Чем памирцы отличаются от остальных таджиков. не таджики: у них другой язык, другая религия и другие обычаи. Проживающие на этой территории таджики немного отличаются от жителей других районов республики. Памирцы и таджики, живущие на территории Памира, отличаются в религиозных привычках и верованиях.
Есть ли нормальные таджики?
Разница и особенности Памирцев и таджиков: все, что вам нужно знать | ПАМИРСКИЕ НАРОДЫ (памирцы, самоназвание – помири), группа иран. народов. М., 1972; Мухиддинов И. Земледелие памирских таджиков Вахана и Ишкашима в XIX – начале XX в.: (историко-этнографический очерк). |
Удивительные памирцы: история, вера и исчезающие языки | Оглядываясь на их наследие, мы увидим заметное различие между памирцами и таджиками, принимающими корни от общего региона Красной Книги, и обнаружим несколько уникальных черт, отличающих одну группу от другой. |
К какой расе относятся таджики: кто они такие и откуда произошли | КТО такие ПАМИРЦЫ, и ЧЕМ отличаются от ТАДЖИКОВ? @okasca_history. Сегодня говорим о Памире и его свободолюбивых жителях. |
Памирцы — происхождение народа, где и как живут, традиции, одежда, кухня | «До сведения посла была доведена обеспокоенность таджикской стороны приобретшими массовый характер необоснованными случаями отказа во въезде в Россию гражданам Таджикистана», — говорится в сообщении. |
Люди Памира
«До сведения посла была доведена обеспокоенность таджикской стороны приобретшими массовый характер необоснованными случаями отказа во въезде в Россию гражданам Таджикистана», — говорится в сообщении. Оглядываясь на их наследие, мы увидим заметное различие между памирцами и таджиками, принимающими корни от общего региона Красной Книги, и обнаружим несколько уникальных черт, отличающих одну группу от другой. Таджики — древний народ, родственный персам, а Таджикистан — юное государство, возникшее в результате распада СССР. Памирцы и таджики, живущие на территории Памира, отличаются в религиозных привычках и верованиях.
Кто такие памирцы?
Интересный факт, что субгаплогруппа U5a2a1, извлечённая из ископаемых костей человека 700-летней давности, найденных на Восточном Памире, сохранилась у нескольких современных представителей 4 памирских народов, участвовавших в этом исследовании мтДНК [19]. Эта субгаплогруппа указывает на происхождение из Волго-Уральского региона и может свидетельствовать о доисторических миграциях древних скотоводческих народов из евразийских степей на восточный Памир [20]. Религия [ править править код ] С установлением начиная с конца I тыс. Особенно сильны были позиции зороастризма в Шугнане , где на возвышенностях строились открытые храмы огня , некоторые из которых действовали вплоть до XIV в. Другой важной религией Памира был буддизм , проникавший сюда из Индии караванным путём. Особенно сильны позиции буддизма были в Вахане, через который массово двигались буддистские проповедники из Индии и паломники из Хотана и Китая. Сегодняшние памирцы — преимущественно шииты-исмаилиты- низариты и следуют Ага-хану [22]. Есть также памирцы- сунниты , численность которых в настоящее время составляет примерно несколько тысяч человек [23]. Предки этих памирцев приняли суннитский ислам примерно в XIX веке [24].
Исмаилизм наложил большой отпечаток на духовную культуру памирцев и до сих пор является одним из их этнических символов. Важная роль в памирском обществе отводилась пирам и халифам — духовным наставникам. Прерванные в период Советской власти отношения с главой исмаилитов всего мира Ага-ханом начали налаживаться после обретения Таджикистаном независимости. Тем не менее проживающие в КНР исмаилиты- сарыкольцы и ваханцы до сих пор пребывают в религиозной изоляции. Язгулямцы, под влиянием Дарваза, в конце XIX века приняли суннизм [25]. Этническая самоидентификация [ править править код ] Исходя из сходства в обычаях и традициях этнической общности и из конфессиональной общности то есть принадлежности к исмаилизму , все малые народы Памира именуют себя «памирцами» — тадж. В сознании как самих памирцев, так и таджиков это понятие ассоциируется не с региональной, а прежде всего с языковой, культурной и конфессиональной принадлежностью к определённому сообществу. Таджикоязычные жители Памира — дарвазцы и ванджцы, исповедующие суннизм, не причисляют себя к памирцам, в то время как таджикоязычные горонцы-исмаилиты считают себя памирцами [11] [26].
Язгулямцы, говорящие на одном из памирских языков — язгулямском, но перешедшие на суннизм, не относят себя ни к памирцам, ни к таджикам [27]. Согласно исследованиям советского и постсоветского периода, вне пределов Горно-Бадахшанской области ГБАО , представители памирских народов из ГБАО называют себя «памирскими таджиками» [28] [11] [29] [30]. Согласно данным анонимного опроса памирцев, проведённого в Таджикистане не назвавшими себя представителями НКО Мемориал , властями Таджикистана осуществляется политика насаждения образа «таджикистанца», под которой подразумевается объединение всех граждан Таджикистана, независимо от народности, под обобщённое понятие таджик в этническом плане. По заявлениям респондентов — памирцы отказываются признавать себя таджиками [31]. Исследователи этнической самоидентификации и этнической принадлежности народов Памира [4] отмечают, что однозначного ответа на вопрос об этнической принадлежности памирцев нет, что объясняется как объективными так и субъективными обстоятельствами. По их мнению, объективно этническое самосознание памирцев не вполне укладывается в рамки принятых критериев. Субъективные обстоятельства возникли впоследствии того, что по идеологическим соображениям этнические особенности народов Памира умышленно отрицаются. Они утверждают, что для памирцев понятия национальной и этнической принадлежности неравнозначны.
Национальная принадлежность в сознании памирцев ассоциируется с отнесением себя к более обширному, нежели локальная этническая общность, — к этнокультурному сообществу родственных народов, по отношению к которому с давних времён имел хождение этноним таджик. Как можно заметить, этноним таджик в данном случае употребляется в двух значениях: во-первых, он определяет генетическую и этноязыковую общность людей, для которых фарси-таджикский язык — родной, и во-вторых, в более широком смысле это слово означает генетическую и культурную общность ряда ираноязычных народов Центральной Азии за исключением пуштунов , что вполне сравнимо с понятием « славяне » и «славянской национальности» [4]. Ученые отмечают [4] , что понятие «национальная принадлежность» — это всего лишь одна, верхняя, ступень этнического самосознания ираноязычных народов Памира. Но это не означает, что у жителей «Крыши Мира» нет иного этнического самосознания или они, кроме особенностей речи, не видят у себя иных признаков этнической самоидентификации. Напротив, это чувство у памирцев развито сильно, и оно даёт им возможность различать ещё несколько других местных сообществ людей. Памирские и таджикские девочки в афганской провинции Бадахшан Первая и изначальная ступень этнического самосознания малых народов Памира — это ощущение общности, свойственной только им. То есть единение людей, у которых один и тот же язык, жизненный уклад, одни и те же традиции и обычаи; всем им присущи также некоторые сходные психологические особенности и по своему менталитету они отличаются от окружающих их народов.
Все путешественники, побывавшие на Памире, отмечали, что у них серые или голубые глаза и светлые волосы. Будучи представителями ираноязычных народов, еще в I тысячелетии до нашей эры памирцы являлись приверженцами зороастризма. Затем вместе с торговыми караванами из Китая на высокогорье распространился буддизм.
В XI веке на эти земли бежал известный персидский поэт Насир Хосров 1004-1088 годы , который спасался от преследования мусульман-суннитов. Он стал духовным лидером местного населения, под влиянием поэта памирцы приняли исмаилизм — шиитское направление ислама, впитавшее в себя некоторые положения индуизма и буддизма. Национальная одежда Традиционная памирская мужская одежда летом — прямые рубахи свободного кроя и широкие штаны, зимой — шерстяной халат и овчинный тулуп. Женский костюм состоит из туникообразного платья и шаровар, узких в щиколотке. Зимой надевали по три шерстяных платья, голову покрывали платком. На ногах носили джурабы и сапоги-чулки из мягкой кожи. В переводе с персидского «джурабы» означает «носки». Вяжут их крючком из бараньей или козлиной шерсти. Они хорошо согревают и обладают лечебными свойствами. В условиях Памира это очень важно: ведь холодный период здесь длится долго, и даже летом достаточно прохладно.
А еще мастерицы говорят, что положительный заряд владельцу джурабов дает особый орнамент. Женщины в вязании используют древние арийские символы, а также растительные и животные узоры. У многих рисунков тысячелетняя история.
Как следствие, другие группы ираноязычных народов в Центральной Азии, такие как памирские таджики говорящие на памирских языках , начали считаться «другими». Центральная мечеть Мургаба В одном из ваших недавних интервью вы называете таджиками жителей долины Свата в Пакистане. Я тоже вижу развивающееся движение таджикизации в этой части мира, хотя они не говорят на фарси больше не говорят. Что за история тут происходит? Что касается Свата, то я бы сказал, что даже до создания Таджикистана как республики в Советском Союзе большинство этнических групп, включая ваханцев, шугнанцев, рушанцев, язгуламцев, сарыколцев, хунза, гилгитов, сватов, читральцев, нуристани, калашцев, пашайи, фурмулов, ягнобцев, в основном называли себя таджиками или считались другими как таджики из-за их общего арийского происхождения. Например, непаштунские племена Афганистана были идентифицированы как таджики. Таджикские девочки Дарваза Продолжим разговор об этнической принадлежности таджиков.
Вероятно, многие из потомков тех, кто раньше говорил на фарси в Самарканде и Бухаре и в других персоязычных районах нынешнего Узбекистана, теперь говорят на узбекском языке и идентифицируют себя как узбеки. Их предки идентифицировали себя по городам происхождения, например, самаркандцы или бухарцы. С научной точки зрения, можем ли мы все еще назвать этих молодых людей таджиками, учитывая, что они и их предки никогда не идентифицировали себя как таджики? Конечно, большинство людей, живущих в разных современных государствах, таких как Узбекистан, как вы упомянули, больше не говорят на фарси на таджикском , но по-прежнему этнически они не являются узбеками или пакистанцами. В частности, после драматических событий конца прошлого века, распада советского государства и его коммунистической идеологии, как написано в книге Самуэля Хантингтона «Столкновение цивилизации», молодые поколения очень заинтересованы в том, чтобы знать и узнавать историю, идентичность, язык и культуру своих предшественников. Конечно же, язык, на котором были описаны тысячи лет их истории и культуры, был персидским языком. Это основная причина, по которой многие из этих иранских народов Центральной Азии начинают высказываться о своем языке и самобытности, и это применимо к таджикам Узбекистана, Афганистана, Пакистана и Китая. Вы живете в Европе уже долгое время, где также происходят разные обсуждения этнической идентичности, как в Великобритании, так и в других частях континента. Насколько популярны такие этнические дискуссии среди обычного населения? Например, немецкоязычные жители Швейцарии или Австрии задумываются о самоидентификации или такие вопросы уже полностью урегулированы геополитически — у меня есть паспорт Австрии, я австриец, я не немец?
Конечно, в этой части мира все немного отличается, хотя невозможно забыть ужасный опыт двух мировых войн. Однако с тех пор европейцы продвинулись дальше, и одно из самых больших достижений является уважение к другим культурам, традициям и языкам. Я могу говорить, что такие вопросы об идентичности менее политизированы и на этих основаниях они пытаются создать Конфедерацию европейских стран, утверждая, что Европа является домом для всех людей, живущих на этом континенте. Вернемся из Европы в наш Бадахшан. Всякий раз, когда мы говорим о Бадахшане, мы в основном говорим о памирцах, таджиках, исмаилитах и т. Но часто мы забываем о проживающих там тюркских народах. Это очень важный вопрос, и мы попытались рассмотреть его во введении книги.
Эти сфабрикованные утверждения врагов не имеют исторического подтверждения. Памирские таджики ничем не отличаются от других таджиков. Внешний, культура и даже местная музыка памирских таджиков таджикская. Все эти регионы представляют собой труднодоступные и гористые долины, где люди редко смешивались с другими народами и сохраняла их культура. Как безграмотен и дик этот человек, называющий себя историком. Он не предоставил никаких доказательств... Проклятие всем тем, кто пытается разделить таджикскую нацию.
Кто такие Памирские таджики?
Уж не знаю, какие они там люди, но подруга говорит, что жадные и глупые, так как пытаются хитрить не умно, все на поверхности. Но она их конечно уважает, просто держит дистанцию. Как-то они решили устроить ей революцию, типа мало платит. Так на минуточку, платит она им тысяч по сорок. Она сказала, что они свободны, пусть найдут место получше. Они полдня просидели на местной остановке, к вечеру вернулись. Одного зачинщика убрала. Есть молодой парень инженер.
Он конечно выделяется среди остальных очень. Если какое более ответственное дело есть, она ему поручает, потому что у него присутствует смекалка и интеллект. А вообще, люди как люди. И злые есть, и добрые.
Обычно жилище одноэтажное, но если оно располагается на крутом откосе, то иногда внизу устраивается хлев. Пристроенный второй этаж встречается очень редко в более крупных и богатых домах.
Материалом для постройки обычно служит земля лесс или глина , из которой складывают стены. В кишлаках, расположенных в узких ущельях на каменистой почве, где лёсс дорого и малодоступен, большая часть жилищ и все надворные постройки сложены из камней, скрепленных глиной. Основой для крыши служат несколько бревен, положенных на стены, на которые кладется настил из жердей, засыпаемый сверху землей и глиной. Изнутри здания крыша поддерживается столбами. Жилище обычно делится на зимнее и летнее помещение. Зимняя часть — хона — представляет собой квадратное или прямоугольное помещение, большая часть пола которого приподнята в виде площадки или глинобитных нар, которые служат для спанья, сиденья и т.
В проходе между нарами под отверстием в потолке, вырывается яма для стока воды, покрытая деревянной решёткой. В хона ведет небольшая дверь либо с улицы или двора, либо из летнего помещения. Окном для пропуска света служит отверстие в стене, имеющее обычно деревянную створку. До 1930-х годов застекленных окон в горных кишлаках почти нигде еще не было. Для отопления помещения устроена яма для разведения костра, которая служит для печения хлеба лепешек. Пищу готовят в очаге, который представляет собой выемку в виде срезанного сверху и сбоку конуса, с гладкими стенками и более широким дном.
На дне выемки разводится огонь, а сверху ставится плоский, широкий котел. Отчего устраивается либо в специальном возвышении в углу или вдоль одной из стен, либо в проходе, толще нар. В хона держат зимой молодой скот и птицу, для чего сбоку от входа устраивается специальное помещение, закрываемое дверцей. Необходимо упомянуть о так наз. Для жилья служат небольшие хижины, сложенные из камней, часто не замазанные и не утепленные. Практически в каждом кишлаке имеется мечеть, за исключением самых маленьких Гинзбург 1937: 17-24.
Дома памирских таджиков не похожи на жилища других народов. Их устройство остается неизменным на протяжении многих столетий, переходя от поколения к поколению. Каждый архитектурный элемент памирского дома имеет свой эзотерический смысл — доисламский и исламкий. Каждый элемент дома имеет значение в жизни человека. Дом воплащает в себе целое мироздание, отражая божественную сущность человека и гармонию его отношения с природой. Опорой памирского дома являются 5 столбов.
Столб Мухаммад — основной в доме. Это символ веры, мужской власти, вечности мира и нерушимости дома. Около его укладывают в колыбель новорожденного мальчика. Столб Фатима — символ чистоты, хранителя домашнего очага. Во время свадьбы возле этого столба одевают и украшают невесту, чтоб она была такой же красивой как Фатима. Столб Али — символ дружбы, любви, верности, соглашений.
Когда жених привозит невесту в свой дом их усаживают возле этого столба чтобы их семейная жизнь была полна счастья и у них родились здоровые дети. Столб Хасан служит земле и охраняет её, заботясь о её процветании. Поэтому он длинее других столбов и непосредственно соприкасается с землей. Столб Хусейн — символ света и огня. Около его читаются молитвы, религиозные тексты, совершается намаз и обряд зажигания свечи «чарогравшан» после смерти человека.
Субъективные обстоятельства возникли впоследствии того, что по идеологическим соображениям этнические особенности народов Памира умышленно отрицаются. Они утверждают, что для памирцев понятия национальной и этнической принадлежности неравнозначны.
Национальная принадлежность в сознании памирцев ассоциируется с отнесением себя к более обширному, нежели локальная этническая общность, — к этнокультурному сообществу родственных народов, по отношению к которому с давних времён имел хождение этноним таджик. Как можно заметить, этноним таджик в данном случае употребляется в двух значениях: во-первых, он определяет генетическую и этноязыковую общность людей, для которых фарси-таджикский язык — родной, и во-вторых, в более широком смысле это слово означает генетическую и культурную общность ряда ираноязычных народов Центральной Азии за исключением пуштунов , что вполне сравнимо с понятием « славяне » и «славянской национальности» [4]. Ученые отмечают [4] , что понятие «национальная принадлежность» — это всего лишь одна, верхняя, ступень этнического самосознания ираноязычных народов Памира. Но это не означает, что у жителей «Крыши Мира» нет иного этнического самосознания или они, кроме особенностей речи, не видят у себя иных признаков этнической самоидентификации. Напротив, это чувство у памирцев развито сильно, и оно даёт им возможность различать ещё несколько других местных сообществ людей. Памирские и таджикские девочки в афганской провинции Бадахшан Первая и изначальная ступень этнического самосознания малых народов Памира — это ощущение общности, свойственной только им. То есть единение людей, у которых один и тот же язык, жизненный уклад, одни и те же традиции и обычаи; всем им присущи также некоторые сходные психологические особенности и по своему менталитету они отличаются от окружающих их народов.
По этим признакам они считают себя прежде всего шугнанцами, рушанцами, бартангцами, сарыкольцами, ишкашимцами, мунджанцами и ваханцами. Именно этот уровень самосознания отражает их этническую принадлежность, поскольку подразумевает наиболее монолитную общность людей, история которой насчитывает более чем 2 тысячи лет. Этой общности присущи все признаки этноса [4]. Среди памирских народов с XIX века распространена легенда об их происхождении от греческих воинов Александра Македонского , или даже от самого Александра Македонского, чем объясняется распространение голубоглазых или зеленоглазых представителей у памирских народов [37]. Никаких научных подтверждений этой легенде нет. В переписи населения в независимом Таджикистане отдельно не выделяются как памирцы и включаются в число таджиков. Согласно шариатным нормам муж имел преимущество в деле наследования, в качестве свидетеля, было узаконено право мужа на развод.
Фактически положение женщины в семье зависело от степени её участия в производстве, сельском труде, поэтому в горных районах, где женщина принимала большее участие в производительной деятельности, её положение было относительно более свободным, затворничество женщин отсутствовало. Исторические условия развития, экономическая отсталость, влияние исмаилитского духовенства и особенности исмаилитской идеологии обусловили сходство многих черт общественности и семейной жизни памирцев, в том числе значительных пережитков патронимии и сословного деления, более длительное бытование больших и неразделённых семей, патриархально-феодальных начал в семье, пережитков древних верований и т. Основными продуктами питания являются пшеница в виде муки лапша, клёцки, болтушка, лепёшки , в дроблённом виде для густой или жидкой каши , фрукты, грецкие орехи, бобовые и овощи, овечий сыр и кислое молоко, «ширчой» чай с молоком, с добавлением сливочного масла — чай с молоком пили часто, а сливочное масло могли позволить себе только зажиточные люди[ когда? Кушанья из пшеницы или муки варятся с овощами, фруктами; мучные блюда никогда не варятся с мясом. К ритуальным кушаньям принадлежат блины, havlo, ozaq — кусочки теста жаренные в масле, и «кашк» — каша, приготовляемая из пшеницы, фасоли, гороха и чечевицы во время обжига посуды, причём горшок, в котором варится кашк, ставится у кучи обжигаемой посуды и кашк должен быть сварен на этом огне. Его едят только мастерицы и другие женщины, а мужчинам его не дают. Гуйбози човган, конное поло — памирская спортивная игра Таджикская ССР.
Земледелие, скотоводство Основное занятие памирцев — земледелие высокогорного типа при искусственном орошении в сочетании с животноводством. В крестьянском хозяйстве имелись коровы, овцы и козы, реже лошади и ослы. Скот не отличался хорошим качеством, был маловыносливым и низкорослым. Годовой цикл ухода за скотом разделялся на два основных периода: зимнее нахождение скота в кишлаке, в хлеву и пастьба скота на летних пастбищах йеел , вдали от кишлака, далеко в горах. Между этими основными периодами вклинивались два других коротких периода, падающих на весну и осень, когда скот свободно бродил по ещё незасеянным или уже сжатым кишлачным полям или отгонялся на скудные травяные участки вблизи кишлака. Быки и ослы весной на пастьбу не выгонялись, так как в этот период они нужны были в кишлаке для земледельческих работ. Кисляков 1949: 38-39 Области расселения памирцев отличаются крайним малоземельем.
Большую часть земель занимают так называемые бросовые земли ледники, скалы, крутые склоны, нагромождения камней. Ирригационная система своеобразна: от магистрального оросительного канала спуск воды осуществляется серией водопадов или сбросов.
AsKaR Ученик 102 2 года назад Не бывает такой национальности как памирец памир это название вершины горы а не национальност это просто провокация со стороны русских ученых или среди жители Бадахшанские областьи есть люди которые ненавидят таджиков и они хотят смуту водит между таджиками то что язык у ных чуть по другому это просто они слышком под горами живут в село и сохранили древний таджикский бактрийский язык, а ещё есть у нас проживающие на территории Ягноба они сохранили древний таджикский согдийский язык и между собою таким и же общаются так что они и есть исконные таджики которые отличия от других некоторых смешанных таджиков Похожие вопросы.
Кто такие памирцы?
Метод главных компонент показал, что таджики отличались от памирских популяций, благодаря, вероятно, более высокому вкладу, связанному с неолитическим населением Анатолии. Памирцы проживают в высокогорной области Бадахшан, которая разделена между четырьмя государствами: Таджикистана, Афганистана, Пакистана, Китая. Памирские таджики Памирские таджики («гальча», памирцы, памирские народы, горные таджики) — группа народов, населяющая области Западного Памира (Горный. Памирские таджики Памирские таджики («гальча», памирцы, памирские народы, горные таджики) — группа народов, населяющая области Западного Памира (Горный. Памирцы являются одной из национальностей, населяющих Памир, и они отличаются от таджиков не только этнической принадлежностью, но и культурой, традициями и языком.
Чем отличаются Памирцы от Таджиков все ответы тут
Граница, которая разделила памирские народы между Таджикистаном и Афганистаном. Метод главных компонент показал, что таджики отличались от памирских популяций, благодаря, вероятно, более высокому вкладу, связанному с неолитическим населением Анатолии. Памирцы используют памирский диалект, который отличается от более широко распространенного таджикского языка. Текст научной работы на тему ««Памирская» идентификация и проблема интеграции памирских этносов в Таджикистане».
Почему памирцы живут у невесты
Вы всегда можете отключить рекламу. According to the results of the analysis of the sociological research in the Pamir region a significant increase of interest from representatives of these ethnic communities to preserve their national identity is revealed. Special attention is paid to the situation of ethnic self-identification among the youth. Also there is observed that the complex of distinctive features characteristic of small ethnic groups of Tajikistan, due to objective reasons, hinders their full integration in Tajik society and contributes to the growth of misunderstanding in the relations between Tajiks and small Nations living on the territory of Tajikistan. Other factors that may have a diverse character and how to facilitate the integration of the Pamir ethnic groups in Tajik society and to influence its disintegration are identified. According to the results of the analysis of ethnic identity of small ethnic groups in the Pamir region activities that will help to reduce the prevalence of nationalistic and chauvinistic sentiments among the population of the Pamirs and in particular among youth and adolescents are offered. Назархудоева Московский государственный институт культуры В статье рассматривается специфика положения малых этнических общностей Памира на территории Республики Таджикистан в современных условиях. Особое внимание в статье уделено этнической самоидентификации молодёжи. Отмечено также, что комплекс отличительных черт, свойственных малым народам Таджикистана, в силу объективных причин затрудняет их полномасштабную интеграцию в таджикское общество и способствует нарастанию непонимания во взаимоотношениях между таджиками и малыми народами, проживающими на территории Таджикистана. Выявлены и другие факторы, которые могут иметь разнонаправленный характер и как способствовать интеграции памирских этнических групп в таджикское общество, так и влиять на его дезинтеграцию. По итогам анализа ситуации с этнической самоидентификацией малых этносов в Памирском регионе предлагаются мероприятия, проведение которых будет способствовать снижению распространённости националистических и шовинистических настроений среди населения Памира, особенно среди молодёжи и подростков.
Ключевые слова: культура, малые народы, таджики, традиции, этническая идентификация, этническая общность. In this article the specificity of the situation of small ethnic communities of the Pamirs in the territory of the Republic of Tajikistan in modern conditions is considered. Keywords: culture, ethnic minorities, the Tajiks, traditions, ethnic identification, ethnic community. Для цитирования: Назархудоева Д. В современной науке понятие этнической идентификации используется для обозначения устойчивых характеристик личности, посредством которых индивид фиксирует своё членство в конкретной этнической общности. Более точная характеристика этнической идентификации предполагает ещё и учёт таких параметров, которые обозначают уровень связи личности с этой общностью и отграничивают личность от иного социального окружения. Значимость этнической идентификации для малых народов в условиях глобализации постоянно возрастает, поскольку растёт риск утраты ими национальной самобытности. Всё сказанное в полной мере может быть отнесено к малым народам — этническим группам Памира, среди которых шугнанцы, рушанцы, бад-жувцы, ишкашимцы, ваханцы и т. Следует отметить, что этнические сообщества Памира отличаются от «классических» таджиков с точки зрения религии, языка и этнической принадлежности. Подавляющее большинство па- мирских сообществ являются мусульманами-шиитами исмаилитами, тогда как большинство таджиков — мусульмане-сунниты [5, с.
Но впоследствии на смену таким мини-общинам пришли обычные моногамные семьи. Интересны свадебные традиции памирцев. Свадьба состоит из нескольких обрядов. Один из них — «пицпатчид» — церемония открытия лица невесты. Невесте закрывают лицо несколькими платками: от семи и больше. Когда она приходит в дом жениха с закрытым лицом, платок ей поднимает близкий друг жениха с помощью веточки от плодового дерева и лука без стрелы. Лук в обряде является предметом, который отгоняет злых духов и недругов, а веточка — это символ плодородия. Поднимая платок, друг жениха произносит: «Три отца, три матери, три ребенка». Эта церемония закрепляет за ним особый статус: теперь он названый отец девушки.
У памирской женщины три пары родителей: родные отец и мать, свекор и свекровь и друг мужа с супругой. Именно семья друзей должна будет поддерживать женщину в трудных ситуациях. Национальная кухня Кухня народов Памира проста. Основной продукт питания — пшеница. Ее перемалывают на крупу, из которой готовят каши и муку для лапши, клецок, лепешек. В рационе также присутствуют овощи, бобовые, свежие фрукты, сухофрукты, грецкие орехи. Мяса памирцы едят мало.
А им по 10 лет только! Я вот думаю, что мне свою дочку надо ограждать от таких разговоров. Памирка, сотрудница международной организации Опрошенные нами памирцы поддерживают усилия правительства Таджикистана по противодействию радикальному исламу, считая его угрозой для мирного сосущество- вания религиозных групп в Таджикистане и конкретно для собственной безопасности. После войны и кризисов у нас образовались целые поколения необразованных люмпенов, и этот вакуум необразованности стал заполняться религиозными идеологиями, особенно с салафитским влиянием. Наши ре- спонденты высоко ценят то, что власти Таджикистана разрешили строительство Исмаи- литского центра в Душанбе и не противодействуют его просветительской деятельности. Наконец, еще один аспект стереотипно негативного восприятия памирцев в Таджи- кистане связан с событиями недавней истории страны: гражданской войной 1992-1997 гг. Определенная часть памирцев же восприняла события в Хороге как попытку этнической чистки, агрессию в отноше- нии народа в целом. Подобные высказывания на официальном уровне не отмечены, но наши респонденты допускают, что выдавливание памирского населения из Таджикистана может быть негласной целью правительства. Плюс патронирование Ага-ха- на. Все это вызывает огромное раздражение властей, и я не удивляюсь, что они хотели бы нас всех послать в миграцию. Только в Москве и Московской области живут, по неофициальным данным, до 40 тыс. Если Россия перекроет границу, тут будет такой же ужасный кризис, как в 90-е. Памирец, сотрудник коммерческой фирмы, житель Москвы Респонденты отмечали, что автономия ГБАО во многом номинальная: местный пар- ламент имеет мало полномочий даже в экономической сфере. Большинство наших ин- формантов считает представительность памирцев в органах власти неадекватной, особо отмечая, что этнических памирцев не допускают к должностям в силовых структурах даже на территории ГБАО. В основ- ном, памирцы если и есть на государственных должностях, то не выше первого заместителя, и это именно те работники, на которых все держится. Нам не доверяют, счи- тают, что мы какие-то сепаратисты, хотя для этого нет вообще никаких ос- нований. Они думают, что если случится форс-мажор, то памирцы могут занять позицию другой стороны. Особенно это обострилось после 2014 года, когда Россия захватила Крым и началась война в Украине. На нашу власть это очень повлия- ло. Памирец, сотрудник коммерческой фирмы, житель Москвы Как угрозу намеренной постепенной ассимиляции воспринимают памирцы отсут- ствие государственной поддержки памирских языков, исключенность памирских язы- ков из системы школьного образования и официальной сферы употребления государ- ственные учреждения, суды, документооборот. Памирец, творческий работник. Академическое из- учение языков и культуры памирских народов происходит только при поддержке част- ного фонда Ага-хана. По- степенно, постепенно переходил на таджикский язык. Букварь шугнанского языка внедряли в школах, но потом перестали. Памирец, предприниматель, житель Душанбе. Памирка, сотрудница международной организации. Тысячелетиями эти языки существуют, кто-нибудь их финансировал? Я знаю, что специалисты этих языков через международные организации получают гранты для развития наречий. О многих грантах правительство даже не знает.
Все они входят в группу восточноиранских языков. Помимо памирцев, представителями восточноиранских этносов были и скифы, которые проживали в свое время на территории Северного Причерноморья и оставили после себя исторические памятники в виде курганов. Религия С конца первого тысячелетия до нашей эры памирские племена находились под влиянием зороастризма и буддизма. Ислам же стал проникать и широко распространяться в массах с одиннадцатого века. Внедрение новой религии было тесно связано с деятельностью Насира Хосрова. Он был известным персидским поэтом, сбежавшим на Памир от преследователей. Исмаилизм оказал большое влияние на духовную жизнь жителей Памира. По религиозному фактору несложно понять, кто такой памирец что за нация, мы рассмотрели выше. Прежде всего, представители этих народов относятся к исмаилитам шиитское направление ислама, которое испытало на себе влияние индуизма и буддизма. Чем же это направление в исламе отличается от традиционного верования? Основные отличия: памирцы молятся дважды в день; верующие не соблюдают пост в Рамадан; женщины не носили и не носят паранджу; мужчины позволяют себе пить самогон из тутовника. Из-за этого многие мусульмане не признают в памирцах правоверных.
Памирцы и таджики: особенности и различия
Это мирные люди, привыкшие к изолированной жизни в горах Памира и Гиндукуша. Бадахшан — так называется историческая область их проживания. Данный этнос состоит из множества народностей, объединенных общим происхождением, обычаями и традициями, религией и историей. Памирцев разделяют на северных и южных. Среди первых наиболее многочисленной национальной группой являются шугнанцы, их насчитывается более 100 тысяч человек. Рушанцев в три раза меньше. Сарыкольцев почти 25 тысяч человек, а язгулямцев причисляют к малочисленным народностям. Основную часть южных памирцев составляют ваханцы, их примерно 70 тысяч человек. А сангличцев, ишкашимцев и мунджанцев намного меньше. Все эти люди относятся к памиро-ферганской субрасе — самой восточной ветви европеоидной расы. Среди памирцев много светлых и голубоглазых людей.
У них продолговатые лица с прямыми носами и большими глазами. Если и встречаются брюнеты, то со светлой кожей. Антропологи считают, что к представителям памиро-ферганской субрасы ближе всего жители европейских Альп и Средиземноморья. Жители Бадахшана говорят на языках восточно-иранской группы индоевропейской семьи. Впрочем, для межнационального общения они используют таджикский язык, на нем же ведется обучение в школах. В Пакистане памирские языки постепенно вытесняет официальный урду, а Китае — уйгурский. Будучи представителями ираноязычных народов, еще в I тысячелетии до нашей эры памирцы являлись приверженцами зороастризма. Затем вместе с торговыми караванами из Китая на высокогорье распространился буддизм.
И теперь большая часть из них шииты-исмаилиты, в отличие от таджиков, которые перешли в суннизм. Язгулямцы На их горной родине до сих пор преобладает отгонное скотоводство, земледелие невозможно или используется периодически. Памирцы состоят, по крайней мере, из пары десятков бОльших и меньших народов. Крупнейшими из них являются шугнанцы и ваханцы — численность каждого из этих этносов превышает 100 тысяч человек. На третьем месте находятся сарыкольцы, их около 50-ти тысяч, но основная часть живет не в Таджикистане, а в Китае. Остальные народы исчисляются не в десятках тысяч, а в тысячах, а некоторые — даже в сотнях человек. Памирцы отличаются от таджиков в плане внешности, они более светлые, и являются приверженцами иного направления исламской веры. Как малые народы, они намного сильнее сплочены. Исторически это были стойкие люди с сильной воинственной культурой — их главным занятием веками было сопровождение и защита купеческих караванов и набеги на них. В настоящее время многие памирцы занимаются перевозкой достижений сельского хозяйства Афганистана, которые запрещены во всех странах мира. Поскольку в советское время часть из них была в добровольно-принудительном порядке переселена на равнину, много памирцев сегодня проживают в других регионах страны. Ну и некоторые получали образование или находили работу в столице, и навсегда остались там.
Центральные власти усиливают давление на нее с помощью административных рычагов, прежде всего через назначение главы области, руководителя силовых структур. Население хочет ту степень автономности, которая предоставлена Конституцией Таджикистана. Это выливается в те или иные столкновения. Это привело к тому, что центральная власть зачем-то стала применять силу для разгона митингующих, к сожалению, есть погибшие, — сообщил специалист. По его словам, выступления местного населения в защиту прав и свобод в Таджикистане происходят регулярно, особенно в Горно-Бадахшанской автономной области. Выступления за соблюдение уровня автономности проходят регулярно. С точки зрения населения там нет ничего нового, но с точки зрения властей — есть. Последовавшая реакция со стороны правительства была, безусловно, жесткая, давно не было такого, чтобы было целенаправленно отдано распоряжение стрелять по населению, — добавил политолог. Бурнашев полагает, что существует несколько сценариев развития ситуации. Вполне возможно, что протесты могут пойти на спад — это оптимальный сценарий для Душанбе. Другой сценарий может быть связан с тем, что степень недовольства будет сохраняться и население так же, как и раньше, будет выходить с требованиями, чтобы голос был услышан, но это всё же вариант стабилизации. Есть вариант худший для Душанбе, он связан с внешним влиянием на Горный Бадахшан.
И вскоре все вспомнили свои традиции и свою преданность этому течению ислама. Также у меня есть доклад на тему «Кто такие этнические мусульмане». Суть учения шиитов-исмаилитов По сути как мне показалось , обычные шииты шииты-двунадесятники по своим обрядам и традициям находятся примерно между суннитами и шиитами-исмаилитами. Шииты сохраняют преданность имаму Али, брату Мохаммеда, хотя, и сильно почитают всех его потомков например, в шиитском Иране очень много имамзаде — таких очень красивых и больших гробниц, где покоится прах потомков Али — первого шиитского имама. А исмаилиты преданны прямым потомкам Али. Перед смертью Али назначил преемника из числа своих сыновей или внуков, тот преемник — следующего. И так далее, до наших дней. Может быть назначен и внук, если, например, сына нет. Ага Хан Четвёртый Таким вот образом и последний имам исмаилитов зашёл на сей пост. Он внук Ага Хана Третьего. Он, как и другие его предшественники, обладает некоторой связью с Аллахом Аллах ему порой диктует нужные слова. Как обладал связью их предок Мохаммед, основатель ислама. В каждом фактически доме памирцев есть портрет Ага Хана. Для них он почти как бог ну или как говорят памирцы, пророк, имеющий связь с Аллахом. Все его слова имеют почти священное значение. Все слова несут полезную суть, и памирцы следуют им. Вообще, Ага-хан от персидского языка — «господин» и «хан» — это наследственный титул главы религиозной общины исмаилитов-низаритов низариты — это самый распространённый вид шиитов-исмаилитов. То есть, Ага Ханом зовут того, кто нынче является главой. За последние 20 лет как существует независимая страна Таджикистан Ага Хан приезжал сюда в Памир 3 раза… Даёт проповеди, лекции в главных райцентрах Памира. И стекается туда почти весь окрестный люд из селений за 50-100 км. Буквально на 3-4 часа. Дальше Ага Хан едет в другой райцентр. Фонд Ага Хана и его помощь людям Ага Хан Четвёртый является мультимиллионером, владея несколькими видами бизнеса. В 1967 году он основал «Фонд Ага Хана», из которого черпаются средства на финансирование разных благотворительных проектов. Во время войны в Таджикистане все дороги на Памир с западной стороны были отрезаны и заблокированы. Продовольствия и товаров оттуда не могло поступать. Одним только своим скудным продовольствием со своих небогатых огородов, ибо, осадков мало и вообще прохладно не очень интересно питаться. Фонд Ага Хана помогал своим единоверцам да и не только им через дорогу Ош-Мургаб восточный Памир , откуда и мы с Дарой поочерёдности зашли в Памир. Таким образом, население было обеспечено продукцией. Причём, бесплатно для местных жителей это всё было. Ныне же Фонд Ага Хана помогает другим странам, кои оказались в какой-то беде — например, после стихийного бедствия.