Олицетворением праздника выступает чучело Масленицы, что является отголоском архаичного умирающего и воскресающего божества. В те стародавние времена наш любимый праздник Масленица, который имеет языческие корни, назывался Комоедицей.
Русский праздник Масленица
История праздника. Изначально Масленица — это языческий праздник. Масленица – это многодневный народный праздник проводов зимы и встречи весны, с которым связан обычай печь блины. На Масленицу блин дают в руки чучелу перед тем, как сжечь его, а сам праздник начинается с родительской субботы, которую в Калужской и Владимирской губерниях называли Малой Масленкой.
Масленица: как языческий праздник прижился в христианстве?
Масленица — веселый праздник, который предшествует Великому посту. Обряды и традиции праздника корнями уходят в дохристианскую историю. После крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи. Вплоть до окончания Великой Отечественной войны о Масленице в Москве толком не вспоминали — сперва веселый праздник с блинами был признан загнивающим наследием буржуазного слоя, а потом он оказался не у дел на фоне обрушившихся на страну трудностей. История праздника. Масленица — древний языческий праздник, который очень любили наши предки. Масленица-2024 — суть праздника. Масленица предшествует Великому посту и часто называется Сырной седмицей.
Смысл и традиции Масленицы
Предполагается, что незваные гости привлекут в дом удачу и гармонию. Особое внимание обращают на первый испеченный на Масленицу блин. Полагают, что если он вышел толстым, в грядущем году придется хорошенько потрудиться, а если тонким, то впереди легкие и беззаботные времена. Молодые девушки с помощью блинов гадают на суженого. Так, хорошую хозяйку, у которой блинчики легкие и воздушные, ждет счастливый брак, а если тесто прилипает к сковороде, то до замужества еще далеко. Как сделать блины тонкими, легкими и вкусными — читайте в материале «Известий». Кроме того, блинов нужно печь много — чем их больше, тем удачнее будет год.
В старину это божество называли Мареной. В одних регионах куклу закапывали в землю, в других — разрывали на части и разбрасывали по полю. Иногда Марену или Масленицу изображал человек, а его «похороны» были чисто символическими.
Изучая архаичные обряды Масленицы, фольклорист Владимир Пропп выдвинул теорию о происхождении праздника. Пропп считал, что Масленица возникла как земледельческий обряд для плодовитости. Она входила в единый цикл с другими аграрными праздниками: Семиком, Троицей , Иваном Купалой и «похоронами Костромы». Люди верили, что мертвые, находясь в земле, могут влиять на плодородие почвы.
Блины были поминальным блюдом , их носили на могилы или оставляли на окне «Первый блин покойникам» , чтобы заручиться помощью покойных в земледельчестве. В последний день Масленицы — Прощеное воскресенье — ходили «прощаться» на кладбище. Древнейшая фаза состоит в том, что воплощением силы является дерево.
Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Её встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена. Кстати, одно время русский царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы люди в азартные игры не играли, кулачных боев не проводили.
Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем. В понедельник — начало сырной недели — встреча Масленицы, во вторник — заигрыши. На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами.
Но учёные считают, что эта распространённая трактовка безосновательна. И с уверенностью ответить, почему блюдо стало главным на праздничном столе, нельзя. Фольклористы предполагают, что блины попросту были популярной и лёгкой выпечкой для торжеств. Например, их традиционно готовили на тризну, что тоже свидетельствует в пользу «поминальной» теории происхождения Масленицы. Ещё по древнему обычаю первый масленичный блин был «за упокой»: его отдавали нищим или просто клали на окно, чтобы почтить память усопших. Исконно русскими считаются не тонкие, а дрожжевые толстые блины.
Часто их делали на гречневой и ржаной муке. Дрожжевые блины. В некоторых регионах для неё использовали талый снег. Хозяйки замешивали опару ночью и с помощью заговоров просили у месяца, чтобы тесто получилось пышным. Интересно, что не во всех славянских странах на Масленицу пекут блины. Например, в Беларуси и на Украине к праздничному столу лепят вареники. Зачем на Масленицу сжигают чучело Ещё один символ праздника — соломенная кукла, которую в конце недели сжигают на костре. Чучело Масленицы чаще всего делают в виде женщины, хотя в Витебской области на праздник мастерят и хоронят деда. Куклу из соломы и подручных материалов украшают, наряжают в старую одежду и устанавливают на высокий шест.
К концу масленичной недели чучело сжигают или закапывают. Горящее чучело. По мнению некоторых учёных, чучело олицетворяет смерть и возрождение всей природы или конкретного божества — как правило, связанного с сельским хозяйством. Каждый год с наступлением весны старую, отжившую солому сжигали, возвращая её земле. А она взамен должна была возродиться и принести плоды. Поэтому иногда остатки чучела разбрасывали по полям и клали в ясли для скота, чтобы урожай и приплод были лучше. Также есть теория, по которой кукла рассматривается как воплощение зимы, нечисти , смерти и болезней.
Смысл и традиции Масленицы
Масленица-2024: как отмечать один из самых «вкусных» праздников в году? Узнайте всю историю праздника Масленица в России и его традиции с картинками кратко, а также дни недели. Масленица – исконно языческий праздник, известный на Руси еще до принятия христианства и уходящий корнями в праславянские времена. один из древнейших и уж точно самых веселых русских народных праздников, пришедший из языческой культуры и сохранившийся после принятия на Руси христианства.
КОМОЕДИЦА-МАСЛЕНИЦА.История забытого праздникаKOMOEDITSA-MASLENITSA#славянские праздники#масленица#
Пропп считал, что Масленица возникла как земледельческий обряд для плодовитости. Она входила в единый цикл с другими аграрными праздниками: Семиком, Троицей , Иваном Купалой и «похоронами Костромы». Люди верили, что мертвые, находясь в земле, могут влиять на плодородие почвы. Блины были поминальным блюдом , их носили на могилы или оставляли на окне «Первый блин покойникам» , чтобы заручиться помощью покойных в земледельчестве. В последний день Масленицы — Прощеное воскресенье — ходили «прощаться» на кладбище. Древнейшая фаза состоит в том, что воплощением силы является дерево.
У нас это чаще всего березка — как дерево, ранее других одевающееся в нарядную зелень... Воплощение силы, отделяемой от дерева, приобретает облик человеческого существа. Чаще мы имеем не живого человека, а изображение его — куклу. Постепенно связь с деревом может забываться, и тогда куклы эти могут делаться из любого материала, например, из тряпья.
В книге «Anhang von der Reussischen oder Moscowitischen Religion», изданной в Лейпциге в 1698 году, есть такое описание разгула на Масленицу: «Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство… В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином и водкою до упаду и бесчувственности. Во всё время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду. В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек. Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел; однако же он сократил время его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней. Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется. Славный папа Иннокентий XI хотел было его уничтожить; но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на восемь дней». Речь в последнем отрывке идет о Патриархе Адриане, последнем патриархе Первого Патриаршего периода. Здесь мы видим то самое упоминание из версии о языческом происхождении Масленицы, согласно которому в самом конце 17 века Масленица была укорочена вдвое. Этому же Патриарху сторонники языческой версии приписывают перенос Масленицы со статичной даты празднования на подвижную, привязанную к началу Великого поста. Дальнейшее рассмотрение данного вопроса обнажает интересный факт — Церковь активно боролась с масленичным разгулом и безобразиями. Так, свт. Тихон Задонский, после назначения его на Воронежскую кафедру в 1763 г. Бывает здесь поздравление: «Здравствуй, братец, или сестрица, с масленицей! А далее чем еще веселье сему праздничку делают? Не держится зло между стенами, не скрывается в домах, выходит на публику, является на улицах, площадях, на дорогах, и бывает зло сугубейшее, зло соблазнами… Тут возносятся кличи, песни, а в другом месте кулачные бои производятся, где-то драки, брани, сквернословие слышится. И так кажется, что сам воздух соблазнами человеческими преисполнен, шумит. А что в ночи, что в тайных и сокровенных местах делается, о том и не говорю. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить… Стыд лицо мое покрывает, когда я о таком праздновании говорю. А притом думаю, что так празднуют те христиане, возрожденные водой и Духом, чающие воскресения мертвых и жизни будущего века. Болезнь и жалость сердце сокрушает, что таким празднованием вера святая и благочестивая порочится. Страх и трепет содрогает члены мои, когда я пред умными глазами моими представляю праведный и страшный Божий суд». Такая борьба церковных иерархов с масленичным разгулом наводит на мысль о том, что Церковь могла видеть в Масленице элементы язычества, которые пыталась искоренить. Встает вопрос — откуда же могли взяться элементы язычества в христианском празднике? Ведь к 17-18 векам христианство на Руси существовало уже не одно столетие. Вновь обратимся к письменным источникам. Филолог-славист и этнограф Н. Гальковский в своем труде «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» пишет: «Вера в старых языческих богах у наших предков скоро потемнела под влиянием христианства, но совершенно память о них сгладилась не скоро. До некоторой степени поддерживался и культ старых богов. Духовенство прежде всего должно было обратить свое внимание на это явление, которое слишком резко бросалось в глаза своей аномалией. И действительно, самые ревностные и самые страстные обличения ревнителей христианства были направлены против памяти и почитания языческих божеств». Автор упоминает «Слово Христолюбца», памятник домонгольского периода: «Оно проникнуто глубоким негодованием против двоеверия современного ему русского общества. Как Илья Фесфитянин, заклавший триста пятьдесят жрецов идольских, говоря: «ревнуя поревновах по Господе»,— так и Христолюбец не мог терпеть двоеверно живущих христиан, которые веровали в Перуна, Хорса, в Мокошь, в Сима и Регла, в вил, в род и рожаниц…. К прискорбию Христолюбца двоеверно жили не только невежи, но и вежи. Но смысл древнего язычества был уже забыт: требы и вообще языческие обряды совершались… просто по привычке, без понимания их смысла, по крайней мере Христолюбец, перечисляя имена богов, почти ничего не говорит о языческом культе по существу, о чем без сомнения он не преминул бы распространиться при его ревности к обличению. Смысл древнего язычества был настолько забыт, что даже при совершении старых языческих обрядов употребляли христианские молитвы. Это происходило вследствие смешения рожаниц с Пресвятой Девой. Духовенство часто смотрело равнодушно на остатки языческих старых обычаев и даже нередко само употребляло «моленные» кушанья и напитки». Говоря о более позднем периоде, конце 13 в. Но еще более плохими были они язычниками, так как смысл язычества ими был совершенно утрачен: сохранились имена богов, сохранились некоторые языческие обряды, но никто уже не знал и не понимал их значения. Действительно, это были люди «двоеверно живущие», как их метко называл Христолюбец. Среди неграмотной массы русского народа такое двоеверие продолжалось весьма долгое время. Людей истинно верующих это темное двоеверие приводило в негодование». Далее Гальковский отмечает: «вскоре после крещения Руси наше язычество начало быстро приходить в забвение. Это печальное явление сказалось на севере России и в далекой Сибири. Действительно, там происходили чисто языческие мольбища, бывали случаи идолопоклонства. Но все эти явления не имели ничего общего с древнерусским язычеством. Дело в том, что в ХV столетии стали принимать христианство обрусевшие финны севера России. Вследствие продолжительного соседства с русскими, эти финны обрусели, переняли русский язык и в значительной мере русский уклад жизни; но свою языческую веру они удержали. Вот их то и обличали митрополит Симон прямо называет новопросвещенными , и архиепископы новгородские Макарий и Феодосий». Таким образом, вплоть до середины 18 в. Логичным будет предположить, что если Масленица и является христианской традицией подготовки к Великому посту, то в определенной степени сдобренной языческими вкраплениями, которые разнятся от местности. Церковь с ними боролась, но многие из них устранить окончательно не удалось, а исконно языческие праздники все еще продолжали отмечаться в конце 19 столетия Комоедица, о которой было сказано выше. Это предположение усугубляется особым уставным настроем Сырной седмицы, который не предполагает празднования в течение целой недели, а указывает на заговение на мясо в Неделю мясопустную воскресение перед началом Сырной седмицы и на заговение на Великий пост в Неделю сыропустную Прощеное воскресение как на особые дни гастрономической подготовки к Великому посту. Строго говоря, Сырная седмица и не является ни праздником, ни праздничной неделей в православном календаре. Вероятно, будет правильным назвать Масленицу не христианской, а народной традицией подготовки к Великому посту, к которой местами примешивались различные верования, берущие свое начало еще в дохристианскую, языческую эпоху. Современность Празднование Масленицы с различным размахом сохранялось вплоть до революции 1917 года. Поначалу советские власти, борясь с религиозными праздниками, попробовали придать новый вид старому празднику. Так, в газете «Известия» 14 декабря 1923 года появилась заметка о том, что «в противовес старой масленице с ее спутниками, разгулом и пьянством, Красная масленица будет проведена в деревне в культурных развлечениях и пропаганде нового быта». Но попытки придать Масленице коммунистический окрас быстро сошли на нет, и «Красная масленица» исчезает из официального праздничного календаря уже к середине 1920-х годов. Вспомнили о Масленице уже в начале 1960-х годов в рамках разработки «безрелигиозных» сезонных мероприятий. Старый праздник получил новое название — проводы русской зимы. Получился некий синтез из политической пропаганды и «возвращения народу его праздников», «очищенных» от религиозной мистики. Здесь, наряду с руководством населенного пункта, выступавшем на митинге, предваряющим собой культурную часть, участниками праздника становились Дед Мороз, скоморохи, три богатыря и сказочные персонажи. Название Масленица начинает возвращаться в обиход с конца 1960-х годов. Масленица становится массовым городским праздником, который организуют работники культуры, пользующиеся готовыми утверждёнными методическими материалами. Праздник становится стандартизованным по всей стране. Что делать православному на Масленицу? Как же, на самом деле, православный христианин должен проводить Масленицу? В первую очередь нужно помнить, что это Сырная седмица — подготовительная неделя к Великому посту. Добрым делом будет участие в богослужениях среды и пятницы, когда совершаются первые земные поклоны с чтением молитвы прп. Ефрема Сирина. При невозможности посещения храма в эти дни можно совершить поклоны дома.
Упразднить вообще масленичные развлечения Церковь не решилась. Хотя и их традиции не очень-то соответствовали религиозным правилам. Событие было значимым для народа, поэтому его сохранили и по сей день. Тем не менее масленичная седмица, несмотря на некоторые противоречия, достаточно гармонично вписалась в христианские обычаи. Масленицу начали отмечать накануне Великого поста. Масленица стала неделей перед началом Великого поста. Тогда уже мясо нельзя есть, но можно насытиться блинами со вкусными начинками», — рассказала собеседница «360». В православной трактовке масленичная седмица — это не столько неделя веселья, сколько период подготовки к Великому Посту. Это время принято посвящать своей душе, думать о добрых делах, прощать и примиряться с близкими и родными. Масленица, литография А. Первая версия гласит, что люди пытались задобрить весну, которая пришла на смену зиме — в прямом смысле умаслить ее, объяснила культуролог. По аналогии праздник и получил свое название — Масленица. По другой версии, тоже привлекали масло, которое в Древней Руси считали знаком достатка. Весной с появлением свежей травы коровы начинали давать молоко, из которого взбивали масло. Этот ценный продукт обязательно ставили на праздничный стол, когда провожали зиму и встречали весну. Третья версия — приход христианства. Праздничные дни выпадают на неделю перед Великим постом, когда мясо убирают из меню, но все еще едят молочные продукты. Так, свое название Масленица получила потому, что люди пекли блины и обильно мазали их маслом. Викимедиа Масленичные приметы Масленица — это не просто праздник, это целая вселенная увлекательных традиций и верований, пронизанных духом старины и веселья. Поверья славян гласят: чем больше блинов испечь, тем больше радости, богатства и здоровья придет в дом. Скупость в этот период — плохой знак, предвещающий финансовые трудности. Оказывается, блины — это не только угощение, они словно барометр благополучия. Если они выходят ровными и красивыми, человека ждут счастье и успех, но неудачи в их приготовлении могут предсказать неприятности.
В ней участвовали ряженые в образах «Воеводы», «Масленицы» и других персонажей. Основой сюжетной линией комедии была Масленица. Она характеризовалась и до сих пор характеризуется изобилием вкусных яств в преддверии предстоящего Великого поста. В последний день праздничной недели Масленица как бы прощается, но обещает вернуться в следующем году. И все эти моменты присутствовали в комедийной истории, иногда в сценарий включали некоторые события, произошедшие в родном селе или в соседней деревне. Описываемый праздник характеризуется проводами зимы. Согласно описанию, в эту неделю народ прощался с холодами и встречал весну, распевая веселые песни на заснеженных горках. Главной символикой Масленицы было и есть соломенное чучело. Его одевали в бабий наряд, в руку вкладывали несколько блинов. Вокруг чучела водили хороводы, а в конце праздника его сжигали. Многих интересует, почему именно чучело в женском обличии придавали огню. Ответ так же хранится в древней истории. До крещения Руси люди поклонялись богам, которые покровительствовали разным стихиям. Покровительницей зимы была Морена. Она повелевала стужей и морозами. Народ чтил Морену и в то же время боялся, так как холодная зима никогда не приносила радости. Все ждали прихода весны. Данный исторический факт дает четкое пояснение, что сжигаемое чучело и есть Морена. А сам обряд знаменуется прощанием с зимой и ее невзгодами. Важной частью праздничного стола были блины. Их пекли каждый день, на протяжении всей недели. Однако с четверга количество сделанного угощенья требовалось увеличивать в 2, а то и в 3 раза. Происхождение блинной традиции берет свое начало с язычества. Наверняка все слышали про бога солнца Ярилу. Именно его призывал народ, желая прогнать зиму. А румяный блин круглой формы имеет огромное сходство с летним солнцем. Мало кому известно, но наши предки делили масленичную неделю на две части. Дни с понедельника по среду назывались «Узкая Масленица», а с четверга по воскресенье «Широкая Масленица». Первая часть праздничной недели отводилась хозяйственным хлопотам. А вторая часть недели означала встречи гостей, веселые посиделки и всеобщее гулянье. Что примечательно, праздник Масленица имеет огромное значение не только для христиан. Мусульмане с уважением относятся к православным, а те независимо от нации и вероисповедания приглашают в гости на блины. Во многих городах и странах так же отмечается праздник Масленица, однако не с таким размахом как в России и называется иначе. Например, в Армянской апостольской церкви праздник прощания с зимой называется «Бун Барекендан». Какого числа начинается? По словам историков, по славянскому календарю Масленица празднуется 21 марта. Считалось, что именно в этот день приходит весна. Однако современная церковь, ссылаясь на собственные летописи, утверждает, что вписанная в церковный календарь Русской православной церкви масленичная неделя не имеет конкретного дня. У этого праздника можно сказать «плавающий график». Дата и месяц Масленицы определяется церковными служителями и объявляется народу. Но в принципе каждый сам может посчитать, ведь масленичная неделя наступает за 8 недель до Пасхи. В этом году масленичная неделя началась в понедельник 24 февраля, а закончилась в воскресенье 1 марта. Соответственно обряд прощания с зимой совпал с первым календарным днем весны. В это время многие регионы России ощутили отступление зимы и приход теплых деньков. Многие считают, что такое совпадение — послание свыше. На основании изложенных данных можно сразу определить, когда будет Масленица в 2021 году. Праздничная неделя наступит в понедельник 8 марта и закончится в воскресенье 14 марта. Сколько дней длится и как эти дни называются? Вся праздничная неделя Масленицы называется по-разному, например, «честная» «веселая» или «госпожа Масленица». При этом каждый день имеет индивидуальное значение и предполагает совершение определенных действий. В воскресенье, перед началом праздничной недели, согласно традициям ходят в гости и принимают в своем доме посетителей. Стол должен быть наполнен мясными блюдами, так как всю следующую неделю мясо есть нельзя. Как говорилось ранее, масленичная неделя делится на 2 этапа. Понедельник — встреча. Народ начинал подготавливать горки для катаний, детвора набивала чучело соломой, одевала его в бабий наряд и все вместе носили его по улочкам.
Масленица 2023: традиции праздника, что можно и нельзя делать в масленичную неделю
История праздника Масленица | Масленичная неделя имеет глубокую историю, строгие традиции и приметы. |
Масленица: что за праздник и как его отмечать – блог интернет-магазина Порядок.ру | На Масленицу блин дают в руки чучелу перед тем, как сжечь его, а сам праздник начинается с родительской субботы, которую в Калужской и Владимирской губерниях называли Малой Масленкой. |
История и традиции Масленицы | Масленица — древнейший славянский праздник, который знаменует переход в другое время — время Весны. |
Масленица. История и традиции (очень кратко): nkhutorskaya — LiveJournal | Подробная история праздника «Масленица» на сайте PozdravOK — как появился, какого числа отмечают, традиции празднования по дням недели, сырная седмица, языческий праздник. |
Русский праздник Масленица: история и традиции — Щи.ру | Когда приближается русская Масленица, история праздника начинает интересовать большое количество людей. |
Масленица: история праздника и его традиции
Надо от даты Пасхи в текущем году отсчитать назад семь недель. Восьмая неделя — Масленица. В 2020 году масленичная неделя будет с 24 февраля до 1 марта. В 2021 году масленичная неделя будет с 8 по 14 марта. В 2022 году масленичная неделя начнется 28 февраля и продлится до 6 марта.
История праздника Масленицы Масленица — древний праздник. Он пришел к нам от славянских племен задолго до появления и принятия на Руси христианства, во времена повсеместного распространения язычества. Празднования Масленицы было приурочено ко дню весеннего равноденствия. Это время проводов зимы и ожидание теплых весенних дней.
Главное праздничное лакомство на Масленицу — блины. Они символ солнца. Ими встречают молодожёнов, с почтением потчуют стариков, ласково угощают ребятишек, Ими же поминают усопших в субботу перед Масленицей. Блины на Масленицу В течении все масленичной недели нужно веселиться — ведь это считается залогом будущих побед, успехов и благополучия.
В Православии у масленичной недели есть свое особое название — сырная или сыропустная недели. Так это время получила статус религиозного праздника, при этом суть его осталась прежней.
Кстати, само название также говорит о том, что в эти дни не принято было есть мясо, в переводе с латыни carnis vale — «прощай мясо». Традиции праздника В языческие времена на Масленицу устраивали настоящий разгул, доходило даже до убийств.
Одним из популярных развлечений были кулачные бои стенка на стенку. В последний день Масленицы сжигали чучело зимы, чтобы скорее наступила весна. В эти дни все также было принято печь блины и сжигать чучело зимы, но одновременно последний день Масленицы стал Прощеным воскресеньем, когда люди просили друга у друга прощения за причиненное так или иначе зло, а суббота стала — родительской, в этот день поминали усопших. Что было принято делать в каждый день Масленицы Понедельник — встреча.
В этот день пекли первый блин, его было принято отдавать бедным. Вторник — заигрыши. На этот день планировали смотрины, родители жениха и невесты договаривались о предстоящей свадьбе, играть которую можно было после Пасхи. Среда — лакомка.
Мультфильм «Ишь ты, Масленица», 1985 год Отмечают праздник с понедельника по воскресенье. На Масленой неделе каждый день принято проводить по-своему, соблюдая традиции наших предков. Понедельник — «Встреча Масленицы» В этот день начинают печь блины.
Первый блин принято отдавать бедным и нуждающимся людям. В понедельник наши предки готовили чучело, одевали его в лохмотья и выставляли на главной улице деревни. Оно стояло на всеобщем обозрении до воскресения.
Вторник — «Заигрыш» Его посвящали молодежи. В этот день устраивали народные гуляния: катались на санях, ледяных горках, каруселях.
Понедельник — «встреча» праздника. В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки.
Дети делали утром соломенное чучело Масленицы, наряжали его и все вместе возили по улицам. Устраивались качели, столы со сладостями. Вторник — «заигрыш». В этот день начинаются веселые игры.
С утра девицы и молодцы катались на ледяных горах, ели блины. Парни искали невест, а девушки — женихов причем свадьбы игрались только после Пасхи. Среда — «лакомка». На первом месте в ряду угощений, конечно же, блины.
Пятница — «тещины вечера», когда зять едет «к теще на блины». Суббота — «золовкины посиделки». В этот день ходят в гости ко всем родственникам и угощаются блинами. Воскресенье — это заключительный «прощеный день», когда просят прощения у родных и знакомых за обиды и после этого, как правило, весело поют и пляшут, тем самым провожая широкую Масленицу.
В этот день на огромном костре сжигают соломенное чучело, олицетворяющее уходящую зиму.
Масленица в России: история и традиции праздничной недели
Масленица: как языческий праздник прижился в христианстве? | Узнайте всю историю праздника Масленица в России и его традиции с картинками кратко, а также дни недели. |
История праздника Масленица | После крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи. |
Масленица: что за праздник и как его отмечать | Большинство масленичных традиций связаны с языческими культами, но сейчас праздник у многих людей ассоциируется с началом православного Великого поста. История Масленицы объясняет такое причудливое сочетание. |
Масленица-Комоедица — грандиозные похороны Великой Мары, Богини Зимы - Блог Екатерина Попова-Гамаюн | Это настоящая масленичная трагикомедия, созданная на основе народных легенд и поверий, связанных с этим праздником. |
Масленица придет, блин да мед принесет. История и традиции праздника
Масленица: история праздника, традиции, число | Масленица – это многодневный народный праздник проводов зимы и встречи весны, с которым связан обычай печь блины. |
Масленица: история праздника, традиции, число | Масленица – исконно языческий праздник, известный на Руси еще до принятия христианства и уходящий корнями в праславянские времена. |