Святки (святые дни) — двенадцать дней после праздника Рождества Христова, до праздника Богоявления (7-19 января). В материале рассказываем, что такое Святки и когда они начинаются, в чём смысл Святок, что можно и чего нельзя делать в эти дни, а также о самых популярных святочных гаданиях. В Святки с высокого холма на удачу спускали горящее колесо, чтобы новый год был удачливее старого.
Святки: что это за праздник, христианские традиции празднования
С первой звезды в канун Рождества и до самого Крещения в России в течение 12 дней длятся Святки. Существует мнение, что эта 12-дневка называется Святками, поскольку каждый день освящен торжественным и великим праздником Рождества Христова. Что такое Святки. Святки, или Святочная неделя — это период между Рождеством и Крещением. Так, до того момента, как было принято христианство в Древней Руси, Святки назывались праздником Святовита (по славянской мифологии, это был бог войны и победы).
Что такое Святки: традиции и можно ли в эти дни работать?
5 января - 43112967184 - Медиаплатформа МирТесен. Святки в 2024 году — когда отмечают, история, традиции. Что такое Святки, и как это время появилось в нашем календаре? Что такое «Зеленые святки». Зелёными Святками у славян называли период от праздника Вознесения Господня до начала Петрова Поста. Главным отличительным знаком Святок всегда были заклинания на весь год и гадания о будущем, чтобы узнать о предстоящем урожае. В материале рассказываем, что такое Святки и когда они начинаются, в чём смысл Святок, что можно и чего нельзя делать в эти дни, а также о самых популярных святочных гаданиях.
Что такое Святки?
- Главное меню
- наш приходской сайт
- Содержание
- Святки 2023: что это за праздник и как его отмечают в России, когда гадают
Святки 2024: что нужно сделать, чтобы потом не выплакать все глаза
Нужно поставить перед петухом курицу, зеркало и миску с водой. Если подойдёт сперва к курице — муж будет бабником, если к зеркалу — красив или самовлюблён, если к воде — пьяницей. Узнать имя суженого. Нужно выйти в полночь на дорогу и спросить имя у первого встречного — так и будут звать будущего мужа. Пожечь нить. Подружкам можно встать в круг, взять одинаковые по длине нити и поджечь их. У кого первее догорит — та и выскочит замуж.
Коляда Декабря 24 русские язычники славили Коляду, о которой уже мы ранее говорили. По словам нашего знаменитого историка Н.
Карамзина, Коляда был бог пиршеств и мира, и хотя по созвучию можно производить Коляду от римских коленд и других, но римские праздники этого названия были празднуемы во всех месяцах. А если находят, что наш рождественский праздник был сходствен с Янусовым, то причиной тому было, вероятно, не что иное, как влияние римского владычества над славянскими народами. Причём, конечно, каждый народ, усваивая и принимая чуждые понятия и верования, всегда ищет в них внешнего или внутреннего сходства со своими коренными понятиями и верованиями. Коледа у словаков означает благословение домов, которое у них бывает около праздника трёх царей, a koledowat — «благословлять» дома. Богемская История объясняет Коледу набожным обычаем хождения священнослужителей по домам с крестом и мощами о Рождестве Христовом, который был утверждён чешским князем Бретиславом в XI веке после изгнания колдунов и оборотней из пределов своего княжества. Босняки, кроаты и другие славянские народы под Коледою разумеют подарок на Новый год. Тогда в римско-католических церквах раздавались народу сделанные из теста ясли, пелёнки и другие принадлежности к месту рождения Исуса Христа, что называлось Колендами. Римское духовенство, по свидетельству Боэция, именовалось от Colendo, Coledei и Coldei — Богочтецы, то есть ублажавшие Бога песнопением.
Знаменитый переводчик Гомера, Гнедич, производит Коледу от греч. Наконец, от слова «колядование» произошло слово «колдование». Коляда не упоминается у Нестора как божество в числе богов Владимировых; но св. Димитрий Туптала митрополит Ростовский в своей Четьи-Минеи упоминает о Коляде как о шестом боге, боге празднеств. Но, скорее всего, это — не божество, а праздник, который олицетворяют сказания и народные песни. Коляда в Южной и Западной Руси, собственно, канун праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке России под именем Авсеня, или Таусеня, а у литовцев известен под именем вечера колодок, или Блоккова, в который почти везде в славянском мире готовится из зернового хлеба каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индийский Перун-Монгол и Угады, во время приготовления которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году. Колядки в Малороссии, 1864 г. Считают две коледы: Васильевская, накануне Нового года, и крещенская, накануне Крещения или водокрещей.
Первая — богатая, а вторая — бедная или постная. В Малороссии коледою называется хождение с вертепом и звездою, сделанной из бумаги, и пенье виноградья известно под именем Коледы. Даже в Москве и в Петербурге до сих пор существует обычай славления ребятишками Рождества Христова целыми группами под предводительством старшего, несущего звезду с фонариком; после каждого славления притом поется в доме молитва, говорится: «С праздником хозяина поздравляем, здравия вам желаем» и прочее. Иногда нечто в более шутливом тоне. Ныне в столицах обычай этот выводится, но было время, когда не принять так называемых христославов считалось за грех для домовладыки и оскорбление для христославов. Профессор Снегирев говорит, что под Москвою был обычай назвать сочельник «коледою» и в ночь на Рождество возить в санях девушку, одетую поверх всей теплой одежды в рубашку, которую и выдавали за Коледу; есть ли такой обычай и по сей час — не знаем. Есть предположение, что как празднование Коледы, так и ее имени перешло из Новгорода в Костромскую и другие великороссийские губернии в XV и XVI веках, чему свидетельствует старинная песня, которую в некоторых местностях поют о святках так: «Шла Коледа из Ново-города…» и проч. У румын Святки называются Керечуном, у Карпата-Россов — канун Рождества, то есть наш сочельник, а коледование — за празднование.
При этом же названием Керечуна у русских назывался рождественский пост или филипповки, такое название поста Карамзин объясняет короткостью дней зимних. Однако же, по замечанию профессора Снегирева, Карачун сходствует с сербским «карачити», то есть ходить, и с русским словом «корчить» что-либо или кого, кривляться. Потом еще есть догадка, неразрешенная, однако ж, ничем, — не имеет ли слово «корачун» какого-нибудь сходства с упоминаемым в Стоглаве чародеянии над корчагами. В Великороссии Святки, кроме славления по домам, сопровождаются наряжением в маски и костюмы с целью не быть узнаваемыми, а также загадываниями. Как гадания, так равно и наряжания в разные костюмы производятся вечером, а гадают часто по ночам. Маски известны от глубокой древности, еще в оргиях Бахусовых надевали личины, чтобы избавить себя от чарования. Между греками и латинами в Средние века было мнение, будто в продолжение 8 дней после Рождества Христова дьяволы скитаются по земле и по наступлении разрушения их царства, изгоняемые в тревоге и тоске, рыскают по улицам в мрачном и огнезрачном виде, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных. Переряженные, или святочники, умышленно представляют воплощенных дьяволов, и история Тюрпеня называет их личинами брадатыми, рогастыми и похожими на демонов.
Один древний писатель объясняет силу отвораживания масок тем, что они своим стройным и нелепым видом удаляют очарование от самых лиц, которые их носят. Но так как маски, по объяснению Нантского собора, — личины демонов и оскверняют людей, посему те, кто рядился на святках, имели обыкновение очищаться купаньем в реках в день Крещения Господня. В Новгороде Святки известны под именем Окрутников, которые со второго дня праздника Рождества Христова до Богоявления ходили ряжеными по городу в те дома, где выставляемы были зажженные свечи на окнах, и тешили хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и плясками. В Тихвине о Святках снаряжалась большая лодка, которая ставится на несколько саней и возится несколькими лошадьми по городу. Верхом на лошадях, везущих лодку, сидели окрутники. Те же окрутники и святочники сидели в лодке, украшенной разноцветными флагами. Все эти поезжане бывали в костюмах и масках. В Тихвине ряженые назывались то окрутниками, то кудесниками, то куликами, то щеголями.
Во время поезда они пели, играли на разных инструментах и выкидывали разные штуки. Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а зажиточные граждане потчевали этих ряженых вином и кушаньем. Иван Федотов. Ряженые В Новгородской и Вологодской губерниях Святки до сих пор называются кудесами, так как в летописях чародеи, колдуны, арби — кудесники и кобники, которые гадали и, вероятно, кудесили, как колдуны, кобенились, как шаманы. В Троице Псковской губернии Святки слывут «субботками». Тогда незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедных вдов, которые делают к тому нужные приготовления: для посетительниц делают скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра, потом среди комнаты к потолку подвешивается большой фонарь из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством свечей. По сторонам этой же горницы ставятся скамейки для мужчин.
Народные гуляния, проходящие 13 января, назывались щедровки. Традиции 14 января В ночь на 14 января, по традиции, празднуют Старый Новый год. На Руси в этот день старались избавиться от всего старого: ненужную одежду и другие вещи сжигали. А еще существовал специальный обряд: женщины брали три свечи и обходили с ними дом, чтобы прогнать все плохое и увести беды прочь. Православные верующие запасались крещенской водой и купались в проруби, чтобы очиститься от грехов и болезней. Девушки 18 января готовили специальную кутью и гадали на ней на замужество. Также в этот день заканчивались колядования и святочные гуляния. В этот день верующие готовят кутью и соблюдают строгий пост. Считается, что в праздник нужно избегать споров и ссор, а также отказаться от домашних дел и тяжелой работы. Алкоголь 19 января тоже под строгим запретом. На Крещение девушки проводили обряд красоты: умывались освященной водой, чтобы кожа была молодой и чистой. Народные приметы на Святки С древних времен народ замечал на Святки разные приметы, которые передавались из поколения в поколение. Например, славяне верили, что если небо в ночь на 14 января будет звездным, то год будет богатым. Пасмурная погода и сильный снегопад на Крещение предвещали хороший урожай и плодородие. Также на Руси существовала примета, связанная с охотой. Делать это в период Святок было очень нежелательно. Считалось, что такого охотника весь год будут преследовать беды и мелкие неудачи. Люди стали православными, а название праздника сохранилось.
Короленко, Мултанское жертвоприношение. Источник печатная версия : Словарь русского языка: В 4-х т. В некоторых районах Полесья к Святкам относят ещё полтора дня после Крещения, то есть 7 20 января Зимний свадебник и половину дня 8 21 января, который называется Розданный день, поскольку он приходится на тот же день недели, что и Рождество. В христианской традиции — время с Рождества до Крещения Господня. В церковном быту — праздничное время от дня рождества до крещенья. Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.
Святки: что это за праздник, традиции и обычаи
Люди верили, что в период Святок, когда ночи особенно длинные, по Земле ходят существа из потустороннего мира, в том числе и предки. Святки считались временем разгула нечистой силы. Наряжаясь в шкуры, маски, распевая песни и устраивая такие погромы, народ уподоблялся нечисти, старался с ней слиться, чтобы иметь возможность пообщаться и попросить потусторонние силы исполнить их заветные желания. Главное, о чем просили — хороший урожай. Однако в числе пожеланий были также материальное благополучие, удачный брак и вообще все, о чем мечтали люди того времени. Кстати, обычай купаться в проруби на Руси тоже был известен задолго до принятия христианства.
Например, арабский путешественник и купец Ибн-Даста примерно в 30-е годы X века описал этот обряд. Словене погружаются в прорубь, ибо они язычники и таким образом почитают суровое ледяное божество своей холодной родины. Как отмечали Святки после принятия христианства Отношение православной церкви к народным святочным гуляниям было негативным. VI Вселенский собор, прошедший в 680—681 годах, постановил запретить гадания, обычаи колядовать и «рядиться». На смену им по примеру Византии полагалось посещать тюрьмы, помогать бедным и вообще принимать у себя любого гостя, так как считалось, что с ним приходит Божья благодать.
Отсюда вытекает и традиция петь тропари на Рождество, то есть прославлять Христа, появившегося на свет. Таким образом, языческие колядки сменились духовными песнями , и обычай ходить по домам, чтобы получить угощения, обрел вполне одобряемую церковью форму. Кондак Рождества Христова, глас 3 Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог. Икос: Едем Вифлеем отверзе, приидите видим, пищу в тайне обретохом: приидите, приимем сущая райская внутрь вертепа. Тамо явися корень ненапоен, прозябая отпущение: тамо обретеся кладезь неископан, из негоже Давид пити древле возжадася.
Тамо Дева рождши Младенца, жажду устави абие Адамову и Давидову. Сего ради к Нему идем, где родися Отроча младо, Превечный Бог. Однако народные традиции, далеко не всегда сопоставимые с христианскими правилами, не исчезли спустя много веков после крещения Руси.
Другие запреты на рождественские Святки: грустить, предаваться печальным мыслям; избегать встречи с друзьями и родственниками; отправляться на рыбалку или охоту; играть в азартные игры; отказывать кому-то в помощи или подаянии. Особо опасными азартные игры считались для молодых женщин. Суеверия гласили, что это может негативно сказаться на замужестве. Как правильно гадать и загадывать желания на Святки У славян был особый ритуал, который проводили в начале праздничного периода. Ровно в 3 часа ночи с 6 на 7 января они выходили на улицу. Время выбрано не просто так. Считалось, что именно в этот час открыты небеса. Они могут исполнить все, что у них попросят. Поэтому наши предки загадывали желания. Главное помнить, что они должны касаться лишь вас. Не просите за кого-то. Второй способ загадывания желания связан с молитвой.
Например, к канун Рождества Христова 1855 г. Имена особ, сделавших пожертвования, будут напечатаны в "Ставропольских губернских ведомостях" и разосланы на особых листах по городу". Те, кто читал "Лето Господне" Ивана Шмелева, наверняка запомнили главу о Святках, где рассказано, как на время святых дней барский дом открывал свои двери для люда самого разномастного, странного. Странниками и нищими не только не брезговали, не чурались, нет! Их приход был как подарок - еще бы! Накормить нуждающегося, подать милостыню - значит, сделать вклад туда, в жизнь вечную, получить возможность купить себе будущее там, в Царствии Небесном, и даже больше, милостыня - своего рода откуп от грядущих страданий. Была в ходу поговорка: пост приводит к воротам рая, а уж милостыня их отворит. Наверное, такой прагматизм и упрощение заставят кого-то презрительно поморщиться. И пусть! Эта упрощённость как раз не искажает сути, просто учитывает всегдашний прагматизм и эгоизм самого человека. Но, удивительно, душа даже самого завзятого скареда, из года в год учившаяся получать радость от того, что отдает, воспитывалась. И если человек ловил себя на том, что устыдился, пожадничав, был шанс, что на следующий год его душа могла вспомнить это жгучее чувство стыда. Вспомнить и вдруг, неожиданно даже для скупердяя, вырваться из пут жадности, вырваться и птицей воспарить от радости быть щедрым! С праздниками!
Все это готовилось на протяжении святочных недель. Хозяйки еще «до света» на Рождество начинали печь караваи и булки, сладкие пирожки с разными начинками, делать колбасы, коптить мясо и сало. Загодя варился холодец — особое заливное с хрящиками и косточками. Только отведав ритуальных блюд дома, люди отправлялись в гости. Парни устраивали игрища, а девки начинали гадать на суженых. История праздника: Святки от Древней Руси до наших дней Древние люди боялись явлений природы и потому старательно их обожествляли. Наши предки не исключение. Славяне верили, что следует хорошенько погулять в то время, когда солнце начинает прибывать. Уныние и скука могли отпугнуть приближающееся тепло. Если зима отказывалась уходить, тогда простому люду приходилось несладко. За короткое лето не успевал поспеть хлеб и овощи. Потому повсюду разжигались костры — символы солнца. Люди надевали маски различных животных, волков и медведей. Так они пытались обмануть недобрых духов и богов, которые «прятали солнце» и не желали его возвращать. Нужно «замылить очи», для этого готовились вкусности и проводились массовые гуляния. Темные силы сами должны были поверить, что их время закончилось, ведь люди счастливы и всем довольны. Празднование церковью Рождественских Святок С приходом христианства во времена Владимира языческие зимние гуляния пришлись как раз на пору меж Рождеством Спасителя и его же Крещением. Чтобы не идти наперекор народной воле, видя всю неэффективность подобного поведения, православная церковь решила аккуратно «подмять» торжества и переиначить их на свой лад. Отмечать рождение Мессии было удобно и выгодно как раз в то время, когда ранее славяне призывали возрождение светила. Православие впитало традиционное действо еще до того, как полностью адаптировало праздник под собственные цели. Исторически об этом свидетельствуют двенадцать по некоторым источникам — тринадцать бесед с богословом четвертого века Ефремом Сириным. Каждый раздел своего произведения он приурочил к дням от двадцать пятого декабря до шестого седьмого января. Двенадцать дней торжеств подтверждается проповедями Саввы Освященного и Григория Нисского. Даже древний кодекс Юстиниана свод римского гражданского права шестнадцатого века имеет указания на выходные дни в этот период. Приметы, сопровождающие эти недели В народе Святки на Руси были исконно народным праздником. Массовые гуляния, символические сожжения чучел, гадания с применением магических амулетов — все это было явно греховным, по мнению церкви. Потому в правилах Шестого Вселенского собора «съезде» высшего духовенства появилось несколько запретов. Вплоть до семнадцатого года двадцатого века в России действовал закон, запрещающий «распевать соблазнительные песни», наряжаться в костюмы, плясать и выкрикивать на улицах в навечерье Рождества». Но искоренить народные поверья и приметы у церковников не получилось. В самом начале Святок накануне Рождества во время вечерней трапезы следовало как можно меньше говорить, так как бесполезные разговоры якобы сулили пустые амбары в будущем году. Незамужних девок и неженатых парней никогда не садили на угол стола, чтобы они могли найти пару. В святочный период нельзя ничего одалживать. Это касается еды, одежды, инструмента или посуды. Все, что люди давали тогда друг другу, автоматически считалось подарком, иначе можно было привлечь несчастья. Все двенадцать дней нельзя было охотиться, потому следовало позаботиться о добыче заранее. С самого Рождества и до дня Маланки четырнадцатого января хозяйкам запрещено было мести дом и вообще браться за веник.
Рождественские Святки 6-19 января: история и традиции праздника
Обычаи и история Откуда к нам пришли Святки Святочный календарь Сегодня 8-е января. двенадцать дней после праздника Рождества Христова, до праздника Богоявления. Святки упоминают ещё церковные уставы VI века (они запрещали в дни Святок пост, коленопреклонение и таинство брака). Святки (святые дни) – период от праздника Рождества Христова до Крещенского сочельника (с 7 по 17 января 2025 года включительно). Так, до того момента, как было принято христианство в Древней Руси, Святки назывались праздником Святовита (по славянской мифологии, это был бог войны и победы). 5 января - 43112967184 - Медиаплатформа МирТесен.
Семь дней Рождества и Святки: почему важно веселиться правильно
В этот день, согласно христианской традиции, Иоанн Предтеча покрестил Иисуса в реке Иордане. Православная церковь всячески пропагандирует массовые купания в проруби, но это необязательно. Вода в этот период имеет очищающие свойства, потому погружаться в нее следует только тому, кто принимал активное участие в массовых игрищах, надевал личину, колядовал, то есть всячески грешил. У язычников в проруби во славу Велеса или Сварога купаться могли только богатыри — смелые и отважные воины, защитники родной земли и народа. Изгнание святок Для восточных и западных славян особенным был ритуал изгнания праздника Святки. Требовалось как-то логично завершить торжества, символически разграничить период гуляний и возвращение к обычному режиму жизни. На Украине для этого выносили на улицу Дидуха из хаты и сжигали его.
Вместе с ним жгли мусор, накопившийся за время безделья. Такой обычай бытует также в некоторых русских областях, он сохранился до наших дней. В славянской языческой традиции этот ритуал назывался проводами Велесовых святок. Обряд окончательно запирал распахнутые ранее двери меж мирами. Девятнадцатого января на Водокрес в доме собирался весь мусор и солома. Все это выносили на улицу и складывали на сани.
Их возили по деревне, размахивая кочергами и ухватами, выкрикивая угрозы, стуча сковородками и горшками. Пословицы и поговорки с упоминанием Святок Ясные дни на Святки — полные зерна амбары. Ленивый все Святки знает. На Святки женятся только волки. Мокрые Святки — голодный год. О чем открытому небу на Святки помолишься, то сбудется.
Когда прорубь в Святки полна воды — разлив будет большой, а урожай хороший. На Святки году начало — зиме середка. Рождественские гадания Зимние Святки — это время не только массовых гуляний и сытных кушаний. Этот продолжительный праздник был наполнен магическим, колдовским смыслом. От потусторонних духов в это время можно было получить не только ответы на тревожащие вопросы, но и разнообразные подарки: от пророчеств и предсказаний до вполне материальных предметов денег, еды, одежды и прочего. Среди девушек распространенными были гадания.
Самым известным является гадание по обуви. Девушка брала валенок и бросала его на дорогу. Куда «смотрит» носок, туда она и замуж пойдет. Сейчас такие обряды стали больше символическими, а вместо валенка часто используют сапог или ботинок. Девки выходят на улицу после полуночи и спрашивают имя у первого встретившегося им человека. Считается, что суженый будет таким же красивым и богатым, как прохожий, и будет носить то же имя.
Популярностью до наших дней пользуется гадание на воске, при котором обращаются напрямую к домовому, «хозяину» дома. В кружке над свечой растапливается воск. В миску наливается немножко молока. Посудина ставится у порога и произносится специальное заклинание: «Домовой, хозяин мой, приди под порог попить молочка, поесть воска». После этого воск выливается в молоко.
Лучше заниматься гаданиями вечером. RU Есть много разных способов узнать свою судьбу в Рождественские святки, вот несколько из них. На свече В блюдце нужно налить воду, затем поднести к нему горящую свечу и накапать туда растопленный воск. Попросить вслух свечу показать суженого. Далее можно попробовать рассмотреть знаки: это может быть буква или какой-то силуэт. По кольцу Гадание на детей. В стакан с водой опустить золотое кольцо, поставить на ночь на мороз балкон или морозильная камера в холодильнике тоже подойдут. Если на замерзшей воде появились бугорки, значит, у вас будут мальчики, а если ямки, то девочки. На зеркалах Лучше проводить гадание в полночь. Стол накрыть чистой белой или черной скатертью. Два зеркала, большое и маленькое, нужно расположить напротив. По бокам зажечь две свечи, чтобы они отражались в обоих зеркалах, и появился зеркальный «коридор».
Подружкам можно встать в круг, взять одинаковые по длине нити и поджечь их. У кого первее догорит — та и выскочит замуж. Увидеть в зеркальном коридоре. Для этого нужно запереться в комнате и поставить два зеркала друг напротив друга, с двух сторон поставить свечи и поджечь. В получившемся зеркальном коридоре и покажется суженый. А если тянет на что-то народное, но с нечистыми силами связываться охоты нет, можно приготовить исконно русскую кашу. Есть 20 видов на выбор, и ознакомиться с ними можно здесь.
Христианская история Святок известна с IV в. Греческие христиане две недели «святили», т. Важной особенностью праздничных дней была благотворительность. После крещения Руси Православная церковь попыталась приспособить языческий праздник к христианству. Гадания, колядование и ряжение в другие одежды всячески порицались. Привыкшие к этим традициям новоявленные христиане смывали эти грехи, окунаясь на Крещение в прорубь в форме креста. Невзирая на церковь, любителем колядок был сам царь Петр I. Со временем святочные дни стали днями искреннего веселья в связи с Рождеством Спасителя рода человеческого. Когда начинаются и заканчиваются Святки Дата празднования Святок в церковном календаре фиксирована и не меняется от года к году. Но количество святочных дней зависит от способа подсчета. Согласно подсчету «от звезды до воды», Святки несколько длиннее, чем указано в начале статьи. Они начинаются с появлением первой звезды на небе в вечер Рождественского сочельника, т. Церковное богослужение Празднуя Святки, не следует забывать религиозную основу этого праздника. Две главные молитвы в святочные дни обращены к Сыну Божьему и Деве Марии. Православные христиане просят Иисуса Христа об исцелении от недугов и здравии для членов своих семей. Для счастья и благополучия в доме верующие обращаются с молитвой к Богоматери. Что можно и нельзя делать на Святки В первые святочные дни принято посещать родных, близких и друзей с подарками.
1. Русская зима, конец XIXв. Семен Федоров.
- Что такое Святки: традиции и можно ли в эти дни работать?
- Рождественские Святки 6-19 января: история и традиции праздника | Образовательная социальная сеть
- Святки: что это за праздник, христианские традиции празднования
- Музей русской печи в ЭТНОМИРе
- Лекция И.И. Шангиной «Святки — волшебные дни января».mp4
- ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Традиции и рекомендации во время Святок
- Святки. Записки этнографа
- Семик (Зеленые святки) 2024: какого числа, история и традиции праздника
- Нет комментариев
- 2. Ряженые, середина 1910-х гг. Сергей Судейкин.
- Что такое Святки и как их принято праздновать в народе. Готовимся заранее
- Традиции и рекомендации во время Святок
Значение слова «святки»
Традиции, обычаи, запреты и приметы Святок, которые празднуют с 6 по 18 января 2023 года | Святки (святые дни) — двенадцать дней после праздника Рождества Христова, до праздника Богоявления (7-19 января). |
Святки на Руси: история и традиции — Щи.ру | СВЯТКИ — время от Рождества (25 декабря/7 января) до Крещения (6/19 января). Оно выделялось в русской жизни духовным подъемом в делах церковных, праздничностью — в мирских. Особенно весело отмечались эти дни молодежью на селе. |
Святки: инструкция по проведению / | праздник христианский, к нему примешались немало языческих традиций, унаследованных от самых древнейших времен. |
Святки — что это за праздник? История с традициями и обрядами | Рождественские Святки также приурочены к зимнему солнцестоянию, этот удивительный праздник сочетает в себе как православные, так и языческие традиции. |
Какого числа начинаются и заканчиваются Святки в 2024 году
Рождественские Святки 6-19 января: история и традиции праздника | Образовательная социальная сеть | Что такое Святки, и как это время появилось в нашем календаре? |
Рождественские Святки-2024: в каких числах, история, традиции и гадания: Общество: Россия: | Существует мнение, что эта 12-дневка называется Святками, поскольку каждый день освящен торжественным и великим праздником Рождества Христова. |
Святочная неделя 2022: что можно и нельзя делать
Поэтому в святки не надо оставлять ту внутреннюю работу, которая велась весь православный пост. Традиции и обычаи святок с 6 по 18 января Славяне еще до крещения Руси отмечали свои языческие праздники. С древних времен народ замечал на Святки разные приметы, которые передавались из поколения в поколение. Святки начинаются в Сочельник, в ночь с 6 на 7 января.
Что такое Святки: традиции и можно ли в эти дни работать?
Григория Нисского. Продолжительность Святок Какова продолжительность Святок? Когда они начинаются и когда заканчиваются? На эти, казалось бы, простые вопросы в церковной литературе даются разные ответы. Фактически существует 4 точки зрения на продолжительность Святок: I. Часто такая продолжительность указывается в календарях как сплошной период, в течение которого нет постных дней. Такая точка зрения лишена недостатков: во все дни периода совершаются богослужения с праздничными особенностями, поста нет.
В литературе очень популярно утверждение о 12 дней продолжительности Святок; вероятно, это объясняется приверженностью символическому значению числа 12. В частности, известный литургист середины XX века Г. Однако в такой точке зрения два изъяна: 1 в Святки включается день строгого поста — Крещенский сочельник; 2 почему-то Крещение Господне включается в период Святок, тогда как равный ему по степени торжественности праздник Рождества Христова — нет.
Продолжались торжества на протяжении двенадцати дней, вплоть до утреннего освящения воды на Крещение девятнадцатое января. На Кубани и в Полесье к этому же периоду принято причислять дополнительные полтора дня. После Крещения наступал Зимний Свадебник двадцатое января , название которого говорит само за себя. В это время женились те, кто не мог дожидаться лета, ведь свадебные обряды во время зимнего солнцеворота были запрещены. На следующие сутки празднование продолжалось только до вечера. Его называли Емельяны Перезимнихи или Розданный день.
В Белоруссии даже бытовала поговорка: «До обеда Коляда, а после — работа». К такому длительному празднованию люди тщательно готовились. В эти дни требовалось особое угощение, необычное, сытное и вкусное. Задолго до появления христианства на Руси делали блюдо под названием сочиво — кашу из пшеницы с добавлением ягод, орехов и меда. Изначально Коляде приносились условные «жертвы», то есть дары. Чаще всего закалывались поросята, ягнята, забивались птица и мелкий зверь. Все это готовилось на протяжении святочных недель. Хозяйки еще «до света» на Рождество начинали печь караваи и булки, сладкие пирожки с разными начинками, делать колбасы, коптить мясо и сало. Загодя варился холодец — особое заливное с хрящиками и косточками.
Только отведав ритуальных блюд дома, люди отправлялись в гости. Парни устраивали игрища, а девки начинали гадать на суженых. История праздника: Святки от Древней Руси до наших дней Древние люди боялись явлений природы и потому старательно их обожествляли. Наши предки не исключение. Славяне верили, что следует хорошенько погулять в то время, когда солнце начинает прибывать. Уныние и скука могли отпугнуть приближающееся тепло. Если зима отказывалась уходить, тогда простому люду приходилось несладко. За короткое лето не успевал поспеть хлеб и овощи. Потому повсюду разжигались костры — символы солнца.
Люди надевали маски различных животных, волков и медведей. Так они пытались обмануть недобрых духов и богов, которые «прятали солнце» и не желали его возвращать. Нужно «замылить очи», для этого готовились вкусности и проводились массовые гуляния. Темные силы сами должны были поверить, что их время закончилось, ведь люди счастливы и всем довольны. Празднование церковью Рождественских Святок С приходом христианства во времена Владимира языческие зимние гуляния пришлись как раз на пору меж Рождеством Спасителя и его же Крещением. Чтобы не идти наперекор народной воле, видя всю неэффективность подобного поведения, православная церковь решила аккуратно «подмять» торжества и переиначить их на свой лад. Отмечать рождение Мессии было удобно и выгодно как раз в то время, когда ранее славяне призывали возрождение светила. Православие впитало традиционное действо еще до того, как полностью адаптировало праздник под собственные цели. Исторически об этом свидетельствуют двенадцать по некоторым источникам — тринадцать бесед с богословом четвертого века Ефремом Сириным.
Каждый раздел своего произведения он приурочил к дням от двадцать пятого декабря до шестого седьмого января. Двенадцать дней торжеств подтверждается проповедями Саввы Освященного и Григория Нисского. Даже древний кодекс Юстиниана свод римского гражданского права шестнадцатого века имеет указания на выходные дни в этот период.
В Великороссии Святки, кроме славления по домам, сопровождаются наряжением в маски и костюмы с целью не быть узнаваемыми, а также загадываниями. Как гадания, так равно и наряжания в разные костюмы производятся вечером, а гадают часто по ночам. Маски известны от глубокой древности, еще в оргиях Бахусовых надевали личины, чтобы избавить себя от чарования. Между греками и латинами в Средние века было мнение, будто в продолжение 8 дней после Рождества Христова дьяволы скитаются по земле и по наступлении разрушения их царства, изгоняемые в тревоге и тоске, рыскают по улицам в мрачном и огнезрачном виде, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных. Переряженные, или святочники, умышленно представляют воплощенных дьяволов, и история Тюрпеня называет их личинами брадатыми, рогастыми и похожими на демонов. Один древний писатель объясняет силу отвораживания масок тем, что они своим стройным и нелепым видом удаляют очарование от самых лиц, которые их носят.
Но так как маски, по объяснению Нантского собора, — личины демонов и оскверняют людей, посему те, кто рядился на святках, имели обыкновение очищаться купаньем в реках в день Крещения Господня. В Новгороде Святки известны под именем Окрутников, которые со второго дня праздника Рождества Христова до Богоявления ходили ряжеными по городу в те дома, где выставляемы были зажженные свечи на окнах, и тешили хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и плясками. В Тихвине о Святках снаряжалась большая лодка, которая ставится на несколько саней и возится несколькими лошадьми по городу. Верхом на лошадях, везущих лодку, сидели окрутники. Те же окрутники и святочники сидели в лодке, украшенной разноцветными флагами. Все эти поезжане бывали в костюмах и масках. В Тихвине ряженые назывались то окрутниками, то кудесниками, то куликами, то щеголями. Во время поезда они пели, играли на разных инструментах и выкидывали разные штуки. Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а зажиточные граждане потчевали этих ряженых вином и кушаньем.
Иван Федотов. Ряженые В Новгородской и Вологодской губерниях Святки до сих пор называются кудесами, так как в летописях чародеи, колдуны, арби — кудесники и кобники, которые гадали и, вероятно, кудесили, как колдуны, кобенились, как шаманы. В Троице Псковской губернии Святки слывут «субботками». Тогда незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедных вдов, которые делают к тому нужные приготовления: для посетительниц делают скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра, потом среди комнаты к потолку подвешивается большой фонарь из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством свечей. По сторонам этой же горницы ставятся скамейки для мужчин. Девушки, как богатые, так и бедные, непременно считают долгом быть на этих вечеринках или субботках и для сего одеваются как можно чисто, сообразно своему состоянию. Когда девушки собрались все до одной из числа приглашенных, тогда ворота, до сих пор запертые, отворяются, и начинается прибытие холостых молодых людей. Прибытие каждого молодого гостя девушки величают песнями, которые исстари поются на субботках. За эту честь каждый гость должен платить деньгами, которые потом отдаются в пользу хозяйки дома, небогатой вдовы.
Сюда женатые и замужние не допускаются. Русская история указывает, что и царь Иван Васильевич Грозный со своими опричниками маскировался, подобно скоморохам, и даже казнил К. Репнина за то, что тот не надел личины. Петр I любил святочные игрища, в которых сам принимал участие, как было выше нами замечено. В его время святочные игры бывали не только в городах и в сельских приютах, но и в царских теремах, где царевны святочничали с верховными сенными девушками и боярынями. Гадание В состав святочных обрядов входит гадание, где по каким-либо особенным знакам, искусственным или естественным, стараются предузнать человеческий жребий, свое будущее. В язычестве гадание составляло одно из главных обрядов богослужения; но когда язычники стали переходить в христианство, то гадание стало преследоваться под видом ворожбы, и если гадание и осталось в народе как сила привычки по праву давности, то как народная забава самое слово «гадание» сродно с еврейским словом Гад, Gad — так называлась богиня счастья, а по другим, от санскритского Gad — исследовать, по третьим — Gadam — испытывать. Самое же гадание в древности было служение богине Гаде фортуне, богине счастья. Основываясь более на случайных, но естественных явлениях или знаках, открывали тайну, то есть что-нибудь угадывали.
Ворожбою называлось действие сверхъестественных враждебных сил ко вреду одних или к пользе других, почему волхование, по толкованию Стоглава, называлось бесовским служением и имело одно и то же значение, что и колдовство, колдование, которым, по сказанию, занимались халдейские и другие волхвы. Способы гадания бывают естественные или искусственные, какие встречаются не только у восточных народов, но у греков, римлян и славян. Святочными гаданиями вообще занимаются вечером или ночью. Святочные гадания, 1890-ые гг. Святочные вертепы и звезды Мы уже упоминали о бумажной звезде, с которой маленькие мальчики ходят на Рождестве славить Христа. Колядки, 1880-е гг. В Сибири также ходили с вертепом, о котором в наше время мало кто говорит. Это был ящик о двух ярусах; в нем представляли разными деревянными фигурами сцены, относящиеся к Рождеству Христову: явление ангелов, поклонение волхвов, бегство в Египет. В верхнем ярусе вертепа представлялась смерть Ирода, а в нижнем — пляски.
При этом дьячок зажигал свечи, которыми освещалась внутренность вертепа, а трапезник гасил их. У одного за плечами был кузов, у другого в руках тарелка, в которую клали деньги. С вертепом хаживали мальчики, иногда в сопровождении гудочника или скрипача. Славление наших царей Хотя в России не было западного праздника «путешествие трех царей», но со времен царя Алексея Михайловича было введено ходить государям о Святках славить даже к своим подданным. Славление это начиналось с полудня праздника следующим образом: процессии предшествуют двое чиновников с барабанами в руках и ударяют в них палочками, обернутыми сукном. За ними следует царь со всем клиром и с толпою князей и бояр. Они едут на санях и посещают знатнейших придворных вельмож.
Также сообщается, какие процессы в эти дни можно и нельзя делать. Что это за праздник и как Святки отмечают?
Дело в том, что Святки продолжаются не один день. Со старославянского название праздника переводится как святые или праздничные дни. Церковь еще с давних времен начала праздновать Святки. Праздник длился несколько дней начиная от появления «первой звезды» в канун Рождества и до Крещенского освящения воды. Соответственно, начинались Святки 6 января, а завершались перед Крещением, то есть 18 января. На протяжении всех Святок за работу по вечерам никто не брался.
Рождественские Святки 6-19 января: история и традиции праздника
Бытовала и другая версия, связанная с последующим праздником Крещения: дни до него считались небезопасными, поскольку Христос ещё не окунулся в Иордань, ведь нечистая сила использует этот период на всю катушку. Люди старательно оберегали себя от лукавого: тщательно подметали углы изб, окропляли освящённой водой, чертили мелом кресты. И в то же время самозабвенно предавались строго запрещённым церковью гаданиям. Как правило, в будущее старались заглянуть девушки — вопрос суженого не мог не волновать! Самые смелые уединялись в тёмной комнате с зеркалом и свечой — такой сеанс ясновидения требовал крепких нервов, поскольку в неверном свете образы приходили разные — и далеко не всегда «наряженные». Куда веселее гадать в компании! Девушки лили в воду воск, зарывали в зерно мелкие вещицы, пролезали под коромыслом, даже доверяли судьбу петуху — к какому предмету птица подойдёт, таким и будет супруг. Гадали и на улице: брошенный в полночь валенок укажет, в какой стороне живёт жених — а при должной меткости можно сразу угодить в суженого. Или, например, можно спросить имя у первого встречного мужчины — так будут звать будущего мужа. Кстати, холостые представители сильного пола сами почти не гадали — разве что на урожай.
Подтверждённых научных данных о том, сколько желаний и гаданий сбылось в Святки, не существует. Но это не умаляет народной любви к празднику — кто же откажется от лишней возможности повеселиться и отдать дань исконным традициям?
Нужно поставить перед петухом курицу, зеркало и миску с водой. Если подойдёт сперва к курице — муж будет бабником, если к зеркалу — красив или самовлюблён, если к воде — пьяницей. Узнать имя суженого. Нужно выйти в полночь на дорогу и спросить имя у первого встречного — так и будут звать будущего мужа. Пожечь нить. Подружкам можно встать в круг, взять одинаковые по длине нити и поджечь их.
У кого первее догорит — та и выскочит замуж.
Фото: wikimedia. Несмотря на крайне негативное отношение церкви, традиция дожила до наших дней. Что нельзя делать в Святки В православной традиции на Святки нельзя прежде всего гадать — это считается языческим и предосудительным обычаем. Кроме того, в эти 11 дней нельзя вступать в брак, поскольку это мешает духовной радости. Также нельзя пить много алкоголя, переедать и браниться — то есть лучше воздержаться от обильных празднований в это время. Также, поскольку это время радости, нельзя на Святки грустить и жаловаться на судьбу. Женщинам стоит воздержаться от рукоделия, иначе в течение года придётся столкнуться с большим количеством забот. По той же причине лучше отказаться от тяжёлой работы в эти дни.
Нельзя, по христианской традиции, и отказывать в помощи нуждающимся. Есть и другие, народные традиции, с православными обычаями не связанные. Так, например, в дни Святок запрещается пересчитывать деньги, особенно мелочь, иначе это привлечёт в жизнь нищету. Вообще в Святки лучше финансами или новыми делами не заниматься, поскольку разгул нечистой силы сведёт на нет все усилия. Приметы на Святки В народной памяти сохранилось большое количество связанных со Святками примет, благодаря которым, как считается, можно узнать или изменить будущее. Так, по примете, если на Святки потерять вещь, это сулит убытки в будущем году. А вот найти вещь, особенно какое-то ювелирное изделие, — к денежному изобилию. На Святки следует воздержаться от охоты — наши предки верили, что в это время леший может завести незадачливого охотника в непроходимую глушь. Считалось, что кто охотится на Святки, домой не вернётся.
Чтобы год прошёл хорошо и в достатке, на Святки нужно надевать только лучшие вещи, а чтобы в семье царили мир и любовь, нужно говорить друг другу только ласковые слова. Также не рекомендовалось выметать сор из избы — сделать это можно только в самом конце праздников, и то его нужно собрать, вынести во двор и сжечь. Так, по поверью, можно избавиться от горестей и тревог. Фото: unsplash. Причина — всё в том же разгуле нечистой силы.
Амвросия Медиоланского и св.
Григория Нисского. Продолжительность Святок Какова продолжительность Святок? Когда они начинаются и когда заканчиваются? На эти, казалось бы, простые вопросы в церковной литературе даются разные ответы. Фактически существует 4 точки зрения на продолжительность Святок: I. Часто такая продолжительность указывается в календарях как сплошной период, в течение которого нет постных дней.
Такая точка зрения лишена недостатков: во все дни периода совершаются богослужения с праздничными особенностями, поста нет. В литературе очень популярно утверждение о 12 дней продолжительности Святок; вероятно, это объясняется приверженностью символическому значению числа 12. В частности, известный литургист середины XX века Г.