Следующая В день первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи епископ Мефодий совершил Литургию в Троицком храме Лениногорска. 9 марта 2023 г. — в монастыре престольный праздник — первое и второе обретение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Второе обретение главы святого пророка Иоанна Предтечи. О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя».
Проповедь в день памяти первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи
История честной главы Иоанна Предтечи — на ее счету было три обретения — очень не простая и, более того, до сих пор до конца не выясненная. Так произошло Первое обретение главы. Общеизвестно, что после усекновения главы Иоанна Крестителя его тело было погребено его учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава пребывала где-то у Иродиады. 8 марта Православная Церковь праздновала великий праздник: Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи. Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было около 850 года.
9 МАРТА — ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
9 марта Церковь отмечает первое и второе обретение честной главы Иоанна Предтечи, а 7 июня — третье обретение. Это Собор святого, первое и второе обретение главы, третье обретение, рождество, усекновение главы, зачатие, перенесение десной руки. 12 марта православные верующие отметили празднование первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи, а так же память великомученика Феодора Тирона. После усекновения честную главу святого Иоанна Предтечи из непотребного места забрала жена домоправителя Хузы, Иоанна. Честная глава Предтечи оставалась сокрытой в пещере до тех пор, пока не появился благочестивый Маркелл, человек Божий.
Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Первое и второе обре́тение главы Иоанна Предтечи
8 марта Церковь чтит первое и второе обретение главы святаго Пророка и Предтечи Господня Иоанна. В православном календаре это день первого и второго обретения главы святого Иоанна Предтечи. И честная глава Предтечи снова была сокрыта в месте первого обретения.
Первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи
Честная глава Предтечи оставалась сокрытой в пещере до тех пор, пока не появился благочестивый Маркелл, человек Божий. честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Спасова Иоанна. Второе обретение честной главы произошло в дни равноапостольного царя Константина Великого (+337, память 21 мая/3 июня), когда христианская вера стала процветать. Общеизвестно, что после усекновения главы Иоанна Крестителя его тело было погребено его учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава пребывала где-то у Иродиады. И победным знамением этого подвига является Его честная глава, первое и второе обретение которой мы сегодня празднуем.
Первое (IV) и второе (452) обретения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Эта нечестивая жена пронзила иглой язык святого, который обличал ее беззаконие, и надругавшись над честной главой, не позволила предать ее погребению вместе с телом святого: Иродиада боялась, что Иоанн, если погребут тело его вместе с главою, воскреснет и снова станет обличать ее. Ученики святого Иоанна Крестителя тайно взяли его тело и ночью погребли Мф. Главу же святого Предтечи Иродиада глубоко закопала в своем дворце в тайном бесчестном месте. Лишь только жена Иродова приставника Хузы по имени Иоанна, о коей упоминает святой евангелист Лука Лк. Она, скорбя сердцем об убиении великого святого пророка Иоанна и о поругании над его честной главой, взяла эту главу тайно ночью, положила ее в сосуд скудельный и погребла на горе Елеонской, в одном из поместий Ирода. Между тем до Ирода дошли слухи об Иисусе Христе. Он вместе со своей женой Иродиадой стал думать, уж не Иоанн ли это, воскресший из мертвых. Они стали искать главу Иоанна и, не находя ее, приходили в недоумение. Ирод даже так сказал своим домашним об Иисусе: "Это - Иоанн, которому я повелел усекнуть главу.
Ныне он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им" Мф. Спустя много времени некий весьма знатный вельможа по имени Иннокентий уверовал в Иисуса Христа. Оставив мир, он пришел в Иерусалим, купил на горе Елеонской то место, которое некогда принадлежало Ироду, построил там себе келию и стал иноком, исполняя заповеди Христовы. Желая построить для себя небольшую каменную церковь, он начал копать ров для фундамента. И вот, по Божию смотрению, он обрел сокрытый в земле скудельный сосуд с главой Предтечи Христова. По различным благодатным знамениям и чудесам и по откровению от Бога он понял, что эта глава принадлежит святому Иоанну и стал с большим благоговением хранить ее у себя. Перед его кончиной по всей стране той распространилось неверие: цари чтили идолов вместо истинного Бога и повсюду в Иерусалиме поставили их изображения и творили им скверные жертвы. Видя это и предчувствуя свою кончину, этот инок снова скрыл в недрах земных святую главу Предтечи: он боялся, чтобы по его кончине кто-нибудь не стал поступать с ней бесчестно.
Он положил ее на том самом месте, где была его келия и церковь. По его кончине та церковь пришла в ветхость, разрушилась и даже сравнялась с землей, так что долгое время никто не знал, где находится честная глава Крестителя Иоанна. Когда вступил на престол великий царь Константин и просветил свою землю святым крещением, тогда мать его святая Елена стала возобновлять и очищать все иерусалимские святыни. Она-то и святую гору привела в цветущее состояние. В это время два инока, подвизавшихся на Востоке, сговорились вместе идти в Иерусалим поклониться там честному Кресту, обретенному царицей Еленой, и гробу Господню и увидеть все святыни той земли. Достигнув Иерусалима, они стали обходить святыни, поклоняясь им и молясь Господу. Здесь одному из них, в сонном видении, явился святой Иоанн Предтеча, открыл то место, где была погребена его честная глава, и повелел взять ее из недр земных. Пробудившись, инок рассказал о видении своему товарищу, но тот, считая все это за простой сон, и сам не поверил и другому внушил то же.
На следующую ночь святой Иоанн явился вторично, но уже каждому иноку, и притом отдельно, и сказал: "Воспряньте, оставьте ваше неверие и леность и сотворите то, что было вам возвещено". Проснувшись, оба начали рассказывать друг другу виденное ими, а потом пошли на место, которое им было указано в сонном видении. Они начали там копать землю и обрели бесценное сокровище - святую главу Крестителя Христова. Положив ее в мешок, сделанный из верблюжьей шерсти, они пошли к себе обратно. В это время один бедный скудельник из города Емесы был вынужден вследствие нищеты оставить свое отечество и жену и идти в другую страну. На дороге он встретился с теми двумя иноками, несшими с собой главу Крестителя; он присоединился к ним и продолжал путь свой вместе с ними. Иноки, найдя себе попутчика, дали ему нести вретище с главой Крестителя. А он, не зная того, что несет, продолжал спокойно путь свой.
Вдруг явился ему святой Иоанн Предтеча и сказал: "Оставь своих спутников и беги от них с тем вретищем, которое ты держишь в руках". Святой потому повелел это, что видел леность и нерадение тех иноков, которые сначала не верили его явлению, а потом не восхотели сами нести его честную главу, но вверили ее человеку простому, им неизвестному. В то же время святой хотел оказать благодеяние этому бедному человеку и направить его на путь доброй и богоугодной жизни. Этот человек, повинуясь святому, скрылся от иноков, бежал от них и возвратился домой к своей жене, благоговейно неся, как бы некое драгоценнейшее из всех сокровищ земных, честную главу Крестителя. И Господь, ради главы Иоанна Крестителя, благословил дом его всяким довольством. Скудельник стал жить среди изобилия, забыв о прежних своих несчастиях. Но он не возгордился: он подавал щедрую милостыню нищим и убогим от своего богатства. Памятуя твердо, что он получил все это ради благоговения пред Христовым Предтечею, он всегда почитал его святую главу, ежедневно кадил пред ней фимиамом, возжигал светильники, молился и старался всю жизнь свою проводить честно и поступать по заповедям Христовым.
Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь. Но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу.
Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью.
Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью.
Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь.
В 452 году архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы.
Здесь некоторое время располагался центр Русской православной церкви заграницей — церковного сообщества, созданного русскими эмигрантами. В знак благодарности за оказанное гостеприимство церковные переселенцы подарили святую десницу Сербской патриархии. В годы Второй мировой войны сербы усердно прятали святыню от нацистов, но не смогли уберечь от югославских коммунистов. Те изъяли десницу и отправили ее в музей города Подгорица. В 1993 году десница была возвращена Церкви и покоится теперь в Цетинском монастыре, посвященном празднику Рождества Богородицы. Десница Иоанна Крестителя, заключенная в золотой ковчег, не имеет двух пальцев — мизинца и безымянного. Мизинец сегодня находится в музее Стамбула.
Безымянный — в итальянской Сиене. Как в народе связано рождение Иоанна Предтечи и праздник Ивана Купалы Говоря о народной интерпретации праздника Рождества Иоанна Предтечи, историки считают, что корни тут следует искать в языческих обрядах поклонения ветхозаветному царю Манассии, сохранившихся в Византии: есть описания, как они проходили в Константинополе XII века. Тогдашний патриарх призывал с ними покончить, но обряды смогли перекочевать на Русь, где они всегда вызывали осуждение Церкви. К примеру, в послании игумена Спасо-Елеазаровского монастыря Памфила к псковскому наместнику и властям 1505 обличается "языческое буйство" жителей Пскова в ночь на Рождество Иоанна Предтечи: "радость и веселие сатанинское, неприязненные кличи и вопли, всескверненые песни, хребтом вихляние, ногами скакание и топтание, пьянство и глумливые игры" в ночь накануне Ивана Купалы.
Первое (IV) и второе (452) обретения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Незадолго до кончины гончар передал главу святого своей сестре, наказав передавать ее дальше христианам. Глава святого, переходя долгое время от одного человека к другому, попала в руки иеромонаху Евстафию. Он использовал ее для исцеления больных, убеждая их в том, что помощь оказывает его благочестие, а не благодать, исходящая от спрятанной главы. Очень скоро обман Евстратия был раскрыт и его изгнали из города, а вокруг пещеры, где жил иеромонах и была закопана голова, образовался монастырь. Второе обретение главы Иоанна Предтечи Второе обретение главы святого Иоанна произошло спустя много лет. Об этом известно по описанию обители Маркелла. Согласно ему, глава была найдена 18 февраля 452 года. Спустя неделю епископ Ураний начал ее почитание, а 26 февраля того же года она была перенесена в новосозданную церковь в честь святого Иоанна.
Строго соблюдаемые запреты и важные дела праздника Как и у любого другого церковного праздника, у дня Обретения главы Иоанна предтечи существуют свои важные дела. Наши предки верили, что возвращающиеся на родину птицы имеют большое влияния, поэтому в этот день их подкармливали, а также строили для пернатых скворечники, помогая им обрести новый дом и вывести хорошее потомство. Также в этот день люди занимались рыбным промыслом. По древним традициям 9 марта всегда был хороший клев, потому рыбаки с уверенностью приступали к рыбалке, возвращаясь домой с богатым уловом.
Пусть это будет нам надеждой на то, что Господь ищет нас. Во время поста не только Он нас ищет, но и мы ищем Его. Так и есть.
Я много раз сталкивался с этим. В свое время, когда был пастухом, бывало, что терял какую-нибудь овцу. Тогда я, бежал искать потерявшееся животное. Но и она, не понимая где находится, не понимает в какую сторону ей бежать, и громко звала спасителя на помощь. И мы так же, во время Великого поста, будем искать своего Спасителя, будем звать Его на помощь. Господь искал его, а тот спрятался, потому что побоялся.
Главу нашли в глиняном сосуде, в пещере монастыря, возникшего в том месте.
По преданию сам Иоанн Креститель указал архимандриту где она сокрыта. Оба места обретения сейчас находятся на территории русского православного Елеонского Спасо-Вознесенского женского монастыря. В честь этих событий там воздвигнута часовня Обретения Честной главы Иоанна Предтечи.
Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы о ней упоминает святой евангелист Лука — Лк. Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям.
Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась.
Православные празднуют первое и второе обретение честной главы Иоанна Предтечи
И люди терпели, а лучшие становились его учениками, потому что искали не ласкового отношения, внимания к своей особе, душевного комфорта, а хотели научиться жить по воле Божией. Многие из учеников Иоанна Крестителя потом стали учениками Спасителя. Свое пророческое служение Иоанн Предтеча закончил мученической кончиной. По проискам Иродиады его честная глава была усечена в крепости Махерон, располагавшейся к востоку от Мертвого моря, где на неприступной скале находился дворец Ирода. В жизни мы постоянно сталкиваемся с несправедливостью, она нас очень возмущает. Жизнь Иоанна Предтечи, а особенно его кончина показывает, что на земле нет справедливости.
Если с Предтечей так поступили, то что ожидать нам грешным? Справедливость на земле несовершенна, как и весь земной мир, поврежденный грехом. У человека ум так извращен, что он ищет справедливости только по отношению к себе, и только когда это ему выгодно. Вот, если я что-то заслужил, то ты меня вознагради, а если я чем провинился, то справедливости не нужно, ты меня прости. А к другому человеку наоборот: если он чем провинился, я ему обязательно отомщу, а если он что сделал нормально, то и слава Богу, и благодарить даже необязательно.
Такое у нас понятие о справедливости, а это, если разобраться, есть самое настоящее извращение. Закон Божий говорит, что все получат воздаяние по делам своим. Но надо иметь ввиду, что часть получают здесь, на земле, а часть после смерти, и эти части могут быть разными. Можно большую часть получить здесь, а там меньшую, или наоборот, большую здесь, а меньшую — там. Рано или поздно каждый своё получит, это гарантировано Законом Божиим.
Однако за покаяние Бог может нарушить закон справедливости и простить кающегося грешника. Покаяние совершает чудо, оно отменяет закон справедливости и включает закон милости. А что такое покаяние? Покаяние в широком смысле означает изменение. А конкретно церковное покаяние состоит из трех главных частей: осознания своих грехов, Таинства исповеди и изменения своей жизни к лучшему.
По преданию сам Иоанн Креститель указал архимандриту где она сокрыта. Оба места обретения сейчас находятся на территории русского православного Елеонского Спасо-Вознесенского женского монастыря. В честь этих событий там воздвигнута часовня Обретения Честной главы Иоанна Предтечи. Внутри сохранились остатки мозаики древней часовни, построенной еще в третьем веке.
По дороге им встретился бедный гончар, вынужденный из-за нищеты отправиться на поиски работы в соседнюю страну. Иноки, найдя себе попутчика, вверили ему нести мешок со святыней.
Он нес его, пока явившийся ему святой Иоанн Креститель не повелел оставить иноков и бежать от них вместе с вверенным ему мешком. За это Господь благословил дом гончара всяким довольством, обеспечив ему хорошую жизнь до конца его дней. Незадолго до кончины гончар передал главу святого своей сестре, наказав передавать ее дальше христианам. Глава святого, переходя долгое время от одного человека к другому, попала в руки иеромонаху Евстафию. Он использовал ее для исцеления больных, убеждая их в том, что помощь оказывает его благочестие, а не благодать, исходящая от спрятанной главы. Очень скоро обман Евстратия был раскрыт и его изгнали из города, а вокруг пещеры, где жил иеромонах и была закопана голова, образовался монастырь.
Второе обретение главы Иоанна Предтечи Второе обретение главы святого Иоанна произошло спустя много лет. Об этом известно по описанию обители Маркелла. Согласно ему, глава была найдена 18 февраля 452 года. Спустя неделю епископ Ураний начал ее почитание, а 26 февраля того же года она была перенесена в новосозданную церковь в честь святого Иоанна.
Песнопения исполнил монастырский хор под руководством регента иеродиакона Пантелеимона Швецова.
По окончании Литургии был совершен молебен Крестителю Спасову Иоанну. После чего, отец наместник поздравил с праздником обретения главы Иоанна Предтечи и обратился с пастырским словом к собравшимся богомольцам. Очень хорошо, что память обретения главы Иоанна Крестителя совпало со второй седмицей Великого поста. Воспоминания события далеких времен, может быть поможет нам сегодня не терять свою голову. Пусть голова наша будет на плечах.
Пусть нам хватит разума следить за движениями своего сердца и, пусть в нас укрепится намерение покаяния. Надо покаяться пока есть время. Мы знаем, что фарисеи избегали крещения Иоаннова.
Празднование Первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи
- Обретение главы Иоанна Предтечи — Википедия
- Когда отмечается Рождество Иоанна Предтечи в 2023 году
- Доброе слово
- Празднование Первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи
- Обретение главы Иоанна Предтечи — Википедия
- Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи | 07.03.2024 | Московский Данилов монастырь
Оптина пустынь
Рождение и детские годы Иоанна описаны в Евангелии от Луки. Иоанн появился на свет в семье священника Захарии из рода Аарона и праведной Елисаветы из рода царя Давида. Лука пишет, что однажды Захария увидел архангела Гавриила в Иерусалимском храме. Тот возвестил: «Жена твоя Елисавета родит тебе сына».
Захария смутился и не поверил ангелу, ведь он был уже стар и не мог иметь детей. За неверие Бог наказал священника глухотой и немотой: он не мог говорить до тех пор, пока у него действительно не родился сын. О беременности Елисаветы узнала и Дева Мария, которая была ее родственницей.
Она навестила Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа Евангелие от Луки Так Иоанн предсказал пришествие Мессии, еще не родившись. Евангелие гласит, что Иоанн появился на свет ровно на шесть месяцев раньше, чем Иисус Христос, поэтому Рождество Иоанна Предтечи в православной церкви празднуют 7 июля, а Рождество Христово — 7 января.
Однако и после того, как Иоанн родился, его отец Захария оставался немым. Елисавета захотела назвать сына необычным именем Иоанн, как велел ей ангел, и родственники попросили Захарию подтвердить это. И после этого заговорил.
Позднее Захария был убит воинами Ирода Великого. Когда царь узнал о рождении Сына Божьего, он приказал истребить всех младенцев в Вифлееме. Чтобы уберечь его, Елисавета убежала со своим сыном из города и спряталась в пустыне.
Захария в то время оставался в Иерусалиме и исполнял свое священническое служение в храме. Однажды к нему пришли стражники — они хотели узнать, где Елисавета скрывает Иоанна. Священник не выдал тайну, за что с ним расправились.
Иоанн Креститель считается одним из наиболее почитаемых христианских святых.
В знак благодарности за оказанное гостеприимство церковные переселенцы подарили святую десницу Сербской патриархии. В годы Второй мировой войны сербы усердно прятали святыню от нацистов, но не смогли уберечь от югославских коммунистов. Те изъяли десницу и отправили ее в музей города Подгорица. В 1993 году десница была возвращена Церкви и покоится теперь в Цетинском монастыре, посвященном празднику Рождества Богородицы. Десница Иоанна Крестителя, заключенная в золотой ковчег, не имеет двух пальцев — мизинца и безымянного.
Мизинец сегодня находится в музее Стамбула. Безымянный — в итальянской Сиене. Как в народе связано рождение Иоанна Предтечи и праздник Ивана Купалы Говоря о народной интерпретации праздника Рождества Иоанна Предтечи, историки считают, что корни тут следует искать в языческих обрядах поклонения ветхозаветному царю Манассии, сохранившихся в Византии: есть описания, как они проходили в Константинополе XII века. Тогдашний патриарх призывал с ними покончить, но обряды смогли перекочевать на Русь, где они всегда вызывали осуждение Церкви. К примеру, в послании игумена Спасо-Елеазаровского монастыря Памфила к псковскому наместнику и властям 1505 обличается "языческое буйство" жителей Пскова в ночь на Рождество Иоанна Предтечи: "радость и веселие сатанинское, неприязненные кличи и вопли, всескверненые песни, хребтом вихляние, ногами скакание и топтание, пьянство и глумливые игры" в ночь накануне Ивана Купалы. Ночь на Ивана Купалу была заполнена обрядами, связанными с водой, огнем и травами.
Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею. Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа Лк. В день своего рождения Ирод устроил пир вельможам, старейшинам и тысяченачальникам. Дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями и угодила Ироду.
В благодарность девице он поклялся дать все, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. Скверная танцовщица по совету своей злобной матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился. Он боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался.
Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Но из-за гостей и неосторожной клятвы он повелел отрубить голову святому Иоанну.
Лишь только жена Иродова приставника Хузы по имени Иоанна, о коей упоминает святой евангелист Лука Лк. Она, скорбя сердцем об убиении великого святого пророка Иоанна и о поругании над его честной главой, взяла эту главу тайно ночью, положила ее в сосуд скудельный [2] и погребла на горе Елеонской [3], в одном из поместий Ирода. Между тем до Ирода дошли слухи об Иисусе Христе. Он вместе со своей женой Иродиадой стал думать, уж не Иоанн ли это, воскресший из мертвых. Они стали искать главу Иоанна и, не находя ее, приходили в недоумение. Ирод даже так сказал своим домашним об Иисусе: "Это - Иоанн, которому я повелел усекнуть главу. Ныне он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им" Мф.
Спустя много времени некий весьма знатный вельможа по имени Иннокентий уверовал в Иисуса Христа. Оставив мир, он пришел в Иерусалим, купил на горе Елеонской то место, которое некогда принадлежало Ироду, построил там себе келию и стал иноком, исполняя заповеди Христовы. Желая построить для себя небольшую каменную церковь, он начал копать ров для фундамента. И вот, по Божию смотрению, он обрел сокрытый в земле скудельный сосуд с главой Предтечи Христова. По различным благодатным знамениям и чудесам и по откровению от Бога он понял, что эта глава принадлежит святому Иоанну и стал с большим благоговением хранить ее у себя. Перед его кончиной по всей стране той распространилось неверие: цари чтили идолов вместо истинного Бога и повсюду в Иерусалиме поставили их изображения и творили им скверные жертвы. Видя это и предчувствуя свою кончину, этот инок снова скрыл в недрах земных святую главу Предтечи: он боялся, чтобы по его кончине кто-нибудь не стал поступать с ней бесчестно. Он положил ее на том самом месте, где была его келия и церковь. По его кончине та церковь пришла в ветхость, разрушилась и даже сравнялась с землей, так что долгое время никто не знал, где находится честная глава Крестителя Иоанна.
Когда вступил на престол великий царь Константин и просветил свою землю святым крещением, тогда мать его святая Елена стала возобновлять и очищать все иерусалимские святыни [4]. Она-то и святую гору привела в цветущее состояние. В это время два инока, подвизавшихся на Востоке, сговорились вместе идти в Иерусалим поклониться там честному Кресту, обретенному царицей Еленой, и гробу Господню и увидеть все святыни той земли. Достигнув Иерусалима, они стали обходить святыни, поклоняясь им и молясь Господу. Здесь одному из них, в сонном видении, явился святой Иоанн Предтеча, открыл то место, где была погребена его честная глава, и повелел взять ее из недр земных. Пробудившись, инок рассказал о видении своему товарищу, но тот, считая все это за простой сон, и сам не поверил и другому внушил то же. На следующую ночь святой Иоанн явился вторично, но уже каждому иноку, и притом отдельно, и сказал: "Воспряньте, оставьте ваше неверие и леность и сотворите то, что было вам возвещено". Проснувшись, оба начали рассказывать друг другу виденное ими, а потом пошли на место, которое им было указано в сонном видении. Они начали там копать землю и обрели бесценное сокровище - святую главу Крестителя Христова.
Положив ее в мешок, сделанный из верблюжьей шерсти, они пошли к себе обратно. В это время один бедный скудельник из города Емесы [5] был вынужден вследствие нищеты оставить свое отечество и жену и идти в другую страну. На дороге он встретился с теми двумя иноками, несшими с собой главу Крестителя; он присоединился к ним и продолжал путь свой вместе с ними. Иноки, найдя себе попутчика, дали ему нести вретище [6] с главой Крестителя. А он, не зная того, что несет, продолжал спокойно путь свой. Вдруг явился ему святой Иоанн Предтеча и сказал: "Оставь своих спутников и беги от них с тем вретищем, которое ты держишь в руках". Святой потому повелел это, что видел леность и нерадение тех иноков, которые сначала не верили его явлению, а потом не восхотели сами нести его честную главу, но вверили ее человеку простому, им неизвестному. В то же время святой хотел оказать благодеяние этому бедному человеку и направить его на путь доброй и богоугодной жизни. Этот человек, повинуясь святому, скрылся от иноков, бежал от них и возвратился домой к своей жене, благоговейно неся, как бы некое драгоценнейшее из всех сокровищ земных, честную главу Крестителя.
И Господь, ради главы Иоанна Крестителя, благословил дом его всяким довольством. Скудельник стал жить среди изобилия, забыв о прежних своих несчастиях. Но он не возгордился: он подавал щедрую милостыню нищим и убогим от своего богатства. Памятуя твердо, что он получил все это ради благоговения пред Христовым Предтечею, он всегда почитал его святую главу, ежедневно кадил пред ней фимиамом, возжигал светильники, молился и старался всю жизнь свою проводить честно и поступать по заповедям Христовым. Когда приблизилось время его кончины, он, по повелению самого Крестителя Христова, положил святую главу в сосуд для воды, а сосуд этот заключил в ковчег и, запечатав, передал это сокровище своей сестре. При этом он подробно рассказал ей, как он ради этой честной главы избавился от крайней бедности и стал богатым человеком. Он завещал своей сестре, чтобы она всегда благоговейно и честно хранила эту святую главу и никогда не открывала ковчега до тех пор, пока сам святой Иоанн не благоизволит на это. Перед своей смертью она должна была передать это сокровище какому-либо богобоязненному и добродетельному мужу. Так святая и честная глава Предтечи Христова, переходя долгое время от одного человека к другому, преемственно была хранима среди благочестивых христиан; наконец, она была передана некоему священноиноку Евстафию, жившему недалеко от Емесы в одной пещере; он был заражен ересью Ария и не имел страха Божия.
Недужные, приходившие к нему, получали исцеления от чудесной благодати, исходившей от главы Иоанна Предтечи, которую он держал втайне. Но Евстафий стал, подобно вору, приписывать себе и своей ереси эту благодать, стараясь скрыть от людей истинную причину тех чудесных исцелений, и через это многих совратил в свою ересь. Но жители Емесы, наконец, узнали его зловерие. Князь емесский, посоветовавшись с епископом, приказал изгнать его из пещеры и из пределов той области.