1 февраля под Оренбургом начнутся съемки фильма о Лидии Литвяк, советском летчике-истребителе, самой результативной женщине-пилоте Второй мировой войны. Первый фильм из документального цикла «Был случай на войне» на канале «Россия24» посвятили подвигу лётчика Петра Каштанова. Лидия Литвяк — советский лётчик-истребитель. Биографический, военный, исторический. Режиссер: Андрей Шальопа, Ким Дружинин. В ролях: Полина Чернышова, Петр Рыков, Евгений Ткачук и др. Фильм рассказывает историю легендарной летчицы-истребительницы Лидии Литвяк.
▶️ Она сбила летчика все серии - Мелодрама | Фильмы и сериалы - Русские мелодрамы
Кирилл Бурдихин, исполнительный продюсер: Ночных ласточек мы снимали в Москве, Подмосковье, Ярославле. Причем в Москве у нас были исключительно павильонные съемки, в Ярославле мы нашли необходимые нам реальные живые объекты, которые мы только дорабатывали. А в ближайшем Подмосковье мы построили настоящий военный аэродром времен ВОВ, штаб, деревню. Всю жизнь ласточки проводят в полете, очень редко опускаясь на землю. Ночные же ласточки за одну ночь совершали по 8-10 боевых вылетов. А в редкие часы отдыха помогали советским разведчикам, крепко дружили, влюблялись, строили планы на будущее... Молодые девушки, практически девчонки - их боялась маститая фашистская армия за бесстрашие и профессионализм… Сейчас нам всем, уже несколько поколений живущим в мирное время, невозможно даже и представить, что же должно случиться с миром, со страной, с человеком, чтобы вчерашняя школьница самоотверженно поднялась в воздух практически на картонном самолетике и сбрасывала вниз свой многокилограммовый бомбовый запас. И это невозможно нарочно сыграть. Мы намеренно начали снимать картину зимой - а именно 28 января, ровно год назад. И это были самые жуткие морозы.
Мы не останавливали съемки ни на один день, даже когда отметка термометра опустилась ниже 30 градусов.
С виду хрупким созданиям поначалу приходится нелегко, но со временем они становятся одними из самых сильных и отважных воинов, готовые с радостью пожертвовать своими жизнями для победы. Уважаемые зрители, демонстрация данного сериала осуществляется через плеер правообладателя. Ночные ласточки.
Петрова героически скрывает от окружающих боевую травму и мечтает вновь сесть за штурвал, чтобы отомстить пилоту «Чёрного мессера», виновного в смерти её возлюбленного. Неприятель же мечтает завладеть чудо-самолётом, однако опасность таится ближе, чем кажется.
Катя — вторая строчка. Их полк летал на истребителях Як-1. Прикрывал штурмовики, транспортники и наземные войска. Сражался над Сталинградом, Ростовом и Миус-фронтом. Девушки-летчицы сходились в схватках с немецкими истребителями, бомбардировщиками и самолетами-разведчиками. Возвращались с боевых вылетов с пустыми баками и пробоинами, падали на вражеской территории, горели и садились на «брюхо», спасали друзей, несли невосполнимые потери, получали ранения и снова возвращались в строй… Они победили и стали легендами.
Первого августа 1943 года Лиле Литвяк было неполных 22 года. В тот день её самолёт оторвался от земли в последний раз и остался в небе навечно… Роль Лидии Литвяк исполняет актриса театра Вахтангова Полина Чернышова. У фильма еще нет точной даты выхода. Традиционно, продюсер кинокомпании «28 панфиловцев» Андрей Шальопа собирает средства на фильм при помощи краудфандинга: каждый желающий может поддержать проект финансово. При этом ребята активно рассказывают о съемочном процессе на своем Youtube-канале.
▶️ Она сбила летчика все серии - Мелодрама | Фильмы и сериалы - Русские мелодрамы
Ведь не было же зенитного обстрела. И прожекторы потухли. Тьма над целью озарена только горящим самолетом. И опять зенитки промолчали, но теперь уже идущие следом экипажи поняли, что над целью действуют ночные истребители. Горящий самолет Высоцкой развалился в воздухе. Третий экипаж Роговой постигла та же участь. Литвинова, наблюдавшая за гибелью идущих впереди подруг, с приглушенным мотором снизилась на такую высоту, на которой истребители не рискнули бы атаковать. Это же ввело в замешательство и прожектористов, которые ожидали самолет на иной высоте. Бомбы экипаж сбросил без подсветки САБом. Все же при уходе от цели этот экипаж подвергся мимолетной атаке истребителя, очередь прошила плоскость, но не зажгла.
Так же на низкой высоте, рискуя подорваться на собственных бомбах, отработали экипажи Макаровой - Белик и Чечневой - Клюевой. Экипаж Полуниной вышел на цель на заданной высоте, тут же попал в лучи прожекторов и обратно не вернулся... Четыре экипажа - восемь человек - погибли в ходе этого боевого вылета. Вернувшиеся экипажи командир полка майор Е. Бершанская во второй раз уже не выпустила, так как выжившие девушки были потрясены разыгравшейся трагедией». Ракобольская И. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением — для лётчика и штурмана. До войны на этих машинах лётчики проходили обучение. На самолёте не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолёта.
Не было прицелов, мы создали их сами и назвали ППР проще пареной репы. Количество бомбового груза менялось от 100 до 300 кг.
Как оказалось, построить свой собственный аэропорт оказалось дешевле, проще и точнее нежели искать где-то компромиссный объект. Впереди группу ждут новые экспедиции. У нас будет очень большой блок павильонных съёмок. Мы будем снимать в павильоне все интерьеры и все кадры для комбинированных съёмок, скорее всего на родном «Ленфильме». Всё что можно мы стараемся делать в его стенах: Начиная от проведения проб и репетиций и заканчивая павильонными съёмками» — рассказал Андрей Шальопа. Что касается воздушных боев, съемочная группа активно пользуется магией комбинированных съемок — когда макеты объединяют с живой игрой и компьютерной графикой. Для фильма используются как маленькие макеты, так и полноразмерные модели. Настоящих Яков не сохранилось, и мы можем опираться только на книги, хроники и компьютерные игры.
Насколько это достоверно? Мы пользуемся всем, что есть. Мы знаем примерные скорости самолетов, мы знаем длину виражей.
Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Анна Шевцова говорит: картина о летчице-истребителе — особенная. Все продумано до мельчайших деталей.
Модели самолетов делают своими руками, восстанавливая реальный дизайн, даже фонарики для крыльев отливали специально, чтобы на экране боевые машины было не отличить от настоящих. Я могу сказать, что «Литвяк» включает в себя огромное количество технологий — как старых, так и суперсовременных. Мы пытаемся найти такой баланс. Ну, и сценарий. Особенность этой картины — очень крутая история Анна Шевцова второй режиссер картины «Литвяк» А вот история самого проекта из-за пандемии складывается не без трудностей.
В работе над фильмом о советской летчице участвует режиссер с Ямала
Подборки сериалов про летчиц по жанрам и дате выхода с рецензиями и описанием. В этом фильме речь пойдет о нескольких отважных летчицах, оставивших свой дом и совершивших немало подвигов, осуществляя атаки на немецкие позиции. Причины посмотреть Поклонники военного кино точно оценят решение сериала – здесь очень много оружия, спецзаданий и вообще окопной правды Исполнители главных ролей – Татьяна. Как советские летчицы противостояли асам Люфтваффе? Это была поистине легендарная команда, а фашисты называли летчиц «Ночными ведьмами».
Мнение о Фильме Ночные ласточки
Главный редактор Сушкин Георгий Валерьевич. Ron Hubbard Library» «Библиотека Л. Минина и Д.
Девушки-авиаторы сражаются с противниками не только будучи в составе изначально мужских летных полков, но и организовывают женские подразделения. С виду хрупким созданиям поначалу приходится нелегко, но со временем они становятся одними из самых сильных и отважных воинов, готовые с радостью пожертвовать своими жизнями для победы. Уважаемые зрители, демонстрация данного сериала осуществляется через плеер правообладателя.
Создатели сериала выбирают особый подход к показу событий того времени. Они решают не обращаться к документальным хроникам и не указывают когда и где происходят события. Интересно, что же этим хотели сказать авторы? Быть может, они просто в главных героях олицетворили всех летчиков советского союза? Ведь эти герои отдали свою жизни за победу. Интересной получилась история любви на фронте, а также неплохо показана политическое руководство, которое принимает ответственные резкие решения.
Война и человек, который пытается на ней не просто выжить, но и остаться человеком. Это самая сложнопостановочная картина в фильмографии режиссера Алексея Германа-младшего, над которой он работал больше трех лет. Для интерьеров воссоздавались советские и немецкие полевые аэродромы, интерьеры Эрмитажа во время блокады, Сталинград. Немаловажную часть картины составляют воздушные бои, для которых Герман-младший вместе со своей женой, художником Еленой Окопной использовали ту же технологию съемки, которая создавалась для сериала «Мандалорец». Изначально для их постановки Герман-младший запросил настоящие летающие самолеты типа Як-1Б, которые находятся в Чехии.
Фильм «Расправляя крылья» смотреть онлайн
Новости кино и сериалов. Это была поистине легендарная команда, а фашисты называли летчиц «Ночными ведьмами». В павильонах «Ленфильма» начались съёмки фильма обо всех девушках-лётчицах, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны в целом, и об одной из них. Сериал “Ночные ласточки” был выпущен в 2013 году и рассказывает историю советских летчиц, которые во время Второй мировой войны сражались с врагом на ночных бомбардировщиках.
Фильм о советских лётчицах претендует на главный приз кинофестиваля в Токио
От него же Волохов узнаёт, куда летит их следующий рейс, приводя его и Борисыча в недоумение. Гена, Сергей и Маруся видятся с группой Юли, которые приглашают их на новое выступление. Гена устаёт от постоянных измен жены и уходит из дома, решив на время осесть у Серёги в общежитие. Самолёт с трудом отрывается от полосы и набирает высоту. Внезапно во время полёта одному пассажиру-китайцу становится плохо, но несмотря на оказываемую медицинскую помощь, он умирает. Вскоре умирает ещё несколько. Командир со штурманом ищут аэродром для вынужденной посадки, но в Бишкеке и Алма-Аты - плохая погода, и Борисыч догадывается, что казахи просто динамят эндемичный рейс. Они решают сесть в Оренбурге. Курс изменён, но вдруг Наташа замечает признаки болезни и у Маруси, сообщение о чём вызывает переполох в кабине. Волохов, передав управление Васильеву, прибегает к Марусе, но его дочке становится ещё хуже.
Штурман сообщает, что умер ещё один пассажир. Сергей в спешке сажает самолёт в Оренбурге и их отводят в ангар, где организовали карантин. Там врач сообщает, что у Маруси, которая уже прощается со всеми, оказывается совершенно другая болезнь — банальная аллергия на слоновую грушу , купленную ею на рынке в Китае после двух таблеток ей становится легче, а "мёртвые пассажиры" всего лишь были наркокурьерами о чём прямо в сериале не сообщается и пострадали от разрыва пакетиков с веществами. Позднее Гена, Сергей и Маруся всё же посещают выступление танцовщиц и на выходе из клуба, пересекаются с Волоховым и Наташей. На авиасалоне предполагается показательное выступление русской пилотажной группы в рамках заключения "контракта века" на поставку МиГ-29 с арабами. За тот же контракт борются и французы с "Миражами". Делегация понимает, что французы несут серьёзную угрозу своей агрессивной пиар-компанией и долгими переговорами с арабской делегацией, что следует из наблюдений одного из членов делегации. В качестве выступающих пилотов российской делегации 3 человека: 2 основных и 1 запасной. Основных пилотов пригласили на кофе коллеги-французы — пилоты истребителей «Мираж» — и на следующий день основной состав сваливается с диким отравлением, и им не до полётов.
Запасной пилот тоже вне игры, но по другой причине - тот просто напился, думая, что и так никуда не должен лететь. Его довольно быстро восстанавливают в строй, но есть проблема - был заявлен парный полёт, а других пилотов, пилотировавших МиГ-29, нет. Волохов вспоминает о Сергее, но тот резко высказывает главкому всё, что думает о нём и его сыне и уходит, послав его. Игорь с трудом уговаривает Сергея полететь, "разрешая" ему встречаться с Марусей, и тот соглашается, но всё равно презирает главкома. Решив одну проблему, возникает другая - руководитель полётов напился и просит у всех пистолет, чтобы застрелиться "как советский офицер", но его заменяет Волохов, по представительству Сергея. Во время выступления у истребителя Сергея отказывает один из двигателей. Волохов приказывает ему катапультироваться, но тот рискует и пытается запустить его, не взирая на риск столкновения с поверхностью. От волнения Маруся теряет сознание, но двигатель в последний момент заработал, и программа благополучно продолжилась завершилась. В итоге, Васильев огребает от всех - от напарника по полёту, от Маруси и от Волохова.
Главком дарит Сергею свои часы. Во время визита в метеослужбу аэропорта Бершидский находит в аэропорту мальчика-беспризорника Егора и приводит его в гостиницу. Там его кормят и укладывают спать. Сергей, изучив содержимое рюкзака и укладку вещей в нём, выносит предположение, что мальчик убегает из дома далеко не в первый раз. Волохов решает сообщить о находке в милицию но так, чтобы парня забрали на следующий день. На следующий день Егор решил сбежать, но Бершидский его останавливает. Маруся и Сергей уводят его в город в цирк, а тем временем к Волохову, Наташе и Гене приходят из милиции. Из разговора выясняется, никто из детей не пропадал, а родители у Егора алкоголики, причём окончательно спившиеся, а брат - героиновый наркоман со стажем. Сам Егор же оказывается "беглецом" с огромным стажем, которого однажды поймали в Томске.
Милиция всё забирает Егора и отвозит к родителям, но Бершидский успевает дать ему свой адрес, если у него будут проблемы. Дома у Егора Гена становится свидетелем того, как отец Егора бьёт мальчика, и "намекает", чтобы тот угомонился. Впоследствии экипаж крайне тяжело переживает разрыв с Егором, который уже стал близким для всех членов экипажа. Через несколько недель Егор каким-то образом добрался до Москвы и пришёл домой к Бершидскому. Бездетные штурман и его супруга София решают усыновить Егора, но понимая, что это нереально, Борисыч обращается к Доновичу за содействием. Игорь и Наталья наконец-то объясняются друг другу в любви. Донович приказывает усилить контроль за всеми аэропортами московского авиаузла и докладывать "обо всём интересном". В какой-то момент это даёт свои плоды - ему докладывают о том, что известный радикал был в Шереметьево, но что делал - непонятно. Вскоре на рейс АЭРУС-3340 Москва— Монастир садятся трое людей, двое из которых захватывают самолёт Волохова, угрожая убить Марусю, а третий - собирает "жилет смертника" и угрожает взорвать самолёт.
Волохов вынужден подчиниться и впустить террористов на борт. Почти сразу Доновичу, едва добравшемуся до бумаг по делу Бершидского, докладывают об угоне самолёта с самим Борисычем на борту. Он выезжает в Шереметьево и приказывает командиру "Альфы", который участвовал в эвакуации людей с Ближнего востока, вылетать следом. Ил-86 догоняет Ту-154, принадлежащий ФСБ. Тем временем Донович беседует с Егором и напару с Кудриным, пытаются его успокоить. Попутно с самолёта ФСБ экипажу завуалированно сообщают о настоящей цели террористов - обрушить самолёт на Израиль. Сергей решает "включить дурака" и лётный экипаж обезвреживает одного терориста. Он с Геной сигнализируют Марусе о том, чтобы та отвлекла террористов. План удаётся.
Они решают не обращаться к документальным хроникам и не указывают когда и где происходят события. Интересно, что же этим хотели сказать авторы? Быть может, они просто в главных героях олицетворили всех летчиков советского союза? Ведь эти герои отдали свою жизни за победу. Интересной получилась история любви на фронте, а также неплохо показана политическое руководство, которое принимает ответственные резкие решения. Все очень реалистично.
Фильм о советских летчицах представят на международном форуме 27. Пикирующие бомбардировщики "Пе-2" в полете. Картина режиссера Алексея Германа-младшего вошла в основной конкурс кинофорума.
На фестивале будет показана его новая работа на тему женщин-пилотов во время Второй мировой войны, которая до сих пор не была представлена в кино», — пояснил программный директор смотра Сёдзо Итияма, представляя фильмы, вошедшие в конкурсную программу.
Подробнее 10 сентября 2020 11:04 Питчинг Фонда кино: молчаливые мужчины, любовницы и сказочные персонажи 8 сентября состоялась очная защита проектов иных организаций кинематографии. Было представлено 60 работ, 17 из которых ранее уже получили поддержку Фонда Кино, а теперь нуждаются в дофинансировании. Подробнее 26 августа 2020 12:27 Фонд кино проведет питчинг иных организаций кинематографии 8 сентября в Фонде кино состоится очная защита проектов кинокомпаний, не входящих в перечень лидеров кинопроизводства. Всего к участию допущено 60 работ, 17 из которых претендуют на дополнительное финансирование. Среди фильмов, которые будут представлены на защите — военная драма Алексея Германа-младшего и «Чернобыль» Данилы Козловского.
Подробнее 19 сентября 2018 10:40 Кино Экспо 2018: Вологодская область займется развитием киноиндустрии 18 сентября в рамках Санкт-Петербургского международного Контент Форума, XX юбилейного международного форума и выставки Кино Экспо заместитель губернатора Вологодской области Олег Васильев и председатель правления АПКиТ Сергей Сельянов подписали соглашение о подключении региона к проекту «Кино России». Подробнее Больше новостей.
Актёры СевТЮЗа сняли первый короткометражный фильм о летчице Лидии Литвяк (ВИДЕО)
Все сезоны сериала Она сбила летчика смотреть онлайн бесплатно в хорошем качестве HD 1080 в русской озвучке на видеосервисе Wink. Газета попадает и в руки майора вермахта Отто Линка, он не намерен прощать советским летчицам своего провала в выполнении секретной операции по ликвидации комсостава. Новый фильм Александра Германа-младшего («Гарпастум», «Бумажный солдат», «Довлатов») расскажет о непростой судьбе молодых советских лётчиц. Актеры Севастопольского театра юного зрителя сняли свой первый фильм.
Вышел новый трейлер фильма «Воздух» про советских лётчиц во времена ВОВ
Документальный. Режиссер: Тамар Таль. В ролях: Sharon Laufman, Кимберли Браун, Noa Ginker и др. О некоторых наиболее известных лётчицах, об истории создания и боевом пути женских авиационных полков, и будет этот рассказ. По сюжету во время Великой Отечественной войны в смешанный авиационный полк прибывает подразделение юных летчиц. Это новый фильм режиссёра Алексея Германа – младшего. Военные фильмы.
Ночные ласточки (Россия, 2013) — Смотреть сериал
Созданные согласно тому же приказу два других женских авиаполка в ходе войны стали смешанными, но 588-й авиаполк до своего расформирования остался полностью женским: только женщины занимали все должности в полку от механиков и техников до штурманов и пилотов. Тогда его численность составляла 115 человек — большинство в возрасте от 17 до 22 лет. Полк вошёл в состав 218-й ночной бомбардировочной авиадивизии. Первый боевой вылет состоялся 12 июня 1942 года. Первыми на боевое задание вылетели экипажи командира полка Евдокии Бершанской и командиров эскадрилий — Серафимы Амосовой и Любови Ольховской. Потом летчицы 46-го авиаполка получили прозвище «колдуньи», и уже вслед за этим, - «Ночные ведьмы». Нам даже нравилось, что нас так называли немцы. Полк был секретным, про нас долго ничего не писали в газетах, к нам никогда не приезжали журналисты. Слава наша была известна очень немногим». Перед вылетом обязательно оставляли все документы в полку. Из-за этого могилы некоторых наших погибших подруг удалось найти не сразу после войны», - говорит Ирина Ракобольская.
Еще цитата из воспоминаний летчиц: «Ночью с 31. Макаровой вылетела бомбить скопление живой силы и техники противника в станицах Киевская, Крымская и Молдаванская. Когда первый экипаж находился над целью, зажглись прожекторы и их лучи выхватили По-2. Необычным было то, что зенитки при этом молчали. Во все стороны от него брызнули разноцветные капли - рвались ракеты. Значит, загорелись кабины... Невозможно даже понять: что случилось? Отчего загорелся самолет?! Ведь не было же зенитного обстрела. И прожекторы потухли.
Герман признался, что не один раз вместе с Киселевой правил сценарий. Они думали не только о технических моментах, но и о том, как воссоздать ту эпоху, как сделать фильм подлинным с точки зрения костюмов, каких-то личных вещей героев и многого другого. Алексей Герман — младший "Мы хотели добиться аутентичности. Мы хотели добиться, чтобы зритель сразу попадал в кабину самолета, чтобы, когда он видел самолет извне, у него ни на секунду не возникало ощущения легковесности, нарисованности, пластиковости", — добавил режиссер. Художник Елена Окопная призналась, что они создали гимнастерки и комбинезоны такие, какие были во время Великой Отечественной войны. Ведь даже ткань для костюма мы воспроизводили с нуля, обращаясь к технологиям прошлого, начиная создание с нитки, и только после уже плели саму ткань", — рассказала Окопная. Алексей Алексеевич добавил, что его новая работа — о подвиге через преодоление, о женщинах, которые помогли общей Победе. Их, по словам режиссера, в то время было около 800 тысяч.
Это не только женщины-истребители, но и женщины, служившие в партизанских отрядах. Выбор актеров Создатели ответственно подошли и к выбору исполнителей главных ролей, это у них заняло примерно год. По словам Германа, на роль командира авиационного полка он рассматривал только Сергея Безрукова. Допустим, Кристина Лапшина, которая играет одну из основных ролей в этом фильме. Мы ее нашли в Омске, она никогда не снималась в кино и не думала, что будет сниматься в кино. Мы посмотрели 15—20 регионов России тотально на предмет молодых артистов Алексей Герман — младший Интересно, что пробы проходили даже актеры массовки, так как создателям было важно, чтобы артисты имели лица той эпохи, ведь тогда, по словам режиссера, у людей были другие глаза и даже другая энергия. Одну из главных женских ролей сыграла Елена Лядова. По сюжету, ее героиня, опытная летчица Рита, едет в бой в горящем самолете.
Причем огонь во время съемок был настоящим. Сама же актриса призналась, что на ней была большая ответственность, так как она дочь офицера и хотела порадовать отца, поэтому старалась выглядеть в своей роли максимально убедительно. Тяжелые были съемки, конечно же. Но все это компенсировалось с радостью самого творчества, встречей с режиссером, с прекрасными партнерами, с Сергеем Безруковым, с которым мы никогда не сотрудничали", — отметила актриса. Тогда она еще не представляла, что ее ждет много моральных и физических испытаний. Как и где проходили съемки фильма "Воздух" Съемки картины проходили в Ленинградской, Саратовской и Новгородской областях и в Карелии.
Такие красавицы здесь большая редкость! А Евгению интересуют только аэродром, полеты, прыжки с парашютом. Одновременно с учебой в институте она оканчивает и Центральный аэроклуб им. Началась Великая Отечественная война. Дирижаблестроительный институт в полном составе был призван на оборонные работы. Но Женя, как и другие студенты, рвалась на передовую. В военкомате ей отказали. А в управлении военно-воздушных сил повезло: здесь создавался женский авиаполк. Женя начала службу в полку, ставшем впоследствии Таманским гвардейским Краснознаменным ордена Суворова авиационным полком ночных бомбардировщиков. В октябре 1941 года первый набор будущего легендарного полка отправили на Волгу на обучение. В мае 42-го необычное пополнение — девчонки в возрасте от 17 до 22 лет — вылетело на Южный фронт. Боевое крещение они получили в Донбассе. Мало кто верил, что молодые летчицы выдержат тяготы войны… Бомбы вместо парашюта Но скептики глубоко заблуждались: девушки, среди которых была и Евгения Жигуленко, не только выдержали, они стали легендами, по-настоящему опасным оружием Советской армии. Как только ни называли их женский полк! Порой шутливо «Дунькин полк», намекая на исключительно женский состав и оправдываясь именем комполка подполковника Евдокии Бершанской. Наши пехотинцы самолеты прозвали «старшиной фронта», а девушек, летавших на них, — «небесными созданиями», «ласточками». Фашисты поначалу говорили о маленьких самолетах: «русфанер», «швейные машинки», но быстро поняли, насколько они опасны. И тогда появилось понятие «ночные ведьмы», в рядах врага царило суеверное представление о летчицах 46-го полка, обладавших якобы сверхъестественной силой. Германское командование объявило на них настоящую охоту, за каждый сбитый самолет давалась высокая награда. Эмма Авакимян: «Могу забыть, что было на днях, но давние события помню — будто все было вчера». Чем же был так страшен врагу авиаполк? На его вооружении стояли «небесные тихоходы» У-2, одномоторные бипланы. Также их называли По-2 по фамилии конструктора Поликарпова. Они были настоящей рабочей лошадкой Великой Отечественной: эвакуировали раненых, доставляли грузы в партизанские отряды, переправляли за линию фронта небольшие группы разведчиков, а также использовались в качестве бомбардировщика. Эти тихоходные полуфанерные самолетики, предшественники нынешних «кукурузников», низко пролетали над позициями врага и серией бомбовых ударов уничтожали переправы, склады, эшелоны, живую силу, технику — все, что так важно на войне. Днем наш самолет легко можно было сбить из ружья, поэтому и летали по ночам, в дождь, снег, ветер. Бомбардировщик — одно название, никакой брони на самолетах не было. Бомбовая нагрузка По-2 составляла от 200 до 300 кг. С каждого за ночь сбрасывали больше бомб, чем за сутки с полноценного боевого самолета. Бесстрашные женщины находились в самолетах в открытых кабинах, без раций и пулеметов до августа 1944-го единственным оружием на борту был пистолет ТТ. И без парашютов — девушки предпочитали вместо них взять побольше боеприпасов. А это значит, что каждый полет — без права на ошибку. Если самолет был подбит и загорался, в нем сгорали заживо и штурман, и летчица. К сожалению, таких случаев было немало. И зачастую на бомбах, предназначавшихся фашистам, девушки писали: «За Веру», «За Раечку», «За Любу»… Парашюты экипажам По-2 выдали только за девять месяцев до конца войны, а более двух лет летали без них. Комментируя этот факт, «ночные ведьмы» говорили: «Они в какой-то степени обременяли нас. В долгие зимние ночи, когда темнеет в пятом часу, а рассветает только в девять, полетаешь 12—14 часов подряд, а утром, забросив ногу за борт, приподнимешься — и вываливаешься как мешок из кабины.
TV Mag побывал на съемочной площадке фильма «Литвяк» и поговорил с его создателями — режиссером Андреем Шальопой и актрисой, исполнительницей главной роли Полиной Чернышовой. Полина, в чем, на ваш взгляд, мужество летчицы Лидии Литвяк и ее боевых подруг? Какие это были женщины? Полина Чернышова: Когда изучала материал, то поняла, что это были на самом деле простые женщины. Они так же смеялись, шутили на фронте, говорили о детях. То есть оставались собой. А к своим самолетам они тоже относились как к детям — вот его надо «помыть», «накормить». Это не были какие-то суперроботы. Это были обычные женщины, которые любили свои самолеты и защищали родину. Они делали то, что считали нужным. Это были отважные люди. Вам говорили, что вы похожи внешне на Лидию Литвяк? Полина Чернышова: Что-то есть, наверное. У нее простое и симпатичное лицо. И у меня простое, надеюсь, симпатичное лицо улыбается. Но, думаю, внешнее сходство не так важно для этой роли. Как вы готовились к съемкам? Пробовали вести самолеты? Полина Чернышова: Андрей режиссер и продюсер фильма Андрей Шальопа — прим. В самолетах две кабины — спереди и сзади. Первый полет я сидела в задней кабине и, раскрыв рот, смотрела по сторонам, а когда пилот начала делать петли, штопор снижение по крутой нисходящей и другие трюки, то я хваталась за все, что можно, потому что самолет буквально переворачивался с ног на голову. А через полчаса такого полета пилот сказал мне: «А теперь ты сама». И я села за штурвал. Все нужные кнопки, конечно, нажимал пилот, но мне доверили РУС — рычаг управления. Я делала мертвые петли по-настоящему, выруливала… Единственное, штопор сама сделать не смогла — испугалась.
На «Ленфильме» завершаются съемки байопика «Литвяк»
Имя советской летчицы-истребителя Лидии Литвяк по сей день занимает первую строчку в мировом рейтинге боевых пилотов-женщин. фильм Алексея Германа младшего "Воздух". Документальный. Режиссер: Тамар Таль. В ролях: Sharon Laufman, Кимберли Браун, Noa Ginker и др.