Памятником лунной программе СССР стал «Луноход-3», который можно увидеть своими глазами. «Луноход-2» — второй из серии советских лунных дистанционно управляемых самоходных аппаратов-планетоходов.
50 лет «Луноходу-2»: как проходила миссия последнего советского ровера
Советские луноходы были оборудованы двумя навигационными камерами в передней части корпуса и четырьмя панорамными телефотокамерами. Уже в 1970 году советский «Луноход-1» оказался на поверхности спутника Земли. Советский Союз так и не сумел высадить человека на Луне.
Луноход-1. К 50-летию первой Лунной колеи. 17 ноября 2020 г.
17 ноября 1970 года советский космический аппарат «Луна-17» доставил на Луну автоматический самоходный аппарат «Луноход-1», управляемый с Земли. Советские луноходы были оборудованы двумя навигационными камерами в передней части корпуса и четырьмя панорамными телефотокамерами. Легендарный "Луноход-1" якобы подал сигнал – спустя почти 40 лет. Рис. 2. Места работы «Луноходов-1 и -2» на изображении видимого полушария Луны («Природа» №2, 2021).
Американцы вcе-таки обнаружили советский «Луноход-1». Он не на Земле
Неизвестные факты о советских луноходах / Назад в СССР / Back in USSR | 17 ноября 1970 года приступил к работе разработанный в СССР «Луноход-1» — первый в истории человечества планетоход, успешно функционировавший на поверхности другого. |
История советских «Луноходов»: один разбился, один замерз, один перегрелся | MAXIM | Советская детская игрушка «Луноход» с дистанционным управлением 10 ноября 1970 года в СССР был произведён запуск космической станции «Луна-17». |
Первый луноход
С 4 октября экипаж перестал пытаться выйти на связь с «Луноходом». После этого ученые из Калифорнийского университета направили в предполагаемое место нахождения аппарата лазерный луч. Он попал в отражатель «Лунохода» и отразился от него. Таким образом, они смогли выяснить точное расположение «Лунохода» на поверхности спутника Земли. Расположение «Лунохода» поможет в определении точного положения орбиты Луны и «проверки теории гравитации Эйнштейна», объяснял руководитель группы физиков, которые нашли аппарат.
Он стал первым в мире космонавтом, осуществившим ручную стыковку корабля «Союз» с орбитальной станцией «Салют 6». Юрий Васильевич, проведя школьные годы в Таганроге, уже будучи космонавтом, неоднократно приезжал в приморский город. Одним из ярких участников лунных проектов был Вячеслав Георгиевич Довгань - военный и ученый, принимавший активное участие в управлении советскими «Луноходом-1» и «Луноходом-2» на поверхности естественного спутника Земли. Он являлся почетным членом Оргкомитета ежегодной «Домбайской конференции», которую организовывает Южный федеральный университет и ежегодно возглавлял президиум Молодежной школы-семинара ЮФУ «Управление в технических системах», выступал перед нашими студентами с лекциями и докладами на тему отечественной космонавтики.
При поддержке ЮФУ изданы его монографии «Лунная Одиссея отечественной космонавтики: от «Мечты» к луноходам» 2015 и ее дополненная версия «Лунная Одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к планетоходам» 2021 , рассказывающие об одном из ярких направлений в истории непилотируемой космонавтики — о создании и развитии лунных проектов, их реализации в Советском Союзе. На «Фестивале космических технологий», проходившем в ЮФУ пять лет назад, Вячеслав Довгань вручил университету памятные подарки: сборник научных трудов «Актуальные вопросы проектирования космических систем и комплексов» и карты с изображением районов посадки автоматических межпланетных станций и маршрутов «Лунохода-1» и «Лунохода-2».
БАШ максимально упрощает водителю процесс дистанционного вождения. Водитель после визуальной оценки местности по кадрам малокадрового телевидения может отдать одну из 6-ти команд движения, ещё две команды он может дать в процессе движения. Все остальные алгоритмы выполнения команды — растормаживание, выбор полярности и подача питания на каждый из 8-ми электродвигателей, а также квитирование команд, выдача телеметрической информации БАШ реализует в автоматическом режиме. Всё изложенное и характеризует робототехническую сторону в человеко-машинном интерфейсе дистанционного управления «Луноходом-1». Тщательная отработка интерфейса, автоматических алгоритмов управления в системе местность—машина—пункт управления является важным аспектом творчества коллективов Г.
Бабакина и А. Поэтому мы не разделяем сомнения авторов [16] в робототехнической природе «Лунохода-1». Напротив, на наш взгляд, именно лунный первопроходец стоит у истоков мобильной космической робототехники, а А. Кемурджиан и Г. Бабакин — основоположники этого направления космической техники. В последующие годы издательствами «Наука» и «Машиностроение» были изданы книги: «Автоматические станции для изучения поверхностного покрова Луны» А. Кемурджиан, В. Громов, И.
Черкасов, В. Шварёв ; «Динамика планетохода» Е. Авотин, И. Болховитинов, А. Кемурджиан, М. Маленков, Ф. Шпак, под ред. Петрова и проф.
Кемурджиана ; «Планетоходы» А. Кажукало, М. Маленков, П. Матвеев, В. Мишкинюк, В. Петрига, И. Розенцвейг под ред. Кемурджиана ; «Передвижение по грунтам Луны и планет» В.
Громов, Н. Забавников, А. Кемурджиан, И. Маленков, В. Наумов, Б. Назаренко, Ю. Рождественский, под ред. Участники семинара «Планетоходы и наземные роверы для экстремальных условий», посвящённого А.
Кемурджиану, на его могиле 02. В 1-м ряду слева-направо стоят: П. Сологуб, И. Воинов, Г. Иванян, Б. Кемурджиан, Л. Кемурджиан, Р. Старовойтова, М.
Довгань, И. Иванов, сотрудница Музея Космонавтики им. Циолковского Калуга. Хаханов, В. Доронин, Гарри Гамуля, член секции истории, О. Козлов, К. Машков, В. Козырев, В.
Комиссаров, А. Туробинский лицо видно частично , А. Егоров, Л. Вайсфельд, В. Лебедев, неизвестная, сотрудница Музея Космонавтики им. Громов, неизвестный, А. Батанов, В. Крусанов, В.
Куприянов, А. Воробьёв, А. Ульянов, И. Болховитинов лицо видно частично. Монография «Планетоходы» в 1993 году была переиздана в новой переработанной и дополненной редакции. В неё были включены результаты новых исследований и разработок, включая создание во ВНИИТрансмаш, на базе космического задела, робототехнического комплекса СТР-1. Два специализированных транспортных робота этого комплекса, которые в июле-октябре 1986 г. Опасные продукты взрыва 4-го энергоблока сбрасывались вниз для последующего захоронения.
Это позволило существенно снизить уровень радиации на кровлях третьего блока и исключить неуправляемое расползание этих продуктов по станции и территории под действием атмосферных процессов. Кемурджиан осуществлял общее руководство работами по созданию комплекса, а непосредственным руководителем разработки комплекса и руководителем 1-ой бригады его эксплуатации в августе 1986 года был его ближайший единомышленник П. Сологуб [17]. В своей совокупности опубликованные материалы по самоходным автоматическим шасси, которые в значительной мере были инициированы А. Кемурджианом, представляют собой основы проектирования и наземной отработки системы передвижения планетоходов. Понятно, что дальнейшее развитие этого направления в России, например, в части обобщения и реализации в новых объектах наработанного научно-технического задела, в значительной мере зависит от реализации отечественных космических программ. К сожалению, сегодня существует опасность разрыва живой связи поколений специалистов этого профиля. Однако школа Кемурджиана не закрылась со смертью Александра Леоновича 24 февраля 2003 г.
Химки, Моск. Баумана, 2013. May 26-28, 2015, St-Petersburg.
Точнее, колес было девять, но непарное служило для измерения пройденного расстояния. Корпус ему сделали из магниевого сплава, так что весил аппарат всего 900 кг. Диаметр колес составлял 510 мм при ширине в 200 мм, а дорожный просвет достигал, судя по изображениям, не менее 500 мм. Впрочем, спереди был подвешен блок приборов «Рифма», немного снижавший клиренс. Кстати, шасси для них разрабатывали во ВНИИтрансмаше — там же, где занимались конструированием ходовой части танков, а проект целиком вело КБ Машиностроительного завода имени С.
Чтобы во время лунной ночи обеспечить обогрев оборудования, расположенного в герметичном корпусе «Лунохода», применяли термоизотопный генератор — штуку вроде тех «атомных батареек», что нашли в горах грузинские дровосеки. А для охлаждения машины лунным днем у генератора был радиатор-охладитель. Миссия «Луна-21». Экипаж советского дистанционно управляемого лунохода «Луноход-2» работает за управлением в дальнем центре космической связи, январь 1973 года Источник: Getty Images Управляли «Луноходом» с Земли, ориентируясь на изображение с навигационных телекамер. В экипаж входили водитель, оператор антенны, штурман, бортинженер и командир. Было две смены, команды менялись каждые два часа. Находился центр управления под Симферополем, а длительность контакта с «Луноходом» составляла 9 часов в сутки. Зачем трудились «Луноходы»?
С одной стороны, «Луноходы» не могли собрать принципиально новой информации о Луне. Ну да, изучали мелкие кратеры, делали фото.
В советских луноходах были микросхемы из Таганрога
Ранее, станция «Луна-17» совершила успешную посадку в Море Дождей. Созданный в Советском Союзе «Луноход-1» стал первым в мире планетоходом, успешно работавшим на поверхности другого небесного тела - Луны. Аппарат предназначался для изучения особенностей лунной поверхности, радиоактивного и рентгеновского космического излучения на Луне, химического состава и свойств грунта. Миссия продолжалась до 14 сентября 1971 года. Автоматическая межпланетная станция «Луна-17» с «Луноходом-1» стартовала 10 ноября 1970 года, и 15 ноября вышла на орбиту Луны. В течение первых трех месяцев запланированной работы помимо изучения поверхности аппарат выполнял еще и прикладную программу, в ходе которой отрабатывал поиск района посадки лунной кабины.
Солнечная батарея откидывалась, как крышка рояля, днём и закрывалась ночью.
Она обеспечивала подзарядку всех систем. Кстати, 1 лунные сутки равняются 24 земным. Луноход предназначался для изучения химического состава и свойств лунного грунта, а также радиоактивного и рентгеновского космического излучения. Аппарат был снабжён двумя телекамерами одна резервная , четырьмя телефотометрами, рентгеновскими и радиационными измерительными приборами, остронаправленной антенной о ней речь впереди и прочей хитрой техникой. Доставила его туда автоматическая станция, то есть людей там не было, и управлять лунной машиной предстояло с Земли. В состав каждого экипажа входило пять человек: командир, водитель, бортинженер, штурман и оператор остронаправленной антенны.
Последнему необходимо было следить за тем, чтобы антенна всегда «смотрела» на Землю, обеспечивая радиосвязь с луноходом. Между Землёй и Луной приблизительно 400 000 км и радиосигнал, с помощью которого можно было подкорректировать движение аппарата, проходил это расстояния за 1,5 секунды, а картинка с Луны формировалась — в зависимости от ландшафта — от 3-х до 20-и секунд. Вот и получалось, что пока формируется картинка, луноход продолжает движение, а после того, как изображение появлялось, экипаж мог обнаружить свой аппарат уже в кратере. Ввиду большого напряжения, экипажи сменяли друг друга каждые два часа. Таким образом, «Луноход-1», рассчитанный на 3 земных месяца работы, проработал на Луне 301 сутки. За это время он проехал 10 540 метров, обследовал 80 000 квадратных метров, передал множество снимков и панорам и так далее.
В итоге радиоизотопный источник тепла исчерпал свой ресурс и луноход «замёрз». Новый проект внешне почти не отличался от своего предшественника, но был усовершенствован, и 15 января 1973 года АМС «Луна-21» доставила его на Селену. К сожалению, луноход просуществовал всего 4 земных месяца, но за это время он успел пройти 42 км и провести сотни измерений и экспериментов.
Часть панорамы лунной поверхности, снятой "Луноходом-2". Взято из открытых источников В мае 1973 года в результате того, что аппарат застрял в лунном грунте ему пришлось длительное время буксовать, из-за чего на поверхность попала лунная пыль и произошел перегрев аппаратуры и выход ее из строя. За 4 месяца "Луноход-2" проехал 42 км, что было абсолютным рекордом до 2015 года. Ну, а теперь, о конструкции "Лунохода-2".
Аппарат практически не отличался от своего предшественника - "Лунохода-1". Была у "Лунохода-2" сама отличительная особенность. Речь идет о выносной камере, которую разместили на уровне человеческого роста. Благодаря такому решению, было упрощено управление самоходным аппаратом по поверхности Луны. Если же брать высоту как первого лунохода, так и второго, то она не отличалась и составляла 135 см. Подметим, что это без учета того, что была установлена выносная камера. Масса "Лунохода-2" была потяжелее и равнялась 840 кг.
Луноход имел две пары по четыре колеса, благодаря которым он и перемещался по поверхности Луны.
В частности, в документе так описывается первый сеанс радиосвязи с только что приземлившейся «Луна-17»: «Сразу после посадки произведен сеанс радиосвязи с передачей фототелевизионного панорамного изображения, позволившего произвести оценку местности в районе посадки, состояние трапов для схода «Лунохода-1» с перелетной ступени и произвести выбор направления движения на Луне». А вот описание проблем на борту «Лунохода-1» и обстоятельств их возникновения: «Во время четвертого лунного дня при проведении сеансов связи через второй комплект передатчика С-163М-2 наблюдалось уменьшение информативной мощности. К моменту отказа передатчик наработал 212 часов 36 минут». Авторы документа подробно анализируют причины досрочного выхода из строя обоих передатчиков лунохода гарантийный срок составлял 250 часов, а отработали они 138 и 212 соответственно.
Для этого на Земле провели стендовые испытания аналогичных приборов. В результате было установлено: «наиболее вероятной причиной ненормальной работы прибора является отказ диода 1А401 в модуляторе ФМ-1К». Причина неполадок была в конструкции и технологии изготовления диодов. Изменения были внесены максимально оперативно. Уже в конце 1970 году «предприятиями-изготовителями приняты меры по повышению надежности диодов».
Также в документе содержится свидетельство гибели «Лунохода-1»: «После 7 лунного дня при малой информативной мощности с борта передавалась только телеметрия, при нормальной передавалось телевидение и телеметрия. Фактически в сеансах связи это соотношение не превышало 200». В тексте документа содержится интересная информация о работе малокадрового телевидения.
«Луна-25»: почему разбилась первая российская лунная станция и что нужно знать о миссии
«Луна-25»: почему разбилась первая российская лунная станция и что нужно знать о миссии | Всемирно известный луноход Бабакина СССР, луноход. В 1965 году из-за чрезвычайной загруженности по пилотируемой лунной программе Сергей Павлович передал автоматическую. |
Отчет о миссии «Лунохода-2» рассекречен 45 лет спустя | Луноход имеет восемь мотор–колес, каждое из которых является ведущим. |
Первый луноход: советский космический корабль "Луноход-1" - 22 Декабря 2013 – Земля - Хроники жизни | Подготовленный более 60 лет назад советскими инженерами документ содержит подробную информацию о работе бортовых передатчиков, антенных систем, систем телеметрии. |
Как «Луноход-1» стал советским ответом Америке
Ровно 50 лет назад Советский Союз стал первой страной, успешно доставившей на Луну самоходный аппарат – «Луноход-1». Луноход-1 — первый лунный самоходный аппарат – Самые лучшие и интересные новости по теме: СССР, интересно, космос на развлекательном портале За время работы «Лунохода» камера малокадрового телевидения передала водителям более 25 тысяч снимков. 17 ноября 1970 года советский космический аппарат «Луна-17» доставил на Луну автоматический самоходный аппарат «Луноход-1», управляемый с Земли. Рис. 2. Места работы «Луноходов-1 и -2» на изображении видимого полушария Луны («Природа» №2, 2021). Советские луноходы были оборудованы двумя навигационными камерами в передней части корпуса и четырьмя панорамными телефотокамерами.