Новости название народного промысла

Крестецкая строчка (или крестецкая вышивка) — народный промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде Новгородской губернии, издревле заселенном староверами федосеевского согласия. Художественные, или народные промыслы делают культуру любой страны богатой и неповторимой. Берестяные работы, гутный промысел, иконы из бересты, художественная ковка, мстёрская вышивка, мстёрская лаковая миниатюра, глиняная игрушка, народный костюм, гончарное ремесло, этнографические куклы, покровский пряник, владимирские узоры.

Получите, распишитесь: история русских народных промыслов

Благодаря фигурным мазкам и эффектам светотени гжельская роспись не выглядит скучной: подчас, любуясь ею, можно даже забыть, что она одноцветная. Кстати, крупнейший гжельский фарфоровый завод находится недалеко от Москвы — в Новохаритоново. Городец Хохлома и гжель у многих на слуху, а вот про городецкую роспись сегодня знают гораздо меньше. Между тем это невероятно жизнерадостный, яркий народный промысел, заслуживающий того, чтобы им интересовались. Изначально жанровыми сценками, фигурами лошадей, курочек и петухов украшали у прялок донца часть прялки, на которой сидит пряха во время работы. Позже так стали расписывать сани, мебель, бытовые принадлежности. Рисунок наносят непосредственно на деревянную основу без долгих подготовительных процедур. Иногда изделие предварительно покрывают грунтовой краской черного, желтого или красного цвета, но это зависит исключительно от желания самого мастера. Затем карандашом намечают размеры и основные элементы будущего рисунка, а после наносят краску.

Городецкие узоры, как правило, пестры, броски. В городецкой росписи есть три вида канонической композиции. Первая — цветочная роспись, где изображаются только цветы. Она наиболее проста в исполнении: живописцы пишут букеты, гирлянды, венки, цветочные окантовки. Вторая — также цветочная роспись, но уже с добавлением птиц или коней. Такие работы наиболее часто встречаются на разделочных досках, и у них есть своя трактовка: предметы быта с конями и петухами символизируют благополучие и счастье, защищают от сглаза.

Современные народные промыслы в России 2023-09-22 12:21 Современные народные промыслы в России Современные народные промыслы в России представляют собой уникальное сочетание традиций и современных технологий, что делает их особенно интересными для изучения и популяризации. Они олицетворяют богатое культурное наследие народов России и способствуют сохранению многих редких ремесел. Один из примеров современных народных промыслов — это ручное изготовление матрёшек. Мастера создают эти символы России с использованием традиционных техник, но также добавляют современные элементы дизайна, что делает каждую матрёшку уникальной и привлекательной для коллекционеров и туристов. Другим популярным направлением является производство украшений, вдохновленных русской природой и культурой. Мастера используют различные материалы, включая дерево, металл, и камни, чтобы создавать уникальные украшения, которые воплощают дух русской национальности. Важно отметить, что современные народные промыслы также сталкиваются с вызовами, такими как конкуренция от массового производства и изменения в потребительских предпочтениях. Однако, благодаря поддержке государства и растущему интересу к национальной культуре, многие мастера продолжают существовать и развиваться, сохраняя великолепное наследие народных промыслов в России. Современные народные промыслы в России также включают ремесла, связанные с текстилем и одеждой. Множество мастеров создают уникальные ткани, вышивку и национальную одежду, сохраняя при этом традиционные узоры и мотивы.

Юрий и Евгения тоже решились взяться на возрождение народного промысла. Их коллекции пока не встречают такими же бурными овациями, но главного успеха супруги уже достигли — им удалось сохранить северную крестьянскую игрушку. Юрий Безобразов, мастер резьбы по дереву: «Здесь и церковное искусство, и богородская игрушка, и народные предметы быта, такие, как солонки и прялки». Резьбе по дереву Юрий научился у отца еще в детстве, а в 2013 году уже открыл свою мастерскую. Так хобби, передаваемое из поколения в поколение, стало бизнесом. Семейная мастерская — предприятие маленькое, но вполне успешное. Супруги готовы расширить производство. Чтобы таким энтузиастам было проще возрождать традиционные ремесла, в Минпромторге разработали меры по поддержке народных промыслов, прежде всего финансовые в виде субсидий. Екатерина Приезжева, заместитель председателя государственной комиссии, заместитель министра промышленности и торговли РФ: «Есть также у нас мера поддержки, которая направлена на изделие народно-художественных промыслов признанного художественного достоинства. Они освобождены от уплаты НДС. Конечно, это позволяет производителям снизить затраты и делает само изделие доступным для покупателей». Но только государственной поддержки для развития бренда недостаточно, нужно, сохраняя традиции, ориентироваться прежде всего на современного покупателя.

Чуть подогнув ноги, хозяйки, лёжа на своём приданом, отдыхали от домашних дел. В Макарьевском уезде Нижегородской губернии процветало производство сундуков из металла. Владимир Даль в своём толковом словаре, давая определение слову «сундук», упоминает и макарьевские сундучки, которые покупали торговцы со всей Руси, Закавказья, из Хивы и Бухары. В своё время к Макарьевскому уезду относилось и село Раскаты. Там зародилась собственная традиция украшения свадебных сундуков: расписывали только переднюю стенку сундука. Делали это мастерицы-женщины, как правило, масляными красками. Рисунок состоял из трёх частей, по бокам — геометрический орнамент. Как правило, это были ромбы, раскрашенные в разные цвета. В центре свадебного раскатовского сундука было изображение цветка, букета, дерева, стоящего на пригорке или обнесённого заборчиком. Это был символ девичьей красы. Если замуж выходила женщина, в те времена чаще всего вдовая, то центр изделия украшал венок из цветов. Каждый свадебный сундук был уникален, росписи никогда не повторялись. В наши дни народный художественный промысел раскатовских сундуков практически утрачен. Однако сейчас есть инициативная группа мастеров, пытающихся вернуть эту технику росписи металлических изделий к жизни. Варнавинская резьба по кости Искусство резьбы по кости более характерно для северных областей России, где в избытке есть материал для подобного творчества. Тем не менее ещё в XVIII веке мастера из Павлова и Ворсмы украшали свои знаменитые ножи костяными рукоятками в виде фигурок драконов, воинов и птиц. Однако большого распространения в наших широтах косторезный промысел не получил. Дело решили исправить в XX веке. В 1968 году в Горький приехал на тот момент уже известный на весь мир резчик по кости Парфён Черникович. Под его началом обучались первые группы резчиков из рабочего посёлка Варнавино. Именно Варнавинский район постановлением свыше решено было сделать центром косторезного народного художественного промысла в Горьковской области.

6 удивительных народных промыслов Русского Севера

Основные её цвета — жёлтый, красный и синий. Обязательный элемент — букет из-цветов и трав на фартуке. В Дымково есть мастера, Глиной заняты с утра. Лепят барынь расписных И зверушек озорных. Дымковская игрушка Дымковская игрушка — русский народный промысел, который зародился в слободе Дымково, около города Вятка. Дымковские игрушки делаются из глины. В основном это барыни, медведи с балалайками, скоморохи, нарядные индюки и петухи. Для росписи мастера используют яркие краски, узорами служат простые геометрические фигуры. Едет в город Городец Покупать товар купец: Разрисованные прялки, Люльки, доски и качалки. Городецкая роспись Городецкая роспись — русский народный промысел, зародившийся в районе города Городец. Яркая, лаконичная, городецкая роспись, выполненная в основном чёрной краской, украшала прялки, мебель, ставни, двери и другие изделия домашнего обихода.

В Городецкой росписи часто используются образ коня, который является символом богатства, и образ птицы — символа счастья. Дата добавления статьи.

Предприятия просто не в состоянии открывать сбытовые точки — им бы было чем за свет заплатить. Если в Советском Союзе на предприятиях народных художественных промыслов трудилось около 100 тысяч мастеров, то сейчас хранителей «национальной идентичности» на необъятных российских просторах — меньше 20 тысяч. Типовая картина: на предприятиях, где раньше работали 200—300 человек, осталось 15 и все пенсионного возраста. А работают больше по привычке, чем за деньги,— на трети некогда знаменитых фабрик зарплата не больше 10 тысяч рублей.

Естественно, за такие деньги молодёжь не сядет расписывать жостовские подносы, корпеть над богородской резьбой, елецким кружевом или федоскинской миниатюрой. Девяноста девяти процентам народных промыслов нужна экстренная помощь. Как считают некоторые эксперты, ещё буквально пять лет, и лишимся оставшихся. Сохранятся разве что совсем маленькие мастерские. Промыслы сегодня невыгодны, а ведь Россия является, возможно, единственной в Европе, да и в мире, страной, где сохранился такой пласт национальной культуры. Стоит отметить, это не очень хорошо прозвучит, но мы ведь «торгуем культурой». Если не будем свою культуру поднимать, то к нам придёт чужая.

Она уже идёт с экранов телевизоров, со всяких рекламных конструкций, из СМИ, и нашу культуру забивает своей массовостью, нашу — практически не видно. Государство сегодня помогает и банкам, и автомобилестроителям, и другим отраслям промышленности, а на промыслы, которым нужны копеечные суммы, денег найти не может. Владимир Путин на одном из заседаний государственного совета сказал: «Попса и сама выживет, а промыслам, народной культуре нужна государственная поддержка, как это делается во всех странах мира». Были и соответствующие поручения президента. Но никаких реальных улучшений не наблюдается. Если и есть поддержка, то она не адекватна сегодняшним реалиям. А какая прибыль, когда речь о компенсации затрат?

Мастера народных промыслов находились в зависимости от хозяев мастерских и скупщиков. Крестьянские народные промыслы. С первых дней Советской власти Советское правительство уделяло постоянное внимание сохранению народного искусства художественных промыслов, возрождению погибших промыслов. Большую роль в этом сыграл восстановленный Кустарный музей в Москве. Первая такая выставка была организована в Историческом музее Москвы в 1921 году. Первый советский нарком просвещения А. Луначарский считал развитие декоративного искусства одной из важнейших культурных задач.

Народные мастера были объединены в артели, мастерские и фабрики. Кроме того, к созданию художественных изделий привлекались талантливые самоучки, работающие самостоятельно, а также профессиональные художники. Промыслы Дагестана. Источник Первыми на путь создания новых сюжетов стали мастера Палеха. При советской власти первые предприятия народных художественных промыслов были организованы в 1917—1919 годах на базе артелей, возникших ещё в дореволюционный период. В течение нескольких десятилетий художественные народные промыслы находились в системе промысловой кооперации и сохраняли структуру артелей. Особенность данных предприятий заключалась в коллективности творческого процесса, объединяющей мастеров и художников народного декоративного искусства, использовании высококвалифицированного ручного труда и несложных вспомогательных приспособлений.

В предпринимательском секторе работало около сотни конструкторских бюро, 22 экспериментальных лаборатории и даже два научно-исследовательских института. Более того, в рамках этого сектора действовала своя, негосударственная, пенсионная система! Не говоря уже о том, что артели предоставляли своим членам ссуды на приобретение скота, инструмента и оборудования, строительство жилья. Такое положение дел продолжалось до 1956 года, когда артельщина была официально запрещена и в течение нескольких лет разогнана по укзанию хрущёвцев. Причём, стоит сказать, что не просто разогнана, а забрана появившимися таким образом «красными директорами» от партократии.

Некоторые появились совсем недавно. Что это за промыслы, узнаем далее. Роспись ёлочных игрушек Роспись ёлочных изделий как промысел возник в девятнадцатом веке в деревне Данилово. Там же игрушки и изготавливали.

Занимались этим крестьяне на дому, используя для выдувания нехитрые горелки. Спрос на такие игрушки рос, увеличивалось и число мастеров-одиночек. Вскоре некоторыми хозяевами на дому были организованы небольшие производства с наёмными работниками. В Данилово действует фабрика ёлочных игрушек «Иней» Фабрика «Ариэль» Самой старой фабрикой в России, занимающейся изготовлением новогодних игрушек, является фабрика «Ариэль». Она находится в Нижнем Новгороде. Несмотря на меняющуюся с годами моду, на фабрике не изменяют традиции изготовления игрушек ручной работы. Рядом с фабрикой находится музей ёлочных игрушек и магазин. На фабрике «Ариэль» тоже делают новгодние игрушки Самый узнаваемый народный промысел в России Пожалуй, самым узнаваемым русским народным промыслом является золотая хохломская роспись. Она зародилась в конце семнадцатого века в Нижегородской области, когда на ярмарках в селе Хохлома продавали деревянные изделия, расписанные местными из окрестных деревень.

Золотая хохлома, пожалуй, самый известный российский народный промысел Все предметы нарядные и красочные. Отличительная особенность росписи — это наличие золотого фона, либо золотого орнамента. Свои рисунки мастера во время росписи придумывают на ходу, это всегда импровизация при выполнении правил хохломской росписи. Простую деревянную вещь мастер превращает в произведение народного искусства. Такой утварью до сих пор пользуются хозяйки.

Рисунок наносят непосредственно на деревянную основу без долгих подготовительных процедур. Иногда изделие предварительно покрывают грунтовой краской черного, желтого или красного цвета, но это зависит исключительно от желания самого мастера.

Затем карандашом намечают размеры и основные элементы будущего рисунка, а после наносят краску. Городецкие узоры, как правило, пестры, броски. В городецкой росписи есть три вида канонической композиции. Первая — цветочная роспись, где изображаются только цветы. Она наиболее проста в исполнении: живописцы пишут букеты, гирлянды, венки, цветочные окантовки. Вторая — также цветочная роспись, но уже с добавлением птиц или коней. Такие работы наиболее часто встречаются на разделочных досках, и у них есть своя трактовка: предметы быта с конями и петухами символизируют благополучие и счастье, защищают от сглаза.

Наконец, третий вид росписи — это жанровые сцены, от которых невозможно отвести глаз. На городецких тарелочках, шкатулках, сундуках выведен целый мир, где гуляют, веселятся, пьют чай, женятся, танцуют. И это далеко не весь список! Сюжетные композиции имеют свои трактовки: так, одинокая девушка, стоящая возле березки, — невеста, парень на коне — жених; стол, за которым проходит чаепитие, обязательно должен быть уставлен снедью — это символ богатства и благополучия. Некоторые работы сопровождаются поговорками и пословицами, народной мудростью, которая помогают зрителю понять сюжет росписи и верно его трактовать. В Городце, что расположен в 53 километрах от Нижнего Новгорода, есть «Город мастеров» — музей, где широко представлены предметы быта, украшенные замечательной росписью.

Современные народные промыслы в России

Многие названия народных промыслов связаны именно с местностью происхождения (Дымковская игрушка – с. Дымково, Городецкая роспись – г. Городец и т. д.). В СССР продукция народных художественных промыслов (НХП) была одним из основных источников поступления валюты в страну. Самые интересные новости об уникальных народных промыслах и ремеслах.

«Народные промыслы Центральной России» (Д-22)

Гагарина д. Также даю свое согласие на осуществление трансграничной передачи персональных данных для достижения заявленных целей обработки персональных данных. В целях обеспечения реализации требований законодательства в области обработки персональных данных Оператор может: осуществлять обработку персональных данных путем сбора, хранения, систематизации, накопления, изменения, уточнения, использования, распространения, обезличивания, блокирования, уничтожения персональных данных; использовать автоматизированный способ обработки персональных данных с передачей по сети Интернет; Настоящее согласие вступает в силу с момента подтверждения и действует в течение 5 лет, если иное не установлено действующим законодательством РФ.

Почему это так важно? Утрата традиций — это не сброс балласта. Это всегда отрыв от корней и собственной идентичности, что порой чревато потерей лица нации. Часто кажется, что старинные традиции запросто заменит новый культурный продукт. Но по прошествии времени оказывается, что этот продукт был суррогатом, не имеющим подлинной ценности.

Вспомните, как много мировых мастеров черпали вдохновение в народном искусстве. От «Русских сезонов» до европейских трактовок русской росписи — примеров очень много. Орнамент, цвета, мотивы, узоры, гармония, колористика композиции позволяют снова и снова использовать их для создания современных художественных изделий, для переосмысления. На основе традиционных ремесел будут появляться новые, полезные дню сегодняшнему. Российский народный художественный продукт приходится по душе многим иностранцам — они приходят в восторг от хохломы и гжели, искренне восхищаются матрешками и танцу цветов на платках Эта связь поколений и в культурном контексте очень важна, без нее не будет фундамента для строительства нового искусства и творчества. Российский народный художественный продукт приходится по душе многим иностранцам — они приходят в восторг от хохломы и гжели, искренне восхищаются матрешками и танцу цветов на платках. Потому что они видят чистоту творчества, размах мысли, интуитивно точный выбор цвета и формы.

И, что особенно важно, они видят в этом национальную идентичность, что во времена глобализма подростки на улице Москвы и Нью-Йорка уже выглядят одинаково особенно важно. Гжель Гжелью называется и художественный промысел, и место, где он родился. Да, в общем-то, это целый гончарный край. Он объединил 27 деревень под названием «Гжельский куст». Сначала местные мастерили керамику, а когда им посчастливилось раскопать белую глину, они стали заниматься фарфором. Кстати, изначально «сине-белая нежность» была разноцветной. А мода на кобальт в Россию пришла только в 19 веке.

Благодаря сине-белым голландским изразцам и китайскому фарфору на Руси появилась своя вариация этих направлений. Гжельский узор наносится черным кобальтом, а синь она обретает уже после обжига. Интересно, что каждый гжельский мастер знает около 20 оттенков синего. Самый известный узор гжели — роза агашка. Использовать сине-белые мотивы сегодня не забывают многие: художники, создатели рекламы, модельеры и т. Подробнее про Гжель читайте в нашей статье: Гжельская роспись: особенности, виды росписи гжель, цвета и элементы Хохлома В 17 веке в селе Хохлома, что в Нижегородской губернии, зародился одноименный народный промысел. Здесь было много монастырей, и в мастерских при них изготавливали деревянную посуду.

Она нуждалась в последующей росписи, на что местные мастера не жалели красок. Они были сочными: радикальный черный, жизнерадостный красный, богатый золотой, иногда — зеленый и желтый. На посуду мастера клали специальный серебряный оловянный порошок, изделие покрывали лаком и несколько раз обрабатывали в печи. И на дереве появлялся неповторимый золотистый оттенок. Хохлому называют русским золотом не только потому, что золотой — ее главный цвет.

Революция производство национализировала, перестройка -- приватизировала, что не мешало сохраняться до 1970-х старинной технологии печати с помощью резных досок для шалей со сложным рисунком требовалось до 400 наложений доски. Теперь на фабрике узор печатают по сетчатому шаблону. Дымковская игрушка Свидетельства о том, что в слободе Дымково ныне часть города Кирова делали игрушки, начинаются с XIX века: глиняные свистульки были неотъемлемой частью старинного местного языческого праздника Свистопляски. Так или иначе, свистульками дело давно не ограничивается.

Среди стандартных сюжетов -- барыни, всадники, индюки, петухи, офицеры. В начале XX века промысел едва не угас: оставалась одна мастерица Анна Мерзина. Но после революции дымковскую игрушку стали популяризировать как народное искусство. Производство перешло под крыло Союза художников и уютно себя чувствует под ним по сей день. Чукотская резная кость Чукчи издревле вырезали поделки из моржовых клыков: в основном животных и бытовые предметы. Но в XIX веке мастера освоили сюжетную гравировку на кости, которая стала популярным предметом обмена с купцами и китобоями. Совершенствуя ценный навык, они научились вырезать полноценные композиции из чукотского быта -- охоту, рыбалку, собачьи упряжки. В 1931-м в поселке Уэлен организовали первую косторезную мастерскую. Наставником стал специально присланный с Большой земли художник Александр Горбунков.

Мастерская существует и поныне и называется "Северные сувениры".

Народные промыслы — особые художественные традиции, которые столетиями формировались в разных регионах и передавались из поколения в поколение, от мастера к ученику. Смотрите путеводитель по народным промыслам России и слушайте подкаст о народных промыслах. Вы познакомитесь с удивительными традициями мастеров, увидите прекрасные изделия народных промыслов и узнаете, чем народный промысел отличается от декоративно-прикладного искусства.

Складные ложки, пряники-птицы, дома с русалками: истории нижегородских промыслов

Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник. Народные промыслы – это достояние страны, отражающее ее историю и относящееся к культурному наследию. Народные художественные промыслы (народное ремесло) — изготовление изделий из простых подручных материалов при помощи несложных инструментов.

Виды русских народных промыслов

Василенко, отмечая коренную особенность творчества крестьянского умельца. Можно утверждать, что вне материала не существует декоративного искусства. Декоративность, по существу, и есть, прежде всего, полное раскрытие красоты материала как изначальной, так и той, которая возникает в результате разнообразной художественной обработки». Русские умельцы отменно знали материал и использовали его, достигая естественной слитности красоты и прочности, декоративности и уместности каждой вещи в крестьянском быту.

Все здесь ладило друг с другом - и отлично выкованная коса, и резной наличник. Понимание искусства, владение навыками ремесла передавалось от дедов к правнукам. Целые деревни и села славились как горшечники, резчики, вышивальщицы, игрушечники.

Здесь складывались промыслы. Крестьяне возами везли на базары и ярмарки то, что делалось по избам длинными зимними вечерами под девичью песню, под дедушкину сказку, под мужицкую поговорку. Эти промыслы частенько становились собственностью владетельных бояр, монастырей.

Хозяева «крещеной собственности» порой заводили свои производства - ювелирные, литейные. Но и в них неизменно проявлялись народное представление о красоте и гармонии, тонкое чувство материала, изумительное владение им. Судьба народного искусства, народных и частновладельческих промыслов была сложной и трудной.

Искусство нередко искажалось в угоду низким вкусам заказчиков и покупателей, в безжалостной конкурентной борьбе оно пыталось имитировать промышленные изделия. Благородные и героические усилия одиночек интеллигентов, стремившихся помочь народному творчеству, приносили лишь частные и кратковременные результаты, хотя, по-своему, и замечательные. Подлинное возрождение народного творчества началось при Советской власти.

Великая Октябрьская социалистическая революция пробудила в народе творца, широко открыла богатства культуры, накопленные человечеством, и сделала трудящихся их настоящим хозяином. Мастера ряда промыслов объединились в 1920-1930-е годы в артели, их изделия вошли в экспозиции крупнейших отечественных и зарубежных выставок, нашли путь к новому народному покупателю и ценителю, пополнили музейные коллекции, стали предметом всестороннего и систематического научного исследования. На основе этих артелей в дальнейшем были созданы фабрики, продолжалось также развитие художественных производств, связанных с изделиями ювелирного искусства, керамики, художественного литья, художественной обработки камня.

И ныне в разных уголках России живут и работают умельцы, чьи произведения чаще всего создаются для души - для подарка знакомым, на радость детишкам и по заказам Союза художников. В последнее время подобных самодеятельных гончаров, резчиков, игрушечников, вышивальщиц, плетенщиков становится все больше.

Так началась история знаменитого каслинского литья.

Сегодня на заводе в Касли, в Челябинской области, делают все что угодно: от ограждений и люков до мебели и памятников. А знаменитый Каслинский чугунный павильон, созданный для Всемирной выставки 1900 года в Париже, хранится в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Сейчас под хохломой подразумевают роспись по дереву, сделанную зелеными, красными и золотыми красками на черном фоне.

Раньше хохломская роспись была известна далеко за пределами России: ее можно было встретить в Индии, Америке и даже Австралии. Обычно расписывают деревянную посуду и мебель. Однако хохлома стала так популярна, что сегодня традиционные узоры украшают что угодно, даже спортивные товары, машины и одежду.

Гжельская керамика Неподалеку от Москвы, в Раменском районе, находятся поселения, которые называют «Гжельский куст». Именно там зародился знаменитый гжельский промысел — эти места издревле славились глиной. Считается, что и первый русский фарфор был сделан как раз из гжельской глины.

В начале XIX века изделия стали расписывать синей краской из окиси кобальта, выдерживающей высокие температуры обжига. Именно с синим цветом до сих пор и ассоциируется гжель. Гжельский фарфоровый завод находится в Раменском районе Подмосковья.

Любой промысел берёт своё начало от домашнего или сельского ремесла, в рамках которого умельцы создавали предметы первой необходимости — посуду, прялки, сундуки и др. Ремёсла совершенствовались с изобретением инструментов, поиском новых материалов и развитием науки и техники. Сейчас можно встретить товары народных промыслов необычайной красоты цвета, формы и качества.

Но единственно неизменным остаётся процесс создания — изделия по-прежнему расписываются вручную с помощью красок и кистей. Он направлен на поддержку и сохранение художественных ремёсел страны. Благодаря этому проекту многие народные промыслы прошли регистрацию в Роспатенте и охраняются российским законодательством.

Гжельская роспись Гжель — один из самых знаменитых и любимых видов русской народной росписи по фарфору. Фарфор — вид керамики, которую делают из смеси глины, кварца и каолина.

Работы обычно выполняются на чёрном фоне и расписываются золотом. Оригинальная технология, которая применялась первыми мастерами этого жанра в 20-30-х годах XX века, не прошла испытания временем, и многие произведения тех лет, растиражированные в репродукциях, в значительной степени повреждены.

Типичные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, из сказок, былин и песен. Пермогорская роспись по дереву северодвинского типа Архангельской области. Особенностью является сочетание растительных узоров с разнообразными жанровыми сценами из крестьянской жизни. Наряду с нижнетоемской иногда относится к северодвинской школе росписи [1].

Пижемская Печорская роспись [5] зародилась в низовьях Печоры и её притоков, проявилась в украшении бытовых предметов. Испытала влияние заставок и буквиц печорских рукописных книг. Ритм орнамента строгий, упругий, отражающий суровые географические условия печорского края [1]. Пинежская роспись родилась на берегах Пинеги и носит подражательный характер мезенской росписи [1].

Пучугская роспись родом из Пучуги относится к борокско-тоемско-пучугской группе. Господствует древнерусское узорочье , применяется замысловатый орнамент из красных стилизованных трав, много узорочных бордюров, рамок, уголков, скобок. Жанровые сюжеты пышные, нередко сопровождены нравоучительными или ироничными надписями. Иногда относится к северодвинской школе росписи [1].

Ракульская роспись Ракуловская роспись [1] по дереву северодвинского типа Архангельской области. В росписи главную роль играет золотисто- охристый и чёрный цвета, а сопутствуют зелёный и коричнево-красный. Миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками Тагильский поднос — народный промысел изготовления и художественной росписи металлических подносов, существующий в Нижнем Тагиле. Основоположник жостовской росписи.

До наших дней промысел росписи жестяного подноса сохранился только лишь в Нижнем Тагиле и Жостово. Роспись производится обычно по чёрному фону иногда по красному, синему, зелёному , причём мастер нередко работает сразу над несколькими подносами. Основные сюжеты росписи: цветочные букеты, в котором встречаются и пышные садовые, и мелкие полевые цветы и пейзажи, изображающие уральскую природу или старинные города.

«Народные промыслы Центральной России» (Д-22)

Народные промыслы и ремесла России стали объектом народного искусства, творческим наследием, богатым и многоликим. В СССР продукция народных художественных промыслов (НХП) была одним из основных источников поступления валюты в страну. Народный промысел. Важнейшие изделия народного творчества, отражающие культуру и традиции. В этой номинации ещё нет ни одного номинанта.

Народные промыслы

Промысел «Шемогодская прорезная береста» возник лишь тогда, когда у северян появился стимул — возможность продать свои работы и заработать на них. Народные художественные промыслы (народное ремесло) — изготовление изделий из простых подручных материалов при помощи несложных инструментов. Промыслы развивались благодаря наличию на Рязанщине крупных залежей белой глины.

Современные народные промыслы в России

Из известных способов росписи Палехская, их мотивы различны — от библейских сюжетов и ликов святых до картин из реальной жизни или сказок. Особенно хорошо смотрится на шкатулках. Жостовская роспись берёт начало в деревне Жостово.

На территории одного Центрального федерального округа России сейчас насчитывается около 13 видов народных художественных промыслов, говорится в исследовании сотрудников Российского государственного университета туризма и сервиса. Гончарное производство и резьба по дереву наиболее популярны в Московской и Ярославской областях. Глиняную игрушку делают в Калужской, Костромской, Липецкой и Тульской областях. Ивановская и Владимирская области славятся лаковой миниатюрой, в Рязани и Липецке плетут кружево, а в городе Ликино-Дудулево производят известный дулевский фарфор. Например, Павлово-Посадская мануфактура, платки которой известны по всему миру. В городе Торжок Тверской области получил широкое развитие золотошвейный промысел. Находящийся на пересечении торговых путей, раньше город поставлял изделия по заказам церкви, правительственных ведомств и столичной знати. Сегодня традиции шитья поддерживает предприятие «Торжокские золотошвеи», уникальные экземпляры производства которого выставлены сразу в нескольких музеях города.

На фабрике производят разнообразную продукцию: от одежды и текстиля до живописных панно, книг и настенных часов с вышивкой. Искусство получило развитие на фабрике «Тарусская вышивка», где выпускаются украшения для интерьера, элементы одежды и сувениры. Единственное в России цветное кружево плетут в старинном городе Михайлове Рязанской области. Мастерицы с помощью специальных деревянных палочек-коклюшек создают удивительные по фактуре узоры. Еще одна фабрика «Елецкие кружева» существует уже более двух столетий и является ведущим производителем кружевных и строчевышитых изделий.

Путеводитель по народным промыслам России 30 Июл 2022 Новости Эта новость была добавлена более года назад. С тех пор прошло много времени и многое могло поменяться — учитывайте это. По всей территории России созданы уникальные центры народных промыслов, специализирующиеся на изготовлении удобных и красивых изделий.

Издревле эти места, как и все поморье, было заселено староверами. А с декабря 1664 г. Самая старая сохранившаяся прялка с мезенской росписью датируется 1815 годом. Мезенская роспись на подносе Художественные мотивы мезенской росписи можно встретить в рукописных книгах XVIII века, которые были изготовлены в поморье. Основные цвета мезенской росписи — черный и красный. Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет. Мезенская роспись на разделочной доске В конце XIX века мезенская роспись сосредоточилась в деревне Палащелье, где работали целые семьи умельцев: Аксеновы, Новиковы, Федотовы, Кузьмины, Шишовы. В середине 1960-х гг. Федотов в деревне Палащелье и С. С Фатьяновы в селе Селище. Выставка мезенских прялок в 2018 году стала первым событием в только что открывшемся музее им. Гиляровского, что в Столешниковом переулке в г. Вологодское кружево Вологодское кружево — русский промысел, зародившийся в Вологодской области в XVI веке. Кружево плетут на коклюшках деревянных палочках. Однако до XIX века кружевоплетение было домашним ремеслом, им занимались, прежде всего, частные мастерицы. С увеличением популярности вологодского кружева производство изделий поставили на поток. В XIX веке в окрестностях Вологды появились кружевные фабрики. Вологодское кружево Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине тесьмой. Для изготовления вологодского кружева используются подушка-валик, можжевеловые или березовые коклюшки, булавки, сколок. Типичный материал для вологодских кружев — лен. Вологодское кружево Сюжеты вологодского кружева самые разные — от растительных орнаментов до фигурных композиций. В вологодском кружеве можно встретить христианскую и древнюю народную символику. Елецкое кружево Не менее известно елецкое кружево. Его плетут на коклюшках. Этот вид кружева возник в начале XIX века в городе Елец. Елецкое кружево Кружево отличается мягким контрастом мелкого узора растительного и геометрического и тонкого ажурного фона. Елецкое кружево Считается, что елецкие кружева более легкие и изящные, нежели вологодские. Мценское кружево — вид русского кружева, которое плетется на коклюшках. Это стало возможным благодаря местной помещице Протасовой, которая собрала мастериц из разных уголков России и основала мануфактуру — самое крупное на тот момент производство кружева в России. Мценское кружево Отличительной особенностью является использование геометрических мотивов. По сравнению с вологодским кружевом, узор в нем менее плотный и насыщенный, как пишут специалисты — более «воздушный». Однако промышленный масштаб производство кружева приобретает лишь во второй половине XIX века. Этим промыслом занимаются мастерицы из крестьян. В 1893 году в слободе Кукарке Яранского уезда Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Формы изделий разнообразны и порой необычны: это жилеты, оплеты платков, воротники, салфетки с узорами в виде бабочек, пышных цветов, прихотливых петель. Вятское кружево Наиболее интересные изделия из вятского кружева были созданы в советское время. Эти достижения связаны с именем знаменитой художницы-кружевницы, лауреатом Государственной премии России имени Репина Анфисой Фёдоровной Блиновой. Её работы находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Российском художественном фонде, Московском НИИ художественной промышленности. Вятское кружево В условиях экономического кризиса 90-х годов XX века кружевная фабрика, расположенная в городе Советске бывшая слобода Кукарка , была закрыта. Только совсем недавно, в 2012 году, в городе был создан производственный кооператив-артель «Кукарское кружево», мало-помалу возрождающий традиции старинного ремесла. Изделия являются очень тонкими, как паутинки, но при этом имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце. Крупнейший оренбургский пуховый платок в России В середине XIX века пуховые платки были представлены на выставках в странах Европы, где получили международное признание. Принимались неоднократные попытки, в том числе и за рубежом, открыть производства подобного пуха для нужды легкой промышленности. Однако они не увенчались успехом. Выяснилось, что для получения такого тонкого и теплого пуха у коз необходимы довольно суровые климатические условия и определенное питание, совокупность которых возможны лишь на территории Оренбургского края. Павловопосадские платки В середине XIX века в городе Павловский Посад стали производить шерстяные платки с так называемым набивным рисунком, который наносился на ткань при помощи форм с рельефным узором. Павлопосадские платки — это изделия традиционно черного или красного цвета с объемным цветочным узором. Павловопосадские платки В 70-х гг. XIX века формируется привычная нам палитра платков, расширяется ассортимент платков с натуралистическими цветочными мотивами. Мастерицы отдают предпочтение изображениям садовых цветов, прежде всего розам и георгинам. Павловопосадские платки До 1970-х годов рисунок наносили на ткань деревянными резными формами: контур рисунка — досками-«манерами», сам рисунок — «цветами». Создание платка требовало до 400 наложений. С 1970-х годов краску наносят на ткань с помощью шелковых и капроновых сетчатых шаблонов. Это позволяет увеличить количество цветов, изящность рисунка и повышает качество производства.

Русский народный промысел: имя, традиция или бренд?

По официальным данным, на территории области бытует почти треть всех сохранившихся народных художественных промыслов России. «» — самый полный портал о народной культуре и художественных промыслах России, раскрывающий интересные темы простым языком. Когда речь заходит о народных промыслах России, то кажется, что они родились в глубокой старине вместе с лаптями и коромыслом.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий