В деревне Моногарово в Зарайске завершилась реставрация объекта культурного наследия федерального значения «Духосошественская церковь, связанная с семьей Достоевских.
День памяти Фёдора Достоевского: 140 лет назад ушел из жизни великий русский писатель
Похоронная колесница, покрытая малиновым бархатом и украшенная страусовыми перьями, ехала пустая. Известный современный достоевсковед Игорь Волгин приводит более скромную цифру в тридцать тысяч провожавших, однако он же напоминает слова известного критика Николая Страхова: «Можно смело сказать, что до того времени никогда ещё не бывало на Руси таких похорон» - «СГ». Огромная гирлянда из живых цветов окружала группу близких покойному людей и литераторов. Перед гробом несли множество венков, в том числе очень большие из живых роз и камелий — от города Петербурга.
Венок студентов университета был перевит белыми лентами, на которых напечатаны названия главнейших произведений покойного писателя: «Записки из Мёртвого дома», «Униженные и оскорблённые», «Братья Карамазовы» и др. Перед университетским венком шёл ректор Петербургского университета — друг молодости Ф. Достоевского профессор А.
Бекетов дед будущего поэта А. Блока — «СГ». На венке от города Москвы была надпись: «Из сердца России — великому учителю».
Венок от актёров несли Н. Сазонов и М. Присутствовавшая на похоронах писательница Е.
Леткова-Султанова вспоминала: «Одну минуту на Владимирской площади произошёл какой-то переполох. Прискакали жандармы, кого-то окружили, что-то отобрали. Молодёжь сейчас же потушила этот шум и безмолвно отдала арестантские кандалы, которые хотела нести за Достоевским и тем отдать ему долг как пострадавшему за политические убеждения».
В четвёртом часу процессия дошла до ворот Александро-Невской лавры, и в ворота были впущены только лица, несшие венки, и представители разных учреждений. Народоволец И. Попов, бывший среди них, рассказывал: «В церковь Святого Духа, где отпевали Достоевского, попасть было невозможно.
У могилы также были толпы; памятники, деревья, каменная ограда, отделяющая старое кладбище — всё было усеяно пришедшими отдать последний долг писателю. Григорович просил студентов очистить путь к могиле и место около неё. Мы с трудом это сделали и выстроили венки и хоругви шпалерами по обеим сторонам прохода.
Служба и отпевание продолжались очень долго.
Это событие стало одним из первых мероприятий, приуроченных к двухсотлетнему юбилею со дня рождения великого писателя. В церемонии открытия отреставрированного памятника принял участие глава города Александр Беглов. Работы по обновлению монумента организовал комитет по культуре Петербурга.
Таким образом, останки М. Достоевской в 2012 году упокоились в зарайском соборе, а надгробный памятник в 2017-м восстанавливается на уничтоженном в 1930-е годы московском кладбище. Насколько можно понять из публикаций последних лет на эту тему, в среде «достоевсковедов» сформировались две инициативных группы: одни настаивают на перезахоронении останков М. Достоевской на первоначальном месте, другие — на воссоздании семейного некрополя в Моногарове близ имения Достоевских в Даровом. Как утверждается, череп матери Достоевского, отправленный Михаилу Герасимову для «скульптурной реконструкции», «по непонятным причинам потом затерялся», а другие останки почти 80 лет «хранились в шкафу Музея и НИИ антропологии МГУ».
Профессор коломенского Государственного социально-гуманитарного университета Владимир Викторович так рассказывал о предыстории церемонии в Зарайске: «С невероятными усилиями, так как речь шла о «единице хранения» музейщики знают, насколько трудно, а подчас невозможно изъять и передать кому-либо такую «единицу» , удалось убедить руководство Музея антропологии передать останки для захоронения. Процедура была долгой, посредником выступил Коломенский университет. Было получено благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. В акте передачи так и указано: для последующего захоронения на погосте Свято-Духовского храма в Моногарове. Это официальный документ, который никто не отменял». Краевед Сергей Тюляков, со своей стороны, напоминает о «протоколе эксгумации останков М. Ф Достоевской. В нём есть схема, по которой легко можно найти место этого погребения на современной церковной территории бывшего московского Лазаревского кладбища. Кстати, после эксгумации гроб с частью мелких останков, а это коленные чашки, фаланги пальцев, некоторые тонкие кости - вновь закопали в землю.
Вывод: малая часть останков осталась в земле. Это место в 40 шагах от храма». Фото: Государственный литературный музей, Московская епархия.
Государь пожаловал вдове пенсию — 2000 рублей ежегодно. Всеволод Соловьев замечает: «Подобного никогда не бывало — ведь Достоевский нигде не служил и был прощеным каторжником! Такого огромного стечения народа не могли ожидать даже самые горячие поклонники писателя. Можно смело сказать, что до того времени никогда еще не бывало на Руси таких похорон... Это явление всех поразило». Много было молодежи, в том числе радикально настроенной, той, которую писатель при жизни резко критиковал. Страхов пишет: «Проповедник любви и прощения сделался им дорог потому, что он, жарко нападая на их заблуждения, жалел самих заблуждающихся, умел понимать их и указывать им выход на другую дорогу». И казалось, что видишь прославление народного гения». Митрополит Петербургский через несколько дней рассказывал вдове: «Вечером я отправился в церковь, чтобы поклониться праху Достоевского. Монахи задержали меня у дверей и сказали, что в церкви, которую я считал пустой, полно людей. Сверху я наблюдал за студентами, не видимый ими. Они молились, стоя на коленях, с плачем и рыданиями. Монахи хотели читать у гроба псалмы, но студенты взяли у них псалтырь и по очереди читали псалмы. Никогда я еще не слышал подобного чтения псалмов! Студенты читали их дрожащим от волнения голосом, вкладывая душу в каждое слово. И мне еще говорят, что эти молодые люди атеисты и презирают нашу церковь. Какой же магической силой обладал Достоевский, чтобы так вновь обратить их к Богу? Он был похоронен в Александро-Невской Лавре. Трудно переоценить значение Достоевского. Он — недосягаемая вершина в русской и мировой литературе. На все основные вопросы, которые стояли перед Россией в то время, он дал исчерпывающие ответы.
В московском храме восстановили памятник на могиле матери Достоевского
К годовщине ухода: смерть и похороны Достоевского | Некоторым участникам похоронной процессии запомнилось, что в день похорон Достоевского была хорошая тёплая погода, не было ветра и сырости. |
Александр Беглов возложил цветы на могилу Достоевского | В заключение добавлю, что Федор Достоевский – это самый петербургский писатель, поэтому чествование, обращение к его памяти у отреставрированного надгробия. |
Кладбищенский детектив | История посмертного портрета Ф.М. Достоевского и его похорон. 9 февраля 1881 года преставился ко Господу Федор Михайлович Достоевский. |
Реставрация церкви и кладбища с захоронением отца Достоевского завершилась в Подмосковье | 360° | У могилы Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге совершена лития по случаю 200-летия со дня рождения писателя. |
Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского | Как сегодня выглядит могила Великого русского писателя. |
Г. Я. Галаган Кончина и похороны Ф. М. Достоевског
С нею рядом -- дети, затем мы с Сашею и другие родные. Не буду описывать Вам шествия -- оно известно Вам из письма Миши и из газет; в "Новом времени" это все подробно и слезно описано. Здесь была отслужена лития, по окончанию которой мы с Анной Григорьевной сели на скамейку и рассматривали, как развешивали венки. Некоторые из них были великолепны. Когда толпа в церкви немного поредела, мы вышли из церкви и зашли посмотреть могилу. Она была между памятниками Жуковского и Карамзина. Затем мы усадили Анну Григорьевну в карету, Саша отправился к себе, а мы с Мишею домой. Вечером Миша ходил за билетами для всей группы в квартиру покойного дяди и затем развез эти билеты по назначению;13 возвратился в 1-м часу ночи. Саша тоже в этот вечер ездил развозить билеты. В воскресенье мы выехали из дома очень рано, потому что Мише, как распорядителю, надо было быть в церкви пораньше. Церковь была великолепно украшена венками, которые шпалерами держали депутаты; за ними стояла публика, и перед венками у гроба было оставлено место для родных.
Я стояла рядом с Анною Григорьевною, и Лиля была на моем попечении. По окончании панихиды Янышев сказал речь,14 и затем гроб понесли. Саша был в числе несущих, Миша взял Анну Григорьевну под руку, но не успели мы еще выйти из церкви, как масса народа сдушила нас и разделила всех; детей -- Лилю15 и Федю16 -- кто-то взял на руки, а Анну Григорьевну какими-то судьбами увлекли с толпой -- она была почти в бессознательном состоянии; беспорядок этот произошел оттого, что монахи пустили много народа без билетов, вследствие этого почти все родные -- кроме Анны Григорьевны, детей и Саши -- не попали к могиле. В том числе была и я. Меня течением толпы увлекло от Миши, и уже долго спустя мы нашли друг друга; так как я стояла близ ограды, то слышала некоторые из речей,17 но ничего не видела; что мне очень не понравилось -- так это то, что после каждой речи аплодировали. В толпе я видела Александру Михайловну и тетушку Варвару Михайловну,18 но не могла говорить с ними. Когда гроб опустили в землю и речи окончились, толпа опять хлынула из-за ограды с криками: "Дайте пройти семье Федора Михайловича! Саша отправился домой отдохнуть, я тоже, а Миша поехал за Андреевым, чтобы вместе ехать к Менделееву, как это было условлено. Только около 6-ти часов Миша был дома и мы сели за обед. Вечером мы легли спать очень рано.
Сегодня с утра встали свежими и бодрыми. Я приписала несколько строк в письме, которое написал Вам Миша, и отправилась на Петербургскую к Александре Михайловне, чтобы захватить дома тетушку Варвару Михайловну и взять ее к нам. Прислуга сказал мне, что она дома, но когда я взошла в комнату, ко мне вышла Александра Михайловна и встретила очень любезно; тут же была и тетушка Вера Михайловна. Тетушка Варвара Михайловна ушла уже к Анне Григорьевне. Я очень сожалела, что не застала ее, уж очень хочется ее видеть. Я передала ей наш адрес. Возвратилась я домой около 4-х часов; затем пришел Саша и мы вместе обедали; темою разговора служило печальное событие. На днях я думаю побывать у Анны Григорьевны... Только было хотела запечатать это письмо, дорогие папа и мама, как пришла тетушка Варвара Михайловна, она посидела у меня с часок, закусила, напилась чаю и поехала прямо на железную дорогу. Я очень рада, что она побывала у нас.
Она такая милая и симпатичная. Она просила кланяться Вам. Теперь до свидания, дорогие папа и мама, целую Вас крепко. Завтра рассчитываю получить письмо от Вас. Обнимаю Вас, Ваша Женни. Леоновой очередь чтения была за Д. Смерть Ф. Достоевского, его сверстника, однокашника, товарища по учению и друга, жестоко поразила Дмитрия Васильевича. Взволнованным голосом, сквозь слезы, просил он публику отнестись снисходительно к его чтению, на котором не могло не отразиться тяжелое событие. Он мастерски прочел отрывки из "Цыган" и, окончив их, заявил, что друзья и почитатели покойного Ф.
Достоевского, открыв между собой частную подписку на сооружение памятника над его могилой, пожелали доставить и публике возможность почтить память покойного участием в этом деле. Публика отозвалась на это сочувственно, и в течение двух антрактов было собрано 308 руб. Аверкиева см. Раздраженный отзыв о ней Достоевского см. Достоевской от 28--29 мая 1880 г. Достоевская Мария Михайловна 1843--1888 , дочь M. Достоевского, и ее муж Владимир Константинович 1853--1899. Речь Янышева опубликована в "Церковном вестнике" 1881, No 6, 7 февраля. Но я употреблю все усилия, чтобы достать эти номера другими, частными путями, хоть это возьмет, может быть, много времени, и легко может быть, что мне и не удастся достать требуемые номера из всех петербургских газет; но я все-таки постараюсь. Относительно маски дяди Ф.
Из писателей там был только один Аверкиев,4 который, как говорит Анна Григорьевна, им порядком надоел; он сидит у них буквально целые дни, во все мешается и все путает, и между тем все эти дни является очень много книгопродавцев -- скупают "Дневник" и другие романы. Первое издание "Дневника" уже все распродано, и второго издания напечатано уже 4 тысячи. Анна Григорьевна говорила мне, что она в нерешительности -- как поступить с деньгами подписчиков на "Дневник писателя". Воля дяди была, чтобы все эти деньги были возвращены немедленно после его смерти, что она и хотела сделать. Между тем Майков5 и многие другие советуют ей не отсылать денег, а удовлетворить подписчиков, составив для них томик из последних материалов и набросков, которые найдены в бумагах дяди! Кажется, что и Анна Григорьевна склоняется к этому. Мне же кажется, что гораздо лучше бы было возвратить просто подписчикам деньги и исполнить волю дяди. Домой я возвратилась только в 6-м часу... Сегодня 9-й день со дня смерти дяди, и в Александро-Невской лавре была назначена заупокойная обедня и панихида. Я приехала в Лавру вовремя, обедня еще не начиналась.
Выслушав обедню и панихиду, мы все отправились на могилу, где была отслужена лития; я в первый раз видела могилу, она вся покрыта мохом и венками. Мы стояли перед ней довольно долго; по желанию Анны Григорьевны, заранее приглашенный фотограф снял фотографию с могилы. Достоевского и некрологи. Ежедневная публикация материалов, связанных со смертью и похоронами Достоевского, продолжалась до 2 14 февраля включительно в "Новом времени" 1881, No 1768--1772 , "С. Не один, а несколько раз он возвращался к этим деньгам. Когда спустя три часа после смерти Достоевского мы пришли в его квартиру, несчастная вдова его, среди слез и рыданий, вспомнила об этих подписных деньгах и просила нас заявить в газете, что она непременно возвратит их, только не сейчас, не в эти печальные дни, когда она и не может и не вправе даже распоряжаться чем-нибудь из того, что осталось после смерти мужа". Русское общество, конечно, скажет спасибо за подобный сборник" "Новое время", 1881, No 1775, 5 февраля. Крепко целую Вас и благодарю за Ваше последнее письмо, полученное нами вчера. Благодарю Вас также и за выписку из письма Ризенкампфа, которую Вы нам прислали, -- действительно ужасные вещи разоблачаются. Оказывается, что эта болезнь была у дяди и раньше, но зато письмо Ризенкампфа имеет большое значение потому, что сообщает возмутительный факт дурного обращения с дядею в Сибири.
Не знаю, следует ли уж помещать это письмо Ризенкампфа в газетах, даже и при согласии его; не преждевременно ли будет опубликовать подобный факт? Извините меня, голубчик папа, что я осмеливаюсь высказывать Вам свое мнение, но мне так хотелось поделиться своими мыслями с Вами и своими впечатлениями, что я не удержалась, чтобы не высказаться. Теперь же буду продолжать свое описание. Анна Григорьевна высказала свое неудовольствие, что Майков напечатал письмо Яновского, не показав его предварительно ей, она бы тогда посоветовала сделать некоторые выпуски, касающиеся семейной жизни дяди. Она говорит, что дядя всегда говорил, что падучую он получил в Сибири причем Анна Григорьевна тоже верит и сообщению Яновского, что болезнь эта появилась в 47 году, но что дяде, как человеку мнительному, не называли ее , и всегда выставлял причиною болезни свой страстный темперамент, который в течение 4-х лет каторги ни разу не мог быть удовлетворен, вследствие страха быть наказанным розгами. Я бы менее всего ожидала подобного объяснения, но оказывается, что подобное же объяснение дядя дал и M-me Абазе,6 с которою Анна Григорьевна виделась вчера; мне даже сдается, что не от нее ли Анна Григорьевна узнала этот мотив и что сама она не знала даже и этого. Когда я ей дала прочесть Вашу выписку из письма Ризенкампфа, то она даже отвергла факт, что дядя подвергнут был телесному наказанию, по крайней мере она этого не знала. Она меня упросила дать ей эту выписку, чтобы показать ее какому-то Иванову, который тоже был в Сибири в то же время и может подтвердить справедливость этого факта. Вот Вам, дорогой мой папа, описание моего визита к Анне Григорьевне, -- не знаю, будете ли Вы довольны, что отдала выписку из письма Ризенкампфа Анне Григорьевне, но она так просила, что я не сумела отказать; от нее я прошла к художнику Бернштаму, который делает бюст дяди, чтобы справиться относительно маски. Он мне сказал, что маску я могу получить дня через два, и тогда я Вам ее тотчас и вышлю.
Воспоминания о нем Ризенкампфа см. Биография, письма и заметки из записной книжки. Достоевский прислал Рыкачевым выписку из письма Ризенкампфа к нему от 16 февраля 1881 г. Достоевским в "Новом времени" 1881, No 1778, 8 февраля "Письма к издателю" см. Ризенкампф полагал, что Ф. Достоевский заболел эпилепсией в Сибири, после того как был подвергнут телесному наказанию вследствие отказа от исполнения "самых унизительных работ" см. Воспоминания Яновского о Достоевском см. Майков опубликовал под заглавием "Болезнь Ф. Достоевского" в "Новом времени" 1881, No 1793, 24 февраля письмо к нему Яновского от 17 февраля 1881 г. Поводом для письма Яновского явилась публикация А.
Достоевским "Письма к издателю" "Новое время", 1881, No 1778, 8 февраля. Здесь А. Суворин -- автор статьи "О покойном" Новое время, 1881, No 1771, 1 февраля -- обвинялся в ошибочном указании времени начала заболевания Ф.
На надгробии высечены любимые Достоевским слова из Евангелия от Иоанна о пшеничном зерне, которое если падши в землю не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода. Вот уже двести лет мы будем отмечать со дня его рождения, а его труды, его произведения, его творчество, его слово остаются для нас важными и актуальными и по сей день и, я думаю, что будут еще долго оставаться [таковыми]. Достоевский - петербургский писатель, и поэтому то, что у нас в Петербурге так начинается чествование Достоевского, обращение к его памяти именно у его памятника, это очень важно и очень достойно", - сказала на церемонии директор Музея Достоевского в Санкт-Петербурге Наталья Ашимбаева. Цветы на могилу писателя возложил губернатор города Александр Беглов. Реставрацию надгробного памятника Достоевского и ремонтные работы на месте его захоронения осуществил Благотворительный фонд им. Грачьи Погосяна при содействии комитета по культуре Санкт-Петербурга.
Вообще с могилами родственников и близких писателя Достоевского в советские годы происходило что-то странное. Были утрачены захоронения родителей, обоих сыновей, первой жены, двух братьев, а также всех четырех сестер, внука, тети и других. А в зарубежной Европе могилы его обеих дочерей и второй жены его сына сохранились.
Они под патронатом местных властей. Трагична судьба останков Марии Федоровны Достоевской — матери писателя. После извлечения их из могилы при ликвидации кладбища они бесследно исчезают.
Сохранился лишь могильный памятник. На нем выбита надпись-эпитафия из Н. Карамзина: «Покойся, милый прах, до радостного утра».
Памятник хранится в подвале Московского музея Ф. Потом ее череп отправили известному антропологу Михаилу Герасимову. Надо сказать, что Герасимову в то время регулярно присылали из Москвы, а он проживал в Ленинграде, посылки с черепами людей, в основном фигурантов уголовных дел.
Их контрольные прижизненные фото хранились в следственных органах. Настала очередь и черепа матери великого писателя! Утраченная могила Ф.
Достоевского на переднем плане. Снимок не позже 1940-х годов. Фото из архива автора Ученики М.
Герасимова с восторгом вспоминают об этой работе. По их оценке, «прижизненный и живописный портрет Марии Достоевской был манерным и частично отходил от натуры». Правда, у художников иная оценка.
Написанный с живой натуры, портрет воплощал, по их мнению, более точно ее внешний облик. Какие же аргументы у учеников Герасимова? Читаем: «Когда же сравнили работу Герасимова с портретом дочери М.
Достоевской, нарисованной в середине прошлого века в более реалистической манере, и то обнаружили его несомненное сходство со скульптурным портретом матери. Вот как портрет, написанный с натуры, оказался менее похожим на оригинал, чем скульптурный портрет, сделанный только по черепу спустя сто лет после смерти». И разве можно спокойно читать это: «Череп был фрагментирован, отсутствовала затылочная часть, разрушено основание черепа вероятно, при неосторожном изъятии из могилы.
Михаил Александрович Александров: …Вокруг праха писателя произошло необычайное движение образованного русского общества, во главе которого стал тогдашний министр внутренних дел граф М. Лорис-Меликов, по представлению которого ныне в Бозе почивающий император Александр Николаевич поспешил, между прочим, утешить осиротевшую семью прославившего свое отечество писателя, лишившуюся своего кормильца, обеспечением материального существования ее чрез назначение ей пожизненной пенсии из государственных средств. Великие князья, министры и масса иных высокопоставленных лиц приезжали поклониться праху мыслителя, много пострадавшего в своей жизни, и тут, возле его гроба, смешивались с разношерстною толпою еще, конечно, более многочисленных простых смертных почитателей его… Провинция принимала участие в выражении соболезнования к большой утрате присылкою множества телеграмм. Никогда Кузнечный переулок, где находилась квартира почившего, не видал у себя столь блестящих съездов и вообще такого многолюдства, как в эти дни! Квартира эта сделалась общественным достоянием и с утра и до поздней ночи не затворялась… Небольшая плеяда наших лучших писателей составила из себя комитет распорядителей похорон, с Д. Григоровичем во главе, который и принял на себя все хлопоты по этому предмету, освободив от них расстроенную вдову покойного. На другой день появилось второе издание его, с траурною рамкою вокруг первой страницы.
Все почитатели Федора Михайловича, приходившие поклониться его праху, получали на память листки среднего книжного формата, на которых, в густой траурной рамке, воспроизведено было литографиею факсимиле писателя: «Федор Достоевский». Из дневника Ильи Федоровича Тюменева: 31 января, суббота. Часов в 10 утра подъехали мы… ко Владимирской церкви и принуждены были оставить извозчика: весь Кузнечный и даже часть Владимирской площади были покрыты народом. По Кузнечному стройными линиями стояли уже десятка два или три венков, вплоть до Самого дома, где находилась квартира Федора Михайловича. У одного венка густою толпою стояли гимназисты. Соловьев рассказывал, что ученики их первой гимназии, несмотря на запрещение директора, собрали деньги на венок и старшие из них ушли тайком из гимназии, чтобы участвовать в процессии. Другой венок окружали ученики реального училища.
Тут же неподалеку был венок от Бестужевских курсов, окруженный дамами и девицами. Далее в глубину, по направлению к дому, находился венок от Общества выставок, около которого о чем-то хлопотал И. Крамской, тут же был Лемох и другие художники. За ними стоял венок от артистов русской оперы, и подле него виднелась длинная фигура В. Васильева 1-го, рассуждавшего о чем-то с Морозовым и Мельниковым потом рассказывали, будто бы Мельников получил от Кистера выговор, что пошел на вынос без разрешения: он мог там простудиться, осипнуть, заболеть и нарушить репертуар. За оперным стоял венок от русской драматической труппы. Здесь мы увидели Бродникова, Сазонова, Петипа и др.
Тут же стоял Каразин с венком от Клуба художников, уже дышавшего на ладан и существовавшего чуть ли не в лице одного Николая Николаевича, который, кажется, перевез к себе и всю движимость Клуба за неимением средств платить Павловой за помещение, — остальные члены разбрелись «розно»… С шумом и громким говором прибыли студенты университета, неся свой громадный венок, украшенный пальмовыми ветвями наподобие лиры, и стали впереди нас. Они оканчивали 4-ю группу по церемониалу, мы начинали 5-ю. Распорядителем у них был любимый ими профессор Орест Федорович Миллер. Из толпы студентов выделился хор и занял место в цепи, составленной нами и студентами; хор стал позади своего венка, к нему присоединилось человек двадцать наших певцов… Между тем публика все прибывала. Часы показывали уже четверть двенадцатого. В глубине от дома послышалось пение: гроб вынесли из квартиры. На колокольне Владимирской церкви загудел колокол, и почти вслед за первым ударом рядом с нами раздалось торжественное «Святый Боже»: пел университетский хор, подкрепленный десятками голосов из окружающей, движущейся толпы.
При первых звуках молитвы головы всех обнажились. Медленные печальные звуки «Святый Боже» так сильно хватали за душу, что у многих из нас к горлу подступили слезы… Хотя пение не умолкало до самой Лавры, но того потрясающего впечатления оно уже не производило. По мере движения и шапки при новом запевании «Святый Боже» стали сниматься все туже и туже, а в самой цепи на Невском стали и покуривать как будто нельзя было отходить на это время к панели. Вскоре и сами певцы перестали во время пения снимать шапки, и, в конце концов, молитва в шапках, под гул и разговоры окружавшей толпы, над которой носились облачка папиросного дыма, обратилась в какую-то холодную формальность, занимавшую разве одного только дирижера, который почему-то именно теперь яро размахивал руками, пятясь задом во время пения. Словом, теперь впечатление куда-то расплылось и точно испарилось, но первого момента «Святый Боже» на Кузнечном я не забуду никогда. В тот момент все действительно как-то ощутили веяние Божества, и верующие, и неверующие, это чувствовалось всеми, а чувство подчас является тоньше и прозорливее самого зрения глазами. У Владимирской церкви была отслужена лития, процессия на некоторое время остановилась.
Я в это время встал в цепь вместе с двумя другими нашими учениками и все время до Лавры шел уже боком, держась за руки с соседями. Вокруг самого гроба род цепи составляли гирлянды из еловых ветвей, которую несли на палках, как один громадный венок, окружавший и гроб, и провожающих. День выдался исключительно теплый, точно по заказу для проводов Федора Михайловича. На другой же день настал опять мороз и задул ветер; ранее такого тепла также не было. Невский был буквально запружен народом. Экипажи могли двигаться только на узком пространстве для двух рядов, остальная часть проспекта была занята процессией и толпами народа, сплошною стеною стоявшего по сторонам… Процессия растянулась на огромное расстояние и походила на какое-то триумфальное шествие: гроб только что выносили на Невский, а первые венки подходили уже к Знаменью. Тротуары, окна, балконы были покрыты зрителями.
На остановленных вагонах конки вверху происходила форменная давка. Во время движения процессии к ней присоединились еще два венка из Москвы от студентов Московского университета и от Катковского лицея. Венок от русской драматической труппы несла вместе с Сазоновым М. Савина, и эта дань уважения к покойному пришлась многим по сердцу. Молодежь вела себя безукоризненно, вполне покойно и прилично если не считать курения, но в нем повинны и артисты, и многие из публики. У Знаменья была отслужена новая лития.
Десятки людей собрались у могилы Достоевского, где отслужили литию
Достоевского 438 3 июля возложили цветы на могилу Ф. Достоевского В рамках торжеств в городе на Неве состоялось возложение цветов к памятнику на могиле Ф. Достоевского в Некрополе Мастеров Искусств.
Церемония началась с панихиды по усопшему, так как Федор Михайлович Достоевский был глубоко верующим человеком. Службу провел священник Александр Прокофьев — служитель Собора Владимирской иконы Божией матери, прихожанином которого в свое время был Достоевский. Хочу выразить благодарность Александру Дмитриевичу Беглову, Константину Эдуардовичу Сухенко и руководству музея городской скульптуры в лице Владимира Николаевича Тимофеева, что поддержали нашу инициативу и оказали содействие. Мне, как верующему человеку, особенно приятно, что христиане, и я уверен — представители других конфессий, — высоко ценят творчество Достоевского. И, конечно, как житель Петербурга, я радуюсь, что великий писатель покоится именно в нашем городе и его имя золотыми буквами вписано в мировую историю». Возложить цветы на могилу великого писателя приехал губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, глава администрации Максим Мейксин, председатель городского Комитета по культуре Константин Сухенко, а также руководство Государственного музея городской скульптуры и Литературно-мемориального музея Ф.
В 1830-х годах оно принадлежало отцу Федора Достоевского. Там писатель провел свое детство и возвращался в зрелые годы. Реклама В 1821 году церковь в деревне переделали. В здании перестроили оконные и дверные проемы, с северной и южной сторон к четверику пристроили каменные колонные портики с треугольными фронтонами, на четверике установили новый глухой барабан.
Художник В. Порфирьев, 1881 Критик Николай Страхов говорил, что похороны Достоевского были масштабнейшим явлением, и приводил в доказательство следующие цифры: в погребальной процессии, при выносе тела писателя из квартиры в Кузнечном переулке в церковь Сошествия Святого Духа в Александро-Невской лавре, насчитывалось 67 венков. То есть 67 различных учреждений и обществ пожелали почтить память Фёдора Михайловича. Пели 15 хоров певчих, а это значит, что 15 различных организаций и ведомств решили участвовать в похоронах писателя. Удивительно, что всё это обширное шествие образовалось молниеносно, без приготовлений, так как смерть Достоевского стала для всех неожиданностью. Известно также, что во многих церквях и учебных заведениях Петербурга служились панихиды по умершему писателю по собственному желанию преподавателей и духовных лиц. Весь Невский проспект был заполнен народом. Это была величественная картина, процессия растянулась на огромное расстояние, более чем на версту, то есть около полутора километра. Чтобы проводить писателя на кладбище Александро-Невской лавры собралась более чем десятитысячная толпа из разных слоёв общества. Гроб с телом Достоевского всю дорогу несли на плечах почитатели его творчества. Михаил Александров приводит случай о том, как простой люд удивлялся этому грандиозному шествию и интересовался, кого хоронят с такими почестями. Когда же узнали, что это не какой-нибудь генерал или начальник, а писатель, то был сделан такой вывод: — Стало быть, книги хорошие сочинил, — заключал свои расспросы уяснивший наконец себе простолюдин, что такое писатель, сочинитель. Листок с факсимиле Ф. Достоевского, раздававшийся участникам траурной процессии Процессия уже приближалась к Лавре, а толпа все росла. В большинстве учебных заведений отменили занятия: все учащиеся и воспитанники колоннами шли к Невскому и присоединялись к провожающим. Только к двум часам всем удалось дойти до места назначения, поэтому отпевание пришлось отложить на следующий день. Вечером толпа почитателей уменьшилась, чтобы явиться на следующий день на отпевание и погребение.
Александр Беглов возложил цветы на могилу Достоевского
Новости Передачи Телепрограмма Персоны Вопрос-ответ. Митрополит Варсонофий совершил заупокойную литию на могиле Федора Достоевского. Могила Федора Достоевского в Александро-Невской лавре. Несколько десятков людей собрались во второй половине дня 11 ноября у могилы Фёдора Михайловича Достоевского в Некрополе мастеров искусств. Заупокойную литию, приуроченную к 142-й годовщине кончины Федора Достоевского (1821-1881), отслужил 9 февраля у могилы великого писателя на Тихвинском кладбище. 1 февраля 1881 года Ф. М. Достоевский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге[307].
В Петербурге отреставрировали памятник на могиле Федора Достоевского
Cмерть и похороны Достоевского | В пятницу в Петербурге состоялась церемония возложения цветов к могиле Фёдора Достоевского. |
Смоленская газета - К годовщине ухода: смерть и похороны Достоевского | В Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры после реставрации открыли надгробный памятник Федору Достоевскому. |
Александр Беглов возложил цветы на могилу Достоевского — Новости Санкт-Петербурга › | Памятник Федору Михайловичу Достоевскому, является, одним из самых выразительных в Некрополе мастеров искусств, а могила одной из наиболее почитаемых. |
На могилу Достоевского в Петербурге пускали бесплатно лишь «по букетам» (фото)
Памятник Федору Михайловичу Достоевскому, является, одним из самых выразительных в Некрополе мастеров искусств, а могила одной из наиболее почитаемых. После смерти вского за могилой следила его вдова, которая скончалась в 1918 году, а в послереволюционные годы памятник был опрокинут и завален мусором. Могила Фёдора Михайловича Достоевского находится в Санкт-Петербурге на знаменитом Тихвинском кладбище. После смерти Достоевского за могилой следила его вдова, которая скончалась в 1918 году, после революции памятник был опрокинут и завален мусором.
Кладбищенский детектив
13:00 Возложение цветов к могиле Ф. М. Достоевского. Надгробный памятник Достоевскому был установлен в 1883 году. В течение всей своей жизни, всякий раз оказываясь на своей родине, в Москве, великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский неизменно навещал могилу матери на.
В Оптиной пустыни открыли необычный памятник Достоевскому
Кладбище, где похоронен отец Достоевского, отреставрировали в Подмосковье - МК Московская область | 1 февраля 1881 года Ф. М. Достоевский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге[307]. |
В Оптиной пустыни открыли необычный памятник Достоевскому | Поклонники творчества Достоевского возложили цветы к его могиле в Некрополе мастеров искусств. |
В Петербурге возложили цветы на могилу Достоевского — видео | В 12.00 было запланировано возложение цветов на могиле Достоевского. |
Десятки людей собрались у могилы Достоевского, где отслужили литию | а чё не могилу няни пушкина на волковском, который стоит покосившись? это ж могила! сколько бабла то ушло? наверно годовой бюджет вышнего волочка. |
Беглов возложил цветы на могилу Достоевского в честь юбилея писателя | На постаменте надгробия Достоевского, действительно, был вырублен евангельский текст, который послужил эпиграфом к роману «Братья Карамазовы». |
Беглов возложил цветы на могилу Достоевского в честь юбилея писателя
Бесплатно посетить могилу русского писателя Федора Достоевского в Некрополе мастеров искусств в Александро-Невской лавре можно было лишь при наличии букета. 11 марта в храме в честь сошествия Святого Духа в Москве состоится панихида и освящение восстановленного надгробного памятника на могиле матери Федора Достоевского. После смерти Достоевского за могилой следила его вдова, которая скончалась в 1918 году, после революции памятник был опрокинут и завален мусором. Кончина и похороны Ф. М. Достоевского (В письмах Е. А. и М. А. Рыкачевых).