Незадолго до своего 30летия Матильда Кшесинская встретила мужчину, который стал новой большой любовью в ее жизни. Биография и личная жизнь матильды кшесинской Матильда кшесинская личная жизнь. Богатая событиями и известными персонами биография Матильды Кшесинской – предмет, часто освещаемый в искусстве. Жизнь Матильды Кшесинской в воспоминаниях современников. Часть четвертая.
«Своей семье он был верен»: историк — о романе между Николаем II и Матильдой
биография личной жизни. В личной жизни балерины Кшесинской было много моментов, которые связаны с царской семьёй Романовых. Сценическая жизнь оставляла мало свободного времени, но судьба маленькой Целины, официально считавшейся дочерью брата, находилась под пристальным вниманием Матильды Кшесинской. Они могут воплощать и вакхическое, дионисийское начало, как Матильда Кшесинская, и аполлоническое, как Анна Павлова, но жизнь благодаря им становится краше. Полная биография танцора Матильды Кшесинской. Личная жизнь, фотографии, интересные факты из жизни, спектакли театра на портале «». Биография Матильды Кшесинской настолько яркая и богатая событиями, что ее не раз вспоминали в книгах и снимали кино. Великолепная жизнь Матильды Кшесинской закончилась в 1917 году.
Кшесинская Матильда: биография и личная жизнь
Успех был ошеломляющим. Матильда была так хороша, что затмила на сцене молодого партнера Вацлава Нижинского, гордого и самолюбивого танцора. После спектакля он устроил скандал, кричал, что никогда не будет больше танцевать на одной сцене с Кшесинской. Ссору прекратил Сергей Дягилев. Прощальный танец балерины. Эмиграция Высокие связи, поддержка дома Романовых — все это значимая часть биографии Кшесинской.
Но годы бегут неумолимо. В балетных школах зажигаются новые звездочки. Матильда задумывается об окончании карьеры балерины. Она решает, что 1904 год станет последним в ее творческой карьере. У нее еще будут успешные гастроли во Франции, она сыграет несколько партий в родном театре.
После революционного восстания в Петербурге Кшесинская лишилась и дома, и дачи, вынуждена была снимать квартиры. Опасаясь оставаться в городе в эти смутные времена, Матильда принимает решение отправиться к Андрею Владимировичу, находившемуся в это время с матерью в Кисловодске. Она была уверена, что смута не продлится долго и что буквально осенью все встанет на свои места, и они с сыном вернутся в свой дом. В Кисловодске Владимир успешно окончил местную гимназию. Летом 1918 года революционная волна докатилась и до Кавказа.
Андрей был посажен под домашний арест, откуда бежал и скрывался в горах. Матильда с сыном и еще десятками беженцев отправились искать убежища к морю. Вернувшись в конце 1919 года обратно в Кисловодск, они приняли решение бежать за границу. Получив французские визы, семейство покидает родину. Краткая биография Матильды Кшесинской в России была завершена.
Ее ждала Европа. Интересные факты биографии Кшесинской Балерины в императорских театрах имели звания в соответствии с особым распорядительным уложением. Низшие танцовщицы именовались кордебалетом, за ними стояли корифейки, танцовщицы II и I состава, солистки, и только потом балерины, которых не могло более 5-6 в одно время. Матильда Кшесинская получила звание заслуженной артистки императорских театров после нескольких лет работы на Мариинской сцене. Она единственная удостоилась права быть прима-балериной, то есть самой-самой среди лучших.
Больше никому такое звание не присуждалось. Личная жизнь и биография Матильды Кшесинской как при жизни, так и после смерти продолжают обрастать слухами и домыслами. Говорили о том, что она родила дочь от Николая II, а отцом ее единственного сына был князь Сергей Романович. О детях, личной жизни и биографии Матильды Кшесинской сложены легенды. Не все из них соответствуют действительности.
Биография Матильды Кшесинской всегда интересовали публику. Любые подробности жизни ее семьи, родственников смаковались и передавались из уст в уста. Говорили, что род Кшесинских ведет историю от графского семейства Красинских, богатейших и влиятельнейших людей своего времени. Но ее прапрадед в середине XVII столетия был вывезен в Париж, спасаясь от бандитов, нанятых родным дядей для убийства. Позже дед Матильды, пожелав вернуться в Варшаву, не смог доказать свое высокое происхождение.
Единственное, что осталось в память о происхождении — печатка с семейным гербом Красинских. Матильда писала: И дед, и отец пытались восстановить утерянные права, но это удалось лишь мне после смерти отца… Титул и фамилию предков Матильда Кшесинская получила в 1926 году по велению великого князя Кирилла Владимировича. Родной дед балерины Ян Кшесинский, известный тенор, был любимцем польского королевского двора. На Мариинской сцене служили мама, сестра и брат Кшесинской и племянница. В наши дни там танцует праправнучатая племянница прима-балерины Элеонора Совенард.
Сама Матильда Кшесинская в последний раз вышла на сцену в 64 года. Летом 1936 года она была приглашена в Ковент-Гарден полковником де Базилем. Матильда исполняла «Русскую», сорвала бурные овации и выходила на поклон 18 раз. Последние годы жизни великой балерины Во Франции она была успешным балетным педагогом, преподавала теорию танца, воспитывала талантливых малышей. Дети в биографии Матильды Кшесинской играли большую роль, особенно в эмиграции.
Она видела в них продолжение себя, старалась передать свои ощущения танца, вкладывала в своих учеников душу. Биография Матильды Кшесинской неразрывно связана с балетом. Она до конца дней внимательно следила за основными тенденциями развития балета, особенно русского. Ей не по душе были новаторские спектакли, она критически относилась к некоторым танцорам. Уже будучи дамой солидного возраста, она напишет: В нашем балетном мире происходит нечто подобное тому, что происходит в эмиграции, где присваивают себе, без всякого на то права, титул графа или князя, а военные непременно чин генерала.
Так и в балетном мире многие танцовщицы присваивают себе звание «балерины», а иногда и «прима-балерины», не имея на то никакого права. Биография Матильды Кшесинской богата событиями и встречами с интересными людьми. Десятки ее учеников гастролировали по миру, блистая на лучших сценических подмостках. Она прожила долгую счастливую жизнь и ушла, немного не дожив до своего столетнего юбилея. Похоронена великая русская балерина Матильда Кшесинская на кладбище близ Парижа рядом со своим супругом.
Биография сына Матильды Кшесинской При рождении Владимиру дали отчество Сергеевич по имени великого князя Сергея Михайловича , чтобы светское общество не связывало этот факт с князем Андреем. Так он и назывался вплоть до ухода из жизни княгини Марии Павловны, матери Андрея Владимировича, которая не рассматривала балерину в качестве спутницы сына. После женитьбы в 1921 году Андрей официально усыновил Владимира, передав ему свое отчество.
Кшесинская предварительно спросила разрешение у отца.
Тогда переезд незамужней девушки от родителей считался неприличным, и Феликс Янович долго колебался. В итоге они поговорили: отец объяснил ей, что эти отношения бесперспективны, у романа нет будущего. Кшесинская ответила, что понимает все это, но безумно любит Ники и хочет хоть сколько-нибудь оставаться счастливой. Было принято такое решение — отец разрешил переезд, но только вместе со старшей сестрой.
Николай Романов начал вести дневник в 1882 году. Последняя запись сделана за 9 дней до расстрела — 30 июня 1918 года Они начали жить в доме с очень интересной историей. Кроме того, что он был большим либералом и за это его терпеть не мог Александр III , Константин де-факто был двоеженцем: свою законную супругу он оставил и жил там с балериной Анной Кузнецовой. Обычно говорят, что переезд состоялся зимой.
В дневнике Матильды нет точной даты, зато она есть у Николая. Он писал: «20 февраля 1893 года. В театр не поехал, зато отправился к М. Они переехали в новое жилище, уютный домик-особняк в два этажа.
Комнаты отделаны очень хорошо и просто, но надо еще дополнить кое-что. Очень приятно иметь отдельное хозяйство и быть независимым. Засиделись опять до четырех часов». Четвертый гость — барон Александр Зедделер, полковник, за которого позже вышла замуж Юлия.
Кшесинская подробно описывала, как она занималась благоустройством: она вообще с удовольствием вела строительные дела. Разрыв Это была кульминация романа и в то же время начало конца. Все более четко вырисовывалась перспектива брака с Алисой Гессен-Дармштадтской, будущей Александрой Федоровной. Николай довольно интересно писал в дневнике: «Весьма странное явление, которое я в себе замечаю: я никогда не думал, что два одинаковых чувства, две любви одновременно совместились в душе.
Теперь уже пошел четвертый год, что я люблю Аликс Г. У них были другие планы — Мария Федоровна, скажем, рассчитывала на брак с французской принцессой; присматривалась и к другим вариантам. Алиса Гессен-Дармштадтская — будущая императрица Александра Федоровна Несколько раз Николай приезжал к Алисе, однако посвататься не получалось — чему очень радовалась Кшесинская. Она писала: я снова была рада, что ничего не состоялось, что Ники ко мне вернулся, что он такой счастливый.
Был ли он таким уж счастливым или нет — большой вопрос. Алиса не хотела переходить в православие. Это было важным условием династического брака. Ее сестра Элла Елизавета Федоровна В 1918 большевики сбросили ее вместе с другими членами императорской фамилии в шахту недалеко от Алапаевска.
В 1992 году РПЦ причислила Елизавету Федоровну к лику святых, ставшая женой московского губернатора Сергея Александровича Был убит в 1905 году революционером Иваном Каляевым, тоже не сразу на это согласилась. Алиса долго колебалась, и только весной 1894 года состоялась помолвка. Еще до этого Николай разорвал отношения с Кшесинской. У Матильды очень подробно описано их последнее свидание — у каких-то сараев на Волхонском шоссе.
Она приехала из города в карете, он прибыл верхом из гвардейских лагерей. По ее версии, Николай сказал, что их любовь навсегда останется самым светлым моментом его молодости, и разрешил продолжать ей обращаться к нему на ты, обещал откликнуться на любую ее просьбу. Кшесинская очень переживала — это описано в мемуарах и немного в дневниках, но после расставания с Николаем дневники обрываются. Вероятно, она забросила их в расстроенных чувствах.
По крайней мере, о существовании других подобных записей нам ничего не известно. По воспоминаниям камердинера императора, Николай каждый вечер выпивал стакан молока и педантично записывал все, что с ним произошло за день.
Среди ее учениц были дочь знаменитого московского купца Татьяна Рябушинская, ставшая известной балериной, дочери Федора Шаляпина — Марина и Дарья. Правда — ложь Никаких документов, подтверждающих семейное предание Кшесинских об их происхождении от графов Красинских, обнаружить не удалось.
Версию о браке Матильды Феликсовны и Николая II, наличии у них общей дочери, передаче балерине престола Российской империи и золота в ФРС США недавно распространил внук брата Кшесинской, бывший депутат Госдумы Константин Севенард — он ссылается на бумаги, якобы обнаруженные им в 1989 году в склепе на старинном кладбище в Варшаве, переданные им в КГБ, где они бесследно исчезли. Текст: Виталий Котов.
Кшесинская начала встречаться с великим князем Андреем; вскоре у нее родился сын Владимир. Его отцом был, скорее всего, Андрей Владимирович, но до официального усыновления Владимир носил отчество Сергеевич, а уже находясь в эмиграции, как-то намекнул на то, что его отец — Николай II.
В своих мемуарах Матильда объяснила выбор имени следующим образом: «Сперва я хотела назвать сына Николаем, но этого я и не могла, да и не имела права сделать по многим причинам. Тогда я решила назвать его Владимиром, в честь отца Андрея, который всегда ко мне так сердечно относился. Я была уверена, что он ничего против этого иметь не будет. Он дал свое согласие».
Матильда Кшесинская в эмиграции: новая жизнь русской балерины.
Матильда Кшесинская: биография, личная жизнь, фото балерины - | Матильда Кшесинская (1872 — 1971) — знаменитая русская балерина и педагог. |
Чем очаровывала польская балерина Кшесинская мужчин дома Романовых | Матильда Кшесинская стала известной балериной не только в России, но и далеко за пределами ее. |
Матильда Кшесинская — биография балерины | Биографии известных людей | Накануне 150-летия со дня рождения Матильды Кшесинской, которое отмечается 31 августа, «Известия» вспоминают ее личные и артистические свершения. |
Матильда Феликсовна Кшесинская
Матильда Кшесинская - биография, фото, личная жизнь, Николай II и последние новости | Судьба была благосклонна к юной выпускнице Императорского театрального училища Матильде Кшесинской. |
«Поклонская знала, что у Николая II и Кшесинской была дочь» | Матильда Кшесинская росла в просторных квартирах благоустроенного Петербурга, летом с семьей отдыхала в загородном имении. |
53 лучших фото балерины Матильды Кшесинской в молодости и старости
Следующий директор императорских театров, Владимир Аркадьевич Теляковский, печальный опыт своего предшественника вынужден был учитывать. Вот остроумная фраза известного театроведа Давида Золотницкого на этот счет: «Прима-балерина опиралась на свои интимные связи с весьма высокопоставленными лицами, и Волконский тут был бессилен. Теляковский не был, конечно, бунтарем. Он имел достаточно благоразумия, чтобы примириться с наличием еще двух директоров императорских театров: М.
Кшесинской - в петербургском балете и М. Савиной - в петербургской драме. Может быть, поэтому он пишет о них излишне резко.
Правда, ему хватило объективности признать, что актрисы это были действительно выдающиеся, но дать им сколько-нибудь полную творческую характеристику он не сумел». Творческую характеристику не сумел, зато составил тонкое личное наблюдение: «Она отлично учитывала как сильные, так в особенности и слабые стороны мужчин, этих вечно ищущих Ромео, которые о женщинах говорят все, что им нравится, и из которых женщины делают все, что им, женщинам, хочется». Читайте также: Владивостоку показали "Матильду": первые впечатления И все же, то активное участие, которое принимали покровители Кшесинской в балетных делах, удивляет оба директора театров описывают постоянные встречи, записки и даже шифрованные телеграммы от высших лиц государства с хлопотами о Матильде.
Тот же Сергей Михайлович Романов, многолетний поклонник Матильды, президент Русского театрального общества и, на секундочку, командующий всей российской артиллерии, постоянно идет на поводу ее капризов. И это в начале XX века, когда Россия была в шаге от катастрофы. К тому же высокопоставленные покровители балерины не только просили за нее, но и осыпали дарами.
В своих воспоминаниях, написанных спустя годы, в эмиграции, она с любовью вспоминает все те чудесные драгоценные безделицы, которыми ее одаривали. Кшесинская обладала внушительной коллекцией драгоценностей работы Фаберже. Свои балетные партии она также предпочитала танцевать в настоящих, а не бутафорских, украшениях.
Даже нищенка Пахита в ее исполнении носила натуральный жемчуг и бриллиантовые сережки. Еще один впечатляющий подарок от Сергея Михайловича — дача в Стрельне. У Малечки был хороший вкус, а у Сергея Михайловича, видимо, неисчерпаемые ресурсы.
Кшесинская побаивалась темноты, поэтому ее верный рыцарь построил электростанцию, чтобы освещать и загородный дом, и огромный парк. Когда Большой Стрельнинский и императорский дворец в Петергофе еще тонули в темноте, уютный дом Кшесинской наполнялся ярким светом. Интерьеры этой дачи часто публиковались в журнале «Столицы и усадьбы.
Журнал красивой жизни» - этаком аналоге современного журнала «Tatler», но с гораздо большим вкусом.
В 1921 году был официально усыновлен последним. Великий князь Владимир Александрович был у меня на ужине вместе с великими князьями Борисом и Андреем Владимировичами. Мне казалось, что он стал бывать у меня, чтобы предотвратить возможное недоразумение между Андреем и Сергеем Михайловичем. Но не это было причиной его приездов ко мне, как я сперва думала, а то, что он очень ко мне привязался и любил бывать у меня... Тот тут же усыновил 19-летнего Владимира Красинского, который из Сергеевича превратился в Андреевича.
Я не огорчилась тем, что чудное платье погибло, я сразу увидела в этом предзнаменование, что это принесет мне много счастья в жизни…» Любовь разгорелась как пламя костра. Андрей Владимирович был на 6 лет моложе Матильды, но они совсем не чувствовали разницы в возрасте. Плодом их любви стал сын Володя, которого Матильда родила во время путешествия по Европе. В России ей предстоял серьезный разговор с великим князем Сергеем Михайловичем, который прекрасно понимал, что не он является отцом ребенка. Однако он настолько любил Кшесинскую, что решил остаться с ней, чтобы оберегать ее как добрый друг. В 1904 году Матильда Кшесинская начала гастролировать по Европе. Вечер, посвященный 20-летию со дня ее первого выхода на сцену, стал настоящим праздником хореографического искусства. Кшесинскую чествовали как первую балерину России и даже называли ее «генералиссимус русского балета». По возвращении из Европы Матильда приобрела участок земли под строительство дворца. Архитектором проекта стал Александр фон Гоген. Всю обстановку выписали из Парижа. Результатом длительного труда стал дом, который был настоящим произведением искусства и представлял собой отражение утонченного вкуса хозяйки. Кроме особняка в Петербурге, Кшесинская купила дом на юге Франции, куда приезжала несколько раз в год. Во время Первой мировой войны Матильда Кшесинская на собственные деньги построила лазарет на 30 мест, но, когда обстановка вышла из-под контроля, она была вынуждена бежать. Некоторое время балерина жила у знакомых, а в июле она вместе с сыном, горничной Людмилой Румянцевой и преданным слугой Иваном Курносовым выехала из Петербурга. В годы революции Кшесинской пришлось перенести серьезные душевные муки: она потеряла людей, с которыми тесно была связана раньше, — Николая II и великого князя Сергея Михайловича. В начале 1920 года Кшесинская навсегда покинула измученную политическими потрясениями Россию и обосновалась в Венеции. Несколько позже, во Франции, она вновь встретила великого князя Андрея, и влюбленные воссоединились. Согласовав вопрос о женитьбе с братом Андрея, Кириллом Владимировичем, влюбленные обвенчались в Русской церкви в Каннах 30 января 1921 года. В дневнике Андрей записал: «Наконец сбылась моя мечта — я очень счастлив». Матильда тоже была безмерно счастлива. Ведь она получила титул княгини. Свое прозвище Мадам 17 балерина получила из-за того, что в казино Монте-Карло, куда она так любила выезжать, неизменно ставила на цифру 17.
Техника «Малютки Мали» серьёзно опережала её время — и с этим соперницы балерины бороться не могли. Шампанское до утра и балетная дисциплина Но на один лишь природный талант делать ставку нельзя, и Матильда прекрасно это понимала. Помимо репетиций в Императорском театре, она занималась сама — брала частные уроки, в том числе у разных итальянских преподавателей. Так, одним из её репетиторов был знаменитый итальянский балетмейстер Энрико Чеккетти. И даже став примой Мариинки, Кшесинская не ослабляла дисциплины. Фото: Wikimedia Commons За месяц до спектакля балерина прекращала светскую жизнь, не выезжала в гости и не устраивала приёмов у себя. Ничто не должно было отвлекать великую танцовщицу от репетиций. С утра до вечера Кшесинская тренировалась, часами не покидая балетного зала. Режим также резко менялся: любившая в обычное время пить шампанское до утра, балерина ложилась спать строго в десять часов весь месяц перед спектаклем. Икра и ананасы для идеальной фигуры Каждое утро Кшесинская взвешивалась, и, если вес хоть немного «выходил за пределы», она тут же садилась на диету. Правда, современники вспоминали, что любившая роскошь и красивую жизнь балерина и на диете старалась получать удовольствие — так, в её «ограниченный рацион» якобы входили икра и ананасы. Фото: Wikimedia Commons Сутки перед спектаклем Матильда проводила в постели, чтобы к вечеру самого важного дня быть в идеальной форме. В полдень она позволяла себе лёгкий завтрак, после чего уже, как правило, не ела ни крошки. В театр она приезжала не меньше, чем за два часа до спектакля — чтобы успеть размяться и наложить грим. Балетная карьера Кшесинской длилась в России 27 лет — Матильда танцевала до самой революции. Между тем, театральная жизнь обычной балерины крайне редко выходила за пределы 20 лет. Можно было бы подумать, что своим «балетным долголетием» Матильда была обязана связям — но искусство Кшесинской оставалось на высоком уровне до последнего дня. Звёздная семья Кшесинских Никак нельзя сбрасывать со счетов и наследственность, а также влияние блистательного отца Матильды на её искусство. Её отец, поляк Феликс Кшесинский, был солистом Мариинского театра, знаменитым благодаря особенному исполнению мазурки, а также талантливым педагогом. Фото: Wikimedia Commons У Матильды было не один, не два — целых пятеро сводных братьев и сестёр. Мать Мали Юлия Доминская родила их в первом браке от танцовщика Леде. Все трое поступили в Императорское театральное училище, а окончив его, танцевали в Мариинке. И, конечно, за искусством своих детей внимательно следил сам Феликс. Карточные долги Матильды После революции Кшесинская уехала во Францию — там у неё был собственный особняк на Лазурном берегу. В этом особняке балерина жила вместе с мужем 12 лет — до 1929 года, когда неумеренная страсть Матильды к игре в рулетку и другим азартным играм чересчур отяготила её долгами. Фото: Google Street View Но и продав огромный дом с видом на побережье, Кшесинская с супругом князем Андреем не бедствовали. В Париже Матильда открыла собственную балетную школу, ставшую весьма известной и популярной. Между прочим, во Франции, где балетная школа была старейшей в Европе, учебное заведение Кшесинской отличалось благодаря вниманию к пластическим позам и тем самым «русским мягким рукам» — именно этого и не доставало жёсткой и техничной французской балетной школе. За свою несговорчивость и требования, которые он предъявлял дирекции императорских театров, пытаясь хоть как-то улучшить условия труда актёров, Иосиф угодил в опалу и был досрочно отправлен на пенсию. Однако в 1914 году его снова взяли в труппу. Свою дочь Кшесинский назвал Целина — к слову, ходили слухи, что девочка на самом деле была незаконнорожденной дочкой Матильды от Николая II.
53 лучших фото балерины Матильды Кшесинской в молодости и старости
Я не в силах описать, что со мной делалось, когда я приехала домой. Я не могла ужинать и, убежав к себе в комнату, рыдала, и у меня так болело сердце. Первый раз я почувствовала, что это не просто увлечение, как я думала раньше, а что я безумно и глубоко люблю Цесаревича и что никогда не в силах буду его забыть», — написала Кшесинская позже в своём девичьем дневнике. Под именем того самого «гусара Волкова» цесаревич впервые наведался к ней домой — и вскоре стал регулярно проводить вечера, а затем и ночи в её компании. Принимать наследника в родительском доме ночами было невозможно, и Матильда с позволения отца переехала в съёмный особняк. Жила она вместе с сестрой Юлией, к которой часто наведывался её будущий муж, полковник Александр Зеддлер. Но, несмотря на бесконечные ночные визиты, ни о какой «последней близости» очень долго не шло и речи. Причина была в том, что Кшесинская — которая высоко себя ценила, несмотря на свою взбалмошность — была невинна. И Николай по-прежнему «ни с кем не жил».
Цесаревич не мог решиться лишить невинности юную балерину — ведь он точно знал, что не сможет после этого на ней жениться. Он не может быть первым! Разве человек, который действительно любит страстно, станет так говорить? Конечно, нет. Он боится просто быть тогда связанным со мной на всю жизнь, раз он первый будет у меня». Супруга великого князя Их отношения закончились сразу после помолвки цесаревича с внучкой королевы Виктории, которая произошла в апреле 1894 года. Однако Матильда и после этого не утратила своего влияния на жизнь царской семьи. Утешилась Матильда от потери царственного любовника довольно быстро.
Перед женитьбой Николай II поручил заботу о Матильде своему кузену, князю Сергею Михайловичу, президенту Русского театрального общества. Несколько следующих лет он был верным другом и патроном балерины. С ним балерина Кшесинская жила на широкую ногу. По первому ее капризу покупались дворцы, драгоценности, роскошные наряды. На работу в театр она ходила больше для удовлетворения собственного тщеславия, уж больно по сердцу ей были аплодисменты, цветы и поклонники. Каждую заметку в печатном издании, где восхвалялся уникальный талант балерины Матильды Кшесинской, она аккуратно вырезала и приклеивала в специальный альбом. Позже в эмиграции он станет для нее большим утешением. Надо сказать, что в продвижении по карьерной лестнице артистки опять же не малую роль сыграл влиятельный Сергей Михайлович.
Вопреки сложившимся в театре традициям, спустя всего 8 лет работы на сцене, Кшесинская уже имела статус примы-балерины, а через 10 — свой собственный бенефис. Но Сергей Михайлович был далеко не единственным ее высокопоставленным покровителем, в том числе и среди князей Романовых. Например, Кшесинской приписывают роман с князем Владимиром Александровичем. А также известно о любовных отношениях с его сыном Андреем Владимировичем, который оказался младше самой балерины на 6 лет. Были и менее родовитые возлюбленные… Кроме того, Матильда являла собой довольно практичную женщину, и любовь восхищающихся ею мужчин умела превращать в неизменную выгоду для себя. При этом, балерина Кшесинская славилась благопристойной дамой, не смотря на окружавшие ее сплетни и зависть. Однажды у Сергея Михайловича завязался роман с некой княжной, и дело даже почти дошло до свадьбы, когда вмешалась Матильда и потребовала у любовника прекратить всяческие отношения с соперницей, которые бросают тень на ее доброе имя. В 1902 году Матильда родила сына.
Позже, уже в эмиграции она объявила, что отцом Вовы является великий князь Андрей Владимирович. Тогда же все могли только предполагать, кто из ее многочисленных поклонников есть настоящий отец ребенка. Ни с одним из любовников Кшесинская расставаться не собиралась. Более того, имя младенцу мать выбрала в честь князя Владимира Александровича, признал отцовство и всю заботу о малыше взял на себя князь Сергей Михайлович, а фамилию и титул светлейшего князя Красинского милостиво пожаловал император. В 1906 году Кшесинская стала владелицей роскошного особняка в Петербурге, где все, от начала до конца, было сделано по ее собственным идеям. В особняке был винный погреб для навещающих балерину мужчин, во дворе хозяйку ждали конные экипажи и автомобили. Был даже коровник, поскольку балерина обожала парное молоко. Откуда взялось все это великолепие?
Русскому балету не были доступны многие танцевальные элементы, которыми покоряли публику итальянские танцовщицы. Матильда Кшесинская первая смогла выполнить на сцене 32 фуэте подряд. Многие спектакли были написаны специально для русской балерины, некоторые вернулись на сцену благодаря сильной технике Матильды. Новаторство Кшесинская сотрудничала с хореографами — новаторами, создаёт свой новый стиль. Позже принимает решение уйти из театра, после чего заключает договор о разовых выступлениях с высокой оплатой. Матильда всегда была за развитие русского балета и выступала против наличия в труппе театра иностранных балерин. Матильда в революционное время уезжает навсегда из родного города, потом перебирается в Кисловодск и Новороссийск, откуда направляется за границу. С этого момента у балерины начинается новая биография. Балерина получила французскую визу и поселилась на своей вилле.
Она владеет собственной студией балета в столице Франции. Кшесинская начинает заниматься педагогической деятельностью. Одной из её талантливых учениц была Татьяна Рябушинская. Балерина решает написать мемуары о своей жизни, о жизни своих близких людей. Сначала воспоминания увидели свет на французском языке, а намного позже, через 32 года их напечатали в России. Матильда Кшесинская - биография личной жизни В личной жизни балерины Кшесинской было много моментов, которые связаны с царской семьёй Романовых.
В 1904 году Матильда Кшесинская самостоятельно ушла из Мариинского театра и начала выступать на контрактной основе после своего бенефиса. За каждое выступление она получала 500 рублей, а затем ее гонорар вырос до 750 рублей. Балерина неоднократно утверждала, что артисты классического балета способны танцевать любой стиль, поэтому Михаил Фокин приглашал ее на свои постановки, такие как «Эвника» 1907 , «Бабочки» 1912 , «Эрос» 1915. Интриги Матильда Кшесинская отказывалась принимать предложение включить иностранных балерин в труппу. Она старалась убедить всех, что русские балерины заслуживают главных ролей, в то время как большинство из них уступали зарубежным артистам. Балерина Матильда Кшесинская Часто возникали споры вокруг итальянской балерины Пьерины Леньяни, которая работала в Мариинском театре в течение восьми лет, несмотря на неприязнь Кшесинской. Однако директор Императорских театров князь Волконский не выдержал влияния Матильды и ушел из театра после отказа восстановить старый балет "Катарина, дочь разбойника". Сама балерина назвала камнем преткновения фижму костюма для русского танца из балета "Камарго". В 1899 году ее давнее желание сбылось - Мариус Петипа дал ей роль Эсмеральды, и с тех пор она единолично играет эту роль, что вызывает недовольство ее коллег. Раньше эту роль исполняли только итальянки до Матильды. Он пригласил ее выступать в Лондоне, который был более привлекательным для Матильды, чем Париж. В обмен на это, балерина должна была использовать свои связи и помочь Дягилеву выступить со своей антрепризой в Петербурге, а также получить отсрочку военной службы для Нижинского, который был призван в армию. Для выступления Кшесинской было выбрано "Лебединое озеро", чтобы Дягилев мог использовать ее декорации. Попытка провалилась. Кроме того, Дягилев был настолько раздражен неудачей своей просьбы, что его слуга Василий серьезно предложил ему отравить балерину. Личная жизнь Жизнь Матильды Кшесинской включает в себя еще больше загадок, чем ее карьера в балете. Ее судьба тесно связана с членами семьи Романовых. Николай II и Александра Федоровна Предполагается, что в период с 1892 по 1894 год она была влюблена в цесаревича Николая Александровича. После знакомства он регулярно посещал ее выступления, их отношения развивались быстро, хотя все понимали, что роман не имеет будущего.
По одной версии, юный Николай на тот момент ещё «ни с кем не жил» именно так писала в своих дневниках Матильда, и подразумевался отнюдь не совместный быт , и отец решил, что наследнику пора стать мужчиной. По другой версии, Николай в 1889 году влюбился в принцессу Алису Гессенскую — будущую императрицу Александру Фёдоровну, и тут же попросил у отца разрешения на женитьбу. Но Александр желал, чтобы сын отдал предпочтение не очередной немке, а французской принцессе — так было лучше с политической точки зрения. И для того, чтобы отвлечь цесаревича от влюблённости в Алису, было принято решение «подсунуть» ему балерину. В 1889 году ей исполнилось 17, а 20 марта 1890 года, вместе с другими девушками из училища, Кшесинская принимала участие в выпускном спектакле — по традиции, на нём присутствовали члены императорской семьи. Перед ужином с императором Матильда даже не пыталась пробиться поближе, но Александр III сам подошёл к ней и заявил: «Мадмуазель! Будьте украшением и славою нашего балета! Но через много лет в своих мемуарах Матильда напишет: «Я не помню, о чем мы говорили, но я сразу влюбилась в Наследника. Как сейчас вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на Наследника, я забывала об этом, всё было как сон». Фото: guddipoland. И тот, также не стесняясь, указал на Матильду. И выбор Кшесинской тоже не был «тычком пальцем в небо». Балерина не просто была «прехорошенькой» — несмотря на свою юность, она уже давно кружила головы и влюбляла в себя мужчин. Так, считается, что именно из-за Матильды была разорвана помолвка шотландца Макферсона, гостившего однажды на даче у Кшесинских вместе со своей невестой. Из шалости она пригласила иностранного гостя собирать грибы поутру — если невеста не возражает. Отказать по соображениям этикета шотландец не мог, и отправился вместе со взбалмошной девочкой в лес. После этой прогулки Макферсона будто подменили. Он расторг помолвку с невестой и стал писать Матильде бесконечные любовные письма. Однако совсем юная Кшесинская спокойно его отвергла — ей предстояла блестящая карьера балерины, и она это знала. Кшесинская вновь увидела Николая в июле в Красном Селе, где исполняла польку для императорской семьи, а позже — в театре. Она не смогла с ним поговорить, но наперсник и сослуживец Николая гусар Волков сообщил по секрету балерине, что она очень нравится цесаревичу. Фото: es. Вернувшись, он вскоре отправился с отцом в Данию. И только в январе 1892 года Матильда снова увидела цесаревича. Увидела Наследника и забыла все, что делается вокруг меня. Но как я была безумно счастлива, когда Наследник подошел ко мне и подал мне руку. Я почувствовала его долгое крепкое пожатие руки, ответила тем же и пристально посмотрела ему в глаза, устремленные на меня. Я не в силах описать, что со мной делалось, когда я приехала домой. Я не могла ужинать и, убежав к себе в комнату, рыдала, и у меня так болело сердце. Первый раз я почувствовала, что это не просто увлечение, как я думала раньше, а что я безумно и глубоко люблю Цесаревича и что никогда не в силах буду его забыть», — написала Кшесинская позже в своём девичьем дневнике.
Любимая балерина императора. Жизнь и судьба Матильды Кшесинской
Когда Кшесинская уже подумывала о смене карьеры, в ее жизни появилась знаменитая балерина Вирджиния Цукки. В 1908 году Матильда Кшесинская успешно гастролирует в парижском Гранд-Опера и поражает публику своими 32 фуэте! Самой большой и самой известной любовью Матильды Кшесинской стал наследник российского престола Николай Второй. Родители Матильды Кшесинской: Феликс Кшесинский и Юлия Доминская./Фото. Балерина Матильда Кшесинская брала особым очарованием, которое не оставляет равнодушным ни одного мужчину.
Последние годы «великолепной Матильды»
Матильда Кшесинская, биография которой содержит об этом больше вопросов, чем ответов, имела явно больше, чем позволяло ей жалованье примы Мариинского и даже подарки цесаревича Николая. Великолепная жизнь Матильды Кшесинской закончилась в 1917 году. Балерина Матильда Кшесинская брала особым очарованием, которое не оставляет равнодушным ни одного мужчину. Матильда Кшесинская: как балерина стала самой богатой женщиной России. Полная биография танцора Матильды Кшесинской. Личная жизнь, фотографии, интересные факты из жизни, спектакли театра на портале «».
Царь-девица: 18 впечатляющих фактов о Матильде Кшесинской
Публика вызывала ее на поклон восемнадцать раз. Так в 1936 году на сцене одного из театров Ковент-Гардена 64-летняя Матильда Кшесинская завершила танцевальную карьеру, исполнив на прощание свой. Биография балерины Матильды Феликсовны Кшесинской: личная жизнь, роман с Николаем II, фильм о ней, особняк, в старости, сын. Жизнь сына Матильды Кшесинской пришлась на неспокойное время и потому была наполнена событиями, как счастливыми, так и трагичными. Публика вызывала ее на поклон восемнадцать раз. Так в 1936 году на сцене одного из театров Ковент-Гардена 64-летняя Матильда Кшесинская завершила танцевальную карьеру, исполнив на прощание свой. Публика вызывала ее на поклон восемнадцать раз. Так в 1936 году на сцене одного из театров Ковент-Гардена 64-летняя Матильда Кшесинская завершила танцевальную карьеру, исполнив на прощание свой.
Кшесинская, Матильда Феликсовна
Сыну Кшесинской, по величайшему указу, дали фамилию Красинский и дворянский титул, тем самым признав его родство с великими князьями. Сергей Михайлович очень любил свою Матильду. Исторические факты свидетельствуют о том, что когда доставали из шахт тела казнённых Романовых, в руке Сергея был зажат медальон с изображением знаменитой балерины. Но состояла она в браке с другим великим князем Андреем, который решил усыновить Вову. Женщина приняла православие и получила имя Мария. С приходом революционно настроенных масс у Кшесинской отобрали особняк, и она с ребёнком решает покинуть Родину. Биография балерины в фильмах и книгах О Матильде Феликсовне ходит много слухов, её жизнь вызывает интерес в связи с тем, что её имя упоминается наряду с коронованными особами. Поэтому к истории её творчества и личной жизни обращаются многие писатели и режиссёры.
Борис Акунин не говорит напрямую о Кшесинской, но его героиня Снежинская является олицетворением знаменитой балерины. Алексей Учитель снял фильм «Матильда», в котором даже не скрывает имена реальных действующих лиц, рассказывая о Николае Александровиче и его любовнице. Матильда Феликсовна прожила почти сто лет, её похоронили на одном из парижских кладбищ вместе с сыном и мужем. За тринадцать лет до смерти балерина увидела видение во сне со звоном колоколов и Александром III. Этот сон Кшесинская растолковала, как руководство к действию: она взялась за написание подробностей своей жизни. Теперь всё о жизни Матильды можно узнать из её мемуаров. Автор биографии: Natsh.
Знакомство этой семьи с российскими самодержцами началось еще до ее рождения. В мемуарах балерина писала, что ее отец в 1835 г. В 1890 г. С наследником престола она познакомилась как раз во время выпускного экзамена. Поначалу бесстрастные и краткие записи Николая в дневнике 1890 г. Был в театре, ходил на сцену». Кшесинская 2-я мне положительно очень нравится». Разговаривал с маленькой Кшесинской через окно». В 12 часов было освящение штандартов. Стояние у театра дразнило воспоминания».
Находясь под впечатлением ее — перо трясется в руке! Встречаться у родителей становилось просто немыслимым», — вспоминала Кшесинская. В мемуарах маленькая Кшесинская действительно, всего 153 см! В своих воспоминаниях она строго придерживалась одной линии: любовь с наследником была горяча и взаимна, но невинна; его брак был вынужденно династическим, поэтому балерина с самого начала отношений благоразумно не претендовала на важную роль в его судьбе. Заявления о взаимной любви «…когда государь со свитою обходил фронт полка, наследник, идя за ним, в упор смотрел на меня, а я на него моими влюбленным глазами» чередуются в мемуарах с перечислением всевозможных «трофеев» дорогих вин, мебели, украшений — знаков внимания великих князей, офицеров и знаменитостей и подарков от Ники «…наследник подарил восемь золотых, украшенных драгоценными камнями чарок для водки»; «подарки были хорошие, но не крупные». Я ожидала наследника у себя в доме, могла свободно и когда хотела его принимать, а в то же время в театре я должна была получать первые роли в лучших балетах и выступать уже как настоящая балерина в целом балете, а не в отдельных небольших ролях», — Кшесинская легко и не особо смущаясь совмещала личное со служебным. О том, что этот роман рано или поздно должен окончиться, оба понимали с самого начала. Примечательно, что в еще декабре 1891 г. Я давно ее люблю, но еще глубже и сильнее с 1889 года, когда она зимой провела шесть недель в Петербурге! Я долго противился моему чувству, стараясь обмануть себя невозможностью осуществления моей заветной мечты!
Но теперь, когда Эдди Альберт Виктор Эдуард, старший сын принца Уэльского, с согласия королевы Виктории сватался к Аликс, однако получил отказ. В мемуарах Матильда записала лишь общие возвышенные фразы о царе «…чувство долга и достоинства было в нем развито чрезвычайно высоко» и царице «…в ней наследник нашел себе жену, целиком восприявшую русскую веру, принципы и устои царской власти, женщину больших душевных качеств и долга». При расставании она лишь трогательно попросила разрешения обращаться к нему в письмах на «ты», как и прежде, и в нужде просить о помощи. На деле все было несколько сложнее: после помолвки Алиса Гессенская в Англии получила неприятные анонимные письма с оскорбительными сведениями о Ники. Вчитываться она не стала, показала письма жениху, и тот исповедался ей в своем завершенном романе. Николай дал прочесть невесте дневник и впредь открыл ей доступ к его записям.
Успех в Лондоне в 1911 году был связан с выступлениями в «Спящей красавице» П. Чайковского и «Лебедином озере» П. Чайковского, где она показывала блеск академического танца. В 1910-е годы петербургские балетные критики все чаще писали о напыщенности стиля, устарелых приемах, земном и «корсетном» силуэте.
Летом 1917 года Кшесинская уехала из Петрограда в Кисловодск. В 1918 году в рецензии «Утраченный талисман» известный балетный критик А. Левинсон написал о новом исполнении роли Нирити, в которой когда-то блистала Кшесинская, что подмостками Мариинской сцены овладело невидимое присутствие Кшесинской. В 1919 году вместе с сыном Кшесинская отплыла из Новороссийска за границу на итальянском пароходе «Семирамида». В 1920 году прибыла на виллу на Лазурном берегу, неподалеку от Ниццы. В 1921 году стала женой Великого князя Андрея Владимировича. В 1929 году в Париже Кшесинская открыла собственную балетную студию. Среди её учеников были Б. Князев, Т. Рябушинская, Л.
Ростова и другие. Видные зарубежные танцовщицы у нее брали уроки, среди них — Иветт Шовире и Марго Фонтейн. Последнее выступление Кшесинской состоялось на благотворительном концерте в лондонском театре Ковент-Гарден в 1936 году. В 1958 году Кшесинская, сделав исключение, пришла посмотреть на гастроли Большого театра в Гранд-Опера в Париже. Она вспоминала, что это был тот же балет, что и сорок лет назад, те же традиции, тот же дух. Матильда Феликсовна Кшесинская скончалась 6 декабря 1971 года, не дожив несколько месяцев до своего столетия. Мемуары М. Кшесинской вышли в 1960 году в Париже на французском языке «Воспоминания Кшесинской» и в Лондоне на английском языке «Танцуя в Петербурге». В 1992 году в Москве впервые была издана книга «Матильда Кшесинская. Воспоминания» на основе машинописного экземпляра на русском языке с поправками и дополнениями, хранящегося в Российской государственной библиотеке.
В 2018 году дневники Кшесинской 1886-1894 годов, ее переписка с историком балета Ю. Бахрушиным 1966-1968 годов, с директором Государственного дома-музея П. Чайковского в Клину В. Журавлевым 1957-1961 годов были опубликованы в книге «Матильда и Иосиф Кшесинские. Почти все дневники и часть переписки хранятся в Государственном Центральном театральном музее им. Бахрушина, часть переписки — в Государственном Архиве РФ и других государственных организациях. Фотография М. Кшесинской с дарственной надписью Д. Кшесинская Д. Личный фонд М.
Этот фонд был создан путем выделения документов из фондов бывшего Великого князя Андрея Владимировича в 1938 году, а в 1946 году к нему был присоединен ряд документов, выделенных из сейфов частных банков. Большую часть фонда составляют документы имущественно-хозяйственного характера — счета и сметы на ремонт дачи в Стрельне и дома в Петербурге, документы о покупке, залоге и продаже движимого и недвижимого имущества, духовное завещание, ведомости и тетради с распределением мест на бенефисы, сметы о сооружении часовни на могиле Ф.
Итак, цесаревич сам называет свои отношения с Кшесинской «платоническими», то есть чисто дружескими, не связанными с чувственностью. Конечно, это не отрицает возникшую между молодыми людьми юношескую влюбленность. Однако она была присуща М. Кшесинской в гораздо большей степени, чем наследнику, и никогда не переходила, как это видно из исторических источников, дальше поцелуев.
Боханов пишет по этому поводу: «Николай Александрович являлся человеком своего времени и своего круга. У молодого неженатого офицера тогда обязательно должна была быть «дама сердца», его «Дульцинея», которой следовало поклоняться. У Престолонаследника таковой стала Матильда. Николай Александрович действительно увлекся молодой балериной, но никогда не забывал о том, кто Он и кто она, и знал, что дистанция между ними непреодолима». Дневники и воспоминания М. Кшесинской являются еще большим доказательством отсутствия интимной связи между ней и цесаревичем Николаем.
Так, Кшесинская записывает в своем дневнике 11 марта год не указан, но из контекста записей можно точно установить, что это — 1892-й : «Цесаревич пил у нас чай, был у нас почти до 1 час. Я все время сидела в углу в тени, мне было неловко: я была не совсем одета, т. Мы без умолку болтали, многое вспоминали, но я от счастья почти все перезабыла. Цесаревич сказал, чтобы я ему писала письма, он будет писать тоже, и обещал написать первый. Я, признаюсь, не знала, что это можно, и была чрезвычайно обрадована. Он непременно хотел пройти в спальню, но я его не пустила.
Опять приехать к нам он обещал на Пасху, а если удастся, то и раньше». Заметим, что встреча наследника и М. Кшесинской происходила в присутствии ее сестры Юлии. Это было не случайно. Отец Матильды Ф. Кшесинский, узнав, что его дочь собирается жить отдельно и что к ней может приезжать наследник, поставил условие, что с ней будет жить ее сестра Юлия.
Кшесинская пишет в дневнике об очередной встрече с наследником: «Цесаревич приехал в 12-м час. Мы много говорили. Я и сегодня не пустила Цесаревича в спальню, и он меня ужасно насмешил, когда сказал, что если я боюсь с ним идти туда, то он пойдет один! На прощание мы несколько раз поцеловались». Однако Николай Александрович не хотел, чтобы его отношения с М. Кшесинской принимали серьезный характер.
Кшесинская была сильно огорчена, что на спектакле наследник слишком долго смотрит на кого-то в бинокль. Балерина поспешила написать цесаревичу письмо, которое и привела в своем дневнике: «С каждым днем, дорогой Ники, моя любовь к тебе становится сильнее! Как бы я хотела, чтобы Ты так меня полюбил, как люблю я Тебя. Прости, Ники, но я не верю, что Ты меня любишь. Может быть, я ошибаюсь, но вернее нет». Цесаревич не спешил отвечать Кшесинской.
Ответ от него она получила только 4 апреля 1892 г. Такой, право, лентяй! Мог бы на Страстной неделе писать чаще! А я ему три дня кряду письма отсылала». Николай II, и будучи наследником, и став императором, смотрел балет только до Великого поста. Разглядывание балерин во время поста считалось грехом.
Видимо, католичку М. Кшесинскую это обстоятельство не смущало. В первый день Светлой седмицы цесаревич навестил Кшесинскую и пробыл у нее несколько часов. В тот день Матильда Феликсовна отметила в дневнике: «Ему очень понравилось мое платье. Мне было очень приятно, что Ники обратил на него внимание. Я провела вечер прелестно.
Мы много болтали и вспоминали прошлое».
ПОСЛЕДНЯЯ ДОЧЬ ПОСЛЕДНЕГО ИМПЕРАТОРА?
1893 гг, после помолвки императора они расстались. Матильда Кшесинская, биография которой содержит об этом больше вопросов, чем ответов, имела явно больше, чем позволяло ей жалованье примы Мариинского и даже подарки цесаревича Николая. Матильда Кшесинская появилась на свет в семье Феликса Кшесинского и Юлии Домнинской. У Матильды Кшесинской родился сын от Николая II.