Во время фестиваля «Монстры рока» в Тушино, 28 сентября 1991 года Александр Поляков/РИА «Новости». Этот концерт состоялся спустя месяц после знаменитого августовского путча и навсегда вошел в историю как отражение событий в стране. Тэги рок-фестиваль Монстры Рока.
Фестиваль Monsters of Rock глазами музыкантов: Metallica играла, бутылки летали
Но в Москве в разговорной речи никто в здравом уме не склонял названия районов, тогда как приезжие копирайтеры писали тексты в соответствии с теми нормами, которые учили а названия деревень вроде как принято склонять было. Традицию склонять всё что можно склонить я могу объяснить только этим — большое количество понаехавших, которым неведомы московские традиции, дорвались до работы в СМИ и начали пейсательствовать.
Кстати, сами E. Затем тысячи советских последователей рок-культа наконец-то узрели живьем настоящих «монстров» — легендарных американцев Metallica. Каждую песню группы фанаты встречали с неподдельным восторгом, многократно усиленным алкоголем и еще бог весть чем. Спустя годы Metallica включили оба трека в сборник кавер-версий, известный как Garage Inc и вышедший в 1998 году. Милиция в очередной раз безуспешно пыталась укротить бесноватую публику, но в стражей порядка полетели бутылки и прочая дрянь. Зарубежные гости вообще не понимали, что происходит, а успокоить публику помогло лишь обращение организаторов: «Ради безопасности музыкантов мы прекращаем концерт, слушайте Ласковый Май! Поскольку ограничений на пронос алкоголя не было, в том числе в бутылках и канистрах, народ постоянно употреблял спиртное, и вскоре в народной среде возник оборот "тушинское попоище".
Металлический рок властвовал в тот день над тушинским полем. Кто бы мог подумать, что спустя всего месяц после крупнейшего ежегодного хард-рок-события — фестиваля «Монстры рока» в местечке Касл-Донингтон Англия три из пяти выступавших там коллектива приедут в Москву. Приятно — теперь нашу столицу не будут числить рок-периферией. К тому же мы воочию увидели легендарного Ангуса Янга — и он оправдал все ожидания. В припадке маниакального рок-безумия он бился в истерике на сцене, разбрызгивая слюну и пот во все стороны. Именно этого нашим рокерам в годы тоталитаризма и не хватало — убедиться воочию, приобщиться, «потрогать руками». Что ж, теперь это стало реальностью. Помимо прочего, мы вновь убедились, что ИХ аппаратура лучше, что ИХ музыканты профессиональнее, что ИХ техники работают в белых перчатках. Мы посмотрели на настоящий шоу-бизнес. Посмотрели в очередной раз со стороны. Организаторы не удосужились провести даже подобие пресс-конференции. Аккредитация носила чисто символический характер, а половина блюстителей порядка не имела представления, по каким пропускам кого и куда пускать. Но есть еще что-то более общее и серьезное, что принижает эйфорию. Десятки раненых и покалеченных? Какое сборище в несколько сот тысяч молодых людей обходится без подобной печальной статистики? В том же Касл-Донингтоне в 1988 году двоих вообще задавили насмерть. Но шоу-бизнес немедленно сделал выводы: на следующий год фестиваль отменили, а специалисты ломали голову над сооружением таких конструкций для безопасности зрителей, чтобы и воздух был, и наблюдать зрелище было удобно. У нас же, по-моему, сколько концертов ни проводи, сколько жертв при этом ни имей, все равно ничего не изменится. И вот уже опять послышалась старая песенка: «Запретить! Но их не хватило бы, даже если пригнать по одному милиционеру на каждого зрителя. Потому что ЭТА милиция никакого порядка блюсти не может, уважения или даже страха не вызывает. Милиция на тушинском поле олицетворяла иные ценности, чем перед Белым домом в августовские дни. Представьте себе, уже в 12 часов дня — за два часа до концерта — свободное перемещение сбоку от сцены было перекрыто: всех гнали в центр. Хмурые курсанты не видели вокруг себя людей: клепаные куртки, рваные джинсы, небритая щетина — что церемониться с эдакой шпаной? В первых рядах прижатые к металлической ограде и стиснутые со всех боков люди стояли лицом к лицу с милицейской цепью. Ограда держалась прочно. В нее вдавливались. Добрые милиционеры выдергивали из толпы теряющих сознание, злые — пускали в ход дубинки. Вскоре в них полетели бутылки. А вы как думали? Я не хочу сказать, что милиционеры — это плохо. Но в силу нашей объективной действительности, тяжелой и надоевшей жизни на тушинском поле, как и везде в стране, незримо присутствовал дух озлобления. Даже не дух — душок скорее. Ведь на этот раз никого не убили. А могли. Нет, как ни говорите, а в самом слове «Тушино» так и слышится нечто роковое — «туша», «тушить»...
Связей за границей у меня не было, интернета тоже. Единственное, что дал мне приятель — номер телефона сына президента Warner Bros, Марка Росса. Позвонил ему и с ходу стал рассказывать сказки: мол, в России только что произошла революция, коммунисты ушли от власти, началась новая жизнь и все такое. Я сразу понял, что на этом можно сыграть», — вспоминал позже Зосимов. Первоначально была идея выступить на Ходынском поле, но побоялись, что в случае побоев пресса будет сравнивать фестиваль с давкой в Ходынке; в итоге, концерт перенесли в Тушино, однако побоев и сравнений избежать не удалось. Все дороги ведут в Москву Фанаты, узнав о предстоящем событие, съезжались со всего Союза. Вход был абсолютно бесплатным, а от количества прибывших удивлялись не только организаторы, но и власти, которые заранее об охране и не позаботились. В последний момент к аэродрому стянули милицию и военных. Над полем кружил вертолет. Люди в форме пытались навести порядок довольно жестокими методами, вступая в драки и избивая фанатов. Я ходил и не понимал, что поисходит. Зачем они это делают?
«Монстры рока» в Тушино: самый безумный концерт перестройки
я был на концерте Монстры в Москве на аэродроме в Тушино в 1991 г. Картину происходившего в сентябре 1991 в Тушине с помощью очевидцев восстановила корреспондент "Вестей ФМ" Екатерина Косинец. Решение поставить самую агрессивную из всех участников Монстров Рока группу на разогрев удивляет до сих пор. Что еще почитать. Монстры Рока (Monsters of Rock) рок-фестиваль, состоявшийся в СССР 28 сентября 1991 года на поле аэродрома Тушино в Москве. tov_boluta в сообществе picturehistory: «Монстры рока» в «Тушино» в 1991-м.
Самый масштабный рок-фестиваль в ссср «монстры рока»: фото, видео, факты
Все-таки беспорядки были: 51 человек госпитализировано, более 100 обратились в медпункты, 50 человек задержано с наркотиками и холодным оружием, 1 человек с огнестрельным оружием. Ведь в Тушино не был ограничен пронос любого алкоголя а также в бутылках и даже канистрах , на концерте наличествовало большое количество зрителей, деятельно его пользовавшихся, и вскоре возникло знаменитое «тушинское попоище ». Металл и рок властвовал 28 сентября над тушинским полем.
В итоге 51 человек попал в больницы, около сотни обратились в медпункты, столько же оказались в вытрезвителях.
Еще 50 были задержаны с холодным оружием и наркотиками. У одного зрителя обнаружился огнестрел. Ходили слухи и о погибших, но официальные данные смертей не подтвердили.
И все же этот концерт стал событием. Звук, спецэффекты и грандиозный салют в конце удались на славу. С тех пор концертов такого масштаба в Москве не было.
За 30 лет мы прошли большой путь, предпочтя вольности безопасность.
И тут редактор металлического фэнзина Zarazza Алексей Трофимов вспомнил про Тушинский аэродром. И, как оказалось, удачно. В результате это место на следующие 20 лет стало одной из важнейших точек на карте концертной Москвы — впоследствии там проводились фестивали "Крылья" и "Максидром". Публика стала появляться на поле еще ночью. Около полутора тысяч человек поставили палатки на еще мокром после вчерашнего дождя поле и жгли костры. Некоторые ночевали в подъездах ближайших домов, их выгоняла милиция, но они возвращались. Тогда же случились и первые драки — группа неустановленных граждан перевернула машину с питанием для обслуживающего персонала. Тем временем впервые оказавшиеся в Москве музыканты "Металлики" без сопровождения отправились гулять по ночному городу.
У Белого дома "последние могикане" августовских баррикад на расстроенных гитарах исполнили для Ларса Ульриха и Кирка Хэммета Wind of Change. Scorpions - вот, что в России главнее всех других команд вместе взятых! А утром на поле повалила публика, в которой поклонники металла со всех концов страны оказались перемешаны с подмосковными гопниками, привлеченными халявой, выпивкой и перспективой сломать кому-нибудь нос. Над толпою взметнулась огромная растяжка: "Мы ждали 8 лет! Все ошибки организации тут же дали о себе знать. По мнению Зосимова "свободный вход" означал отсутствие каких бы то ни было кордонов на этом самом входе. Разумеется все, кто хотел пронести с собой пресловутые "напитки в стеклянной таре" - их пронесли, а бутылки потом полетели в милицию. Явила себя во всей красе и межведомственная неразбериха: 11 000 охранников собирали в последний момент. Единого центра управления и координации они не имели.
На поле были замечены: спецназ, морская пехота, срочники советской армии и внутренних войск, пешая и конная милиция, курсанты московских милицейских школ и военных училищ, автоинспекторы ГАИ, американские и почему-то венгерские "секьюрити" и отечественные "бойцы" из охранного кооператива "Алекс". Больше всех "отличились" обычные солдаты, многим из которых в этот день впервые дали в руки резиновую дубинку, но не объяснив толком, как и в каких случаях ее следует применять. Некоторые из них кидались избивать людей за любое неправильное по их мнению действие, другие наоборот оставляли свой пост, отпивали из чужих бутылок и окончательно смешивались с толпой зрителей. Один из таких, ошалевших, снял китель и залез на вышку с аппаратурой. Через секунду ему в голову прилетела бутылка. Милиция сумела удержать ситуацию буквально в шаге от катастрофы, разбив людское море на отдельные условные сектора. Основное "месиво" началось во время выступления Pantera и выглядело со сцены настолько страшно, что представители Warner Inc потребовали немедленно остановить концерт и закрыть фестиваль от греха подальше. Их с трудом уломали... Зосимов вышел на сцену и рявкнул во всю мощь 550-киловаттной аппаратуры: "Ради безопасности музыкантов мы прекращаем концерт и слушайте тогда "Ласковый Май"!
Хоть немного, но помогло. К слову сказать, милицейский протокол по итогам "Тушинского побоища" получился совсем не впечатляющим: всего за медицинской помощью обратились 76 человек, 53 было госпитализировано, в основном с черепно-мозговыми травмами из них — 16 военнослужащих и сотрудников милиции , 50 человек были задержаны с холодным оружием и наркотиками, была изъята одна единица огнестрельного оружия. На всем пути от метро до Тушинского поля стеклянные автобусные остановки - внебрачные потомки провалившегося горбачевского "сухого закона" - были полностью разгромлены. Одним словом, для такого количества народа, к тому же разогретого всевозможными напитками, результат вышел на редкость смехотворным. Особенно после знаменитого "черного Вудстока", организованного группой Rolling Stones в Алтамонте, где после массовой драки, устроенной "Ангелами Ада", с поля вывезли пять трупов, а количество раненых не установлено до сих пор. На первых Monsters of Rock в Доннингтоне двух человек задавили насмерть. В Тушино же обошлось совсем без умертвий. О музыке говорить и вовсе бесполезно. Увы, но любая, даже самая качественная видеозапись, всегда была, есть и будет лишь бледным отпечатком настоящего концерта.
А уж пытаться передать такое словами — увольте.
Решение поставить самую агрессивную из всех участников Монстров Рока группу на разогрев удивляет до сих пор. Продолжила концерт американская группа The Black Crowes, чей традиционный блюз-рок был бы куда уместней в качестве разогрева. Черные Вороны отыграли всего две песни и быстренько уступили сцену советским рокерам E.
Последний факт, кстати, широко используют фанаты Жана, периодически устраивающие с поклонниками Валерия Кипелова эпические срачи и холивары на тему «Кто круче и метальнее, Ария или ЭСТ? Кстати, сами E. Затем тысячи советских последователей рок-культа наконец-то узрели живьем настоящих «монстров» — легендарных американцев Metallica. Каждую песню группы фанаты встречали с неподдельным восторгом, многократно усиленным алкоголем и еще бог весть чем.
Самый масштабный рок-фестиваль в ссср «монстры рока»: фото, видео, факты
фестиваль Monsters of Rock. 28 сентября 1991 года на аэродроме Тушино состоялся рок-фестиваль "Монстры рока". фестиваль Monsters of Rock. Во время фестиваля «Монстры рока» в Тушино, 28 сентября 1991 года.
«Монстры рока» в Тушино: самый безумный концерт перестройки
Концерт «Монстры рока в СССР» отгремел спустя месяц после путча ГКЧП и в какой-то мере стал символом новой страны. Этот концерт состоялся спустя месяц после знаменитого августовского путча и навсегда вошел в историю как отражение событий в стране. После только что миновавшего августа 1991 года страна дышала новым для себя воздухом свободы, который с непривычки отдавал духом вольницы. Картину происходившего в сентябре 1991 в Тушине с помощью очевидцев восстановила корреспондент "Вестей ФМ" Екатерина Косинец. крупнейшего концертного события в истории России, рассказанная от лица организаторов, музыкантов и зрителей фестиваля. «Монстры рока» — международный рок-фестиваль, состоявшийся в СССР 28 сентября 1991 года на поле аэродрома Тушино в Москве, вскоре после августовского путча ГКЧП.
Вспоминая Тушино… Монстры рока в Москве 1991/09/28
Концерт в Тушино, получивший сразу два неофициальных названия – «тушинское попоище» и «тушинское побоище», оставил двоякое впечатление. Пафосное мероприятие под названием «Монстры рока» под организацией человека с лицом профессионального комсомольца и гэбэшника – Бори Зосимова – разразилось как нельзя вовремя. 28 сентября 1991 года на аэродроме Тушино состоялся рок-фестиваль "Монстры рока". В 1991 году группа Metallica приезжала в Москву, чтобы выступить на фестивале «Монстры рока» в Тушино. metallica-red_place-1991_1023. Все обалдели: Галанин о "Монстрах рока" в 1991 году.
Рецензия: документальный фильм «Монстры рока в Тушино. 30 лет спустя»
Название видео прекрасно отразило всю суть концерта в Тушино. Phil Anselmo Вокалист Pantera Москва меня потрясла — у вас тут произошла самая настоящая революция. Я видел множество молодых людей, пока мы гуляли по городу. Для них наш приезд был чем-то чудесным, необыкновенным. И эта огромная толпа на концерте — такое не забудешь!
Зарубежные гости вообще не понимали, что происходит, а успокоить публику помогло лишь обращение организаторов: «Ради безопасности музыкантов мы прекращаем концерт, слушайте Ласковый Май! Поскольку ограничений на пронос алкоголя не было, в том числе в бутылках и канистрах, народ постоянно употреблял спиртное, и вскоре в народной среде возник оборот "тушинское попоище".
Среди публики был задержан один молодой человек под героином, очевидцы говорили, что кое-где неприкрыто курили травку. Раздетый до трусов Ангус Янг, пьяные фанаты, мочившиеся не отходя от сцены… Да уж, такого Советский Союз точно раньше не видывал. Конечно, раньше никто и представить не мог, что в рамках одного фестиваля в Москве выступят сразу столько звезд мировой рок-сцены. Ознаменовав собой наступление долгожданной свободы в Советском Союзе, Монстры Рока в Тушино и по сей день активно обсуждаются в Интернете, став притчей во языцех уже для нескольких поколений рокеров России и стран СНГ.
Ради поддержания порядка полиция милиция и другие силовики действовали в своей привычной манере, в ответ в доблестных стражей заслуженно обрушился шквал бутылок и прочей дряни.
Ситуация вообще грозила выйти из-под контроля, зарубежные гости были в ахуе, и только обращение организаторов во время прерванного выступления со сцены помогло снять напряжение: «Ради безопасности музыкантов мы прекратим концерт, и слушайте тогда Ласковый Май». Ведь посмотреть-то было на что! На фоне этих монстров остальные группы присутствовали постольку-поскольку. Звук на шоу был такой силы, что сотрясал землю и гремел на несколько километров вокруг. Закончилось всё пальбой из пушек и фейерверком. Живым свидетелям концерт запомнился бешеной энергетикой и фантастичностью происходящего, эти ваши «нашествия» и рядом не валялись.
Трудно ожидать повторения подобной концентрации тяжёлых изотопов редковстречаемых металбэндов, sad but true. Да, играли Heavy в наше время — не то, что нынешнее племя!
Ru» предложил им устроить грандиозный фестиваль в Москве. Для западных музыкантов выступить после путча в Москве, некогда большевистской столице мирового зла, было в кайф. И они согласились. Организаторы поставили в чистое поле аппаратуру невиданной мощи — с 1991 года в России не было ни одного концерта с таким количеством аппаратуры, которая была привезена на Тушинский фестиваль. Они хотели, чтобы музыка была слышна четко и громко на расстоянии в несколько километров: людям из рок-музыкальной богемной тусовки было трудно находится в ВИП-зоне — от громкости звука реально тошнило. Естественно, никаких турникетов при входе на фестиваль не было: запустили 300 тыс.
Соответственно, там творилось полное месиво и ад, современный человек не может себе этого представить. И публика, и солдаты были брошены в кромешный ад. Как хотят, так пусть и разбираются — но обошлось без жертв. Драк там никаких не могло быть. Хотя бы по той причине, что на фестивале, по сути, не продавался алкоголь. Бейджи для ВИП-зоны, где можно было купить спиртное, имели только известные люди и рок-музыканты. Обычные же зрители физически не могли выбраться из толпы, чтобы сходить за какой-то выпивкой. Потому что некоторые зоны перед сценой были оцеплены канатами, и когда начиналась новая песня, со сцены шел такой шквал под давлением музыки, что сметал первые 5 тыс.
Люди сталкивались в громадном месиве. С российской стороны на фестивале выступала группа «Э. Имели отношение к организационным моментам и байкеры из «Ночных волков» Хирурга Александр Залдостанов — «Газета. Это был концерт исторического масштаба — типа американского «Вудстока». Организовать такое количество людей только с помощью рекламы и промоушена было невозможно. Реклама фестиваля длилась максимум две недели в формате небольших джинглов на телеканале 2x2. Артемий Троицкий, музыкальный критик, соорганизатор фестиваля В ходе фестиваля я все время находится за кулисами. И могу сказать, что ни там, ни в пространственной близи от сцены никаких драк не было.
Единственную драку затеял я сам, когда наткнулся на нелюбимого тогда мной журналиста Диму Шавырина — уже покойного, к сожалению. Я был на него зол из-за фейковой информации, которую он про меня распускал.
«Монстры рока» в Тушино: самый безумный концерт перестройки
От меня до неё было метров пять. В этой армейской палатке были малюсенькие окошки и через одно из них я увидел музыкантов внутри палатки. Я прикрутил к своей камере телеобъектив, надел фотовспышку, поскольку в палатке было темно, улучшил момент и нажал на кнопку фотоаппарата. Вспышка сработала, внутри поняли, что их кто-то снимает, чья-то предательская рука занавесила оконце, через которое я видел музыкантов. Съёмка закончена!
Я был очень расстроен и когда начался концерт, мне было не до него, настроение было на нуле. Я вышел на поле аэродрома и издалека посмотрел, как выступает "Э. Потом вернулся за сцену, сел на свои ящики и загрустил. Ко мне подошёл и сел рядом со мной Толик Крупнов.
Вот у него настроение было превосходное! Нас с Толиком окружили какие-то люди и стали спрашивать у него, как ему нравится концерт? Куда же ещё лучше! Надо признаться, что настроение мне Толик поднял!
На поле перед сценой я не пошёл. Концерт я слушал из-за сцены, там всё прекрасно было слышно. Время от времени я подходил к тому месту, откуда была видна публика. Когда начала своё выступление группа "Pantera", случилось что-то, что и представить себе было нельзя.
Как я уже сказал, на концерт можно было проносить с собой алкоголь. Публика к этому моменту была уже сильно на взводе. И вот те, кто находился подальше от сцены стали бросать в сторону передних рядов стеклянные бутылки из под пива и других напитков. Бросали просто так, на кого Бог пошлёт.
Сначала полетела одна бутылка, потом другая, а потом бутылки полетели градом. Они попадали в стоящих вблизи сцены людей, кому в спину, кому в плечо, кому в голову. На первый взгляд может показаться, что солдаты внутренних воск ведут нарушителя. На самом деле это пострадавший, которому они помогают дойти до машины медицинской помощи.
Обратите внимание, его ведут под руки, а не заломив руки за спину. За сценой стояла машина с медицинским персоналом и туда потёк ручеёк людей, в которых попали стеклянные бутылки. Некоторые из них были окровавлены. Медик оказывает помощь зрителю, которому стеклянная бутылка попала в голову.
Зрители, стоящие недалеко от сцены, сообразили, что находиться там небезопасно и разбежались кто куда. А вот солдаты внутренних воск, стоящие в оцеплении перед сценой, остались на местах. Им уходить без приказа было нельзя. А бутылки всё летели и летели.
Все в основном слушали «Ласковый бык» была такая группа да Depeche Mode. На фестивале больше всего удивило огромное количество рокеров в одном месте. Все поле было поделено на сектора. В оцеплении стояли солдаты, они нас и пропустили почти к самой сцене. На поле фестиваля все к нам относились прям нормально. Все наши фуражки свои выкинули, и их полет вызвал у публики восторг! Были мы в самом эпицентре, но форма наша и мы сами остались целы, только без фуражек — но с ними не было никаких проблем, всего было в достатке. Мы приехали прямо перед Metallica. Выступили они, как всегда, на ура.
Люди, когда хотели стать повыше над толпой, вбивали в землю бутылки и вставали прямо на них. Круто было, аж мурашки. В часть мы приехали только утром да и то в электричке так крепко заснули, что проехали свою станцию. Ощущения от фестиваля остались на всю жизнь. С роком по жизни! О фестивале узнал от друзей, с ними на него и поехали точнее, они выехали заранее на поезде, а я прилетел на самолете в день концерта. Говорят, что на фестивале были драки, но, когда я добрался до Тушино, никаких потасовок не было. Я как понял, они в основном были в начале. Да мы и не ждали никакой организованности.
Этого достаточно. Один из нашей уфимской тусовки специально даже из больницы сбежал, чтобы на фестиваль попасть. На поле друзей я нашел только благодаря флагу с надписью «Уфа». Кстати, этот флаг четко мелькает на фирменном видео о Тушино. Сохранилась и культовая фотка с того дня. В левом нижнем углу — ныне покойный Геша Художник Геннадий Литвинов — тот человек, который нарисовал флаг. А в правом нижнем углу — я. Во время выступлений я стоял чуть поодаль, но было так круто, что даже шум вертолета не мешал. Metallica была круче всех, на мой взгляд.
Начало их творческого заката… Запомнилось только хорошее, никаких неприятностей не припомню. Только кайф! После концерта на Казанский вокзал поехали — пьянствовать, и домой. По впечатлениям — жизнь удалась! Metallica возвращается в Москву с концертом в Лужниках 21 июля! Мы вместе с Райффайзенбанком подарили героям этого материала билеты в фан-зону. У вас тоже есть возможность получить билеты на концерт легенд: выложите в инстаграм фото с этим фильтром , специально подготовленным для концерта Metallica, и отметьте аккаунт банка — билеты достанутся самым креативным. Расскажите друзьям.
Там в электричке уже был полный угар. Мы сразу влились в толпу едущих на фестиваль ребят и начали разбредаться. Мир и любовь! Pantera — Domination Однако при высадке на платформе Тушино начались приключения. Прошел слух, что менты на платформе отбирают весь алкоголь. Слух сразу же оказался жестокой правдой — у нас конфисковали два пакета с вином, где-то дюжину бутылок. Следующая картина — не знаю, каким образом, но мы сидим в придорожном кювете, как прячущиеся от карателей раненые партизаны и судорожно поглощаем оставшиеся жидкости. С нами, кстати, была одна девушка Наталья. Ну как девушка? Тогда ей было уже 24 года и двое детей. Она была разведена и встречалась с местным уркой по имени Саша. Сашу я тоже видел в том кювете, но он куда-то испарился в итоге. Выглядел он вполне прилично — с длинными волосами, такой хипповатый мужичок. Позже они с Натальей разобьются на мотоцикле, Саша потеряет ногу, а потом его посадят. Наталья начнет жить с парнем по имени Серега Тарасов Карась. Карась кинет ее ради «молоденькой», и все лето 1993 года мы проведем вместе с Натальей. Самое удивительное — ничего «такого». Все было абсолютно невинно. Блин, ее дочке тогда было столько же, сколько моей сейчас. Но в 1991-м находиться в их компании было стремновато. Кстати, Саша-вор был любителем хард-рока — «Перпл», «Зеппелин», «Слейд». Именно от него я услышал, что настоящие урки не слушают всякую муть типа шансона, а прибиваются по вполне фирмовым вещам. Выпив все, что у нас было, в приподнятом настроении наша несколько поредевшая толпа выбралась на свет божий, в прохладный пасмурный сентябрьский день. С нами уже продвигались какие-то совсем не знакомые люди, которые, правда, были нам как братья. По дороге мы распевали песни, я помню что-то из репертуара «Коррозии Металла» тогда они еще не были такой одиозной группой, как сегодня; никаких наци-приколов и секс-шоу, но считалось, что на их концерт идти опасно. Пара моих друзей как-то ходила, но о том, что видели, они предпочитали молчать и не кололись ни в какую. Нашей специальной шуткой было исполнение песни «Ждет трехликий монстр ада в преисподней у ворот, человечье ворон стадо диким криком в ад зовет» на мотив саббатовской Paranoid. В общем, подошли к месту. Никаких обысков и проверок сумок не было. Просто пошли прямо на видневшуюся вдали сцену. Со стороны сцены доносился ритмичный гул, не было видно вообще ничего. Как я понял, играла какая-то «неизвестная начинающая группа Pantera». По пути встречались люди, которые шли обратно. Нам объяснили, что там впереди милицейское оцепление, и смысла соваться нет. Собственно, где мы остановились, там все и решили сделать «базу». Ряды наши основательно поредели. Кто-то сразу отправился «на разведку». Я сам пару раз ходил, возвращался изрядно подогретый — нарывался на каких-то ребят из Новосибирска самогон и Краснодара вино. Со мной они приходили к нам в гости. Кто-то непрерывно появлялся-исчезал, кто-то из потерявшихся нарисовывался и вновь пропадал. В какой-то момент меня просто вырубило. Проснулся я уже под другой звук. Наш табор снимался, все хотели перебраться поближе к сцене. Там играла группа EST. Если честно, я никогда не был их фанатом, не любил такой вот утяжеленный блатняк. Правда, к Жану Сагадееву заочно относился с уважением. Он был наш пацан, почти земляк, из Бибирево. Потом я с ним лично познакомился. Мы репетировали на базе, которой Жан владел совместно с одним суровым дядькой, исполнявшим шансон. Там мы несколько раз сидели, выпивали. Хороший был человек Жан. Толпы на таком большом расстоянии от сцены толком не было. Народ стоял по большей части разреженно. Помню одну фишку. Чтобы хоть что-то видеть, некоторые втыкали пустые бутылки, коих было разбросано несчетное количество, в землю горлышками вниз, делаю своеобразную площадку. Другие, в большей степени отмороженные, бросали бутылки куда-то вперед. Страшно даже подумать, какие увечья они могли нанести, тем более что примеры были налицо. То тут, то там сидели и лежали на земле «раненые бойцы» — люди с пробитыми головами и окровавленными лицами. Ситуация все больше напоминала какое-то средневековое сражение.
Ребята заметно разнервничались. Поссав, я чуть было не обосрался от страха. После того как переводчики их успокоили, пообщались с ними и подарили блок сигарет Marlboro, я поинтересовался, а что, собственно, случилось? По разным оценкам, число «охранников» составило от 11 до 30 тысяч человек. Не знаю, почему так случилось. Думаю, хотели показать, что у нас тут демократия вовсю и милиции нет». Впрочем, скорее всего, настоящая причина ношения «треников» заключалась в ином, людей в форме, как военной, так и милицейской, в Тушине хватало. Силовики сформировали несколько колец вокруг сцены, и пробраться из одной зоны в другую было весьма проблематично. Потом в первой зоне, потом во второй. Хочется отметить, как security отбирали людей в VIP-zone. Если не знаешь, не попадешь! Если назовешь два или три имени, ты в зоне. Так вот, если вышел из зоны по какой-либо надобности, маловероятно, что снова в нее попадешь. В конце концов после передислокаций я и мои товарищи оказались в третьей зоне. Путем долгих переговоров с милицией мы прошли во второе оцепление и дальше уже не смогли продвинуться», — вспоминает металист из Калининграда. Все пивом друг друга угощали». Выставили нас во второе оцепление от сцены. Ждал праздника. Но не получилось. Точнее, почти не получилось. С 13 часов до 23 часов стоял в оцеплении, в основном спиной к сцене. Это было что-то. Ряд курсантов стоял сомкнувшись руками друг с другом. Мы были в парадке, то есть даже не в полевой форме. Солдаты-вэвэшники были наряжены как крестоносцы.