Новости рерих третьяковская галерея выставка

Новая Третьяковская галерея 10 октября представит выставку «Николай Рерих». В Новой Третьяковке идет выставка, название которой говорит само за себя — «Николай Рерих». Как утверждала бывший директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, та экспозиция стала самой посещаемой выставкой русского художника в мире — ее увидели полмиллиона человек. В Третьяковской галерее открылась масштабная выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения знаменитого художника, археолога, мыслителя и путешественника Николая Рериха.

Пресс-показ выставки «Николай Рерих» в Третьяковской галерее

Как утверждала бывший директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, та экспозиция стала самой посещаемой выставкой русского художника в мире — ее увидели полмиллиона человек. Масштабная выставка Николая Рериха, которая проходит прямо сейчас в Новой Третьяковке, — один из главных и ожидаемых выставочных проектов 2023 года. Интерфакс: Выставка, посвященная Николаю Рериху, пройдёт в Новой Третьяковке на Крымском валу, в экспозиции будет представлено более 150 работ художника из собрания 18 музеев, сообщила гендиректор галереи Елена Проничева.

Третьяковская галерея показывает свой самый крупный экспонат

10 октября Третьяковская галерея открывает самый ожидаемый проект 2023 года — выставку Николая Константиновича Рериха. с момента проведения его предыдущей выставки в Третьяковской галерее. ИНТЕРФАКС – Государственная Третьяковская галерея в 2023 году представит масштабную выставку работ Николая Рериха, сообщила генеральный директор галереи Зельфира Трегулова. «Выставка Николая Рериха в Третьяковской галерее - полно народу, просто не протолкнуться. Благодаря развеске занавеса и работе со сценическим светом возникала иллюзия сумеречного состояния, затмения», — рассказывает куратор выставки Рериха, научный сотрудник Третьяковской галереи Ирина Шуманова. Если не спится, то давайте расскажу про блокбастер Третьяковки, выставку Николая Рериха.

В Новой Третьяковке действует выставка «Николай Рерих»

В Третьяковской галерее открылась масштабная выставка, приуроченная к 150-летию русского живописца Николая Рериха. Полотна из Воронежа предполагается показать в рамках масштабного выставочного проекта Третьяковки «Николай Рерих» (возрастные ограничения 12+). выставку Николая Константиновича Рериха (1874-1947), одного из наиболее известных русских художников конца XIX - первой половины ХХ века. В Новой Третьяковке открывается первая за 65 лет, организованная галереей, выставка работ художника «Николая Рериха».

Выставка «Николай Рерих»

Последний раз Третьяковская галерея проводила выставку Рериха аж 65 лет назад. Последний раз Третьяковская галерея проводила выставку Рериха аж 65 лет назад. Этому событию Третьяковская галерея посвятила масштабную выставку в здании на Крымском Валу. С 10 октября 2023 года по 10 марта 2024-го гостей Новой Третьяковки на Крымском Валу ждет масштабная монографическая выставка произведений Николая Рериха.

Третьяковка впервые за 65 лет открыла выставку работ Рериха

Генеральный директор Третьяковской галереи Елена Проничева на выставке "Николай Рерих" в Новой Третьяковке на Крымском валу в Москве. сообщает РИА Новости со ссылкой на заявление заместителя гендиректора галереи по научной работе Татьяны Карповой. По ее словам, это первая за 65 лет выставка художника, открытая в Третьяковке. Посетили выставку "Николай Рерих" в Третьяковской галерее, расположенной на Крымском Валу в будний день, в четверг 12.10.2023, поэтому посетителей было немного. Третьяковская галерея впервые проводит столь глобальную выставку выдающегося русского художника Николая Константиновича Рериха.

В Третьяковской галерее открывается выставка Рериха. Что нужно знать о живописце

Этот знак - три красных кружка внутри красного кольца - призван был стать своего рода оберегом произведений искусства, указывая на их культурную ценность для мира и включение в список объектов, охраняемых Пактом Рериха. Эта вера в уважение к культуре, в защиту ее с помощью мирных договоров, после ужасов войн ХХ и ХХI веков кажется наивной. Но, если вдуматься, других способов защиты культуры у нас нет. А Пакт Рериха был подписан в 1930-х-1940-х годах почти тридцатью странами, включая США, страны Латинской Америки, Индию… И, кстати, как минимум, один город и его жителей этот Пакт спас: говорят, из-за него старую японскую столицу Киото не включили в 1945-м году в список городов атомных бомбардировок, поскольку это город-музей с многовековым культурным наследием. Выставка "Рерих", куратором которой стал Владимир Никишин, не подведение итогов, не абрис большого пути. Оставив в стороне европейские и американские путешествия семьи Рериха, она фокусирует внимание на "мирискусническом" периоде творчества художника до 1917 года, на его работе как театрального художника и представляет картины индийского периода. Над этими тремя разделами, на антресольном этаже - раритеты из архивов, в том числе Третьяковской галереи.

Среди них, в частности, и грамота о личном дворянстве Рериха он первым получил дворянство в своем роду , редкие фотографии Рериха - например, вместе с выпускниками мастерской Архипа Куинджи в Академии художеств; завещание Рериха 1917 года, которое он пишет, тяжело болея. Здесь рядом со знаменитой шапочкой Рериха из фиолетовой парчи с золотыми кантами - точеный профиль Бодхисаттвы в черном камне работы XII-XIII веков и тибетские "танки" из собрания Музея Востока… Среди раритетов - переписка Николая Рериха и Игоря Грабаря времен создания выставок современного искусства на Большой Морской "Грабарни", как именовали ее остроумцы и работы над "Историей русского искусства" под редакцией Грабаря. Эти письма напоминают, как много общего у этих двух художников, домом которых стал "Мир искусства" в прямом смысле как объединение и в переносном. Оба блестяще одаренные, невероятно работоспособные, амбициозные, увлеченные стариной и рассматривающие русское искусство через призму мировой культуры. Рерих настолько был увлечен историей варягов и русов, скандинавских сказаний и походов викингов, что не только живописал ладьи "Заморских гостей", но и сумел убедить многих в своей родословной "от Рюриков". Занавес "Половецких плясок" открывается зрителям словно в проеме сцены Оба "сами себя сделали" и чувствовали в груди "силы необъятные".

Их организаторский талант, практическая хватка и деятельная натура выводила их к созданию музеев и институций. Рерих отмечает, что "Грабарь сам пробил свой путь…". Грабарь же, отметив блестящую одаренность Рериха, дает точную характеристику живописной манеры Рериха. Микешина", унаследовав от того "легкость и быстроту исполнения, иллюстративность исполнения и уверенность в своей неотразимости". Иллюстративность исполнения была очень кстати для археолога, который проводит раскопки и фиксирует свои находки, а фантазия художника служит подспорьем для понимания целостной картины прошлого. Рерих был не единственным из русских художников, увлеченных архаикой.

Как заметил мудрый Максимилиан Волошин, "любовь к архаическому была создана откровениями археологических раскопок конца XIX века. Но Рерих был единственным художником, которые профессионально участвует в раскопках в Псковской, Новгородской, Тверской губерниях, работает в Императорской археологической комиссии. Именно по заданию этой комиссии он с женой объезжает более сорока старых городов России, пишет виды старинных храмов, крепостей, зданий, публикует статьи в защиту старины. Защищать старину будет и Грабарь, спасая памятники Древней Руси, организуя экспедиции на Русский Север, создавая после революции Государственный музейный фонд и центр реставрации… Впрочем, стариной "переболели" почти все художники "Мира искусства".

Изначально у холста были множественные разрывы, теперь он выглядит целым, и лишь ряд потертостей их как раз предстоит исправить выдают его непростую судьбу. Крупнейшему собранию русского искусства положил начало купец-благотворитель Снегурочка и богатыри Полюбовавшись «Половецким станом» в обоих вариантах, зрителю стоит познакомиться и с другими театральными работами Рериха. Некоторые их них хорошо известны — это, например, эскизы для «Весны священной» Стравинского. Другие же могут стать сюрпризом даже для меломанов-знатоков: знали ли вы, что в 1910-х Николай Константинович собирался оформлять «Тристана и Изольду» Вагнера? Спектакль не состоялся, но рисунки углем и темперой сохранились. Но не все помнят, что у живописца было несколько подступов к теме.

В экспозиции есть и акварель 1908 года «Лес в снегу» ее он делал для парижской «Опера-комик», однако в итоге спектакль шел без этой декорации , и холст 1919-го «Песнь Леля», созданный, вероятно, для отмененной лондонской постановки, но затем использованный в чикагском спектакле. Наиболее интересна гуашь «Лес» 1912 года — уже не для оперного, а для драматического воплощения сказки Островского в Москве. Стволы деревьев сливаются в почти что абстрактную композицию, а камни, напоминающие глаза чудищ, создают совершенно сюрреалистический образ. Какими произведениями пополнилось собрание музея за последние 20 лет Одна из главных идей новой ретроспективы — представить Рериха не как интернационального мистика, увлеченного восточными учениями и завороженного красотой Гималаев, а как глубинно-русского художника, творчество которого уходит корнями в язычество и православие, а также в сказки и былины. Театральные работы как раз удачно вписываются в эту линию. Но еще более показателен блок ранних произведений, датированных первым десятилетием XX века. Бажанова в Петербурге. В так называемый «Богатырский фриз» входят холсты по мотивам былин «Илья Муромец», «Микула Селянинович» и т. Для цикла в зале Третьяковки специально выстроили подобие комнаты, где произведения располагаются именно так, как замышлял автор. Правда, окон и дверей в этом «доме» нет — а потому зрительский взгляд неизбежно падает на другую рериховскую серию, еще более неожиданную в контексте его поздних увлечений.

Первую ретроспективу пейзажиста составили более 150 работ От викингов до Шамбалы Впервые в Москве показывается иконостас для пермского собора Казанской иконы Божией Матери. Но как минимум общий замысел принадлежал ему, и руководил всем проектом тоже он. Сегодня этот цикл принадлежит Пермской художественной галерее, за исключением иконы Архангела Гавриила, которая в 1935-м была передана в Свердловск Екатеринбург. На выставке работы воссоединились.

Это самый крупный экспонат в галерее.

Он был приобретен музеем за рубежом в 2021 году и из-за серьезных повреждений проходил реставрацию — сейчас завершен первый этап восстановления. Выставке «Николай Рерих» посвящен и выпуск проекта «Музыкальное измерение»: дирижер Теодор Курентзис и резиденты musicAeterna составили музыкальные подборки, позволяющие посетителям взглянуть на картины с иной стороны и погрузиться в персональную медитацию наедине с искусством. Выставка будет работать до 10 марта 2024 года.

Подробности Опубликовано: 14 Октябрь 2023 В Третьяковской галерее 10 октября 2023 года открылась масштабная выставка «Николай Рерих», посвященная выдающемуся художнику, ученому, исследователю и общественному деятелю мирового масштаба. Экспозиция его произведений стала первой в Государственной Третьяковской галерее за последние 65 лет и представляет более 100 полотен из более чем 5000 созданных из 18 музеев, в том числе из зарубежного — Национальной галереи Армении, и архивов. Выставка охватывает разные периоды жизни и творчества Н. Рериха, подчеркивая его уникальные таланты и разнообразные интересы. Первый раздел выставки соответствует русскому периоду творчества Рериха.

Здесь представлены картины, отражающие его увлечение историей.

Что показывает Третьяковка на масштабной ретроспективе Николая Рериха

Уверена, это проект в ближайшие месяцы соберет вокруг себя и профессиональное сообщество, и многих любителей русского искусства, на него будут приходить семьями, и непременно открывать что-то новое и близкое для себя», — сказала Ольга Любимова. Данный проект — это большой научный и исследовательский труд наших специалистов, и я хочу сказать большое спасибо всей команде галереи за то, каким замечательным получился этот проект. Мы верим, что выставка Рериха займет достойное место в ряду блокбастеров Третьяковской галереи, которыми славится музей», — сообщила Елена Проничева. Его произведения отличаются глубоким символизмом, нестандартными композициями и изяществом исполнения.

Выставка Рериха — одно из самых ожидаемых событий 2023 года в культурной жизни.

На полотнах можно увидеть варягов и их корабли, а также религиозные мотивы, такие как портрет святого Сергия и изображения Спаса Нерукотворного. Впервые в Москве выставлены шедевр Рериха "Сокровище Ангелов", созданный в 1905 году, который относят к числу его пророческих картин. Второй раздел, восточный, погружает зрителей в атмосферу стран Центральной и Южной Азии. Соответствующий зал обладает круговой формой и воплощает идею Дхармачакры — колеса Сансары.

Его оформление выполнено в желтых тонах, характерных для одеяний монашествующих буддистов. Здесь представлены горные пейзажи, созданные Рерихом во время его экспедиций по Средней Азии.

В разделах «Язычество и Начало Руси» раскрывается творческий интерес Рериха к древнему прошлому «Сходятся старцы», 1898; «Зловещие», 1901. Серия этюдов древнерусских городов «Воскресенский монастырь в Угличе», 1904 показана в разделе «Памятники русской старины», где также экспонируются эскизы росписей и мозаик Рериха для церквей «Спас», 1914. В раздел «Святость» вошли образы святых и подвижников «Прокопий праведный за неведомых плавающих молится», 1914. В разделе «Бой земной и небесный» представлены произведения, особое внимание в которых сосредоточено на изображении неба «Небесный бой», 1912; «Веления неба», 1915. В специальном павильоне экспонируются восемь панно знаменитого «Богатырского фриза» из собрания Русского музея, исполненные мастером на сюжеты русских былин для дома промышленника Ф. Бажанова в Санкт-Петербурге.

При создании полотен Николай Рерих часто обращался к историческим сюжетам.

Во время поездок по центральной и западной части России в период с 1903 по 1904 год художник написал серию этюдов, на которых в деталях запечатлены памятники русского зодчества, например храмы Пскова, Ростова Великого, Изборска. В ранний период своего творчества Рерих изображал на картинах элементы древней славянской культуры и языческие мотивы — «Идолы» и «Заморские гости». Героями его полотен становились мудрецы, старцы, воины, святые, выходцы из народа. Фантастические и мифологические сюжеты, свойственные творениям Рериха, прославили его как символиста. Важной частью культурного наследия Рериха являются росписи и мозаики для церквей. Среди них иконостас для фамильной усыпальницы Ивана Каменского в Успенском женском монастыре в Перми и роспись интерьеров в талашкинском храме Святого Духа. Особенно впечатляли Николая Константиновича пейзажи Центральной Азии. Художник дважды отправлялся в долгие путешествия по странам Востока, где черпал вдохновение для новой масштабной серии работ. Первая экспедиция состоялась в 1923—1927 годах, вторая — в 1934—1935.

Поздний период творчества Рериха богат этюдами с изображением природы Гималайских гор. Все картины выполнены в холодных, преимущественно синих или фиолетовых тонах. Николай Рерих и Сергей Дягилев были участниками творческого объединения «Мир искусства».

Рериха «убили» в Третьяковке

Перед зрителями раскрывается грандиозная панорама творчества Николая Рериха, показывающая разные грани его таланта: живописца, археолога, мыслителя, коллекционера. В состав выставки вошло около 150 произведений из 18 музейных собраний: как знаменитые произведения автора — «Гонец. Очень интересно архитектурное решение экспозиции, выделяющее три тематических раздела, каждый со своим дизайном.

Центральное место занимает бронзовая скульптура будущего Будды — Майтрейи, — окруженная картинами в насыщенных тонах, сдвинутых к фиолетовой части спектра. Особую часть экспозиции составляют театральные работы Рериха, включающие эскизы костюмов и декораций к известным спектаклям, таким как "Снегурочка" и "Пер Гюнт". Самым крупным экспонатом выставки является задник к балетной постановке "Половецкие пляски", созданный в 1909 году для "Русских сезонов" Сергея Дягилева. Этот огромный занавес, выдержавший более 2 тысяч постановок, подчеркивает театральные интересы художника. Занавес приобретен Третьяковской галереей в 2020 году и находится на стадии реставрации. На выставке можно увидеть его самые интересные цитаты на эту тему», — написала министр культуры Ольга Любимова по поводу открытия выставки.

Нынешняя ретроспектива Рериха куратор — Владимир Никишин тоже, безусловно, задумывалась как блокбастер: здесь показаны хрестоматийные картины, упоминающиеся в любой книге о Николае Константиновиче; за архитектуру отвечает «тяжеловес» Евгений Асс, вписавший зал в виде креста в прямоугольник, а его в свою очередь — в круг. Архитектурное решение отражает три содержательных блока выставки, подчеркивающих переход художника от «русской темы» к театру, а потом к Востоку, символ которого — колесо сансары. Экспозиция вызвала бурное обсуждение в профессиональной среде, причем звучали и критические отзывы. В частности, претензии высказывались к тому, как выставлен свет, и с этим сложно не согласиться — многие картины нещадно бликуют. Что касается содержательной части, то здесь Третьяковка отработала добротно, осветив основные вехи в творчестве художника. Работы из своих фондов предоставили Русский музей, Музей Востока и еще полтора десятка институций. Есть эксклюзивы — например, прекрасный иконостас для фамильной усыпальницы члена Государственного совета Ивана Каменского в Успенском женском монастыре, приехавший из Пермской галереи. Не хватает, правда, картин, хранящихся в Новосибирске. У Николая Константиновича было особое отношение к Алтаю, где он побывал в 1926-м в ходе Центральноазиатской экспедиции, поэтому он завещал часть своих работ «городу близ Алтая». Сын Юрий в итоге исполнил его волю: в 1960 году Новосибирску было передано 60 работ. Полюбоваться произведениями классика можно в постоянной экспозиции Художественного музея. Впрочем, новосибирский пласт составляют в основном гималайские и тибетские пейзажи. На выставке в Третьяковке «индийский» период творчества занимает лишь треть: это стало еще одной причиной претензий.

Она открывается картиной «Гонец. Восстал род на род». Эта первая работа художника, которую купил основатель Третьяковской галереи в своё собрание. Первый раздел — это русский период творчества Рериха. В центре второго раздела находится колесо сансары, там представлена серия картин «Майтрейя».

Третьяковка впервые за 65 лет открыла выставку работ Рериха

Выставка "Рерих", куратором которой стал Владимир Никишин, не подведение итогов, не абрис большого пути. Оставив в стороне европейские и американские путешествия семьи Рериха, она фокусирует внимание на "мирискусническом" периоде творчества художника до 1917 года, на его работе как театрального художника и представляет картины индийского периода. Над этими тремя разделами, на антресольном этаже - раритеты из архивов, в том числе Третьяковской галереи. Среди них, в частности, и грамота о личном дворянстве Рериха он первым получил дворянство в своем роду , редкие фотографии Рериха - например, вместе с выпускниками мастерской Архипа Куинджи в Академии художеств; завещание Рериха 1917 года, которое он пишет, тяжело болея. Здесь рядом со знаменитой шапочкой Рериха из фиолетовой парчи с золотыми кантами - точеный профиль Бодхисаттвы в черном камне работы XII-XIII веков и тибетские "танки" из собрания Музея Востока… Среди раритетов - переписка Николая Рериха и Игоря Грабаря времен создания выставок современного искусства на Большой Морской "Грабарни", как именовали ее остроумцы и работы над "Историей русского искусства" под редакцией Грабаря. Эти письма напоминают, как много общего у этих двух художников, домом которых стал "Мир искусства" в прямом смысле как объединение и в переносном. Оба блестяще одаренные, невероятно работоспособные, амбициозные, увлеченные стариной и рассматривающие русское искусство через призму мировой культуры.

Рерих настолько был увлечен историей варягов и русов, скандинавских сказаний и походов викингов, что не только живописал ладьи "Заморских гостей", но и сумел убедить многих в своей родословной "от Рюриков". Занавес "Половецких плясок" открывается зрителям словно в проеме сцены Оба "сами себя сделали" и чувствовали в груди "силы необъятные". Их организаторский талант, практическая хватка и деятельная натура выводила их к созданию музеев и институций. Рерих отмечает, что "Грабарь сам пробил свой путь…". Грабарь же, отметив блестящую одаренность Рериха, дает точную характеристику живописной манеры Рериха. Микешина", унаследовав от того "легкость и быстроту исполнения, иллюстративность исполнения и уверенность в своей неотразимости".

Иллюстративность исполнения была очень кстати для археолога, который проводит раскопки и фиксирует свои находки, а фантазия художника служит подспорьем для понимания целостной картины прошлого. Рерих был не единственным из русских художников, увлеченных архаикой. Как заметил мудрый Максимилиан Волошин, "любовь к архаическому была создана откровениями археологических раскопок конца XIX века. Но Рерих был единственным художником, которые профессионально участвует в раскопках в Псковской, Новгородской, Тверской губерниях, работает в Императорской археологической комиссии. Именно по заданию этой комиссии он с женой объезжает более сорока старых городов России, пишет виды старинных храмов, крепостей, зданий, публикует статьи в защиту старины. Защищать старину будет и Грабарь, спасая памятники Древней Руси, организуя экспедиции на Русский Север, создавая после революции Государственный музейный фонд и центр реставрации… Впрочем, стариной "переболели" почти все художники "Мира искусства".

Только Бенуа пленяли петровская эпоха и французский XVIII век, Бакста - античность, а Рериха - брутальность викингов, мощь "половецких баб" и суровый облик старых крепостей. И надо признать, что они органично смотрятся рядом с ранними полотнами Рериха, будь то мрачные "Идолы" 1901 , яркие "Заморские гости" 1901 или дипломная работа "Гонец. Восста род на род" 1897. Картина "Бой" 1906 была гвоздем "Салона" в Петербурге, откуда была приобретена в Третьяковскую галерею за 5000 рублей.

Елена Проничева сказала, что «проект очень многослойный». Всё настроено на то, чтобы выставка произвела наиболее сильное эмоциональное впечатление на посетителей; была задача показать Н. Рериха не только как мастера горных пейзажей Индии, Гималаев, но и обратить внимание на ту часть его творчества, которая посвящена России. В подготовке экспозиции, продолжавшейся более трех лет, приняли участие 18 музеев страны.

По словам Елены Проничевой, для экспозиции было отобрано более 150 работ из 5 тысяч единиц музейных фондов. Впервые посетители увидят коллекцию ангелов, уникальное панно Богатырский фриз к балетному фрагменту «Половецкие пляски» из оперы А. Бородина «Князь Игорь». Заместитель генерального директора ГТГ по научной работе Татьяна Карпова отметила, что у выставки особый формат, ибо такого масштаба экспозиции проводятся раз в 25 лет. В соответствие с замыслом выстроен и особый дизайн, каждый зал имеет свой цвет, интерьерное решение.

Более трех лет мы готовились к этому проекту", - сказала Проничева на пресс-конференции в среду.

Она уточнила, что всего на выставке будет представлено более 150 работ из собрания 18 музеев, в том числе зарубежных. На выставке покажут театральны задник, выполненный Рерихом в 1908 году для балета "Половецкие пляски", который ставился в Париже в рамках первого сезона знаменитой антрепризы "Русский балет Сергея Дягилева". Задник будет показан впервые после завершения первого этапа реставрации. Как отметил куратор выставки, хранитель музейных предметов отдела живописи второй половины XIX - начала XX века галереи Владимир Никишин, на выставке будут как известные картины автора, так и работы, которые ранее не показывались на выставках в России.

Там показаны горные пейзажи, картины религиозно-философского содержания. Третья часть выставки посвящена работе Рериха в театре.

Он оформлял спектакли для антрепризы Сергея Дягилева в Париже. Шедеврами мировой сценографии признаны декорации и костюмы к постановкам драмы Генрика Ибсена «Пер Гюнт» и балету Игоря Стравинского «Весна священная».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий