Зачем красить яйца на Пасху, почему принято это делать в христианстве и что означают разные цвета – в материале РИА ие пасхального яйцаПасхальное яйцо в христианстве символизирует Гроб Господень, в котором скрыта вечная жизнь.
История праздника пасха. Откуда пришла традиция пасхи и как правильно отмечать пасху
В 160 г. Поликарп, епископ смирнский, посетил Аникиту, епископа римского, с целью соглашения, но каждая сторона осталась при своем взгляде. В 170 г. Христос умер 14-го нисана и потому не мог вкушать П. По настоянию римского епископа Виктора собраны были, для рассмотрения вопроса, соборы в Палестине, Понте, Галлии, Александрии, Коринфе. Епископы Азии твердо держались своего мнения; тогда Виктор решился прервать общение с Малой Азией и требовал того же от других церквей. Ириней Лионский убедил его, однако, не нарушать единства веры ради различия обряда. Спор продолжался до никейского вселенского собора, который, склонясь на сторону римского мнения, определил прав. Для более точного определения дня П.
Евсевий в "Церк. Собор антиохийский 341 г. От IV в. Не ранее, как в V в. Светлое Воскресение получило название "царя дней", "праздников праздника". Празднование его сопровождалось внецерковными манифестациями, иллюминацией; в храме вернее в известные моменты восклицали, обращаясь друг к другу: Господь воскресе!
День, в который произошли эти события, ныне называется воскресеньем. Символическое значение Пасхи Вера в воскрешение Спасителя из мертвых является основной доктриной христианства. Считается, что Христос, умерший на кресте и воскресший спустя три дня, одержал победу над самой смертью. Само учение о сошествии в ад основано на нескольких текстах из Священного Писания, прежде всего на послании апостола Петра. Согласно христианскому вероучению, до пришествия Спасителя двери рая были закрыты для людей: и грешники, и праведники попадали в преисподнюю. На второй день после своей смерти то есть в Страстную, или Великую субботу Иисус Христос спустился в ад и освободил из него души ветхозаветных праведников и первых людей - Адама и Евы. Спаситель также открыл путь на небеса для тех, кто уверовал в него. О сошествии Христа в ад верующие вспоминают на богослужениях в последнюю неделю перед Пасхой Страсти Христовы. Иконография В византийской и древнерусской иконографии не изображается сам момент воскресения, описания которого нет в новозаветных текстах. Для православной традиции каноническим является сюжет, связанный с сошествием Христа в ад и освобождением душ праведников и первых людей. Именно он отражает суть христианского учения о победе над смертью.
В Новом Завете это событие произошло через три дня после того, как Иисус был распят римлянами и умер примерно в 30 году нашей эры. Праздник завершает серию событий и праздников, которые начинаются с Великого поста — 40-дневный период поста, молитвы и жертвоприношения — и заканчиваются Страстной неделей, включающей в себя Великий четверг празднование Тайной вечери Иисуса с его 12 апостолами , Страстную пятницу и Пасхальное воскресенье. Хотя праздник имеет большое религиозное значение в христианской вере, многие традиции, связанные с Пасхой, восходят к дохристианским языческим временам. Пасхальное воскресенье и связанные с ним праздники считаются «подвижными». В западном христианстве, которое следует григорианскому календарю, Пасха всегда приходится на воскресенье с 22 марта по 25 апреля — первое воскресенье после первого полнолуния во время весеннего равноденствия или после него. В восточном православном христианстве, которое придерживается юлианского календаря, Пасха приходится на воскресенье с 4 апреля по 8 мая каждого года. В этом году православные отмечают Светлое Христово воскресение 2 мая. В некоторых конфессиях протестантского христианства Пасхальное воскресенье знаменует начало Пасхи или Пасхального сезона. Пасха заканчивается на 50-й день после Светлого воскресения. The Resurrection of Christ, Pieter Paul Rubens В восточно-православных ветвях христианства Пасхальное воскресенье служит началом сезона Пасхи, который заканчивается через 40 дней праздником, известным как Праздник Вознесения. Поэтому Пасха — очень важная дата в христианском календаре. Согласно Новому Завету, Иисус был арестован римскими властями, главным образом потому, что он утверждал, что он «Сын Божий», хотя историки ставят под сомнение этот мотив, при этом некоторые говорят, что римляне могли рассматривать его как угрозу для империи. Он был приговорен к смерти Понтием Пилатом, римским префектом Иудии. Казнь Иисуса через распятие, отмеченная христианским каноном как Страстная пятница, и последующее воскресение через три дня — основа пасхальной традиции.
К Светлому Христову воскресению готовятся 48 дней: 40 дней длится Великий пост и восемь дней идет страстная неделя. Несмотря на всю значимость праздника в христианском мире, он появился задолго до гибели и воскрешения Иисуса. Редакция ivbg. Зарождение праздника. Священный праздник Пасха появился еще до рождения Иисуса Христа. Его отмечали в честь освобождения еврейского народа из египетского рабства. Согласно библейскому преданию, евреев насильно удерживали в Египте 430 лет, пока их не вызволил пророк и основоположник иудаизма Моисей. Однажды к Моисею явился Бог в образе полыхающего, но несгорающего кустарника. Господь велел пастуху прийти в египетские земли и убедить фараона отпустить евреев. В возрасте 80 лет пророк предстал перед правителем Египта, но как ни старался вразумить фараона, израильтяне оставались в рабстве. В наказание Господь послал на Египет десять казней: наказание кровью, нашествие жаб, нашествие кровососущих насекомых, наказание песьими мухами, мор скота, язвы и нарывы, гром и огненный град, нашествие саранчи, тьма египетская и, наконец, смерть первенцев. Ни жабы, ни кровавые реки, ни огненный град не напугали фараона. Только смерть собственного ребенка заставила правителя отпустить евреев. Страшная кара коснулась не всех: израильтян Моисей предупредил, что двери домов необходимо пометить кровью однолетнего непорочного ягненка, а само животное запечь и съесть в кругу семьи.
Пасха. Светлое Христово Воскресение
Светлый праздник Пасхи отмечается в середине апреля. Светлое Христово Воскресение, или Пасха, празднуется через 48 дней Великого поста, в 2023 году этот день придется на 16 апреля. Оригинальная (иудейская) Пасха — это память об исходе евреев из Египта, где они находились в рабстве 430 лет.
Что такое Пасха и в чём смысл главного христианского праздника. Простыми словами
Почему именно яйцо стало одним из доказательств Воскресения Сына Божьего? По христианскому преданию, первое пасхальное яйцо святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Здесь возникает вопрос, кто всех этих бедняков туда пускал со всеми их непонятными дарами? Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: «Христос Воскресе! Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное. Красная окраска яйца символизировала кровь Христа и одновременно подтверждала Его Воскресение. Поэтому по существующему преданию именно яйцо стало символом и одним из доказательств Воскресения Сына Божьего.
Возможно все, согласно преданию, и произошло в действительности, и если это было, то очень хорошо и никто не против. Но, честно говоря, история эта напоминает достаточно неудачную, в плане фантазии ее авторов, попытку искусственным образом включить языческий ритуал в мифологический сюжет христианства. Заимствованный у евреев праздник Пасхи пришёлся согласно лунному календарю на то время, когда славяне праздновали свои «языческие» праздники. Одним из многочисленных ритуалов так сказать «язычества», являлось приношение богам яиц. Приносились не только яйца, но и другие съедобные продукты. Яйцо с одной стороны являлось минимальным даром богам, а с другой исполняло символическую функцию. С древности яйцо в народе являлось символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега, перехода из небытия в бытие. Было принято дарить яйца друзьям и благодетелям в первый день нового года и в день рождения.
Богатые вместо окрашенных, разрисованных яиц зачастую подносили золотые или позолоченные яйца, символизировавшие солнце. Уже позднее, христиане, столкнувшись с этим «языческим» ритуалом, придумали эту достаточно неправдоподобную историю о яйце, которое Мария преподнесла императору. Первое письменное свидетельство о крашеных яйцах на Святую Пасху, по свидетельствам ученых, встречаются в христианской рукописи, выполненной на пергаменте и относящейся к Х веку, из библиотеки монастыря Св. Анастасии, что недалеко от Фессалоник в Греции.
В Ведах говорится: "Человек без проницательности похож на лягушку, попавшую в колодец. Так же, как лягушка в колодце не знает, что для неё хорошо, а что — плохо, и потому так и умирает из-за своего невежества в этом колодце, и люди, тщетно рождённые в брахманде яйце Брахмы, то есть в материальной вселенной , не знают, что для них хорошо, а что — плохо, и рождаются только для того, чтобы затем умереть в невежестве". Человек должен развить свое сознание и духовное видение настолько, чтобы увидеть духовный мир, духовное небо, находящееся за пределами брахманды. Материальных вселенных бесконечное множество и они связаны между собой в этом облаке подобно пузырям в морской пене.
Каждый такой пузырек, напоминающий по форме яйцо, — это лишь одна из вселенных. И Рама — Творец их всех и духовного мира мира Вайкунтхи в целом. В могилах, курганах, древних захоронениях, относящихся к дохристианской эпохе, ученые находят яйца как натуральные, так и выполненные из различных материалов мрамор, глина и др. При раскопках в этрусских гробницах обнаружены резные и натуральные яйца, иногда раскрашенные. Все мифологии мира хранят легенды, связанные с яйцом как символом жизни, обновления, как источником происхождения всего, что существует в этом мире. Почему именно яйцо стало одним из доказательств Воскресения Сына Божьего? По христианскому преданию, первое пасхальное яйцо святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки.
Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Здесь возникает вопрос, кто всех этих бедняков туда пускал со всеми их непонятными дарами? Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: "Христос Воскресе! Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное. Красная окраска яйца символизировала кровь Христа и одновременно подтверждала Его Воскресение. Поэтому по существующему преданию именно яйцо стало символом и одним из доказательств Воскресения Сына Божьего. Возможно все, согласно преданию, и произошло в действительности, и если это было, то очень хорошо и никто не против. Но, честно говоря, история эта напоминает достаточно неудачную, в плане фантазии ее авторов, попытку искусственным образом включить языческий ритуал в мифологический сюжет христианства.
Заимствованный у евреев праздник Пасхи пришёлся согласно лунному календарю на то время, когда славяне праздновали свои "языческие" праздники. Одним из многочисленных ритуалов так сказать «язычества», являлось приношение богам яиц. Приносились не только яйца, но и другие съедобные продукты. Яйцо с одной стороны являлось минимальным даром богам, а с другой исполняло символическую функцию. С древности яйцо в народе являлось символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега, перехода из небытия в бытие.
В северных областях страны яйца катают по земле — у кого укатилось дальше, тот соберёт самый богатый урожай. В Польше и Западной Украине проводят конкурсы на самые красивые пасхальные яйца. А в Германии, Британии и США взрослые прячут пасхальные яйца дома и во дворе рано утром, а дети должны их найти. Почему на Пасху пекут куличи из творога? Люди боялись, что после долгого отказа от жирной еды в Великий пост, организм не сразу примет жирное мясо или сладости. Поэтому начинали со свежего творога. Но тогда вместо творога крестьяне собирали со всей деревни кислое молоко, сбраживали его и получали липкую массу. Её ели сырой, иногда добавляли фрукты и сахар. А уже в 18 веке начали готовить творог. Для куличей его тщательно перетирали через мелкое сито и иногда добавляли густые сливки. Затем появились запечённые творожные куличи. Для них форма уже не имела такого значения. Их готовили в печи, выдерживая до появления плотной корочки. Для украшения использовали цукаты, изюм и сахарную пудру. Зная, зачем мы печём куличи на Пасху, несложно понять, что творожный кулич — тоже символ. Усеченная пирамида с изображением креста и аббревиатурой ХВ — образ Гроба Господня. В чём готовить куличи? Давным-давно куличи пекли в каменных или керамических формах. Но они легко трескались от жара, а тесто подгорало. В 14 веке появились металлические ведёрки, которые наполняли дрожжевым тестом на треть, оставляя место для быстро поднимающейся «шапки». Их передавали по наследству в богатых семьях.
Что готовят на Пасху Пасхальный стол имеет три главных символических блюда: крашеные яйца, кулич и творожную пасху. Каждое из них несет глубокий религиозный смысл. Кулич Кулич олицетворяет самого Христа, присутствующего среди верующих. Согласно Евангелию, Спаситель называл хлеб своим телом. После Его смерти апостолы ставили хлеб на пустующее место за трапезой в память о Христе. Крашеные яйца Традиция красить яйца на Пасху связана с древним преданием о Марии Магдалине. Когда она рассказала римскому императору Тиберию о Воскресении Христа, тот не поверил. Тогда Мария показала ему яйцо, которое чудесным образом окрасилось в красный цвет — символ новой жизни. Пасха из творога С творожной пасхой не все так просто. По одному из толкований, цилиндрическая форма блюда олицетворяет Гроб Господень, в котором было погребено тело Иисуса Христа.
Православная Пасха 2022: традиции и смысл праздника
Уже второй год Рязанская епархия к празднику Пасхи готовит и распространяет по храмам просветительские листовки, рассказывающие об истории, смысле и традициях события и праздника Воскресения Христова. Откуда появилась традиция красить яйца на Пасху. В наше время многие красят яйца на Пасху, и не задумываются зачем это делать. Откуда пошла традиция красить яйца и христосоваться.
История Пасхи
Откуда пошла пасхальная традиция красить яйца? Еще одной традицией на Пасху у православных (и не только) является красить куриные яйца. Откуда пошла традиция красить яйца и христосоваться. Праздник Пасха. Откуда от возник что он означает. История Пасхи. ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ. Христианское единство. Пасха в 2024 году — 5 мая! Воскресение Христово (Пасха) — это самый главный христианский праздник, установленный в воспоминание Воскресения Исуса Христа из мертвых. Религия - 26 апреля 2024 - Новости Екатеринбурга -
Что такое Пасха?
Страны, где Пасхальный понедельник является государственным выходным. В большинстве европейских стран Страстная неделя и неделя после Пасхи являются школьными и студенческими каникулами. Рассказываем, в чем смысл праздника Пасхи, почему дата празднования каждый год выпадает на разные дни и отличается у православных и католиков. Христианская Пасха является памятью об искупительной жертве Иисуса Христа, о смерти его на кресте и чудесном воскресении.
Что такое Пасха?
В мифологии и обрядности дня присутствуют сюжеты и мотивы, характерные для народного календаря весны и начала лета... Считалось, что Красная неделя перед Пасхой Русалья была временем разгула нечистой силы. Согласно славянским традициям, в один из дней, предшествующих Пасхе или непосредственно следующих за ней, предки возвращаются на землю, где пребывают в течение некоторого времени. Всю неделю старательно готовились к празднику: мыли столы, скамейки, лавки, окна, двери. Белили печь, а то и стены. Выскабливали, вымывали пол, вытряхивали половики, перемывали посуду.
С Великднём связано множество различных поверий. Крестьяне верили, что в этот день раскрываются небеса, и разрешается попросить у Бога то, что очень хочется. В продолжение всей Светлой недели души усопших постоянно обращаются между живыми, посещают своих родственников и знакомых, пьют, едят и радуются вместе с ними; а скончавшиеся в эту седьмицу вступают, по народному поверью, в отверстые врата рая. Великдень ассоциировался у русских с чудесным исполнением желаемого. Считалось, что в этот день можно обеспечить себе преуспевание в делах на целый год.
К празднованию готовились всю Красную неделю — с понедельника по субботу.
Кстати говоря, эти народы всегда отмечали наступление весны. И на столе обязательно присутствовали вареные яйца как образ возрождения природы и добрых перемен. Интересно, что в день рождения другого римского императора, Марка Аврелия, которое случилось 2 века спустя после воскресения Христа, курица снесла яйцо с красными крапинками, и это посчитали счастливым знаком. С тех пор у римлян было принято посылать друг другу окрашенные яйца по случаю любого праздника. И еще одна версия отличается особой оригинальностью. Считается, что камень, который заслонял вход в гроб Господень, напоминал именно форму яйца. Можно заметить, что ни одна из версий не противоречит другой.
Поэтому они все в равной степени имеют право на существование. Более того — разные предположения лишь дополняют друг друга. Вполне естественно представить, что люди древних времен также обменивались своим культурным опытом, как и современное общество. И хотя по понятным причинам традиции тогда распространялись медленнее, все равно они сохранились и даже дошли до наших дней. Таким образом, обычай красить яйца живет ровно столько, сколько существует христианство. Уходили эпохи, исчезали целые государства и народы, но память о светлом воскресении жила и живет среди огромного количества людей. Получается, что каждый, кто красит яйца, соприкасается с древнейшей историей, которая насчитывает по меньшей мере 20 столетий. Если только на секунду вдуматься в это, можно сразу почувствовать атмосферу настоящего праздника.
И эти светлые раздумья непременно настроят на позитивную волну любого, кто пожелает проникнуться духом Пасхи. Что символизирует православный кулич Когда мы интересуемся, какого числа будет Пасха в 2024 году, то непременно вспоминаем не только о самой дате светлого праздника, но и о куличе. Вкусная, ароматная выпечка, символ праздника, которая при соблюдении правильного рецепта может простоять в доме как минимум всю светлую седмицу неделю после пасхального воскресенья. Существует несколько десятков разновидностей этого праздничного блюда. Традиционно его выпекают из теста на основе молока, сливочного масла и куриных яиц. Кулич принято украшать посыпкой, кусочками фруктов или ягод, глазурью — словом, в этом творческом деле каждый кулинар может дать полную свободу своей фантазии. А почему вообще взялась традиция выпекать кулич? В отличие от яиц, точного ответа на этот вопрос не существует.
Однако то, что эта традиция древняя, известно наверняка. Она живет с незапамятных времен. Как известно, Христос сам и преломил хлеб, и разлил вино во время Тайной вечери ровно за три дня до своего воскресения. Любые разновидности хлеба имеют священное значение для всех народов земли. Даже сегодня, когда голод во многих странах окончательно побежден, считается дурным тоном играть с кусочками хлеба, выбрасывать их или нелестно отзываться об этом без преувеличения истинно народном продукте. В этом смысле пасхальный кулич можно рассматривать как символ плодородия, сытости, достатка в доме. А учитывая традицию хлебопреломления, которая была заложена во время тайной вечери, можно сказать, что хлеб есть символ тела Христа. Поэтому выпекание и употребление кулича — это еще одна возможность соприкоснуться с праздником и проникнуться той волшебной атмосферой, которая ежегодно воцаряется на всей планете в течение 2 тысяч лет.
А вот информация, как говорится, из первых уст. На вопрос о том, почему появилась традиция приготавливать кулич на Пасху, отвечает иеромонах Иов Гумеров. Что нужно делать на Пасху: традиции и современность Итак, на праздник, а точнее — накануне светлого Воскресения, практически все красят яйца и приобретают куличи. Конечно, можно выпечь сдобу и самостоятельно — ведь подготовка к празднику тоже и есть сам праздник. А что же еще делают на Пасху? Какого бы числа ни выпало это воскресение — люди соприкоснутся со многими древними традициями. Вот самые известные из них. Освещение яиц и кулича Конечно, в такой день верующие стремятся попасть в церковь и выдержать всенощную службу, которая совершается в ночь с субботы на воскресенье.
В этот раз проект получил новое развитие — видеоформат. Над созданием яркого, интересного и познавательного видеоматериала трудилась команда Рязанской епархиальной телестудии «ЛогосЪ»:.
Мария, увидев, что камень отвален от гроба, сразу же побежала к Петру и Иоанну и говорит: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его». Услышав такие слова, Петр и Иоанн тотчас побежали ко гробу. Мария Магдалина последовала за ними. В это время подошли ко гробу остальные женщины, шедшие с Марией Магдалиной. Они увидели, что камень отвален от гроба. И когда остановились, вдруг увидели светозарного Ангела, сидящего на камне.
Ангел, обращаясь к ним, сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес, как сказал еще будучи с вами. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. А потом пойдите скорее и скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых». Они вошли внутрь гроба пещеры и не нашли тела Господа Иисуса Христа. Но, взглянув, увидели Ангела в белой одежде, сидящего справа от места, где был положен Господь; их объял ужас. Ангел же говорит им: «Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина распятого. Он воскрес.
Даты православной Пасхи с 1800 по 2100 год
С четверга начинался особенно строгий пост, но в то же время женщины занимались приготовлением пасхальной еды, а мужчины — сооружением качелей, на которых было принято качаться на Великдень и в Светлую неделю. Николай Пимоненко «Выход из церкви в Страстной Четверг» между 1904 и 1917 , почтовая карточка. Фото: Expositions. Как следует из названия, он был посвящёнвсевозможным очищающим действиям. В первую очередь, это были мытье, подметание домашних помещений, беление стен, чистка утвари и поход в баню.
В чистый четверг мыли, скоблили и парили молочную посуду и хлебную дежу — кадку, где заквашивали тесто. Наряду с этим принято было совершать магические действия для изгнания зла, болезней, вредителей, сорняков и защиты «своего» пространства и его обитателей. Для этого можно было, например, пустить по реке свою старую одежду или окурить дом маленьким костром из веток можжевельника, разведенным на печной заслонке, и заставить всех домашних перешагнуть через этот огонь. Также можно было, обнажившись, обмести свой двор и все постройки по направлению к выходу, а мусор сжечь, бросить в проточную воду, кинуть на ветер или высыпать в чужой огород.
Для магической защиты все двери закрещивали принесенной из церкви свечой, обливали углы дома и мазали их дёгтем, объезжали дом на помеле или на кочерге. В Чистый четверг люди старались магически обеспечить себе благополучие в течение будущего года: трясли сохой, чтобы был хороший урожай, звенели деньгами, пересчитывать все ценные вещи в доме. В этот день старались пораньше встать, чтобы всё успеть, есть и пить в течение всего дня, чтобы не голодать, и ничего не отдавать из дома, чтобы не терпеть убытка. Если кому-то хотелось научиться новому делу или в чем-то преуспеть, этому человеку в Чистый четверг советовали жестами изображать нужный вид работы.
Вопреки христианским понятиям, в Чистый четверг правили заговоры — перечитывали, чтобы обновить их силу. В этот же день изготавливали вещи, обладающие магическими свойствами — например, выставляли соль, мыло, золу, воду или яйца под звезды или на зорю, то есть оставляли их на ночь на улице или на окне, благодаря чему они приобретали целительную силу. В Чистый четверг также пряли четверговую нить это делали на пороге дома, закручивая её в противоположную обычной сторону , и пережигали в печи четверговую соль — то и другое применяли для лечения людей и скота. Согласно народным представлениям, именно в Чистый четверг души умерших возвращаются на землю, поэтому в Средневековье на Руси в этот день даже топили баню для покойников и оставляли им там на ночь еду — о чём с возмущением писали представители православной церкви.
Также считалось, что в Чистый четверг можно увидеть домового — для этого надо подняться на чердак с церковной свечой и яйцом. Страстная пятница Пятница на страстной неделе — это день смерти Христа, поэтому в течение всего года пятница считается постным и скорбным днём. В страстную пятницу, в годовщину распятия, ограничения усиливались многократно. В этот день было желательно вообще ничего не есть и даже не пить.
Правила поведения в страстную пятницу повторяют ограничения, связанные с трауром — вплоть до завешивания в доме зеркал. В этот день набожные люди не умывались, не причесывались и облачались в чёрное. Всем, в том числе и детям, запрещалось шуметь, смеяться, играть, а разговаривать можно было только вполголоса. В страстную пятницу нельзя было работать ни по дому, ни в поле — люди верили, что в этом случае нарушителя будут преследовать несчастья, на его поле ничего не вырастет, у него падет домашний скот.
В том числе, в страстную пятницу не красили яйца и не пекли куличи — это делали в четверг или в субботу. Страстная суббота Сергей Милорадович «Приготовление к Пасхе» 1910. Фото: Magazineart. Обычай красить яйца к Пасхе характерен для всех народов Европы.
Его объясняют различно: например, тем, что выход птенца из скорлупы напоминает освобождение воскресшего Иисуса из каменной пещеры.
Весь найденный хамец в таком случае должен быть уничтожен и аннулирован. Тот, кто не произвел поиски до Песах или в Песах, должен сделать это после окончания праздника; весь хамец, оставшийся с предпасхального времени, должен быть сожжен или уничтожен другим способом, чтобы ни один человек не мог использовать его каким бы то ни было образом — поскольку любое использование хамеца, «пережившего» Песах, запрещено.
Тот, кто отправляется в далекое плавание или путешествие, не планируя вернуться до окончания праздника Песах и не оставив дома никого, кто мог бы произвести поиски хамеца, должен произвести их сам при свете свечи в вечер, предшествующий отъезду, — если этот отъезд состоится менее, чем за 30 дней до Песаха. Если отъезд происходит более, чем за 30 дней до Песаха, он не обязан искать хамец. Если он планирует вернуться до Песаха, то обязан произвести поиски хамеца даже если уезжает более, чем за 30 дней до начала праздника, поскольку существует опасение, что он вернется незадолго до его начала, и у него не будет времени произвести поиски.
Если же он не планирует вернуться до конца праздника, то если он уезжает более, чем за 30 дней до него, он не обязан производить поиски — хотя по мнению некоторых законоучителей он все-таки обязан уничтожить хамец, о существовании которого в доме ему известно. Тот, кто съезжает с квартиры менее, чем за 30 дней до Песаха, и не убежден, что в эту квартиру еще до Песаха вселится другой еврей, который произведет поиски хамеца, должен произвести их сам накануне отъезда. Естественно спросить, почему поиски хамеца ограничены сроком в 30 дней до начала праздника?
Галаха утверждает: «Уяснение законов Песаха начинается за 30 дней до праздника». Поэтому заповедь искать хамец обязывает нас именно с этого момента. Если 14-е Нисана приходится на субботу, поиски хамеца сдвигаются на день раньше — на ранний вечер 13-го Нисана.
Потому что невозможно ввести факел в узкую щель; кроме того, использование факела может стать причиной пожара, и тот, кто ищет хамец при его свете, будет более всего опасаться пожара и потому искать менее тщательно. Поэтому тот, кто все-таки искал хамец при свете факела, должен еще раз произвести поиски при свете свечи, но уже без благословения. Поиски не производятся при свете сальной свечи, поскольку в таком случае ищущий боится капнуть салом на кашерную посуду сало, скорее всего, некашерно , равно как и при свете жировой свечи — из-за опасения капнуть жиром на молочную посуду, или при свете масляного светильника — из-за опасения запачкать одежду.
Это опасение может помешать произвести тщательные поиски кроме того, невозможно подобраться с такими свечами к узким щелям и отверстиям. Поэтому поиски следует осуществлять при свете восковой или парафиновой свечи, дающей яркий свет. Воск или парафин, капающий с такой свечи, не пачкает и не портит вещи.
Однако тот, кто произвел поиски при свете сальной, жировой или масляной свечи, не должен начинать все сначала. Тот, у кого нет восковой или парафиновой свечи, должен производить поиски при помощи той свечи, которая у него есть — но ни в коем случае не при помощи факела. Масляный светильник с несколькими фитилями приравнивается к факелу.
Это же относится к двум восковым свечам, соединенным или даже слепленным вместе — поскольку у них два горящих фитиля, они приравниваются к факелу, поиски при свете которого не решают проблемы и не засчитываются как уже было отмечено, их нужно произвести заново — но без благословения. Многие перед этим совершают ритуальное омовение рук — нетилат ядаим. Тот, кто приступил к поискам, забыв произнести благословение, произносит его во время поисков — вплоть до самого их окончания.
Вот какова формула благословения: «Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, царь Вселенной, который освятил нас своими заповедями и повелел уничтожать хамец». Хотя в ходе поисков хамец еще не уничтожается — не только определенное его количество оставляется для утренней трапезы, но и обнаруженный в ходе поисков ненужный хамец откладывается для сжигания назавтра, — поиски считаются первым этапом уничтожения. Ведь сразу после окончания поисков хозяин аннулирует и объявляет никому не принадлежащим весь не обнаруженный хамец, находящийся во его владении.
Это аннулирование и именуется «уничтожением» — поэтому и произносится упомянутое благословение на «уничтожение хамеца». Это благословение распространяется и на завтрашнее уничтожение — сожжение — хамеца, в ходе которого вновь аннулируется весь хамец, который, быть может, остался в его владении. Почему перед поисками хамеца мы не произносим благословение Шегехеяну произносимое тогда, когда мы исполняем заповедь первый раз в году?
Потому, что эти поиски — часть подготовки к празднику Песах, и мы ограничиваемся благословением Шегехеяну, произносимым перед Кидушем в праздничную ночь. Это благословение распространяется на все заповеди, связанные с подготовкой к празднику Тур. Есть и другое объяснение: Шегехеяну произносится только перед исполнением заповедей, приносящих радость и физическое удовлетворение.
Поиски хамеца к ним не относятся — ведь они связаны с материальными потерями — уничтожением найденного хамеца Абудрагам. Запрещено разговаривать на какую бы то ни было тему после произнесения благословения и до начала поисков — так как запрещается делать перерыв между благословением и началом исполнения заповеди. Тот, кто, в нарушение этого правила, заговорил после произнесения благословения и до начала поисков на тему, связанную с ними то есть непосредственно с исполнением заповеди , не должен повторять благословение.
Однако тот, кто заговорил на постороннюю тему, должен произнести благословение еще раз. Следует остерегаться любых разговоров во время поисков. Однако тот, кто разговаривал во время поисков даже на постороннюю тему , не должен повторять благословение.
Если в поисках участвуют несколько человек, они должны собраться вместе, выслушать произносимое главой семьи благословение и произнести Амен, рассматривая это благословение как произнесенное и за них. Соответственно, благословляющий должен иметь в виду, что он произносит благословение за всех присутствующих. Так должно обстоять дело лехатхила — то есть изначально.
Однако если некоторые из участвующие в поисках бедиавад — ввиду сложившихся обстоятельств — не слышали благословения, они не должны произносить его сами. Поскольку обязанность искать хамец возложена на хозяина дома, а прочие домочадцы свободны от этой заповеди в случае, если хозяин присутствует и исполняет ее, им не остается ничего другого, кроме как помогать ему. Однако если сам хозяин дома не осуществляет поиски, а поручает их кому-то другому, тот становится его представителем, исполняющим заповедь, и обязан произнести благословение.
Не имеет значение, живет представитель в этом доме или нет — в любом случае он представляет хозяина дома. Тот, кому принадлежат много домов или любых иных помещений, например, офисы или магазины , обязан осуществить поиски хамеца во всех них. Он произносит благословение в одном из домов, и оно распространяется на поиски во всех остальных.
Если же он сам намеревается выполнить заповедь только в одном месте, а во все другие послать своих представителей, то он произносит благословение в их присутствии там, где собирается искать хамец сам, распространяя это благословение на их поиски в других домах, после чего представители расходятся каждый в тот дом, где им предстоит исполнить заповедь. Когда бы ни производились поиски — в начале вечера 14-го Нисана, с опозданием, то есть утром 14-го Нисана, после полудня этого дня или даже непосредственно в Песах, — перед их началом необходимо произнести благословение. Исключением является случай с человеком, отправляющимся в дальнее плавание или в далекое путешествие или съезжающим с квартиры, не будучи уверенным, что в нее вселится еврей, который произведет там поиски хамеца, менее, чем за 30 дней до Песаха.
Как мы уже упоминали, он обязан произвести эти поиски перед отъездом — но без благословения. Не произносит его и тот, кто производит поиски хамеца уже после окончания праздника Песах. Даже если известно, что хамеца там нет, поиски все равно должны быть произведены.
Где следует искать? Везде, где есть хотя бы опасение, что кто-либо мог принести сюда хамец, в том числе и в комнатах, куда хамец обычно не вносят — поскольку его могли принести туда случайно. Поэтому должны быть обследованы все помещения в доме, даже чердаки — потому что иногда люди заходят сюда с куском хлеба в руках.
Дырки в стенах, расположенные очень высоко, так, что нет никакой возможности их использовать для какой-либо цели, обследовать не обязательно. Это же относится и к дыркам, расположенным слишком низко и потому неудобно — ниже, чем в трех тефахах по мнению многих авторитетов — около 24 сантиметров от пола. Однако если известно, что этими дырками безразлично, низкими или высокими все же пользовались, они должны быть обследованы.
Если в доме есть маленькие дети, низкие дырки должны быть обследованы, поскольку дети могли занести туда хамец. Верхняя часть шкафов, которую в наше время иногда используют, необходимо обследовать. Хлев, в котором живут коровы, так же как и курятник, должны быть обследованы в случае, если в них вносили хамец в последние тридцать дней перед Песахом, несмотря на то, что этот хамец, по всей вероятности, был съеден животными — поскольку возможное но не вполне достоверное уничтожение вполне достоверного хамеца не освобождает нас от обязанности произвести поиски.
Однако если хамец не вносился туда в последние тридцать дней, нет необходимости обследовать эти помещения, поскольку в таком случае у нас есть сразу два смягчающих обстоятельства: во-первых, животные или птицы могли съесть этот хамец, во-вторых, даже если он остался цел, он мог заплесневеть и стать негодным до такой степени, что от него отказалась бы собака это критерий непригодности хамеца — и в таком случае нет необходимости его уничтожать. Тот, кто в ходе поисков в хлеве или курятнике обнаружил хамец и решил скормить его животным, должен наблюдать за ними до тех пор, пока они съедят его полностью, и проследить, чтобы они не выбросили часть хамеца в укромное место, где он мог бы пролежать до начала праздника Песах — ведь в таком случае хозяин нарушил бы запреты Торы. Синагоги и ешивы должны быть обследованы.
Служитель, следящий за ними, обследует их и произносит благословение на поиски, однако он не произносит формулу аннулирования после завершения поисков, так как не является владельцем помещения и не может аннулировать хамец, который никогда ему не принадлежал. Хамец, заваленный землей или камнями, считается уничтоженным и должен быть только аннулирован в случае, если высота слоя земли или камней над ним — более трех тефахов. Но если этот слой тоньше, необходимо разгрести его и уничтожить хамец.
Необходимо обследовать пространство под шкафами, кроватями и всеми другими предметами в доме, поскольку под ними случайно может оказаться хамец. То место в доме, которое было выделено для хамеца, проданного нееврею или для хамеца, который будет продан ему наутро , нет необходимости обследовать. Необходимо вывернуть и тщательно проверить все карманы на своей одежде и одежде детей, поскольку иногда хамец попадает в карманы.
Однако эту проверку следует проводить позже, утром 14-го Нисана, после последней трапезы, в ходе которой едят хамец, из опасения, что он может попасть в карман после вечерней проверки. Существует точка зрения, согласно которой карманы должны быть проверены дважды — сначала во время общих поисков хамеца вечером 14-го Нисана, а потом еще раз утром, перед уничтожением остатков хамеца. Не следует стирать одежду с крахмалом, содержащим хамец, в последние тридцать дней перед Песахом.
Следует помнить, что заповедью является поиск хамеца, а не его обнаружение. Поэтому тот, кто искал его в соответствии с правилами и ничего не нашел, выполнил заповедь. Несмотря на это, существует обычай раскладывать куски хамеца в различных местах в доме и собирать их в процессе поисков.
Необходимо следить за тем, чтобы «подложенный» хамец был твердым и не крошился, и чтобы его раскладывали в местах, где он не попадет в руки детей, которые могут перенести его в любое другое место. Необходимо тщательно пересчитать раскладываемые куски хамеца, чтобы быть уверенным, что в ходе поисков все они были подобраны. По мнению великого Ари, следует разложить десять кусков хамеца.
Принято использовать в ходе поисков нож или перо, которые можно ввести в любую дыру или щель. Он произносит следующую формулу: «Весь хамец и вся закваска, находящиеся в моем владении, которые я не разглядел и не уничтожил и о которых я ничего не знаю, — да будут они аннулированы и станут никому не принадлежащими, как прах земной». Некоторые повторяют эту формулу трижды.
Тот, кто производил поиски хамеца как представитель хозяина дома, произносит эту формулу в третьем лице: «Весь хамец и вся закваска, находящиеся во владении такого-то — и т. Все это потому, что представитель назначается лишь для исполнения заповеди, однако право собственности в любом случае сохраняется исключительно за владельцем, так что если в итоге в доме в Песах останется хамец, именно хозяин нарушает заповеди «да не будет видно» и «да не будет находиться». Поскольку согласно еврейскому закону право собственности принадлежит мужу, именно муж, а не жена может оказаться нарушителем заповеди, стало быть, она может аннулировать хамец только от его имени.
Хамец, найденный в ходе поисков, равно как и хамец, оставленный для утренней трапезы, сохраняется в надежном месте, куда не могут добраться дети, равно как и нежелательные гости — крысы, мыши и другие животные, которые могут оказаться в доме. Остатки этого хамеца сжигаются утром 14-го Нисана не позже конца пятого солнечного часа то есть пяти двенадцатых солнечного дня. Упомянутый пятый солнечный час — это не пять часов утра или дня, к которым мы привыкли в обиходе.
Солнечный час — это одна двенадцатая солнечного дня, поэтому он может составлять меньше 60 минут в год, когда солнечный день 14-е Нисана продолжается менее 12 обычных часов. Крайний срок сжигания хамеца можно установить только если известно время восхода и захода солнца е этот день. Для того, чтобы не пропустить этот срок и не нарушить таким образом важный запрет, рекомендуется заблаговременно справиться в календаре и проделать необходимые вычисления.
Несмотря на то, что, как уже отмечалось, хамец аннулируется сразу после завершения поисков, необходимо снова аннулировать его после сжигания остатков хамеца, то есть в конце пятого солнечного часа 14-го Нисана. Ведь первое аннулирование относилось только к необнаруженному и неизвестному хамецу, но не распространялось на хамец, оставленный на утро. Однако можно предположить, что какая-то часть его не была съедена или уничтожена и, не аннулированная, сохранилась в укромном месте, где и обнаружится в Песах.
В таком случае окажется, что хозяин нарушил заповеди «да не будет видно» и «да не будет находиться». Поэтому наши мудрецы обязали нас аннулировать хамец во второй раз. Формула второго аннулирования аналогична формуле первого с одним важным отличием.
Аннулирующий произносит: «Весь хамец и вся закваска, находящиеся в моем владении, которые я разглядел или не разглядел, которые я уничтожил или не уничтожил, о которых я знаю или не знаю — да будут они аннулированы и станут никому не принадлежащими, как прах земной», — ведь на этот раз аннулируется весь хамец, который может оказаться в его владении. Второе аннулирование хамеца производится после сжигания его остатков — поскольку это сжигание представляет собой отдельную заповедь. Тот, кто по ошибке или иной не зависящей от него причине не произвел поиски хамеца и его аннулирование вплоть до начала шестого солнечного часа 14-го Нисана, должен немедленно произвести эти поиски и уничтожить найденный хамец, однако уже не должен аннулировать его.
Дело в том, что с начала шестого часа хамец уже запрещен для какого-либо использования и поэтому как уже отмечалось уже не полностью принадлежит своему владельцу. Поэтому он уже просто не может его аннулировать, так как никто не может отказаться от того, что не является его собственностью. Правильно поступает тот, кто тщательно полощет рот после последней хамецной трапезы утром 14-го Нисана.
В таком случае он не нарушает заповеди «да не будет видно» и «да не будет находиться», поскольку находящийся в его владении хамец принадлежит нееврею. Однако он должен собрать весь этот хамец в строго определенном хранилище и передать это хранилище нееврею с тем, чтобы оно принадлежало ему до тех пор, пока он не заберет приобретенный им хамец после завершения Песаха. Это должно быть укромное и четко определенное место, чтобы никто из домочадцев не мог по ошибке войти туда и забрать часть хамеца.
Договор о продаже хамеца должен включать следующие условия: 1. Продавец уступает покупателю весь свой хамец по установленной цене; 2. Продавец получает определенный задаток денежный или иной и с этого момента хамец становится собственностью покупателя; 3.
Покупатель обязуется прийти к продавцу на исходе Песаха, заплатить остаток оговоренной суммы и вступить во владение хамецем; 4. Стороны соглашаются, что если покупатель не выполнит предыдущее условие, то есть не придет к покупателю на исходе Песаха и не заплатит остаток полной цены, хамец в определенный час вновь переходит в собственность продавца. Запрещается аннулировать заключенную сделку изначально.
Тот, кто совершает такую продажу, не нарушает заповеди Торы, так как его бывший хамец в течение всего праздника находится во владении нееврея. Хотя, в принципе, совершенно ясно, что нееврей не выполнит третий пункт договора, то есть не явится на исходе праздника, не заплатит остаток оговоренной суммы и не заберет хамец, продавец должен в момент продажи искренне рассматривать его как окончательную, реальную и необратимую. Ведь все купли-продажи завершаются не иначе, как в сознании человека, и приобретенные предметы переходят из собственности одного человека в собственность другого после того, как они мысленно одобряют эту перемену.
Другими словами, человек перестает быть владельцем проданной вещи лишь после того, как решает для себя, что с этого момента она принадлежит другому. Если же сделка сопровождалась реальным действием — вручением денег, передачей проданного предмета новому владельцу и т. В случае, если продажа хамеца нееврею совершается с выполнением всех этих условий, Тора рассматривает ее как полностью совершившуюся, и продавец-еврей, в доме которого находится этот хамец в Песах, не нарушает заповеди.
Поэтому если, например, проданные виды хамеца подорожают и покупатель-нееврей придет в указанный срок для того, чтобы завершить сделку, еврей должен выполнить все ее условия, если же он воспротивится этому — покупатель имеет право отнять купленный хамец по закону Торы. Продажу хамеца нееврею можно осуществить при посредстве специально назначенного представителя. В наше время принято продавать весь свой хамец представителю бейт-дина еврейского суда — каждый, имеющий хамец для продажи, является в бейт-дин и передает ему права на хамец и на место, в котором он собран, с тем, чтобы бейт-дин продал хамец всей общины нееврею на условиях, которые сам установит.
Такая сделка является абсолютно законной согласно законам Торы о купле-продаже. Уничтожению или продаже подлежит только видимый глазу хамец. Хамец, впитанный посудой, не продается.
Посуду, стенки которой содержат хамец, достаточно тщательно вымыть и сложить в специально отведенном месте до конца праздника. В некоторых общинах принято рассматривать вопрос о ха-мецной посуде более строго и также продавать ее нееврею. В таком случае продают не саму посуду, а только хамец, который содержат ее стенки — дабы избежать необходимости окунать посуду в микву после праздника, как приобретенную у нееврея.
Продажу хамеца нееврею можно совершить до тех пор, пока этим хамецем разрешено пользоваться еврею, то есть до конца пятого солнечного часа 14-го Нисана. Тот, кто пропустил этот час, уже не может продать свой хамец, поскольку он больше ему не принадлежит. Более того, если он и попытается осуществить такую сделку после конца пятого солнечного часа, она не будет иметь силу.
В таком случае он должен уничтожить весь свой хамец, даже если это приведет к большим убыткам — нет никакого другого способа предотвратить нарушение заповедей. Этот обычай объяснялся тем, что в пасхальную ночь всегда возникает множество вопросов, связанных с кашерностью тех или иных предметов — ведь запреты, связанные с мацой и хамецем — одни из самых суровых в Торе. Однако Галаха запрещает преподавать Тору или отвечать на галахические вопросы тому, кто выпил более, чем ревиит примерно 130 миллилитров вина или другого алкогольного напитка.
Стало быть, этот запрет распространяется даже на того, кто сделал праздничный Кидуш. Поэтому раввины и знатоки Торы откладывали возвращение домой и Кидуш до того часа, когда большинство членов общины уже приступали к пасхальной трапезе, завершающей Седер. К этому моменту все вопросы, возникавшие у членов общины, уже были заданы, а все проблемы разрешены.
О рабби Шмуэле Саланте, главном раввине Иерусалима, рассказывают, что он создал новый мудрый обычай для того, чтобы в течение всей пасхальной ночи в городе было к кому обратиться с галахическим вопросом. Он собирал в своем доме миньян из десяти человек, которые очень быстро завершали вечернюю молитву. Затем он немедленно приступал к Седеру и завершал его так быстро, как мог.
Сразу после завершения Седера он шел спать и проводил в постели с полчаса. В большинстве еврейских домов еще продолжали читать Пасхальную Агаду, а рабби Салант уже вставал с постели, освеженный сном. Согласно Галахе, после этого он уже мог преподавать Тору и отвечать на вопросы.
Что же до тех, у кого вопросы возникали раньше, то они обращались с ними к знатокам Торы, которые еще не сделали Кидуш. Однако все остальные — даже те, кто обычно посвящает много времени подготовке к исполнению заповедей — должны в эту ночь спешить домой и немедленно приступить к Седеру. Только так можно исполнить заповеди пасхальной ночи самым полным образом.
Хотя в субботу и другие праздничные дни разрешается присоединять часть будня к празднику и начинать трапезу еще до захода солнца, в Песах дело обстоит по-другому. Дело в том, что Тора определила, что мацу, так же как и мясо пасхальной жертвы, можно есть для исполнения заповеди только ночью. О пасхальной жертве в Торе говорится: «И будете есть ее мясо в эту ночь», а исполнение заповеди о маце связано с пасхальной жертвой, как сказано: «С мацой и горькими овощами будете есть ее».
А поскольку заповедь о маце, предписанная Торой, может быть исполнена только ночью, заповедь, обязывающая выпить четыре бокала вина , введенная еврейскими мудрецами, также может быть исполнена только ночью, — ведь условия, поставленные мудрецами для выполнения заповедей, введегных ими в дополнение к тем или иным заповедям Торы, всегда совпадают с условиями, поставленными самой Торой. Поэтому и бокал, выпиваемый при Кидуше и являющийся одним из этих четырех бокалов, может быть выпит только после наступления ночи, то есть после появления звезд. Заповедь обязывает нас выпить четыре бокала вина, которое должно быть самым лучшим, которое только можно достать.
Однако оно не должно быть настолько крепким, чтобы усыпить пьющего прежде, чем закончится Седер. Следует предпочесть красное вино белому, — если только белое вино не является явно и намного лучшим. Необходимо запастись «оберегаемой» мацой самого высокого качества.
Те, кто исполняют эту заповедь особенно ревностно, едят в ночь Седера три мацы, испеченные в послеполуденные часы в канун Песаха. Если от этой мацы не была отделена хала, необходимо сделать это еще до захода солнца и наступления праздника. Для этого вся маца заворачивается в скатерть и от одной из мацот отделяется хала сразу за все имеющееся количество мацы — все это при условии, что общее количество мацы, от которой хала не была отделена, достаточно велико, чтобы такое отделение было обязательным, или же, если количество мацы недостаточно велико, она была испечена из теста, вес которого был достаточным для этого, то есть оно было замешано на не менее, чем на 1,680 граммах муки.
Если ни одно из этих условий не выполняется, отделение халы производится без благословения. Следует помнить, что отделение халы — женская заповедь, поэтому выполнение ее муж должен предоставить жене. Затем три выбранные мацы помещаются в специальный футляр одна под другой.
Разрешается просто завернуть их — одну под другой — в чистую сложенную салфетку. Оно должно быть достаточно большим, чтобы на нем разместилимсь все шесть установленных законом и обычаем предметов. Эти предметы должны быть размещены в установленном порядке и не прикасаться друг к другу.
Берется кусок мяса с костью внутри и жарится на огне еще до захода солнца. Очень важно, чтобы это было сделано до наступления праздника. Дело в том, что в пасхальную ночь запрещено есть жареное мясо, похожее на мясо пасхальной жертвы.
Из этого запрета следует другой: в эту праздничную ночь запрещено жарить мясо которое запрещено есть , если оно с самого начала не предназначено для утренней трапезы. Этот кусок мяса с костью, зроа, размещается в правой части блюда. Вареное, печеное или печеное уже после варки.
Часто кладут яйцо из чолнта, то есть после длительной варки вкрутую, поэтому его скорлупа имеет темную окраску. Яйцо размещается в левой части блюда, напротив зроа. Оба они — и зроа, и яйцо — призваны напоминать о жертвоприношениях: зроа — о пасхальной жертве, яйцо — о Хагиге.
Его культ также теряется в глубине веков. В росписях наши предки использовали закон развития дерева: на кончиках главных веточек — три почки как символ триединого естества рода человеческого — отец-мать-дитя. Писанки донесли до нас два основных изображения «Древа Жизни». Наиболее распространенное — реалистическое, реже — ажурный тризуб, древний знак наших предков ариев. А простой орнамент веточка со сплошными иголками с обеих сторон называется «сосонкой», как и ярко-зеленая травка хвощ , которая весной пробуждается одна из первых. Еще древние египтяне каждую весну, вместе с разливом Нила, обменивались раскрашенными яйцами, подвешивали их в своих святилищах и храмах. В египетской мифологии яйцо представляет потенциальную возможность жизни и бессмертия — семя бытия и его тайну. Яйцо — общечеловеческий символ сотворения мира и созидания — упоминается в Ведах как «Золотое яйцо Творения». Византийский христианский богослов и философ Иоанн Дамаскин говорил нечто схожее с ведическим представлением, — что «небо и земля во всем подобны яйцу: скорлупа — небо, плева — облака, белок — вода, а желток — земля. Из мертвой материи яйца возникает жизнь, в нем заключаются возможность, идея, движение и развитие».
В этом случае он почему-то забывает о яйце как христианском символе и его смысловом наполнении в соответствии с христианскими преданиями. То же самое относительно кулича пасхи. Древние славяне прославляли фаллос и выпекали в его честь круглый высокий, с «шапочкой», хлеб. Головку выделяли цветовой гаммой, мазали яичным белком, солодом, ставили на тарелку и обкладывали крашеными яйцами. С принятием христианства такой высокий хлебец стали называть пасхой. В России пасхи называются куличами, их выпекают широкими, большими. У большинства христианских народов на праздник Пасхи ничего не пекут. Женщины и девушки вели хоровод вокруг стола, потом глава семьи отламывал кусок этого символического хлеба, съедал сам и давал вначале сыновьям, а потом др. Такова история появления на нашем столе пасхального кулича. Источник - Рерих А.
Кулич Кулич олицетворяет самого Христа, присутствующего среди верующих. Согласно Евангелию, Спаситель называл хлеб своим телом. После Его смерти апостолы ставили хлеб на пустующее место за трапезой в память о Христе. Крашеные яйца Традиция красить яйца на Пасху связана с древним преданием о Марии Магдалине. Когда она рассказала римскому императору Тиберию о Воскресении Христа, тот не поверил. Тогда Мария показала ему яйцо, которое чудесным образом окрасилось в красный цвет — символ новой жизни.
Пасха из творога С творожной пасхой не все так просто. По одному из толкований, цилиндрическая форма блюда олицетворяет Гроб Господень, в котором было погребено тело Иисуса Христа. Согласно другой версии, пирамидальный вид пасхи символизирует холм Голгофу, место распятия и крестных страданий Спасителя. Пасхальный кулич Фото: newsnn.