Красивые стихи про детей и детство Маршака Самуила Яковлевича: читайте популярные и неизвестные произведения Маршака на тему "детства и детей", для взрослых и детей. Читать Стихи Маршака для детей, классику русской поэзии. В разделе также представлены детские стихотворения, которые легко учатся. Подборка добрых детских стихов Самуила Маршака. Стихи помогают бороться со стрессами, проблемами речи, слуха, общего развития.
Самуил Яковлевич Маршак — стихи и сказки для детей
Home Стихи для детей Детские классики Стихи Маршака. Стихотворения Маршака. Ушки на макушке обновил плейлист 2 ноября 2022 года. Стихи Самуила Маршака среднего размера. Стихи и сказки Самуила Маршака для произведений. Краткая биография и творчество. Рекомендовано читать детям,учащимся в 1,2,3,4 классе. Красивые стихи про детей и детство Маршака Самуила Яковлевича: читайте популярные и неизвестные произведения Маршака на тему "детства и детей", для взрослых и детей.
Стихи Барто для 3 класса
Всех детей гулять ведут. Стихи Самуила Маршака по типу: Грустные стихи Длинные стихи Короткие стихи Легкие стихи Лирические стихи Стихи для детей Стихи о поэзии Философские стихи. Поскольку всех вариантов стихотворений Маршака для детей в связи с профилем издания здесь привести невозможно, отобраны наиболее характерные из них (значительные по объему или варианты строчек, важные в идейном и художественном отношении). В мире слова и волшебства детства, стихи Маршака — это яркий лучик солнца, веселые приключения и волшебные истории, о которых так любят слушать дети и взрослые. Все стихотворения Самуила Маршака на одной странице: читайте лучшие и самые известные произведения поэта.
Самуил Маршак. Стихи для детей
Детские стихи Маршака Самуила Яковлевича. Читать онлайн сказки Маршака С.Я. на MoreSkazok. 1950 год – Выходит сборник Маршака «Стихи для детей», за который автор в очередной раз получает Сталинскую премию. Стихи для детей Маршака улучшают память, развивают мышление, поднимают настроение и воспитывают чувство юмора у ребенка.
5 стихов маршака
Стихи Самуила Маршака для детей группы раннего возраста С. Маршак «Лягушка на дорожке» Вот лягушка на дорожке, У неё озябли ножки. 17. Стихи С.Я. Маршака для детей. Маршак стихи для детей Стихи. Автор na5club На чтение 111 мин. Опубликовано 21.05.2020 Обновлено 21.05.2020. Детские стихи Маршака Самуила Яковлевича. Читать онлайн сказки Маршака С.Я. на MoreSkazok.
Стихи Самуила Маршака для детей
Поэзия развивает в нас чувство прекрасного, помогает увидеть красоту в нас и вокруг нас. Описанное выше в купе с образностью, краткостью и ассоциативностью стихотворной формы развивает нас как творческую, креативную личность, которая сама способна генерировать идеи и образы. Поэзия является великолепным помощником в воспитании и развитии ребенка. Знания, поданные в стихотворной форме это может быть стих или песня , усваиваются быстрее и в большем объеме. Более того, стихи развивают фантазию и абстрактное мышление, и в целом делают жизнь детей эмоционально богаче и разнообразнее.
А он выбрал детскую литературу. Его «Кошкин дом», «12 месяцев», переведены на разные языки мира и экранизированы в десятках стран. Например, мультфильм «12 месяцев» очень популярен в Японии.
Вначале обычная статичная картина про дом и пшеницу, а затем нарастающий вихрь событий — синица ворует пшеницу, кот ловит птицу, пес треплет кота. Игра с повторениями умело сочетается со словесным рисунком, подчинена определенной смысловой задаче по усложнению сменяющейся картины, где каждое событие добавляет определенную черту, запоминающуюся деталь. Поиск русских соответствий, пригодных для восприятия малышей, но сохранявших колорит английского фольклора, расширил арсенал изобразительных средств поэта — он обрел виртуозность выражения идей, описания образов и событий. Тонкий юмор в сказках-стихах Юмор в детских стихотворениях настолько задорен, что запоминается с первым прочтением. Слагал Маршак стихи для детей забавные и верил, что сочетание фантазий и свежести чувств помогут малышам понять тонкий юмор, почувствовать недосказанное, но заложенное в ритме и тональности стихотворения.
Мальчики и девочки ставят себя на место персонажей и учатся делать выводы из разных ситуаций.
Поэзия Самуила Яковлевича воспитывает у детей любовь к Родине, доброту, щедрость и трудолюбие.
Маршак Самуил Яковлевич
Совсем маленькими мы с удовольствием слушали и учили наизусть его детские стихи: «Мяч», «Усатый-полосатый», «Детки в клетке». Детский поэт и переводчик, драматург и лирик, педагог и редактор - таков творческий диапазон Самуила Яковлевича Маршака. Стихи для детей. Кошкин дом Маршак.
Насыщенной была творческая жизнь Маршака. У него всегда было много идей и творческих планов. Живя в Екатеринбурге, он открыл один из первых детских театров. Вместе с поэтессой Васильевой писал пьесы. На базе театра потом появился целый городок, со своим садиком, школой, библиотекой и ремесленными мастерскими. Первый сборник сочинений «Детки в клетке» увидел свет в 1923 году. Маршак издал его, уже живя в Петрограде.
В этом же году вышел его детский журнал «Воробей», известный больше как «Новый Робинзон». На страницах издания печатались Житков, Бианки и Шварц. Маршак также возглавлял ленинградскую редакцию Детгиза.
Фамилия Маршак является сокращением, восходящим к имени великого предка. Развитием своего поэтического дара Самуил обязан своему учителю словесности, который разглядел и поощрял талант Маршака. Известный русский искусствовед Владимир Стасов также разделил мнение учителя и помог юному поэту переехать учиться в лучшую гимназию Петербурга. Благодаря Стасову Маршак познакомился и подружился с Максимом Горьким. В 1904-1906 годах гостил на даче Горького в Ялте.
Под спокойный гул моторов, В синем свете ночника Люди спят среди просторов, Пробивая облака. По ночам он спать не хочет, Не ложится на кровать, А хохочет И грохочет И другим мешает спать. Люди просят: - Не шуми, Угомон тебя возьми! Говорит неугомонный: - Не боюсь я Угомона. Посмотрю я, кто кого: Он меня иль я его! Спят и взрослые и дети, Спит и ласточка и слон, Но не спит один Антон. До утра не спит и слышит, Как во сне другие дышат, Тихо тикают часы, За окошком лают псы.
Стал он песни петь от скуки, Взял от скуки книгу в руки. Но раздался громкий стук - Книга выпала из рук. Да и как читать в постели: Лампа светит еле-еле… Начал пальцы он считать: - Раз-два-три-четыре-пять, - Но сбивается со счёта - Не даёт считать дремота… Вдруг он слышит: - Дили-дон! Проскользнул он в дом украдкой, Наклонился над кроваткой, А на нитке над собой Держит шарик голубой. Да как будто и не шарик, А светящийся фонарик. Синим светом он горит, Тихо-тихо говорит: - Раз. Кто не спит у вас в квартире?
Всем на свете нужен сон. Кто не спит, тот выйди вон! Над мальчиком в постели Шумно крылья просвистели. Просит шёпотом Антон: - Дай мне птичку, Угомон! Ты давно уж крепко спишь… Сладких снов тебе, малыш! Есть и там неугомонный, Непоседливый народ. Где листвою шелестящий Лес в дремоту погружён, Там прошёл лесною чащей Седобровый Угомон.
Но и днём бывает нужен Тихий, строгий Угомон. Что случилось нынче в школе? Нет учительницы, что ли? Расшумелся первый класс И бушует целый час. Поднял шум дежурный Миша. Он сказал: - Ребята, тише! Не шумите!
Тут учительница пенья Просто вышла из терпенья, Убежать хотела вон… Вдруг явился Угомон. И никуда я не иду, Покуда он идёт. Угадай, кто в нём живёт. Дверца узкая под крышей - Не для белки, не для мыши, Не для вешнего жильца, Говорливого скворца. В эту дверь влетают вести, Полчаса проводят вместе. Вести долго не гостят - Во все стороны летят! Ела, ела Дуб, дуб, Поломала Зуб, зуб.
Мы за обедом - под столом, А ночью - под кроватью. Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут! По прямым стальным дорожкам Ходят красные дома. Добегают до окраин, А потом бегут назад. Впереди сидит хозяин И ногою бьёт в набат.
Поворачивает ловко Рукоять перед окном. Там, где надпись «Остановка», Останавливает дом. То и дело на площадку Входит с улицы народ. А хозяйка по порядку Всем билетики даёт. Вокруг оси Своей кружусь. А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки. Но зимние метели В меха его одели.
На солнце почернела я, И вот теперь я спелая. Держась рукой за тросточку, Тебя давно я жду. Ты съешь меня, а косточку Зарой в своём саду. Но с каждым днём терял он вес И наконец совсем исчез. Мы бьём исправно Каждый час. А вы, друзья, Не бейте нас! А за ним такая гладь - Ни морщинки не видать!
Колочу я что есть мочи День-деньской. Как завижу лежебоку, Что валяется без проку, Я прижму его к доске Да как стукну по башке! В доску спрячется бедняжка - Чуть видна его фуражка. Смеётесь вы - Он засмеётся тоже. Вы скачете - Он вам навстречу скачет. Заплачете - Он вместе с вами плачет. Если ты мне строишь рожи, Я гримасничаю тоже.
Когда разгневан океан И ты скитаешься во мгле На одиноком корабле, - Зажги фонарь во тьме ночной И посоветуйся со мной: Я закачаюсь, задрожу - И путь на север укажу. Я лучинку зажёг, Положил на порог, Зашумело в избе, Загудело в трубе. Видит пламя народ, А тушить не идёт. Глаза мои - два огня. Сердце, бензином согретое, Стучит в груди у меня. Я жду терпеливо и молча На улице, у ворот, И снова мой голос волчий Пугает в пути народ. Что за чудо!
Кто-то выбежал оттуда На колёсах и с трубой, Хвост волочит за собой. Парень дюжий он и крепкий, Без вреда глотает щепки. Хоть и ростом не велик, А пыхтит, как паровик. А поддашь его ботинком - Он летит. Вверх и вбок его кидают На лугу. Головой его бодают На бегу. Ты встречал меня нередко В дневнике ученика.
Он зажигает без огня Во всей квартире свет. Он щёлкнет раз - Светло у нас. Он щёлкнет раз - И свет погас. Если этого коня Я к забору не приставлю, Упадёт он без меня. В ночное время под замком Она хранит мой сон. Она ни в город, ни во двор Не просится гулять. На миг заглянет в коридор - И в комнату опять.
Ты старомоден. Вот расплата За то, что в моде был когда-то. Вы, что умеете жить настоящим, В смерть, как бессмертные дети, не верьте. Миг этот будет всегда предстоящим - Даже за час, за мгновенье до смерти. Сегодня особый - сиреневый - день, Начало цветущего лета. За несколько дней разоделись кусты, Недавно раскрывшие листья, В большие и пышные гроздья-цветы, В густые и влажные кисти. И мы вспоминаем, с какой простотой, С какою надеждой и страстью Искали меж звёздочек в грозди густой Пятилепестковое «счастье».
С тех пор столько раз перед нами цвели Кусты этой щедрой сирени. И если мы счастья ещё не нашли, То, может быть, только от лени. А дальше что? А дальше - ничего… Забудет тело имя и прозванье, - Не существо, а только вещество. Пусть будет так. Не жаль мне плоти тленной, Хотя она седьмой десяток лет Бессменно служит зеркалом вселенной, Свидетелем, что существует свет. Мне жаль моей любви, моих любимых.
Ваш краткий век, ушедшие друзья, Исчезнет без следа в неисчислимых, Несознанных веках небытия. Вам всё равно, взойдёт ли вновь светило, Рождая жизнь бурливую вдали, Иль наше солнце навсегда остыло, И жизни нет, и нет самой земли… Здесь, на земле, вы прожили так мало, Но в глубине открытых ваших глаз Цвела земля, и небо расцветало, И звёздный мир сиял в зрачках у вас. За краткий век страданий и усилий, Тревог, печалей, радостей и дум Вселенную вы сердцем отразили И в музыку преобразили шум. Чуковскому от 70-летнего С. Маршака Корней Иванович Чуковский, Прими привет мой маршаковский. Пять лет, шесть месяцев, три дня Ты пожил в мире без меня, А целых семь десятилетий Мы вместе прожили на свете. Я в первый раз тебя узнал, Какой-то прочитав журнал На берегу столицы невской.
Писал в то время Скабичевский, Почтенный, скучный, с бородой. И вдруг явился молодой, Весёлый, буйный, дерзкий критик, - Не прогрессивный паралитик, Что душит грудами цитат, Загромождающих трактат, Не плоских истин проповедник, А умный, острый собеседник, Который, книгу разобрав, Подчас бывает и неправ, Зато высказывает мысли, Что не засохли, не прокисли. Лукавый, ласковый и злой, Одних колол ты похвалой, Другим готовил хлёсткой бранью Дорогу к новому изданью. Ты строго Чарскую судил. Но вот родился «Крокодил», Задорный, шумный, энергичный, - Не фрукт изнеженный, тепличный, - И этот лютый крокодил Всех ангелочков проглотил В библиотеке детской нашей, Где часто пахло манной кашей. Моё приветствие прими! Со всеми нашими детьми Я кланяюсь тому, чья лира Воспела звучно Мойдодыра.
Пусть пригласительный билет Тебе начислил много лет, Но, поздравляя с годовщиной, Не семь десятков с половиной Тебе я дал бы, друг старинный. Могу я дать тебе - прости! Чуковского для детей 1917 , появление которой было важным событием в истории русской детской поэзии. И ежели вы Вежливы, То вам, товарищ, надо Всегда без опоздания Ходить на сбор отряда. Не тратить же Товарищам, Явившимся заранее, Минуты на собрание, Часы на ожидание! И ежели вы вежливы, То вы в библиотеке Некрасова и Гоголя Возьмёте не навеки. И ежели вы Вежливы, Вы книжечку вернёте В опрятном, не измазанном И целом переплёте.
И ежели вы Вежливы - Тому, кто послабее, Вы будете защитником, Пред сильным не робея. Гулял он с важной нянею. Она давала тонкое Ребёнку Воспитание. Где каждый камень - памятник героям. Вот на фасаде надпись: «Отстоим! Опубликовано 4 ноября 1952 г. Вот пО двору неторопливым шагом Идёт домой с завода мой отец.
Лежу я в старой тачке, и спросонья Я чувствую - отцовская рука Широкою горячею ладонью Моих волос касается слегка. Заходит солнце. Небо розовато. Фабричной гарью тянет. Но вовек Не будет знать прекраснее заката Лежащий в старой тачке человек. А уж на ниточках жемчужины От ветра каждого дрожат. Бутонов круглые бубенчики Ещё закрыты и плотны, Но солнце раскрывает венчики У колокольчиков весны.
Природой бережно спелёнутый, Завёрнутый в зелёный лист, Растёт цветок в глуши нетронутой, Прохладен, хрупок и душист. Томится лес весною раннею, И всю счастливую тоску И всё своё благоухание Он отдал горькому цветку. Таков обычай был старинный - Чтоб с государственных гербов Грозил соседям лик звериный Оскалом всех своих зубов. То хищный зверь, то птица злая, Подобье потеряв своё, Сжимают в лапах, угрожая, Разящий меч или копьё. Где львов от века не бывало, С гербов свирепо смотрят львы Или орлы, которым мало Одной орлиной головы! Но не орёл, не лев, не львица Собой украсили наш герб, А золотой венок пшеницы, Могучий молот, острый серп. Мы не грозим другим народам, Но бережём просторный дом, Где место есть под небосводом Всему, живущему трудом.
Но если рано или поздно На дом наш недруг посягнёт, Его расплющит молот грозный И острый серп его сожнёт. Не будет недругом расколот Союз народов никогда. Неразделимы серп и молот, Земля, и колос, и звезда! От градин, падавших с небес, От молнии и грома Ушли ребята под навес - В подъезд чужого дома. Они сидели у дверей В прохладе и смотрели, Как два потока всё быстрей Бежали по панели, Как забурлила в желобах Вода, сбегая с крыши, Как потемнели на столбах Вчерашние афиши… Вошли в подъезд два маляра, Встряхнувшись, точно утки, - Как будто кто-то из ведра Их окатил для шутки. Вошёл старик, очки протёр, Запасся папиросой И начал долгий разговор С короткого вопроса: - Вы, верно, жители Москвы? Который дом?
Другой сказал: - СССР. А третий: - Моссовета. Старик подумал, покурил И не спеша заговорил: - Была владелицей его До вашего рожденья Аделаида Хитрово. Спросили мальчики: - Чего? Что это значит «Хитрово»? Какое учрежденье? К подъезду не пускали нас, Но, озорные дети, С домовладелицей не раз Катались мы в карете.
Не на подушках рядом с ней, А сзади - на запятках. Гонял оттуда нас лакей В цилиндре и в перчатках. У них различье только в том, Что первый был в ливрее, Второй - в мундире золотом, При шпаге, с анненским крестом, С «Владимиром» на шее. Вот чудак! А были, дедушка, у вас Медали с орденами? Мой дед привёз меня в Москву И здесь пристроил к мастерству. За это не медали, А тумаки давали!..
Тут грозный громовой удар Сорвался с небосвода. Другой сказал: - Природа!.. Казалось, вечер вдруг настал, И стало холоднее, И дождь сильнее захлестал, Прохожих не жалея. Старик подумал, покурил И, помолчав, заговорил: - Итак, опять же про него, Про господина Хитрово. Он был первейшим богачом И дочери в наследство Оставил свой московский дом, Имения и средства. Этаж сенатор занимал, Этаж - путейский генерал, Два этажа - княгиня. Ещё повыше - мировой, Полковник с матушкой-вдовой, А у него над головой - Фотограф в мезонине.
Для нас, людей, был чёрный ход, А ход парадный - для господ. Хоть нашу братию подчас Людьми не признавали, Но почему-то только нас Людьми и называли. Мой дед арендовал Подвал. Служил он у хозяев. А в «Гастрономе» торговал Тит Титыч Разуваев. Он приезжал на рысаке К семи часам - не позже, И сам держал в одной руке Натянутые вожжи. Имел он знатный капитал И дом на Маросейке.
Но сам за кассою считал Потёртые копейки. Другой ответил: - Точно! Купец Багров имел затон И рыбные заводы. Гонял до Астрахани он По Волге пароходы. Он не ходил, старик Багров, На этих пароходах, И не ловил он осетров В привольных волжских водах. Его плоты сплавлял народ, Его баржи тянул народ, А он подсчитывал доход От всей своей флотилии И самый крупный пароход Назвал своей фамилией. На белых вёдрах вдоль бортов, На каждой их семёрке, Была фамилия «Багров» - По букве на ведёрке.
Теперь не в моде твёрдый, А был в ходу он при царе, И у Багрова на ведре Он красовался гордо. Была когда-то буква «ять»… Но это - только к слову. Вернуться надо нам опять К покойному Багрову. Скончался он в холерный год, Хоть крепкой был породы, А дети продали завод, Затон и пароходы… - Да что вы, дедушка! Завод Нельзя продать на рынке. Завод - не кресло, не комод, Не шляпа, не ботинки! Всё продавали господа: Дома, леса, усадьбы, Дороги, рельсы, поезда, - Лишь выгодно продать бы!
Не знали мы, рабочий люд, Кому копили средства. Мы знали с детства только труд И не видали детства. Нам в этот сад закрыт был вход. Цвели в нём розы, лилии. Он был усадьбою господ - Не помню по фамилии… Сад охраняли сторожа. И редко - только летом - В саду гуляла госпожа С племянником-кадетом. Румяный маленький кадет, Как офицерик, был одет.
И хвастал перед нами Мундиром с галунами. Мне нынче вспомнился барчук, Хорошенький кадетик, Когда суворовец - мой внук - Прислал мне свой портретик. Ну, мой скромнее не в пример, Растёт не по-кадетски. Он тоже будет офицер, Но офицер советский. Другой сказал: - Наверно! В сапожной мастерской Сучил я дратву день-деньской И натирал мозоли. Я проходил свой первый класс, Когда гусей в деревне пас.
Второй в столице я кончал, Когда кроил я стельки И дочь хозяйскую качал В скрипучей колыбельке. Потом на фабрику пошёл, А кончил забастовкой, И уж последнюю из школ Прошёл я под винтовкой. Так я учился при царе, Как большинство народа, И сдал экзамен в Октябре Семнадцатого года! Мы прожили недаром. Хоть нелегко бывало нам, Идём мы к новым временам И не вернёмся к старым! Я не учён. Зато мой внук Проходит полный курс наук.
Не забывает он меня И вот что пишет деду: «Пред лагерями на три дня Гостить к тебе приеду. С тобой ловить мы будем щук, Вдвоём поедем в Химки…» Вот он, суворовец - мой внук, - С товарищем на снимке! Прошибла старика слеза, И словно каплей этой Внезапно кончилась гроза. И солнце хлынуло в глаза Струёй горячей света. В январе, в январе Много снегу на дворе. Снег - на крыше, на крылечке. Солнце в небе голубом.
Стихи Самуила Маршака для детей онлайн
Для нас они — деревья как деревья, А для других — укромный, мирный дом Иль временный привал среди кочевья. Вчера я видел: съежившись в комок, На дереве у моего окошка Сидел хвостатый рыженький зверек И чистился, чесался, точно кошка. Лизал он шерстку белую брюшка, Вертя проворной маленькой головкой. И вдруг, услышав шорох, в два прыжка На верхней ветке очутился ловко. Меж двух ветвей повис он, словно мост, И улетел куда-то без усилья. Четыре лапы и пушистый хвост Ему в полете заменяют крылья. Моя сосна — его укромный дом Иль временный привал среди кочевья. Теперь я знаю: за моим окном Не только мне принадлежат деревья!
Маршак издал его, уже живя в Петрограде. В этом же году вышел его детский журнал «Воробей», известный больше как «Новый Робинзон». На страницах издания печатались Житков, Бианки и Шварц. Маршак также возглавлял ленинградскую редакцию Детгиза. Его последним литературным секретарем был Владимир Владимирович Познер. Более 50 лет своей творческой жизни Маршак отдал «взрослой» литературы: он писал поэтические фельетоны и трогательные произведения. Маршак был прекрасным переводчиком. Благодаря его колоссальной работе советские дети узнали Шекспира, Бернса и Киплинга. Кстати, за перевод баллад и песен Роберта Бернса, Маршак получил звание почетного гражданина Шотландии. Он так же перевел множество произведений украинских, армянских, литовских и белорусских поэтов. Его стихи изданы в разных странах. Влюбленные поженились в 1912 году и много лет прожили в Лондоне. Через два года после свадьбы у них родилась дочь, но девочка трагически погибла, опрокинув на себя горячий самовар, когда ей едва исполнился год.
Автор: Самуил Маршак Стих про мужчину, который всё путал и не смог уехать из Ленинграда. Автор: Самуил Маршак Сказка про 44 чижей, каждый из которых занят своим делом. Автор: Самуил Маршак Сказка про мальчика, который по сравнению со своими игрушками выглядит как великан. Автор: Самуил Маршак Стишок про мальчика, который никак не мог уснуть. Автор: Самуил Маршак Стих про девочку, которая ухаживала за котёнком, как за ребенком. Автор: Самуил Маршак Стих про старушку, которая пошла на рынок, а на обратном пути уснула.
Инструктор: Ребята, помните сказку «Кошкин дом»? Помните, как у кошки загорелся дом? Отправляемся в сказку и посмотрим, кто. Маршака» Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области: «Познавательное развитие» На тему: «Творчество С. Конспект занятия по развитию речи на тему «Русские сказки драматизация сказки «теремок».
Bookreader Item Preview
- Стихи Самуила Маршака - читать подборку добрых детских стихотворений
- Маршак стихи для детей 3 класс
- Подборки стихотворений
- Вот какой рассеянный
Стихи Маршака - Страна сказок
Катаева, «Два капитана» В. Каверина, «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «Доктор Айболит» К. Чуковского, «Дядя Степа» С. Михалкова, стихи А. Сложные проблемы нравственного становления личности, трудовое воспитание коллективом в те годы затрагивались в книгах: «Педагогическая поэма» А. Макаренко, «Одногодки» И. Шорина, «Шекомята» А. Мусатова,«Рассказы о дорогах» М. Лоскутова, «Тансык» А.
Кожевникова», «Повесть о фонаре» Л. Будогоской, «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви» Р. Именно в 1930-е годы вышло много книг, рассказывающих о новой советской школе: «Победа» Б. Винникова, «Девятый «А» Г. Саконской, «Чукотка» Т. Семушкина, «Школа на тундре» С. Стебницкого, «Школа над морем» О. Воспитанию в юных читателях достоинства, смелости в борьбе с ложью, трусостью, невежеством и хамством, были посвящены произведения: «Не надо врать» М. Зощенко, «Чужая девочка» Е.
Шварца и др. Крупными достижениями исторической прозы для детей этих лет стали книги: «Петр I» А. Толстого, «Салават Юлаев» С. Злобина, «Соль Вычегодская» Т. Богданович, «Александр Суворов» С. Григорьева, «Черниговский полк ждет» Ю. Тынянова, «Железный Феликс» Ю. Германа, «Юнармия» Г. Мирошниченко, Маленький партизан» А.
Панича, «Миколка-паровоз» М. Лынькова, «Чапаенок» С. Могилевской, «Грач — птица весенняя» С. Мстиславского, «Мальчик из Уржума» А. Большим успехом у подростков пользовались историко-биографические романы о выдающихся деятелях науки, культуры и литературы: «Три цвета времени» А. Виноградова, «Приключения Марка Твена» Э. Выгодской, книги об ученых: о И. Павлове А. Югов , И.
Мичурине А. Лебедев , о писателе А. Чехове А. Роскин , о художниках И. Левитане и О. Кипренском К. Многие сказки, созданные в те годы, остаются, с детьми и по сей день: «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстого, «Приключения Врунгеля» А. Некрасова, «Старик Хоттабыч» Л.
Лагина, «Цветик-семицветик» В. Катаева, «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова и мн. Особым интересом у детей пользовалась научно-фантастическая литература: «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина» А. Толстого, «Тайна двух океанов» Г. Новые решения в произведениях тех лет находила и проблема взаимодействия человека с природой: «Зверь бурундук», «Журка» М. Пришвина, «Приключения муравья», «Сказки зверолова» В. Бианки, «Васька, Бобка и крольчиха», «Волчишко и другие» Е. В это время были созданы прекрасные научно-художественные книги, посвященные разным профессиям: «Подводные мастера» К.
Меркульевой, «Остров в степи» Г. Замчалова и О Перовской, «Полтора разговора» Н. Освоение Северного морского пути, первые беспосадочные перелеты летчиков, спасение челюскинцев и дрейфующая станция Папанина вдохновили писателей и журналистов на создание произведений: «На полюсе» И. Безбородов , «Прежде, чем лететь на Луну», «Ритм вещества» Л. Кассиль , «Выборжцы рапортуют» Д. В литературу, в том числе и детскую, вошла большая стройка. Будни страны, полные напряженного труда, романтика героических подвигов народа становились содержанием стихов, баллад и рассказов в стихах: «Война с Днепром», «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршак , «На льдине»,«Молочный колхоз», «Ленин и печник» А. Твардовский , «Дом переехал» А.
Барто , «Полевой октябрь» З. Александрова , «Метрополитен» Е.
Глубоко в ствол его вошла. Вздохнул он — и упал… И в лесопилке над рекой Он стал бревном, он стал доской. Потом в столярной мастерской Он вышел из рабочих рук, Устойчив и широк. Где был на нем рогатый сук, Виднеется глазок.
Особенности творчества С. Маршака Своими учителями он по праву считал лучших представителей национальной культуры — Пушкина, Жуковского, Некрасова, Фета, Тютчева.
А его любимцами были В. Блейк и В. Творчество Маршака питали разные источники, но главный, без которого оно бы иссякло — фольклор разных стран и народов. В поэзии для детей и в его переводных произведениях, в сатирической надписи и в сказке для театра, в философской лирике и в статьях о детской литературе — везде слышится то мелодия народной речи, то знакомый с детства сказочный сюжет, то мудрое рассуждение подстать народной педагогике. Фольклором пронизано всё творчество поэта, начиная от идейного содержания и кончая стилистической инструментовкой произведений. Маршака отражены принципы таких жанров устного народного творчества, как прибаутки, дразнилки, считалки, потешки, скороговорки. Хармсом , «Мороженое», «Цирк», «Вчера и сегодня», «Пожар», «Дом, который построил Джек», «Петрушка-иностранец» — это только немногое из написанного в 20-е годы. Они невелики по объёму: две, четыре, редко восемь строк.
В них даются конкретные, чёткие черты облика или повадок животных. В своих стихах, адресованных детям, Маршак развивает их чувства и разум. Тема счастливого детства в творчестве Маршака — магистральная, потому что она объединяет основные проблемы: проблемы ребёнка в коллективе, отношений детей и взрослых, природы и нравственности и др. Проходит эта тема через все работы С. Маршака в детской литературе. Маленькие дети у Маршака любознательны и активны, дружелюбны и раскованы. Они увлечённо играют «Мяч», «Усатый-полосатый» , охотно участвуют в делах старших «Разноцветная книга», «Праздник леса», «Круглый год» , готовятся к большой жизни, осваивая мир «Хороший день», «Карусель», «Про гиппопотама», «Великан», «Дети нашего двора». Образ движения, роста — характерный для Маршака образ в стихотворениях на тему счастливого детства.
Умение видеть перспективу жизни совсем ещё маленького ребёнка, проследить связь детства, отрочества, юности со зрелостью — отличительная черта стихотворений Маршака, посвящённых теме счастливого детства. С именем С. Маршака в детской литературе связано утверждение активной позиции лирического героя — ребёнка. Кто не знаком с удивительной сказкой «Двенадцать месяцев»? Кому родители не читали в детстве «Кошкин дом»? Или «Багаж» для школьного возраста, на финальных словах которого «Однако за время пути собака могла подрасти» улыбаются и взрослые, и дети? А ещё «Умные вещи», «Рассеянный с улицы Бассейной», «Сказка об умном мышонке» и другие. Наверняка, многие из Вас, уважаемые читатели, вспомнили эти чудесные стихи.
А как не любить его стихи — загадки? Загадки Маршака Именно загадки Маршака привлекают ребятишек, и те с удовольствием читают их и пытаются разгадать, что же зашифровано в этих строках, о чем идет речь, кто является героем загадок-стихотворений. Загадки Маршака, которых существует бесчисленное количество, поражают своей неповторимостью, неким замысловатым сюжетом и оригинальностью написания о, казалось бы, совершенно простых и понятных вещах. Но этим-то они и интересны детям. Несмотря на то что они не очень длинные, смотрятся загадки как самые настоящие литературные произведения, только маленькие. Загадки Маршака для детей — это не обычные вопросы-метафоры. Они представляют собой целые стишки, которые очень просто запомнить. Малыши всегда с удовольствием их читают сами или же слушают, как им читают родители.
Нельзя не обратить внимание на тот факт, что авторские загадки Маршака именно маленькие читатели отгадывают намного быстрее, чем их мамы и папы, бабушки и дедушки. Тематика этих загадок самая разная. В них говорится о доме и природе, о человеке и обуви, об игрушках и деревьях, об электричестве и инструментах, о календаре и времени, о спорте и музыкальных инструментах. Продолжать можно ещё очень долго. Но уже стало понятно, что отгадками являются все те предметы, которые всё время окружают нас в повседневной жизни. Правда, есть и такие загадки Маршака, ответы на которые не так легко получить, они довольно нестандартны. Стиль Самуила Маршака как бы подражает тому, что обычно используют в народных загадках. Только в последних речь идёт, как правило, о человеке, природе, природных явлениях… Загадки Маршака включают самые обычные вещи, которые человек может использовать в быту: очки, молоток, зеркало, входная дверь, мяч, часы, спички, тапочки, велосипед… Автор старался описать их как можно проще, но чтобы малышам было интересно.
Загадки Самуила Яковлевича Маршака с ответами могут предоставить только маленький намёк, используя который, малыш, для того чтобы отыскать правильный ответ, подключает всю свою фантазию, логическое мышление, весь словарный запас, которым он владеет, и все свои небольшие для взрослого, но значительные для ребёнка знания. Одной из задач, которую ставит общество перед современной системой образования, является воспитание культурной личности, формирование у нее не только материальных, но и духовных потребностей. Эта задача стала актуальной в связи с пересмотром системы ценностей в современном обществе. Формирование культурных потребностей у нового поколения осуществляется путем ознакомления с лучшими образцами, с художественными ценностями, накопленными человеческой цивилизацией на протяжении всего ее существования. Кроме этого, детей необходимо знакомить с историей культуры. Речь Маршака на съезде писателей «О большой литературе для маленьких» Измерение роста писателей — дело читателей. Объяснение социального значения произведения литературы — дело критики. Горький В советской литературе вплоть до конца 80-х годов ХХ в.
I Всесоюзный съезд советских писателей оценивался исключительно положительно. Так, Ершов Л. Этим постановлением ликвидировались ассоциации пролетарских писателей ВОАПП, РАПП и намечался курс на объединение всех писателей, поддерживавших платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей. Было принято также решение о разработке мер по проведению этого решения в жизнь. Первый Всесоюзный съезд писателей проходил с 17 августа по 1 сентября 1934 года. За это время прошли 26 заседаний, на которых были заслушаны и обсуждены доклады А. Горького о советской литературе, С. Я Маршака о детской литературе, К.
Радека о современной мировой литературе и задачах пролетарского искусства, В. Кирпотина, Н. Погодина, В. Киршона о советской драматургии, Н. Ставского о литературной молодежи страны, К. Горбунова о работе издательств с начинающими писателями, П. Юдина об уставе союза советских писателей. Было проанализировано состояние литературы в национальных республиках.
Простые присказки, скороговорки, словесные лабиринты зарубежной народной поэзии автор сделал достоянием советских детей. Веселые и поучительные, стихи Маршака подчинены определенной смысловой задумке — поэт рисует картины с постепенным усложнением сюжета для подрастающих малышей. С каким искусством, проделав поистине «мичуринскую» работу, поэт оживил образ дома, «который построил Джек». Вначале обычная статичная картина про дом и пшеницу, а затем нарастающий вихрь событий — синица ворует пшеницу, кот ловит птицу, пес треплет кота. Игра с повторениями умело сочетается со словесным рисунком, подчинена определенной смысловой задаче по усложнению сменяющейся картины, где каждое событие добавляет определенную черту, запоминающуюся деталь. Поиск русских соответствий, пригодных для восприятия малышей, но сохранявших колорит английского фольклора, расширил арсенал изобразительных средств поэта — он обрел виртуозность выражения идей, описания образов и событий. Тонкий юмор в сказках-стихах Юмор в детских стихотворениях настолько задорен, что запоминается с первым прочтением.
Слагал Маршак стихи для детей забавные и верил, что сочетание фантазий и свежести чувств помогут малышам понять тонкий юмор, почувствовать недосказанное, но заложенное в ритме и тональности стихотворения. Сказка «о глупом мышонке» считается эталоном стихов «на вырост». Детсадовец открывает новые грани иронических оценок, смысл аллегорий произведения по мере своего взросления.