Писатель Роберт Гараев рассказал про уличные ОПГ и сериал «Слово пацана». Вот слова пацана: автор книги «Слова пацана» Роберт Гараев рассказывает, какой на самом деле была жизнь внутри и вне группировок во времена «казанского феномена» в конце 1980-х.
Автор книги «Слово пацана» Роберт Гараев напишет произведение о женских бандах
О том, как жил криминальный мир Казани 1980-х, «» рассказал журналист Роберт Гараев — автор книги, которая легла в основу сериала «Слово пацана». В книжных магазинах закончились экземпляры книги «Слово пацана» Роберта Гараева. Роберт Гараев рассказал, как он был участником ОПГ. Ныне житель Москвы, а в прошлом – казанец Роберт Гараев, который ведет в соцсети группу «Казанский феномен», опубликовал книгу о криминальном Татарстане «Слово пацана». Роберт Гараев после выхода «Слова пацана» дал немало интервью, одно из них мы публиковали ранее. Название «Слово пацана» пришло не из песни Максима Коржа, а из одноименной книги журналиста Роберта Гараева: «Слово пацана: Криминальный Татарстан 1970-х – 2010-х». Мой отзыв на книгу Роберта Гараева "Слово пацана.
«Слово пацана»: в свет вышла новая книга о казанском феномене
Роберт Гараев после выхода «Слова пацана» дал немало интервью, одно из них мы публиковали ранее. Роберт Наилевич Гараев. Книга «Слово пацана» Роберта Гараева посвящена так называемому казанскому феномену — культуре молодежных криминальных сообществ, во многом определявших образ столицы Татарстана на протяжении трех десятилетий, с начала 1970-х до рубежа 1990-х и 2000-х. В 1989 году 13-летний Роберт Гараев был участником подростковой группировки «Низы» в Казани (Татарская АССР). В 2020-м он выпустил книгу-исследование «Слово пацана. В книжном интернет-магазине «Читай-город» вы можете заказать книгу Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х от автора Роберт Гараев (ISBN: 978-5-60-449595-7) по низкой цене. Автор — Роберт Гараев, будучи в детстве сам, недолго, к счастью, группировщиком, проделал очень глубокую аналитическую и редакторскую работу.
Книга «Слово пацана»: где читать?
По словам писателя Роберта Гараева, одно время число группировок там доходило до 150. Роберт Гараев рассказал, как он был участником ОПГ. Ныне житель Москвы, а в прошлом – казанец Роберт Гараев, который ведет в соцсети группу «Казанский феномен», опубликовал книгу о криминальном Татарстане «Слово пацана». Это пацаны, участники бесчисленных молодежных группировок, наводнивших поздний Советский Союз. Первым городом, в котором явление стало по-настоящему массовым, была Гараев, автор этой книги, попал в «Низы», одну из местных банд.
Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х - Роберт Наилевич Гараев
Автор книги «Слово пацана» Роберт Гараев рассказал о том, какую жизнь вел после побега из банды группировщиков «Низы». Его цитирует Автор — Роберт Гараев, будучи в детстве сам, недолго, к счастью, группировщиком, проделал очень глубокую аналитическую и редакторскую работу. В подкасте «Что случилось» мы говорим с Робертом Гараевым. Он сам был участником такой банды, а потом написал об этом феномене книгу «Слово пацана. «Какое страшное было время». Писатель Роберт Гараев рассказал, как прокуратура проверяла сериал «Слово пацана» на экстремизм.
Читать книгу: «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х»
В 1989 году 13-летний Роберт Гараев был участником подростковой группировки «Низы» в Казани (Татарская АССР). В 2020-м он выпустил книгу-исследование «Слово пацана. Развлечения - 12 декабря 2023 - Новости Казани - 00:00 ИНТРО00:48 книга vs сериал «Слово пацана»/ работа на съёмочной ПЛОЩАДКЕ03:19 почему сериал «Зашёл» МНОГИМ04:50 романтизация бандитизма, критика и попыт. Полная версия книги Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х, чтобы читать бесплатно онлайн, от автора Роберт Гараев.
Исследователь «казанского феномена»: «Группировки — это такие мини-государства»
Вы согласны с критикой? Я считаю, что авторы попали в точку. На казанских улицах всё было именно так, как показано в сериале. Некоторые даже говорят, что авторы смягчили ситуацию. Вам известно, по какой причине они были перенесены в Ярославль? Они считают его позором. Поэтому они были против съемок в Казани. Как вы думаете, почему такая реакция именно на этот сериал? Потом всегда найдутся те, кто, посмотрев такой неромантизирующий фильм, как «Слово пацана. Кровь на асфальте», начинают романтизировать свое прошлое, но не потому, что оно было прекрасным, а потому, что тогда они были молодыми.
Поэтому натура вам так знакома? Все они очень разные: кто-то с юмором, кто-то серьезен, у кого-то повышенный интеллект, у кого-то пониже. Многие из них сегодня ностальгируют по тому времени, тех, кто раскаивается, поменьше. Правила новой этики этим людям неизвестны, да и, наверное, не нужны. Они достаточно консервативны в целом, лояльны существующей власти. Социолог Светлана Стивенсон писала в своей книге, что люди криминала не антагонисты власти, они пытаются встроиться в существующие рамки, но не для того, чтобы разложить систему, а чтобы найти свое выгодное место. Он очень харизматичный, настоящий такой татарин… Еще отметил бы Кощея, очень органичный, хотя первоначально задумывался как отрицательный герой. Во-первых, государство изменилось, оно стало более силовым. Во-вторых, у подростков появились другие социальные лифты и более интересные занятия — музыка, блоги, искусство.
Ужас, который наводили эти толпы поволжских пролетариев в телогрейках и кирзовых сапогах, очевидно имел и важное символическое значение: если «пацаны» демонстрировали вторжение суровой реальности в оторванные от жизни столицы, то либеральная интеллигенция получала убедительный образ озверевшего от бедности «хомо советикус», разрушительные инстинкты которого должна сдерживать просвещенная авторитарная власть. Можно предположить, что оба эти авторитарных начала, цинично-пацанское и либерально-антидемократическое, оказались исключительно важны для утвердившегося «духа» современного российского капитализма. История «казанского феномена», как следует из книги, распадается на три больших периода.
В первый, советский, с конца 1960-х, возникают первые группировки и складываются основные черты их специфической культуры — жесткая внутренняя дисциплина и иерархия по «возрастам», борьба за территорию и совместные занятия спортом. Причины возникновения этой культуры остаются не вполне раскрыты что, впрочем, и не обязательно для «поэтической истории» , однако ключевым объяснением является быстрая урбанизация, в ходе которой молодежь новых жилых массивов должна была постоянно обороняться от набегов сверстников из соседних деревень. Альтернативная версия, довольно осторожно обсуждаемая в книге, связана с ролью КГБ, предположительно использовавшего сообщества «пацанов» для своих политических целей: сначала для дискредитации аппаратных соперников из МВД, а затем — для борьбы с несогласными.
Безусловной кульминацией этого периода стал судебный процесс над участниками группировки «Тяп-Ляп» в 1980 году, двое из которых были приговорены к расстрелу истории самой группы посвящена отдельная глава книги. Второй период — расцвет первой половины 1990-х, когда «казанские» приобрели почти общенациональный масштаб и контролировали части Москвы и Петербурга. Наконец, третий, незавершенный период — рождение нового поколения группировок в Казани после убийств и посадок «пацанов» из 1990-х.
Свидетельства финальной главы «Слова пацана» вполне ясно дают понять, что «казанские» вряд ли в ближайшей перспективе снова смогут бросить государству вызов на рынке «силовых услуг», как это было почти три десятилетия назад. Однако гораздо важнее другое: мировоззрение и система отношений, рожденные когда-то этой культурой, настолько прочно вросли в нашу «нормальность», что мы уже не задумываемся об их генеалогии. Поэтому тем, кто все-таки хочет докопаться до истоков нашего времени, книга Роберта Гараева настоятельно рекомендуется к прочтению.
Поэтому про них мы сегодня не говорим. И говорить не будем. Разве что критиковать чуть-чуть, но даже и критика здесь не в фокусе внимания. И да, я поддался волне этой нездоровой шумихи, посмотрел поделку Крыжовникова еле досмотрев до конца , а затем узнал что оказывается в основе всей этой истории лежит огромная социальная драма, которая действительно происходила в Казани. И как оказалось — не только в восьмидесятые. А сериал снят по книге некоего Роберта Гараева.
Точнее: книга послужила путеводителем и настольным справочником для создателей сериала. Так-то она вовсе не художественная — документально-аналитическая. Я не знаю, кто был автором этого чудесного дизайна, но получилось просто дивно.
У бандитов были свои боевые подразделения, разведка, контрразведка, имелся свой шифр. Раджу, как и остальную верхушку хадитакташевских, поймали в ходе очередной их «войны» в конце 90-х. По воспоминаниям тогдашнего министра внутренних дел Асгата Сафарова, свидетели соглашались приходить на суд только обезличенными: на них надевали маски и мешкообразные балахоны, устанавливали аппаратуру для изменения голоса, а однажды вообще пригласили гримера из театра, чтобы тот перевоплотил свидетеля в Николая Гоголя. В книге «Слово пацана» также есть глава о милиции. Кстати, о популярности книги.
Томик полностью раскупили. На момент выхода сериала «Слово пацана» в продаже было около 2000 экземпляров. Книгу планируется переиздать тиражом 16 000. В «Литресе» «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х» занимает второе место по продажам с 9 ноября по 9 декабря.
Слово пацана. Криминальный Татарстан 19702010-х
Писатель рассказал изданию о своем опыте участия в бандитской группировке, истоках романтизации уголовников и уличном насилии. В ней есть и мои личные воспоминания. Написать ее я решил, когда у меня появился опыт исследований, во многом журналистский. К тому же долгое время я работал в Еврейском музее и постоянно что-то изучал — от современного искусства до истории еврейского народа. Однажды мне захотелось провести большое исследование чего-нибудь из собственной жизни. По казанским меркам это очень мало. В конце 80-х каждый четвертый казанский мальчишка состоял в какой-то группировке, обычно ребята вступали в них к 14 годам и числились там до армии.
Моя группировка называлась «Низы», она находилась на границе Московского и Кировского районов. Это был небольшой квадрат, центром которого являлась улица Шамиля Усманова. Вокруг нас были группировки «Грязь», «Кинопленка», «Московская бригада» и «Хитрый двор». Я считался «скорлупой» — на нашем жаргоне это означало «участник самого младшего возраста». Мы иногда конфликтовали с «Грязью», но разрушительных войн у нас не было. Писатель рассказал о внутренней кухне казанских группировок Источник: иллюстрация книги «Слово пацана.
Криминальный Татарстан 1970—2010-х» Главная обязанность группировщика того времени — постоянное посещение сборов. Таким образом нас дисциплинировали старшие. Также нам запрещалось употреблять алкоголь и наркотики, курить. Нас учили быть сильными и готовили отстаивать интересы своей улицы. Чем объяснялась необходимость состоять в них? Когда построили завод «Теплоконтроль», вокруг него создали и новый микрорайон, куда заезжали разные семьи.
Подростки из этих семей воспринимались местными враждебно, их постоянно задирали, грабили. В ответ на это ребята из нового района стали собираться вместе, чтобы дать отпор.
Криминальный Татарстан 1970-2010-х» Роберт Гараев намекнул на печальный конец в популярном сериале Роберт Гараев также косвенно дал понять, что он является прототипом главное героя в «Слове пацана» Андрея Васильева по кличке «Пальто». В своем личном блоге писатель опубликовал фотографию, на которой он и исполнитель роли Леон Кемстач выглядят похоже: с усами, очками и вывеской за спиной «Пальто». Помимо этого, писатель опубликовал видео, где один из поклонников бурно реагирует на события в последней серии.
Банда «Универсам» Группировка «Универсам», ставшая центральной в сериале, существовала в Казани на самом деле, не была столь объемной в числе участников. Члены банды держали под контролем местный рынок, а с недоброжелателями старались расправиться с особой жестокостью. Существовала на тот момент и другая банда, конкурентов. Называлась, ОПГ «Тяп-ляп». Фото: стоп-кадр из видео За шуточным названием, которое получили из-за названия района «Теплоконтроль», тоже скрывались жестокие преступления. Группировка насчитывала нескольких десятков человек, а управляли «скорлупой» и «суперами» бывшие уголовники — как Кощей верховодил над «универсамовскими» вплоть до пятой серии. Стоит отметить, что «Хади Такташ», с которой у главных героев «Слово пацана» произошел конфликт из-за убийства юного Ералаша, тоже существовала в реальной жизни. Участники банды жестоко расправлялись над участниками конкурирующих группировок. Многих участников «Хади Такташ» быстро убили, тела двоих нашли расчлененными, некоторые пропали без вести. Прототип Адидаса Антип получил 15 лет «строгача». После срока взял фамилию жены, покинул криминальный мир и Казань Прототип Адидаса Антип получил 15 лет «строгача». После срока взял фамилию жены, покинул криминальный мир и Казань Если ассоциировать «Универсам» с «Тяп-ляп», то логично задуматься, кто же является прототипом группировки? На роль прототипа для Универсама подходит Сергей Антипов по прозвищу Антип. Известно, что Антип был образцовым преступником, много времени уделял спорту, обучал парней давать отпор противнику с одного удара. Уже к началу 70-х в его окружении было не менее трех-четырех десятков бойцов».
Примечательно, но он так и не сумел сказать, кому из героев симпатизирует. Зато Гараев отметил блестящую актерскую игру главных звезд сериала: Ивана Янковского, Леона Кемстача, Рузиля Минекаева и остальных артистов. Высказался писатель и о грядущем финале сериала. Как известно, в седьмом эпизоде «Слово пацана» произошел драматический поворот, который раз и навсегда изменил жизнь центральных персонажей. Некоторые зрители посетовали, что до последнего надеялись на счастливую развязку. Но Гараев, живший в суровых реалиях времени пацанов, сомневается, что голливудский хэппи энд здесь был бы к месту: «В принципе, конец мог бы быть любым, даже счастливым.
Авторизация
- Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х
- Слово пацана. Криминальный Татарстан 19702010-х
- «Слово пацана»: по какой книге снял сериал Жора Крыжовников?
- «РАЗГОВОРИТЬ ЛЮДЕЙ БЫЛО СЛОЖНО»
В начале было слово... пацана. Кто был реальным прототипом героев сериала?
Но в нормальной жизни не извиняться — это как? Мир живет по принципам новой этики, все прислушиваются к каждому — это не о том. Или Казань все же была уникальна? В Казани просто все было гипертрофировано, максимально ярко. Из-за обилия молодежных группировок Казань стала символом подростковой преступности и имела славу одной из криминальных столиц СССР. Это был закат тоталитарного государства, и подростки, ощущая это, строили свою модель тоталитарного государства в государстве.
Но — более жестокую, более дисциплинированную, более военизированную структуру. В Казани было очень много группировок, они разрастались как грибы. Шли многочисленные «войны за асфальт». Там подростки жили только этим. В других городах СССР пацанская субкультура соседствовала с другими — металлистами, рокерами, панками и т.
В Казани же этих неформальных движений не было — были одни пацаны. Нет, наверное, отдельные панки были — но это точно были очень смелые, даже отчаянные ребята, потому что выжить в том мире им было ох как непросто, фактически опасно для жизни. Я уже говорил в разных интервью и повторюсь: мир казанского феномена — это «Хогвартс». Он страшный, но в нем есть набор определенных практик, свод четких правил, которые были большинству людей совершенно незнакомы. Но, как только человек начал смотреть сериал или читать книгу, ему становится ясно, что целый мир улицы живет по этим правилам, и за этим интересно наблюдать.
Кстати, «Гарри Поттер» к концу тоже становится не очень-то сказочной историей, просто там остаются симпатичные герои. А в « Слове пацана » нет героя, на месте которого хочется оказаться. Кровь на асфальте» — Условные Вовы Адидасы, вернувшиеся из Афгана, добавляли жестокости улице? Вообще же, парень, который возвращался из Афгана, не возвращался автоматически в группировку: мог вернуться, а мог, например, жениться и зажить нормальной жизнью. В моей личной истории ни одного парня, вернувшегося из Афгана, на самом деле не было.
Я думаю, они скорее влияли на общество чуть позже, чем в 1989-м, моя же тема — «асфальтный период», когда пацаны не делили ничего, кроме улицы — тупо того самого асфальта. Подростковые группировки сами по себе были базой для криминала, им не нужно было «добавлять» насилия — и в сериале Вова Адидас, на мой взгляд, этого не сделал. Где-то он был мудрее, а где-то — таким же потерянным, как остальные подростки. Кому сочувствуете, кого, наоборот, ненавидите? Это объяснимо: маленькая девочка, которую невероятно жаль.
Я смотрел ту серию, где ее жизнь так жестоко идет под откос, стиснув зубы и сжав кулаки.
Но дети просто играли в снежки, это совершенно безопасная игра. Но тут всё, конечно, зависит от правил в вашей семье. Ему понравилось. Он видел, как я работал над книгой, и понимает, что никакой романтизацией группировок не занимаюсь. Просто радуется успехам папы. Моей дочке шестнадцать лет, и она говорит, что в ее классе все смотрят сериал. Сама она под сильным впечатлением, особенно ее потрясла сцена убийства Ералаша.
За своих детей я не боюсь. Посмотрев сериал, они не пойдут кого-то громить. С детьми надо общаться с самого раннего детства и объяснять им, что такое хорошо и что такое плохо. После этого сериала, мне кажется, они, скорее, ужаснутся тому, как жили их родители. Как вы думаете, насколько помогают запреты в такой ситуации? Знаете, последние дни меня не отпускала мысль о том, что режиссер настолько тонко снял кино, что напряжение с каждой новой серией возрастает не только в нем, но и вокруг. Значит, это точное попадание в суть проблемы. Либо какое-то совпадение.
Вы согласны с критикой? Я считаю, что авторы попали в точку. На казанских улицах всё было именно так, как показано в сериале.
В вашей книге был герой, который рассказывал об убийствах и отсидке в тюрьме. С ним было тяжело разговаривать? Он очень общительный и многое рассказал, но в какой-то момент на него обрушилась волна недовольства, и он перестал соглашаться на интервью. После выхода книги с вами пытался кто-то разговаривать? Да, со мной связывались.
У вас была глава про девчонок, которые были при группировках. С человеческой точки зрения там рассказываются совершенно жуткие события. Они охотно рассказывали о своем опыте? Мужчины, у которого сейчас есть семья, вспоминают об этом, как о приключенческом опыте. У женщин такого нет, особенно если они пережили какую-то травму. У сериала может быть продолжение. Вы участвовали в написании сценария? Жора Крыжовников предлагал вам в какой-нибудь роли снятся?
Такой вот обломчик. Герои фильма соответствуют образу пацанов из Казани? Это был коллективный образ пацана. Вам кто-нибудь симпатичен из героев? Также мне нравится Зима, которого сыграл Лев Зулькарнаев. Вова Адидас сложный герой для меня. Как вам история Марата? Берется два героя: один - пацан, другой - чушпан.
В конце они должны поменяться ролями. Что может привести Марата к тому, чтобы он нарушил правила группировки? Только трагическая любовь. Мне не особо понравился Комсомолец.
Это сейчас есть гаджеты: посадил ребенка — и как будто его нет. Он сидит, и у него там целый мир, где они находят друзей не по территориальному признаку, а по интересам. Что круто и гораздо важнее.
Задумывались ли вы о том, какой финал был бы у вас, не случись история с вашей болезнью и пропусками сборов? Смогли бы вы сами инициировать свое «отшивание», чтобы не было такого же финала, как у Андрея в сериале? Незадолго до «отшивания» Руслана Роберт две недели провел дома по болезни, а потом еще неделю решил прогуливать сборы. Однажды к нему пришли и сказали идти за ними. Когда толпа пошла непривычным маршрутом, Роберт понял, что его ведут «отшивать». Его ударили и плюнули в него, он ударил и плюнул в ответ, а потом убежал, спрятавшись в камышах. Никто из преследователей в воду зайти не рискнул — покидали камни и ушли.
Так Роберт Гараев покинул группировку «Низы». И после того случая с Русланом я крепко задумался, что мне это не нравится. И внешние обстоятельства повлияли — сложилось как сложилось» Роберт Гараев Рано или поздно я, конечно, ушел бы. Возможно, другим образом инициировал бы переезд в другой район. Сложилось впечатление, что абсолютно весь город был поделен на группировки и каждая улица кому-то принадлежала. Казань была так устроена, что особо-то ты не походишь, даже будучи пацаном и участником группировки. Те люди «Газовая Халева» и прежняя группировка Гараева «Низы».
Поначалу жил с папой, он подсаживал меня на музыку, у него была большая коллекция катушек — мы их слушали, он был кооперативщиком, так что дома был видеомагнитофон. Я как-то погрузился в мир музыки, кино и литературы — у папы была отличная библиотека, так что наверстывал упущенное за эти годы в группировке. Хотя насчет музыки — я уже с одиннадцати лет слушал то, что гопники не слушали. А потом поступил в университет, в центре у нас было место, которое мы называли Сковородка, — там неформалы собирались. Но не так, как в Москве или здесь, в Свердловске, — у вас неформальная культура была более развита. Люди, которые варились в неформальных кругах, были достаточно смелые. Если у тебя сережка в ухе, красные волосы, ирокез, хаер, то ты постоянно наталкиваешься на какое-то противодействие, и там я постоянно «вылавливал».
RU А вот на территории той группировки, где я жил, была моя мачеха Марина, ныне покойная. Она была знакома со всеми авторитетами этой группировки. Она могла выйти на сборы и сказать: «Я сейчас старшим скажу его не трогать». И в общем-то они меня и не трогали. Типа — «пасынок Марины». Она была очень смелая, так что пришла бы и раскидала. Как ни странно.
Причем многие из них на хороших должностях и при деньгах. Не было страшно из-за этих людей? Что начнутся какие-то угрозы... Если я рассказываю о явлении, я же должен рассказать, почему это произошло, как это происходило, как это было устроено. Так что как будто это исследование из области социологии, которая является наукой об обществе. С этой задачей я справился. В общем-то, все имена, которые надо было назвать, названы в книге.
RU — Будто, по тем же пацанским понятиям, вскрытие того, как жили группировки, — это запрещенное стукачество на своих, и могли появиться претензии... Я исследователь и держал дистанцию. Но опасения были, конечно. И какие-то угрозы время от времени возникали. Но это был оправданный риск, который я закладывал. У меня это история не как у Салмана Рушди после выхода романа «Сатанинские стихи». Он до сих пор жив и до сих пор скрывается.
Мне приходили письма на почту в духе: «Да кто ты такой, чтобы эту тему поднимать? Но с другой — подумал, что все-таки он человек разумный и делать этого не будет. Хотя я удивился, что была такая угроза.