Новости кто такой челкаш

Образ и характеристика Челкаша в рассказе Максима Горького «Челкаш»: внешность, характер, положительные и негативные качества персонажа, отведенная роль в произведении. Одним из таких суеверий было появление по закону Челкаша в доме, если кто-то приводил его имя по ошибке.

Научная работа по литературе на тему:>(По рассказу М.Горького >)

Подробную характеристику главных и второстепенных героев повести Челкаш читайте в этой статье. Образ и характеристика Челкаша из рассказа Максима Горького «Челкаш» с цитатами помогут читателю понять, насколько неординарным человеком являлся главный герой произведения. Челкаш — это персонаж русского фольклора, известный своей неуклюжестью и неловкостью. Характеристика Челкаша в рассказе Горького "Челкаш", образ, описание. Гришка Челкаш был беспробудным пьяницей и одним из самых умелых воров в порту, которого все хорошо знали. Кто такой Челкаш?

Литература

Кто такой челкаш. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Челкаша в рассказе "Челкаш" Горького: описание внешности и характера героя. Когда Челкаш отсчитывал деньги, то его неприятно поразил жадный блеск в глазах деревенского парня. 3. Рассказ «Челкаш» благодаря помощи В. Г. Короленко в 1895 был опубликован в журнале «Русское богатство». Челкаш о Гавриле Гаврил о челкаше. Главные герои произведения: вор, гуляка Челкаш и крестьянин Гаврила.

Таковы особенности композиции рассказа «Челкаш». Анализ произведения также предполагает изучение других важных аспектов, в частности, имеющего в нем место конфликта. Описание конфликта В рассказе встречается несколько конфликтов, которые детально раскрывают тематику. Первый — между человеком и научным прогрессом. История берет начало именно с этого момента. Продвижение в науке, как многие полагают, должно было подарить комфортную жизнь людям, помочь избавиться от трудностей настолько, насколько это возможно, однако автор не разделяет эту мысль. Он размещает по сюжету огромные роскошные пароходы рядом с бедными работниками, обслуживающими их. Прочие конфликты: Бродяжничества и крестьянства. По тексту совершенно разные люди, несмотря на отличие, находят друг в друге роднящие их качества. Челкаш замечает в Гаврило человека, мечтающего о свободе, а тот, смотря на своего знакомого, видит обычного крестьянина. Разное прошлое этих двоих не позволяет прийти к согласию.

Конфликт, происходящий внутри Челкаша. Если описать его кратко, главному герою чужда мысль, что человек может чувствовать себя свободным, будучи привязанным к дому, семье, уюту и другим человеческим ценностям. Именно по этой причине, встретившись с человеком, который не освободившись от указанных ценностей, может иметь такую же точку зрения и вкус к жизни, герой задается множеством вопросов. Характеристики главных героев Челкаш — смелый и находчивый вор, мужчина средних лет, который неизменно следует своим принципам. Он является настоящим романтическим героем, не терпящим алчных людей рядом с собой. Хоть персонаж и имеет суровую внешность, автор показывает его с огромной душой, склонным к сочувствию. Ему позволяют выделиться из толпы: независимость; избавление от привязанности ко всему; способность к пониманию чувств и эмоций других людей. Гаврило — бедный молодой крестьянин. В отличие от Челкаша, он живет без принципов и конкретных целей. На первый взгляд, парень кажется наивным, добродушным и доверчивым.

Однако читатели позже знакомятся с его темной стороной. Гаврило желает свободы и финансовой независимости, однако он готов пойти на разные низкие поступки ради своей выгоды. Вот почему даже Челкаш испытывает к нему неуважение. Босяк, имеющий сложное прошлое, вызывает у читателя большую симпатию, нежели наивный крестьянин, который таит в себе злость. Трусость, алчность, любовь к деньгам отталкивают читателей от Гаврило. Челкаш по сравнению с ним оказывается более достойным человеком. Такой вывод напрашивается и после того, как приходится наблюдать за жалким поступком Гаврило.

Он во время этого разговора успел уже забыть, с кем имеет дело, и видел пред собой такого же крестьянина, как и сам он, прилепленного навеки к земле потом многих поколений, связанного с ней воспоминаниями детства, самовольно отлучившегося от нее и от забот о ней и понесшего за эту отлучку должное наказание.

Ах, как верно! Вот гляди-ка на себя, что ты теперь такое без земли? Землю, брат, как мать, не забудешь надолго. Челкаш одумался… Он почувствовал это раздражающее жжение в груди, являвшееся всегда, чуть только его самолюбие — самолюбие бесшабашного удальца — бывало задето кем-либо, и особенно тем, кто не имел цены в его глазах. Чай, таких-то, как ты, — много! Эх, сколько несчастного народу на свете!.. Шатающих… — Садись, тюлень, в весла! Они опять переменились местами, причем Челкаш, перелезая на корму через тюки, ощутил в себе острое желание дать Гавриле пинка, чтобы он слетел в воду.

Короткий разговор смолк, но теперь даже от молчания Гаврилы на Челкаша веяло деревней… Он вспоминал прошлое, забывая править лодкой, повернутой волнением и плывшей куда-то в море. Волны точно понимали, что эта лодка потеряла цель, и, все выше подбрасывая ее, легко играли ею, вспыхивая под веслами своим ласковым голубым огнем. А перед Челкашем быстро неслись картины прошлого, далекого прошлого, отделенного от настоящего целой стеной из одиннадцати лет босяцкой жизни. Челкаш дрогнул и оглянулся тревожным взором хищника. Гребни-ка погуще… — Задумался? Кабы мне, горюну!.. Эх, и сыграл бы я песенку с ними!.. Сейчас бы… И Гаврила полетел на крыльях мечты.

А Челкаш молчал. Усы у него обвисли, правый бок, захлестанный волнами, был мокр, глаза ввалились и потеряли блеск. Все хищное в его фигуре обмякло, стушеванное приниженной задумчивостью, смотревшей даже из складок его грязной рубахи. Он круто повернул лодку и направил ее к чему-то черному, высовывавшемуся из воды. Небо снова все покрылось тучами, и посыпался дождь, мелкий, теплый, весело звякавший, падая на хребты волн. Лодка стукнулась носом о корпус барки. Дождь пошел еще, не мог раньше-то! Эй вы, губки!..

В минуту они были на палубе, где три темных бородатых фигуры, оживленно болтая друг с другом на странном сюсюкающем языке, смотрели за борт в лодку Челкаша. Четвертый, завернутый в длинную хламиду, подошел к нему и молча пожал ему руку, потом подозрительно оглянул Гаврилу. Гаврила, идем! Есть хочешь? Потом он вытянулся рядом с Гаврилой, заложив руки под голову, поводя усами. Барка тихо покачивалась на игравшей воде, где-то поскрипывало дерево жалобным звуком, дождь мягко сыпался на палубу, и плескались волны о борта… Все было грустно и звучало, как колыбельная песнь матери, не имеющей надежд на счастье своего сына… Челкаш, оскалив зубы, приподнял голову, огляделся вокруг и, прошептав что-то, снова улегся… Раскинув ноги, он стал похож на большие ножницы. III Он проснулся первым, тревожно оглянулся вокруг, сразу успокоился и посмотрел на Гаврилу, еще спавшего. Тот сладко всхрапывал и во сне улыбался чему-то всем своим детским, здоровым, загорелым лицом.

Челкаш вздохнул и полез вверх по узкой веревочной лестнице. В отверстие трюма смотрел свинцовый кусок неба. Было светло, но по-осеннему скучно и серо. Челкаш вернулся часа через два. Лицо у него было красно, усы лихо закручены кверху. Он был одет в длинные крепкие сапоги, в куртку, в кожаные штаны и походил на охотника. Весь его костюм был потерт, но крепок, и очень шел к нему, делая его фигуру шире, скрадывая его костлявость и придавая ему воинственный вид. Тот вскочил и, не узнавая его со сна, испуганно уставился на него мутными глазами.

Челкаш захохотал. Ну и пуглив же ты! Сколько раз умирать-то вчера ночью собирался? Ведь можно было душу загубить на всю жизнь! Да ведь это — как тебе сказать? Из-за какой корысти?.. Ничего… Это можно… — Стой! А как душу-то загубишь?..

Челкаш весело хохотал. Едем на берег… И вот они снова в лодке. Челкаш на руле, Гаврила на веслах. Над ними небо, серое, ровно затянутое тучами, и лодкой играет мутно-зеленое море, шумно подбрасывая ее на волнах, пока еще мелких, весело бросающих в борта светлые, соленые брызги. Далеко по носу лодки видна желтая полоса песчаного берега, а за кормой уходит вдаль море, изрытое стаями волн, убранных пышной белой пеной. Там же, вдали, видно много судов; далеко влево — целый лес мачт и белые груды домов города. Оттуда по морю льется глухой гул, рокочущий и вместе с плеском волн создающий хорошую, сильную музыку… И на все наброшена тонкая пелена пепельного тумана, отдаляющего предметы друг от друга… — Эх, разыграется к вечеру-то добре! Он был уже мокр с головы до ног от этих брызг, разбрасываемых по морю ветром.

Гаврила пытливо посмотрел на него… — Ну, сколько ж тебе дали? Гаврила увидал пестрые бумажки, и все в его глазах приняло яркие, радужные оттенки. А я ведь думал: врал ты мне!.. Это — сколько? Кабы этакие деньги!.. Хочешь, сейчас дам? Я приму! Гаврила весь трепетал от ожидания, острого, сосавшего ему грудь.

Прими, брат, пожалуйста! Очень я тебя прошу, прими! Не знаю я, куда мне такую кучу денег девать! Избавь ты меня, прими-ка, на!.. Челкаш протянул Гавриле несколько бумажек. Тот взял их дрожащей рукой, бросил весла и стал прятать куда-то за пазуху, жадно сощурив глаза, шумно втягивая в себя воздух, точно пил что-то жгучее. Челкаш с насмешливой улыбкой поглядывал на него. А Гаврила уже снова схватил весла и греб нервно, торопливо, точно пугаясь чего-то и опустив глаза вниз.

У него вздрагивали плечи и уши. Нехорошо… Впрочем, что же?.. Крестьянин… — задумчиво сказал Челкаш. И он отрывисто, торопясь, точно догоняя свои мысли и с лету хватая слова, заговорил о жизни в деревне с деньгами и без денег. Почет, довольство, веселье!.. Челкаш слушал его внимательно, с серьезным лицом и с глазами, сощуренными какой-то думой. По временам он улыбался довольной улыбкой. Волна подхватила лодку и ловко ткнула ее в песок.

Лодку нужно вытащить подальше, чтобы не смыло. Придут за ней. А мы с тобой — прощай!.. Отсюда до города верст восемь. Ты что, опять в город вернешься? На лице Челкаша сияла добродушно-хитрая улыбка, и весь он имел вид человека, задумавшего нечто весьма приятное для себя и неожиданное для Гаврилы. Засунув руку в карман, он шелестел там бумажками. Челкаш посмотрел на него.

Челкашу стало не по себе при виде такого возбуждения в этом парне. Он ждал, чем оно разразится. Гаврила начал как-то странно смеяться смехом, похожим на рыдание. Голова его была опущена, выражения его лица Челкаш не видал, смутно видны были только уши Гаврилы, то красневшие, то бледневшие. Мнется, как девка!.. Али расставанье со мной тошно? Эй, сосун! Говори, что ты?

А то уйду я!.. Песчаный и пустынный берег дрогнул от его крика, и намытые волнами моря желтые волны песку точно всколыхнулись. Дрогнул и Челкаш. Вдруг Гаврила сорвался с своего места, бросился к ногам Челкаша, обнял их своими руками и дернул к себе. Челкаш пошатнулся, грузно сел на песок и, скрипнув зубами, резко взмахнул в воздухе своей длинной рукой, сжатой в кулак. Но он не успел ударить, остановленный стыдливым и просительным шепотом Гаврилы: — Голубчик!.. Дай ты мне эти деньги! Дай, Христа ради!

Что они тебе?.. Ведь в одну ночь — только в ночь… А мне — года нужны… Дай — молиться за тебя буду! Вечно — в трех церквах — о спасении души твоей!.. Ведь ты их на ветер… а я бы — в землю! Эх, дай мне их! Что в них тебе?.. Али тебе дорого? Ночь одна — и богат!

Сделай доброе дело! Пропащий ведь ты… Нет тебе пути… А я бы — ох! Дай ты их мне! Челкаш, испуганный, изумленный и озлобленный, сидел на песке, откинувшись назад и упираясь в него руками, сидел, молчал и страшно таращил глаза на парня, уткнувшегося головой в его колени и шептавшего, задыхаясь, свои мольбы. Он оттолкнул его, наконец, вскочил на ноги и, сунув руку в карман, бросил в Гаврилу бумажки. Жри… — крикнул он, дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу. И, бросив деньги, он почувствовал себя героем. Разжалобился вчера я, вспомнил деревню… Подумал: дай помогу парню.

Ждал я, что ты сделаешь, попросишь — нет? А ты… Эх, войлок! Разве из-за денег можно так истязать себя? Жадные черти!.. Себя не помнят… За пятак себя продаете!.. Спаси Христос тебя! Ведь это теперь у меня что?.. Вовек не забуду!..

И жене и детям закажу — молись! Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он — вор, гуляка, оторванный от всего родного — никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя. Никогда не станет таким!.. И эта мысль и ощущение, наполняя его сознанием своей свободы, удерживали его около Гаврилы на пустынном морском берегу. Челкаш молчал и по-волчьи скалил зубы. Гаврила все изливался: — Ведь я что думал? Едем мы сюда… думаю… хвачу я его — тебя — веслом… рраз!.. Кто, мол, его хватится?

И найдут, не станут допытываться — как да кто. Не такой, мол, он человек, чтоб из-за него шум подымать!.. Ненужный на земле! Кому за него встать? Челкаш, прямой, сухой, хищный, зло оскалив зубы, смеялся дробным, едким смехом, и его усы нервно прыгали на угловатом, остром лице. Никогда за всю жизнь его не били так больно, и никогда он не был так озлоблен. Но он не сделал пяти шагов, как Гаврила кошкой изогнулся, вскочил на ноги и, широко размахнувшись в воздухе, бросил в него круглый камень, злобно крикнув: — Рраз!.. Челкаш крякнул, схватился руками за голову, качнулся вперед, повернулся к Гавриле и упал лицом в песок.

Гаврила замер, глядя на него. Вот он шевельнул ногой, попробовал поднять голову и вытянулся, вздрогнув, как струна. Тогда Гаврила бросился бежать вдаль, где над туманной степью висела мохнатая черная туча и было темно. Волны шуршали, взбегая на песок, сливаясь с него и снова взбегая. Пена шипела, и брызги воды летали по воздуху. Посыпался дождь. Сначала редкий, он быстро перешел в плотный, крупный, лившийся с неба тонкими струйками. Они сплетали целую сеть из ниток воды — сеть.

Гаврила исчез за ней. Долго ничего не было видно, кроме дождя и длинного человека, лежавшего на песке у моря.

Его часто представляли в обличии путешествующего молодого купца или гуляки, которому всегда удавалось обмануть доверчивых жителей. О зловещей силе Челкаша говорят разные легенды и предания.

Говорят, что он способен управлять временем и проникать в сны людей, чтобы совершить кражу или нанести вред. В связи с этим, существовали разные суеверия и обычаи, связанные с Челкашем. Одним из таких суеверий было появление по закону Челкаша в доме, если кто-то приводил его имя по ошибке. Верили, что Челкаш может материализоваться и нанести вред семье, если его имя было названо без нужды.

Для отвода недоброго глаза, говорили «Ни Челкаш, ни пожар, ни эпидемия», чтобы снять возможное проклятие. Считалось, что Челкашу нравятся грубая еда и спиртное. Поэтому, чтобы предотвратить его появление, хозяйки русских домов старались убирать столовые приборы и выпивку, чтобы избежать неприятностей и не подвергать себя его нападкам. Несмотря на отрицательный образ Челкаша, некоторые испытывали к нему символическое уважение.

Его неразрешимость для преследования сделала его своего рода героем. В некоторых песнях и народных сказках Челкаш фигурирует как самобытный и хитрый персонаж, который, несмотря на свои негативные стороны, способен помогать человеку в сложной ситуации. Таким образом, Челкаш оказывается гранью между добром и злом, играя важную роль в народной культуре. Челкаш в современной культуре Персонаж Челкаш из комедии А.

Островского «Жестокий мир» стал настоящей легендой в русской литературе. Благодаря своей уникальной манере общения и поведения, Челкаш стал символом определенных черт характера и отношений в обществе.

Максим Горький настоящее имя — Алексей Максимович Пешков 1868-1936 — русский писатель, прозаик, драматург. Написано в августе 1894 года в Нижнем Новгороде. Однажды молодой писатель поделился воспоминаниями с В. Короленко, который посоветовал написать об этой истории и дал впоследствии положительный отзыв к рассказу, опубликованному в 1894 г. Сюжет, взятый из жизни босяков, заставил задуматься о тех, кого раньше считали всего лишь изгоями общества.

Максим Горький Челкаш краткое содержание по главам Начинается повествование с описания морского порта, где голубое небо стало мутным от пыли, а солнце не отражается в морской воде из-за этой сероватой вуали. Волны моря, вспененные от хлама, закованные в гранит гавани, подавляются тяжестью судов, их бортами и остроносыми килями. Пространство заполнено звоном якорных цепей гудящих пароходов, грохотавшими вагонами, дребезжащими телегами, шумом и грохотом, криками портовых людей. Эти звуки сравниваются с гимном богу торговли — Меркурию. Железные чрева огромных торговых судов, которые презрительно шипят и свистят, наполняют товарами ничтожные и пыльные людишки, таскающие на спинах огромные тяжести, чтобы заработать себе небольшой кусок хлеба. Величественные корабли, блестящие на солнце, противопоставлены усталым, оборванным и потным людям. Автор видит в этом жестокую иронию, ибо созданное человеком его же и поработило.

Глава I К полудню, когда уставшие грузчики уже обедали, появляется Гришка Челкаш, который только проснулся. Весь гаванский люд знает этого ловкого вора. Он разыскивает своего подельника Мишку. Таможенного сторожа, который осведомлен о его промыслах, приветствует по-приятельски, но пугает обещанием зайти в «гости», намекая, что тот тоже ворует. Все его побаиваются, но и уважают. Оставшись без напарника, который попал в больницу, Челкашу случайно встретился крестьянский парнишка Гаврила. Тот рассказал, что подрабатывал на покосе, потому что у него умер отец, осталась старуха мать, хозяйство пришло в запустение.

Думал в зятья пойти к зажиточному мужику, но тот заставит долго на себя батрачить. Гавриле нужны деньги, и Челкаш, назвавшись рыбаком, предлагает заработать. Гаврила понял, кто такой Челкаш на самом деле, но согласился. Они заходят в трактир, им подают все в долг. Тот, кто казался жуликом, вызвал у Гаврилы уважением тем, что он известная личность и к нему относятся с доверием. Захмелевшего парня Гришка уложил в тени спать, почувствовав себя господином, думает о том, что в его власти сделать с жизнью этого человека что угодно. Глава II Ночью, украв лодку, они поплыли на дело.

Челкаш любил море, в котором отражаются на глади огоньки фонарей.

Образ и характеристика челкаша в рассказе “челкаш” горького: описание внешности и характера

Кто такой Челкаш? Рассказ о том, как опытный контрабандист, преступник и пьяница Челкаш идет «на дело» с молодым крестьянином Гаврилой. Смотрите видео на тему «Челкаш Горький Краткое Содержание» в TikTok. История произведения Горького начинается с рассказа о двух главных персонажах Челкаше и Гавриле. Гришка Челкаш был беспробудным пьяницей и одним из самых умелых воров в порту, которого все хорошо знали. Челкаш спокойно посматривал на него из-под своих густых бровей и, не отпуская его руки, продолжал разговаривать: Ты не торопи меня.

Кто такой челкаш

Вернувшись, вор передал груз Гавриле и приказал плыть обратно. Крестьянин выполнял приказы вора, так как чувствовал переполненный страх, и думал только об одном скорее бы сбежать. Рыбакам удалось миновать кордоны таможни на лодке. Когда опасность стала позади Челкаш сказал, что денег заработали много, и теперь Гаврила может себе позволить многое. Матросы на корабле приняли ворованный товар и уложили мужчин спать. Глава 3. Утром проснувшись Гаврила с трудом узнал Челкаша, вор одет в новую одежду, опрятно выглядел. Мужчины приплыли на берег. Гаврила с жадностью посмотрел на деньги и начал завидовать вору, получив собственную долю, христианин снова захотел поработать с Гришей, крестьянин понял что вору легко достаются деньги, и тоже захотел так зарабатывать.

На берегу парень бросился в ноги Грише, мужчина словно сошел с ума, стал просить отдать заработанные деньги за ночь. Челкаш наблюдал за крестьянином и бросил с презрением Гавриле деньги. Гаврило жадно подобрал эти бумажки, сказал что будет по жизни за него молиться. Парень тут же признался что, хотел этой ночью убить Челкаша, чтобы забрать деньги. Услышавши это признание Челкаш разозлился, взял за горло Гаврила, забрал деньги и ушел прочь. Но парень бросил камень Грише вслед в голову. Челкаш упал, потерял сознание, и внезапно пошел дождь. Гаврила сильно испугался и побежал к нему, пытался привести вора в чувство, тот очнувшись плюнул Гавриле в глаза.

Крестьянин попросил Гришу помиловать, но вор с презрением еще больше разозлился, сунул ему деньги. И разошлись товарищи как в море корабли.

Гришка Челкаш, старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор. Он был бос... Задача Гаврилы была проста - грести.

После "ходки" Челкаш отдал Гавриле гораздо больше, чем обещал. Но Гаврила попросил всю выручку и признался, что даже хотел убить Челкаша. Завязалась драка. Гаврила камнем разбил голову своему работодателю. Потом вернулся и попросил прощения.

Челкаш ответил: "ничего". Они разошлись в разные стороны. Композиция многих рассказов Горького подчинена одной цели: полностью раскрыть образ главного героя.

Оно почти не отражается в воде, рассекаемой ударами весел, пароходных винтов, острыми килями турецких фелюг и других судов, бороздящих по всем направлениям тесную гавань. Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом. Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвозящих груз, металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой, глухой стук дерева, дребезжание извозчичьих телег, свистки пароходов, то пронзительно резкие, то глухо ревущие, крики грузовиков, матросов и таможенных солдат — все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня и, мятежно колыхаясь, стоят низко в небе над гаванью, — к ним вздымаются с земли всё новые и новые волны звуков — то глухие, рокочущие, они сурово сотрясают всё кругом, то резкие, гремящие, — рвут пыльный знойный воздух.

Гранит, железо, дерево, мостовая гавани, суда и люди — всё дышит мощными звуками страстного гимна Меркурию. Но голоса людей, еле слышные в нем, слабы и смешны. И сами люди, первоначально родившие этот шум, смешны и жалки: их фигурки, пыльные, оборванные, юркие, согнутые под тяжестью товаров, лежащих на их спинах, суетливо бегают то туда, то сюда в тучах пыли, в море зноя и звуков, они ничтожны по сравнению с окружающими их железными колоссами, грудами товаров, гремящими вагонами и всем, что они создали. Созданное ими поработило и обезличило их. Стоя под парами, тяжелые гиганты-пароходы свистят, шипят, глубоко вздыхают, и в каждом звуке, рожденном ими, чудится насмешливая нота презрения к серым, пыльным фигурам людей, ползавших по их палубам, наполняя глубокие трюмы продуктами своего рабского труда. До слез смешны длинные вереницы грузчиков, несущих на плечах своих тысячи пудов хлеба в железные животы судов для того, чтобы заработать несколько фунтов того же хлеба для своего желудка.

Рваные, потные, отупевшие от усталости, шума и зноя люди и могучие, блестевшие на солнце дородством машины, созданные этими людьми, — машины, которые в конце концов приводились в движение все-таки не паром, а мускулами и кровью своих творцов, — в этом сопоставлении была целая поэма жестокой иронии.

Тут, на фоне огромных кораблей, шумной атмосферы, люди, словно муравьи, беспорядочно передвигаются по территории. В первой главе рассказа писатель дает представление о главном герое, Челкаше.

Автор знакомит с характеристикой человека, который известен всему порту и пользуется уважением со стороны людей, несмотря на то, что он является находчивым вором. Здесь же случается связка: читатель знакомится с новым действующим лицом — Гаврило. Вторая глава раскрывает главного героя еще больше, описывая его внутренний мир.

Но не только Челкаш показывается перед читателями, здесь же происходит кульминация, проявляется характер Гаврило, автор раскрывает нутро обоих персонажей. Описанием морских волн, которые смыли за собой следы недавнего конфликта, автор завершает повествование. Таковы особенности композиции рассказа «Челкаш».

Анализ произведения также предполагает изучение других важных аспектов, в частности, имеющего в нем место конфликта. Описание конфликта В рассказе встречается несколько конфликтов, которые детально раскрывают тематику. Первый — между человеком и научным прогрессом.

История берет начало именно с этого момента. Продвижение в науке, как многие полагают, должно было подарить комфортную жизнь людям, помочь избавиться от трудностей настолько, насколько это возможно, однако автор не разделяет эту мысль. Он размещает по сюжету огромные роскошные пароходы рядом с бедными работниками, обслуживающими их.

Прочие конфликты: Бродяжничества и крестьянства. По тексту совершенно разные люди, несмотря на отличие, находят друг в друге роднящие их качества. Челкаш замечает в Гаврило человека, мечтающего о свободе, а тот, смотря на своего знакомого, видит обычного крестьянина.

Разное прошлое этих двоих не позволяет прийти к согласию. Конфликт, происходящий внутри Челкаша. Если описать его кратко, главному герою чужда мысль, что человек может чувствовать себя свободным, будучи привязанным к дому, семье, уюту и другим человеческим ценностям.

Именно по этой причине, встретившись с человеком, который не освободившись от указанных ценностей, может иметь такую же точку зрения и вкус к жизни, герой задается множеством вопросов. Характеристики главных героев Челкаш — смелый и находчивый вор, мужчина средних лет, который неизменно следует своим принципам. Он является настоящим романтическим героем, не терпящим алчных людей рядом с собой.

Хоть персонаж и имеет суровую внешность, автор показывает его с огромной душой, склонным к сочувствию. Ему позволяют выделиться из толпы: независимость; избавление от привязанности ко всему; способность к пониманию чувств и эмоций других людей. Гаврило — бедный молодой крестьянин.

В отличие от Челкаша, он живет без принципов и конкретных целей. На первый взгляд, парень кажется наивным, добродушным и доверчивым.

Анализ рассказа «челкаш» (м. горький)

Вот гляди-ка на себя, что ты теперь такое без земли? Землю, брат, как мать, не забудешь надолго. Слайд 21 А перед Челкашем быстро неслись картины прошлого, далекого прошлого, отделенного от настоящего целой стеной из одиннадцати лет босяцкой жизни. Он успел посмотреть себя ребенком, свою деревню, свою мать, краснощекую, пухлую женщину, с добрыми серыми глазами, отца - рыжебородого гиганта с суровым лицом; видел себя женихом и видел жену, черноглазую Анфису, с длинной косой, полную, мягкую, веселую, снова себя, красавцем, гвардейским солдатом; снова отца, уже седого и согнутого работой, и мать, морщинистую, осевшую к земле; посмотрел и картину встречи его деревней, когда он возвратился со службы; видел, как гордился перед всей деревней отец своим Григорием, усатым, здоровым солдатом, ловким красавцем... Память, этот бич несчастных, оживляет даже камни прошлого и даже в яд, выпитый некогда, подливает капли меда...

Я тоже понимаю толк в этом деле. Было когда-то свое гнездо... Отец-то был из первых богатеев в селе... Челкаш чувствовал себя овеянным примиряющей, ласковой струёй родного воздуха, донесшего с собой до его слуха и ласковые слова матери, и солидные речи истового крестьянина-отца, много забытых звуков и много сочного запаха матушки-земли, только что оттаявшей, только что вспаханной и только что покрытой изумрудным шелком озими...

Он чувствовал себя одиноким, вырванным и выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь, что течет в его жилах. Все хищное в его фигуре обмякло, стушеванное приниженной задумчивостью… Слайд 22 Двое людей мечтали, покачиваясь на воде и задумчиво поглядывая вокруг себя. Челкаш начал наводить Гаврилу на мысль о деревне, желая немного ободрить и успокоить его. Сначала он говорил, посмеиваясь себе в усы, но потом, подавая реплики собеседнику и напоминая ему о радостях крестьянской жизни, в которых сам давно разочаровался, забыл о них и вспоминал только теперь, - он постепенно увлекся и вместо того, чтобы расспрашивать парня о деревне и ее делах, незаметно для себя стал сам рассказывать ему: - Главное в крестьянской жизни - это, брат, свобода!

Главные герои рассуждают о смысле жизни. Челкаш, можно сказать, уже прошёл свой жизненный путь, но Гаврила еще в начале. Таким образом, нам представлены принципиально разные взгляды: молодого человека, и того, кто умудрён опытом. Мысли Гаврилы еще подчинены общепринятой ценностной системе крестьянина: обзавестись домом, создать семью. Это его цель, смысл жизни. Но Челкаш уже хорошо знает, что такое быть мужиком в деревне. Он сознательно выбрал тропу бродяги, не обременённого долгами, голодающей семьей и прочими бытовыми проблемами. Она представлена как независимая, вольная стихия.

Она вечна, она, безусловно, сильнее человека. В ответ она не щадит людей, обжигая палящим солнцем и леденя ветром. Роль пейзажа в произведении очень велика: он воплощает в себе идеал свободы и создает колоритную атмосферу. Что есть свобода: безбедная жизнь семьянина, обременённого домом, хозяйством и ответственностью, или вольное бродяжничество с ежедневным поиском средств на пропитание? Для Челкаша свобода — независимость от денег и душевное спокойствие, Гаврила же имеет лишь романтическое представление о вольной жизни: «Гуляй знай, как хошь, бога только помни…» Проблемы Алчность. Отношение к деньгам у героев разное, и на этом противопоставлению завязана проблематика рассказа «Челкаш». Казалось бы, испытывающий постоянную нужду босяк должен иметь более значительную потребность в средствах, нежели крестьянин, имеющий работу и жилье. Но на деле оказалось всё совсем наоборот.

Гаврилой овладела жажда денег настолько сильно, что он был готов убить человека, а Челкаш рад был отдать напарнику всё, оставив себе лишь часть выручки на еду и выпивку. Умение проявить холодную рассудительность в нужной ситуации — весьма важное качество человека. Это говорит о силе воли и твердом характере. Таков Челкаш, он знает, что такое деньги, и предупреждает юнца: «Беда от них! Герою противопоставлен трусливый Гаврила, дрожащий за свою жизнь. Эта черта говорит о слабохарактерности персонажа, которая раскрывается по ходу произведения все больше и больше. Смысл Поскольку сам Горький провел полжизни в нужде и бедности, он часто затрагивал в своих произведениях темы нищеты, которую читатель не видел, ведь его в основном пичкали историями о судьбах и быте дворян.

Парень смотрел на Челкаша и чувствовал в нем хозяина. Мне все равно, у кого работать, у тебя или у другого. Я только к тому сказал, что не похож ты на рабочего человека, — больно уж тово… драный.

Ну, я ведь знаю, что это со всяким может быть. Господи, рази я не видел пьяниц! Эх, сколько!.. Говори цену. Какая работа будет. Какой улов, значит… Пятитку можешь получить. Но теперь дело касалось денег, а тут крестьянин хотел быть точным и требовал той же точности от нанимателя. У парня вновь вспыхнуло недоверие и подозрительность. Челкаш вошел в роль: — Не толкуй, погоди! Идем в трактир!

И они пошли по улице рядом друг с другом, Челкаш — с важной миной хозяина, покручивая усы, парень — с выражением полной готовности подчиниться, но все-таки полный недоверия и боязни. Когда они пришли в грязный и закоптелый трактир, Челкаш, подойдя к буфету, фамильярным тоном завсегдатая заказал бутылку водки, щей, поджарку из мяса, чаю и, перечислив требуемое, коротко бросил буфетчику: «В долг все! Тут Гаврила сразу преисполнился уважения к своему хозяину, который, несмотря на свой вид жулика, пользуется такой известностью и доверием. Пока ты посиди, а я схожу кое-куда. Он ушел. Гаврила осмотрелся кругом. Трактир помещался в подвале; в нем было сыро, темно, и весь он был полон удушливым запахом перегорелой водки, табачного дыма, смолы и еще чего-то острого. Против Гаврилы, за другим столом, сидел пьяный человек в матросском костюме, с рыжей бородой, весь в угольной пыли и смоле. Он урчал, поминутно икая, песню, всю из каких-то перерванных и изломанных слов, то страшно шипящих, то гортанных. Он был, очевидно, не русский.

Сзади его поместились две молдаванки; оборванные, черноволосые, загорелые, они тоже скрипели песню пьяными голосами. Потом из тьмы выступали еще разные фигуры, все странно растрепанные, все полупьяные, крикливые, беспокойные… Гавриле стало жутко. Ему захотелось, чтобы хозяин воротился скорее. Шум в трактире сливался в одну ноту, и казалось, что это рычит какое-то огромное животное, оно, обладая сотней разнообразных голосов, раздраженно, слепо рвется вон из этой каменной ямы и не находит выхода на волю… Гаврила чувствовал, как в его тело всасывается что-то опьяняющее и тягостное, от чего у него кружилась голова и туманились глаза, любопытно и со страхом бегавшие по трактиру… Пришел Челкаш, и они стали есть и пить, разговаривая. С третьей рюмки Гаврила опьянел. Ему стало весело и хотелось сказать что-нибудь приятное своему хозяину, который — славный человек! Но слова, целыми волнами подливавшиеся ему к горлу, почему-то не сходили с языка, вдруг отяжелевшего. Челкаш смотрел на него и, насмешливо улыбаясь, говорил: — Наклюкался!.. Э-эх, тюря! Дай поцелую тебя!..

На, еще клюкни! Гаврила пил и дошел наконец до того, что у него в глазах все стало колебаться ровными, волнообразными движениями. Это было неприятно, и от этого тошнило. Лицо у него сделалось глупо восторженное. Пытаясь сказать что-нибудь, он смешно шлепал губами и мычал. Челкаш, пристально поглядывая на него, точно вспоминал что-то, крутил свои усы и все улыбался хмуро. А трактир ревел пьяным шумом. Рыжий матрос спал, облокотясь на стол. Гаврила попробовал подняться, но не смог и, крепко обругавшись, засмеялся бессмысленным смехом пьяного. Гаврила все хохотал, тупыми глазами поглядывая на хозяина.

И тот смотрел на него пристально, зорко и задумчиво. Он видел перед собою человека, жизнь которого попала в его волчьи лапы. Он, Челкаш, чувствовал себя в силе повернуть ее и так и этак. Он мог разломать ее, как игральную карту, и мог помочь ей установиться в прочные крестьянские рамки. Чувствуя себя господином другого, он думал о том, что этот парень никогда не изопьет такой чаши, какую судьба дала испить ему, Челкашу… И он завидовал и сожалел об этой молодой жизни, подсмеивался над ней и даже огорчался за нее, представляя, что она может еще раз попасть в такие руки, как его… И все чувства в конце концов слились у Челкаша в одно — нечто отеческое и хозяйственное. Малого было жалко, и малый был нужен. Тогда Челкаш взял Гаврилу под мышки и, легонько толкая его сзади коленом, вывел на двор трактира, где сложил на землю в тень от поленницы дров, а сам сел около него и закурил трубку. Гаврила немного повозился, помычал и заснул. Уключина вот шатается, — можно разок вдарить веслом? Никакого шуму!

Надави ее руками крепче, она и войдет себе на место. Оба они тихо возились с лодкой, привязанной к корме одной из целой флотилии парусных барок, нагруженных дубовой клепкой, и больших турецких фелюг, занятых пальмой, сандалом и толстыми кряжами кипариса. Ночь была темная, по небу двигались толстые пласты лохматых туч, море было покойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным соленым ароматом и ласково звучало, плескаясь от борта судов о берег, чуть-чуть покачивая лодку Челкаша. На далекое пространство от берега с моря подымались темные остовы судов, вонзая в небо острые мачты с разноцветными фонарями на вершинах. Море отражало огни фонарей и было усеяно массой желтых пятен. Они красиво трепетали на его бархате, мягком, матово-черном. Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день. Ты на-ко вот, нутро помочи, может, скорее очухаешься, — и он протянул Гавриле бутылку. Господи благослови!..

Послышалось тихое бульканье. Лодка помчалась снова, бесшумно и легко вертясь среди судов… Вдруг она вырвалась из их толпы, и море — бесконечное, могучее — развернулось перед ними, уходя в синюю даль, где из вод его вздымались в небо горы облаков — лилово-сизых, с желтыми пуховыми каймами по краям, зеленоватых, цвета морской воды, и тех скучных, свинцовых туч, что бросают от себя такие тоскливые, тяжелые тени. Облака ползли медленно, то сливаясь, то обгоняя друг друга, мешали свои цвета и формы, поглощая сами себя и вновь возникая в новых очертаниях, величественные и угрюмые… Что-то роковое было в этом медленном движении бездушных масс. Казалось, что там, на краю моря, их бесконечно много и они всегда будут так равнодушно всползать на небо, задавшись злой целью не позволять ему никогда больше блестеть над сонным морем миллионами своих золотых очей — разноцветных звезд, живых и мечтательно сияющих, возбуждая высокие желания в людях, которым дорог их чистый блеск. Только боязно в нем, — ответил Гаврила, ровно и сильно ударяя веслами по воде. Вода чуть слышно звенела и плескалась под ударами длинных весел и все блестела теплым голубым светом фосфора. Экая дура!.. Он, вор, любил море. Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайной, свободной и мощной. И ему было обидно слышать такой ответ на вопрос о красоте того, что он любил.

Сидя на корме, он резал рулем воду и смотрел вперед спокойно, полный желания ехать долго и далеко по этой бархатной глади. На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, — охватывая всю его душу, оно немного очищало ее от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют — первые — остроту, вторая — цену. По ночам над морем плавно носится мягкий шум его сонного дыхания, этот необъятный звук вливает в душу человека спокойствие и, ласково укрощая ее злые порывы, родит в ней могучие мечты… — А снасть-то где? Челкаш вздрогнул. Она у меня на корме. Но ему стало обидно лгать пред этим мальчишкой, и ему было жаль тех дум и чувств, которые уничтожил этот парень своим вопросом. Он рассердился. Знакомое ему острое жжение в груди и у горла передернуло его, он внушительно и жестко сказал Гавриле: — Ты вот что — сидишь, ну и сиди! А не в свое дело носа не суй.

Наняли тебя грести, и греби. А коли будешь языком трепать, будет плохо. На минуту лодка дрогнула и остановилась. Весла остались в воде, вспенивая ее, и Гаврила беспокойно завозился на скамье. Резкое ругательство потрясло воздух. Гаврила взмахнул веслами. Лодка точно испугалась и пошла быстрыми, нервными толчками, с шумом разрезая воду. Челкаш привстал с кормы, не выпуская весла из рук и воткнув свои холодные глаза в бледное лицо Гаврилы. Изогнувшийся наклоняясь вперед, он походил на кошку, готовую прыгнуть. Слышно было злое скрипение зубов и робкое пощелкивание какими-то костяшками.

Ну же, греби!.. Раз, два! Пикни только!.. Лодка плавно повернулась и пошла назад к гавани, где огни фонарей столпились в разноцветную группу и видны были стволы мачт. Теперь голос был дальше, чем в первый раз. Челкаш успокоился. Кабы эти дьяволы погнались за нами — конец тебе. Я бы тебя сразу — к рыбам!.. Теперь, когда Челкаш говорил спокойно и даже добродушно, Гаврила, все еще дрожащий от страха, взмолился: — Слушай, отпусти ты меня! Христом прошу, отпусти!

Высади куда-нибудь! Про-опал я совсем!.. Ну, вспомни бога, отпусти! Что я тебе? Не могу я этого!.. Не бывал я в таких делах… Первый раз… Господи! Пропаду ведь я! Как ты это, брат, обошел меня? Грешно тебе!.. Душу ведь губишь!..

Ну, дела-а… — Какие дела? Ну, какие дела? Его забавлял страх парня, и он наслаждался и страхом Гаврилы, и тем, что вот какой он, Челкаш, грозный человек. Что я тебе?.. Милый… — Ну, молчи! Не нужен был бы, так я тебя не брал бы. Но Гаврила теперь уже не мог удержаться и, тихо всхлипывая, плакал, сморкался, ерзал по лавке, но греб сильно, отчаянно. Лодка мчалась стрелой. Снова на дороге встали темные корпуса судов, и лодка потерялась в них, волчком вертясь в узких полосах воды между бортами. Буде спросит кто о чем — молчи, коли жив быть хочешь!

Гаврила от этого шепота потерял способность соображать что-либо и помертвел, охваченный холодным предчувствием беды. Он машинально опускал весла в воду, откидывался назад, вынимал их, бросал снова и все время упорно смотрел на свои лапти. Сонный шум волн гудел угрюмо и был страшен. Вот гавань… За ее гранитной стеной слышались людские голоса, плеск воды, песня и тонкие свистки. Упирайся руками в стену! Тише, черт!.. Гаврила, цепляясь руками за скользкий камень, повел лодку вдоль стены. Лодка двигалась без шороха, скользя бортом по наросшей на камне слизи. Дай весла! Дай сюда!

А паспорт у тебя где? В котомке? Дай котомку! Ну, давай скорей! Это, мил друг, для того, чтобы ты не удрал… Теперь не удерешь. Без весел-то ты бы кое-как мог удрать, а без паспорта побоишься. Да смотри, коли ты пикнешь — на дне моря найду!.. И вдруг, уцепившись за что-то руками, Челкаш поднялся на воздух и исчез на стене. Гаврила вздрогнул… Это вышло так быстро. Он почувствовал, как с него сваливается, сползает та проклятая тяжесть и страх, который он чувствовал при этом усатом, худом воре… Бежать теперь!..

И он, свободно вздохнув, оглянулся кругом. Слева возвышался черный корпус без мачт, — какой-то огромный гроб, безлюдный и пустой… Каждый удар волны в его бока родил в нем глухое, гулкое эхо, похожее на тяжелый вздох. Справа над водой тянулась сырая каменная стена мола, как холодная, тяжелая змея. Сзади виднелись тоже какие-то черные остовы, а спереди, в отверстие между стеной и бортом этого гроба, видно было море, молчаливое, пустынное, с черными над ним тучами. Они медленно двигались, огромные, тяжелые, источая из тьмы ужас и готовые раздавить человека тяжестью своей. Все было холодно, черно, зловеще. Гавриле стало страшно. Этот страх был хуже страха, навеянного на него Челкашем; он охватил грудь Гаврилы крепким объятием, сжал его в робкий комок и приковал к скамье лодки… А кругом все молчало. Ни звука, кроме вздохов моря. Тучи ползли по небу так же медленно и скучно, как и раньше, но их все больше вздымалось из моря, и можно было, глядя на небо, думать, что и оно тоже море, только море взволнованное и опрокинутое над другим, сонным, покойным и гладким.

Тучи походили на волны, ринувшиеся на землю вниз кудрявыми седыми хребтами, и на пропасти, из которых вырваны эти волны ветром, и на зарождавшиеся валы, еще не покрытые зеленоватой пеной бешенства и гнева.

За модой вор явно не следил, одеваясь во всякое лохматье и отрепье. Сын состоятельного крестьянина, посвятивший несколько лет гвардейской службе, имевший семью, в составе которой жена Анфиса и ребенок, сейчас превратился в беспробудного пьяницу и ловкого вора, зарабатывающего на жизнь воровством в морском порту. Выпивал Гришка от безысходности. Не потому, что нравилось. Чтобы заглушить терзавшую его душевную тоску и не признаваться себе в том, что он, по сути, является отбросом общества. Да и воровать ему приходилось не ради удовольствия, а с единственной целью, найти денег на очередную порцию выпивки.

Несмотря на солидный возраст, в воровском деле он был настоящий ас. Деньги водились в карманах всегда. Распоряжаться он ими не умел. Разлетались они так же быстро, как появлялись. Челкаш отличался веселым и бесшабашным нравом. В своих кругах он пользовался уважением и почетом.

Кто такие люди дна? "Челкаш"

Поначалу тот колеблется, но соглашается. Мужчины идут в трактир. Парень представляется Челкашу Гаврилой. Вор понимает, что юноша, словно наивное дитя, угодил в его ловушку.

Ему жаль Гаврилу, но он ему нужен прежде всего для дела. Во второй части с наступлением ночи Челкаш и Гаврила выходят на лодке в открытое море. Парень спрашивает, где снасти, но в ответ Челкаш прикрикивает на него, не желая откровенно лгать о своих планах.

Внезапно вдалеке слышатся крики охранников. Перепуганный до смерти Гаврила умоляет Челкаша отпустить его, но продолжает грести, несмотря на рыдания. После дела вор возвращается с добычей.

Они отправляются тем же путем обратно. Парень гребёт что есть мочи, чтобы быстрее отделаться от Челкаша. По пути контрабандист говорит Гавриле, что за украденное можно получить хорошие деньги.

Парень вспоминает свое убогое деревенское хозяйство. Челкаш вспоминает свою прошлую жизнь, в которой были деревня, родители, жена и служба. Гаврила даже на время забывает, что перед ним не крестьянин, а бездомный преступник.

Так в разговорах сообщники доплывают до барки и ложатся спать прямо на палубе. В третьей части Челкаш просыпается и уходит на время с украденным.

Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей. По всклокоченным черным с проседью волосам и смятому, острому, хищному лицу было видно, что он только что проснулся. В одном буром усе у него торчала соломина, другая соломина запуталась в щетине левой бритой щеки, а за ухо он заткнул себе маленькую, только что сорванную ветку липы. Длинный, костлявый, немного сутулый, он медленно шагал по камням и, поводя своим горбатым, хищным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными серыми глазами и высматривая кого-то среди грузчиков. Его бурые усы, густые и длинные, то и дело вздрагивали, как у кота, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручиваясь длинными, кривыми и цепкими пальцами. Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал. Когда он поравнялся с одной из групп босяков-грузчиков, расположившихся в тени под грудой корзин с углем, ему навстречу встал коренастый малый с глупым, в багровых пятнах, лицом и поцарапанной шеей, должно быть, недавно избитый.

Он встал и пошел рядом с Челкашом, вполголоса говоря: — Флотские двух мест мануфактуры хватились… Ищут. Ищут, мол. Больше ничего.

Сам красавец, гвардейский солдат, усатый, здоровый, лов-кий. Снова отец, уже седой и согнутый работой. Мать, морщинистая, осевшая к земле. К чему стремится каждый из них? А Челкаш мечтает о том, как прокурить полученные деньги.

Совет Б Гаврила хотел пустить то, что ему выделил Челкаш, на укрепление и подновление хо-зяйства. Он ярче, сильнее, интерес-нее. Можем ли мы считать Челкаша романтическим героем? Давайте вспомним опре-деление романтизма — романтизм открыл необычайную сложность, внутреннюю глубину человеческой индивидуальности. Человек в романтизме — микрокосм, малая вселенная. Аб-солютизация личностного начала, философия индивидуализма. В центре романтического произведения всегда стоит сильная, исключительная личность, противостоящая обще-ству, его законам и морально — нравственным нормам. Чем он вам интересен?

В чем правда жизни этого героя? Он анархичен — добровольно отказался от жизни в обществе, по-своему, диковато, красив, ловок, постоянно рискует, способен видеть красоту, жалеть, любить.. К этому персонажу сам автор испытывает неподдельную симпатию, докажите это. Всякая личность — если это духовно здоровая величина — должна стремиться к миру, а не от мира — вот мудрость жизни. Безусловно, такие характеристики, как: «дубина стоеросовая», «теля», «гнус» — сильно снижают его образ. Но Горький, как писатель-гуманист как вы по-нимаете это определение? В чем вы её видите? Гаврила проще Челкаша.

Он боится и подельщика, и моря, и прожектора таможенного катера. Страх опустошает его, выматывает душу, вымывает «все человеческое. И истоки страха не в том, что он крестьянин, а в отсутствии собствен-ного, выстраданного и осмысленного отношения к жизни. Понятие «хозяин» он свя-зывает со свободой, которую определяет так: «сам себе хозяин, пошел — куда хошь, делай — что хошь». Только вот неуклюжий Гаврила неуклюже формулирует свои мысли. Гораздо лучше его это делает Челкаш: «Король ты на своей земле! У тебя есть лицо… Ты можешь от всякого требовать уважение к себе…». Характер Гаврилы сложнее, чем может показаться.

Искренне он любит свою деревню, жалеет Челкаша, кается в «мысленном гре-хе», боится, что не будет прощен. И достоин если не любви, то сочувствия. Ощущаем ли мы, читатели, что драма эта, действительно, маленькая? Нет, не ощущаем, происходящее воспринимается нами как поистине страшная трагедия, и наше ощущение подкрепляется даже на уровне построения композиции. Почему это происходит? Давайте обратимся к композиции рассказа. Какова его экспозиция? Только этот пейзаж не так экзотичен, как в «Старухе Изергиль», «Песне о соколе».

Горький рисует каторгу, адскую тяжесть труда. И обратите внимание на имя греческого бога — Меркурия. О чем оно говорит? Что это за гимн? Обратите внимание Не стоит также пренебрежительно относиться к контекстным антонимам: чтобы заработать на несколько фунтов хлеба, грузчики перетаскивали тысячи пудов в животы пароходов. Роль пейзажа в рассказе. Морской пейзаж описывается в рассказе несколько раз. Рассказ буквально «пропи-тан» морем.

Пейзаж рождает в душе человека «могучие мечты», делает его сильнее, красивее, свободнее. Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась…На море в нем всегда поднималась широкое, теплое чувство, — охватывая всю его душу, оно немного очищало её от житейской сквер-ны. Он ценит это и любит видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют — первые — остроту, вторая — цену. По ночам над морем плавно носится мягкий шум его сонного дыхания, этот необъятный звук влива-ется в душу человека спокойствие и, ласково укрощая ее злые порывы, родит в ней могу-чие мечты…». Мне кажется, что даже неопытный читатель видит насколько гармоничны морской пейзаж и душевное состояние Челкаша. Они медленно двигались…» Здесь нет гармонии, но нет и Челкаша.

Горького В данной работе представлен анализ произведения «Челкаш». По плану кратко изложена история создания рассказа, дано содержание текста в сокращении, которое можно прочитать по главам, характеристики героев, определены темы, проблематика и основная идея. Материалы, данные в сокращении, можно использовать для читательского дневника и при работе над сочинением. История создания Горький описал случай, услышанный им от одесского босяка, с которым лежал в больнице в Николаеве. Мужик попал в лечебное заведение после того, как был избит сельскими мужиками за то, что вступился за истязаемую женщину. Максим Горький настоящее имя — Алексей Максимович Пешков 1868-1936 — русский писатель, прозаик, драматург. Написано в августе 1894 года в Нижнем Новгороде. Однажды молодой писатель поделился воспоминаниями с В. Короленко, который посоветовал написать об этой истории и дал впоследствии положительный отзыв к рассказу, опубликованному в 1894 г. Сюжет, взятый из жизни босяков, заставил задуматься о тех, кого раньше считали всего лишь изгоями общества. Максим Горький Челкаш краткое содержание по главам Начинается повествование с описания морского порта, где голубое небо стало мутным от пыли, а солнце не отражается в морской воде из-за этой сероватой вуали. Волны моря, вспененные от хлама, закованные в гранит гавани, подавляются тяжестью судов, их бортами и остроносыми килями. Пространство заполнено звоном якорных цепей гудящих пароходов, грохотавшими вагонами, дребезжащими телегами, шумом и грохотом, криками портовых людей. Эти звуки сравниваются с гимном богу торговли — Меркурию. Железные чрева огромных торговых судов, которые презрительно шипят и свистят, наполняют товарами ничтожные и пыльные людишки, таскающие на спинах огромные тяжести, чтобы заработать себе небольшой кусок хлеба. Величественные корабли, блестящие на солнце, противопоставлены усталым, оборванным и потным людям. Автор видит в этом жестокую иронию, ибо созданное человеком его же и поработило. Глава I К полудню, когда уставшие грузчики уже обедали, появляется Гришка Челкаш, который только проснулся. Весь гаванский люд знает этого ловкого вора. Он разыскивает своего подельника Мишку. Таможенного сторожа, который осведомлен о его промыслах, приветствует по-приятельски, но пугает обещанием зайти в «гости», намекая, что тот тоже ворует. Все его побаиваются, но и уважают. Оставшись без напарника, который попал в больницу, Челкашу случайно встретился крестьянский парнишка Гаврила. Тот рассказал, что подрабатывал на покосе, потому что у него умер отец, осталась старуха мать, хозяйство пришло в запустение. Думал в зятья пойти к зажиточному мужику, но тот заставит долго на себя батрачить. Гавриле нужны деньги, и Челкаш, назвавшись рыбаком, предлагает заработать. Гаврила понял, кто такой Челкаш на самом деле, но согласился.

Анализ «Челкаш» Горький

  • Челкаш | Краткий пересказ - YouTube
  • Глава 1 — Челкаш (Горький Максим, 1894) — читать онлайн
  • Создание рассказа “Челкаш”
  • Научная работа по литературе на тему:>(По рассказу М.Горького >) | Образовательная социальная сеть
  • Очень краткий пересказ

Однако, стоит помнить, что Челкаш — это не всегда доверенный советчик. Его предсказания могут быть обманчивыми и ошибочными. Шулерство и обман — это также часть его характера. Гадание с помощью Челкаша может быть увлекательным и захватывающим опытом, но важно помнить осторожность и не полагаться исключительно на его слова. Челкаш играет с человеческими ожиданиями, и его цель может быть не всегда ясна. Встречая Челкаша, необходимо остерегаться его искусных трюков и самому принимать решения, исходя из собственных соображений и оценок. Челкаш — главный герой «Ревизора» Название «Челкаш» имеет интересное происхождение. В старину «челка» означала колоду карт, используемую для гадания и предсказаний. Именно в этом контексте герой Челкаша связывается с мистикой и темной стороной. В пьесе «Ревизор» Челкаш играет роль помощника прокурора и участвует в обмане всего города.

С помощью маскарада и провокаций, он разыгрывает жителей и прокурора, извлекая выгоду из их слабостей и страхов. Челкаш является типичным представителем шулеров и мошенников того времени. Челкаша можно рассматривать как символ обмана и провокаций в пьесе.

Заканчивается же рассказ картиной моря, что позволяет говорить о кольцевой композиции произведения. Конфликт Пространство рассказа «Челкаш» вмещает в себя немало конфликтов, различного значения и масштаба. Конфликт человека и научного прогресса. С этого начинается рассказ.

Казалось бы, научный прогресс должен облегчить жизнь, сделать её комфортнее, но Горький противопоставляет сияющим и роскошным судам бедных, измождённых людей, которые обслуживают их. Бродяжничество и крестьянство. Главные герои не приходят к окончательному выводу, что лучше: раздолье босяка или нужда крестьянина. Эти судьбы противоположны. Челкаш и Гаврила — представители разных социальных групп, но оба видят друг в друге родных для себя людей: Челкаш в бедном юноше находит мечтателя о свободе, а Гаврила в бродяге — такого же крестьянина. Внутренний конфликт Челкаша. Главный герой чувствует свое превосходство над миром, освободившись от привязанности к конкретному дому, семье и прочих общечеловеческих ценностей.

Его возмущает, что типичный человек, не преодолевший этой системы, может любить или ненавидеть то же, что и он. Главные герои и их характеристика Челкаш — романтизированный бродяга, настоящий романтический герой. У него есть свои моральные принципы, которым он всегда следует. Его идеология выглядит наиболее устойчивой и сформированной, нежели жизненная позиция Гаврилы. Это молодой крестьянин, который еще не определился, чего хочет добиться. Неопределенность невыгодно отличает его от главного героя. Гаврила, без особого желания согласившийся на «темное дело», выглядит более нелицеприятным героем, чем Челкаш.

Этот закоренелый вор вызывает даже некую симпатию у читателя. У него более сложный внутренний мир, за его улыбкой и лёгкостью чувствуется боль воспоминаний о прошлом и тяжесть нужды, преследующей его ежечасно. Произведение построено на антитезе и парадоксе: здесь противопоставляются друг другу честный вор и лживый крестьянин. Смысл этого противопоставления в том, чтобы по-новому взглянуть на положительные и отрицательные качества человека, как представителя определенной социальной группы, и на различные модели поведения. Бродяга может быть принципиальным и нравственным, а крестьянин — не только смиренным и честным работягой.

В море ему представлялось, что душа очищается от житейской скверны, и он становится лучше. Гавриле, сидящему на вёслах, в море боязно, он шепчет молитву. Трясущийся от страха, он стал умолять отпустить его. Доплыв до места, Челкаш отбирает у него паспорт, чтобы не сбежал, и исчезает в темноте пристани. Стало еще страшнее одному в темноте и зловещей тишине, и он обрадовался возвращению хозяина, который спустил в лодку какие-то тюки.

На обратном пути, проходя возле кордонов, море осветил луч прожектора, показавшийся Гавриле огненным мечом. Испугавшись, он бросил весла и прижался к дну лодки, но после ударов и ругани Челкаша вновь стал грести. Гаврила был опустошен и подавлен. Гришка, радуясь удачной добыче, завел разговоры о деревенской жизни, что может себе теперь позволить Гаврила. Тот слушал и пожалел этого человека, шатающегося, отлученного от земли, задев его самолюбие. Челкаш вспомнил свое прошлое: деревню, семью и почувствовал одиночество. Сбыв товар на каком-то судне, они легли спать. Увидев огромные деньги, Гаврила падает в ноги, просит отдать их, ведь он знает, на что их применить. Чувствуя свое превосходство, Челкаш отдал деньги Гавриле, но, услышав признание, что тот в море помышлял его убить и утопить, отнимает деньги и хочет уйти. Гаврила швыряет вдогонку камень и попадает в голову вора.

Испугавшись, что чуть не убил, кинулся бежать, но вернулся, стал приводить Челкаша в чувство, просить прощения. Очнувшегося Гришку взбесило, что Гаврила отказывается от денег, и он сует ему их в лицо. С трудом поднявшись, пошатываясь, Гришка уходит, а Гаврила, собрав деньги и перекрестившись, направился в другую сторону. Характеристика главных героев Сравнивая телосложение, лица, взгляд в описаниях внешности героев, можно сделать вывод, что это герои-антиподы. Весь облик Гришки Челкаша говорит о том, что он человек далекий от изнурительного повседневного труда. У него руки вора с длинными и цепкими пальцами, острый, оценивающий взгляд, крадущаяся походка, автор описывает его следующим образом: «длинный, костлявый, немного сутулый». Его сутулость происходит от непроизвольного желания быть менее заметным. Челкаш — босяк, вор и пьяница. Он не признает моральные устои и закон, у него нет никаких привязанностей. Хотя он с тоской вспоминает свою прошлую жизнь в деревне.

Но влекла его вольная жизнь, и он все бросил.

Я только к тому сказал, что не похож ты на. Ну, я ведь знаю, что это со всяким может быть. Господи, рази я не видел пьяниц! Эх, сколько!.. Говори цену. Какая работа будет. Какой улов, значит… Пятитку можешь получить. Но теперь дело касалось денег, а тут крестьянин хотел быть точным и требовал той же точности от нанимателя. У парня вновь вспыхнуло недоверие и подозрительность.

Челкаш вошел в роль: — Не толкуй, погоди! Идем в трактир! И они пошли по улице рядом друг с другом, Челкаш — с важной миной хозяина, покручивая усы, парень — с выражением полной готовности подчиниться, но все-таки полный недоверия и боязни. Когда они пришли в грязный и закоптелый трактир, Челкаш, подойдя к буфету, фамильярным тоном завсегдатая заказал бутылку водки, щей, поджарку из мяса, чаю и, перечислив требуемое, коротко бросил буфетчику: «В долг все! Тут Гаврила сразу преисполнился уважения к своему хозяину, который, несмотря на свой вид жулика, пользуется такой известностью и доверием. Пока ты посиди, а я схожу кое-куда. Он ушел. Гаврила осмотрелся кругом. Трактир помещался в подвале; в нем было сыро, темно, и весь он был полон удушливым запахом перегорелой водки, табачного дыма, смолы и еще чего-то острого. Против Гаврилы, за другим столом, сидел пьяный человек в матросском костюме, с рыжей бородой, весь в угольной пыли и смоле.

Он урчал, поминутно икая, песню, всю из каких-то перерванных и изломанных слов, то страшно шипящих, то гортанных. Он был, очевидно, не русский. Сзади его поместились две молдаванки; оборванные, черноволосые, загорелые, они тоже скрипели песню пьяными голосами. Потом из тьмы выступали еще разные фигуры, все странно растрепанные, все полупьяные, крикливые, беспокойные… Гавриле стало жутко. Ему хотелось, чтобы хозяин воротился скорее. Шум в трактире сливался в одну ноту, и казалось, что это рычит какое-то огромное животное, оно, обладая сотней разнообразных голосов, раздраженно, слепо рвется вон из этой каменной ямы и не находит выхода на волю… Гаврила чувствовал, как в его тело всасывается что-то опьяняющее и тягостное, от чего у него кружилась голова и туманились глаза, любопытно и со страхом бегавшие по трактиру… Пришел Челкаш, и они стали есть и пить, разговаривая. С третьей рюмки Гаврила опьянел. Ему стало весело и хотелось сказать что-нибудь приятное своему хозяину, который — славный человек! Но слова, целыми волнами подливавшиеся ему к горлу, почему-то не сходили с языка, вдруг отяжелевшего. Челкаш смотрел на него и, насмешливо улыбаясь, говорил: — Наклюкался!..

Э-эх, тюря! Я тебе уважу!.. Дай поцелую тебя!.. На, еще клюкни! Гаврила пил и дошел наконец до того, что у него в глазах все стало колебаться ровными, волнообразными движениями. Это было неприятно, и от этого тошнило. Лицо у него сделалось глупо восторженное. Пытаясь сказать что-нибудь, он смешно шлепал губами и мычал, Челкаш, пристально поглядывая на него, точно вспоминал что-то, крутил свои усы и все улыбался хмуро. А трактир ревел пьяным шумом. Рыжий матрос спал, облокотясь на стол.

Гаврила попробовал подняться, но не смог и, крепко обругавшись, засмеялся бессмысленным смехом пьяного. Гаврила все хохотал, тупыми глазами поглядывая на хозяина. И тот смотрел на него пристально, зорко и задумчиво. Он видел перед собою человека, жизнь которого попала в его волчьи лапы. Он, Челкаш, чувствовал себя в силе повернуть ее и так и этак. Он мог разломать ее, как игральную карту, и мог помочь ей установиться в прочные крестьянские рамки. Чувствуя себя господином другого, он думал о том, что этот парень никогда не изопьет такой чаши, какую судьба дала испить ему, Челкашу… И он завидовал и сожалел об этой молодой жизни, подсмеивался над ней и даже огорчался за нее, представляя, что она может еще раз попасть в такие руки, как его… И все чувства в конце концов слились у Челкаша в одно — нечто отеческое и хозяйственное.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий