Балерина Матильда Кшесинская в роли Аспиччии в сцене из балета Цезаря Пуни «Дочь фараона», 1900 год.
Дама в пуантах: как Матильда Кшесинская свела с ума сразу троих мужчин из дома Романовых
Карьера балерины и отношения с будущим царем. Кшесинская окончила Императорское балетное училище, после чего поступила на службу в Мариинский театр. Так, не без его помощи в 1896 Кшесинская стала прима-балериной (хотя главный балетмейстер Петипа не поддерживал её кандидатуру). РИА Новости: В балетную труппу Большого театра приняли праправнучку Матильды Кшесинской (ссылка). Вранье! Балерина Элеонора Севенард НЕ является ее праправнучкой.
Балерина Романовых
Интерес к биографии Матильды Феликсовны Кшесинской так и остался бы уделом узкого круга балетоманов, если бы не ореол вымыслов и сенсаций, который всегда окружал балерину. Теперь сыновья Кшесинской могут спокойно наследовать наследие Николая II-го. Но критики сходились во мнении, что киноистория любовной связи балерины Кшесинской и будущего царя Николая II получилась уж очень интимной, а потому далекой от правды. до февраля, будучи на пятом месяце беременности.
На «Театральном бульваре» в Кисловодске показали антрепризу в память о балерине Кшесинской
Проведите незабываемый отдых в окутанной веяниями и традициями императорской эпохи усадьбе прима-балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской. – На самом деле в этом фильме два главных персонажа – Матильда Кшесинская и Николай Романов, – поясняет режиссёр. О судьбе балерины Матильды КШЕСИНСКОЙ и её романе с цесаревичем Николаем расскажет фильм Алексея УЧИТЕЛЯ «Матильда», который ещё до премьеры оказался в центре скандала.
Матильда Кшесинская
РИА Новости: В балетную труппу Большого театра приняли праправнучку Матильды Кшесинской (ссылка). Вранье! Балерина Элеонора Севенард НЕ является ее праправнучкой. Прима-балерина Мариинского театра пользовалась особым расположением членов царской семьи: Матильда Кшесинская была любовницей как минимум трех Романовых, в том числе. Несмотря на то что Кшесинская не просто почивала на лаврах, а постоянно совершенствовала свое балетное мастерство (она первая из русских балерин исполнила 32 фуэте подряд). Роман Кшесинской с Николаем завершился, но рачительная балерина всегда держала эту историю в качестве козыря для своей карьеры. Разгоревшаяся через некоторое время лавстори царевича и юной балерины длилась без малого 3 года и во многом определила образ жизни и поведение Кшесинской на десятилетия вперед.
Как балерина Кшесинская оскандалилась из-за 50 рублей и получила оплеуху от императрицы-вдовы
Кшесинская всячески противодействовала приглашению в труппу иностранных балерин, интриговала против Леньяни (которая, тем не менее, протанцевала в театре 8 лет, до 1901 года). до февраля, будучи на пятом месяце беременности. Теперь сыновья Кшесинской могут спокойно наследовать наследие Николая II-го. Теперь сыновья Кшесинской могут спокойно наследовать наследие Николая II-го. Матильда Кшесинская в роли Эсмеральды. Фото: РИА Новости. Сложно сказать, хорошей или плохой балериной была Маля Кшесинская: её современники во мнениях на сей счёт не сходились.
Биография Кшесинской Матильды
Считалось, что так великие князья могли ходить в гости к балерине незамеченными. Но ни одного доказательства того, что подземный коридор существовал - нет. В особняк можно попасть с улицы, но не из-под земли. Но кому нужны были такие слухи. И почему Матильда — даже после того, как Николай 2 женился, никак не хотела оставлять Романовых в покое.
Ей приписывают связь с великим князем Сергеем Михайловичем, а за князя Андрея Владимировича она позже выйдет замуж. Антон Вуйма, политтехнолог, политолог: «Была черная пиар-кампания против императора. Она была очень активная и проводилась британской разведкой. Там были разные слухи — в том числе, пускали слух, что Николай 2 имеет роман с Кшесинской.
Распускали различные негативные слухи. Это делалось для того, чтобы раскачать ситуацию в стране, организовать Майдан, революции всевозможные». Британская разведка до этого уже засветилась в убийстве Павла 1. А в начале 20 века именно балерины были — главной находкой для вербовки.
Если верить этой версии, то образ светской львицы Матильды — это работа политтехнологов. И он такой же рукотворный, как и проект маркетологов века 21-го. Сама Матильда Кшесинская была бы плохим маркетологом - все острые моменты в своих воспоминаниях обходила стороной. И даже если бы Матильды не было, ее обязательно бы придумали.
И тогда, и сейчас. Но уже, возможно, с другим именем.
В картине Валерий играет роль митрополита Московского Сергия. Если перерабатываем, за час — 100 рублей. Но самое главное, — Валерий делает паузу, — мне ещё доплачивают за бороду — 500 рублей.
Она у меня настоящая. Подходит Алексей Учитель. По мнению режиссёра, у нас в стране образ царя сформирован неправильно. Большинство населения было грамотно, открывались школы, садики, — объясняет Алексей Ефимович. Роль императора Учитель отдал немецкому актёру Ларсу Айдингеру.
Почему русского царя играет немецкий актёр?
Мне было очень приятно. Он тотчас обратился ко мне и очень меня хвалил. Он очень понравился, и затем я уже разговаривала с ним кокетливее и смелее, не как ученица». Запись цесаревича в этот день куда более лаконична: «Поехали на спектакль в Театральное училище.
Были небольшие пьесы и балет — очень хорошо. Ужинали с воспитанницами». Что любопытно, сам Николай Александрович оставил в своем дневнике всего пару строк от 23 марта 1890 года. Никаких упоминаний самой Кшесинской или подробностей ужина. Впрочем, наверное, это больше женская черта — подмечать детали.
Мужчины же фокусируются на фактах. Цесаревич Николай. Следующая их встреча состоялась 4 июля. Юную балерину приняли в труппу Мариинки, и она впервые выступала в Красном Селе. На спектакле был цесаревич, а в дневнике у балерины появилась запись: «Итак, первый спектакль был для меня удачен: я имела успех и видела Наследника.
Но это только для первого раза достаточно, затем, я знаю хорошо, что мне этого будет мало, я захочу более, такой у меня характер. Я боюсь себя» Николай же у Кшесинской в записях упоминает только через 2 дня после этой встречи: «После обеда поехали в театр. Положительно, Кшесинская меня очень занимает» В июле было ещё несколько спектаклей и несколько коротких встреч в антрактах, но заговорить молодые люди так и не решились.
На Лермонтовской площадке работал открытый микрофон. Желающие приобщиться к прозе и поэзии Михаила Лермонтова читали вслух его произведения. На Главной сцене состоялся фестиваль уличных театров «Театральный бульвар», где были представлены постановки о балерине Матильде Кшесинской, детстве Александра Солженицына, героях Шекспира и Элинора Портера.
Матильда Феликсовна Кшесинская
Она пыталась всеми способами доказать, что русские балерины достойны главных ролей, тогда как большинство из них отдавались зарубежным артистам. Предметом интриг часто становилась итальянская балерина Пьерина Леньяни, которая, несмотря на настрой Кшесинской, проработала в Мариинском театре восемь лет. Но влияния Матильды не выдержал сам директор Императорских театров князь Волконский, ушедший из театра после отказа восстановить старинный балет «Катарина, дочь разбойника». Сама влиятельная балерина назвала камнем преткновения фижмы костюма для русского танца из балета «Камарго».
В 1899 году исполнилась ее давнишняя мечта — Мариус Петипа даёт ей партию Эсмеральды, и с тех пор она единолично владеет этой ролью, что вызывает недовольство коллег. До Матильды эту партию исполняли исключительно итальянки. Кроме зарубежных балерин, «своим злейшим врагом» Кшесинскую считал организатор «Русских сезонов» Сергей Дягилев.
Он пригласил её выступать в Лондон, привлекавший Матильду куда больше Парижа. За это балерина должна была воспользоваться своими связями и «пробить» для Дягилева возможность выступить со своей антрепризой в Петербурге и получить отсрочку военной службы для Нижинского, ставшего военнообязанным. Для выступления Кшесинской выбрано «Лебединое озеро», и не случайно — таким образом Дягилевым был получен доступ к принадлежавшим ей декорациям.
Попытка не увенчалась успехом. Более того, Дягилев был настолько зол из-за тщетности прошения, что его слуга Василий всерьёз предлагал ему отравить балерину. Личная жизнь Матильды Кшесинской является ещё более полной интриг, чем профессиональная деятельность балерины.
Её судьба тесно переплетается с представителями династии Романовых. Считается, что с 1892 по 1894 год она являлась любовницей цесаревича Николая Александровича. После знакомства он регулярно посещает её выступления, их отношения развиваются стремительно, хоть все и осознают, что роман не имеет счастливого конца.
С целью соблюдения приличий для Кшесинской был куплен особняк на Английской набережной, где они встречались безо всяких помех. После летнего сезона в Красном селе, когда я могла встретиться и говорить с ним, мое чувство заполнило всю мою душу, и я только о нем и могла думать…», — пишет восторженная Матильда Кшесинская в своём дневнике. Причиной распада отношений с будущим Николаем II стала его помолвка с внучкой королевы Виктории Алисой Гессен-Дармштадтской в апреле 1894 года.
Матильда Кшесинская и Николай Александрович На этом непосредственное участие балерины в жизни царской семьи не закончилось — Матильда Кшесинская состояла в близких отношениях с великими князьями Сергеем Михайловичем и Андреем Владимировичем. В семье его называли просто «Вова», а фамилию он получил «Красинский». В 1925 году Матильда Феликсовна перешла из католицизма в православие с именем Мария.
Матильда Кшесинская с мужем, великим князем Андреем Эмиграция Летом 1917 навсегда уехала из Петрограда, первоначально в Кисловодск, а в 1919 в Новороссийск, откуда вместе с сыном отплыла за границу. Вскоре после переворота, когда Сергей Михайлович вернулся из Ставки и был освобожден от занимаемой им должности, он предложил Кшесинской брак. Но, как пишет она в мемуарах, она ответила отказом из-за Андрея.
После февраля 1917 году Кшесинская, лишившись дачи и бежав из знаменитого особняка, скиталась по чужим квартирам.
Матильда выступала даже на пятом месяце беременности: в 1902 году у 30-летней примы родился сын Владимир. Предполагается, что отцом мальчика был либо великий князь Сергей Михайлович, либо великий князь Андрей Владимирович. Но вот перед важными выступлениями Матильда Кшесинская, по воспоминаниям балерины Тамары Карсавиной, умела быть совершенно беспощадной к себе: «В течение месяца, предшествующего ее появлению на сцене, Кшесинская все свое время отдавала работе — усиленно тренировалась часами, никуда не выезжала и никого не принимала, ложилась спать в десять вечера, каждое утро взвешивалась, всегда готовая ограничить себя в еде, хотя ее диета и без того была достаточно строгой. Перед спектаклем она оставалась в постели двадцать четыре часа, лишь в полдень съедала легкий завтрак. В шесть часов она была уже в театре, чтобы иметь в своем распоряжении два часа для экзерсиса и грима.
Как-то вечером я разминалась на сцене одновременно с Кшесинской и обратила внимание на то, как лихорадочно блестят ее глаза. Я просто целый день умираю от жажды, но не буду пить до выступления», — ответила на мой вопрос она».
По версии, озвученной в семье, до революции мать Андрея великая княгиня Мария Павловна скончавшаяся только в 1920 году , резко возражала против этих отношений, поэтому связь скрывалась. Владимир не скрывал своего происхождения, а скорее наоборот, старался за его счёт вписаться в высшие круги Франции. Когда в 1935 году Кирилл Владимирович, с целью упорядочения именования членов всех морганатических браков, ввёл фамилию Романовские для всех, по словам Кшесинской, «большинство не пожелало подчиниться этому указу, предпочитая продолжать именовать себя Романовыми.
Андрей не хотел, чтобы Вова, единственный из семьи, не носил бы фамилии рода, к которому он принадлежит по крови. С войны Вова носит фамилию Романов». В 1935 году семья окончательно разорилась и продала виллу. Матильда ради поправки финансового состояния уехала в Париж и открыла танцевальную школу. А Владимир стал членом монархистского союза младороссов и даже состоял номинальным главой отделения «Молодой России» в Париже.
По некоторым указаниям, намекал на возможность своего происхождения от Николая II, говоря, что «ещё остались люди, в жилах которых течёт его кровь». Певица Людмила Лопато свидетельствует: «У них был небогатый, но зато очаровательный дом с террасой в саду возле улицы Пасси Вилла Молитор, дом 10 в 16-м аррондисмане Парижа. Несмотря на свой возраст, прима-балерина ассолюта продолжала учить искусству танца в своей студии, основанной ещё в 1929 году. Он был красивый, милый молодой человек и нашёл себя в эмиграции следующим образом: сделался коммивояжёром, ездил на велосипеде, продавал вина своим приятелям и знакомым». Однако со временем она «как-то разочаровалась в Вовиной элегантности и заскучала».
Её следующим объектом страсти станет Серж Лифарь, причём взаимной и намного лет — чему все обрадовались, «…и только Кшесинская была очень расстроена этим романом — потому что знала, как сильно её сын любил Лилиан… Так расстроена, что однажды плеснула в Лилиан кипятком», пишет Лопато. В 1939 году, с началом войны, семья бежала из Парижа на юг Франции, и вернулась в столицу только 6 лет спустя. Матильда пишет: «Много позже мы узнали, что арест многих русских был вызван опасением, чтобы они и руководимые ими круги и организации не присоединились с первого же дня вторжения немцев в Россию к Французскому Сопротивлению». Родители всеми силами пытались освободить Владимира. По некоторым указаниям, Кшесинская добилась встречи с главой гестапо Мюллером, сама же она в воспоминаниях пишет: «По чьему приказу и почему его освободили, для нас так и осталось навсегда загадкой».
В концлагере Владимир отказался поддержать немцев в войне с СССР; спустя 144 дня после ареста был освобождён в Париже. Вскоре он покинул Францию и оказался в Англии, вернулся в Париж в августе 1944 года в качестве офицера связи между британской армией и де Голлем, состоя в свите Черчилля о чём в мемуарах его матери нет упоминания. В том же году он прибыл в Москву в качестве переводчика. По мнению ряда исследователей в это время Владимир работал в британской разведке. К сожалению, личная жизнь у него не сложилась.
Матильда Феликсовна не одобрила ни одной его возлюбленной. После войны Владимир Андреевич Романов-Красинский вёл тихую и спокойную жизнь. К сожалению, он не женился и не обзавёлся потомством. Скончался на 72 году жизни, пережив свою мать всего на 2 года и 4 месяца, которая умерла 6 декабря 1971 года в возрасте 99 лет. Был похоронен во Франции рядом с родителями на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Владимир Красинский - сын Матильды Кшесинской.
Регулярно как бы случайно встречала Николая — то на улице, то в театре. Приезжала танцевать для него в летнем театре в Красном Селе.
Старательно кокетничала. Однако флегматичный Николай взаимностью ей не отвечал, лишь записывал в дневнике «Кшесинская-вторая мне положительно нравится». Осенью 1890 года он вообще уехал в кругосветное путешествие.
После его возвращения в 1892 году Кшесинская стала приглашать наследника в дом к своим родителям. Все было чинно-благородно. Ники и Маля сидели в гостиной и беседовали.
После одного такого разговора, затянувшегося до рассвета, Кшесинская объявила родителям, что уезжает от них и будет жить отдельно, на съемной квартире. Дом на Английском проспекте она действительно сняла. Оставалось заманить туда Ники.
Он заявил Мале, что нужно порвать отношения, что он «не может быть ее первым, что это будет мучить его всю жизнь». Кшесинская принялась его уговаривать. Там, как сказано в мемуарах Кшесинской, «мы стали близки».
Несмотря на бойцовские качества маленькой балерины, роман ее с Николаем вышел коротким и не слишком удачным. Оказалось, что еще до знакомства с ней наследник безумно влюбился в принцессу Алису Гессенскую. Несмотря на противодействие родителей, он несколько лет добивался их согласия на брак.
Потом ему пришлось уговаривать Алису. Сразу же после объявления о помолвке, состоявшейся в 1894 году, Ники порвал с Малей. В утешение Кшесинской достался особняк на Английском проспекте, выкупленный для нее Николаем, привилегированный статус в театре и, самое главное, связи с домом Романовых.
Затянувшийся эпилог Как истинный джентльмен, Николай Александрович после помолвки избегал встречаться и переписываться с Кшесинской. В свою очередь, и она повела себя мудро и деликатно. Интимные письма императора куда-то «исчезли».
Кшесинская не пыталась шантажировать любовника.
Балерина Романовых
«…Кончилась сказка, какой была моя жизнь» | До появления Кшесинской в главном российском театре правили бал «привозные» балерины. |
«Танцует крепко»: что известно о 20‐летней праправнучке Матильды Кшесинской | 360° | До Февральской революции дом прима-балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской являлся популярным салоном. |
РГАЛИ. 150 лет со дня рождения русской балерины Матильды Кшесинской - Год Литературы | Разгоревшаяся через некоторое время лавстори царевича и юной балерины длилась без малого 3 года и во многом определила образ жизни и поведение Кшесинской на десятилетия вперед. |
Матильда Кшесинская. Фуэте в постели с наследником престола | i_070 Кшесинская Матильда(1872-1971) Российская артистка балета Артистка балета и педагог, прима-балерина Мариинского театра. |
Матильда Кшесинская в эмиграции: новая жизнь русской балерины.
Тамара Карсавина, Федор Шаляпин, балетмейстер Михаил Фокин, итальянский маркиз Пассано, женатый на дочери Салтыкова-Щедрина, заезжавший «поиграть в картишки». Так кто же она, эта загадочная для нас личность, сохранившая письма Кшесинской и князя Андрея к ней? Мы видим по переписке и вырезкам из газет, что Софья Александрова-Голуб, «исполнительница русских песен и цыганских романсов», жена богатого мужа, тоже жила на своей вилле в Монако. Она, судя по всему, была близко знакома с Кшесинской и ее супругом, входила с ними в один круг. В 1980-е годы вилла Софьи и все вещи «исполнительницы русских и цыганских романсов», выставили на продажу. Чемоданчик с документами оказался у некой женщины, помогавшей с продажей вещей из виллы. По словам ее сына, который пожелал остаться неназванным и у которого в данный момент находятся письма Кшесинской, она решила сохранить переписку по неизвестной для него причине. Они пронизаны щемящей нежностью и благодарностью к Сонечке и ее «драгоценному супругу». При всем этом письма можно назвать своеобразной хроникой финансового краха двух не приспособленных к тяготам людей.
И судя по интенсивности и драматическому накалу переписки, Софья и ее муж были спасительной соломинкой для их стремительно тонущего судна под названием «Беззаботная жизнь на Лазурном берегу». Тревогой о финансовом состоянии и долгах наполнена вся обнаруженная переписка. Неудивительно, ведь Кшесинская, по ее собственному признанию, приехала в Монако «без гроша» и была вынуждена сразу же заложить виллу — «чтобы расплатиться с прислугой и старым садовником Ботэн, которые шесть лет терпеливо ждали моего возвращения и берегли дом и сад». Финансовые мытарства титулованной четы в эмиграции пара смогла получить благословение на брак от великого князя Кирилла Владимировича, брата князя Андрея, и Кшесинская официально приобрела высокие регалии вскрывают пикантные подробности. В том числе намеки на интриги и тайные увлечения. Так, письма проливают некоторый свет на обстоятельства, скрытые Кшесинской в мемуарах. А именно — ее увлечение казино. Хотя она и признавалась в воспоминаниях, что «всю жизнь любила играть», но речь не шла о миллионах и проигрыше состояний.
Кстати, вилла «Алам» сейчас выставлена на продажу. В описании, предоставленном агентством недвижимости, упоминается, что балерина вынуждена была продать ее, проигравшись в казино Монте-Карло. Кшесинская лично опровергала это популярное при ее жизни мнение. Впрочем, письмо князя из найденного архива, в котором он, тщательно прописывая все свои регалии, милостиво просит предоставить ему ссуду еще в миллион франков, возможно, говорит об обратном. Казино часто упоминается в письмах середины 1920-х годов. Например, балерина обстоятельно излагает проблему проигрыша грузинской княжной Тамарой Эристави крупной суммы и обсуждает вопрос немедленной пересылки ей 2275 франков для покрытия проигрыша. Речь о той самой Тамаре Эристави, которая получила в наследство драгоценное ожерелье из бриллиантов и изумрудов, принадлежавшее в свое время ее предкам — царям Имеретии. Эти драгоценности Тамара сумела удачно вложить в Париже и жила относительно безбедно.
Он мне ничего не запрещает, но в душе ему будет неприятно, теперь, когда наши дела не блестящие. Ты понимаешь меня, дорогая». И приписка в конце, как оправдание нервности письма: «Мой stylo сегодня шалит и потому пишу так скверно и неровно». Внимательное прочтение писем наводит на мысль о том, что именно проигрыши Кшесинской стали причиной охлаждения Сонечки и ее мужа к балерине. Мы видим только письма, отправленные самой Кшесинской. Но почти в каждом она жалуется, что Сонечка ей не отвечает или что в последний момент ее не оказывается там, куда собирается приехать Кшесинская. При этом и она, и князь Андрей постоянно выражают в письмах признательность, почтение и даже любовь к этой неизвестной чете — кем был супруг Сонечки, которому в каждом письме передается наинежнейший привет, неизвестно. Лишь пару раз называется его имя — «Вася».
Но извинения за пропущенную выплату процентов и часто поднимаемый вопрос нехватки денег и жалобы на трудную жизнь наводят на мысль о том, что семьи связывали неприятные денежные обязательства, а попросту долги. Отсюда — подобострастие с одной стороны и явная холодность с другой. В феврале 1927 года истекал срок закладной на виллу «Алам». И все надежды четы были связаны с неким Ферраном, который, по словам балерины, взял на себя заботы о продаже виллы. Как это свойственно творческим людям, беспокоиться о своем положении они начали, судя по всему, с приближением срока расплаты. Однако, как следует из письма от 13 июня 1926 года, Ферран успокоил их своими обещаниями помочь в критический момент, коль скоро такой наступит. Верить и надеяться ей было свойственно. Оттого так любила она праздники и даже в кровавые годы революции и скитаний умела устраивать дружеские посиделки.
Занималась она упорно, «несмотря на живой и бедовый характер», и уже в 1881 году впервые вышла на сцену Большого Мариинского театра. Преподаватели отмечали незаурядный талант и огромный творческий потенциал юной балерины. Даже на занятиях классные дамы зорко следили за тем, чтобы их подопечные не обменивались условными жестами или многозначительными взглядами. Но дома Матильда давала волю своему бедовому характеру: еще будучи подростком, она умела сводить мужчин с ума. Никакой любви к нему она не испытывала — Мале просто нравилось флиртовать с красивым и элегантным юношей. Однако, когда на ее день рождения он приехал с невестой, Матильда почувствовала себя уязвленной. Во время ужина она завела разговор о том, что каждое утро ходит за грибами. Маля начала расписывать прелести тихой охоты, и англичанин попался на крючок: попросил разрешения сопровождать девочку на прогулке. Матильда позволила, но при условии, что невеста Макферсона даст ему разрешение.
Сказано это было в присутствии всех гостей, и девушке не оставалось ничего другого, как согласиться. Никаких подберезовиков парочка не собрала: к концу прогулки англичанин забыл и про грибы, и про свою невесту. Свадьба была расстроена. И когда познакомилась с цесаревичем Николаем Александровичем, окрутила его так же легко, как и Макферсона. После спектакля государь вместе со свитой явился в репетиционный зал, с порога спросив: «Где Кшесинская? На праздничном ужине Матильду усадили рядом с наследником престола Николаем. Матильда была очаровательна, умна и красива, но в его окружении таких женщин хватало. Никакой инициативы по сближению юноша не проявлял, и Кшесинская взяла всё в свои руки: начала прогуливаться в местах, где могла встретиться с цесаревичем. Уже летом ей удалось привлечь его внимание: в дневнике наследника появляются записи о том, что Матильда ему «положительно, очень нравится».
В октябре Николай отправляется в продолжительное путешествие и просит сестру сообщать ему новости о «своем друге». Лишь к концу осени 1891 года царское семейство переехало в Гатчину, а в 1892 году между Николаем и Матильдой завязался роман. Весной наследник регулярно наносил балерине визиты, писал в дневнике, что Матильда вскружила ему голову. Отец Николая раздраженно замечал, что цесаревич «неизвестно где находится» и «неизвестно чем занимается».
Хотя Москва располагала своей балетной труппой, но туда командировались в дополнение артисты Петербургской труппы, и я была в их числе. Я должна была там танцевать в обыкновенных спектаклях балет «Пробуждение Флоры».
Однако мне не дали роли в парадном спектакле, для которого ставили новый балет, «Жемчужина», на музыку Дриго. Репетиции к этому балету уже начались, главная роль была дана Леньяни, а остальные роли распределены между другими артистками. Таким образом, оказалось, что я не должна была участвовать в парадном спектакле, хотя я уже имела звание балерины и несла ответственный репертуар. Я сочла это оскорблением для себя перед всей труппой, которого я перенести, само собою разумеется, не могла. В полном отчаянии я бросилась к Великому Князю Владимиру Александровичу за помощью, так как я не видела никого вокруг себя, к кому могла бы обратиться, а он всегда сердечно ко мне относился. Я чувствовала, что только он один сможет заступиться за меня и поймет, как я незаслуженно и глубоко была оскорблена этим исключением из парадного спектакля.
Как и что, собственно, сделал Великий Князь, я не знаю, но результат получился быстрый. Дирекция Императорских театров получила приказ свыше, чтобы я участвовала в парадном спектакле на коронации в Москве. Моя честь была восстановлена, и я была счастлива, так как я знала, что это Ники лично для меня сделал, без его ведома и согласия Дирекция своего прежнего решения не переменила бы. Ко времени получения приказа от Двора балет «Жемчужина» был полностью срепетирован и все роли были распределены. Для того чтобы включить меня в этот балет, Дриго пришлось написать добавочную музыку, а М. Петипа поставить для меня специальное па-де-де, в котором я была названа «желтая жемчужина»: так как были уже белые, черные и розовые жемчужины.
Сперва я думала, что это происходит случайно, но потом я заметила, что это делается намеренно. Мне это показалось несправедливым и крайне обидным. Так прошло несколько воскресений. Наконец Дирекция дала мне воскресный спектакль; я должна была танцевать «Спящую красавицу». Я была вполне уверена, что Государь будет на моем спектакле, но узнала — а в театре все узнается очень быстро, — что Директор театров уговорил Государя поехать в это воскресенье в Михайловский театр посмотреть французскую пьесу, которую он не видел в предыдущую субботу. Совершенно ясно было для меня, что Директор нарочно сделал все возможное, чтобы помешать Государю видеть меня, и с этой целью уговорил его ехать в другой театр.
Тогда я не стерпела и впервые воспользовалась данным мне разрешением Государя непосредственно обращаться к нему. Я написала ему о том, что делается в театре, и добавила, что мне становится совершенно невозможно при таких условиях продолжать служить на Императорской сцене. Я выбрала такое место в саду на скамейке, где меня Ники мог хорошо видеть с дороги, по которой он должен был проезжать. Точно в назначенный день и час Ники проехал с Императрицей мимо моей дачи и, конечно, меня отлично видел. Они проезжали медленно мимо дома, я встала и сделала глубокий поклон и получила ласковый ответ. Этот случай доказал, что Ники вовсе не скрывал своего прошлого отношения ко мне, но, напротив, открыто оказал мне милое внимание в деликатной форме.
Я не переставала его любить, и то, что он меня не забывал, было для меня громадным утешением. Обыкновенно артистам давали бенефис за двадцать лет службы или прощальный, когда артист покидал сцену. Я решила просить дать мне бенефис за десять лет службы, но это требовало особого разрешения, и обратилась я с этой просьбою не к Директору Императорских театров, а лично к Министру Императорского Двора барону Фредериксу, милому и симпатичному человеку, который всегда относился ласково и благоволил ко мне. Когда мне был назначен прием у Министра, я особенно тщательно обдумала свой туалет, чтобы произвести на Министра наивыгоднейшее впечатление. Я была молодая и, как в то время писали в газетах, стройная и грациозная. Я выбрала платье шерстяное, светло-серого цвета, которое облегало мою фигуру, и того же цвета треугольную шляпу.
Хотя это может показаться дерзким с моей стороны, но я себе понравилась, когда взглянула в зеркало, — довольная собою, я поехала к Министру. Он меня очень мило встретил и наговорил комплиментов по поводу моего туалета, который ему очень понравился. Мне доставило огромное удовольствие, что он оценил мое платье, и тогда я уже смелее обратилась к нему со своей просьбою. Он сразу любезно согласился доложить о ней Государю, так как вопрос о назначении бенефиса вне общих правил зависел исключительно от Государя. Видя, что Министр не торопится меня отпустить, я сказала ему, что только благодаря ему я делаю хорошо 32 фуэте. Он посмотрел на меня удивленно и вопросительно, недоумевая, чем он может мне в этом помочь.
Я ему объяснила, что, для того чтобы делать фуэте не сходя с места, необходимо иметь перед собой ясно видимую точку при каждом повороте, а так как он сидит в самом центре партера, в первом ряду, то даже в полутемном зале на его груди ярко выделяются своим блеском ордена. Мое объяснение очень понравилось Министру, и с очаровательной улыбкой он проводил меня до дверей, еще раз обещав доложить мою просьбу Государю и давая мне понять, что, конечно, отказа не будет. Ушла я от Министра обласканная и очень счастливая. Бенефис я, конечно, получила, и опять это сделал для меня мой незабываемый Ники. Для своего бенефиса я выбрала воскресенье, 13 февраля 1900 года. Мне это число всегда приносило счастье.
Мужчины обыкновенно получали золотые часы. Особым изяществом эти подарки не отличались. Я очень опасалась, что получу такое украшение, которое неприятно будет носить, и просила через Великого Князя Сергея Михайловича сделать все возможное, лишь бы меня не наградили подобным подарком. И действительно, в день бенефиса Директор Императорских театров князь Волконский пришел ко мне в уборную и передал мне Царский подарок: прелестную брошь в виде бриллиантовой змеи, свернутой кольцом, и посередине большой сапфир-кабошон. Потом Государь просил Великого Князя Сергея Михайловича мне передать, что эту брошь он выбирал вместе с Императрицей и что змея есть символ мудрости... Во время обеда нечаянно он задел своим рукавом стакан с красным вином, который опрокинулся в мою сторону и облил мое платье.
Я не огорчилась тем, что чудное платье погибло, я сразу увидела в этом предзнаменование, что это принесет мне много счастья в жизни. Я побежала наверх к себе и быстро переоделась в новое платье. Весь вечер прошел удивительно удачно, и мы много танцевали. С этого дня в мое сердце закралось сразу чувство, которого я давно не испытывала; это был уже не пустой флирт... Наша прекрасная драматическая артистка Мария Александровна Потоцкая, которая была моим большим другом, дразнила меня, говоря: «С каких это пор ты стала увлекаться мальчиками? А потом начал все время приезжать ко мне в Стрельну, где мы так чудно и мило проводили время.
Вспоминаю те незабываемые вечера, которые я проводила в ожидании его приезда, гуляя по парку при лунном свете. Но иногда он запаздывал и приезжал, когда уже солнце начинало всходить и поля благоухали запахом срезанного сена, что я так любила. Памятен мне день 22 июля, день ангела Великой Княгини Марии Павловны, его матери. На ее именины всегда устраивался в Ропше пикник с музыкой и цыганами. Он не мог рано приехать ко мне в Стрельну, но обещал все же непременно приехать, если только там не засидятся чересчур поздно, возвращаясь к себе обратно в Красное Село. С волнением я ждала его, и, когда он появился, моему счастью не было предела, тем более что у меня не было уверенности, что он сможет ко мне заехать.
У императорской четы были все основания волноваться. Старший родственник Николая великий князь Константин Константинович был известен не только милыми стишками, на которые писал романсы Чайковский, но и любовью к представителям своего же пола. Мой тайный порок совершенно овладел мною…» — писал великий князь в одном из своих дневников. Дядю Николая, другого великого князя — московского генерал-губернатора Сергея Александровича, в свое время также всей царской семьей спасали от гомосексуализма. Александр был вынужден пригласить к нему в воспитатели Достоевского. Это, однако, не помогло, и слухи о гей-борделях московского генерал-губернатора ходили по столицам до самой гибели Сергея Александровича от бомбы Каляева. Практически открытым гомосексуалистом был и великий князь Николай Михайлович, отчаянный либерал и увлеченный масон, прозванный за свою революционность Филиппом Эгалитэ.
Все эти слабости были простительны, когда речь не шла о наследнике престола. А вот половая жизнь Николая Александровича была вопросом государственной важности. От того, сумеет ли он оставить потомство, зависела судьба монархии и страны. Если при матушке-императрице Екатерине сексуальное просвещение наследников обеспечивали разбитные фрейлины, то в XIX веке полулегальным гаремом для царских особ стали Смольный институт там училась возлюбленная Александра II княгиня Юрьевская и балетная труппа петербургского Большого позднее Мариинского театра. Познакомившись с наследником, Кшесинская повела осаду по всем правилам. Регулярно как бы случайно встречала Николая — то на улице, то в театре. Приезжала танцевать для него в летнем театре в Красном Селе.
Старательно кокетничала. Однако флегматичный Николай взаимностью ей не отвечал, лишь записывал в дневнике «Кшесинская-вторая мне положительно нравится». Осенью 1890 года он вообще уехал в кругосветное путешествие. После его возвращения в 1892 году Кшесинская стала приглашать наследника в дом к своим родителям. Все было чинно-благородно. Ники и Маля сидели в гостиной и беседовали. После одного такого разговора, затянувшегося до рассвета, Кшесинская объявила родителям, что уезжает от них и будет жить отдельно, на съемной квартире.
Дом на Английском проспекте она действительно сняла. Оставалось заманить туда Ники. Он заявил Мале, что нужно порвать отношения, что он «не может быть ее первым, что это будет мучить его всю жизнь».