подземная усыпальница для сестер с храмом. Новости по теме: Покровский собор. О том, как «писали» эту икону, рассказал архитектор Владимир Иванович Козлов, автор проекта Покровского храма в Ясеневе. Маленькие хроники Покровского собора. Впоследствии к Покровскому собору были пристроены две нижние церкви: во имя святого Василия Блаженного (1588) и Блаженного Иоанна Московского (1672).
Новости по теме: Покровский собор
В столице, в Покровском женском монастыре, божественную литургию возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. О том, как «писали» эту икону, рассказал архитектор Владимир Иванович Козлов, автор проекта Покровского храма в Ясеневе. Путешествуем по собору, изучаем его композицию, говорим о строительных секретах мастеров и пробуем сами собрать точную копию храма — большую объемную модель Покровского собора. первое, что видят посетители, входя на территорию Марфо-Мариинской обители. Панорама — православный храм Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, Москва.
День Покровского собора отметят в Москве
В храме молились настоятельница Покровского монастыря игумения Феофания (Мискина), насельницы обители, воспитанницы монастырского приюта для девочек, учащиеся православной гимназии при храме Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыкове г. Москвы. Но получилось иначе — Покровский собор больше напоминает Успенский собор Московского Кремля. Первоначально образ «Спас Москворецкий» размещался недалеко от Покровского собора — в нише Москворецких ворот Китайгородской стены, снесенных в начале XIX века, затем был передан в храм Василия Блаженного. В грядущие выходные, 8 августа, на территории Покровского собора состоится праздник с поэтичным названием «Симфония цветов». путешествия и приключения» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 11 июля 2023 года в 16:18, длительностью 00:03:24, на видеохостинге RUTUBE.
Новости по тегу: Покровский Собор
И мы с попечительским советом, которым руководит И. Левитин, приняли решение, получили благословение Патриарха — и таким образом икона пришла сюда, на свое место», — отметил С. По словам дарителя, «чудотворная икона не может быть в частной коллекции… Чудотворная икона не может дарить чудеса одному человеку или одной семье, она должна дарить чудеса всем страждущим». Первоначально образ «Спас Москворецкий» размещался недалеко от Покровского собора — в нише Москворецких ворот Китайгородской стены, снесенных в начале XIX века, затем был передан в храм Василия Блаженного.
Освященные вербы верующие приносят в свои дома, где с благоговением хранят возле икон до следующего года. Информационный отдел Барнаульской епархии 169 Навигация по записям.
Покровский собор находится в центре города, проходимость у него большая, и многие жалуются, что не находят в нем икон Матроны Московской, царской семьи и Серафима Саровского. Объяснить людям это очень сложно, и до сих пор основную массу нестарообрядцев возмущает то, что в центре Москвы отсутствуют такие образа. Виктор рассказал, что есть у них священнослужители весьма почтенного возраста, которые настаивают на том, что в притворе должен быть установлен умывальник, чтобы прихожанин, заходя в храм, чистыми руками брал подручники и прочие храмовые предметы. Сегодня, к сожалению, этого нет, а люди старшего поколения за это журят. Была ли такая традиция в древнем старообрядчестве — сложно сказать, скорее всего она имела региональное распространение. На большие праздники в соборе проходят архиерейские службы, последняя из них была совершена на Рожество Пресвятой Богородицы. В храме есть мощевик, в котором находятся мощи святых как Вселенской Церкви прп. Ефрема Сирина, свт. Иоанна Златоуста и других , так и Русской Церкви свт. Алексия и других. После экскурсии около часа продолжалось наше общение с о. Главной темой была работа с молодежью.
Дуэт «Струны Струны» Мурманской областной филармонии стал обладателем первой премии фестиваля авторской песни «Покровский собор». Мончегорский бард Вадимир Трусов награжден дипломом лауреата в номинации "Поэзия".
Измайлово. Покровский собор. Москва.
Архитектурный ансамбль Покровского храма выполнен в византийских традициях XI—XII вв., когда вместе с христианством Русь приняла от Византии основы храмового зодчества. Кстати, Покровский собор был в то время самым высоким сооружением в Москве. На полуострове Покровское-Стрешнево встретились настоятели строящихся храмов Москвы.
В кафедральном соборе Русской Древлеправославной Церкви
В такой ситуации экспонаты можно беспокоить только в периоды стабильной температуры. В момент смены времени года, когда шкала термометра прыгает туда-сюда, когда за окном сильные дожди или жара, экспонаты лучше не трогать. Одно из главных событий — появление в Покровском соборе отреставрированной иконы Богоматери Владимирской XVI века, которая когда-то находилась в другом храме, расположенном по соседству. Речь о церкви Зачатия Анны в Зарядье, которая была закрыта в связи со сносом гостиницы «Россия» и до сих пор не открылась. С 1920-х и до 1990-х храм также не работал. Как и многие церкви, храм в Зарядье большевики не пощадили. Некоторые памятники оттуда на заре советского времени оказались в фондах Исторического музея. Владимирская Богоматерь поступила в 1935 году, а оттуда попала в Покровский собор. Икона была в плохом состоянии.
Уникальный по иконографии образ происходит, вероятно, из собора Александра Невского. В центре иконы представлен благоверный князь, а вокруг расположены 33 клейма с сюжетами из жития: Невской битвой , поездкой князя в ханскую ставку, а также чудесами от иконы после его кончины [109]. Церковь Григория Армянского[ править править код ] Светильник в церкви Григория Армянского, 2011 год Северо-западная церковь собора освящена во имя святителя Григория , просветителя Великой Армении , умершего в 325 году. Он обратил в христианство царя и всю страну, был епископом Армении. Его память отмечается 30 сентября 13 октября [121]. В 1552 году в этот день начался штурм Казани [94] , и была взята Арская башня крепостной стены Казани [3] [121]. Церковь является одной из четырёх малых церквей собора высотой 15 м, также представляет собой четверик, переходящий в невысокий восьмерик.
Её основание вытянуто с севера на юг со смещением апсиды из-за прохода к центральной части храма. Световой барабан перекрыт сводом [114]. Царские врата смещены влево из-за нарушения симметрии внутреннего пространства. В местном ряду иконостаса — образ святителя Иоанна Милостливого , патриарха Александрийского. Иконостас был реконструирован в 1920-х годах [111]. Нижнюю часть иконостаса закрывают шёлковые и бархатные пелены с изображением Голгофских крестов [109]. В 1787 году по просьбе состоятельного вкладчика Ивана Кислинского придел был переосвящён в честь его небесного покровителя Иоанна Милостивого.
В 1920-х года церкви вернули её прежнее название [109]. В церкви восстановлено архитектурное убранство XVI века: древние окна, полуколонны , карнизы , кирпичный пол, выложенный «в ёлку». Как и в XVII веке, стены побелены [114]. В их верхней части расположено металлическое основание, в которое ставили тонкие свечи. В витрине находятся предметы священнического облачения XVII века: стихарь и фелонь , шитые золотными нитями. Особую нарядность церкви придаёт светильник XIX века, украшенный разноцветной эмалью. В церкви представлена слюдяная окончина — выносной фонарь XVII века [109].
Церковь Киприана и Иустины[ править править код ] Царские врата церкви Киприана и Иустины, 2012 год Северная церковь собора имеет необычное для русских храмов посвящение во имя христианских мучеников Киприана и Иустины , живших в III — IV веках в Антиохии. Киприан был языческим колдуном, обращённым в христианство набожной Иустиной. Оба приняли смерть при римском императоре Деции. День их памяти — 2 15 октября. В этот день в 1552 году войска царя Ивана IV взяли штурмом Казань [111]. В 1780-х годах в церкви появилась масляная роспись. На стенах представлены сцены жития святых: в нижнем ярусе — Адриана и Наталии , в верхнем — Киприана и Иустины.
Их дополняют многофигурные композиции на тему евангельских притч и сюжеты из Ветхого Завета. Роспись образов мучеников IV века Адриана и Наталии связан с переименованием церкви в 1786 году, когда состоятельная вкладчица Наталья Михайловна Хрущёва пожертвовала средства на ремонт и просила освятить церковь в честь её небесных покровителей [111] [109]. В 1920-х годах, в начале научной музейной деятельности в соборе, церкви вернули её первоначальное название [114]. В церкви представлены хоругви XVIII века — иконы-знамёна времён крестных походов, сохранились на стенах и крепления для них. Тогда же, в 1780 году, был выполнен резной по дереву позолоченный иконостас в стиле классицизма [111]. В нижнем ряду иконостаса изображены сцены Сотворения мира — дни первый и четвёртый [127]. В 2007 году росписи стен и иконостас были отреставрированы при благотворительной поддержке акционерного общества « Российские железные дороги » [114].
Церковь Николы Великорецкого[ править править код ] Купол церкви Николы Великорецкого, 2013 год Царские врата церкви Николы Великорецкого, 2007 год Южная церковь освящена в честь Великорецкого образа Николая Чудотворца. Икона святителя была обретена в городе Хлынове на реке Великой и впоследствии получила название «Никола Великорецкий» [128] [121]. В 1555 году по приказу царя Ивана Грозного чудотворную икону пронесли крестным ходом по рекам из Вятки в Москву — по всем присоединённым землям, в знак их вхождения в православную державу [129]. Церковь — одна из больших, её высота 28 метров, представляет собой двухъярусный восьмигранный столп со световым барабаном и сводом [114]. Древний интерьер церкви сильно пострадал во время пожара 1737 года. Впервые стены церкви были расписаны иконным письмом в 1786-м. Во второй половине XVIII — начале XIX века сложился единый комплекс декоративного и изобразительного искусства: резной иконостас с полными чинами икон и монументальная сюжетная роспись стен и свода.
Существующая масляная роспись относится уже к середине XIX столетия [130] [111].
Слуцкий; руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Роспотребнадзор — главный государственный санитарный врач РФ А. Москвы, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства, куратор Программы строительства православных храмов в г. Москве В. Ресин; префект ЮВАО г. Цыбин; заместитель префекта ЮВАО г. Москвы по вопросам строительства, реконструкции и землепользования А. Крысанов; глава управы района Некрасовка г. Хавронюк; благотворители, строители и благоукрасители новопостроенного храма. Богослужебные песнопения исполнил хор храма Покрова Пресвятой Богородицы на Люберецких полях регент — М.
Богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас» и на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.
Также нужно уточнить, что изначально у собора не было двух нижних церквей, которые есть сегодня: церкви Василия Блаженного 1588 год и Иоанна Блаженного 1672 год , мощи которого, как и мощи Василия Блаженного, также находятся глубоко под землёй на территории собора. Все пристройки снизу «приземлили» собор. Первоначально же его архитектурный облик напоминал свечу — это было удивительное зрелище. Кроме того, храм находится на холме, его высотность особенно хорошо видна, если подойти к собору со стороны Москвы-реки. В XVI веке это удивляло ещё больше, ведь Покровский собор был самым высоким строением в Москве — 64 м.
Позднее пальму первенства перехватила колокольня Ивана Великого в Кремле. Впоследствии к нему пристроили две нижние церкви — Василия Блаженного и Иоанна Блаженного. Но одновременно с пристройкой церкви Иоанна Блаженного к собору пристроили ещё несколько церквей, так что в конце XVII века в соборе было 20 престолов. При императрице Екатерине II прошёл грандиозный ремонт, всё лишнее от собора отняли, осталось 11 церквей. Кирпич в середине XVI века был дорогим материалом. Храмы, как правило, из него тогда не строили.
Это, кстати, тоже может говорить в пользу того, что архитектором был итальянец. В строительстве собора преобладает кирпич, есть ещё и белый камень. Разноцветным собор изначально тоже не был, он был скорее двухцветным красно-белым. Снаружи и внутри его стены были покрыты росписью, которая имитировала кирпичную кладку. Разноцветие появляется лишь в XVII столетии, когда расписывают растительным и геометрическим узором вновь пристроенные крыльца и галереи снаружи. Внутри тоже появляется растительный орнамент.
Скажите, что-то из перечисленного ставило под вопрос дальнейшее существование собора? В летописях мы постоянно читаем, что у Покровского собора «погорели верхи». Однако это были не те пожары, которые нанесли существенный урон собору. В то же время в 1737 году в Москве произошёл очень сильный пожар, причиной которого стала горящая свеча. У собора тогда даже обрушился купол одной из церквей — эта церковь выгорела, но собор устоял.
Красную площадь временно закрыли
Чуть раньше, в 1670-е годы, вместо звонницы была построена шатровая колокольня. В 1588 году к северо-западной части галереи была пристроена невысокая одноглавая церковь над могилой Василия Блаженного 1469 - 1552. Ещё при жизни Василий славился как юродивый и провидец. Во время похорон гроб Василия нёс сам Иоанн Грозный с боярами, а отпевал митрополит Макарий. Со временем Василий стал одним из любимых народом московских святых. Служба в Васильевской церкви совершалась ежедневно, поэтому и весь собор стали называть собором Василия Блаженного. Новые престолы освящались в помещениях подклета. К началу XIX века вокруг собора стояли длинные торговые ряды из небольших лавок, харчевен и распивочных, отгораживающие его от Красной площади.
Во время восстановления города после пожара 1812 года решено было территорию очистить, и в 1817 году архитектор Осип Бове построил с запада, юга и востока подпорную стенку. Собор получил сохранившуюся до нашего времени кованую ограду. Считается, что собор строили мастера Барма и Постник. Некоторые исследователи считают, что это был один человек, Постник Яковлев, по прозвищу Барма.
Голгофа, Вифлеем, Камень помазания — в московском храме Беседа с архитектором Владимиром Козловым о Покровской церкви в Ясеневе Алина Сергейчук В преддверии Пасхи мы вновь переживаем события евангельской истории. Тексты церковных служб, убранство храмов — все помогает нам приблизиться к главным дням в истории мира. Дням, когда совершилось наше искупление, а время сомкнулось с вечностью. По-особому остро Страстная седмица и Пасха переживаются на Святой земле. Вероятно, в этом году там будет меньше наших соотечественников, чем обычно. Но не все знают, что в Москве есть место, где можно прикоснуться к благодати Иерусалима и Вифлеема.
В 2009 году появилась новая «икона Святой земли» — под московским небом. О том, как «писали» эту икону, рассказал архитектор Владимир Иванович Козлов, автор проекта Покровского храма в Ясеневе. Я за ночь в общих чертах нарисовал эскиз, в 6 утра отдал его батюшке, а вечером он привез его с подписью Патриарха — Храм Покрова в Ясеневе уже строился, и по проекту он состоял из верхней и нижней церквей. В подземном храме планировалось не только совершать богослужения, но и проводить крещения, а также беседы с прихожанами. У настоятеля храма архимандрита Мелхиседека, человека, богатого идеями, возникла мысль: может быть, сделать в крестильном храме символическое место Рождества Христова? А потом мысль пошла дальше: если Рождество — то и Голгофу? И Гроб Господень, и Гробницу Пресвятой Богородицы… Я помню момент, когда отец Мелхиседек позвонил мне и сказал: завтра я еду к Патриарху, срочно нужен проект убранства нижнего храма! У нас уже был эскиз, были продуманы интерьеры. Но тут — новая идея, «Икона Святой земли». Я за ночь все нарисовал в общих чертах, в 6 утра отдал батюшке, а вечером он привез эскиз с подписью Святейшего Патриарха.
Оказалось, что все промыслительно сходится. У нас была подсказка: в храме изначально были сделаны арочные ниши. Мы померили одну из них, и ее размер в точности совпал с размером ниши, которая обрамляет грот на месте Рождества Христова в Вифлееме! Соседняя ниша оказалась примерно такого же размера, как ниша на Голгофе, где установлен Крест!
У ученых есть и сомнения на этот счет: в XVI веке выдающиеся зодчие очень ценились. Так для построек Кремля приглашали итальянских мастеров. Вполне возможно, что, зная суровый нрав русского царя, слухи распространили иностранцы. Как правило, их совершали в пристройке — храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название — храм Василия Блаженного.
Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал отец Иоанн Восторгов , ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников. Его расстреляли за миссионерскую деятельность. Он пользовался особой любовью и уважением у москвичей. Очевидцы рассказывали: «По просьбе отца Иоанна палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва… А затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле протоирей Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. Все встали на указанные места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнул отца Иоанна в могилу».
Во время Великой Отечественной войны музей не прекращал своей работы, хотя и был закрыт для посетителей. Храм Василия Блаженного тщательно замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. Существует легенда о том, что после войны Сталину предлагали убрать собор под предлогом помехе для проведения парада. Считается, что Каганович показывал Сталину макет площади, и при нем убрал макет храма, предлагая его снести. Сталин резко прервал его: «Лазарь, поставь на место! Неприкосновенность собора с тех пор ни у кого не вызывала вопросов. Читайте также — Храм Воскресения Христова Спас на крови и узел русской истории Храм Василия Блаженного — архитектура Собор строился 6 лет с 1555 по 1561 год.
Они появились в конце XVI столетия вместо старых шлемовидных куполов.
Все церкви стоят на объединяющем их высоком подклете, как на постаменте. Вокруг всех церквей есть круговые проходы. В XVI веке наружная галерея вокруг храмов была открытой, а обработка стен на уровне галереи у всех церквей имела вид широкой полосы арочек и карнизов, зрительно объединяющих всю постройку. Сегодня эту обработку стен можно увидеть в интерьере галереи, у юго-восточного угла собора. Из-за московских климатических условий в середине XVII века галерею перекрыли сводами, а над крыльцами поставили каменные шатры. Тогда же впервые на фасадах собора появилась яркая декоративная роспись. Чуть раньше, в 1670-е годы, вместо звонницы была построена шатровая колокольня. В 1588 году к северо-западной части галереи была пристроена невысокая одноглавая церковь над могилой Василия Блаженного 1469 - 1552.
Ещё при жизни Василий славился как юродивый и провидец. Во время похорон гроб Василия нёс сам Иоанн Грозный с боярами, а отпевал митрополит Макарий. Со временем Василий стал одним из любимых народом московских святых.
Храм Василия Блаженного в Москве вновь открыли для посещений
При любом использовании материалов сайта ссылка на m24. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей. СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24. Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.
Их опубликовал Андрей Тутунов. Владелец рукописи предоставил сканы всех листов книги и разрешил использовать их для публикации и изучения. Кстати, Андрей Тутунов получил рукопись в подарок на 15-летие в 1971 году от священника церкви Илии Обыденного. Спустя несколько лет, 23 ноября 2023 года, он передал книгу в дар музею.
Павлинова в традиции ярославской школы XVII в. Иконы написаны под руководством знаменитого московского иконописца и реставратора Осипа Чирикова, подпись которого сохранилась на иконе «Спас на престоле». Над захоронением св. Василия Блаженного установлена рака, украшенная резной сенью. Это одна из почитаемых московских святынь. На южной стене церкви находится редкая большемерная икона, написанная на металле, — «Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга «Днесь светло красуется славнейший град Москва» 1904 г. Церковь Василия Блаженного закрыли в 1929 г. Лишь в конце XX в. Василия Блаженного, в церкви возобновили воскресные и праздничные богослужения. Наверх Церковь Трёх патриархов Константинопольских Северо-восточная церковь собора освящена во имя трех Патриархов Константинопольских: Александра, Иоанна и Павла Нового, память которых отмечается 30 августа 12 сентября н. В 1552 г. Покрытие главы составляют похожие на лемех ромбики красного и зеленого цветов, напоминая "чешую кедровой шишки, ананаса и артишока", о которых писал восхищенный необычностью глав собора архидиакон Павел Алеппский в середине XVII в. Это одна из четырех малых церквей собора высотой 14,9 м. Стены четверика переходят в невысокий восьмерик с цилиндрическим световым барабаном. Церковь интересна оригинальной системой перекрытия с широким куполом, в котором расположена композиция «Спас Нерукотворный». Настенная масляная живопись выполнена в середине ХIХ в. В связи с переносом престола соборной церкви Григория Армянского, она была переосвящена в память просветителя Великой Армении. Первый ярус росписи посвящен житию святого Григория Армянского, во втором ярусе — история образа Спаса Нерукотворного, принесение его царю Авгарю в малоазийский г. Едессу, а также сцены из жития константинопольских Патриархов. Пятиярусный иконостас сочетает барочные элементы с классическими. Это единственная в соборе алтарная преграда середины XIX в. Она была выполнена специально для этой церкви. В 1920-х гг. Продолжая традиции русских меценатов, руководство Московской Международной Валютной Биржи содействовало реставрации интерьера церкви в 2007 г. Впервые за многие годы посетители смогли увидеть одну из интереснейших церквей собора. Наверх Церковь Киприана и Иустины Северная церковь собора имеет необычное для русских храмов посвящение во имя христианских мучеников Киприана и Иустины, живших в IV в. Их память отмечается 2 15 н. В этот день 1552 г. Это одна из четырех больших церквей Покровского собора. Ее высота — 20,9 м. Высокий восьмигранный столп завершен световым барабаном и куполом, в котором изображена Богоматерь «Неопалимая Купина». В 1780-е гг. На стенах представлены сцены жития святых: в нижнем ярусе — Адриана и Наталии, в верхнем — Киприана и Иустины. Их дополняют многофигурные композиции на тему евангельских притч и сюжеты из Ветхого Завета.
Диаконский чин возглавил протодиакон Иоанн Дикий. После сугубой ектении архиерей вознес молитву о Святой Руси. Проповедь перед причастием произнес иерей Сергий Аюпов.
Похожие новости
- Покровские храмы в России
- В храм Василия Блаженного вернулись исчезнувшие на 100 лет хоругви
- Экскурсии в храм Василия Блаженного в Москве
- Документация
- Что еще почитать
- Храм Василия Блаженного — Википедия
Покровский собор на рву (собор Василия Блаженного)
Программа откроется праздничным богослужением в церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Все желающие смогут осмотреть музей самостоятельно или с обзорной экскурсией «Покровскому собору 460». Посетители увидят подлинные архитектурные детали, интерьеры и иконостасы 10 церквей, настенные росписи XVI—XX веков, святыни храма, великолепную коллекцию древнерусской иконописи. Вокальный ансамбль «Дорос» подарит посетителям духовное пение.
Покров Пресвятой Богородицы.
Смысл, история и традиции На Руси это церковное событие начали широко отмечать в середине XII века при святом благоверном князе Андрее Боголюбском 1110-1174 , который правил во Владимире и почитал святого Андрея как своего небесного покровителя. По распоряжению князя был возведен знаменитый храм Покрова на Нерли. Также по его инициативе 1 октября по старому стилю был учрежден праздник в честь Покрова Богородицы, в память о заступничестве Девы Марии, которое она оказала русским войскам в их походе против волжских булгар.
Некоторые памятники оттуда на заре советского времени оказались в фондах Исторического музея. Владимирская Богоматерь поступила в 1935 году, а оттуда попала в Покровский собор. Икона была в плохом состоянии. Сколы на дереве, повреждение красочного слоя, следы от гвоздей, которыми когда-то крепили образ к стене, — вот вопросы, которые решали специалисты Центра Грабаря. Теперь икона заняла почетное место на входе в отдельной витрине, в которой, впрочем, нет специальных климатических условий. По словам завотделом древнерусской живописи Исторического музея Людмилы Тарасенко, иконе предстоит привыкать к новым условиям. Зимой храм не отапливается». Именно поэтому для других восстановленных икон нужно было сделать специальный подвижный иконостас. Исторические — XVI века — были заменены на новые в начале ХХ века в рамках так называемого музейного эксперимента.
Васнецова, В. Верещагина, В. Сурикова, К. Юона, А. Лентулова и других.