Установление запрета картеля на торгах преследует конституционно одобряемые цели, поскольку смысл торгов при отсутствии конкуренции между хозяйствующими субъектами утрачивается. Картельный сговор автотранспортных компаний, который позволил заключить госконтракты на сумму более 798,7 миллиона рублей, раскрыла Федеральная антимонопольная служба.
В Москве выявили два картеля на общую сумму 859,4 млн рублей
Шесть компаний ограничили конкуренцию в 121 процедуре на строительство и ремонт дорог в Южном федеральном округе на 24 млрд рублей. Их подозревают в заключении и реализации картельного сговора с целью поддержания цен в рамках пяти аукционов на общую сумму 2,86 млрд руб. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выявила картельный сговор на 2,85 млрд руб. при реализации нацпроектов «Демография» и «Образование». Ответственность за картель в Индии включает в себя штрафы, в том числе оборотные. объединение усилий ФАС России и других ведомств (Генеральная прокуратора РФ, МВД России, СК РФ, ФСБ России, Росфинмониторинг) для борьбы с картелями.
ФАС заподозрила две топливные компании из Краснодарского края в организации картеля
Специалисты ФАС обнаружили картельный сговор при внедрении нацпроектов «Образование» и «Демография» на 2,8 млрд рублей. Ингушское УФАС России раскрыло самый крупный в РФ картель по количеству охваченных закупок. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России раскрыла картельный сговор на сумму более 2,8 млрд руб. при реализации таких национальных проектов, как. Федеральная антимонопольная служба выявила картель при реализации национальных проектов «Демография» и «Образование».
ФАС выявила картель на 2,8 млрд рублей при реализации двух нацпроектов
При этом в сообщении отмечается, что в прошлом году по штрафам, наложенным центральным аппаратом службы за антиконкурентные соглашения, в федеральный бюджет поступило немногим более 1 млрд рублей. Кроме того, ФАС подчеркнула, что на основании материалов ведомства в 2023 году было возбуждено 39 уголовных дел, из них 13 — картельных.
По оценке регулятора, общая сумма контрактов, заключенных в таком сговоре, составляет больше 1 млрд рублей. Если вина десяти компаний подтвердится, им грозят крупные оборотные штрафы Фото: depositphotos. Возбуждено два дела против десяти компаний, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу регулятора.
Все это небольшие компании, занятые не только IT-безопасностью, но и техподдержкой разных фирм и ведомств. По версии ФАС, IT-компании «поддерживали цены на торгах» на поставки техники и оказание техподдержки в области информационных технологий. На самом деле это реалии современного рынка, и ФАС здесь коснулась только вершины айсберга, считает генеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» Роман Ромачев: Роман Ромачев генеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» «Что касается сговора, я уверен, что он существует во многих контрактах, госзакупках. IT-компании ведут долгосрочную работу с ведомствами, госкомпаниями, и менять коней на переправе порой невыгодно, поэтому некоторые компании, чтобы осуществлять дальнейшую поддержку, вынуждены работать на подобных условиях, о которых сейчас ФАС заявила, то есть картельный сговор.
Мы раскрыли картель при поставках обмундирования МВД, наложили штрафы на 30 млн руб. Год, пока шла доследственная проверка, на торгах была конкуренция, но в итоге МВД отказало в возбуждении уголовного дела. Через два года мы раскрываем картель с теми же участниками, но только масштабы бедствия в разы больше — штраф уже 660 млн руб. Они просто «отрабатывали» наши штрафы. Чтобы такого не происходило и нужна уголовная ответственность, которая будет эффективной превентивной мерой. Евгений Бабенко, начальник управления экономической безопасности и антикоррупционной политики департамента обеспечения безопасности «Россетей» В группе компаний «Россети» руководствуются единым для всех антикоррупционным стандартом. Он включает в себя проверку закупочной документации, оценку благонадежности участников закупки, процедуры урегулирования конфликта интересов, предотвращение иных злоупотреблений, связанных с занимаемыми должностями.
Но чтобы предотвращать коррупционные схемы при закупках, нужно еще и снизить их привлекательность. Для этого начальная максимальная цена контракта НМЦК должна соответствовать среднерыночной. Еще в 2017 г. Кроме того, подразделение безопасности в обязательном порядке проверяет всю цепочку контрагентов — нет ли аффилированности между ними или с работниками группы. Для этого с 2014 г. Создан электронный реестр, в котором уполномоченный работник блока безопасности может посмотреть историю всех торгов по всей группе компаний для минимизации коррупционных рисков. Экспертное заключение включает в себя 28 показателей — от проверки наличия документов, их соответствия требованиям документации до оценки благонадежности участника торгов и его финансовой устойчивости.
Работниками блока безопасности были выявлены признаки возможных недобросовестных действий двух участников торгов, которые пытались поддерживать цены, создавая видимость конкуренции. Дополнительная проверка позволила обнаружить более 200 закупок дочерними обществами электротехнического оборудования. На наличие сговора указывала и аффилированность между участниками торгов, а также данные с электронной торговой площадки о совпадении IP-адресов, с которых загружались заявки. В октябре 2018 г. ФАС установила нарушение в виде устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен в период проведения закупочных процедур. В настоящее время мы готовим материалы еще по двум выявленным фактам. Ярослав Кулик, партнер юридической фирмы Art de Lex Прежде чем ответить на вопрос, будет ли ужесточение уголовной ответственности предупреждать создание картелей, нужно понять: что такое доход и ущерб от преступной деятельности?
В 48-м постановлении пленума Верховного суда 2016 г. ФАС предлагает следовать такому подходу и по ст. Но выручка от исполнения контракта не равноценна той выгоде, которую извлек участник картеля. Как определить, какой доход был получен именно в результате сговора участников торгов? В Уголовном кодексе можно встретить минимум три подхода к определению преступного дохода. Например, по относительно новой статье 185. Такого же подхода, по нашему убеждению, следует придерживаться и при определении дохода, полученного участниками картеля.
Не может признаваться незаконно полученным весь доход от поставленного в соответствии с условиями контракта качественного товара, если в результате картельного сговора цена на торгах была снижена меньше, чем могла бы. Еще пять лет назад для определения дохода обязательно проводилась экспертиза, но в текущих реалиях для возбуждения уголовного дела по ст. Это приведет к существенному снижению стандартов доказывания состава преступления.
В ведомстве отметили, что общий размер начальных максимальных цен контрактов составил более 24 млрд рублей. Часть средств на выполнение работ была выделена в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Им грозят оборотные штрафы.
«Картель на миллиард», которого не было
Сотрудники Антимонопольной службы выявили работавший на строительстве дорог картель в трех регионах Юга России. «ФАС выявила картель на 2,8 млрд рублей при реализации нацпроектов «Демография» и «Образование». ФАС России признала семь российских компаний виновными в заключении картельного соглашения, что привело к росту цен на металлопрокат, сообщает ведомство. Юридическая фирма INTELLECT успешно оспорила в апелляционном суде существование картельного сговора на капремонт МКД. По данным телеграм-канала SHOT, выяснилось, что Квинси Промес нарушил в России правила ведения бизнеса. По данным телеграм-канала SHOT, выяснилось, что Квинси Промес нарушил в России правила ведения бизнеса.
ФАС раскрыла «дорожный картель» в двух регионах
По словам заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Сергея Пузыревского, в новой редакции статьи УК РФ будут ужесточены наказания за заключение картеля и участие в нем, если это деяние причинило крупный ущерб. Сроки принудительных работ и лишения свободы за эти деяния увеличены с трех до четырех лет. Также устанавливается квалифицированный состав преступления для картелей на торгах с уголовной ответственностью до пяти лет лишения свободы.
То есть, если раньше конкуренты могли аккуратно действовать, не знали, как себя ведут их конкуренты, осторожны были в цене, то сейчас искусственный интеллект обрабатывает информацию и формирует какой-то результат, который негативно сказывается на цене, но приносит сверхдоход тому, кто использует эту программу", - сказал Шаскольский. При этом глава ФАС уточнил, что пока это не слишком распространенная практика. О саммите Второй саммит Россия - Африка проходит в "Экспофоруме" в Санкт-Петербурге 27-28 июля, параллельно с ним организован экономический и гуманитарный форум.
Фото: База "Спарк" «Известно, что в период с 2017 по 2020 год, когда Окунев возглавлял «РостовАвтоДор», которым сейчас активно интересуется ФАС, тогда было проведено множество незаконных процедур. Сейчас министерство отдает «жирные» дорожные контракты, даже несмотря на все репутационные риски», - говорит источник в Минтрансе Ростовской области. Последние пару лет, несмотря на все трудности, с которыми столкнулась страна, так же дали почву для размышлений контролирующим органам. Так в 2021 году Министерство транспорта региона провело несколько любопытных электронных конкурсов.
Например, контракт на ремонт автодорог регионального и межмуниципального значения на сумму 1,1 млрд был распределен без снижения начальной цены с единственным участником — «РостовАвтоДор». Ранее этой компанией руководил нынешний министр транспорта Владимир Окунев. Вторым участником торгов стала компания «Ростовское ДСУ». Оба предприятия связаны с Павлом Рогачкиным.
Тоже произошло с закупкой на 1,6 млрд. Очевидно, что конкуренция в закупках на дорожные работы в Ростовской области отсутствует как явление. Жалобы и недовольство Возможно, эта неприглядная картина, не так бросалась бы в глаза, если дороги действительно хорошо содержали. Тем более, что никаких скидок подрядчики бюджету не делают и получают свои миллиарды сполна.
Но ростовчане и жители страны, которые вынуждены проезжать регион в сторону черноморских курортов ничего доброго о качестве дорог, увы, сказать не могут. Согласно последним исследованиям РИА Новости, в соседнем Краснодарском крае, который принимает тысячи туристов и путешественников, ситуация обстоит в разы лучше. А Ростовской области выделили лишь 30-ю позицию — одну из худших в Южном Федеральном округе.
Так, в феврале прошлого гожа эта компания взялась за производство новой формы для российской армии. Однако цены конечного продукта, мягко говоря, шокировали. После общественного резонанса старые цены на сайте компании «обнулились».
ФАС России выявила картель на 2,8 млрд рублей при реализации двух нацпроектов
Если ФАС России для принятия решения о нарушении закона о конкуренции не принципиально, привел ли картельный сговор к ограничению конкуренции, а достаточно только достижения договоренности, то для квалификации правонарушения как уголовного необходимо доказать наличие на соответствующем рынке негативных изменений, к которым привели именно действия картели. То есть преступление считается совершенным при наступлении общественно-опасных последствий. Необходимо учитывать двухэтапность наступления таких последствий: манипуляции с ценами, раздел рынка, уменьшение производства, отказ от заключения договоров ч. Предполагается, что второй этап без первого невозможен, при этом второе после первого происходит не всегда. Поэтому существует альтернативная трактовка: успешное совершение действий, входящих в первый этап, считается единственным общественно опасным последствием; произошедшие изменения являются обстановкой совершения преступления, но тоже подлежат доказыванию.
Заключение хозяйствующими субъектами картельного соглашения становится уголовным преступлением, если в результате этого реализовалось хотя бы одно из следующих условий: причинен крупный ущерб более 10 миллионов рублей ; извлечен доход в крупном размере выше 50 миллионов рублей. Когда значения крупного размера дохода или ущерба не достигаются, за картельный сговор наступает административная ответственность в соответствии со статьей 14. Неоконченный картель Бывает, что контракт, заключенный в результате картельного сговора, в дальнейшем расторгается из-за каких-либо нарушений, и виновные не успевают получить по нему деньги. В таких случаях применяется часть 3 статьи 30 Уголовного кодекса — покушение на совершение преступления, предусмотренного статьей 178.
Но это допустимо только при условии определенности умысла, когда контрактом зафиксирована твердая сумму, превышающая пятьдесят миллионов рублей. Если же такая сумма отсутствует например, предусмотрены периодические платежи за поставку товаров , то умысел является неопределенным, и привлечение к уголовной ответственности невозможно. Также как неоконченное преступление квалифицируются случаи, когда: После заключения контракта на крупную сумму участники картеля успевают извлечь только небольшую часть дохода; Если действия виновных пресечены правоохранительными органами сразу после заключения соглашения при доказанности умысла на извлечение дохода в крупном размере. Судебная практика При рассмотрении уголовных дел о картелях суды сталкиваются с множеством спорных моментов, в частности при оценке таких составляющих преступления, как: субъекты преступления, причинение ущерба.
Субъекты преступления В отличие от антимонопольного нарушения юридических лиц, преследуемого ФАС России, для привлечения к уголовной ответственности необходимо установить как минимум двух физических лиц, представляющих разные хозяйствующие субъекты и вступивших в картельный сговор необходимое соучастие. Исключением является картельная схема «таран», когда единственный обвиняемый контролирует несколько организаций. К уголовной ответственности суды довольно часто привлекают фактических руководителей организаций как совершивших преступления посредством использования подчиненных с отсылкой к части 2 статьи 33 Уголовного кодекса. Когда к ответственности привлекается чиновник, использование служебного положения, как квалифицирующий признак, увеличивающий меру наказания, не вменяется автоматически.
Для применения подпункта «а» части 2 статьи 178 необходимо установить и доказать тот факт, что благодаря своим должностным полномочиям обвиняемый оказал влияние на других участников преступления. В практике ФАС России картелем признается: пассивное участие в торгах с целью избежать сложностей, связанных с заключением государственного контракта с единственным участником; участие в торгах связанных между собой субъектов для подстраховки, без намерения заключить контракт. Состав уголовного преступления в таких случаях зачастую не образуется, так как: независимые хозяйствующие субъекты участвуют в торгах без намерения в них победить, то есть нет умысла на ограничение конкуренции за исключением картеля по модели «карусель» ; формально разные юридические лица в реальности находятся под контролем одного лица, то есть отсутствует сговор нескольких лиц. Механизмы подсчета дохода Пока действовал Закон 1991 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» судами применялся термин «прибыль, полученная в результате нарушения антимонопольного законодательства», то есть доходы за минусом расходов.
Пришедший ему на смену в 2006 году закон о конкуренции не определяет, что следует понимать под доходами, полученными нарушителями. Судьи, при вынесении приговоров по делам о картельных соглашениях устанавливали размер полученных осужденными доходов: исходя из сумм, указанных в контрактах, заключенных в результате сговоров на торгах, учитывая выручку от реализации товаров или услуг доходы без учета расходов , подсчитывая излишний неправомерный доход — разницу между «картельной» ценой и ценой, которая сформировалась бы без сговора. В апреле 2023 года эти разночтения были прекращены постановлением Конституционного суда РФ: при квалификации по статье 178 доходом признается цена контракта без каких-либо уменьшений. Определение размера ущерба Когда картельное соглашение квалифицируется преступным по признаку крупного дохода, пострадавший бывает установлен лишь в единичных случаях.
Но если уголовная квалификация производится по признаку крупного ущерба, то обязательно должен быть установлен потерпевший, а это удается сделать достаточно редко. Вне торгов установление пострадавших затруднительно, например, при разделе рынка потери несут все участники этого рынка. При сговоре на торгах возможно признание потерпевшим заказчика этих торгов или одного из добросовестных участников.
В 2021 году ФАС представил проект «Большой цифровой кот», которая умеет автоматически выявлять картельные сговоры. Затраты на разработку и запуск системы ранее оценивали в 110 млн рублей.
В жалобе в КС РФ заявитель указывает на неконституционность оспоренных положений, позволяющих осуществлять расчет такого дохода без вычета расходов, связанных с исполнением контракта, в частности, налогов, себестоимости работ и нормы прибыли предприятия. Позиция Суда Заключение антиконкурентного соглашения в сфере закупок для государственных нужд не только посягает на нормальное состояние конкуренции, но и не позволяет обеспечить эффективность расходования бюджетных средств, угрожает полноте выполнения государством социальных и экономических обязательств. КС РФ уже указывал, что в случае незаконной экономической деятельности размер преступного дохода определяется исходя из выручки, полученной лицом за все время такой деятельности, без вычета расходов этого лица, связанных с ее осуществлением. Более того, при покушении на ограничение конкуренции расходы хозяйствующим субъектом еще не понесены, а потому применительно к неоконченному преступлению предположение о том, что для определения размера дохода надо учитывать расходы, лишено всякого смысла.
Например, контракт на ремонт автодорог регионального и межмуниципального значения на сумму 1,1 млрд был распределен без снижения начальной цены с единственным участником — «РостовАвтоДор».
Ранее этой компанией руководил нынешний министр транспорта Владимир Окунев. Вторым участником торгов стала компания «Ростовское ДСУ». Оба предприятия связаны с Павлом Рогачкиным. Тоже произошло с закупкой на 1,6 млрд. Очевидно, что конкуренция в закупках на дорожные работы в Ростовской области отсутствует как явление.
Жалобы и недовольство Возможно, эта неприглядная картина, не так бросалась бы в глаза, если дороги действительно хорошо содержали. Тем более, что никаких скидок подрядчики бюджету не делают и получают свои миллиарды сполна. Но ростовчане и жители страны, которые вынуждены проезжать регион в сторону черноморских курортов ничего доброго о качестве дорог, увы, сказать не могут. Согласно последним исследованиям РИА Новости, в соседнем Краснодарском крае, который принимает тысячи туристов и путешественников, ситуация обстоит в разы лучше. А Ростовской области выделили лишь 30-ю позицию — одну из худших в Южном Федеральном округе.
В минувшем апреле, для ростовского Минтранса прозвучал тревожный сигнал: недовольство дорожным хозяйством региона озвучил президент Владимир Путин. Во время поездки на Донбасс президент прокатился и по ростовским дорогам. Во-первых, узко все, во-вторых, там дороги практически нет. Я даже не знаю, как там частный транспорт проезжает.
ФАС фиксирует случаи заключения картельных сговоров при помощи искусственного интеллекта
В 2022 году возбуждено 305 дел по картельным сговорам, принято 292 решения о нарушении антимонопольного законодательства, вынесено 960 постановлений на общую сумму более 5 млрд рублей. Заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Клара Батанова поделилась, как регулятор анализирует и оценивает экономические доказательства в делах о сговорах на торгах. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России выявила в 2023 году 2,9 тыс. госзакупокна 174 млрд рублей, в которых были выявлены нарушения антимонопольного законодательства - картели на торгах и сговор с заказчиком, говорится в сообщении ФАС. В 2023 году ФАС выявила 2,9 тыс. госзакупок на 174 млрд рублей, в которых были зафиксированы нарушения антимонопольного законодательства — картели на торгах и сговор с заказчиком.