Волжская Булгария экономически и политически была тесно связана с Арабским халифатом, Средней Азией и Древней Русью.
Откройте свой Мир!
Важной военно-политической задачей киевской державы было установление контроля над Волжским путем. Еще князь Святослав во время своего похода на Хазарию разгромил армию Волжской Булгарии. Однако в полной мере контролировать весь путь оказалось невозможно: Волжская Булгария сохранила самостоятельность и, соответственно, контроль над участком главной водной магистрали — рекой Волгой.
Заключение князем Владимиром мира с волжскими булгарами в 985 году. В 965 году, после падения Хазарского каганата , ранее вассальная ему Булгария стала полностью независимой, но пострадала от восточного похода киевского князя Святослава Игоревича в те годы 964—969. В течение X столетия князья древнерусского государства совершали походы на Булгарию Волжско-Камскую. Постоянная угроза заставила булгар перенести столицу государства в центральную часть Закамья — в город Биляр. Государство Булгар и сопредельные государства, 1025 В 986 году посольство из Волжской Булгарии посетило Киев с предложением о принятии киевлянами во главе с князем Владимиром мусульманской веры от булгар. В 1006 году между Русью и Волжской Булгарией был заключён торговый договор: булгарские купцы могли свободно торговать на Волге и Оке, а купцы Руси — в Булгарии. В 1088 году камские булгары ненадолго захватили Муром.
В 1107 году волжские булгары осадили и взяли Суздаль. Болгары посредством даров склоняют Великого князя Юрия к миру, 1219 год В 1120 году Юрий Долгорукий с половцами по поручению отца организовал военный поход на Волжскую Булгарию. Летом 1164 года Андрей Боголюбский вместе с муромским князем Юрием Владимировичем ходил на Булгарию: был захвачен город Болгар в русских летописях известен как Бряхимов. В 1172 году Боголюбский ходил на камских булгар.
С 2010 по настоящее время на месте бывших развалин возник целый культурный комплекс восстановленных зданий разных эпох и народов: Малый минарет, Соборная мечеть, Ханская усыпальница, Восточный мавзолей, Северный мавзолей, Чёрная палата, Восточная палата, Успенская церковь. На территории комплекса был создан музей Болгарской цивилизации, построена Белая мечеть. Кроме того, правительство Татарстана запустило на территории Болгар проект Международного центра археологических исследований и Международную археологическую школу. Для туристов появились уникальные экспозиции под открытым небом «История тюрко-татарской письменности» и «Средневековое ремесло города Болгар», функционирующие круглый год. Руины Ханского дворца Так руины неожиданно стали самым посещаемым малым городом России. Хотя люди едут сюда не только за археологическим экспириенсом.
Реконструкция и паломничества: зачем ещё ехать в Болгары? Раскопки гончарных мастерских Болгары благодаря своей богатой истории стали уникальным сплавом русской и татарской культуры. Сюда на поклон стекаются тысячи паломников со всех стран бывшего СНГ. Мусульман привлекает уникальная Белая мечеть , воздвигнутая в честь принятия булгарами читай — прототатарами ислама. Неподалеку функционирует одна из крупнейших в России Болгарская исламская академия. В то же время в Болгарах множество православных святынь: действующие Свято-Авраамиевская церковь, Троицкий молитвенный дом и реликтовая не действующая Успенская церковь. Внутри ханской усыпальницы «Восточный мавзолей» Колодец святого Авраамия Болгарского и Владимирского чудотворца почитается как мусульманами, так и христианами как чудодейственный и целительный. Неподалеку, на набережной от него мусульманская святыня — колодец Габдрахмана, посланника пророка Мухаммеда, из которого бьет минеральная вода. Удивительно и другое: в Болгарах можно наблюдать воочию тот самый дивный сплав исламской и христианской культур, когда различия между вероисповеданиями исчезают. Traditional «себяшки» Паломники всех культур здесь настолько добродушны к окружающим, что легко можно поймать себя в хороводе у памятника принятию болгарами ислама или на службе в местной церкви.
Особенно ярко это заметно во время Международного фестиваля средневекового боя «Великий Болгар» , который проводится ежегодно в августе и приурочен к годовщине принятия ислама местным населением. И без того оживленная местность тогда привлекает до полумиллиона туристов, которые съезжаются посмотреть на реконструкторов, битвы конных и пеших воинов и поучаствовать в ярмарках. Пожалуй, это один из самых ярких подобных фестивалей в России. И уж точно один из самых привлекательных и ухоженных. Волга как она есть. До водохранилища Крутой берег переходит в огромную по меркам России набережную Для тех, кто не интересуется археологией или религией, в Болгарах есть кое-что не менее интересное. Именно здесь можно увидеть старую Волгу, такую, которая была до появления водохранилища.
На современном этапе татары-мусульмане играют важную роль в жизни Российского государства. Изучая историю ислама, мы изучаем историю не только татар, но и других народов. Это помогает нам лучше понимать друг друга, находить общий язык и избегать многих конфликтов.
Вашему вниманию исторический онлайн-экскурс «История Волжской Булгарии».
БУЛГАРЫ: НЕИЗВЕСТНАЯ ИСТОРИЯ ОЧЕНЬ ИЗВЕСТНОГО НАРОДА (начало)
Булгар. Республика Татарстан (2019 год). Редакционное фото, фотограф Сергей Афанасьев / Фотобанк Лори. Официальной датой образования государства Волжская Булгария считается 922г. Булгары, как известно из исторических летописей, долгое время являлись столицей Волжской Булгарии. Историк — о Волжской Булгарии | Поход Андрея Юрьевича Боголюбского (Владимирского) в Волжскую Булгарию: бегство остатков болгарского войска после поражения, 1164 год.
«Про татар мемуар». Глава 1: Булгар
Подробнее о ситуации корреспонденту «Миллиард. Поводом для беспокойства послужила официальная публикация информационного агентства «Красная весна» где говорилось, что памятник хану Котрагу может быть снесён. Согласно данным информационного агентства, сведения о сносе памятника, 7 февраля, на своей странице «Вконтакте» разместил один из блогеров Александр Назаров, считающий себя краеведом. В своем посте блогер якобы ссылается на официальный ответ главы администрации городского округа Жигулевск, но лично я этот пост не обнаружила: его или удалили, или его вообще не было», - рассказывает Асанова. В Чувашии Котраг никому не помешал, а в Самаре? По ее словам, на данный момент нет официального решения о сносе.
Кому и зачем это надо, мы пока понять не можем, - говорит представитель НАЮР. Нельзя игнорировать общественную позицию в данной ситуации. Многие татары, чуваши и русские пишут комментарии о том, что нужно сохранять традиции других народов. На данном этапе мы проводим все процедуры, предусмотренные законом, чтобы утвердить данный памятник, предоставив достоверную историко-биографическую справку от специалистов». Дильфуза Асанова.
Фото: из открытых источников vk. Граждане, проживающие в губернии, и жители района выражают благодарность данному факту. Теперь активисты просят губернатора Самарской области оказать содействие в утверждении памятника хану Котрагу, который лишь дополнит ранее официально открытую историческую площадку. Началось все с барса Председатель попечительского совета культурно-исторического фонда «Булгарское наследие» Гумар Батршин начал с предыстории. Спорный памятник был установлен на территории национального парка «Самарская лука»: на Поповой горе рядом с селом Ширяево Самарской области на исторической площадке, которую с 2008 года развивает Культурно-исторический фонд «Булгарское наследие».
С 2008-2011 годы здесь был установлен памятный знак «Южная граница Волжской Булгарии». Сооружение представляет из себя 6-метровый постамент с информационной доской, на нем бронзовая скульптура барса в лавровых венках, высотой 2,6 метра, который развернут на юго-восток, откуда грозила Волжской Булгарии опасность от кочевников и Хазарского Каганата. На этой площадке проводились открытые уроки истории для школьников с участием академиков и докторов исторических наук, казанских ученых, творческой интеллигенции, концертные программы ансамблей танцев и пляски, просвещение в рамках любви к родному краю.
Именно эти болгары, смешавшись с местным населением, вошли в историю под именем камских и волжских булгар. Плодородные земли, полные дичи леса и система рек способствовали быстрому оседанию кочевников. За сравнительно короткий период, в течение двух веков, на этой территории возникло крупное государство конец IX века. Почему ислам Сочетание мусульманской архитектуры и среднерусских равнин приводили в недоумение многих путешественников. Так фламандский монах-францисканец, знаменитый миссионер и путешественник Гийом де Рубрук, писал в своих воспоминаниях: «Я не знаю, каким образом закон Мухаммеда зашел так далеко на север». Свой выбор веры Волжская Булгария сделала в 922 году, хотя предпосылки были и раньше. Контакты булгар с исламским миром начали крепнуть уже в VIII веке, после того, как Хазарский каганат был завоеван арабским полководцем Мерваном бен Муххамедом.
С этим связана местная легенда, приведенная в книге булгарского историка Якуба Нугмана. Якобы один мусульманский купец прибыл в столицу Булгарии из Бухары. Был он человеком образованным и в совершенстве владел искусством медицины. Случилось так, что царь с женой в это же время заболели тяжелой болезнью. Их лечили всеми известными тогда лекарствами, но недуг только усиливался. Прознал про это купец, и сказал, что может помочь в беде, но при условии, что они примут его веру. Они согласились и были исцелены, и «приняли ислам, и принял ислам народ их страны». На деле, причина была более прозаичная. Булгарам нужна была помощь, чтобы противостоять ненавистному соседу — Хазарскому каганату. Такую помощь мог оказать тогдашний центр исламского мира - Багдадский халифат.
Купленные файлы предоставляются в формате JPEG. При использовании требуется указывать источник произведения. Это разделение проявляется только в выставляемых счетах и в конечных документах договорах, актах, реестрах , в остальном интерфейсе фотобанка всегда присутствуют полные суммы к оплате.
Но объективно стоит сказать, что музей выглядит пустоватым, экспонатов не очень много.
Памятный знак и музей Корана Памятный знак и музей Корана Одним из красивых архитектурных сооружений, которое встречает туристов в Булгарах, является здание памятного знака, возведенного в честь принятия ислама волжскими булгарами. Это новодел, построенный в 2012 году, но интересен тем, что в нем располагается музей, посвященный исламу, в котором выставлен самый большой печатный Коран в мире. Вес священной книги — 800 килограмм, размеры — два на полтора метра. Также здесь представлено Уникальное мозаичное панно, изображающее прибытие багдадских послов на Волгу.
Нельзя сказать, что музей будет интересен каждому туристу, но миновать памятный знак вы никак не сможете, так как он находится практически в самом начале осмотра рядом с парковкой для электрокаров. Соборная мечеть и большой минарет Соборная мечеть и большой минарет Соборная мечеть Макет жилой застройки Соборная мечеть — архитектурный памятник XIII века, главная мечеть древнего города Болгар. Носила название «Четырехугольник». Здесь же находится и большой минарет, вместе с которым мечеть является важным культовым местом для верующих мусульман.
В дни празднования принятия ислама верующие-паломники читают в мечети намаз. Для туристов соборная мечеть является очень интересным архитектурным объектом, но это не оригинал, мечеть восстановлена в 2000 году.
Карта волжской булгарии на современной карте
В течение X столетия Киевская Русь организовала четыре военных похода на Волжскую Булгарию в 977, 985, 994 и 997 гг. Ответных действий булгары не предпринимали. Из-за этих нападений в середине XII в. В 1217—1219 годах булгары захватили Унжу и Устюг. В ответ ростовские, суздальские и муромские полки под командованием брата владимирского князя Святослава Всеволодовича взяли, разграбили и сожгли крупный город Ошель. В 1221 году в Городце между Владимирским княжеством и Волжской Булгарией было подписано перемирие на шесть лет, в 1229 году в Кореневе — ещё на шесть лет. В 1223 году, после битвы на Калке , монгольские войска ушли на восток через земли волжских булгар и были наголову разбиты булгарскими войсками. В 1229 году булгары и половцы были разбиты монголами у реки Яик Урал. В 1236 году монгольская армия во главе с Субэдэем разорила всю Волжско-Камскую Болгарию.
В 1220-х—1240-х гг.
Известно, что Волжская Булгария как независимое государство исчезла после монгольского нашествия в 1236 году. Однако булгары не исчезли полностью, а продолжали существовать и превращаться в различные этнические группы. Сформировавшееся Казанское ханство стало новым центром волжских булгар, и они продолжали сохранять свою идентичность и культуру. Существует несколько точек зрения на то, каким образом булгары перешли в татаров. Одна из версий предполагает, что это произошло в XIV-XV веках в результате смешения булгар с кипчаками половцами. Однако это объяснение не отражает полностью историческую реальность и вызывает вопросы о том, почему булгары превратились именно в татар, а не в другие народы Поволжья.
Не имеет аналогов в мире как ценный исторический памятник, свидетельствующий об исчезнувших государствах Волжская Болгария, Золотая Орда , исчезнувшей культуре, жизненном укладе и как оказавший значительное влияние в течении X-XV вв. Территория Болгарского историко-архитектурного комплекса является:.
Контраргумент: Это не соответствует действительности.
Личность хана Котрага вымышлена. Контраргумент: имеется основание казанского профессора Р. Валеева и Академии наук Татарстана, что хан Котраг историческая личность, которая действительно существовала. Заключение сообщества архитекторов, что памятник не должен стоять на этом месте и другие. Контраргумент: есть мнение ведущих археологов и историков, творческой интеллигенции, что памятник установлен на южных рубежах Волжской Булгарии выбрано наилучшее место для его установки , так как историческая площадка несет информацию об истории государства Волжской Булгарии, которую и основал хан Котраг. Надеемся, что наш губернатор досконально разберется со сложившейся ситуацией и примет правильное решение, что будет служить на развитие туристического потенциала Самарской области и патриотического воспитания россиян, особенно молодёжи», - резюмировал Батыршин. Ильяс Шакуров. Именно его усилиями и на основе его идей в 2012 году был открыт памятник крылатому барсу на Поповой горе в селе Ширяево. Несколько лет подряд здесь проводились выездные уроки истории, сюда же водили и продолжают водить экскурсии. В конце прошлого года Гумар Мулланурович на этой же площадке установил памятную стелу к 1100-летию принятия ислама в Волжской Булгарии.
А в январе был установлен памятник хану Котрагу, который был создан в Болгарии на частные средства, после чего он был передан в дар возглавляемому Батршиным фонду «Булгарское наследие». С установкой немного поторопились из-за погодных условий: можно было заехать на место установки по снегу и спокойно установить памятник и не поломать то, что уже там построено. Да и, по всей видимости, было важно успеть поставить его именно в этот, значимый для всех мусульман, год. Для установки памятников требуются всевозможные разрешения, а также культурно-историческое обоснование, чего фонд не успел сделать», - говорит Ильяс Шакуров. Проблемы начались после установки: появилась непонятная группа инициативных людей, которая начала проецировать идею о том, что Котраг не имеет никакого отношения к Самарской области. Было много возмущения с их стороны. Звучали даже такие нелепые обвинения, как, например, «конь стоит задом к селу». Конная статуя уже стоит на месте, она органично вписалась в этот ансамбль и осталось его только торжественно открыть и включить в культурный и туристический оборот», - надеется руководитель общества «Туган тел».
Период волжской булгарии
Это новый документальный фильм – путешествие по стране, которой нет на карте, но ее следы ощущаются повсеместно на волжской земле. Известно, что Волжская Булгария как независимое государство исчезла после монгольского нашествия в 1236 году. Волжская Булгария приняла ислам в качестве государственной религии в 922 году – за 66 лет до христианизации Киевской Руси. Для булгар присоединение Волжской Булгарии к Московской Руси было не завоеванием, а воссоединением западной и восточной частей прежней Великой Булгарии. В начале января 2023 года в селе Ширяево Самарской области был установлен памятник основателю Волжской Булгарии хану Котрагу. Междуусобные войны золотоордынцев привели к падению Волжской Булгарии: Болгар, как и прочие города булгар, были сожжены войсками Тимура в 1395.
Исчезнувшее государство. Историк — о Волжской Булгарии
начало XIII вв.) Экономика Волжской Болгарии (для увеличения выбрать "Открыть оригинал"). Для булгар присоединение Волжской Булгарии к Московской Руси было не завоеванием, а воссоединением западной и восточной частей прежней Великой Булгарии. Великая Волжская Булгария была не просто развитым, она была могучим государством. Волжская Булгария: столица, история образования, обычаи и культура волжских булгар.
Откройте свой Мир!
До сих пор бытует у «казанских татар» поговорка: «Тузга язмаганны сойлэмэ», что в переводе означает «Не говори то, что не написано на бересте». В Волжской Булгарии хорошо были развиты черная и цветная металлургия, металлообработка, гончарное, ювелирное, кожевенное ремесла, а также резьба по дереву, камню и кости. Об уровне развития черной металлургии свидетельствует, например, тот факт, что волжские булгары первыми в Европе начали выплавлять чугун! А хорошо обработанная кожа среди тюркоязычных народов Азии до сих нор называется «булгари». Сельское хозяйство тоже было сильно развито. Например, русские летописи свидетельствуют о том, что в неурожайные годы русские князья ездили в Булгар и покупали хлеб. И, конечно же, такое прогрессивное развитие было возможно только при наличии торгового центра: в столице Булгарии был большой рынок. Он назывался Ага базар. Здесь проводилась большая ежегодная международная ярмарка. Туда съезжались купцы со всех концов света. Денежной единицей волжских булгар была беличья шкурка.
И сегодня «казанские татары» копейку называют тиен, что в переводе на русский язык означает «белка». Булгары были сильны и в военном искусстве. Это можно смело утверждать, зная, что они — единственный народ в Европе, разбивший войска Чингисхана. Это было в 1223г. Войска Чингисхана, покорив всю Среднюю Азию, прошли через Кавказский хребет и вышли в половецкие степи. Здесь произошла битва на реке Калка, в результате которой объединенные русско-половецкие войска были разбиты, и монголы взяли Киев. Затем они пошли на восток, на Волжскую Булгарию. Волжские булгары хорошо подготовились к встрече. Они построили специальные фортификационные сооружения, куда заманили врага и дали бой. Летопись пишет, что немногие спаслись бегством.
Булгары взяли огромное количество пленных, называется цифра в четыре тысячи воинов. Этих пленных булгары не убили и не продали, а обменяли на баранов. На позорном для Чингисхана условии: одного барана за одного воина. Наверное, этого позора и не вынесла душа «сотрясателя вселенной» — вскоре Чингисхан умер. Битву эту назвали бараньей битвой. Тринадцать лет после этого татаро-монголы штурмовали Волжскую Булгарию. Известны большие походы 1229, 1232 и 1235 гг. И только в 1236г, собрав несметные полчища, сумели одолеть ее и прорваться через Волгу на запад, в русские земли. Очень дорого обошлась Волжской Булгарии эта историческая миссия: Великие города Булгар и Биляр были разрушены, многие города лежали в руинах. Булгария стала провинцией Золотой Орды и как все платила дань.
Но жизнь потихоньку восстанавливалась, город Булгар был отстроен заново, по-прежнему зашумел Ага-базар разноязыкой речью. И вот наступает 1396г. В этом году правитель Золотой Орды Аксак Тимер под предлогом, что в Булгарии завелась ересь, предпринимает карательный поход и предает ее огню и мечу. Град Великий Булгар, как именуют его русские летописи, был разрушен до основания. Правитель Булгарии Абдулла-паша убит. Удается спасти его сыновей Галим-бека и Алтын-бека. Их увозят на север и прячут в маленьком булгарском городе-крепости под названием Казань. Город Булгар больше не восстанавливается. Казань становится столицей Волжской Булгарии. Символ величия Волжской Булгарии и источник ее экономической мощи — Ага базар — переносится вверх по Волге на Гостиный остров, расположенный около Казани.
Казань полностью приняла эстафету города Булгар. Начался новый, казанский период Волжской Булгарии. Булгарская государственность не прерывалась, булгарский народ как жил здесь, так и продолжал жить. Русские летописи называли это государство Булгарским царством и вообще не знали и не употребляли термин «Казанское ханство». Так же поступали и летописцы всех других стран. Например, в географических картах тех лет, составленных в Европе, Казань и ее земли обозначаются термином Bulgaria Magna, то есть Булгария, и не просто Булгария, а Великая Булгария. А вот как характеризуют Казань документы из Турции. Обратите внимание, это сказано в 1550г, за два года до покорения ее Иваном Грозным. В XV веке Москва начала заявлять свои претензии на булгарские земли. С переменным успехом Москва и Казань соперничали примерно сто лет.
Летописцы писали: «Лета 6995 июля в 9 день воеводы же великого князя... Примечательный факт: после подчинения Казани первым делом Иван III присвоил себе титул князя булгарского. Не татарского, а булгарского. Все русские правители добавляли к своему титулу название присвоенной земли. Например, был князь Московский. Он взял Владимир и стал называться князь Московский и Владимирский; взял Суздаль — стал называться князь Московский, Владимирский, Суздальский. А взял Казань — стал называться еще и булгарским. Очевидно, что в 1487г на территории современной Республики Татарстан не было никаких татар и не было татарского государства. Примечательно, что у последнего российского правителя — императора Николая II — полный титул содержал более 50 названий земель, которыми он владел. И одна из них — князь булгарский.
Вторым делом он лишил Казань права проводить Всемирную ярмарку. Новым местом для нее он определил Макарьевскую слободу под Нижним Новгородом. С той поры весь доход от ярмарки стал течь в его карман. Именно экономический интерес преследовал Иван III, завоевывая Казань, а не национальный или религиозный. И как следствие, Москва стала усиливаться еще быстрее, а Казань — слабеть. После того как Казань несколько раз освобождалась от московской зависимости, в 1552г Иван IV окончательно покорил ее. Но Булгарское царство он не ликвидировал. Уже после его смерти ее преобразовали в Казанское воеводство, а Петр I — в Казанскую губернию. Во времена царствования Петра I начала устанавливаться в Росси традиция называть все мусульманские народы татарами. Это произошло потому, что западноевропейские ученые, которых Петр I во множестве пригласил в создаваемую им Академию наук, называли все восточные народы татарами, в том числе и русских.
Однако когда они стали представлять науку Российского государства, то оставили это название только за мусульманскими народами. И это понятно: сами себя они не хотели называть татарами. Но мусульманские народы России никогда не называли себя татарами. Например, в XIX веке великий русский историк Н. Карамзин в знаменитом труде «История государства Российского» пишет: «Ни один из нынешних народов татарских не именует себя татарами, но каждый называется особенным именем земли своей». Ясно, что слово «татары» было общей для всех мусульман кличкой времен «тюрьмы народов». В XIX веке татар в России не было. Откуда же взялись татары после XIX века? История волжских булгар в составе Российского государства отмечена непрерывной цепью национально-освободительных войн. Русские летописи вплоть до XVIII века полны примерно таких сообщений: «булгаре окаянные опять восстали».
И все эти восстания имели главной целью возрождение Волжской Булгарии. Суверенитет был нужен для обретения человеческого достоинства. Письма и обращения с просьбой предоставить равные права не имели успеха.
Благодаря торговым контактам и сопутствующему им некоммерческому обмену в арабской географической литературе IX—X вв. Завершение длительного периода арабо-хазарских войн к концу VIII в. Первые сведения о месте обитания булгар появились в исламском мире в конце IX в. Ибн Русте. Географическими маркерами страны булгар для него являются река Атил, на берегу которой, по его словам, живут булгары, а также соседние с булгарами народы — хазары, славяне, буртасы — и прибывающие в Булгар для торговли русы. Из сообщения Ибн Русте следует, что к этому времени в исламском мире о волжских булгарах было известно довольно многое — наличие у булгар верховной власти malik , обращение в ислам большей части булгар, земледелие и охота как основные занятия населения, погребальные обычаи булгар, их торговые контрагенты [Bibliotheca geographorum arabicorum, 1892, p. Ибн Русте говорит о булгарах не только в посвященном им разделе своего сочинения, но упоминает о них и в других разделах, касающихся буртасов, венгров al-majghariyya и русов [Bibliotheca geographorum arabicorum, 1892, p.
Информация, приводимая в этих разделах, относится либо к взаимному расположению народов буртасы и венгры названы соседями булгар , либо к их торговым контактам отмечены регулярные поездки русов в Булгар. Таким образом, уже к концу IX в. Волжская Булгария стала непременным элементом представлений исламских ученых об этнополитической, экономической и культурно-религиозной картине Восточной Европы. У Ибн Хордадбеха, автора IX в. Конечно, такое внимание со стороны арабских авторов к Волжской Булгарии не в последнюю очередь было связано с тем, что Булгария была исламской страной. Его источниками были сведения, циркулировавшие в районе Средней и Нижней Волги и на Каспии, по которому осуществлялись торговые, а также некоммерческие контакты Восточной Европы с исламскими странами. Ярким свидетельством этого служит то место, которое отведено информации о Булгарии в композиции сочинений ученых «классической школы», в том числе Ибн Хаукаля, — описание Булгарии, как и других народов Восточной Европы, приведено в главе, посвященной рассказу о Каспийском море [Opus geographicum, 1938—1939, p. Роль Волго-Каспийского пути в аккумуляции данных о Булгарии очевидна и из того, что почти все упоминания о булгарах у географов «классической школы» так или иначе связаны с известиями о Хазарии или реке Атил. Если обратиться к сообщениям о Булгарии, имеющимся у Ибн Хаукаля, то содержательно они в целом продолжают сложившийся в IX — начале X века дискурс о булгарах. Прежде всего, заметны существенные изменения в соотношении между собой материала о различных восточноевропейских народах.
Если у Ибн Русте сообщения о народах региона — хазарах, буртасах, булгарах, венграх, славянах, русах — выделены в отдельные разделы, более или менее сопоставимые по объему приводимых в них данных, то у Ибн Хаукаля структурообразующим центром рассказа о Восточной Европе является описание хазар, в которое вкраплены краткие сведения о буртасах, булгарах и русах, то есть о тех народах, которые были непосредственными соседями хазар и были тесно связаны с ними экономическими и политическими отношениями. Отмечена роль русов как торговых контрагентов булгар и указаны товары, вывозимые из Булгарии, — мед, воск, меха шкуры бобра [Opus geographicum, 1938—1939, p. В описании Ибн Хаукаля важнейшим маркером географического положения Булгарии, как и прежде, остается река Атил, которая, по словам ученого, течет «от русов и булгар в Хазарское море» [Opus geographicum, 1938—1939, pp. Наряду с термином «булгар» Ибн Хаукаль упоминает «великих булгар», которые граничат с северными пределами Рума [Opus geographicum, 1938—1939, p. Одновременно упоминаются «внутренние булгары», про которых сказано лишь, что они христиане и мусульмане [Opus geographicum, 1938—1939, p. Еще один случай употребления термина «внутренние булгары» находится в составе приводимой Ибн Хаукалем пространной истории об одном жителе Хазарана то есть западной части Итиля , который отправил своего сына по торговым делам во «Внутреннюю Булгарию» [Opus geographicum, 1938—1939, p. Поскольку Булгар на Волге был куда более естественным местом ведения торговли для жителей Итиля, чем далекая от Хазарии Дунайская Болгария, следует полагать, что этнотопоним «Внутренняя Булгария» мог относиться к волжским булгарам. Новая информация о Булгарии касается, прежде всего, содержания самого этнотопонима «булгар». В частности, Ибн Хаукаль называет два вида башджиртов: одних, обитающих по-соседству с гузами и подчиненных булгарам, других — живущих рядом с печенегами и Византией [Opus geographicum, 1938—1939, p. Более подробные данные, чем у Ибн Русте, приводятся о соседях Булгарии.
По словам последнего, число жителей этих городов составляло около 10 тыс. Ибн Хаукаль сообщает новые данные о булгарских городах — Булгаре и Суваре — со ссылкой на сведения о них, полученные от местного хатиба. В частности, приводится расстояние между Итилем и Булгаром по суше и по реке, как вниз по течению, так и вверх; расстояния от Булгара до Куйабы, от Булгара до «начала пределов Рума» и от внутренних башджиртов до Булгара [Opus geographicum, 1938—1939, p. Наконец, значительно расширена информация о величине расстояний, связывавших между собой различные города региона. Нетрудно заметить, что выделенные ими четыре империи в целом соответствовали цивилизационным ареалам, сложившимся на основе ислама, христианства, конфуцианства и индуизма. Так, пестрота европейской политической карты представлялась арабским географам несущественной по сравнению с причастностью народов Европы к христианству: «Что касается того, что мы присоединили к странам ар-Рума [земли] франков, галисийцев и других [народов], то язык их различен, однако религия и государство едины, подобно тому как в государстве ислама языки различаются, а владыка малик один» [Opus geographicum, 1938—1939, p. Точно так же, располагая данными о лингвистических различиях между жителями Китая и окружавшими его племенами тюрок, ал-Истахри и Ибн Хаукаль считали их всех подданными одного государя — правителя Китая [Opus geographicum, 1938—1939, p. Наряду со сбором новых данных о булгарах ал-Истахри и Ибн Хаукаль первыми в исламской литературе показали место Волжской Булгарии в системе мировых империй. Надо сказать, что во вводной части сочинения Ибн Хаукаля, занимающей 13 страниц текста в издании И. Крамерса, булгары упоминаются девять раз, что, конечно, довольно много, принимая во внимание, что эти упоминания делаются в контексте рассказа о всей ойкумене.
Каким же было место Волжской Булгарии в этой идеальной модели миропорядка, которую арабские географы X в. Эти же народы либо как соседние, либо как связанные с булгарами торговыми отношениями названы и в других местах Введения [Opus geographicum, 1938—1939, p.
Очевидно, что булгарский народ продолжает жить на прежних своих землях, называет себя своим собственным именем, и никакого татарского народа в Казанской губернии не существует. Об этом однозначно написано, например, в книге «История Казани», изданной в 1988г. Академией наук РТ Книга I, с.
Возникает мысль, что революция явилась роковым рубежом, в ходе которой совершился акт переименования волжских булгар в казанских татар. Почему и как это произошло? Об основном, традиционном течении, идущем из глубины веков, мы уже говорили: это Совет волжских булгарских мусульман, называемое еще ваисовским движением по имени лидеров ее Багаутдина Ваисова и его сыновей Гайнана Сардар и Газизяна Ваисовых. Но в это время появились люди, которые увидели выгоду для себя в названии «татары». Они считали, что надо называться татарами назло русским.
Это течение называется татаризмом. Оно явилось выражением шовинистических тенденций оскорбленного национального чувства. Шовинизм против шовинизма. Зло против зла. Отчаяние, выражаемое формулой: чем хуже, тем лучше.
Например, один из основоположников этого течения писатель Г. Мы — люди, мы — монголы; мы — тюрки; мы — татары. Наша зарождающаяся культура будет татарской культурой» 1912г. Сколько злобы в этой цитате, сколько глупости. И в то же время бесспорное свидетельство того факта, что в начале ХХв татарского народа еще не было.
Его только пытались зародить. Причем фактическое положение дел с кличкой «татары» было таким, что народ ее считал ругательным словом. Сам же Г. Ибрагимов и свидетельствует об этом, говоря, что если кого-либо из мусульман назовешь татарином, он бросается с кулаками на тебя со словами: «Почему ты оскорбляешь меня? Видным представителем этого течения был Садри Максуди.
В июле 1917г, когда после февральской революции первые лучи свободы согрели души угнетенных народов, мусульмане внутренней России это волжские булгары созвали съезд в Казани и решили возродить свою национальную государственность. Это дело поручили С. Он выделялся своей эрудированностью: хорошо знал историю, литературу родного и других тюркских народов. Получил высшее юридическое образование в Париже в Сорбоннском университете. К тому времени он проявил себя как верный сын своего народа, активно участвуя в деятельности партии «Иттифак аль муслимин» «Союз мусульман» , которая ставила своей целью объединение всех мусульманских народов в борьбе за национальную независимость.
Хочу подчеркнуть, что партия называлась мусульманской, а не татарской. В нее входили видные представители всех мусульманских народов: волжских булгар, башкир, узбеков, казахов, азербайджанцев и других, то есть тех, кого власть называла татарами. Два созыва подряд С. Максуди был депутатом Государственной думы России, где зарекомендовал себя истинным патриотом, бесстрашным защитником интересов родной культуры. Он неоднократно выступал на заседаниях Думы с заявлениями, что «термин «татары»...
Сформированная съездом коллегия во главе с Максуди проделала огромную работу, в результате которой в ноябре 1917г была провозглашена национально-культурная автономия «Идель-Урал штаты» «Волго-Уральский штат» , территория которой включала исторические земли Волжской Булгарии. Нейтральное название республики «Идель-Урал» — не Булгария, не Татария — обусловлено борьбой татаристов против С. Максуди никак не хотел употреблять термин «татары». Но проявил слабость, уступил татаристам, фракцией которых в Милли Меджлисе — парламенте республики «Идель-Урал штаты» — руководил все тот же Г. Этим он допустил недооценку важного значения родного имени «булгары» в сознании народа.
Если бы республика была названа Булгарской, то ее силы утроились бы поддержкой широких народных масс и в первую очередь поддержкой Совета волжских булгарских мусульман. Тем не менее национальная государственность «Идель-Урал штаты» явилась уникальным образцом решения национального вопроса на принципах демократии и соблюдения прав человека. Ее Конституция, подготовленная С. Максуди, не требовала государственного суверенитета. Максуди гениально предвидел, что будущее России — это федерация.
Он говорил: «... Он знал, что национальное достоинство личности обеспечивается свободой и равноправием в общественной жизни, в делах образования и культуры. В апреле 1918г большевики назначают миллионное вознаграждение за голову С. Максуди, который волей провидения сумел избежать ареста и прибыть в город своей юности Париж. Здесь он хлопочет перед Парижской мирной конференцией стран Антанты об избавлении родного народа от большевистского ига — этой нежданной напасти.
В Меморандуме в адрес Конференции он пишет: «Представляется целесообразным обратить внимание на то, что название представляемой мной нации «татары» не что иное, как историческая ошибка... Он работает профессором Сорбоннского университета, в котором когда-то получил путевку в жизнь. Затем его приглашают в Турцию. Там он — профессор Стамбульского и Анкарского университетов, преподает право и историю. Несколько раз избирается депутатом Народного собрания, и, самое главное, он был одним из ближайших соратников президента Ататюрка — отца демократических преобразований в Турции.
Он опубликовал десяток книг по истории и праву. В начале пятидесятых годов в составе парламентской делегации от Турции он работал в Страсбурге над составлением Конституции Европарламента. Его не влекла мания величия. Он жил и трудился во имя человеческого достоинства. Не удивительно, что гений Максуди, его человеколюбие нашли свое заслуженное применение на общечеловеческом уровне.
Принципы демократии, права и свободы человека, за которые он боролся и в разработку которых внес огромный вклад, слава богу, дошли и до нас, на его любимую Родину. Окружным путем, через Европу, но дошли: в 1993г Россия приняла первую в своей истории демократическую Конституцию, которая не только провозгласила всех граждан России равными перед законом независимо от расовой, религиозной, национальной принадлежности и прочих признаков, но и предоставила каждому человеку весь комплекс прав и свобод, необходимых для обретения человеческого достоинства. То, за что боролись волжские булгары на протяжении веков, осуществилось. Жаль, Родина не помнит своего верного сына: ни в родной деревне Ташсу, ни в Казани нет даже памятной доски, нет ни одной улицы с именем С. Максуди, не говоря уж о памятнике.
Учебники по истории фактически постыдно умалчивают его имя и великие деяния. Ваисовцы с радостью их поддержали, увидев в их пришествии начало «царства добра и справедливости». Большевики разгромили и республику «Идель-Урал штаты», и Совет волжских булгарских мусульман и создали на части земель Казанской губернии татарскую республику. Проект татарской республики был подготовлен в наркомате по делам национальностей, руководимом Сталиным, при активном содействии таких татаристов, как уже известный нам Г. Ибрагимов, который стал заместителем Сталина, а также М.
Последний принимал личное участие в разгроме государственных учреждений республики «Идель-Урал штаты». Поэтому площадь возле Национально-культурного центра НКЦ города Казани, где установлен памятник свободе «Хоррият», названа его именем — площадь Султангалиева. Но такое явление в России никого не удивляет. Решение о создании татреспублики было принято на заседании политбюро РКП б в январе 1920г. И уже в марте на территории Казанской губернии вспыхнуло восстание булгарского народа против «безбожного» имени «татары».
Это восстание известно под названием «Вилочное восстание». Большевики безжалостно подавили его силами регулярных войск Красной армии, уничтожая при этом целые деревни. Затем отняли у крестьян весь урожай этого года и искусственно создали страшный голод 1921-22 гг. Опять умерло много народа. Выжившим было не до национальной гордости, не до национального имени.
Так большевики расправились с духом независимости булгарского народа. В это время в Тамбовской области подавлял восстание крестьян М. Акт насильственного навязывания волжским булгарам позорной клички «татары» в качестве национального имени совершился. Эту дату — 27 мая 1920г — можно считать датой исчезновения волжских булгар и появления казанских татар. После образования Татарской АССР всех булгар официально стали называть татарами, булгарскую культуру — татарской культурой, а булгарский язык — татарским языком.
Вот откуда появились татары: не из Монголии они перекочевали, а искусственно созданы декретом Ленина.
Причём, взоры арабских халифов обращались и на просторы Поволжья. И когда булгары попросили у арабов помощи против хазар, те потребовали взамен принять Ислам. Вот так булгары и стали мусульманами.
Правда, через сорок лет русский князь Святослав Игоревич наголову разгромил Хазарию, избавив волжских булгар от постоянной угрозы с юга. И договор с арабскими халифами потерял для булгар свою актуальность. Однако Ислам всё-таки остался в качестве государственной религии Волжской Булгарии. Монгольских ханов не смутило то обстоятельство, что Булгария была мусульманской страной.
По своей привычке уничтожать всё на своём пути, татаро-монгольские орды разграбили булгарские города и поубивали значительное число их жителей. Правда, некоторое время Булгария пользовалась в Орде автономией. Но когда Орда в XV столетии начала трещать по швам и распадаться, Волжская Булгария окончательно исчезла с политической карты мира. Её территория вошла в состав Русского государства, а население в большинстве своём ассимилировалось с соседними народами.
Причём, даже в период своего относительного могущества Волжская Булгария никогда не владела землями вдоль Оки. Ее территория простиралась от Жигулевских гор до Северной Чувашии. Западная граница Волжской Булгарии проходила по реке Сура. Иначе говоря, Нижний Новгород никогда не входил в состав Булгарии.
Возникает вопрос: зачем отмечать годовщину принятия Ислама государством, с которым на протяжении столетий воевала Русь, и которого уже давным-давно нет на карте мира? И зачем делать это в Нижнем Новгороде, который не имеет никакого отношения к Волжской Булгарии? Но и это ещё не всё. Непонятно, зачем вообще в православном русском городе строить мечеть.
Согласно данным недавней переписи населения, в Нижнем Новгороде проживает более одного миллиона двухсот тысяч человек. Остальные два с половиной процента приходятся на мордву, марийцев, чувашей и другие давно обрусевшие и принявшие Христианство народы. Иначе говоря, Нижний — это моноэтнический русский город. И этот факт подтверждают даже официальные данные, которые всегда по возможности занижают процент русского населения в России.
А кроме того, в городе уже действуют три мечети. Их вполне достаточно, чтобы истинно верующие мусульмане могли удовлетворять свои духовные потребности. Впечатление такое, что на почве многонациональности и многоконфессиональности у некоторых российских чиновников просто поехала крыша. Вот они время от времени и шокируют россиян откровенно нелепыми выходками и бредовыми заявлениями.
Еще один образчик чиновничьего тупоумия — решение увековечить память первого президента независимого Азербайджана Гейдара Алиева. Памятник Алиеву решили установить в центре Махачкалы, на пересечении проспекта Шамиля и улицы Магомеда Ярагского. По слухам, эту идею усиленно лоббирует бывший глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Он уже давно восхваляет на все лады Алиева и считает его выдающимся политиком современности.
Куда исчезла Волжская Болгария?
Помимо земледелия, волжские булгары были искусными торговцами. Они контролировали крупный торговый путь, соединявший Балтийское и Каспийское моря, и были известны своей торговлей мехами, медом, воском и рабами. На обычаи волжских булгар влияли как кочевые, так и оседлые культуры. Они практиковали форму шаманизма, включающую поклонение предкам, и верили в силу талисманов и амулетов. Они также приняли элементы ислама после того, как в X веке их обратили в свою веру мусульманские миссионеры. Волжские булгары были организованы в иерархическое общество с правящим классом знати и низшим классом простолюдинов. Ими управлял хан или каган, которому давал советы совет знати. Булгары также были известны своей военной доблестью и смогли защитить себя от таких захватчиков, как монголы, в течение нескольких веков. Города и градостроительство волжских булгар Одним из самых заметных городов Волжской Булгарии был Булгар , который на протяжении нескольких веков служил столицей государства. Булгар располагался на западном берегу Волги и был крупным центром торговли и коммерции. В городе было несколько больших базарных площадей, куда съезжались купцы со всего региона, чтобы купить и продать товары.
Булгар также был центром исламского образования и науки, в нём были построены мечети и медресе. Города Волжской Булгарии были построены с использованием уникального сочетания строительных технологий кочевников и оседлых народов. Многие здания в городах были сделаны из дерева, которое было легко доступно в регионе. Они построены с использованием традиционных столбовых и балочных технологий. Однако в городах также было несколько впечатляющих кирпичных и каменных зданий, включая мечети и дворцы. Эти здания украшались резьбой и мозаикой, что отражало культурное и художественное влияние жителей Волжской Булгарии. Река Волга, протекавшая через сердце государства, была важнейшим транспортным путём. Водная артерия соединяла Балтийское и Каспийское моря и облегчала торговлю между Европой и Азией. Жители Волжской Булгарии были искусными торговцами, а их города были важными центрами торговли и обмена. Торговля булгар с иноземными купцами.
Основными товарами, которыми торговали жители Волжской Булгарии, были меха, мёд, воск и рабы. Государство располагалось в регионе, богатым природными ресурсами. Жители использовали эти ресурсы для производства товаров, которые высоко ценились на рынках всего региона. Булгары также торговали с соседними народами, хазарами и печенегами, обеспечивающим доступ к другим рынкам. Жители Волжской Булгарии также играли важную роль в широкой евразийской торговой сети. Они торговали с купцами из Византии, Аббасидского халифата и других могущественных государств. А также играли ключевую роль в содействии обмену товарами и идеями между Востоком и Западом. В результате жители Волжской Булгарии подвергались широкому культурному и интеллектуальному влиянию. Города Булгарии были центрами обучения и инноваций. Войны России и Волжской Булгарии История Волжской Булгарии отмечена взаимодействием с различными соседними державами, включая русских.
На протяжении веков русские предприняли несколько кампаний против волжских булгар, стремясь расширить свою территорию. Первая русская кампания против волжских булгар состоялась в X веке, под правлением князя Владимира Великого. Кампания была успешной, и русские установили свой контроль над булгарским торговым центром Болгар. Однако русские не смогли удержать свои завоевания и, в конце концов, ушли из региона. Тем самым положив начало своему господству над регионом. Русские стремились воспользоваться ослаблением власти монголов в регионе и начали ряд кампаний против волжских булгар в XIV и XV веках.
Оставшиеся в живых булгары перебрались в Казань, и сегодня их потомки — жители республики Татарстан. Введение в Волжской Булгарии ислама как государственной религии, осуществлённое князем Алмушом X век , — событие, произошедшее в конце первого тысячелетия нашей эры. На выставке представлены книги, статьи из журналов, рассказывающие об истории возникновения Волжской Булгарии.
Это помогает нам лучше понимать друг друга, находить общий язык и избегать многих конфликтов. Вашему вниманию исторический онлайн-экскурс «История Волжской Булгарии». Центральная районная библиотека ст.
Нурутдиновым вкладыш Скрин: Восточная Европа в 15м — первой половине 16го веков Скрин: Булгарское государство в 9м — начале 13го веков Bulgarian State in the 9th — 13th centuries Composite map Скрин: Карта городов центральной части Булгарии в 8м — 16м веках Скрин: Карта городов к западу, северу и востоку от Ечке Старой Булгарии в 8м — 16м веках Скрин: Карта Булгарских Предков Скрин: Генеалогическое древо подготовленное Ф. Нурутдиновым Теги.