Новости характеристика римской семьи агнатическое и когнатическое родство

3. Когнатическая семья пришла на смену семьи агнатической, заменив кровным родством прежние социально-хозяйственные связи и значительно улучшив правовое положение personae alieni iuris. Агнатическое родство устанавливалось в силу традиционных представлений о составе римской семьи: наследниками (agnati). Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: консорциум consortium был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. В итоге семья в древнем Риме из агнатической стала когнатической и состояла из мужа и жены, их детей и ближайших родственников, живущих вместе. Агнатическое и когнатическое родство Семья — сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной.

zavtrasessiya.com

Римское право признавало два вида родства — агнатическое и когнатическое. Родство в гражданском браке имеет огромное значение для решения вопросов о возможности заключения брака, наследования, опеки, попечительства и т.п. Законами XII таблиц было признано только агнатическое родство, т.е. родство. Таким образом patria potestas лежала в основе семьи, определяла агнатическое родство и, давно прекратившаяся, но не забытая, служила (по концепции римлян) фундаментом gens. Семья в постклассический период римской истории – это социальной институт, основанный на когнатическом родстве, возникший в период государствообразования и усложнения хозяйственной жизни страны. Тут найдется полное раскрытие темы -Агнатическое и когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима, Загружено: 2014-03-20.

Римская семья. Агнаты и когнаты

Римское право признавало два вида родства — агнатическое и когнатическое. Агнатическое и когнатическое родство. Римский семейный строй Гай считал настолько нетипичным, что называл его «исключительным достижением» римского народа. Далее, родство, и притом как агнатическое, так и когнатическое, служило препятствием к браку: в прямой линии без ограничения степеней, в боковых линиях — в древнейшее время, по-видимому, до шестой степени; по упразднении этого правила и до конца республики. Особенности этого вида родства. связь когнатическая, но связь юридическая- по римской терминологии агнатическая.

§ 43. агнатическое и когнатическое родство

Агнатическое родство устанавливалось в силу традиционных представлений о составе римской семьи: наследниками (agnati) в этом случае считались не только собственно кровные родственники, по мужской линии. АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО: Шпаргалка по римскому праву Семья – сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. § 43. Агнатическое и когнатическое родство. Особенность преторской системы очередности призвания к наследованию состояла в том, что она учитывала не только агнатическое родство (т. е. законных наследников по отцовской линии родства), но и когнатическое родство (кровное родство как по отцовской.

Реферат на тему «Римская семья. Римский брак»

Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство. АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО: Шпаргалка по римскому праву Семья – сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Агнатическое родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семей-|ства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь). Особенности римской семьи обусловили и особенности родства в Древнем Риме. Римская семья: общая характеристика, виды родства (2 уровень).

Ассоциация победителей олимпиад

С разводом женщина забирала свое собственное имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого, как равно и благоприобретенное после вступления в брак. С течением времени именно браку сине ману было обеспечено наибольшее распространение, тогда как «правильные» формы брака все более захи- ревали, сохраняясь главным об разом в жреческих и патрицианских фамилиях. Специфической особенностью брака сине ману было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена в положенный день на три дня уходила из мужнего дома к родителям, друзьям и тем прерывала срок давности. Издержки на содержание семьи лежали, естественно, на муже, ибо брак был патриархальным, по мужу, конечно, не воспрещалось распоряжаться приданым, принесенным же ной. Оно было его собственностью. Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены только в браке сине ману.

Служа основой семьи в тесном смысле слова, patria potestas являлась и основой всей системы агнатического родства, служившего в сою очередь основанием права наследования и признания к опеке над дееспособными: агнатами признавались лица, которые были подчинены власти одного и того же paterfamilias или были бы подчинены этой власти, если бы этому не воспрепятствовала смерть paterfamilias. Одновременно агнаты могли быть и когнатами, например paterfamilias и его дети. Но агнатами моглибыть и лица, не связанные кровным родством, например paterfamilias и жена егоподвластного сына, paterfamilias и усыновленный. И во всяком случае юридическимродством была не кровная, когнатическая связь, а основанная на власти иподчинении связь агнатическая. В то же время это была родственная связь только по мужской линии. Дочь paterfamilias, вступив в брак cum manu, тем самым вступала в агнатическую семью своего мужа или его paterfamilias, если муж был in patria potestate, и переставала быть агнаткой своих отца, братьев, сестер. Ее дети становились агнатами братьев ее мужа, но так же, как и она сама, считались юридически чужими ее родителям, братьям, сестрам. Степени агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявших данное лицо от его paterfamilias.

Так сын — агнат отца первой степени, внук - агнат деда второй степени. Родство по боковой линии определялось общим числом рождений отделявших двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas, так что при исчислении степени бокового родства между двумя лицами восходили от первого из них к общему paterfamilias, а затем от этого последнего нисходили ко второму лицу, после чего складывали число рождений, отделявшее каждое из этих лиц от общего paterfamilias. Но если agnati - это лица, связанные общей властью, которую осуществляет или осуществлял бы, не помешай этому смерть, определенный paterfamilias, то в дошедших до нас памятниках есть и следы значительно более сильного влияния основанного на единстве власти рода - gens. Gens - по взгляду римлян - это союз людей, которые уже не в состоянии назвать paterfamilias некогда осуществлявшего власть над их общими предками, но которые продолжают носить общее имя, nomengentilicium, осуществляют общий родовой культ, sacra gentilicia, и, при отсутствииагнатов, призываются к наследованию и опеке. Quintus Mucius Scaevola, посвидетельству Цицерона, говорил: Gentiles sunt inter se qui eodem nomine sunt... Гентилами являются между собою люди, носящие общее имя, происходящие отсвободнорожденных, никто из предков которых не был в рабстве и которые непретерпели capitis deminutio. Таким образом patria potestas лежала в основе семьи, определяла агнатическое родство и, давно прекратившаяся, но не забытая, служила по концепции римлян фундаментом gens. Последовательное ограничение patria potestas во всех ее проявлениях:в отношении жены детей и их потомства и параллельно осуществлявшееся постепенное вытеснение агнатического родства родством когнатическим составляют основное содержание процесса развития римского семейного права.

Это развитие осуществлялось на основе глубоких изменений экономической жизни Рима, под влиянием хода его политической истории, одновременно с последовательным изменением форм собственности освобождением договорно-обязательс венного права от его изначального формализма, в неразрывной связи с победным шествием ius gentium хотя внешне, в стороне от его влияния. Большинство институтов, сложившихся в ходе этого развития, давно отмерли, гражданское право Новой Европы не реципировало их.

Позже в ряде случаев детям было предоставлено право вступать в брак и без согласия paterfamilias. Заключению брака предшествовала помолвка, которая, по определению Флорентина, "есть предложение и обещание будущего брака" D. Совершалась она посредством двух стипуляций.

Как писал Ульпиан: "Помолвка sponsalia так называется от слова обещать spondere ; поскольку у древних был обычай стипулировать и через торжественное обещание приобретать себе жен" D. Заключалась она между paterfamilias невесты и женихом или его paterfamilias. В случае нарушения соглашения виновный мог быть подвергнут наказанию за нанесенный ущерб. В постклассический период при помолвке была введена практика внесения залога или свадебного задатка. По Юстинианову праву расторжение помолвки без достаточного основания влекло за собой для виновного имущественную ответственность в виде потери данного задатка или обязанности возврата задатка в двойном размере.

Древнейшим браком, характерным для патриархального строя, был cum manu. Жена в этом браке подпадала полностью под власть мужа или его домовладыки, если муж был подвластным лицом. Это распространялось как на ее личность, так и на ее имущество. Юридически она становится дочерью. Она перестает быть агнаткой своей прежней семьи и становится агнаткой мужа и его семьи.

Как указывал Гай, "переход под власть мужа совершался тремя способами: давностью, жертвенным хлебом и куплею" Гай, 1. Выделялся такой способ как usus. Гай пишет о нем: "Посредством давностного сожительства вступала во власть мужа та женщина, которая в продолжение целого года оставалась беспрерывно супругою, сделавшись вследствие как бы годового владения собственностью мужа... В среде патрициев применялся конфареационный способ заключения брака: По словам Гая "конфареационным образом женщины вступают во власть мужа через некоторого рода священнодействие, которое совершается невестой и при котором употребляется пшеничный хлеб, - почему этот торжественный обряд брака называется также confarreatio" Гай, 1. Этот обряд совершался в присутствии 10 свидетелей и жрецов, сопровождался торжественными словами.

В среде плебеев примянялась coemptio - обряд символической продажи. Гай писал: "что касается "купли", то на основании ее женщины вступают во власть мужа путем манципации, то есть на основании символической продажи, в присутствии на менее пяти свидетелей из совершеннолетних римских граждан, а также весовщика, покупает жену тот, под чью власть она переходит" Гай 1. Помимо брака под мужней властью Законы XII Таблиц указывают на существование другого брака - sine manu, при котором жена не находилась под властью мужа. В Таблице VI закреплено, что "женщина, не желавшая установления над собой власти мужа [фактом давностного с нею сожительства], должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение [ею]". Это должно было повторяться ежегодно.

При этом брак sine manu не менял юридического положения жены.

Опека tutela — это правовой институт, компенсирующий частичную недееспособность лица, которое в силу определенных причин не может самостоятельно осуществлять правовую деятельность. Стороны опеки: 1. Опекун tutor — законный представитель подопечного, отношения с которым строились на принципах совести и под предоставление подопечному необходимого обеспечения.

PECULIARITIES OF FAMILY LAW REGULATION IN ROMAN PRIVATE LAW

  • zavtrasessiya.com
  • Понятие римской семьи. Агнатское и когнатское родство
  • Агнатическое и когнатическое родство презентация
  • Когнатическое родство

Понятие родства в римском частном праве: агнаты и когнаты

В рамках когнатического родства возможные наследники разделялись на 4 условных класса. Второй класс составляли восходящие и полнородные родственники: отец, мать, бабки, полнородные братья и сестры, племянники по полнородным братьям и сестрам, которым предоставлялось право наследовать вместо их родителей; наследственная масса распределялась по линиям родства, причем одна линия устраняла от наследования другие. Третий класс составля ли неполнородные родственники: единокровные и единоутробные братья и сестры; они наследовали по частям, соответственно первому классу. Четвертый класс наследников составили все остальные боковые родственники любой степени отдаленности родства и не полнокровия «до бесконечности» ad infinitum ; все они наследовали поголовно в равных долях. Основными принципами наследования по закону в римском праве были, следующие: ближайшая степень родства полностью устраняет от наследства отдаленную, деление наследственной массы главным образом происходит по так называемым степеням и линиям, а внутри степени и линии в равных долях в зависимости от числа наследников одного уровня или степени; последнее обстоятельство сфор мировало особое право представления в наследовании по закону — право наследовать долю, пришедшуюся бы твоему родителю, если бы он был жив; право представления при наследовании по закону распространялось также ad infinitum.

Он полностью обладал также имуществом семьи и распоряжался им по своему усмотрению. Никакие обстоятельства не освобождали сыновей и внуков от подчинения домовладыке: ни возраст, ни занятие должности магистрата. Оно прекращалось лишь со смертью или по воле paterfamilias. С его смертью сыновья, освободившись от patria potestas своего отца, становились домовладыками, жены сыновей переходили под власть своих мужей, внуки - под власть своих отцов, над вдовой теперь -- persona sui juris учреждалась опека сыновей. На patria potestas основывалась римская семья и, как уже отмечалось, агнатическое родство, которое, в свою очередь, являлось основанием возникновения права наследований, а также установления опеки над недееспособными. Поскольку римская семья -- это совокупность лиц, подчиненных одной и той же patria potestas, вес они -- агнаты главы семьи; Агнатами являлись не только кровные родственники сын, дочь, внуки , но некровные жена подвластного сына или усыновленный.

Причем агнатическое родство возникало по мужской линии. Так, дочь paterfamilias, выйдя замуж, становилась агнаткой в семье мужа, агнатические связи с семьей отца прекращались. Социальные процессы, следовавшие за развитием экономических отношений, последовательно ограничивавшие patria potestas с одновременным расширением личных и имущественных прав подвластных, привели в конечном счете к вытеснению агнатического родства когнатическим. Инициатива в этой эволюции принадлежала претору, затем была продолжена императорским законодательством. Окончательно принцип когнатического родства был утвержден Новеллами Юстиниана Римское право. Учебно-практическое пособие. В когнатическом родстве различаются линии и степени. Линия называется прямой восходящей, если речь идет о лицах, происходящих один от другого, от потомка к предку внук, сын, отец , и прямой нисходящей, если речь идет о происхождении от предка к потомку отец, сын, внук. Боковая линия объединяет лиц, имеющих общего предка брат и сестра, дядя и племянник. Степень родства, как в прямой, так и в боковой линии определяется числом рождений между двумя родственниками, на которое они отстоят одно от другого.

Мать и сын находятся в первой степени родства -- их родство возникло в результате рождения сына. Родные брат и сестра -- родственники второй степени, дядя и племянник -- третьей. Боковое родство может быть полнородным при общности отца и матери и неполнородным: единокровным при общем отце и единоутробным при общей матери От родства отличается свойство, представляющее собой отношение одного из супругов к родственникам другого. Следовательно, родственники супругов между собой в свойстве не сострят. Степень свойства соответствует степени родства между супругом и тем из его родственников, применительно к которому определяется степень свойства, связывающего его с другим супругом. Так, сестра жены состоит во второй степени свойства с ее мужем. Отношения свойства прекращаются расторжением брака.

Степень родства определяется количеством рождений, отделяющих родственников по прямой линии друг от друга, либо количеством рождений, отделяющих боковых родственников от общего предка. Степень родства отражается в таких названиях, как двоюродные, троюродные братья и сестры. В римском праве юридическое значение имело когнатическое родство до шестой степени.

Мать ребенка всегда известна. Если женщина состоит в браке, существует презумпция отцовства мужа. Родство между отцом и ребенком, рожденным вне брака, может устанавливаться путем узаконения legitimatio. В противном случае правовой связи между ребенком, с одной стороны, и его отцом и родственниками отца, с другой стороны, не возникает. Родство играет важную роль в наследственном и брачно-семейном праве. Так, в круг наследников по закону входят, прежде всего, родственники. Браки между родственниками по прямой линии были запрещены совсем, а по боковой — между близкими родственниками, например, дядя не мог жениться на племяннице.

Это происходило до заключения брака.

В римской правовой семье существовал запрет на дарение между мужем и женой. Это имущество шло на нужды семьи, им продолжал управлять мужчина. Женщина получала предбрачный дар в собственность в определенных случаях. Расторжение брака В так называемую классическую эпоху римского права расторжение брака происходило по нескольким основаниям: смерь мужа или жены, обращение одного из них в рабство или попадание в плен, лишение гражданства, агнатическое родство например, вследствие усыновления или удочерения отцом одного из супругов другого , воля домохозяина в случаях, когда он сохранял агнатическую власть над одним из супругов , развод сначала только мужчина имел право развестись, позже его получила и женщина , получение мужем вольноотпущенницы должности сенатора. Брак растрогался в форме объявления об этом при свидетелях, в письменном виде, фактическим прекращением совместного проживания. Правовые отношения родителей и детей В римском праве были проработаны юридически отношения родителей и детей. Отношения матери и детей В семье, основанной на агнатическом родстве, женщина вместе со своими детьми находилась в подчинении у домохозяина. Ее отношения с ними считались очень тесными.

Она наследовала своему мужу наравне с детьми, которые брали опеку над ней в качестве ее агнатов. При заключении брака, когда женщина в целом была равноправна с мужем, она не считалась членом семьи своих детей и не была связана с ними юридически. Агнатически она оставалась в семье своего отца. Однако со временем, когда главное место стали занимать кровные связи, при этой форме брака женщина получила ряд прав: например, проживать со своими несовершеннолетними детьми в случае, если она не жила вместе с мужем, наследовать ему вместе с ними, получать алименты и другие. Отношения отца и детей Подчинение детей отцу сначала было почти полным. В процессе разрушения агнатических отношений и заступления на их место когнатических происходило расширение прав детей в семье. Прекращение власти главы семейства Домохозяин по своему решению имел право предоставить всю полноту прав своим детям. Для этого существовала определенная юридическая процедура.

Также выход из подчинения ему происходил при получении детьми установленных видов общественного положения например, звания консула. Законные и побочные дети Сыновья и дочери, которые были рождены в браке, заключенном согласно правовым нормам, женой мужа не ранее чем через сто восемьдесят дней после его оформления или не позже чем через триста дней после его расторжения признавались законными. Эти дети являлись членами семьи отца и попадали ему в подчинение. Побочными в римском праве считались сыновья и дочери, которые были рождены в браке, заключенном не по римским правовым нормам а, например, по праву других народов , рожденные в конкубинате и внебрачные в союзе, который не признавался законным ни по какому праву. Они юридически не были связаны с отцом и признавались когнатическими родственниками своей матери. Домохозяин ее семьи решал вопрос, принимать их или нет в качестве ее членов. Со временем юридическое положение побочных детей улучшилось. Например, им было предоставлено право получать алименты от родственников.

Узаконение ребенка Существовало несколько способов узаконить побочного ребенка, рожденного в сожительстве: получение им должности декуриона ответственный сборщик налогов , заключение родителями законного брака, специальный указ императора. Опека и попечительство В определенных случаях семья в римском праве использовала институт опеки и попечительства. По установленным законам не все люди обладали полным объемом прав в древнем Риме. Над этими людьми могла оформляться опека для осуществления опекуном тех или иных правовых актов. Обычно в агнатической семье не все ее члены имели полный объем прав.

Поиск по сайту

  • римское право.docx
  • Результат поиска
  • Родство в рамках римской семьи
  • Римское право

Правовое положение детей

  • Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство. ~ Улыбнись Страна Огромная!
  • Отцовская власть
  • римское право.docx
  • Виды родства в римском праве доклад

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий