На церемонии вручения Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» подводят итоги сезона 2021-2022. «Золотую маску», которой была удостоена артистка балета, народная артистка РСФСР Наталия Касаткина, умершая 13 марта, передали ее сыну Ивану Василеву. 22 апреля состоялась торжественная церемония награждения театральной премии «Золотая Маска». В Москве вручили театральную премию "Золотая маска". Церемония награждения прошла в субботу, 22 апреля, в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Премия и фестиваль «Золотая маска» учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей Российской Федерации.
Синявская и Максакова получили почетные "Золотые Маски"
смотрят спектакли на сценах их создания. Узнать подробнее о том, кто получил «Золотую маску» в 2023 году, можно на сайте премии. Союз театральных деятелей (СТД) России выходит из состава участников АНО «Премия и Фестиваль «Золотая маска» под руководством Марии Ревякиной и создает свою исполнительную дирекцию премии, сообщается на сайте СТД. Пермские театры стали лауреатами ежегодной национальной театральной премии «Золотая маска». «Золотую маску» за лучшую оперу получила постановка «Мертвый город» московского театра «Новая опера» имени Колобова.
Вечеринка на «Титанике». Вручение премии «Золотая маска» в темные времена
В номинации «Эксперимент» лауреатом театральной премии «Золотая маска» стал проект Международного театрального фестиваля «Толстой» и новосибирской Лаборатории современного искусства «Детство. Премия и фестиваль «Золотая маска» учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей Российской Федерации. Спустя время Бояков покинул «Маску» и занялся другими проектами, а премия стала развиваться своим собственным путем. 22 апреля состоялось Вручение Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска». Исходя из сложнейшей работы экспертов и жюри, президент премии и фестиваля "Золотая маска" Игорь Костолевский радуется тем, что не судит конкурс и может просто смотреть работы конкурсантом вместе со всеми.
«Золотая маска» 2023. Итоги
Недовольство контентом «Золотой маски» и ее независимой экспертизой, замыслы как-то премию приструнить и придать ей идейную выдержанность — все это регулярно возникало давно, уже лет десять. Как стало известно ранее, совет театральной премии «Золотая маска» проверит одного из своих экспертов — оперного критика и специалиста по режиссерскому оперному театру Аю Макарову. Специальная премия «Золотой маски». 28 апреля 2024, 00:50.
СОСТОЯЛАСЬ СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ «ЗОЛОТОЙ МАСКИ»
смотрят спектакли на сценах их создания. Обновленная дирекция национального театрального фестиваля и премии «Золотая маска» приняла решение отказаться в 2024 году от гастролей спектаклей-номинантов в Москве. Церемония вручения специальной почетной премии "Золотая маска", которая должна была пройти 27 марта в Большом театре, переносится, сообщили РИА Новости в пресс-службе фестиваля.
Машков заявил о планах получить площадку в Москве для «Золотой маски»
Многие из тех, кто награжден сегодня специальной премией «Золотой Маски», преподают. На церемонии вручения Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» подводят итоги сезона 2021-2022. Лауреаты премии «Золотая маска» 2023 г. Сегодня в Бетховенском зале Большого театра состоится торжественная церемония награждения лауреатов Специальной премии «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» «Золотая маска». Сергей Меняйло — лауреат престижной премии «Золотая Маска». Оперная певица, народная артистка СССР Тамара Синявская стала лауреатом премии «Золотая маска».
«ВОЙНА И МИР»: специальная премия «Золотая маска»
Постановка довольно быстро стала известной, и спектакли прошли во всех главных балетных столицах мира, в том числе в России в 1849 году. Но в XX веке «Катарину» не ставили ни разу, и попыток вернуть шедевр на сцену не было вплоть до 2021 года. Возродить его решил художник-постановщик красноярского театра Сергей Бобров в качестве эксперимента. Это история любовного треугольника: художник Сальватор попал в плен к разбойникам и влюбился в предводительницу банды Катарину, а разбойник Дьяволино стал его соперником.
Власть легла на консервативный курс, между тем флагман российского театра шел прежним курсом. Минкульту достаточно было сменить экспертов на лояльных, а в «Золотой маске» экспертов было много, разных, и их ротировали каждый год. Может быть, если бы СТД и АНО «Золотая маска» соизмеряли свои действия исключительно со страхами и желаниями, фестиваль и премия тоже проследовали новым курсом. Но у них было положение. Благодаря независимости экспертизы «Золотая маска» оставалась адекватным зеркалом российского театра. В 2014-м с трибуны Государственной думы гневные филиппики в адрес «Золотой маски» произносил депутат Федоров. Наступил фестиваль. По окончании фестиваля Минкульт поднял вопрос о реформе «Золотой маски» и первым делом — о подчинении премии и фестиваля Минкульту. А то куда это годится — премия национальная, государство участвует в ее финансировании, а фестиваль, как заявил замминистра Аристархов, «из года в год поддерживает постановки, которые очевидно противоречат нравственным нормам, очевидно провоцируют общество, очевидно содержат элементы русофобии, презрение к истории нашей страны и сознательно выходят за нравственные рамки». На защиту «Золотой маски» и в конечном счете на защиту свободы творчества поднялись деятели театра от мала до велика. Театральные и музыкальные критики с этой целью объединились в ассоциации. Калягин публично ответил Минкульту, что СТД является «мамой и папой» «Золотой маски», ему и решать, как ей работать. Но на кону было финансирование. И потому в знак примирения была собрана рабочая группа с участием чиновников Минкульта и создана новая редакция положения. Дирекция теряла самостоятельность в формировании экспертных советов и жюри. Также в положении появился пункт «Организаторы». Так Минкульт стал соорганизатором «Золотой маски». Экспертный совет даже с делегатами Минкульта адекватно отражал реальность. Разочаровавшись в возможности влиять на решения «Золотой маски» через экспертизу, Минкульт в 2018-м вышел из организаторов, а СТД тем временем вошел в состав учредителей компании «Золотая маска». Кто-то скажет, что он окончательно подчинил себе компанию. Кто-то — что два НКО объединились защищать интересы искусства от цензуры. Факт, что и сообща они не сдюжили — когда государство перешло к финансовому давлению и цензуре одновременно. Конец эпохи В 2022 году «Золотая маска» не получила поддержку Фонда президентских грантов. В 2023 году «Золотую маску» государство не поддержало вовсе. Фестивальную программу пришлось купировать. Ряд спектаклей не стали привозить в Москву, и жюри ездило смотреть их на домашних сценах. Из перечня номинаций вычеркнули режиссеров драматического театра и драматургов — чтобы не пришлось давать премию Римасу Туминасу или Дмитрию Крымову, которые покинули страну. Или Михаилу Дурненкову, который не только покинул страну, но на прощание пожелал победы Украине. Но режиссеров можно вычеркнуть, а куда денешь генерального директора Ревякину, которая в начале войны подписала письмо театральных деятелей с требованием мира. Согласно новому положению, в «Золотой маске» нет места Ревякиной и ее дирекции. Документ с зачеркнутыми абзацами читается как написанный под диктовку Минкульта. Удобно думать, что руками автора — председателя СТД или зампреда, один черт, — водит репрессивное государство. Ведь с ее статусом и опытом даже сломанная «Золотая маска» может послужить культурной политике.
Театральные критики в своих блогах признаются, что про реформу премии знали давно, знали, что она произойдет неизбежно, поскольку в нынешние времена следует искоренять любое вольнодумство, даже самое невинное. Они только удивляются, тому, что власти так долго тянули с реформой, и планируют провести ее осенью. Не сомневаются, что и само руководство премии сменится уже к зиме, и все основная команда — экспертов, которые занимаются нелегким и благородным делом отбора претендентов по всей стране. Ожидается, что директором «Золотой маски» будет назначен режиссер-патриот Эдуард Бояков или кто-то с теми же убеждениями. Некоторые критики не без основания предположили, что отныне «независимое» мнение экспертов не будет значить ровным счетом ничего, поскольку списки номинантов станут «цензурировать, редактировать. А кто-то уже предложил и остроумное название для измененной премии, по аналогии с «импортозамещением» Макдональдса: «Искусство, и точка». Правда в этой коллизии обнаружилась и еще одна непростая и довольно неожиданная проблема: скука.
Церемония подвела итог масштабному фестивалю, который с февраля по апрель проходил в Москве и представил более 60 спектаклей из 25 российских городов. Театр имени Евгения Вахтангова был представлен на фестивале спектаклем «Война и мир» по роману Л. Толстого, поставленном Римасом Туминасом к 100-летию Вахтанговского театра. Премия и фестиваль «Золотая маска» учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей Российской Федерации.
«Золотая маска»: специальная премия фестиваля за спектакль «Материнское сердце»
Это известие вызвало шок в российской театральной среде, поскольку совершенно понятно становится, по какому именно принципу будет вручаться «Золотая маска», если реформа действительно состоится. По сути, это возвращение к советским временам, когда художественные произведения оценивались прежде всего с политической точки зрения. Совершенно очевидно, что государство поставило перед Минкультом задачу не допустить впредь, чтобы этой премией могли быть отмечены работы, подобные спектаклю режиссера Жени Беркович по пьесе драматурга Светлана Петрийчук «Финист ясный сокол», которая получила «Золотую маску» за 2022 год сразу в двух номинациях: «Лучшая работа художника по костюмам» Ксения Сорокина и «Лучшая работа драматурга» Светлана Петрийчук. А в этом году по доносу бдительного «театрала» и пьеса, и спектакль, и их создатели были обвинены в пропаганде терроризма и отправлены за решетку. Театральные критики в своих блогах признаются, что про реформу премии знали давно, знали, что она произойдет неизбежно, поскольку в нынешние времена следует искоренять любое вольнодумство, даже самое невинное. Они только удивляются, тому, что власти так долго тянули с реформой, и планируют провести ее осенью. Не сомневаются, что и само руководство премии сменится уже к зиме, и все основная команда — экспертов, которые занимаются нелегким и благородным делом отбора претендентов по всей стране.
Премия и фестиваль «Золотая маска» учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей Российской Федерации. Фестиваль «Золотая маска» ежегодно проводится в Москве и представляет лучшие спектакли сезона во всех видах театрального искусства: драма, опера, балет, современный танец, оперетта и мюзикл, театр кукол. Жюри фестиваля тайным голосованием определило лауреатов премии 2023 года в 35 номинациях.
Поклоны спектакля «Война и мир».
Концепция понятна, но в свете завершения 20-летней истории «Маски» выглядит неразумно, ибо, к большому сожалению, иллюстрирует все те претензии, которые и предъявляли к премии театры и персоны — любимчики, недостаточное внимание к хорошему традиционному театру, балетной классике, ошибки в определениях жанра, несбалансированный состав ЭС и т. Подавляющее, если не рекордное количество номинаций за всю историю премии отдано Перми — счет идет на десятки, затем идет Екатеринбург, в балетной номинации просто исключены другие города. В этой номинации, надо сказать, свет российской композиторской школы — Дмитрий Курляндский с музыкой к пермской «Катерине Измайловой», Валерий Воронов с прологом и эпилогом к опере Бартока «Замок герцога Синяя Борода», Владимир Горлинский и Александр Белоусов с музыкальными инсталляциями «Нонсенсорики Дримса» спектакль Электротеатра Станиславский номинирован как опера , Настасья Хрущева — «Тело театра» сочинено и поставлено как путешествие по зданию, который город подарил своей знаменитой труппе номинация не «Современный танец», а «Эксперимент». При этом в «Современный танец» попала, скорее всего неожиданно для самих создателей, которые при заметной доле пластики все же не определяли спектакль как хореографический, «Персефона» проект Дягилевского фестиваля и Теодора Курентзиса.
В опере, кроме того, номинированы «Бал-маскарад», удачная постановка режиссера Владислава Наставшевса и дирижера Миграна Агаджаняна с солистами-звездами Анной Нечаевой, Борисом Рудаком и Владиславом Сулимским — все получили номинацию. Другой, несомненно заслуживающий внимания публики и жюри спектакль, «Черевички» «Урал Опера Балет» — номинирован без режиссера Бориса Павловича, ибо его имя снято с афиши, но представлен именами сценографов — Мария Лукка и Александр Мохов — и артистов: выделен Павел Межов с второстепенной ролью Школьного Учителя и Наталья Буклага за Солоху, и это тот случай, когда выделена более титулованная актриса, поскольку другая Солоха, Вера Позолотина, создавшая более объемный образ своей героини, вполне могла претендовать на номинацию. Номинация «Луизы Миллер» выглядит как некий компромисс, причем сами номинации не обосновывают выдвижение этой постановки как «лучшего спектакля». Не номинирован ни режиссер Георгий Исаакян, ни дирижер Эдуард Топчян — не отмечена ни концепция постановщика, ни музыкальная интерпретация, выделены лишь актерские работы Анны Аглатовой и Эльчина Азизова, совсем не вытягивающие эту постановку, в силу ее постановочного решения, в лучшие. Возможно, «Луиза Миллер» выступает в поддержку Большого театра, который вопреки обыкновению остался с единственной номинацией.
В опере остались незамеченными спектакли вроде «Стиффелио» в «Новой опере» или «Кармен» из Нижнего Новгорода, что можно вполне объяснить отсутствием в ЭС музыковедов, которые могут почувствовать диалог режиссера с партитурой совет был утвержден еще секретариатом СТД. Балетный список вполне могли бы дополнить «Щелкунчик» в постановке Юрия Посохова Музыкальный театр им.
Подробности в наших дальнейших выпусках "Вестей", на сайте и соцсетях. Подписывайтесь и будьте в курсе всех событий! Опубликовано: 27 марта 2023 года.
«Маска», мы тебя не знаем, или Как политика убивает главную театральную премию страны
Объявление лауреатов прошло в Московском академическом музыкальном театре им. Станиславского и В. Лучшим драматическим спектаклем малой формы признана постановка «Ребенок» воронежского Камерного театра. Награда за лучшую работу режиссера в этом году не вручалась.
В последующие годы маски стали изготавливать из фарфора, несмотря на то, что маски из папье-маше получились гораздо прочнее и долговечнее фарфоровых. Сказать, что они не фарфоровые, что это не ювелирная работа, невозможно», — утверждает заведующая бутафорским цехом театра «Ленком» Татьяна Крылова. Сейчас, по её мнению, эти первые маски не уступают в цене дорогой ювелирной работе [5] [6]. Вручаемая «Золотая маска» — изделие на зеркальной поверхности в раме. Изваяние представляет собой лицо в маскарадной маске. Олег Шейнцис взял за основу венецианскую маску, придал ей сходство с двуглавым орлом. Символ российской державности повторил контуры символа европейского театра. Маска «одета» в красную шапочку Арлекина. Во лбу находится «третий глаз» — ещё одна маска. Награда размещена на тёмном, блестящем, как зеркало, фоне, обрамлена в квадратную рамку [7] [8]. Дирекция предпочла сохранить тайну о составе фарфоровой на вид маски, намекнув только на нешуточную стоимость её изготовления [4]. Учреждение[ править править код ] 14 декабря 1994 года в Союзе театральных деятелей России состоялась пресс-конференция , посвящённая в том числе представлению новой театральной премии «Золотая маска». Они сообщили, что у премии нет ни спонсоров, ни поддерживающих фондов, во избежание оказания давления и возникновения непредвиденных ситуаций [3]. Премия задумывалась как некоммерческая, победители получают только маску и диплом. Михаил Ульянов считал, что это должна быть независимая профессиональная награда, присуждаемая за театральные достижения, «коллеги — коллегам» — так формулировал он основной принцип выдвижения и награждения [9]. Изначально премия была учреждена как московская , первые награждения за сезон 1993—1994 годов прошли в 1995 году. Для определения первых лауреатов СТД РФ разослал по театрам две тысячи анкет, которые и должны были выявить претендентов. Заполненными вернулись шестьсот анкет, результаты анкетирования были признаны успешными и с учётом публиковавшихся рейтингов критиков определили состав номинаций. Мнения критиков и анкетируемых практиков почти целиком совпали [3]. Далее жюри в составе режиссёров, актёров и критиков тайным голосованием определило, кто из номинантов станет лауреатом. До церемонии награждения результаты голосования держались в секрете [5]. Выход на национальный всероссийский уровень[ править править код ] Начиная с 1996 года, дирекцию фестиваля возглавлял Эдуард Бояков [10]. На пресс-конференции 22 февраля 1996 года СТД РФ объявил премию национальной всероссийской и ещё раз подтвердил её профессиональный статус работы оценивают только коллеги по цеху. Соблюсти же эти принципы при всероссийском масштабе премии оказалось непросто. Вывезти жюри в регионы на просмотр было практически невозможно только одних премьер в профессиональных театрах за этот сезон состоялось около двухсот пятидесяти , а проводить единый отборочный тур слишком дорого. Найденный компромисс московских номинантов отбирать путём опроса театральных деятелей, а всероссийских — среди победителей региональных и тематических фестивалей и из репертуара « Театра наций » не был лишён очевидных изъянов [11].
Но увы — что сделано, то сделано. Директор "Золотой маски" не удержалась и дала "Золотую маску" Театру наций, где директором — она же, — написали в телеграм-канале Real Cultras. Генеральная репетиция" в театре "Мастерская П. Приз за него получал Евгений Цыганов, который в этот вечер также стал лауреатом "Золотой маски". Цыганов рассказал, что Крымов просил передать премию главреду "Новой газеты" и нобелевскому лауреату Дмитрию Муратову, которого недавно облили краской в поезде. Если вдруг кто-то захочет ему в лицо какую-нибудь гадость снова вылить, то эта маска сможет его как-то прикрыть и спасти, — передал слова Крымова Цыганов. Передать свою премию захотела и художница по костюмам Ксения Сорокина — она заявила, что отдаст ее петербургской художнице Саше Скочиленко, в отношении которой возбудили уголовное дело о фейках о российской армии. Беркович также известна как сценаристка сериала "Сказки Пушкина. Для взрослых" Михаила Зыгаря. Она также активно выступала против действий России на Украине и даже была задержана на одном из митингов против спецоперации. Режиссер Клаус Гут, который поставил оперу "Саломея" в Большом театре, от своей премии отказался заранее — по этой причине награду в категории "Лучшая работа режиссера в опере" не вручили вовсе. Организаторам премии в итоге пришлось объясняться.
В Москве объявили лауреатов премии «Золотая Маска» Среди победителей — мюзикл «Три товарища», опера «Мертвый город» и постановка «Место, которого еще не было» В Московском академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко объявили лауреатов театральной премии «Золотая Маска» 2023 года. Об этом сообщила пресс-служба фестиваля. Лучшим мюзиклом признали «Три товарища» Пермского академического «Театр-Театра». Постановка «Мертвый город» московского театра «Новая опера» имени Евгения Колобова завоевала награду как лучшая опера.
Вечеринка на «Титанике». Вручение премии «Золотая маска» в темные времена
Да, это уже не секрет, что Бычкова хлебом не корми, дай только возможность разоблачать тоталитаризм и «советские мифы», но от постоянных повторений в этом направлении смысл вроде бы разных спектаклей театра выглядит одинаково — пафосно-картонно. Не познавший в полной мере советской жизни режиссер, как кажется, при этом наследует ее идейно-социальную агрессивность и хлопотливо заботится о том, чтобы негативные исторические переживания не исчезали практически во всех своих спектаклях он усердно ковыряет «старые раны». Да, долгое время «Маска» была просто питательной почвой для части творческой интеллигенции, которая вся в современности. Для нее был «свой круг» и были «современники» как физические особи, живущие рядом в одно с ними время. Но не было соотечественников, ибо они обладают совсем другим ценностным объемом связей с миром. Но мы дождались перемен? Наконец-то практически с уверенностью можно сказать, что сейчас процесс по коренному изменению в главной театральной премии страны всё-таки завершился.
Поставлены все точки над i, и начался новый отсчет в истории такой желанной для всех «Золотой маски». Преобразования в первую очередь коснулись кадровых вопросов, которые назрели слишком давно. Кроме того, согласно новому положению, президентом этой национальной премии отныне может быть только председатель Союза театральных деятелей СТД , то есть [на данный момент] народный артист России Владимир Машков.
Отдельно хочу поблагодарить директора Государственного академического театра имени Е. Вахтангова Кирилла Крока и всех вахтанговцев, которые проделали колоссальную работу по восстановлению исторического облика здания, организации музейного пространства, наполнению театральной площадки насыщенной, яркой, колоритной программой. Сегодня Дом Вахтангова во Владикавказе любим и востребован публикой.
Это для нас очень важное событие. Вы знаете, у нас на секретариате СТД был разговор о том, проводить ли в это году "Маску", потому что эта премия требует перезагрузки, было много проблем, многие из них остаются, но тем не менее, мы решили проводить, несмотря ни на что, чтобы не терять этот замечательный год", - сказал перед церемонией награждения лауреатов председатель Союза театральных деятелей, президент национальной театральной премии "Золотая Маска" Владимир Машков.
По сути, он придумал целую систему, сделавшую «Золотую маску» национальным театральным достоянием.
Спустя время Бояков покинул «Маску» и занялся другими проектами, а премия стала развиваться своим собственным путем. Каким же? Вдоволь Бычкова Первое, что стало бросаться в глаза: собственный пиар «Маски» принял просто космические масштабы, но творческие решения ее руководства стали вызывать к себе всё больше и больше вопросов у театрального сообщества. По сути, «Маска» превратилась в искусного манипулятора именами и разжигателем страстей по обладанию ею. Ведь если 20 лет подряд монополист внушает, что он единственно высокая и единственно достойная награда в области театрального искусства, то обладать этой наградой театры стремятся, конечно, с весьма разными целями — что в столице, что в провинции. У нас, в Воронеже, например, образовалась своя местная «монополия» в лице художественного руководителя Камерного театра Михаила Бычкова. Но чиновники и крупные предприниматели в силу разношерстности современных сетевых коммуникаций точного представления о «Золотой маске» не имели а театральной профессиональной критики в Воронеже практически нет. Зато о громких пресс-конференциях, заключительных пышных церемониях, конечно, наслышаны были и стремились, по крайней мере, иметь к этому столичному великолепию опосредованное отношение. В результате и получалась та самая картина маслом, из которой Михаил Владимирович со знанием дела извлекал для себя разнообразные сугубо практические «дивиденды».