеются информационно-технологические подходы к объяснению процессов глобализации. Различается политическая и экономическая глобализация. В качестве субъекта глобализации выступает регионализация , дающая мощный кумулятивный эффект формирования мировых полюсов экономического и технологического развития. Вместе с тем происхождение самого слова «глобализация» указывает на то, что ведущую роль в данном процессе играет бурный рост международной торговли, происходящий на тех или иных исторических этапах. Впервые слово «глобализация» в значении «интенсивная международная торговля» употреблял Карл Маркс, который в одном из писем Энгельсу конца 1850-х гг. С выходом Калифорнии и Японии на мировой рынок глобализация свершилась».
На эту же ведущую роль международной торговли в процессах глобализации указывает и тот факт, что предыдущая глобализация, начавшаяся в эпоху Маркса, закончилась в 1930-е годы, после того как все развитые страны перешли к политике жёсткого протекционизма, что вызвало резкое свёртывание международной торговли. Характеризуется поточным производством, механизацией и автоматизацией труда, развитием рынка товаров и услуг, гуманизацией экономических отношений, возрастанием роли управления, формированием гражданского общества.. Термин был введён французским философом и социологом... Третий мир — политологический термин второй половины XX века, обозначавший независимые страны, не участвующие прямо в холодной войне. Первоначально означал все страны, не присоединившиеся к сателлитам США «первый мир» или к социалистическому содружеству «второй мир». В последующем термин стал употребляться для обозначения слабых по уровню развития стран синоним понятия «развивающиеся страны» , и иногда используется в качестве пейоратива. Как правило, источником глобализма становится универсальное государство. В человеческой истории имеется ряд примеров глобализма из разных эпох: глобализм империи Александра Македонского и Римской империи... Главным критерием для принятия экономических решений является стремление к увеличению капитала, к получению прибыли.
Упоминания в литературе Исследуя соотношение глобализации и интеграции, можно заключить, что и глобализация, и региональная экономическая интеграция есть проявление различных этапов объективного процесса развития общества под влиянием интернационально развивающихся производительных сил, имеющих одни и те же истоки — качественные скачки, взрывы в развитии производства и рынка, сопровождаемые изменениями в общественных отношениях и общественном сознании. При этом речь должна идти об обеспечении суверенитета государств, который служит первичным основанием для отражения интересов сообщества. Именно в нем по-прежнему в публичной и легальной формах выражены коренные интересы и воля наций и народов, в нем заложен источник правообразования. Коллектив авторов, Правовые проблемы формирования межгосударственных объединений на примере зоны свободной торговли и таможенного союза ЕврАзЭС , 2013 В мировом сообществе насчитывается свыше 240 стран. Они довольно заметно отличаются как по размеру территории и численности населения, так и по экономическому потенциалу, а следовательно, и по их месту в мировой экономике. В то же время национальная экономика каждого государства является составляющей глобальной экономической системы. Даже наименее развитые страны вносят свой вклад в мировой процесс экономического развития — своими природными или человеческими ресурсами, производственной деятельностью даже и незначительной в глобальном масштабе , потреблением импортной продукции и т. На сегодняшний день нет ни одного государства, которое находилось бы за пределами мирового рынка, не поддерживало бы экономические отношения с другими национальными экономиками. Международное территориальное разделение труда в конце ХХ в.
Глобализация содействует укреплению экономического взаимодействия стран и углублению их взаимозависимости. Она обусловливает определенную стандартизацию не только внешнеэкономических отношений, но и национальных экономик. Вместе с тем каждая страна привносит в экономическое пространство мирового сообщества специфику своей национальной экономической структуры и свои неповторимые черты деловой культуры. Это качественно обогащает мировую экономику, придавая ей динамизм и разнообразие. Известно, что чем больше дифференцированы составные части любой системы, тем она более способна к саморазвитию. Юрий Козак, Экономика зарубежных стран, 2013 В условиях глобализации происходит «размывание» национального суверенитета. Наиболее могущественные в экономическом и военном аспектах государства начинают оказывать все более сильное влияние на внутриполитическую ситуацию в менее развитых странах. Для глобального экономического развития характерно наличие противоречивых тенденций. С одной стороны, отмечается подчинение мировой экономики интересам транснационального капитала, а с другой — наличие конкуренции национальных экономических систем.
Такое сочетание создает для России угрозу ее национальной безопасности, поскольку транснациональный капитал стремится к тотальному контролю над мировым рынком, стиранию экономических, культурных и политических границ между странами, формируя удобные для себя глобальные правовую, информационную и даже силовую инфраструктуры. Виктор Борисенко, Конституционно-правовое регулирование статуса и деятельности военных судов в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, 2006 В 90-е годы XX века возможность серьезных структурных реформ на уровне национального государства была поставлена под сомнение. Глобализация стала ключевой идеей неолиберализма в 1990-е годы на фоне растущего разочарования масс в рыночных реформах. Разочарование это охватывало практически все страны, испытавшие на себе прелести свободного рынка. Бывший левый социолог Фернандо Энрике Кардозо, ставший позднее правым президентом Бразилии, с важным видом объяснял главному редактору Российского журнала: глобализация это прогрессивная интеграция мировых рынков — финансовых и прочих. Это формирование относительно единой производственной системы и распространение ее на весь мир. Такова современная форма капитализма. Динамика глобализации определяется крупными корпорациями. Именно они обладают ресурсами, необходимыми для рационализации производства, а также информацией и средствами ее обработки, что позволяет ориентироваться в ситуации и принимать верные решения.
В определенном смысле глобализация — это современное воплощение прогресса, и в этом ее можно сравнить с индустриализацией в Европе в начале XIX века, радикально изменившей привычный порядок. Многие выступали тогда против промышленной революции, но их протесты не остановили ход истории. То же самое и с глобализацией. Для вящей убедительности Кардозо вспомнил молодость и привлек в союзники основоположника марксизма: «Что за странные люди! При этом, по мнению отдельных специалистов, развитие глобализации идет параллельно со снижением роли национального регулирования. Так, отмечается, что «способность капитала к свободному перемещению резко снизила способность государства контролировать экономику»[12]. Активизация в перемещении капитала и рост портфельных инвестиций последовали за реформами, которые связывают с политикой «дерегулирования» национальной экономики, проводимой администрацией Р. Рейгана в США и М. Тэтчер в Великобритании.
Период конца ХХ в. События конца 2008 г. Коррекции в регулировании инвестиций не заставили себя ждать. Семилютина, Международное частное право и инвестиции, 2013 Связанные понятия продолжение Социальное неравенство — форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей. В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Экономическое развитие — расширенное воспроизводство и постепенные качественные и структурные положительные изменения экономики, производительных сил, образования, науки, культуры, уровня и качества жизни населения, человеческого капитала.
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Используются и другие показатели для определения уровня участия страны в мировой торговле. Б участие страны в международном движении факторов производства, определяемые посредством ряда показателей. Например, показателями участия страны в международном движении капитала являются: объем накопленных капиталовложений в стране по отношению к ее ВВП; объем накопленных в стране иностранных инвестиций по отношению к ее ВВП и др. Показателями участия страны в международном движении других факторов производства могут выступать: доля иностранной рабочей силы в общей численности занятых или численность занятой за рубежом отечественной рабочей силы, доля иностранных патентов в общей численности зарегистрированных в стране патентов и лицензий, размеры экспорта и импорта технологий и управленческих услуг. Заключение Существующие концепции всемирного хозяйства, хотя и различаются по форме и сути, тем не менее отражают главные черты современного мира - упрочение системы всемирного хозяйства, все более тесное переплетение национальных экономик при помощи международных экономических связей, тенденцию к образованию вначале региональных а впоследствии и глобального хозяйственных комплексов.
Существует показатель, обратный капиталоотдаче: он называется капиталоемкостью. Он показывает, сколько активов производство задействует для того, чтобы выпустить продукции на одну определенную денежную единицу. Конкурентоспособность Важным фактором участия в мировой экономической системе является конкурентоспособность отдельной страны или объединения. Она выражается в способности завоевывать крупные и значимые ниши на мировом рынке, самостоятельно, исходя из имеющихся условий, формировать конкурентные преимущества перед другими странами. Показатель конкурентоспособности актуален не только для стран.
Его выделяют и в экономике отдельных предприятий, отраслей, товаров и товарных групп, услуг и районов. ООН традиционно подразделяет страны на развитые и развивающиеся.
Совет: Чтобы лучше понять глобализацию, рекомендуется изучить примеры успешных и неудачных стратегий глобализации разных стран. Также полезно изучить основные международные организации, такие как Всемирная торговая организация и Международный валютный фонд, их роль и функции в процессе глобализации. Упражнение: Приведите примеры положительных и отрицательных последствий глобализации для развития мировых экономик. Расскажи ответ другу: Написать свой ответ: Отправить.
Используются и другие показатели для определения уровня участия страны в мировой торговле. Б участие страны в международном движении факторов производства, определяемые посредством ряда показателей. Например, показателями участия страны в международном движении капитала являются: объем накопленных капиталовложений в стране по отношению к ее ВВП; объем накопленных в стране иностранных инвестиций по отношению к ее ВВП и др. Показателями участия страны в международном движении других факторов производства могут выступать: доля иностранной рабочей силы в общей численности занятых или численность занятой за рубежом отечественной рабочей силы, доля иностранных патентов в общей численности зарегистрированных в стране патентов и лицензий, размеры экспорта и импорта технологий и управленческих услуг.
Заключение Существующие концепции всемирного хозяйства, хотя и различаются по форме и сути, тем не менее отражают главные черты современного мира - упрочение системы всемирного хозяйства, все более тесное переплетение национальных экономик при помощи международных экономических связей, тенденцию к образованию вначале региональных а впоследствии и глобального хозяйственных комплексов.
Что такое БРИКС и какую роль он играет в мировой экономике
Нейросеть ChatGPT. Ответы на вопрос Внимание! Ответы на вопросы дают живые люди. Они могут содержать ошибочную информацию, заблуждения, а также ответы могут быть сгенерированы нейросетями.
Существующая структура североамериканского интеграционного комплекса имеет свои особенности по сравнению с европейской моделью интеграции. Взаимодействие хозяйственных структур Мексики и Канады далеко уступает по глубине и масштабам канадо-американской и мексикано-американской интегрированности. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу. Другая особенность североамериканской экономической группировки заключается в том, что ее участники находятся в разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие удалось приблизиться по главным экономическим макропоказателям объему ВНП на душу населения, производительности труда к США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически отсталого государства с большой внешней задолженностью, пока еще сохраняет значительный разрыв с данными странами по основным базовым показателям. Ключевыми моментами Североамериканского соглашения о свободной торговле, подробно регламентирующего многие аспекты экономических отношений между тремя соседними странами, являются: ликвидация всех таможенных пошлин к 2010 г. В перспективе предусмотрено не только углубление внутрирегионального сотрудничества в рамках НАФТА, но и расширение состава за счет других латиноамериканских стран. В апреле 1998 г. Сантьяго на встрече глав государств и правительств 34 стран Северной, Центральной и Южной Америки за исключением Кубы была подписана Декларация Сантьяго о создании к 2005 г. Панамериканской зоны свободной торговли с населением 850 млн человек и общим объемом производимого ВВП более чем 9 трлн долл. Таким образом, речь идет о формировании межрегионального торгово-экономического сообщества. Экономическая интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе Особенностью интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе АТР является формирование субрегиональных очагов интеграции, степень интегрированности внутри которых очень различна и имеет свою специфику. В регионе сложился целый ряд локальных зон из двух или нескольких стран. Так, между Австралией и Новой Зеландией заключено соглашение о свободной торговле. На основе развития региональной торговли происходит взаимодополняемость экономик таких стран, как Малайзия и Сингапур, Таиланд, Индонезия. Однако главным центром притяжения остаются Япония и Китай. Они занимают доминирующие позиции в регионе. Ассоциация возникла в 1967 г. Значительная часть азиатско-тихоокеанской торговли в том числе и внутри АСЕАН приходится на торговлю между местными филиалами японских, американских, канадских, тайваньских и южнокорейских корпораций. Растет значение Китая, особенно в странах конфуцианской культуры. Помимо АСЕАН в Азиатско-Тихоокеанском регионе действует еще несколько самостоятельных экономических объединений, среди которых созданное в 1989 г. Деятельность АТЭС направлена на стимулирование взаимной торговли и развитие сотрудничества, в частности, в таких направлениях, как технические стандарты и сертификация, таможенная гармонизация, развитие сырьевых отраслей, транспорта, энергетики, малого бизнеса. Предполагается, что к 2020 г. Однако для развитых стран, входящих в АТЭС, эта задача должна быть решена к 2010 г. Признанным курсом тихоокеанских экономических организаций является так называемый открытый регионализм. Развитие межгосударственного экономического сотрудничества на пути к интеграции происходит и в других регионах Азии. Так, в 1981 г. Это так называемая нефтяная шестерка. В 1992 г. Инициаторами явились Иран, Пакистан и Турция. В будущем предполагается создание на этой основе Цент-ральноазиатского общего рынка с участием также Азербайджана, Казахстана и среднеазиатских республик, входящих ныне в СНГ. В основе формирования торгово-экономических группировок все чаще лежит общность религиозно-мировоззренческих и культурных корней. В июне 1997 г. Интеграция в Латинской Америке Экономическая интеграция латиноамериканских стран имеет свою специфику. Для Латинской Америки на первом этапе 70-е гг. Многие из них формально существуют и сейчас. В результате заключенного в 1991 г. В нее входит Совет общего рынка в составе министров иностранных дел, Группа общего рынка —исполнительный орган и подчиняющиеся ему 10 технических комиссий. Вместе с тем имеются и нерешенные проблемы: валютное регулирование, унификация налогообложения, трудового законодательства. Стремление стран Центральной Америки Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа и Сальвадор к экономическому взаимодействию получило правовое выражение в заключенном между ними еще в 60-е гг. Однако сложившаяся в дальнейшем экономическая и политическая ситуация в этом регионе значительно затормозила процесс интеграционного взаимодействия. С середины 90-х гг. В результате внутрирегиональный товарооборот значительно возрос. Для интеграционных процессов, происходящих в Латинской Америке, характерно, что ряд стран одновременно входят в различные экономические объединения. Так, страны, входящие в МЕРКОСУР, одновременно с другими государствами всего 11 государств являются членами крупнейшего интеграционного объединения Латинской Америки — Латиноамериканской ассоциации интеграции ЛАИ , в рамках которой в свою очередь функционирует с 1969 г. Цель этой группировки — создание Карибского общего рынка. В рамках всех интеграционных группировок Латинской Америки приняты программы либерализации внешней торговли; разработаны механизмы промышленного и финансового сотрудничества, определены методы регулирования отношений с иностранными инвесторами и система защиты интересов наименее развитых стран. Механизм интеграции: пример ЕС Западноевропейская интеграция с самого начала была процессом, идущим как снизу на уровне фирм , так и сверху на межгосударственном, наднациональном уровне. Система управления ЕС К настоящему времени произошло своеобразное разделение межгосударственных властей ЕС на законодательную, исполнительную и судебную власти. Законодательным и представительным органом ЕС является Европейский парламент в количестве 626 депутатов, избираемых прямым тайным голосованием граждан во всех государствах членах ЕС сроком на 5 лет. Парламент наделен большими полномочиями: он утверждает бюджет , контролирует деятельность Комиссии ЕС и может потребовать отставки всех ее членов путем вынесения вотума недоверия. Система исполнительных органов включает: Европейский Совет Евросовет , Совет министров и Европейскую комиссию до провозглашения Евросоюза в 1994 г. Европейский совет Евросовет имеет статус форума политического сотрудничества стран — членов ЕС. В его состав входят главы государств и правительств стран — членов ЕС, министры иностранных дел, председатель Комиссии ЕС. Он собирается для обсуждения широкого круга политических вопросов; решения принимаются на основе консенсуса. Совет министров, или Совет Европейского союза, состоящий из министров государств-членов, обеспечивает участие входящих в ЕС государств в принятии решений по реализации единой политики Евросоюза. Голоса различных стран в Совете взвешены по их экономической мощи, и решения принимаются квалифицированным большинством. Германия, Франция, Италия и Великобритания располагают десятью голосами каждая, Испания — восемью, Бельгия, Греция, Нидерланды и Португалия имеют по пять голосов, Австрия и Швеция — по четыре, Дания, Финляндия и Ирландия — потри, Люксембург — два голоса. Комиссия Европейского союза Комиссия, КЕС — исполнительный орган, имеющий право представлять на утверждение Совету министров проекты законов. Сфера ее деятельности весьма обширна и разнообразна. Так, Комиссия осуществляет контроль за соблюдением таможенного режима , деятельностью аграрного рынка , налоговой политикой и т. Она выполняет еще целый ряд функций, в том числе финансирование из находящихся в ее распоряжении фондов социального, регионального, аграрного. Комиссия самостоятельно ведет переговоры с третьими странами, ей принадлежит право распоряжаться общим бюджетом.
Отношение России к другим государствам и межгосударственным объединениям определяется конструктивным, нейтральным или недружественным характером их политики в отношении Российской Федерации. Современный мир: основные тенденции и перспективы развития 7. Человечество переживает эпоху революционных перемен. Продолжается формирование более справедливого, многополярного мира. Необратимо уходит в прошлое неравновесная модель мирового развития, которая столетиями обеспечивала опережающий экономический рост колониальных держав за счет присваивания ресурсов зависимых территорий и государств в Азии, Африке и Западном полушарии. Укрепляется суверенитет и увеличиваются конкурентные возможности незападных мировых держав и региональных стран-лидеров. Структурная перестройка мировой экономики, ее перевод на новую технологическую основу в том числе внедрение технологий искусственного интеллекта, новейших информационно-коммуникационных, энергетических, биологических технологий и нанотехнологий , рост национального самосознания, культурно-цивилизационное разнообразие и другие объективные факторы ускоряют процессы перераспределения потенциала развития в пользу новых центров экономического роста и геополитического влияния, способствуют демократизации международных отношений. Происходящие, в целом благоприятные, изменения вызывают, тем не менее, неприятие у ряда государств, привыкших мыслить согласно логике глобального доминирования и неоколониализма. Они отказываются признавать реалии многополярного мира и договариваться на этой основе о параметрах и принципах мироустройства. Предпринимаются попытки сдержать естественный ход истории, устранить конкурентов в военно-политической и экономической сферах, подавить инакомыслие. Используется широкий набор противоправных инструментов и методов, включая применение принудительных мер санкций в обход Совета Безопасности ООН, провоцирование государственных переворотов, вооруженных конфликтов, угрозы, шантаж, манипулирование сознанием отдельных социальных групп и целых народов, наступательные и подрывные операции в информационном пространстве. Распространенной формой вмешательства во внутренние дела суверенных государств стало навязывание им деструктивных неолиберальных идеологических установок, противоречащих традиционным духовно-нравственным ценностям. Как следствие, разрушительное воздействие распространяется на все сферы международных отношений. Серьезное давление оказывается на ООН и другие многосторонние институты, предназначение которых в качестве площадок для согласования интересов ведущих держав искусственно обесценивается. Испытанию на прочность подвергается международно-правовая система: узкая группа государств стремится подменить ее концепцией миропорядка, основанного на правилах навязывание правил, стандартов и норм, при выработке которых не было обеспечено равноправное участие всех заинтересованных государств. Осложняется выработка коллективных ответов на транснациональные вызовы и угрозы, такие как незаконная торговля оружием, распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки, опасных патогенов и инфекционных заболеваний, использование информационно-коммуникационных технологий в противоправных целях, международный терроризм, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, транснациональная организованная преступность и коррупция, стихийные бедствия и техногенные аварии, нелегальная миграция, ухудшение состояния окружающей среды. Происходит деградация культуры диалога в международной сфере, снижается эффективность дипломатии как средства мирного урегулирования споров. Остро ощущается дефицит доверия и предсказуемости в международных делах. Усиливается кризис экономической глобализации. Существующие проблемы, в том числе на рынке энергоресурсов и в финансовом секторе, вызваны деградацией многих прежних моделей и инструментов развития, безответственными макроэкономическими решениями включая бесконтрольную эмиссию и накапливание необеспеченных долгов , противоправными односторонними ограничительными мерами и недобросовестной конкуренцией. Злоупотребление отдельных государств своим доминирующим положением в некоторых сферах усиливает процессы фрагментации мировой экономики и неравенство в развитии государств. Получают распространение новые национальные и трансграничные платежные системы, растет заинтересованность в новых международных резервных валютах, формируются предпосылки для диверсификации механизмов международного экономического сотрудничества. Повышается роль фактора силы в международных отношениях, в ряде стратегически важных регионов расширяется конфликтное пространство. Дестабилизирующие наращивание и модернизация наступательных военных потенциалов, разрушение системы договоров в сфере контроля над вооружениями подрывают стратегическую стабильность. Использование военной силы в нарушение международного права, освоение космического и информационного пространства в качестве новых сфер военных действий, стирание грани между военными и невоенными средствами межгосударственного противоборства, обострение в ряде регионов застарелых вооруженных конфликтов увеличивают угрозу всеобщей безопасности, усиливают риски столкновений между крупными государствами, в том числе с участием ядерных держав, повышают вероятность эскалации таких конфликтов и их перерастания в локальную, региональную или глобальную войну. Закономерным ответом на кризис мироустройства становится укрепление сотрудничества между государствами, подвергающимися внешнему давлению. Активизируется формирование региональных и трансрегиональных механизмов экономической интеграции и взаимодействия в различных сферах, создание разноформатных партнерств для решения общих проблем. Предпринимаются также иные в том числе односторонние шаги, направленные на защиту жизненно важных национальных интересов. Высокий уровень взаимозависимости, глобальный охват и транснациональный характер вызовов и угроз ограничивают возможности обеспечения безопасности, стабильности и процветания отдельных государств, военно-политических и торгово-экономических союзов. Только объединение потенциалов и добросовестных усилий всего международного сообщества на основе баланса сил и интересов способно обеспечить эффективное решение многочисленных проблем современности, мирное поступательное развитие больших и малых государств, человечества в целом. Рассматривая укрепление России в качестве одного из ведущих центров развития современного мира, считая ее самостоятельную внешнюю политику угрозой западной гегемонии, Соединенные Штаты Америки США и их сателлиты использовали принятые Российской Федерацией меры по защите своих жизненно важных интересов на украинском направлении как предлог для обострения многолетней антироссийской политики и развязали гибридную войну нового типа. Она направлена на всемерное ослабление России, включая подрыв ее созидательной цивилизационной роли, силовых, экономических и технологических возможностей, ограничение ее суверенитета во внешней и внутренней политике, разрушение территориальной целостности. Такой курс Запада приобрел всеобъемлющий характер и закреплен на доктринальном уровне. Это не было выбором Российской Федерации. Россия не считает себя врагом Запада, не изолируется от него, не имеет по отношению к нему враждебных намерений и рассчитывает, что в дальнейшем государства, принадлежащие к западному сообществу, осознают бесперспективность своей конфронтационной политики и гегемонистских амбиций, примут во внимание сложные реалии многополярного мира и вернутся к прагматичному взаимодействию с Россией, руководствуясь принципами суверенного равенства и уважения интересов друг друга. На такой основе Российская Федерация готова к диалогу и сотрудничеству.
Европейский союз начинает процесс своего расширения и ожидается, что в перспективе в него вольются переходные экономики стран Центральной и Восточной Европы. Другие региональные группы предпринимают усилия с целью укрепления экономических союзов. Так, страны Азиатско-Тихоокеанского региона к началу XXI века намерены в рамках единого Таможенного союза снять все пошлинные барьеры и стать единой торговой зоной, в которую войдет более полутора десятков стран Восточной и Юго-Восточной Азии. И, наконец, совсем недавно, буквально в последние годы начался процесс создания весьма широких схем международного экономического и торгового сотрудничества. В Западном полушарии дан импульс процессу, который завершится в 2005 г. Итак, модель интеграционного процесса в классической форме реализуется в ЕС. В других регионах мира, как развитых, так и развивающихся, он протекает со своими особенностями. Модели североамериканской и азиатско-тихоокеанской интеграции отличаются от западноевропейской. Если в Западной Европе интегрирование шло от создания единого рынка к экономическому, валютному и политическому союзу, что сопровождалось формированием и укреплением наднациональных структур, то в указанных регионах интеграционные процессы наиболее прочно охватывают микроуровень на основе деятельности транснациональных корпораций. Подразделение мирового хозяйства на интеграционные группировки оказывает противоречивое влияние на процесс интернационализации производства. С одной стороны, формирование международных экономических объединений и союзов содействует развитию производственных связей между странами, входящими в них, но одновременно создает препятствия экономическим отношениям между странами, принадлежащими к различным группировкам. С другой стороны, сдвиги в экономическом положении ряда стран в мировом хозяйстве несколько снижают их первоначальную заинтересованность поддерживать отношения главным образом на блоковой основе. Отсюда их стремление расширить рамки отношений, выйти на контакты с другими объединениями самостоятельно или в составе всей группировки. Таким образом, в ходе интеграционных процессов в наиболее развитых регионах мирового хозяйства шаг за шагом складываются новые организационно-политические структуры международного хозяйственного взаимодействия, которые в начале дополняют национальные государства и функционируют параллельно с ними, а потом берут на себя все большую часть организационных функций и, наконец, в перспективе растворят в себе национальное государство как устаревшую форму организации общественной жизни. С развитием крупных региональных интеграционных социально-экономических организмов подходит к концу растянувшаяся на многие тысячелетия драматическая эпоха в истории человечества — эпоха насильственного перераспределения природных ресурсов и продуктов производства. В пределах таких регионов начинает формироваться принципиально новый механизм решения экономических, культурных, экологических и других проблем, с которыми сталкивается современное общество. В перспективе такие региональные структуры, разрастаясь вширь, будут постепенно интегрироваться в единую глобальную систему — мировой хозяйственный организм, не разделенный государственными границами и функционирующий на рыночной основе. Тема 4. Мировой рынок: возникновение и современное состояние 1. Возникновение мирового рынка и стадии его формирования. Характерные черты современного мирового рынка и факторы, определяющие его развитие. Понятие мировых цен. Международная конкуренция и особенности ее проявления в современных условиях. Определения понятия рынка встречаются разные. Так, известные американские экономисты Макконнелл К. Рынок есть система обмена разными по своим потребительским свойствам продуктами труда как товарами. Продукты передаются поставщиками покупателям не бесплатно, а на возмездной основе. Значит, рынок предполагает наличие как разных по своим потребительским свойствам товаров, так и разных собственников. Отсюда, рынок — это система или механизм реализации и приобретения товаров и услуг, в котором участвуют продавцы и покупатели, то есть он представляет собой систему соотношения спроса и предложения разных собственников. Короче говоря, рынок — это стоимостная система обмена разными продуктами труда товарного обмена. Обиходное толкование рынка отличается от научного. В обыденном смысле под рынком понимается место, где продаются и покупаются товары. В действительности же рынок не сводится к месту. Рынок это не место, а определенный механизм товарного производства. В то же время не надо относиться скептически к понятиям базар и супермаркет. Это разновидности все той же системы товарного обмена разными продуктами труда. Возникновение и становление рынка обусловлено развитием общественного разделения труда и товарного производства. С ростом товарного производства развивается и рынок. Рассмотрим как шел процесс становления и развития мирового рынка. При рабовладельческом строе товарное производство и товарное обращение внутри отдельных стран было развито слабо. А на внешний рынок отправлялась лишь совсем незначительная часть продукции. И все же именно при рабовладельческом способе производства возник мировой рынок. В то время он носил преимущественно внутриконтинентальный масштаб. Финикия, Древний Египет, Греция, Рим вели торговлю и между собой и с многочисленными городами Средиземноморья и Черного моря. Но рабство по своей сути не было товарным производством и потому лишь частично могло способствовать развитию рыночных отношений. Его основой стало начавшее развиваться ремесленное производство. Итак, сложившийся в эпоху рабства мировой рынок по своему социально-экономическому характеру был ремесленно-рабовладельческим рынком. В течение долгого времени и при феодализме также не наблюдалось широкого распространения товарного производства, поскольку господствующим было натуральное хозяйство. В силу этого можно выделить следующие условия возникновения феодального рынка: 1 в обмен поступала незначительная часть продукции сельского хозяйства и мелких ремесленных предприятий; 2 отсутствовала дифференциация общественного производства; 3 товарный обмен между отдельными товаропроизводителями охватывал лишь небольшие районы; 4 политическая и производственная разобщенность территорий; 5 товарный обмен носил нерегулярный характер, отсутствовал единый национальный рынок; 6 общественные потребности удовлетворялись преимущественно продукцией местного производства. Итак, слабое развитие общественного разделения труда внутри отдельных стран препятствовало установлению регулярных торговых связей между ними. Внешняя торговля еще не получила значительного развития и не имела существенного значения в удовлетворении потребностей феодального общества в целом. Тем не менее именно при феодализме древний мировой внутриконтинентальный рынок перерос в межконтинентальный. Последовавшие великие географические открытия путешествие Васко да Гама, открытие Америки Колумбом, кругосветное путешествие Магеллана объединили все региональные рынки в единую цепь. Так что мировой рынок возник не в ХIХ веке, а значительно раньше. Конечно, прочность его была слабой, а масштабы невелики. И все же он существовал. Основными поставщиками товаров на внешний рынок были феодалы и ремесленники. Поэтому сложившийся в эпоху феодализма товарный рынок по своему социально-экономическому содержанию был ремесленно-феодальным. Теперь дадим характеристику капиталистического мирового рынка. Можно выделить следующие условия его возникновения: 1 отделение промышленности от земледелия и появление капиталистических предприятий; 2 дифференциация производства на специализированные отрасли, углубление и расширение общественного разделения труда; 3 развитие товарного производства, расширение сферы обмена товаров и возникновение национального рынка; 4 развитие международного обмена и международной производственной специализации. На этой основе развивается новый мировой рынок. Таким образом, мировой рынок представляет собой совокупность рынков отдельных стран, которые связаны между собой товарообменом. Мировой рынок базируется на международной производственной специализации отдельных стран и является сферой, где в целях обеспечения расширенного воспроизводства осуществляется замещение изделий, произведенных одной страной, продуктами другой. Обмен товаров на мировом рынке представляет собой процесс, обеспечивающий непрерывность расширенного воспроизводства, поэтому связи между товаропроизводителями разных стран, осуществляемые через обмен товаров, расширяются по мере увеличения масштабов производства. Следует подчеркнуть, что решающее влияние на формирование единых национальных рынков, а затем и дальнейшее развитие мирового межконтинентального рынка оказала крупная капиталистическая промышленность. Эта роль крупной промышленности обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, капиталистическому производству свойственно стремление к получению максимальной прибыли. В погоне за ней предприниматели ищут оптимальные условия реализации своей продукции за пределами своей страны. Таким путем расширялись экономические связи между странами. Во-вторых, в отличие от ремесла и мануфактуры крупная машинная промышленность дает возможность производить огромные партии товаров. Предприниматели стремятся расширить продажу своих товаров за рубеж. Это приводит к расширению внешней торговли и к развитию емкости мирового рынка. В-третьих, острая конкурентная борьба приводит к тому, что некоторые отрасли начинают опережать в своем технологическом развитии другие отрасли и стремятся реализовать свою продукцию на внешних рынках. В-четвертых, массовое производство товаров на базе крупной машинной промышленности вызывает огромный спрос на сырьевые товары, главными поставщиками которых становятся находившиеся в колониальной зависимости от развитых стран государства. Как видим, с момента своего возникновения крупная машинная промышленность втягивает в мировой рынок различные страны и как покупателей своей продукции, и как поставщиков сырья. Мировой рынок мог достичь своего полного развития лишь при капиталистическом машинном производстве и вызванном им широкомасштабном международном разделении труда. Только в условиях капиталистического способа производства мировой рынок становится развитой экономической категорией, создается почва для регулярного и всестороннего международного товарооборота, опирающегося на постоянное массовое производство товаров для продажи на мировых рынках. Хотя мировой рынок возник на основе развития национальных рынков, тем не менее он не тождественен им. Мировой рынок проходит в своем развитии три стадии: 1. Стадия подготовки капиталистического способа производства эпоха мануфактуры. Стадия машинного производств. Стадия корпоративного капитализма.
Участие стран в мировом хозяйстве
Прежде всего переход к новому, технологическому способу производства, в основе которого — компьютерная революция, формирование глобальных научно-исследовательских сетей, быстрое распространение интернет-технологий. Создание транснациональной транспортной системы, отличающейся унификацией средств транспорта, включая нефте- и газопроводы, относительное удешевление отдельных этапов перевозки грузов привели к радикальному сокращению расстояния между хозяйствующими субъектами различных стран, к потере фактором размещения производства прежнего значения. Многократно умножилась скорость международных обменов, осуществления транзакций. Важнейший фактор, способствующий повышению уровня интернационализации, — углубление международного разделения труда. Возникают новые формы разделения и комбинации труда и производства, основанные на долговременных международных технологических, экономических и финансовых связях. Усиливаются специализация и кооперирование.
Уже начиная с 1-й трети 20 в. Наряду с существовавшим ранее международным межотраслевым и внутрифирменным разделением труда происходит внутриотраслевое межфирменное его разделение, возникает новая модель международного разделения труда. На базе международного технологического разделения труда и его новых социально-экономических форм складывается интернациональная производственная система. Во 2-й половине 20 в. Резко в среднем в 1,8 раза выросла вовлечённость всех стран, в том числе развивающихся , в международное разделение труда.
При этом внутриотраслевая международная торговля всё более вытесняет традиционную межотраслевую. К середине 1990-х гг. Тенденция к либерализации международной торговли, открытости экономик, будучи частью мировой экономической трансформации, проявляется в размывании тарифных барьеров, уменьшении роли нетарифных методов регулирования. В последней трети 20 в.
К тому же ответные меры стран — торговых партнеров могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты. Свободная торговля фритредерство — политика невмешательства государства в международную торговлю. Считается, что такая политика ведёт к наиболее эффективному распределению ресурсов в мировом масштабе и к максимизации мирового дохода.
Несмотря на то, что теория свободной торговли достаточно убедительна и привлекает многими достоинствами, политика невмешательства государства в международную торговлю практикуется очень осторожно. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и прорывают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок. Считается, что свободная торговля: стимулирует процессы конкуренции как среди отечественных производителей, так и на мировом рынке в целом; позволяет осуществлять международную торговлю в соответствии с законом сравнительных конкурентных преимуществ; даёт возможность использовать международную специализацию , которая является основой роста прибылей и производителей и потребителей; расширяет границы рынка, создаёт базу для массового производства и получения положительного эффекта от него. Существование прямо противоположных подходов к политике внешнеэкономической торговли и равнозначное теоретическое обоснование свидетельствуют об их равноценности и бесперспективности абсолютизации каждого из них. Международная торговля: её структура и динамика. Современный мировой рынок представляет собой сферу устойчивых товарно-денежных отношений по обмену произведенных национальных продуктов.
Субъектами этих отношений могут выступать государства, отдельные организации и предприятия, а также частные лица. Для того, чтобы страна могла торговать на мировом рынке, ей необходимо иметь экспортные ресурсы, то есть запасы конкурентоспособных товаров и услуг, пользующихся спросом на мировом рынке, валютные средства или иные средства оплаты импорта. Расчеты по внешнеторговым операциям производятся банковскими организациями, а страховой бизнес страны осуществляет страхование перевозок и грузов. Два встречных потока товаров и услуг образуют экспорт и импорт каждой страны. Экспорт — это продажа и вывоз товаров за границу, импорт — это покупка и ввоз товаров из-за рубежа. Сумма стоимостных оценок является внешнеторговым оборотом. Мировой рынок представляет собой арену жесточайшей конкурентной борьбы, поэтому удержаться на нем значительно сложнее, чем на внутреннем рынке.
Помимо конкуренции на положение отдельных субъектов мирового рынка оказывает влияние и изменение структуры международного товарооборота. Долговременные структурные сдвиги возникают, как правило, в связи с изменениями в производстве, и прежде всего под воздействием научно-технического прогресса. В настоящее время значительно уменьшился удельный вес сырьевых товаров и возросла доля продукции обрабатывающей промышленности. Современная технология, технические знания и другая информация превратились в специфический товар, спрос на который постоянно растет, так же как и на продукцию электротехнической и электронной промышленности. В то же время ряд стран традиционно торгует в основном сырьевыми и энергетическими ресурсами. Международное регулирование внешней торговли и Всемирная торговая организация. Всемирная Торговая Организация ВТО , регулирующая правила международной торговли согласно принципам либерализма.
Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994. Помимо торговли товарами она регулирует также торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Первоначально в ВТО вступило 77 государств.
Заключение Существующие концепции всемирного хозяйства, хотя и различаются по форме и сути, тем не менее отражают главные черты современного мира - упрочение системы всемирного хозяйства, все более тесное переплетение национальных экономик при помощи международных экономических связей, тенденцию к образованию вначале региональных а впоследствии и глобального хозяйственных комплексов. Но однажды обретя качественные черты системности, мировое хозяйство на протяжение XX в.
Несмотря на происходившие экономические, социальные и политические потрясения, включая периоды глубоких спадов производства и социальные революции, военные конфликты, в т. Для современного этапа развития мирового хозяйства в первую очередь характерны интернационализация хозяйственной жизни, международная специализация и кооперирование производства, интеграционные процессы, деятельность транснациональных корпораций, резкое возрастание роли надгосударственного механизма мирового хозяйства. Все эти явления носят наднациональный, "планетарный" характер, не ведают национальных границ и требуют адекватного подхода.
Его выделяют и в экономике отдельных предприятий, отраслей, товаров и товарных групп, услуг и районов. ООН традиционно подразделяет страны на развитые и развивающиеся. Развитые страны Среди развитых стран выделяют четыре группы: семерка стран-лидеров народного хозяйства; страны переселенческого капитализма; страны СНГ и Восточной Европы. Высокая производительность труда — еще одна характерная черта для этой группы стран. К странам переселенческого капитализма относят Австралию, Новую Зеландию, Израиль. Развивающиеся страны К наиболее крупным из развивающихся стран причисляют Индию, Китай, Бразилию, Мексику.
Характерные черты таких государств таковы: богаты на природные ресурсы;.