Может быть, признание территориальной целостности Армении в пределах 29,8 тыс. кв. км занимаемой республикой территории? Армения и Азербайджан договорились о взаимном признании территориальной целостности, сообщил 25 мая премьер-министр Армении Никол Пашинян, выступая на расширенном заседании Высшего евразийского экономического совета. Если мы теперь посмотрим на территории Армении и Азербайджана, которые согласно картам 70-х годов должны быть обменены, то в настоящее время территорий Армении, оккупированных Азербайджаном, в 2-3 раза больше, чем подконтрольных Армении азербайджанских. В Международном суде завершились общественные слушания по делу «Азербайджан против Армении» на основании предварительных возражений, выдвинутых Арменией. Мирный договор с Арменией Баку подпишет, только если она полностью признает отсутствие территориальных претензий к Азербайджану, заявил Алиев.
Кто выиграл от поражения Армении и победы Азейрбайджана в Нагорном Карабахе?
- Азербайджан и Армения: Есть трения, но мир уже осязаем | | Новости
- Как отдали Карабах. Путин раскрыл детали переговоров Армении и Азербайджана | Аргументы и Факты
- Армения признала Нагорный Карабах территорией Азербайджана - 27.11.2023 Украина.ру
- Газета «Суть времени»
Пашинян подписал декларацию о признании Карабаха частью Азербайджана
В парламенте Армении во вторник премьер-министр Никол Пашинян заявил, что Армения «полноценно признает» территориальную целостность Азербайджана и ждет, что Баку сделает то же, «признав всю территорию Армянской ССР как Республику Армения». Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил Euronews, что у Баку нет территориальных претензий к Армении и ждет аналогичного подхода от Еревана. Конфликт между Азербайджаном и Арменией снова обострился.
Азербайджан нашел способ вынести окончательный приговор Армении
Новости "Москва-Баку" с Анной Немолякиной 15 марта видео Почему Армения неожиданно признала территориальную целостность Азербайджана после форума в Турции. Новости "Москва-Баку" с Анной Немолякиной 15 марта видео 15. Новости "Москва-Баку". Экспортер энергии Азербайджан станет крупным производителем и экспортером электроэнергии. Об этом заявил президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев, выступая на церемонии закладки фундамента Гарадагской солнечной электростанции, которая будет построена в Азербайджане компанией Masdar из Объединенных Арабских Эмиратов. В феврале состоялось открытие новой электростанции мощностью 385 Мвт, построенной «Азерэнержи». Сегодня мы закладываем фундамент солнечной электростанции мощностью 230 Мвт». Алиев выразил уверенность, что в 2023 году в общую систему будут включены дополнительные мощности, и это только начало, так как развитие возобновляемой энергетики является для Азербайджана приоритетом.
Мы также должны учитывать, что существует большая потребность в электроэнергии в соседних странах и на европейском континенте. Мы производим электроэнергию только из экологически чистых источников - природного газа, воды, солнца и ветра». Ильхам Алиев также подчеркнул, что потенциал возобновляемой энергетики в Азербайджане большой, поэтому ведущие мировые энергетические компании сейчас очень заинтересованы в сотрудничестве с Азербайджаном. Кроме того, президент Азербайджана заявил, что в этом году на освобожденных территориях республики планируется реконструировать 5 гидроэлектростанций. Сегодня же президент Ильхам Алиев принял делегацию во главе с министром энергетики и инфраструктуры Объединенных Арабских Эмиратов Сухейлем аль-Мазруи. Ранее министерство энергетики Азербайджана и компания "Masdar" подписали пакет документов для реализации проекта строительства солнечной станции на Абшероне. В свою очередь, министр Сухейль аль-Мазруи отметил, что Азербайджан стал привлекательным как для туристов, так и для прямых иностранных инвестиций, и компания Masdar поддерживает азербайджанскую стратегию, связанную с использованием возобновляемых источников энергии.
Материал по теме Какие 5 пунктов о мире Азербайджан предложил Армении. Новости "Москва-Баку" с Анной Немолякиной 14 марта «Мы также заинтересованы в участии в других проектах.
При этом через территорию этих сел проходит межгострасса в Грузию. Что говорят власти? Премьер-министр Армении Никол Пашинян посетил в понедельник несколько общин в Тавуше и пообщался с их жителями. Премьер заявил о начале практического этапа делимитации и демаркации государственной границы с Азербайджаном. Он подчеркнул важность проводимой властями политики недопущения войны, в связи с чем вопрос уточнения границ с Азербайджаном в Тавушской области приобретает первостепенное значение. В то же время, как сообщают ТГ-каналы, премьер Армении не исключил возможности войны "до конца недели", в случае если армянская сторона откажется от процесса демаркации и делимитации границы. Примечательно, что еще на пресс-конференции 12 марта Пашинян утверждал, что не было и не может быть и речи о сдаче Азербайджану сел в Тавушской области.
А спустя три дня - 15 марта, глава МИД Армении Арарат Мирзоян подтвердил, что никаких переговоров о сдаче сел в Тавушской области не ведется. Никто не может сдать села Тавушской области какой-либо другой стране", - сказал Мирзоян. Что говорит оппозиция, эксперты и правозащитники? Секретарь оппозиционной фракции "Честь имею" Тигран Абрамян считает, что Тавушская область Армении может оказаться в таком же уязвимом положении, в каком сегодня находится Сюникская область. Депутат подчеркнул, что политика действующих властей по вопросу четырех сел Тавуша будет во многом обусловлена общественным мнением, а также реакцией на местах.
Во что уперлись переговоры по Карабаху между Азербайджаном и Арменией 3 110 просмотров Война в Карабахе закончилась три года назад. Армения согласилась почти на все требования Баку, взамен требуя гарантий безопасности для армян Карабаха. Баку утверждает, что у них будут те же права, что и у граждан Азербайджана, пишет BBC. После войны 2020 года стороны конфликта много раз садились за стол переговоров, и порой казалось, что подписание мирного договора уже близко. Встречи проводились под эгидой Вашингтона, Брюсселя, Москвы, но, как считают эксперты, их прогресс упирается в вопрос безопасности армян.
Азербайджан победил в продолжавшейся 44 дня войне и вернул себе часть территории Карабаха и прилегающие к нему регионы, а в Нагорный Карабах, по договоренности глав Азербайджана, Армении и России, вошли российские миротворцы. Они контролируют территорию Карабаха, где живут армяне, и обеспечивают их безопасность. Но армяне качеством этой защиты недовольны, считая, что миротворцы бессильны перед азербайджанскими военными. Азербайджанцы в свою очередь утверждают, что россияне помогают тайно переправлять из Армении в Карабах оружие. Сообщения о вооруженных инцидентах и случаях нарушения прекращения огня в том числе на границе Азербайджана с Арменией приходят каждые несколько дней. Мандат миротворцев закончится в 2025 году, и Азербайджан дает понять, что, возможно, он не будет продлен. Ереван хочет гарантий безопасности для десятков тысяч армян, продолжающих жить в Карабахе. Карабах — тема, мгновенно вызывающая бурю эмоций у обоих народов. За десятилетия конфликта пропасть, отделяющая армян и азербайджанцев, еще больше расширилась. Обе стороны считают себя жертвой в этом противостоянии, стена недоверия и неприятия только укрепляется с каждой каплей пролитой крови.
Армяне не могут выезжать за пределы Нагорного Карабаха, азербайджанцы не могут вернуться в разрушенные армянами города и села в Карабахе, где еще многие годы будут вестись работы по разминированию и восстановлению инфраструктуры. Сегодня невозможно представить себе армянина, гуляющего по бакинскому Приморскому парку, или азербайджанца, отдыхающего на берегу армянского озера Севан или Гёйча, по-азербайджански. Совместные действия по ликвидации последствий боевых действий, открытие коммуникаций и свободного передвижения транспорта например, дороги на Нахичевань - такие шаги требуют диалога и компромисса. Но общества ни в Армении. Условия для мира Азербайджан ранее предложил Армении пять пунктов в качестве условий для мирного соглашения: это взаимное признание границ, отсутствие территориальных претензий, отказ от применения военной силы и силовых угроз, демаркация границ и открытие транспортных коммуникаций.
В Нагорном Карабахе появились засланные в основном из Армении вооруженные группы и террористы, занимавшиеся деструктивной деятельностью. Территориальные притязания против Азербайджана выдвигались не только националистическими группами, но и властными структурами Армении. Армения пыталась любой ценой захватить часть территории Азербайджана.
В результате победы Армянского общенационального движения на парламентских выборах, проведенных в Армении в мае 1990 года, к власти в республике пришли ультранационалистические и шовинистические силы, пропагандирующие войну. Это ускорило начало армянской стороной агрессорской войны. Направив все усилия на создание неформальных воинских соединений и их вооружение, Армения предпочла решить проблему путем применения силы в соответствии с собственными целями. Именно поэтому Армения никогда не относилась к переговорному процессу всерьез, пыталась воспользоваться им только для создания видимости в международном общественном мнении. Как накануне войны, так и в последующий период позиция Азербайджана была абсолютно справедливой с точки зрения Конституции СССР и норм международного права. Однако бездеятельность политической элиты Азербайджана в тот период, отсутствие политического лидера в республике еще больше осложняли ситуацию. Дальновидная личность, выдающийся государственный деятель, общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев, который мог всесторонне анализировать ход процессов, руководствовался волей народа, его принципиальной позицией в решении вопросов, был способен мобилизовать население вокруг единой цели, в тот период находился в вынужденной отставке. Отдаление его от политики оказало непосредственное влияние на дальнейшее углубление конфликта, как того хотели армяне.
Волна мощного давления После ввода в Баку советских войск 20 января 1990 года и учинения кровавой Январской трагедии Кремль и лично Президент Михаил Горбачев полностью утратили авторитет. Вслед за Баку советские войска совершили убийство гражданских лиц в Нефтчале и Лянкяране. В целом, во время январских событий в стране были убиты 150 человек. Трагедия 20 Января сыграла важную роль в кардинальном изменении отношения азербайджанского народа к СССР и реализации идей национальной независимости. В то время, как коммунистические руководители Азербайджана не видели коренных изменений, происходивших в национальном сознании народа, общенациональный лидер Гейдар Алиев, прибыв 21 января в постоянное представительство Азербайджана в Москве, выразил решительный протест против предвзятой политики руководства СССР в отношении азербайджанского народа, резко осудил убийство советской армией мирных людей, а затем отказался от членства в Коммунистической партии. Однако из-за того, что комитет опирался на постепенно слабеющие возможности заинтересованной в самосохранении общесоюзной системы, его деятельность с самого начала была обречена на неудачу. После августовских событий 1991 года, полностью подорвавших общесоюзную государственность, деятельность данного комитета стала бессмысленной. Сложившаяся новая политическая реальность свидетельствовала о номинальности советской власти и ее приближающемся конце.
Армянская диаспора и армянское лобби, оказывая влияние на ход конфликта, одновременно проводили в странах, где осуществляли деятельность, пропагандистскую работу, опирающуюся на вымышленные притязания, и пытались направить их на урегулирование конфликта в своих интересах. Было очевидно, что Армения, учитывая перспективу распада СССР, пыталась показать, что якобы не является стороной конфликта, и тем самым реализовать свою деятельность по специальному плану для того, чтобы ввести международное мнение в заблуждение. В ответ на это Верховный Совет Азербайджанской Республики 23 ноября 1991 года ликвидировал статус автономии Нагорного Карабаха. Армения, открыто озвучивавшая до этого территориальные претензии, без объявления войны начала военные действия против Азербайджана. Массовая резня, акты геноцида В период военной кампании армянские вооруженные силы, не делая никаких различий между военными и гражданскими лицами, совершили беспощадное убийство мирного азербайджанского населения в оккупированных районах и городах. Азербайджанцы подверглись этнической чистке и геноциду. Военно-политическое руководство Армении, совершая систематические беспощадные массовые расправы, геноцид против мирного населения в селе Мешели Аскеранского, селах Малыбейли и Гушчулар Шушинского, селе Гарабаглы Ходжавендского районов, городе Ходжалы, селе Агдабан Кяльбаджарского района и других местах, преследовало цель физически уничтожить часть гражданского населения Азербайджана, сломить сопротивление остальной части и очистить регион от азербайджанцев. В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года Армения совершила геноцид против азербайджанского населения в Ходжалы.
В итоге были убиты 613 мирных жителей, включая 106 женщин и 63 ребенка. Кроме того, Организация исламского сотрудничества и Тюркский совет также признали эту трагедию как геноцид. Ужесточившаяся в 1993 году военная агрессия со стороны Армении, а также возникшие в Азербайджане угроза гражданской войны, хаос, экономический кризис, паралич государственных институтов поставили страну лицом к лицу с угрозой гибели. Именно в этот критический момент азербайджанский народ увидел спасение в своем гениальном сыне, мудром государственном деятеле, общенациональном лидере Гейдаре Алиеве и доверил ему дальнейшую судьбу страны. Спасительная миссия общенационального лидера Гейдара Алиева Когда общенациональный лидер Гейдар Алиев 15 июня 1993 года по настоятельному требованию народа вернулся к власти, в стране царила сложная обстановка. Общенациональный лидер пришел к выводу, что в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта требуются комплексный подход, учет важных внутри- и внешнеполитических факторов. Это включало установление общественно-политической стабильности, создание боеспособной регулярной армии, реорганизацию государственных институтов и обеспечение их эффективной деятельности, восстановление экономики и осуществление коренных реформ в управлении, заключение стратегических нефтяных контрактов, обеспечивающих развитие страны на ближайшие десятилетия, и как результат — объединение нации вокруг одной идеи — азербайджанства. К тому времени в результате военной агрессии со стороны Армении армянской армией были оккупированы 20 процентов территории Азербайджанской Республики — город Ханкенди, Ходжалинский, Шушинский, Лачинский, Ходжавендский, Кяльбаджарский, Агдамский, Физулинский, Джабраильский, Губадлинский, Зангиланский районы, а также 13 сел Тертерского района, 7 сел Газахского района и одно село Садаракского района Нахчывана.
В результате агрессии Армении более 1 миллиона азербайджанцев оказались в положении беженцев и вынужденных переселенцев, более 20 тысяч азербайджанцев погибли в период военных операций, а свыше 50 тысяч человек стали инвалидами. О последующей судьбе пропавших без вести в результате I Карабахской войны 3890 азербайджанцев, включая 71 ребенка, 267 женщин, 326 стариков, в том числе 872 человек, захваченных в плен и заложники по данным на 1 декабря 2020 года , ничего не известно. В 1988-1993 годах в Карабахе в целом были разрушены 900 населенных пунктов, 150 тысяч домов, 7 тысяч общественных зданий, 693 школы, 855 детских садов, 695 медицинских учреждений, 927 библиотек, 44 храма, 9 мечетей, 473 исторических памятника, дворца и музея, 40 тысяч музейных экспонатов, 6 тысяч промышленных и сельскохозяйственных предприятий, 160 мостов и других инфраструктурных объектов. Конфликт в международных документах Армяно-азербайджанский конфликт, превратившийся в силу своего межгосударственного характера в источник серьезной угрозы для международного мира и безопасности, вызвал серьезные обсуждения в рамках международных организаций, в связи с проблемой был принят ряд важных документов. Резолюция осудила оккупацию Зангиланского района и поселка Горадиз, нападение на гражданское население и бомбардировку территорий Азербайджанской Республики, потребовала вывода оккупационных сил из Зангиланского района, поселка Горадиз и остальных последних оккупированных территорий. Эти резолюции, принятые Советом Безопасности ООН, выступающим в качестве основного гаранта международного мира и безопасности, в связи с армяно-азербайджанским конфликтом, определили правовую основу политического процесса по урегулированию конфликта на основе норм и принципов международного права. В резолюциях осуждается оккупация азербайджанских территорий, подчеркивается неприемлемость захвата территорий с применением силы, еще раз подтверждаются территориальная целостность, суверенитет и неприкосновенность границ Азербайджана, а также то, что Нагорный Карабах является составной частью Азербайджана, и выдвигается требование о незамедлительном, полном и безоговорочном выводе оккупационных сил со всех захваченных территорий Азербайджана. Документы, принятые в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ , составляли нормативно-правовую базу и механизм переговорного процесса на основе принципов и норм международного права, резолюций Совета Безопасности ООН.
Направив в феврале в Армению и Азербайджан миссию наблюдателей, Комитет высокопоставленных лиц организации принял решение, призвав стороны к миру, а также объявлению прекращения огня и отказу от территориальных притязаний к соседним государствам. На состоявшемся в 1994 году в Будапеште саммите организации было достигнуто соглашение о наращивании усилий в рамках скоординированной деятельности с целью придания импульса процессу урегулирования проблемы и направлении в регион конфликта многонациональных сил для защиты мира, действующему председателю СБСЕ было поручено назначить сопредседателей Минской конференции. К этим принципам, к которым присоединились все государства-участники ОБСЕ, относятся: 1. Территориальная целостность Азербайджанской Республики и Республики Армения; 2.
Алиев заявил, что у Азербайджана нет территориальных претензий к Армении
В настоящее время Азербайджан, Армения и Иран активно стягивают свои войска к сопредельным пограничным рубежам. Конфликт между Азербайджаном и Арменией снова обострился. Нормализация отношений Азербайджана и Армении продолжается – Баку и Ереван приступили к такому важной и непременной составляющей урегулирования, как делимитация и демаркация государственной границы. Война между Азербайджаном и Арменией может начаться до конца недели, если Армения не согласится на компромисс по вопросу принадлежности приграничных сел-эксклавов. Президент Азербайджана Ильхам Алиев сделал заявление о территориальных претензиях к Армении.
Нагорный Карабах капитулировал перед Азербайджаном
Армения опасается, что у Азербайджана до сих пор есть к ней территориальные претензии. "Формальный повод претензии Еревана к ОДКБ состоял в том, что мы отказались поддержать Армению в столкновениях на границе с Азербайджаном. 5 мая 1994-го представители Азербайджана, Армении и Нагорного Карабаха подписали Бишкекский протокол, который призывал к прекращению огня в зоне конфликта. Азербайджан не могут убедить отказаться от территориальных претензий к Армении, сообщает газета «Грапарак» со ссылкой на источник, близкий к армянским властям. Территориальные претензии к Армении может предъявить Азербайджан, если Армения будет ставить под сомнение территориальную целостность Азербайджана, заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев 16 июня на открытии IX Глобального Бакинского форума.
Пашинян: Армения и Азербайджан согласовали основные принципы перемирия
^ a b "Один армянский солдат убит в перестрелке на границе с Азербайджаном: Министерство обороны Армении". Новости ANI. Пока армянский премьер Пашинян рвет связи с Россией, пытаясь сделать Армению "европейской страной", Азербайджан выдвигает новые территориальные претензии. Армения и Азербайджан договорились о взаимном признании территориальной целостности.
Азербайджан нашел способ вынести окончательный приговор Армении
Он напомнил, что при посредничестве главы Евросовета Мишеля проводятся многочисленные важные встречи, проводилось несколько встреч с главой МИД Азербайджана также при посредничестве госсекретаря США Блинкена, встречи на разных уровнях проводятся также и в Москве, других местах. Мы несколько раз становились свидетелями того, как на встречах достигалась договоренность, однако на земле, так и не увидели реализацию этой договоренности. Например, мы до сих пор не слышали публичных заявлений от руководства Азербайджана о признании территориальной целостности Армении, тогда как такие слова на закрытых встречах слышим.
Пашинян вновь повторил, что Армения привержена договоренности с Азербайджаном о заключении мирного договора на основе взаимного признания территориальной целостности в 29,8 кв. Глава армянского правительства отметил, что существует возможность достижения долгосрочного и стабильного мира, призвав Баку воздержаться от шагов, которые снижают эту возможность. В числе таких деструктивных шагов он назвал торпедирование инициативы по созданию международного механизма диалога Степанакерт-Баку, блокирование Лачинского коридора и похищение Вагифа Хачатряна, которого сотрудники МККК перевозили из Нагорного Карабаха на лечение в Республику Армения. Освобождение Хачатряна, а также других пленных и удерживаемых лиц, по его словам, было бы доказательством приверженности мирной повестке.
Пашинян также призвал не препятствовать проезду гуманитарного груза из Республики Армения в Нагорный Карабах, так как это — грубое нарушение решения Суда ООН и трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 года.
Он подчеркнул, что существуют серьезные предпосылки нормализации отношений на основе признания территориальной целостности друг друга. О взаимном признании территориальной целостности Армении и Азербайджана в пределах советских административных границ Пашинян сообщил на прошлой неделе. По его словам, Баку признает 29,8 тысячи квадратных километров территории Армении, а Ереван - 86,6 тысячи квадратных километров территории Азербайджана.
А когда официальный Ереван прямо сказал, что вмешиваться не собирается, отпали любые сомнения в исходе этой операции. Азербайджан 30 лет последовательно шел к достижению своей цели и, наконец, может праздновать полную победу. Которая стала возможна не только благодаря военному превосходству. Повод для нынешней операции - номинальный.
Азербайджан обвинил армян в укреплении своих позиций, подвозе боеприпасов, увеличении количества техники и минировании, в результате которого есть пострадавшие как среди военных, так и среди гражданских. Степанакерту пришлось пойти на условия, которые можно назвать капитуляцией Фото: Александр КОЦ Баку в течение суток наносил точечные удары по инфраструктуре Армии обороны Нагорного Карабаха, с безопасного расстояния, методично выбивая системы ПВО, РЭБ, артиллерию и укрепления армян. К исходу вторника азербайджанцы явно обозначили переход к наземной фазе. Разрушения после начала боевых действий в Нагорном Карабахе. Да, местные бойцы могли бы драться до последней капли крови - я работал вместе с ними в 2020 году, это настоящие воины. Но без помощи извне, это была бы бойня. Именно поэтому при содействии российских миротворцев а не Блинкена или Макрона, к которым так тяготеет Пашинян было достигнуто соглашение о прекращении огня. Степанакерту пришлось пойти на условия, которые можно назвать капитуляцией - вывод техники и полное разоружение.
Пашинян предложил Баку неожиданный компромисс
В январе этого года он заявил , что ответственность за подписание мирного договора должен взять на себя Ереван. По мнению политика, документ должен быть простым и отражающим все основные принципы. Попытки включить Степанакерт в мирный договор Алиев считает контрпродуктивными. В мае азербайджанский президент призвал армянских коллег проявить конструктивность в переговорах.
В ином случае Баку не намерен делать никаких шагов по урегулированию конфликта, кроме дипломатических. Участие России Главный посредник в урегулировании карабахского конфликта — Россия. В 2020 году президент РФ Владимир Путин указывал , что страны должны прийти к соглашению без кровопролития.
Стороны должны остановиться на тех позициях, где их застало подписание трехстороннего соглашения. Статус Карабаха должен остаться неизменным и решаться в будущем», — сказал он. Позиция Москвы Путин говорил, что с международной точки зрения Нагорный Карабах — часть Азербайджана.
Государству, по мнению политика, необходимо вернуть семь удерживаемых районов вокруг непризнанной республики, однако у региона «должен быть зафиксирован статус-кво». Глава государства объяснял вмешательство России в конфликт. В 2020 году Россия, Армения и Азербайджан подписали договор о полном прекращении боевых действий в Нагорном Карабахе.
Однако армянская оппозиция назвала документ «капитуляцией» Пашиняна и организовала масштабные митинги, на фоне чего премьер подал в отставку. В 2021 году в Армении прошли выборы в парламент — партия Пашиняна получила большинство голосов избирателей, а политик вернулся в кресло премьер-министра.
Совместные действия по ликвидации последствий боевых действий, открытие коммуникаций и свободного передвижения транспорта например, дороги на Нахичевань - такие шаги требуют диалога и компромисса.
Но общества ни в Армении. Условия для мира Азербайджан ранее предложил Армении пять пунктов в качестве условий для мирного соглашения: это взаимное признание границ, отсутствие территориальных претензий, отказ от применения военной силы и силовых угроз, демаркация границ и открытие транспортных коммуникаций. Армянская сторона желает добавить пункт о создании международных механизмов, гарантирующих безопасность армян, которые остались жить в Карабахе.
И в этом пункте мнения сторон расходятся. Так в мае этого года премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил о признании Карабаха частью Азербайджана, но в очередной раз добавил, что Баку следует пойти на «полноценные переговоры со Степанакертом», чтобы дать живущим там армянам гарантии безопасности. Армянский политолог Александр Искандарян считает, что получить такие гарантии сейчас крайне сложно.
С одной стороны существует кризис доверия, когда в непризнанной НКР Нагорно-Карабахской республике не верят обещаниям Баку, а с другой - «на гарантии в виде, например, международных миротворцев, например, ООНовских, не пойдет Баку». C декабря 2022 года населенный армянами регион находится в фактической блокаде, которая постепенно усиливается. Тогда азербайджанские госслужащие под видом экоактивистов блокировали единственную дорогу, связывающую непризнанную НКР с Арменией.
А этой весной Азербайджан построил на границе с Арменией полноценный пограничный контрольно-пропускной пункт, и грузоперевозки прекратились. Затем, уже летом, Азербайджан перестал пускать в Карабах и машины Международного Красного Креста, и, наконец, в конце июля задержал автомобиль «скорой помощи», арестовав находившегося в ней пациента, по обвинению в военных преступлениях, якобы совершенных 30 лет назад. Азербайджан предлагает завозить в Карабах гуманитарные грузы через азербайджанский город Агдам, но против этого выступают армяне.
Азербайджан: у армян такие же права Азербайджан сильнее Армении в военном отношении, его армия контролирует границу с Арменией, а также стоит в Шуше, в карабахском городе на господствующей высоте, всего в нескольких километрах от Степанакерта в Азербайджане город именуется Ханкенди. И в своей риторике Баку говорит с позиции сильного, не избегая и угроз. Президент Ильхам Алиев высказался довольно однозначно: армяне Карабаха должны или получить азербайджанские паспорта или покинуть регион.
Причем и он, и его чиновники не раз говорили, что вместе с паспортом гарантируют армянам Карабаха такие же права, что есть и у других граждан Азербайджана. Эти заявления встретили и скептические комментарии, в которых отмечается, что в Азербайджане с правами человека дела обстоят плохо, а учитывая пропаганду ненависти к армянам в школах, возникает вопрос, как здесь будут относиться к этническим армянам, как согражданам. Хотя карабахские армяне еще не заявили о желании получить азербайджанское гражданство, Би-би-си обратилась в Государственное агентство по оказанию услуг гражданам ASAN с вопросом, куда должны будут обращаться армяне Карабаха, если захотят получить азербайджанские паспорта.
Там посоветовали позвонить в МВД.
Все тривиально. У ПашинЯна нет поддержки в народе, главные его выгодоприобретатели — Эрдоган с Алиевым. Они самые заинтересованные люди в том, чтобы такой подарок, как Пашинян, был в Армении у власти как можно дольше, чтобы Армения окончательно стала протекторатом азербайджано-турецкого тандема.
Пашинян тоже понимает, что Эрдоган и Алиев - главные заинтересованные лица в его пребывании у власти, и чтобы эта заинтересованность сохранялась, процесс сдачи им Армении нужно продолжать. Другое дело, что Эрдоган и Алиев - опытные политики и понимают, что перегибать палку не стоит, как бы Пашиняна не свалили, а потому давить на Никола Воваевича будут постепенно. Какой шаг будет следующим? Требование изменить Конституцию?
Вряд ли это так важно для Алиева: сегодня можно изменить Конституцию так, а завтра наоборот.
В свою очередь Алиев заявил, что у Баку нет территориальных претензий к Еревану. Ильхам Алиев, президент Азербайджана: «Я считаю, что есть возможности для выхода на мирное соглашение, тем более принимая во внимание то, что Армения официально признала Карабах частью Азербайджана».
Сегодня по инициативе российской стороны состоится также трехсторонняя встреча Путина, Алиева и Пашиняна.