С 1972 по 1980 Аркадий Северный вёл активную творческую деятельность, но, к сожалению, 12 апреля 1980 он умер в больнице имени Мечникова.
А. Д. Звездин
- Аркадий Северный - легенда советского времени: falyosa — LiveJournal
- Аркадий Северный: lev_orlov — LiveJournal
- Шансон ТВ > Артисты от А до Я
- Содержание
Аркадий Северный
В 1965 году Аркадий Звездин закончил Лесотехническую академию и начал работать экономистом в ленинградской конторе объединения «Экспортлес». Позже об этом периоде своей жизни сам Аркадий запустил в народ легенду, что службу ему якобы пришлось проходить в небе Вьетнама. В декабре 1969 года Аркадий заключил брак с Валентиной Бойцовой. Мечникова в Ленинграде. Творчество Поскольку Аркадий не особо лояльно относился к советской системе, то за время учёбы он близко сошёлся с различными представителями «несоветской» молодёжи — со стилягами, фарцовщиками, диссидентами, и, наконец, с музыкальными коллекционерами. Среди последних был студент кораблестроительного института Рудольф Фукс. Однажды Фукс случайно услышал пение Аркадия и сразу загорелся идеей записать его на ленту.
После нескольких пробных записей летом 1963 года Фукс вместе с компанией других коллекционеров-подпольщиков организовал домашнюю запись Аркадия под ансамбль. В соответствии с модой тех лет, в репертуаре были в том числе и блатные песни. На этой записи и родился сценический псевдоним Аркадия — «Северный». Фукс решил возобновить записи песен в исполнении Аркадия, а вскоре пришёл к мысли сделать из Аркадия Северного легендарную личность советского магнитиздата в амплуа «старого одессита». Рудольф Фукс сочинил сценарий «литературно-музыкальной композиции» из одесских песен, миниатюр и анекдотов и в конце 1972 года произвёл её запись в исполнении Аркадия Северного. Запись получила название «Программа для Госконцерта» и очень быстро завоевала популярность практически на всей территории СССР.
Вдохновленный успехом, Фукс осуществил запись ещё одной «одесской программы», написанной по его же сценарию, а затем ещё целый ряд сценарных концертов, открывая, по существу, новый жанр в магнитиздате, своего рода «театр у микрофона». Кроме того, в этот же период, в 1972—74 годах, Аркадий записал под гитару немало других домашних концертов, состоявших не только из блатных песен, но и из уличной лирики, романсов, студенческих и прочих «неподцензурных» песен. Особо следует выделить запись известной скабрёзной поэмы XIX века «Лука Мудищев», которую сделал знакомый Фукса, известный ленинградский коллекционер Сергей Иванович Маклаков. Первая пробная запись состоялась в январе 1975 года на квартире басиста ВИА «Поющие гитары» Владимира Васильева, а в феврале была произведена запись концерта Аркадия Северного с ансамблем в актовом зале института «Ленпроект», по месту работы Рудольфа Фукса. Запись получила название «Первый одесский концерт», быстро разошлась по всей стране и имела большой успех. В апреле 1975 года запись Аркадия Северного с ансамблем организовал и Сергей Маклаков.
Ансамбль состоял из музыкантов ресторана «Парус», которые под именем «Братья Жемчужные» уже записывались у Маклакова в конце 1974 года. Запись Жемчужных с Северным, получившая впоследствии название «Ой, мамочка! У Аркадия с Калятиным завязалась дружба, а с осени того же 1975 года Аркадий поселился у него на квартире. Дело в том, что к этому времени Аркадию было негде жить, он ушёл из семьи и из дома, лишился работы в «Экспортлесе». У Калятиных Северный прожил около полутора лет. За это время Д.
Калятиным было произведено много записей Аркадия под гитару, на которых исполнялись как уличные и блатные, так и лирические песни и романсы. В свою очередь С. Маклаков и Р. Фукс продолжали свои проекты оркестровых записей Аркадия. В 1976 году произведены записи с ансамблями «Братья Жемчужные», «Четыре брата и лопата», «Альбиносы», «Светофор», «Крёстные отцы». Концептуально выдержанными можно назвать, пожалуй, лишь несколько записей, организованных Фуксом — «Памяти Вертинского», «На проспекте 25 Октября», концерты на одесскую тематику — «Памяти Кости-аккордеониста», «Третий одесский».
Остальные концерты были весьма эклектичны, как в музыкальном, так и в репертуарном плане. Как, впрочем, и весь жанр «улично-ресторанной» эстрады, в котором и выступал тогда Аркадий Северный. В 1976 году Аркадий предпринял несколько попыток избавиться от своего уже развившегося недуга — алкогольной зависимости. Лечение и в ленинградском Институте имени Бехтерева, и в московской клинике на Каширском шоссе привели лишь к кратковременной ремиссии. Примерно с середины 1976 года Аркадий уже нигде не работал, и полностью перешёл на богемный образ жизни подпольного артиста. Его личные отношения с семьёй Калятиных всё более и более осложнялись.
В январе он записал два концерта Аркадия Северного с ансамблем «Обертон», один из которых был сделан в оригинальном рок-н-ролльном стиле.
Вдохновленный талантом Аркадия, Фукс предлагает молодому человеку записать кассету. Летом 1963 года по фарцовщикам расходится запись первого домашнего концерта Аркадия Северного — такой псевдоним взял себе студент и новоявленный исполнитель песен в стиле шансон.
В 1968 году творческую деятельность Северного пришлось прервать — Аркадия призвали в армию. Мужчину определили в вертолетный полк Ленинградского военного округа. Позже, когда у Северного будут спрашивать о службе, Аркадий будет отшучиваться, что воевал во Вьетнаме.
К музыке Аркадий вернулся в 1972 году, когда понял, что зарплаты экономиста в конторе под названием «Экспортлес» — туда отправили мужчину после института по распределению — не хватает. Вместе с Фуксом Северный записывает альбом «Программа для Госконцерта». Запись имела небывалый успех.
Уволившись с официальной работы, следующие 2 года артист посвящает гастролям по городам СССР и работе над новыми песнями. В 1975 году судьба сводит Северного с ансамблем, выступающим в ресторане «Парус». Музыканты, которые были известны под именем «Братья Жемчужные», записывают с восходящей звездой очередной домашний концерт.
Богемная жизнь негативно сказывалась на Аркадии, и в 1976 году друзьям артиста стало ясно: Северный страдает от алкоголизма и нуждается в лечении. Артист прерывает гастрольную деятельность и совершает первую попытку избавиться от пагубной привычки. Впрочем, лечения хватает всего на год.
В 1977 году Северный перебирается в Одессу, чтобы записать новый альбом. На территории приморского города произошло знакомство Аркадия с кумиром — Владимиром Высоцким.
История жизни великих людей На этой странице вы можете узнать много интересного о жизни великих людей, познакомиться с их творчеством. Жизнь замечательных людей. Истории жизни. Интересные факты из жизни писателей и артистов.
Два концерта с «Химиком» были организованы и записаны в феврале-марте 1978 года Владимиром Тихомировым и Владимиром Раменским. Перед этим Северный совершил непродолжительную гастрольную поездку в Нарву, где выступал в «Старом кафе» с исполнением песен на стихи В. Весной и летом этого года он вновь плодотворно сотрудничал с В. Коцишевским, записывался у него под гитару, а также с ансамблями «Черноморская чайка» и «Шесть плюс один». Осенью Северный оказался в Москве, и в это же время произошёл рецидив его болезни. В столице было организовано несколько ресторанных выступлений Северного, одно из них — для игроков хоккейной сборной СССР. Вскоре Северный расстался с Зинаидой, что, видимо, ещё более усугубило его недуг. Записей в этот период производилось совсем немного — с ансамблем «Аэлита» в Феодосии и концерт песен на стихи Есенина в Одессе. Его образ жизни, в сущности, совершенно невероятен для советской действительности. Не имея ни прописки, ни паспорта, ни трудовой книжки, не говоря уже об официальном месте работы, он свободно разъезжает по стране и практически открыто гастролирует и участвует в записях с репертуаром, совершенно неприемлемым для Советской власти. В начале 1979 года Северный вернулся в Ленинград. Здесь он тесно сошёлся с компанией знакомых В. Раменского и В. Тихомирова, занимавшихся обивкой дверей, довольно выгодным в советские времена бизнесом. На квартире одного из них, Валерия Шорина внука А. Шорина , он жил несколько месяцев. Весной С. Маклаков организовал очередную его запись с «Братьями Жемчужными», но ансамбль на этот раз выступал под названием «Божья обитель». Примерно в это же время Северного нашёл и его первый «импресарио» — Рудольф Фукс. Он организовал выступление Северного с Георгием Ордановским и рок-группой «Россияне». Вскоре Аркадий получил приглашение на гастроли в город Тихорецк, куда и отправился в начале лета. В Тихорецке руководитель местной студии звукозаписи Станислав Сафонов впоследствии он стал руководителем одной из первых в Тихорецке телекомпаний, «Тихорецк-ТВ» организовал запись Северного с ансамблем «Встреча» при участии хорошо известного в жанре певца и органиста Анатолия Мезенцева. После Тихорецка Северный поехал в станицу Кущёвскую, где местным коллекционером Н. Пушкарским была произведена запись с ансамблем «Казачок», а затем в Ростов-на-Дону. Там Северный дал несколько ресторанных концертов. В конце лета он приехал в Одессу, где записал «золотой диск» — большой концерт с «Черноморской чайкой» из одесской классики так называемый «херсонский концерт». Затем уехал в Москву. Во время пребывания в Москве Северный вновь выступал с ресторанными концертами, которых, по воспоминаниям разных людей, было довольно много. Молва приписывала Северному и специальные концерты для высокопоставленных советских и партийных деятелей, но точных подтверждений этому нет. Жил он в этот период на разных квартирах, пока, наконец, не поселился у Анатолия Писарева. Здесь он жил до самой весны 1980 года, записывая много домашних концертов, в том числе — с песнями, сочинёнными самим А. В феврале по приглашению С. Маклакова Северный ненадолго приехал в Ленинград, где записал концерт с «Братьями Жемчужными» «Олимпийский концерт», или «Трезвость» , а также домашний концерт у Владимира Раменского. После этого он возвратился в Москву, но в начале апреля вновь приехал в Ленинград. Здесь на квартире В. Шорина у него неожиданно произошло обширное кровоизлияние в мозг. Похоронен на кладбище Ленинградского крематория. Есть версия, что урна с прахом была утеряна ещё до её похорон на кладбище. Вот что рассказывают об этом: «Поставили урну на полку в коридоре, помянули, попели, поплясали, а потом обнаружили, что она куда-то пропала. Может быть, и выкинули в угаре. Памятник певцу на территории Санкт-Петербургского крематория — кенотаф. Творческое наследие А. Северного состоит из более чем ста магнитофонных альбомов. Их список продолжает уточняться коллекционерами-энтузиастами. Далеко не все записи Северного можно считать разысканными на настоящий момент.
Детство и юность
- Аркадий Северный - легенда советского времени
- «Аркадий Северный. Человек, которого не было»
- Аркадий Северный - биография, личная жизнь, фото
- Аркадий Северный (Звездин)
«Аркадий Северный - король советского шансона». Сценарий полнометражного художественного кинофильма
Вспомним о творчестве культового советского и российского музыканта и певца, выдающегося исполнителя современного городского фольклора и романсов по имени – Самые лучшие и интересные новости по теме: Аркадий Северный, музыкант, фольклор на развлекательном. 12 апреля 1980, Ленинград) — исполнитель одесских и блатных песен, романсов и стилизаций. В годовщину смерти Аркадия Северного в разделе «Судьба и песни» я публикую две истории о том, как Северный мне помог. Аркадия Северного и его зятя. В 1965 году Аркадий Северный закончил Академию и начал работать в “Союзэкспортлес”, но вскоре отравляется служить в Армию (до 1970 года). Биография Аркадия Северного: личная жизнь, песни, альбомы, «Это было летом в парке над рекой», «Голуби целуются на крыше», причина смерти, могила.
СЕВЕРНЫЙ АРКАДИЙ
Личная жизнь Аркадия Северного: жена Валентина Бойцова, Зинаида | Данный киносценарий посвящён творческой биографии классика отечественного шансона Аркадия Северного (12.03.1939-12.04.1980). |
Аркадий Северный - биография и жизнь исполнителя: от начала к успеху | Аркадий Северный (12 марта 1939, Иваново – 12 апреля 1980, Ленинград) – советский музыкант и певец, исполнитель песен современного городского фольклора, авторских неподцензурных песен, романсов и стилизаций. |
Аркадий Дмитриевич Северный
В апреле 1975 года запись Аркадия Северного с ансамблем организует и Сергей Маклаков. Задавшись целью узнать биографию Аркадия Северного, я столкнулся с определенными трудностями. биография, новости, личная жизнь Аркадий Северный Аркадий Северный (настоящее имя - Аркадий Дмитриевич Звездин). Родился 12 марта 1939.
Аркадий Северный: биография и личная жизнь
Разгорячённому, ему поднесли рюмку ледяной водки. Он её выпил — и в тот же миг парализовало всю правую сторону тела вместе с рукой, державшей рюмку. Рюмка выпала из безжизненно повисшей руки и разбилась о кафель. Кинулись звонить в "Скорую помощь".
Что на самом деле лежало в основе этой истории — до сих пор остаётся неизвестным. Вскоре после этого Аркадий уехал из Ленинграда, но есть ли связь между его отъездом и этой историей — тоже неизвестно.
Как раз в это время киевскому коллекционеру Фреду Ревельсону удалось через Р. Фукса найти Северного и пригласить его на гастроли в Киев, куда Аркадий и прибыл в апреле 1977 года. Здесь была произведена запись концерта с ансамблем Григория Бальбера. А вскоре Северный получил приглашение от одесского коллекционера Владислава Коцишевского и в конце апреля приехал в Одессу. В Одессе Северный записывался у Коцишевского под ансамбль «Черноморская чайка», собранный специально для этих записей.
Сначала в трёх концертах совместно с омским автором-исполнителем Владимиром Шандриковым, а позже, весной и летом 1977 года, — в двух сольных концертах. Один из них — «Тётя Шура» — многими признан как образец классики в жанре уличной лирики. Аркадий Северный — На Дерибасовской открылася пивная Аркадий Северный — Мурка Осенью 1977 года Северный вновь направился на лечение в московскую клинику. На этот раз удалось добиться ремиссии на год. После лечения он вернулся в Ленинград, где С.
Маклаков вновь организовал его записи с братьями Жемчужными. Теперь они были осуществлены на более солидном музыкальном уровне концерты «Диксиленд», «Проводы 1977 года» , а также более оригинальны в репертуарном плане. В основном были исполнены не фольклорные песни, а песни на стихи самодеятельного питерского поэта Владимира Раменского, друга Аркадия Северного и Сергея Маклакова. Из стихов Владимира Раменского был составлен репертуар и других концертов этого периода — с ансамблями «Чайка» и «Химик». Два концерта с «Химиком» были организованы и записаны в феврале-марте 1978 года Владимиром Тихомировым и Владимиром Раменским.
Перед этим Северный совершил непродолжительную гастрольную поездку в Нарву, где выступал в «Старом кафе» с исполнением песен на стихи В. Весной и летом этого года он вновь плодотворно сотрудничал с В. Коцишевским, записывался у него под гитару, а также с ансамблями «Черноморская чайка» и «Шесть плюс один». Осенью Северный оказался в Москве, и в это же время произошёл рецидив его болезни. В столице было организовано несколько ресторанных выступлений Северного, одно из них — для игроков хоккейной сборной СССР.
Вскоре Северный расстался с Зинаидой, что, видимо, ещё более усугубило его недуг. Записей в этот период производилось совсем немного — с ансамблем «Аэлита» в Феодосии и концерт песен на стихи Есенина в Одессе. Его образ жизни, в сущности, совершенно невероятен для советской действительности. Не имея ни прописки, ни паспорта, ни трудовой книжки, не говоря уже об официальном месте работы, он свободно разъезжает по стране и практически открыто гастролирует и участвует в записях с репертуаром, совершенно неприемлемым для Советской власти. Здесь он тесно сошёлся с компанией знакомых В.
Раменского и В. Тихомирова, занимавшихся обивкой дверей, довольно выгодным в советские времена бизнесом. На квартире одного из них, Валерия Шорина внука А.
Зацепило и такого искушенного в подпольной лирике ценителя, как Фукс. И тот решил записать песни Аркадия. Летом 1963 года Рудольф Фукс организовал запись домашнего концерта Аркадия. Участвовали в этом и несколько других коллекционеров. Разумеется, не могло быть и речи о том, чтобы распространять записи песен под настоящим именем исполнителя. Звездину нужен был псевдоним. Так родился Аркадий Северный. Легенда о Северном В этом человеке не было ничего от скромного уроженца Иваново, выпускника «Лесопилки», служащего «Экспортлеса». Аркадий Северный родился в солнечной Одессе, впрочем, некоторые утверждали, что он — из семьи эмигрантов первой волны, что живет в Нью-Йорке и поет в ресторане «Одесса». Находились люди, которые клялись, что видели Аркашу Северного на Колыме, когда сами мотали там срок, так вот, судьба свела как-то на пересылке. Причиной появления всех этих легенд был, разумеется, репертуар записей Северного. Фукс, послушав своего нового друга, категорически заявил ему: «Никакого джаза, никаких романсов и никаких палаток и костров. Только блатные песни! В этом был резон. Все прочие жанры были прекрасно представлены на подпольном рынке «коллекционеров музыки». Все, кроме блатных песен, так любимых народом.
Мужчину определили в вертолетный полк Ленинградского военного округа. Позже, когда у Северного будут спрашивать о службе, Аркадий будет отшучиваться, что воевал во Вьетнаме. К музыке Аркадий вернулся в 1972 году, когда понял, что зарплаты экономиста в конторе под названием «Экспортлес» — туда отправили мужчину после института по распределению — не хватает. Вместе с Фуксом Северный записывает альбом «Программа для Госконцерта». Запись имела небывалый успех. Уволившись с официальной работы, следующие 2 года артист посвящает гастролям по городам СССР и работе над новыми песнями. В 1975 году судьба сводит Северного с ансамблем, выступающим в ресторане «Парус». Музыканты, которые были известны под именем «Братья Жемчужные», записывают с восходящей звездой очередной домашний концерт. Богемная жизнь негативно сказывалась на Аркадии, и в 1976 году друзьям артиста стало ясно: Северный страдает от алкоголизма и нуждается в лечении. Артист прерывает гастрольную деятельность и совершает первую попытку избавиться от пагубной привычки. Впрочем, лечения хватает всего на год. В 1977 году Северный перебирается в Одессу, чтобы записать новый альбом. На территории приморского города произошло знакомство Аркадия с кумиром — Владимиром Высоцким. Добравшись до гостиничного номера артиста, Северный представился Владимиру. В ответ Высоцкий заявил, что слышал записи, где Аркадий исполняет его песни и делает это на редкость плохо. Разговор обидел шансонье, и тот быстро покинул номер звезды советского кинематографа.
Северный Аркадий (Звездин)
СЕВЕРНЫЙ Аркадий, фото, биография | Изучи биографию Аркадий Северный и познакомься с его песнями, альбомами и историей чартов. |
Где Деньги, Зин? Наследница первого советского шансонье рассказала о жизни «после» | Олимпийский концерт 2014 в формате: MP3 торрент загрузить бесплатно на телефон или планшет. |
Аркадий Северный - биография и жизнь исполнителя: от начала к успеху | Жизни и творчеству шансонье посвящена замечательная книга Игоря Ефимова и Дмитрия Петрова «Аркадий Северный. |
Где Деньги, Зин? Наследница первого советского шансонье рассказала о жизни «после» | Созданный им Аркадий Северный, биография которого протекала в русле советской жизни, заканчивал учебу, в 1965 году он был приговорен к тюремному заключению за фальсификацию документов. |
Аркадий Северный: lev_orlov — LiveJournal | биография, дата рождения. |
Аркадий Северный: биография, национальность, фото, причина смерти
Собутыльники не обратили на это внимания, утром собрались и ушли на очередную халтуру. А когда вернулись, застали Аркадия в очень плохом состоянии, он лежал, разметавшись на грязном матрасе, хрипло стонал, один глаз вылез из глазницы… Кинулись звонить в «Скорую помощь». Пока она приехала, пока врачи брезгливо осматривали пьяное бесчувственное тело, пока довезли до больницы, время уже было потеряно. Видимо, и в больнице не спешили приступить к операции, глядя на затрапезный вид поступившего пациента, очередного бомжа и пьяницы. Так ночью с 11 на 12 апреля от кровоизлияния в мозг умер Аркадий Дмитриевич Звездин, он же Аркадий Северный, король блатной песни. Диагноз: гипертоническая болезнь с атеросклерозом и тяжелая форма дистрофии». Данный текст является ознакомительным фрагментом. Продолжение на ЛитРес.
В феврале по приглашению С. Маклакова Северный ненадолго приехал в Ленинград, где записал концерт с «Братьями Жемчужными» «Олимпийский концерт», или «Трезвость» , а также домашний концерт у Владимира Раменского.
После этого он возвратился в Москву, но в начале апреля вновь приехал в Ленинград. Здесь, на квартире В. Шорина, у него неожиданно произошло обширное кровоизлияние в мозг. Певец был похоронен на кладбище Ленинградского крематория. Есть версия, что урна с прахом была утеряна ещё до её похорон на кладбище. Вот что рассказывают об этом: «Поставили урну на полку в коридоре, помянули, попели, поплясали, а потом обнаружили, что она куда-то пропала. Может быть, и выкинули в угаре…». Памятник певцу на территории Санкт-Петербургского крематория — кенотаф [3]. В апреле 2016 года на кладбище крематория был установлен новый надгробный памятник автор — петербургский скульптор Владимир Шпалет [4]. Наследие Творческое наследие А.
Северного состоит из более чем ста магнитофонных альбомов. Их список продолжает уточняться коллекционерами-энтузиастами. Далеко не все записи Северного можно считать разысканными на настоящий момент. Неизвестные ранее записи время от времени «всплывают» до сих пор. В 1989 году по инициативе Рудольфа Фукса на ленинградской студии грамзаписи фирмы «Мелодия» был выпущен диск «Памяти Аркадия Северного». В 1990-х годах записи Северного издавались на компакт-дисках московской фирмой RCD и рядом других мелких фирм звукозаписи, а в дальнейшем — студией «Ночное такси» Александра Фрумина, которому в настоящее время принадлежат юридические права на издание записей А. Качество изданных записей довольно посредственное, к тому же издаются концерты не полностью. Увековечивание памяти Книги, публикации в прессе В мае 1980 года уже эмигрировавшим Рудольфом Фуксом в нью-йоркской газете « Новое русское слово » была опубликована статья памяти Аркадия Северного. В дальнейшем Фукс опубликовал ещё несколько статей, посвящённых Северному. В 1995 году Михаилом Шелегом была написана и опубликована книга «Споём, жиган», где впервые излагалась краткая биография Северного.
Позже М. Шелег изложил её в книге «Аркадий Северный. Две грани одной жизни», которая была издана в 1997 году и переиздана в 2000 году. В 2002 году в журнале «Наша улица» опубликовано эссе русского писателя и литературного критика Юрия Кувалдина «Северная звезда». В 2006 году она была опубликована в собрании сочинений писателя. В 2006 году в Интернете был опубликован текст книги И. Ефимова и Д. Петрова «Аркадий Северный, Советский Союз». В 2010 году новосибирский журналист Дмитрий Тростников опубликовал в Интернете текст романа «Знаменитость» , прообразом главного героя в котором стал А. В конце года книга была издана [5].
Его не стало 12 апреля 1980 года, но об этом в то время мало кто знал, да и откуда было знать, ведь тогда всё внимание граждан СССР было приковано к наступающей Олимпиаде и новым космическим полетам. И за праздничной мишурой мало кто заметил уход одного из самых влиятельных советских артистов. Но Аркадий Дмитриевич оставил после себя свой замечательный голос, голос который знали миллионы советских граждан. Его незабываемы тембр с экспрессивной артистической подачей, который был поистине уникален, запечатлен на сотнях пленок, которые сейчас бережно восстанавливают, как нестареющее наследие страны. Его песенный репертуар стал горячо любим многими слушателями и оказал огромное влияние на развитие жанра русский шансон. Начиная с 1960-х, имена подпольных артистов были окружены невероятным количеством различных слухов и мифов. Аркадий Дмитриевич, наверное, лидировал по количеству различных историй и легенд, которые слушатели магнитных лент слагали о нем. Кем только Аркадий не был: и одесским жуликом и закоренелым зеком и членом ЦК КПСС, но самое интересное, что он и сам был не прочь запустить о себе какую-нибудь легенду. Но вернемся к истории. Аркадий Дмитриевич Звездин родился 12 марта 1939 года в городе Иваново.
После окончания школы, в 1957 году он уехал поступать в ленинградскую Лесотехническую академию, которую закончил по специальности экономиста. После окончания учебы, в 1965 году начал работать экономистом в Ленинградской конторе "Экспортлес".
Трудно приходилось в войну, когда отец ушел добровольцем на фронт. Когда псов фашистских свора была разбита, глава семьи в 1946 году вернулся домой, а подросший Аркадий пошел в первый класс. Военное лихолетье не прошло бесследно. Мальчик рос хилым и болезненным.
В школе ни чем не выделялся из числа своих одноклассников. Обстановка качественно изменилась в тот момент, когда ему в руки попала гитара. Аркадий быстро освоил технику игры на семиструнном инструменте, используя три основных аккорда. Сестра подарила начинающему исполнителю тетрадь с рукописными текстами популярных и малоизвестных «блатных» песен. Аркадий хорошо знал, как живет шпана на улице и почему эти люди недолюбливают официальную эстрадную песню. С гитарой он уже практически не расставался.
О карьере самодеятельного исполнителя не задумывался, но с упоением сочинял собственные тексты и запоминал чужие. Окончив школу, молодой человек поехал в Ленинград, в город, который считался столицей российских провинций.
Смотрите также:
- Аркадий Северный: судьба отца «русского блатняка»
- Сообщить об опечатке
- Аркадий Северный — биография, новости, личная жизнь
- Правила комментирования
- Биография и история взросления Аркадия Северного
Шансон - Портал - 23 года в Сети Интернет
Истощённый алкоголем и недоеданием Аркадий Северный умер 12 апреля 1980 года в ленинградской больнице имени Мечникова от инсульта. Аркадий Северный, безусловно, самый знаменитый и самый лучший исполнитель этих песен, когда-то он был безумно популярен. биография, дата рождения. Аркашей Северным. С 1963 г. под псевдонимом "Аркадий Северный" принимал участие в подпольных записях песен. Аркадий Северный был знаменитым артистом в советское время, исполнитель блатных песен, а также музыкант с интересной судьбой.
Аркадий Северный: почему знаменитый исполнитель блатных песен жил как бомж
Мать, Елена Макаровна, — домохозяйкой. Семья была большая, дружная — пятеро детей дочь Людмила и сыновья Валентин, Лев, Михаил и средний — Аркаша. В 1957 году Аркадий уехал в Ленинград и поступил на лесоинженерный факультет Лесотехнической академии имени С. Кирова ЛТА. Жил в студенческом общежитии на ул. Проходил студенческую производственную практику в Лужской лесотехнической школе май-июль 1960 года. На военной кафедре получил специальность штурмана. Играл в хоккей в студенческой команде ЛТА.
После третьего курса обучения перевелся на планово-экономический факультет. В 1965 году Аркадий Звездин закончил Лесотехническую академию и начал работать экономистом в ленинградской конторе объединения «Экспортлес». Позже об этом периоде своей жизни сам Аркадий запустил в народ легенду, что службу ему якобы пришлось проходить в небе Вьетнама. В декабре 1969 года Аркадий заключил брак с Валентиной Бойцовой. Мечникова в Ленинграде. Творчество Поскольку Аркадий не особо лояльно относился к советской системе, то за время учёбы он близко сошёлся с различными представителями «несоветской» молодёжи — со стилягами, фарцовщиками, диссидентами, и, наконец, с музыкальными коллекционерами. Среди последних был студент кораблестроительного института Рудольф Фукс.
Однажды Фукс случайно услышал пение Аркадия и сразу загорелся идеей записать его на ленту. После нескольких пробных записей летом 1963 года Фукс вместе с компанией других коллекционеров-подпольщиков организовал домашнюю запись Аркадия под ансамбль. В соответствии с модой тех лет, в репертуаре были в том числе и блатные песни. На этой записи и родился сценический псевдоним Аркадия — «Северный». Фукс решил возобновить записи песен в исполнении Аркадия, а вскоре пришёл к мысли сделать из Аркадия Северного легендарную личность советского магнитиздата в амплуа «старого одессита». Рудольф Фукс сочинил сценарий «литературно-музыкальной композиции» из одесских песен, миниатюр и анекдотов и в конце 1972 года произвёл её запись в исполнении Аркадия Северного. Запись получила название «Программа для Госконцерта» и очень быстро завоевала популярность практически на всей территории СССР.
Вдохновленный успехом, Фукс осуществил запись ещё одной «одесской программы», написанной по его же сценарию, а затем ещё целый ряд сценарных концертов, открывая, по существу, новый жанр в магнитиздате, своего рода «театр у микрофона». Кроме того, в этот же период, в 1972—74 годах, Аркадий записал под гитару немало других домашних концертов, состоявших не только из блатных песен, но и из уличной лирики, романсов, студенческих и прочих «неподцензурных» песен. Особо следует выделить запись известной скабрёзной поэмы XIX века «Лука Мудищев», которую сделал знакомый Фукса, известный ленинградский коллекционер Сергей Иванович Маклаков. Первая пробная запись состоялась в январе 1975 года на квартире басиста ВИА «Поющие гитары» Владимира Васильева, а в феврале была произведена запись концерта Аркадия Северного с ансамблем в актовом зале института «Ленпроект», по месту работы Рудольфа Фукса. Запись получила название «Первый одесский концерт», быстро разошлась по всей стране и имела большой успех. В апреле 1975 года запись Аркадия Северного с ансамблем организовал и Сергей Маклаков. Ансамбль состоял из музыкантов ресторана «Парус», которые под именем «Братья Жемчужные» уже записывались у Маклакова в конце 1974 года.
Запись Жемчужных с Северным, получившая впоследствии название «Ой, мамочка! У Аркадия с Калятиным завязалась дружба, а с осени того же 1975 года Аркадий поселился у него на квартире. Дело в том, что к этому времени Аркадию было негде жить, он ушёл из семьи и из дома, лишился работы в «Экспортлесе». У Калятиных Северный прожил около полутора лет. За это время Д. Калятиным было произведено много записей Аркадия под гитару, на которых исполнялись как уличные и блатные, так и лирические песни и романсы. В свою очередь С.
Маклаков и Р. Фукс продолжали свои проекты оркестровых записей Аркадия.
Солнечный денек, синее небо над Ленинградом. От ресторана «Парус» отъезжают три автомашины-такси с музыкальной аппаратурой и людьми.
Кортеж направляется на улицу Огнева - там живет Дмитрий Михайлович Колетин, друг и коллега Маклакова. У него на квартире решено записывать концерт Аркадия Северного и «Братьев Жемчужных». В первой «Волге» едут Маклаков, Северный и Колетин. Ведут оживленный разговор о предстоящей работе.
Обсуждают, какие песни спеть, какие не стоит. Маклаков говорит, что Резанов пригласил на запись еще двоих музыкантов - трубу и саксофон, так что будет настоящий джаз! Северный слегка навеселе - принял для храбрости, ведь с такими музыкантами он будет записываться впервые. Таксист денег не берет, более того, просит поприсутствовать на записи, а потом всех развезти по домам - так его заинтриговали пассажиры своим разговором.
Пожалуйста, никто не против. Только сиди тихо. Втащили аппаратуру, подключили инструменты, а что-бы при записи не было слышно шагов и стуков, отказались от стоек, на которые крепились микрофоны. От одной стены к другой протянули шнур и на него закрепили микрофоны - изобретение Маклакова!
Каждый микрофон подключался в соответствующее гнездо в пульте, а потом выстраивался по индикатору на основном магнитофоне. Маклаков сидел за пультом в наушниках и руководил процессом, двигая «ползунками». Запись шагнула на новую качественную ступень! Состав музыкантов был тот же, что и в «Парусе», но Рязанов пригласил еще саксофониста Геннадия Лохмана и трубача Виктора Белокопытова, которого сразу же окрестили Арнольдом Белопортвейновым.
Атмосфера тоже была свободной - на столе стояла водка, закуска, - каждый мог подойти, пропустить рюмку. Дым коромыслом. В общем, нормальная рабочая обстановка. Пели тогда все.
Ну, может, только таксист не подпевал, из скромности. Записали песен двадцать пять, может, и больше. Северный пришелся компании по душе своей доброжелательностью и веселостью нрава. Он напел тогда половину всех песен, вошедших в этот альбом.
Альбом назвали «Ах, мамочка! Расчет Маклакова оправдался - пленка Северного с оркестровым сопровождением быстро расходилась по рукам, принося прибыль Маклакову и популярность Северному. Заказчики просили новых пленок, новых песен. Северный покорил советского обывателя своим хриплым баритоном и оригинальным исполнением блатных песен.
И работа закипела вновь. В 1976 году Николай Резанов уехал в Сочи на заработки - играть в ресторане «Кавказский аул». А Маклаков пригласил оставшихся в Ленинграде «братьев» аккомпанировать Северному в новых домашних концертах. Поэтому музыканты из этических соображений назвали свой малый состав «Четыре брата и лопата».
В итоге под этим названием вышли три магнитоальбома. Аркадию петь и записываться на магнитофон очень нравилось. Он чувствовал: все, что делается этими замечательными ребятами в квартире Маклакова, делается для него, во имя его таланта. Это кому-то нужно, кто-то ждет его песен.
И он старался вовсю. Владимир Александрович Мазурин вспоминает: «Как он пел! Как он выкладывался! Иногда даже слезы на глазах появлялись.
В такие моменты думалось: ну почему мы так живем? Почему должны прятаться? Ведь вот она - русская душа, во всей ее полноте, открытая и больная, светлая и радостная. Сегодня редко можно увидеть или услышать, чтобы кто-то так до самозабвения выкладывался.
Все, что нам подсовывают, - продажно и неискренне. Я - поклонник джаза, истовый поклонник. Но Северный - это тоже джаз. Как живет труба в руках, в губах, в легких, в сердце Луи Армстронга, так и эта поруганная и осмеянная снобами блатная песня жила в Аркадии Северном».
При всей спорности этого высказывания можно согласиться с Владимиром Мазуриным - исполнение Северного действительно напоминает джаз, «джем». Я бы даже рискнул назвать это «советским джемом», как бы ни звучало парадоксально. Вот вступает скрипка, определяя тональность песни, к ней присоединяются постепенно другие инструменты. Аркадий Северный начинает петь.
Все идет спокойно и плавно, но вдруг, после музыкального проигрыша, когда должен следовать очередной куплет, голос певца пропадает. Ничего страшного, просто Северный отошел к столу, где во время записи всегда стояла водка и закуска. Музыканты повторяют мелодию, Аркадий, приняв рюмочку, возвращается к микрофону. Все в порядке вещей.
Как в «джеме». Часто текст песни ему писали на листе бумаги. И не всегда каллиграфическим почерком. Мельком бросая взгляд на листок, Северный пел подчас незнакомые тексты.
В таких случаях встречаются расхождения с авторским текстом. Так произошло, к примеру, с песней Александра Лобановского «Баллада о свечах». У Лобановского:... И свечи плачут для людей, То тише плачут, то сильней...
Северный спел так:... И свечи плачут для людей, Кто тише плачет, тот сильней! В народе говорят, что Северный никогда трезвым не пел, естьде такие записи, где он «лыка не вяжет». Не буду спорить, такие записи есть.
Ну и что? Хуже мы стали относиться к Северному? Меньше его любить? Конечно, Северный имел дело со словом, а с ним нужно обращаться осторожно.
Но, вероятно, он и его товарищи хорошо понимали, что их творчество никогда не будет признано официально, предназначались записи исключительно для «интимного» прослушивания, и что слушать их будут люди тоже не всегда трезвые. Поэтому главная задача и цель этих записей - довести до слушателя настроение веселого пьяного застолья, а соблюдение поэтических, музыкальных и прочих эстетических норм пусть останется приверженцам высокого стиля. Бывало так, что Северный, дабы «не ломать кайф от песни», соединял воедино два текста. Так произошло с песнями «У кичмане пришлося мне...
По стихотворному размеру они похожи, музыканты сыгрались - попадают в аккорды, так почему бы и не соединить? Все тот же «джем», когда одно произведение плавно переходит в другое. А вот пример песни, когда Северный, не зная истинного текста, «сочинял», что называется, «на ходу». Музыканты играли, а текст или плохо читался с листа или его вовсе не было перед глазами, и певец вспоминал по ходу: Не знаю, как мне быть, Как ей все объяснить?
Что вешняя любовь ушла навеки. Ушла, оставив грусть, Ушла любовь, и пусть. Я крикнул ей вдогонку равнодушно. Я помню дни любви и встречи до зари И те слова, что нас тогда скрепили.
Теперь любовь ушла. Из сердца навсегда, Как вешняя вода в реке уходит. Не для любви игра - обычно говорят. Любовь легко приходит и уходит.
И вот ушла от нас, Убив все чувство в нас, Ушла любовь - ее уж не воротишь. Пройдут любви года, забудешь ты меня, И в памяти слова любви скопятся. Любовь же никогда! Любовь всегда жива, Любовь жива и будет жить вечно...
Так заканчивается этот «возвышенный» романс. Ясно, что Северный не знал текста, ясно, что в рифмовке он не спец, но был вариант спеть старую блатную песню, и он спел. Кого-то она «огорчит до невозможности», кого-то рассмешит своей наивностью и примитивностью, а кто-то, наверное, всплакнет, слушая ее. Как знать?
Очень часто у Северного песни заканчиваются повторением первого куплета. Это часто бывает, когда исполнитель не знает, как эффектней закончить песню. Первый куплет, повторенный в конце, нужен для эмоционального разрешения песни, но чаще композиторы вставляют его по привычке или когда маловато текста для полноценной песни. Северному не было необходимости в этой практике - тексты блатных песен и так длинны.
Но в данном случае им руководило другое чувство. Он получал удовольствие от пения, от атмосферы, царящей при записи, когда можно забыть житейские невзгоды. Как пел Аркадий Северный? Это словами не передать - это нужно слушать.
Слушать беспристрастно, не пытаясь искать аналогий и, уж конечно, не сравнивая его с мастерами вокала. Но тот, кто внимательно вслушается в его хриплый баритон, наверняка услышит что-то в своей душе. То ли боль по ушедшим годам, то ли радость от общения с друзьями, то ли грусть прошедшей любви. Или почувствует безудержную русскую натуру, несущуюся неведомо куда в пьяном угаре...
Маклаковские пленки «Аркадий Северный и Братья Жемчужные» стали ходить по стране, обретая все новых и новых поклонников. Люди разных профессий и возрастов полюбили песни Северного и его голос. Иосиф Щеглов - коллекционер и любитель Северного - вспоминает, что в середине 70-х работал электриком и однажды чинил проводку в квартире одного большого милицейского начальника, а хозяин квартиры крутил тогда на магнитофоне пленку Северного и явно получал удовольствие от песен. За «одесскую» манеру исполнения и репертуар многие решили, что и сам певец из Одессы.
Но в Одессе такого не знали, и по стране поползли слухи. Одни утверждали, что Северный эмигрировал еще в гражданскую войну, живет в Америке, жутко разбогател и иногда - раз в месяц - ради своего удовольствия выступает в знаменитом ресторане «Одесса» на Брайтоне. Другие клялись, что слушали его, когда сидели с ним на Колыме. Третьи и вовсе озадачивали своих собеседников: говорили, что Северный никакой не Северный, а Микоян - побочный сын известного политического деятеля Анастаса Ивановича Микояна.
Откуда такие чистые и качественные записи? Не иначе как высокопоставленный папаша аппаратуру подарил! К тому же, будь он простым человеком, его бы давно уже посадили за такие песенки... Слухи ширились, а Маклаков решил купить новый магнитофон.
Он узнал, что в Москве, если позвонить по нужным телефонам, можно достать фирменный магнитофон «Сони» - полустудийный! Таких в стране были считанные единицы, и стоили они баснословно дорого - 6 тысяч рублей! К примеру, автомобиль «Волга» стоил 5 тысяч. Маклаков продал что-то из имеющийся аппаратуры, залез в долги и отправился в Москву.
Там он вышел на подполковника авиации Георгия Сергеевича Ивановского - человека, широко известного в узких кругах, в годы молодости дружившего с Василием Сталиным и умевшего достать любой дефицит. При встрече, оговорив условия покупки, Маклаков на всякий случай дал ему прослушать пленку Северного. Ивановский пообещал раздобыть «Сони» за неделю. Маклаков приготовился ждать.
Но каково было его удивление, когда вечером раздался телефонный звонок и взволнованный Ивановский со словами благодарности предложил Маклакову немедленно взять такси и приехать к нему поужинать. В этот вечер под аккомпанемент Аркадия Северного и «Братьев Жемчужных» Маклаков и Ивановский стали друзьями, а на следующее утро упакованный в фирменную коробку «Сони» уже грузили в поезд. Впоследствии Ивановский поможет устроить Аркадия Северного в престижную наркологическую клинику для лечения от алкоголизма. После чего Северный год не брал в рот спиртного.
Аркадий Северный купался в славе. Его часто приглашали в гости, угощали, поили и непременно требовали песен. За душевное гостеприимство, подогретый водкой и коньяком. Аркадий мог петь хоть до утра, что и бывало неоднократно.
Веселье часто затягивалось на неделю и дольше. К тому времени Северный уже ушел из семьи и жил где придется, обрастая новыми, порой случайными знакомыми. Вот что вспоминает Юрий Кукин - популярный питерский бард: «Однажды меня пригласили в одну компанию - попеть, записаться и отдохнуть. Когда я приехал, там уже был Северный.
Я, конечно, уже слышал о нем - личность, мол, творческая, балагур и так далее. Я тогда со многими знаменитостями был знаком, да и славы у меня было побольше, чем у него. Но все равно - что за Северный такой? Нас представили друг другу - оказался весьма скромный молодой человек, только малость потасканный.
Весь вечер он сидел молча, скромно пил и закусывал. Я в этой компании, конечно, был гость номер один. Много пел, рассказывал байки... Потом дали гитару Аркадию.
Он сначала пытался подбирать наиболее, я бы сказал, приличные песни. Но потом посыпались заказы: спой это, спой то... И он разошелся! Теперь уже он был гость номер один.
Засиделись мы тогда допоздна, пришлось остаться ночевать. На следующий день мне нужно было зачем-то ехать в Колпино. Аркадий решил поехать со мной - за компанию. Я, помнится, сделал свои дела, и мы пошли с ним в местный пивбар - поправить головушку.
Поправились, и Аркадий опять расчехлил гитару. То ли ему стало хорошо от пива, то ли денег у него не было, а может, и то и другое, но вскоре вокруг нас уже сидела толпа и угощала нас пивом. Я потом ушел, не помню, правда, как, но... А он остался.
Говорят, Аркадий там пел целый месяц, пока его не прогнали... Я одет, я обут в десять магазинов, Девки сзади бегут, варежки разинув... После таких похождений Северный не сразу появлялся у Маклакова. Он побаивался старшего товарища: все- таки из-за его пьянок останавливалась работа, и он подводил своих коллег.
Но больше, чем Маклакова, он боялся его жены, Валентины Павловны, - та не одобряла их музыкально-пьяную богему. В такие дни Северный находил убежище у своих друзей - Колетина, Кононова, Мазурина и других. Там его обстирают, отпоят чаем, покормят, иногда и денег дадут, ведь он нигде не работал. Однажды в гостях у Мазурина был Николай Рыжков - Великий косарь, так его называли за его умение делать, то есть «косить», деньги.
Вдруг приходит Аркадий. Где он ночевал, спрашивать не стали, достаточно было взглянуть на его костюм. Рыжков с Мазуриным взяли Северного под руки и силком повели в универмаг «Юбилей», что на Охте. Его нужно одеть!
Начиная с ботинок и заканчивая шляпой. А мы пока пойдем покурим к Неве. Через полчаса из универмага вышел Аркадий, одетый во все новенькое: костюмчик, туфли, сорочка, галстук и на голове - черная шляпа! В руках он держал сверток - там была старая одежда.
Но сколько бы Северный ни уходил в загулы, а песни он продолжал петь и записывать. Недаром же после него осталось более семидесяти магнитофонных альбомов! Петь он мог в любом состоянии, был легок на подъем и безотказен. К тому времени относятся его записи с ансамблем «Светофор», организованные Дмитрием Колетиным и Иосифом Щегловым в 1976 году и таинственно названные «Из серии - А», с коллективом «Крестные отцы» из ресторана «Витязь» г.
В июне того же года Фукс и Ефимов записывают Северного с ансамблем «Четыре брата и лопата», в состав которого удачно вписались два «брата Жемчужных» - Николай Резанов гитара и Евгений Федоров скрипка. За фортепьяно сидел А. Резник, на басу - В.
В 1968 и 1969 году он служил в армии, где был лейтенантом ВВС в вертолётном полку. Об этом периоде жизни позже сам Северный запустил в народ слух, что ему приходилось летать и в небе Вьетнама. После возвращения из армии, в 1969 году, Аркадий вступил в брак с Валентиной Бойцовой, и через несколько лет у них родилась дочь, которую назвали Натальей. С 1972 по 1980 Аркадий Северный вёл активную творческую деятельность, но, к сожалению, 12 апреля 1980 он умер в больнице имени Мечникова. Аркадий относился не особо лояльно к советской системе, и за время учёбы он очень близко познакомился со всевозможными представителями несоветской молодёжи. Среди них были фарцофщики, стиляги, диссиденты, а также музыкальные коллекционеры. Были в их числе и студент кораблестроительного института Рудольф Фукс, который однажды услышал, как Аркадий поёт, и сразу же решил записать его.
Следующую свою гастроль шансонье играет в Одессе, при активном содействии Владислава Коцишевского и коллектива «Черноморская чайка», который был специально организован по этому случаю. Три концерта Аркадий работает вместе с омским автором песен Владимиром Шандриковым, а после еще записывает два «сольника». Один из них — «Тетя Шура», для многих становится образцом уличной лирики.
К концу года шансонье возвращается в Ленинград и в результате работы с «Братьями Жемчужными» появляются «Диксиленд» и «Проводы 1977 года». В этот период в жизни Аркадия Северного появляется питерский поэт Владимир Раменский. Весной певец едет в Одессу, где с помощью уже знакомого ему В.
Коцишевского записывает как сольные концерты под гитару, так и совместные работы с ансамблями «Черноморская чайка» и «Шесть плюс один». Осень 78-го Аркадий встречает в Москве и успешно выступает в ресторанах. Поговаривают, что один раз — для сборной команды Советского Союза по хоккею.
Возвращение в Ленинград. Запись концерта с коллективом «Божья обитель». Очередная встреча и, как следствие, совместная работа с проверенным временем «импресарио» Рудольфом Фуксом.
Концерт с Георгием Родановским и рок- группой «Россияне». Летом этого года певец уезжает на гастроли в Тихорецк, где знакомится с певцом и органистом Анатолием Мезенцевым. Записывает концерт с коллективом «Встреча».
После Тихорецка будет Ростов, а после — Одесса. В Южной Пальмире Аркадий записывает свой «золотой диск», совместно с «Черноморской чайкой». Большой концерт, состоящий из произведений одесской классики.
Из Одессы Аркадий перебирается в Москву, где будет жить на квартире у Анатолия Писарева до весны 1980 года, играть в ресторанах, нелегально писать на магнитофонную ленту домашние концерты, в которых большое место займут произведения самого А. Февраль — короткая поездка Аркадия Северного в Ленинград. Возвращение в Москву, и снова — Ленинград в апреле 80-го.