Технология эмоционально-интеллектуального развития позволяет проводить занятия в разных образовательных областях.
Развитие эмоционального интеллекта школьников в условиях кризиса
Впервые об эмоциональном интеллекте заговорили еще в конце 1930-х годов, когда исследователи пытались дать определение уму, не связанному с интеллектуальными способностями и эрудицией, — так появилось понятие «социального ума». Эмоциональный интеллект: эмоции + интеллект. Обучение развитию эмоционального интеллекта с помощью актульных материалов — лучшие курсы, бесплатные вебинары, список литературы и проверенные онлайн-тесты.
Эмоциональный интеллект: почему он определяет нашу жизнь и как над ним работать?
Практики развития Эмоционального интеллекта и Навыков 21 века. В программе: Эксперты-практики в области эмоционального интеллекта (ЭИ) поделятся экспертизой, как поддерживать и развивать эмоциональный интеллект подрастающего поколения. Необходимость развивать эмоциональный интеллект не раз доказана учеными и различными примерами из жизни и бизнеса. Развитый эмоциональный интеллект позволяет лучше понимать себя и окружающих, строить доверительные отношения на работе и в личной жизни.
Как эмоциональный интеллект стал самым востребованным навыком
Развивать эмоциональный интеллект может только человек сам развитый, с навыком принятия своих эмоций, когда он уже в этом разобрался. Для развития эмоционального интеллекта стоит делать записи трёх видов. Практики развития Эмоционального интеллекта и Навыков 21 века. Рассказываем, как устроен эмоциональный интеллект, почему развивать его никогда не поздно и к каким положительным переменам в жизни это может привести. Занимается практикой развития лидеров и формирования управленческих команд для реализации digital-проектов с 2007 года. Речь о развитии эмоционального интеллекта ведется уже несколько лет, однако именно в России прогресс в данном направлении слабый.
Ведите дневник. Психолог о том, как развить эмоциональный интеллект
В этой книге мы хотим предложить читателю свой подход к эмоциям и эмоциональной компетентности, основанный на собственном опыте и практике развития EQ в России. Как использовать практику развития эмоционального интеллекта и построения эи — среды в образовании и развитии детей и подростков. При развитом эмоциональном интеллекте наши действия и эмоции способствуют движению к невозможному. Игры для развития эмоционального интеллекта стоит подбирать не столько исходя из возрастных рекомендаций, сколько из опыта и интересов малыша. Низкий уровень развития эмоционального интеллекта пред-ставлен низкими количественными результатами диагностики и характеризуется отсутствием мотивации достижения успеха в профессиональной деятельности, во взаимодействии и общении.
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить
В модели эмоционального интеллекта Гоулмана, который популяризировал понятие EQ, выпустив в 1995 году книгу, пять составляющих. В этой книге мы хотим предложить читателю свой подход к эмоциям и эмоциональной компетентности, основанный на собственном опыте и практике развития EQ в России. из чего состоит эмоциональный интеллект.
Развитие эмоционального интеллекта у медицинских работников с синдромом эмоционального выгорания
Муром» по характеру работы подвержены повышенной профессиональной нагрузке и напряженности труда с высокой ответственностью, обусловленная организацией медицинской помощи железнодорожникам и территориальному населению. Муром» показал рост заболеваемости среди медицинских работников со стажем более 20 лет, связанная с психосоциальными факторами. У врачей и средних медицинских работников отмечаются субъективные ощущения усталости и переутомления. Особенно большая нагрузка регистрировалась в период пандемии новой коронавирусной инфекции COVID -2019. Установлено, что у сотрудников, имеющих признаки СЭВ, часто возникают конфликты; усматриваются изменения в сторону снижения лояльности сотрудников и пациентов к больнице; увеличиваются жалобы; наблюдается рост текучести кадров; возрастает отток пациентов и много усилий уходит на удержание лояльных пациентов; снижается имидж лечебного учреждения. Муром» проводится научно-практическая работа развития эмоционального интеллекта среди руководителей различных звеньев, а в дальнейшем и всего медицинского персонала, апробация комплексной программы обучения для повышения уровня ЭИ, а также рассматриваются возможные мероприятия для снижения эмоционального выгорания, обеспечивающих сохранение здоровья медицинских работников, через развитие способностей ЭИ.
Например, будущей маме или маме новорожденного малыша важно научиться преодолевать собственные страхи, соблюдать внутренний баланс, пребывать в гармонии и иметь здоровый эмоциональный фон. Я убеждена: с детьми можно и нужно работать начиная примерно с 3 лет. Обнимайте и целуйте своего ребенка как можно чаще - не меньше 20 секунд!
Именно за это время происходит выработка гормона окситоцина, который наполняет нас радостью, укрепляет эмоциональную привязанность и избавляет от стресса! Говорите ему о своих эмоциях и научите его распознавать их, не подавляя. Если малыш встревожен или зол - он обязательно должен выплеснуть эту эмоцию. К тому же эмоциональный интеллект очень помогает понять переживания ребенка. Например, есть такой метод — придумать аналогичную ситуацию в мире взрослых. Вот очень выразительный пример. Если вы хотите понять причину сильной ревности ребенка к появлению новорожденной сестры или брата, представьте, что ваш муж приводит домой любовницу и объявляет, что вы все вместе будете жить счастливо под одной крышей. Теперь эмоции ребенка станут гораздо более понятными, не правда ли?
Как раз сейчас на своем YouTube-канале я запускаю собственное коуч-шоу, оно называется «Аквариум». Так в коучинге называют демо-версию коуч-сессии, где участники выступают в роли зрителей и по очереди задают вопросы. Мы принимаем заявки через мой Инстаграм. Стать участником может каждый, кому есть, что сказать на заданную тему. Например, одна из ближайших тем - Любовь и Новый Год. Самые оригинальные истории знакомств и расставаний в канун новогодней ночи. После съемки пилотного выпуска ко мне обратились участники с дополнительными вопросами, с некоторыми мы даже провели индивидуальные коуч-сессии. Также в ближайшее время я планирую выступить с авторской программой «Шаги к красивой жизни» в Казани 17-18 января и в Уфе 31 января - 1 февраля.
Программа включает в себя 2 шага: Шаг 1. Осознай свои желания, Шаг 2.
Могут ли, по-вашему, мнению, техники эмоционального интеллекта помочь родителям, которые учатся принимать и воспринимать новорожденного ребенка?
Если вам комфортно в вашем новом состоянии, значит комфортно и вашему ребенку. Главное — иметь желание осознать себя и свое окружение. Детям и родителям очень важно быть со-настроенными, но для этого родителям надо серьезно поработать над самими собой.
Например, будущей маме или маме новорожденного малыша важно научиться преодолевать собственные страхи, соблюдать внутренний баланс, пребывать в гармонии и иметь здоровый эмоциональный фон. Я убеждена: с детьми можно и нужно работать начиная примерно с 3 лет. Обнимайте и целуйте своего ребенка как можно чаще - не меньше 20 секунд!
Именно за это время происходит выработка гормона окситоцина, который наполняет нас радостью, укрепляет эмоциональную привязанность и избавляет от стресса! Говорите ему о своих эмоциях и научите его распознавать их, не подавляя. Если малыш встревожен или зол - он обязательно должен выплеснуть эту эмоцию.
К тому же эмоциональный интеллект очень помогает понять переживания ребенка. Например, есть такой метод — придумать аналогичную ситуацию в мире взрослых. Вот очень выразительный пример.
Если вы хотите понять причину сильной ревности ребенка к появлению новорожденной сестры или брата, представьте, что ваш муж приводит домой любовницу и объявляет, что вы все вместе будете жить счастливо под одной крышей. Теперь эмоции ребенка станут гораздо более понятными, не правда ли? Как раз сейчас на своем YouTube-канале я запускаю собственное коуч-шоу, оно называется «Аквариум».
Так в коучинге называют демо-версию коуч-сессии, где участники выступают в роли зрителей и по очереди задают вопросы. Мы принимаем заявки через мой Инстаграм. Стать участником может каждый, кому есть, что сказать на заданную тему.
Например, одна из ближайших тем - Любовь и Новый Год. Самые оригинальные истории знакомств и расставаний в канун новогодней ночи.
Да, если я хочу иметь это как ресурс для развития. Эмоциональный интеллект работает с проблемными зонами, которые можно разделить на три блока: я нахожусь в тревожной эмоциональной петле, я застрял в эмоциональной реакции, или, наоборот, вообще ничего не чувствую. Есть и другая реакция — я понимаю, что готов двигаться дальше. Эмоциональный интеллект неслучайно относится к тому, что называют soft skills, гибкими навыками. Он не привязан конкретно к профессиональным умениям, а как бы сквозной, помогает в их развитии. Человек благодаря эмоциональному интеллекту начинает себя развивать, в том числе в социальном плане. Такой человек не стесняется обратиться за помощью.
Готовность к более серьезным проектам, мотивация погрузиться в них — это все тоже дополнительный эффект от развития эмоционального интеллекта. Каким образом различаются эмоциональные интеллекты у разных возрастов? В чем особенность развития эмоционального интеллекта у детей? Очень важно начать развитие эмоционального интеллекта в детском возрасте — тогда у нас будет экологичное общество. Сразу у ребенка нет навыка управления эмоциями. Но момент их распознавания, принятия, особенно родителями, мамой, происходит буквально с рождения. Эмоциональная сфера нам дана для того, чтобы мы адаптировались в этом мире. Не случайно все психологи говорят про важность первого года жизни, про принятие эмоций, про то, в какой атмосфере ребенок воспринимает этот мир. Будет ли он для него враждебным или принимающим, где себя можно спокойно чувствовать?
Эмоции, движения, речь — три кита гармоничного развития. У Института физиологии им. Павлова про это есть огромное количество материала. На первом этапе мы закладываем базу. Фактически речь идет про эмоциональный интеллект родителей, даже скорее мамы, потому что она чуть больше связана с детьми. Дальше мы помогаем ребенку отделять свои эмоции, понимать их. Мы говорим: «Эта эмоция может быть как мячик». Есть огромное количество практик: нарисуй, слепи, раскрась те или иные эмоции. Причем важно, чтобы ребенок раскрашивал их в те цвета, которые он сам считает нужным — мы ему не навязываем.
Так закладывается этап, когда ты можешь отделять эмоцию от себя и ею управлять. Как мячик ты можешь бросить, так и эмоцию ты можешь откинуть подальше. К пяти годам дети уже прекрасно могут работать с формулировкой. Даже с трех лет родители пробуют говорить языком эмоционального интеллекта: «Я чувствую, потому что я хотел», «Ты чувствуешь, потому что ты хотел». Например, ребенок расстроился, потому что у него отняли машинку. Реакция очень многих родителей будет: «Тихо, не плачь, все хорошо». Какое тут хорошо. Я всегда родителям говорю: «Вот вы идете по улице, у вас телефон отняли». И вам говорят: «Ничего, все хорошо».
Я прямо представляю их реакцию в этот момент: «Вообще нехорошо». Правильнее будет сказать: «Ты сейчас расстроен, потому что машинку отняли. Ты хотел бы с ней играть дальше». Так мы помогаем ребенку осознать, что с ним сейчас произошло, какая этому причина, и что бы он хотел сделать. То же самое мы говорим про себя: «Я расстроена, потому что ты раскидал вещи, а я хотела бы, чтобы в комнате был порядок, как мы с тобой договорились». Это звучит лучше, чем «у тебя вечно в комнате беспорядок», согласитесь. На самых ранних этапах важно, чтобы дети считывали наше состояние. Это опять про честность и про развитие эмоционального интеллекта у себя. Дальше мы помогаем детям научиться понимать, что я не равно эмоция, отделять эмоцию от себя и распознавать ее у других.
Дети иногда это делают намного лучше, чем взрослые. Потом идут их причины. На следующем этапе включаются элементы саморегуляции — они учатся ловить звоночки, что я сейчас начинаю злиться или я сейчас заплачу. Не зажимая все в себе, ребенок понимает, как экологично выразить и гнев, и страх, и слезы, когда попросить помощи, когда выйти из комнаты, постучать по подушке, и так далее. Это влияет и на лучшее понимание себя, и на взаимодействие с другими. Как должны выглядеть на практике первые шаги по прокачке своего эмоционального интеллекта для тех, кто никогда раньше этим не занимался? С эмпатией есть лайфхак — надо больше общаться и саморефлексировать. Можно честно проговорить: «Мне кажется, ты сейчас немножко встревожена» или «Мне кажется, ты сейчас взволнован. Могу я что-то сделать?
Или: «Мне кажется, ты сейчас очень воодушевлен, давай продолжим разговор». Я призываю говорить это не только в отношении сложных эмоций, иначе через какое-то время на слова «мне кажется» у людей выработается нервный тик, потому что это будет означать, что сейчас озвучат что-то сложное. Можно для практики пойти в кафе, посмотреть на людей вокруг и подумать, какие у них сейчас эмоции. Кто в задумчивости, а кто встревожен? Можно даже подойти и проверить свою гипотезу, но необязательно. Саморефлексия — тоже базовый навык. Есть прекрасная практика, называется «неделя эмоций». Вы фиксируете в телефоне или в блокнотике — кому как больше нравится — три-четыре раза в день свои эмоции. Что я сейчас чувствую?
Скорее всего там не одна эмоция, а целый коктейль. Еще очень важный момент: в каком положении находится мое тело? Этой триады будет достаточно, чтобы за неделю выйти на другой уровень понимания, что происходит с собой. Так ты начнешь видеть, что, оказывается, я тут зажат, а тут я волнуюсь. Тогда можно начать управление. Вторая практика, которую я всем рекомендую, в том числе в отношении детей, — практика эмоциональной гигиены. Она очень здорово возвращает в «здесь и сейчас», и никакие антидепрессанты тогда не понадобятся. Делать это нужно в безопасной среде. Две минуты после того, как вы сели в машину или зашли в метро, троллейбус, останавливаемся и переключаем наши сенсорные системы.
То есть мы внимательно смотрим вокруг, обращаем взор на каждый нюанс, каждый кирпичик на асфальте — детали проявятся просто за счет того, что мы целенаправленно концентрируем наше внимание на визуальных образах. Потом закрыли глаза — включаем слух. Оказывается, птицы поют, где-то вдалеке люди, шум машин.
Интервью: тренер по эмоциональному интеллекту о поиске ключа к успеху
В Воронежской и Пензенской областях проект уже идет, в 2018 году к ним планируют присоединиться еще 4 региона - проявили интерес Удмуртская Республика, Новгородская область, Республика Карелия, Республика Татарстан. Они станут первыми участниками образовательного проекта «555», разработанного по методике развития эмоционального интеллекта и социальных навыков детей «Академия Монсиков». Как рассказал редакции сайта АСИ директор по развитию компании «Монсики» Андрей Давидюк, в каждом из регионов будет определено более 5 образовательных учреждений, педагоги которых пройдут курсы повышения квалификации и обучение по ведению занятий на основе новой программы «Краски эмоций» базовый курс для развития эмоционального интеллекта детей 5-7 лет «Академии Монсиков». Программой предусмотрено проведение 11 занятий с детьми в группах по 10-12 детей. Всего в пилотном проекте планируется участие более 1500 детей.
Но вот когда ты менеджер, все иначе, требования повышаются. Ничего не вышло. Затем я решил поработать максимально близко с людьми и без полномочий. Особого результата это не дало и за год я практически не сдвинулся с начальной точки. В ход пошла тяжелая артиллерия — я одновременно занимаюсь с ментором, психотерапевтом и самообучаюсь. В этой статье я как раз расскажу про некоторые полезные упражнения. Я пока работаю над первым, самосознанием.
Также в этом списке профессий значатся социальные работники, архитекторы, менеджеры по персоналу, маркетологи и менеджеры по продажам. Эмоциональный интеллект играет ключевую роль и в сфере высоких технологий. Искусственный интеллект постепенно вытесняет человека в тех областях, где возможна автоматизация: сбор и анализ данных, выполнение повторяющихся задач, — но нет такого инструмента, который помог бы искусственно воспроизводить подлинные человеческие взаимоотношения. С таким типом задач лучше всего справляются как раз люди с высоким эмоциональным интеллектом, которые долгое время будут оставаться вне конкуренции: ни один компьютер на подлинные эмоции пока не способен. Таким образом, эмоциональный интеллект помогает наладить связь между человеком и машиной и быстрее находить точки контакта с любой аудиторией. Поэтому он особенно важен и полезен представителям профессий, которые регулярно взаимодействуют с пользователями: продакт-менеджерам, веб-дизайнерам, дизайнерам интерфейсов, интернет-маркетологам. Как развивать эмоциональный интеллект? Софья Шматова, интернет-маркетолог, основатель и директор по стратегии Brave Red Market Intelligence Человек, абсолютно любой, вне зависимости от возраста и профессии, должен стараться постоянно развиваться. Например, диджитал — очень динамичная среда, и в ней просто нельзя работать, не будучи гибким человеком. Также важно читать профильную и сопутствующую литературу, получать новые знания, например, по навыкам презентации, по выступлениям, по работе с аудиторией. Также важно участвовать в публичных дискуссиях, круглых столах, выставках, ставить себе сложные, но реалистичные цели и достигать их. А затем — выбирать цель сложнее. Так будет сохраняться постоянное движение не просто вперед, но и наверх. Зачем нужен эмоциональный интеллект в современных цифровых профессиях? Чтобы взаимодействовать с разными людьми Юлия Кондратьева, дизайнер интерфейсов, автор и наставник курса «Дизайнер интерфейсов» в «Яндекс. Практикуме» Если говорить про дизайнеров интерфейсов, то, помимо общения в команде, нашу работу отличает большое количество недолгих и неглубоких контактов с другими людьми, в которых нужно вести себя очень внимательно и корректно.
Одним из необычных показателей того, что у вас, скорее всего, достаточно высокий EQ, является способность плакать на людях и во время просмотра фильмов. По словам нейробиолога Роберта Фромке, недавние исследования показывают, что окситоцин усиливает эмоциональные реакции. Таким образом, плач в кино говорит о том, что вы достаточно хорошо пропускаете чужой опыт через себя, и в ответ на это у вас выделяется повышенная доза окситоцина. Такая реакция свидетельствует о высокой эмпатии, социальной чуткости и связанности с другими — важными свойствами эмоционального интеллекта. Более того, он помогает окружающим позволить себе испытать и прожить сложные эмоции. Как умение матери видеть счастье у других людей развивает EQ ее ребенка? Развитый эмоциональный интеллект формируется под влиянием множества факторов, включая генетику, окружающую среду, воспитание и жизненный опыт. Чтобы способствовать развитию EQ с раннего возраста, необходимо стараться быть эмоционально развитыми и отзывчивыми родителями. В новом исследовании, опубликованном в журнале Emotion, ученые наблюдали за 120 матерями и младенцами в течение первых пяти месяцев после рождения. Они обнаружили, что способность определять эмоциональное состояние других людей по их выражению лица является ключевым условием чуткой заботы о ребенке. Самое интересное, что наиболее отзывчивые мамы, хорошо распознавали именно счастье на лицах людей по фотографиям, а не страх или печаль. Причем, чувствительные матери не были более «улыбчивыми», чем все остальные, оставаясь при этом более проницательными. Как это отражалось на их взаимодействии с ребенком? Например, когда ребенок испытывал перегрузку, капризничал и чувствовал себя плохо, они умело контейнировали их эмоции и помогали младенцам успокоиться.
Я понимаю, что ты чувствуешь: что такое эмоциональный интеллект
Юлия Кондратьева Дизайнер интерфейсов, автор и наставник курса «Дизайнер интерфейсов» в «Яндекс. Впервые об эмоциональном интеллекте заговорили еще в конце 1930-х годов, когда исследователи пытались дать определение уму, не связанному с интеллектуальными способностями и эрудицией, — так появилось понятие «социального ума». Такая аномалия бросила тень на привычную установку о том, что высокий IQ — главный и чуть ли не единственный ключ к профессиональному успеху. В результате исследований выяснилось, что критическим фактором, отличающим крутых профессионалов от всех остальных, является именно эмоциональный интеллект. Первое определение эмоциональному интеллекту в начале 1990-х годов дали исследователи П. Сэловей и Дж. По их словам, эмоциональный интеллект — это набор навыков, имеющий отношение к точной оценке, а также выражению, использованию и эффективному регулированию своих и чужих эмоций.
Несколько десятков лет спустя это определение дополнил психолог из Гарварда, научный журналист и автор книги «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» Дэниел Гоулман, который выделил четыре основные сферы эмоционального интеллекта: Самосознание, или способность слышать свои эмоции; Самоуправление, или возможность держать эмоции и импульсы под контролем; Социальное сознание, или возможность считывать и интерпретировать эмоции других людей; Управление взаимоотношениями, или способность мотивировать других и слаженно работать в команде. Каждая из этих сфер складывается из одного или нескольких навыков, всего их 12: эмоциональное самосознание, эмоциональный самоконтроль, адаптивность, фокус на результат, позитивный подход, эмпатия, понимание группы, влияние, менторство, регулирование конфликтов, лидерство и работа в команде. Кому необходим эмоциональный интеллект? В целом, на сегодняшний день регулярно развивать и поддерживать эти качества и навыки необходимо каждому, однако существуют профессии, представителям которых просто не справиться без эмоционального интеллекта. Первыми в этом списке стоят медицинские сотрудники: согласно исследованиям , эмоциональный интеллект напрямую влияет на исход болезни пациентов.
Ученые из Медицинского колледжа Джефферсона в Филадельфии пришли к такому выводу после наблюдения за 890 больными диабетом, проходившими лечение у 29 разных врачей. Также в этом списке профессий значатся социальные работники, архитекторы, менеджеры по персоналу, маркетологи и менеджеры по продажам. Эмоциональный интеллект играет ключевую роль и в сфере высоких технологий.
Практика коммуникации из разных «эффективных состояний». Рефлексия полученного опыта. Рефлекторный испуг. Хроническое напряжение и его профилактика. Практика «Чистка эмоциональных зубов»; «Прими испуг для возврата в свой центр» Ментальные стратегии работы с эмоциями. Модель АВС работы эмоциональными ситуациями «Кино»: начальник ругается, муж не звонит, Модель — факты и домыслы работа в малых группах —3 ситуации АВС, DE- Рейфреминг-практика Персональная работа в большой группе с карточками эмоций инструмент работы с ЭИ «Веер эмоций»: распознавание эмоций Блок 5 «Социальная восприимчивость: эмпатия» Эмпатия и навыки глубинного слушания Тренировка и выражение эмпатии.
Упражнение «Тренируем эмоции» Предлагаем нахмуриться, как: осенняя туча, разъярённый человек, злая волшебница. Улыбнуться, как: кот на солнышке, само солнце, Буратино, хитрая лиса, радостный ребенок, как будто вы увидели чудо. Разозлиться, как: ребенок, у которого забрали мороженое, два барана на мосту, человек, которого ударили. Испугаться, как: ребенок, который потерялся в лесу, заяц, увидел волка, котенок, на которого лает собака. Выразить усталость, как: папа после работы, человек, поднявший что-то тяжелое, муравей, что волочет большую муху Изобразить: туриста, который снял тяжелый рюкзак, ребенка, что хорошо потрудился, помогая маме, уставшего воина после победы. Упражнение «Сказочный вернисаж». Цель: активизировать образную память и творческое воображение, развивать скорость и гибкость мысли, умение рассуждать нестереотипно. Психолог: «Все мы родом из детства. И всегда с любовью и нежностью вспоминаем сказки, которые слышали дома, в детском саду, в школе. Ведь сказка - это основа развития эмоциональности. Сказка дарит радость и взрослым, и детям. Поэтому сейчас мы выполним упражнение «Сказочный вернисаж». Итак, начинаем». В какой известной сказке серая неприветливая личность осуществляет коварный план убийства двух человек, и только благодаря своевременному вмешательству общественности все заканчивается хорошо? Красная шапочка. Назовите сказку, в которой различные по своему социальному статусу герои занимали поочередно помещение, созданное в необычном архитектурном стиле. И все было бы хорошо, если бы в дом не вернулся его прежний владелец со своим охранником. Вот героям сказки и пришлось оставить незаконно занятую территорию. Теремок Назовите сказку, в которой говорится о спортсмене, который отправляется на соревнования по бегу с препятствиями. Хитрость и выдержка помогли ему очень близко подойти к финишу, однако финал - трагический. Проявив слишком большую самоуверенность, он погибает. Рефлексия «Все в твоих руках». На листе бумаги каждый обводит свою левую руку.
Под этим термином подразумевалась способность эффективно общаться с другими людьми. В 1990 году это понятие определили как «эмоциональный интеллект» ЭИ — умение отслеживать свои и чужие эмоции, различать их и использовать эту информацию в своем мышлении и поведении. Название ЭИ, или EQ — emotional quotient, — закрепилось и в науке, и в сознании людей, но до сих пор не все понимают, как работать с этим типом интеллекта. Посмотрим, что об этом говорит современная наука. Что есть что: разберемся с понятиями Обсуждая понятие ЭИ, ученые пришли к выводу, что он включает в себя навыки из четырех основных областей: восприятие эмоций — способность распознавать эмоции, «считывать» их, например, в выражении лица, тоне голоса, фильмах, музыке, и т. Также важным в дискуссии об эмоциональном интеллекте является понятие «эмпатия». И с ним связано много путаницы: эмпатию зачастую путают с такими вещами, как сочувствие и сопереживание. В чем же разница между этими терминами? Сочувствие — самое простое из этих трех эмоциональных состояний. Чаще всего, говоря о сочувствии, мы подразумеваем, что человек испытывает жалость по отношению к другому — тому, кто пострадал, в особенности несправедливо. Сострадание — более глубокий процесс. Если взглянуть на строение и происхождение этого слова, становится понятно, что оно обозначает «совместное страдание»: способность понять, что человек рядом страдает, и попытки прожить это вместе с ним, как-то облегчить его состояние. В отличие от сочувствия, это не просто чувство, но и активный процесс, включающий какие-то действия. Эмпатия же важна для того, чтобы правильно распознавать чужие эмоции, а затем адекватно реагировать на них. Эмпатичный человек в состоянии почувствовать себя на месте другого, испытать не те эмоции, которые он бы сам ожидал от себя, а именно те, которые испытывает в этой ситуации другой. Это комплексный навык, требующий интуиции, рефлексии и большой осознанности, — именно поэтому в разговорах об эмоциональном интеллекте чаще всего упоминается именно эмпатия. Она включает в себя навыки из разных областей, относящихся к ЭИ, а также врожденные способности и черты человека, которые могут способствовать «прокачке» эмоционального интеллекта — или, наоборот, мешать этому. В основании пирамиды — получение и производство эмоциональных стимулов. Это довольно базовый для психики процесс, который обычно не требует дополнительного обучения. Человек получает из окружающего мира стимул, чаще сенсорный — звук голоса, вид чужого лица, и так далее, — и с помощью мыслительных способностей интерпретирует его. Дальше мозг решает, какую эмоциональную реакцию стоит выдать в этой ситуации. Эта реакция выступает эмоциональным стимулом для другого человека, и так далее по кругу. Следующая ступень — это осознание и распознавание эмоций. Реагировать эмоционально можно и совершенно несознательно.
Развитие эмоционального интеллекта
Есть также валидная объективная методика диагностики эмоционального интеллекта, разработанная на базе этого научного подхода. Он был переведен на русский язык и адаптирован к российской выборке под руководством доктора психологических наук, профессора ИП РАН Е. Сергиенко для русскоязычной выборки. И, конечно, есть многолетние исследования и практика, подтверждающие эффективность развитого ЭИ ребенка во взрослой его жизни — при построении карьеры, личных отношений и пр. В книге мы описали опыт зарубежных коллег с опорой на российскую науку и практику.
Создание эмоционально-интеллектуальной образовательной среды не сводится к фрагментарным, единоразовым занятиям с детьми, это планомерное внедрение в образовательный и воспитательный процесс комплекса обучающих программ и практик развития эмоционального интеллекта, охватывающих всех участников процесса, в том числе педагогов и родителей. Ведь педагог, обращая внимание на свои эмоции и эмоции детей, используя весь спектр эмоций, демонстрируя искренний интерес к ученикам, помогает им также осознанно относиться к своим эмоциям и чувствам, прогнозировать последствия своих эмоциональных реакций и поведения. Это первый важный этап создания ЭИ-среды.
Виктория Шиманская, доктор психологии, человек который одним из первых в России стал говорить на тему эмоционального интеллекта для детей, выступила на Family3 Emotional Fest с лекцией и поделилась с родителями упражнениями для развития EQ для людей от 3 до 99 лет. Мы записали несколько самых полезных практик и делимся ими с вами. Перед тем, как начать работать с эмоциями, нам надо запомнить две аксиомы: — все эмоции важны Нет плохих эмоций. Информация, которая приходит к нам от сенсорных систем, очень важна.
Страх, злость, агрессия, радость, вдохновение — эволюция оставила нам эти эмоции, и нам надо понять, в каких ситуациях они нужны. Например, страх защищает нас от необдуманных поступков, агрессия помогает активизироваться в стрессовых ситуациях, отвращение помогает отказаться от испорченной еды… — чтобы работать с эмоциями, надо быть честным с собой Если мы можем честно обдумать эмоции, признаться себе, что сейчас мы боимся, а в другой раз злимся или горюем, постепенно мы научимся управлять ими. История про эмоциональный интеллект — это история про искренность по отношению к себе. Когда мы испытываем какие-то чувства, надо задавать себе вопросы: «Почему я так себя ощущаю? Что со мной происходит? Почему я хочу кричать или плакать? В понимании наших эмоций здорово помогает тело.
Замечая его реакции сжались кулаки от напряжения, перехватило дыхание и т. Вот несколько упражнений, которые помогут сделать эмоции нашими друзьями.
Поэтому, как только вы захотите проявить агрессию в стрессовой ситуации, то есть проехать по привычному хайвею, попробуйте отреагируйте по-новому. Например, если вас приводят в гнев плохие оценки ребёнка, из-за чего каждый раз получается скандал, то попробуйте однажды не кричать, а пойти прогуляться.
Можно погулять вместе с ребёнком, поговорить с ним на отвлечённые темы или пройтись в одиночестве. Пробуйте разные способы реагировать на ситуации, и в конце концов вы нащупаете менее травмирующий метод выхода из стресса. Поначалу будет сложно, но со временем новый путь войдёт в привычку. Для этого и нужна сильная мотивация — она помогает не свернуть с неизвестной дороги на привычный хайвей.
Обратная связь После нескольких удачных попыток реагировать по-новому, важно получить обратную связь от кого-то со стороны. Потому что ваша оценка себя — субъективна. Вам может показаться, что вы — молодец, делаете большие успехи и теперь можно расслабиться. А на деле изменения могут быть не видны или даже оказаться негативными.
Об обратной связи можно попросить коллегу, руководителя, коуча, психолога или просто близкого человека. Он будет наблюдать за вами и вашими реакциями и давать более или менее объективную оценку к которой, впрочем, нужно тоже отнестись критически, особенно если оценку дал заинтересованный в ваших изменениях человек. Схему, которую предлагает Елена, можно проходить «спринтами». В IT спринтом называют отрезок времени, за который команда проекта делает какое-то конкретное улучшение продукта.
Когда один спринт завершается, команда подводит итоги и начинает следующий. Так же и в тренировке эмоционального интеллекта можно провести определённую работу над собой, получить обратную связь, проанализировать все результаты и начать следующий этап своей трансформации. Эмоциональный интеллект: советы из книги Дэниела Гоулмана Термин «эмоциональный интеллект» получил широкую известность после публикации книги американского психолога и научного журналиста Дэниела Гоулмана « Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ ».
В ней Гоулман выделяет несколько способов развития EQ. Внутренний диалог Представьте, что ваш близкий друг рассказывает о своих проблемах в браке всем, кроме вас. Если эта мысль тревожит, поговорите с собой. Задайте вопрос: «Почему меня это задевает?
Определившись с причиной эмоций, ослабьте их. Скажите себе: «Я могу чувствовать себя отвергнутым, но, может быть, мой друг просто не хотел отвлекать меня от моей работы и моих проблем». Так вы приучите себя анализировать свои эмоции и научитесь лучше себя понимать: что вас расстраивает, что радует, что обижает и так далее. Следующим этапом будет научиться говорить о своих эмоциях, не обижая при этом собеседника.
Обидчики и неприятности находятся далеко внизу, а вокруг кипит жизнь, прохожие идут по своим делам. Можно подняться ещё выше и представить, что они смотрят на свою жизнь с высоты самолёта, а потом — с расстояния земной орбиты. Вспомнив и осознав, что, помимо их проблем, в мире есть ещё много всего, ребята могут возвращаться к делам.
Если они правильно выполнят упражнение, паника и лишняя суета должны исчезнуть. Практика эмоциональной грамотности. Эмоциональная грамотность помогает сфокусировать собственные чувства и желания.
Чтобы отточить этот навык, следует учить детей выражать свои мысли через Я-послания. Я-послание — обращение, в котором человек без обвинений высказывает собеседнику свои чувства и желания. Говорит «я» вместо «ты» это позволяет овладеть чувством, а не транслировать его на другую личность.
Описывает свои эмоции, формулирует пожелания: «я чувствую…», «потому что…», «я хотел бы... Слова часто вызывают негативную реакцию только из-за своей окраски, хотя смысл их нейтральный или даже позитивный. Самая яркая реакция обычно бывает на слово «должен»: «ты должен учиться», «должен убраться в комнате», «должен гулять с собакой», «должен слушать, что тебе говорят».
Хороший пример — упражнение, когда из привычных реплик родителей ребята пытаются построить высказывания с положительным эмоциональным окрасом. Звучит куда более оптимистично! Далее к каждому «должен» можно написать справа, почему этого стоит хотеть.
Например, «ты должен учиться» может значить «я хочу хорошо учиться, чтобы в будущем иметь хорошую работу и достойный уровень жизни». Понять внутренние мотивы. Мотивация — это внутренние «моторы», которые заставляют идти вперед и выходить из зоны комфорта.
Человека нельзя мотивировать извне. Можно только создать условия, в которых эти «моторы» заработают. Одних мотивация побуждает взбираться на Эверест, других — сбивать ноги в кровь в пуантах, чтобы стать балериной.
Чтобы осознать свои мотивы, нужно проделать серьезную внутреннюю работу. Для некоторых людей это становится путем длиною в жизнь. Упражнение «Мои мотивы» Подростку предлагается задать себе вопрос «почему?
Например: Почему я хожу в школу? Упражнение «10 дел» Школьники записывают десять дел, которыми им нравится заниматься. Затем подбираются глаголы, передающие суть записанных действий.
Далее по этим глаголам составляется план на месяц.