Сегодня предельно остро стоит проблема нравственной ответственности ученых за свои открытия. Гораздо шире становится ответственность ученого, когда вопрос встает о формах и результатах использования его трудов через посредство техники и экономики. Нравственная ответственность ученых проявляется также в учете долгосрочных последствий своих исследований для общества и окружающей среды.
В чем проявляется нравственная ответственность ученых?
в чем проявляется нравственная ответственность ученых? в чем проявляется рост влияния науки на современное общество? Формы проявления научного риска многообразны, но всегда вопрос о нем тесно связан с проблемой моральной ответственности ученого. Нравственная ответственность ученых также проявляется в публичном обсуждении и анализе результатов исследований. в чем проявляется нравственная ответственность ученых? в чем проявляется рост влияния науки на современное общество? Ответственность ученого является оборотной стороной свободы его научного творчества. 4. В чем проявляется нравственная ответственность ученых? 5. В чем проявляется рост влияния науки на современное общество?
Этика и наука. Ответственность ученого
Нравственная ответственность ученых также означает стремление к справедливости и равноправию. Нравственная ответственность ученых заключается в том, чтобы при получении знаний не причинять никакого ущерба или вреда как участникам эксперимента. Нравственная ответственность ученого достаточно широкое понятие и включает в себя такие аспекты: 1. Моральный уровень мотивации деятельности— отношение к процессу создания чего-то нового. Проблема ответственности ученого перед обществом уже давно привлекает к себе большое в своей деятельности естественным образом несет ответственность, если можно так выразиться, общечеловеческого характера.
Нравственная ответственность ученого
Какую роль играет наука в современном обществе? В чем проявляется нравственная ответственность ученых? В чем Ответ или решение1 1. Наука - главный двигатель прогресса, поэтому играет очень большую роль в развитии современного общества.
Именно тогда впервые, человека попытались вывести из эволюции религии. Возможно, это не прослеживает точной связи, между формированием нравственности через религию, но для меня она очевидна. Именно тогда были заданы первые вопросы, о возможности существования человека, без опоры на религию. Именно тогда, для многих исчез религиозный страх и обязательства перед институтом церкви. Многие ученые до сих пор работают основываясь на эту школу, при этом оставаясь людьми высокой нравственности. Две эти теории существуют до сих пор.
Отсюда возникает еще один вопрос. Как нравственность и религия, могут влиять, например, на гражданскую позицию человека? Или может ли человек с активной гражданской позицией быть безнравственным?
В чем проявляется нравственная ответственность ученых?
Ученый в своей деятельности естественным образом несет ответственность, если можно так выразиться, общечеловеческого характера.
Ученые являются авторитетами в своих областях знания и имеют потенциал оказывать значительное влияние на общественное мнение и принятие решений. Поэтому, когда ученые осознают свою ответственность перед обществом, они могут работать на благо всего человечества, рассматривая этические аспекты при принятии решений и доводе своих исследований до широкой аудитории. Влияние нравственной ответственности на научное сообщество Нравственная ответственность ученых играет ключевую роль в формировании этических принципов и ценностей в научном сообществе. Она оказывает значительное влияние на качество и достоверность научных исследований. Придерживаясь нравственных принципов, ученые стремятся к честности и интегритету в своей работе. Они готовы отказаться от любых недобросовестных практик, таких как манипуляция данными, фальсификация результатов или плагиат. Нравственная ответственность пропагандирует идеалы честности, объективности и открытости в научном исследовании.
Кроме того, нравственная ответственность ученых влияет на их взаимодействие друг с другом и с научным сообществом в целом. Честность и справедливость в отношениях между учеными позволяют сохранить доверие и уважение друг к другу. Это способствует более эффективному обмену знаниями и опытом, а также созданию коллективной интеллектуальной среды, в которой идеи и открытия могут быть свободно обсуждены и переработаны. Нравственная ответственность ученых также отражается на общественном восприятии науки. Когда ученые соблюдают высокие стандарты этики и морали, это способствует привлечению доверия со стороны общества и финансирующих институтов.
В чем проявляется нравственная ответственность ученых кратко
Нравственная ответственность ученых – требовательность отношения к чести своего имени; им небезразличен способ получения истины. Нравственная ответственность ученого достаточно широкое понятие и включает в себя такие аспекты: 1. Моральный уровень мотивации деятельности— отношение к процессу создания чего-то нового. это прежде всего ответственность перед людьми (обществом в целом): их новые разработки влияют на качество жизни людей. Настоящим ученым может считаться не только человек с развитым интеллектом и способностями, но и человек нравственно ответственный С давних пор ученые отвергали плагиат — присвоение чужих идей.
В чем проявляется нравственная ответственность ученых?
Следует отметить, что научная деятельность требует от человека определенных качеств. Это не только беспредельное трудолюбие, пытливость и одержимость, но и высокое гражданское мужество. Настоящий ученый ведет бескомпромиссную борьбу с невежеством, защищает ростки нового, прогрессивного против попыток законсервировать устаревшие взгляды и представления. История науки бережно хранит имена ученых, которые, не жалея жизни, боролись с отсталым мировоззрением, тормозившим прогресс цивилизации. На костре инквизиции был сожжен Джордано Бруно , великий мыслитель, материалист, смело заявивший о бесконечности Вселенной.
В эксплуататорском обществе у науки и ученых был и остается еще один противник - стремление власть имущих использовать труд ученых в целях своего обогащения и в целях войны. Когда четкие нравственные критерии утрачивает современный ученый, вооруженный всей мощью современной техники и поддерживаемый всеми "активами" современных государств, когда он "в интересах науки", а не из нравственности, а часто и из чисто "эстетического" интереса к "делу", к открытию и творчеству, как таковому, изобретает наборы ядов, атомное, бактериальное, психопатогенное оружие, это смертельно для человечества, не говоря о том, что это смертельно и для науки. Среди областей научного знания, в которых особенно остро и напряженно обсуждаются вопросы социальной ответственности ученого и нравственно-этической оценки его деятельности, особое место занимают генная инженерия , биотехнология , биомедицинские и генетические исследования человека, все они довольно близко соприкасаются между собой. Именно развитие генной инженерии привело к уникальному в истории науки событию, когда в 1975 году ведущие ученые мира добровольно заключили мораторий, временно приостановив ряд исследований, потенциально опасных не только для человека, но и для других форм жизни на нашей планете.
Мораторию предшествовал резкий рывок в исследованиях по молекулярной генетике. Однако другой стороной этого прорыва в области генетики явились таящиеся в нем потенциальные угрозы для человека и человечества. Такого рода опасения и заставили ученых пойти на столь беспрецедентный шаг, как установление добровольного моратория. Тем не менее, дискуссии вокруг этических проблем генной инженерии отнюдь не утихли.
Ответственность ученых перед обществом за развитие оружия массового поражения Ученые во все времена высказывались за недопущения войн и кровопролития, а так же за прекращение использования ядерных технологий. Так, в декабре 1930 года Альберт Эйнштейн высказал мысль: "Если бы можно было добиться того, чтобы только два процента населения земли заявили в мирное время, что откажутся воевать, вопрос о международных конфликтах был бы разрешен, ибо нельзя было бы заключить в тюрьму два процента населения земного шара, для них не хватило бы места в тюрьмах всей земли". Тем не менее, призыв Эйнштейна оставил заметный след: это был неизбежный и необходимый этап в непростом процессе осознания учеными своего гражданского долга перед человечеством. Эйнштейн и ряд других видных ученых, в том числе Поль Ланжевен , Бертран Рассел , входили в инициативный комитет по подготовке Всемирного антивоенного конгресса, состоявшегося в Амстердаме в августе 1932 года.
Значительный шаг к объединению ученых против войны, был сделан антивоенным конгрессом в Брюсселе, в 1936 году. В рамках этого конгресса представители научной общественности тринадцати стран обсудили вопрос об ответственности ученых перед лицом военной опасности.
С одной стороны, ответственность невыполнима без свободы, с другой - свобода без ответственности становится беззаконной. Нравственной или безнравственной - а точнее гуманной или антигуманной - является не сама научная деятельность, а последствия практического внедрения новых научных знаний и открытий. Даже когда ученый не может предугадать эти последствия, это не снимает с него моральной ответственности перед обществом за свое открытие.
Ученый ответствен за полноценность своего открытия: от него требуется безупречная требовательность к достоверности материала, корректность в использовании работ своих коллег, строгость проводимого анализа и прочная обоснованность делаемых выводов. Это элементарные, сами собой разумеющиеся стороны ответственности ученого, его личная этика, называемая этическим кодексом ученых. Несмотря на близость этической и моральной сторон деятельности ученого, мы все же несколько разведем эти понятия и сосредоточиться на моральной ответственности ученого за последствия своей исследовательской деятельности. На наш взгляд, ценностный императив науки может заключаться в том, что любое новое знание, открытие не должно увеличивать риск существования и выживания человека, а должно быть направлено на благо человечества, служить его интересам. Однако такую точку зрения разделяют не все ученые.
Некоторые из них провозглашают этическую «нейтральность» науки, поскольку наука и мораль не имеют точек соприкосновения, они считают, что наука - «сама себе этика». Такой подход освобождает ученых от моральной ответственности за последствия сделанных ими научных открытий. Рассуждая о морали ученого, необходимо учитывать то, что сегодня наука рассматривается в трех своих проявлениях: - наука - это система знаний, - наука - это вид профессиональной деятельности человека, - наука - это социальный институт. Конечно, если рассматривать науку как систему знаний, то она действительно нейтральна, лишена ценностных факторов, потому что научное знание объективно: оно не может быть ни нравственным, ни безнравственным, ни добрым или злым; оно существует безотносительно к нашей оценке научного факта. Такой подход предполагает безучастность ученого к практическому применению его открытия и в какой-то степени безучастность к тому, как повлияют новые знания на судьбы человечества.
В том случае, если рассматривать науку как профессиональную человеческую деятельность или как определенную систему взаимосвязи научных организаций, членов научного сообщества то есть социальный институт , то мы неизбежно придем к выводу, что она подвержена влиянию на нее ценностных включающих в себя и нравственные факторов, которые принимаются как членами научного сообщества, так и общества в целом. Мы разделяем мнение многих ученых, которые подчеркивают изначально ценностно-ориентированный характер научной деятельности исследователя, независимо от времени его жизни. Поскольку научная деятельность - это род человеческой деятельности, то она не может не ориентироваться на человеческие ценности. Это значит, что деятельность ученого всегда связана с его определенным сознательно-ценностным выбором. Известная всем нам заповедь «Не навреди!
Особое значение моральная и этическая сторона деятельности ученого обрела в 20 веке, когда основное достижение атомной и ядерной физики -создание атомной бомбы - стало явлением не только научным, но и политическим. Открытие нового оружия изменило в целом всю политическую структуру мира, потому что с его открытием изменилось содержание понятия «независимая нация»: нация, не обладающая таким оружием, оказывается в зависимости от наций и государств, которые обладают таким оружием. Изобретение атомного оружия поставило новые проблемы и перед самими учеными, и перед наукой. Это обстоятельство наложило двойную ответственность на ученых. С одной стороны, ученый в результате важности своей деятельности для общества может участвовать в управлении государством.
Это принцип, ставший непререкаемым законом: «прежде всего не вреди». Эрлих выдвинул и мужественно отстаивал другой принцип: «прежде всего приноси пользу». Ясно, что они выходят далеко за рамки одной лишь медицинской науки, имеют самое широкое общее значение.
Такие проблемы встают многократно, и здесь нет абсолютного рецепта. Каждый раз ученые должны взвешивать «за» и «против» и брать на себя ответственность, как поступать.
Кроме того, нравственная ответственность ученых влияет на их взаимодействие друг с другом и с научным сообществом в целом. Честность и справедливость в отношениях между учеными позволяют сохранить доверие и уважение друг к другу. Это способствует более эффективному обмену знаниями и опытом, а также созданию коллективной интеллектуальной среды, в которой идеи и открытия могут быть свободно обсуждены и переработаны. Нравственная ответственность ученых также отражается на общественном восприятии науки.
Когда ученые соблюдают высокие стандарты этики и морали, это способствует привлечению доверия со стороны общества и финансирующих институтов. Такое доверие и поддержка общества важны для развития науки и для ее влияния на прогресс и благополучие человечества. В целом, нравственная ответственность ученых имеет исключительное значение для научного сообщества. Она способствует созданию этических стандартов и укреплению коллективного сознания ученых. Это позволяет науке развиваться на основе интегритета, доверия и честности, что является неотъемлемой составляющей успешного и ответственного научного исследования. Актуальность проблемы нравственной ответственности ученых сегодня Современная наука исследует и вносит значительные изменения в различные сферы нашей жизни.
Ученые занимаются разработкой новых технологий, изучают природные явления, находят лекарства от различных болезней. Стремительный прогресс науки и технологий, однако, может вызывать определенные этические и моральные вопросы.
Информация
Влияние нравственной ответственности на научное сообщество Нравственная ответственность ученых играет ключевую роль в формировании этических принципов и ценностей в научном сообществе. Она оказывает значительное влияние на качество и достоверность научных исследований. Придерживаясь нравственных принципов, ученые стремятся к честности и интегритету в своей работе. Они готовы отказаться от любых недобросовестных практик, таких как манипуляция данными, фальсификация результатов или плагиат. Нравственная ответственность пропагандирует идеалы честности, объективности и открытости в научном исследовании. Кроме того, нравственная ответственность ученых влияет на их взаимодействие друг с другом и с научным сообществом в целом.
Честность и справедливость в отношениях между учеными позволяют сохранить доверие и уважение друг к другу. Это способствует более эффективному обмену знаниями и опытом, а также созданию коллективной интеллектуальной среды, в которой идеи и открытия могут быть свободно обсуждены и переработаны. Нравственная ответственность ученых также отражается на общественном восприятии науки. Когда ученые соблюдают высокие стандарты этики и морали, это способствует привлечению доверия со стороны общества и финансирующих институтов. Такое доверие и поддержка общества важны для развития науки и для ее влияния на прогресс и благополучие человечества.
В целом, нравственная ответственность ученых имеет исключительное значение для научного сообщества.
В научном исследовании коррупция может проявляться, например, в подделке данных, плагиате, фальсификации результатов исследования или сокрытии негативных данных. Для борьбы с коррупцией ученые должны: Соблюдать научную этику. Это включает честность, точность, независимость и объективность в исследованиях. Действовать в рамках закона. Ученый должен соблюдать все законы и правила, регулирующие научное исследование, включая авторские права, сохранение конфиденциальности данных и использование животных в экспериментах. Сотрудничать с рекомендованными организациями. Некоторые организации разрабатывают стандарты и рекомендации для научных исследований, например, Комитет по этике в исследованиях с животными КЭИЖ.
Ученые должны сотрудничать с такими организациями и следовать их рекомендациям. Отказываться от участия в незаконных действиях. При обнаружении незаконных действий или нарушений этики, ученый должен отказаться от участия и сообщить об этом соответствующим органам. Избегание конфликтов интересов и коррупции — обязательное требование для всех ученых, которое помогает сохранить интегритет научного исследования и обеспечить его доверие и достоверность. Это не только нравственная ответственность, но и показатель профессионализма и уважения к научному сообществу и обществу в целом. Социальная ответственность ученых Социальная ответственность ученых проявляется во многих аспектах. Во-первых, ученые должны стремиться к тому, чтобы их исследования были максимально полезными и приносили пользу обществу. Они должны избегать искажений и манипуляций данных, чтобы результаты исследования были достоверными и имели научное значение.
Во-вторых, ученые должны быть открытыми и готовыми общаться с обществом. Они должны делиться своими научными открытиями и результатами исследований, чтобы они были доступны широкой публике. Также важно участвовать в общественных дебатах и консультировать политиков и другие общественные органы по вопросам, связанным с их областью экспертизы. Кроме того, ученые должны быть этичными и справедливыми в своих исследованиях. Они должны учитывать возможные негативные последствия и этические проблемы, которые могут возникнуть в результате их работы. Например, они должны быть особенно осторожны в области медицинских исследований, чтобы не причинить вреда пациентам или использовать их без их согласия.
В чем проявляется нравственная ответственность ученых? Ответ Нравственная ответственность ученого — проблема этики науки, профессиональной этики ученого — исследователя, изобретателя, проектировщика, конструктора и др. Ученый в своей деятельности естественным образом несет ответственность общечеловеческого характера. Он ответствен за полноценность и достоверность материала, строгость анализа и обоснованность делаемых выводов.
В чем Ответ или решение1 1. Наука - главный двигатель прогресса, поэтому играет очень большую роль в развитии современного общества. Функции науки: 1. Управление обществом: наука воспитывает мировоззрение в гражданах, а также строит определенный фундамент менталитета.
Сайт на техническом обслуживании
Ответ Ответ дан Аккаунт удален Это не сложный вопрос. Известно, что честное имя в науке стоит на первом месте и ценится очень высоко. Всегда и во все времена общество ученых отвергало плагиат, то есть присвоение чужих идей.
В связи с этим представляется важным обратиться к вопросу о сущности и методологическом статусе категории «ответственность».
Понятие имеет сложное содержание, что обусловлено включенностью ответственности и во все сферы человеческой деятельности, и во все формы индивидуального и общественного сознания. Сам термин был впервые узаконен в науке английским философом и экономистом Дж. Стюартом Миллем лишь во второй половине XIX в.
Ученый напрямую связывал понятие «ответственность» с санкцией и наказанием и такая трактовка полностью соответствовала этике утилитаризма, систематизатором которой и был Милль. Он далек от понимания ответственности как механизма саморегуляции, меры принуждения, наказания человека, чей поступок препятствует достижению всеобщего блага. В современном Миллю секуляризированном общественном сознании, трансформировавшемся в правосознание благодаря тому, что естественная свобода понимается как естественное право, ответственность становится регулятивным механизмом социальных отношений и ключевой категорией права, каковой она и остается до сих пор.
В правовой науке ответственность и определяется как мера государственного принуждения, когда наличие вины — необходимое онтологическое основание ответственности. Понятие достаточно широко используется и в других науках: этике, философии, психологии, социологии и имеет в них статус категории. Психологи, характеризуя ответственность как личностное свойство, исходят из презумпции социальности, где личность рассматривается как феномен, целиком производный от культуры и социума и практически исключающий возможность нравственной свободы индивида в действиях и формах осмысления происходящего.
Как категория этики ответственность отражает степень участия личности и социальных групп, как в их собственном нравственном совершенствовании, так и в совершенствовании общественных отношений и характеризует личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований. Ответственность находится в органическом единстве с такими категориями этики, как «долг» и «совесть», но, на наш взгляд, не является рядоположенной с ними, а выступает как интегрирующая категория, поскольку совесть — это прежде всего ответственность перед собой и не всегда ответственность перед другим. Долг же выражает обязанность, продиктованную внешним объективным требованием.
Интегрирующая роль ответственности заключается в субъективации долга и объективации совести. Иное звучание проблема ответственности имеет в социальной психологии и социологии, где личность изучается только в контексте группы, и значит, чтобы понять действия личности, нужно анализировать общественные отношения, в которые она вовлечена. Ответственность в этом случае считается важным условием стабильности общественной системы, период же нестабильности выражается в низкой степени воздействия социальных норм на индивида.
В социологии выделяются два вида атрибуции ответственности: диффузная или коллективная, когда ответственность распространяется на всех представителей сообщества и является выражением внешнего воздействия на сознание и поведение, и фокусированная — как результат размежевания общества на виновных и невиновных. В философской литературе проблема ответственности также значительно социологизирована. Ответственность рассматривается как часть общественных отношений, а субъектами ее могут выступать и отдельные личности, и исторические общности.
Предлагается рассматривать ответственность на двух уровнях: как общественную, в виде системы ответов общества на поведение индивида, и личную, как систему ответов личности на требования общества. В рамках такого подхода ответственность классифицируется и по видам: политическая, правовая, производственная, семейная, моральная и пр. Личность существует и ответственно действует постольку, поскольку она усваивает и воспроизводит в своей деятельности формы отношений, типичные для социума.
Исключением можно назвать философскую традицию экзистенциализма, провозглашающую абсолютную, безусловную природу свободы и ответственности. В том же проблемно-смысловом поле находятся и взгляды М. Бахтина, ответственность у которого всегда мотивирована изнутри, но направлена вовне и реализуется в поступке, вне которого ответственность всего лишь «теоретическое долженствование».
Разноречивость толкования ответственности обуславливает необходимость выработки нового методологического подхода к проблеме, ведь разрешать острые противоречия в социокультурном пространстве может личность не нормативная и послушная, но свободная и самостоятельная. Данное положение распространяется и на область научной деятельности, разговор об ответственности ученого окажется более основательным при наличии содержательно наполненной дефиниции. Одним из испытанных приемов проникнуть в сущность понятия является семантический и этимологический анализ, который, по мнению Г.
Гадамера и многих известных философов, заключается в «выявлении скрытого истока философских слов-понятий, осмыслении самоорганизующейся природы языка, через соотношение заложенного в слове скрытого историко-понятийного фона и его онтологических импликаций» Гадамер. Для выяснения происхождения слова можно обратиться к богатому арсеналу справочных изданий. Оказывается, само слово «ответственность» появилось в русском языке сравнительно недавно.
Даже в словаре Брокгауза и Ефрона есть только слово «ответ» — совокупность средств защиты, которые противопоставляются иску [13, с. Корень слова, происходящего от латинского «вето» — запрет, определяет и его смысловое значение. В «Толковом словаре русского языка» Д.
Ушакова такое слово уже есть и определяется как «положение, при котором лицо, выполняющее какую-либо работу, обязано дать полный отчет в своих действиях и принять на себя вину за могущие возникнуть последствия в исходе порученного дела» [9, с. В четырехтомном «Словаре русского языка» ответственность обозначена как «необходимость давать отчет в своих действиях и поступках» [10, с. Здесь уже обнаруживается ключевое для нас понятие «поступок», на наш взгляд, нетождественное любой человеческой деятельности, в том числе и социально значимой.
Это действие, мотивированное изнутри и направленное вовне, представляющее собой единство внутреннего мира и жизнедеятельности. Такое действие выводит личность из рамок нормативности и расширяет сферу репрезентативности ответственности. Ответственная личность, таким образом, это человек поступающий, и ответственность не сводится только к внешним регулятивам, но прежде всего выражает внутреннее самоопределение личности и является фундаментальной характеристикой человеческого бытия.
Осмысление сущности ответственности приводит к постановке трех важнейших вопросов: — Кто отвечает? Первый вопрос предполагает выяснение субъекта ответственности. По мнению многих исследователей, ответственность может быть представлена как в индивидуальной, так и в коллективной форме существования и проявления, причем индивидуальная выступает как степень осознания требований общества и активность в их исполнении.
По нашему мнению, ответственность должна характеризовать личность не как исполняющую либо не исполняющую общепринятое, но как способную или неспособную принять самостоятельное решение, осуществить выбор одной из альтернатив, руководствуясь внутренней убежденностью, могущей противоречить нормам сообщества. В этом смысле ответственность может быть только индивидуальной. Второй вопрос предполагает определение предмета и пространства выбора.
Мы полагаем, что предмет решения должен располагаться в рамках мира личности как той части реальности, которую человек понимает и воспринимает как значимую и ценную и действует в ней свободно. В такой реальности выбор зависит только от самой личности, в ней нет «когнитивного алиби», снисходительности к незнанию. Предмет решения можно представить как процессную взаимосвязь следующих моментов: 1.
Познавательного — ответственность за адекватное отражение объективных условий. Аксиологического — ответственность за правильную оценку существующих возможностей и альтернатив деятельности. Рефлексивного — ответственность за адекватную оценку своих возможностей.
Инструментального — ответственность за правильный выбор средств и методов реализации цели. Практического — ответственность за цель, воплощенную в практической деятельности. Рамками личностного мира определяется и пространство решений, принимаемых субъектом, и здесь мы неизбежно выходим на проблему свободы, которая в философской традиции издавна считается главной сущностной силой человека.
В отличие от классической трактовки Спиноза — Гегель — Маркс современные исследователи определяют свободу как имманентную, внутренне присущую потребность человека в самостоятельном выборе и решении. Утвердилась традиция деления свободы на объективную, как предполагающую наличие в самой объективной реальности условий, необходимых для решения задачи, и субъективную как личное внутреннее чувство. Главным элементом структуры является, несомненно, внутренний компонент, причем свобода как личное чувство не детерминируется и витальной основой.
Человек может идентифицироваться и с витальностью, и с социальной средой, но он не идентичен им, поскольку сам акт идентификации — это выбор, который может быть и рациональным, и эмоционально-интуитивным. Третий вопрос в логике нашего рассуждения — перед кем или перед чем отвечает человек — предполагает определение инстанции. Думается, что первичную инстанцию следует искать в тех же рамках личностного мира.
Эта инстанция — «Я-сам», человек, обладающий совестью. Для личности, свободно осуществляющей свое «Я», эта инстанция первична, но процесс самореализации не будет завершен, не приобретет личностного смысла, если не последует отклик извне, со стороны другого. Необходимость ответа перед другим выражает не столько социальную обусловленность личности, сколько ее социальную направленность.
Исходя из сказанного попытаемся сформулировать определение. Ответственность есть внутренняя основа личности, способной осуществить свободный выбор, свободное решение, свободное действие, определитель меру и качество свободы самореализации личности. Можно назвать ответственность и социальным действием.
Ответственность как социальное действие — это осмысленная направленность на самоосуществление в способах общения с другими и миром в целом, направленность на реализацию свободно избранного смысла при готовности дать отчет себе и другим за свой выбор. Однако, называя ответственность внутренней основой личности, мы неизбежно подходим к вопросу, который с неизменностью воспроизводится в философии от Ницше до Деррида: «Нравственно ли и ответственно ли было бы действовать в силу обладания чувством долга и ответственности? Деррида [2, с.
И здесь мы разделяем мнение В. Библера, утверждающего, что поступок не имеет однозначной детерминации и нормативной добродетельности. Бессмысленно требовать — живи, как Эдип!
Жизнь в таких образцах, включенная в эти нравственные перипетии не может дать образец истинно доброго поведения» [1, с. Ответственность мы бы назвали скорее актуальной возможностью, т.
Ответ Нравственная ответственность ученого — проблема этики науки, профессиональной этики ученого — исследователя, изобретателя, проектировщика, конструктора и др. Ученый в своей деятельности естественным образом несет ответственность общечеловеческого характера.
Он ответствен за полноценность и достоверность материала, строгость анализа и обоснованность делаемых выводов. Это элементарные стороны ответственности ученого, его персональная этика.
Предполагается повышение ответственности редакторов и рецензентов за качество научных публикаций, создание независимых комитетов, обладающих правом экспертной проверки. Социологический подход акцентирует внимание на внешних факторах воздействия — поощрении оригинальных и результативных исследований, зависимости административной карьеры от научных степеней и званий, приоритетное значение внешних способов оценки научной деятельности количество публикаций, ссылок, индекс цитирования и т. К внешним аспектам ответственности ученого могут быть отнесены нравственная ответственность за социальные и экологические последствия применения научных открытий, недопустимость проведения научных экспериментов, опасных для жизни и здоровья человека. Кроме того, ученый обязан информировать о возможностях применения полученных научных результатов во вред человеку. Научно-технический прогресс необратим, но это не значит, что человек просто должен приспосабливаться к его достижениям и последствиям.
Этим особенно обуславливается ответственность ученого, который действуя с осознанием заложенного потенциала, должен предвидеть все нежелательные результаты и открыто оповещать о них и возможностях их минимизации. Проблема ответственности сегодня осложняется тем, что научные исследования становятся все более масштабными и в этих широких рамках ответственность часто приобретает рассеянный характер. Главная задача для ученых даже в коллективных поисках — то, чтобы ответственность оставалась индивидуальной и реальной, каждый лично отвечал за собственный вклад в общее дело. Это возможно лишь при наличии нравственно самостоятельной личности ученого. Сегодня по-новому необходимо также осмыслить проблему соотношения свободы и ответственности в деятельности ученого. С одной стороны, веками ученым пришлось отстаивать принцип свободы научного поиска от фанатизма и догматизма. В это время ответственность выступала как честность в получении проверенных, обоснованных знаний, позволяющих преодолеть невежество.
В нынешних условиях проявляется амбивалентность между свободой исследования и необходимостью регуляции научного прогресса. Идея неограниченной свободы уже не может приниматься безусловно. Таким образом, в науке сегодня нужна ответственная свобода, а не свободная безответственность. Следует отметить, что этические проблемы не могут быть исключительно общенаучными, отчетливо выделяются частные направления. Среди них можно назвать сегодня экологическую или энвайроментальную этику — направление, исследующее социально-этические аспекты экологии. Моисеев отмечал, что сегодня эти аспекты касаются не только окружающей среды, понятия экологии, политики и нравственности, но и становятся взаимообуславливающими и неразрывно связанными. Ученый ввел в оборот понятие «экологический императив», который обязует запретить любые войны, поддерживать сохранность основных параметров природной среды.
Широкую область исследований охватывает биомедицинская этика, касающаяся нравственных аспектов медицинской науки и практики. К таким аспектам относятся исследования в области трансплантологии и репродуктивных технологий, проблемы эвтаназии и др. Особой областью становится компьютерная этика, связанная с проблемами, возникающими в ходе развития компьютерной техники и технологий и влекущими к негативным последствия. В рамках указанной области обсуждаются такие вопросы, как доступность и распространение сетевыми средствами этически недопустимой информации пропаганда насилия, обесценивание и искажение представлений о ценности человеческой жизни , создание тотальных баз данных о гражданах, компьютерные преступления и др. Этические проблемы, несомненно, касаются и вузовской науки, которая по-прежнему является важнейшим элементом научного потенциала общества. Сегодня, как и все российское общество, вузовская наука пребывает в состоянии глубокого кризиса. Усиливается отток молодежи и наблюдается резкое падение престижа научной деятельности, ухудшается материально-техническая оснащенность и информационная обеспеченность.
Финансовые вложения в науку видны только в тех отраслях, которые непосредственно связаны с бизнесом — фармацевтика, медицинское приборостроение и пр. Ученые превратились в одну из наиболее низших и непрестижных групп в обществе, что не имеет вообще прецедентов в истории. Общее количество ученых стремительно сокращается. Деградирует и система научных коммуникаций, не финансируются и проводятся все реже научные конференции. По аналогии с теневой экономикой появился термин «теневая наука», обозначающий достаточно широкую совокупность негативных тенденций в мире науки. Такими тенденциями можно назвать: 1. Нарушение научным сообществом базовых норм и принципов, регулирующих процесс производства знаний — подделка результатов, подтасовка научных фактов, представление вымышленных и неподтвержденных данных.
Нарушение норм оценки и распространения научного знания — положительные рецензии на непрочитанные работы. Нарушение норм, регулирующих отношения внутри научного сообщества — неправомерное использование авторитета и научного статуса. Искажение норм взаимоотношений науки с обществом — представление заведомо искаженных данных. Нарушение общечеловеческих нравственных норм — опыты, проводимые над людьми с риском для их жизни и здоровья. Стирание и размывание этических норм в научной деятельности. Специфика деятельности вузовского ученого в том, что ведется не только чистый научный поиск, но и преподавание, воспитание нового поколения ученых. На развитие вузовской науки оказывают влияние многие факторы.
Мэграт считает одним из факторов, влияющим на университеты, феномен стимулирования общественного спроса. Стимулирование развития потребительского отношения в рамках университета может привести к различным негативным последствиям. Невостребованность научных результатов со стороны общества приводит к тому, что вузы начинают разрабатывать коммерческие проекты, важность знаний определяется их стоимостью на рынке. Становится все более популярным взгляд на образование как на сферу услуг. Еще один фактор, на который указывает ученый, — глобальные экологические проблемы, порождающие широкие фундаментальные научные исследования. Фактором, влияющим на деятельность университетов, является и развитие информационных технологий. Информационные ресурсы предоставляют ученым широкие возможности общения, моделирования различных процессов в исследованиях, использования электронных библиотек.
Наиболее важными этическими проблемами вузовской науки можно назвать: нарушение академического равенства — доступ к высшему образованию не всегда определяется интеллектуальным потенциалом личности. Знания и компетенции не всегда оцениваются объективно. Следует обозначить и проблемы, связанные с получением знаний. Ученые стремятся к новому знанию, но иногда прибегают к подтасовке результатов исследований, нарушению права интеллектуальной собственности. Зачастую причиной подобного некорректного поведения является соперничество за финансирование научных проектов. Несколько интересных моментов, касающихся этических проблем вузовской науки, отмечают А. Юревич и И.
Цапенко в статье «Мифы о науке». Авторы указывают на то, что усилилась, кроме внешней так называемая внутренняя «утечка» мозгов — переход вузовских ученых в другие сферы деятельности, преимущественно в бизнес и политику. Ученые становятся руководителями крупных коммерческих структур, почти половина членов нынешнего правительства имеют научные степени, а их консультанты — выходцы из мира науки. По мнению авторов статьи, в политике и бизнесе находят себе место далеко не лучшие представители научного сообщества, сюда хлынули профессора и доценты, не получившие признания в своей области [14, с. Само дальнейшее развитие науки неизбежно вызывает появление и постановку новых этических проблем. К примеру, появление репродуктивных технологий разрушает традиционные представления о функциях родителей и базовых ценностях семьи. Результаты научных исследований неизбежно могут оказать влияние на формирование оценочных суждений в различных областях, и эти суждения могут быть негативными.
Так, науки, изучающие различные аспекты жизнедеятельности человека, могут спродуцировать идеи о генетических или психофизиологических особенностях этносов. В области этнопсихологии или демографии такие идеи могут прямо или опосредованно привести к выводам о неравенстве людей. К негативным тенденциям в современном общественном развитии следует отнести размывание общечеловеческих мировоззренческих норм и ценностей. В этих условиях особую роль приобретает социогуманитарное знание, транслирующее богатый опыт мировой и национальной культуры. Особенностью любой культуры является разновременность ее слоев, что отражает диалектику развития: наследование, воспроизведение, освоение культурных ценностей, накопленных поколениями и отрицание некоторых устаревших форм, замена их новыми элементами. Сегодняшняя ситуация в России характеризуется переменными трансформационными процессами, децентрализацией культуры. В духовной области это проявляется в предельной релятивизации высших ценностей: ничто не свято, ничто не однозначно, ничто не абсолютно.
Все более в культуре проявляются элементы кофигуративности, когда каждое поколение оказывается в совершенно новых условиях, не обладает наученным поведением и вырабатывает свой опыт самостоятельно. Становятся все более очевидными процессы индивидуализации в сферах межличностных отношений, индивид становится все менее зависим от социума. Именно гуманитарное знание должно отвечать за сохранение и передачу духовных констант, поддерживающих национальную и культурную идентичность и собственное духовное «лицо». Без гуманитарного знания невозможно сформировать и свободную и ответственно поступающую личность. Уникальность его заключается в том, что в отличие от естественных наук гуманитарные развивают интуицию, творческое мышление и воображение, необходимые в научной, профессиональной и любой другой деятельности. При этом само гуманитарное знание переживает сложную ситуацию: отсутствует целостная парадигма, преобладают замкнутые конвенции, между которыми практически не ведется диалог, исследования в гуманитарных областях порой приобретают форму бессодержательного эстетствования. Отсутствует и методологическая определенность, обусловленная тем, что предметом гуманитарных наук выступает мир человека, в котором переплетаются материальное и идеальное, объективное и субъективное.
Социальная и нравственная ответственность ученого
В чем проявляется нравственная ответственность ученых?... | про то, как тема ответственности учёного вошла в интеллектуальный оборот. |
Доклад на тему «Социальная и нравственная ответственность ученого» | Доклады «Философия» | Заходи и смотри, ответило 2 человека: В чем проявляется нравственная ответственность ученых? |
В чём проявляется нравственная ответственность учёных?... | Нравственная ответственность ученых – требовательность отношения к чести своего имени; им небезразличен способ получения истины. |
В чем проявляется нравственная ответственность ученых в научном исследовании | Таким образом, «Азиломарский моратории» по Ирану можно считать прототипом проявления учеными своей ответственности перед лицом опасности, могущей достичь размеров широкого народного бедствия, масштабов кризиса. |
В чем проявляется нравственная ответственность ученых? | Нравственная ответственность учёных должна проявляться, в первую очередь, в осознании того факта, что научно-технический прогресс может приносить не только пользу, но и нанести вред человечеству. |
Сайт на техническом обслуживании
Формы проявления научного риска многообразны, но всегда вопрос о нём тесно связан с проблемой моральной ответственности учёного. В осознании учёным возможности или необходимости определенного научного риска проявляется противоречивый характер свободы научного творчества, с одной стороны, и ответственности — с другой. Ответственность учёного является оборотной стороной свободы его научного творчества. С одной стороны, ответственность немыслима без свободы, с другой — свобода без ответственности становится произволом. Когда чёткие нравственные критерии утрачивает современный учёный, вооруженный всей мощью современной техники и поддерживаемый всеми «активами» современных государств, когда он «в интересах науки», а не из нравственности, а часто и из «эстетического» интереса к «делу», к открытию и творчеству, как таковому, изобретает наборы ядов, атомное, бактериальное, психопатогенное и др. Среди областей научного знания, в которых особенно остро и напряженно обсуждаются вопросы социальной ответственности учёного и нравственно-этической оценки его деятельности, особое место занимают генная инженерия, биотехнология, биомедицинские и генетические исследования человека, все они довольно близко соприкасаются между собой. Интересно Именно развитие генной инженерии привело к уникальному в истории науки событию, когда в 1975 г.
Мораторию предшествовал резкий рывок в исследованиях по молекулярной генетике. Однако другой стороной этого прорыва в области генетики явились таящиеся в нём потенциальные угрозы для человека и человечества. Такого рода опасения и заставили учёных пойти на столь беспрецедентный шаг, как установление добровольного моратория. Тем не менее, дискуссии вокруг этических проблем генной инженерии отнюдь не утихли. Проблема ответственности учёного с большой ясностью и отчётливостью встает, когда он сталкивается с дилеммой «за» или «против», как это имело место, например, в медицине в начале XX века, при эпохальном открытии Эрлихом его первого радикального средства против сифилиса — препарата «606».
Ученые должны учитывать возможные негативные последствия своих действий на природу, общество и будущие поколения. Они должны стремиться к устойчивому развитию и быть ответственными за использование научных достижений в интересах человечества. Эти аспекты нравственной ответственности ученых подчеркивают важность их этической работы. Ученые должны нести ответственность за свои решения и поступки, сознавая, что их вклад в общественные и научные процессы имеет далеко идущие последствия.
Нравственная ответственность ученых играет ключевую роль в создании доверия и уважения к науке и способствует развитию общества в целом. Этические принципы в научных исследованиях Основными этическими принципами в научных исследованиях являются: Принцип Описание Информированное согласие Участие в исследованиях должно быть добровольным и основываться на четком понимании рисков и выгод. Ученые должны обеспечить согласие участников исследования и защищать их права и конфиденциальность данных. Использование надлежащих методов Ученые должны использовать надлежащие методы при проведении исследования, чтобы гарантировать надежность и точность результатов. Они также должны быть открытыми о методологии и своих исследованиях. Избегание конфликта интересов Ученые должны избегать ситуаций, где их личные или финансовые интересы могут повлиять на объективность и достоверность исследования. Они должны действовать исключительно в интересах общества и научного прогресса. Защита благополучия животных Если в исследованиях используются животные, ученые должны обеспечивать их хорошее обращение и благополучие. Они должны следовать стандартным процедурам, чтобы минимизировать страдания животных и уважать их права.
Наивно думать, что действия, поведение отдельного ученого скажутся на возникновении или протекании того или иного кризиса. Речь идет здесь об ином — о голосе содружества ученых, об их профессиональной позиции.
Наивно думать, что действия, поведение отдельного ученого скажутся на возникновении или протекании того или иного кризиса.