Владимир Зеленский заявил, что подписал указ о признании южных Курильских островов "оккупированной Россией территорией Японии". Напомним, что 8 марта глава МИД Японии Ёсимаса Хаяси назвал российские южные Курильские острова «исконно японскими» территориями, на которые якобы «распространяется суверенитет» Токио. Япония устроила провокацию вблизи Курильских островов. Курильские острова на карте России Курильские острова (Россия). Курильские острова. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте Радио Sputnik.
Война за Курилы? Японцы могут увеличить армию и получат ядерное оружие
харьков что происходит сейчас. харьков последние новости на сегодня 2024. Тем паче что и премьер Синдзо Абэ на днях «расчехлился»: «Мы не требуем вернуть нам все острова Курильской гряды, объектом переговоров выступают четыре (sic!) северных острова, они не входят в Курилы, а являются естественным продолжением острова Хоккайдо». Главная» Новости» Япония токио новости. Песков подчеркнул, что все четыре острова (Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи, на которые неустанно претендует Япония. — ред.) являются неотъемлемой территорией России. В Синей книге по дипломатии за 2023 год, выпущенной японскими властями, утверждается, что Северные территории (японское название части островов Курильской гряды, на которые претендует Токио) принадлежат Японии, а Россия является их незаконным оккупантом. Бывший заместитель главы МИД РФ, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Георгий Кунадзе во время работы в Министерстве иностранных дел России лоббировал передачу Курильских островов Японии, передает ТАСС, ссылаясь на дипломатический источник.
Путин заявил, что Япония не получит ни одного Курильского острова
Рядом с Курильскими островами находятся незамерзающие глубоководные проливы, которые связывают Охотское море с Тихим океаном. Японские коммунисты захотели «вернуть» все Курильские острова. Россия считает Курильские острова своей неприкосновенной территорией в соответствии с результатами Второй мировой войны и действующими международными договорами. так сказано в ежегодном докладе по дипломатии МИД Японии под названием "Синяя.
Может ли Япония воспользоваться российской СВО для возвращения Курил
РФ прекращает действие соглашения об облегченном посещении японцами Курил | Сейчас Япония заявляет что, "Северные территории" не относятся к Курильским островам, поэтому в 1951 году она якобы не отказывалась от претензий на Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. |
Путин заявил, что Япония не получит ни одного Курильского острова | Как добраться до Курильских островов. Курильских островов 56, они растянулись на большом расстоянии, поэтому всю островную цепь можно поделить на две части: северную и южную. |
В Токио заявили, что Япония настаивает на своём праве на Курильские острова
Были уволены со своих постов ряд сотрудников японского МИДа, которые считались сторонниками компромиссной линии. Один из них, аналитик Масару Сато, был арестован по обвинению в злоупотреблениях и нецелевом использовании финансовых ресурсов МИДа. В результате «курильский» вопрос если и поднимался, то только в связи с протестами японской стороны против военной активности России в регионе и демонстративных посещений островов Дмитрием Медведевым и Николаем Патрушевым на что Россия отвечала жесткими заявлениями о том, что Москва не будет учитывать позицию Токио по этому вопросу. Интересно, что специальный представитель правительства Японии Сёгаро Яти в 2009 году высказался за раздел Южных Курил напополам, оговорившись, что высказывает свое личное мнение, то разразился скандал, и Яти пришлось дезавуировать эту инициативу и уйти в отставку. В 2009 году правительство сформировал лидер оппозиционной Демократической партии Юкио Хатояма внук подписанта декларации 1956 года Итиро Хатояма , что породило надежды на прогресс в двусторонних отношениях. Однако он пробыл у власти меньше года, причем значительную часть этого времени ему приходилось отбиваться от обвинений в коррупции. Владимир Путин и Синдзо Абэ Ситуация стала меняться после того, как в 2012 году премьером стал Синдзо Абэ, который стал проявлять интерес к подходу «два плюс альфа». Это могло быть связано со сближением России с Китаем — и, как следствие, с нежеланием Японии допускать ослабления своих позиций в регионе. Также Абэ был намерен усиливать роль Японии в мировом сообществе — в том числе посредством пересмотра 9-й статьи конституции, запрещающей стране иметь армию. Для того, чтобы повысить влияние Японии, желательно не только поддерживать традиционные союзнические отношения с США, но и развивать контакты с другими странами.
В сентябре 2016 года газета «Иомиури» писала о том, что правительство Абэ ради достижения прорыва на переговорах с Москвой готово согласиться на подписание мирного договора при условии получения только Шикотана и Хабомаи. При этом Токио якобы не будет отказываться от претензий на Итуруп и Кунашир. Токио был намерен добиться установления там режима свободного въезда для японцев, а также предлагает наладить систему совместной хозяйственной деятельности. При ее развитии, приводила «Иомиури» слова своих источников в правительстве, в конечном итоге когда-нибудь появятся условия для передачи Японии и этих островов. Достоверность данных «Иомиури» сразу опровергли в японском МИД, что было неудивительно, так как этот подход противоречил официальной линии. В то же время были очевидны признаки сближения Японии и России — и не только связанные с многочисленными всего 23 встречами Путина и Абэ. Так, японская сторона стремилась минимизировать негативный эффект от санкций в отношении России, которые она приняла после присоединения Крыма вместе с другими странами — членами G7. В сферах, не подпадающих под санкции, был предложен ряд проектов, которые, с точки зрения японцев, могли заинтересовать российскую сторону. Решение об участии в этом проекте будет принято в следующем году — видимо, с учетом курильской проблемы.
В 2016 году Путиным и Абэ были достигнуты две договоренности по Курилам. Первая — имиджево значимое для премьера решение России облегчить бывшим японским жителям Южных Курил посещение островов и могил своих предков. Вторая договоренность выглядит более значимой — Москва и Токио решили начать совместную хозяйственную деятельность на Южных Курилах. Идею совместного хозяйственного освоения Южных Курил Россия продвигала не один год, однако Япония традиционно отказывалась, чтобы хотя бы косвенно не признавать суверенитет России над спорными землями. Причем деятельность будет основана на российском законодательстве. Однако вслед за этим новых сообщений о двустороннем сближении не было, что могло быть объяснено «фактором 2018 года» - подготовке к выборам президента России и председателя Либерально-демократической партии Японии, в ходе которой никто не хотел делать резких движений в столь болезненно воспринимаемой теме. Абэ тоже сильный лидер, у которого уже пять лет деятельности в качестве премьера за плечами. В сентябре Абэ предстоят выборы на пост председателя Либерально-демократической партии Японии, что автоматически ведет за собой избрание в качестве главы правящей коалиции на премьерский пост. Это будет означать новые три года на посту премьера.
Соответственно, у Путина сейчас идет новый шестилетний срок. Поэтому я говорю всегда о двух-трехлетнем лимите, который у нас есть для решения проблемы мирного договора. То есть речь идет о том, что Путин и Абэ должны смочь написать новую страницу истории. Но за неделю до этого, 12 сентября Путин в присутствии Абэ на Восточном экономическом форуме неожиданно предложил заключить мирный договор до конца года без всяких предварительных условий. Абэ, в свою очередь, заявил, что Москве и Токио нужно прекратить создавать сложности детям и внукам «из-за того тупика, который доставлял затруднения» предыдущему поколению. Понятно, что заявление Путина было неприемлемо для Японии — похоже, что российский президент стремился подтолкнуть партнера к новым уступкам, не делая своих. Сингапурская встреча и ее последствия На этом фоне сингапурское заявление выглядело значимым ходом — тем более, что Абэ через издание Asahi Shimbun заявил, что в случае возможной передачи Японии Шикотана и Хабомаи военные базы США там размещены не будут. Несколькими часами позже на пресс-конференции японский лидер сообщил, что Токио будет стремиться решить вопрос государственной принадлежности всех южных островов Курильского архипелага, но не конкретизировал сроки. Таким образом, Абэ готов частично пойти на выполнение одного из требований, выдвигавшихся СССР еще в 1950-е годы — о демилитаризации островов.
Туземное население островов, айны, в наши дни практически исчезло. В России зарегистрировано около сотни представителей этого народа. Название «Курилы» пришло в русский язык из языка айнов, которых слово «куру» означает попросту «человек». Россия и Япония соперничают из-за Курильских островов уже несколько сотен лет, ещё в 18-го века.
Запасы золота и серебра на Курилах оцениваются в более чем 1800 тонн и 9200 тонн соответственно. А железа там, по оценкам геологов, и вовсе более 230 миллионов тонн В 1952 году мощнейшее цунами, обрушившееся на Курильский архипелаг, фактически уничтожило город Северокурильск. Катастрофа была ужасающей, и советским СМИ запретили о ней даже упоминать. Постоянное население есть только на четырёх островах архипелага.
Всего на Курилах существует 19 населённых пунктов, в которых проживает в общей сложности около 20 тысяч человек. Так как они относятся к пограничной зоне, для посещения Курильских островов даже россиянам требуется получать в Южно-Сахалинске специальный пропуск.
Что касается северных территорий, которые находятся в процессе переговоров о возвращении с Россией в целях заключения мирного договора, Япония вновь заявила о них, как о своей территории, где Япония обладает суверенитетом. Однако он не назвал цель суверенитета «четырьмя островами», намереваясь избежать негативной реакции России. В прошлогоднем издании вообще не упоминалось правовое положение Японии касательно этих островов», - сообщает издание «The Sankei News».
Однако из-за ситуации на Украине на данный момент трудно делать какие-либо конкретные заявления относительно переговоров о мирном договоре, заключил Мацуно.
Путин заявил, что Япония не получит ни одного Курильского острова
В ней говорится, что стороны провели "переговоры по вопросу о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи" и согласились продолжать переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора, "исходя из исторических и юридических фактов" и на основе выработанных двусторонних документов, а также принципов законности и справедливости. В ноябре 1997 года под Красноярском Борис Ельцин и премьер-министр Рютаро Хасимото договорились приложить все усилия, чтобы заключить мирный договор между Россией и Японией к 2000 году. В январе 1998 года была учреждена комиссия по вопросам заключения мирного договора под руководством министров иностранных дел обеих стран. Борис Ельцин изложил свое видение решение курильского вопроса в ходе визита в Москву премьер-министра Японии Кэйдзо Обути ноябрь 1998 года. Он предложил создать условия для "совместной хозяйственной и иной деятельности" на южных Курильских островах без ущерба юридическим позициям обеих сторон. При этом российская сторона призывала заключить отдельное соглашение по территориальной проблеме после подписания двустороннего договора о мире, дружбе и сотрудничестве. В принятой по итогам визита Московской декларации об установлении созидательного партнерства между Российской Федерацией и Японией стороны подтвердили свою решимость приложить все усилия для заключения мирного договора к 2000 году".
Попытки решения вопроса с начала 2000-х годов Президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Японии Иосиро Мори подписали в Токио Совместное заявление по проблеме мирного договора 5 сентября 2000 года. В нем высказывалось намерение разрешить вопрос "о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи", опираясь на все достигнутые договоренности, в том числе Токийскую и Московскую декларации. Желание сторон ускорить переговорный процесс и заключить мирный договор вновь было отмечено в Иркутском заявлении, принятом 25 марта 2001 года после переговоров между Владимиром Путиным и Иосиро Мори. В августе 2013 года и январе 2014 г. Детали проходящих переговоров не разглашались. Однако 9 мая 2014 года правительство Японии приостановило консультации в связи с ситуацией на Украине.
В марте 2012 года премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что по территориальному вопросу необходимо "добиться приемлемого компромисса или чего-то вроде "хикивакэ" "ничья", термин из дзюдо ".
Также в МИД назвали проблему принадлежности этих территорий самым серьезным нерешенным вопросом японско-российских отношений. Кроме того, в японском внешнеполитическом ведомстве в очередной раз подвергли критике решение Москвы прекратить переговоры с Токио по вопросу мирного договора из-за введения Японией антироссийских санкций. В МИД также заявили, что регулярно выражают протесты РФ в связи с проведением военных учений на южной части Курильских островов.
В 9-й статье документа советское правительство согласилось передать Японии острова Шикотан и ряд мелких необитаемых островов Малой Курильской гряды в Японии их называют Хабомаи , с условием, что фактический их переход под контроль Японии будет произведен после заключения мирного договора. Декларация была ратифицирована обоими государствами 8 декабря 1956 года. Однако в ответ на заключение в 1960 году японо-американского договора безопасности СССР аннулировал обязательства по передаче островов. В памятной записке советского правительства от 27 января 1960 года говорится, что эти острова будут переданы Японии только при условии вывода всех иностранных войск с ее территории. Признание территориальной проблемы В годы холодной войны Москва официально не признавала существования территориальной проблемы, а Токио придерживался "принципа нераздельности политики и экономики", который предполагал, что Япония не будет осуществлять крупномасштабное торгово-экономическое сотрудничество с СССР до тех пор, пока не получит уступок в споре вокруг островов.
Признание советской стороной наличия территориальной проблемы произошло в апреле 1991 года во время официального визита в Японию президента СССР Михаила Горбачева. Во время визита в Японию президента РФ Бориса Ельцина существование этой проблемы было подтверждено в Токийской декларации о российско-японских отношениях 13 октября 1993 года. В ней говорится, что стороны провели "переговоры по вопросу о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи" и согласились продолжать переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора, "исходя из исторических и юридических фактов" и на основе выработанных двусторонних документов, а также принципов законности и справедливости. В ноябре 1997 года под Красноярском Борис Ельцин и премьер-министр Рютаро Хасимото договорились приложить все усилия, чтобы заключить мирный договор между Россией и Японией к 2000 году. В январе 1998 года была учреждена комиссия по вопросам заключения мирного договора под руководством министров иностранных дел обеих стран. Борис Ельцин изложил свое видение решение курильского вопроса в ходе визита в Москву премьер-министра Японии Кэйдзо Обути ноябрь 1998 года. Он предложил создать условия для "совместной хозяйственной и иной деятельности" на южных Курильских островах без ущерба юридическим позициям обеих сторон. При этом российская сторона призывала заключить отдельное соглашение по территориальной проблеме после подписания двустороннего договора о мире, дружбе и сотрудничестве. В принятой по итогам визита Московской декларации об установлении созидательного партнерства между Российской Федерацией и Японией стороны подтвердили свою решимость приложить все усилия для заключения мирного договора к 2000 году".
В 2018 году [Владимир Путин и Синдзо Абэ] договорились, что для ускорения переговоров по мирному договору в основу будет положена декларация 1956 года, которая предусматривает передачу двух остров, меньших, — Хабомаи и Шикотана — Японии после подписания мирного договора. Но это оказалось иллюзией, Япония не отказывалась от [других] островов. Его преемник, [Ёсихидэ] Суга [был премьер-министром Японии в 2020 и 2021 году] ничего конструктивного не сделал, мало питал интереса к России. Когда [к власти] пришел Фумио Кисида, нынешний премьер-министр, он стал четко артикулировать японскую позицию, прибегая к тем терминам, которых Абэ избегал, — например, таким как «незаконная оккупация Россией северных территорий», [начал говорить] что это [Курилы] «исконно японские территории». Отказ России от переговоров О том, что Москва отказывается от дальнейших переговоров с Японией по заключению мирного договора, 21 марта заявил МИД России. Как объяснили в министерстве, Москва не хочет вести переговоры с государством, «занимающим откровенно недружественные позиции и стремящимся нанести ущерб интересам нашей страны».
Помимо отказа от переговоров с Японией: Россия перестанет в безвизовом режиме принимать японских граждан, посещающих Южные Курилы; Российская сторона также выходит из диалога с Японией о налаживании совместной хозяйственной деятельности на Южных Курилах; Москва блокирует продление статуса Японии как партнера Организации Черноморского экономического сотрудничества по секторальному диалогу. Глава японского правительства Фумио Кисида назвал выход России из диалога по мирному договору неоправданным и направил Москве протест. Санкции Японии против России Из-за ситуации вокруг Украины 1 марта власти Японии ввели ограничения в отношении России, в частности, экспортные санкции, которые запрещают поставку 300 наименований товаров и технологий. Эти меры распространились на 49 компаний, организаций и ведомств, включая «Рособоронэкспорт», «Ростех», ФСБ и Службу внешней разведки. Кроме того, были введены персональные санкции в отношении российского руководства, в том числе президента Владимира Путина и нескольких бизнесменов.
Выхода нет. Какая судьба ждет Курильские острова
По сему, воспрещается всякому Иностранному судну не только приставать к берегам и островам, подвластным России, в предыдущей статье обозначенным; но и приближаться к оным в расстоянии менее ста итальянских миль. Нарушивший сие запрещение подвергнется конфискации со всем грузом. Тем не менее, как отмечает А. Плотников, Россия могла претендовать ещё, как минимум, на остров Итуруп, так как японские поселения были только в южной и центральной части острова, а северная часть оставалось необжитой31. Следующую попытку установить торговлю с Японией Россия предприняла в 1853 г. Как и в случае с Резановым, переговоры начались только спустя полгода — 3 января 1854 г. Вопрос о торговле с Японией был важен для России, так как население российского Дальнего Востока росло, и значительно дешевле было снабжать его из Японии, чем из Сибири. Естественно, на переговорах Путятин также должен был решить вопрос территориального размежевания. Вот выдержка из неё32: По сему предмету о границах наше желание быть по возможности снисходительными не проронивая однако наших интересов имея в виду, что достижение другой цели — выгод торговли — для нас имеет существенную важность.
Из островов Курильских южнейший, России принадлежащий, есть остров Уруп, которым мы и могли бы ограничиться, назначив его последним пунктом Российских владений к югу, — так, чтобы с нашей стороны южная оконечность сего острова была как и ныне она в сущности есть границею с Японией, а чтобы с Японской стороны границею считалась северная оконечность острова Итурупа. При начатии переговоров о разъяснении пограничных владений наших и японских, представляется важным вопрос об острове Сахалине. Остров сей имеет для нас особенное значение потому, что лежит против самого устья Амура. Держава, которая будет владеть сим островом, будет владеть ключом к Амуру. Японское Правительство, без сомнения, будет крепко стоять за свои права, если не на весь остров, что трудно будет оному подкрепить достаточными доводами, — то по крайней мере на южную часть острова: в заливе Анива у Японцев имеются рыбные ловли, доставляющие средства пропитания многим жителям прочих их островов, и по одному этому обстоятельству они не могут не дорожить означенным пунктом. Если Правительство их при переговорах с Вами явит податливость на другие наши требования, — требования по части торговли, — то Вам можно будет оказать уступчивость по предмету южной оконечности острова Сахалина, но этим и должна ограничиться сия уступчивость, то есть мы ни в коем случае не можем признавать их прав на прочие части острова Сахалина. При объяснениях обо всем этом, Вам полезно будет поставить Японскому Правительству на вид, что при положении, в котором находится сей остров, при невозможности Японцам поддерживать свои права на оный, — права, никем не признаваемые, — означеный остров может сделаться в самом непродолжительном времени добычею какой-нибудь сильной морской державы, соседство коей едва ли будет Японцам так выгодно и так безопасно, как соседство России, которой бескорыстие ими испытано веками. Вообще желательно, чтобы Вы устроили сей вопрос о Сахалине согласно с существующими выгодами России.
Если же встретите непреодолимые со стороны Японского Правительства препятствия к признанию наших прав на Сахалин, то лучше в таком случае оставить дело это в нынешнем его положении то есть неразграниченным — statehistory. Вообще, давая Вам сии дополнительные наставления, министерство иностранных дел отнюдь не предписывает оных к непременному исполнению, зная вполне, что в столь далеком расстоянии ничего нельзя предписать безусловного и непременного. Вашему Превосходительству остается следовательно полная свобода действий. Итак, мы видим, в этом документе признаётся, что фактическая граница между Россией и Японией проходит по южной оконечности Урупа. Основной задачей Путятина становится как минимум отвергнуть претензии Японии на весь Сахалин, а как максимум — заставить японцев признать его полностью российским, так как остров этот имеет стратегическое значение. Путятин, однако, решил пойти дальше и в своём послании Верховному Совету Японии от 18 ноября 1853 г. Как отмечает А. Кошкин, японское правительство, в тот момент испытывавшее давление со стороны США и западноевропейских стран, желавших открытия Японии для торговли, боялось, что Россия может к ним присоединиться, и поэтому не исключало возможности размежевания, по которому все острова, включая самый южный — Кунашир, признавались российскими.
В 1854 г. Однако переговоры зашли в тупик, и в январе 1854 г. Путятин решил их прервать и вернуться в Россию, чтобы узнать о ходе Крымской войны. Это было важно, так как англо-французская эскадра действовала и у тихоокеанского побережья России. Япония подписала торговый договор с США. Путятин вновь отправился в Японию, чтобы добиться для России установления отношений с Японией на уровне не ниже, чем с США. Переговоры опять затягивались, а 11 декабря 1854 г. Переговоры проходили в городе Симода.
В результате неуступчивости японцев по вопросу о Сахалине, Путятин ради подписания соглашения с Японией пошёл на максимальный компромисс. Таким образом, ситуация с Южными Курилами, де-факто существовавшая уже много лет, была признана официально. Тем не менее, так как юридически эти 4 острова входили в состав Российской империи, о чём официально было объявлено ещё в 1786 г. По заключённому соглашению, для торговли с Россией открывались три японских порта — Нагасаки, Симода и Хакодатэ. В точном соответствии с японо-американским договором, русские в этих портах получали право экстерриториальности, то есть их не могли судить в Японии. В оправдание Путятина стоит отметить, что переговоры велись в то время, когда телеграфной связи между Японией и Санкт-Петербургом не было, и он не мог оперативно консультироваться с правительством. А путь что по морю, что по суше из Японии в Петербург только в одну сторону занимал чуть меньше года. В таких условиях Путятину приходилось брать всю полноту ответственности на себя.
С момента его прибытия в Японию до подписания Симодского трактата переговоры длились 1. И раз полученные инструкции давали ему возможность сделать уступки по Южным Курилам, то он их сделал, предварительно попробовав поторговаться за Итуруп. Проблема использования Сахалина, вызванная отсутствием на нём русско-японской границы, требовала своего решения. По этому договору обе стороны могли свободно передвигаться по всему острову и возводить на нём постройки. Это было шагом вперёд, так как ранее, хотя остров и считался неразделённым, русские не использовали южную часть Сахалина, которую японцы считали своей. После этого соглашения по распоряжению генерал-губернатора Восточной Сибири М. Корсакова в окрестностях залива Буссе был основан военный пост Муравьевский, который превратился в центр освоения русскими Южного Сахалина. Это был самый южный пост на Сахалине, и он располагался значительно южнее японских постов35.
Японцы в то время не имели возможностей так же активно осваивать Сахалин, поэтому данное соглашение было более выгодным для России, чем для Японии. Россия стремилась решить проблему Сахалина окончательно и полностью получить его в своё владение. Для этого царское правительство было готово уступить часть Курильских островов. МИД России уполномочил военного губернатора А. Кроуна и Е. Бюцова, назначенного русским поверенным в делах в Китае, продолжить переговоры по Сахалину. Для них были подготовлены инструкции. Бюцову предписывалось убедить японский МИД отправить своих представителей в Николаевск или Владивосток для окончательного разрешения вопроса о Сахалине на основе установления границы по проливу Лаперуза, обмену Сахалина на Уруп с прилегающими островами и сохранения прав японцев на рыболовные промыслы.
Переговоры начались в июле 1872 г. Японское правительство заявило, что уступка Сахалина будет воспринята японским народом и иностранными государствами как слабость Японии и Уруп с прилегающими островами будет недостаточной компенсацией35. Переговоры, начавшиеся в Японии, шли тяжело и с перерывами. Возобновились они летом 1874 г. Эномото впервые заговорил об отказе от Сахалина за компенсацию в виде всех Курильских островов — от Японии до Камчатки36. В это время обострялась ситуация на Балканах, война с Турцией которую, как и во время Крымской войны, могли вновь поддержать Англия и Франция становилась всё более реальной, и Россия была заинтересована как можно скорее решить дальневосточные проблемы, в т. К сожалению, российское правительство не проявило должной настойчивости и не оценило стратегическое значение Курил, которые закрывали выход в Тихий океан из Охотского моря, и согласилось на требования японцев. Также по этому договору Россия разрешила судам Японии без уплаты торговых и таможенных пошлин в течение 10 лет посещать порт Корсаков на Южном Сахалине, где учреждалось японское консульство.
Японским судам, купцам и рыбопромышленникам предоставлялся режим наибольшего благоприятствования в портах и водах Охотского моря и Камчатки36. Договор этот часто называют обменным, но фактически речь не идёт об обмене территориями, так как Япония не имела сильного присутствия на Сахалине и реальных возможностей его удержать, — отказ от прав на Сахалин стал простой формальностью. На самом деле можно говорить о том, что в договоре 1875 г. Следующая точка в истории Курильского вопроса — русско-японская война. Россия эту войну проиграла и по Портсмутскому мирному договору 1905 г. Этот договор имеет то важное юридическое значение, что он фактически прекратил действие договора 1875 г. Ведь смысл «обменного» договора состоял в отказе Японии от прав на Сахалин в обмен на Курилы. При этом по инициативе японской стороны к протоколам Портсмутского договора было включено условие о том, что все предыдущие русско-японские соглашения аннулируются.
Тем самым Япония лишила себя юридического права владеть Курильскими островами. Договор 1875 г. Не лишним будет напомнить, что, напав на Россию, Япония также нарушила пункт 1 Симодского трактата 1855 г. Следующая ключевая точка — Вторая мировая война. Он был заключен на 5 лет с момента ратификации: с 25 апреля 1941 по 25 апреля 1946 г. По этому пакту его можно было денонсировать за год до истечения срока. Сталин же в качестве условия выдвинул требование, что после победы над Японией Курилы и Южный Сахалин перейдут к Советскому Союзу.
Японский политолог считает, что встреча Путина и Си в Пекине знаменует кардинальное укрепление квазиальянса между Китаем и Россией. В связи с этим угрозы для Японии многократно возрастают. Токио нужно менять жесткую линию в отношении России. В ответ Си занял нейтральную позицию по территориальному спору, но не уточнил, позволит ли Пекин своим предприятиям участвовать в проекте. Он заявил, что оставит этот вопрос на усмотрение председателя Государственного комитета по делам развития и реформам Чжэн Шаньцзе. Токио выразил сожаление по поводу создания ОЭЗ на спорных островах в марте прошлого года.
Существует точка зрения, что таким образом японская сторона надеется решить давнюю проблему в российско-японских отношениях. Однако сразу после высказывания Таро Асо японский МИД дезавуировал его слова, подчеркнув, что они были неверно истолкованы [27]. Предполагается развивать атомную энергетику, прокладывать оптические интернет-кабели через территорию России для связи Европы и Азии, развивать инфраструктуру, а также сотрудничество в области туризма, экологии и безопасности. Ранее это предложение было рассмотрено в июне 2007 года на встрече в рамках большой восьмёрки между премьер-министром Японии Синдзо Абэ и президентом России Владимиром Путиным [28]. Официальный представитель МИДа России Андрей Нестеренко прокомментировал это высказывание как «незаконное» и «политически некорректное» [30] [31] [32]. МИД России выступил с заявлением, в котором назвал подобные действия японской стороны неуместными и неприемлемыми [35]. Премьер-министр Японии Юкио Хатояма выступил перед участниками движения за возвращение северных территорий, сообщив, что Японию не устраивает возвращение только двух островов и что он приложит максимум усилий, чтобы вернуть все четыре острова при жизни нынешних поколений. Также он отметил, что России очень важно дружить с такой экономически и технологически развитой страной, как Япония. Слов о том, что Южные Курилы — это «незаконно оккупированные территории», не прозвучало [40]. Дмитрий Медведев , как в качестве президента, так и премьер-министра России неоднократно посещал спорные острова в 2010, 2012, 2015 и 2019 годах [42] [43]. Японское правительство каждый раз выражало своё отрицательное отношение к таким визитам [44] [45]. Российский МИД, в свою очередь, подчёркивал, что Москва не будет учитывать позицию Токио по этому вопросу [46] [47]. Дмитрий Медведев на Кунашире 11 сентября 2011 года секретарь совета безопасности РФ Николай Патрушев посетил южные Курильские острова, где провёл совещание с руководством Сахалинской области и побывал на погранзаставе на ближайшем к Японии острове Танфильева. На встрече в посёлке Южно-Курильске на острове Кунашир обсуждались вопросы обеспечения безопасности региона, ход строительства объектов гражданской и пограничной инфраструктуры, рассматривались вопросы безопасности при возведении и эксплуатации портового причального комплекса в Южно-Курильске и реконструкции аэропорта Менделеево. Генеральный секретарь правительства Японии Осаму Фудзимура заявил, что визит Николая Патрушева на южные Курильские острова вызывает глубокое сожаление у Японии [48] [49]. Выставка прошла под патронажем Лиги жителей Курильских и Хабомайских островов и администрации Саппоро. В июне 2015 года в префектуре Нагано состоялось заседание исполнительного комитета Совета жителей префектуры Нагано за возвращение северных территорий [52]. В июле 2021 года глава правительства РФ Михаил Мишустин посетил Итуруп с рабочим визитом, в ответ Япония выразила протест [55]. Изменений в нашей позиции по этому поводу нет» [59] [60].
Ранее в ежегодном докладе Японии, «синей книге», Южные Курилы были названы оккупированными Россией территориями. Читайте похожие материалы на Daily Moscow:.
Япония хочет отобрать Курильские острова у России
Как устроены Курильские острова. Курилы — это гряда из 56 островов между Камчатским полуостровом и японским островом Хоккайдо. Тем паче что и премьер Синдзо Абэ на днях «расчехлился»: «Мы не требуем вернуть нам все острова Курильской гряды, объектом переговоров выступают четыре (sic!) северных острова, они не входят в Курилы, а являются естественным продолжением острова Хоккайдо». Суверенитет Японии над Курильскими островами Российская империя признала в конце XIX века.