оперу «Богема» представили вниманию публики 19 и 20 апреля на сцене «Астана Опера».
«Богема» без героя
Артура спросили, нет ли дискомфорта при концертном исполнении. Оказалось: нет. Ведь главное для исполнителя — представить образ, характер своего героя, а это может сделать только артист. Если он в материале, ему никакая декорация не нужна.
Я поинтересовалась, каким Артуру представляется Ниаз Даутов, которого он может знать только по словам коллег. Когда Исламов сказал, что в Казанской консерватории он учился в оперном классе Эдуарда Трескина, пел в спектаклях, которые тот ставил в оперной студии, вопрос можно было и не задавать. Кстати, как заметил сам Трескин, в его классе учились почти все исполнители, занятые в «Богеме».
Эдуард Германович, даже переехав в Москву, многое делает для увековечения памяти своего Учителя. Несколько его публикаций о Ниазе Курамшевиче размещено на сайте нашей газеты. Общаться с гостем из Италии на английском нам помогла Жанна Мельникова, завлит театра.
Она сообщила нам, что это уже третий его приезд в Казань. Он пел в «Богеме» и «Трубадуре». Рагаа рассказал, как познакомился с Гульнорой, как пел вместе с ней в «Богеме».
Он считает ее лучшей Мими, какую видел. Не впервые в нашем городе и музыканты оркестра Большого театра. На фестивале 2023 года в сопровождении московского оркестра прошли два гала-концерта.
Моя соседка в антракте задала риторический вопрос; зачем надо было приглашать оркестр Большого театра, у нас свой не хуже? Возможно, она бывала в Москве, слушала один из крупнейших оркестров в мире, состоящий из более чем 250 музыкантов, на родной сцене. Но у подавляющего большинства казанцев такой возможности нет.
Представляю, как трудно организовать гастроль целого оркестра, пусть и в неполном составе, но руководство театра имени Джалиля постоянно находит, чем удивить публику, предлагая каждый раз в принципе уже знакомый репертуар. Ведь многих приглашенных исполнителей меломаны довольно часто видят не только в спектаклях Шаляпинского фестиваля. Хотя не могу не заметить, что за годы существования фестиваля в Казани появилась постоянная знающая публика, готовая ту же «Богему» смотреть десятки раз, ведь даже один гастролер может способствовать появлению новых акцентов музыкального и сценического действа.
Как пояснил Антон Гришанин, репетиция с солистами все-таки состоялась, и не одна. Хор, кстати, потрясающий у вас! Прямо очень хороший.
Соответственно, в Москве мы тоже со своим составом очень тщательно репетировали, потому что опера очень сложная. Конечно же, мне больше нравится, когда я занимаюсь только музыкой и не отвлекаюсь на всякие режиссерские задачи». Мой вопрос дирижеру не касался конкретного спектакля и конкретной оперы, хотя вызвала его именно «Богема».
Я спросила маэстро, как он относится к тому, что многие современные режиссеры-постановщики тщательно стирают социальную проблематику классических опер, сводя музыкальные истории к частной жизни. Вопрос не показался московскому дирижеру интересным, и он оставил его без ответа, сославшись на то, что при концертном исполнении такой проблемы нет. Понимаю, что такой вопрос лучше задать режиссеру, но тут такой возможности не было.
А спросить хотелось. Поскольку «Богему» без социальной проблематики просто трудно представить. Главный ее конфликт проистекает из условий жизни героев оперы: они знают, что такое нищета, холод, отсутствие крыши над головой.
Болезнь Мими, судя по ее кашлю, туберкулез, и ее ранняя смерть тоже вряд ли были возможными, если бы она жила в тепле и комфорте. Современным зрителям, конечно, этого не понять.
И до конца своих дней верить, что просто вас, наверное, не заметили». Режиссёр подчеркивает — сегодня «богемная» модель отношений стала повсеместной. Между героями этой истории сначала возникает сексуальная близость — и только потом происходит знакомство. Фабрика в стиле лофт во втором акте превращается в ночной клуб со стробоскопами и неоновыми огнями.
Режиссёр второго действия Дмитрий Отяковский считает, это одновременно четыре разных спектакля — и единое художественное высказывание: «Обычно если сравнивают двух режиссёров, у них все разное. Разные костюмы, разные декорации. И за этим часто суть нашей профессии, а именно анализ музыкальной драматургии, она часто теряется. И вот здесь можно увидеть, как актеры, переходя из акта в акт, вдруг удивительным образом перевоплощаются, через каждую нашу уникальную оптику. Я думаю, что увидев спектакль вы в этом убедитесь. Что вроде бы ничего не поменялось, всё то же самое.
Корреспондент « 24KZ » Томирис Билял побывала на репетиции артистов и симфонического оркестра. Сюжет эмоционально сильной оперы «Богема» итальянского композитора Джакомо Пуччини разворачивается в богемском квартале Парижа. В центре внимания любовь поэта — Родольфо и девушки Мими. Передать эту атмосферу готовится команда «Астана Опера». В новом году на сцене дебютируют яркие солисты театра.
Показы оперы «Богема» прошли 6 и 7 февраля. В основу события заложена, как мне кажется, интересная фестивальная идея: партитура Пуччини в течение двух вечеров была замечательно исполнена оркестром Большого театра России дирижёр Антон Гришанин , а вот солисты были совершенно разные — в первом спектакле пели представители Большого, а во втором — солисты Татарского академического театра оперы и балета. Конечно, писать о двух спектаклях назову их всё-таки спектаклями в формате сравнения — дело неблагодарное. Я лишь пунктирно выделю из двух составов нескольких артистов — исполнителей главных партий. Начну с солистов Большого театра. Обе молоды, красивы… У них масштабные, яркой окраски, голоса, хотя разные по характеру: у Анны - сопрано-spinto, а у Полины - лирико-колоратурное сопрано. Надо учесть, что Шабунина — пока ещё стажёр труппы Большого театра. Кстати, на Шаляпинском фестивале у Полины был дебют в партии — её можно поздравить! Рудольфом в первый вечер был солист московского театра «Новая опера», приглашенный солист Большого театра Алексей Татаринцев, хорошо знакомый казанской публике. Алексей как всегда был стабилен, ярок, но его замечательный лирический тенор, на мой взгляд, не совсем для опер Пуччини. У Андрея Потатурина Марсель — великолепный драматический баритон. Он фактурен, артистичен, однако мне, как слушателю, не всегда хватало в его исполнении кантилены. Во второй вечер в касте доминировали казанские артисты, что является довольно редким случаем на Шаляпинском фестивале.
Лента новостей
- Четыре взгляда на «Богему» | Музыкальная жизнь
- Театр Бориса Эйфмана выступит с гастролями в Минске
- «Богема»: Мариинский театр дает первый оперный спектакль после перерыва | Точка Арт
- Выбор цветовой схемы:
«Геликон-опера» поставит «Богему» Джакомо Пуччини
Первый премьерный блок прошел с аншлагом, несомненным успехом и благодарными овациями зрителей, второй стартует 25 ноября. Геликоновская «Богема» привлекла в театр молодую аудиторию, и это неудивительно, ведь, когда на сцене и за кулисами — твои ровесники, а жизнь героев напоминает твою собственную, это вызывает живой искренний интерес. Режиссеры — молоды и амбициозны, все прошли через горнило конкурса «Нано-опера»: Елизавета Корнеева стала лауреатом II премии «Нано-оперы» 2019 года, нынче — режиссер Красноярского театра оперы и балета; Дмитрий Отяковский — лауреат I премии «Нано-оперы» 2017 года, режиссер Мариинского театра; Михаил Сабелев — лауреат III премии «Нано-оперы» 2019 года, режиссер Музыкального театра Кузбасса; Ляйсан Сафаргулова — лауреат I премии «Нано-оперы» 2019 года, режиссер Башкирского театра оперы и балета. С ними в команде трудились лауреаты Национального чемпионата творческих компетенций «ArtMasters» Максим Греллер, художник по свету, Елизавета Холмушина, художник по костюмам и Наталья Блинкова, художник по гриму, а также Ирина Сид, художник-сценограф, и Федор Архивов, художник по костюмам.
Это единственная из девяти опер в афише Шаляпинского фестиваля, которую зрители слышат в концертном исполнении. То есть произведение не представляет собой спектакль в полном смысле слова, с декорациями и артистами в костюмах, и исполняется как в филармонии или консерватории — с музыкантами на сцене, а не в оркестровой яме, и с солистами максимально близко к зрителю. И 6-го, и 7-го февраля дирижировать оркестром из 74 музыкантов приехал в Казань заслуженный артист России Антон Гришанин, также служащий в Большом театре России. Хор, кстати, потрясающий у вас! Прямо очень хороший. Соответственно, в Москве мы тоже со своим составом очень тщательно репетировали, потому что опера очень сложная. Конечно, когда спиной стоишь к солистам, связка музыка-певец непросто исполняется.
Так что мы провели цикл репетиций. Конечно же, мне нравится, когда я занимаюсь только музыкой, вижу певцов и не отвлекаюсь на всякие режиссерские задачи. Конечно, театр — это театр: особенно в наше время визуализация очень важна. Я считаю, что новые, неизвестные пока оперы могут появиться в концертном исполнении, а потом приобрести форму уже и режиссерскую.
Постановщики не испугались, говоря на сленге, нафталина, потому что убеждены в своей правоте обращения с классикой. И эта уверенность работала стопроцентно на восприятие зрителя. Ничто на сцене не мешало сосредоточиться на прекраснейшей музыке, отражающей сильные чувства участников трогательной романтической истории из жизни парижской богемы.
При этом было все. Серьезность понятий любви, свободы, искусства естественно-непринужденно разбавлялась комическими сценками, полными живости и остроумия. Молодое нахальство героев сменялось их глубоким сопереживанием перед лицом смерти. Алексей Татаринцев, солист театра Новая опера, исполнитель партии Рудольфа, бесспорно, был главным центром зрительского притяжения. Его многокрасочный тембр голоса, с мелким и частым рокочущим вибрато, легко и мощно на высоких нотах с большим запасом перекрыл оркестр, играющий в полную силу в сцене знакомства с Мими. Прекрасный голос и мастерское владение им вкупе со сценической уверенностью, актерскими качествами создали яркий образ Рудольфа. И, совершенно, незабываемы в финале оперы последние фразы Рудольфа, для которых певец нашел необходимую силу, краску, нерв и драматический накал.
Вокруг Татаринцева сцементировался весь ансамбль солистов. Они оставались чуть в тени на его фоне, но все же достойно провели свои партии.
Потерпев провал на премьере в Турине в год создания, опера быстро заняла подобающее ей место на европейских сценах и в России, где на премьере 1897 года в Частной опере Саввы Мамонтова пели Надежда Забела и Фёдор Шаляпин. Лучшим Рудольфо современности стал Лучано Паваротти, партия которого стала для него знаковой. На сцене Большого зала псковской филармонии опера идёт в постановке Аркадия Гевондова.
В «Геликон-опере» состоялась молодежная премьера
Им кажется, что сегодня здорово, легко и хорошо, и так будет всегда. А то, что будет завтра, они не думают об этом, они не строят, не продумывают наперед свою жизнь. Им кажется, что они играют в игры друг с другом, а они ломают судьбы в это время». Партия роковой красотки Мюзетты досталась артистке Роксане Манвеловой. Раньше она выступала в хоре, и эта роль для нее первая в сольной карьере. Роксана Манвелова, исполнительница роли Мюзеты: «Сольная партия «Вальс Мюзетты» исполняется в трех хореографических поддержках. Она не просто стоит и поет, как это принято в других театрах. Не хочу обидеть остальные театры, но у нас инновационная, скажем, постановка». Инновации особенно хорошо заметны в декорациях. Действие происходит внутри большого фотоаппарата.
На протяжении спектакля в его объективе зритель видит и главную героиню, и луну, и зимнюю снежную бурю.
Джалиля «подрастает» молодой талантливый бас Ирек Фаттахов, исполнивший партию Коллена. Ему только нужно избегать открытых нот в верхнем регистре голоса, и тогда совсем будет хорошо. Выше всяких похвал играл оркестр Большого театра, блистательно ведомый маэстро Антоном Гришаниным. Более чуткого отношения дирижёра к певцам при такой насыщенно-плотной партитуре я давно не слышал! Очень эффектным оказался выход через весь зрительный зал театра в финале 2-го акта сценического духового оркестра Большого театра в ярких костюмах художник по костюмам — Седрик Тирадо : публика не удержалась и разразилась овацией прямо в такт музыки. Этот режиссёрский приём, конечно, не новый, но уж очень он был неожиданным для такого формата. В кулуарах фестиваля дирижер Антон Гришанин поделился своим мнением относительно концертных и полуконцертных версий опер: «Я хорошо отношусь к такой продукции, потому что передо мной, как дирижёром, в этом случае стоят только музыкальные задачи.
Мне кажется, что перед каждым сценическим воплощением оперы нужен и полезен концертный вариант». Маэстро Гришанин высоко оценил работу хора театра имени Джалиля, отметив его высокий класс. Тукая, певца и режиссера Ниаза Курамшевича Даутова. Дело в том, что будучи главным режиссером, Н. Даутов в 1984 году ставил этот шедевр Пуччини на сцене Татарского театра оперы и балета. Это была одна из последних работ мастера.
Это было мое первое знакомство с Гульнорой, если не считать ее концертных выступлений, на которых я присутствовала. Много слышала и читала о молодой певице. Однако в роли Сююмбике на фоне Екатерины Сергеевой из Мариинского театра молодая певица заметно проигрывала как драматическая актриса. И вот новая встреча. Это даже не яркое впечатление, а восхищение! Этот тот случай, когда на оперном спектакле ты не воспринимаешь пение отдельно от драматического действа, как не оцениваешь речь говорящего отдельно от ее содержания. Партию Рудольфа можно назваться коронной для исполнителя. Он поет ее и в Италии, и во Франции, и в Германии. На знаменитом итальянском фестивале Пуччини в Торре дель Лаго летом 2018 года Рагаа был признан лучшим тенором года. И она была права. Солнце Италии очень сильно пошло Рагаа на пользу. Певец, получивший первую профессиональную подготовку как музыкант в Каире, теперь поет по всей Европе. А нам приходится в очередной раз сожалеть, что в театре имени Джалиля нет своего тенора. С тенорами здесь всегда была проблема. Счастливое исключение составлял Хайдар Бигичев, который пел на сцене театра имени Джалиля 21 год, начиная с 1977 года. Так что надежда на полноценный спектакль «Богема», о котором говорил журналистам Артур Исламов, слабая. Хорошо, что есть петербуржец Ахмед Агади, который сотрудничает с нашим театром аж с 1995 года. Принято считать, что любой театр, драматический, музыкальный, тогда считается полноценным, когда в нем есть артисты на определенный, эталонный, спектакль. Видимо, этим золотым правилом руководствовался Ниаз Даутов, когда в 1956-1960 и 1975-1986 годах был художественным руководителем и главным режиссером театра имени Джалиля. Он мог ставить и оперы, самые разные, и оперетты, и даже специальные музыкальные программы для детей. Я до сих пор помню спектакль для детей «Музыкальная шкатулка». И лишь изредка мы видели гастролеров. Всегда, кроме спектаклей Шаляпинского фестиваля, на сцене были солисты своей труппы. Да и в спектаклях фестиваля центральные партии часто исполняли казанцы: Зиля Сунгатуллин, Юрий Борисенко, Эдуард Трескин… Кстати, спектакль «Богема» 7 февраля был посвящен 110-летию со дня рождения выдающегося певца, педагога, главного режиссера Татарского театра оперы и балета Ниаза Курамшевича Даутова. О работе с Ниазом Даутовым над постановкой «Богемы» 4 февраля рассказал любителям музыки Эдуард Трескин, исполнявший в спектакле 1984 года партию Марселя. Лекция прошла в рамках образовательной программы Шаляпинского фестиваля в Национальной библиотеке РТ. Он сделал это же, но уже вкратце перед началом спектакля. Не могу не сказать несколько слов о других исполнителях, занятых в «Богеме». Были времена, когда я могла наблюдать за певцами годами, видеть их в разных ролях, сравнивать с гастролерами. Сейчас чаще всего встречаешься на одном-двух спектаклях, а как известно, один спектакль не похож на другой. В такой ситуации трудно давать оценки. Могу сказать одно: я слышала хорошие голоса, радовалась за театр, куда пришло новое поколение певцов, которое я, к сожалению, знаю мало, видела ансамблевое исполнение, а это очень важно в любом спектакле. Хотя при концертном исполнении это удается не всегда. Их возможности для сценического перевоплощения были много скромнее, чем у Гульноры и Рагаа. Возможно, в полноценном спектакле они могли бы произвести большее впечатление. Хотя каждый старался использовать малейшие возможности концертного исполнения для воплощения характера своего персонажа.
С ними в команде трудились лауреаты Национального чемпионата творческих компетенций «ArtMasters» Максим Греллер, художник по свету, Елизавета Холмушина, художник по костюмам и Наталья Блинкова, художник по гриму, а также Ирина Сид, художник-сценограф, и Федор Архивов, художник по костюмам. Но главное, «Богема» живет и развивается — в ноябрьской серии нас ждут дебюты, и впервые в спектакле в роли Марселя выступит Дмитрий Чернов, стажер II Молодежной программы оперных артистов театра «Геликон-опера» и АНО «Арт-Гелиос» проводится при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив , а в роли Коллена — лауреат международных конкурсов Григорий Соловьев. Постановка оперы «Богема» Дж. Показы состоятся 25 и 26 ноября в 19 часов, 27 ноября — в 16 часов.
Образцово-показательный оркестр Росгвардии выступил с оперой «Богема»
Сегодняшняя "Богема", супротив ожиданиям, с современностью оказалась не очень дружна. Заявленная в самом начале еще перед увертюрой звуковая инсталляция в индустриальном стиле, естественно, абсолютно противоречила мелодики Пуччини, но могла стать для публики интересным связующим звеном между шумом большого города и миром искусства. Однако так и осталась "разогревом" для классика. Да, конечно, на сцене легко обнаруживались внешние приметы сегодняшнего дня как в костюмах, так и в попытках главных героев подработать, например, доставщиками.
Но новых, неожиданных смыслов, чувств и образов все это не рождало. Очень заметно было лишь то, что амбиции мешали молодым режиссерам договориться друг с другом видно, "Богема" еще не утратила своей способности рассоривать людей. Четыре акта оперы между постановщиками были поделены в алфавитном порядке похоже тоже во избежание конфликтов , поэтому часто возникало ощущение, что это четыре одноактных оперы и совершенно разные отношения у героев.
А каждый из режиссеров будто жалеет, что композитор не дает ему возможности расправиться с героями в данный момент и, таким образом, оставить коллегу без работы. При этом нельзя не заметить, что все режиссеры проявили себя профессиональными и очень "насмотренными" людьми, отчего иногда выскакивали абсолютные режиссерские "штампы".
Такого масштабного яркого спектакля здесь еще не было, и очень здорово, что все те идеи, с которыми я приехала, нам удалось воплотить, и я очень рада, что труппа отнеслась с таким энтузиазмом, что им было интересно, что они работали с удовольствием, и что мы дошли до того высокого результата, который я всегда стараюсь держать в своих спектаклях, - сказала режиссёр оперы "Богема" театра "Царицынская опера" Анна Фекета. Дирижировать спектаклем будет Сергей Гринев, автор сценографии — неоднократный номинант и обладательница национальных театральных премий «Золотая маска» Елена Вершинина.
Автор светового контента - главный художник по свету «Царицынской оперы» Андрей Павлов. Сцена «Новой оперы» хорошо знакома волгоградским артистам - на предыдущий фестиваль театр привозил музыкально-хореографическую мистерию "Кармину Бурану". Выступление прошло на "ура", и на такую же реакцию зрителей и критиков "Царицынская опера" рассчитывает и сегодня.
По мнению режиссера Аркадия Гевондова, у них тот же выбор, что и у их ровесников, героев оперы. Это — выбор между бедностью и любовью или возможностью стать великим художником, поэтом. Ответ один — любовь превыше всего. Сюжет лирической оперы о французской жизни, созданной итальянскими авторами в 1896 году, знакомит с картинами из жизни талантливых, но не признанных художников и писателей, которые создают свои творения, влюбляются и веселятся, с юмором преодолевая бедность и тяготы жизни. Они — та самая богема, которую, познав в молодости, покинул французский писатель Анри Мюрже благодаря успеху своих «Сцен из жизни богемы», ставших основой либретто оперы. Потерпев провал на премьере в Турине в год создания, опера быстро заняла подобающее ей место на европейских сценах и в России, где на премьере 1897 года в Частной опере Саввы Мамонтова пели Надежда Забела и Федор Шаляпин.
Когда она собирается уходить, Мими замечает, что обронила свой ключ, который оба начинают в темноте искать. Услышав рассказ Мими о своей жизни, Рудольф признается ей в любви, и она отвечает ему тем же. С улицы доносятся голоса друзей, и новоиспечённая пара решает пойти вместе в «Момус». В Латинском квартале все шумно празднуют Рождество. Дела у уличного продавца игрушек Парпиньоля идут в эти дни особенно в гору — от детворы нет отбоя. Рудольф покупает для Мими розовый чепчик, который она уже давно желала, как она потом признается. В Кафе «Момус» друзья встречают бывшую возлюбленную Марселя Мюзетту, рядом с которой находится её новый богатый поклонник Альциндор. Мюзетта всячески помыкает стариком, обзывает его Лулу — лишь только бы прежний возлюбленный обратил на неё внимание.
Марсель ревнует, но Мюзетте удаётся отослать Альциндора с поручением, чтобы вернуться к Марселю. Друзья весело покидают «Момус», не расплатившись — Шонар обнаружил, что его деньги закончились, на что Мюзетта сказала слуге, что за них по возвращении расплатится пожилой господин Альциндор. Возвратившись и увидев счёт, старый ухажёр теряет равновесие и в шоке падает на стул. У Марселя появился шанс заработать немного денег, выкрасив кабаре на окраине города. Здесь выступает Мюзетта, из кабаре слышится её смех.
Маэстро Николай Хондзинский будет дирижировать оперой «Богема» в Волгограде
Альберто Веронези не продирижирует «Богемой» | Группа женщин устроила скандал на опере «Богема» Мариинском театре в Петербурге. |
«Богема» Пуччини в театре «Геликон-опера» — театральный эксперимент | «Царицынская опера» покажет «Богему» для поддержки участников СВО. |
15 марта сразу три артиста впервые исполнят партии в опере "Богема" | Группа женщин устроила скандал на опере «Богема» Мариинском театре в Петербурге. |
«Геликон-опера» поделилась фотографиями с показов «Богемы» Пуччини | Сегодня «Богема» – одна из самых исполняемых опер в мире. |
Открытая репетиция оперы «Богема» для СМИ
Знаменитая опера Пуччини в театре «Санктъ-Петербургъ Опера» осмыслена как история о трагическом противоречии между мечтой и прозой жизни. из Парижа времен эпохи Луи-Филиппа - в Париж начала 20-го века. подробная информация, 12+. Шедевр Джакомо Пуччини поставил режиссёр из Великобритании Йан Джадж, в разное время работавший в Королевском шекспировском театре.
Геликоновская «Богема» порадует дебютами
Богема. опера в 2-х действиях музыка Джакомо Пуччини постановка Бенедикт Ардиле, новая режиссерская версия Алексея Степанюка. В «Геликон-опере» прошла премьера оперы Пуччини «Богема». Пуччини «Богема» давно уже стала царицей сцен во всем мире. Сегодня «Богема» является одной из популярных опер в мире. Фестиваль Пуччини в Торре-дель-Лаго объявил о смене дирижёра в новой постановке оперы «Богема».
«Богема» в «Геликон-опере»: премьера с четырьмя режиссерами (28—30 сентября 2022)
В Нальчике состоялась премьера оперы итальянского композитора Джакомо Пуччини «Богема» | Опера «Богема» в Мариинском театре. |
В Нальчике состоялась премьера оперы итальянского композитора Джакомо Пуччини «Богема» | Опера Джакомо Пуччини "Богема", в трех действиях. |
«Царицынская опера» покажет спектакль для перевода средств в Фонд поддержки СВО | Сегодня, 17 июля, на сцене Мариинского-2 состоится первый после четырехмесячного перерыва оперный спектакль не в концертном исполнении — опера Пуччини «Богема». |
Опера «Богема» в Мариинском театре
Веристская опера оказалась недолговечной в силу своей эстетической ограниченности: преувеличенные эмоции и устоявшиеся штампы переходили из оперы в оперу. Ходила В Большой театр на Новую сцену, смотрела оперу " Богема" Джакомо Пуччини. Билеты на оперу «Богема» продаются онлайн на сайте