В Петербурге открыли выставку о детях, которых эвакуировали из Ленинграда в годы блокады. Эвакуация» ничего найти не удалось, можно также воспользоваться аналогичными базами данных, например, «Возвращенные имена» или «Книга памяти блокадного Ленинграда». Ярославская область и Санкт-Петербург реализуют совместный проект "Эвакуация из Ленинграда и возвращение домой: "Сплоченные войной". Он приурочен к 80-летию полного снятия блокады Ленинграда. Когда началась блокада Ленинграда, во время бомбежек и артобстрелов она с ровесниками дежурила на чердаке дома и тушила зажигательные снаряды. они стали Дорогой жизни, спасительным путем.
Решение одного человека
- Главная навигация
- Воюя с природой
- Почему после блокады Ленинграда в городе возникла квартирная путаница и нехватка жилья
- Как в Горячем Ключе спасали детей-блокадников - Кубанские новости
Блокада Ленинграда: можно ли было предотвратить крупнейшую гуманитарную катастрофу в истории?
В марте 1942-го двое его братьев вместе с матерью покинули Ленинград, а сам он, не дождавшись эвакуации, ушел с группой комсомольцев в феврале 1942-го по Дороге жизни и погиб. По мере изменений, происходивших на фронте, настроения ленинградцев только ухудшались. Масла в огонь подливала еще и немецкая пропаганда: с неба постоянно сбрасывались листовки, в которых содержались слухи о непобедимости гитлеровской армии и скором поражении СССР. Но несмотря на все тяготы, горожане в большинстве своем не допускали даже мысль о том, что Ленинград может быть сдан врагу. Невероятное мужество и волю проявляли все горожане, от мала до велика. Даже дети, многие из которых наравне со взрослыми трудились на заводах и получали мизерный паек, демонстрировали завидную стойкость. В этом был феномен блокадного Ленинграда: из-за нескончаемого голода, бомбежек и пронизывающих до костей зимних морозов жизнь здесь текла невыносимо медленно, как будто время вовсе замерло. И вместе с этим дети здесь взрослели слишком быстро. Например, обрубают человеку руки и ноги и этот еще живой обрубок бросают в огонь. Нет, они заплатят сполна.
За погибших от бомб и снарядов ленинградцев, москвичей, киевлян и многих других, за замученных, изуродованных, раненых бойцов Красной Армии, за расстрелянных, растерзанных, заколотых, повешенных, погребенных живыми, сожженных, раздавленных женщин и детей они заплатят сполна. За изнасилованных девушек и маленьких еще девочек, за повешенного мальчика Сашу, который не побоялся и надел красный галстук, за изрешеченных разрывными пулями маленьких ребятишек и женщин с младенцами на руках, за которыми эти дикари, сидящие за штурвалом самолетов, охотились ради развлечения, — за все, за все это они заплатят! Блокадный дневник Лены Мухиной стал одним из самых известных свидетельств ужасов блокады наряду с дневником другой ленинградской школьницы — Тани Савичевой. В отличие от последней, Лене повезло: она выжила. В начале июня 1942 года в состоянии сильного истощения девушка была эвакуирована в город Горький. Там она поступила в фабрично-заводское училище, отучилась на мукомола, а после Победы вернулась в Ленинград, где поступила в художественно-промышленное училище и стала мастером мозаичных работ. Многие пытались покинуть Ленинград еще до начала блокады. Так, решение о вывозе детей из города в Ленинградскую и Ярославскую области было принято еще 29 июня, предполагалось эвакуировать 390 тысяч детей. Была создана специальная городская комиссия, которая занималась вопросами эвакуации, а также проводила разъяснительную работу среди жителей, так как в то время многие еще отказывались покидать свои дома.
В июле началась эвакуация промышленных предприятий вместе с сотрудниками и их семьями. По плану, каждый день из города должно было вывозиться 30 тысяч человек. Эвакуация происходила в три этапа: первая волна длилась с 29 июня по 27 августа 1941 года, вторая — с сентября 1941 по апрель 1942 года и третья — с мая по октябрь 1942 года. В общей сложности за период блокады из Ленинграда были эвакуированы 1,5 миллиона человек. Путь через замерзшую Ладогу был трудным и опасным: грузовики, нагруженные людьми, рисковали в любую секунду уйти под лед или попасть под вражеский обстрел. Это было днем. К ночи нас повезли по лесной узкоколейке, потом посадили на машины и везли по Ладоге. Ехать было страшно, нас обстреливали. Мой брат Женя нам говорит: «Мама, Тося и Коля, закрывайте глаза, чтобы не так было страшно тонуть».
Воды на льду было много, машинам ехать трудно, но мы, слава Богу, до берега доехали, после нас еще несколько машин доползли, а потом раздался страшный крик.
Мертвых хоронить было некогда, под них выделили отдельный вагон, где складывали трупы один на один. На узловых станциях приходили люди и разгружали эти вагоны. Я потом у Виктора Астафьева в одном из рассказов вычитала, что он решил уйти на фронт после того, как разгрузил такой вагон в Красноярске. Он писал, что увиденное его просто уничтожило, растоптало. Прибывающие в Красноярск семьи расселяли, где могли. Город был переполнен эвакуированными вместе с заводами рабочими, в одной комнате ютилось по 15 человек.
Но для блокадников место все равно находили. Семью Долгопрудовых подселили в избу-пятистенку в пригородном поселке Березовка. У своих детей могла кусок забрать, чтобы нам отдать. Правда, первое время никак не могла нас с братом отличить — выглядели мы примерно одинаково, как два скелета с кругами вокруг глаз. Эвакуированные прибывали в Сибирь в легкой одежде — вывозили их, как правило, еще осенью, а багажа с собой разрешали брать минимум. К крепким морозам они были не готовы и страшно мерзли в ботинках и чулках. И красноярцы собирали им теплую одежду с миру по нитке.
Одни отдавали валенки, вторые — тулуп, третьи — шаль. Укутанные во все эти дары ленинградцы выглядели как французы во время бегства из сгоревшей Москвы. Но не закутываться во все подряд они не могли — ослабленный организм не держал тепло, руки и ноги на морозном воздухе коченели сразу. Старую одежду хозяйки забирали домой — пропаривали в банях, чтобы извести вшей, отстирывали, и лишь после этого возвращали хозяевам. Материалы по теме Улица нашего деда Какие улицы Красноярска названы в честь героев войны? В селах и деревнях им помогали устроиться на новом месте, найти работу, обзавестись хозяйством. Ведь у приехавших не было с собой буквально ничего — ни денег, ни посуды, ни спальных принадлежностей.
Без помощи деревенских жителей они не пережили бы сибирскую зиму. Делились с блокадниками не только вещами и продуктами, но и опытом жизни в деревне.
А в городе в тот момент насчитывалось около 2 миллионов человек, треть из которых была нетрудоспособна дети, пожилые, больные. Перед медико-санитарной частью, отвечавшей за эвакуацию, стояли следующие задачи: оказание медицинской помощи гражданам, заболевшим в пути следования, на эвакопунктах, развернутых в Борисовой Гриве, Кобоне и Лаврове оказание медицинской помощи раненым в результате налетов вражеской авиации на пирсы Морье и Кобона транспортировка заболевших в стационары эвакопунктов, развернутых в Жихареве проведение комплекса противоэпидемических мероприятий на пути эвакуации, в местах дислокации эвакопунктов контроль за организацией питания эвакуируемых сопровождение эшелонов с вывозимым в тыл страны населением Для выполнения этих задач медико-санитарная часть Ладожской трассы располагала собственной системой больниц, медицинских пунктов и изоляторов. Этапы эвакуации Организация медицинского обеспечения эвакуации населения строилась с учетом принципа этапности. Начальными этапами были эвакопункты Финляндского и Московского вокзалов, выполнявшие функции своеобразных фильтров по выявлению граждан, которым эвакуация по состоянию здоровья была временно противопоказана.
Здесь же выявлялись и инфекционные больные. Эвакуируемые у Московского вокзала. Из коллекции Военно-медицинского музея Эвакуируемые у Московского вокзала. Из коллекции Военно-медицинского музея Очередным и наиболее ответственным этапом эвакуации населения был путь через Ладожское озеро. Здесь, сначала в Ваганове, а с февраля 1942 года на станции Борисова Грива, люди пересаживались в автомобили и в сопровождении среднего и младшего медицинского персонала следовали на восточный берег озера. Въезд на ледовую трассу у д.
Из коллекции Военно-медицинского музея Въезд на ледовую трассу у д. Согласно специальной инструкции, начальник этапа эвакуации, организовавший посадку и погрузку раненых и больных в автомобили, был обязан проверить состояние обуви и одежды эвакуируемых, их обеспеченность теплыми портянками и рукавицами; организовать утепление поврежденных частей тела и дополнительное укутывание раненых, снабдить всех пассажиров химическими грелками; проинструктировать и проверить готовность медицинского персонала, сопровождавшего раненых и больных в пути. Название «полуторка» пошло от грузоподъемности автомобиля, она составляла 1,5 тонны. Из-за своей распространенности и относительно малой массы они отлично подходили для совершения рейсов по «Дороге жизни».
Первый — восстановление в городе промышленных предприятий.
Второй — размещение людей. Многие из тех, кто возвращался в город, не могли вернуться в собственные квартиры, говорит Никита Ломагин. Это была пора поистине великой тесноты. Во многих корпусах не было туалетов, водопровода. Причина в том, что город потерял много жителей.
Третьим важнейшим вопросом, который требовал немедленного решения, было восстановление исторического образа города и инфраструктуры, подчеркивают историки. А с 1 мая 1945 года стали светлыми квартиры — была повышена норма электроэнергии, с 5 до 15 гВт-ч в сутки». К восстановлению города привлекались все трудоспособные жители. Эта помощь от непрофессионалов была довольно существенной: например, за 1944 год в Московском районе Ленинграда обычные жители выполнили до трети всех работ», — рассказывает историк. Восстанавливать Ленинград помогали и немецкие военнопленные — ими были построены почти 33 тысячи квадратных метров жилья, 14 школ, 8 больниц, 3 дома отдыха, 4 музея, 1 стадион.
Большой лагерь был в самом центре Ленинграда — в помещениях бывшего Конюшенного двора на Конюшенной площади. Также важнейшей проблемой Ленинграда до и после снятия блокады оставались крысы. Поскольку кошек и собак съели за период блокады, то эти грызуны массово размножились, подчеркивает Дмитрий Асташкин. В городе не работала канализация, оставались неубранными останки, большое количество вырытых в земле укреплений оказались заброшены после перемещения фронта.
Еще статьи
- Как эвакуировали паровозы из блокадного Ленинграда.mov
- Эвакуация в Пермь из блокадного Ленинграда. Как это было?
- Ответы : Почему не эвакуировали всех жителей блокадного Ленинграда?
- 8 сентября 1941 года началась 872-дневная блокада Ленинграда - Российское историческое общество
- 1. Кризис в жилищном секторе
- Оборона Ленинграда
В Музее обороны и блокады Ленинграда открыли выставку об эвакуации детей из осажденного города
Эвакуация — одна из самых памятных и болезненных страниц истории блокадного Ленинграда. В России собирают информацию об эвакуированных жителях блокадного Ленинграда. История с эвакуацией Ленинграда сыграла огромное значение в науке о действиях в чрезвычайных ситуациях. Жители блокадного Ленинграда перед эвакуацией из города. Издание в рамках акции по сохранению памяти о блокаде Ленинграда, объявленной в конце прошлого года, передал Президентской библиотеке сам 87-летний автор.
Вы точно человек?
Петербург и Ярославль запускают совместный проект об эвакуации в годы блокады | Переживший блокаду Ленинграда Юрий Георгиевич Смолич поделился воспоминаниями о тех событиях. |
Как в Горячем Ключе спасали детей-блокадников | В многочисленных воспоминаниях бывших блокадных детей и их родителей проблема софинансирования эвакуации не поднимается. |
Сплоченные войной - Архивы Санкт-Петербурга | До германского нападения на СССР никаких заранее разработанных планов эвакуации населения Ленинграда не существовало. |
Твои дети, Ленинград | Списки детей, эвакуированных с детскими учреждениями Смольнинского района Ленинграда в село Радищево Угличского района Ярославской области. |
Возвращение. Как проходила реэвакуация ленинградцев | В Горячий Ключ из блокадного Ленинграда были эвакуированы несколько сотен детей. |
Несколько неудобных вопросов о ленинградской блокаде
Эвакуация — одна из самых памятных и болезненных страниц истории блокадного Ленинграда. Эвакуация жителей из блокадного Ленинграда должна была проходить в несколько этапов. "8 октября в связи с обстоятельствами военного времени (8 сентября началась блокада Ленинграда) была проведена операция по эвакуации из Ленинграда в Новосибирск осужденных и подследственных заключенных из Ленинградских тюрем. Восемьдесят лет назад, 27 января 1944 года, была окончательно снята блокада Ленинграда. Эвакуация — одна из самых памятных и болезненных страниц истории блокадного Ленинграда.
Твои дети, Ленинград
В целом эвакуировано из Ленинграда было до 1 миллиона человек, из них те, которые прошли через Ярославский край – до 600 тысяч, и 300 тысяч остались у нас. На этом основании отметим, что «герценовцы» продолжили работу в условиях блокады и эвакуации[21]. В Горячий Ключ из блокадного Ленинграда были эвакуированы несколько сотен детей. Детей из блокадного Ленинграда вывозили в течение всех лет блокады, используя для этого все возможные средства: водный и железнодорожный транспорт, автодороги, Ледовую дорогу через Ладожское озеро, авиацию. В многочисленных воспоминаниях бывших блокадных детей и их родителей проблема софинансирования эвакуации не поднимается.
Блокада Ленинграда: можно ли было предотвратить крупнейшую гуманитарную катастрофу в истории?
Блокада Ленинграда: Как спасали осаждённый город | Во время блокады Ленинграда, которая продолжалась с 8 сентября 1941 года до 27 января 1944 года, население города проявило невероятную смелость и выдержку. |
Петербург и Ярославль запускают совместный проект об эвакуации в годы блокады | Именно поэтому в день снятия блокады Ленинграда мы открываем новый раздел в виртуальном музее “Москва — с заботой об истории”. |
Блокадница об эвакуации из Ленинграда: несколько машин с детьми утонули | История с эвакуацией Ленинграда сыграла огромное значение в науке о действиях в чрезвычайных ситуациях. |
Главархив рассказал, как москвичи поддерживали ленинградцев в блокаду
Автор: Борис Уткин. Место съемки: г. Ленинград С 20 ноября в результате пятого снижения рабочие получали по 250 г хлеба в день, все остальные — по 125 г, с 25 декабря в связи с подвозом по «Дороге жизни» нормы стали увеличиваться. Состояние жителей города ухудшалось — хлеб был сырой, состоял на две пятых из примесей. Началась цинга и дистрофия. Закончились запасы топлива, кроме того, в жилых домах прекратилась подача электричества. Вышел из строя водопровод, были разрушены 78 км канализационной сети.
За сентябрь — ноябрь 1941 года в городе 251 раз раздавалась воздушная тревога. Средняя ежедневная продолжительность артобстрела в ноябре 1941 года достигла 9 часов. За время блокады от голода и обстрелов умерло более 641 тыс. Таким образом, в результате смертности, эвакуации и дополнительных призывов в армию население Ленинграда за период с сентября 1941 года по сентябрь 1942 года уменьшилось на 1 млн 837 тыс.
Была печка, на которой готовили еду, грели воду, грелись сами так как ехали поздней осенью-зимой.
Путь от Ленинграда до Перми тогда занимал 2-3 недели, порой месяц. Но добираться были вынуждены без особых условий для жизни: не помыться, не переодеться. Ну а тут рядом представлена инсталляция из чемоданов, символизирующих переселение народа. Все чемоданы того времени. Тот, что открытый — оригинал, который сделан полностью из подручных материалов: сам из дерева, внутри бумага и остатки плакатов, ручка вообще приколочена от двери.
И вот в этом чемодане умещалась вся жизнь: человек, переезжая, не знал, вернется ли он еще сюда когда-нибудь, поэтому он вынужден был взять все, что ему пригодится на новом месте. Ну и обратите внимание сюда. Вы видите пароход-баржу, на которой эвакуированные приплывали к нам. Выставка продлится до 25 февраля.
Такого на моей памяти в Ленинграде еще не бывало. И вообще, я никогда не слышал такого орудийного грома. Почему-то вдруг решил, что это — наши, что началось наступление". План наступления В операции "Январский гром" участвовали Ленинградский и Волховский фронты. Они планировали нанести одновременно удары в районе Петергофа, Стрельны и Великого Новгорода. Затем войска окружают основные силы 18-й армии немцев и развивают наступление на Нарву, Псков и Идрицу. Расстановка сил перед началом операции "Январский гром" "Северный вал" германской обороны За 29 месяцев, проведенных немецкой армией под Ленинградом, гитлеровцам удалось создать очень сильную систему обороны, глубина которой на отдельных участках фронта достигала 260 километров. Немецкие оборонительные укрепления, получившие название "Северный вал", были сильнейшими на советско-германском фронте, причем немцы продолжали развивать их и совершенствовать. К январю 1944 года, кроме обычных рогаток, проволочных заграждений, заборов и спиралей, перед окопами немцев появились двухъярусные препятствия из положенных поверх рогаток спиралей Бруно. Во многих случаях ширина препятствий перед немецкими окопами доходила до 400 метров. Нормальной считалась полоса заграждений в 70—100 метров. В ее составе было свыше 4100 орудий и минометов. Силы немецкой армии также были значительны. В первой линии перед южным сектором Ленфронта гитлеровцы сосредоточили 12 пехотных и одну танковую дивизию, имелась возможность направить туда еще до шести пехотных дивизий. Для подкрепления под Ленинград был переброшен из Югославии 3-й танково-гренадерский корпус СС и до 50 тысяч человек пополнения. Подготовка к наступлению советских войск Советскому наступлению предшествовала длительная подготовка: армия должна была пройти обучение перед тем, как начать масштабную операцию, целью которой была не только деблокада Ленинграда, но и освобождение оккупированных районов Ленинградской области, в том числе Новгорода и Пскова, и выход в Прибалтику. В подготовительный период в 1943 году на Ленинградском и Волховском фронтах были созданы специальные учебные городки с полосами заграждения по типу немецких, где солдаты тренировались прорывать и преодолевать эти преграды, штурмовать дзоты, учились маневрировать, совершать длительные марши с полной выкладкой, идти сквозь леса и болота, прокладывать гати, взрывать завалы, прорубать просеки. Непосредственно перед наступлением саперы Второй ударной армии разрушили более 500 погонных метров проволочных заграждений, 100 метров завалов и 200 метров дерево-земляных валов. Это оказалось полной неожиданностью для противника. В ночь накануне наступления девять саперных рот перед фронтом трех стрелковых дивизий первого эшелона проделали 109 проходов в минных полях и заложили усиленные заряды под проволочными заграждениями противника", — рассказывал командующий Второй ударной армией генерал-лейтенант Иван Федюнинский. Ход операции "Январский гром" Красная армия действовала по плану. К 17 января 1944 года прорвала оборону противника. Танки Т-34 вышли к Ропше. Немецкие силы оказались под угрозой окружения между Ленинградом и Ораниенбаумским плацдармом. Фашисты стали отступать. Они захватили более двухсот орудий, среди которых 85 тяжелых мортир и гаубиц. В результате этого полностью был прекращен постоянный обстрел Ленинграда. Ожесточенные бои шли за населенные пункты Ленинградской области. Освобождение последнего означало развал сплошного фронта немецкой обороны. Снятие блокады Ленинграда Несмотря на то что советские войска только к 29 января полностью восстановили контроль над Октябрьской железной дорогой, 27 января по радио зачитали приказ Военного совета Ленинградского фронта, в котором говорилось о полном освобождении Ленинграда от блокады. В честь одержанной победы в городе прогремел салют в 24 артиллерийских залпа из 324 орудий. Это был единственный за все годы Великой Отечественной войны салют 1-й степени, проведенный не в Москве. Стоим, смотрим, молчим, и грудь моя стеснена — кажется, впервые за всю войну мне хочется плакать. Когда салют кончился, мы прокричали "Ура! К окончанию блокады в городе оставалось не более 800 тысяч жителей из почти трех миллионов, проживавших в Ленинграде и пригородах до начала блокады. От голода, бомбежек и артобстрелов умерли, по разным данным, от 641 тысячи до одного миллиона ленинградцев. Были ранены почти 34 тысячи человек, без крова остались 716 тысяч жителей. Всего в 1941—1942 годах по Дороге жизни и по воздуху были эвакуированы 1,7 миллиона человек. Значение обороны и освобождения Ленинграда Блокада Ленинграда длилась 872 дня и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества. Историческое значение обороны Ленинграда огромно. Советские войска, остановив фашистов под Ленинградом, превратили его в мощный бастион всего советско-германского фронта на северо-западе.
Этой последней голодовки мой маленький брат не перенёс и вскоре умер», — рассказывает Ильин. Мама лежала без сознания, а юный Иван очень боялся, что она умрёт... Но потом выдали суп и полбуханки хлеба. Мама пришла в себя, и сын буквально выходил её. Мы попали в станицу Ново-Пашковскую. Я слез с подводы и впервые в жизни увидел цветущую вишню и заплакал. Я понял, что мы с мамой остались живы…» «Между тем в южном ночном небе, с западной стороны, стали появляться всполохи взрывов приближающегося фронта. И мы снова засобирались…» — делится детскими воспоминаниями Иван Дмитриевич. Это была уже вторая эвакуация. Собрались за полдня.
Блокада Ленинграда: можно ли было предотвратить крупнейшую гуманитарную катастрофу в истории?
«Мы здесь больше не чужие»: как Сибирь встречала эвакуированных из блокадного Ленинграда | На этой неделе в стране отмечают 80 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда. |
Тысячи спасенных. 29 июня 1941-го начался I этап эвакуации из Ленинграда | До блокады Ленинграда через городской эвакопункт было эвакуировано транспортными средствами в глубь страны 147 500 человек. |
Блокадница об эвакуации из Ленинграда: несколько машин с детьми утонули
Ко дню снятия блокады Ленинграда мы поговорили с историком о блокадной любви, кошках и о том, почему важны дневники. В Горячий Ключ из блокадного Ленинграда были эвакуированы несколько сотен детей. Когда началась блокада Ленинграда, во время бомбежек и артобстрелов она с ровесниками дежурила на чердаке дома и тушила зажигательные снаряды. Ярославская область и Санкт-Петербург реализуют совместный проект "Эвакуация из Ленинграда и возвращение домой: "Сплоченные войной". Он приурочен к 80-летию полного снятия блокады Ленинграда. В июле — августе 1941 г. эвакуация из Ленинграда была форсирована, особое внимание уделялось вывозу оборонных предприятий вместе с квалифицированными рабочими.
В Москве показали фильм об эвакуации из блокадного Ленинграда
Если такого документа не было, то человека должны были в течение 24 часов выселить из Ленинграда. Именно такое решение принял исполком Ленгорсовета. По мнению историков, это связано с тем, что местные специалисты требовались в иных регионах государства. Ну а вернувшимся пришлось пережить еще одну серьезную проблему, только на этот раз она была связана с жилищным вопросом. За все время, пока длилась блокада, было уничтожено 5 000 000 кв. От бомбежки пострадали 7 143 различных зданий. Абсолютно разрушены оказались 3 174. В итоге было уничтожено 5 000 000 кв. Те, кто потерял свое жилье в результате бомбежки или пожара, переселялись в соседние, временно брошенные квартиры или в жилье тех, кто умер. После прибытия человек был обязан сначала пройти регистрацию в милиции, а затем получить ордер на жилплощадь в течение десяти дней.
Именно этот регион стал временным убежищем для 30 тысяч детей. Исторические документы рассказывают о том, как воспитанников детских домов сначала везли через линию фронта, потом распределяли по городам и поселкам. Кураторы отмечают точность, с которой педагоги в то время старались составлять учетные записи на каждого ребенка. Сами пытались искать родственников, потому что многие из детей не умели даже толком говорить.
Эти цифры - отражение титанического объема работ по срочной организации дорожной инфраструктуры на Ладожском озере. За этими числами скрываются в первую очередь люди, совершавшие подвиги и не знавшие страха. Сложнейшее для страны время требовало самоотверженного труда на общее благо и беспримерного героизма, который, как показала история, стал в нашей стране повсеместным - и особенно сконцентрировался в пределах 30 километров ледовой дороги. В экстренном порядке и под героическим руководством военного инженера Бориса Якубовского было организовано двухполосное движение - для него же составили отдельный список правил безопасного перемещения.
Так, грузовики должны были держать стометровую дистанцию друг за другом для того, чтобы минимизировать риск ухода под лед сразу нескольких автомобилей. Ориентироваться в "ледяной пустыне" озера помогали установленные через каждые двести метров дорожные знаки, а в ночных условиях - маячные фонари. К слову, Осиновецкий маяк, расположенный на юго-западе Ладожского озера, играл ключевую роль в период работы ледовой трассы - именно по его свету 22 ноября 1941 года водители первой автоколонны в истории Дороги жизни определили пункт назначения. Тогда это побережье Ладоги контролировали советские войска и тогда же его оперативно оборудовали для приема грузов: организовали подходные фарватеры и установили причалы. На Дороге жизни соорудили пункты обогрева и оказания первой помощи, посты технической поддержки, а позже на протяжении 30 километров через равные промежутки появились регулировщицы, в задачи которых входило обозначать для водителей правильный путь.
Правительство, ГКО, Ставка делали всё возможное для оказания помощи осажденному Ленинграду и спасения населения от голода. Осенью 1941 года по единственно возможным путям — Ладожскому озеру и воздуху — в Ленинград было доставлено более 60 тыс. В середине ноября 1941 года навигация на озере практически прекратилась, но с 22 ноября начала действовать военно-автомобильная дорога по льду Ладожского озера. Летом 1942 года по дну озера был проложен Ладожский трубопровод для снабжения Ленинграда горючим, а осенью — энергетический кабель. В результате Тихвинской оборонительной операции 1941 года и Тихвинской наступательной операции 1941 года был сорван план немецкого командования полностью изолировать Ленинград от страны. Советские войска неоднократно предпринимали попытки прорвать кольцо блокады Синявинские операции 1941 и 1942 годов, Любанская операция 1942 года , удалось сделать это в январе 1943 года. В феврале в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами. В результате Ленинградско-Новгородской операции 1944 года блокада была снята полностью, прекратились артобстрелы, от которых погибло около 17 тыс. Планы врага уничтожить Ленинград потерпели провал. Стойкость, мужество, храбрость, отвага ленинградцев навсегда останутся в памяти не только граждан нашей страны, но и всего мира. Текст: Вера Марунова.