Безукоризненное поведение помогают придворному кавалеру и даме снискать доверие принца и его семьи, они могут сыграть положительную роль и помочь ему в свою очередь стать добрым государем. В 1881 г. из 203 дам, имевших придворные звания, 189 являлись фрейлинами. Придворный штат императрицы-королевы состоял в общем ведении обер-гофмейстерины; включал в себя придворных дам, лейб-медика и секретаря, не считая низших служителей и служительниц.
Значение словосочетания «придворная дама»
Образ придворной дамы в литературе и искусстве Многие известные произведения, как классической, так и современной литературы, посвящены жизни и образу придворных дам. В романах, пьесах и стихотворениях они могут быть изображены как загадочные и прекрасные леди, сильные и независимые женщины, а также добрые и благородные особы. Придворные дамы часто играют важные роли в исторических и романтических произведениях. Одна из таких известных фигур — придворная дама Германа в романе Александра Пушкина «Пиковая дама».
Ее образ символизирует тайну и загадку, а также представляет одну из главных тем произведения — стремление к счастью и самоотверженной любви. Другой известный образ придворной дамы — Офелия в трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет». Ее легендарная фигура отражает целую гамму эмоций и состояний, от невинности и наивности до безумия и отчаяния.
Образ Офелии стал одним из самых узнаваемых и символичных образов придворных дам в искусстве. Также придворные дамы были частой темой портретов и живописных работ. Многие художники изображали их с красивыми платьями, изысканными прическами и роскошными украшениями.
Они представляли собой символы красоты, утонченности и благородства, и в своей работе художники стремились передать все это великолепие и привлекательность. Образ придворной дамы имеет свое место не только в культуре и искусстве прошлого, но и в современном обществе. Он продолжает привлекать внимание и вдохновлять художников, писателей и драматургов своей многогранностью и загадочностью.
Эволюция роли придворных дам в современном обществе Роль придворных дам в современном обществе претерпела значительные изменения по сравнению с ее историческими корнями. В прошлом придворные дамы были высокопоставленными женщинами, состоявшими на службе у королевы или других членов королевской семьи. Их задачи включали ради украшения, развлечения и поддержания образа роскоши королевского двора.
Они занимались организацией приемов, участвовали в торжественных мероприятиях и делились своими советами и мудростью с женскими членами семьи правителя. Быть придворной дамой был престижным и почетным статусом. Однако в современном обществе роль придворных дам изменилась.
С течением времени монархии потеряли свою власть и значимость, а традиции королевских дворцов ослабли. Вместе с этим изменениями, роль придворных дам стала менее формальной и ограниченной, их обязанности и влияние стали меньше. В настоящее время придворные дамы могут быть представительницами королевских семей, но и частные лица, которые по своему желанию выполняют роль сопровождающих, консультантов-стилистов или помощников женщин, занимающих высокие позиции в обществе.
Они могут оказывать помощь в организации мероприятий, советовать по вопросам стиля и моды, а также выполнять другие задачи, связанные с управлением социальной жизнью и образом жизни высокопоставленных личностей. Несмотря на индивидуальную природу работы придворных дам в современном обществе, они могут все еще вносить свой вклад в поддержание традиций и культуры роскошного образа жизни. Их навыки в общении, этикете и моде могут быть ценными в любой социальной ситуации, где требуется особое внимание к деталям и элегантности.
Таким образом, роль придворной дамы в современном обществе представляет собой комбинацию старинных традиций и новых задач. Они по-прежнему играют важную роль в обществе, хотя и с измененными обязанностями. Быть придворной дамой сегодня означает быть не только символом изящества и красоты, но и быть индивидуальностью, способной приспосабливаться к изменяющимся требованиям и организовывать свою деятельность в соответствии с современными ценностями и нормами.
Как стать придворной дамой: советы для желающих Образование и манеры. Придворная дама должна обладать широким кругозором и прекрасными манерами. Уделите время на образование, читайте классическую литературу и изучайте историю искусства.
Главный долг фрейлины — постоянно находиться рядом с императрицей и выполнять любое её требование. Придворные дамы несли подневное, а иногда и понедельное дежурство. Фрейлина Александры Фёдоровны Анна Вырубова вспоминала, что при императрице постоянно находились три фрейлины. Они дежурили в течение недели, деля между собой обязанности. Кто-то из дам присутствовал при утреннем туалете Александры Фёдоровны, кто-то сопровождал её в поездках или прогулках, читал государыне. Анна Вырубова. Порой фрейлины не могли отдохнуть даже в свои нерабочие дни. Когда одна из дам не успевала выполнить какое-то поручение, «выходная» должна была заменить её.
Оклад фрейлин Почему же девушки из родовитых семей так стремились попасть в штат фрейлин? Часто они руководствовались чисто практическими целями — устроить своё будущее. Постоянно находясь в высшем свете, фрейлина имела большие шансы выгодно выйти замуж. Этому способствовало почётное положение придворной дамы и большое приданое, которое обычно шло за ними. Если обязанности не подчинялись определённому уставу, то одеяние было чётко регламентировано. Придворная дама должна была иметь разные платья для балов, визитов в церковь, дней рождений, похорон.
Фрейлины сопровождают монарха во время публичных выходов и оказывают королеве поддержку.
Например, они держат подарки и цветы, которые преподнесли Ее Величеству. Кроме того, они сопровождая ее в частном порядке, отвечают на письма, которые приходят королеве, а так же выполняют роль друга и доверенного лица. Некоторые из придворных дам королевы служат у нее уже несколько десятилетий. Одна или две фрейлины служили у королевы Елизаветы непрерывно с момента ее коронации в 1952 году. Самой пожилой на данный момент чуть больше 100 лет, и она выполняла церемониальную роль фрейлины более 60 лет. Фото Getty — Contributor, источник tatler. Читайте также:.
Энн Форчун Фицрой, которую помнят как «дорогую подругу», была одной из двух Правительниц гардеробной и отвечала за одежду и украшения Елизаветы. Королева также выступила крестной второй дочери Максвелл.
Диана Спенсер и фрейлина герцогиня Графтон в 1981 году Ближайшими придворными к королеве и супруге короля были мужчины, и все должности были политическими. Только в эпоху Возрождения, когда женщины играли более важную роль при дворе, количество женщин на службе увеличилось в соответствии с их властью и влиянием. Кто такие фрейлины?
В Британии фрейлинами называют титулованных дворянок, которые служат не только королеве, но и высокопоставленным женщинам в королевском доме. Одна есть у Кейт Миддлтон, а у сестры королевы, принцессы Маргарет, их было много. Королева Елизавета и фрейлина Аннабель Уайтхед в 2021 году Хотя они не живут в Букингемском дворце, они иногда останавливаются там или в королевских апартаментах в Лондоне, если этого требуют их обязанности.
Как жила фрейлина русской императрицы, и почему мало кто захотел бы ей стать
Британская королева отказалась от фрейлин | В большой степени, видимо, благодаря ее придворной карьере и близости к официальным политическим партиям. |
5 причин посмотреть дораму "Придворная дама" - | По своему рождению эта придворная дама была максимально приближенной к царскому окружению, так как ее отец занимал должность государственного канцлера. |
Придворные дамы Российской империи: nezhnaya4you — LiveJournal | Обязанности камер-фрейлин и статс-дам. Некоторые фрейлины так и не выходили замуж, оставаясь рядом со своими госпожами. |
Неужели фрейлины королевы Елизаветы — это всего лишь горничные с титулом?
Это придворная особа, состоящая при царице, королеве, принцессе. Фрейлины составляли свиту императриц и великих княгинь. Стать фрейлиной при царском дворе — это была мечта большинства девушек знатного происхождения в царской России. Об этом мечтали не только девочки, но и их именитые родители.
До 1762 г. Согласно статуту, принятому Екатериной II, камергеры должны были носить свои ключи на голубой наградной ленте ордена Св. Андрея Первозванного на левой фалде кафтана или мундира возле карманного клапана, а обер-камергеры — на золотом шнуре с кистями у правого карманного клапана. Императрица также определила обязанности камергеров: они должны были дежурить при императорском величестве «по сколько указано будет» и «во время дежурства никуда не отлучаться». В церемониальные дни камергер носил за императрицей шлейф и стоял у трона «пока Ея Величество изволят пить спросить».
За время царствования Екатерины II пожаловано было камергерами 103 человека. У каждого из них был свой ключ. В 1833 г. Последним в истории носителем чина камергера был граф Ф. Пален 1780-1863, пожалован чином камергера в 1800 г. Дольше всех в чине камергера состоял князь С. Гагарин 1777-1862 — 63 года и 10 месяцев. Званием камергера дорожили даже высшие государственные чиновники, поскольку оно давало доступ к мероприятиям, проводимым императорским двором официальным церемониям, балам и т.
В разное время был издан ряд высочайших указов, регламентирующих мундир и внешний вид камергера. Так, указом 1831 г. Шитье золотое по узору, ныне существующему: на воротнике, обшлагах, карманных клапанах, под оными и на полах широкое, а по… фалдам узкое; по борту же на груди шитые бранденбуры; пуговицы золоченые с изображением Государственного герба. Указом 1837 г. К концу XIX века звания камергера были удостоены многие люди, не имевшие отношения к служению при дворе, например, литераторы Тютчев , Вяземский , Фет, композитор Римский-Корсаков. Знак должности — обер-камергерский ключ — отличался от камергерского ключа тем, что на нем фигура орла и короны над его головами украшались бриллиантами. Носился обер-камергерский ключ на золотом шнуре с кистями у правого карманного клапана в отличие от камергеров, носивших свой ключ на левом бедре. При императоре Николае I на 1855 г.
Состав придворных чинов пополнялся из лиц преимущественно знатных фамилий, занятых на государственной службе Домогательства высокопоставленных лиц, стремившихся получить придворное звание, не будучи на службе, оставались без внимания. Придворное звание высоко ценил Николай I. Известно, что когда А. Пушкину в 1833 г. Некоторые насмешники подтрунивали над Пушкиным, так как считали, что звание камер-юнкера давалось только очень молодым людям. Петр I и его ближайшее окружение были первыми создателями российского дворянского этикета. По настоянию Петра в России трижды была переиздана книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов», содержавшая конкретные наставления дворянским отпрыскам, как вести себя в обществе. Долгое время книга была единственным печатным руководством по поведению.
Огромную роль в развитии российского этикета сыграла Екатерина II. Вторая половина XVIII века является эпохой расцвета русско-французских культурных связей, чему немало способствовала деятельность императрицы, покровительствовавшей французским просветителям. С особым радушием принимаются в России бежавшие от революции французские эмигранты, значительная часть которых осела здесь, оставив заметный след в русской дворянской культуре. Булгарина, «любезничество с дамами, утонченное волокитство, угодничество, легкомыслие, остроумие и острословие, и изысканную вежливость». Истинно «версальский» тон, уже не существовавший на его родине, в 1790-е гг. В то же время этикет, насаждаемый Павлом I, становился ненавистен дворянству. Саблуков в «Записках о времени императора Павла и его кончине», — ни под каким предлогом не имел права являться куда бы то ни было иначе, как в мундире… офицерам вообще воспрещалось ездить в закрытых экипажах, а дозволяется только ездить верхом или в санях, или в дрожках. Кроме того, был издан ряд полицейских распоряжений, предписывавших всем обывателям носить пудру, косичку или гарбейтель и запрещавших ношение круглых шляп, сапог с отворотами, длинных панталон, а также завязок на башмаках и чулках, вместо которых предписывалось носить пряжки.
Волосы должны были зачесываться назад, а отнюдь не на лоб; экипажам и пешеходам велено было останавливаться при встрече с высочайшими особами, и те, кто сидел в экипажах, должны были выходить из оных, дабы отдать поклон августейшим лицам». Мужчины, встретив на улице императора, должны были сбрасывать на землю верхнее платье, снимать шляпу и, поклонившись, стоять, пока государь не пройдет. Дамы, не исключая и государыни, должны были выходить из экипажа и также, спуская верхнее платье, приседать на подножках. Можно было видеть женщин с детьми, похолодевшими от страха, выходящих на снег во время сильного мороза, или в грязь во время распутицы, и с дрожью приветствующих государя глубоким поклоном. Императору все казалось, что им пренебрегают, как в то время, когда он был великим князем. Он любил всегда и всюду видеть знаки подчинения и страха, и ему казалось, что никогда не удастся внушить этих чувств в достаточной степени. Поэтому, гуляя по улицам пешком или выезжая в экипаже, все очень заботились о том, чтобы избежать страшной встречи с государем. При его приближении или убегали в смежные улицы, или прятались за подворотни… Выходы царские, к которым прежде относились с большим уважением, являлись теперь какими-то сборищами.
Все должны были проходить для целования рук по два в ряд, в промежуток, на одной стороне которого находился государь с государыней, а на другой стояли обер-гофмаршал и церемониймейстер, которые последними исполняли обряд целования и были ответственны за шум и беспорядок, происходящий в толпе. При дворе Екатерины II существовал абсолютно другой порядок представления царским особам: «.. Мужчины целовали императрице руку. Когда камергер меня назвал, и государыня пожаловала мне руку, чтобы ее поцеловать, признаюсь, что я крепко прижал ее к моим губам». Причем, по словам А. Шишкова, «Екатерина всегда левою рукой брала и нюхала табак, а правую подавала для поцелуев». Павел I выражал сожаление, что «у него рука не пухнет, как у Екатерины, от многих и частых поцелуев». Александр I пытался сгладить мрачное впечатление, произведенное недолгим правлением его отца, многими мероприятиями.
В первую очередь он упростил придворный церемониал, отменил торжественные императорские выезды, предоставил дворянству большую свободу в выборе покроя одежды и форм головных уборов. В «Исторических мемуарах об императоре Александре и его дворе» графиня Шаузель-Гуффье пишет: «Александр уничтожил при дворе чрезвычайные строгости этикета, введенные в предшествующее царствование, между прочим, обычай выходить из экипажа при встрече с экипажем императора». Был введен другой «порядок представления» царским особам. Руку императрицы целовали как мужчины, так и дамы. В эпоху Александра I обряд коленопреклонения и целования руки монарха сменился учтивым поклоном, а для «изъявления благодарности» подданные целовали императора в плечо. Княгиня Белосельская однажды везла его в своей карете, и он держался за портьеру. Кормилица с ребенком княгини на руках поднесла дитя к карете поцеловать руку императора, которую государь чуть ли не с отвращением отдернул». Манера светского поведения уже не насаждалась указами царя.
Верховным судьей нравов стало общественное мнение. А личный пример Александра, который, по словам современника, «знанием приличий превосходил всех современных государей», служил эталоном светского поведения. Не менее лестные характеристики давали императору и наши соотечественники. Голицын с восхищением говорил об Александре: «…доселе я знал аристократию рода, умел подмечать иногда аристократию ума и таланта, но вижу, что есть еще третья аристократия — сердца». Многие мемуаристы отмечают рыцарское отношение императора к дамам. По словам графини Эдлинг , «Государь любил общество женщин, вообще он занимался ими и выражал им рыцарское почтение, исполненное изящества и милости». Император Николаи I был не менее любезен в обращении с дамами. Знайте, что я не желаю, чтобы вы говорили госпожа герцогиня Лейхтенбергская, надо говорить Ее Высочество великая княгиня Мария Никалаевна, а когда великая княгиня приглашает кого-либо танцевать, это любезность, которую она оказывает, а не честь, которую просит ей оказать фр.
Камергер был отставлен и удален, а обер-камергер Головкин получил выговор, что такого дурака представил в камергеры». Некоторые указы Павла I были отменены Александром I. Многие же оставались в силе и в последующие царствования. Например, в театре «в присутствии государя придворный этикет запрещал аплодировать прежде него…». Дама не смела отказать императору на балу, не могла отказаться от «императорского подношения». Француженка Полина Гебль, получив от Николая I «разрешение разделить ссылку ее гражданского супруга» декабриста И. Анненкова, отказалась от денег, предложенных ей императором «на дорогу» в Сибирь. Каждый мог обратиться к монарху с «всеподданнейшей просьбой».
Прошения писались в строго определенной форме. Дамы обычно писали прошения к императору в более эмоциональных тонах, позволяя себе некоторые отступления от «учрежденной» формы и «уповая» на рыцарское отношение монарха к представительницам прекрасного пола. Вообще же просьбы подавались на русском языке, несмотря на то, что французским владели «беспримерно лучше». Государь сделал те же вопросы, как и мне. Муравьев, вероятно, сконфузившись, начал отвечать по-французски. Светский этикет, однако, не позволял «выходить из себя». Порой Николаю I приходилось раскаиваться за свою необузданную вспыльчивость перед подданными. Когда я командую войсками, то ни как не могу сдерживаться и не выходить из себя.
Мне уже сорок лет, а я до сих пор не преуспел в обуздании собственной вспыльчивости. Итак, господа, прошу вас впредь не принимать близко к сердцу мои слова, сказанные в гневе или раздражении. И он сердечно обнял генерала. Пенкержевский рыдал как ребенок и не мог ему отвечать». Случалось, даже обычно сдержанные императрицы теряли контроль над собой в присутствии своих подданных. Она тревожилась, выходила из себя, нарушая тем свое достоинство и огорчая всех окружавших ее». Иностранцев поражало рабское преклонение многих дворян перед монархом. Наши соотечественники также давали критическую оценку тем, кто «безотчетно во всем» подражал императору.
Монарха воспринимали не только как символ государства, но и дворянской чести. Именно через связь с верховной властью каждый дворянин ощущал свою принадлежность к избранному сословию. В мемуарах первой половины XIX века описание придворных церемоний занимает значительное место. Как свидетельствуют многие современники, после смерти императора Николая I их престиж стал падать. Фрейлины императорского двора были посвящены во все тонкости придворного этикета. Несмотря на всю сложность и изощренность придворного этикета, он, по мнению многих современников, был крайне необходим. Важность придворного этикета осознавал и А. Нехорошо прослыть невежею; неприятно казаться и подслужливым выскочкою».
Несмотря на составляемые списки придворных дам, некоторые из них еще числились на службе, а в силу возраста дежурных обязанностей практически не исполняли, для этого набирали более молодых девиц. Кроме того, были и те фрейлины, которые пробыв на новой должности всего несколько месяцев, стремительно выходили замуж, и неожиданно появлялось новое вакантное место. Необходимо разграничить два понятия: «звание фрейлины» и «должность фрейлины». Положение, статус и род занятий фрейлин в официальном придворном штате значительно отличались от остальных. Звание фрейлины давалось относительно легко особенно до начала правления императора Александра III , поскольку особых ограничений, разве что за исключением принадлежности к дворянскому сословию, не было. Получить штатное место фрейлины было на порядок труднее. В петровское время придворные чины как императорская милость испрашивались челобитными, поскольку ко двору влекла не только близость монарха, но и материальная выгода. Придворными становились и русские дворянки, и незнатные особы немецкой крови, и персоны, связанны с супругой государя прямым родством.
Но со временем ситуация изменилась. Прежде всего, появилось несколько четких каналов, по которым девицы могли попасть во фрейлины. Кроме того, обозначился круг требований, и им необходимо было соответствовать, чтобы стать одной из приближенных семьи государя. Требовалось безупречное происхождение, учитывались заслуги и связи родителей, а также музыкальность самой кандидатки, владение иностранными языками, изящные манеры, особенности характера и, конечно, подходящая внешность. Каким же образом фрейлины появлялись при дворе? Можно выделить четыре основных пути для определения в штатские фрейлины: — пожалование за заслуги родителей; — набор фрейлин среди «своих людей», из числа приближенных; — зачисление ко двору выпускниц институтов благородных девиц. В некоторых случаях эти каналы проникновения в женский придворный штат пересекались и дополняли друг друга, способствуя разрешению вопроса о назначении в пользу кандидатки. В случае, когда статус штатной фрейлины жаловали за заслуги родителей или родственников, личные качества девицы несколько отходили на второй план.
Независимо от пути определения в женский придворный штат кандидатка во фрейлины должна была предварительно показаться членам императорской фамилии. Если потенциальные фрейлины, окончившие институт благородных девиц, уже на выпускной церемонии проходили своеобразный аналог собеседования, то для большинства процедура несколько отличалась. Для официального зачисления в женский придворный штат будущая фрейлина «по пожалованию» должна была представиться императрице. Девушки, попадавшие в число свитских фрейлин, порой приобретали не только завидное положение в обществе, но и при благоприятных обстоятельствах возможность оказывать влияние на членов императорской фамилии. Разумеется, самым очевидным последствием получения должности фрейлины была возможность приблизить ко двору своих родственников. Обретя при дворе достаточную уверенность, некоторые девушки начинали пристраивать на службу свою родню. Например, камер-фрейлина П. Бартенева со временем выхлопотала фрейлинское звание для всех своих сестер: Веры, Надежды, Марии и Наталии.
Разумеется, фрейлины могли похлопотать перед государем не только в своих или семейных интересах. Так, современники отмечали, что положение фрейлины А. Тютчевой при императрице было исключительным. Доподлинно известно, в том числе и из ее дневника, что она представляла императрице проекты славянофилов, чьи интересы разделяла. Вершиной ее деятельности стала организация посещения императорской четой, Александром I и Елизаветой Алексеевной, греческой церкви в Вене. Несомненно, это был символический жест: русский император таким образом демонстрировал поддержку православным единоверцам. По мнению исследователя А. Демкина, «при этом княжна Стурдза одержала маленькую победу над венским двором, пытавшимся помешать этому визиту, который наделал много шума».
Конечно, особое положение при дворе занимали фрейлины, ставшие фаворитками императоров. Современники считали возможным обращаться к этим придворным дамам с просьбами и ходатайствами. Тем большее уважение в ближнем круге придворных заслуживали те из них, кто своим статусом не пользовался. Например, фаворитка императора Николая I Варвара Аркадьевна Нелидова, несмотря на всеобщую любовь к государыне, была искренне почитаема и любима среди приближенных императорской фамилии. Во многом это обусловлено тем, что она не пользовалась своим положением ради честолюбия, тщеславия или продвижения чьих-то интересов. Разумеется, сами фрейлины прекрасно понимали, что им нередко предписывают большую власть, чем они обладают на самом деле. Анна Тютчева отмечала, что, начиная с определенного момента, она вступила «в категорию царедворцев, которые проводят всю жизнь в воскурении фимиама государям для того, чтобы пользоваться их милостью, и у которых не хватает смелости даже в интересах этих же государей пойти на опасность произвести на них неблагоприятное впечатление». Ни одна замужняя женщина не могла быть фрейлиной.
Так же, как далеко не все фрейлины после замужества становились статс-дамами. Это зависело от близости к императорскому двору или от исключительных заслуг их мужей перед Отечеством. Фрейлины были комплектные, то есть входившие в утвержденный штат, и сверх комплекта. После включения в штат фрейлины получали золотые с бриллиантами вензеля императрицы или великой княгини, называемые шифром. Штатным фрейлинам полагался денежный оклад. Кроме жалованья фрейлины могли рассчитывать на подарки к праздникам. Так, на новый 1831 г. Смирновой «розовый трен или трэн, от франц.
Иногда фрейлины получали и единовременные пособия, обычно в размере 1000 руб. В случае замужества комплектные фрейлины получали приданое от двора. Размер приданого составлял обычно 3 тыс. Иногда, по особым случаям, оказывалось вспомоществование, в том числе и бывшим фрейлинам. Предметы гардероба императриц и великих княгинь могли также завещаться любимым фрейлинам. Постепенно ограничивая привилегии Марии Федоровны, Николай I не покушался на придворный штат и контроль ее за фрейлинами. Общее количество фрейлин при всех императрицах и великих княгинях в начале царствования Николая I достигло 36. Непосредственно у императрицы Александры Федоровны обычно было 12 штатных фрейлин.
Эту цифру называет великая княжна Ольга Николаевна , вспоминая события 1832 г. Но к концу царствования Николая Павловича фрейлин снова стало больше. По мнению фрейлины А. Тютчевой , общее число фрейлин, состоявших при императрице Александре Федоровне, значительно превышало штаты. Где же находился фрейлинский коридор, это девичье общежитие в Зимнем дворце? По воспоминаниям А. Тютчевой, комнаты фрейлин в Зимнем дворце выходили во фрейлинский коридор, обращенный на Александровскую площадь, к которому вела Салтыковская лестница в 80 ступеней. Хоть это и был третий этаж, но по числу ступеней на лестнице он соответствовал пятому этажу.
Фрейлины называли свои апартаменты «чердаком». Они имели право принимать гостей. Реальная жизнь фрейлин была безрадостной. Иронично и с долей горечи об этом пишет А. Тютчева: «Мы занимали на этой большой высоте очень скромное помещение: большая комната, разделенная на две части деревянной перегородкой, окрашенной в серый цвет, служила нам гостиной и спальней, в другой комнате, поменьше, рядом с первой, помещались с одной стороны наши горничные, а с другой — наш мужик, неизменный Меркурий всех фрейлин и довольно комическая принадлежность этих девических хозяйств, похожих на хозяйства старых холостяков. Он топил печку, ходил за водой, приносил обед и по десяти раз в день бегал заказывать карету, ибо истинное пребывание фрейлины, ее палатка, ее ковчег спасения — это карета. В дни дежурства эта карета была запряжена с утра, чтобы быть готовой на тот случай, если фрейлине придется сопровождать великую княгиню, случалось ездить с ней к кому-нибудь из великих княгинь или в Летний сад, и, если великий князь позднее присоединялся к ней, фрейлина освобождалась и возвращалась во дворец в собственной карете.
На картине М. Зичи «Крещение Николая Александровича» слева вверху можно разглядеть со спины статс-даму. Ниже два музейных экспоната, дошедших до наших дней. Как вы видите, эту в эту категорию входили уже достаточно не молодые дамы, поэтому эти наряды отличает большая «прикрытость» плечей и рук. Гофмейстерины при фрейлинах высшее придворное дамское звание получили малиновый наряд с золотым шитьём и рубашку с рукавами буфф. Эти дамы заведовали придворным дамским штатом и канцелярией императрицы или великих княгинь. В их обязанность входило ежедневное представление дам, явившихся к его высочеству. Обычно эту должность занимали после нескольких лет работы в должности статс-дамы. Звания гофмейстерины могли получить только замужние или вдовствующие дамы. Портретов гофмейстерин в соответствующих платья мне найти не удалось — их было достаточно мало при царствующем дворе. Как видно из Альбома самый популярный цвет — красный. Картины придворной жизни того времени так им и пестрят. Фрагмент и сама картина худ. Придворный дамский штат делился на придворных дам свиты о которых было уже сказано и на городских придворных дам. Последние же для участия в церемониях вызывались повестками, а их наряды также должны были соответствовать установленным эталонам, но с небольшой оговоркой: дамам, приезжающим ко двору, дозволялось иметь платья различных цветов, любого покроя и с различными узорами, кроме тех, что носили придворные дамы. На этом фрагменте уже упомянутой картины видно все разнообразие цветов этих платьев и голубой, и розовый, и желтый. Золотого шитья могло и не быть вовсе на бархатном платье, как на фото ниже мы видим расшитый белый корсаж и юбку, а вот бархат платья не тронут совсем вышивкой. Не все аристократы могли себе позволить такую роскошь. Известно, что фрейлинам шились платья из средств казны, а вот, например, обладателям мужских придворных чинов приходилось это выполнять за свой счет. Стоимость вышивки была запредельная, и иногда покупали чиновники старые мундиры и отдавали их в перешивку. А ведь люди были не бедные. Стоит сказать, что члены императорской фамилии также должны были следовать придворному дресс-коду. Все тоже самое, но только вышивки на их платьях было не сравнимо много. Узоры и цвет отличались. Известно, что малейшие отклонения от установленного образца вызывали гнев Николая I. Отступления были только у детей: девочкам не положено было носить шлейф, декольте и много украшений. Великим княжнам с 11 лет полагалось носить розовое бархатное платье. На портрете в. Обратите внимание на головные уборы.
В таком модницы щеголяли на прогулке в парке. Внешний вид красавиц строго соответствовал дворцовому этикету. Внимание в одежде уделяли каждой детали, особенно цвету. Она может себе это позволить. И если кто-то придёт в зелёном и, что ещё хуже, будет выглядеть хорошо — сразу последует реакция очень серьёзная», — рассказывает Мария. Любовь к историческому великолепию Марии привила прабабушка.
Придворные дамы россии. Фрейлина - это привилегии и обязанности
Юбка из серебряного муара, лиф и шлейф из зеленого бархата с серебряным шитьем. Изготовлено французским модельером английского происхождения Чарльзом Уортом, любимым модельером многих королевских домов Европы. В фасоне второй половины 19 века уже мало от 1830-х и слава Богу. Как видно, и от русского тут уже практически ничего не осталось, даже классических кокошников. Их полностью вытесняют отдаленно напоминающие их диадемы.
Что касается мужского придворного костюма, он тоже был регламентирован тем же указом Николая I от 1834 года. Русские императоры, как известно, преимущественно одевались очень скромно, их "парадной униформой" не считая коронаций, венчаний был парадный мундир. Такая же норма была установлена для всех мужчин при дворе. Поскольку приближенные ко двору дворяне как правило состояли на военной или гражданской чиновники службе, им полагались мундиры.
Придворный костюм состоял из мундира, густо покрытого золотым шитьем спереди, обычных брюк и туфель. Также полагалось надевать самые главные ордена и награды. Форма и расположение шитья также зависели от статуса придворного. До конца своего существования придворный мундир вместе с придворным чином или званием оставался самой желанной наградой для верхов российского чиновничества.
Выглядело все это в лучшие годы невероятно эффектно. Европейцы воспринимали русский двор как "роскошный и слегка экзотический" - последнее благодаря национальным веяниям. Журнал Всемирная иллюстрация в подробностях описывает прием в Зимнем дворце в 1895 году по случаю представления придворных дам императрице Александре Федоровне: Тут во всем блеске выказались красота и богатство оригинального русского костюма.
Великобритания Родственники женского пола часто назначались на предположении, что им можно было доверять как наперсницы королеве; леди Маргарет Ли была Леди Тайной Палаты королеве Энн Болейн , как леди Элизабет Сеймур-Кромвель была королеве Джейн Сеймур. Обязанности леди в ожидании в тюдоровском суде состояли в том, чтобы действовать как королевские компаньоны, и сопровождать Королеву везде, куда она пошла. У тюдоровских королев часто была широкая личная широта в выборе их леди в ожидании. Обычно леди в ожидании происходили из семей, которые высоко думались в хорошем обществе; дворянство, чиновники суда, рыцари и офицеры, или доверяли провинциальным сторонникам династии. В текущем королевском дворе Соединенного Королевства Придворная дама - женщина, сопровождающая участницу Королевской семьи. Женщина, принимающая участие на Царствующей Королеве или королеве Консорт , часто неофициально известна тем же самым названием, но более формально разработана также: Женщина Спальни , Леди Спальни или Хозяйка Одежд , в зависимости от который из этих офисов она держится. Женщины находятся в регулярном присутствии, но Хозяйка Одежд и Леди Спальни обычно требуются только для церемониальных случаев.
Были раньше другие государственные служащие, включая Фрейлин , обслуживание которых дало право им на стиль Благородного для жизни. Недавно, Фрейлины были только назначены для коронаций. Камбоджа В Камбодже термин «леди в ожидании» относится к высокопоставленным служанкам, которые служили еде и питью, раздутой и массажировавшей, и иногда предоставляли сексуальные услуги Королю. Традиционно, эти женщины могли проложить себе путь от девиц леди в ожидании, любовницам, или даже супругу королевы. Однако шесть любимых леди суда Короля Сисовата Камбоджи были, вероятно, первоначально привлечены из разрядов классических королевских танцоров низшего класса. Он был известен тем, что имел самых классических танцоров как любовниц. Имперский астрономический танцор, Апсара , был одним из них. Эта практика рисования от разрядов королевских танцоров началась в Золотой Век кхмерского Королевства. Srey Snom является камбоджийским термином для кхмерской «придворной дамы».
Придворная дама вела светскую жизнь, участвовала в мероприятиях при дворе, узнавала сплетни, но самое главное, она выполняла поручения королевы. При этом времени на развлечения у нее тоже хватало. На фрейлину мог обратить внимание король, и история знает несколько таких примеров, когда придворные дамы могли выбиться в жены монарху. Джейн Сеймур, о которой шла речь выше, была фрейлиной, но стала королевской женой. После своей кончины она была похоронена по-королевски. Она захоронена вместе со своим мужем Генрихом Восьмым на территории Виндзорского замка, в часовне Святого Георгия. Обязанности фрейлин перед королевой Фрейлины входили в ближайшее окружение королевы. Они сопровождали ее, когда это требовалось, помогали ей наряжаться. Фрейлина сопровождала знатную даму на верховой езде, занималась вместе с ней живописью, рукоделием и развлекала разговорами. Королева собирала от фрейлины нужную информацию с королевского двора. Для этого фрейлина посещала балы и маскарады, общалась с другими придворными. Придворная дама знала обо всем, что происходит в знатном доме. При ней монархи вели свои разговоры, поэтому она была в курсе всех событий, и это нередко приводило к скандалам, в которые оказывалась втянута фрейлина.
Ведь этот принт на протяжение несколько лет носили самые стильные дамы королевского двора, например Меган Маркл. Меган Маркл Вспомните хотя бы сенсационный образ герцогини Сассекской. Когда она в 2018 году появилась на свадьбе двоюродного брата принца Гарри. Меган появилась в длинном развевающемся платье от Oscar de la Renta, которое украшал изысканный принт Toile de Jouy. Принцесса Беатрис Принцесса Беатрис всегда находится в авангарде модных тенденций и практически всегда восхищает нас своими образами.
Вы точно человек?
Слишком правильное исполнение фигур свидетельствовало либо о том, что девушка недавно вышла из пансиона, либо о том, что дама застала эпоху торжественных придворных танцев — иначе говоря, совсем немолода. Интересные исторические факты о фрейлинах: что входило в их обязанности, как императрица выбирала придворных дам и что было недопустимым. Кто же такие придворные дамы Российской империи — дамы, состоявшие в придворном штате при императорском дворе и имевшие дамские звания (чины).
Статс дамы екатерины 2. Фаворитки императрицы Екатерины II. Уход со службы
Статс-дамы вторая по численности группа при дворе находились в ведении обер-гофмейстерины. Обычно ими становились жены важных и видных мужей. Это статусный чин в прямом смысле этого слова. Особых обязанностей ни у камер-фрейлин, ни у статс-дам не было. Разве, что отвечать за придворный дамский штат. Стоит отметить то, что как правило в категории статс-дам, наставниц великих княжон о которой шла речь чуть выше и гофмейстерин о которых ниже попадали женщины в возрасте с опытом или заслугами. Поэтому в их униформу был внесен небольшой нюанс — полагалось носить вместо перчаток рукава буфы да бы скрыть возраст, берущий свое. Ведь по правилам перчатки должны были плотно облегать руку, их было тяжело надевать и они быстро растягивались, приходилось их часто менять из-за этого. Да и не всегда это выглядит эстетично на старческих телесах. Но, как мы видим на портретах, это не всегда соблюдалось — обладательницы относительно молодых и относительно стройных рук охотно пользовались перчатками вместо объемных бесформенных рукавов. Статс-дама времен Николая I Елизавета Алексеевна Паскевич Особые обязанности у статс-дам, как у особо заслуженных дам, были во время придворных церемониях.
Крамского слева можно заметить даму в зеленом придворном платье. А при крещении младенцев царской семьи статс-дамы несли подушку с самим младенцем на церемонии. На картине М. Зичи «Крещение Николая Александровича» слева вверху можно разглядеть со спины статс-даму. Ниже два музейных экспоната, дошедших до наших дней. Как вы видите, эту в эту категорию входили уже достаточно не молодые дамы, поэтому эти наряды отличает большая «прикрытость» плечей и рук. Гофмейстерины при фрейлинах высшее придворное дамское звание получили малиновый наряд с золотым шитьём и рубашку с рукавами буфф. Эти дамы заведовали придворным дамским штатом и канцелярией императрицы или великих княгинь. В их обязанность входило ежедневное представление дам, явившихся к его высочеству. Обычно эту должность занимали после нескольких лет работы в должности статс-дамы.
Звания гофмейстерины могли получить только замужние или вдовствующие дамы. Портретов гофмейстерин в соответствующих платья мне найти не удалось — их было достаточно мало при царствующем дворе. Как видно из Альбома самый популярный цвет — красный. Картины придворной жизни того времени так им и пестрят. Фрагмент и сама картина худ. Придворный дамский штат делился на придворных дам свиты о которых было уже сказано и на городских придворных дам. Последние же для участия в церемониях вызывались повестками, а их наряды также должны были соответствовать установленным эталонам, но с небольшой оговоркой: дамам, приезжающим ко двору, дозволялось иметь платья различных цветов, любого покроя и с различными узорами, кроме тех, что носили придворные дамы. На этом фрагменте уже упомянутой картины видно все разнообразие цветов этих платьев и голубой, и розовый, и желтый.
Давайте теперь посмотрим на некоторых знаменитых фрейлин на свадьбах. Пиппа Миддлтон была фрейлиной на свадьбе принца Уильяма и Кейт Миддлтон; Бритни Спирс была подружкой невесты на свадьбе своего друга Бретта Миллера, а Пэрис Хилтон служила подружкой невесты на свадьбе ее сестры Никки. Кто такая Матрона Чести Когда основным свадебным помощником невесты является замужняя женщина, ее называют почетной матроном. Единственной практической разницей между фрейлиной и супругой чести является их семейное положение; фрейлина не замужем, в то время как супруга чести замужем. Невесты обычно выбирают супругу чести вместо фрейлины, когда их лучшие друзья или сестры женаты. Нет разницы между обязанностями и обязанностями фрейлины или супруги чести. Однако наличие замужней женщины может быть преимуществом, поскольку у нее есть опыт планирования свадеб и непосредственное понимание того, что следует делать.
Некоторые куннё, которые были одобрены царем, могли улучшить свое положение. Было высказано предположение, что куннё было 90 в общей сложности. Каждый из резиденций имели от двадцати до двадцати семи Наин, а в других местах от пятнадцати до двадцати. Во время правления короля Сончжона 1469-1494 было 105 куннё в общей сложности, которые служили во дворце: 29 для матери предыдущего царя, 27 за первый квартал Королевы вдовы и 49 за первый квартал Короля. Во время правления короля Кочжона 1863-1907 общее количество куннё достигло до 480 человек: 100 для короля, 100 для Вдовствующей королевы, 100 для королевы, 60 для наследного принца, 40 для супруги наследника, 50 для принца-наследника и 30 для жены принца-наследника. Срок службы и оплата Все куннё не были в основном связаны с дворцом на всю жизнь. Как только они вошли во дворец, им было запрещено выходить из него, за исключением особых случаев.
Тем временем заинтересованное лицо хотело бы выразить свои глубокие извинения за причиненный вред и немедленно отошло от своей почетной роли». Комментарии придворной дамы подверглись широкому осуждению в соцсетях. Отвечая на сообщения поддержки, Фулани написала в Твиттере: «Я думаю, важно признать, что травма произошла». Она написала: «Некому было сообщить об этом. Я не могла сообщить об этом королеве-консорту, к тому же это был такой шок для меня и двух других женщин, что мы временно замолчали. Я просто стояла на краю комнаты, улыбалась и кратко общалась с теми, кто говорил со мной, пока не смогла уйти». Фулани добавила: «Было так сложно оставаться в пространстве, в котором тебя подвергли насилию». Она сказала The Guardian, что первым делом ее оскорбило то, что Хасси тронула ее волосы: «Вы чувствуете, что имеете право подойти ко мне, засунуть руку мне в волосы и настаивать, что я не имею права на британское гражданство. Что вы делаете в таком пространстве? Я не знаю, что она имела в виду под «моим народом». Ей было непонятно, что у меня есть британское гражданство. Когда она услышала, что мои родители с Карибского моря, она сказала: «Наконец-то мы чего-то достигли»… Это был откровенный расизм». Это последнее, чего я ожидала, когда меня пригласили». Назвав инцидент примером «институционального расизма», активистка сказала: «Речь идет о культуре внутри института королевской семьи. Теперь у нас новый король, у которого есть шанс показать, что он хочет сделать что-то лучше, сделать что-то другое».
Придворные дамы России
Придворная дама – это особая позиция в истории и обществе, которая длительное время играла важную роль при дворах монархов. Придворная дама была назначена на свою должность благодаря родственным связям, политическим соображениям, способностям или доверию монарха. это привилегированная дама во времена монархии, которая служила при дворе и принимала участие в общественных мероприятиях королевской.
Придворные дамы россии. Фрейлина - это привилегии и обязанности
это женщина- личный помощник при дворе. К примеру, придворную даму, обслуживающую монархиню, обычно называют Первой леди опочивальни. Такие придворные парадные платья использовались при дворе аж до самой революции 1917 года. Общая ответственность за отпрыска короля возлагалась сразу на нескольких придворных дам, присягнувших монарху на верность и обладавших безупречной репутацией. Интересные исторические факты о фрейлинах: что входило в их обязанности, как императрица выбирала придворных дам и что было недопустимым. Придворные дамы Российской империи — дамы, состоявшие в придворном штате при императорском дворе и имевшие дамские звания (чины).
Спутницы Королевы: кто такие фрейлины и какую роль они выполняют при дворе на самом деле
В «Исторических мемуарах об императоре Александре и его дворе» графиня Шаузель-Гуффье пишет: «Александр уничтожил при дворе чрезвычайные строгости этикета, введенные в предшествующее царствование, между прочим, обычай выходить из экипажа при встрече с экипажем императора». Был введен другой «порядок представления» царским особам. Руку императрицы целовали как мужчины, так и дамы. В эпоху Александра I обряд коленопреклонения и целования руки монарха сменился учтивым поклоном, а для «изъявления благодарности» подданные целовали императора в плечо. Княгиня Белосельская однажды везла его в своей карете, и он держался за портьеру. Кормилица с ребенком княгини на руках поднесла дитя к карете поцеловать руку императора, которую государь чуть ли не с отвращением отдернул». Манера светского поведения уже не насаждалась указами царя. Верховным судьей нравов стало общественное мнение. А личный пример Александра, который, по словам современника, «знанием приличий превосходил всех современных государей», служил эталоном светского поведения. Не менее лестные характеристики давали императору и наши соотечественники.
Голицын с восхищением говорил об Александре: «…доселе я знал аристократию рода, умел подмечать иногда аристократию ума и таланта, но вижу, что есть еще третья аристократия — сердца». Многие мемуаристы отмечают рыцарское отношение императора к дамам. По словам графини Эдлинг , «Государь любил общество женщин, вообще он занимался ими и выражал им рыцарское почтение, исполненное изящества и милости». Император Николаи I был не менее любезен в обращении с дамами. Знайте, что я не желаю, чтобы вы говорили госпожа герцогиня Лейхтенбергская, надо говорить Ее Высочество великая княгиня Мария Никалаевна, а когда великая княгиня приглашает кого-либо танцевать, это любезность, которую она оказывает, а не честь, которую просит ей оказать фр. Камергер был отставлен и удален, а обер-камергер Головкин получил выговор, что такого дурака представил в камергеры». Некоторые указы Павла I были отменены Александром I. Многие же оставались в силе и в последующие царствования. Например, в театре «в присутствии государя придворный этикет запрещал аплодировать прежде него…».
Дама не смела отказать императору на балу, не могла отказаться от «императорского подношения». Француженка Полина Гебль, получив от Николая I «разрешение разделить ссылку ее гражданского супруга» декабриста И. Анненкова, отказалась от денег, предложенных ей императором «на дорогу» в Сибирь. Каждый мог обратиться к монарху с «всеподданнейшей просьбой». Прошения писались в строго определенной форме. Дамы обычно писали прошения к императору в более эмоциональных тонах, позволяя себе некоторые отступления от «учрежденной» формы и «уповая» на рыцарское отношение монарха к представительницам прекрасного пола. Вообще же просьбы подавались на русском языке, несмотря на то, что французским владели «беспримерно лучше». Государь сделал те же вопросы, как и мне. Муравьев, вероятно, сконфузившись, начал отвечать по-французски.
Светский этикет, однако, не позволял «выходить из себя». Порой Николаю I приходилось раскаиваться за свою необузданную вспыльчивость перед подданными. Когда я командую войсками, то ни как не могу сдерживаться и не выходить из себя. Мне уже сорок лет, а я до сих пор не преуспел в обуздании собственной вспыльчивости. Итак, господа, прошу вас впредь не принимать близко к сердцу мои слова, сказанные в гневе или раздражении. И он сердечно обнял генерала. Пенкержевский рыдал как ребенок и не мог ему отвечать». Случалось, даже обычно сдержанные императрицы теряли контроль над собой в присутствии своих подданных. Она тревожилась, выходила из себя, нарушая тем свое достоинство и огорчая всех окружавших ее».
Иностранцев поражало рабское преклонение многих дворян перед монархом. Наши соотечественники также давали критическую оценку тем, кто «безотчетно во всем» подражал императору. Монарха воспринимали не только как символ государства, но и дворянской чести. Именно через связь с верховной властью каждый дворянин ощущал свою принадлежность к избранному сословию. В мемуарах первой половины XIX века описание придворных церемоний занимает значительное место. Как свидетельствуют многие современники, после смерти императора Николая I их престиж стал падать. Фрейлины императорского двора были посвящены во все тонкости придворного этикета. Несмотря на всю сложность и изощренность придворного этикета, он, по мнению многих современников, был крайне необходим. Важность придворного этикета осознавал и А.
Нехорошо прослыть невежею; неприятно казаться и подслужливым выскочкою». Несмотря на составляемые списки придворных дам, некоторые из них еще числились на службе, а в силу возраста дежурных обязанностей практически не исполняли, для этого набирали более молодых девиц. Кроме того, были и те фрейлины, которые пробыв на новой должности всего несколько месяцев, стремительно выходили замуж, и неожиданно появлялось новое вакантное место. Необходимо разграничить два понятия: «звание фрейлины» и «должность фрейлины». Положение, статус и род занятий фрейлин в официальном придворном штате значительно отличались от остальных. Звание фрейлины давалось относительно легко особенно до начала правления императора Александра III , поскольку особых ограничений, разве что за исключением принадлежности к дворянскому сословию, не было. Получить штатное место фрейлины было на порядок труднее. В петровское время придворные чины как императорская милость испрашивались челобитными, поскольку ко двору влекла не только близость монарха, но и материальная выгода. Придворными становились и русские дворянки, и незнатные особы немецкой крови, и персоны, связанны с супругой государя прямым родством.
Но со временем ситуация изменилась. Прежде всего, появилось несколько четких каналов, по которым девицы могли попасть во фрейлины. Кроме того, обозначился круг требований, и им необходимо было соответствовать, чтобы стать одной из приближенных семьи государя. Требовалось безупречное происхождение, учитывались заслуги и связи родителей, а также музыкальность самой кандидатки, владение иностранными языками, изящные манеры, особенности характера и, конечно, подходящая внешность. Каким же образом фрейлины появлялись при дворе? Можно выделить четыре основных пути для определения в штатские фрейлины: — пожалование за заслуги родителей; — набор фрейлин среди «своих людей», из числа приближенных; — зачисление ко двору выпускниц институтов благородных девиц. В некоторых случаях эти каналы проникновения в женский придворный штат пересекались и дополняли друг друга, способствуя разрешению вопроса о назначении в пользу кандидатки. В случае, когда статус штатной фрейлины жаловали за заслуги родителей или родственников, личные качества девицы несколько отходили на второй план. Независимо от пути определения в женский придворный штат кандидатка во фрейлины должна была предварительно показаться членам императорской фамилии.
Если потенциальные фрейлины, окончившие институт благородных девиц, уже на выпускной церемонии проходили своеобразный аналог собеседования, то для большинства процедура несколько отличалась. Для официального зачисления в женский придворный штат будущая фрейлина «по пожалованию» должна была представиться императрице. Девушки, попадавшие в число свитских фрейлин, порой приобретали не только завидное положение в обществе, но и при благоприятных обстоятельствах возможность оказывать влияние на членов императорской фамилии. Разумеется, самым очевидным последствием получения должности фрейлины была возможность приблизить ко двору своих родственников. Обретя при дворе достаточную уверенность, некоторые девушки начинали пристраивать на службу свою родню. Например, камер-фрейлина П. Бартенева со временем выхлопотала фрейлинское звание для всех своих сестер: Веры, Надежды, Марии и Наталии. Разумеется, фрейлины могли похлопотать перед государем не только в своих или семейных интересах. Так, современники отмечали, что положение фрейлины А.
Тютчевой при императрице было исключительным. Доподлинно известно, в том числе и из ее дневника, что она представляла императрице проекты славянофилов, чьи интересы разделяла. Вершиной ее деятельности стала организация посещения императорской четой, Александром I и Елизаветой Алексеевной, греческой церкви в Вене. Несомненно, это был символический жест: русский император таким образом демонстрировал поддержку православным единоверцам. По мнению исследователя А. Демкина, «при этом княжна Стурдза одержала маленькую победу над венским двором, пытавшимся помешать этому визиту, который наделал много шума». Конечно, особое положение при дворе занимали фрейлины, ставшие фаворитками императоров. Современники считали возможным обращаться к этим придворным дамам с просьбами и ходатайствами. Тем большее уважение в ближнем круге придворных заслуживали те из них, кто своим статусом не пользовался.
Например, фаворитка императора Николая I Варвара Аркадьевна Нелидова, несмотря на всеобщую любовь к государыне, была искренне почитаема и любима среди приближенных императорской фамилии. Во многом это обусловлено тем, что она не пользовалась своим положением ради честолюбия, тщеславия или продвижения чьих-то интересов. Разумеется, сами фрейлины прекрасно понимали, что им нередко предписывают большую власть, чем они обладают на самом деле. Анна Тютчева отмечала, что, начиная с определенного момента, она вступила «в категорию царедворцев, которые проводят всю жизнь в воскурении фимиама государям для того, чтобы пользоваться их милостью, и у которых не хватает смелости даже в интересах этих же государей пойти на опасность произвести на них неблагоприятное впечатление». Ни одна замужняя женщина не могла быть фрейлиной. Так же, как далеко не все фрейлины после замужества становились статс-дамами. Это зависело от близости к императорскому двору или от исключительных заслуг их мужей перед Отечеством. Фрейлины были комплектные, то есть входившие в утвержденный штат, и сверх комплекта. После включения в штат фрейлины получали золотые с бриллиантами вензеля императрицы или великой княгини, называемые шифром.
Штатным фрейлинам полагался денежный оклад. Кроме жалованья фрейлины могли рассчитывать на подарки к праздникам. Так, на новый 1831 г. Смирновой «розовый трен или трэн, от франц. Иногда фрейлины получали и единовременные пособия, обычно в размере 1000 руб. В случае замужества комплектные фрейлины получали приданое от двора. Размер приданого составлял обычно 3 тыс. Иногда, по особым случаям, оказывалось вспомоществование, в том числе и бывшим фрейлинам. Предметы гардероба императриц и великих княгинь могли также завещаться любимым фрейлинам.
Постепенно ограничивая привилегии Марии Федоровны, Николай I не покушался на придворный штат и контроль ее за фрейлинами. Общее количество фрейлин при всех императрицах и великих княгинях в начале царствования Николая I достигло 36. Непосредственно у императрицы Александры Федоровны обычно было 12 штатных фрейлин. Эту цифру называет великая княжна Ольга Николаевна , вспоминая события 1832 г. Но к концу царствования Николая Павловича фрейлин снова стало больше. По мнению фрейлины А. Тютчевой , общее число фрейлин, состоявших при императрице Александре Федоровне, значительно превышало штаты. Где же находился фрейлинский коридор, это девичье общежитие в Зимнем дворце? По воспоминаниям А.
Тютчевой, комнаты фрейлин в Зимнем дворце выходили во фрейлинский коридор, обращенный на Александровскую площадь, к которому вела Салтыковская лестница в 80 ступеней. Хоть это и был третий этаж, но по числу ступеней на лестнице он соответствовал пятому этажу. Фрейлины называли свои апартаменты «чердаком». Они имели право принимать гостей. Реальная жизнь фрейлин была безрадостной. Иронично и с долей горечи об этом пишет А. Тютчева: «Мы занимали на этой большой высоте очень скромное помещение: большая комната, разделенная на две части деревянной перегородкой, окрашенной в серый цвет, служила нам гостиной и спальней, в другой комнате, поменьше, рядом с первой, помещались с одной стороны наши горничные, а с другой — наш мужик, неизменный Меркурий всех фрейлин и довольно комическая принадлежность этих девических хозяйств, похожих на хозяйства старых холостяков. Он топил печку, ходил за водой, приносил обед и по десяти раз в день бегал заказывать карету, ибо истинное пребывание фрейлины, ее палатка, ее ковчег спасения — это карета. В дни дежурства эта карета была запряжена с утра, чтобы быть готовой на тот случай, если фрейлине придется сопровождать великую княгиню, случалось ездить с ней к кому-нибудь из великих княгинь или в Летний сад, и, если великий князь позднее присоединялся к ней, фрейлина освобождалась и возвращалась во дворец в собственной карете.
Но еще больше эта карета была в ходу в дни не дежурные, когда фрейлина могла располагать собой. Среди шумной и роскошной жизни, их окружавшей, они находили в этих комнатах лишь одиночество и тяжелое чувство заброшенности… Я нашла в своей комнате диван стиля empire, покрытый старым желтым штофом, и несколько мягких кресел, обитых ярко-зеленым ситцем, что составляло далеко не гармоничное целое. На окнах ни намека на занавески… Дворцовая прислуга теперь живет более просторно и лучше обставлена, чем в наше время жили статс-дамы, а между тем наш образ жизни казался роскошным тем, кто помнил нравы эпохи Александра I и Марии Федоровны». Фрейлинский коридор был восстановлен после пожара 1837 г. По отзыву Николая I, осмотревшего его 1 14 октября 1838 г. Всегда были фрейлины, пользующиеся особым положением и почетом при дворе, что наглядно демонстрировалось подходом к «квартирному вопросу». А именно это выражалось в их проживании не на третьем, а на первом этаже Зимнего дворца. В Царском Селе помещения фрейлин, по крайней мере сначала, находились в Большом Царскосельском дворце. Обязанности фрейлины заключались прежде всего в дежурствах.
Возраст фрейлин был весьма различный, некоторые, если им не удалось, несмотря на возможности, предоставляемые для знакомств двором, выйти замуж, оставались старыми девами. Великая княжна Ольга Николаевна пишет: «В деревню нас сопровождали только молодые, старшие оставались в Зимнем дворце. Мы, дети, знали их хорошо». Фрейлины должны были сопровождать императрицу или великую княгиню во время выездов, но в этом случае гофмейстерина «смотрела заранее русские, французские и немецкие пьесы, чтобы судить, могут ли их смотреть молодые девушки, и сопровождала их в большую царскую ложу против сцены». Наиболее приближенные фрейлины сопровождали императрицу в дальних поездках, как это было во время зарубежного вояжа Александры Федоровны в 1838 г. Тогда ее сопровождали фрейлины Е. Тизенгаузен и В. Фрейлинами назначались уроженки Финляндии, Польши, Прибалтики. В конце апреля 1830 г.
Это были Эмилия Роткирх, дочь президента финского сейма, и Аврора Карловна Шернваль фон Вален, дочь первого выборгского губернатора. Она была представлена ко двору в конце июня 1832 г. Она сразу же была приглашена на Петергофский праздник 1 13 июля. Великая княжна Ольга Николаевна писала о баронессе: «Я привязалась к Авроре Шернваль фон Вален, которая как раз была назначена фрейлиной. Дочь отца-шведа и матери-финляндки из Гельсингфорса, она была необычайной красоты, как физически, так и духовно, что сияло в ее красивых глазах». Великая княжна допустила неточность, так как Шернваль как по отцовской, так и по материнской линии принадлежала к известнейшим представителям шведского дворянства. Она снова возвращается в Петербург и с февраля 1836 г. Дочери Николая I великим княжнам Марии, Ольге, Александре было тогда соответственно 16, 13 и 10 лет , особенно Ольга, привязались к новой фрейлине, но она недолго оставалась при дворце. Коллекция Государственного Исторического музея При российском дворе существовало несколько придворных почетных званий для дам и девиц.
Собственно, в «Табели о рангах» говорилось не о званиях, а о чинах. Все они указаны не в основной части «Табели», а в одном из объяснительных к ней «пунктов». Среди дамских званий старшим было звание обер-гофмейстерины. О ней говорилось, что она «имеет ранг над всеми дамами». Следующим было звание гофмейстерины. Оба звания обычно принадлежали дамам, занимавшим одноименные должности, заведовавшим придворным дамским штатом и канцеляриями императриц и великих княгинь. С 1880 г. Гофмейстерины, статс-дамы и камер-фрейлины имели общий титул — ваше высокопревосходительство. Затем следовали действительные статс-дамы.
Их ранг шел «за женами действительных тайных советников» II класс. Действительные камер-девицы имели ранг, равный женам президентов коллегий IV класс. Наконец, назывались гоф-дамы приравнивались в ранге к женам бригадиров—V класс , гоф-девицы приравнивались к женам полковников—VI класс и камер-девицы. С 1730 г. Камер-фрейлины как и камер-юнкеры штатом 1796 г. Тем не менее, две фаворитки Павла I получили это звание. Это была фрейлина с 1777 г. Екатерина Ивановна Нелидова 1745-1839 , пожалованная в камер-фрейлины в 1797 г. В законоположениях по придворному ведомству камер-фрейлины упоминаются лишь в 1834 г.
По штату Александра I 1801 г. Николай I установил комплект фрейлин — 36 человек. Это были так называемые «комплектные» фрейлины, которые назначались «состоять» при императрицах, великих княгинях и великих княжнах. Они назывались также «свитными». Эти фрейлины постоянно находились при дворе, часто и проживали там. Фрейлины императриц считались старше фрейлин, состоящих при великих княгинях, а те, в свою очередь, старше фрейлин великих княжон. Несколько фрейлин от двух до пяти имели более высокий ранг — камер-фрейлин. В придворной иерархии они приравнивались к статс-дамам. Статс-дамы составляли вторую по численности группу придворных дам.
Зато к большинству дам было не придраться в плане репутации ну не нравились они мужчинам. Чаще к подобным мерам прибегали, чтобы удержать императора от очередного "похода налево". Помогало далеко не всегда. Варвара Арсеньева, как пишет историк Казимир Валишевский, не отличалась красотой современники вспоминают о её горбатости , но имела много других завидных качеств.
К примеру, была весела и общительна, чем забавляла царицу. Что именно стало основным фактором, благодаря которому девушка попала ко двору, — неизвестно. Историки выделяют несколько возможных версий. Вильбуа описывает Варвару дурнушкой, но очень умной и злой.
За обедом он сказал Варваре: "Не думаю, чтобы кто-нибудь пленился тобою, бедная Варя, ты слишком дурна; но я не дам тебе умереть, не испытавши любви". И тут же при всех повалил её на диван и исполнил свое обещание", — пишет он. Она также была родственницей его фаворита Александра Меншикова. Кроме того, Екатерина I была не прочь иметь в своём штате хоть одну "страшненькую" фрейлину, чтобы сильнее выделяться на её фоне.
А сама Екатерина, как пишут, была "не голливудской" внешности. Арсеньева была допущена до всех секретов императрицы и знала, наверное, даже больше, чем могло большинство придворных дам. Во дворце у неё даже были свои комнаты — "Варварины палаты". Закончила, правда, она монахиней.
Дело в том, что вскоре после смерти Петра I в 1725 году его фаворита отправили в ссылку в Берёзов "со всей фамилией". Варвара даже после трагедии, как отмечает Казимир Валишевский, оставалась влиятельной дамой при дворе. Поэтому инициаторы отправки Меншиковых в Сибирь насильно постригли её в монахини. Любовница "на полставки" Д.
Репродукция картины "Портрет Екатерины Нелидовой". При дворе живо обсуждали новую любовную историю, хотя ни у одной из них практически не было шансов закончиться свадьбой. Эти "милые интрижки" едва не приводили к крупным скандалам. К слову, Игорь Зимин упоминает, что у таких девушек даже было специальное звание — "дама для особых услуг".
Бытует легенда, что жена Петра I Екатерина специально содержала при дворе симпатичных девушек, чтобы все загулы любвеобильного супруга были под контролем. Причём попытки последовательниц императрицы поступить иначе и набрать "только страшненьких" не сильно меняли результат. Можно сказать, мода была такая — переспать с фрейлиной. А лучше не один раз.
Обе были фрейлинами при императрицах. Дальше всех русских правителей в отношениях с любовницами пошёл император Александр II. Так, минимум три его романа с фрейлинами закончились громкими скандалами. Первый из них был около 1833 года, когда в тот момент ещё наследнику престола было 15 лет.
Поэтому каждый из знатных родов отправлял одного из мужчин правителю в «друзья». Придворные должности Придворный мог выполнять обязанности шерифа — управляющего владениями короля да-да, как шериф Ноттингемский из легенд о Робине Гуде. Шериф отличался от графа лишь тем, что замок и земли по наследству передать не мог При дворах наиболее могущественных средневековых королей формально существовали должности сенешаля, маршала, канцлера, шенка, коннетабля и камерария. Переводились эти звучные названия как заведующий кухней, начальник стражи, старший писарь, виночерпий, главный извозчик и кладовщик. Естественно, даже в самом захудалом баронском замке были слуги, выполняющие эти обязанности. Но сенешаль в действительности никогда не заведовал кухней. А настоящего кухмейстера нигде не именовали сенешалем. В знак особой благодарности король мог назначить почётным сенешалем кого-нибудь из числа знатнейших придворных.
Или даже из числа владетельных князей — то есть князей, правящих своими владениями, живущих в собственных дворцах и заведомо неспособных следить, чтобы с королевской кухни не крали соль. Это звание иногда продавалось за огромные деньги, а иногда, напротив, подразумевало большое жалование, но в любом случае не было связано с реальными обязанностями придворного, если таковые вообще предполагались. На Руси, как и в Европе, боярские чины звучали будто специальности слуг: постельничий, стольник, конюший, казначей, дворецкий. Но царскими столом и постелью занимались, конечно, не бояре, а люди, которым царь доверял Описывая устройство Семи Королевств , Джордж Мартин ввёл должности «мастеров» министров , возглавляемых «десницей» премьером , не из стремления к оригинальности, а просто потому, что заимствовать подходящую терминологию из истории Средних веков оказалось невозможно. Государственные посты в современном понимании вообще не могли существовать в обществе сеньоров и вассалов, каждый из которых уже имел права и обязанности, предопределённые происхождением, а не трудовым договором. В Средние века не было не только высших государственных должностей, но и военных званий. Король не назначал генералов, передавая под их начало дивизии. Выполнение боевой задачи поручалось вассалу, под командованием которого уже находилось достаточно многочисленное войско.
Теми же методами осуществлялось руководство страной и в мирное время. Если требовалось провести переговоры, раскрыть заговор, собрать пошлины в порту или организовать большую охоту, король давал соответствующее поручение одному из приближённых. Тот выполнял его за собственный счёт, при помощи своих слуг и опираясь на личный авторитет: поручение короля не придавало придворному дополнительный политический вес при столкновении с лицами более благородного происхождения. Охота была не просто развлечением — она позволяла дворянам держать себя в форме и тренироваться в мирное время Доверенные советники, а также регулярно выполняющие различные поручения придворные и составляли «правительство» средневекового государства. В действительности король располагал даже не одним, а тремя кругами приближённых, не имеющими ни чётких границ, ни названия. К первому из них относились представители знатнейших родов страны. Королю приходилось с ними советоваться, и обидеть их недоверием, не поручая им наиболее ответственные миссии, он тоже не мог. Второй круг составляли фавориты — личные друзья монарха, достигшие своего положения благодаря личным качествам.
Например, умению рассказывать за столом охотничьи байки или тонко льстить. К третьему кругу приближённых относились слуги а не вассалы короля. В эту группу традиционно входили такие колоритные персонажи, как шут и звездочёт, но в основном состояла она из людей подчёркнуто суровых. Ведь почти каждый монарх был посвящён в рыцари, и в бою его окружали многочисленные оруженосцы и стрелки. В мирное время воины превращались в лакеев, телохранителей в покоях, стражу на стенах и администрацию дворца. Необходимость обеспечить придворным жилплощадь и места для собраний со временем вынудила королей строить огромные дворцы — такие как Лувр, запечатлённый в «Часослове герцога Беррийского» Практически все они, не исключая шута и звездочёта, были дворянами. Но низшей, военной категории. Выполнять ответственные поручения, принимая явное участие в управлении государством, слуги не могли.
Тем не менее к королю они находились ближе всего, и влияние их не стоило недооценивать. Попытки перевести импровизированное придворное правительство на регулярную основу приводили к ужасным результатам. Король, конечно, мог назначить своему фавориту жалование… Но в таком случае все не менее знатные придворные начинали требовать себе оплачиваемые государственные посты. Так появлялись «синекуры» — должности без внятных обязанностей, зато с колоссальным окладом. Король просто откупался от приближённых первого круга, желающих равной с другими чести.
Здесь же изготавливались парадные костюмы в приданое великих княжон, в частности, были сшиты семь парадных платьев для приданого великой княжны Ксении Александровны Всемирная иллюстрация. Ткани для них бархат, парча, атлас поставлялись, в основном, русскими фабриками, в том числе и известной московской мануфактурой Сапожниковых, особо славившейся своими узорчатыми шелками. Золотошвейные работы выполнялись в петербургской мастерской И. Васильева, а также в Новодевичьем и Ивановском монастырях в Москве. Иногда для вышивки парадных костюмов царской семьи приглашали вышивальщиц из Торжка. Работы русских золотошвей пользовались заслуженной славой и с успехом экспонировались на выставках как в России, так и за рубежом. В 1893 г. Парадные костюмы фрейлин и других чинов двора менее других были подвержены изменениям, происходившим в модном костюме под влиянием смены стилей. Однако в костюмах императрицы и членов царской семьи веяния стиля все же ощущаются прежде всего в цветовом решении и характере декора при сохранении традиционного фасона. Свидетельством этого является великолепный парадный шлейф, исполненный в 1896 г. Сам шлейф и лиф сшиты из палевого атласа, эффектно сочетающегося с бледно-розовым тоном юбки и вставки-манишки на лифе. Гармонично вписывается в общую цветовую гамму этого костюма великолепная вышивка серебром, в виде стилизованных в духе модерн вьющихся гирлянд из побегов лавра с цветами розы, шитыми шелком в розово-палевых тонах. Платье парадное придворное императрицы Александры Федоровны атлас, серебряная и шелковая нить дл. Бульбенковой 1896 г. Коллекция Эрмитажа Инв. Оно близко костюму, в котором императрица Мария Федоровна изображена на сохранившейся фотографии конца века. Платье могло принадлежать либо Марии Федоровне, либо кому-то из членов царской семьи, так как использование серебряной парчи в придворном костюме было привилегией императорского дома. Парадное придворное платье Великой Княгини Александры Федоровны серебряной парчи, серебряной нитью, шелк, проволока, блестки, пуховые, кружевные длина лифа: 33,0 см; длина юбки: 169,0 см; длина шлейфа: 340,0 см Мастерская О. Бульбенковой 1894 г. Автограф на фотографии "Мария" Фотограф: А. Pasetti Третье платье — из пунцового бархата, с форменным золотым шитьем — могла носить одна из фрейлин императрицы, о чем свидетельствует цвет бархата и узор украшающего его золотого шитья. Платье придворное парадное бархат, атлас, металлическая нить, бить, фасонные плашки Мастерская О. Так в ее мастерской был изготовлен придворный парадный шлейф для княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой. Это платье тоже находится в собрании Государственного Эрмитажа. Платье парадное придворное: лиф, шлейф, пелерина Принадлежало княгине З. Юсуповой Шелк, серебро, нить посеребреная, бить серебряная, канитель, блестки, китовый ус, металл, вышивка, литье, штамповка, серебрение, ручная работа; юбка — реконструкция.
Придворные дамы России
Таким образом, придворная дама является высокопоставленным лицом, имеющим свои специфические обязанности, которые она выполняет для поддержания связей и развития отношений между двумя странами. Согласно занимаемому статусу (Табелю о рангах) было предписано дамам носить форменное придворное платье определенного цвета. Придворная дама этикета. Вести себя согласно этикету. Среди придворных дам было свое расслоение: статсдамы, гофмейстерины и свитные фрейлины ее Величества и их Высочеств. В гардеробе Марии Стрельчунас даже самая капризная придворная дама подобрала бы себе наряд. Придворные дамы Российской империи дамы, состоявшие в придворном штате при императорском дворе и имевшие дамские звания (чины).