Новости что такое нохчи

Нохчи — это не только национальная идентификация и символ национального единства, но и выражение сопротивления и борьбы за свободу. Нохча — это общее название для жителей Чеченской Республики, которая находится на северном Кавказе, в России.

Нохчи: что это значит?

Весь чеченский народ – это нохчи (форма множественного числа), а отдельный чеченец – нохчо (форма единственного числа). С течением времени нохчи начали мигрировать на территорию, которую они сейчас населяют — Чеченскую Республику. Радует то, что консервативный этнос нохчи, проходя через небывалые испытания разных времён и политических формаций, сумел сохранить национальные ценности, свои обычаи и традиции, при этом оставаясь мусульманами.

Чеченские тайпы: как это устроено

Нохчи изначально не было общечеченским названием, это было название чеченского племени которое спустилось из Ичкерии на равнину. Большинство ученых и историков в Чечне и за ее пределами придерживаются такого мнения, что слово «нохчи» дословно переводится как «народ Ноя». Точного времени того, когда в чеченском обществе начала формироваться тейповая система сегодня уже невозможно установить, однако известно, что к середине XVIII века чеченцы (нохчи) с присоединением к ним ингушей сложились как этнос. это более позднее современное искаженное произношение более древнего слова -нахча, или нахчой, именно в таком произношении его фиксируют иссле. Арабские источники упоминали «чеченцев» ещё в VIII веке, используя термин, который считается заимствованным иранским наименованием нохчей.

Чеченцы: История Чеченцев — (НОХЧИ)- Культура . Адаты. История Чечни и место армян в ней.

Авары-жужжане, на ингушском языке жужжан - лилия. Подобные династические браки были у первого царя Грузии с дзурдзуками, также с князями царями Руси Византии. Поскольку без хлеба на равнине нахские общества не могли выжить.. Если принять основание что термин «нохчи» среди соседей в отношение чеченцев употребляли только ингуши.. В таком случае изначально термин «нохчи» означал широкий круг дальних родственников, с которым жители гор решались на вырашивание и доставку хлеба в горы, об чем свидетельствует другой термин «фуртог», где была в земле известь, что позволяло строить ямы или другие сооружения для долгого хранения хлеба. В последующем данное название «нохчи», горцы могли использовать как внутреннее деление одного народа и нации Г1алГ1а.... Так могло называться отдельное общество шахьар, из ингушского идеального государства «Шийтта Шахьар» , которое со временем и в результате внешних влиянии стать названием отдельного чеченского народа. Из идеального ингушского государства — 12 Шийтта Шахьар до поздних времён сохранились : Хамхинский Галгаевский , Цоринский, Джейрахский, Мецхальский Фяппинский , Чулхоевский общества шахаров. Г1алг1айЧи это реальный культурный и религиозный центр вейнахов, со своими тысячами памятниками.. Возражающие должны показать подобный или вернее ещё больший свой центр?

В далёком прошлом предки ингушей своих восточных соседей включая аборигенов Дагестана считали одним народом.. Подтверждением служит язык культы солнце и огня, общие топонимы и термины, версии средневековых историков о потомков братьев Кавкаса и Лекоса.. Термин Нохчи, в ингушском языке означает материнское родство.. Шучи, Мохчи, Нохчи.. Шучи-двоюродные братья по матери, Мохчи - троюродные братья по матери, разница между которыми буквальная, Мохчи - обязаны быть рядом в трудную минуту, от корневого слова Мо.. Нохчи - не имеют конкретных обязанностей как родственники, но не менее важен смысл термина, поскольку касался хлеба и выживаемости народа.. Нохчи - дружина из кровных родственников совместно на равнине выращивали зерновые.. В дагестанских языках где хлеб с равнины имел чрезвычайный интерес, термин Нохчи также связывают с земледелием. Нох-лемех, Чи - человек.

Разумеется не факт, что все современные чеченцы имеют отношение к данной этимологии. Нохчи - братство земледельцев, ингушские общества, чьё название перенесено на поздних чеченцев, как это случилось в Грузии с термином «кисты».

Да и сам этноним тюрки, возможно, происходит от чеченского дюр хи — «соленая вода». Очевидно, им пользовались для обозначения народов, живущих поблизости от моря.

Характерно, что армянские исторические хроники всегда употребляют термин гунны для обозначения целого конгломерата народностей, живущих к северу от Дербента. Таким образом, можно считать установленным факт длительного от скифского времени до первых веков нашей эры пребывания довольно многочисленных племенных групп чеченского нохчи происхождения в степной зоне к северу от Кавказа. И у нас нет никаких оснований считать, что ситуация кардинально изменилась с появлением на Северном Кавказе хазар. На протяжении всего этого периода возникали и распадались могущественные племенные союзы, что сопровождалось периодами ожесточенных междоусобиц и внутренних конфликтов, однако устойчиво сохранялся политический, экономический и культурный симбиоз кочевого и полукочевого населения степей с одной стороны, и оседлого земледельческого населения кавказский предгорий — с другой.

Хазарская гегемония на Северном Кавказе начиналась как уже вполне обычная «смена лидера» в вечно волнующемся кочевом мире и ей предшествовал достаточно длительный период нестабильности, начавшийся почти сразу же после того, как основная масса племен гуннского союза устремилась дальше на запад, к границам гибнущей Западной Римской империи. В конце V — первой половине VI вв. Однако политическая гегемония и тех и других оказалась недолгой — уже в середине VI в. Во избежание недоразумений сразу же стоит оговориться, что авары не имеют никакого отношения ни к арабам, ни к современным аварцам.

Основу аварского племенного союза составляли этнические тюрки. К тому же первое появление арабов на Северном Кавказе произошло спустя сто лет после того, как авары покинули его. Основным союзником аваров на Северном Кавказе выступили аланы, без поддержки которых победа аваров не была бы столь быстрой и впечатляющей. Наверное, стоит обратить внимание на дальнейшую судьбу побежденных.

Согласно дошедшим до нас летописям, часть разгромленных савиров переселилась на территорию Кавказской Албании, а другая часть — примкнула к аланам. И, наконец, третья часть савиров осталась в степях Предкавказья и очень быстро оказалась вовлеченной в быстро набиравшее силу хазарское племенное объединение. Весьма показательно, что хазары считали савиров близкородственными себе, а другие тюркские племена, зная и признавая эту близость, часто называли хазар савирами. Это можно рассматривать как еще одно косвенное свидетельство этнической близости основной массы населения Албании, Алании и Хазарии — т.

Вообще, хазары и дружественным им берсилы фиксируются на Северо-Восточном Кавказе не позже второй половины V в. Под их непрерывным натиском булгары начали покидать степи, прилегающие к Северо-Западному Кавказу и перекочевали частью на Дунай где вскоре возникло Болгарское царство , частью на среднюю Волгу Волжская Булгария. К концу VII в. В целом Хазарский каганат просуществовал около 300 лет — со второй половины VII в.

Интересно, что и возвышение хазар стало возможным только благодаря прочному союзу с аланами. И этот же союз долгое время обеспечивал устойчивость созданного хазарами государства. Как видим, племена чеченского нохчи происхождения издревле обитают в степной зоне, позднее вошедшей в состав Хазарского каганата. Да и само возникновение этого государства изначально оказывается как-то связано с этническими нахами нохчи.

Сегодня большинство историков согласно с тем, что хазарская государственность впервые зародилась на Северо-Восточном Кавказе и здесь же долгое время находился политический, экономический и культурный центр Хазарии. Лишь в результате длительного арабо-хазарского противостояния столица Хазарии в конечном итоге переместилась на нижнее течение Волги, однако экономическое и культурное значение Северо-Восточного Кавказа от этого не уменьшилось. Не случайно, что древнерусский князь Святослав, поставивший своей целью уничтожение Хазарии как государства, не ограничился разрушением ее последней столицы города Итиль, расположенного где-то в нижнем течении Волги, но и подверг страшному разгрому Северный Кавказ, пройдя его от берегов Каспийского моря на востоке до Таманского полуострова на западе. Надо признать, что хазаро-чеченские связи до сих пор остаются не исследованными до конца.

Для западных, советских и российских историков данная проблематика, по видимому, не представляет большого интереса, но и чеченские авторы лишь время от времени обращались к этой теме, причем, далеко не всегда твердо придерживаясь научных позиций. Роль Хазарии в исторической судьбе чеченцев нохчи , пожалуй, в наибольшей степени волновала С. Дауева, но и этот автор рассматривал хазаро-чеченские связи только под одним ракурсом, а именно — роль хазар в этногенезе современных чеченцев. Между тем, если мы допускаем, что хазары могли сыграть существенную роль в этногенезе чеченцев, то почему нельзя предположить и обратную связь — чеченцы сыграли какую-то роль в этногенезе самих хазар.

Представляется, что подобное допущение не принимается в расчет из-за двух устойчивых стереотипов, утвердившихся не только в массовом сознании в том числе и чеченском , но и в научной среде. Во-первых, это взгляд на чеченцев как автохтонное население гор и в лучшем случае предгорий Кавказа, но никак не северокавказских равнин. Лишь в последнее время у исследователей историков и лингвистов пробудился интерес к южному направлению древнейших культурно-исторических связей чеченского народа в первую очередь хуррито-урартских. При этом либо почти полностью игнорируются, либо в совершенно недостаточной степени учитываются аналогичные связи, ведущие в северном направлении.

А ведь это важная часть историко-культурного пространства, в котором происходил длительный процесс формирования современной чеченской нации. Во-вторых, в мировой историографии прочно утвердилось мнение об изначальной тюркоязычности хазар, а также близких к ним берсилов и савиров. Между тем, как уже говорилось выше, этнические нахи нохчи фиксируются даже среди обитателей скифских равнин. Еще более заметны нахи среди сарматских племен, а что касается алан, то некоторые чеченские исследователи предпочитают называть их нахо-аланами например, И.

Так почему же исключение делается для хазар, чей этноним в раннесредневековых летописях также носит явно собирательный характер? Между тем, «чеченский след» довольно легко обнаруживается не только в топонимике хазарского периода, но и в хазарской ономастике. Начнем с легендарных предков хазар и близких к ним берсилов. Согласно хазарским преданиям хазары и берсилы произошли от двух родных братьев, соответственно Хазарика Хазалиха и Берсола.

Возможен, впрочем, и другой путь образования этнонима хазар. Его корневая основа могла произойти от уже хорошо известного нам арс — азар — хазар. Берс — имя собственное, до сих пор популярное среди чеченцев. Оно же лежит и в основе такой распространенной фамилии как Берсановы.

Между прочим, Берс — имя легендарного шейха, распространявшего ислам среди чеченцев. Кстати говоря, и русские летописи частенько употребляют этот же эпитет по адресу наиболее удачливых и воинственных князей Киевской Руси. В частности, им приписывается способность оборачиваться волком. Что касается чеченцев, то для них и сегодня волк является синонимом храбрости и стойкости перед жизненными невзгодами.

Свое, и достаточно простое, объяснение имеет и использование выражения «все князья» в качестве этнонима. История знает немало народов, социальная структура которых не знала резкого различия в правах. Те же чеченцы до сих пор любят подчеркивать, что среди них не было князей, вернее — все они были князьями. Что касается древних кочевников, создавших Хазарский каганат, то социальная иерархия в их обществе наглядно проявилась уже после того, как Хазария превратилась в степную империю, контролирующую важнейшие торговые пути того времени и подчинившую себе десятки народов и племен.

Сирийские раннесредневековые источники приводят свою версию происхождения хазар, весьма интересную для нас. Итак, по сообщению Иоанна Эфесского жил во второй половине VI в. Один из них, именуемый Булгар, обосновался на границах Римской империи, а два других захватили страну алан, называемую Берсилия. Далее сообщается, что хазарами их стали называть по имени старшего из братьев, имя которого было Хазарик.

Более поздние византийские авторы, говоря о хазарах, довольно часто также подчеркивают, что они вышли из Берсилии. Таким образом, мы получаем довольно интересную последовательность событий. Вначале происходит завоевание страны алан, которая почему-то называется Берсилией, что само по себе указывает на принадлежность этой территории берсилам. И уже на этой, якобы, завоеванной территории происходит формирование племени хазар, а, следовательно, хазары неминуемо должны были вобрать в себя алан.

Между тем, из содержания дошедшего до нашего времени письма хазарского кагана Иосифа вытекает, что в тот ранний период своей истории, когда хазары только пытались завоевать земли, которыми они позднее владели — единственными их союзниками выступили аланы. Вооруженный конфликт с аланами происходит гораздо позже, когда Хазария представляла собой могущественную империю. Но и в этом случае речь не идет о завоевании Аланского царства. Наоборот, военная победа хазар приводит к простому возобновлению хазаро-аланского союза.

Таким образом, хазары не завоевывали страну алан, но вместе с тем аланы сыграли заметную роль в формировании и берсилов, и собственно хазар. Теперь, если мы вспомним, что этноним аланы включал в себя нахов нохчи , то легко понять, откуда появился «чеченский след» в истории Хазарского каганата. В научной литературе выдвинуто и отвергнуто немало гипотез о происхождении этнонима хазары. Вообще, когда речь заходит об двух таких близких этнических группах, как хазары и берсилы, — до сих пор нет полной ясности в вопросе о том, можно ли рассматривать их как отдельные племена или это два рода внутри одного этноса.

Уже само государственное устройство Хазарского каганата демонстрирует разделение власти между верхушкой хазар и берсилов. В то время как верховный каган всегда представлял хазар, его соправитель, обладавший реальной властью и носящий титул «бек» или «шад» — всегда происходил из берсилов. Из этого же племени выбиралась и главная жена кагана. Титулы хазарских правителей «бек» или «шад» заслуживают того, чтобы специально остановиться на них.

С титулом «бек» все ясно — он явно тюркского происхождения, но откуда в летописях взялось равнозначное ему «шад»? Имеются свидетельства, доказывающие, что титул «шад» появился у хазар очень давно, еще в период существования Западно-тюркского каганата V — первая треть VI вв. Автор средневековой «Истории агван» в одном месте своего довольно обширного труда подчеркивает, что войско кочевников, вторгнувшееся в Закавказье, возглавляет племянник и одновременно наместник кагана, которого в честь его княжеской власти называют Шад. Как мы знаем, жена кагана всегда принадлежала к племени берсилов, и поэтому соправитель Хазарии вполне мог одновременно являться и его племенником.

Это своеобразный рейтинг ресурсов Рунета; 6 Апдейт поведенческих факторов - когда меняется CTR сайта, посетители по-иному себя начинают на сайте вести; 7 Апдейт изображений - когда по сайту прошёлся робот, ответственный за индексацию картинок; 8 Апдейт зеркальщика - когда сайт посетил робот, ответственный за главное зеркало ресурса; 9 Апдейт фавикона картинки, расположенной слева от заголовка сайта - когда его находят робот; 10 Обновление поискового алгоритма - когда меняются алгоритмы по которым работают поисковые системы. Может поменяться, например, фактор ранжирования, после чего снижается его влияние на выдачу и сама выдача. Как следствие, одни ресурсы проседают, а другие наоборот могут подскочить в выдаче.

Нохчи известны своим патриотизмом, сильным духом и богатыми традициями. Они почитают своих предков и ведут активный образ жизни, включающий традиционные занятия, такие как скотоводство, земледелие и рукоделие. Нохчи также славятся своим гостеприимством и душевностью, что делает их культуру уникальной и привлекательной для многих.

О термине нохчи

Называется такое движение мухаджирство. Религия играет большую роль в жизни нохчей. Адаты, являясь важной частью жизни каждого чеченца, помогают нам передавать традиции следующим поколениям и охарактеризовать себя одним словом – «Нохчи». Нохчи — это не только национальная идентификация и символ национального единства, но и выражение сопротивления и борьбы за свободу. Весь чеченский народ – это нохчи (форма множественного числа), а отдельный чеченец – нохчо (форма единственного числа).

Чеченцы называют себя – нохчи Что значит слово – нохча

й рхой ой хой й й ой й -келой й й ой ой, й Гордые джигиты-нохчи быстро смекнули, что на анклаве можно заработать, и начали эти корованы грабить, ИЧСХ, русским это не понравилось (почему — нохчи до сих пор не поймут, а потому сильно обижаются). Он утверждал, что такое название появилось среди коренных жителей в XVII веке, когда они стали спускаться с гор на равнину.

Что такое нохчи на чеченском

Это характеризуется быстрыми ритмами и энергичными движениями. Чеченцы часто исполняют танцы на свадьбах, праздниках и других общественных мероприятиях. Традиционная чеченская одежда также является отличительной чертой этнической группы. Одежда включает в себя яркие расшитые костюмы и головные уборы, которые отражают богатство культуры и наследия. Несмотря на различные испытания и трудности, с которыми сталкиваются чеченцы в своей истории, они продолжают сохранять и развивать свою уникальную культуру и идентичность. Нохча - это язык, культура и народ, который привлекает внимание своей богатой историей и наследием и продолжает вносить свой вклад в мировую культуру.

Предание беноевцев «Наши» Наряду с тейпами чеченского происхождения в составе этого кавказского народа имеются и тейпы иного, прежде всего дагестанского происхождения. Ниже приведён далеко не полный их список. Андий выходцы из села Анди Ботлихского района. Акхшой акушинцы. Потомки мухаджиров времён Шамиля. Алмакхой село Алмак Казбековского района. Анцадой село Ансалта Ботлихского района. Кроме Чечни, живут и в селе Экажево в Ингушетии. АргIаной село Аргвани Гумбетовского района. Составляют значительную часть села Знаменское Мундар-Юрт. Они также живут в сёлах Гехи, Алхан-кала и Пседах. В Ичкерии живут в Дарго. Переселились в давнее время, как кровники. В настоящее время в Дарго составляют целый гар. Переселились во времена Шамиля из крепости Ириб, рядом с которой у них было своё селение. ГIаз-гIумкий лакцы. ГIалгIатлой село Гагатли Ботлихского района. ГIумкий кумыки. Гунхой село Гунха Ботлихского района. Член и один из основателей тейпа — шейх Кунта-хаджи Кишиев. Живут в селе Юкерчу-Гонха. Данухой село Данух Гумбетовского района. Дзилой село Зило Ботлихского района. ЖIай хунзахцы. Ишинчалой село Ичичали Гумбетовского района. Куьбчий кубачинцы. Къордой село Корода Гунибского района. КIирди село Карата Ахвахского района. Жили в бассейне реки Аргун в Итумкалинском районе. Мелардой гумбетовцы. Живут в Гехи, Урус-Мартане и других сёлах. СогIаттой село Согратль Гунибского района. Сулий аварцы. Село Бетти-Мохк Ножай-Юртовского района почти полностью сулий.

Он не включает тайп не в один из тукхумов, он сообщает, что представители тайпа жили самостоятельно. Мамакаев включил Зурзакой в список основных коренных чеченских тайпов. По мнению чеченского историка, кандидата исторических наук С. Натаева Зурзакъой - воины, сторожевой дозор, первым принимающий вражеский удар до подхода основных сил. Чеченский исследователь А. Сулейманов, считал, что этноним напоминает древнейшее этническое название чеченцев дзурдзуки, встречающееся в «Картлис Цховреба». Этноним зурзакой безраздельно господствует в грузинской средневековой исторической традиции по отношению к нахским этническим группам и является собирательным именем для нахов у грузин. По мнению К. Чокаева, «дзурдзуки» остаются одним из наиболее загадочных древненахских этнонимов. Этот тейп считается одним из исконных, ибо в своем имени он сохранил этноним дзурзуков, который в средневековье грузины давали предкам чеченцев и ингушей. Кей — не входит в тукхумы. Келой входит в тукхум Шатой. Советский государственный и партийный деятель, чеченский писатель и поэт М. Маматкаев отнес тайп келой к коронным чеченским тайпам. У тайпа «келой» имеется генеалогическое древо. Составленый на арабском языке ещё до революции, документ состоит из полутора десятков страниц, на которых изображены несколько сегментов тайпа, ведущих свое происхождение от праотца по имени Богура из горного села Кхал-келой. Кенхой — чеченский тайп, входящий в тухум Шарой. Коренное население древнейшего шаройского села Кенхи, основанного в V веке н. Впоследствии проживающие в селе Кенхи чаройцы отделились в отдельный гар — кенахой, а позже от них образовался самостоятельный тейп — кенхой. Название тейпа и села происходит от названия реки Кенхи чеч. Курчалой - один из чеченских тейпов. Родовым селом является село Курчала. Входит в тухум Нохчмахкалой. Могильная плита XIX века в горном Курчали. На камне арабской вязью высечено генеалогическое древо тайпа Курчалой. Генелогическое древо курчалойцев из Нашха пришёл Кушул. Легенда гласит, что Кушул из Нашха переехал и остановился в местечке, которое называется Курчалах Юртаче Куьрчалахь Юьртачоь. Было у него 3 сына: Шаа, Телип, Курчалхан. Кхархой - один из чеченских тайпов, представители которого являются выходцами из тукхума овхой, тайп расселён в основном на северо-западной части Дагестана. В Ингушетии существует тайп с похожим названием Корахой Кхорхой. По мнению Асрудина Адилсултанова, Кхархой-Мохк переводе с чеченского значит «Земля кхархойцев» - так назывались обширные территории, которые находились в нижнем течении реки Сулак, простираясь до самого Каспийского моря, особо - левобережье реки Сулак. Эти земли разделялись на Гочкъар-Мохк и Къоци-Мохк. Майстой - один из чеченских тайпов, не входящих в девять традиционных тухумов. В древние времена был расселен на юге Чечни в области Майста, и поэтому майстой были тесно связаны как с вайнахскими тайпами так и с грузинскими, хевсурами и пшавами. В народных преданиях чеченцев Майсты считается ведущим культурным и общественно-политическим центром, а представители тайпа лучшими строителями жилых и боевых башен. Мамакаев считал, что, в Майсты съезжались старейшины чеченских тайп для выработки норм обычного права и для совещания по вопросам внешних отношений. Сохранились, и материальные остатки Майсты - многочисленные руины старинных башенных поселений, разбросанные по окрестным склонам, а также обширный некрополь, состоящий из нескольких десятков наземных и полуподземных склепов. Мержой - тайп, входящее в историческую вайнахскую народность орстхойцев, с которой составляют компонент в этногенезе ингушей и чеченцев. Наряду с другими «горскими землицами» здесь встречается название «Мерези», которое Е. Кушева убедительно сопоставляет с именем «Мереджой», встречающемся в литературе XIX века. Сведения XVII века являются вообще первыми документальными свидетельствами о народности орстхойцев. Мулкой - небольшой чеченский тейп, расселенный в горах Шатоевский район.

Ещё они его называют "апом", потому, что это сокращение от английского слова "update". Апы бывают разные: 1 Текстовый ап - когда учитываются изменения в статьях на сайтах; 2 Ссылочный ап - когда происходит изменение ссылок; 3 Апдейт Тиц - когда Яндексом пересчитываются внешние ссылки. Каталога - каталог обновляется примерно через два дня.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий