Кощей Бессмертный, Кощей или Кащей (вероятно от кость, первоначальное значение «худой, тощий») — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки). После того как Кощея несколько раз сыграл замечательный комический артист Георгий Милляр, этого персонажа часто начали изображать пусть и зловредным, но смешным.
Бессмертие Кощея в поп-культуре: бандит, похититель невест или тьма во плоти
После того как Кощея несколько раз сыграл замечательный комический артист Георгий Милляр, этого персонажа часто начали изображать пусть и зловредным, но смешным. В русских сказках Кощей Бессмертный – злодей из злодеев. Ни единого положительного качества, а всё – от внешности и до самой его сущности персонаж неприятнейший. Кинематографических произведений про Кощея Бессмертного не сосчитать на пальцах, поэтому представлю несколько известных картин с участием именитых актеров. Кощей Бессмертный, фотокоторого по ряду причин не представляется возможным вам продемонстрировать (только рисунки) как фольклорный вымышленный персонаж наделен многими полномочиями.
Бог, колдун и раб: кем на самом деле был Кощей Бессмертный в фольклоре
Заведующий лабораторией теоретической фольклористики шаги РАНХиГС, кандидат филологических наук Никита Петров рассказал об одном из самых известных отрицательных персонажей русских народных сказок – Кощее Бессмертном: кто заковал Кощея. От кельтско-британско-ирландских мотивов мы можем проследить цепочку, в которой Кощей Бессмертный может быть прародителем царской династии Романовых. Теперь рассмотрим его кощей или кащей славянский бог славянская мифология.1 фигуру в сугубо языческом ракурсе. Кощей Бессмертный, персонаж восточнославянских волшебных сказок, реже русских былин и их поздних пересказов 17–18 вв., а также современных. Существует ошибочное мнение о том, что Кощей Бессмертный являлся Богом, представляющим подземное царство.
Откуда появился Кащей Бессмертный?
Зачем мне кто-то? С ними же делиться надо! Захочешь отказаться от моего дара - вот тебе ларец хрустальный, в нем ключ, по нему меня и найдёшь коли сильно надо будет. А не найдёшь - значит и не надо, - и старик протянул Кешке хрустальную шкатулку. Как звать - то тебя? Вечность меня звать, - хихикнул старик и пропал с глаз долой. Спустя сотню лет Кеше прозванному Кощеем за жадность, пришлось уехать из родного городка, так как нестареющий сосед вызывал массу суеверных слухов и подозрений.
Ещё сотню лет Кощей перемещался с места на место, пока не пришёл к выводу, что жить среди людей ему будет очень сложно. Он нашёл в глухом лесу пещеру и начал делать из неё себе удобное жилище, благо времени и денег у него было в избытке, так как ни от того, ни от другого он, при всем желании, не мог избавиться. Все попытки открыть хрустальный ларец были бесполезны - ларец не открывался и не разбивался. К тому времени, когда Кощей превратил свою пещеру в огромный дворец, он пришёл к выводу, что богатство не имеет ценности само по себе. Он давно стал нормально есть, но так и оставался худым как щепка, заводил себе животных, в том числе и диких, но все они убегали от него. Грустно было Кощею и одиноко.
Утешение он находил в книгах, которые скупал по всему миру, читал их все, выучил все известные языки, включая язык зверей и птиц. Периодически, нарушая тоскливое однообразие, приходили "добры молодцы" "Кощея воевать". Кощей с радостью принимал гостей, угощал, просвещал тех, кто пришёл за богатством, чем это грозит. Тем, кто хотел учиться, Кощей щедро давал денег на учёбу, звал в гости ещё. На четвёртом столетии Кощей нашёл в лесу сироту Василису. Поговорил, позвал к себе жить.
Девочка не побоялась худого дяденьку, угостившего её, третий день голодную, пирожками. Продукты Кощей покупал через охотников в ближайших деревнях, готовил всегда сам, и готовил отменно - за столько-то лет научился! Василиса осталась у Кощея, он растил её, как родную дочь, покупал ей все лучшее, учил у лучших учителей в Киеве и Москве. А девочка оказалась умной и очень жадной до знаний. Однако годы неумолимо делали Василису старше. Её бы надо замуж, да не за кого ж попало.
Вот и распустил Кощей слух о "красной девице, томящейся в плену у злого Кощея". Женихи повалили.
Поэтому не будет невероятным предположить, что Кощей — это символический собирательный божественный образ предков, прах которых служит делу сохранения и возрождения жизни после смертельно опасного периода — долгой зимы. Характерно, что символ Солнца, конь, неизменно присутствует в сказах про Кощея и Царевича. Заметим, только тогда Царевич одолевает Кощея, когда его конь становится сильнее коня противника. То есть соответственно, когда конь — Солнце весны, светит ярче и длительнее зимнего Солнца, наступает перелом в их поединке. Солнцу всегда помогал младший брат, огонь. Для этого возжигали костры на вершинах холмов, зажигали колёса, которые потом скатывали с горки. И ко всему прочему, как уже упоминалось, огонь тепло обладает плодоносной силой.
А кто такой этот Царевич? Почему Мара Моревна то и дело переходит увозится то одним, то другим соперником. Тут опять нужно вспомнить о том, что все явления природы для древних славян, как и для нас с вами, цикличны, обратимы, смерть одной ипостаси божества — это всего лишь его воскрешение в другой. Как не умирает Солнце, а только последовательно становится то Хорсом, то Ярилом, затем Даждьбогом, потом Световитом, перерождаясь опять в Хорса, так и остальные божества умирают, рождаются, уходят, приходят, словно в вечно движущемся хороводе. И Царь Кощей не мог быть исключением. Он погибает, чтобы возродиться в молодом Царевиче. И Мара уже не в образе страшной старухи Смерти Масленицы , а молодой невестой вкусит плодов брака, соберёт урожай и вернётся опять к одряхлевшему супругу, который будет ждать её, скованный цепями жуткого холода Навьего царства. В заключении можно ещё добавить, что Кощей, несмотря на свой непривлекательный облик, и при этом, ошибочно считавшийся скопидомом, чахнувшим над златом, на самом деле не принёс в сказках особого зла. Его борьба с самим собой за жену и невесту — это всего лишь антураж неоднозначности образа хранителя и стражника добра в двойственности значения этого слова.
Наверное, можно приводить много примеров как за, так и против подобной трактовки полусказочного, полу божественного персонажа русского фольклора, но ничто не рождается на пустом месте, и чтобы проследить последовательность его трансформации, нужно определить точку отсчёта. А такую точку, я полагаю, нужно находить в миропонимании славянского язычества и в культе божественного Солнца. Тогда станет понятно и происхождение слов, и понятий, и образов. Мне могут напомнить, что в упомянутом вначале «Слове о полку Игореве», «кощей» - это раб. И я соглашусь с этим, потому что, если Кощей — прах предков, хранитель семени для возрождения жизни на земле, если это почва, сравнительно грязная и пачкающая, не всегда хорошо пахнувшая, то чем раб не подойдёт под эти составляющие, ведь, как говорится, «из грязи да в князи»?! Почему-то тут же вспомнилась ещё «лагерная пыль» периода репрессий, кощие заключённые концлагерей и, несмотря ни на что, продолжающаяся жизнь, которую стойко сохраняют совсем не сказочные Кощеи.
Где ещё сохранилась данная информация? На основе Сантии славянскими жрецами были написаны сказки, чтобы с детства дети в простой образной форме получали данную информацию. Славянский богатырь Тарх Даждьбог , Кощей бессмертный понятно кто , смерть кощея хранящаяся в яйце луна Леля была яйцеобразной формы , таким образом, все события космической войны были спущены на землю.
В последующих исправлениях сказания были добавлены, утки, зайцы и прочие животные, целью подобного добавления было искажение образной составляющей. Подобные изменения сказаний произошли с принятием христианства. Из уроков Асгардского духовного училища: «Руна Леля, звуковое звучание — Л, образное — «Лико» образ сей погибшей более 111000 лет назад луны, связан с числом 7, именно сие количество суток вращалась она вокруг Земли-Мидгарда, а также с успешной, но не без последствий, военной операцией уничтожения оплотов кощеев Тьмы, кои базировались на сей луне и имели намерение напасть на жителей Мидгарда. Слава Тарху-Даждьбогу!
Его соперником выступает вероломный Иван Годинович, который похищает невесту Кощея и увозит в чисто поле.
Нагнав похитителя, Кощей Трипетович вновь просит Прекрасную Марью стать его законной супругой. И она соглашается. Счастливая пара привязывает вероломного Ивана к дубу, а сами уходят предаваться любовным утехам в шатер. Затем прилетает ворон и начинает каркать влюбленным, что быть Марье Дмитриевичне не Кощеевой женой, а супругой Ивана Годиновича. В порыве праведного гнева Бессмертный Ромео стреляет в ворона, но стрела изменяет траекторию и убивает самого Кощея.
Несчастная Марья Прекрасная решает покончить с Иваном, но тот ловкостью вырывает у нее саблю и четвертует девушку. Так трагично закончился единственный любовный роман Кощея. Как убить Кощея В одной из сказок Кощей разоткровенничался: «Моя смерть далече: на море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, а в яйце — смерть моя».
Кто такой Кощей Бессмертный?
Искренне считал, что сказка о Кощее Бессмертном и Василисе Прекрасной является отечественным вариантом античного мифа об Аиде и Персефоне. — «Кто такой Кощей Бессмертный» — Ого! — вслух удивился Матвей, — И кто ж про него написал — то? Кощей Бессмертный, Кощей или Кащей (вероятно от кость, первоначальное значение «худой, тощий») — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки). Коварный, лживый, могущественный Кощей, который появляется во многих народных сказках, причиняет немало бед. Итак, Кощей Бессмертный жил в лесу, иногда во дворце, а иногда и в хижине.
Откуда появился Кащей Бессмертный?
Для его магии не нужны ни заклинания, ни волшебные палочки. Он превращает противника во что угодно только гневным взглядом. Сам легко оборачивается вороном или зверем. Рядом с ним всё теряет жизненную силу, даже растения. Как и другие стражи мира мёртвых, он не переносит запах живого человека и чувствует его очень остро. У него на службе находятся не только упыри и нечисть, но и силы природы. Обычно его появлению предшествуют буря, погружение мира во тьму, гром, град и прочие неприятности. Для пущего эффекта злодей возникает либо из ниоткуда, либо прилетает вороном и принимает человеческий облик. Но чаще всего у колдуна есть необычный конь. Он столь же ужасен на вид, могуч и способен мчаться быстрее ветра. Есть у него и вторая страсть — сокровища, которые он собирает в несметных количествах.
И тщательно оберегает от посторонних глаз. При чём здесь матриархат Архаичное устройство общества когда главными были женщины, матери , нашло отражение и в сказках. Например, в одной из самых популярных, где персонаж предстаёт во всей красе «Марья Моревна» , красавица вовсе не становится жертвой. Это мощная, удачливая воительница, жена бессмертного колдуна. Да такая, что одержала над ним победу и сумела приковать к скале мощными цепями. И помогают Ивану царевичу мужья его сестёр — то есть родственники по женской линии. А вот подводит молодца милосердие. Дав старику напиться воды, он возвращает колдуну силу и невольно освобождает из плена. Только в одной сказке мы можем наблюдать романтичную субличность этого злодея. Она не хочет становиться женой немилого и злобного Ивана Годиновича, но тот её похищает.
Кощей в данном случае имеет даже отчество — Трипетович. Имя батюшки явно не относится к славянским. Он отправляется в погоню, освобождает возлюбленную и добивается её согласия на свадьбу. Но в разгар их радости события разворачиваются очень прискорбно: Трипетович погибает от собственной же стрелы, а разгневанный Иван Годинович жестоко убивает красавицу. В общем, всё равно супружеское счастье для костлявого остаётся недостижимым. Обряд инициации У большинства древних народов существовали обряды посвящения подростков во взрослую жизнь. Часто они были очень суровыми и символизировали ритуальную смерть молодого человека. Таким образом он должен был умертвить в себе свои слабости, страхи, недостатки, чтобы доказать право на создание семьи, способность заботиться о ней, продолжать свой род и приносить общине пользу. Конечно, самые сложные испытания выпадали на долю молодых парней. Их зарождающаяся мужская сила, необузданная ярость, дух соперничества и непреодолимый инстинкт размножения нуждались в суровой огранке.
Сказаний про Кощея, очень много, и во всех них он является абсолютным злом, и в конце сказки обязательно гибнет от чьих-нибудь рук: ему ломают иглу, в него стреляют из лука стрелой с иглой вместо наконечника, он гибнет от коня и так далее. В разных сказках Кощей умирает по-разному, но это не меняет смысла его гибели. Зло наказано. А если считать, что Кощей — олицетворение Зимы, скованности Земли, то после его смерти холода отступили, всех ждет Весна, яркое солнышко, и чудесные деньки. Таким образом, мое исследование показало, что Кощей причиняет людям только боль и страдание, а такой персонаж в сказке не может быть положительным героем, моя гипотеза подтвердилась.
Вот и остается горевать да на чудо наедятся. Но только появится у героя меч разящий, заберет он девицу свою, и разрубит то яйцо со смертью лютой, каким бы крепким оно не было. Вот этими кощеями и пугали наших девиц. Ведь что может быть хуже для молодой, полной сил и желания девушки, чем заточение в замок c рыхлым стариком. Родившись свободным, человек того времени, больше всего ценил этот подарок судьбы. Утратить свободу, было страшнее утраты жизни, так как обрекался человек на долгие страдания. У наших предков стояла задача, предостеречь детей, передать им свою мудрость и вселить надежду пусть даже и в форме таких сказок.
Он становится единственным жителем Земли и постепенно превращается в чёрствого старика Кощея. Единственное, что способно его смягчить — любовь к Василисе, дочери Мокоши. По словам Марии Парфёновой, одной из сценаристов, Кощей здесь — пленник. Первое от слова "кость" — "худой, тощий человек, ходячий скелет" или "скряга". И это не только человек, попавший в неволю к врагам. Несвободным можно быть, находясь в «плену» своих страстей, желаний, навязчивых целей. Он молодой и умелый воин. Но он несвободен внутренне. Вся его жизнь подчинена одному желанию, одной цели — найти ужасного Белого Призрака, погубившего его родных, и отомстить. Он лишил себя друзей и развлечений ради благородной мести, и, как классический Кощей из сказок, живёт, оставаясь "неживым". Что же может "разбудить" нашего Кощея, вернуть ему полноту жизни? Конечно, самое прекрасное, что есть на свете — любовь! В фольклоре Кощей обрёл бессмертие, спрятав свою погибель в яйце. Наш герой становится бессмертным благодаря Мэй, отдавшей свою жизнь и волшебную силу ради спасения возлюбленного». Крылова уточняет, что такое значение «кощея» никак не связано с Кощеем Бессмертным. Из-за этого параллели между героем сказок и персонажем мультфильма кажутся натянутыми. Скорее это история про другого Кощея: простого парня на байке, которого меняет сильная любовь. Название мультфильма «Кощей. Начало» намекает, что либо у него будет продолжение, либо это предыстория известного злодея. Но судя по тому, что в нём нет ни единой отсылки к каноническому Кощею, продолжение детского мультфильма явно не стоит связывать с фольклором в дальнейшем. Так это может превратиться в отдельную франшизу, правда вводящую в заблуждение зрителя своим названием. В другом случае вселенная Кощея 2.
Кто такие Баба Яга и Кощей Бессмертный?
Связано это с затяжными холодными дождями и туманами, способствующими развитию различных простудных заболеваний, а также с ранними ночными заморозками, приносящими большой вред сельскому хозяйству. В этот период Кощею есть где разгуляться, поскольку он, очевидно, как любая нежить, питается жизненной энергией людей и поэтому, очень радуется, когда люди страдают и болеют, поскольку в именно в таком состоянии они наиболее уязвимы для воздействия темных чар злодея и пакостника. Однако, день его рождения, очевидно, должен приходиться на время его наибольшей слабости. Очевидно, что в этот момент года младенец-Кощей совершенно безвреден и даже забавен.
В современном русском языке этот корень сохранился в глаголе пакостить. Таким образом, наши предки считали, что Кощей буквально портит им жизнь, укорачивая лето и зачастую превращая осень в самое неприятное время года. Поскольку в славянских языках термин касть созвучен слову кость , то в имени Кащея звук "а" постепенно перешел в "о", а самого пакостника и злодея стали изображать костлявым стариком.
При этом, согласно традиции, главным оружием Василиска является особый парализующий ВЗГЛЯД, вызывающий насколько сильный приступ панического страха, что любое существо, имевшее неосторожность заглянуть в глаза Василиску, немедленно умирает. Таким образом, можно предположить, что отцом Кощея является именно Василиск. Поэтому, кстати, совершенно не случайно зооморфной ипостасью Кощея является некий гибрид черной хищной птицы и змеи, который очень похож на Василиска и может быть отождествлен с грифоном.
На происхождение Кощея также намекает известный сюжет, в котором злодей прячет крестстраж со своей жизненной силой не куда-нибудь, а именно в ЯЙЦО, из которого он, возможно, в свое время и вылупился. Причем сама Марья Моревна также весьма сложный и амбивалентный персонаж, поскольку, судя по всему, она является хозяйкой царства мертвых, которую германские народы называли ХЕЛЬ. Понятное дело, что подобные персонажи просто не могут спокойно жить вместе.
Например, сказка «Кощей Бессмертный» из сборника Александра Афанасьева начинается так: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у этого царя было три сына, все они были на возрасте. Только мать их вдруг унес Кош Бессмертный». Все сыновья по очереди отправляются на поиски матери, но вызволить ее удается лишь младшему — Ивану-царевичу. По пути он спасает еще одну пленницу Кощея — царскую дочь, на которой впоследствии женится. В этом сюжете, как и во многих других, описана смерть Кощея: «У меня смерть, — говорит он, — в таком-то месте; там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть». Иногда в сказке говорится, что внутри яйца находится игла, а смерть Кощея — на конце той иглы.
Для этого даже не всегда нужно умереть. И живой человек может иметь душу или одну из душ вне себя. Это так называемая внешняя душа, bush soul. Обладателем такой души является Кощей. Тогда в дубе при желании можно увидеть и неизбежное «мировое древо». По восточнославянским представлениям, ведьма, змора или огненный змей «дублером» которого в сказках выступает иногда Кощей могут оборачиваться иголкой.
Следовало ломать и выбрасывать иглу, которой пользовались в ритуальных действиях.
Фото из сети Из наших сказок понятно, что Кощей - антипод Ивана дурака царевича. Но кто такой Кощей, даже мифический расклад даёт мало ответов. Есть мнение, что появился сей злодей в русских сказках в IX-X веке. А где он был раньше или кем? И откуда пришёл? Сейчас любой любитель страшилок и мистики знает о Дракуле - первородном вампире, пьющем кровь, обольщающем женщин, который не отражается в зеркале и умеет обращаться в летучую мышь. Дракула спит в гробу, боится дневного света. А Кощей?
Да он круче Дракулы, Кощею не нужна кровь, её заменяет вода. Колаж автора Согласитесь, ему не требуется так мимикрировать, как Дракуле. Выпил 12 вёдер воды и силы восстановлены, не требуется высасывать из кого бы то ни было жизнь, хотя тут спорный вопрос. Вы видели летучую мышь? Фото из сети Тем более, что мышь - вампир. То ещё зрелище. А Кощей, Кощей может превращаться в ворона. Фото ворона из сети. Дневной свет его не пугает, и он может заняться магией.
Дракула же может вызвать лишь иллюзию у жертвы. При всех своих перевесах в силе Кощей сдаёт позиции по популярности Дракуле. Колаж автора Кощей тощ, он - старик, Дракула - мужчина в самом рассвете сил. Дракула убивает других, чтобы жить. Кощей может просто висеть на цепях кучу лет, а потом, утолив жажду, вернуться в строй.
На что способен властелин мёртвого царства?
День деньской размахивать огромным мечом в 500 пудов. Это, на минуточку, восемь тонн. Для его магии не нужны ни заклинания, ни волшебные палочки. Он превращает противника во что угодно только гневным взглядом. Сам легко оборачивается вороном или зверем. Рядом с ним всё теряет жизненную силу, даже растения.
Как и другие стражи мира мёртвых, он не переносит запах живого человека и чувствует его очень остро. У него на службе находятся не только упыри и нечисть, но и силы природы. Обычно его появлению предшествуют буря, погружение мира во тьму, гром, град и прочие неприятности. Для пущего эффекта злодей возникает либо из ниоткуда, либо прилетает вороном и принимает человеческий облик. Но чаще всего у колдуна есть необычный конь. Он столь же ужасен на вид, могуч и способен мчаться быстрее ветра.
Есть у него и вторая страсть — сокровища, которые он собирает в несметных количествах. И тщательно оберегает от посторонних глаз. При чём здесь матриархат Архаичное устройство общества когда главными были женщины, матери , нашло отражение и в сказках. Например, в одной из самых популярных, где персонаж предстаёт во всей красе «Марья Моревна» , красавица вовсе не становится жертвой. Это мощная, удачливая воительница, жена бессмертного колдуна. Да такая, что одержала над ним победу и сумела приковать к скале мощными цепями.
И помогают Ивану царевичу мужья его сестёр — то есть родственники по женской линии. А вот подводит молодца милосердие. Дав старику напиться воды, он возвращает колдуну силу и невольно освобождает из плена. Только в одной сказке мы можем наблюдать романтичную субличность этого злодея. Она не хочет становиться женой немилого и злобного Ивана Годиновича, но тот её похищает. Кощей в данном случае имеет даже отчество — Трипетович.
Имя батюшки явно не относится к славянским. Он отправляется в погоню, освобождает возлюбленную и добивается её согласия на свадьбу. Но в разгар их радости события разворачиваются очень прискорбно: Трипетович погибает от собственной же стрелы, а разгневанный Иван Годинович жестоко убивает красавицу. В общем, всё равно супружеское счастье для костлявого остаётся недостижимым. Обряд инициации У большинства древних народов существовали обряды посвящения подростков во взрослую жизнь. Часто они были очень суровыми и символизировали ритуальную смерть молодого человека.
Кощей Бессмертный: кем он был на самом деле
Лингвисты до сих не пришли к единому мнению относительно этимологии его имени. Есть три распространенные версии. То есть очень худой, тощий человек. Это подкрепляется внешним видом Кощея — его обычно рисуют страшно худым, скелетообразным.
Возьмите советские фильмы-сказки — там все его кости четко прорисовываются.
Кто-то считает, что нужно обратиться к историческим корням имени Кощей. И тогда оказывается, что в XII веке слово "кощей" означало раба, пленника. Подтверждение тому можно найти в памятнике древнерусской литературы - в "Слове о полку Игореве". Там князь Игорь, попав в плен к половецкому хану Кончаку, садится "в седло кощеево". Кроме того, сожалея о проигрыше в битве с половцами, автор "Слова" говорит, что если славянские князья бы объединились, то тогда кощей, то есть угнанный в рабство пленник, стоил бы по резане а резанью называли мелкую монету. Действительно, в сказках нередко рассказывается о том, как главный герой обычно Иван-Царевич находит Кощея, запертого в подвале. Тот начинает жаловаться, что десять лет не ел ни крошки и не пил ни капли, и уговаривает Ивана принести ему воды. Выпив 10 ведер, Кощей разрывает цепи, ломает стальные решетки и сбегает из плена, чтобы начать чинить разнообразные козни. Между тем, поглощение воды в таких немыслимых объемах в русских сказках приписывается персонажам двух типов.
Первый тип — это богатыри, былинные персонажи, наделенные огромной силой. В драке они легко справляются с противниками — махнут рукой налево, и вместо стены противников улица, махнут направо — переулочек. Голоса у богатырей были оглушительными. Спали они долго и крепко, пили, как и было сказано, ведрами. Сила и эпизод с десятью ведрами воды дает повод задуматься: а может, Кощей тоже был богатырем - просто злым? Эту версию порой выбирают авторы современного славянского фэнтези. Так, в одной из сегодняшних обработок легенды о Кощее говорится о том, что когда-то он был великим богатырем, но затем попал в плен. Его на десятилетия заточили в темницу, где подвергали жестоким пыткам, из-за чего он утратил разум, но не утратил силы. В результате Кощей рисуется сумасшедшим маньяком, которого, впрочем, впоследствии останавливает другой богатырь. Интересная интерпретация, однако Кощей все-таки не был безумцем.
Напротив, скорее злым гением, знатоком темных искусств, способным превращать врагов в зверей, камни или деревья, а также самому превращаться - в ворона, например. Второй тип существ, которым русские сказки приписывали способность поглощать воду ведрами, были змеи. Те самые, с которыми постоянно сражались богатыри. В славянской традиции у змей было много голов, они могли дышать огнем и часто нападали на людей — сжирали их, а девушек воровали и брали в жены. Облик Кощея начисто лишен змеиных черт, он вполне антропоморфный, но воровство чужих невест за ним неоднократно подмечалось собственно, это главная причина, по которой герой обычно идет с Кощеем сражаться. Есть и еще одна вещь, которая связывает Кощея с мифологическими змеями. Змей как символ представлен в легендах множества народов. Часто он представляет собой доброе начало и связывается с плодородием и землей. Но у него есть и темная, хтоническая сторона, связанная с мраком и хаосом.
Утешение он находил в книгах, которые скупал по всему миру, читал их все, выучил все известные языки, включая язык зверей и птиц. Периодически, нарушая тоскливое однообразие, приходили "добры молодцы" "Кощея воевать". Кощей с радостью принимал гостей, угощал, просвещал тех, кто пришёл за богатством, чем это грозит. Тем, кто хотел учиться, Кощей щедро давал денег на учёбу, звал в гости ещё. На четвёртом столетии Кощей нашёл в лесу сироту Василису. Поговорил, позвал к себе жить. Девочка не побоялась худого дяденьку, угостившего её, третий день голодную, пирожками. Продукты Кощей покупал через охотников в ближайших деревнях, готовил всегда сам, и готовил отменно - за столько-то лет научился! Василиса осталась у Кощея, он растил её, как родную дочь, покупал ей все лучшее, учил у лучших учителей в Киеве и Москве. А девочка оказалась умной и очень жадной до знаний. Однако годы неумолимо делали Василису старше. Её бы надо замуж, да не за кого ж попало. Вот и распустил Кощей слух о "красной девице, томящейся в плену у злого Кощея". Женихи повалили. Самого Кощея они и в глаза не видели. Василиса сама с ними разбиралась. Да так ловко, что бежали они из кощеева дворца сломя голову. Однако нашёлся жених Василисе по сердцу. Кощей собрал богатое приданое, выдал "доченьку" замуж и заскучал. От скуки он иногда крал девиц и утаскивал к себе в пещеру, но только незамужних, но сосватаных, дабы жених являлся невесту выручать. Правда, это чуть не закончилось бедой - люди, обозлившись, едва не выжгли лес в котором Кощей жил. Потом Кощей начал делать фальшивые драгоценности и подкладывать любителям разбогатеть. Потом Кощею наскучило и это. Решил он податься в Европу. Надеялся, что там народ просвещеннее. Еле ноги унёс. Инквизиция свирепствовала, и Кощей, худой, нестареющий и очень богатый, вызывал у людей подозрения.
Понятно, что объединение зачастую было насильственным. Племена, которые отказывались подчиняться «королю», становились «в большей части перебитые». Славянские племена оказались в числе тех немногих, кому удалось противостоять Германариху. Правда, война была долгой и кровопролитной, поэтому-то Германарих-Кащей стал для восточных славян главным злодеем. О мерзком характере и несостыковках Сюжеты русских сказок точно воспроизводят еще один исторический факт — пленение и убийство Германарихом жены правителя россов. Так и Кащей похищает девушек. В работе В. Болдака объясняется «бессмертие» и зловредный характер Кащея. По одной из версий, Германарих во время одного из сражений был ранен, но сумел не просто выжить, но и прожить еще многие годы. При этом вождь находился в преклонном возрасте. Не исключено, что рана сильно беспокоила готского вождя, от чего его характер ухудшился. С каждым днем он становился злее, вспыльчивее, жестче. Невыносимым характером объясняется этимология имени Кащея, приведенная Владимиром Далем.
В чем загадочность Бабы-яги и Кощея Бессмертного в русских сказках и древних легендах
- Бог, колдун и раб: кем на самом деле был Кощей Бессмертный в фольклоре
- Добрый день!
- Что или кто есть Кощей в понимании Древних славян? (Геннадий Дергачев) / Проза.ру
- Кто такой Кощей Бессмертный?
- Знаете ли вы кто такой Кощей Бессмертный? - ЦБС города Златоуста
- Презентация "Кощей Бессмертный"
СУДЬБА КОЩЕЯ ТРЕПЕТОВИЧА БЕССМЕРТНОГО
Некоторые сюжеты сохранили память о временах древнего матриархата. Например, в сказке «Марья Моревна» Иван-царевич впервые повстречал Кощея в плену у своей жены: В сказках встречаются два варианта имени этого популярного персонажа: Кащей и Кощей. Просит Кощей у Ивана-царевича: — Сжалься надо мной, дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел, не пил — совсем в горле пересохло!
Главная героиня Марья Моревна в сказке предстает могучей воительницей, а Ивану-царевичу помогают его родственники по женской линии — мужья сестер. Однако чаще всего сказочный Кощей обитает в своем царстве — царстве мертвых. Традиционно злодей крадет девушку, чтобы жениться на ней.
Смерть происходит оттого, что дух-похититель возлюбил живого и унес его в царство мертвых для брака. Пропп, как и многие другие исследователи, считал Кощея своеобразной вариацией сказочного змея, который так же живет в пещере, в горах, в подземелье или в Тридесятом царстве, так же «налетает вихрем» и крадет красавиц. Кощей Бессмертный и Змей Горыныч часто исполняют в сказках одну и ту же функцию.
Эти персонажи — повелители загробного мира, куда, по древнейшим представлениям, должен был спуститься человек, чтобы обрести магические способности. У первобытных племен существовали ритуалы инициации, которые сводились к «путешествию» в потусторонний мир. Юноша, прошедший этот обряд, считался вернувшимся с того света и получал право жениться.
Но мифы — это не сказки. Я начал искать ответыи выяснил, что большинство наших народных сказок берут начало в мифах древних славян. Как могут быть связаны мифические боги с героями сказок?
Именно желание проследить связь между славянской мифологией и русской народной сказкой, заставило заняться меня этой работой. Работа над данным исследованием помогла мне не только ознакомиться с первоисточниками по славянской языческой мифологии, но и доказать актуальность и своевременность выбранной мною темы. Самым таинственным сказочным персонажем для меня является Кощей Бессмертный.
Он и стал главным объектом моего исследования. Объект исследования:славянская мифология как источник зарождения образов для русских сказок. Предмет исследования: мифологическая основа образа Кощея Бессмертного.
Цель:изучение мифологического образа Кощея Бессмертного, как представителя славянской мифологии. Задачи: Изучить исторические источники возникновения мифов древних славян и выявить связьславянской мифологии и сказки; Раскрыть образ Кощея Бессмертного; Определить особенности сказок, основанных на мифах со сказочным персонажем Кощей Бессмертный. Гипотеза: если предположить, что волшебная сказка основана на мифах, то через мифы можно объяснить историческую основу образа Кощея Бессмертного.
Методы проведения исследования: аналитический, поисковый. Теоретическая значимость: изучение и систематизация материала по данной теме. Практическая значимость: в том, что данный материал исследовательской работы может быть использован на уроках литературного чтения.
Актуальность: русские народные сказки — неисчерпаемый источник мудрости. Здесь каждый образ, каждый герой и сюжет, каждое число — это особый символ сказки, особый ключ, который помогает подобраться ближе к разгадке глубокого смысла сказочного произведения. Сказки всегда были и остаются самыми любимыми произведениями не только для детей, но и взрослых.
И в них еще так много тайн, загадок и нераскрытых смыслов, и значений. А это значит, что их изучение всегда будет интересно и актуально. Глава 1.
Историческая справка. Что известно об источниках по мифологии древних славян. До Крещения Владимиром в 988 году согласно "Повести временных лет" , русский народ был языческим.
Этот период принято обозначать как период "славянского язычества". Славянское язычество - совокупность мифологических воззрений, верований и культов славянских народов. По отношению к мифологии и религии славян употребление термина «язычество» вполне оправдано его славянской этимологией: слово «язык» означало, в том числе и «отдельный народ, племя» [12,87].
В отличие от греческой или скандинавской мифологии, у славян не было своего Гомера, который занялся бы литературной обработкой древних сказаний о богах. Поэтому, о процессе формирования мифологии славянских племен известно очень мало. Источниками письменных знаний служат тексты византийских, арабских и западноевропейских авторов периода VI - XIII веков, скандинавские саги, древнерусские летописи, апокрифы, поучения.
На особом месте стоит «Слово о полку Игореве», в котором есть информация о славянской мифологии. К сожалению, все эти источники - лишь пересказ авторов, и в них не упоминаются сказания целиком. Славянские мифы и легенды сохранились и в фольклорных источниках: былинах, сказках, легендах, заговорах, пословицах.
Самыми достоверными источниками по мифологии древних славян являются археологические находки [8,659]. Данные, как археологии, так и письменных источников свидетельствуют о том, что у славян существовали скульптурные изображения божеств идолы. Основа мифологии славян — славянские боги, удивительные создания, которым наши предки поклонялись на протяжении веков, возносили дары, воспевали хвалебные песни.
Славянские Боги — воплощенное представление о Мире и о мировых правилах. В Прави живут светлые славянские Боги. В Яви — люди и стихийные Боги.
Одна из отличительных черт славянской мифологии — универсальность, благодаря которой верования находят свое воплощение не только в иерархии богов, сказаниях, легендах, мифах и заговорах, но и в быту: в приметах, в обрядах и обычаях, в песнях и потешках. Именно это помогло славянским верованиям дойти до наших дней. Мифология славян формировалась на основе обожествления сил природы в сочетании с культом предков.
Мир, природа, даже строения и предметы обихода наделялись ими собственной волей, обретали духов-хранителей. Приход христианства положил конец целостной мифологической системе славян, однако новая религия не смогла полностью заместить старинные мифологические верования наших предков. Многие древние обряды получили иное толкование, и дошли до нас в виде традиционных праздников.
Что же есть мифологического в русских волшебных сказках? Человек с самых древних времён пытался осмыслить окружающий его мир, ответить на многочисленные вопросы: - о происхождении солнца и месяца, неба и звёзд, земли с её многочисленными реками и горами; - о смене дня и ночи, времен года; - о жизни и смерти; - о происхождении животных и человека. Пытаясь объяснить всё происходящее, человек создал мифы: - о происхождении Вселенной; - о животном и растительном мире; - о происхождении человека; - о загробной жизни; - о добывании огня, происхождении ремёсел.
Можно сделать вывод, что миф — это произведение народной фантазии, объясняющее устройство мира, явления природы, смысл и причины происходящих событий смена времён года, дня и ночи; стихийные бедствия; явления природы; смерть и т. Самые древние сказки обнаруживают сюжетную связь с первобытными мифами. В русской науке нередко употребляется термин «сказки мифологические».
Во-первых, чудеса, которые происходят в сказках по воле персонажей, обладающих волшебными способностями, или по воле чудесных животных, или при помощи волшебных предметов; во-вторых, персонажи фантастического характера, такие, как Баба-Яга, Кощей, многоглавый змей; в-третьих, олицетворение сил природы, например, одушевление деревьев говорящие деревья ; в-четвертых, антропоморфизм - наделение животных человеческими качествами - разумом и речью говорящий конь, серый волк [9,109]. Перечисленные выше элементы мифологии, вошедшие в волшебную сказку, приобрели художественные функции. Важным моментом является то, что сюжеты волшебных сказок, чудеса, о которых в них говорится, имеют жизненные основания.
Глава 2. Кощей- это сказочный персонаж или языческийбог Нави? Происхождение образа Кощея.
Февраль - начало новой жизни. Високосный год считается неудачным годом. Кощей, олицетворяющий Зиму, Холод, Смерть, крадет в лице молодых девушек - Красоту, чтобы Весна не пришла, чтобы установилась вечная мерзлота и мрак.
Кощей — это не просто персонаж сказок. Он считается персонажем восточнославянской мифологии и фольклора. Это отдельная и весьма значимая персона в славянском языческом пантеоне.
Кощей — это языческий бог? Откуда пришел Кощей, ученым не понятно до сих пор, поэтому в исследовательских кругах существует несколько мнений. И пусть рождён был он последним, но сила его велика была.
Братья перед ним, что перед владыкой тёмным кланялись. И по делу было, потому, как самое жуткое место в Навьем мире охранял Кощей — Лунный Чертог, где покоился сам Чернобог. Третьи считают, что владелец меча и обладатель сундуков с золотом придумали благодаря славянскому богу Карачуну, олицетворяющему смерть и холод.
Другие говорят, что образ Бессмертного произошел от германского мифического правителя Одина. Так же есть мнение, что у правителя темного царства нет определенного прототипа, и представляют его в виде волхва с магическими способностями. Супругой Кащея была Мара Морена — Богиня зимы и смерти.
Сам термин «Кощей»происходит от слова «кость». По одной версии, этого персонажа так назвали вследствие его излишней худобы или же потому, что он представлялся в древности живым скелетом. По другой версии, Кощея называли так потому, что он является хозяином «кощного мира» или «костного мира», то есть был хозяином мира мёртвых, хозяином подземного мира.
В Энциклопедии "Мифы народов мира" сказано, что Кощей - это значит "пленник", "раб". Слово заимствовано из тюркского языка, и связано с рабством не самого Кощея, а девушек и юношей, которых он похищал. То есть, раньше, в XII веке «кощеями» назывались пленники злого колдуна или божества.
Действительно, во многих сказках упоминается, что Кощей является пленником, триста лет пробывшим в заточении либо в башне, либо подземелье, скованным цепями. В восточнославянской мифологии он злой чародей, смерть которого находится на конце иглы, а та игла в яйце. Иногда Кощея называют Кошь или Кош , что значит корзина, короб, судьба.
В древнерусском слово "кошь" обозначало "стан", "обоз", а главу обоза и хранителя казны называли "кошевым". На средневековом русском языке кощей - тот, кто ведает лошадьми в дружине князя, кто ведёт запасную лошадь для князя Словарь русского языка XI-ХII вв. Как сказано у А.
Пушкина — «там царь Кощей над златом чахнет». Ревниво охраняет Кощей неправедно обретенное им богатство. Не зря иссохших от скупости скряг называют на Руси «Кощеями».
Титул «Бессмертный» получен им за связь времен между предками и потомками. Славянские предания рассказывают нам, что Кощей — Бог Нави, полководец Чернобога. Этому Богу свойственны справедливость и благородство.
Есть предания о том, что сходился Кощей три раза в поединках с Даждьбогом. И в каждом побеждал, но отпускал Даждьбога с миром, не причинив ему вреда. Помня о том, что именно Даждьбог напоил его тремя вёдрами воды, когда освобождал из цепей, в которые был закован Кощей.
Чтобы определить, оказало ли язычество влияние на творчество народа, я внимательно перечитал русские сказки, где встречается Кощей Бессмертный: «Марья Моревна» [6, 385], «Царевна Лягушка» [6, 138], «Царевна змея», «Иван Соснович», «Медведко», «Кощей Бессмертный»; «Иван Быкович», сопоставляя верования славян и особенности народных сказок. Анализ образа Кощея Бессмертного в русской народной сказке «Царевна — лягушка" Сказка «Царевна-лягушка» является волшебной мифологической , так как в основе ее сюжета много древних элементов: магические действия, слова и предметы. Рассмотрим персонажей сказки в их соотнесённости с верованиями людей и мифическими персонажами.
Иван царевич отправляется на поиски Василисы Премудрой и ему встречается старичок — мудрец, который даёт путеводный клубочек. Это означает, что в поисках своей суженой царевич становится на путь мудрости. На этом пути ему встречается то медведица с медвежатами, то волчица с волчатами, то соколиха, у которой есть соколята.
Но мудрость, любовь и уважение к жизни, не позволили ему охотиться на животных. Он даже щуку пожалел. Клубочек привёл его к Бабе Яге.
Баба Яга — это ведунья, которая живёт как бы на границе миров: человеческого — явного и лесного — навного, то есть на границе жизни и смерти и хранит знания, как о жизни, так и о смерти. Она-то и рассказывает царевичу, как победить Кощея, то есть, делится с Иваном этими знаниями: «Смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт». Дуб — это древо Рода.
Жизнь и смерть каждого человека всегда связана с его родом. Яйцо — символ жизни, символ продолжения рода. Утка — символ смерти.
Заяц символизирует страх, сундук — сокровенные знания. Повалить дуб и раскрыть сундук помогает царевичу медведь. Медведь — символ Велеса, Бога мудрости, сакральных знаний и богатства.
Но главное, Велес — хранитель Нави, то есть мира, где находятся души наших предков перед тем, как снова воплотиться в явном мире. Другими словами, Иван—царевич при помощи мудрости и сакральных знаний сваливает древо рода Кощея, лишая его помощи его предков. Сундук разбился — Кощей теряет сакральные знания.
Из сундука выскочил заяц — Кощея обуял страх, и он в страхе пытается убежать, спасти яйцо — свою жизнь. Зайца разрывает волк — символ отваги царевича. Из зайца вылетела утка: потеря знаний и страх сделали Кощея Бессмертного смертным.
Утку бьёт сокол. Сокол — это символ Рода, солнца, света. Сокол — этот тот, что с кола, то есть птица, которая пикирует вниз с огромной высоты, как солнечный луч с солнца.
Другими словами, светлая сила рода царевича побеждает смертного Кощея, яйцо его жизни выпадает и падает в море. Яйцо — это не только символ жизни, но также и символ Рода. Море — символ мира Нави.
Правь — мир Богов, Явь — наш явный мир, Навь — мир, где обитают духи и души предков, откуда они приходят на новые воплощения. Получается, что Кощей не только лишён поддержки своего рода, его род полностью уничтожен в явном мире, он остался один, но в Нави есть души из его рода, готовые прийти на воплощение, родиться. Щука — обитатель мира Нави выносит яйцо последнюю надежду рода Кощеева Ивану Царевичу, которое он разбивает и достаёт иглу, на конце которой — смерть Кощеева.
Этой иглой он и убивает Кощея и вызволяет из плена свою жёнушку. Так и был побеждён Кощей во всех трёх мирах: в Прави сокол , в Яви волк и в Нави щука. Кощей Бессмертный является злодеем в данном произведении.
Он владеет колдовством, жаден, некрасив, безжалостен. Занимается тем, что похищает чужих невест, крадёт их красоту. Данный персонаж властен, потому что он имеет власть над жизнью и над судьбами героев.
Он превратил Василису в лягушку, что говорит о том, что он распорядился её жизнью и судьбой. Из-за этого он заставил главного героя сказки Ивана-Царевича мчаться к нему за спасением царевны. Он хитёр ,коварен, бездушен, что красочно доказывают его поступки.
Его роль в сюжете - это зеркальное отражение положительно героя Ивана-Царевича: храброго и доброго. Кощей является воплощением зла, показателем того, что если причинять людям зло, то оно рано или поздно обернётся против тебя. Суть сказки заключается в том, что человек должен ценить то, что имеет.
Ради достижения своих целей иногда необходимо преодолевать некоторые трудности. Мои практические выводы В ходе исследования я прочитал много сказок и мифов, изучая предмет исследования: героя сказок Кощея Бессмертного. В моей гипотезе я выдвинул предположение, что волшебная сказка основана на мифах, и что через мифы можно объяснить историческую основу образа Кощея Бессмертного.
В подтверждении моей гипотезы о сказочности героя, являются факты, которые я нашёл в литературе [4, 119]. Во-первых, чудеса, которые происходят в сказках по воле персонажей, В сказках Кощей Бессмертный управляет временем: ускоряет, замораживает, поворачивает вспять. В-третьих, олицетворение сил природы.
Кощей Бессмертный обращает живые существа в камни и деревья, а людей — в животных или птиц. В-четвертых, антропоморфизм - наделение животных человеческими качествами - разумом и речью говорящий конь, серый волк. Верным другом помощником, и спутником у Кощея выступает конь, умеющий говорить.
Он — наполовину живое существо, наполовину скелет, обладающий высокой скоростью в передвижении, острым слухом и чутким нюхом. Эти волшебные превращения доказывают, что Кощей Бессмертный — это многогранный персонаж с долгой историей, вызывающий много вопросов. Его можно назвать фольклорным мифологическим персонажем, который встречается во многих сказаниях и сказочных историях.
Кощей Бессмертный не самостоятельный фольклорный образ. В сказочные истории он проник из древнеславянской мифологии. Образ Кощея Бессмертного — многоплановый собирательный образ, не имеющий конкретной родословной.
Он - волхв, наделённый страшной внешностью и владеющий магией. Иногда чародей перевоплощается в чёрного гигантского ворона и летает по всем трём мифологическим мирам —Яви, Прави и Нави. В легендах Кощей — тьма и зло.
Он уничтожает всё живое на своём пути. Он приносит горе, болезни, вызывает преграды, катаклизмы. Некоторые исследователи фольклористы предполагают, что имя персонажа происходит от слова «касть»- мерзость, пакость, гадость, хворь, порча.
Также ряд экспертов придерживается мнения, что правильное именование существа — Бес, тёмный колдун — брат Горыныча. Победить Кощея Бессмертного можно только разбив яйцо с его душой, на поиски которого и отправляется в русских сказках главный герой. Сказка — это всегда победа добра над злом.
Волшебные истории, в которых живут вымышленные герои, пусть даже такие страшные и зловещие, как Кощей Бессмертный , а значит, их можно наделить любыми чертами характера и способностями. Это могут быть и люди, и звери, и даже невероятные существа из человеческой фантазии. Эти черты волшебства я проанализировал в сказке «Царевна лягушка», где многие действия героев объясняют историческую основу происходящего, и, в частности, сказочного героя Кощея Бессмертного.
Почему все любят сказки? Ответ на этот вопрос оказался самым простым. Для детей чудеса и волшебство реальны.
Мы не просто верим в них, мы убеждены, что мир соткан из магии. А сказки подтверждают эту уверенность. Работа с тестами.
Работая с данным исследованием, я узнавал много нового о волшебных сказках и, в частности о сказке "Царевна - лягушка", поэтому я решил провести опрос среди учащихся моего класса. Мне стало интересно, что думают ребята о волшебной сказке и предмете моего исследования мифологической основе образа Кощея Бессмертного. Заседание клуба любителей волшебных сказок.
Проанализировав анкетные данные одноклассников, я решил провести заседание в клубе «Любителей сказки» действие происходило перед Новым годом, а это самое волшебное и подходящее время. В первой части занятия я подготовил доклад и рассказал ребятам-одноклассникам, что следы славянской мифологии можно найти в волшебных сказках, познакомил их со своими находками и открытиями в мире литературы. Так прошла презентация моей исследовательской работы.
Эти цифровые значения доказывают, что моя работа была актуальна. Почти все сказки хорошо заканчиваются, а добро в них обязательно побеждает зло. В сказке происходит то, что никогда бы не произошло в жизни.
В сказках сбываются все мечты и фантазии. У очень многих сказочных историй, даже тех, которые живут сейчас среди нас, нет автора. Потому что их сочиняли многие люди, даже целые поколения людей, на протяжении многих веков.
Так что многие сказки существуют сотни, тысячи лет. Причем в основе многих сказок лежат события, происходившие на самом деле. Просто рассказчики добавили к этим историям что-то свое, новое, выдуманные детали.
Его рабы — это потусторонние существа. Он способен останавливать время и поворачивать его вспять, что ничего хорошего никому из живых существ не приносит. Фольклористы нашли упоминания, что Кощеюшка — сын Чернобога, но доподлинно об этом ничего не известно. Сторонники варяжкого следа в отечественной культуре находят явные признаки бога Одина в этом образе. Самый могущественный в германо-скандинавском пантеоне, воин, мудрец и повелитель Вальхаллы. В общем, не настолько плох, как два предыдущих. Есть исследователи сказок, которые призывают считать источника бед положительным персонажем.
По их мнению, он всего лишь отыгрывает роль отца девушки во время её инициации во взрослую женщину. Об этом расскажем дальше. Родственник Горыныча Поскольку оба этих сказочных героя творят похожие дела похищают девиц, держат их в заточении, принуждают к замужеству, истребляют целые поселения , то авторитетные исследователи нередко называют их даже не родственными персонажами, а просто разными именами одного и того же существа. Но всё же внешне они сильно не похожи. У нашего персонажа помимо худобы и человеческого облика часто описаны или изображены художниками лысая морщинистая голова, острые нос и подбородок, злобное выражение лица. Поскольку он всё же властелин мертвого царства, то носит подобающую корону. Использует чёрный плащ вместо традиционного для других монархов алого плаща.
Это сближает его с колдовским образом и одновременно напоминает крылья дракона. Жильё он себе выбирает тоже нестандартное — труднодоступный замок на вершине скалы или глубокую и мрачную пещеру. И это всегда не в мире людей, а в тридесятом царстве, которое в сказках обычно и означает мир мёртвых. Подтверждением тому служит факт, что добираться туда бывает сложно, долго и опасно. А без помощи Бабы Яги или волшебных помощников — вообще невозможно. Жертва безответной любви Кадр из мультфильма «Царевна-лягушка» 1954. YouTube Любимые сказки и мультфильмы.
Самое удивительное в костлявом и ветхом старике — его могучая тяга к любви и институту брака. В каждой сказке он непременно выбирает самую прекрасную девушку и злодейски похищает её практически из-под венца. После долго уговаривает, запугивает, принуждает к браку. Но получив окончательный отказ, превращает девушку в нечто мерзкое — жабу, змею. Если очень повезёт — в птицу. Знаменитый фольклорист Владимир Пропп объясняет это тем, что в славянской мифологии умершим людям приписывали два мучительных голода, которые они уже не могли удовлетворить. Это обычный голод то есть желание поесть и половой голод — притяжение к противоположному полу.
Неудивительно, что для любви старик выбирает живых девушек, но так от них и не получает взаимности. Спасти несчастную может только искренне любящий молодец, но ярость Кощея бывает сокрушительной, а жертвы — немалыми. Уже после первой битвы немощь и дряхлость колдуна не может ввести нас в заблуждение.