Тематические атласы›Опыт статистического атласа Российской империи (1874).
Религиозные карте России
На протяжении последних десятилетий вопросы о вероисповедании не входили в анкеты при переписи населения в СССР и в РФ. По мере сил это пытается заполнить проект АРЕНА, предлагая читателям современную и достоверную информацию о представленности российских религий. Вопросы национальной принадлежности часто имеют непосредственное отношениеквыбору вероисповедания:поэтойпричиневАтласевниманиеуделяется как религии, так и национальности россиян. Предупреждение: несмотря на общую репрезентативную выборку, для некоторых религий и национальностей, в силу их малой численности в РФ, предлагаемые портреты включают ряд оценок и гипотез для дальнейшего анализа. Мы надеемся, что проделанная работа — это первый шаг в изучении целостного религиозного и культурного пространства нашей страны, учитывающего многообразие и уникальность каждого вероисповедания, каждой национальности, каждого региона.
Мы рассчитываем на возможность повторить данное исследование, чтобы спустя какое-то время получить картину в динамике, позволяющую анализировать изменения как в стране в целом, так в каждом из регионов. Помимо этого, нельзя не учитывать, что любая попытка анализа духовного и ценностного измерений жизни людей в условиях современного научного знания является экспериментом.
Будем рады любой обратной связи, особеннобудемрадысовместнойработе. Интернет-визуализация проекта АРЕНА использует online карты, включающие быструю и наглядную навигацию по всем разделам исследования. Помимо результатов проведенного опроса, для удобства пользователей АРЕНА предполагает интеграцию баз данных, находящихся в открытом доступе. Например, включена база данных по численности религиозных организаций Министерство Юстиции РФ , данные переписи населения 2010 г. Проект на сайте постоянно обновляется.
Мы стараемся сделать АРЕНУ наглядной и интерактивной, позволяющей ее использование не только в справочных целях, но и в образовательном процессе через игры и тесты.
Павел Пучков, академик РАЕН, доктор исторических наук, подчеркнул, что на карту нанесены и малоизвестные верования, даже те, которые считались исчезнувшими — «дырники», «средники», «мельхиседеки». Авторы карты пришли к выводу, что конфессиональный состав страны мало изменился с дореволюционных времен.
Так, на Пасху 2003 года , в период с 20:00 Великой Субботы до 6 утра пасхального воскресенья в храмы Москвы , по данным МВД, зашло 63 тысячи человек по сравнению со 180 тыс. В рождественских богослужениях с 6 на 7 января 2008 года приняли участие около 2,3 миллионов россиян [29].
Меня всегда поражает, откуда берутся эти цифры и какова цель такого подхода. Думаю, можно смело утверждать, что московские храмы на Рождество в этом году посетило около миллиона верующих» [30]. Процент россиян, посещающих церковные службы [32] Год.
7. Карта вероисповеданий Европейской России
Если клерикализм и атеизм — две крайности, то между ними располагаются разные промежуточные идеологические конструкты и формы общественного устройства. Они не обязательно выстроены на прямой линии от одной крайности к другой, смена настроений не обязательно означает продвижение к одной из этих крайностей. Полагаю, что традиционная бытовая религиозность в ближайшие десятилетия в России будет сокращать поле своего влияния хотя в отдельных группах может, напротив, усиливаться именно как реакция на повальное «отступничество». Но это совсем не значит, что общество в целом обречено на повальный атеизм, к тому же советского образца. По-видимому, будут возникать и распространяться иные формы религиозности, нетрадиционные и связанные в большей степени с культурной идентичностью и личной философией, нежели с обрядовыми практиками. Но прежде, чем поговорить об этом, нужно хотя бы вкратце обсудить самую очевидную российскую проблему: сращивание государства и церкви. Избавление от сергианства Сергианством в узком смысле называлась политика митрополита и затем патриарха Сергия Страгородского, который уже в конце 1920-х годов выбрал ради сохранения православных церковных структур путь радикальных компромиссов с советской властью. Об этой политике было сказано достаточно, оценки ей были даны, притом разные, и в девяностые годы казалось, что это вопрос давнего прошлого, а в новой, демократической России ничего подобного сергианству не появится и появиться не может.
Однако сегодня мы видим особенно отчетливо в Беларуси , по сути, продолжение той же линии: РПЦ ни в коем случае не спорит с государством и поддерживает все, что только может поддержать. Сотрудничество с государством граничит уже со слиянием, притом понятно, кто играет в этой паре ведущую роль. Как ни странно, но за таким сергианством я не вижу большого будущего вне зависимости от того, как будет выглядеть политическая история страны в ближайшие пару десятилетий. Государству оно нужно в гораздо меньшей степени, чем сто лет назад: нынешнее общество гораздо менее патриархально, а каналов для пропаганды неизмеримо больше. А для РПЦ это сотрудничество чем дальше, тем более будет затратно с репутационной точки зрения, и это уже начинают понимать многие церковные функционеры. Другое дело, что церковные функционеры слабо представляют себе, как можно от столь тесного сотрудничества отказаться. По-видимому, дистанция будет медленно увеличиваться скорее по инициативе государства мы сейчас даже не учитываем его возможную трансформацию и это уже происходит: возникает новый гражданский культ Победы, который может пользоваться православными формами, но не более того.
Характерно, что Вечный огонь у могилы Неизвестного солдата в информационном пространстве постепенно занимает то место, которое еще несколько лет занимал пасхальный Благодатный огонь из Иерусалима. Это связано, конечно, и с нарастающим разрывом между русским и греческим православием, который при сохранении нынешних тенденций кажется непреодолимым. Проект «русского мира» от Одессы до Бишкека, некогда бывший любимой темой патриарха Кирилла, судя по всему, сдан в архив, и в ближайшей перспективе руководство РПЦ видит ее скорее хранительницей «традиционных ценностей», и, если можно так сказать, «государствообразующей церковью» а для этого русское православие должно заявить о своей полной самодостаточности и перестать оглядываться на греческие образцы. Но у государства явно нет серьезной потребности в такой структуре, и трудно себе представить сценарий, при котором она появится, так что и руководству РПЦ, каким бы оно ни было, придется искать новые способы объяснять обществу свою значимость и необходимость. Попытки создания самостоятельных политических партий с христианской составляющей, по образцу Германии, не привели к сколь-нибудь заметному результату в девяностые РХДД под руководством В. Аксючица , вряд ли они будут заново предприняты в обозримом будущем. Это, разумеется, никак не исключает возможности участия христиан в разных политических партиях и движениях: политику, основанную на христианских ценностях, можно проводить и без особой вывески.
Реконструкторы и деконструкторы Проект «религиозного возрождения» был открыт в поздние восьмидесятые и продолжался, по моим оценкам, до 2012-14 гг. Это возрождение разные его участники представляли себе по-разному, но, в общем и целом, проект был реконструкторским. Люди, выросшие в модернистской советской среде, пытались восстановить среду досоветскую, традиционную, архаичную. Как именно ее конструировать, мнения расходились, но в любом случае она конструировалась по книгам и собственным фантазиям: одни строили ее по «Домострою» и преданиям старцев, другие — по эмигрантскому «Парижскому богословию» и опыту общинной жизни о. Отдельная группа — старообрядцы из интеллигенции, пришедшие в эту церковь в поисках подлинно русской и независимой от государства православной традиции. Церковь Святой Троицы. Остров Кинг Джордж.
Антарктика 2020. Фото: Григорий Ярошенко Многие нашли, чего искали. Но стало ясно, что такая реконструкция требует огромных усилий и не воспроизводит себя сама: дети, выросшие в реконструкторских семьях, редко пытаются воспроизводить эти модели в собственной жизни. К тому же оказалось, что реконструкторство лишено механизмов сдерживания агрессии и неадеквата: поднимается волна историй о насилии в монастырях и церковных приютах, и можно быть уверенным, что мы их еще услышим много. Религиозная жизнь по определению привлекает немало людей с психическими проблемами, а мошенники могут видеть в ней удобное средство для оболванивания людей. Механизмов, которые ставили бы всему этому заслон, в подобном реконструкторстве практически не существует, все зависит от добросовестности и адекватности ведущих членов общины. Все это привело к тому, что в десятые годы начала проявляться все отчетливее другая тенденция: деконструкторство, то есть разрушение привычных стереотипов, переход к новым, индивидуальным формам религиозной жизни.
Если говорить о смыслах, то деконструкторство связано с демифологизацией термин, введенный в новозаветные исследования в середине прошлого века Р. Бультманом и вызвавший немало споров : если реконструкторы девяностых воспринимали средневековые тексты насколько возможно буквально, стремились воспроизводить их в собственной жизни и порой воспринимали ее как поле битвы ангелов и бесов, то деконструкторы видят в них скорее набор символов и архетипов, описывающих реальность не напрямую. В значительной мере тут стирается граница между личной верой и культурной идентичностью, возникает версия светского, обмирщенного христианства, сходная с тем, что мы видим в наиболее секуляризованных европейских странах. И это неудивительно, если вспомнить, что статистика посещения церквей в России напоминает аналогичную статистику в секулярных Чехии или Эстонии, а вовсе не в Польше или Ирландии, «самых католических» странах Европы. Естественно, реконструкторы считают такое секуляризованное христианство отступничеством и безбожием. Мощным стимулом стала пандемия коронавируса. Традиционный ритм богослужебной жизни оказался нарушен: хотя многие поначалу игнорировали угрозу, но, скажем, закрытие Елоховского собора весной 2020 г.
Реакция оказалась разной: кто-то заново открыл необходимость общинной молитвы, а кто-то увидел, что ходил в храм скорее по привычке и не готов возвращаться к прежним практикам в полном объеме. Эпидемическая опасность заставила заговорить о тех практиках, которые существовали и прежде, но обычно не обсуждались и не замечались: домашняя молитва, когда верующие собираются на квартирах и в частных домах, не привлекая внимания и не ставя в известность церковное начальство. В период пандемии стали также обсуждаться опыты дистанционного участия в таинствах исповеди и причастия. Реакция церковного начальства РПЦ на «причастие по зуму» оказалась резко отрицательной, прежде всего по той причине, что так священник не может проконтролировать, что сделает человек с Дарами, освященными через интернет. Но это обстоятельство только делает более явным давно уже назревший вопрос: какова роль клириков-профессионалов в нынешних общинах? Они контролеры, распределяющие благодать согласно полученной от центральных церковных структур лицензии, или они предстоятели общин, выбранные этими общинами и возглавляющие их во время общей молитвы? По-видимому, выбор между двумя моделями будет определяться прежде всего долей в обществе людей с патерналистским и с демократическим настроем, и есть все основания считать, что патернализм постепенно уходит в прошлое.
Павел Пучков, академик РАЕН, доктор исторических наук, подчеркнул, что на карту нанесены и малоизвестные верования, даже те, которые считались исчезнувшими — «дырники», «средники», «мельхиседеки». Авторы карты пришли к выводу, что конфессиональный состав страны мало изменился с дореволюционных времен.
Есть десять иудаистских довольно большая группа в Малаховке и одна буддистская организация. Из 685 религиозных организаций 227 принадлежит православным, 5 - католикам, 4 - армяно-григорианам, по 11 - мусульманам и буддистам, 17 - иудеям, 254 - протестантам, 7 - старообрядцам, 8 - организациям, отколовшимся от Русской православной церкви, 4 - кришнаитам, 1 - сайентологам. Правда, многие из них неправильно называют сектами. Баптисты, например, для секты слишком крупные. А вообще в Москве есть даже последователи "Аум синрикё" - запрещенной после газовой атаки в токийском метро.
Конфессиональная ситуация оказывает влияние на самые разные стороны жизни, на политическую ситуацию. Знать ее детально важно для регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений. Бывают разногласия, но в общем конфессии привыкли друг к другу. В Поволжье, например, нет существенных столкновений между православными и мусульманами.
Кроме того, за систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям, решениями судов были ликвидированы 1 централизованная и 12 местных религиозных организаций. Всего за 2003 год решениями судебных органов было ликвидировано 225 религиозных организаций, в том числе относящихся к РПЦ — 71, исламу — 42, евангелизму — 14, баптизму — 13, пятидесятничеству — 12, буддизму — 11 [114].
К настоящему времени на основании Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» вступили в законную силу решения судов о ликвидации или запрете деятельности 9 религиозных организаций [115]. В частности, такие решения приняты в 2004 году по отношению к 3 религиозным организациям Древнерусской инглиистической церкви православных староверов-инглингов, в 2009 году — по отношению к 1 местной религиозной организации свидетелей Иеговы «Таганрог» по состоянию на 1 января 2008 года в России зарегистрировано 398 местных организаций свидетелей Иеговы [116]. Религиозные организации, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности, в настоящее время отсутствуют [117]. Перечень религиозных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также перечень религиозных организаций, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности, — ведёт и публикует Министерство юстиции Российской Федерации [118]. На начало 2010 года в России зарегистрировано 23 494 религиозные организации [119]. В январе 2007 году Европейский суд по правам человека в Страсбурге удовлетворил жалобу 103 [120] свидетелей Иеговы из Челябинска , которые жаловались на то, что их собрание, преследующее цели богослужения, было незаконно прервано, обязав Россию выплатить заявителям 30 тысяч евро в качестве возмещения морального ущерба и 60 544 евро в качестве компенсации судебных издержек [121].
Распространенность религий в россии (84 фото)
На фоне дискуссии об отношениях с религией власти и общества он дает представление о том, во что и как верят россияне. Большая подробная карта плотности населения России. Традиционные для России конфессии охотно участвовали в создании карты религий. Карта религий РФ.
Карта религий Российской Федерации
Некоторые народы Сибири сохранили шаманизм. В России возникают новые движения религиозного характера. Их последователей оценивают в 300 тыс. Некоторые движения пришли в Россию из-за рубежа. Религиозное движение «Новое мышление» возникло в США.
В письме выражалось опасение, что в школах вместо культурологического предмета о религиях пытаются ввести обязательное преподавание вероучения, что внесение специальности «теология» в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии будет противоречить Конституции России. Письмо было поддержано многими общественными деятелями, в том числе членом Общественной палаты В. Глазычевым [97]. Письмо и его поддержка членами Общественной палаты вызвало резкую критику представителей РПЦ , в частности, протоиерея В. Вигилянского [99]. Письмо послужило информационным поводом для широкого обсуждения вопросов, связанных со взаимоотношениями церкви и общества [100] [101] [102] [103]. Религиозные объединения в местах лишения свободы[ править править код ] Для окормления лиц, содержащихся в местах лишения свободы в России их около 550 тыс. Согласно данным ФСИН в России по состоянию на 1 января 2011 года в системе ФСИН действовали по официальным данным [104] : 471 православный храм и 466 молитвенных комнат для православных; 40 мечетей и 115 мусульманских молитвенных комнат; 9 буддистских дуганов и 6 молитвенных комнат для буддистов; 3 католических храма и 2 католические молитвенные комнаты; 64 баптистские молитвенные комнаты; 1 иудейская молитвенная комната; 2 молитвенные комнаты для верующих иных исповеданий. Из этих данных видно, что большинство культовых зданий и молитвенных комнат в системе ФСИН в 2011 году было у православных.
Среди других конфессий наиболее заметны протестанты: лютеране, пресвитериане, методисты, евангельские христиане-баптисты, пятидесятники, адвентисты седьмого дня и другие организации - их 235. Мусульманских организаций в Московской области 22. В основном это мусульмане-сунниты, как и по всей России. Есть десять иудаистских довольно большая группа в Малаховке и одна буддистская организация. Из 685 религиозных организаций 227 принадлежит православным, 5 - католикам, 4 - армяно-григорианам, по 11 - мусульманам и буддистам, 17 - иудеям, 254 - протестантам, 7 - старообрядцам, 8 - организациям, отколовшимся от Русской православной церкви, 4 - кришнаитам, 1 - сайентологам. Правда, многие из них неправильно называют сектами. Баптисты, например, для секты слишком крупные. А вообще в Москве есть даже последователи "Аум синрикё" - запрещенной после газовой атаки в токийском метро. Конфессиональная ситуация оказывает влияние на самые разные стороны жизни, на политическую ситуацию.
Карта будет еженедельно обновляться, причем хронология обновлений будет вестись в специальном разделе. Силантьев отметил, что уточняющие данные о своих религиозных общинах разработчикам карты смогут присылать и сами прихожане, эксперты из регионов. В будущем планируется сопровождение базы данных карты более чем пятью тысячами фотографий. Доступ к карте возможен только через главную страницу портала «Интерфакс-Религия». Для ее использования необходимы последние версии интернет-браузеров, в частности, Internet Explorer 7-й или 8-й версии.
Порция религиозных карт, которые помогают лучше понять этот мир (15 фото)
Главная» Новости» Статистика исповедующих религии в россии на 2023 год. Карта «Религии Приволжского федерального округа» является наиболее детальной из всех аналогичных карт. Карта религий России по субъектам. Карта РФ С народами и религии. Численность христиан в мире 2020. Карта религий России будет наглядным, доступным и современным картографическим произведением в области конфессиональной картографии. Карта россии по религиям. Мы являемся противниками встраивания России в глобалисткую систему мироустройства, выступаем за экономический суверенитет и независимость нашего государства. Традиционные для России конфессии охотно участвовали в создании карты религий.
Религиозные карте России
Учебники несостоятельны в научном плане, в них не определено понятие «религиозная культура» и вместо неё вводится плоско поданная религиозная доктрина, приводящая к подмене культуры вероучением. Никакого научного обсуждения этих учебников и не предполагалось, процесс создания учебника в части модулей основ религиозных культур сознательно был спланирован так, чтобы полностью передать его конфессиям, отстранив учёных от какого-либо участия [93] [94] [95]. Основная статья: Письмо десяти академиков В августе 2007 года резонанс в обществе и СМИ вызвало так называемое «письмо академиков». Гинзбург и Ж. Алфёров , обратились с открытым письмом к президенту страны, в котором выразили серьёзное беспокойство в связи с возрастающей клерикализацией российского общества и активным проникновением церкви во все сферы общественной жизни, в том числе в систему государственного образования [96]. В письме выражалось опасение, что в школах вместо культурологического предмета о религиях пытаются ввести обязательное преподавание вероучения, что внесение специальности «теология» в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии будет противоречить Конституции России. Письмо было поддержано многими общественными деятелями, в том числе членом Общественной палаты В. Глазычевым [97]. Письмо и его поддержка членами Общественной палаты вызвало резкую критику представителей РПЦ , в частности, протоиерея В.
В ходе встречи было принято единогласное решение собраться вновь в середине апреля этого года для обсуждения вопросов сотрудничества некоммерческих организаций, межнационального согласия и необходимой поддержки участников СВО.
Еще 235 организаций — христианские, но связаны с различными протестантскими деноминациями, сообщает Интерфакс. По словам П.
Авторы карты пришли к выводу, что конфессиональный состав страны мало изменился с дореволюционных времен.
Карта религий Российской Федерации
Угроза небывалого распространения мусульманства сильно преувеличена, считают ученые из Института этнологии и антропологии Российской академии наук, которые изучили конфессиональный состав государства и изобразили его графически в виде карты религий. Европа) для печати. Религиозная карта России (Восточная Европа - Европа) скачать. Карта религий России по субъектам. Карта РФ С народами и религии. Численность христиан в мире 2020.
Религиозный состав населения России
первая из Национального атласа. Главная» Новости» Конфессиональный состав россии 2023. Карта религии народов России религиозные центры. Религиозный состав населения России таблица по географии 8 класс.
Карта преобладающих религий по районам и городам России
Карта цивилизаций Источник Цивилизации — большие группы стран, обладающие какими-либо общими определяющими признаками культура, язык, религия и т. Религии России Россия — многонациональная страна, и каждый народ традиционно исповедует ту или иную религию. Мировые религии: Ислам Буддизм Самой древней религией на планете является буддизм. На территории России буддизм исповедуют буряты, тувинцы и калмыки рис. Буддистский храм в Элисте Калмыкия Источник Самая большая религия по числу ее приверженцев — христианство. Основными ветвями христианства являются православие, католицизм и протестантизм. Большинство верующих в России — христиане православные. Православие исповедуют русские, украинцы, чуваши, белорусы, осетины, мордва и т. Христианство оказало огромное влияние на становление нашей страны, ее культуру, традиции рис.
Ислам исповедуют татары, башкиры, чеченцы, аварцы, кабардинцы и др. Мечеть в Нальчике Источник Кроме мировых религий существуют национальные и региональные религии. Например, ярким примером национальной религии выступает иудаизм, его исповедуют евреи. Среди народов Сибири распространены местные верования рис.
В целом же карта содержит 12 категорий данных о религиозных организациях, которые будут открываться по мере дальнейшей разработки карты, отметил Р. Карта будет еженедельно обновляться, причем хронология обновлений будет вестись в специальном разделе.
Силантьев отметил, что уточняющие данные о своих религиозных общинах разработчикам карты смогут присылать и сами прихожане, эксперты из регионов. В будущем планируется сопровождение базы данных карты более чем пятью тысячами фотографий. Доступ к карте возможен только через главную страницу портала «Интерфакс-Религия».
Карта народов России по религии.
Карта религий России. Религии народов. Религиозная карта России. Религии народов России 8 класс география.
Народы и религии на территории РФ. Религии России. Традиционные религии России. Три основные религии в России.
Религии разных народов. Конфессиональный состав населения России карта. Карта религий РФ. Религиозный состав России карта.
Религиозная карта России по регионам. География религий России карта. Крупные религиозные центры России контурная карта. Крупные религиозные центры России на карте 9 класс география.
Карта вероисповеданий России. Религия по регионам России. Уровень религиозности в России по регионам. Распространение религий по территории России.
Карта верующих в России. Крупные религиозные центры России на карте. Религии народов России Ислам буддизм христианство на карте. Традиционные религии народов России.
Карта религий России по субъектам. Карта РФ С народами и религии. Религиозные центры Православия в России. Географическая карта религии России.
Религиозный состав населения России карта. Карта распространения религий на территории России. Религии народов мира карта. Старообрядцы карта.
Распространение религий в России. Православные народы карта. Распределение религий в России. Крупнейшие религиозные центры России на карте.
Карта религии народов России религиозные центры. Религиозный состав населения России таблица по географии 8 класс. Крупные религиозные центры России. Религии народов России.
Распределение религий в России в процентах. Религии России диаграмма. Религии в России в процентах. Совокупность религиозных убеждений.
Религия это совокупность. Конфессиональные течения. Религиозные течения. Карта религий России 18 века.
Религиозная карта России 18 века. Религия в Российской империи. Религиозная карта 19 века. Основные религии России.
Традиционные религиозные конфессии в РФ.
Конфессиональная ситуация оказывает влияние на самые разные стороны жизни, на политическую ситуацию. Знать ее детально важно для регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений. Бывают разногласия, но в общем конфессии привыкли друг к другу. В Поволжье, например, нет существенных столкновений между православными и мусульманами. Духовенство даже сотрудничает - борются с наркоманией и терроризмом. Конфессии могут уживаться друг с другом, но не стоит надеяться, что они могут слиться в одно целое.
В России религиозным организациям редко отказывают в регистрации. За последние годы отказали лишь одной неоязыческой группе. Хотя многие сами не спешат регистрироваться: старообрядцы привыкли скрываться не от хорошей жизни.
Религии на территории российской федерации
Руководителем коллектива составителей карты стал ведущий российский специалист по географии религий и конфессиональному составу населения РФ академик РАЕН Павел Пучков. Основные центры религий России на карте. Но все-таки, по всей видимости первая в Сети порайонная карта религий России.