Глава 3: Основные достижения С.Л. Рубинштейна С.Л. Рубинштейн был одним из создателей новой , не в последнюю очередь обстоятельствами личной биографии ученого: он получил философское образование. Рубинштейн Сергей Леонидович Сергей Леонидович Рубинштейн родился 18 июня 1889 года в Одессе. Философское и психологическое образование получил в Марбурге. Сергей Леонидович Рубинштейн — советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. С. Л. Рубинштейн составил полную научную программу, переданную после его кончины в дирекцию Института философии Академии наук СССР. Биография Сергея Леонидовича Рубинштейна Введение Сергей Леонидович Рубинштейн – российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии.
Рубинштейн сергей леонидович
Лит.: Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки, восп., материалы: К 100-летию со дня рождения. Сергей Леонидович Рубинштейн — советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Рубинштейн Сергей Леонидович (1889–1960), российский (советский) психолог и философ, создатель одного из вариантов деятельностного подхода в. Плодотворная деятельность руководимых Рубинштейном научных групп была прервана по идеологическим мотивам в связи с начавшейся «борьбой против космополитизма», кампанией, организованной с целью противопоставления советских ученых ученым Запада.
Рубинштейн, Сергей Леонидович
тейн оставил после себя нескольких учеников и последователей, которые теперь развивают дальше его теории. В данной статье вы рассмотрите биографию тейна, узнаете о его основополагающих трудах, научных исследованиях в психологии, а также об отношении к идеализму и материализму. 5) Рубинштейн стал главной жертвой «борьбы с космополитизмом»: формальным поводом для скандала было то, что в его очередной книге, готовящейся к изданию, зарубежных психологов цитировалось больше, чем советских. Проведена реконструкция отдельных эпизодов раннего периода интеллектуальной биографии С. Л. Рубинштейна (1889-1960), русского неокантианца, философа и психолога, и опубликованы следующие архивные документы: письмо Марты Коген (1918), вдовы немецкого. Рубинштейн Сергей Леонидович советский психолог и философ фото биография.
Рубинштейн С.Л. - великий русский психолог
В дальнейшем такой подход ему дорого обошелся. В эпоху пресловутой борьбы против космополитизма он подвергся жесткой и совершенно необоснованной критике и административным преследованиям. Понимая необходимость подготовки молодого поколения психологов, Рубинштейн в 1935 году опубликовал психологический труд, обобщивший состояние мировой и отечественной психологической науки на рубеже 20—30-х годов. Первый в то время общий курс психологии был составлен им не в виде академической монографии, а как учебное пособие «Основы психологии». Этот новаторский учебник оказал существенное влияние на характер изучения малопопулярной в те годы дисциплины. Именно Рубинштейну принадлежит инициатива преподавания ее не только в педагогических учебных заведениях, но и в университетах.
С введением ученых степеней Рубинштейн первым в стране получил степень доктора педагогических наук по психологии. В 1940 году в Учпедгизе вышел его фундаментальный труд «Основы общей психологии», который до сего дня переиздается и продолжает выступать ценным источником научного знания для новых и новых поколений психологов. Работая в Ленинграде, Рубинштейн поддерживал тесные творческие контакты с рядом московских психологов. По свидетельству М. Ярошевского, «к Рубинштейну в его двухкомнатную квартиру на Садовой приходили делиться своими замыслами Выготский и Леонтьев, Ананьев и Рогинский.
Приезжали на его кафедру Лурия, Занков, Кравков и другие». Выготского и Леонтьева он приглашал из Москвы для чтения лекций. Не разделяя многих идей Выготского, он подробно обсуждал их во время их встреч. В свою очередь, приезжая в Москву, Рубинштейн активно общался с коллегами, которые также разрабатывали психологическую категорию деятельности, — Тепловым, Леонтьевым и др. Горького, поскольку руководство института к идеям «деятельностников» относилось, мягко говоря, прохладно.
По этой причине Теплову и Леонтьеву было бы трудно или даже невозможно защитить свои докторские диссертации в Москве. Рубинштейн пригласил их защищаться в Ленинград, к себе на кафедру, выступил одним из официальных оппонентов. Когда началась война, Рубинштейну, как и другим крупным ученым, предложили эвакуироваться, но он решил остаться в осажденном Ленинграде, считая своим гражданским долгом в качестве проректора в отсутствие ректора организовать работу коллектива института в суровых условиях блокады. Сохранилось множество свидетельств мужества Рубинштейна в этих нечеловеческих условиях. Его аспирант Г.
Лосев умирал в одном из госпиталей, расположенном далеко от центра города. Преодолевая физическую слабость, Рубинштейн шел пешком через весь город, чтобы отдать Лосеву часть своего скудного пайка. Начальник дружины по охране института А. Чаплина рассказывала, как этот сугубо гражданский человек, никогда в жизни не державший в руках оружия, попросил ее проводить его в тир, где бы он мог научиться, несмотря на сильнейшую близорукость, стрелять из пистолета. Он хотел, если фашисты ворвутся в город бои шли в пригородах , принять непосредственное участие в обороне.
В марте 1942 года институт удалось эвакуировать на юг страны. А в апреле первое издание «Основ общей психологии» было удостоено высшей в то время — Сталинской — премии. Книга была представлена на награждение рядом психологов, а также выдающимися учеными В. Вернадским и А. Ухтомским, давно и глубоко интересовавшимися проблемами психологии.
В 40-е годы присуждение премий в большинстве случаев объективно выражало общественное признание научных достижений. Сталинские лауреаты обладали тогда большим авторитетом и могли в известной степени влиять на ход событий в сфере своей профессиональной деятельности.
В 1943 г. В 1945 г. В 1949 г. В 1954 г. В 1953 г. В 1956 г.
В 1957 г. Рубинштейн назначен главой советской делегации психологов на XV Международном психологическом конгрессе в Брюсселе, но не участвовал по болезни. В 1959 г. Его интересовали: теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей. Рубинштейн положил начало крупной научной философско-психологической школы. Одним из первых отечественных психологов сформулировал принцип единства сознания и деятельности — центральный в теории деятельностного подхода в психологии.
Oрганизатор и первый заведующий кафедрой психологии 1942 , а затем отделения психологии 1943 на философском факультете МГУ им. Ломоносова и отделения языка, логики и психологии на филологическом факультете.
В 1949 г. Лишь в 1956 он вновь возглавил воссозданный заново сектор психологии в Институте философии. В 1957 С. Рубинштейн назначен главой советской делегации психологов на XV Международном психологическом конгрессе в Брюсселе , но не участвовал по болезни. В 1959 С. Рубинштейн был назначен Президиумом АН СССР организатором крупнейшего Всесоюзного совещания по проблемам соотношения социального и биологического, к участию в котором он привлек самых авторитетных специалистов - П. Анохина, Асратяна, Гращенкова, П. Симонова и многих других.
Рубинштейна на соискание Ленинской премии. Научная деятельность Научные исследования Рубинштейна в области психологии получили широкое развитие после его переезда в Ленинград в 1930.
В 1919 г. Директор Одесской научной библиотеки с 1922 г.
В 1930 г. Возглавлял секцию педагогической психологии в Государственном институте научной педагогики. В 1937 г. В 1939 г.
Во время блокады Ленинграда оставался в городе до марта 1942 г. С умирающим от голода аспирантом Лосевым ученый делился частью блокадного пайка. Начальника охраны института Сергей Леонидович попросил научить его стрельбе, чтобы в случае прорыва обороны Ленинграда убивать гитлеровцев с юности Рубинштейн имел плохое зрение и на всех фото запечатлен в очках. Когда Ленинградский педагогический институт был частично эвакуирован в разные города страны, с марта по октябрь 1942 г.
В 1942—1945 гг. Организатор и первый заведующий кафедрой психологии 1942 , а затем отделения психологии 1943 на философском факультете и отделения языка, логики и психологии на филологическом факультете МГУ.
Рубинштейн, сергей леонидович
Издано: нский, анова «Философско-психологическая концепция тейна. Работа крупнейшего российского психолога и философа С. Л. Рубинштейна «Бытие и сознание» освещает одну из важнейших проблем философской мысли – вопрос о природе сознания в его отношении к бытию, к материальному миру. Рубинштейн Сергей Леонидович (1889–1960), российский (советский) психолог и философ, создатель одного из вариантов деятельностного подхода в. Биография Сергей Рубинштейн — первый психолог, удостоенный избрания членом-корреспондентом Академии наук СССР. С л рубинштейн биография кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей.
Памяти С.Л. Рубинштейна, выдающегося советского психолога и философа
Мечникова Одесса. С 1922 по 1930 г. В 1930 г. Герцена сейчас - Российский государственный педагогический университет имени А. Герцена 1930-1942. В 1942 г. В 1945 г. В противовес этому Р.
В 1937 г.
Вклад в психологию Сергей Львович Рубинштейн внес значительный вклад в развитие психологии. Его основной научный интерес лежал в области общей психологии, а также психологии общения и личности. Исследования Влияние Разработал теорию общения, основанную на концепции «защитного круга», которая стала одной из ключевых в понимании взаимодействия между людьми. Рубинштейн считается одним из основателей и наиболее значимых теоретиков в области психологии общения. Изучал проблемы межличностного влияния, уделяя внимание вопросам власти и авторитета в обществе. Его работы в этой области оказали значительное влияние на развитие социальной психологии и исследование межличностных отношений.
Рубинштейне как об основателе деятельностного подхода, как авторе первого отечественного университетского учебника по общей психологии, в ходе недавнего общероссийского конкурса признанного «самой читаемой в XX в. Категории субъекта, личности, единства сознания и деятельности, рассматривались через призму личности С. Рубинштейна — гения и борца.
Ответ на вечный вопрос педагогики и психологии, «как воспитывать? Рубинштейна звучит сверхактуально в современном образовании: «…самому жить настоящей жизнью и включать в нее тех, кого воспитывают...
C 1925 г. Сергей Леонидович Рубинштейн занимает должность директора Одесской научной библиотеки. Он принимает активное участие в развитии библиотечного дела в России. С середины 1928 г. Этот период был успешным для его научной деятельности, «период его становления как психолога». В 1930 г. В разн. В 1937 утвержден ВАК в уч.
Возглавлял секцию пед. До окт. Был депутатом Ленсовета. Профессор МГУ с 1942 г. В 1947 г. Ин-та философии.
Классик мировой философско-психологической мысли Сергей Леонидович Рубинштейн (1889–1960)
После окончания консерватории в 1851 году, Рубинштейн стал одним из самых известных пианистов Москвы. Он не только восхищал публику своей техникой и музыкальностью, но и активно занимался преподавательской деятельностью. Вклад в психологию Сергей Львович Рубинштейн внес значительный вклад в развитие психологии. Его основной научный интерес лежал в области общей психологии, а также психологии общения и личности.
Исследования Влияние Разработал теорию общения, основанную на концепции «защитного круга», которая стала одной из ключевых в понимании взаимодействия между людьми. Рубинштейн считается одним из основателей и наиболее значимых теоретиков в области психологии общения.
Разработал вариант деятельностного подхода в философии , психологии и педагогике, в котором акцентировал особую роль субъекта деятельности. В основе выдвинутой Рубинштейном методологии психологического исследования лежат принципы единства сознания и деятельности человек и его психика не только проявляются, но и формируются в деятельности , детерминизма внешние причины действуют только через внутренние условия , единства психологического изучения ребёнка и его воспитания и обучения ребёнок, по Рубинштейну, не просто объект педагогических воздействий, но активный их преобразователь и соучастник и др.
В русле разработанной Рубинштейном концепции психических явлений как процессов он вместе со своими учениками и последователями А. Брушлинский, К. Абульханова-Славская и др. Занимался психологическими проблемами восприятия , способностей , личности , вопросами теории и истории психологии.
Философско-антропологической тематике посвящён незавершённый труд Рубинштейна «Человек и мир» опубликован в 1973.
Рубинштейн по существу подвел итоги развитию советской психологии за 25 лет… и наметил новые пути ее дальнейшего плодотворного развития на основе марксистско-ленинской методологии. В первую, самую трудную блокадную зиму 1941-42 гг. Он принимает активное участие в организации обороны города, в помощи населению, научным работникам. Вместе с другими ленинградскими психологами он организует консультационную помощь делу обороны Ленинграда, разработке системы маскировки контуров архитектурных памятников, а деле радиолокации. Он готовит информацию для командования о концепции Е.
Крюгера, опираясь на свое знание лейпцигской школы, об особенностях психологии фашизма. В 1942 году он назначается командиром специального эвакуационного состава, вывезшего из Ленинграда большую группу ученых. Проявленные им героизм и мужество отмечаются правительственными наградами. Таким образом, ленинградский период включает не только разработку С. Рубинштейном основ психологии как нового типа знания и нового способа его организации в научную систему «Основы общей психологии» - одним из важных методологических стержней этого труда становится рассмотрение психики, сознания и личности с позиций принципа развития. В труде Рубинштейна раскрываются в единстве все существующие аспекты развития: от исторического и онтогенетического до жизненно-биографического.
Система психологии разрабатывается и представляется через иерархию все усложняющихся в деятельности психических процессов и образований, включая личность в качестве высшего уровня. Сама деятельность субъекта также рассматривается в процессе ее становления и совершенствования: на разных этапах усложнения жизненного процесса деятельность принимает новые формы и начинает строиться по-новому. Принцип единства сознания и деятельности выступает в "Основах общей психологии" в конкретизированном виде. Раскрытие их единства осуществляется в аспекте функционирования и развития сознания в деятельности. Проявление сознания в деятельности есть одновременно развитие сознания через деятельность, а также его формирование. Генетически последовательные стадии развития получают свою качественную определенности не в зависимости от их случайно складывающегося соотношения, а во взаимодействии с действительностью.
Применительно к человеку это и является формированием сознания в деятельности в зависимости от активности субъекта деятельности. На основе принципа единства сознания и деятельности Рубинштейн дает методологическое определение природы психики как единства отражения и отношения, познания и переживания, гносеологического и онтологического. В этой же работе Рубинштейн дает развернутую характеристику сознания как высшего уровня организации психического. Он раскрывает сознание через диалектику индивидуального и общественного, показывает его соотношение и с общественным сознанием, и с реальным бытием индивида. Сознание выступает как регулятор деятельности, осуществляя три взаимосвязанные функции - регуляции самих психических процессов, регуляции отношений субъекта к миру и регуляции деятельности как целостного проявления субъекта. Сознание, таким образом, выступает как высшая способность действующей личности.
По переезде в Москву Рубинштейн снова оказывается поставленным перед задачей организационно-теоретической интеграции психологии, но уже в качестве директора Института психологии АПН СССР. Одновременно он создает кафедру психологии в Московском государственном университете им. На эту кафедру им были приглашены А. Леонтьев, А. Лурия, ученица К. Левина Б.
В 1959 С. Рубинштейн был назначен Президиумом АН СССР организатором крупнейшего Всесоюзного совещания по проблемам соотношения социального и биологического, к участию в котором он привлек самых авторитетных специалистов - П. Анохина, Асратяна, Гращенкова, П. Симонова и многих других. Рубинштейна на соискание Ленинской премии. Научная деятельность Научные исследования Рубинштейна в области психологии получили широкое развитие после его переезда в Ленинград в 1930. Здесь он положил начало крупной научной философско-психологической школы. Область научных интересов — теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей.
Одним из первых отечественных психологов сформулировал принцип единства сознания и деятельности — центральный в теории деятельностного подхода в психологии 1922. В 30-е годы содержательно обосновал этот принцип, суть которого состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической, сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма, разработал новые методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма «внешние причины действуют через внутренние условия» , создал концепцию психического как процесса, реализованную в исследовании процессов мышления его учениками А. Брушлинским , К. Абульхановой-Славской и др.
Биография С.Л. Рубинштейна - реферат
Биография Сергея Леонидовича Рубинштейна Введение Сергей Леонидович Рубинштейн – российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. С.Л. Рубинштейн: краткая биография и влияние. Сергей Львович Рубинштейн (1829-1894) был выдающимся русским психологом, философом и педагогом, основателем психологической школы в России. Сергей Рубинштейн — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. видимому, не в последнюю очередь обстоятельствами личной биографии ученого: он получил философское образование в Германии, где учился в. Работа крупнейшего российского психолога и философа С. Л. Рубинштейна «Бытие и сознание» освещает одну из важнейших проблем философской мысли – вопрос о природе сознания в его отношении к бытию, к материальному миру.