«Мы видим сильную зависимость у детей от гаджетов, но самое главное, что через них они могут практически бесконтрольно «потреблять» содержимое деструктивных сообществ в Сети, через которые ими манипулируют, заставляя причинять вред себе и близким». Так родилась моя школа в г. Новокузнецке, где прошли обучение более 300 детей и успехами каждого из них я искренне горжусь. Дети, привыкшие, или уже находящиеся в зависимости от гаджетов часто говорят о том, что им больно читать. То есть, если дети бесконтрольно пользуются гаджетами с безлимитным доступом в интернет, то они могут залезть туда, куда родителям даже не снилось. И получить проблемы со здоровьем, психикой и, самое главное, зависимость.
Общего решения нет: как узнать, есть ли у ребенка зависимость от гаджетов
Все больше зарубежных университетов проводят исследования о влияние гаджета сверх допустимого времени на ребёнка в разных возрастных группах. Чтобы рассмотреть тему зависимости от гаджетов в контексте учебной мотивации — приглашаем вас пройти бесплатные уроки «Как помочь ребёнку, если он не хочет делать то, что нужно и важно?». Гаджеты в руках у ребенка чреваты потерей связи поколения родителей и детей. «Наше исследование выявило криволинейную зависимость между временем использования смартфона и нежелательными последствиями для здоровья. Вместе с тем, зависимость от компьютерных игр негативно сказывается на психике людей. Самая печальная печаль в том, что дети "ушли" в гаджеты не самостоятельно, а при поддержке и стимулировании взрослых.
Как гаджеты влияют на развитие и здоровье ребёнка
Правда, при раннем знакомстве есть определенные риски, которые связаны с нарушением возрастных норм развития, которые как раз и показало японское исследование. При раннем знакомстве ребенка c телефоном есть определенные риски, которые связаны с нарушением возрастных норм развития. Фото: Shutterstock КСТАТИ В Китае готовят законопроект, по которому дошкольники могут пользоваться мобильным интернетом только 40 минут в день, дети до 16 лет — 1 час, от 16 до 18 лет — 2 часа, причем только в дневное время — в ночное выход в сеть будет невозможен. Чтобы избежать формирования зависимости изначально, нельзя использовать гаджет как пустышку, нельзя «выключать» ребенка гаджетом. Если есть ситуация, в которой вам нужно работать дома, то подумайте, как это сделать, чтобы ребенок не видел вас с гаджетами.
Уходите в другую комнату или в кафе. Не давайте маленькому ребенку бесконтрольно сидеть в гаджете, а к 14 годам постепенно готовьте его самостоятельно контролировать время. У подростка должна появиться саморегуляция. Зависимость от гаджетов и интернет-зависимость внесены в международный реестр заболеваний как нехимическая адреналиновая зависимость.
Предмет, вызывающий зависимость, дает выплеск адреналина и положительных эмоций.
Ведь в гаджетах дети попадают в мир своих интересов, необходимого им общения, получают там поддержку своих идей, мыслей, делятся сокровенным. Но вместе с тем теряют связь с реальным миром: становятся тревожными и раздражительными, менее внимательными, часто ведут себя отрешенно, проявляют признаки апатии. На физиологическом уровне часто наблюдаются ухудшение зрения, бессонница, снижается двигательная активность, — заметила Краснова. Внимание к своему ребенку, одобрение и развитие его интересов, поддержка в самых разных ситуациях помогут вам стать опорой и лучшим другом своим детям, считает специалист.
Развивается зависимость, которую можно устранить только психотерапией. Сложности с социализацией Ребёнку, проводящему слишком много времени за экраном, сложнее социализироваться. Пока другие знакомятся с окружающим миром и людьми, он живёт в мире, ограниченном выдуманными персонажами с ненастоящими эмоциями и мимикой.
А когда наступает время познакомиться с реальностью, сталкивается с тем, что его представления о ней ошибочны, и мир человеческих отношений сложен и многогранен. Когда человек не может выразить себя или понять другого в реальности , ему очень сложно жить в обществе и преуспевать в деятельности. Выдуманный мир даёт трещину, а настоящий кажется непонятным и недосягаемым. Отсюда внутриличностные конфликты, разочарования, чувство, что «я чужой в этом мире», бесконечные визиты к психотерапевтам. Похоже, что известные основатели и руководители IT-компаний знают про все перечисленные негативные последствия: Стив Джобс, CEO компании Apple, ограждал своих детей от экранов даже в подростковом возрасте. Билл Гейтс, основатель Microsoft, не разрешал своим детям пользоваться гаджетами до 14 лет, а после запрещал делать это во время приёмов пищи. В 11 лет у сына генерального директора Google Сундара Пичаи ещё не было смартфона. Сундар также ограничивает количество телевизора в жизни сына.
Эван Шпигель, основатель мобильного приложения Snapchat, выделяет своим малышам 1 г. Сьюзен Войжитски, CEO компании Youtube, считает, что учить детей пользоваться смартфонами нужно начинать не раньше 11 лет. Она ограничивает экранное время для своих пятерых детей. Хочет, чтобы они больше общались в реальности и чтобы их отношение к технологиям было здоровым. Алексис Оганян, основатель Reddit, ограничивает экранное время 3-летней дочери и планирует делать это дальше. Признаки зависимости от гаджетов Мы можем говорить о зависимости от гаджетов, если наблюдаем такие признаки: Малыш использует любой предлог, чтобы получить телефон или планшет. У него сильно портится настроение или начинается истерика, когда взрослый забирает их. После использования гаджета ему сложно переключиться на другой вид деятельности.
Ребёнок становится раздражительным, легко возбудимым, агрессивным после взаимодействия с телефоном или планшетом. Без гаджета под рукой ведёт себя растерянно, грустит, не может ни на чём сконцентрировать внимание. И только с гаджетами улыбается и радуется. Неохотно общается с другими, не хочет выходить из дома или заниматься какой-либо деятельностью в реальном мире. Если вы заметили у своего ребёнка хотя бы что-то из перечисленного, важно принять меры. Что делать, если у ребёнка зависимость Показать ему, что вокруг множество интересных занятий помимо гаджетов. Что малышу нравилось до знакомства с гаджетами? К чему он проявлял живой интерес?
На каком занятии мог сконцентрироваться надолго? Как вы можете поспособствовать тому, чтобы любимое занятие было всегда доступно? Найдя ответы на эти вопросы, родитель найдёт и способ устранить у своего ребёнка зависимость.
Татьяна Штейн выделяет четыре критерия, которые характеризуют зависимость. Первый критерий. Это чрезмерное потребление с потерей ощущения времени. Люди садятся проверить соцсети только на пять минут, как вдруг понимают, что уже прошел целый час.
Второй критерий. Это нарастающая потребность в увеличении потребления. Взрослые видят, как дети хотят все больше и больше играть или проводить время в соцсетях. Третий критерий. Это бурная реакция на изъятие: могут быть приступы агрессии или депрессии. Четвертый критерий. Это негативные последствия.
Могут быть обманы, споры или социальная изоляция. Штейн отмечает, что большинство детей говорят о том, что никогда не получали никаких инструкций от родителей по поводу того, как использовать гаджеты. Это самая большая ошибка, которую допускают мамы и папы.
«Цифровое слабоумие» у ребенка: кто виноват и что делать
Цифровой героин: как экраны превращают детей в психотических наркоманов / Хабр | Игнорирование признаков зависимости от телефона и иных гаджетов может стать причиной ухудшения здоровья и привести к цифровой деменции, что подразумевает расстройство памяти. |
Родителям на заметку. Влияние гаджетов на здоровье детей | Поэтому, забирая у ребенка гаджеты, родитель борется с «симптомами», но не решает глубинные проблемы, отмечает Пономарев. |
Зависимость от гаджетов у детей | Поэтому, забирая у ребенка гаджеты, родитель борется с «симптомами», но не решает глубинные проблемы, отмечает Пономарев. |
Притягательность игрушки
- Почему запреты не помогают в борьбе с зависимостью подростков от гаджетов — Новости Хабаровска
- Педиатр рассказала, какие нарушения развития у детей вызывают гаджеты
- «Цифровое слабоумие» у ребенка: как смартфон влияет на память и мозг | MedAboutMe
- Зависимость от гаджетов у детей: как снизить риск
«Лаборатория Касперского» изучила вовлечённость российских детей в мир соцсетей и гаджетов
Совместный завтрак или ужин — время для семейных разговоров, а не для проверки соцсетей. Кроме того, использование смартфона во время еды отрицательно влияет на пищеварение. График доступа к играм и социальным сетям. Установите четкое расписание, согласно которому ребенок сможет пользоваться гаджетами. Сделайте смартфон полезным. Вместо того чтобы отбирать телефон, установите интересные обучающие приложения, подпишите ребенка на интересные и полезные каналы в ютубе. Свободное время для гаджетов. Если ребенок сделал уроки, убрался в комнате и выполнил другие домашние обязанности, разрешите ему пользоваться телефоном или компьютером в определенные дни на протяжение нескольких часов. Дни без телефонов.
Соберитесь всей семьей в выходной и сходите за покупками, в кино, на прогулку, займитесь спортом. Родители должны показать ребенку на своем примере, насколько интересной и насыщенной может быть жизнь без гаджетов. Отключите push-уведомления. Видя какое-то сообщение на экране, ребенок всегда будет пытаться заглянуть в телефон. После отключения уведомлений такое желание появляется значительно реже. Заведите домашнего питомца. Любой ребенок мечтает о собаке или кошке. На заботу о любимом животном уходит определенное время, которое ребенок будет тратить с удовольствием.
Это не только отвлечет его от гаджетов, но и положительно повлияет на развитие чувства ответственности и эмпатии. Что еще предложить взамен гаджетам. Если вы хотите отвлечь ребенка от гаджета, постарайтесь занять его чем—нибудь интересным. Чем же можно заменить гаджеты? Даже если ваш ребенок не очень любит читать, обязательно найдется такая книга, которая его увлечет. Сегодня в продаже представлено множество конструкторов, начиная от лего, заканчивая сложными конструкциями, моделирующими механизмы. Настольные игры. Найдите свободное время, и поиграйте вместе с ребенком.
Таким образом вы не только отвлечете его от гаджетов, но и приятно проведете время вместе. Наборы для творчества. Подберите для ребенка интересный набор для рисования или рукоделия. Устройте турнир по шашкам, шахматам. Это не только весело, но и полезно для развития логики и стратегического мышления. Чтобы ребенку было интересно собирать пазл, можно подобрать, например, картину из его любимого фильма. Готовый пазл повесьте на стену, чтобы ребенок мог любоваться результатом своих стараний.
Важно обсудить эти правила с ребёнком заранее, ещё на берегу.
Вводить ограничения уже после того, как ребёнок привык пользоваться гаджетом безлимитно, будет гораздо сложнее. Зафиксируйте всё это на бумаге, поставьте дату и подписи и распечатайте в трёх экземплярах. Один повесьте на холодильник, второй отдайте ребёнку, а третий храните у себя. Так вы всегда можете быстро восстановить правила в случае их нарушения. Ещё одна важная вещь, которая должна произойти до того, как цифровое устройство в первый раз попадёт в руки ребёнку: расскажите ему о рисках. Мы уже касались темы опасного интернет-контента и нежелательных знакомств в соцсетях. Но этим возможный вред не исчерпывается. Важно дать детям понимание, что приобрести зависимость и другие проблемы — проще простого.
А вот избавиться от них будет сложно. И если ребёнок хочет стать обладателем цифрового устройства, он должен осознавать, что от него потребуется самоконтроль и ответственность. Список негативных последствий от чрезмерного пребывания в виртуальном пространстве вы найдёте в одной из наших следующих статей. Чтобы ребёнок глубже проникся серьёзностью темы, проговорите с ним возможные ситуации, поищите из них выходы, вспомните примеры из жизни. Нет более действенной защиты от детской цифровой зависимости, чем активное участие родителей в жизни ребёнка. Подвижные и настольные игры, прогулки и выезды на природу, совместное чтение, живое общение с друзьями, общие увлечения, занятия художественным творчеством, спортом или игрой на инструменте — всё это делает реальную жизнь объёмной и интересной. Это не даёт ребёнку чрезмерно погрузиться в цифровой мир и там потеряться. Чтобы ребёнок не засиживался у компьютера, скрючившись буквой «зю», важно с самого начала приучить его делать упражнения для спины и глаз после использования экрана.
Не поленитесь первые 2—3 недели выполнять их вместе с ребёнком — это полезно и взрослому.
По ее мнению, люди начинают ощущать дискомфорт и даже тревогу без телефонов. Анна Гончарова, доктор медицинских наук: «Мы и проигрываем борьбу с игроманией. Легко бороться с болью, легко бороться со страхом, поскольку это негативные эмоции. А если человеку хорошо, зачем он будет бороться? Наоборот, он хочет снова и снова получать это удивительное ощущение». Это наглядно показывает, почему ребенок, который однажды поиграл в игру на смартфоне или посмотрел интересный мультик, снова тянет руку к гаджету.
В одну комнату пригласили малышей, предварительно забрав у них на входе телефоны. В другой комнате, полной игрушек, разместили их сверстников, но смартфоны детям оставили. К какому выводу пришли в ходе эксперимента?
Они воспринимают его, как интересную игрушку, которая даёт очень сильные ощущения и поднимает настроение. В результате возникновения гаджет-зависимости у дошкольников может наблюдаться задержка психического развития, снижение способности взаимодействия со взрослыми и сверстниками, превалирует низкий уровень словарного запаса, неумение интересоваться реальными предметами, с которыми можно играть, трудности при групповой работе в детском саду. Выделяют следующие признаки зависимости от гаджетов у детей дошкольного возраста: - ребенок плохо засыпает, чувствует усталость и ничего не хочет делать; - резкие перемены настроения; - если родители не дают телефон, ребёнок устраивает сильную истерику, долго не успокаивается и требует желаемый объект; - как только дошкольник просыпается, сразу просит включить ему мультик или игру на гаджете; - нежелание прерывать взаимодействие с устройством; - просьба дать телефон или планшет без необходимости; - слабая концентрация внимания; - узкий кругозор и отсутствие заинтересованности в играх со сверстниками, книжках, рисовании и другой характерной для детского возраста деятельности [1]. При сильно сформированной зависимости от гаджета ребёнок раннего возраста уже способен воспринимать родителя, как объект, который является препятствием к желаемому предмету. Конечно, такая ситуация наблюдается в тех семьях, где телефон или планшет очень часто заменяют прогулки, чтение книг, совместные игры с ребенком, а также простое общение в течение дня. Гуткиной, замена живых игр «телевизионными» приводит к понижению интеллектуальной активности и креативного потенциала детей, к угасанию познавательной потребности. В дальнейшем это проявляется в отрицательном отношении к интеллектуальному труду [5]». Подобная ситуация не является удивительной. Дети дошкольного возраста при нормальном развитии концентрируют своё внимание на интересующем их занятии, поэтому в силу своей привлекательности, зависимость формируется очень быстро и надолго. Родители начинают бороться с проблемой, когда она достигает своего пика и поведение ребёнка становится для них неприемлемым. У взрослых нет возможности полностью исключить гаджеты из жизни детей. Поэтому, профилактикой к предотвращению аддиктивного поведения дошкольников могут служить следующие рекомендации: Родителям нужно помнить, что детская психика только начинает формироваться, она не способна выдерживать тот объём информации, который доступен взрослому человеку. В дошкольном времяпровождении для ребят важно реальное общение и реальные игры, соответствующие и доступные их возрасту. Ни один папа и ни одна мама не позволят переходить ребёнку дорогу на красный свет, таким же «красным цветом» должен стать и гаджет в семье до определенного возрастного порога. Можно давать детям смотреть мультики или сыграть в безобидную игру, но установив определённый регламент. В таких случаях может подойти таймер. С ребёнком можно заключить договор: «Как только телефон прозвенит, ты отдаёшь его мне и на сегодня просмотр мультика или игра закончены».
Влияние гаджетoв на физическoе и психическoе здорoвье детей
Значит, что-то скрывала. Однажды произошла ситуация, которая стала для нас звоночком во всей этой истории. Мы спали, и вдруг на ее телефоне прозвонил будильник… Я посмотрела на часы — было 5 утра. Мила, естественно, не проснулась, ее вообще не разбудишь ночью. Я выключила будильник, и мы продолжили спать. С утра спрашиваю: «Мил, зачем ты завела будильник на 5 утра? Просто так, говорит, завела. Нам с мужем показалось это подозрительным.
Мы испугались, что это какое-то задание, которое в подростковых группах раздают, начали переживать. Никакие расспросы не помогли. Дочь нам так и не рассказала, зачем поставила будильник на 5 утра. Но мы заставили ее открыть свой телеграм. Она была очень потрясена этим моментом, что нужно показать мне свой телефон. Говорила: «Это мое личное пространство! Это было не педагогично, конечно, но другого метода я, честно говоря, в тот момент не нашла.
Дочь уперлась, а мы запаниковали. В итоге в Telegram у нее оказались не очень хорошие группы, вредоносный контент. В частности, были группы, которые удаляются через 24 часа. Мы провели разъяснительную беседу и взяли с нее обещание не сидеть в таких чатах. Она сказала: «Да, я все понимаю, больше не буду». Соцсети довели ребенка до депрессии Прошло примерно два месяца, и у ребенка началось состояние, близкое к депрессивному. Мы списывали это на переходный возраст.
Мила училась хорошо всегда и продолжала учиться хорошо, но стала немного замкнутой. В этот момент мне подруга рассказала ситуацию, которая произошла с ее 11-летней дочерью. Девочка отправляла свои фото в чат в Telegram, в том числе в купальнике. У нее завелись какие-то онлайн-друзья, якобы дети, и просили прислать ее фотографии. Естественно, что это были не дети, но ей это было непонятно и она попала в такую ситуацию. Моя подруга полностью лишила ее телефона и планшета и сказала, что уже через две недели ребенка было не узнать. Девочка вообще не вспоминала об этом, поменялась, стала радоваться жизни.
Вместо смартфона предложите ему интересную книгу. Не стоит одновременно использовать несколько гаджетов. Дети умудряются смотреть телевизор, играть в компьютерную игру и проверять соцсети в один момент. В итоге ребенок не может нормально сосредоточиться ни на чем.
Установите правило: только один экран за раз. Не пользоваться телефоном во время еды. Совместный завтрак или ужин — время для семейных разговоров, а не для проверки соцсетей. Кроме того, использование смартфона во время еды отрицательно влияет на пищеварение.
График доступа к играм и социальным сетям. Установите четкое расписание, согласно которому ребенок сможет пользоваться гаджетами. Сделайте смартфон полезным. Вместо того чтобы отбирать телефон, установите интересные обучающие приложения, подпишите ребенка на интересные и полезные каналы в ютубе.
Свободное время для гаджетов. Если ребенок сделал уроки, убрался в комнате и выполнил другие домашние обязанности, разрешите ему пользоваться телефоном или компьютером в определенные дни на протяжение нескольких часов. Дни без телефонов. Соберитесь всей семьей в выходной и сходите за покупками, в кино, на прогулку, займитесь спортом.
Родители должны показать ребенку на своем примере, насколько интересной и насыщенной может быть жизнь без гаджетов. Отключите push-уведомления. Видя какое-то сообщение на экране, ребенок всегда будет пытаться заглянуть в телефон. После отключения уведомлений такое желание появляется значительно реже.
Заведите домашнего питомца. Любой ребенок мечтает о собаке или кошке. На заботу о любимом животном уходит определенное время, которое ребенок будет тратить с удовольствием. Это не только отвлечет его от гаджетов, но и положительно повлияет на развитие чувства ответственности и эмпатии.
Что еще предложить взамен гаджетам. Если вы хотите отвлечь ребенка от гаджета, постарайтесь занять его чем—нибудь интересным. Чем же можно заменить гаджеты? Даже если ваш ребенок не очень любит читать, обязательно найдется такая книга, которая его увлечет.
Сегодня в продаже представлено множество конструкторов, начиная от лего, заканчивая сложными конструкциями, моделирующими механизмы. Настольные игры. Найдите свободное время, и поиграйте вместе с ребенком. Таким образом вы не только отвлечете его от гаджетов, но и приятно проведете время вместе.
По мнению психолога Аллы Красновой, в современных условиях гаджеты являются той реальностью, в которую погружены большей частью дети и подростки. Если вы наблюдаете, что ваш ребенок на постоянной основе при выборе — пообщаться с вами или поиграть в гаджет — отдает свое предпочтение последнему или постоянно «пропадает» в своем мобильном телефоне, то пора серьезно задуматься, что именно виртуальное пространство ему заменяет, подчеркнула психолог. И что, по-видимому, не в силах дать им мы как родители? Ведь в гаджетах дети попадают в мир своих интересов, необходимого им общения, получают там поддержку своих идей, мыслей, делятся сокровенным.
Проблемы социализации. Постоянно сидя в интернете, подросток не испытывает необходимости в общении со сверстниками. Виды зависимости от гаджетов. Дети пользуются гаджетами по-разному. Мальчики чаще увлечены играми, а девочки — социальными сетями. Можно выделить три вида зависимости: И гровая зависимость — нездоровое увлечение компьютерными играми.
Насыщенный сюжет и реалистичная графика, командные игры полностью компенсируют потребность в общении. Возможно, перед вами будущий киберспортсмен, ведь это тоже профессия, которая приносит реальный доход. Но важно, чтобы чрезмерное увлечение не вытеснило реальную жизнь. Зависимость от социальных сетей — навязчивое желание постоянно выкладывать новые фото, проверять количество лайков и комментариев. Обычно такая зависимость возникает у неуверенных в себе подростков. Детям сложно принять себя и настоящую жизнь, которая кажется неинтересной и скучной по сравнению с виртуальной. Зависимость от интернет-серфинга — бесконечное бесцельное блуждание по сети, изучение бесполезных роликов в ютубе и на других подобных сайтах. Признаки зависимости у подростка: когда родителям начинать беспокоиться. Многие родители думают, что зависимость от гаджетов — это всего лишь плохая привычка. Но это далеко не так.
Например, зависимость от компьютерных игр в 2019 году внесли в Международную классификацию болезней. Если вы заметили следующие признаки в поведении своего сына или дочери, стоит начинать беспокоиться: В ся жизнь подростка сосредоточена вокруг компьютера или смартфона. Его больше ничего не интересует, кроме виртуальной реальности. Отсутствие гаджета или отключение интернета приводит к сильному беспокойству, панике и вспышкам агрессии. Ребенок постоянно тянется к телефону, проверяет уведомления и сообщения. Подросток поскорее старается закончить дела, чтобы погрузиться в виртуальную реальность. У ребенка возникли проблемы с режимом дня, он плохо ест, не высыпается, постоянно в плохом настроении, если не имеет возможности посидеть в телефоне или за компьютером. Устойчивая зависимость от гаджетов появляется у подростков 12-16 лет. Именно в этот период у ребенка происходит формирование интересов и личностных ценностей. Основные ошибки родителей, желающих отучить ребенка от гаджетов.
Пытаясь побороть зависимость ребенка от гаджетов, родители часто используют не самые лучшие методы, которые не просто не работают, но и наоборот усугубляют проблему: Силой отбирают гаджеты, отключают интернет, выгоняют ребенка погулять. В таком случае дети обычно обижаются и начинают все делать назло. Постарайтесь понять, откуда у ребенка возник такой нездоровый интерес к гаджетам. Заострять внимание на вреде для здоровья. Обычно дети и подростки не обращают внимания на такие детали. Осознание приходит к ним немного позже.
Социальная зависимость детей дошкольного возраста от гаджетов
«Жесткие методы борьбы с зависимостью от гаджетов не помогут, а только оттолкнут ребенка от вас, – говорит педагог, писатель Светлана Гончаренко. Зная, что гаджеты вызывают привыкание и зависимость, мы подготовились. Дебаты о чрезмерной зависимости детей от гаджетов идут в разных странах, но пока только Китай всерьез рассматривает возможность ограничить время, проводимое ими в смартфоне.
«Цифровое слабоумие» у ребенка: кто виноват и что делать
К физическим опасностям зависимости от телефона у детей можно отнести непосредственное влияние гаджетов на растущий организм. Социальный психолог Джонатан Хайдт (США) выступил с революционным призывом: он считает, что детей необходимо отлучить от гаджетов, если мы хотим уберечь их психику. Суть эксперимента: Детям от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет). Плохая новость заключается в том, что желания мам и детей радикально не совпадают. Распознать зависимость ребёнка от гаджетов довольно просто: ребёнок испытывает непреодолимое желание использовать гаджет более 30 минут в день.
Как гаджетозависимые дети превращаются в монстров
— [В связи с распространением гаджетов у детей] нас ждет какая-то эпидемия психологических отклонений и неровностей вообще по всему земному шару — потому что это не только в России, это везде такое? Откуда у детей берется такая зависимость от гаджетов и почему она может привести к трагическим последствиям, «Вечерняя Москва» узнала у эксперта. Так родилась моя школа в г. Новокузнецке, где прошли обучение более 300 детей и успехами каждого из них я искренне горжусь. Когда родители говорят, что ребенок зависим от гаджета, потому что плачет, когда они отбирают устройство, речь о зависимости еще не идет.
Как гаджеты влияют на детей
В моей клинической работе с более чем тысячью подростков за последние 15 лет, я обнаружил, что старая аксиома «грамм предохранения стоит килограмма лечения» особенно права в случае зависимости от гаджетов. Когда ребёнок переступает черту зависимости, вылечить его бывает очень сложно. Я сталкивался с тем, что лечение зависимых от героина и метамфетамина проходит легче, чем в случае с затерявшимися в матрице игроками, или детьми с зависимостью от социальных сетей. Согласно отчёту от 2013 года от Американской педиатрической академии, дети в возрасте от 8 до 10 лет проводят по 8 часов в день с цифровыми носителями информации, а подростки — по 11 часов в день перед экраном. Каждый третий ребёнок пользовался смартфонами или планшетами до того, как начал говорить. Когда человек переходит черту зависимости — будь то наркотики, цифровые технологии или что-то ещё — ему нужно пройти детоксикацию перед тем, как ему смогут помочь любые виды лечения. В случае технологий это значит — никаких компьютеров, смартфонов, планшетов. Экстремальные случаи включают и устранение телевизоров.
Предписывается детоксикация в течение от четырёх до шести недель; обычно этого времени достаточно для возбуждённой нервной системы, чтобы она пришла в себя. Но в нашем обществе, заполненном технологиями и с вездесущими экранами, эта задача очень непроста. Человек может жить без наркотиков и алкоголя; а в случае с технозависимостью цифровые искушения будут везде. Как же удерживать детей от пересечения этой черты? Это непросто. Суть в том, чтобы предотвратить подсаживание 4-, 5- или 8-летних детей на гаджеты. Lego вместо Minecraft; книги вместо iPad; природа и спорт вместо ТВ.
Если нужно, требуйте от школы, чтобы детей не пускали к планшетам или Chromebook до достижения 10-летнего возраста кто-то рекомендует возраст 12 лет. Честно поговорите с детьми о том, почему вы ограничиваете время с гаджетами. Ужинайте с детьми без электронных устройств за столом — так же, как Стив Джобс проводил низкотехнологичные обеды со своими детьми. Не поддавайтесь синдрому отвлекающегося родителя — дети всё повторяют за родителями. Когда я беседую с моими 9-летними мальчиками-близнецами, я честно объясняю, почему я не хочу, чтобы у них были планшеты или они играли в видеоигры. Я объясняю, что некоторые дети настолько увлекаются игрой со своими устройствами, что им тяжело остановиться или контролировать проводимое за ними время.
Как проходила большая пресс-конференция Владимира Путина Ранее президент России Владимир Путин заявил, что интернет должен дополнять реальную жизнь, полный уход в виртуальную жизнь ведет к деградации молодежи. Главный совет, который специалисты могут дать родителям, это ограничение использования гаджетов по времени, - сказала Мизулина. Дофамин - нейромедиатор, который вызывает желание потреблять контент еще и еще. Именно поэтому так сложно отложить приложения вроде Instagram или TikTok".
Учите своё чадо общаться, знакомиться, мириться, договариваться со сверстниками; 5. Повышайте самооценку ребёнка; 6. Не делайте просмотр телевизора, игру на компьютере, планшете или телефоне средством поощрения! И пару рекомендаций, касающихся длительности использования гаджетов: 1. До 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, телефона, смартфона. Стоит поощрять его познание мира без посредничества электроники; 2. С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с гаджетами 15-20 мин. Для подростка 10-12 лет желательно не более 2 часов в день и не подряд, а по 15-20 минут с перерывами компьютер ; 4. Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном.
Проводите определенное время в день, когда семья общается вживую без использования смартфонов. Например, можно установить правило «семейного часа», в течение которого все участники семьи откладывают гаджеты и посвящают время общению друг с другом. Организуйте семейные мероприятия. Проводите активности, которые вовлекают всех членов семьи и не требуют использования смартфонов. Это могут быть настольные игры, семейные прогулки, кулинарные занятия или вечера, посвященные чтению книг вслух. Поощряйте неразрывное общение. Старайтесь уделить внимание деталям взаимодействия в реальном мире: поговорите с ребенком о его дне, интересах, планах. Это может помочь ребенку осознать ценность непосредственного общения и укрепить его желание общаться вживую. Участвуйте в совместных занятиях. Проводите время вместе с ребенком, участвуя в различных мероприятиях и занятиях, где нет места для использования смартфонов. Это может быть занятия спортом, творческие мастер-классы или просто прогулки на свежем воздухе. Быть примером Ребенок берет пример со своих родителей. Если вы покажете ему, что сами не используете часто телефон и отдаете предпочтение другим видам деятельность, то он начнет обращать на это внимание: Установите ясные правила для себя. Покажите ребенку, что у вас самих есть правила использования смартфонов. Например, не используйте смартфон во время семейных обедов или важных разговоров. Это позволит ребенку увидеть, что у вас тоже есть здоровые границы в использовании технологий. Проведите совместное время без смартфонов. Установите время без смартфонов для всей семьи. Например, можно проводить вечера без использования гаджетов, устраивать семейные прогулки или игры, где смартфоны не приветствуются. Организуйте «технологический детокс». Вместе с ребенком установите время, которое все семья проведет без использования смартфонов, планшетов и других гаджетов. Покажите, что жизнь без смартфона также интересна и содержательна. Приучать к ответственности Подросток уже по-иному реагирует на смартфон. Для него это средство коммуникации. Но подростка сложнее избавить от зависимости. Вот следующие примеры действий, которые можно предпринять в его сторону. Создание расписания и обязанностей. Помогите подростку создать расписание, где время, проведенное за гаджетами, выделено как отдельная активность. Это позволит ему четко видеть время, отведенное на использование гаджетов, в контрасте с другими обязанностями. Обучение управлению временем. Помогите подростку понять, как правильно управлять своим временем. Планирование времени для уроков, физической активности, творческих занятий и времени на гаджеты поможет ему разнообразить свои действия и сделать время, проведенное за гаджетами, более осознанным. Постановка целей. Способствуйте постановке целей и планированию активностей без гаджетов. Например, помочь завести хобби, которое потребует отдельного времени, не связанного с использованием гаджетов, чтобы ребенок мог развиваться в других областях. Когда нужна помощь психолога В каких случаях необходима помощь психолога? Часто родителям бывает сложно признаться, что у их ребенка возникла зависимость от гаджетов, и что ее необходимо лечить. Тем не менее, чем раньше они осознают эту проблему, тем быстрее можно найти решение. Определить, когда уже нельзя обойтись без помощи специалиста очень важно. Но как же понять, что справиться в одиночку не удастся и потребуется помощь психолога? Если у вашего ребенка проявляется хотя бы один из следующих признаков, это может свидетельствовать о необходимости обратиться за помощью к специалисту: Ребенок теряет интерес к повседневным событиям и общению с друзьями и семьей; Он испытывает беспокойство и тревогу, находясь без телефона; Ребенок весь день сидит в телефоне и ни на что не отвлекается; В его поведении наблюдается нервозность и беспокойство, когда телефон находится вне досягаемости; Он не соблюдает договоренностей относительно времени, проведенного в смартфоне. Необходимость помощи психолога в таких случаях становится несомненной, и родители должны обратиться к специалисту для получения поддержки и профессиональной помощи. Родители могут установить определенное время, в течение которого ребенок может использовать гаджеты, и следить за его соблюдением. Важно знакомить ребенка со смартфоном уже в детском возрасте, но при этом использовать их для обучения и развлечений, а не только для игр и соцсетей. Например, можно научить его использовать калькулятор для игры в магазин или фотоаппарат для создания своего альбома натуралиста.
Родителям на заметку. Влияние гаджетов на здоровье детей
Негативные последствия гаджетов для маленьких детей и подростков уже так подробно задокументированы, что отказ от технологий стал чуть ли не главной целью воспитания. Примерно каждый восьмой (13%) согласен, что зависимость от гаджетов и интернета проявляется не только в том, что ребенок очень много времени проводит у экрана. Признаки зависимости от гаджетов у детей.