Во что турецкая гиперинфляция превратила Стамбул, а Эрдоган — Святую Софию. Айя-София. Стамбул.
В Кремле оценили заявление Турции о смене статуса собора Святой Софии
Собор Святой Софии (Айя-София) сегодня — В Стамбуле умерла знаменитая кошка Айя-Софии Гли. Константинопольский патриарх оценил превращение храмов в Турции в мечети. С момента преобразования в 2020 году собора Святой Софии в Стамбуле в мечеть поступали многочисленные сообщения о повреждениях и случаях ва. Название собора Святой Софии происходит от греческого "софия" (знание, мудрость), он также известен как собор Премудрости Божьей, Великая церковь и Айя-София. Государственный совет Турции проголосовал за придание собору Святой Софии в Стамбуле, одной из главных христианских святынь, статуса мечети. Святая София была превращена в католический собор, в котором 16 мая 1204 года фландрский граф Балдуин был торжественно коронован в качестве первого императора новой Латинской империи[28].
Музей или храм? Есть ли смысл в борьбе за светский статус Святой Софии
Его внутренняя отделка продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью. В период османского правления собор был дополнен четырьмя минаретами, михрабом ниша, которая указывает направление Мекки и мраморным минбаром кафедра в мечети. В ходе реставрации в 1930-х и 1950-х годах под слоем штукатурки были обнаружены считавшиеся утерянными мозаики и фрески времен византийской эпохи. Таким образом, в настоящее время в храме можно видеть и изображение Иисуса Христа, и изречения из Корана на восьми огромных щитах, подвешенных на сводах самые большие в мире произведения искусства исламской каллиграфии. Предложения об изменении статуса собора Стамбул будет претендовать на проведение Олимпийских игр 2032 года С момента принятия решения о превращении здания в музей в 1934 году вопрос о возвращении ему статуса мечети поднимался неоднократно. Инициаторами выступали как различные религиозные организации, так и отдельные политики, которые подавали петиции в Государственный совет.
Этот орган, выполняющий функцию Высшего административного суда страны, регулярно отклонял такие заявления из-за возможности возникновения политических последствий и ввиду туристического значения этого исторического объекта. Однако в марте 2019 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что статус собора может быть изменен. Такой шаг он назвал ответом на признание Соединенными Штатами Иерусалима столицей Израиля в декабре 2017 года и суверенитета этого государства над Голанскими высотами в марте 2019 года.
Ислам отошел на второй план, когда президент Кемаль Ататюрк в 1923 году начал создавать светское государство. И вот теперь Эрдоган поворачивает Турцию вспять. Как в России восстанавливалась Русская церковь после большевиков. Для греков, сербов, итальянцев и армян, которые теперь считают себя турками, превращение в мечеть музея Святой Софии так же важно, как восстановление храма Христа Спасителя для россиян. Собор Святой Софии в Стамбуле - самый известный памятник византийской архитектуры. Крупнейший христианский храм до постройки собора Святого Петра в Риме. Храм был построен императором Юстинианом I в Константинополе на месте сгоревших христианских храмов. Юстиниан 600 г. Софийский собор был разграблен. Вскоре он был превращен в мечеть Айя-София. Мехмед II 1500 г.
Действительно, до VI в. Первоначально базилики были светскими зданиями, где императорские чиновники совершали суд отсюда название , а также проводились разного рода собрания. Христиане, около 300 лет не имевшие собственных церквей, в условиях гонений собирались на богослужения в подобных зданиях — а позже они становятся полноценными церквями. Вот и София — тоже тип базилики, однако, при этом имеет и выраженную форму креста. Это говорит о том, что постепенно в церковном сознании появляется представление о символичности формы храма, который не «просто» здание, но — икона Царства Небесного. Икона света «Он весь полон света и солнечных лучей, и можно было бы сказать, что не снаружи идет это освещение, а само оно рождает этот дивный блеск, так чудно светел этот храм,» — так пишет о Софии Прокопий Кесарийский. Это — еще одна уникальная особенность Софии: архитекторам удалось использовать естественный свет солнца, луны, даже — звезд, не только для утилитарной цели освящения храмового пространства, но также — для передачи богословских смыслов слов св. Иоанна Богослова : «Бог есть свет и нет в нем никакой тьмы» 1 Ин. Это достигалось, прежде всего, благодаря 40 окнам по периметру купола, которые делали его как бы парящим. Шедший сверху свет особым образом преломлялся в пространстве Софии, создавая ощущение благодати, радости Божия присутствия. И подлинно, свет солнца, луны, звезд здесь в полной мере осознавался отблеском Царстве Небесного. Интересный факт Современными исследователями Софии, в частности, А. Лидовым, установлено: до VIII в. Великолепные мозаики, которые сохранились здесь сейчас лишь частично, были сделаны после VII Вселенского Собора ради утверждения иконопочитания. Современное православное богослужение знает подобный строй службы, пожалуй, лишь во дни Пасхи. В Софии же служили так ежедневно. Здесь были огромные хоры не только из собственно певцов, но также из диаконов, иереев. Очень торжественными были также сами службы, сопровождавшиеся большими процессиями духовенства — остаток этой практики мы можем видеть сейчас во всенощном бдении, когда духовенство торжественно исходит из алтаря для литии, затем — для чтения Евангелия. Это не случайно — Устав Софии Константинопольской был, как считали еще русские литургисты начала XX в. Собор Святой Софии без минаретов Есть и более серьезные детали современной службы, восходящие к Софии.
Возведение собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. Долгое время он был патриаршим собором. Собор стал мечетью. В 1935 году, согласно декрету правительства Турции, подписанному Кемалем Ататюрком, Айя-София стала музеем. С 2015 года РПЦ претендовала на передачу ей Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, построенного во второй половине XIX века, который в настоящее время принадлежит государству и является музеем. Это дело вызвало многочисленные протесты общественности и получило резонанс.
Мечеть Айя-София: фото, история, время работы
"Россия может объявить Святую Софию в Стамбуле своей реликвией" - МК | Собор Святой Софии, греческое название Святой Мудрости, является одной из самых удивительных мечетей Стамбула. |
Не все доступно даже мусульманам: новые правила посещения собора Святой Софии // Новости НТВ | Об этом в минувшую пятницу объявил президент Турции Реджеп Эрдоган, подписав указ, отменяющий музейный статус собора Святой Софии. |
Турецкий гамбит: зачем переделывать собор Святой Софии из музея в мечеть | Вход в мечеть Айя-София (собор Святой Софии) в Стамбуле сделают платным для иностранных туристов со следующего года. О таком решении рассказал глава турецкого Минкульта Мехмет Нури Эрсой. |
Главный храм и мечеть Стамбула — собор Святой Софии
Собор Святой Софии в Турции снова стал мечетью | В историческом районе Стамбула стоит Собор Святой Софии, с 2020 года – мечеть Айя София. История, описание для туристов, схема расположения мозаик, фото. |
Собор Айя-София в Стамбуле: тайны, мистика, история, советы туристу | Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО в пятницу потребовал от Турции предоставить к следующему году отчет о действиях по охране мечети Айя-София в Стамбуле, преобразованной из собора Святой Софии, передает агентство Франс Пресс. |
Мечеть Айя-София в Стамбуле защитят от землетрясения | мечеть Айя-София - стал платным: иностранцам за билет придется отдать 25 евро (830 турецких лир, или почти 2500 рублей). |
"Россия может объявить Святую Софию в Стамбуле своей реликвией" - МК | Собор святой Софии возвышается над Константинополем, ныне Стамбулом, без малого полторы тысячи лет. |
"Россия может объявить Святую Софию в Стамбуле своей реликвией" | В Стамбуле у собора Святой Софии снова очереди. В середине июля музей сменил свой статус и стал мечетью, однако туристы по-прежнему могут попасть внутрь, причем совершенно бесплатно. |
«Мы на пороге культурной катастрофы». Храм Святой Софии в Турции хотят превратить в мечеть
Собор Святой Софии хотят превратить в мечеть. Православная святыня может закрыться для части мира | Таким образом собор Святой Софии в Стамбуле снова стал мечетью. Сразу после этого Эрдоган заявил, что подписал указ о превращении собора в мечеть и начале там мусульманских богослужений, которые начнутся 24 июля. |
В ЮНЕСКО потребовали от Турции доклада по Святой Софии | РИА Новости. Превращение собора Святой Софии в Стамбуле в мечеть стало "наказанием Божьем" Константинопольскому патриарху Варфоломею, признавшему украинский раскол, считает патриарх Московский и всея Руси Кирилл. |
Собор Айя-София в Стамбуле стал мечетью: сегодня там прошел первый намаз | Собор Святой Софии был основан 27 декабря 537 года. После захвата Константинополя османами и падения Византийской империи в 1453 году храм был переделан в мечеть, но с 1934 года объект по декрету основателя современного турецкого государства Кемаля Ататюрка стал. |
Собор Святой Софии в Турции снова стал мечетью | Айя-София (собор Святой Софии) – одна из самых посещаемых достопримечательностей Стамбула. |
Собор Святой Софии в Стамбуле: как менялось сакральное место в течение своей долгой истории | памятник византийского зодчества, который был возведен в 532-537. |
10 фактов о соборе Святой Софии
В общем, София требовала непрестанного ремонта, и турки ей в нем не отказывали. Более того, завоеватели были очарованы Софией настолько, что и стамбульские мечети строили по ее подобию. В этом, несомненно, заслуга великого архитектора Синана, в своих величественных имперских мечетях вновь и вновь повторявшего образ Софии — тот же купол, лежащий на двух полукуполах, то же чувство наполняющего храм изнутри света. Голубая мечеть напротив Айи-Софии была закончена уже после Синана, в 1616 году, — теперь они смотрят друг на друга, и новый стамбульский турист не сразу сможет отличить один купол от другого. Часть мозаики разрушена. Расстаться с идеей Софии-храма оказалось сложнее. К ней регулярно возвращаются не только греки, считающие Софию своей, но и русские, тоже так считающие. Не совсем безосновательно, конечно, — все-таки и христианство наше византийское, и именно внутреннее золото Софии повлияло на выбор религии послами князя Владимира, и Софию вполне можно считать прообразом многих русских храмов Софии Киевской и Новгородской, чтобы далеко не ходить , и довольно многое о том, какой была София до завоевания, мы знаем из записей русских паломников из Царьграда. Мечты о возрождении Царьграда начинаются с «греческого проекта» Екатерины II — она мечтала покорить Константинополь и сделать столицей нового православного государства, где правил бы ее внук, которого она стратегически назвала Константином. И хотя греческий проект воплотить не удалось, Екатерина все-таки построила свой маленький Царьград, Царское Село, со своей маленькой Софией. Несколько раз казалось, что мечты эти исполнятся: в 1829 году, когда русские войска стояли у Эдирне; в 1878-м, когда русская армия дошла до Ешилькея, района Константинополя, но отступила под давлением Великобритании.
Ну а реальнее всего казались эти чаяния в Первую мировую войну. Такого больше не будет. Но все же еще недавно президент Эрдоган говорил, что поезд для этих перемен ушел. Софию погубил коронавирус. Печатный станок остановился, рейтинг президента и его партии стремительно полетел вниз, и надо было срочно объединить раскалывающееся и стремительно разбегающееся общество вокруг какой-то национальной идеи. Мечтали ли все турки о Софии-мечети? Большая часть их и вовсе никогда ее не видела и не подозревала о ее сложной истории. Но сами разговоры о возможном переходе смогли отвлечь народ от коронавирусных сводок и экономических бед.
В 1935 году, согласно декрету правительства Турции, подписанному Кемалем Ататюрком, Айя-София стала музеем. В 1931—1948 годах под руководством американского археолога Томаса Виттемора были раскрыты от штукатурки мозаики периода императора Юстиниана, а также более поздние мозаики апсиды и вимы, южного вестибюля, нарфика, южной галереи и северного тимпана. После того как были сняты молитвенные коврики открылся мраморный пол собора. Вопрос об изменении музейного статуса. В 2006 году в музейном комплексе было выделено небольшое помещение для проведения сотрудниками музея мусульманских религиозных обрядов. В 2016 году во время Рамадана в соборе Святой Софии происходили чтения Корана, которые транслировались в прямом эфире одного из турецких телеканалов. Это вызвало крайне негативную реакцию министерства иностранных дел Греции. В марте 2019 года стало известно, что власти Турции могут изменить статус собора Святой Софии, чтобы его смогли посещать бесплатно. Туристы всех вероисповеданий сейчас могут бесплатно заходить в Голубую мечеть, которая расположена по соседству. Со Святой Софией можно сделать аналогично». Всемирный совет церквей призвал Эрдогана пересмотреть решение по Святой Софии. Намаз совершил также сам Реджеп Тайип Эрдоган. Изображения христианских святых на время намаза были закрыты тканью. Молящиеся разместились как внутри здания, так и на территории перед ним. Архитектурные особенности. Это базилика с четырёхугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня. Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 31 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола. Купол состоит из сорока радиальных арок; в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна их также 40 , благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса. Купол связан с перекрываемым прямоугольным в плане пространством с помощью сферических треугольников — парусов, — которые в дальнейшем получили большое распространение в мировой архитектуре. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы, впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесённый галереей с колоннами. Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых порфировыми и малахитовыми колоннами, вывезенными из храмов Малой Азии и Египта; под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея, а ещё выше — громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах. Центральный неф собора, алтарная часть и главный купол Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью мозаики на золотом полу, 8 зелёных яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе. Стены храма также были полностью покрыты мозаиками как сюжетные композиции, так и орнаменты. Благодаря своей величественной архитектуре и убранству главное святилище всего государства внушало мысль о мощи Византийской империи и церкви. Этому служили и размеры храма, рассчитанного на многотысячные людские толпы, и роскошь отделки интерьера цветным мрамором и декоративной мозаикой, и великолепие церемоний, происходивших в храме. Именно в здании нового типа, в купольной базилике св. Софии, наиболее последовательно выражены характерные для византийского искусства VI в. Мозаичное изображение Богородицы с Младенцем Иисусом Христом в апсиде К достопримечательностям Святой Софии относится «плачущая колонна», покрытая медью, а также «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок. В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки.
Скидка по городской карте Museum Pass Istanbul на мечеть не распространяется. Для туристов предусмотрен отдельный вход — через южный вестибюль на второй ярус, ходить по залу не разрешается. Касса расположится напротив фонтана султана Ахмеда III, а главный вход продолжит работать для верующих. Стамбул: единственный город на двух континентах, достопримечательности, которые любит Голливуд, и отели на любой бюджет Экскурсии внутри мечети разрешены только с помощью аудиогида, доступ к которому можно получить через QR-код приложение работает на 23 языках. Кроме того, в храме запрещено фотографироваться — туристы не должны мешать богослужению.
Как государство мы можем объявить Святую Софию своей реликвией, и без упоминания об этом не должен обходиться ни один разговор с Турцией — так же просто и буднично, как солнце встает на востоке, Волга впадает в Каспийское море. Святая София — духовная реликвия России. И тут падает второй тяжеловесный вопрос: зачем нам это делать? Если Россия — светское государство с тысячелетней историей, то Святая София — самый первый, самый древний артефакт, который сопровождал ее от истока. От колыбели. Три ветви русского народа — чтобы оценить значение этого символа, совсем не обязательно быть религиозным человеком. Безусловно, для многих россиян по разным причинам эти слова — пустой звук. Но даже тем, кому неважно прошлое и будущее, важно настоящее. А в настоящем люди без смыслов проигрывают людям со смыслом. В той же Казани — из-за той же мечети Кул-Шариф — недавно затравили радиоведущего Антона Боровикова, который в Инстаграме грубо отозвался о ее внешнем облике и его сходстве с турецкими образцами. Ему угрожали, к нему пришли на работу — ему пришлось удалять запись и извиняться. И это происходит в месте, которое всего тридцать лет назад было прямо-таки образцом светской ипостаси ислама. Но, бесконечно уступая, мы сами это разрушили. Не остановится и турецкая власть — ведь ей сейчас незачем останавливаться. Люди со смыслами — в отличие от людей без смыслов — всегда имеют за спиной дополнительную опору и перед собою — щит. Они всегда могут провести линию, сказать, что выходящее за нее оскорбляет их чувства, и понемногу, по мере привыкания публики, эту линию двигать.
Больше не музей: Святая София в Стамбуле снова стала мечетью
Собор Святой Софии в Константинополе: как главный православный храм стал мечетью. РИА Новости. Превращение собора Святой Софии в Стамбуле в мечеть стало "наказанием Божьем" Константинопольскому патриарху Варфоломею, признавшему украинский раскол, считает патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Горячие дискуссии в разных странах после решения турецких властей о статусе собора Святой Софии в Стамбуле.
"Россия может объявить Святую Софию в Стамбуле своей реликвией"
Интерфакс: Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО в пятницу потребовал от Турции предоставить доклад о мерах, предпринимаемых для сохранения собора Святой Софии в Стамбуле, которому в 2020 году был придан статус мечети, сообщают западные СМИ. Правительство Реджепа Тайипа Эрдогана приняло решение о закрытии Святой Софии для проведения ремонтных работ. Это Собор Святой Софии, ныне мечеть Айя София. У Собора Святой Софии эта книга — одна из самых «толстых» в мире.
Музей Айя-София в Стамбуле: интересные факты и рекомендации по посещению
Известна традиционная нетерпимость ислама, равно как и иудаизма, к священным изображениям, которая в прошлом шла дальше — до запрета всех видов фигуративного искусства, так что талант художника мог реализовываться в неистощимой изобретательности при создании орнаментальных украшений. Современная Турция далеко ушла от былой идиосинкразии по отношению к изображениям: они присутствуют в ее городах и весях на каждом шагу — там до сих пор нет, наверно, города, который не был бы украшен статуей Кемаля Ататюрка, — но в мечетях никаких священных и иных фигуративных изображений, как и встарь, не допускается. С обращением Святой Софии в мечеть на этот счет будут, конечно, приняты решения. Какие именно — пока не ясно. Сделаны, однако, официальные заверения, что режим охраны памятников, предусмотренный Юнеско для объектов «Всемирного наследия», каковым Святая София признана была еще в 1985-м г. Хорошо, если в этом отношении перемена ограничится занавешиванием мозаичных панно на время мусульманской молитвы. Чудовищная перспектива уничтожения софийских мозаик на сей день не просматривается: умеренный исламизм, влиятельный в современной Турции, далеко отстоит от фанатизма вандалов из Игила, Алькаиды или Талибана.
Умеренный исламизм далеко отстоит от фанатизма вандалов из Игила Есть мудрая народная поговорка — после драки кулаками не машут. А вот анализировать причины поражения всегда полезно и уместно ради уроков на будущее. За печальным для нас, христиан, решением, принятым в Турции, видятся, по меньшей мере, два основных фактора. Один лежит в стороне от усилий христианской и культурной общественности предотвратить происшедшее. Его корни — внутри самого турецкого общества, а точнее сказать, в том, как постепенно, шаг за шагом, менялась реакция этого общества на затягивание процесса интеграции Турции в западноевропейское сообщество, говоря более конкретно, — в ЕС. Нечто подобное можно было наблюдать и во взаимоотношениях между западным миром, вчера еще католическим и протестантским, а ныне постхристианским, с другими странами и народами, которые стремились или по-прежнему стремятся войти в эту привилегированную компанию.
Иллюзорные надежды сменяются разочарованием. Перипетии этого романа нам хорошо известны, отчасти по собственному опыту, потому что испытаны нашим народом на своей шкуре. Наглядной иллюстрацией этого процесса служит тривиальный образ заманивания морковкой, до которой не дотянуться. Интегральный Запад, при том, что и там нет недостатка в критически мыслящих людях, убежден в собственном превосходстве над иными цивилизациями и в своей непреодолимой притягательности для остального мира. Но на самом деле у этой притягательности есть предел. Соблазн этот не всем по вкусу.
Более полувека византийцы вели борьбу с европейскими захватчиками. И победили. Но Византия уже больше никогда не смогла вернуть прежнее могущество. Хотя бы по масштабам. Высота - 55,6 м, диаметр купола - 31 м.
Собор Святого Петра в Ватикане, превзошедший Софию по высоте и площади, был построен в 1626 году. В ночь с 28 на 29 мая 1453 года здесь прошло последнее богослужение. Империя была в агонии, и как раз подобало, чтобы службой по её отлетающему духу была эта публичная церемония в самом прекрасном храме». Он возглавил 9-тысячный гарнизон защитников Константинополя и погиб в бою с мечом в руках. Силы были слишком неравны.
Католическая Европа на помощь православным потомкам римлян не пришла. Так сбылось предсказание гибели империи. Первым христианским кесарем был Константин, таковым должен быть и последний. Считалось, что Константинополь никогда не падет, пока на небе светит луна. Но 24 мая, в ночь полнолуния, случилось полное лунное затмение.
Тогда жители с пением понесли по улицам осажденного города последнюю свою надежду и защитницу — икону Богоматери. Однако во время шествия, икона неожиданно упала с носилок. Когда же процессия возобновилась, над городом разразилась гроза …с градом! В конце мая! На следующую ночь Святую Софию озарило странное сияние … Султан Мехмет II отдал османам богатый город на разграбление.
В Святой Софии пыталось спастись около десяти тысяч верующих. Духовенство служило литургию, клир пел херувимскую песнь. Погибли и драгоценные книжные сокровища Константинополя: только по примерным подсчетам историков, более 120 тысяч рукописей было сожжено турками. Погибла самая почитаемая икона Византии — Божия Матерь Одигитрия Путеводительница , написанная, по преданию, самим апостолом Лукой». Историк Франтца, вместе с другими византийцами попавший в турецкий плен, так писал о разгроме мусульманами Святой Софии: «Земли не было видно под трупами.
Всюду слышались крики и стенания почтенных матрон и дев, посвятивших себя Богу. Кто опишет крик и плач детей, оскорбление святынь и прочие ужасы? Здесь представлялась взорам Божественная Кровь Спасителя, разлитая по полу, и Тело Его, разбросанное по углам. Переломанные священные сосуды валялись повсюду. Священные ризы, вытканные золотом и шелком, служили попонами лошадей или клались под ноги, как ковры.
Многое и другое совершилось в этот день, что возмутило бы душу каждого и исторгло слезу… В храме Премудрости Божией бражничали турки и предавались неистовым страстям, окруженные женщинами, девами и юношами. Кто не оплакивал тебя, о священный храм! Господи, Христе, Царь! Спаси от такого бедствия всякую страну и всякий город, населенный христианами…» Султан Мехмет хотел разрушить ненавистный ему главный христианский храм. Но красота собора так поразила его, что он приказал перестроить его в мечеть.
В пятницу, на третий день после завоевания Константинополя, султан лично, с саблей в руке, читал в Святой Софии по Корану мусульманскую молитву. Крест на куполе Софии сменил бронзовый вызолоченный полумесяц. По бокам храма пристроили четыре минарета. Мозаики и фрески с ликами святых внутри собора варварски замазали штукатуркой: мусульманская традиция запрещает изображения людей. Святая София превратилась в мечеть Айя-Софья.
Сам Константинополь переименовали в Стамбул. Сделали столицей новой империи — Османской. Позже появилась популярная теория Москва — Третий Рим, столица мирового Православия. После первого — настоящего, второго — Константинополя. Так длилось до 20-х годов прошлого века.
Первая мировая разрушила ряд империй, включая Османскую. В 1923 году была создана светская Турецкая республика. Со столицей в Анкаре. В 1934-м президент Ататюрк подписал указ о превращении мечети в Музей Айя-София. Чтобы сгладить напряжение между двумя мировыми религиями.
Мудрый был человек. Ведь это может усилить напряжение между мусульманами и христианами. На разговор он согласился при условии анонимности. Мало того, уже более десяти лет в Айя-София действует небольшая мечеть. Формально — для сотрудников музея.
Попасть в нее можно не через центральный вход, а сбоку. В 2010 году я сфотографировался на фоне этого скромного входа.
Якобы турки, ворвавшиеся в собор, застали службу, и священник мистическим образом исчез в разверзшейся стене алтаря. По преданию, он появится, но, видимо, нескоро, когда в соборе снова начнется православное Богослужение. Конь султана поскользнулся на крови, и султан прислонился кровавой дланью к стене. Самый известный архитектор Османской империи, Синан, ориентировался на купол Софии и пытался превзойти его в своих творениях.
Только в одном Стамбуле он возвел 25 мечетей , каждая из которых напоминает Святую Софию. Венец его творчества — великолепная Сулеймание, построенная по заказу султана Сулеймана Великолепного в 1557 году. В нем говорилось: «Превращение мечети Айя-София, уникального архитектурного сооружения, в музей будет одобрено всем миром. Это превращение станет источником знаний для человечества».
Этот разноплеменный союз, сварившийся в плавильном котле, всегда объединяла религия. А потом - общий язык, который стал силой насаждаться с начала XX века. Ислам отошел на второй план, когда президент Кемаль Ататюрк в 1923 году начал создавать светское государство. И вот теперь Эрдоган поворачивает Турцию вспять. Как в России восстанавливалась Русская церковь после большевиков. Для греков, сербов, итальянцев и армян, которые теперь считают себя турками, превращение в мечеть музея Святой Софии так же важно, как восстановление храма Христа Спасителя для россиян. Собор Святой Софии в Стамбуле - самый известный памятник византийской архитектуры. Крупнейший христианский храм до постройки собора Святого Петра в Риме. Храм был построен императором Юстинианом I в Константинополе на месте сгоревших христианских храмов. Юстиниан 600 г. Софийский собор был разграблен.
Главный храм и мечеть Стамбула — собор Святой Софии
Также были добавлены золотой полумесяц на куполе, фонтан для омовений, кухня для организации благотворительных обедов, несколько древних мраморных урн из эллинистической эпохи, созданы культовые каллиграфические медальоны, прославляющие Аллаха и пророка Мухаммеда. Становление современного музея Красота южной галереи даже спустя тысячелетие впечатляет и радует глаз Собор Айя-София, Стамбул. В 1923 г. Османская империя перестала существовать, превратившись в Турецкую Республику. Это повлекло за собой не только переименование столицы из Константинополя в Стамбул, но и переход религиозных объектов в светские. Во время руководства президента Кемаля Ататюрка 1934 г.
С тех самых пор началась реставрация и восстановление старинной святыни, что позволило очистить от штукатурки мозаики византийского периода императора Юстиниана и более поздние изображения, также были найдены элементы еще языческих храмов и множество символов, доказывающих, что храм сменил не одну религию. Снятие ковров позволило увидеть мраморные полы, под которыми сохранилось древнее основание. Начиная с 1934 г. Софийский собор получил статус музея Стамбул, Турция. Понадобилось не одно десятилетие, чтобы восстановить духовный объект нескольких империй и религий Hagia Sophia, Стамбул.
Исследования прилегающих территорий также помогли обнаружить фрагменты колоннады, принадлежащие эпохе императора Феодосия до строительства каменного Софийского собора. До 2020 г. Возврат к месту поклонения Христианская святыня снова стала местом поклонения мусульман Софийский собор, Турция. Возвращение великолепного собора Святой Софии в статус места поклонения является еще одной главой в непростой, но при этом захватывающей истории священного места. Постоянное пребывание в эпицентре национальных, религиозных и геополитических событий не является чем-то новым для этого великолепного сооружения.
Летом 2020 г. В мусульманских странах христианские святыни относятся к особенно почитаемым местам, к которым устремляются не только паломники, но и туристы. История их создания всегда вызывает неподдельный интерес, особенно если имеются нестандартные особенности их появления на том или ином месте. Так, например, в столице Египта находится уникальный во всех отношениях христианский храм, появившийся благодаря мусору.
Например, скромно одеваться, снимать обувь и не мешать верующим. Женщины и мужчины у Айя-Софии разделены на две очереди. Часть мечети, выделенная для туристов, находится по бокам от главного зала, а второй этаж закрыт на реконструкцию. Кроме этого, туристы обязаны соблюдать все правила для мечетей: запрещено заходить в обуви, а также в одежде, которая не закрывает плечи, ноги и руки.
Специально для мечети был произведен зеленый ковер, которым застелили почти весь зал собора за исключением места коронации басилевсов. Ирина, туристка: «Собор произвел на нас приятное впечатление. Единственное, конечно, немного расстроились, что завешены некоторые христианские фрески при входе и под куполом». Знаменитые фрески Софийского собора забелили после завоевания Константинополя и обнаружили намного позднее.
Пессимисты и скептики могут сказать: лиха беда начало. Но реалистичный взгляд на ситуацию не дает оснований, по меньшей мере в близкой перспективе, для опасений, что, став мечетью, храм будет закрыт для его посещения «неверными». Главная обеспокоенность ныне — о сохранности софийских мозаик. Известна традиционная нетерпимость ислама, равно как и иудаизма, к священным изображениям, которая в прошлом шла дальше — до запрета всех видов фигуративного искусства, так что талант художника мог реализовываться в неистощимой изобретательности при создании орнаментальных украшений. Современная Турция далеко ушла от былой идиосинкразии по отношению к изображениям: они присутствуют в ее городах и весях на каждом шагу — там до сих пор нет, наверно, города, который не был бы украшен статуей Кемаля Ататюрка, — но в мечетях никаких священных и иных фигуративных изображений, как и встарь, не допускается. С обращением Святой Софии в мечеть на этот счет будут, конечно, приняты решения. Какие именно — пока не ясно.
Сделаны, однако, официальные заверения, что режим охраны памятников, предусмотренный Юнеско для объектов «Всемирного наследия», каковым Святая София признана была еще в 1985-м г. Хорошо, если в этом отношении перемена ограничится занавешиванием мозаичных панно на время мусульманской молитвы. Чудовищная перспектива уничтожения софийских мозаик на сей день не просматривается: умеренный исламизм, влиятельный в современной Турции, далеко отстоит от фанатизма вандалов из Игила, Алькаиды или Талибана. Умеренный исламизм далеко отстоит от фанатизма вандалов из Игила Есть мудрая народная поговорка — после драки кулаками не машут. А вот анализировать причины поражения всегда полезно и уместно ради уроков на будущее. За печальным для нас, христиан, решением, принятым в Турции, видятся, по меньшей мере, два основных фактора. Один лежит в стороне от усилий христианской и культурной общественности предотвратить происшедшее.
Его корни — внутри самого турецкого общества, а точнее сказать, в том, как постепенно, шаг за шагом, менялась реакция этого общества на затягивание процесса интеграции Турции в западноевропейское сообщество, говоря более конкретно, — в ЕС. Нечто подобное можно было наблюдать и во взаимоотношениях между западным миром, вчера еще католическим и протестантским, а ныне постхристианским, с другими странами и народами, которые стремились или по-прежнему стремятся войти в эту привилегированную компанию. Иллюзорные надежды сменяются разочарованием. Перипетии этого романа нам хорошо известны, отчасти по собственному опыту, потому что испытаны нашим народом на своей шкуре. Наглядной иллюстрацией этого процесса служит тривиальный образ заманивания морковкой, до которой не дотянуться.
Это событие закрепило разделение греко-православной и римско-католической церквей, начавшееся с Великого раскола 1054 года. Это также означает, что большую часть богатств Святой Софии сегодня можно увидеть не в Стамбуле, а в сокровищнице базилики Святого Марка в Венеции. Несмотря на эту жестокую неудачу, Собор Святой Софии оставался действующей церковью до 29 мая 1453 года, когда султан Мехмет Завоеватель победоносно занял Константинополь. Он был поражен красотой Собора Святой Софии сразу же создав из неё свою императорскую мечеть. Собор Святой Софии служил главной мечетью Стамбула почти 500 лет. Он стал образцом для многих османских мечетей Стамбула, таких как Голубая мечеть, мечеть Сулеймана, мечеть Шехзаде и мечеть Рустема-паши. Сначала никаких серьезных структурных изменений не производилось; добавление михраба молитвенной ниши , минбара кафедры , включая деревянный минарет, превратило церковь в мечеть. В какой-то момент все лица, изображенные на мозаиках церкви, оказались покрыты гипсом из-за запрета ислама на образные изображения. На протяжении веков сменявшие друг друга султаны вносили различные дополнения. Султан Мехмед II построил рядом с мечетью медресе религиозную школу , организовав вакф на собственные средства. Во время правления Селима II Мимар Синан провел обширные реставрации, включая оригинальную лоджию султана и еще один минарет. Махмуд I приказал отреставрировать мечеть в 1739 году, добавив к ней фонтан для омовения, школу Корана, бесплатную кухню и библиотеку, что сделало мечеть центром социального комплекса. Самая известная реставрация собора Святой Софии была завершена между 1847-49 годами Абдулмеджидом II, пригласившего швейцарских архитекторов Гаспаре и Джузеппе Фоссати для ремонта мечети. Братья консолидировали купол и своды, выпрямили колонны, переработали убранство экстерьера и интерьера. Открытие фигурных мозаик после секуляризации собора Святой Софии основали на описаниях братьев Фоссати, обнаруживших их столетием ранее для очистки и записи. Фоссати также добавили каллиграфические медали, сохранившиеся сегодня. Их заказали каллиграфу Казаскеру Иззету Эфенди, заменив старые панно, висящие на опорах. Молитвенные коврики сняли, обнажив мрамор под ними, но мозаика оставалась большей частью заштукатуренной, при этом, здание некоторое время разрушалось. Некоторые каллиграфические панно разбросали по другим мечетям, но восемь медалей осталось, поэтому их все еще можно увидеть сегодня. Миссия ЮНЕСКО в Турции в 1993 году отметила падающую штукатурку, грязные мраморные облицовки, разбитые окна, декоративные картины, поврежденные влагой, включая плохое состояние свинцовой кровли. С тех пор произвели очистку, ремонт кровли и реставрацию; многие недавние посетители обнаружили, что им препятствуют огромные леса, уходящие в купол по центру нефа. Когда и кем был реально построен собор Святой Софии в Стамбуле? Когда и кем на самом деле построен собор Святой Софии в Стамбуле? Собор Святой Софии — бывший патриарший православный собор, находящийся в историческом центре современного Стамбула. Самый знаменитый исторический памятник Стамбула. Большая мечеть Айя-София — современное официальное название собора. Считается, что собор был, якобы возведен в своем современном виде византийским императором Юстинианом, еще в 6 веке н. Но это не правда! Что посмотреть в соборе Святой Софии в Стамбуле? Собор Святой Софии имеет классический план базилики. Основной план здания представляет собой прямоугольник шириной 70 м, длиной 75 м.
Новый статус константинопольской Софии
Собор Святой Софии, расположенный на площади Султанахмет района Фатих на историческом полуострове, является самой большой византийской церковью, построенной в Стамбуле, и трижды возводился на одном и том же месте. Собор Святой Софии Константинопольской находится под угрозой необратимого разрушения после его преобразования в мечеть. Где находится собор Святой Софии в Стамбуле и как до него добраться. История строительства, архитектурные особенности и мозаики мечети Айя-София. Часы работы и цены на билеты. Часы работы музея Айя София (Святая София) зависят от времени года. Заметим, в этой стране часы функционирования множества государственных музеев Стамбула зависят от летнего и зимнего расписания.