Тела жителей Дрездена, погибших при авианалете 13-15 февраля 1945 года при бомбардировке этого города авиацией союзников. Фосфорные дожди, штурмовики на бреющем полете, огненный смерч — ужасная бомбардировка Дрездена 13 и 14 февраля 1945 года до сих пор окружена мифами. Как всем известно, в феврале 1945 г. англо-американская авиация подвергла массированной бомбардировке город Дрезден, крупный культурный центр. После бомбардировки изменилось все, выпотрошив Дрезден с его искусством и архитектурой.
Рукотворный ад на земле: 75 лет со дня бомбежки Дрездена
МОСКВА, 13 фев — РИА Новости, Андрей Коц. Хроника бомбёжки Дрездена 13 февраля 1945 анцами и англичанами. Во время бомбардировки Дрездена союзникам удалось искусственно создать на его улицах огненный смерч (до того это считалось природным явлением). Историками по-разному оценивается событие 14 февраля 1945 года, когда Союзники подвергли масштабной бомбардировке город Дрезден.
СМИ: В Дрездене эвакуируют до 15 тыс. человек из-за бомбы времен ВОВ
13 февраля исполняется 70 лет со времени бомбардировки Дрездена, необходимость которой до сих пор вызывает споры. вот как выглядел Дрезден вскоре после бомбардировки. В начале войны в Дрездене установили много тяжелых зенитных батарей, но так как город не подвергался бомбардировкам. Можно ли говорить о стратегической необходимости бомбардировки Дрездена в начале 1945 года, когда исход войны был уже предрешен?
Саксонская Флоренция
- Навигация и сервис
- Новые комментарии
- Авианалет на Дрезден в 1945 был совершен союзниками по просьбе Сталина
- Дрезден в огне: одна из страшнейших бомбардировок в истории Европы –
- Бомбардировка Дрездена спустя 75 лет расколола общество Германии | ИА Красная Весна
Почему уничтожили Дрезден и Лейпциг?
Но как раз железнодорожные пути и станции в городе практически не пострадали. После окончания Второй мировой американские и британские политики неоднократно пытались свалить вину за варварское уничтожение Дрездена на… Советский Союз. Например, 11 февраля 1953 года Государственный департамент США сдел ал заявление, в котором говорил ось, что «разрушительная бомбардировка Дрездена произведена в ответ на просьбу Советов об оказании усиленной поддержки с воздуха и была предварительно согласована с советским руководством». А в феврале 1955 года, в десятую годовщину бомбардировки Дрездена, английская газета «Манчестер Гардиан» вспоминала эти налёты как операцию, «осуществлённую британскими и американскими самолётами вследствие настоятельной советской просьбы атаковать этот важный центр коммуникаций». К сожалению, советская пропаганда, столь ретиво обличавшая британских и американских «империалистов» по поводу и без повода, на сей раз позорно молчала. На самом же деле британский премьер Уинстон Черчилль предложил ВВС провести оп ерацию «Удар гро ма» во время работы Крымской конференции, проходившей 4-11 февраля 1945 года. Глава правительства его величества хотел запугать Сталина, разрушив большой германский город.
Увы, нелётная погода подвела британского лидера, и уничтожение Дрездена произошло уже после окончания саммита в Ялте. Стоит заметить, что и другие варварские бомбардировки городов Германии западные союзники пытались объяснить помощью русским солдатам. Так, 3 февраля 1945 года Берлин пережил самый тяжёлый воздушный налёт в войне. В этот день в плотно затянутом облаками небе над столицей Третьего рейха появились 937 американских бомбардировщиков Б-17 и Б-24, которых сопровождали 613 истребителей. За 53 минуты они сбросили на городские районы Темпельхоф, Шёнеберг, Кройцберг 2267 тонн бомб. При этом 36 бомбардировщиков и 9 истребителей были сбиты.
Это был первый дневной американский террористический налёт на жилые кварталы Берлина в духе ночных налётов англичан. Четыре квадратных километра площади было полностью разрушено, при этом, по американским данным, погибло около 23 тысяч человек. Причём американское командование объявило своим лётчикам перед вылетом, что через Берлин 3 февраля проходит 6-я танковая армия СС, направляющаяся из Арденн на Восточный фронт, и тем самым ВВС Соединённых Штатов помогают русским. На самом деле это было наглой ложью.
Его называли Флоренцией на Эльбе.
Сохранилось немногое. Разрушенный Дрезден. Фото: Public Domain В городе на Эльбе находилось множество объектов, имеющих мировое культурное значение: знаменитая Дрезденская галерея, второй по величине в мире музей фарфора, оперный театр, который соперничал по акустике с театром Ла-Скала, дворцовый ансамбль Цвингер, множество церквей построенных в стиле барокко. К концу войны в город стекалось большое количество беженцев. Многие жители Германии были уверены в том, что город, как одна из жемчужин Европы, не будет подвергаться бомбардировкам.
К тому же, Дрезден хоть и являлся крупным транспортным узлом, но в нем не было военных заводов. Статья по теме: Ультиматум отвергнут, парламентеры расстреляны. Операция по освобождению Будапешта Число жертв бомбардировки, которая продолжалась три дня, с 13 по 15 февраля 1945 года, оценивается от 25 000 до 30 000 человек и более.
Они начали бомбить специально ночью, когда все спали, а жителям и беженцам труднее спрятаться. Пламя над городом видно было на расстоянии 80 км. Бомбардировка англичанами и американцами Дрездена в феврале 13-го 45-го превосходит две атомные американские бомбардировки Хиросимы и Нагасаки по количеству погибших.
После бомбардировки изменилось все, выпотрошив Дрезден с его искусством и архитектурой. И превратив большую часть города в тлеющую груду щебня. Включая Фрауенкирхе, самую ценную архитектурную жемчужину Дрездена. Внушительное 90 метровое сооружение выдержало бомбы. Но рухнуло, когда температура поднялась до 1000 градусов по Цельсию. На строительство Фрауэнкирхе в 18 веке ушло 17 лет. Но когда 200 лет спустя ее каменная кладка прогнулась, огромный купол рухнул на землю за считанные секунды. Оставаясь напоминанием, пока с 1993 по 2005 год не была проведена кропотливая реконструкция. Война закончилась через три месяца Дрезден пострадал гораздо меньше, чем другие немецкие города. Берлин, например, выдержал более 65 000 тонн бомб по сравнению с 7 000 на Дрезден. Однако Дрезден почти пережил войну без каких-либо серьезных повреждений, поскольку война закончилась уже через 84 дня. Также рекомендуем прочитать: История происхождения Кровавой Мэри Была ли необходимость в таком ударе на столь позднем этапе войны? Так думали военные США, описывая Дрезден как достойную цель.
Бомбардировка Дрездена
Все новости » Перед этим были эвакуированы 15 тысяч человек В Дрездене обезвредили 250-килограммовую неразорвавшуюся американскую бомбу времен Второй мировой войны, ее нашли во время строительных работ на Цвикауэр-штрассе, пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на немецкие СМИ. Прежде чем начать разминирование, власти эвакуировали 15 тысяч человек, в том числе жителей двух домов престарелых.
Звякали трамваи. Свет зажигался, и когда щелкали выключатели. Работали рестораны и театры. Зоопарк был открыт. Город в основном производил лекарства, консервы и сигареты.
И всё-таки он не вполне прав: военное производство в Дрездене, конечно, имелось, хотя и не слишком масштабное. Он был лидером Либеральной партии и в известной степени конкурентом консерватора Черчилля. Но по этому вопросу политические противники сошлись. Американские танки «Шерман» во время сражения в Арденнах, январь 1945 года Фото: commons. Тогда же британские ВВС стали готовиться к операции. Синклер отмечал, что «внезапная массированная бомбардировка не только внесет беспорядок в эвакуацию с востока, но и затруднит переброску войск с запада».
В те дни союзники вели напряженную борьбу с немецкими дивизиями в Арденнах. Красная армия, преодолевая отчаянное сопротивление врага, освобождала Венгрию и рвалась к Берлину. На Ялтинской конференции заместитель начальника советского Генерального штаба Алексей Антонов говорил о необходимости авиаударов по Берлину и Лейпцигу — чтобы затруднить переброску немецких войск на восточный фронт.
Начинать должны были «летающие крепости» и «либерейторы», но погода перетасовала карты — первыми к делу приступили «ланкастеры» и «Москито», искавшие цели на малых высотах и маркирующие их зажигательными бомбами разных цветов. Их бомбы начали падать на Дрезден в районе 22 часов 13 февраля. Сирены, предупреждающие о налёте, начали завывать в 21:51, когда для многих людей уже поздно было разбегаться. Успех первого налёта был очевиден — зарево от пламени было видно с самолётов даже за сотни километров.
К этому моменту в городе уже было создано несколько сот, если не тысяч очагов пожара. Вторая волна прибыла несколько часов спустя и накрыла стянувшихся в Дрезден пожарных со всей Саксонии, заодно расширив площадь возгораний. К тому же электричество вырубилось после первого удара, так что сирены почти не работали, массу людей второй удар застал врасплох. Завершили бомбардировку американцы — они избавились от своего смертоносного груза около полудня 14 февраля. Из-за плохой погоды многие бомбили неприцельно, бомбы летели примерно в город. Рейд отмечен фантастической беспомощностью германской ПВО, и особенно — истребителей. Всё-таки на дворе стоял уже 1945 год, и состояние рейха было давно не тем, что раньше.
Германские лётчики смогли сбить лишь один британский и два американских самолёта — всё остальное ушло на счёт зениток, ошибок пилотирования в плотном строю и ранней выработки топлива. Всё усугублялось организационной неразберихой — на одном из аэродромов истребителей ожидалось прибытие эвакуационных транспортников из Бреслау. Поэтому разрешение на взлёт упорно не давалось, несмотря на падающие на город бомбы. Пилоты сидели в самолётах и чуть ли не плакали от беспомощности. А транспортники? Транспортники так и не явились. Дрезден после бомбардировки Огненный смерч Своего рода визитной карточкой союзных бомбардировок стал феномен «огненного смерча» — физического явления, возникающего в результате возникновения большого количества крупных пожаров одновременно.
Взаимодействие нагретого и холодного воздуха приводит к появлению торнадо, всасывающего в себя всё, чему не посчастливилось находиться рядом. Разбуженная «зажигалками» стихия порождала фантасмагорично ужасные картины, которые можно увидеть разве что в каком-нибудь современном хорроре. В том же Дрездене один человек видел, как воздушный поток протащил по улице женщину с коляской, в итоге зашвырнув её в бушующий огонь. Другие рассказывали, как страшный ветер сдувал железнодорожные вагоны.
Глава правительства его величества хотел запугать Сталина, разрушив большой германский город. Увы, нелётная погода подвела британского лидера, и уничтожение Дрездена произошло уже после окончания саммита в Ялте. Стоит заметить, что и другие варварские бомбардировки городов Германии западные союзники пытались объяснить помощью русским солдатам.
Так, 3 февраля 1945 года Берлин пережил самый тяжёлый воздушный налёт в войне. В этот день в плотно затянутом облаками небе над столицей Третьего рейха появились 937 американских бомбардировщиков Б-17 и Б-24, которых сопровождали 613 истребителей. За 53 минуты они сбросили на городские районы Темпельхоф, Шёнеберг, Кройцберг 2267 тонн бомб. При этом 36 бомбардировщиков и 9 истребителей были сбиты. Это был первый дневной американский террористический налёт на жилые кварталы Берлина в духе ночных налётов англичан. Четыре квадратных километра площади было полностью разрушено, при этом, по американским данным, погибло около 23 тысяч человек. Причём американское командование объявило своим лётчикам перед вылетом, что через Берлин 3 февраля проходит 6-я танковая армия СС, направляющаяся из Арденн на Восточный фронт, и тем самым ВВС Соединённых Штатов помогают русским.
На самом деле это было наглой ложью. Тем не менее это враньё за океаном повторяли и после войны. Зато, когда советское командование обращалось с просьбами нанести бомбовые удары по германским кораблям и портам на побережье Прибалтики и Восточной Пруссии, Лондон и Вашингтон отвечали отказом. Бомбардировки Дрездена, Берлина и ряда других городов Германии не имели серьёзного военного значения и не смогли сломить дух немецкого народа, на что рассчитывали британские и американские стратеги. Об этом красноречиво свидетельствуют данные опросов американскими и британскими офицерами захваченных в плен весной 1945 года военнослужащих вермахта. В действительности налёты на Дрезден и другие германские города предназначались для шантажа правительства СССР и советского народа. К лету 1945 года во Франции и Италии главной политической силой стали коммунисты.
Власти Дрездена объяснили решение реконструировать мемориал жертвам бомбардировок
Фильм Алексея Денисова посвящен событиям 13 февраля 1945 года – бомбардировке Дрездена англо-американской авиацией во время Второй мировой войны. Если судить по сухим цифрам, бомбардировка Дрездена была не самой тяжелой за годы войны. Дискуссия о том, были ли бомбардировки Дрездена обоснованы военными задачами, длилась десятилетиями. После Второй Мировой войны к бомбардировкам Дрездена оставалось неоднозначное отношение.
Союзники, которые сожгли Европу
Также рекомендуем прочитать: История происхождения Кровавой Мэри Была ли необходимость в таком ударе на столь позднем этапе войны? Так думали военные США, описывая Дрезден как достойную цель. Другие подтвердили эту точку зрения. Отметив, что через центральный вокзал Дрездена в среднем проходит большое количество военных поездов. В результате чего город был крупным транспортным и коммуникационным узлом. На восстановление Дрездена ушли годы Первый рейд длился 15 минут, а второй всего на несколько минут больше. Но на восстановление города Дрезден ушли десятилетия. Примерно 75 000 из 220 000 городских домов были разрушены.
И их нужно было расчистить, прежде чем восстанавливать. С 1945 по 1955 вид из дрезденской ратуши сменился с плотного городского пейзажа на чистый холст со скелетом дорог. По которым некуда было идти. К 1960-м коммунистическое правительство Восточной Германии реализовало многие жилищные проекты. Но отказалось восстанавливать некоторые из самых известных зданий Дрездена.
Но затем загорелся чердак, и дом был обречен. Семье пришлось навсегда покинуть квартиру на четвертом этаже. На лестничной площадке Эрика увидела пожилую соседку, безучастно сидевшую на ступенях. Она будто окаменела от шока.
Когда Эрика с родителями вышли на улицу, то увидели, что асфальт на проезжей части улиц расплавился и запузырился от жара, идти можно было только по булыжникам. Многие очевидцы точно описали места, где пережили катастрофу в ту ночь. Поэтому имеет смысл читать книгу Маккея, имея перед собой план старого Дрездена. Такие планы сегодня несложно найти в интернете. В отличие от авторов полусерьезных или совсем несерьёзных книг о гибели Дрездена в 1945 году, Маккей критически относится к описаниям очевидцев. Более того, он подвергает их объективной классификации. Так, он установил, что не было никакого «огненного фосфорного огня», хотя выжившие часто о нем упоминают. Так же критически автор отнесся и к сообщениям о штурмовиках на бреющем полете: их в Дрездене не было ни 13, ни 14 февраля 1945 года. Но Маккей не ограничивается непосредственной предысторией или событиями, последовавшими сразу за налетами 13-14 февраля.
Треть книги посвящена предыстории, а последняя часть — восстановлению разрушенного города. Автор убедительно доказывает, почему именно Дрезден стал олицетворением воздушной войны против немецких городов — как минимум сомнительной с моральной точки зрения.
О внутренних суждениях внутри советского руководства, как водится, сведений гораздо меньше, но оно пришло к тому же существенному заключению. На встрече 15 января с Теддером командующим военно-воздушными операциями союзников представлявшем на встрече Эйзенхауэра Сталин выразил особую озабоченность тем, что немецкая транспортная система позволяет легко перебрасывать силы с западного фротна на восточный и между Сталиным и Теддером состоялось обсуждение действий, которые может предпринять союзная авиация для предотвращения такой переброски. Дрезден не упоминался в этой беседе специфически, но было ясным, что переброска немецких сил и военных поставок должна проходить через Дрезден входивший в четверку наиболее важных немецких транспортных узлов в направлении восточного фронта De Bruhl, 149. Это было далеко не первым таким обсуждением: начиная с августа 1942 и по ялтинскую конференцию февраль 1945 Сталин регулярно получал заверения лично от Черчилля и Рузвельта и от их представителей, что СССР может расчитывать на помощь союзной бомбардировочной авиации в поддержке наступления на восточном фронте, когда для этого придёт время De Bruhl, 282, 267-9. Через 10 дней после встречи Сталина с Теддером, 25 января, JIC подготовил предложения "О стратегической бомбардировке в связи с текущим русским наступлением" рекомендовавшие нанесение бомбовых ударов по Берлину, Лейпцигу, Дрездену и Хемницу как ключевым транспортным узлам, через которые должна была проходить основная масса перебрасываемых на восточный фронт немецких сил и военных грузов De Bruhl, 154-5. На ялтинской конференции начальник советского Генштаба Антонов, при докладе о планах советского наступления, сделал ряд военных запросов к союзникам. В числе этих запросов Антонов назвал авиационные удары в начале февраля по комуникационным линиям с целью препятствия перемещению немецких войск на восточный фронт с западного, а также из Норвегии и Италии Материалы ялтинской конференции, FRUS, 1945, III, стр.
В особенности, сказал Антонов, необходимо парализовать транспортные узлы Берлина и Лейпцига. Обсуждение нанесения союзных авиаударов с целью предотвращения передвидения немецких войск на восток было затем продолжено на ялтинской конференции между английскими и советскими командующими с советской стороны участвовали Антонов, машал авиации Худяков, адмирал Кузнецов с помощником Костринским, ген. Грызлов, вице-адмирал Кучеров стр. По воспоминаниям английского переводчика, запрос бомбардировок немецких транспортных узлов выдвигался в Ялте также непосредственно Сталиным. Через несколько дней после этих запросов они будут удовлетворены. Также о советских запросах бомбардировки Дрездена см. Согласно цитируемым Джеффрис свидетельствам, общее мнение в командовании американских ВВС относительно бомбардировок Дрездена состояло в том, что "русские настояли, а англичане согласились". Это мнение, как мы видели, было не вполне точным: инициатива по бомбардировке Дрездена и других немцких транспортных узлов в направлении восточного фронта исходила с обеих сторон, как советской, так и западных союзников, однако в существенном отношении это мнение "русские настояли, а англичане согласились" было верным, так как инициатива западных союзников двигалась советской инициативой и советскими запросами и хронологически следовала им. Хронология основных событий такова: 1.
Июнь-июль 1944: советское командование передает через Новикова см. Запросы бомбардировки Дрезена делались советской стороной также до встречи в Ялте. Один из запросов был сделан от имени советской стороны Новиковым главнокомандующим советскими ВВС при встрече Новикова с ген. Икером во время челночной бомбардировки в июне 1944 при челночной бомбардировке самолёты союзников, вылетая из Британии, совершали посадку около Полтавы. Когда Икер находился на советской стороне, Новиков обратился к Икеру с запросом бомбардировки Дрезена как основного логистического и транспортного центра поддерживающего немецкую оборону против наступления маршала Жукова. Икер передал запрос Новикова ген. Несколько недель спустя Новиков обратился повторно с запросом бомбардировки Дрездена к ген. Андерсену возглавлявшему вторую челночную бомбардировку. Икер и Андерсон передали запрос Новикова ген.
Спаацу, который передал его объединённому комитету начальников штабов.
Пожаловаться Власти немецкого Дрездена объяснили, что надпись в память о жертвах англо-американских бомбардировок города в феврале 1945 года исчезли в рамках перепланировки объекта. Об этом не было сообщено заранее, что вполне обоснованно вызвало множество вопросов со стороны общественности", — говорится в сообщении городских властей.
Договорённости были достигнуты ещё в 2019 году. Тогда надпись хотели перенести в более подходящее место, потому что элемент конструкции является в том числе спинкой каменной скамьи, на которую садились прохожие и нередко покушались вандалы и хулиганы. Спустя год в дополнение к тексту на скамье и подземному спуску была установлена стела с информацией об объекте.
Авианалет на Дрезден в 1945 был совершен союзниками по просьбе Сталина
Бомбовый геноцид США и Великобритании в Европе | evrasia | Тела немецких мирных жителей, погибших при авианалете 13-14 февраля 1945 года бомбардировщиков союзников на Дрезден. |
Бомбардировка Дрездена | Удаление надписи на мемориальном комплексе в Дрездене в память о жертвах бомбардировок города в 1945 году является частью перепланировки, заявили городские власти. |
Союзники, которые сожгли Европу / Войны и конфликты / Независимая газета | МОСКВА, 13 фев — РИА Новости, Андрей Коц. |
Огненный смерч: зачем американцы и англичане уничтожили Дрезден | Статьи | Известия | Originally posted by oper_1974 at Бомбоубежище Дрездена откопанное в 1946 году. |
Бомбардировки Дрездена. ФОТО. | Во время бомбардировки Дрездена союзникам удалось искусственно создать на его улицах огненный смерч (до того это считалось природным явлением). |
Как британцы и американцы бомбили Дрезден три дня и почти уничтожили город
- Живых не оставлять. 78 лет назад США и Британия стерли с лица Земли немецкий город Дрезден
- Огненный смерч: зачем американцы и англичане уничтожили Дрезден | Статьи | Известия
- Навигация по странице
- Бомбардировка Дрездена до сих пор признаётся неоднозначным решением Союзников - Аргументы Недели
Бомбардировки Дрездена. ФОТО.
Бомбардировка Дрездена: уничтожение города и его восстановление | In the raid, major industrial areas in the suburbs, which stretched for miles, were not targeted.[10] According to historian Donald Miller, "the economic disruption would have been far greater had. |
В Дрездене вспоминают американские бомбардировки в 1945 году — 13.02.2020 — В мире на РЕН ТВ | В начале войны в Дрездене установили много тяжелых зенитных батарей, но так как город не подвергался бомбардировкам. |
Живых не оставлять. 78 лет назад США и Британия стерли с лица Земли немецкий город Дрезден | Уничтоженный в феврале 1945 года и добитый бомбёжками в марте и апреле Дрезден не имел никакого военного значения. |
Отвечая на заблуждения и не желая остановиться... Часть вторая)
До полудня следующего дня выходить из убежища было опасно. Когда американцы и их охрана вышли наружу, небо было сплошь закрыто чёрным дымом. Сердитое солнце казалось шляпкой гвоздя. Дрезден был похож на Луну — одни минералы. Камни раскалились.
Вокруг была смерть. Такие дела». Дрезден навсегда утратил свой исторический облик. Погибло около 30 тысяч человек.
Но это явно заниженные цифры так как многие тела от огромной температуры просто исчезли.
А вот Лондоном он стал намного позже — в 1042 году. Будучи столицей Британской империи он пережил несколько пожаров и несколько раз отстраивался заново. Однако мало кто догадывался, что и в двадцатом веке его будет ожидать эта же участь. Парламент и Биг-Бен не пострадали в войне, чего не скажешь о других зданиях. Поэтому после ряда успешных завоевательных операций на территории континентальной Европы вермахт был направлен и на Туманный Альбион.
Лондон подвергся бомбардировке в августе 1940 года, однако тогда она оказалось скорее случайной. После ответного удара англичан немцы разработали в осуществили операцию «Блиц». Английская столица после операции «Блиц». После небольшого перерыва они вновь возобновились: последние бомбардировки Лондона прошли только в мае 1941 года. Разрушения города были колоссальными - по информации Novate. Панорама Лондона, вторая половина 20 века.
Англичане не только отстроили потерянный жилой фонд и инфраструктуру, но и о старых зданиях не забыли: были реконструированы уцелевшие 20 соборов и ряд исторических построек. Лондон изменился до неузнаваемости - сегодня в нем интересным образом сочетаются современные бизнес-центры и историческая архитектура. Минск Беларусь Городской пейзаж довоенного Минска. За всю свою историю он успел побывать в составе сразу нескольких государств: Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи, а после и Союза Советских Социалистических Республик. Однако длинная история не спасла Минск от разрушения из-за авианалетов. Вид на площадь Свободы Минска после бомбардировок.
По данным Novate. Последующие три года, которые город провел в оккупации немецкими войсками, он не восстанавливался, а при его освобождении в июле 1944 года разрушений только прибавилось, хотя они и до этого были катастрофическими. В результате к концу лета 1944 года неразрушенными оказались лишь 70 сооружений Минска. Ленинский проспект и площадь Свободы, конец 1960-х годов. Город пришлось отстраивать, по сути, с нуля, ведь большую часть зданий снесли, а сохранившиеся исторические районы - полностью перепланированы. Кроме того, главная площадь Минска была увеличена, да и изменилась внешне - теперь в ней появились характерные для сталинской архитектуры монументальные здания и 4-5-этажные жилые дома.
Любек Германия Любек в конце 19 столетия. Кроме того, к началу 19 века город обзавелся еще и званием первого иностранного порта - он стал местом стоянки пассажирских кораблей, которые выходили из Кронштадта. Пылающий после бомбежек Любек, 1942 год. В ночь с 28 на 29 марта 1942 года Королевские ВВС Британии фактически уничтожили Любек, буквально забросав его фугасными и зажигательными бомбами.
Ещё в 1965 году власти ГДР, совсем не заинтересованные в условиях «холодной войны» в преуменьшении цифр, признали, что в Дрездене 13-15 февраля 1945 года погибло 25 тысяч человек. Новейшие исследования полностью подтверждают сделанный тогда подсчёт. В 2010 году комиссия историков, шесть лет работавшая по заказу мэрии Дрездена, назвала цифру от 18 до 25 тысяч погибших. Таким образом, масштаб трагедии в Дрездене уступает ужасам, постигшим японские города Хиросиму и Нагасаки в результате ядерной бомбардировки, «обычной» бомбардировке Токио 8-9 марта 1945 года и серии бомбёжек Гамбурга 25 июля — 3 августа 1943 года. Жертвами последней стали около 50 тысяч человек. Но и 25 тысяч погибших за две ночи это тоже, согласитесь, очень много. Было ли военное значение? Дрезден, старинная столица Саксонии, считается одной из культурных столиц Европы. В описании последствий бомбардировки акцент всегда делается на невосполнимый ущерб культурным ценностям. Кроме того, обращают внимание на то, что в Дрездене не было военных объектов. Там почти не имелось промышленности и не располагались части вермахта. Жертвами англо-американских бомбардировок стали почти исключительно гражданские лица, в основном женщины, дети и старики.
Ранее надпись гласила: "Это место воспоминаний, памяти и поминовения. Здесь лежат сожжённые тела тысяч жертв авианалётов 13 и 14 февраля 1945 года. Тогда в наш город вернулся ужас войны, распространившийся из Германии по всему миру". Теперь же власти хотят разместить информацию о том, что в результате авианалётов были сожжены тела 6865 человек, а их прах был захоронен в братской могиле на кладбище Heidefriedhof. Всего же погибло 25 тысяч человек.
Бомбардировка Дрездена
В этот четверг весь мир вспоминал страшную бомбардировку Дрездена. 13-го февраля исполнилось 75 лет рукотворному аду на земле. Уничтоженный в феврале 1945 года и добитый бомбёжками в марте и апреле Дрезден не имел никакого военного значения. Атомные бомбардировки Дрездена были первым случаем применения такого оружия. Атомные бомбардировки Дрездена были первым случаем применения такого оружия. Бомбардировка Дрездена была не только не единственным подобным случаем в ходе войны — Дрезден не стал чемпионом ни по удельной доле уничтоженных построек, ни по числу жертв. 13 февраля исполняется 70 лет одному из чудовищных событий Второй мировой войны — бомбардировке Дрездена англо-американской авиацией.
В Дрездене обезвредили 250-килограммовую бомбу времен Второй мировой войны
Вид с воздуха на руины Дрездена, разрушенного англо-американскими бомбардировками. Бомбардировка Дрездена, предпринятая англо-американской авиацией 13-15 февраля 1945 года. Вопрос о том, была ли бомбардировка Дрездена вызвана военной необходимостью, до сих пор вызывает споры. 1) Ничего чрезвычайного в бомбардировке Дрездена выделяющей её в числе многих иных бомбардировок не было. Бомбардировка Дрездена союзной авиацией в феврале 1945 года до сих пор остается одним из самых узнаваемых эпизодов Второй мировой войны, в немалой степени благодаря книге. Во время бомбардировки Дрездена союзникам удалось искусственно создать на его улицах огненный смерч (до того это считалось природным явлением).
Бомбардировки Дрездена. ФОТО.
Число пленных растёт с каждым часом, так как немецкие соединения вследствие своего истощения уже не способны к отходу и, с другой стороны, отсутствие горючего парализует транспортные колонны. Сегодня днём наши танковые колонны находились в 80 километрах от Дрездена». Советские танки имели шанс войти в Дрезден через несколько часов. Позже британцы будут утверждать, что разбомбить Дрезден их просил Сталин на Ялтинской конференции. Однако ни советский главковерх, ни иной крупный военачальник Вооружённых сил СССР не обращался к союзникам с подобной просьбой. Американцы, в свою очередь, доказывали, что они-де хотели помочь наступлению войск Красной Армии, выведя из строя железнодорожный узел в Дрездене. Но как раз железнодорожные пути и станции в городе практически не пострадали. После окончания Второй мировой американские и британские политики неоднократно пытались свалить вину за варварское уничтожение Дрездена на… Советский Союз. Например, 11 февраля 1953 года Государственный департамент США сдел ал заявление, в котором говорил ось, что «разрушительная бомбардировка Дрездена произведена в ответ на просьбу Советов об оказании усиленной поддержки с воздуха и была предварительно согласована с советским руководством».
А в феврале 1955 года, в десятую годовщину бомбардировки Дрездена, английская газета «Манчестер Гардиан» вспоминала эти налёты как операцию, «осуществлённую британскими и американскими самолётами вследствие настоятельной советской просьбы атаковать этот важный центр коммуникаций». К сожалению, советская пропаганда, столь ретиво обличавшая британских и американских «империалистов» по поводу и без повода, на сей раз позорно молчала. На самом же деле британский премьер Уинстон Черчилль предложил ВВС провести оп ерацию «Удар гро ма» во время работы Крымской конференции, проходившей 4-11 февраля 1945 года. Глава правительства его величества хотел запугать Сталина, разрушив большой германский город. Увы, нелётная погода подвела британского лидера, и уничтожение Дрездена произошло уже после окончания саммита в Ялте. Стоит заметить, что и другие варварские бомбардировки городов Германии западные союзники пытались объяснить помощью русским солдатам. Так, 3 февраля 1945 года Берлин пережил самый тяжёлый воздушный налёт в войне. В этот день в плотно затянутом облаками небе над столицей Третьего рейха появились 937 американских бомбардировщиков Б-17 и Б-24, которых сопровождали 613 истребителей.
Ходили слухи, что после войны союзники сделают Дрезден столицей новой Германии. Противовоздушная оборона здесь практически отсутствовала, поэтому сигнал воздушной тревоги прозвучал всего за несколько минут до начала бомбёжки. В 22 часа 03 минуты 13 февраля жители окраин услышали гул приближающихся самолётов. В 22 часа 13 минут 244 тяжёлых бомбардировщика «Ланкастер» британских Королевских ВВС сбросили на город первые фугасные бомбы. В считанные минуты город был объят пламенем. Свет от гигантского пожара был виден за 150 километров.
Один из лётчиков британских Королевских ВВС впоследствии вспоминал: «Фантастический свет вокруг становился всё ярче, когда мы приближались к цели. На высоте 6000 метров мы могли различить в неземном ярком сиянии детали местности, которые никогда до этого не видели; впервые за время множества операций мне стало жаль жителей, находящихся внизу». Штурман-бомбардир одного из бомбардировщиков свидетельствовал: «Признаюсь, я бросил взгляд вниз, когда бомбы падали, и своими глазами увидел шокирующую панораму города, полыхающего от одного конца до другого. Виден был густой дым, относимый ветром от Дрездена. Открывалась панорама ярко сверкавшего города. Первой реакцией была потрясшая меня мысль о совпадении происходившей внизу бойни с предостережениями евангелистов на проповедях перед войной».
В план бомбардировки Дрездена входило создание на его улицах огненного смерча. Такой смерч появляется, когда возникшие разрозненные очаги пожаров объединяются в один огромный костёр. Воздух над ним нагревается, его плотность уменьшается и он поднимается вверх. Британский историк Дэвид Ирвинг так описывает огненный смерч, созданный в Дрездене лётчиками британских Королевских ВВС: «…образовавшийся огненный смерч, судя по обследованию, поглотил более 75 процентов территории разрушений… Гигантские деревья были вырваны с корнем или наполовину сломлены. Толпы спасавшихся бегством людей были неожиданно подхвачены торнадо, их протащило по улицам и швырнуло прямо в огонь; сорванные крыши и мебель… были выброшены в центр полыхающей старой части города. Огненный смерч достиг пика в трёхчасовом промежутке между налётами, именно в тот период, когда укрывшимся в подземных коридорах жителям города следовало бежать на его окраины.
Железнодорожник, укрывавшийся возле Почтовой площади, наблюдал, как женщину с детской коляской потащило по улицам и швырнуло в пламя. Другие люди, спасавшиеся бегством вдоль железнодорожной насыпи, которая казалась единственным путём спасения, не заваленным обломками, рассказывали, как железнодорожные вагоны на открытых участках пути сдуло бурей". На улицах плавился асфальт, и люди, падая в него, сливались с дорожным покрытием. Телефонистка Центрального телеграфа оставила такие воспоминания о бомбардировке города: «Некоторые девушки предложили выйти на улицу и бежать домой. Лестница вела из подвала здания телефонного узла в четырёхугольный двор под стеклянной крышей. Они хотели выбраться через главные ворота двора на Почтовую площадь.
В результате трехдневных налётов союзных войск, США и Великобритании, с 13 по 15 февраля, в городе погибли 25 тысяч человек. По неофициальным данным до 275 тысяч. Авиация практически сравняла город с землёй, сбросив 7,5 тонн зажигательных и фугасных бомб.
Оценки трудно произвести в связи с тем, что население города, в 1939 году насчитывавшее 642 тысячи человек, в момент налётов увеличилось в связи с прибытием не менее 200 тысяч беженцев и нескольких тысяч солдат. Судьба многих беженцев неизвестна, потому что они могли обгореть до неузнаваемости или покинуть город, не поставив в известность власти. Германское Министерство народного просвещения и пропаганды распространило информацию о том что число погибших составило от 100 до 200 тысяч человек. В настоящее время ряд историков оценивает число жертв в интервале 25-30 тысяч человек. Тела погибших во время бомбардировок сожгли на главных площадях Дрездена. Немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе Гюнтер Грасс уверен, что бомбардировки были военным преступлением и актом геноцида — таким же, как холокост и ядерные удары по Хиросиме и Нагасаки. Американский журналист и литературный критик Кристофер Хитченс писал, что массовая бомбардировка Дрездена проводилась исключительно для того, чтобы новые экипажи самолетов могли отработать практику бомбометания.
По его мнению, союзники сжигали немецкие города в 1945 году только потому, что в состоянии были это сделать. Это также был и ответ на массированные бомбардировки немцами города в Великобритании в самом начале войны. Карта бомбардировки Дрездена. Советский солдат наблюдает за работой уличного художника в разрушенном союзными бомбардировками Дрездене. Меморандум, который был зачитан английским пилотам перед вылетом на бомбежку 13 февраля, открывал истинный смысл данной военной операции: "Целью атаки является нанести удар противнику там, где он почувствует его сильнее всего, позади частично рухнувшего фронта… и заодно показать русским, когда они прибудут в город, на что способны Королевские ВВС".