После смерти отца родственники матери писателя взяли на себя попечение о младших братьях и сестрах Достоевского, а Фёдор и Михаил получили небольшое наследство. Отношение Достоевского к отцу, человеку мнительному и болезненно подозрительному, было двойственным. Отношения Достоевского с отцом — одна из самых изученных тем в достоевсковедении. Знаменательны слова Михаила Достоевского, брата Федора, написанные в мае 1838 года отцу: «Папинька! По факту я заменил отца, когда он умер, оставив мне деятельность по созданию музея Достоевского в Ленинграде.
Al Modon (Ливан): «Мой отец Федор Достоевский»... Что скрыто за великим наследием писателя?
Достоевский вновь в Кузнецке! | крытия убийства. |
Гений и злодеи. Кем был Фёдор Достоевский? | Омский художник реконструировал счастливое детство Федора Достоевского и собирается «дописать» его произведения. |
ДОСЬЕ: Достоевский бессмертен! Факты о жизни и творчестве к 200-летию классика
Библейский и евангельский мир был для Достоевского вечно живым и актуальным, его отсвет лежит на всем его творчестве. Самым близким человеком был для Достоевского его старший брат Михаил Михаил 1820—1864 и Федор Достоевские были погодками. Но не только возраст сближал их. Оба они были страстными читателями и оба мечтали стать литераторами. В конечном итоге оба они пришли в литературу. Михаил Михайлович писал повести, рассказы, драмы, стихи, переводил с немецкого и французского языка. Его произведения печатались в столичных журналах и одобрительно отмечались критикой, пьеса с успехом шла в театрах Петербурга и Москвы, переводы поэмы Гёте «Райнике-Лис» и трагедий Шиллера неоднократно переиздавались.
Достоевский издавал журналы «Время» 1861—1863 и «Эпоха» 1864. Именно в письме к брату Михаилу в 1839 году сформулировал шестнадцатилетний юноша Достоевский свое жизненное и писательское кредо: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Достоевский хотел носить траур по Пушкину Литературным образцом для братьев Достоевских был Александр Сергеевич Пушкин. Но на Пушкине они мирились, и оба, кажется, и тогда чуть не всего знали наизусть, конечно, только то, что попадалось им в руки, так как полного собрания сочинений Пушкина тогда еще не было. Надо припомнить, что Пушкин тогда был еще современник.
Об нем, как о современном поэте, мало говорилось еще с кафедры; произведения его еще не заучивались наизусть по требованию преподавателей. Авторитетность Пушкина как поэта была тогда менее авторитетности Жуковского даже между преподавателями словесности; она была менее и во мнении наших родителей, что вызывало неоднократные горячие протесты со стороны обоих братьев». Братьям Достоевским не пришлось встретиться с Пушкиным — в Петербурге они оказались спустя всего несколько месяцев после гибели поэта. Можно не сомневаться, что если бы обстоятельства сложились иначе, свои первые опыты молодые литераторы принесли бы на оценку Пушкину, как это делали в ту пору многие начинающие сочинители. Портрет А. Кипренский Тогда же, в 1837 году, смерть поэта стала для них потрясением.
Достоевский, — чуть с ума не сошли, услышав об этой смерти и о всех подробностях ее». Чтобы оценить всю меру их горя, нужно вспомнить тот факт, что известие о смерти Пушкина пришло в дом Достоевских, когда семья переживала один из самых трагических моментов — только-только, в возрасте 37 лет, скончалась после чахотки Мария Федоровна, любимая мать и душа дома. Михаил Андреевич и дети были охвачены горем, и тем не менее «Федор в разговорах со старшим братом несколько раз повторял, что ежели бы у нас не было семейного траура, то он просил бы позволения отца носить траур по Пушкину».
Достоевского Владимир Викторович. Достоевского, в котором примут участие студенты и археологи КГПИ, уже в течение десятилетия проводящие работы в селе Моногарово и семейной усадьбе "Даровое", представители музеев Достоевского из Москвы и Петербурга, литературоведы, а также правнук писателя Дмитрий Достоевский.
Эту полемику Достоевский продолжает и в повести «Записки из подполья» «Эпоха», 1864 — философско-художественной прелюдии к «идеологическим» романам писателя. Достоевский писал: «Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону. Трагизм состоит в сознании уродливости.
Только я один вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в невозможности достичь его и, главное, в ярком убеждении этих несчастных, что и все таковы, а стало быть, не стоит и исправляться! В августе 1863 писатель вторично выехал за границу. В Париже он встретился с А. Сусловой, драматические взаимоотношения с которой 1861—1866 получили отражение в романе «Игрок», «Идиот» и других произведениях. В Баден-Бадене , увлеченный, по азартности своей натуры, игрой в рулетку, проигрывается «весь, совершенно дотла»; это многолетнее увлечение Достоевского — одно из качеств его страстной натуры. В октябре 1863 он возвратился в Россию. До середины ноября жил с больной женой во Владимире , а в конце 1863 — апреле 1864 — в Москве , наезжая по делам в Санкт-Петербург. Личность Марии Дмитриевны, как и обстоятельства их «несчастной» любви, отразились во многих произведениях Достоевского в частности, в образах Катерины Ивановны — «Преступление и наказание» и Настасьи Филипповны — «Идиот».
После смерти брата Достоевский взял на себя издание отягощенного большим долгом и отстававшего на 3 месяца журнала «Эпоха»; журнал начал выходить регулярней, но резкое падение подписки на 1865 вынудило писателя прекратить издание. Он остался должным кредиторам около 15 тысяч рублей, которые смог выплатить лишь к концу жизни. Стремясь обеспечить условия для работы, Достоевский заключил контракт с Ф. Стелловским на издание собрания сочинений и обязался написать для него новый роман к 1 ноября 1866. Весной 1865 Достоевский — частый гость семьи генерала В. Корвин-Круковского, старшей дочерью которого А. Корвин-Круковской он был сильно увлечен. В июле он выехал в Висбаден , откуда осенью 1865 предложил Каткову повесть для «Русского вестника», впоследствии переросшую в роман.
Летом 1866 Достоевский находился в Москве и на даче в сельце Люблино , поблизости от семьи сестры Веры Михайловны, где ночами писал роман «Преступление и наказание». Божия правда, земной закон берет свое, и он — кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям... Точно и многогранно изображены в романе Петербург и «текущая действительность», богатство социальных характеров, «целый мир сословных и профессиональных типов», но это действительность преображенная и открытая художником, взгляд которого проникает до самой сути вещей. Напряженные философские диспуты, пророческие сны, исповеди и кошмары, гротескно-карикатурные сцены, естественно переходящие в трагические, символические встречи героев, апокалиптический образ призрачного города органично сцеплены в романе Достоевского. Роман, по словам самого автора, «удался чрезвычайно» и поднял его «репутацию как писателя». В 1866 истекающий срок контракта с издателем вынудил Достоевского одновременно работать над двумя романами — «Преступление и наказание» и «Игрок». Достоевский прибегает к необычному способу работы: 4 октября 1866 к нему приходит стенографистка А.
Сниткина; он начал диктовать ей роман «Игрок», в котором отразились впечатления писателя от знакомства с Западной Европой. В центре романа столкновение «многоразвитого, но во всем недоконченного, изверившегося и не смеющего не верить, восстающего на авторитеты и боящегося их» «заграничного русского» с «законченными» европейскими типами. Главный герой — «поэт в своем роде, но дело в том, что он сам стыдится этой поэзии, ибо глубоко чувствует ее низость, хотя потребность риска и облагораживает его в глазах самого себя». Второй брак Зимой 1867 Сниткина становится женой Достоевского. Новый брак был более удачен. Там 22 февраля 1868 родилась дочь Софья, внезапную смерть которой май того же года Достоевский тяжело переживал. В 1867 — 1868 Достоевский работал над романом «Идиот». Главная мысль романа — изобразить положительно прекрасного человека.
Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь... Непосредственным толчком к созданию романа послужило «нечаевское дело». Деятельность тайного общества «Народная расправа», убийство пятью членами организации слушателя Петровской земледельческой академии И. Иванова — вот события, легшие в основу «Бесов» и получившие в романе философско-психологическую интерпретацию. Внимание писателя привлекли обстоятельства убийства, идеологические и организационные принципы террористов «Катехизис революционера» , фигуры соучастников преступления, личность руководителя общества С. В процессе работы над романом замысел многократно видоизменялся. Первоначально — это непосредственный отклик на события. Рамки памфлета в дальнейшем значительно расширились, не только нечаевцы, но и деятели 1860-х, либералы 1840-х гг.
Грановский, петрашевцы, Белинский, В. Печерин, А. Герцен, даже декабристы и П. Чаадаев попадают в гротескно-трагическое пространство романа. Постепенно роман перерастает в критическое изображение общей «болезни», переживаемой Россией и Европой, ярким симптомом которой являются «бесовство» Нечаева и нечаевцев.
Как вы относитесь к гибели Содома и Гоморры? И кто же опаснее для общественной нравственности и церкви, педераст лесбиянка или разведенный разведенная , вступивший во второй брак? У папы Франциска, как наверное заметил читатель, все выходит двусмысленным и неопределенным. И педераст может быть «добрым». Мы читаем в Евангелии о милосердном самарянине, а у некоторых иезуитов «добрым» может оказаться и гомосексуалист. Так может быть «добрыми» оказались те жители Содома, которые хотели овладеть двумя Ангелами? Кроме того, папа-иезуит утверждает в своем интервью, что, поскольку Матерь Божия выше всех апостолов, то, следовательно, женщина в Церкви важнее всех священнослужителей. Опять двусмысленность и подмена. Но папа достигает своей «миссионерской» цели: и геи его поддержат, и сторонники женского священства. Трудно этого не заметить. Рассуждения папы Римского сшиты белыми нитками.
Как повлиял несостоявшийся расстрел?
- Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского
- Помиловали на эшафоте, заставил плакать Тургенева. 19 фактов о Федоре Достоевском
- Расцвет творчества Достоевского
- Достоевский в Сибири
- «Род Достоевских продолжается»
Как Фёдор Достоевский проявлялся в своих потомках
Его отец Михаил Андреевич происходил из рода шляхтичей Достоевских герба Радван. Отец будущего писателя, Михаил Достоевский, работал штаб-лекарем московской Мариинской больницы для бедных. А отец, до того, как стал работать в Музее Достоевского, долгое время был вагоновожатым.
Вы точно человек?
В 1763 году «дом убогих» в Марьиной Роще был закрыт. Но дух лишения и неприкаянности еще долго царил здесь... Этим духом не мог не проникнуться будущий певец всех униженных и оскорбленных. Тем не менее, свое детство Федор Достоевский всегда называл счастливым.
Играли в жмурки и горелки. В семье Достоевских была няня, всеми любимая Алена Фроловна. Она была очень полна и грузна.
Над няней добродушно подтрунивала вся семья, в шутку называя 45-пудовой гирей. Мария Федоровна тоже участвовала. Но однажды домашние концерты прекратились.
Нечаев увлекся горничной Достоевских, Верой. Однажды Мария Федоровна увидела в руках Веры любовную записку от брата. Вспыхнул скандал, Михаил был отлучён от дома, а горничную уволили.
Беспечное детство Федора в Марьиной Роще продолжалось еще несколько лет.
Когда Петрашевский и два его единомышленника уже были привязаны к столбу, когда на них уже были направлены ружья, было объявлено, что смертная казнь отменяется. Ни Достоевский, ни его товарищи расстреляны в этот день не были: выяснилось, что «казнь» была жестокой инсценировкой. Над головами петрашевцев, включая Достоевского, сломали шпаги, что означало лишение их дворянских привилегий, и объявили о разных сроках каторги. На самом деле, смертный приговор, действительно, был вынесен изначально — но его довольно быстро сочли слишком суровым и заменили ссылкой и каторгой.
Но инсценировку Николай I решил провести в «воспитательно-показательных» целях. Цели эти были достигнуты сполна: один из участников этой «гражданской казни», Николай Григорьев, сошёл с ума из-за нервного перенапряжения. Неизгладимый отпечаток наложило это происшествие и на самого Достоевского. В повести впервые в истории русской литературы рассказывалось о жизни и быте каторжников, отбывающих наказание в самом суровом месте — сибирском остроге. Иллюстрация к "Запискам из Мёртвого дома" Николая Каразина, 1893 г.
А происходило там разное, от контрабанды алкоголя до жестоких телесных наказаний, от суровой работы до самозарождающейся тюремной иерархии. Не секрет, что это произведение полностью основано на личном опыте Достоевского. После показательной «гражданской казни» писатель четыре года провёл в Омской тюрьме, вместе с другими каторжниками — в большинстве своём, из самых простых и бедных слоёв населения. В «Записках из Мёртвого дома» очень много деталей, полностью взятых из личной истории писателя. Например, как и сам Достоевский, Горянчиков получает Евангелие от неких «братьев по несчастью» в Сибири.
Под переплётом книги спрятано несколько рублей — «на всякий случай»: «Эту книгу, с заклеенными в ней деньгами, подарили мне ещё в Тобольске те, которые тоже страдали в ссылке и считали время её уже десятилетиями и которые во всяком несчастном уже давно привыкли видеть брата». Женщины организовали встречу писателя с другими участниками его кружка и каждому подарили такое Евангелие с «секретом». Правда, судьба этого Евангелия в реальности и в книге Достоевского оказалась разной: писатель хранил его всю жизнь, а Горянчиков лишился ещё в остроге.
Именно в таких ярких красках известный римский художник Фабрицио Биримбелли видит Достоевского. И называет его «отцом современного романа». Ни намека на его суровость, душевные терзания и поиск истины. Разглядеть за портретом из учебника по литературе живого человека пытаются и в Санкт-Петербурге, которому так много внимания уделял Достоевский в своем творчестве. В музее писателя новая экспозиция: письма, рукописи, дневниковые записи. Многое из этого ранее находилось в архивах и было недоступно широкому зрителю.
На полях его рукописей часто можно увидеть рисунки, какие-то башенки, шпили готических соборов. Это у Достоевского осталось еще с занятий по черчению в Главном инженерном училище. Несостоявшегося военного ждала иная судьба и путь на литературный олимп лежал, как известно, через эшафот. Смертную казнь с отменой расстрела в последнюю минуту, как главное потрясение своей жизни, Достоевский в деталях описал в письме брату.
Достоевский уезжает за границу со своей второй супругой, Анной Сниткиной, где проведет четыре года. В этот период произошло много событий в их жизни.
За границей Достоевский еще больше пристрастился к рулетке. Это была настоящая болезнь. Все тонкости этой игры и психологию игрока Достоевский опишет в романе "Игрок". На вершине творчества В 1871 году чета Достоевских возвращается в Петербург. Наступает относительно спокойный и благополучный период жизни писателя. Благодаря деловитости его супруги материальное положение семьи улучшается.
Достоевский становится издателем собственных книг, они начинают приносить доход. В этот период он создает свои гениальные произведения "Подросток", "Бесы", "Братья Карамазовы". Кроме того, Достоевский активно занимается журналистикой. В 1873 году Федор Михайлович начал редактировать газету "Гражданин". Следует отметить, знаменитый "Дневник писателя" начинался рубрикой в "Гражданине", а затем перерос в отдельный журнал, который Достоевский издавал единолично то есть и писал все статьи в 1876-1877, 1880-1881 годах. В 1880 году писатель закончил свой последний роман "Братья Карамазовы", печатавшийся в журнале "Русский вестник".
В этом произведении Достоевский поднимает вопросы религии, свободы, противостояния добра и зла в человеческой душе. Мрачные предчувствия В начале января 1881 года при встрече с писателем Дмитрием Григоровичем Достоевский поделился предчувствием, что не переживет нынешней зимы.
О чем знал Ф. М. Достоевский по поводу смерти своего отца и о чем он знать не мог
В произведениях Ф. М. Достоевского личность отца не нашла прямого отражения, хотя некоторые события его жизни и черты характера послужили материалом для творческого. Нищих и умалишенных отец русского экзистенциализма наблюдал из окна В феврале исполнилось 135 лет со дня смерти великого писателя. Федор Достоевский был истинным. По линии отца Фёдор Михайлович происходил из дворянского рода Достоевских, ведущего своё начало с 1506 года. После октябрьской революции 1917 года, Любовь посвятила всю оставшуюся жизнь популяризации личности и творчеству отца Федора Достоевского. В семье Достоевских детей воспитывали в послушании, отец внушал им почтение и страх, и ходили они по струнке, не допускались никакие фривольности.
Федор Достоевский рос при больнице для бедных в Марьиной Роще...
крытия убийства. С точки зрения психоанализа Михаил Андреевич Достоевский, отец писателя, представляет собою типичный случай анально-эротического характера. Отец, Михаил Андреевич Достоевский — лекарь Мариинской больницы для бедных (к моменту рождения Федора исполнилось тридцать два года). – Я, потомок «архискверного Достоевского», как называл писателя Ульянов-Ленин, родился в день его рождения – 22 апреля. 200 лет назад родился писатель-пророк — отец Андрей Ткачёв. К идее отыскать могилу отца великого писателя Федора Достоевского вернулись краеведы из подмосковного Зарайска.
Краеведы нашли возможное место расположения могилы отца Достоевского
Планируется также благоустройство двухсотлетнего парка и продолжение археологических исследований.
Так об этом писал сын Михаила Достоевского Андрей, которому на момент тех событий было всего 14 лет. Выведенный из себя каким-то неуспешным действием крестьян, а может быть, только казавшимся ему таковым, отец вспылил и начал очень кричать на крестьян. Один из них, более дерзкий, ответил на этот крик сильною грубостию и вслед за тем, убоявшись последствия этой грубости, крикнул: «Ребята, карачун ему!.. Как стая коршунов, наехало из Каширы так называемое временное отделение комиссия, которой предстояло установить причину смерти, прим. Первым его делом, конечно, было разъяснить, сколько мужики могут дать за сокрытие этого преступления! Не знаю, на какой сумме они порешили, и не знаю также, где крестьяне взяли вдруг, вероятно, немаловажную сумму денег, знаю только, что временное отделение было удовлетворено, труп отца был анатомирован, причем найдено, что смерть произошла от апоплексического удара, и тело было предано земле в церковном погосте села Моногарова». Согласно ей, Михаил Достоевский скончался по дороге из Дарового в Черемошну при сорокаградусной жаре. Его кучер якобы поскакал в Моногарово за священником и доктором, оставив умирающего в поле.
Приехавший врач зафиксировал смерть от апоплексического удара геморрагического инсульта , однако он был из Рязанской, а не Тульской губернии, поэтому не мог выдать официальное заключение. Распорядившись оставить тело в «исходном» положении до прибытия другого специалиста, он уехал. В итоге тело пролежало на дороге около двух дней. Прибывший впоследствии второй врач подтвердил версию своего коллеги, назвав причиной смерти апоплексический удар. Во-первых, об этом сообщали в личных беседах соседи Достоевских Хотяинцевы, которые вели с семьей будущего великого писателя судебную тяжбу насчет земли. Согласно одному из вариантов, именно Хотяинцевы помогли крепостным-преступникам со взяткой врачам, чтобы они зафиксировали смерть от кровоизлияния в мозг. Во-вторых, уже после революции якобы внук одного из тех крепостных пересказывал услышанное: «Мужики бросились, рот барину заткнули, да за нужное место, чтоб следов никаких не было.
Каторга в те времена очень сильно отличалась от современной тюрьмы. За мелкие преступления на каторгу не отправляли, нужно было совершить действительно большое злодейство или государственное преступление, чтобы угодить туда. Но если уж человек попадал на каторгу, возврата не было. И вовсе не потому, что каторга была бессрочной. Просто после освобождения человек превращался в ссыльнопоселенца и всю последующую жизнь волен был заниматься чем угодно, но только в пределах Сибири. В столицу и губернские города европейской части России он уже не мог вернуться. Отправка на каторгу означала вычёркивание человека из его прежнего общества: его лишали всех сословных званий, чинов и привилегий, его автоматически разводили с супругом и т. Теоретически, вернуться было можно, но для этого требовалось обратиться с ходатайством к самому императору. Достоевскому удалось невозможное. Он подружился в Семипалатинске с работавшим там бароном Александром Врангелем, который попросил своего знакомого, знаменитого тогда генерала Тотлебена, лично ходатайствовать у нового императора Александра II прощения для Достоевского. Прощение Достоевскому и группе других петрашевцев было даровано. Через 10 лет после ареста Достоевский вновь возвращается в Петербург, ему возвращают дворянский титул, а сам он возвращается как мученик, пострадавший за "народную правду". Достоевский уехал из Петербурга в 40-х, а вернулся в Петербург в 60-х. Это были совершенно разные эпохи, отличавшиеся друг от друга так же сильно, как советские 70-е и российские 90-е. В воздухе витал ветер перемен, Россия вставала на капиталистические рельсы и стремительно менялась, новый император в сравнении с предыдущим был почти вольнодумцем. Общество жило ожиданием грядущих грандиозных реформ. После возвращения Достоевский уговаривает старшего брата открыть журнал. В те времена не было принято печатать отдельные книги, как это делается сейчас. Книжный рынок почти отсутствовал, печатать свои сочинения могли себе позволить только самые-самые знаменитые авторы. Большинство произведений печаталось в различных журналах, распространявшихся по подписке среди узкой аудитории. Издатели журналов были царями и богами, они решали, сколько платить авторам, они решали, что печатать, они договаривались с цензурными ведомствами по поводу возможных щекотливых моментов. Достоевские открывают журнал "Время", в котором они печатают "Записки из мёртвого дома", которые произвели эффект разорвавшейся бомбы. Это было первое в истории русской литературы произведение, героями которого были каторжане. Более того, Достоевский стал первым русским писателем, побывавшим на каторге. Это уникальное произведение вмиг вернуло писателю утраченные за предыдущие годы позиции. Достоевский твёрдо намерен стать профессиональным писателем, то есть зарабатывать литературным трудом. В то время это было не очень распространённым явлением. Литература была уделом богатых людей. Более того, не только богатых, но и праздных. Поскольку требовала массы свободного времени и наличия больших капиталов, чтобы не беспокоиться о хлебе насущном. Почти все писатели прежних лет — выходцы из богатых аристократических семей или наследники огромных состояний. Достоевский одним из первых превращает ремесло писателя в средство к существованию. Поначалу дела у братьев идут хорошо. Достоевский отправляется в путешествие по Европе, где его, как трясина, затягивает страсть к игре. Достоевский и раньше отличался азартностью и проигрывал немало денег в бильярд, но рулетка просто сводила его с ума при этом популярный тогда карточный преферанс он презирал и искренне недоумевал, как люди могут тратить время на подобную ерунду. Он был одержим идеей создать идеальную систему, которая позволит ему всегда выигрывать, и, как ему казалось, создал её. Однако система каждый раз давала сбой, но Достоевский винил в этом не саму систему, а себя, он считал, что он недостаточно хладнокровен, а система идеальна и работает. Нельзя сказать, что Достоевскому не везло, иногда он выигрывал очень внушительные суммы, но почти сразу же проигрывал их и даже залезал в долги, чтобы отыграться. В казино Висбадена Достоевский поначалу выиграл достаточно крупную сумму, но вскоре настолько проигрался, что задолжал даже хозяину отеля, в котором жил. В отчаянии писатель рассылал всем знакомым и друзьям письма с мольбами выслать денег, чтобы расплатиться хотя бы с хозяином отеля, который всё это время держал его на хлебе и воде. Чтобы расплатиться по многочисленным долгам, в том числе и умершего брата, чьи долги он по-братски принял на себя, Достоевский подписывает кабальный и унизительный контракт с издателем Стелловским, обязуясь в кратчайшие сроки написать роман. Так появляется "Игрок" — один из самых знаменитых романов Достоевского, отчасти биографический. Вероятно, это одна из самых необычных предысторий написания великого романа в истории литературы. Также благодаря этому роману Достоевский познакомился со своей второй женой — Анной Сниткиной, которую он нанял стенографисткой, чтобы ускорить написание романа, и влюбился в процессе работы. Именно этой женщине Достоевский обязан спасением из бездны игромании и некоторой финансовой стабилизацией.
Поэтому в 1831 году он приобретает имение в Тульской губернии. Посмотреть на обложку дела о внесении в родословную книгу Московской губернии дворян Достоевских можно в Главархиве столицы. Все сведения о рождения детей Достоевского можно также найти в архивных материалах. В Главархиве хранится и уникальная запись о рождении самого писателя Федора Достоевского от 11 ноября 30 октября по старому стилю 1821 года. Крещение мальчика прошло 16 ноября или 4 ноября по старому стилю того же года. Данная запись сохранилась в метрической книге церкви Святых апостолов Петра и Павла, которая существовала при Мариинской больнице. В одном из флигелей этой больницы родился и сам будущий классик. В Больнице для бедных Михаил Достоевский служил еще долго — до июля 1837 года.
Встретились с правнуком Федора Достоевского, который до пенсии работал водителем трамвая
Хотя, с другой стороны, эти же качества, возможно, помогли мне стать тоньше, добрее, проще. Я поступил в Пединститут имени Герцена на иняз, но учебу бросил. Потом получил уже заочно диплом, но по своей специальности «преподаватель английского и немецкого языка» ни дня не работал. Шесть лет был вагоновожатым в трамвайном парке, где трудился в свое время и отец. И в какой-то момент вспомнил о серьезном увлечении юности — окончил школу судоводителей. Последние пятнадцать лет я — капитан-механик монастырского флота на Валааме. На бывшем рыболовецком сейнере мы ходим по Валаамскому архипелагу, возим по скитам братию, паломников, реставраторов, доставляем продукты питания и различные грузы. Остров, конечно, держит — на него все время хочется возвращаться.
В шестнадцать лет научился играть на бас-гитаре, благодаря увлечению музыкой познакомился с будущей женой — с флейтисткой Натальей мы репетировали в одном подвале, только в разных группах. И до сих пор мы с ней выступаем в нашей общей группе «Птица Си». Участвовали в серьезных опенэйрах, стояли у истоков фестиваля фолк-музыки «Волынщик», который проходит уже восемнадцать лет. Это творчество не для кого-то — прежде всего оно для себя. И вся семья у нас музыкальная. Старшая дочь Анна, как и моя жена, играет на флейте. Она только что окончила реставрационное училище, где училась работать по дереву.
Аня очень творческий человек и стоит перед выбором: сейчас ее влечет еще и анимация. Средняя дочь Вера учится в Училище имени Римского-Корсакова по классу домры и уже думает о высшем музыкальном образовании. Младшая дочь Маша — виолончелистка, а сын Федя в прошлом году поступил в первый класс музыкальной школы на ударное отделение. Ваш отец, Дмитрий Андреевич, в определенный момент понял, что является «ответственным» за прадеда, — стал консультантом Музея Достоевского, регулярно ездит на конференции достоеведов и нашел в этом себя. Каким был ваш путь к Федору Михайловичу?
Но Фёдор Михайлович и предположить не мог, что барышня окажется чрезвычайно практична. Достоевского: Квартира была шестикомнатная, с громадной книжной кладовой. Это совершенно нетипичная, конечно, выгородка для обычного доходного дома XIX века, это помещение, где хранились книги. Дело в том, что Достоевские книги издавали сами, и всеми вопросами по изданию книг как раз занималась молодая, практичная и предприимчивая жена Фёдора Михайловича — Анна Григорьевна. Она не просто занималась вопросом издания книг, она пошла ещё дальше — она организовала продажу книг почтой для иногородних. И это, конечно, был абсолютный аналог современного интернет-магазина, но организованный женщиной в XIX веке. Вскоре после смерти Фёдора Михайловича, предвосхищая его всемирную славу, Анна Григорьевна пригласила фотографа, запечатлеть кабинет писателя.
Мысль остаться писателем за эти годы его не покинула. Пока сидел на каторге — накапливал опыт, делал наброски. А уже дома выдал повесть «Записки из мёртвого дома». И естественно, с этой историей ещё раз попал в яблочко. Теперь его уже точно приняли в творческую среду. Какие ещё повороты судьбы заслуживают внимания? Дальше его семейная история заключается в том, что первая жена умерла. А сам Фёдор Михайлович с братом издавал журнал. Но не слишком успешно — попал в большие долги. И уехал за границу. Что интересно: с издателем он подписал договор о том, что если ко времени не сдаст очередной роман, то попадает в кабалу — все права на его произведения девять лет будут принадлежать этому дельцу. Оставалось меньше месяца, а надо было выполнить обещанное. Это только нынче отдельные мастера вроде Захара Прилепина умудряются написать книгу за 25 дней. Достоевский так не умел. Но нашёл выход из положения. Ему рассказали о новой технологии — стенографировании. Когда для ускорения пишут не словами, а специальными значками, и это позволяет успевать за речью. В итоге знакомые порекомендовали молодую стенографистку Анну Сниткину. Он обрисовал ей ситуацию. И будущие муж с женой за 26 дней Прилепина всё-таки не опередили подготовили новое произведение — роман «Игрок», списанный автором с себя. Так Достоевский избежал кабалы. А стенографистка вскоре стала ему не просто второй супругой, а настоящей опорой. Именно жена помогла ему стать на ноги. Он перестал играть. Со временем у них появились деньги. В конце дошло до того, что Достоевский сам уже не писал — просто наговаривал, а Анна Григорьевна стенографировала, потом расшифровывала, выписывала, и он уже правил. А вообще, любопытно, как Фёдор Михайлович обычно работал. Он делал это по ночам. С чифиром — очень крепким чаем, которым зеки одурманивают себе мозги, заваривая целую пачку на стакан. Пил этот наркотик и к тому же много курил. Так поддерживал в себе энергию. Надо сказать, когда писатель после всех жизненных перипетий взялся за дело по-настоящему, пошло оно не на шутку. Если у других, даже знаменитых, авторов обычно называют пару наиболее ярких романов, то у него получилось целое пятикнижие. Каждый из них пересказывать смысла нет. Но попробуем обобщить. О чём эти романы? В первую очередь о новом, появившемся после реформы 1861 года, классе людей. Если у Тургенева мы впервые видим одного из них — Базарова, то Достоевский уже рассказывает о разночинцах обстоятельно. Неслучайно его мемориальная квартира сегодня находится рядом с их музеем. Бедный студент, больной князь, отставной генерал, содержанка или потомок купца, проматывающий его состояние в буйных загулах… Разного рода мелкие чиновники, а иной раз просто бродяги и прохвосты. Непонятные люди, которые нигде не работают, но постоянно о чём-то говорят, спорят. Вот его герои. Вторая черта: все романы писателя по сути детективы. Их создатель явно понимал, что глубокая философия нуждается в захватывающем сюжетном обрамлении, чтобы удержать интерес читателей. Однако написаны они по-особенному. Обычно как? Происходит убийство — начинается расследование. Но в «Преступлении и наказании» с первых глав понятно, кто кого лишил жизни. А дальше рассказывается, как себя чувствует душегуб. Но и здесь Рогожин зарезал Настасью Филипповну. В «Братьях Карамазовых» — отдельная интрига вокруг покойного отца семейства. Везде присутствуют трагические происшествия. При этом вовлечённые в них персонажи — люди истеричные, конфликтные, крикливые… Я читал много критики, в которой говорилось, что Достоевский — писатель больной. И насочинял такого, чего в жизни особо не встретишь. Сам он, кстати, на упрёки в том, что не знает русского человека и пишет ерунду, поднимал брюки и показывал на ногах следы от кандалов, которые у него остались на всю жизнь. Мол, «Я не знаю? Вот, посмотрите! Однако при знакомстве с его героями мне и самому приходилось сомневаться: а бывают ли такие в реальности? Вроде сам я уже в возрасте, но не видел, чтобы пачки денег бросали в топку или творили что-то не менее экспрессивное. А потом просто стал вспоминать родственников и других людей, с которыми пересекался. В итоге нашёл немало совпадений. В чём особенность творческого метода писателя? Человек — во многом животное. Если Маугли оставить в джунглях, то вырастет дикий зверь. Как обезьяна или волк. После рождения в процессе воспитания, образования, наблюдения за старшими у каждого из нас появляется система табу. Запрещено гадить на улице, красть, насиловать или убивать. Культура говорит, что так делать нельзя. Но животное начало в человеке сохраняется. И хоть с виду он вежливый и доброжелательный, думает иногда вещи не благостные. Внутренние порывы тоже имеет соответствующие. Из некоторых потаённое прёт в алкогольном угаре. Тем не менее в обычной обстановке у большинства наружу это всё не всплывает.
Так, во время ежедневных летних прогулок вместе с родителями, вспоминает А. Деревянный дом флигель , состоявший при Достоевских из господской части и людской избы. Рядом обозначен археологический раскоп на месте предполагаемой «мазанки», первого жилища Достоевских в 1832 году. А когда в имении Достоевских случился пожар, жившая в их доме няня Алёна Фроловна, вспоминал Федор Михайлович в 1876 году, видя в какое отчаяние пришли его родители, предложила его матери Марии Федоровне: «Коли надо вам будет денег, так уж возьмите мои, а мне что, мне не надо», имея ввиду накопившиеся за годы службы и отложенные на старость средства — почти 500 рублей. Помогли тогда и родственники Куманины. В свою очередь Мария Федоровна каждому крестьянину-погорельцу выдала по 50 рублей на восстановление хозяйства. Позже, в 1839 году, те же Куманины проявили заботу об оставшихся сиротами младших детях Достоевских. Достоевский был крещен в больничной церкви При московской Мариинской больнице для бедных была домовая церковь святых апостолов Петра и Павла, освященная в 1806 году. В 1821 году в ней был крещен писатель. Вместе с родителями он посещал храм каждое воскресенье. Купол церкви хорошо виден с крыльца квартиры Достоевских. Впоследствии, всякий раз выбирая квартиру, Достоевский искал такую, чтобы из ее окон была видна церковь. Дом-музей Достоевского в Москве расположен в левом флигеле бывшей Мариинской больницы для бедных. Фото Lesio, Википедия 6. Первая самостоятельно прочитанная Достоевским книга — пересказ Библии для детей По воспоминаниям А. Помню, как в недавнее уже время, а именно в 1870-х годах, я, разговаривая с братом Федором Михайловичем про наше детство, упомянул об этой книге; и с каким он восторгом объявил мне, что ему удалось разыскать этот же самый экземпляр книги то есть наш детский и что он бережет его как святыню». Библейский и евангельский мир был для Достоевского вечно живым и актуальным, его отсвет лежит на всем его творчестве. Самым близким человеком был для Достоевского его старший брат Михаил Михаил 1820—1864 и Федор Достоевские были погодками. Но не только возраст сближал их. Оба они были страстными читателями и оба мечтали стать литераторами. В конечном итоге оба они пришли в литературу. Михаил Михайлович писал повести, рассказы, драмы, стихи, переводил с немецкого и французского языка.
Достоевский вновь в Кузнецке!
Как ни странно, ожидание расстрела сдвинуло его внутренние пласты в сторону традиционных ценностей. Когда он писал свои последние романы, возьмём тех же «Братьев Карамазовых», досталось уже всем. Даже церкви. В главе «Легенда о великом инквизиторе» речь идёт о том, что ей уже и Бог не нужен. Она сама хочет властвовать и править. Но особенно автор в своих книгах проехался по революционерам. Тут мы подходим к ещё одному важному моменту: Достоевский и современность.
Актуален ли он в наше время? Что в сухом остатке? Здесь наиболее важным романом, на мой взгляд, являются «Бесы». Это произведение о сегодняшнем моменте. Писатель первым заметил новый тип человека — слой, который постепенно развился из разночинцев. Люди мерзкие и подлые, без царя в голове, готовые на любые перевороты ради личной выгоды и власти.
При этом гордящиеся собственной греховностью и пороками. Один из героев романа — красавец и богач Ставрогин изнасиловал девочку, которая потом покончила с собой издатель Катков даже не хотел печатать тот ужасный эпизод. И вот виновник приходит к отцу Тихону, рассказывает, какой он негодяй, кается. А потом говорит: «Хочу, чтобы все об этом знали». Напечатал прокламацию, где описал своё преступление, и намерен распространить. Когда я читаю эту историю, понимаю, что у нас такой тип умножился.
Вспоминаю современных блогеров, которые в открытом эфире кого-то бьют и показывают, какие они подонки. А толпа смотрит и наслаждается. Мерзость, возведённая в ранг удовольствия. Достоевский это заметил. Второе важнейшее качество, выявленное им у таких людей, — презрение к своей родине. Оно возникло не только у диссидентов и либералов ХХ века.
Описанная в «Братьях Карамазовых» смердяковщина — классика. Когда читаю рассуждения гнусного персонажа, перед глазами встаёт образ Новодворской и ей подобных. Они упиваются ненавистью к стране, где родились и за счёт которой жили или живут. Более того, грех нынче выползает наружу в массовом масштабе. Он уже не просто прячется, а диктует условия игры. Посмотрите, сколько сегодня извращенцев открыто и агрессивно выступают против божественного замысла.
Или с виду приличные люди выдают фразы о том, что лучше бы немцы нас завоевали — пили бы мы сейчас баварское пиво. Либо так называемые деятели культуры, которые часто стремятся взять какое-нибудь классическое произведение. И изгадить. А потом в мерзости и извращённом виде показать нам. Такой собирательный типаж Фёдор Михайлович угадал. Ещё один важный момент относительно «Бесов» касается идеалистов.
Недавно я побывал в Ульяновске. Посмотрел, где вырос и как жил Ленин. Понял, что Владимир Ильич вышел из идеальной семьи. Воспитывался в чудесной обстановке. И должен был стать нежным идеалистом. Как в том же романе Достоевского — папа Верховенский.
Но уже его сынок — подонок и бес. То есть от идеализма до мракобесия один шаг, потому что это крайности. Нормальный человек принимает многообразие мира, а идеалист не может. Если в жизни что-то не так, ему надо её разрушить. В чём же главная проблема этих героев? Они не верили в Бога.
От этого и маялись. Пытались познать его разными способами, но не могли. А раз Бога нет, то всё дозволено. У человека нет мира в голове. И он считает, что мир окружающий тоже построен неправильно. Надо переделать его по своему усмотрению.
На самом же деле всё в нём на своих местах. Просто не подходит под правила, которые нам нравятся. Его законы выше. Революционеры же принять этого не могут. Не зря Владимир Ильич ненавидел Фёдора Михайловича. Конечно, он увидел себя как в зеркале.
Пушкин в своё время написал, что гений и злодейство несовместимы. Достоевский сумел доказать обратное. Можно быть великим учёным или политиком, но при этом исчадием ада. Ленин, Сталин, Берия в определённом смысле гениальные люди, но их злодейств не уменьшишь. Чем хотелось бы завершить? При оценке любого писателя я задаю себе простые вопросы.
Вот они. Все ли в его книгах понятно? Наверное, в данном случае — не для каждого. Но при определённой зрелости тексты воспринимать можно. Ещё один важнейший момент: запоминаются ли герои? Если нет — это не классика.
Когда Анна Сниткина стала стенографисткой писателя, он отметил что она не походит на развязных и самонадеянных девиц современного поколения. Но Фёдор Михайлович и предположить не мог, что барышня окажется чрезвычайно практична. Достоевского: Квартира была шестикомнатная, с громадной книжной кладовой. Это совершенно нетипичная, конечно, выгородка для обычного доходного дома XIX века, это помещение, где хранились книги. Дело в том, что Достоевские книги издавали сами, и всеми вопросами по изданию книг как раз занималась молодая, практичная и предприимчивая жена Фёдора Михайловича — Анна Григорьевна. Она не просто занималась вопросом издания книг, она пошла ещё дальше — она организовала продажу книг почтой для иногородних.
И это, конечно, был абсолютный аналог современного интернет-магазина, но организованный женщиной в XIX веке.
Нередко будущий писатель общался с беднотой, хотя отец это запрещал. Одно знакомство Федор запомнил на всю жизнь. Он дружил с девочкой, девятилетней дочкой кучера. Однажды какой-то пьяный мерзавец жестоко избил её.
Юный Достоевский побежал за отцом-лекарем. Но было поздно. Истекая кровью, подружка Феди умерла на руках Михаила Андреевича... Неслучайным было и название улицы, где стояла больница, — Божедомка ныне — улица Достоевского. Сюда со всей округи свозили невостребованные трупы.
Бродяг, преступников, самоубийц... На церковных кладбищах хоронить их было нельзя, поэтому тела зарывали в общие могилы — «божедомья». В 1763 году «дом убогих» в Марьиной Роще был закрыт. Но дух лишения и неприкаянности еще долго царил здесь... Этим духом не мог не проникнуться будущий певец всех униженных и оскорбленных.
В таком виде он вступил в каторжный каземат. Как и все окружавшие его арестанты, Достоевский был закован в кандалы. Вместе со всеми заключёнными он ходил на работы. Их водили на кирпичный завод, расположенный на правом берегу вниз по Иртышу, верстах в трёх или четырёх от крепости. Работа на заводе была трудной. В сарае, стоявшем на пустынном берегу Иртыша, Достоевский обжигал и толок алебастр. По приходе арестанты растапливали печь и укладывали в неё алебастр. Когда алебастр был уже совсем обожжён, его выгружали в ящики. Затем каждый арестант брал свой ящик и тяжёлой колотушкой дробил его.
На эту работу писатель попадал вместе с поляками, осуждёнными за участие в освободительной борьбе против России. Но говядину кладут рублёную, и я её никогда не видал. По праздникам каша почти совсем без масла. В пост капуста с водой и почти ничего больше. Я расстроил желудок нестерпимо и был несколько раз болен». Прожить на «кормовые» деньги каторжники не могли. Судя по документам, в день на человека назначалось 9 коп.
О чем знал Ф. М. Достоевский по поводу смерти своего отца и о чем он знать не мог
— Вовсе не смерть отца стала причиной обращения Достоевского к литературному труду. По резолюции Николая I Достоевскому казнь была заменена 4-летней каторгой и последующей сдачей в солдаты. Отец мальчика был человеком глубоко религиозным, учился в духовной семинарии, а затем поступил в московское отделение Императорской медико-хирургической академии и стал врачом. В статье анализируются процессуальные аспекты, связанные с расследованием смерти Михаила Андреевича Достоевского, отца писателя. Интерфакс: Президент РФ Владимир Путин поздравил папу Римского Франциска с 85-летием, отметив его вклад в развитие отношений между Русской православной и Римско-католической. Отношения Достоевского с отцом — одна из самых изученных тем в достоевсковедении.
«Душа у него тёмная» Отец Достоевского и его загадочная гибель: за что его загубили крестьяне
К идее отыскать могилу отца великого писателя Федора Достоевского вернулись краеведы из подмосковного Зарайска. Я лично считаю, что Достоевский есть отец-основатель современного русского фашизма, и этой постановкой я хочу это доказать. Отец Анны Сниткиной был большим поклонником Достоевского, поэтому о его творчестве девушка знала с детства. Достоверно известно, что отец Федора Михайловича родился в селе Войтовцы и поступил сначала в духовную семинарию при Шаргородском Николаевском монастыре.