Потратьте примерно 5 минут, чтобы прочитать краткое содержание самого знаменитого романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Если вы уже читали этот роман, после краткого содержания вам.
Краткое содержание мастер и маргарита по главам с цитатами
Содержание романа мастер и маргарита. Вести из Ялты | «Мастер и Маргарита» — роман Михаила Афанасьевича Булгакова, работа над которым началась, по одним данным, в 1928 году, по другим — в 1929-м. |
Краткое содержание Мастер и Маргарита Булгакова | Роман «Мастер и Маргарита» Булгакова (1928-1940) – книга в книге. |
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита»: краткое содержание произведения, пересказ сюжета по главам | мастер и маргарита краткое содержание 1 главы На закате солнца Воланд вместе со своей свитой созерцал столицу с террасы высокого здания. |
Краткое содержание «Мастера и Маргариты» | Краткое содержание «Мастер и Маргарита», часть вторая, главы 19-32. |
Содержание романа мастер и маргарита. Вести из Ялты | Наше краткое содержание «Мастера и Маргариты» может быть использовано учениками 11 класса для читательского дневника. |
Краткое содержание «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков
Мастер и Маргарита соскочили с седел и побежали через сад. Мастер и Маргарита в конце романа Булгакова воссоединяются и обретают покой благодаря Воланду. Краткое содержание по главам поможет понять сюжет произведения. Краткое содержание: «Мастер и Маргарита». Кратко о самом знаменитом романе Булгакова. краткий перессказ для чайников. Автор: Илья Уверский. Современный литературный сайт для поэтов, писателей, исполнителей музыки и песен. читайте в нашей статье на
Кратко об истории создания романа «Мастер и Маргарита»
- Краткое содержание - Булгаков "Мастер и Маргарита" - Wattpad
- Анализ произведения
- Скачать книгу «Мастер и Маргарита» в кратком содержании
- Роман Мастер и Маргарита: краткое содержание произведения по главам
- Краткое содержание глав романа Булгакова «Мастера и Маргарита»
- Мастер и Маргарита — Википедия
Булгаков М. “Мастер и Маргарита” Читательский дневник, краткое содержание
Она не желает впадать в отчаяние из-за действий Мастера и приглашается на полуночный бал Дьявола, где Воланд предлагает ей обрести магические способности. Это происходит в Страстную пятницу, когда в романе Мастера показан смертный приговор Иисуса. Маргарита вскоре учится летать и жестоко мстит бюрократам, осудившим роман её возлюбленного. С помощью своей служанки Наташи она погружается в царство колдовства и в конце концов возвращается помазанной хозяйкой на великий весенний бал Сатаны. Вместе с дьяволом она приветствует самых известных злодеев в истории человечества, прибывших из ада. В награду за её службу Сатана предлагает Маргарите исполнить её самое заветное желание. Она самоотверженно решает освободить женщину, которую встретила на балу, потому что этой женщине не место в аду. Ее преступление заключалось в том, что она задушила своего младенца, который был зачат в результате изнасилования. Дьявол впечатлён самоотверженностью Маргариты и в награду исполняет её второе желание. Она решает освободить Мастера и оставить своё колдовство, решив жить в бедности, но в любви с ним.
Дьявол не впечатлён тем, что она решила оставить тёмные пути, и посылает своего приспешника Азазелло забрать Маргариту и Мастера. Их отравляют ядовитым вином Понтия Пилата и отправляют в лимб, чтобы они вместе провели вечность.
С их появлением город сотрясает череда странных, мистических событий. Дьявол со своей свитой решает провести своеобразный эксперимент, и проверить столичную публику на жадность и чувство милосердия. В ходе этого опыта каждый герой демонстрирует свое истинное «я». Тем временем Маргарита ничего не знает о местонахождении Мастера.
В ответ на эти богохульства над горой стягивается гроза, и солдаты покидают холм. На вершину горы поднимается командир когорты, одетый в багряную хламиду. При его приказе пытаемых убивают, пронзая сердца копьем, и приказывают им прославлять милостивого прокуратора. Начинается гроза, гора опустела. Левий Матвей приближается к колоннам и снимает с них все три мертвых тела, после чего похищает труп Иешуа. Глава 17. Беспокойный день Бухгалтер Варьете Ласточкин, оставшийся в театре один, совершенно не знает, как ему реагировать на слухи, которыми полон Москва, и что делать с постоянными телефонными звонками и следователями с собакой, которые пришли искать пропавшего Римского. Собака, кстати, странно себя ведет: одновременно злится, боится и воет, как на нечистую силу — и никакой пользы розыску не приносит. Выясняется, что все документы о Воланде в Варьете исчезли — даже афиши нету. Ласточкин выступает с докладом перед комиссией развлечений и увеселений. Он обнаруживает, что в кабинете председателя нет человека, только пустой костюм, который подписывает документы. По словам заплаканной секретарши руководитель встретился с толстяком, похожим на кота. Бухгалтер решает посетить отдел комиссии — но там он видит клетчатого парня в разбитом пенсне, который организовал группу хорового пения, и сам пропал, а певцы не могут прекратить петь. В конце концов Ласточкин приезжает в финансовый развлекательный отдел, чтобы сдать выручку от вчерашнего спектакля. Но вместо рублей в его портфеле оказывается иностранная валюта. Бухгалтера арестовывают. Глава 18. Ему доставлена странная телеграмма о смерти его родственника, подписанная самим Берлиозом. Поплавский заинтересован в наследстве — квартире в столице, которая была у Берлиоза. При входе в квартиру племянника Поплавский встречает Коровьева, который, плача и в ярких красках, описывает гибель Берлиоза. Кот вступает в разговор с Поплавским и признается, что это он послал телеграмму, после чего требует у гостя свой паспорт и заявляет, что его присутствие на похоронах отменяется. Азазелло выгоняет Поплавского, указав ему, что ему несуждено иметь квартиру в Москве. Сразу после Поплавского, в нехорошую квартиру приходит Варьете Соков — буфетчик. Воланд высказывает ему несколько претензий по поводу его работы: зеленая брынза, осетрина «второй свежести», чай «похож на помои». Соков в свою очередь жалуется, что его червонцы в кассе оказались обычной бумагой. Воланд и его компания сочувствуют ему и предрекают ему гибель от рака печени через девять месяцев. Когда Соков пытается показать им свои бывшие деньги, бумага снова превращается в червонцы. Буфетчик спешит к доктору и просит его излечить его болезнь. Он оплачивает визит своими червонцами, но после его ухода деньги превращаются в винные этикетки. Часть вторая Глава 19. Маргарита Маргарита Николаевна, возлюбленная Мастера, не забыла о нем и не испытывает радости от своей обеспеченной жизни в особняке супруга. Того дня, когда произошли странные события с буфетчиком и Поплавским, она проснулась со странной предчувствием, что что-то случится. Впервые за все время их разлуки, Мастер явился ей во сне, и теперь она решает перебрать все вещи связанные с ним: его фотопортрет, засохшие лепестки роз, книжечка с остатками его выигрыша и обгоревшие страницы романа. Когда Маргарита прогуливалась по Москве, ей посчастливилось столкнуться с похоронами Берлиоза. Сидя рядом с ней был маленький, рыжий гражданин с торчащим клыком, который начал рассказывать ей историю о том, как голова покойника была похищена неизвестным вором. Затем этот человек пригласил Маргариту в гости «к одному очень знатному иностранцу» , назвав ее по имени. Вначале она хотела отказаться, но Азазелло процитировал строки из романа Мастера и намекнул, что, если она согласится, то сможет узнать что-то о своем возлюбленном. Маргарита согласилась, и Азазелло передал ей некий волшебный крем и дал ей инструкции по его использованию. Глава 20. Крем Азазелло После нанесения крема, Маргарита ощущает, что становится моложе и привлекательнее, а еще приобретает невероятную способность летать. Я тебя покидаю навек. Не ищи меня, это бесполезно. Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня. Мне пора. Прощай» , — написала она своему мужу. В это время в комнату входит ее горничная, по имени Наташа, видит Маргариту и узнает о наличии волшебного крема. В это же время Маргарита звонит Азазелло и сообщает, что пришло время для полета, и в комнату врывается ожившая половая щетка. Сев верхом на нее, Маргарита, на глазах у Наташи и соседа снизу, по имени Николай Иванович, улетает в окно. Глава 21. Полет Маргарита превращается в невидимку и, летая по ночному городу Москва, развлекается небольшими розыгрышами, пугая прохожих. Однако тут она замечает изысканный особняк, где живут писатели, среди которых находится критик Латунский, ответственный за гибель Мастера. Маргарита проникает через окно в его квартиру и там устраивает беспорядок. В то время как она продолжает свой полет, ее догоняет Наташа, которая едет верхом на борове. Оказывается, что домработница натерлась волшебным кремом и случайно вымазала им своего соседа, Николая Ивановича, в результате чего она стала ведьмой, а он — боровом. После купания в ночной реке, Маргарита возвращается обратно в Москву на ее собственном летающем автомобиле. Глава 22. При свечах В столице Коровьев провожает Маргариту в нехорошую квартиру и рассказывает о ежегодном бале сатаны, на котором она будет королевой, упоминая, что в самой Маргарите течет королевская кровь. Невероятным образом внутри квартиры помещаются бальные залы, и Коровьев объясняет это использованием пятого измерения. Воланд отдыхает в спальне, играя с котом Бегемотом в шахматы, и Гелла натирает мазью его больное колено. Маргарита сменяет Геллу, Воланд интересуется, не страдает ли и она чем-то: «Быть может, у вас есть какая-нибудь печаль, отравляющая душу, тоска? До полуночи осталось немного, и ее уводят готовиться к балу. Глава 23. Великий бал у сатаны Маргариту омывают в крови и розовом масле, наряжают в регалии королевы и провожают к лестнице для приветствия гостей — много лет назад умерших, но воскресших на одну ночь для участия в балу: преступников, сутенеров, подделывателей, убийц и предателей. Среди них есть молодая дама по имени Фрида, о которой Коровьев рассказывает Маргарите: «Когда она служила в кафе, хозяин как-то ее зазвал в кладовую, а через девять месяцев она родила мальчика, унесла его в лес и засунула ему в рот платок, а потом закопала мальчика в земле. На суде она говорила, что ей нечем кормить ребенка». Вот уже 30 лет каждое утро Фриде приносят точно тот же платок. Время приема на исходе, и Маргарите необходимо пролететь по залам и уделить внимание своим гостям. И тут выходит Воланд, перед ним Азазелло подает на блюде голову Берлиоза. Воланд отпускает Берлиоза в небытие, а череп превращается в чашу. В эту чашу наливают кровь барона Майгеля — московского чиновника, которого Воланд идентифицировал как шпиона и убил. Этот барон был единственным живым гостем на балу. Маргарите подносят чашу, и она пьет ее содержимое. В результате бала всё исчезает, а на месте огромного зала оказывается скромная гостиная и приоткрытая дверь в спальню Воланда. Глава 24. Извлечение мастера Маргарита все больше беспокоится о том, что награды за участие в балу сатаны не будет, но она не хочет напоминать о ней из гордости, и даже на прямой вопрос Воланда она отвечает, что ей ничего не нужно. Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! Однако, вместо того чтобы найти решение для своей проблемы, она требует, чтобы Фриде прекратили подавать платок. Воланд говорит, что такую мелочь королева может сделать и сама, а его предложение остается в силе — в результате Маргарита, наконец, желает, чтобы ей «сию же секунду вернули ее любовника, Мастера». Перед ней появляется Мастер. Воланд, услышав о романе о Пилате, проявляет интерес к нему. Рукопись, которую Мастер сжег, оказывается в руках Воланда, полностью сохраняя свою целостность: «рукописи не горят». Маргарита просит вернуть ее и ее возлюбленного в его подвал, чтобы все стало, как раньше. Мастер относится к этому скептически: в его квартире уже живут другие люди, у него нет документов, и его будут искать за побег из лечебницы. Все эти проблемы Воланд решает, и выясняется, что жилье мастера занял его «друг» Могарыч, который написал донос на него, указывая, что Мастер хранит у себя нелегальную литературу. По просьбам Наташи и Маргариты, они соглашаются оставить ее ведьмой. Сосед Николай Иванович, который снова стал собой, требует справку для милиции и своей жены, чтобы подтвердить, что провел ночь на балу с дьяволом, и кот мгновенно ему ее составляет. В это время появляется администратор Варенуха и умоляет освободить его из плена вампиров, объясняя, что он не жаждет крови. В заключение, Воланд заверяет Мастера, что его творение еще принесет ему неожиданные события. Влюбленных сопровождают в их уютное убежище в подвале.
Это хромой человек, один глаз у него зелёный, а другой чёрный. Иностранца сопровождает необычная свита, один из его приспешников — огромный чёрный кот. Оказывается, что иностранец — это Сатана, Воланд, прибывший, чтобы провести ежегодный бал нечисти. Во время своего визита в Москву Воланд и свита устраивают жуткие розыгрыши и наводят шороху, сводя с ума, убивая людей и нарушая привычный порядок вещей. Ещё одна линия романа — любовь между Мастером, писателем, создавшим неоценённый роман, и прекрасной женщиной Маргаритой. Маргарита так любит Мастера, что готова принести в жертву всю свою жизнь, но Мастер не может принять такой дар и уходит от неё. Он скитается и в конце концов попадает в психиатрическую клинику.
Краткое содержание Булгаков Мастер и Маргарита кратко и по главам для читательского дневника
Здесь Азазелло подсаживается к ней и сообщает, что какой-то иностранец приглашает девушку в гости. Та соглашается, так как надеется что-то узнать о Мастере. Маргарита вечером натирает тело специальным кремом и становится невидимой, после чего вылетает в окно. Она устраивает разгром в жилище критика Латунского. Затем девушку встречает Азазело и провожает в квартиру, где она знакомится со свитой Воланда и им самим. Воланд просит Маргариту стать на его балу королевой. В награду он обещает исполнить желание девушки. Маргарита - королева на балу Воланда Как дальнейшие события описывает Михаил Булгаков? На него приглашены преступники, которые приходят во фраках, а женщины являются обнаженными. Маргарита приветствует их, подставляя колено и руку для поцелуя.
Вот кончился бал, и Воланд спрашивает о том, что она хочет получить в награду. Маргарита просит своего возлюбленного, и тот сразу же появляется в больничном одеянии. Девушка просит сатану вернуть их в домик, где они были так счастливы. Некоторое московское учреждение тем временем интересуется происходящими в городе странными событиями. Становится ясно, что все они - работа одной шайки, которую возглавляет маг, и следы ведут в квартиру Воланда. Краткое содержание романа составляют следующие дальнейшие события. Понтий Пилат во дворце царя Ирода допрашивает Иешуа Га-Ноцри, которому суд вынес смертельный приговор за то, что тот оскорбил власть кесаря. Пилат обязан был утвердить его. Допрашивая обвиняемого, тот понимает, что имеет дело не с разбойником, а с бродячим философом, который проповедует справедливость и истину.
Но Понтий не может просто отпустить человека, который обвиняется в деяниях против кесаря, поэтому утверждает приговор. Потом он обращается к Каифе, первосвященнику, который в честь Пасхи может отпустить одного из четырех приговоренных к казни. Пилат просит отпустить Га-Ноцри. Но тот отказывает ему и отпускает Вар-Раввана. На Лысой горе стоят три креста, а на них распяты осужденные. После казни лишь бывший сборщик податей, Левий Матвей, ученик Иешуа, остается там. Палач закалывает осужденных, и тут внезапно обрушивается ливень. Прокуратор вызывает к себе начальника тайной службы, Афрания, и поручает тому убить Иуду, который получил вознаграждение за то, что в своем доме позволил арестовать Га-Ноцри. Низа, молодая женщина, встречает его в городе и назначает свидание, на котором неизвестные закалывают Иуду ножом и отбирают деньги.
Афраний говорит Пилату, что Иуда зарезан, а деньги подброшены в дом первосвященника. Левия Матвея приводят к Пилату. Он показывает ему записи проповедей Иешуа. Прокуратор читает в них, что самый тяжкий грех - трусость.
Им удалось узнать все, что происходило с Иваном с детства до того дня, как он встретил Воланда. Услышав разговор докторов о шизофрении, Бездомному вспомнились слова иностранца. Неужто он был прав и все предвидел наперед? Иван решил сообщить об этом врачу, так как в Москве на свободе бродит злоумышленник. Доктор посоветовал изложить все на бумаге.
Никонор Иванович спрятался от докучливых посетителей в кабинете, но там увидел мужчину, представившегося Коровьевым. Целью его визита стала просьба об аренде квартиры усопшего Берлиоза и отъехавшего Лиходеева на неделю. Босой оформил договор и выпросил два билета на выступление иностранного профессора, переводчиком которого был Коровьев. Через некоторое время после ухода последнего на Босого донесли, что он якобы спекулирует валютой. В вентиляции в квартире Никонора Ивановича обнаружили не рубли, как ожидал Босой, а доллары. Он хотел показать паспорт переводчика и копию контракта, но их в чемоданчике не оказалось. Они готовились к выступлениям профессора по черной магии Воланда, которого, как выяснилось, никто не видел. Из Ялты пришла телеграмма, в которой Лиходеев просил срочно выслать ему денег и говорилось, что он не знает, как там оказался. Варенухе было приказано срочно отнести телеграмма куда надо.
Когда тот собрался выполнить поручение, зазвонил телефон. Варенуха поднял трубку и услышал голос, запретивший ему куда-либо идти. Варенуха в ужасе выбежал в сад, а затем зашел в уборную проверить лампочку. Там он увидел толстого рыжего человека и огромного кота. Они были недовольны тем, что Варенуха не прислушался к предостережению. Пошел сильный дождь. Разбойники перенесли Варенуху в нехорошую квартиру на Садовой и исчезли. Нагая девушка поцеловала его, после чего он упал в обморок. После успокоительного укола Бездомный отказался от задуманного.
Однако его не оставлял в покое рассказ профессора об Иешуа и Понтии Пилате. Неожиданно на балконе оказался некий человек, тем самым нарушив сон поэта. В театр прибыл черный маг и двое его сопровождающих. Конферансье Бенгальский объявил, что на выступлении не только покажут чудеса черной магии, но и разоблачат их. Коровьев начал представление. Он правдиво сказал, что колода карт находится в кармане одного из зрителей вместе с повесткой в суд. Помощнику мага возразили, что это старый трюк, на что Коровьев сказал, что теперь колода у этого гражданина. Однако это оказались не карты, а деньги. В зале попросили так пошутить с другими.
Посыпался денежный дождь. Бенгальский решил, что это пример общего гипноза. Он надоел выступавшим и на их вопрос, что можно сделать с докучливым конферансье, некто сказал, что надо оторвать голову. Кот Бегемот согласился с предложенным. Публика была шокирована и просила вернуть голову на место, что и было тотчас же исполнено. Далее развлекались в основном женщины. На сцене появился магазин шикарных дорогих французских нарядов. Зрительницы мигом побежали обменивать свою одежду на иностранные платья. Тем временем Семплеяров потребовал разоблачения фокусов, но вместо этого он сам был разоблачен.
По нему было видно, что он также проходит лечение в больнице. Бездомный представился поэтом, но сказал, что не любит свои стихи. Пришедший посоветовал их больше не писать. Также он пришел в удивление от того, что и он, и Иван оказались здесь из-за книги о Понтии Пилате. Тем не менее рассказ поэта об иностранце на Патриарших прудах не вызвал в нем никаких эмоций, и он сразу сказал, что Иван встретил Сатану. Ночной гость просил называть себя мастером. Некогда он работал в музее, но затем выиграл 100 тысяч рублей в лотерею и взялся за написание романа. Весной мастер встретил свою любовь в одном безлюдном московском переулке. Оба они были несчастны в предыдущих отношениях, а теперь стали неразлучны.
Но их безмятежная жизнь прервалась чередой неудач из-за отказа печати романа. Однако затем какой-то кусок был опубликован, но тотчас же критик Латунский дал ему отрицательную рецензию, тем самым поставив крест на судьбе романа. Мастер бросил рукописи в печку. Незадолго до этих событий он сдружился с неким журналистом Алоизием Могарычем. Ему-то мастер и дал прочитать роман. Однажды возлюбленная мастера решила признаться мужу, что не любит его и окончательно обосноваться у своего любовника.
Они подразумевают вид первой помощи - во время чтения романа вы можете заглянуть в ваш смартфон, чтобы получить информацию, которая поможет понять имена и связь с событиями, при этом вы не обязаны прерывать ваше удовольствие от чтения.
Более детализированные аннотации и описание политики, экономики, социального и культурного контекста романа вы можете на сайте Мастер и Маргарита. В левом верхнем углу приложения вы можете активировать меню для пролистывания страниц. С помощью стрелок внизу каждой страницы вы можете перейти на следующую страницу или вернуться на предыдущую.
Он оставил работу в музее, снял две комнаты в подвале маленького домика в одном из арбатских переулков и начал писать роман о Понтии Пилате. Роман уже был почти закончен, когда он случайно встретил на улице Маргариту, и любовь поразила их обоих мгновенно.
Маргарита была замужем за достойным человеком, жила с ним в особняке на Арбате, но не любила его. Каждый день она приходила к мастеру. Роман близился к концу, и они были счастливы. Наконец роман был дописан, и мастер отнёс его в журнал, но напечатать его там отказались. Тем не менее, отрывок из романа был напечатан, и вскоре в газетах появилось несколько разгромных статей о романе, подписанных критиками Ариманом, Латунским и Лавровичем.
И тут мастер почувствовал, что заболевает. Однажды ночью он бросил роман в печь, но прибежавшая встревоженная Маргарита выхватила из огня последнюю пачку листов. В это утро Маргарита просыпается с ощущением, что что-то должно произойти. Утирая слёзы, она перебирает листы обгоревшей рукописи, разглядывает фотографию мастера, а после отправляется на прогулку в Александровский сад. Здесь к ней подсаживается Азазелло и сообщает ей, что некий знатный иностранец приглашает её в гости.
Маргарита принимает приглашение, потому что надеется узнать хоть что-то о Мастере. Вечером того же дня Маргарита, раздевшись донага, натирает тело кремом, который дал ей Азазелло, становится невидимой и вылетает в окно. Пролетая мимо писательского дома, Маргарита устраивает разгром в квартире критика Латунского, по её мнению погубившего мастера. Воланд просит Маргариту быть королевой на его балу. В награду он обещает исполнить её желание.
В полночь начинается весенний бал полнолуния — великий бал у сатаны, на который приглашены доносчики, палачи, растлители, убийцы — преступники всех времён и народов; мужчины являются во фраках, женщины — обнажёнными. В течение нескольких часов нагая Маргарита приветствует гостей, подставляя руку и колено для поцелуя. Наконец бал закончен, и Воланд спрашивает у Маргариты, что она хочет в награду за то, что была у него хозяйкой бала. И Маргарита просит немедленно вернуть ей мастера.
Краткое содержание «Мастер и Маргарита»
Мастер и Маргарита - краткий перессказ для чайников | Маргарита и Мастер находятся в своей подвальной квартире, обсуждая события последних нескольких дней. |
Краткое содержание романа Булгакова «Мастер и Маргарита» | Выпив вина, мастер и Маргарита падают без чувств; в то же мгновение начинается суматоха в доме скорби: скончался пациент из комнаты № 118; и в ту же минуту в особняке на Арбате молодая женщина внезапно бледнеет, схватившись за сердце, и падает на пол. |
Краткое содержание Мастер и Маргарита М. А. Булгакова. Пересказ романа за 15 минут | Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова отличается от других произведений своей сатирой. |
Мастер и Маргарита — Википедия | Краткое содержание этого произведения будет предложено вашему вниманию. Вы найдете описание основных событий романа, а также анализ произведения "Мастер и Маргарита" Булгакова. |
Мастер и маргарита подробный пересказ.
Discover videos related to мастер и маргарита краткое содержание on TikTok. Очень краткое содержание (в двух словах). Краткое содержание (подробно по главам). Азазелло навещает Мастера и Маргариту в их подвале. Перед этим они ведут разговор о событиях минувшей ночи – Мастер до сих пор пытается их осмыслить и убедить Маргариту оставить его и не губить себя с ним, она же абсолютно верит Воланду. Мастер с Маргаритой в этом сериале показаны как люди нового общества, но сюжет представлен доступно для массового зрителя. Роман «Мастер и Маргарита» Булгакова (1928-1940) – книга в книге. Мастер и Маргарита — потрясающий роман Михаила Булгакова, который надолго запомнится.
«Мастер и Маргарита», краткое содержание по главам романа Булгакова
Данинград» Краткие содержания» Краткие содержания произведений русской литературы XX века. Выпив вина, мастер и Маргарита падают без чувств; в то же мгновение начинается суматоха в доме скорби: скончался пациент из комнаты № 118; и в ту же минуту в особняке на Арбате молодая женщина внезапно бледнеет, схватившись за сердце, и падает на пол. На данной странице вы можете читать онлайн бесплатно краткое содержание прозведения "Мастер и Маргарита" писателя Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита. 1940. Краткое содержание романа. роман русского писателя Михаила Булгакова, написанный в Советском Союзе между 1928 и 1940 годами во времена сталинского режима.
Краткое содержание романа «Мастер и Маргарита» по главам (М. А. Булгаков)
В нем последние новинки сезона можно бесплатно обменять на старую одежду. Женщины бросаются на сцену, чтобы переодеться с парижским шиком. Глава 13. Явление героя Незнакомец входит в палату Бездомного через балконную дверь.
Это пациент из соседней палаты, который представляется мастером. Выясняется, что оба попали в психлечебницу из-за Понтия Пилата. Гость Бездомного написал о нем роман.
Мастером незнакомца назвала возлюбленная, которая была в восторге от его произведения. Но в печать роман не приняли, только опубликовали небольшой отрывок в журнале. Критики тут же набросились на мастера, особенно свирепствовал некто Латунский.
Отчаявшись, автор сжег свои рукописи. Возлюбленной удалось выхватить из огня лишь несколько страниц. Мастера выселили из квартиры, а затем он попал в лечебницу.
Глава 14. Слава петуху! После выступления профессора начинается полная неразбериха.
Парижские наряды дам внезапно исчезают, и полуголые женщины спешат укрыться от позора. Римский решает как-то разобраться с этой чертовщиной. Но в это время раздается телефонный звонок, и ему советуют никуда не ходить и ничего не предпринимать.
Финдиректор в страхе спешит покинуть театр, но в кабинет входит Варенуха и запирает дверь. В окне появляется нагая девица, которая протягивает руки к Римскому. Она разбивает стекло и едва не дотрагивается до финансиста, но тут трижды кричит петух.
Женщина и Варенуха исчезают, а поседевший от ужаса Римский срочно уезжает в Ленинград. Глава 15. Сон Никанора Ивановича Арестованный за спекуляцию валютой Босой тоже попадает в психиатрическую клинику, поскольку на допросе несет околесицу.
В лечебнице ему снится сон: Никанор Иванович сидит в зале театра, а на сцене артист предлагает сдать валюту. Никто из зрителей не горит таким желанием. На сцену приглашают мужчину по фамилии Дунгиль.
Он и его жена утверждают, что всю валюту сдали. Тогда выходит девушка с подносом, на котором лежит бриллиантовое колье и пачка денег. Это любовница Дунгиля, у нее и хранилась валюта.
Конферансье объявляет, что наказанием для лгуна будет гнев его жены. Один за другим на сцену поднимаются мужчины и сдают деньги. Когда очередь доходит до Босого, он с ужасным криком просыпается.
Глава 16. Казнь Приговоренных к смертной казни привозят на гору. Прокуратор выставляет оцепление, опасаясь народных волнений.
Но немногочисленные зрители вскоре расходятся, чтобы спрятаться от невыносимой жары. Остается только Левий Матвей. По дороге к месту казни он пытался избавить Иешуа от мучительной смерти и для этого похитил в хлебной лавке нож.
Но осуществить свой план Левию не удалось. Теперь он умоляет Бога подарить учителю быструю смерть, но мучения на солнцепеке продолжаются. Тогда Левий проклинает Бога.
Словно в ответ собирается гроза. По приказу прокуратора распятых убивают ударом копья. Начинается страшный ливень, холм пустеет.
Бывший сборщик податей снимает со столбов трупы и уносит тело Га-Ноцри. Глава 17. Беспокойный день С самого утра у театра Варьете толпится народ, ожидая открытия касс.
Но все руководство театра исчезло. Приходится вызывать милицию. Стражи порядка с розыскной собакой мало что могут объяснить.
Пропали афиши о представлении, а также договор с иностранным магом. Поэтому следующий сеанс отменяют. Бухгалтер Ласточкин едет сдавать выручку, но в канцелярии происходит невероятное: на месте председателя сидит его костюм и разговаривает.
В филиале объявился специалист по хоровому пению в клетчатом пиджаке, после чего всех служащих увезли в психлечебницу. Ласточкин пытается сдать выручку, но оказывается, что рубли превратились в валюту, и бухгалтера тотчас арестовывают. Глава 18.
Неудачливые визитеры Дядя покойного Берлиоза Поплавский получает телеграмму от племянника с вызовом на собственные похороны. Он имеет виды на жилплощадь Берлиоза, и поэтому срочно выезжает. В квартире племянника изумленный родственник встречает Коровьева, который с рыданиями рассказывает о нелепой смерти Михаила.
На вопрос, кто отправил телеграмму, ему указывают на кота. Изучив паспорт Поплавского, кот объявляет, что дяде на похоронах и в квартире не место. Поплавского выталкивают за дверь.
На лестничной площадке дядя встречает буфетчика Варьете, который приходит к Воланду с жалобой на то, что все деньги в кассе превратились в этикетки. Часть вторая Глава 19. Маргарита Возлюбленная мастера Маргарита тоскует в богатой квартире мужа.
Верховный священник Каифа , злейший противник Пилата, сделал все возможное, чтобы разрушить последнюю надежду на спасение осужденного Иешуа: вместо того, чтобы освободить его, было решено выпустить разбойника Вар-раввана. Афраний является руководителем секретной службы прокурора. Краткое содержание Часть первая Глава 1. Берлиоз упрекает Ивана за создание негативного образа Христа, вместо опровержения его существования, и приводит много аргументов против этого.
Во время разговора литераторов появляется незнакомец, похожий на иностранца. Он задает вопрос о том, кого следует считать управителем людской жизни, если Бога не существует. Оспарив ответ, что «сам человек и управляет» , он предсказывает смерть Берлиозу: его голову отрежет «русская женщина, комсомолка» — и очень скоро, потому что некая Аннушка уже разлила масло. Берлиоз и Бездомный подозревают, что незнакомец — шпион, но он предъявляет им документы и утверждает, что был приглашен в Москву в качестве эксперта-консультанта по черной магии, после чего заявляет, что Иисус все-таки существовал.
Берлиоз требует доказательств, и иностранец начинает рассказывать о Понтии Пилате. Глава 2. Понтий Пилат Вокруг Понтия Пилата собираются, чтобы привести к нему на суд избитого и плохо одетого парня в возрасте около 27 лет. Пилат, страдающий мигренью, должен подтвердить смертный приговор, который вынес святейший Синедрион, утверждая, что обвиняемый Иешуа Га-Ноцри якобы призывал к разрушению храма.
Однако после разговора с Иешуа Пилат начинает симпатизировать умному и образованному заключенному, который почти магически облегчил его головную боль и считает всех людей добрыми. Прокуратор пытается заставить Иешуа отказаться от слов, которые ему приписывают, но он, будто не зная о возможной опасности, легко подтверждает информацию, содержащуюся в доносе Иуды из Кириафа, которая говорит против всякой власти, включая и власть великого кесаря. После этого Пилат обязан утвердить приговор. Однако он пытается спасти Иешуа, собеседуясь с первосвященником Каифой и умоляя пожалеть именно Иешуа из двух заключенных.
Но Каифа отказывает, предпочитая подарить жизнь бунтарю и убийце Вар-раввану. Глава 3. Седьмое доказательство Согласно Берлиозу, невозможно доказать реальность его истории. Однако иностранец утверждает, что он лично присутствовал при этих событиях.
Доверив странному субъекту Бездомному, Берлиоз отправляется к телефону-автомату, чтобы позвонить в бюро иностранцев. В ответ консультант просит его верить хотя бы в дьявола и обещает предоставить некое самое достоверное доказательство. Берлиоз планирует пересечь трамвайные пути, однако поскользнувшись на разлитом подсолнечном масле, он внезапно оказывается на рельсах. Колесо трамвая, за рулем которого находится женщина-вагоновожатый в комсомольской красной косынке, отрезает голову Берлиоза.
Глава 4. Погоня Пораженный трагедией, поэт услышал, что масло, на котором так неудачно поскользнулся Берлиоз, разлила некая Аннушка с Садовой. Иван сопоставил эти слова с загадочными фразами, произнесенными иностранцем, и решил попросить его объясниться. Однако консультант, который ранее отлично говорил на русском языке, теперь делает вид, что не понимает поэта.
В его защиту выступает развязный тип в клетчатом пиджаке, а вскоре Иван видит их вдали вдвоем и еще в сопровождении огромного черного кота. Несмотря на все старания поэта догнать их, они удаляются из виду. Иван действует очень странно. Он вторгается в незнакомую квартиру в уверенности, что злокозненный профессор скрывается именно там.
После того, как он украл оттуда картину и свечу, Бездомный продолжает свою погоню и перемещается к Москве-реке. Там он решает принять ванну, но когда выходит, обнаруживает, что его одежда была украдена. Глава 5. Быть членом профсоюза и одновременно литератором очень выгодно: такая привилегия позволяет претендовать на жилье в Москве и вкусные возможности питаться в ресторане «для своих» , а также наслаждаться отдыхом в престижном поселке во время «творческие отпуска».
Но так как его не было, они решили спуститься в ресторан. Узнав о гибели трагической гибели Берлиоза, они сначала скорбят, но затем осознают: «Да, погиб, погиб… Но мы то ведь живы! В это время в ресторан входит Иван Бездомный — голый, в одних трусах, держа иконку и свечу, и начинает искать консультанта, которого он обвиняет в смерти Берлиоза, прячась под столами. Его коллеги пытаются успокоить его, но Иван впадает в ярость, устраивает драку.
Официанты связывают его полотенцами и отвозят поэта в психиатрическую лечебницу. Глава 6. Шизофрения, как и было сказано Доктор проводит беседу с Иваном Бездомным, во время которой поэт испытывает радость от того, что его наконец-то принимают во внимание. Он рассказывает фантастическую историю о консультанте, который владеет темной магией и устраивает смертельное ЧП с Берлиозом, а также о своей личной встрече с Понтием Пилатом.
Как тебе учеба? Нравится или нет? Иван пытается сбежать из лечебницы, выбив окно, но специальное стекло оказывается нерушимым, и Бездомного помещают в палату с диагнозом «шизофрения». Глава 7.
Нехорошая квартирка Степа Лиходеев, директор московской труппы Варьете, очнулся от похмелья в своей уютной квартире, которую он снимал с покойным Берлиозом. Молва говорила, что его прежние жильцы растворились в тумане из-за какой-то проклятой сущности. Степа замечает незнакомца в темной одежде, который утверждает, что Лиходеев намеренно созвал встречу с ним. Он называет себя профессором Воландом — экспертом в чёрной магии, и хочет уточнить подробности о договоре на выступления в варьете, который Степа уже подписал и оплатил, но о котором он не помнит ничего.
Позвонив в театр и подтвердив слова посетителя, Лиходеев обнаруживает, что он пришел не один, а вместе с одетым в клетку мужчиной и огромным говорящим чёрным котом, который активно пьет водку. Воланд объявляет Степе, что он в его квартире ненужный, и изображается рыжеволосый клыкастый человек по имени Азазелло, который внезапно появился из зеркала, предлагает «выкинуть его ко всем чертям из Москвы». Степа оказывается на побережье моря в неизвестном городе и от случайного знакомого узнаёт, что это Ялта. Глава 8.
Поединок между профессором и поэтом К Ивану Бездомному, находящемуся в лечебнице, прибывают медики, которые возглавляются доктором Стравинским. Доктор просит у Ивана повторить его историю и интересуется, как он намерен поступить, если его выселят из лечебницы. Бездомный отвечает, что собирается немедленно отправиться в милицию, чтобы доложить о проклятом консультанте. Стравинский убеждает поэта в том, что он слишком расстроен смертью Берлиоза, чтобы себя вести адекватно, и поэтому никто не поверит ему и немедленно вернет его обратно в лечебницу.
Доктор предлагает Ивану отдохнуть в комфортной палате, а заявление в милицию составить в письменной форме. Поэт соглашается. Глава 9. Коровьевские штуки В доме на Садовой, где жил Берлиоз, возникают претенденты на освободившуюся площадь покойного Никанора Ивановича Босого, председателя жилтоварищества.
Бесправный Босой заявляется в квартиру самостоятельно. В запертой комнате, принадлежащей Берлиозу, находится человек, представляющийся Коровьевым, переводчиком неизвестного иностранного артиста Воланда, проживающего у Лиходеева по разрешению хозяина, ушедшего в Ялту. Он предлагает Босому сдать апартаменты Берлиоза артисту и моментально передает ему квартплату и взятку. Никанор Иванович уходит, а Воланд выражает пожелание, чтобы он больше не являлся.
Коровьев обращается по телефону и информирует о том, что председатель жилтоварищества незаконно хранит иностранную валюту в доме. К Босому направляются с обыском, и вместо российских рублей, предоставленных Коровьевым, находят доллары. Босой задержан. Глава 10.
Вести из Ялты В кабинете финансового директора Варьете Римского находятся сам директор и администратор Варенуха. Их смущает исчезновение Лиходеева. В это время Варенухе приходит срочное сообщение из Ялты: в Ялте находится некий человек, утверждающий, что он Степан Лиходеев, и требуется подтверждение его личности. Администратор и финансовый директор решают, что это шутка: несколько часов назад Лиходеев звонил из своей квартиры и обещал скоро приехать в театр, поэтому он не мог переместиться из Москвы в Крым за это время.
Варенуха дозванивается до квартиры Степана, где ему говорят, что он уехал за город, чтобы покататься на машине. Новая версия звучит так: «Ялта» — это чебуречная, где Лиходеев напился вместе с местным телеграфистом и развлекается, отправляя телеграммы на работу. Римский приказывает Варенухе отправиться в полицию с телеграммами. Чужой голос осиплым голосом говорит администратору, чтобы он не носил телеграммы никуда, но Варенуха все же идет в отделение.
В пути на него нападает толстяк, похожий на кота, и низкорослый зубастый человек. Эти двое доставляют свою жертву в Лиходееву квартиру. Последнее, что увидел Варенуха, это обнаженная рыжая женщина с пылающими глазами, которая приближается к нему. Глава 11.
Раздвоение Ивана Иван Бездомный находится в лечебнице и стремится составить заявление в милицию, но ему не удается четко выразить произошедшее. Кроме того, его беспокоит гроза за окном. После успокаивающего укола поэт находится в положении лежа и ведет беседу с самим собой в уме. Один из внутренних «собеседников» продолжает тревожиться из-за трагедии, произошедшей с Берлиозом, в то время как другой считает, что вместо паники и погони необходимо было вежливо расспросить консультанта о Пилате для получения дальнейшей информации.
Внезапно на балконе, за окном палаты Бездомного, появляется незнакомый человек. Глава 12.
Да, речь идет о Сталине. Все верно. Пилат, отправляют войска на Лысую гору, чтобы взять ее в двойное оцепление. Это оцепление превращается в казнь.
Ее зашифрованное описание см. Там же автор описывает бомбежки великого города, прожектора тянущие свои руки вверх, грохот, сотрясающий город. Речь идет о Великой Отечественной войне. Есть предположения, что Лысую гору Булгаков перенес из Киева, но это всего лишь версия. Киев тут совершенно не при чем. В той же главе описано как Пилат заказал какого-то Иуду из Нижнего Города, которого привела на смерть некая Низа.
Обратите внимание на буквы ДУРА в ее фамилии. Вот посмотрите на спокойный комментарий Воланда к бомбежке домика с женщиной и ребенком не обращайте внимание, что то, что там описано совпадает с описанием современных программ записи взрывов, в романе описано еще около 20 современных технологий, и все это является совпадением. Я, откровенно говоря, не люблю последних новостей по радио. Сообщают о них всегда какие-то девушки, невнятно произносящие названия мест. Кроме того, каждая третья из них немного косноязычна, как будто нарочно таких подбирают. Мой глобус гораздо удобнее, тем более что события мне нужно знать точно.
Вот, например, видите этот кусок земли, бок которого моет океан? Смотрите, вот он наливается огнем. Там началась война. Если вы приблизите глаза, вы увидите и детали. Маргарита наклонилась к глобусу и увидела, что квадратик земли расширился, многокрасочно расписался и превратился как бы в рельефную карту. А затем она увидела и ленточку реки, и какое-то селение возле нее.
То были Наташа с боровом. Наташу было решено впустить, а борова отправить на кухню. Маргарите хозяин бала советовал ничего не бояться, но пить только воду. Глава 23 Великий бал у сатаны Во время бала Маргарите пришлось часами стоять нагой с алмазом в волосах и с тяжелой цепью на шее.
Перед этим ее омыли в крови, а потом в розовом масле. Вновь прибывающие гости все поочередно целовали ей правое колено, которое уже распухло и болело. Наташа периодически натирала его чем-то душистым. У левой ноги сидел Бегемот.
Гости то и дело прибывали через камин. Это были мертвецы, скелеты, которые потом превращались в развеселых дам и кавалеров. Она всех приветствовала, мило улыбаясь. Среди них была одна с очень грустными глазами.
Коровьев рассказал, что ее зовут Фрида. Её обманул хозяин кафе, в котором она работала и она родила ребенка. Затем она удушила платком этого ребенка, так как нечем было его кормить. Теперь каждое утро ей приносят этот платок.
Бал продолжался. Маргарита изрядно устала. В бальной комнате появился Воланд. Он нес с собой голову Берлиоза, из которой потом пил как из чаши.
Потом появился служащий Зрелищной комиссии, барон Майгель, любопытнейший тип. Оказалось, что ему и так вскоре умирать, Воланд решил ускорить этот процесс. Майгеля зарезал Азазелло. Послышался крик петухов и гости стали разбредаться.
Глава 24 Извлечение мастера После бала Воланд пригласил обессилевшую Маргариту на завтрак и спросил, не желает ли она чего. Но Маргарита предпочла не просить. Он настаивал, говорил, что исполнит одно любое желание. Она, посмотрев на Фриду, пожелала, чтобы ей перестали приносить злополучный платок.
Тогда Воланд поинтересовался, не желает ли она чего-нибудь для себя взамен на то, что была хозяйкой бала. Она ответила, что хотела бы увидеть своего любимого и чтобы они зажили как прежде в его небольшом подвальчике. Воланд тут же исполнил ее просьбу. Явился мастер грустный и растрепанный.
Он рассказал ей, где был последние несколько месяцев. Оглядевшись, по рассказу Бездомного, понял, у кого в гостях находится. Более того, Воланд вернул мастеру его роман со словами «Рукописи не горят! Клеветника тут же метнули из окна, а мастеру вернули документы на квартиру.
Вернувшись домой, Маргарита принялась за чтение романа с того места, где остановилась. Глава 25 Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа Тем временем в Ершалаиме прокуратор встречался с человеком в капюшоне. Это был заведующий тайной службой. Он доложил, что Иешуа отказался выпить напиток перед казнью и сказал, что никого в своей смерти не винит, лишь добавил, что один из худших человеческих пороков — это трусость.
Когда заведующий уже собирался уходить Пилат его задержал по одному делу, касающемуся алчного молодого человека из Кириафа по имени Иуда. Тот был жаден до денег, а его сегодня должны были вызвать во дворец Каифы. Сколько он получит, неизвестно, но на него готовится покушение. С этим он вытащил мешок денег и протянул гостю.
Глава 26 Погребение В то время как прокуратор Иудеи переживал душевные муки, начальник тайной службы был очень занят. Он переговорил с одной молодой девушкой по имени Низа. Позже она должна была встретиться с Иудой в Гексимании. Но по дороге на Иуду напали и зарезали, а деньги, что он получил во дворце, тридцать тетрадрахм, у него отняли.
Тем временем на Лысой горе было обнаружено только два тела. А тело Иешуа унес с собой Левий Матвей. Он хотел предать его погребению и лично участвовал при этом. Прокуратору снился сон, будто философ не умер и прогуливается рядом с ним.
Во сне он готов был пойти на все, лишь бы спасти Га-Ноцри от казни. Разбудил его прибывший начальник тайной службы с вестью об Иуде. Прокуратор пожелал повидаться с Левием Матвеем. Тот явился.
Это был маленький и тощий человечек лет сорока. С ним была и хартия, куда он записывал слова Иешуа. Понтий Пилат не мог до конца разобрать, что там говорилось, но смог точно прочитать про то, что трусость является величайшим пороком. Левий Матвей от всего отказался, взял лишь кусок чистого пергамента.
Теперь мысли у нее были в порядке, можно было и уснуть. Но спокойно было не везде. Так, например, переполох творился в участке. Там предпринимались тщетные попытки поймать и разоблачить магов, выступавших в театре.
Первым на помощь следствию пришел господин Семплеяров. Он выложил все не только о злополучном сеансе, а также о своей личной жизни. Но там никаких зацепок не было. Выходило, что про иностранного гастролера никто ничего не знал.
Прохор Петрович, наконец, вернулся в свой костюм. Римского нашли в Ленинграде, в платяном шкафу гостиницы. Он просил спрятать его в бронированную камеру. Профессор Стравинский еле успокоил хор, а в помощь следствию обнародовал список вновь поступивших.
Так нашелся председатель Босой. Но самым неприятным было исчезновение головы покойного Берлиоза. К Ивану в клинику также приходил следователь порасспросить о событиях на Патриарших. Иван сказал, что он поэт, но писать стихи более не будет, а во время несчастного случая с Берлиозом сидел далеко от турникета.
В таком духе следствие продолжалось до ночи пятницы, пока барон Майгель не прокрался на бал, переодевшись в женщину. Лиходеев с Варенухой, появившись, также просили поместить их в бронированную камеру. Поступили сведения и о пропаже Маргариты Николаевны с домработницей Наташей. Как раз во время завтрака Воланда со свитой сюда приехала компания в штатском.
Коровьев объявил, что приехали их арестовывать. Они тут же все стали незаметными все, кроме кота. Бегемота пытались поймать, но он устроил настоящий разгром квартиры с поджогом в конце. Свиту так и не удалось поймать.
Люди видели, как с пятого этажа вылетели три мужских силуэта и один женский. Только после пожара удалось обнаружить тело Майгеля. Для начала они направились в магазин, торгующий исключительно диковинными товарами и только за валюту. Там они подошли к кондитерскому прилавку и устроили дебош.
Разворотив горы с мандаринами и шоколадом, а затем, угостившись «сладеньким» на халяву, парочка сбежала. На свист швейцара прибежали полицейские, но было уже поздно. Во-первых, негодники успели скрыться, во-вторых, в магазине сам собой начался пожар. Примерно через минуту после этого происшествия они стояли у «Дома Грибоедова», где, как считал Бегемот «вызревал цвет отечественной литературы».
Там они пытались пройти в тот самый ресторан на первом этаже, но их не впускала какая-то гражданка на входе, которая была обязана всех записывать. Тогда послышался голос Арчибальда Арчибальдовича, директора ресторана. Он требовал пропустить гостей и лично проследил, чтобы с ними хорошо обошлись. Этот неглупый человек сразу понял, что в свете происходящих событий с этими посетителями никак ссориться нельзя.
Интуиция его не подвела. Пока сомнительная парочка обедала, в ресторан ворвались двое мужчин и стали по ним палить, но Коровьев с Бегемотом просто испарились в воздухе. А затем в заведении разгорелся огонь. Все в панике бежали прочь, и только один Арчибальд Арчибальдович тихонько стоял в стороне и наблюдал.
Глава 29 Судьба мастера и Маргариты определена Воланд и Азазелло стояли на террасе одного из красивейших зданий городе. Никто их не видел, зато им открывался полноценный вид на Москву. Откуда-то взялся маленький человек в оборванном и испачканном хитоне. Он направлялся к ним.
Он сообщил, что его прислали сказать, что мастера нужно наградить покоем, как и ту, которую он любит. Если света они не заслужили, то покой точно. С этим он и удалился. Тогда Воланд отправил Азазелло все устроить.
Появились Коровьев и Бегемот, от которых несло гарью. Они поинтересовались, чем еще могут быть полезны, но Воланд сказал, что они итак много сделали. Надвигалась гроза, и они засобирались в путь. Глава 30 Пора!
Маргарита с мастером мирно прибывали в своем подвальчике. Кто-то к ним постучал. Спрашивали Алоизия Могарыча, но Маргарита сказала, что его арестовали, и шаги от калитки удалились. Затем к ним пожаловал Азазелло.
Он вместе с ними сидел и пил коньяк, а мастер все щипал себя, чтобы проверить, не испарится ли гость. Азазелло вытащил бутылку диковинного вина со словами, что это подарок от Воланда и, что это вино пил сам прокуратор Иудеи. Когда они сделали по глотку, то уснули вечным сном. Мастер успел назвать Азазелло отравителем.
Пока они спали, демон положил конец всей этой истории. Он помчался в квартиру к Маргарите, убедился, что там она умерла. Затем вернулся и влил несколько капель странного вина им в рот. Они оживились.
У Маргариты лицо приняло более мягкий вид, и уже не было таким хищным, как у ведьмы. Мастер тоже проснулся. Азазелло объяснил, что им дарован покой. Напоследок он устроил пожар в подвальчике мастера, предусмотрительно сжег роман и все, что там было.
Маргарита была рада, что их страдания горят. Затем они на тройке черных вороных помчались в сторону клиники. По пути мастер решил заглянуть к Ивану и успокоить его. Ведь теперь у него все хорошо и рядом его любимая.
Глава 31 На Воробьевых горах После грозы над Москвой засияла радуга. Воланд со свитой поджидали друзей. Затем он сказал мастеру попрощаться с городом навсегда. Тот спрыгнул с коня и, волоча за собою черный плащ, подошел к обрыву.
Еще раз с грустью посмотрел на город, но потом с мыслью о радостном будущем вернулся к всадникам. И они помчались вдаль. Глава 32 Прощение и вечный приют Во время полета лица свиты менялись до неузнаваемости. Маргарита не узнавала Коровьева.
Он теперь стал темно-фиолетовым рыцарем с грустным и никогда не улыбающимся лицом. Воланд ей объяснил, что этот рыцарь однажды неудачно пошутил о свете и тьме, и после этого ему пришло шутить еще и еще. Но сегодня была ночь искуплений и он своё искупил. Вместо Бегемота летел совсем юный демон-паж, который когда-то был лучшим шутом на свете.
Теперь он был тих и спокоен. Воланд летел в своем настоящем обличье. Так они летели долго, сменяя одну местность на другую, пока не добрались до одной пустыни, где в кресле сидел какой-то человек, а рядом с ним лежала его собака. Это был Понтий Пилат.
Воланд хотел показать мастеру его героя и дать подсказку для завершения романа. Он теперь все время так сидел и разговаривал сам с собой. Он говорил, что у него плохая должность, что он ненавидел свое бессмертие. А когда он засыпал, то во сне вел беседы с Га-Ноцри.
Это было похоже на ситуацию с Фридой. Ему нужно было прощение. Маргарита просила отпустить несчастного, но Воланд сказал, что это под силу только мастеру. Тогда мастер крикнул «Свободен!
Он ждет тебя! Человек в белой мантии с кровавым подбоем встал и пошел по лунной дорожке, а с ним и его преданный пес. Мастер хотел было пойти за ним, но Воланд сказал, что не стоит гнаться за тем, что уже кончено.
Мастер и Маргарита - краткий перессказ для чайников
Несколько человек отправились писать некрологи, затихла музыка. Постепенно литераторы успокоились и вернулись к прерванному пиршеству. Глубокой ночь дом Грибоедова потрясло еще одно неслыханное событие. В ресторан зашел Иван Николаевич, одетый в кальсоны и потрепанную толстовку. На его груди была пришпилена икона. В руке Бездомный держал зажженную свечку. Большинство литераторов решило, что известный поэт допился до белой горячки. С ним попытались заговорить. Иван Николаевич был очень возбужден. Он уверял, что был свидетелем убийства Берлиоза иностранным шпионом.
Поэт не знал имени убийцы и мог лишь сказать, что оно начинается на букву «В». Бездомный потребовал немедленно вызвать вооруженный отряд милиции, а сам принялся энергично искать в ресторане профессора. Один из литераторов попытался его утихомирить и получил за это удар в ухо. После этого невменяемого поэта связали и вызвали неотложную медицинскую помощь. Бездомного повезли в сумасшедший дом. Глава 6. Шизофрения, как и было сказано Вместе со связанным Иваном Николаевичем в качестве сопровождающего поехал поэт Рюхин. Очень вежливый доктор встретил посетителей и завел разговор с Бездомным. Иван Николаевич по-прежнему был очень сильно возбужден.
Он грубил, требовал освободить его и немедленно связаться с милицией. Опытный доктор ни в чем не противоречил новому пациенту. Он говорил с ним чрезвычайно деликатно и узнавал подробности. Бездомный рассказал, что к смерти Берлиоза имеет прямое отношение зарубежный профессор. Иван Николаевич объяснил, что гнался за ним, затем у него украли одежду. Икона и свечка нужны, потому что иностранец явно связан с нечистой силой. Доктор внимательно выслушал Бездомного, а затем велел санитарам развязать его и разрешил позвонить в милицию. Звонок Ивана Николаевича, как и следовало ожидать, не дал никаких результатов. В милиции просто проигнорировали бред человека, заявившего, что звонит из сумасшедшего дома.
Бездомный разозлился и попытался выбить окно. Его тут же схватили санитары. Буйному пациенту поставили укол эфира и отнесли в палату. Доктор сказал, что это — явный случай шизофрении, осложненный частым употреблением алкоголя. Под утро Рюхин приехал в грибоедовский ресторан и стал «заливать» тоску водкой. Глава 7. Нехорошая квартира Директор театра Варьете Степан Богданович Лиходеев проснулся в состоянии зверского похмелья. Он чувствовал настолько сильную головную боль, что даже не мог вспомнить, какой сейчас день недели и где он, собственно, находится. С невероятным трудом приоткрыв глаза, Степа определил, что лежит на своей кровати.
Они вселились в нее пару лет назад после ареста бывших хозяев. Полежав немного и безуспешно попытавшись вспомнить хоть что-нибудь из вчерашнего, Степа решил попробовать встать с кровати. Приподнявшись, он с изумлением увидел совершенно незнакомого ему гражданина в черном. Тот явно обрадовался пробуждению хозяина и немедленно предложил ему «полечиться». Рядом с кроватью оказался столик с выпивкой и закуской. Степа быстро выпил пару стопок и вновь обрел способность соображать. Незнакомец назвался профессором черной магии Воландом. Он уверял, что накануне заключил с Лиходеевым контракт на несколько выступлений в театре и даже получил аванс. Воланд незамедлительно предъявил контракт, на котором Степа увидел свою подпись.
Лиходеев совершенно не помнил, что заключал этот контракт. Извинившись перед профессором, он бросился в переднюю к телефону. По пути Степа заметил, что дверь в комнату Берлиоза опечатана. Лиходеев позвонил в театр финдиректору Римскому, который подтвердил заключение контракта с иностранцем и сказал, что подготовка к вечернему выступлению идет полным ходом. Степа в большом замешательстве вернулся назад и решил, что у него начинается белая горячка. Иностранец уже был не один в комнате. Компанию ему составляли неряшливого вида долговязый мужчина в клетчатом костюме и огромный кот, держащий рюмку и вилку с грибом. Затем из зеркала появился рыжий гражданин с большим клыком. Он попросил у Воланда разрешения немедленно избавиться из хозяина.
В следующее мгновенье Степа очутился на берегу моря рядом с неизвестным городом. Увидев какого-то человека, Лиходеев обратился к нему, умоляя сказать, где он находится. Удивленный мужчина ответил, что это — Ялта. Потрясенный Степа лишился чувств. Глава 8. Поединок между профессором и поэтом В тот момент, когда Лиходеев упал в обморок в Ялте, пробудился Иван Николаевич. Он увидел, что лежит в белой палате и вспомнил вчерашний день и свое попадание в психиатрическую клинику. С помощью кнопки Бездомный вызвал медсестру. Она проводила его в ванну, выдала больничную одежду и отвела на завтрак.
Затем Ивана Николаевича подвергли тщательному медицинскому осмотру и попросили ответить на множество анкетных вопросов. Бездомный вернулся в палату и стал ждать. Вскоре к нему нагрянула целая толпа медицинских работников во главе с доктором Стравинским. Доктор уселся на кровать Бездомного и предложил ему высказаться. Иван Николаевич заявил, что является абсолютно нормальным человеком и помещен сюда по ошибке. Он рассказал про иностранца, его причастность к гибели Берлиоза, а также упомянул про Понтия Пилата. Стравинский не прерывал Бездомного, не возражал и даже задавал наводящие вопросы. В конце концов он признал, что поэт нормален и приказал немедленно отпустить его. Уже привстав с постели, он поинтересовался, куда Иван Николаевич отправится в первую очередь.
Тот ответил, что пойдет в милицию. Стравинский сказал санитарам, что через пару часов пациент вернется обратно. Он объяснил Бездомному, что появление в милиции в кальсонах и рассказ про Понтия Пилата неизбежно повлекут за собой отправку в клинику. Иван Николаевич смирился и почувствовал полный упадок сил. Стравинский посоветовал ему пока полежать в клинике и отдохнуть. Если поимка иностранца так важна, поэт можно написать заявление, в котором изложит все свои обвинения. Напоследок он велел выдать Бездомному бумагу и карандаш. Глава 9. Уже на следующее утро к Босому стали поступать просьбы и приходить посетители, жаждущие получить освободившуюся жилплощадь.
Перед обедом Никанор Иванович решил сам сходить в эту квартиру. Зайдя внутрь, он с изумлением увидел сидящего за столом неизвестного мужчину в клетчатом пиджаке. Босой потребовал, чтобы человек объяснил, что он делает в квартире покойного. Он назвался Коровьевым и пояснил, что работает переводчиком у зарубежного артиста Воланда. Иностранец будет выступать в театре. Директор Лиходеев пригласил его погостить в своей квартире, а сам уехал в Ялту. Коровьев предложил Босому заключить с артистом контракт на проживание в половине погибшего Берлиоза. При этом он посоветовал требовать у богатого иностранца неслыханную сумму. Никанор Иванович почувствовал смутное беспокойство, но не смог отказаться от пяти тысяч рублей.
Он без разговоров подписал контракт, причем переводчик уговорил его взять лично для себя две контрамарки и толстую пачку денег. Ошеломленный быстротой решения дела Босой отправился домой, а Коровьев в это время куда-то позвонил и сообщил об утаиваемой председателем жилтоварищества валюте. Никанор Иванович вернулся домой и спрятал взятку в туалете. Когда он обедал, пришли двое неизвестных. Они предъявили документы, при виде которых Босому стало плохо. Граждане сразу же направились в туалет и нашли пачку долларов. Председатель закричал, что это — проделки иностранца. Он раскрыл портфель, но никакого контракта там не было. Смертельно бледный Босой покинул дом под конвоем двух неизвестных лиц.
Глава 10. Вчера Лиходеев прибежал с договором на несколько выступлений иностранного артиста Воланда и буквально заставил подписать его. Уже были напечатаны афиши, а директор до сих пор не появился. Утром он звонил и говорил, что появится через полчаса. Неожиданно в кабинет зашла почтальонша, доставившая телеграмму-«молнию» от ялтинского угрозыска. В ней сообщалось, что в Ялте был задержан гражданин, представившийся директором московского театра Варьете Лиходеевым. Римский и Варенуха пришли в замешательство. Звонивший утром Степа никак не мог оказаться к обеду в Ялте. С небольшими промежутками почтальонша доставила еще две «молнии».
В первой Лиходеев сообщал, что стал жертвой гипноза Воланда, во второй, фотографической — отправил для проверки образец своего почерка. Почерк явно принадлежал Лиходееву. Ситуация была необъяснимой. Римский упаковал все телеграммы и отправил Варенуху отнести их в соответствующие органы. По пути администратор забежал в свой кабинет за кепкой. В этот момент ему кто-то позвонил и потребовал никуда не ходить. Варенуха проигнорировал угрозу и вышел из театра. По дороге он захотел в туалет, располагавшийся в театральном саду. Там к администратору подошли двое неизвестных.
Они напомнили Варенухе о телефонном предупреждении, «подкрепив» свои слова несколькими сильными ударами. Там к администратору подошла голая девица, от которой веяло могильным холодом. Она сказала, что хочет его поцеловать. Испытывая безмерный ужас, Варенуха потерял сознание. Глава 11. Раздвоение Ивана Получив бумагу и карандаш, Бездомный сразу же взялся за заявление в соответствующие органы. Поэт промучился долгое время, но так и не смог внятно описать преступление иностранца. Неудача вызвала у Ивана Николаевича полный упадок сил. Он горько заплакал.
Тоску усиливала начавшаяся гроза. Пришедшая нянечка постаралась успокоить Бездомного. Ему сделали укол. Одновременно с окончанием грозы поэт почувствовал себя значительно лучше. Он завел разговор с самим собой. Один Иван упрекал другого в бессмысленном преследовании иностранца. Умиротворенный Бездомный уже собирался заснуть, как вдруг на балконе показался какой-то неизвестный мужчина. Глава 12. Черная магия и ее разоблачение Вечером в Варьете зрители, да и все работники театра с нетерпением ждали последнего отделения, когда должен был состояться сеанс черной магии.
Римский лично встретил прибывшего Воланда, которого сопровождали «клетчатый» он же Коровьев и черный кот. Иностранец вышел на сцену и, усевшись в неизвестно откуда появившееся кресло, завел разговор с Коровьевым, называя его Фаготом. Воланд говорил о том, насколько изменилась Москва и ее жители. В разговор пытался вмешаться конферансье Бенгальский. Воланд оборвал беседу и попросил своих спутников показать пару фокусов. Фагот и кот, называемый Бегемотом, стали вытворять удивительные вещи. Самым поразительным фокусом стал посыпавшийся на зрителей «дождь» из настоящих денег. Бенгальский попросил артиста разоблачить этот трюк, вызвав негодование у зрителей. Кто-то потребовал оторвать конферансье голову.
В тот же миг Бегемот прыгнул на бедного Бенгальского и действительно сорвал его голову. Ошеломленный зрители увидели бьющую фонтаном кровь. Одна женщина попросила пощадить Бенгальского. Голова была возвращена на место, а конферансье в полной прострации покинул сцену. Следующим номером стал появившийся прямо на сцене дамский магазин, набитый одеждой, обувью, духами и т. Артисты пригласили зрительниц бесплатно обменивать свои старые вещи на шикарные заграничные товары. Сцену заполонили женщины, с жадностью примеривающие модные вещи. Суматоха усилилась, когда Коровьев объявил, что магазин закрывается через минуту. Спустя это время раздался громкий выстрел, после которого все бесследно исчезло.
В наступившей тишине раздался голос Аркадия Аполлоновича Семплеярова председателя Акустической комиссии , который потребовал разоблачения всех удивительных фокусов. В ответ Фагот провел другое разоблачение, рассказав, что вчера Семплеяров провел вечер у своей любовницы. Аркадий Аполлонович сидел вместе с супругой и другой любовницей. Между ними вспыхнул скандал. Бегемот крикнул, чтобы оркестр грянул марш. Под громкие звуки музыки артисты испарились в воздухе. Глава 13. Явление героя Появившийся на балконе незнакомец зашел в палату к поэту. Иван Николаевич сразу же почувствовал к нему полное доверие и подробно рассказал о событиях, приведших его в сумасшедший дом.
Он также пересказал историю иностранца о древнем Ершалаиме. Посетитель с большим вниманием выслушал Бездомного и с уверенностью сказал, что в клинику его привела встреча с самим сатаной. Незнакомец представился мастером и признался, что тоже попал в клинику из-за Понтия Пилата. Он рассказал поэту свою грустную историю. Мастер был историком по образованию и два года назад работал в музее. Неожиданно он выиграл в лотерею крупную сумму денег. Мастер уволился, поселился в уютной полуподвальной квартире и стал писать роман о Пилате. Мастер был счастлив. Работа над романом полностью увлекла его.
В этот период жизни он совершенно случайно встретился на улице с женщиной, которую полюбил с первого взгляда. Она была замужем и стала любовницей мастера. Любовь вызвала у мастера прилив вдохновения. Он с увлечением продолжал работу над романом. Женщина разделяла его увлечение, с нетерпением ожидая новых глав. Наконец, роман был закончен. Мастер отнес его в редакцию и получил уклончивый ответ, что такое произведение не может быть напечатано. Вскоре стали появляться «разгромные» статьи разных критиков о мастере и его романе. Оголтелая травля в печати подействовала на мастера самым угнетающим образом.
У него стало быстро развиваться психическое заболевание. Мастер начал испытывать необъяснимый страх, особенно по ночам. Однажды ночью мастер проснулся, испытывая настоящий ужас. В болезненном припадке он сжег свою рукопись. В это время в подвал пришла любовница.
В это время Маргарита ищет Мастера и готова пойти на союз с дьяволом, чтобы найти возлюбленного. Воланд предлагает Маргарите стать королевой бала в обмен на воссоединение с любимым. Параллельно описывается сюжет романа Мастера, где рассказывается о бродячем философе, проповеднике Иешуа Га-Ноцри, преданного Иудой, распятого на столбе. Прокуратору Пилату не удалость отменить приговор, сознание собственной вины не дает ему спокойно жить.
Перед тем, как покинуть город, Сатана возвращает Мастеру сожженную рукопись и соединяет влюбленных, отправив их в место вечного покоя. Понтий Пилат обретает покой, встретившись с Иешуа. Объяснение сюжета Как большинство книг со смыслом, роман Булгакова затрагивает различные вопросы, волнующие общество: философские, социальные, политические. Основные проблемы, поднятые автором в произведении — противостояние: добра и зла; порока и добродетели; верности и предательства. Автор хотел показать, насколько тонка грань между этими понятиями, как легко перейти черту, отделяющую их друг от друга. Это видно на примере Маргариты. Благие цели по соединению с любимым оборачиваются сделкой с Дьяволом. Книга имеет и политическую подоплеку. Действие романа происходит в 30-е годы — время жестоких репрессий, постоянных доносов.
Трусость мешает людям изменить ситуацию, пойти против системы. Это произошло и с Пилатом, не решившимся заступиться за невиновного. Смысл книги Мастер и Маргарита — показать взаимосвязь добра и зла.
Дьявол со своей свитой решает провести своеобразный эксперимент, и проверить столичную публику на жадность и чувство милосердия. В ходе этого опыта каждый герой демонстрирует свое истинное «я».
Тем временем Маргарита ничего не знает о местонахождении Мастера. Ради своего возлюбленного она соглашается на предложение Воланда, и исполняет роль королевы на балу у сатаны.
В комнату влетает половая щётка. Пролетая над воротами, она кричит, как научил Азазелло: «Невидима! Полёт Пролетая мимо дома литераторов, Маргарита останавливается и устраивает разгром в квартире критика Латунского, погубившего мастера. Потом она продолжает полёт, и её догоняет Наташа верхом на борове она натёрлась остатками крема — стала ведьмой, им же мазнула соседа Николая Ивановича, превратившегося в борова. Искупавшись в ночной реке, Маргарита видит ведьм и русалок, которые устраивают ей торжественный приём. Затем на поданом летающем автомобиле за рулём длинноносый грач Маргарита возвращается в Москву. Глава 22.
При свечах Маргариту встречает Азазелло и приводит в квартиру NQ 50, познакомив с Воландом и его свитой. Воланд просит Маргариту стать королевой на его ежегодном балу. Глава 23. Великий бал у сатаны Маргариту купают в крови и розовом масле, надевают туфли из лепестков розы и королевский алмазный венец, вешают на грудь изображение чёрного пуделя на тяжёлой цепи и ведут к лестнице встречать гостей. В течение нескольких часов она приветствует гостей, подставляя для поцелуя колено. Гости — давно умершие и воскресшие на одну ночь преступники — убийцы, фальшивомонетчики, отравители, сводники, предатели. Среди них Маргарите запоминается несчастная Фрида, умоляющая запомнить её имя. Однажды хозяин зазвал её в кладовую, а через девять месяцев Фрида родила ребёнка, которого удушила в лесу платком. И вот уже 30 лет ей каждое утро подают этот платок, пробуждая мучения совести.
Приём заканчивается — королева бала облетает залы, оказывая внимание веселящимся гостям. В квартире N 50 удивительным образом размещаются тропический лес, оркестр, бальный зал с колоннами, бассейн с шампанским. Выходит Воланд. Азазелло подносит ему на блюде голову Берлиоза. Воланд превращает его череп в драгоценную чашу и наполняет её кровью тут же застреленного наушника и шпиона барона Майгеля. Он пьёт из неё за здоровье гостей и подносит эту же чашу Маргарите. Бал окончен. Роскошные помещения вновь превращаются в скромную гостиную. Глава 24.
Извлечение мастера Маргарита, Воланд и его свита снова в спальне, где всё оказалось, как было до бала. Очень долго все беседуют, обсуждают бал. Наконец Маргарита решается уйти, но чувствует себя обманутой, потому что не получает никакой благодарности за свою самоотверженность. Воланд доволен её поведением: «Никогда и ничего не просите! Сами предложат и сами всё дадут». Он спрашивает, чего она желает. Маргарита просит, чтобы помиловали Фриду и перестали подавать платок каждый день. Это исполняется, но Воланд спрашивает, чего она хочет для себя. Тогда Маргарита просит: «Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, мастера».
Тут же появляется мастер, «он был в своём больничном одеянии — в халате, туфлях и чёрной шапочке, с которой не расставался». Мастер думает, что у него галлюцинации из-за болезни. Выпив то, что ему налили в стакан, больной приходит в себя. Воланд спрашивает, почему Маргарита называет его мастером. Воланд просит почитать роман, но мастер говорит, что сжёг его. Тогда мессир возвращает ему полную версию со словами: «Рукописи не горят». Маргарита просит вернуть их с мастером в дом на Арбате, в котором они были счастливы. Мастер жалуется, что «в этом подвале уже давно живёт другой человек». Тогда появляется Алоизий Могарыч, который написал жалобу на своего соседа.
Алоизий обвинил мастера в хранении нелегальной литературы, потому что хотел переехать в его комнаты. Предателя выбросили из нехорошей квартиры и заодно из дома на Арбате. Коровьев отдал мастеру документы, уничтожил его больничное дело, исправил записи в домовой книге. Маргарите он вернул «тетрадь с обгоревшими краями, засохшую розу, фотографию и, с особенной бережностью, сберегательную книжку». Домработница Наташа попросила сделать её ведьмой, а сосед, на котором она прибыла на бал сатаны, потребовал справку о том, где он провёл ночь для жены и милиции. Появился несчастный Варенуха, который не хочет быть вампиром. Он пообещал больше не врать никогда. Влюблённые снова оказываются в своей квартире, растроганная Маргарита начинает перечитывать роман мастера. Глава 25.
Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа К прокуратору пришёл начальник тайной службы Афраний, который доложил, что казнь свершилась, и передал последние слова Иешуа «в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость». Понтий Пилат велит Афранию позаботиться о погребении тел казнённых и о безопасности Иуды из Кириафа, которого, как он слышал, должны зарезать этой ночью тайные друзья Га-Ноцри фактически он заказывает Афранию убийство Иуды. Глава 26. Погребение Пилат понял, что нет порока, хуже трусости, и что он проявил трусость, побоявшись оправдать Иешуа. Утешение он находит лишь в общении с любимым псом Бангой. По поручению Афрания, красавица Низа выманила Иуду который только что получил от Каифы 30 сребреников за предательство Иешуа в Гефсиманский сад, где его убили трое мужчин. К Пилату привели Левия Матвея, у которого нашли тело Иешуа. Тот упрекнул прокуратора в смерти своего учителя и предупредил, что убьёт Иуду. Пилат сообщает, что он уже сам убил предателя.
Глава 27. Конец квартиры N 50 В московском учреждении идёт следствие по делу Воланда. Все следы ведут в квартиру N 50. В неё врываются милиционеры и обнаруживают говорящего кота с примусом. Бегемот провоцирует перестрелку, но она обходится без пострадавших. Невидимые Воланд, Коровьев и Азазелло говорят, что пора покидать Москву. Кот, извинившись, исчезает, разлив горящий бензин из примуса. В доме начинается пожар. Глава 28.
Последние похождения Коровьева и Бегемота Толстяк, похожий на кота, и длинный гражданин в клетчатом пиджаке появились в валютном магазине. Там они устраивают скандал, а затем поджог. Следующее их появление в ресторане Дома Грибоедова было не менее запоминающимся. В ресторане парочку пытаются поймать милиционеры, однако нарушители спокойствия тут же растворяются в воздухе. Из примуса Бегемота «ударил столб огня прямо в тент», после чего начинается паника и пожар. Из горящего здания бегут «недообедавшие» литераторы. Глава 29. Судьба мастера и Маргариты определена. Воланд и Азазелло «высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве» беседуют и наблюдают, как горит Дом Грибоедова.
К Воланду является Левий Матвей и говорит, что он, подразумевая Иешуа, прочёл роман мастера и просит Воланда подарить ему и его возлюбленной заслуженный покой.
Темы и проблемы
- «Мастер и Маргарита» краткое содержание по главам романа Булгакова – читать онлайн пересказ
- Мастер и маргарита краткое содержание 18 главы.
- Мастер и Маргарита - краткий перессказ для чайников
- Булгаков М. “Мастер и Маргарита” Читательский дневник, краткое содержание
- Важные факты о книге
Появление Воланда и кончина Берлиоза
- Мастер и Маргарита — Википедия
- Комментарии
- Мастер и Маргарита Булгаков М.А. краткое содержание.
- Кратко об истории создания романа «Мастер и Маргарита»
Краткое содержание Булгаков Мастер и Маргарита кратко и по главам для читательского дневника
Потратьте примерно 5 минут, чтобы прочитать краткое содержание самого знаменитого романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Если вы уже читали этот роман, после краткого содержания вам. Краткое содержание романа «Мастер и Маргарита» по частям и главам. Краткое содержание романа Булгакова “Мастер и Маргарита”: сюжетная линия, смысл произведения, основные герои, идея автора и значение в русской литературе. Главная > Краткое содержание произведений > Изложение: Булгаков: Мастер и Маргарита. Краткое содержание части из романа «Мастер и Маргарита».