Получите быстрый ответ на свой вопрос, уже ответил 1 человек: расширения участия страны в мировом хозяйстве называется — Знание Сайт. Лучший ответ на вопрос «Расширения участия страны в мировом хозяйстве называется» от пользователя АВРОРА ЗАМЯТНИНА в разделе Технология.
Мировая экономика
Показателями участия страны в мировой экономике являются. постиндустриализация глобализация международный В развитии современного мирового хозяйства можно отметить следующие тенденции. “Буржуазия своей эксплуатацией мирового рынка придала космополитический характер производству и потреблению в каждой стране.
Как называется расширение участия страны в мировом хозяйстве?
“Буржуазия своей эксплуатацией мирового рынка придала космополитический характер производству и потреблению в каждой стране. Термин «интернационализация хозяйственной жизни» означает участие страны в мировом хозяйстве. Дан 1 ответ. Участие страны в Мировой экономике. Развитие транспортной системы и расширение экономических отношений привели к увеличению взаимосвязей между различными странами мира и возникновению такого процесса, как глобализация.
Расширения участия страны в мировом хозяйстве называется?
Межправительственные и межрегиональные организации призваны обеспечивать взаимодействие и координацию деятельности государств в экономической сфере, согласовывая устанавливаемые национальными законодательствами параметры и правила внешнеэкономического регулирования. Важную роль в интернационализации экономики играют ведущие международные экономические институты: Международный валютный фонд МВФ и Всемирный банк. Задачами этих организаций являются: содействие достижению большей совместимости национальных экономик; установление единых правил и норм международных экономических отношений; разработка общих принципов структурных преобразований, экономической модернизации, стандартизация статистической отчётности; помощь развивающимся странам с целью ускорения их включения в процесс интернационализации. Особое место в стимулировании интернационализации экономики занимает Всемирная торговая организация ВТО , членами которой являются 159 государств 2021. Эта организация, предпосылкой функционирования которой является открытость национальных экономик, делает взаимовыгодными международные торговые связи, усиливает взаимозависимость экономик различных стран. Встраивание их в глобальную экономику повышает в конечном счёте их конкурентоспособность и эффективность. Вместе с тем участие в ВТО требует от вступающей в неё страны защиты отдельных, особо чувствительных и развивающихся отраслей, соблюдения постепенности в открытии их рынков. Интернационализация экономики втягивает в своё русло всё большее число стран. При этом она наталкивается в ряде стран прежде всего в Африке на труднопреодолимые препятствия. Примерно половина развивающихся стран ещё имеют замкнутую экономику, не затронутую расширением международных экономических обменов, движением капиталов. На эти противоречия накладываются и некоторые негативные последствия деятельности международных экономических организаций.
Так, политика МВФ, предъявляющая стандартные требования к модернизации экономики различных стран, не в полной мере учитывает их специфику, уровень развития, своеобразие менталитета населения, исторические традиции каждой страны. Это сдерживает процессы интернационализации мировой экономики. Хавина Сева Абрамовна. Редакция макроэкономики и финансов Опубликовано 12 декабря 2022 г.
Россия стремится к формированию такой системы международных отношений, которая обеспечивала бы надежную безопасность, сохранение культурно-цивилизационной самобытности, равные возможности развития для всех государств независимо от их географического положения, размера территории, демографического, ресурсного и военного потенциалов, политического, экономического и социального устройства.
Верховенство права в международных отношениях 20. Обеспечение верховенства права в международных отношениях служит одной из основ справедливого и устойчивого мироустройства, поддержания глобальной стабильности, мирного и плодотворного сотрудничества государств и их объединений, является фактором снижения международной напряженности и повышения предсказуемости мирового развития. Россия последовательно выступает за укрепление правовых основ международных отношений, добросовестно выполняет свои международно-правовые обязательства. При этом решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Механизм формирования универсальных международно-правовых норм должен основываться на свободном волеизъявлении суверенных государств, а ООН должна оставаться главной площадкой для прогрессивного развития и кодификации международного права.
Дальнейшее продвижение концепции миропорядка, основанного на правилах, чревато разрушением международно-правовой системы и другими опасными последствиями для человечества. В целях повышения устойчивости международно-правовой системы, недопущения ее фрагментации и ослабления, предотвращения избирательного применения общепризнанных принципов и норм международного права Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 противодействию попыткам подменять, подвергать ревизии и произвольному толкованию принципы международного права, закрепленные в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, от 24 октября 1970 г. Укрепление международного мира и безопасности 24. Российская Федерация исходит из неделимости международной безопасности в глобальном и региональном аспектах и стремится к ее обеспечению в равной мере для всех государств на основе принципа взаимности. На этой основе Россия открыта к совместным действиям по формированию обновленной, более устойчивой архитектуры международной безопасности со всеми заинтересованными государствами и межгосударственными объединениями.
В целях поддержания и укрепления международного мира и безопасности Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 использованию мирных средств, прежде всего дипломатии, переговоров, консультаций, посредничества и добрых услуг, для разрешения международных споров и конфликтов, их урегулированию на основе взаимного уважения, компромиссов и баланса легитимных интересов; 2 налаживанию широкого взаимодействия в целях нейтрализации попыток любых государств и межгосударственных объединений добиваться глобального доминирования в военной сфере, проецировать свою силу за пределы своей зоны ответственности, присваивать себе преимущественную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, проводить разделительные линии и обеспечивать безопасность одних государств в ущерб легитимным интересам других стран. Российская Федерация исходит из того, что ее Вооруженные Силы могут использоваться в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. Россия рассматривает статью 51 Устава ООН в качестве адекватной и не подлежащей ревизии правовой основы для применения силы в порядке самообороны. Использование Вооруженных Сил Российской Федерации может быть направлено, в частности, на решение задач по отражению и предотвращению вооруженного нападения на Россию и или ее союзников, по урегулированию кризисов, по поддержанию восстановлению мира в соответствии с решением Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности с участием России в их зоне ответственности, по обеспечению защиты своих граждан, находящихся за рубежом, по борьбе с международным терроризмом и пиратством. В случае совершения иностранными государствами или их объединениями недружественных действий, представляющих угрозу суверенитету и территориальной целостности Российской Федерации, в том числе связанных с применением ограничительных мер санкций политического или экономического характера либо с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, Российская Федерация считает правомерным принять симметричные и асимметричные меры, необходимые для пресечения таких недружественных действий, а также для предотвращения их повторения в будущем.
В целях предотвращения возникновения биологических угроз и обеспечения биологической безопасности Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 расследованию случаев предполагаемой разработки, размещения и применения биологического и токсинного оружия, прежде всего на территориях сопредельных государств; 2 предотвращению террористических актов и или диверсий, совершаемых с использованием опасных патогенов, и ликвидации последствий совершения таких актов и или диверсий; 3 расширению сотрудничества с союзниками и партнерами в сфере обеспечения биологической безопасности, прежде всего с государствами - членами ОДКБ и государствами - участниками СНГ. В целях борьбы с незаконными оборотом и потреблением наркотических средств и психотропных веществ, представляющих серьезную угрозу для международной и национальной безопасности, здоровья граждан и духовно-нравственных основ российского общества, Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 расширению международного сотрудничества в интересах недопущения ослабления или пересмотра действующего глобального режима контроля над наркотиками в том числе недопущения легализации их применения в немедицинских целях , а также противодействия иным инициативам, которые могут повлечь за собой увеличение незаконных оборота и потребления наркотиков; 2 оказанию союзникам и партнерам практического содействия в осуществлении антинаркотической деятельности. В целях борьбы с транснациональной организованной преступностью и коррупцией, представляющими растущую угрозу для безопасности и устойчивого развития России, ее союзников и партнеров, Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание расширению международного сотрудничества в интересах ликвидации "безопасных гаваней" для преступников и укреплению профильных многосторонних механизмов, отвечающих национальным интересам России. В целях снижения на территории Российской Федерации рисков, связанных с возникновением за ее пределами стихийных бедствий и техногенных аварий, повышения устойчивости к ним иностранных государств Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 укреплению организационно-правовых основ и совершенствованию механизмов двустороннего и многостороннего взаимодействия в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наращиванию возможностей по раннему предупреждению и прогнозированию таких чрезвычайных ситуаций, ликвидации их последствий; 2 оказанию иностранным государствам практического содействия в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе с использованием уникальных российских технологий и опыта чрезвычайного реагирования. В целях противодействия нелегальной миграции и совершенствования регулирования международных миграционных процессов Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание укреплению взаимодействия в этой сфере с государствами - участниками СНГ, проводящими конструктивную политику в отношении Российской Федерации.
Обеспечение интересов Российской Федерации в Мировом океане, космическом и воздушном пространстве 36. В целях изучения, освоения и использования Мирового океана в интересах обеспечения безопасности и развития России, противодействия односторонним ограничительным мерам недружественных государств и их объединений в отношении российской морской деятельности Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 обеспечению гарантированного свободного, безопасного и полного доступа России к жизненно важным, важным и другим пространствам, транспортным коммуникациям и ресурсам Мирового океана; 2 ответственному и рациональному освоению биологических, минеральных, энергетических и других ресурсов Мирового океана, развитию морских трубопроводных систем, проведению научных исследований, защите и сохранению морской среды; 3 закреплению в соответствии с международным правом внешних границ континентального шельфа Российской Федерации, защите ее суверенных прав на континентальном шельфе. В целях мирного исследования и использования космического пространства, закрепления на лидирующих позициях на рынке космических товаров, работ и услуг, упрочения статуса одной из ведущих космических держав Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 продвижению международного сотрудничества в интересах предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве, прежде всего посредством разработки и заключения соответствующего международного договора, а в качестве промежуточной меры - посредством принятия всеми государствами обязательства по неразмещению первыми оружия в космосе; 2 географической диверсификации международного сотрудничества в сфере космической деятельности. В целях использования международного воздушного пространства в интересах безопасности и развития России, противодействия односторонним ограничительным мерам недружественных государств и их объединений в отношении российских воздушных судов Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 обеспечению гарантированного доступа России к международному открытому воздушному пространству с учетом принципа свободы полетов; 2 географической диверсификации маршрутов международных полетов российских воздушных судов и развитию сотрудничества в сфере воздушного транспорта, охраны и использования воздушного пространства с государствами, проводящими конструктивную политику в отношении России. Международное экономическое сотрудничество и содействие международному развитию 39.
В целях повышения устойчивости системы международных отношений к кризисам, улучшения социально-экономической и гуманитарной ситуации в мире, ликвидации последствий вооруженных конфликтов, реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, укрепления позитивного восприятия России в мире Российская Федерация намерена содействовать международному развитию, уделяя приоритетное внимание социально-экономическому развитию Республики Абхазия, Республики Южная Осетия, государств - членов ЕАЭС, государств - участников СНГ, поддерживающих добрососедские отношения с Россией, а также развивающихся государств, проводящих конструктивную политику в отношении Российской Федерации. Охрана окружающей среды и глобальное здравоохранение 41. В целях содействия охране здоровья и обеспечения социального благополучия народов России и других государств Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 повышению эффективности международного сотрудничества в сфере здравоохранения и противодействию его политизации, в том числе в рамках международных организаций; 2 консолидации международных усилий в целях предупреждения распространения опасных инфекционных заболеваний, своевременного и эффективного реагирования на чрезвычайные ситуации санитарно-эпидемиологического характера, борьбы с хроническими неинфекционными заболеваниями, преодоления социально-экономических последствий пандемий и эпидемий; 3 повышению эффективности международных научных исследований в сфере здравоохранения, прежде всего направленных на разработку и внедрение новых средств профилактики, диагностики и лечения заболеваний. Международное гуманитарное сотрудничество 43. Защита российских граждан и организаций от иностранных противоправных посягательств, оказание поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, международное сотрудничество в сфере прав человека 45.
В целях развития связей с соотечественниками, проживающими за рубежом, и оказания им всесторонней поддержки с учетом их значительного вклада в сохранение и распространение русского языка и российской культуры в связи с их систематической дискриминацией в ряде государств Российская Федерация, являясь ядром цивилизационной общности Русского мира, намерена уделять приоритетное внимание: 1 содействию консолидации конструктивно настроенных по отношению к России соотечественников, проживающих за рубежом, и оказанию им поддержки в защите их прав и законных интересов в государствах проживания, прежде всего в недружественных государствах, сохранении ими общероссийской культурной, языковой идентичности и российских духовно-нравственных ценностей, связей с исторической Родиной; 2 поощрению добровольного переселения в Российскую Федерацию конструктивно настроенных по отношению к России соотечественников, особенно тех, кто подвергается дискриминации в государствах проживания. Россия признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, считает отказ от лицемерия и добросовестное выполнение государствами своих обязательств в этой сфере одним из условий прогрессивного и гармоничного развития человечества. Информационное сопровождение внешнеполитической деятельности Российской Федерации 48. Региональные направления внешней политики Российской Федерации Ближнее зарубежье 49. Наиболее важными для безопасности, стабильности, территориальной целостности и социально-экономического развития России, упрочения ее позиций как одного из влиятельных суверенных центров мирового развития и цивилизации являются обеспечение устойчивых долгосрочных добрососедских отношений и объединение потенциалов в различных сферах с государствами - участниками СНГ и другими сопредельными государствами, связанными с Россией многовековыми традициями совместной государственности, глубокой взаимозависимостью в различных сферах, общим языком, близкими культурами.
В отдельных научных трудах она имеет двоякую трактовку в зависимости от выбранного методологического подхода динамического или статического. В рамках динамического подхода принудительная экономическая интеграция — это процесс принудительного формирования устойчивой зависимости одних экономических субъектов от других, их взаимопроникновение и сращивание, направленные на максимальное извлечение выгоды доминирующей стороной. В статическом подходе принудительная экономическая интеграция представляется нам как неравноправное объединение экономических субъектов, в рамках которого доминирующая единица, игнорируя сторонние интересы, принуждает остальных участников к выгодному для неё сотрудничеству.
Длительное время интеграционные процессы протекали здесь на фирменном и отраслевом уровнях и не были связаны с государственным и межгосударственным регулированием. На государственном уровне американо-канадское соглашение о свободной торговле было заключено лишь в 1988 г. Мексика присоединилась к нему в 1992 г. О масштабах экономической взаимосвязи этих стран на основе взаимной торговли и движения капитала можно судить по следующим данным.
Существующая структура североамериканского интеграционного комплекса имеет свои особенности по сравнению с европейской моделью интеграции. Взаимодействие хозяйственных структур Мексики и Канады далеко уступает по глубине и масштабам канадо-американской и мексикано-американской интегрированности. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу. Другая особенность североамериканской экономической группировки заключается в том, что ее участники находятся в разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие удалось приблизиться по главным экономическим макропоказателям объему ВНП на душу населения, производительности труда к США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически отсталого государства с большой внешней задолженностью, пока еще сохраняет значительный разрыв с данными странами по основным базовым показателям. Ключевыми моментами Североамериканского соглашения о свободной торговле, подробно регламентирующего многие аспекты экономических отношений между тремя соседними странами, являются: ликвидация всех таможенных пошлин к 2010 г. В перспективе предусмотрено не только углубление внутрирегионального сотрудничества в рамках НАФТА, но и расширение состава за счет других латиноамериканских стран.
В апреле 1998 г. Сантьяго на встрече глав государств и правительств 34 стран Северной, Центральной и Южной Америки за исключением Кубы была подписана Декларация Сантьяго о создании к 2005 г. Панамериканской зоны свободной торговли с населением 850 млн человек и общим объемом производимого ВВП более чем 9 трлн долл. Таким образом, речь идет о формировании межрегионального торгово-экономического сообщества. Экономическая интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе Особенностью интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе АТР является формирование субрегиональных очагов интеграции, степень интегрированности внутри которых очень различна и имеет свою специфику. В регионе сложился целый ряд локальных зон из двух или нескольких стран. Так, между Австралией и Новой Зеландией заключено соглашение о свободной торговле.
На основе развития региональной торговли происходит взаимодополняемость экономик таких стран, как Малайзия и Сингапур, Таиланд, Индонезия. Однако главным центром притяжения остаются Япония и Китай. Они занимают доминирующие позиции в регионе. Ассоциация возникла в 1967 г. Значительная часть азиатско-тихоокеанской торговли в том числе и внутри АСЕАН приходится на торговлю между местными филиалами японских, американских, канадских, тайваньских и южнокорейских корпораций. Растет значение Китая, особенно в странах конфуцианской культуры. Помимо АСЕАН в Азиатско-Тихоокеанском регионе действует еще несколько самостоятельных экономических объединений, среди которых созданное в 1989 г.
Деятельность АТЭС направлена на стимулирование взаимной торговли и развитие сотрудничества, в частности, в таких направлениях, как технические стандарты и сертификация, таможенная гармонизация, развитие сырьевых отраслей, транспорта, энергетики, малого бизнеса. Предполагается, что к 2020 г. Однако для развитых стран, входящих в АТЭС, эта задача должна быть решена к 2010 г. Признанным курсом тихоокеанских экономических организаций является так называемый открытый регионализм. Развитие межгосударственного экономического сотрудничества на пути к интеграции происходит и в других регионах Азии. Так, в 1981 г. Это так называемая нефтяная шестерка.
В 1992 г. Инициаторами явились Иран, Пакистан и Турция. В будущем предполагается создание на этой основе Цент-ральноазиатского общего рынка с участием также Азербайджана, Казахстана и среднеазиатских республик, входящих ныне в СНГ. В основе формирования торгово-экономических группировок все чаще лежит общность религиозно-мировоззренческих и культурных корней. В июне 1997 г. Интеграция в Латинской Америке Экономическая интеграция латиноамериканских стран имеет свою специфику. Для Латинской Америки на первом этапе 70-е гг.
Многие из них формально существуют и сейчас. В результате заключенного в 1991 г. В нее входит Совет общего рынка в составе министров иностранных дел, Группа общего рынка —исполнительный орган и подчиняющиеся ему 10 технических комиссий. Вместе с тем имеются и нерешенные проблемы: валютное регулирование, унификация налогообложения, трудового законодательства. Стремление стран Центральной Америки Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа и Сальвадор к экономическому взаимодействию получило правовое выражение в заключенном между ними еще в 60-е гг. Однако сложившаяся в дальнейшем экономическая и политическая ситуация в этом регионе значительно затормозила процесс интеграционного взаимодействия. С середины 90-х гг.
В результате внутрирегиональный товарооборот значительно возрос. Для интеграционных процессов, происходящих в Латинской Америке, характерно, что ряд стран одновременно входят в различные экономические объединения. Так, страны, входящие в МЕРКОСУР, одновременно с другими государствами всего 11 государств являются членами крупнейшего интеграционного объединения Латинской Америки — Латиноамериканской ассоциации интеграции ЛАИ , в рамках которой в свою очередь функционирует с 1969 г. Цель этой группировки — создание Карибского общего рынка. В рамках всех интеграционных группировок Латинской Америки приняты программы либерализации внешней торговли; разработаны механизмы промышленного и финансового сотрудничества, определены методы регулирования отношений с иностранными инвесторами и система защиты интересов наименее развитых стран. Механизм интеграции: пример ЕС Западноевропейская интеграция с самого начала была процессом, идущим как снизу на уровне фирм , так и сверху на межгосударственном, наднациональном уровне. Система управления ЕС К настоящему времени произошло своеобразное разделение межгосударственных властей ЕС на законодательную, исполнительную и судебную власти.
Законодательным и представительным органом ЕС является Европейский парламент в количестве 626 депутатов, избираемых прямым тайным голосованием граждан во всех государствах членах ЕС сроком на 5 лет. Парламент наделен большими полномочиями: он утверждает бюджет , контролирует деятельность Комиссии ЕС и может потребовать отставки всех ее членов путем вынесения вотума недоверия. Система исполнительных органов включает: Европейский Совет Евросовет , Совет министров и Европейскую комиссию до провозглашения Евросоюза в 1994 г. Европейский совет Евросовет имеет статус форума политического сотрудничества стран — членов ЕС. В его состав входят главы государств и правительств стран — членов ЕС, министры иностранных дел, председатель Комиссии ЕС. Он собирается для обсуждения широкого круга политических вопросов; решения принимаются на основе консенсуса. Совет министров, или Совет Европейского союза, состоящий из министров государств-членов, обеспечивает участие входящих в ЕС государств в принятии решений по реализации единой политики Евросоюза.
Голоса различных стран в Совете взвешены по их экономической мощи, и решения принимаются квалифицированным большинством. Германия, Франция, Италия и Великобритания располагают десятью голосами каждая, Испания — восемью, Бельгия, Греция, Нидерланды и Португалия имеют по пять голосов, Австрия и Швеция — по четыре, Дания, Финляндия и Ирландия — потри, Люксембург — два голоса. Комиссия Европейского союза Комиссия, КЕС — исполнительный орган, имеющий право представлять на утверждение Совету министров проекты законов.
Глобализация мировой экономики: сущность, основные направления, последствия
Расширение участия страны в мировом хозяйстве называется. Развивающимся странам участие в международной экономической интеграции позволяет более успешно выйти на мировой рынок со своей продукцией и отстаивать интересы в мировой торговле. Ответ: Участие страны в Мировой экономике. Рассказываем, какие страны входят в объединение, какие перед ним стоят цели и что работа содружества значит для мировой экономики.
Расширения участия страны в мировом хозяйстве называется
Ответы на вопрос Внимание! Ответы на вопросы дают живые люди. Они могут содержать ошибочную информацию, заблуждения, а также ответы могут быть сгенерированы нейросетями. Будьте внимательны.
Object Economic Sciences is the economic reality.
И хотя этот тип интеграции не полностью подходит под определение экономической интеграции в классическом понимании, но имеет ряд признаков экономических интеграционных процессов: использование труда бесплатно или за заниженную плату людей завоеванной страны в том числе плененных; местного населения колоний ; потребление на месте и вывоз из оккупированной страны в страну-завоеватель производственных фондов, товаров, драгоценных металлов, культурных ценностей, захваченных при экспансии или приобретенных по принудительно заниженной цене; использование производственных фондов оккупированной страны для нужд агрессора по заниженной цене минимальной цене эксплуатации ; могут иметь место элементы налоговой системы, навязанной страной-завоевателем дань Руси в пользу татаро-монгольского ига, выплаты контрибуции странами гитлеровской коалиции в пользу стран-победителей ; использование монетной регалии с учётом экономических интересов страны-завоевателя. Денежное обращение помимо обычного при принудительной экономической интеграции можно рассматривать как элементы наднациональной или межнациональной денежной единицы.
Мировое хозяйство представляет исторически сложившуюся и динамично развивающуюся совокупность национальных хозяйств и входящих в них отраслей, которые связаны между собой всемирными экономическими отношениями на основе международного разделения труда. Клуб знатоков-экономикогеографов. Мировое хозяйство прошло несколько этапов. Первый этап, который охватывает период до XV в. Жители Древнего Египта рис. В эпоху Великих географических открытий сформировался торговый «золотой треугольник» рис. Из Европы в Африку везли ткани, оружие, напитки; из Африки в Америку — «живой товар» рабов для работы на плантациях и в рудниках ; из Америки в Европу — кофе, сахар, драгоценные металлы, хлопок и др. На заключительном четвёртом этапе — с XIX в. В результате этот этап получил название завершения формирования мирового хозяйства. Структура мирового хозяйства представляет собой систему национальных рынков товаров, услуг, капиталов, интернационализации производств и интеграционных объединений, международных финансовых центров. Мировое хозяйство традиционно включает три сектора. В третичном секторе в условиях постиндустриализации стали выделять четвертичный сектор рис. Существуют отраслевая и пространственная структуры мирового хозяйства. Отраслевая структура мирового хозяйства — это совокупность его частей отраслей, подотраслей, видов экономической деятельности , исторически сложившихся в результате общественного разделения труда. Данная структура определяется долей отдельных отраслей, подотраслей, видов экономической деятельности в общем объёме производства. Структура занятости населения также характеризует отраслевую структуру хозяйства рис. В мире всё взаимосвязано. Как по структуре занятости населения можно определить уровень экономического развития стран? Из каких предметных областей вы сегодня используете знания при изучении учебного материала? По отраслевой структуре можно определить тип страны например, аграрный, индустриальный, постиндустриальный. Для аграрного типа характерно преобладание сельского хозяйства. Он представлен в небольшом числе наименее развитых стран. Индустриальный тип характеризуется большой долей промышленности. Этот тип представлен, например, в Алжире, Кувейте, Мексике. Постиндустриальной структуре свойственно преобладание услуг над материальным производством, что характерно для наиболее развитых стран. Например, для Франции, Австрии. Мир и Беларусь. Вспомните отраслевую структуру хозяйства Беларуси и сравните её со среднемировыми показателями.
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА - ЭКОНОМИКА
COM - образовательный портал Наш сайт это площадка для образовательных консультаций, вопросов и ответов для школьников и студентов. Наша доска вопросов и ответов в первую очередь ориентирована на школьников и студентов из России и стран СНГ, а также носителей русского языка в других странах.
Интернационализация производства ведет к установлению тесных хозяйственных отношений между странами, формирует мировой производственный организм, который лежит в основе функционирования мирового хозяйства. Интернационализация производства ведет к распространению по всему миру достижений науки и техники, полученных в отдельных странах. При этом использование в той или иной форме новейших открытий науки и техники становится почти для всех стран объективной необходимостью, поскольку они вовлечены в конкурентную борьбу на мировом рынке. Интернационализация хозяйства порождает тенденцию к выравниванию условий производства в разных странах, выравниванию уровня издержек производства, производительности труда и т.
Тем не менее, национальное хозяйство не растворяется в интернациональном производственном единстве. Существенные различия в уровнях издержек производства и производительности труда сохраняются. Интернационализация хозяйственной жизни определяет динамику развития мирового производства. Таким образом, действующие лица в международной экономике, несмотря на наличие государственных границ, функционируют как составные части общей хозяйственной системы. Происходит интернационализация производства, которая обусловливает эффективное функционирование многоуровневой мировой системы хозяйственных связей, объединяющей отдельные страны в глобальный мировой комплекс.
Интернационализация хозяйственной жизни предстает как результат, прежде всего международной кооперации производства, развития МРТ, то есть развитие общественного характера производства в международном масштабе. Интернационализация может осуществляться в рамках нескольких стран, регионов или же между большинством стран мира. Интернационализация хозяйственной жизни стала основополагающей тенденцией развития мировой экономики. Специалисты, исследуя процессы интернационализации производства, в последнее время все чаще заменяют этот термин «глобализацией». Глобализация и регионализм — параллельные процессы в мировой экономике Закономерным результатом интернационализации производства и капитала является процесс глобализации в международной экономике.
Глобализация в значительной степени предстает как количественный процесс возрастания масштабов, расширения рамок мирохозяйственных связей. С середины XX века интернационализация обмена перерастает интернационализацию капитала и производства, получает заметный толчок в развитии под влиянием НТР. Все более интернациональный характер приобретает движение рабочей силы, подготовка кадров, обмен специалистами. Процесс превращения мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и знаний называется глобализацией. В сущности, это более высокая стадия интернационализации, ее дальнейшее развитие: мир становится единым рынком для десятков тысяч ТНК и к тому же все регионы открыты для их деятельности.
На макроэкономическом уровне глобализация означает общее стремление стран и региональных интеграционных группировок к экономической активности вне своих границ. Условия такой активности: либерализация торговли, снятие торговых и инвестиционных барьеров, создание зон свободного предпринимательства и т. На микроэкономическом уровне под глобализацией понимается расширение деятельности предприятий за пределы внутреннего рынка. В отличие от межнациональной и многонациональной ориентации предпринимательской деятельности глобализация означает единый подход к освоению мирового рынка. В целом интернационализация производства обусловлена глобализацией предпринимательской деятельности.
Этот процесс протекает в форме организации ТНК. Их капитал создает свободные экономические зоны, совместные предприятия в рамках национальных границ многих стран, а также промышленные, банковские и торговые филиалы по всему миру. В мире насчитывается около 40 тыс. Активы всех ТНК превышают 3 трлн. Их экономическая деятельность приобрела глобальный характер, охватила все страны мира.
Многонациональные компании перемещают производство с фабрики на фабрику по всему миру. Продлевая жизнь своих изделий, эти компании сначала организуют производство в богатых странах, а на более поздней стадии — в менее богатых странах. Аналогично продлеваются и сроки функционирования оборудования — оно перебрасывается в менее развитые части мира. Глобализация мировой деятельности многонациональных компаний отвечает требованиям времени. Это утверждает руководство концерна «Форд», которое объявило, что делает ставку на «глобальный» автомобиль.
Такой гигант как «Нестле» приспосабливает глобальные продукты к местным вкусам. Гибкость многонациональных фирм проявляется и в способности аккумулировать производственное мастерство и знания со всех концов мира. Это означает соединить американские производственные идеи с филиппинскими руками, использовать в Европе наукоемкую технологию, в Японии — постигать секреты производства, а в США — передовые контрольные системы и программное обеспечение. Целью современных корпораций является не столько максимизация прибыли, сколько максимизация рынка. В противном случае конкуренты из других регионов могут вытеснить их не только с зарубежных рынков, но и с национального рынка, как это произошло со многими российскими компаниями в 90-е годы.
Мировые рынки многих товаров уже поделены ТНК. Следовательно, оборотной стороной политики максимизации рынка является ужесточение конкуренции между фирмами разных стран, в том числе и на их отечественных рынках. Это важное последствие глобализации, так как оно приводит к гибели многих национальных компаний, которым ранее на рынке своей страны могла грозить конкуренция только со стороны других национальных фирм. Глобализация делает международную конкуренцию обычным явлением и на внутреннем рынке. Таким образом, процесс глобализации, по сути, означает колоссальное перераспределение экономического потенциала в мировых масштабах.
Он подготовлен всем развитием мировой экономики. Но это — противоречивый процесс, который оказывает и положительное и отрицательное влияние на мировое хозяйство. Однако с развитием процесса глобализации мировой экономики, все более возрастающей взаимозависимости экономик отдельных стран, расширения обмена товарами, услугами, капиталами, информацией возникают и новые проблемы. Отрицательные моменты глобализации и привели к тому, что в настоящее время в мире, особенно в Европе, начинает активно развиваться антиглобалистское движение, направленное на борьбу с деятельностью ТНК. Но принимая во внимание как позитивные, так и негативные аспекты глобализации, следует признать, что прежняя мировая экономика, основанная на самодостаточности национальных культур и устойчивости сугубо специфических хозяйственных укладов, начинает подходить в этапу своего логического завершения.
На наших глазах появляется новая структура и форма организации мировой экономики. Глобальная международная экономика становится новой реальностью, подчиняющейся новым закономерностям, которые предстоит изучать и осознанно использовать. Генеральной тенденцией развития современного мирового хозяйства является движение к созданию единого планетарного рынка товаров, услуг и капиталов, экономическому сближению и объединению отдельных стран в единый международный хозяйственный комплекс. Это позволяет говорить о необходимости изучения проблем глобальной экономики как системы, комплекса МЭО. Это иной, более высокий уровень международных экономических отношений.
Однако нельзя не заметить, что параллельно с процессом глобализации в мировой экономике идет процесс ее регионализации. Итак, интернационализация, перерастающая в глобализацию, превращает весь мир в поле деятельности ТНК. Однако статистика показывает, что не только национальные, но и транснациональные компании тяготеют в своей внешнеэкономической деятельности, прежде всего, к соседним странам. Подобная ориентация страны на свой и соседние регионы мира называется регионализацией. В целом регионализация становится заметным и все более важным явлением хозяйственной жизни мира.
Дело в том, что МЭО наиболее динамично развиваются внутри регионов и между соседними регионами. Более того, существует точка зрения, согласно которой это — препятствие для глобализации. Но если исходить из предположения, что в очень отдаленном будущем мировое хозяйство превратится в единый рынок товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и знаний, то регионализацию можно рассматривать как движение к этой цели, которое осуществляется пока в ограниченных масштабах, в рамках регионов и частично между соседними регионами. С этой точки зрения, регионализация — не препятствие для глобализации, а путь к ней. В отличие от 20-30-х годов современная регионализация - это не усиление экономических связей исключительно внутри отдельных регионов и группировок за счет ослабления их с другими странами и регионами, а ускоренное развитие региональных связей при достаточно высокой динамике последних между регионами.
Таким образом, на уровне мировой экономики идут два параллельных процесса — глобализация и регионализм, которые, дополняя друг друга, создают единое экономическое пространство. Возникающие региональные и межрегиональные экономические структуры создают ту канву, на которой осуществляется процесс глобализации мирового рынка. В современной мировой экономике действуют две основные тенденции: 1. Наблюдается усиление целостности мирового хозяйства его глобализация, что вызвано развитием экономических связей между странами, либерализацией торговли, созданием современных систем коммуникации и информации, мировых технических стандартов и норм. Наиболее отчетливо данный процесс проявляется через деятельность ТНК, являющихся самым мощным агентом интернационализации общества.
В современном мировом хозяйстве происходит экономическое сближение стран на региональном уровне, формируются крупные региональные интеграционные структуры, развивающиеся в направлении создания относительно самостоятельных центров мирового хозяйства. Международное разделение труда, международное производство создают реальные предпосылки для развития интеграции, выступающей в качестве высшей формы развития мирового производственного процесса. Современный этап развития производительных сил все настойчивее требует ликвидации препятствий на пути углубления МРТ и использования выгод международного экономического обмена. Регионализация является базой для экономической интеграции. Интеграция представляет собой объективный процесс развития устойчивых экономических связей и разделения труда национальных хозяйств, которые близки по уровню экономического развития.
Охватывая внешнеэкономический обмен и сферу производства, она ведет к тесному переплетению национальных хозяйств, к созданию региональных хозяйственных комплексов. Экономическую интеграцию можно определить и как процесс и как отношение. Как процесс экономическая интеграция подразумевает меры по стиранию различий между экономическими субъектами, относящимися к разным государствам; интеграцию как отношение можно представить в виде отсутствия той или иной формы дискриминации иностранных партнеров в каждой из национальных экономик. Дискриминация отрицательно сказывается на экономической деятельности стран, а интеграция положительно влияет на их экономику. Основной предпосылкой экономической интеграции является географическая близость стран например, Европейский союз, Северо-американский союз и др.
Международная экономическая интеграция представляет собой процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между отдельными национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. Международная экономическая интеграция рассматривается как трехуровневая модель: на микроуровне, то есть на корпоративном уровне, этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношений между ними, в том числе создания филиалов за границей; на межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик, что способствует интеграционным процессам переплетения труда и капитала в пределах той или иной группы стран; на наднациональном уровне, направленном на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласованное проведение совместной экономической, валютно-финансовой, научно-технической, социальной, внешней и оборонной политики. В итоге зачастую создаются целостные региональные экономические комплексы с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими задачами, финансовыми фондами, общими наднациональными или межгосударственными органами.
В состав Полупериферии входят развивающиеся страны со сформированной индустриальной структурой напр. Многочленная десятичленная модель отражает пропорции между десятью основными странами по экономической мощи. Главным её показателем является валовой внутренний продукт по паритету покупательной способности — ППС. Под паритетом покупательной способности понимают отношение между двумя валютами разных стран, которое было рассчитано на основе их покупательной способности относительно определённого набора товаров и услуг.
Например, если один и тот же набор потребительских товаров и услуг в Украине стоит 500 гривен, а в США — 100 долларов, то паритет покупательной способности составляет 5 гривен на 1 доллар. Это означает, что на 5 гривен в Украине можно купить столько же, сколько на 1 доллар в США, или наоборот. Лидирующие позиции в этой модели по данным за 2018 г. В целом на фоне большой Периферии в мировом хозяйстве сформировалось три мощных экономических центра — Европейский, Североамериканский и Восточно-Азиатский. Под территориальной структурой хозяйства понимают совокупность взаимно расположенных и сочленённых территориальных элементов хозяйства, находящихся в сложном взаимодействии в процессе развития и функционирования. Элементами выступают, например, населённые пункты агломерации , промышленные районы, основные транспортные магистрали, которые определяют географический рисунок хозяйственной деятельности. В результате формирования территориальной структуры хозяйства формируются четыре типа экономических районов рис.
Стадии развития мирового хозяйства. В развитии мирового хозяйства выделяют три стадии: доиндустриальную аграрную , индустриальную и постиндустриальную. Доиндустриальная стадия характеризуется преобладанием ручного труда, крайне низкими темпами развития производства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Большая часть населения занята в сельском хозяйстве. Индустриальная стадия характеризуется массовым производством, механизацией и автоматизацией труда, развитием рынка товаров и услуг. В индустриальной структуре преобладает промышленность. Постиндустриальная стадия характеризуется рядом отличительных признаков рис.
По мере развития мирового хозяйства происходит уменьшение числа стран, находящихся на аграрной стадии, увеличение — осуществивших переход к постиндустриальной стадии, и доминирование — находящихся на индустриальной стадии. Он отличается усилением экономического взаимодействия и взаимозависимости, интернационализацией хозяйственной жизни между странами, динамичным развитием интеграции, возрастанием роли ТНК. Происходит увеличение разрыва в уровне социально-экономического развития между государствами и формирование нескольких центров мирового хозяйства. В результате мировое хозяйство с моноцентричной структурой с одним либо двумя лидирующими центрами развития превращается в полицентричное с отсутствием единого центра и глубоким сплетением рынков различных регионов и стран. В отраслевой структуре происходит сокращение доли сельского хозяйства и интенсивное увеличение доли сферы услуг, рост числа государств индустриального и постиндустриального типов. Уровень постиндустриального развития стран мира. На основе этих трёх показателей российским экономикогеографом А.
Горкиным был разработан интегральный индекс постиндустриального развития экономики ИПРЭ. Согласно индексу, страны мира разделены на три типа табл. На карте мира выделяют три зоны глобальных городов: западноевропейскую, североамериканскую и азиатско-тихоокеанскую.
Во время Второй мировой войны был главнокомандующим нового танкового корпуса, принявшего участие в военных действиях во Франции. Он играл ключевую роль в экономике страны, включая поставки хлеба и угля. Видный политик в Третьей и Четвертой Республиках. После второй мировой войны, он трижды занимал пост премьер-министра Франции.
Министр сельского хозяйства Франции с 14 июня 1924 по 17 апреля 1925, с 19 июля 1926 по 11 ноября 1928, с 21 февраля по 2 марта 1930, с 18 декабря 1932 по 8 ноября 1934 и с 10 апреля 1938 по 21 марта 1940 3 буквы Тови - Британский морской офицер, принимавший участие в обеих мировых войнах, адмирал флота. Вышел в отставку в 1946 году, умер в 1971 году на острове Мадейра. Был владыкой 3-й из 5 ацтекских мировых эпох 6 букв Жемчуг - Бронепалубный крейсер Российского императорского флота типа «Жемчуг», принявший участие в Цусимском сражении и погибший в годы Первой мировой войны 6 букв Агроклиматология - Изучение участия погоды в сельском хозяйстве 16 букв Бэнкс - Бывший английский футболист, вратарь. Чемпион мира 1966 года. Также принимал участие в чемпионатах мира 1962 и 1970 годов.
§ 28: Мировое хозяйство и международная торговля (обществознание, 8 класс)
Структура мирового хозяйства представляет собой систему национальных рынков товаров, услуг, капиталов, интернационализации производств и интеграционных объединений, международных финансовых центров. Мировое хозяйство традиционно включает три сектора. В третичном секторе в условиях постиндустриализации стали выделять четвертичный сектор рис. Существуют отраслевая и пространственная структуры мирового хозяйства. Отраслевая структура мирового хозяйства — это совокупность его частей отраслей, подотраслей, видов экономической деятельности , исторически сложившихся в результате общественного разделения труда. Данная структура определяется долей отдельных отраслей, подотраслей, видов экономической деятельности в общем объёме производства. Структура занятости населения также характеризует отраслевую структуру хозяйства рис. В мире всё взаимосвязано. Как по структуре занятости населения можно определить уровень экономического развития стран?
Из каких предметных областей вы сегодня используете знания при изучении учебного материала? По отраслевой структуре можно определить тип страны например, аграрный, индустриальный, постиндустриальный. Для аграрного типа характерно преобладание сельского хозяйства. Он представлен в небольшом числе наименее развитых стран. Индустриальный тип характеризуется большой долей промышленности. Этот тип представлен, например, в Алжире, Кувейте, Мексике. Постиндустриальной структуре свойственно преобладание услуг над материальным производством, что характерно для наиболее развитых стран. Например, для Франции, Австрии.
Мир и Беларусь. Вспомните отраслевую структуру хозяйства Беларуси и сравните её со среднемировыми показателями. Пространственная структура мирового хозяйства отражает пропорции между странами по их экономической мощи на основе валового внутреннего продукта ВВП. Существует три пространственные модели мирового хозяйства. Двухчленная модель основана на подразделении мирового хозяйства на экономически развитые и развивающиеся страны страны Севера и страны Юга соответственно рис. Трёхчленная модель соответствует делению мирового хозяйства на развитые, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Согласно этой модели выделяют также страны Центра, Периферии и Полупериферии рис. Под странами Центра понимают высокоразвитые государства Севера с постиндустриальной экономикой напр.
К Периферии относят развивающиеся страны с преобладанием либо аграрной структуры, либо начальной индустриальной, с распространением бедности и голода, с низкоквалифицированной рабочей силой напр. В состав Полупериферии входят развивающиеся страны со сформированной индустриальной структурой напр. Многочленная десятичленная модель отражает пропорции между десятью основными странами по экономической мощи.
В статическом подходе принудительная экономическая интеграция представляется нам как неравноправное объединение экономических субъектов, в рамках которого доминирующая единица, игнорируя сторонние интересы, принуждает остальных участников к выгодному для неё сотрудничеству. Однако существует и несколько иная трактовка данного понятия: принудительная экономическая интеграция - это неравноправный, навязанный военно-политической силой союз 2х и более сторон государств в период военных действий на захваченной территории государства либо после капитуляции проигравшей стороны в период зависимости проигравшей стороны от агрессора с целью экономической эксплуатации захваченной страны. Примерами могут служить трехвековой гнет татаро-монгольского ига на Руси; колонизация африканских, азиатских стран развитыми странами Англии, Франции и т.
Со временем в сферу мировой торговли вовлекалось все больше стран и народов. В первой половине XX в. В 1950— 1970-х гг. С первой половины 1980-х гг. Развитые страны постепенно стали вступать в период постиндустриального развития. Как известно, на территории одной страны не могут в полном объеме находиться все ресурсы, необходимые для эффективного развития национальной экономики. Поэтому экономика каждой страны специализируется на производстве ограниченного круга продукции. Расширение участия страны в мировом хозяйстве называется интернационализация. Интернационализация измеряется рядом показателей.
Во второй половине XX в. Здание Международного валютного фонда214 Глава 4.
Отвечу на вопрос мгновенно! Нейросеть ChatGPT. Ответы на вопрос Внимание! Ответы на вопросы дают живые люди.
Домашний очаг
- Расширения участия страны в мировом хозяйстве называется - Школьные
- Международная экономическая интеграция. Экономические группировки стран мира
- Ответ от Mozg.AI
- Глобализация и транснационализация мировой экономики
- Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
Международная экономическая интеграция. Экономические группировки стран мира
Международное хозяйство превращается из более или менее целостной экономической системы в единый экономический механизм, связанный единой финансовой системой, планетарной информационной сетью, структура сбыта. Важной предпосылкой глобализации является развитие транспорта и связи. Движущими силами глобализации являются: усиление концентрации и централизации капиталов рост числа ТНК, ТН банков, т. На мировом рынке, как и на любом другом, формируется спрос и предложение и поддерживается стремление к рыночному равновесию. Предположим, две страны выпускают и потребляют один и тот же товар, но ресурсы для его производства и потребности в нем различны. Соответственно на их внутренних рынках будут формироваться разные рыночные цены и разные условия равновесия. На мировом рынке всегда балансирует спрос и предложение на экспортируемые и импортируемые товары, а мировая цена находится между минимальной и максимальной внутренними равновесными ценами. Международные организации и их роль в международных экономических отношениях. Начиная с создания в 1815 году Центральной комиссии навигации по Рейну международные организации наделяются собственной компетенцией и полномочиями.
Для современных международных организаций характерны дальнейшие расширение их компетенции и усложнение структуры. В настоящее время насчитывается более 4 тысяч международных организаций, из них более 300 — межправительственные. В центре их находится ООН. Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета государств-членов. Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора например, Ассоциация международного права, Лига обществ Красного Креста и др. Усиление интернационализации хозяйственной жизни привело к резкому увеличению числа связанных с мировой экономикой и международными экономическими отношениями проблем, которые не могут быть решены на двусторонней основе, а требуют участия значительного числа государств или даже всех государств мира, что особенно важно при решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством. Классическая школа мировой торговли А. Это теория абсолютных преимуществ А.
Основные положения теории: богатство нации зависит от способности производить товары; возможность страны производить товар зависит от ее природных особенностей, которые позволяют затрачивать меньше, чем другие страны; основой развития торговли является различие в абсолютных издержках; страны заинтересованы в свободном развитии торговли, поскольку выигрывают от нее в любом случае; государство не должно вмешиваться во внешнюю торговлю, а лишь обеспечивать законодательные рамки и возможности расширения рынка свободная торговля lesser fer. Основные положения данной теории связаны с ориентацией торговли на максимальную сохранность и преумножение денег. Данная школа рекомендовала стимулировать экспорт и ограничивать импорт. Регулирование импорта проводилось через повышенные пошлины. Вывоз сырья был запрещен, ввоз сырья был льготным. Колониям было полностью запрещено вести самостоятельную торговлю. Теория сравнительных преимуществ. Теория предполагает, что рано или поздно вследствие передвижения некоторых факторов абсолютные преимущества исчезают или переходят в другой регион, однако, торговля при этом не прекращается, то есть сравнительные преимущества, это торговля теми товарами, которые могут производиться с относительно более низкими издержками в пересчете на альтернативную цену.
Альтернативная цена — это рабочее время, необходимое для производства единицы одного товара, выраженная через рабочее время, необходимое для произвлдства другого товара. Современные теории международной торговли.
Object Economic Sciences is the economic reality.
Этот показатель — действенный инструмент для выявления резервов и перспектив в стране. Под экспортным потенциалом понимают товары, которые государство может продать без ущерба для себя. Важен и такой фактор, как коэффициент специализации, то есть соотношение объема изготовленной продукции и внутреннего спроса на нее.
Немаловажно и то, как государство участвует в международной ротации капитала. Чем выше уровень экономического развития страны, тем у нее больше возможностей вкладываться в экономику других государств. Принимается во внимание и объем внешнего долга государства, а также то, как он сочетается с экспортом и ВВП. При систематическом учете всех обозначенных показателей удается выстроить разумную политику, которая позволяет сбалансировать внешнеэкономический обмен.
При изучении мировой экономики необходимо отслеживать ключевые параметры ее развития, достижения отдельно взятых государств. Если это вам интересно, поступайте на направление «Экономика» в московский институт ИМЭС и становитесь высококвалифицированными специалистами в экономической сфере.
Возможно, конечно, забегание вперед, когда, например, происходит политическое объединение стран, еще не вполне единых в экономическом плане. Однако исторический опыт показывает, что такое стремление сократить «родовые муки» чревато появлением «мертворожденного» союза, который слишком зависит от политической конъюнктуры именно так было с СЭВ.
В-четвертых, объединение стран-участниц должно быть добровольным и взаимовыгодным. Для соблюдения равноправия между ними желателен некоторый баланс сил. Так, в ЕС четыре сильных лидера Германия, Великобритания, Франция и Италия , поэтому более слабые партнеры например, Испания или Бельгия могут в спорных ситуациях поддерживать свой политический вес, выбирая, к кому из сильных лидеров им выгоднее примкнуть. В-пятых, предпосылкой возникновения новых интеграционных блоков является так называемый демонстрационный эффект.
В странах, участвующих в региональной экономической интеграции, обычно происходит ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и другие положительные экономические сдвиги. Это становится завидным образцом для подражания и оказывает определенное стимулирующее воздействие на другие страны. Демонстрационный эффект проявился, например, в желании восточноевропейских стран как можно скорее стать членами Европейского Союза, даже не имея для этого серьезных экономических предпосылок. Главным критерием устойчивости интеграционной группировки является доля взаимной торговли стран-партнеров в их общей внешней торговле Табл.
Если члены блока торгуют в основном друг с другом и доля взаимной торговли растет как в ЕС и НАФТА , то это показывает, что они достигли высокой степени взаимослияния. Если же доля взаимной торговли мала и, тем более, имеет тенденцию снижаться как в ЭКО , то такая интеграция бесплодна и неустойчива. Интеграционные процессы приводят, прежде всего, к развитию экономического регионализма, в результате которого отдельные группы стран создают для себя более благоприятные условия торговли, передвижения капиталов и рабочей силы, чем для всех других стран. Несмотря на очевидные протекционистские черты, экономический регионализм не считается негативным фактором для развития мировой экономики, если только группа интегрирующихся стран, упрощая взаимные экономические связи, не устанавливает менее благоприятные, чем до начала интеграции, условия для торговли с третьими государствами.
Интересно отметить примеры «пересекающейся интеграции»: одна страна может быть членом сразу нескольких интеграционных блоков. Внутри больших блоков сохраняются малые как Бенилюкс в ЕС. Все это является предпосылкой сближения условий региональных объединений.