Также бытует мнение, что подземные ходы и камеры, которые не подходят ни для какой функциональной деятельности, служили для обрядов инициации.
Тайный подземный ход нашли в Кирове на Карла Маркса
Возможно, подземные ходы были построены еще в те времена», — предположил Александр Дорошенко. Таинственные подземные туннели, обнаруженные учеными, вызывают много вопросов. Есть предположение: ходы были созданы древними цивилизациями. Археологи обнаружили, куда приводил потайной подземный ход от северного фасада Комендантского дома в Выборгский замок.
В Кирове обнаружили подземный тоннель, которыми по легендам был опутан весь город
По преданию, «Дом Ершова (Сапожникова)» имел подземный ход. Выявить их удалось в ходе археологических раскопок, которые ведутся здесь с середины апреля этого года. Выявить их удалось в ходе археологических раскопок, которые ведутся здесь с середины апреля этого года. Одно из немногих реально существующих сооружений в России, к которому понятие «старинный подземный ход» полностью применимо. По преданию, «Дом Ершова (Сапожникова)» имел подземный ход.
Армия Эстонии подорвала подземный ход, который жители Нарвы прорыли в Россию
Как рассказала нам их руководитель Елена Ефимова, изначально перед археологами стояла задача выявить фундаменты парадного крыльца этого здания, которое было утрачено в советское время. В итоге же перед археологами обнаружилось сооружение, о котором ранее было известно только по рассказам местных старожилов и воспоминаниям жившего здесь в начале XX века известного русского философа Федора Степуна. В одной из частей раскопа исследователи наткнулись на сохранившуюся каменную кладку, под которой оказалась довольно глубокое помещение, внутри, как пока предварительно удалось установить, частично оштукатуренное. Как рассказывает Ефимова, доподлинного говорить, что оно из себя представляло и какое предназначение имело, пока рано.
Для этого необходимо вскрытие обнаруженных сводов.
Главная — Новости — В Калужской области археологи обнаружили древний подземный ход В Калужской области археологи обнаружили древний подземный ход 16:59, 09 июня 2016 Старинные своды подземелий были обнаружены в Дзержинском районе в самом центре города Кондрова, возле местной достопримечательности — так называемого «Дома Павла Григорьевича Щепочкина». Выявить их удалось в ходе археологических раскопок, которые ведутся здесь с середины апреля этого года. Как рассказала нам их руководитель Елена Ефимова, изначально перед археологами стояла задача выявить фундаменты парадного крыльца этого здания, которое было утрачено в советское время. В итоге же перед археологами обнаружилось сооружение, о котором ранее было известно только по рассказам местных старожилов и воспоминаниям жившего здесь в начале XX века известного русского философа Федора Степуна.
В одной из частей раскопа исследователи наткнулись на сохранившуюся каменную кладку, под которой оказалась довольно глубокое помещение, внутри, как пока предварительно удалось установить, частично оштукатуренное.
Позже, в 1945 году, Маньчжурия была освобождена Советской армией. В память этих событий на месте боев у горы Шенхуншань, внутри которой находится построенная японцами самая большая крепость Азии, был открыт мемориальный музейный комплекс Дуннинского укрепрайона музей Дуннинской крепости. Приграничный подземный ход был прорыт для нужд Северо-Восточной антияпонской объединенной армии в 30-е годы, но обнаружен лишь недавно. Сотрудники музея, посещая КНДР, услышали о северокорейских специалистах, участвовавших в прокладке секретного тоннеля. Эта информация стала стартом к исследованиям территории, и в результате объект был найден. Подземный ход соединял уезд Дуннин провинции Хэйлунцзян с российским Приморьем 55 километров от Уссурийска, 153 километров от Владивостока.
Фото: Известия В Санкт-Петербурге неизвестный злоумышленник соорудил подземный ход и украл все драгоценности в одной из квартир северной столицы. Неординарный грабеж произошел в дневное время 18 мая. К несчастью для хозяев квартиры, тогда они отсутствовали дома и даже предположить не могли, что произойдет что-то ужасное.
Тайны московских подземелий
Строители обнаружили подземный ход во время прокладки инженерных сетей на территории Воронцовского дворца в Крыму, который ведет из Шуваловского корпуса в сторону. Самую древнюю легенду о подземных ходах удалось найти в книге Родноведение, изданной в Вятке в1917 году. Они протестовали против того, чтобы городские власти ликвидировали вырытый ими подземный тоннель, который ведет к главной синагоге ХАБАДа в районе Краун-Хайтс. Строители объясняют, что для станции понабилась целая сеть подземных ходов. Новости ФедералПресс. 22 мая 2023. Эпичное ограбление произошло в Санкт-Петербурге: вор выкопал подземный ход, чтобы вынести все ценности из квартиры.
Подрядчик рассказал, куда ведёт подземный ход под Троицким мостом
Ранее «Радио 1» рассказывало , что в Москве мужчина на эвакуаторе угнал Lamborghini Murcielago с охраняемой стоянки. Он показал охраннику поддельные документы на автомобиль, после чего загнал на паркинг эвакуатор, погрузил на него спорткар и увёз.
МИД России пообещал оказать задержанным юридическую и финансовую помощь.
Все тексты на этом сайте представляют собой гротескные пародии на реальность и не являются реальными новостями Комментарии.
Милиционерам стало известно, что угнанную технику прятали где-то на территории детдома. Но поиски результатов не давали. Тогда кто-то обратил внимание на здание Крестовоздвиженского собора, находящегося тут же. Крестовоздвиженский собор церковь Вознесения Господня фото неизв. В результате пожара купол рухнул и проломил собой пол. Милиционеры спустились через пролом и оказались в церковном подвале с большим количеством комнат и коридоров. Один из коридоров уходил под небольшим углом в сторону пруда.
В коридоре ощущалось движение воздуха, что говорило о том, что данный ход где-то имеет выход наружу. Выход действительно был обнаружен: далеко за оградой детдома, близ устья речки Малая Кушва. Дальнейшая судьба этого хода неизвестна. Скорее всего, он был частично обрушен, а выход из него завален. Не всё ясно и с подземельями бывшего Входо-Иерусалимского Собора, на месте которого сейчас стоит Нижнетагильский торгово-экономический колледж. Известно, что подземные помещения, включая подземные ходы, под храмом были. Известно также, что, когда здание было разрушено, подземелья оставались целыми: их просто закрыли и засыпали сверху строительным мусором. Некоторые тагильские краеведы полагают, что один из этих ходов имел выход на территории старого завода, а другой — на территории Главного правления тагильских заводов. Входо-Иерусалимский Собор фото неизв.
До революции оба здания занимал филиал Торгового дома братьев Злоказовых: в первом была контора, во втором — склады. Для чего между этими строениями нужен был подземный ход и существовал ли он вообще, ни академичные историки, ни дотошные краеведы объяснить не могут. Предположения косвенно подтвердились после ряда электроакустических экспериментов. Но в здании не было ни входа в подвал, ни каких-либо внешних признаков его существования. Помещение часто оказывалось затопленным, поэтому туда не проводили освещение.
Через несколько шагов он разделяется на два диаметром поменьше. На первый взгляд кажется, что это та самая развилка будущих путей перед новой платформой, но это впечатление ошибочно. Впереди еще десятки метров по деревянному настилу технического хода до пересечения с основными тоннелями БКЛ.
Строители объясняют, что для станции понабилась целая сеть подземных ходов. Основных тоннелей три — два боковых для движения поездов и центральный, где потом смонтируют платформу. Остальные тоннели, проложенные перпендикулярно, нужны для вывоза грунта и поставки оборудования, а в дальнейшем — для подвода инженерных коммуникаций. Расширение правого станционного тоннеля завершено, уже летом здесь начнется подключение к электросетям. Пока же работы сосредоточены в левом тоннеле. Для ускорения сроков строители идут навстречу друг другу. Укладчик демонтирует временную железобетонную отделку, затем с использованием средств малой механизации рабочие расширяют тоннель и убирают лишнюю породу, а следом специальный укладчик монтирует постоянные стены из чугунных тюбингов. Тюбинги укладывают кольцами, фиксируя на монтажные болты.
Средняя скорость — кольцо в сутки. Выполненную работу обязательно осматривают проверяющие — маркшейдеры, чтобы исключить сужения и перекосы. Если геометрия кольца соблюдена, болты меняют на постоянные, с сэвиленовыми шайбами. Чеканятся швы между тюбингами — вся грязь вычищается, швы проходят пескоструйную обработку, затем забивается свинцовая проволока и сверху покрывается специальной быстроусадочной смесью, которая эту проволоку защищает. И вода, которая за тюбингом, потом не просачивается в тоннель», — добавляет Павел. Проходка центрального зала также близится к завершению. Еще немного — и строители соединят тоннель с эскалаторным наклоном и вестибюлем. Пока же спуск из вестибюля упирается в тупик.
Попасть на место будущей станции можно через шахту для отвода руды и неприметную дверцу между тюбингами соседнего подземного коридора. Внутри такой же тоннель, еще без платформы, только на стенах намечены арочные проемы, выложенные фигурными тюбингами — «гитарами». Когда начнется монтаж платформы, эти арки раскроют, образуя проходы. Оставшиеся колонны после отделки будут напоминать пузатые фарфоровые чайники. Работы также осложняет экстремальная глубина тоннелей, в некоторых местах достигающая 75 метров. Новая станция «Марьина Роща» расположена более чем в 70 метрах под землей. Таким образом, она станет самой глубокой на Большой кольцевой линии и второй в Москве глубже только «Парк Победы» — 84 метра. На такой глубине достаточно твердая порода — известняк и мергель, поэтому по согласованию с Ростехнадзором при строительстве применяют буровзрывные работы.
Чтобы погрузить породу в вагонетки, используются обычные лопаты и механизм ППМ-1. Она пневматическая, что позволяет отказаться от электричества или дизеля, обезопасив строителей при подземных работах», — уточняет Павел Клочко. Опустить технику на такую глубину и оперативно вывезти большое количество породы также проблематично. Чтобы ускорить работы, были созданы три вертикальные шахты стволы и несколько технических тоннелей с рельсами для вагонеток.
Самая большая проблема Израиля: иранское ТВ показало туннели ХАМАСа
Внутри такой же тоннель, еще без платформы, только на стенах намечены арочные проемы, выложенные фигурными тюбингами — «гитарами». Когда начнется монтаж платформы, эти арки раскроют, образуя проходы. Оставшиеся колонны после отделки будут напоминать пузатые фарфоровые чайники. Работы также осложняет экстремальная глубина тоннелей, в некоторых местах достигающая 75 метров. Новая станция «Марьина Роща» расположена более чем в 70 метрах под землей. Таким образом, она станет самой глубокой на Большой кольцевой линии и второй в Москве глубже только «Парк Победы» — 84 метра. На такой глубине достаточно твердая порода — известняк и мергель, поэтому по согласованию с Ростехнадзором при строительстве применяют буровзрывные работы. Чтобы погрузить породу в вагонетки, используются обычные лопаты и механизм ППМ-1. Она пневматическая, что позволяет отказаться от электричества или дизеля, обезопасив строителей при подземных работах», — уточняет Павел Клочко.
Опустить технику на такую глубину и оперативно вывезти большое количество породы также проблематично. Чтобы ускорить работы, были созданы три вертикальные шахты стволы и несколько технических тоннелей с рельсами для вагонеток. Весь грунт, который мы при разработке получаем, грузится в вагонетки, под землей дизелевоз везет их к стволам, и затем они поднимаются наверх. Этот цикл занимает очень много времени, поэтому станцию нельзя построить быстрее, чем хотелось бы», — добавляет уже на поверхности заместитель главного инженера ООО «СМУ-8 Метростроя» Дмитрий Файзрахманов. В лифт входит только одна вагонетка, поэтому работа по отгрузке грунта практически не останавливается. Наверху тележку опустошают и снова отправляют вниз. При перевозке грунта лифтер подает сигнал в два гудка. Если же гудка четыре, то лифт поднимает рабочих.
Каждый из них перед спуском и при выходе на поверхность отмечается в специальном журнале. По словам Дмитрия, строительство продолжалось даже в период пандемии, потому что своевременный ввод участка метро важен для горожан. Ответственный подход строителей позволит уже в этом году завершить все проходческие работы и приступить к отделке станции. К концу этого — началу следующего года число людей планируется увеличить до 680. Строительство ведется круглосуточно, люди работают в сменном режиме, цикл полностью замкнут», — добавляет Дмитрий Файзрахманов. Полностью завершить строительство «Марьиной Рощи» планируется в 2022 году. Сегодня их общая готовность составляет 65 процентов. Станция «Марьина Роща» построена на 64 процента.
Если внизу изменения еще не заметны, то наземный вестибюль почти готов. Здесь выполнена черновая отделка, начат монтаж оборудования и инженерных систем, а также сделан наклонный ход для самого большого эскалатора. Его вид завораживает и пугает одновременно, ведь даже при работающем освещении пространство внизу еле различимо. Спускаться же вниз по узким ступеням без страховки строго запрещено. Он номинирован в Книгу рекордов Гиннеса, — подчеркивает заместитель главного инженера. По его словам, вестибюль станции также будет технически уникальным.
Одни говорили, что потайной ход вел за реку, другие — в гору. По словам старожилов, далеко пробраться по нему уже в начале XX века было нельзя — кирпичные стены не выдержали натиска земли. Бытовала даже легенда о том, что дом имел сразу два таких хода, и один из них соединял дом Сапожниковых с Домом Опарина Селина на Набережной улице. Последний с 1832 г. Побывавший в Гороховце в начале XX века известный художник и путешественник В. Переплетчиков 1863—1918 описал такую сцену в своей книге, изданной в 1917 г.
Говорят, на строительстве, которое организовали японские военные, погибли десятки тысяч человек. В боях под Дуннином тогда погибли 1500 советских солдат. В память об этом подвиге и российско-китайском боевом братстве на месте боев создан целый комплекс. Он включает в себя саму крепость - это целый город внутри горы. Чтобы добраться к ней, туристам нужно иметь нешуточную физическую подготовку - по крутой лестнице, которая ведет к входу, тяжело подняться даже налегке. Как эту гору можно было взять боем, просто непонятно.
Метод изучения интересный и очень точный. Он основан на способности мюонов — мельчайших космических частиц — проникать сквозь стены, скалы и грунт. Детекторы их улавливают, для этого внутри — пластинка с бромидом серебра в желатине. После проявки, которая займет пару суток, получится практически рентгеновский снимок того, что находится за стеной. Затем результаты привяжут к 3-d модели монастыря. Это самый сложный этап. Помочь с интерпретацией результатов ученым некому, чертежей и планов монастыря не осталось. Игумен Пантелеимон, настоятель Свято-Троицкого Данилова монастыря: - Сохранились некоторые летописные, изданные тексты.
Подземный ход Троицкой церкви
Подземный ход под Никольским парком Ейска обследовали члены районного отделения Русского географического общества. Протяженность тоннеля, выложенного кирпичом, составляет более 300 метров, высота - 1,85, ширина - 1,5, сообщается на сайте Краснодарского регионального отделения РГО. Но вот парадокс: нет ни одного официального упоминания о них. Ни о строительстве, ни о реконструкции.
Поэтому искать ходы будущим исследователям скорее всего придется вручную. Книгу «Подземные ходы Тобольского кремля» Владимир Рахимов издал на собственные средства. Отсюда и небольшой тираж, 100 экземпляров, и «игрушечный» формат, с ладонь. Часть, как водится, — знакомым, часть — музею, остаток — на продажу. Купить редкое в силу малого тиража издание можно в Художественном музее Тобольска. Вышла книга в феврале этого года.
Сам исследователь отметил, что с готовностью пойдет навстречу предложениям о переиздании его книги большим тиражом, если найдутся заинтересованные люди. Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk. Последние новости.
Вадим Михайлов рассказывает, что правитель «изрыл всю Россию вдоль и поперек». Была образована целая сеть подземных ходов, соединяющих удельные княжества, своеобразное государство в государстве, скрывающее в своих недрах множество загадочных историй и неизвестных фактов. Это тот самый таинственный Китеж-град, в котором наверняка почили те, кто жил в подземных тоннелях. Более того, в нем могут быть скрыты многие клады наших предков. Отряд Михайлова исследует сети древних крепостных подземелий Кремля и Китай-города, подземные ходы Боровицкого холма под домом Пашкова , Чертолья, Храма Христа-Спасителя, монастырей Москвы — Новодевичьего, Симонова, Донского, Чудова и других, обширные комплексы старинных хозяйственных подвалов Солянки и Замоскворечья. Однако до сих пор не обнаружены древние подземные ходы под Москвой-рекой, о которых упоминается в исторических документах. Известно, например, что в XVII веке по повелению царя Алексея Михайловича мастер Азанчеев неоднократно предпринимал попытки строительства хода под рекой. Первые закончились неудачей, однако затем мастеру-мужику вдруг было пожаловано дворянство, небывалая честь по тем временам. Про тоннель под рекой в тот период ни слова больше не упоминалось. Подземелья Московского Кремля Библиотека Ивана Грозного — великая тайная подземной Москвы Самая легендарная тайна подземелий Кремля — библиотека Ивана Грозного, слава о которой при жизни царя гремела по всей Европе. Знатные иностранные гости специально приезжали в Москву, чтобы ознакомиться с тем или иным фолиантом из уникальной коллекции. Однако уже в 1601 г. Большая часть историков предполагает, что она располагается именно в подземельях Кремля. Разумеется, диггеры под предводительством Вадима пытались всеми силами отыскать ее. Причем эти поиски проходили под контролем властей. Михайлов рассказывает: — Двигаясь по подземелью в районе Боровицких ворот, мы увидели в стене небольшую дверь с маленьким отверстием и решили просунуть туда телеглаз. На мониторе высветились сундуки, подходившие по описанию к сундукам из государевой библиотеки. Ну, думаем, все — нашли! Но внезапно прорвало водопровод, в результате чего весь район затопило. После этого мы не спускались туда. Возможно, это была камера, так или иначе связанная со старинной библиотекой. Объекты исследований «михайловцев» — не только средневековые подземные ходы. После смерти Грозного подземное строительство не закончило свое существование. Государь и не мог предположить, каких грандиозных масштабов достигнет его начинание в XX в. Метро, водостоки и прочие подземные коммуникации — это лишь видимая часть того, что было сооружено под столицей за последние 70 лет. В московском метрополитене существует много засекреченных мест, которые были запланированы еще до его рождения, бункеров и других сооружений. Михайлов напоминает, что в свое время Хрущев открыто заявлял о наличии целого подземного флота, термоядерные подземные корабли которого идут со скоростью пешехода. Московские диггеры занимаются исследованием метро, метро-2, объектов дренажа, дублирующих систем, систем Министерства обороны, бункерных систем и многих других сооружений. По словам Вадима возвращаясь к вопросу об открытых уровнях , на десятом уровне располагаются неолитические пещеры, далее — Московское море, находящееся в гигантских кастовых полостях. На последнем уровне размещены некоторые экспериментальные проекты, о которых Михайлов пока что не хочет распространяться за неимением достаточной информации. Наиболее впечатляющими кажутся таинственные подземелья необозримой глубины и огромные рукотворные шахты. Станции-призраки Московского метрополитена подземки Особый интерес составляют так называемые «станции-призраки». Своды красивейшего в мире метрополитена таят под собой четыре закрытые станции: «Советскую» на Замоскворецкой линии, «Первомайскую» на Арбатско-Покровской, «Калужскую» в здании депо на Калужско-Рижской и «Волоколамскую» на Таганско-Краснопресненской ветке. Все они строились в разное время, и залы некоторых из них сейчас находятся в эксплуатации, хотя нога пассажира и не ступает там. Михайловские диггеры сумели досконально изучить эти «территории», поэтому о них имеются определенные сведения. Она должна была расположиться в районе Советской ныне Тверской площади. Ее строительство началось, но не было завершено, так как из-за тяжелой гидрогеологической обстановки подвести перегонные тоннели к станции, увы, не удалось. Впоследствии центральный зал «Советской» был трансформирован в отлично защищенный бункер. Станция-призрак «Советская» В отличие от «Советской», «Первомайская» была реально действующей станцией и первоначально располагалась за «Измайловским парком», в здании электродепо «Измайлово». По наблюдениям последних «вылазок» Михайлова, ее вестибюль до сих пор хорошо сохранился, но табличка с надписью «Метрополитен им. Кагановича Станция «Первомайская» была недавно снята. В помещении самой станции сейчас размещен цех подъемочного ремонта, однако следы былой «Первомайской» остались. На стенах уцелел кафель и характерные для того времени лепные украшения, а на некоторых участках орнамента сохранились едва заметные остатки позолоты. Я убедилась воочию в существовании «Волоколамской», расположенной между станциями метро «Щукинская» и «Тушинская». Мне ни разу не посчастливилось спуститься под землю с отрядом Михайлова. Однако у «Диггер-Спаса» существует значительный контингент поддержки, группами разбросанный по всей Москве. Не имея отношения к официальной организации, такие группы самостоятельно исследуют глубины, опираясь на «находки» «михайловцев» и на личные сведения. К одной из них мне и удалось примкнуть, познакомившись с московским диггером Дмитрием Казанкиным. Эти люди показали мне «Волоколамскую». Вылазка происходила летней ночью в одном из дворов, расположенном недалеко от «Тушинской». Убедившись, что вокруг никого нет, мы спустились под землю через люк и очутились в небольшом помещении с трубами и винтами. Надев необходимое снаряжение, мы двинулись вперед по «наводке». Порой приходилось использовать лазы под кабелями, что мне, как новичку, было крайне сложно. Угнетало и то, что под землей было невыносимо жарко. Однако желание поскорее увидеть недостроенный объект брало верх.
В лаз мы втиснулись ползком, но потом оказалось, что можно идти кое-где, даже не наклоняя головы нам было лет 10-12. Было темно, у кого-то были спички и керосиновый фонарь, на полу были обломки камней, может быть, кирпичей, и стены были тоже кирпичные, пол был неровный. Сколько мы шли - не знаю, ведь часов у нас тогда ни у кого не было, по нашим предположениям, мы шли к Кафедральному собору примерно час. Но наши исследования так и не были доведены до конца: мы дошли до завала, высотой примерно 60-70 сантиметров, думали его перелезть, но в это время услышали, что нас звали - кричали. Это были родители подруги, оповещённые нашими «сторожами». Ну, пришлось возвращаться и получать взбучку. Одним из немногих бесспорных аргументов в пользу существования подземелий является существование так называемого тёплого перехода — выложенного кирпичом хода между архиерейским домом и Троицким кафедральным собором. Археологи полагают, что со временем этот переход всё больше углублялся, рос культурный слой, и поверхность земли постепенно скрыла его в себе, а позже он естественным образом превратился в подземный ход. Его существование подтвердили исследования Леонида Макарова в 1983 году. В центре снимка — Троицкий кафедральный собор взорван в 1930-е гг. Ещё одним доказательством существования катакомб считают наличие «пещерного храма» - так называют нижний придел Троицкого кафедрального собора во имя Всех Святых Киевских. В 1930-е годы он был засыпан обломками взорванной церкви. Пенсионер И. Замятин в 1979 году в интервью Анатолию Фокину так вспоминал о нём: — Зал оказался очень большим.
Новые комментарии
- Во время реставрации Александровского дворца подвалы покоев преподнесли сюрприз историкам.
- В Смоленской области нашли подземный ход — «» | Новости Смоленска
- В Стамбуле в древней церкви раскопан тайный подземный ход
- В Смоленской области нашли подземный ход — «» | Новости Смоленска
В Севастополе найден тайный подземный ход времён Крымской войны
Расстояние между строящейся и действующей станциями «Марьина Роща» всего несколько метров, поэтому строителям приходится работать очень аккуратно, не используя крупногабаритную технику. Чтобы исключить нарушение конструкций, было решено сначала сделать так называемые пилот-тоннели диаметром шесть метров, а затем уже расширить их до необходимых 8,5 метра. Работы ведутся вручную, за сутки строителям удается пройти около метра, тогда как тоннелепроходческие комплексы обычно продвигаются в 10 раз быстрее. Надеваем каски, жилеты и спускаемся под землю, чтобы своими глазами увидеть, как идет строительство одной из самых сложных станций московской подземки. Около минуты в открытом железном лифте, толчок — и мы внизу. Здесь тоннель заметно расширен, чтобы было удобнее грузить вагонетки и складывать необходимое оборудование. Через несколько шагов он разделяется на два диаметром поменьше. На первый взгляд кажется, что это та самая развилка будущих путей перед новой платформой, но это впечатление ошибочно.
Впереди еще десятки метров по деревянному настилу технического хода до пересечения с основными тоннелями БКЛ. Строители объясняют, что для станции понабилась целая сеть подземных ходов. Основных тоннелей три — два боковых для движения поездов и центральный, где потом смонтируют платформу. Остальные тоннели, проложенные перпендикулярно, нужны для вывоза грунта и поставки оборудования, а в дальнейшем — для подвода инженерных коммуникаций. Расширение правого станционного тоннеля завершено, уже летом здесь начнется подключение к электросетям. Пока же работы сосредоточены в левом тоннеле. Для ускорения сроков строители идут навстречу друг другу.
Укладчик демонтирует временную железобетонную отделку, затем с использованием средств малой механизации рабочие расширяют тоннель и убирают лишнюю породу, а следом специальный укладчик монтирует постоянные стены из чугунных тюбингов. Тюбинги укладывают кольцами, фиксируя на монтажные болты. Средняя скорость — кольцо в сутки. Выполненную работу обязательно осматривают проверяющие — маркшейдеры, чтобы исключить сужения и перекосы. Если геометрия кольца соблюдена, болты меняют на постоянные, с сэвиленовыми шайбами. Чеканятся швы между тюбингами — вся грязь вычищается, швы проходят пескоструйную обработку, затем забивается свинцовая проволока и сверху покрывается специальной быстроусадочной смесью, которая эту проволоку защищает. И вода, которая за тюбингом, потом не просачивается в тоннель», — добавляет Павел.
Проходка центрального зала также близится к завершению. Еще немного — и строители соединят тоннель с эскалаторным наклоном и вестибюлем. Пока же спуск из вестибюля упирается в тупик. Попасть на место будущей станции можно через шахту для отвода руды и неприметную дверцу между тюбингами соседнего подземного коридора. Внутри такой же тоннель, еще без платформы, только на стенах намечены арочные проемы, выложенные фигурными тюбингами — «гитарами». Когда начнется монтаж платформы, эти арки раскроют, образуя проходы. Оставшиеся колонны после отделки будут напоминать пузатые фарфоровые чайники.
Работы также осложняет экстремальная глубина тоннелей, в некоторых местах достигающая 75 метров. Новая станция «Марьина Роща» расположена более чем в 70 метрах под землей.
Тоннель обнаружили еще в начале декабря — местные жители стали жаловаться на подозрительные звуки по ночам. Руководство ХАБАДа обратилось к городским властям с просьбой засыпать гравием и залить цементом подземные ходы, ведь они могли спровоцировать обрушение домов. Когда начались работы по ликвидации тоннеля, молодые хасиды вышли на протест и сопротивлялись полиции. Самых рьяных задержали.
Работники туда насыпали песок, он провалился, но мы аккуратно спустились, посмотрели, затем закрыли щитом, вызвали археологов». По словам гостя студии, этот ход уже был изучен специалистами. В настоящее время проход закрыт и замурован. Конечно, были истории, что там и сундук с деньгами нашли, и какого-то рыцаря в доспехах, который охранял.
Исследователь полагает, что изначально потайной путь через границу прорыли контрабандисты, а затем его могли использовать разведчики. Тут нужно смотреть на месте. Если проход очень узкий, то, скорее всего, он использовался для обмена разведданными. Если ширина позволяет пронести груз, то его прорыли спиртоносы", - сказал С. Ученый считает, что вряд ли проход использовали последние 70 лет.