Интерпретация факта: воссоединение православных Украины, живших под гнетом католиков, с православными России в единое государство. Согласно условиям договора Речь Посполитая возвращала России Смоленск и Черниговские воеводства, признавала воссоединение Левобережной Украины с Россией. мирное объединение России и Украины в 17 веке История РоссииПодробнее.
Воссоединение Украины с Россией в XVII веке
Поэтому первым прямым следствием воссоединения левобережной Украины с Россией стала русско-польская война. Воссоединение Украины с Россией стала одним из ключевых событий в истории двух восточнославянских народов. Воссоединение Украины с Россией при Богдане Хмельницком: предпосылки. Седьмой вопрос касается событий, происшедших в середине и второй половине 17 века и сформулирован следующим образом: «Присоединение Украины к России (причины и последствия)». Первый раз воссоединение Украины с Россией состоялось достаточно давно — в ХVII веке, в 1654 году во времена гетмана Войска Запорожского Богдана Хмельницкого и русского царя Алексея Михайловича. В первой половине 17-го столетия Украинские земли входили в состав Польши, Венгрии и Османской империи, и лишь часть восточноукраинских земель – Слободская Украина – входила в состав Московского царства.
Воссоединение Украины
Казаки получили немало привилегий и по части пошлин. Но Хмельницкий понимал, что этот компромисс временный. На Переяславской раде в начале 1654 года казаки подтвердили этот выбор и присягнули Москве. Казачий круг единодушно провозгласил: «Волим под царя восточного, православного! Война началась для России фантастически успешно. И воины Богдана не подводили, сражались на совесть. Войска царя Московского освободили все главные города, к тому времени остававшиеся под властью Польши: Смоленск, Минск, Гомель, Оршу, Шклов... Богдан взял в кольцо Львов. Правда, к тому времени крымские татары уже сражались против русских и казаков. Вполне естественно, что далеко не все решения царя Алексея Михайловича приходились Богдану по душе.
И Москва не имела оснований безоглядно доверять гетману. Это проявилось, когда в противостоянии появился новый серьезный участник — Швеция. Стокгольм решил воспользоваться ослаблением Речи Посполитой, и шведские войска захватили несколько польских городов. Как ожидаемая интеграция королевства в блок скажется на европейской безопасности Для Москвы ситуация усложнилась. В окружении царя многие включая патриарха Никона считали, что пришло время добить Польшу. Этого мнения придерживался и Богдан. Но Алексей Михайлович боялся усиления Швеции на западных рубежах Русского царства, подписал перемирие с поляками и начал боевые действия против шведов. Он послал отряд своих казаков в помощь шведам — вопреки воле русского царя. Но не стоит преувеличивать конфликт Богдана с Москвой.
Алексей Михайлович понимал, что Хмельницкий вправе тревожиться по поводу даже временного примирения Москвы с поляками. И направил в ставку гетмана посольского дьяка, видного дипломата Артамона Матвеева, который одарил Хмельницкого от имени московского самодержца «многими соболями». Единство русского царства, включавшего и гетманщину, не поколебалось. Моряки стоят на защите южных рубежей Отечества «И воцарилася свобода... Его соотечественники скинули с плеч польское ярмо. Паны и после смерти Богдана мстили ему, забыв о законах чести. В 1664 году польский воевода Стефан Чарнецкий совершил набег на хутор Хмельницкого, сжег его дотла, а прах гетмана и его сына Тимофея выбросил из могил «на поругание». Но эти варварские выходки не могли вспять повернуть историю. Две ветви русского народа уже выбрали общую судьбу.
И хотя на тогдашнем историческом пути они не избежали противоречий, поляки уже не могли разрушить это единство. И в Российской империи, и в Советском Союзе Богдана Хмельницкого почитали как всенародного героя, одного из столпов государства.
В марте 1652 года гетманские послы к царю Алексею — Иван Истра и его товарищи имели встречу и с патриархом Иосифом. Больной патриарх, очень скоро 1652 году скончавшийся, не мог толком войти в курс украинских событий. Его приемник патриарх Никон повёл себя более решительно. В августе 1653 года гетман Хмельницкий вновь пишет Никону и просит его походатайствовать перед царем о воссоединении Украины с Россией.
В этом же месяце Богдан уже благодарит Никона за помощь содействие. На соборе 1 октября 1653 года по украинскому вопросу всесильный патриарх играл видную роль. В годы освободительной войны значительно усилились связи, взаимопонимание между русским и украинским народами. Они охватывали многие сферы общественно-экономической и политической жизни и отражали новые тенденции в сближении двух единокровных народов. Помощь России была разнообразной. Сейчас мы рассмотрим важные направления сотрудничества России с Украиной в период освободительной войны, а именно экономические, культурные и военные связи.
Расширение экономических связей России с Украиной в то сложное время особенно заметно проявлялось в торговле. Уже в начале 1649 г. По такой же схеме поступала и старшинская администрация. Котелевский сотник Г. Триполев и городской атаман В. Кислица писали 2 марта 1653 г.
Данная взаимовыгодная торговая политика встречала одобрение и поддержку различных слоев населения России и Украины. Во время освободительной войны сложились обстоятельства, в которых экономическая поддержка украинского народа играли особую роль. Например, в засушливые 1648—1649 гг. В создавшихся тяжёлых условиях подвоз продовольственных товаров из Москвы приобретал не только экономическое, но и военно-политическое значение. Конкретная помощь России являлась большим подспорьем малороссийскому народу в его борьбе против польско-шляхетского господства. Через Путивль, который был в те годы значительным административным и военным центром на юге Русского государства, торговое сотрудничество поддерживалось со многими городами Украины, и в первую очередь с Киевом.
Жители пограничных земель выступали в роли посредников в экономических операциях. Постоянную с украинскими купцами торговлю вел богатый московский купец П. Русские торговцы на торгах и ярмарках Украины продавали или покупали товары как за наличные деньги, так и в кредит, что свидетельствовало о систематических торговых связях. В торговле участвовали различные слои населения. Большинство из них за определенное вознаграждение продавало товары, которые входили в состав государственной монополии. Русским торговым людям, которые ездили на Украину, в отдельных случаях давались поручения политического характера: они встречались и даже вели переговоры с Б.
На Украине люди, занимавшиеся торговлей, по социальному положению принадлежали к различным слоям общества: зажиточные горожане, особенно больших городов, таких как Киев и Нежин, богатая старшина, казаки, а также люди, владевшие селитряными и поташными промыслами, ремесленники. Они, заинтересованные в расширении связей с Россией, всемерно оказывали поддержку экономической политики Гетманщины. В годы освободительной войны украинского народа, снабжение населения солью осуществлялось главным образом из России, причем её покупка производилась без пошлинных сборов. В 1940—50-е годы XVII в. Соль доставлялась водным путем в Нижний Новгород, а оттуда сушей через Москву и Калугу в Орел, потом она поступала в пограничные с Украиной города — Севск, Путивль, Рыльск. Предметом постоянного ввоза из России на Украину являлись различные меха, торговля которыми являлась государственной монополией.
Дорогие горностаевые и собольи меха могли приобретать себе зажиточные слои населения: казацкая старшина, высшее духовенство, городская верхушка. На Украину доставляли также сермяжное сукно, лосиные кожи, белое и цветное полотно. Большим спросом в Малороссии пользовались металлические изделия тульских мастеров. С 1653 г. Во время освободительной войны экономика страны заметно подорвалась, но это не повлияло на характер русско-украинских торговых отношений. По-прежнему поступали из Украины в Россию продукты сельского хозяйства, изделия ремесла и промыслов, как и раньше, отправлялся скот.
К примеру, брянские купцы покупали на Черниговщине коров и овец, торговые люд из Нежина гнал на продажу волов, лошадей на калужские и на свенские вблизи Брянска ярмарки. В пограничных городах России торговали лошадьми купцы из Гадяча, Веприка и других городов и сел Украины. Россия вывозила большое количество воска для продажи в западноевропейских странах, этим объясняется закупка русскими купцами данного товара на территории соседа. Так, путивльский купец Д. Гурьев в 1651 г. В России украинские купцы продавали мед, царское правительство наказывало купцам закупать на Украине табак для своей армии.
Производство поташа на Украине сосредоточили в своих руках преимущественно богатая старшина, казаки и зажиточные крестьяне. Большие партии готовой продукции или вывозилась на территорию России, или продавалась на месте нашим купцам, приезжавшим на Украину с этой целью. Несмотря на то что большое количество селитры требовалось и в Малороссии для производства пороха, во время освободительной войны её вывозили в Россию. Кроме выше упомянутых товаров в Россию с Украины поступали на продажу стеклянная посуда, тулупы, полотно. Торговые связи России с Украиной осуществлялись традиционными путями сообщения, существовавшими еще до освободительной войны. Основной путь, связывавший большинство городов двух народов, проходил через Путивль, Севск, Волхов, Калугу на Москву.
В междуречье и Дона и Днепра с юга на север проходил Муравский путь — сакма, западными ответвлениями его в междуречье Сейма и Пела были Пахнучкова дорога и Бакаев путь. В годы освободительной войны в Малороссии, экономические связи между Россией и Украиной стали неотъемлемой основой установления и дальнейшего развития политических и дипломатических отношений, завершившихся воссоединением братских народов в единое мощное государство. Выходя из исследования экономических и торговых отношений между русскими и украинцами, мы делаем чёткий вывод о том, что именно поддержка Российского царства сыграла важную роль в освободительной войне. Выше я приводил пример с засушливыми, а значит малоурожайными 1648-49гг. Если бы не инициативная помощь России хлебом, кто бы знает, как голодное войско запорожцев противостояла мощной армии Речи Посполитой. При том, что бы вести длительную войну, нужны большие экономические средства.
Здесь тоже российское правительство не отвернулось и оказывала помощь Украине. На вырученные деньги, полученные в торговых отношениях с Россией малороссийский народ приобретал нужное военное снаряжение. Взаимоотношения Донского и Запорожского казачество. Приложение 6 Запорожские и донские казаки жили тяжело. Неспокойное время было обусловлено постоянными вражескими набегами и усилением религиозного гнёта. Запорожских казаков пытались окатоличить, а к донские испытывали мусульманское влияние со стороны крымских татар и других неприятелей.
Несмотря на все попытки врагов отторгнуть оба казачества от общей религии, они оставались верны православию. Именно наличие общих религиозных связей стало одной из главных причин к взаимопомощи, а потом и сотрудничество донцов и запорожцев уже в едином государстве. После небольшого введения мы приступим к рассмотрению этих взаимоотношений. К середине XVI в. В известиях летописцев этого времени как одним из главных донских атаманов упоминается Михаил Черкашевин, этот человек пользовался на Дону почётом и уважением. Польский хронист конца XVI в.
В известиях 20-х годов XVII. Это было совместным делом двух казачеств. Это о наличие боевой взаимопомощи и союза между казачествами России и Украины. Укреплению и развитию этих связей способствовало единство происхождения не даром запорожцы и донцы называют себя братьями. Как позже увидим, что донские казаки постоянно помогали запорожцам в их борьбе против Речи Посполитой. Глубокое сочувствие России в освободительной борьбе и прямая её помощь проявились, в первую очередь в том, что русский люд, а именно крестьяне, бежавшие от крепостничества На Украину, вступали в ряды повстанческой армию.
В битвах времён освободительной войны украинского народа всегда принимали участие и храбро сражались отряды донских казаков, которые постоянно пополнялись новыми добровольцами из донского казачества. Так, в отписке вяземских воевод в Посольском приказе в июне 1648 г. Российское казачество продолжало помогать украинскому и в дальнейших сражениях. Под Пилявцами так же участвовал полк донцов. Позже прибыли отряды атаманов Сергеева и Медведева. Русское казачество помогало Украине вплоть до завершения войны и Воссоединения с Россией.
Культурные отношения народов. К исторической "встречи" народов в Переяславле в культуре России и Украины общих черт было довольно много. Корнями они уходили в глубокую древность и обуславливались единством территории, на которой возникла восточнославянская государственность, родственной близостью языков и т. Благодаря которой давние историко-культурные связи русских и украинцев остались сохранёнными и продолжали укрепляться в течение всего периода "раздельного существования" народов — от начала феодальной раздробленности Руси и вплоть до Переяславской Рады середины XVII в. Именно это имела в виду и казацкая старшина во главе с гетманом Богданом Хмельницким, обращавшаяся за помощью и защитой к "православному" царю. Несмотря на трудную обстановку военного времени, культурные связи России и Украины продолжали развиваться.
Они проявлялись в различных сферах культурной жизни, но прежде всего в издательском деле. Книги, выходившие из печати в Москве, отправлялись и распространялись на Украине. В этом же году в Москве вышел из печати изданный в Киеве в 1645 г. В культурных связях Украины с Россией важную роль играл Киевский коллегиум. Правительство России без перерывов оказывало посильную материальную помощь киевскому Братскому монастырю и коллегиуму при нем. В этих учебных заведениях обучалась не только украинская молодежь, а и белорусская и российская.
Воспитанники и преподаватели Киевского коллегиума всегда выступали за воссоединение России с Украиной. Ректор этого учебного заведения Иннокентий Гизель и преподаватель Феодосий Сафонович вовремя национально-освободительной войны его в своих трудах и лекционных курсах проводили идею единства восточных славян со времен Киевской Руси. Определенный вклад в развитие российско-украинских культурных связей внесли учёные и писатели Украины. На пример в 1648 г. В мае 1649 г. В июле этого же года в Москву прибыли Арсений Сатановский и Епифаний Славинецкий, где они оба навсегда и остались, работая не только как переводчики книг с греческого, латинского и польского языков на русский, но и в качестве преподавателей.
В 1651 г. Митрополит киевский обратился с просьбой к царю прислать книги, необходимые для церковной службы в Софийском соборе. В следующем году московское правительство отправило в Киев своих представителей для закупки изданных на Украине книг. Таким образом, имел место двусторонний книжный обмен. Уже после воссоединения русских и украинцев в XVII в. Так из украинского народного творчества в растительный орнамент русских серебряных изданий XVII в.
Культурные связи народов умножались и крепли на глазах. Уже после 1654 г. Тому в подтверждение находка академика М. Сперанский в середине XX в. Записанные вперемежку с русскими песнями, без перевода, они являются прекрасным доказательством того, что произведения украинского устнопоэтического творчества активно воспринимались в России во второй половины XVII в. Немалое количество украинских песен, которые исполнялись и записывались самыми различными любителями народного творчества, попало в рукописные, а позднее, в XVIII в.
Переселения украинцев на территорию российского государства в середине XVII в. Культурные связи Украины с Россией явились важным фактором переселения, подтверждающим укрепления отношений между народами. Связи Украины с Россией также усиливались и сближали людей в годы освободительной войны благодаря массовым переселениям в пределы Русского государства, бежавших от гнета магнатов и шляхты. Основная масса переселенцев приходила с семьями, имуществом, тягловой силой — волами, лошадьми, а также с мелким скотом, некоторые из них, даже брали с собой пчелиные ульи. На предоставленных царским правительством землях они закладывали свое хозяйство и получали от русского правительства определенную финансовую помощь. Селились они в основном на территории Слобожанщины, где несли казацкую службу, охраняя южные границы России от вражеских вторжений.
На новых местах переселенцы сохраняли свой традиционный быт, осваивали незаселенные просторы. Украинский народ вносил свой вклад в развитие экономической жизни России. Переселялись не только казаки и крестьяне, но и ремесленники, работники различных специальностей: портные, сапожники, кузнецы, кадочники, слесари, мельники и др. В 1652 г. Боярин Б. Морозов, владелец этих промыслов в центральных районах Российской Ипрерии, принимал на службу будников с Украины.
Например, в 1652 г. Бугай, взявший с собой еще двух своих соотечественников. Это и явилось одной из причин бегства многих крестьян из России на Украину. Так в отписке путивльских воевод Ф. Хилкова и П. Протасьева в Разрядный приказ от 9 марта 1652 г.
А в листу, государь, их написано: бьют челом тебе, государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии, черкасы, чтоб ты, государь, пожаловал велел их принять на свое государево имя на вечное житье и землями устроить, где ты, государь, укажешь. А в роспросе он, черкашенин, сказал, что будет их, черкас, з женами и з детьми с 500 человек семьянистых людей. Жители украинского пограничья с разрешения местных власти, иногда и самовольно косили сено, засевали землю, заводили пасеки, занимались производством дегтя и селитры, строили мельницы, ловили рыбу на территории России. В письме к путивльским воеводам 17 июля 1650 г. Таким образом, в ходе освободительной войны украинского народа произошли большие изменения в социально-экономическом и политическом её развитии: было ликвидировано крупное землевладение польских магнатов, подорвано среднее и мелкое шляхетское землевладение. Часть освобожденных земель отошла казакам и крестьянам, создателям вольных войсковых сёл.
На освобожденной территории почти исчез феодализм, значительная территория освободилась от национального гнёта. Создававшиеся новые органы власти усиливали позиции украинских эксплуататоров. Старшинская администрация Украины проводила свою политику в интересах господствующего класса. Развивались и крепли экономические и культурные связи России с Украиной, способствовавшие сближению двух братских народов. Но главного — воссоединения Украины с Россией — осторожное правительство царя Алексея Михайловича пока не делало.
А великого государя нашего царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и его государевых детей и наследников Владиславу королю, и вперед будучим королем польским и великим князем литовским, и паном раде, и всей Речи Посполитой во всяких письмах описывати и имяновати по его государскому достоинству и по вечному докончанью великим государем царем и великим князем всеа Русии самодержцем, с полными его государскими титлы, по его государскому достоинству. И как он, великий государь, сам себя описует по докончальной грамоте отныне и до века и вперед неподвижно безо всякого премененья. А Владиславу королю польскому и великому князю литовскому и вперед будучим королем польским и великим князем литовским писатися по прежним обычаем с полными ж их титлы по докончальной грамоте. А к Московскому государству Владиславу королю польскому и великому князю литовскому, и его братье, и детем, и внучатом причитанья ни в чем не иметь и царем, и великим князем всеа Русии, и титлами Московского государства не писатися и не имяноватись. И то вечное докончанье с обе стороны сперва великие послы, а после того и сами обои великие государи своими государскими душами, крестным целованьем, закрепили и грамотами и печатьми утвердили, что меж ими, обоими великими государи, тому вечному утвержденью быти навеки непременну. И с стороны Владислава короля польского и великого князя литовскою при нем, Владиславе короле, вечное докончанье нарушено: блаженные памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и сына его государева, великого государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца, в королевских во многих грамотах и порубежных городов воевод, и каштелянов, и старост, и капитанов, и державцов в государевы порубежные юроды к воеводам в листех их имянованья и титлы писаны не по вечному докончанью, со многим премсненьем. А иные злодеи во многих листех писали с великим безчестьем и с укоризною, а королевское имянованье писали царским имянованьем и многих государств государем и облаадателем. И о тех королевских многих неправдах посыланы от них, государей, в Польшу и в Литву ко Владиславу королю польскому и великому князю литовскому их государевы великие послы и посланники. А велено им, будучи у короля на посольстве и с паны рады в ответех, о государеве чести говорити, и подлинные прописные листы казати, и списки с них дати, и на тех людей казни и наказанья просити. И во 148-м году писал ко государю Владислав король в грамотах своих: которые люди, за его королевским заказом, учнут государево имянованье и титло писать не по их государскому утвержденью, и те будут кажнены, а которые писали неостерегательно, и тех с сойму однолично велит казнить, а вперед того отнюдь не будет. А в ответном письме панов рад, каково дали во 153-м году государевым великим послом боярину князю Алексею Михайловичу Львову с товарыщи, написано, что королю, покаместа право не ставало, потаместа каранья чинить было не мочно. А ныне за те проступки, после право поставленого, король на сойм позвати велел, и казнь по проступке их против права их подлинно учинена будет. И по тем королевским грамотам, и по ответным письмам, и по договорам панов рад при Владиславе короле исправленья никакова не бывало. А при нынешнем Яне Казимире короле польском учало быть и пуще прежняго: блаженные памяти про великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и про деда его государева, блаженные памяти про великого государя святейшаго патриарха Филарета Никитича московского и всеа Русии, также и про великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца в книгах их напечатаны злые безчестья, и укоризны, и хулы. Чего не токмо великим государем християнским, помазанником божиим, и простому человеку слышати, и терпети невозможно, и помыслити страшно. Также и Московского государства про бояр и про всяких чинов людей напечатаны в тех книгах многия безчестья и злые укоризны, чего ни в которых государствах не токмо за вечным докончаньем, и в развратье того не бывает. А Владислав король написан обранным великим князем московским мимо вечного докончанья. И в прошлом во 158-м году по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии указу посыланы в Польшу и в Литву к Яну Казимеру королю его государевы великие и полномочные послы - боярин и оружейничей и наместник Нижнего Новагорода Григорей Гаврилович Пушкин с товарыщи. А велено им о тех королевских и панов рад многих неправдах говорити накрепко и за государскую честь по посольским договором на виноватых просити казни смертные. И по королевскому указу паны рада тем государевым великим послом дали договор за руками своими и за печатьми, что тех всех про государево имянованье и титла обвиненных людей, которые в росписи от них, великих послов, им, паном раде, написаны в Варшаве на сойме, по правом корунным и литовским и против соймового уложенья констытуцыи 1637 году судити. И по проступке их осудя, и смертью, хто будет достоен, казнити при государевых послех или при посланникех. А в констытуцыи 1637-го году написано: а на таковых, которые б дерзали писать, или титлы умаляти, или отменяти, пенам пердуэллионис закладаем, а по-руски то слово - смертная неотпущательная казнь и отлучение имения. И по государеву указу, а по королевской присылке, посыланы х королю на сойм с прописными листами посланники Офонасей Прончищев да дьяк Алмаз Иванов. И будучи они у короля и у панов рад, в ответех о государеве чести говорили, и на виноватых по договору и по констытуцые казни просили, и стояли о том крепко. И король и паны рада на той сойме при государевых посланниках не токмо что по договору исправленья не учинили, и многих винных людей к суду не поставили и правды ни в чом не показали. И после того присылал ко государю Ян Казимер король посланников своих - Альбрехта Пецлавского да Хриштопа Униховского, а с ними присылал с сойму на тех подданных своих, за государеву честь обвиненых, людей з декретом. И в том декрете к прямому исправленью ничего не написано. И многие винные люди от вин своих учинены свободными не по делу, а на которых обычных немногих людей и вина положена, и про тех в том же декрете написано: где они, живы ли или померли, про то им и самим не ведомо. И по государеву указу тот декрет у них, посланников, за такими явными неправдами не принят.
Обусловленный историей путь к воссоединению Нарастание национального и религиозного гнета православного малороссийского населения со стороны польской шляхты и католической церкви мощно подпитывал стремление к обособлению от угнетателей. Постоянно вспыхивали мятежи и поднимались восстания, жестоко подавлявшиеся войском Речи Посполитой. В 1638 году польские паны вынудили казачью старшину подписать невыгодный для них договор. С 1648 года в противостоянии восставших и польских карателей наметился перелом, который можно назвать первым этапом нацонально-освободительного движения Малороссии.
Время восстаний
- Освобождение Украины от Речи Посполитой и присоединение к России
- Начало воссоединения Украины с Россией | Пикабу
- Библиотека
- Внешняя политика России в XVII веке. Воссоединение Украины с Россией
- Русская История 19Воссоединение Украины с Россией (Виталий Голышев) / Проза.ру
- Главное меню
«Рабы господствуют над нами»
- Итоги присоединения Украины
- Как Украина воссоединялась с Россией несколько веков назад
- Русская История 19Воссоединение Украины с Россией (Виталий Голышев) / Проза.ру
- Виртуальный хостинг
- Библиотека
- «Хотим самодержца». Переяславская рада объединила две части русского народа
Брестская уния
- Россия воссоединилась с Украиной 366 лет назад
- Присоединение Украины к России, освобождение от Польши. Андрусовское перемирие
- Воссоединение России с Россией
- Присоединение Украины к России (причины и последствия)
- Казак лихой: как Богдан Хмельницкий вернул украинцев в Россию | Статьи | Известия
- Главное меню
Присоединение Украины к России (причины и последствия)
Князьям Острожским принадлежали 80 городов и местечек, 2760 сел, Вишневецким — 40 тыс. В их владениях, помимо крепостных крестьян и мещан от Micro — город , то есть ремесленников и торговцев, жили городовые казаки, мелкие землевладельцы и др. Украинских мещан притесняли в ремесленных и торговых делах, что вынуждало их переходить к земледелию, бежать в Запорожье, степи, в Россию. Их участники выступают против панско-шляхетского гнета, за сохранение родного языка, обычаев предков, за православную веру. Самое мощное из них — восстание на Украине и в Белоруссии, начавшееся в 1648 г. Оно вылилось в национально-освободительную и антифеодальную войну обоих народов против панско-шляхетского гнета, за социальное и национальное освобождение, за воссоединение с Россией. Она носила всенародный характер. В общенациональный блок вошли крестьяне, мещане, рядовые казаки — главная движущая сила восстания, затем — средние слои ремесленно-торгового населения городов, реестровое казачество, казацкая старшина, мелкие украинские феодалы, духовенство. Возглавивший движение Богдан Хмельницкий, сам немало потерпевший от польских властей, в конце января собрал в низовьях Днепра отряд в 300 повстанцев и неожиданно напал на Запорожскую Сечь, разгромив стоявший там польский гарнизон. Реестровые из гарнизона перешли на его сторону.
Казаки избрали Хмельницкого кошевым гетманом Войска Запорожского, и вскоре началось его победное шествие по Украине. Для подавления восстания в район Черкасс и Корсуня прибыла регулярная армия Н. Потоцкого, коронного гетмана, и М. Калиновского, польного гетмана. Против повстанцев действовали военные отряды магнатов. Хмельницкий собирал в Сечи силы. Союз с крымским ханом Ислам-Гиреем, приславшим на помощь пятитысячный конный отряд, обеспечил гетману тыл. Весной он вышел из Запорожья на север. Хмельницкий одержал блестящие победы над коронными войсками Речи Посполитой у р.
Желтые Воды 19 апреля 1648 г. Тогда же, в мае, он занял Белую Церковь, Киев и другие города. По всей Украине поднимался на борьбу народ, вдохновленный его победами. От рук повстанцев пали многие помещики, арендаторы, управляющие, ростовщики, корчмари. В сентябре 1648 г.
В 1649 году поляки заключили с ним мир, в котором пошли на множество уступок. В Киевском, Брацловском и Черниговском воеводствах отныне государственные должности могли занимать только православные. Казаки получили немало привилегий и по части пошлин. Но Хмельницкий понимал, что этот компромисс временный.
На Переяславской раде в начале 1654 года казаки подтвердили этот выбор и присягнули Москве. Казачий круг единодушно провозгласил: «Волим под царя восточного, православного! Война началась для России фантастически успешно. И воины Богдана не подводили, сражались на совесть. Войска царя Московского освободили все главные города, к тому времени остававшиеся под властью Польши: Смоленск, Минск, Гомель, Оршу, Шклов... Богдан взял в кольцо Львов. Правда, к тому времени крымские татары уже сражались против русских и казаков. Вполне естественно, что далеко не все решения царя Алексея Михайловича приходились Богдану по душе. И Москва не имела оснований безоглядно доверять гетману.
Это проявилось, когда в противостоянии появился новый серьезный участник — Швеция. Стокгольм решил воспользоваться ослаблением Речи Посполитой, и шведские войска захватили несколько польских городов. Как ожидаемая интеграция королевства в блок скажется на европейской безопасности Для Москвы ситуация усложнилась. В окружении царя многие включая патриарха Никона считали, что пришло время добить Польшу. Этого мнения придерживался и Богдан. Но Алексей Михайлович боялся усиления Швеции на западных рубежах Русского царства, подписал перемирие с поляками и начал боевые действия против шведов. Он послал отряд своих казаков в помощь шведам — вопреки воле русского царя. Но не стоит преувеличивать конфликт Богдана с Москвой. Алексей Михайлович понимал, что Хмельницкий вправе тревожиться по поводу даже временного примирения Москвы с поляками.
И направил в ставку гетмана посольского дьяка, видного дипломата Артамона Матвеева, который одарил Хмельницкого от имени московского самодержца «многими соболями». Единство русского царства, включавшего и гетманщину, не поколебалось. Моряки стоят на защите южных рубежей Отечества «И воцарилася свобода... Его соотечественники скинули с плеч польское ярмо. Паны и после смерти Богдана мстили ему, забыв о законах чести. В 1664 году польский воевода Стефан Чарнецкий совершил набег на хутор Хмельницкого, сжег его дотла, а прах гетмана и его сына Тимофея выбросил из могил «на поругание». Но эти варварские выходки не могли вспять повернуть историю. Две ветви русского народа уже выбрали общую судьбу.
Воссоединение России с Украиной способствовало усилению крепостничества, что мобилизовало население Малороссии включиться в борьбу с царским режимом. Это обстоятельство создало благодатную почву для формирования антирусских настроений в массе народа и последующее этническое обособление украинцев.
В конечном итоге воссоединение Украины с Россией было одним из факторов, повлиявших на свержение монархии в Российской империи. Обусловленный историей путь к воссоединению Нарастание национального и религиозного гнета православного малороссийского населения со стороны польской шляхты и католической церкви мощно подпитывал стремление к обособлению от угнетателей.
Из приведенного текста видно, что в мае 1653 г.
Это уже подтверждает сделанное выше предварительное заключение о соборном заседании в первой половине 20-х чисел мая. Обсуждение было долгое, опросили людей «всех чинов». Приняли во внимание и мнение «площадных людей» очевидно, не участников собора, а тех, кто был на площади пока шло заседание и как-то выразил свое к нему отношение.
В результате было высказано единодушно положительное мнение о присоединении Украины к России. В грамоте выражено удовлетворение его добровольным характером со стороны украинцев, но указано, что окончательное решение вопроса о их присоединении и оформление этого акта отложены до возвращения посольства из Польши в Москву. До нас дошел акт этого собора.
В нем три части: 1 царский указ о созыве собора; 2 доклад от правительства; 3 приговор бояр и думных людей и речи других сословных групп. В качестве участников собора названы: царь, патриарх Никон, митрополит Крутицкий Селивестр, митрополит сербский Михаил, архимандриты, игумены, «со всем освященным собором», бояре, окольничие, думные дворяне, стольники, стряпчие, дворяне московские, жильцы, дворяне из городов, дети боярские, гости, торговые люди гостинной, суконной сотен, тяглые люди черных сотен и дворцовых слобод, стрельцы стрелецкие головы. Фигурирует и стереотипная формула: «и всяких чинов люди».
Это примерно тот же состав, что назван в «письме» от 25 мая, добавлены только жильцы, стрельцы и более детально сказано о «торговых людях». Заслуживает внимания, что в словах «дворяне и дети боярские выборные из городов» определение «выборные» зачеркнуто. Очевидно, к «выборным» служилым провинциальным людям на последнем этапе земского собора правительство уже не обращалось.
Оно имело с ними дело в мае-июне, когда они были вызваны в Москву. Государь явился на него прямо из церкви с крестным ходом. На соборе было «чтено всем вслух» «письмо» доклад в новой редакции о «неправдах» польского короля и панов рад и о «челобитной государю в подданство» Богдана Хмельницкого и войска Запорожского.
После «прочтения» правительственного доклада последовало его обсуждение. Затем следуют высказывания других «чинов», перечисленных в начале документа. Здесь говорится уже не о «приговоре», а о «допросе» «допрашиваны ж по чином, порознь».
Воссоединение России с Россией
11 октября 1653 г. земский собор в г. Москве, откликаясь на предложение Богдана Хмельницкого, принял решение о принятии Украины в состав России. § 3. Воссоединение Украины с Россией. Лишь в середине столетия появилась возможность воссоединить часть древнерусских земель, входивших некогда в состав Киевской Руси, потом захваченных Польшей и Литвой (с 1569 г. —двуединая Речь Посполитая). С советских времен Переяславская рада именуется актом воссоединения Украины с Россией, а до того ее называли воссоединением тория Переяславской радыВо второй половине XIII века.
Вхождение Украины в состав России
Под предводительством Богдана Хмельницкого было поднято последнее из них, охватившее практически всю территорию Украины XVII века. Украинские националисты пытаются представить процесс воссоединения Левобережной Украины с Россией как аннексию. мирное объединение России и Украины в 17 веке История РоссииПодробнее. Воссоединение Украины с Россией при Богдане Хмельницком: предпосылки. Т. 10; Воссоединение Украины с Россией.
История России. Воссоединение Украины с Россией История. Россия в X-XVII веках
Воссоединение Украины с Россией имело огромное значение для обоих государств: освободило народ Украины от национального и религиозного гнета, спасло от порабощения Польшей и Османской империей, способствовало формированию украинской нации. Воссоединение Украины с Россией было одобрено не только царем, но и всеми слоями населения (кроме крепостных, не имевших права голоса), представители которых собрались на соборе. Таким образом, связь Украины и России в XVII веке была ещё некрепкой. Переяславский договор 1654 г., ознаменовавший воссоединение Украины с Россией, был предопределен этническим, религиозным и историческим родством двух народов.
Вы точно человек?
Народные низы вели постоянную борьбу с угнетателями — панами, их управителями, арендаторами, корчмарями, ростовщиками. Опорой всех холопов стала Запорожская Сечь — вольное казачество, обосновавшееся в низовьях Днепра, в районе порогов. Часть казаков, наиболее крепких, богатых, с 70-х годов XVI в. Но большинство запорожцев составляли нереестровые. Магнаты и шляхтичи владели огромными имениями, выжимали все соки из своих подданных. Князьям Острожским принадлежали 80 городов и местечек, 2760 сел, Вишневецким — 40 тыс. В их владениях, помимо крепостных крестьян и мещан от Micro — город , то есть ремесленников и торговцев, жили городовые казаки, мелкие землевладельцы и др. Украинских мещан притесняли в ремесленных и торговых делах, что вынуждало их переходить к земледелию, бежать в Запорожье, степи, в Россию. Их участники выступают против панско-шляхетского гнета, за сохранение родного языка, обычаев предков, за православную веру. Самое мощное из них — восстание на Украине и в Белоруссии, начавшееся в 1648 г. Оно вылилось в национально-освободительную и антифеодальную войну обоих народов против панско-шляхетского гнета, за социальное и национальное освобождение, за воссоединение с Россией.
Она носила всенародный характер. В общенациональный блок вошли крестьяне, мещане, рядовые казаки — главная движущая сила восстания, затем — средние слои ремесленно-торгового населения городов, реестровое казачество, казацкая старшина, мелкие украинские феодалы, духовенство. Возглавивший движение Богдан Хмельницкий, сам немало потерпевший от польских властей, в конце января собрал в низовьях Днепра отряд в 300 повстанцев и неожиданно напал на Запорожскую Сечь, разгромив стоявший там польский гарнизон. Реестровые из гарнизона перешли на его сторону. Казаки избрали Хмельницкого кошевым гетманом Войска Запорожского, и вскоре началось его победное шествие по Украине. Для подавления восстания в район Черкасс и Корсуня прибыла регулярная армия Н. Потоцкого, коронного гетмана, и М. Калиновского, польного гетмана. Против повстанцев действовали военные отряды магнатов. Хмельницкий собирал в Сечи силы.
Союз с крымским ханом Ислам-Гиреем, приславшим на помощь пятитысячный конный отряд, обеспечил гетману тыл. Весной он вышел из Запорожья на север. Хмельницкий одержал блестящие победы над коронными войсками Речи Посполитой у р.
Как следствие набегов, днепровские берега превратились в опустошенную периферию польско-литовского государства, известного как Речь Посполитая. Земля на них считалась непригодной для оседлой жизни из-за постоянной крымской угрозы. Но соотношение рисков и выгод резко изменилось в 1518—1520 годах после введения Польшей крепостного права. Восточнославянские беженцы потянулись в обратном направлении, при этом самые боеспособные из них, готовые оказать сопротивление татарам, объединялись в отряды казаков. К середине XVI века положение на днепровских берегах резко переменилось. Благодаря казакам плодородные угодья удалось защитить и заново обжить, но возникшие при этом самодеятельные суды и войсковые части формировались без участия Польши. Речь Посполитая быстро пришла к мысли, что это недопустимо. В 1570-е король Стефан Баторий объявил всю "ничейную" землю на Украине государственной и приступил к раздаче ее приближенным. Казаков стали рассматривать как посторонних: беглых государственных крепостных крестьян и незаконных владельцев того, что должно по праву принадлежать полякам. Конфликт между сторонами становился неизбежным. Как если бы не отдавая себе отчета в его опасности, польские власти усугубили социальную вражду религиозной. В 1596 году под нажимом короля Сигизмунда III православные епископы Киева, Львова, Луцка, Холма, Перемышля приняли догматы католической веры на условиях сохранения православных традиций богослужения. Единоверцы внешне, но католики внутри, униаты не смогли найти общий язык ни с казаками, ни с крестьянами, обвинявшими их в предательстве. Государственная политика по принуждению к подчинению Папе Римскому годилась только на то, чтобы вызывать общую ярость. С 1596 по 1648 год на Украине произошло шесть казацких восстаний — мятежников возмущало закрытие православных храмов и передача их униатам. Про то же вели речь и авторы постановления Земского собора о принятии запорожцев в подданство России: необходимость сражаться с поляками объяснялась ими угнетением православной церкви в польско-литовском государстве и солидарностью с единоверцами. Где пролегали границы Украины? Почти не прекращавшиеся восстания казаков в первой половине XVII века вели к необычному последствию — размыванию границ казачьей Украины. Само это слово использовалось в значении "степная или пограничная полоса" и соответствовало польскому термину "кресы". Мятежи Ивана Сулимы и Карпа Павлюка в 1635—1637 годах на Днепре "в кресах" или на "украине" изнурили Польшу и вылились в кровопролитное возмездие со стороны поляков. Спасавшие свои жизни казаки бежали за Днепр на территорию России. Московское государство позволило им обустраивать себе новую "украину" с русской стороны границы. Прибывшим в Россию в качестве беженцев украинским казакам разрешили обживать земли нынешних Харьковской, Сумской, Луганской и Донецкой областей. По согласию и прямому распоряжению царей там возникали новые центры — Харьков, Сумы, Изюм, никогда не входившие в состав Польши. Украинцы оседали и в старых укреплениях - Путивле, Бахмуте, Чугуеве. На границе с Речью Посполитой у России быстро образовалась полоса смешанного русско-украинского населения. Границы казацкого непризнанного государства, вошедшего в состав России в 1654 году, пролегали южнее и западнее, поскольку не выходили за пределы Польши. Его главным городом был Киев, но фактической столицей Чигирин; казаки установили контроль над Черниговом в XVI веке он также принадлежал России, но был завоеван поляками , Переяславом и островами за порогами Днепра.
Однако началась активная дипломатическая работа, посланники Сечи и Москвы регулярно ездили «в командировки» для выяснения взаимных ожиданий, вкладов в общее дело и гарантий исполнения обещаний. Непростое решение Восстание в конечном итоге переросло в полноформатную национально-освободительную войну, в которой принимали участие до 80 тысяч человек с каждой стороны. И проходила она для Хмельницкого с переменным успехом. Дважды он заключал мирные соглашения, необходимые для передышки и восстановления сил. К 1651 году ему удалось добиться автономии: на оговоренной территории, наименованной Гетманщиной, он объявлялся единовластным правителем. Число вооруженных лиц в Гетманщине ограничивалось сорока тысячами. Остальным надлежало заняться своими «довоенными» делами. Всем участникам восстания объявлялась амнистия. Между тем положение Хмельницкого оставалось неустойчивым. Союзники — крымские татары — несколько раз предавали его в самую драматическую минуту, разрывая военный союз. Поражение от превосходящего в силе противника могло означать утрату украинцами национальной идентичности. Поскольку в Кракове вынашивались планы ополячивания Украины. В этой ситуации искать защиты можно было лишь у братьев по вере и у этнических родственников — русских. Последнее, третье, самое отчаянное письмо, Хмельницкий отправил Алексею Михайловичу в сентябре 1653 года, когда ресурсы запорожцев были на исходе. Путем народного волеизъявления Украинские националисты пытаются представить процесс воссоединения Левобережной Украины с Россией как аннексию. А Хмельницкого изображают этаким предателем национальных интересов. Это слово в последний год настолько затерлось, что необходимо напомнить его истинный смысл. Вот какую формулировку предоставляет Большой энциклопедический словарь: «Аннексия — от латинского annexio присоединение , вид агрессии, насильственное присоединение захват всей или части территории другого государства или народа, а также насильственное удержание народа в границах другого государства». Даже если предположить, что Хмельницкий был «агентом Москвы», то воссоединение было в высшей степени добровольным, но никак не насильственным, якобы противоречившим настроениям проживающего на присоединенной территории населения. Для решения крайне важного для нации вопроса о присоединении Богдан Хмельницкий созвал в Переславле ныне — Переславль-Хмельницкий всеукраинскую Раду. В отличие от обычных старшинских или войсковых рад она отличалась тем, что была объявлена «явной всему народу», то есть открытой. В ней приняли участие прибывшие отовсюду казаки, крестьяне, ремесленники, городская беднота, купцы, казацкая старшина, представители православного духовенства и мелкой украинской шляхты. Рада сочла более чем убедительными доводы Хмельницкого о присоединении к России как единственной возможности обезопасить украинцев от гнета Польши и вероломства крымского ханства. Значительную роль в принятии решении сыграли единая с русскими вера и общая славянская кровь. После Переславской Рады представители московского посольства побывали в 177 городах и селениях Украины для принятия присяги от населения на верность царю.
Фото: wikimedia. С другой стороны, это вело к войне с Речью Посполитой. На Соборе дебаты были жаркими. И царь, и Собор понимали: это буферная зона между нами — и поляками с крымскими ханами. С другой стороны — это возможность вернуть земли, потерянные во время Смуты — под предлогом помощи казакам. Просчитав все за и против, на Земском соборе решили рискнуть. И принять казаков под наше покровительство. Но без Киева, который тогда располагался лишь на правом берегу и который казаки на тот момент не контролировали — это случилось через полтора десятка лет. К 1654-му скорее ближе минимальная цифра — около 20 тысяч человек, способных. Местное духовенство православное было согласно. В целом, на Переяславской раде было продублировано решение Земского собора в Москве. Это язык, который понимали в Москве. Новгороде, Владимире. Скорее 50 на 50. Все же историография украинская считала его Борцом за независимость казачества, Гетманщины - а значит и Украины. Но украинские националисты, конечно, пеняют Хмельницкому за то, что он продался москалям — мол, надо было биться с поляками до последнего, либо перейти под власть Османской империи. Кстати ряд преемники Хмельницкого этим и пытался заниматься. При том сам Хмельницкий на Раде подчеркнуто называли османов басурманами. И это положительно для государства. Царь знал, что те, кто составляют оплот страны, когда то были вольными людьми - как и запорожские казаки. И они со временем станут защитой государства российского — в новых его границах, так надеялся государь. Да, конечно, казаки и тогда, и позже не всегда могли устоять перед соблазнами — например, перед подкупом. Но до присоединения Сечь долго была местом нестабильности - а Москва наделась ситуацию на юго-западных границах стабилизировать.
ВОССОЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ В 17 ВЕКЕ
Воссоединение Украины с Россией в 1654 году. Воссоединение Украины с Россией в 1654 году. Период заключения договора и утверждения выдвинутых казаками условий в историографии нередко называют «Воссоединение Украины с Россией». Воссоединение Украины с Россией в XVI-XVII веках сделало возможным присоединение большей части казацкого гетманства к Российскому государству. В первой половине 17-го столетия Украинские земли входили в состав Польши, Венгрии и Османской империи, и лишь часть восточноукраинских земель – Слободская Украина – входила в состав Московского царства.